Все контролирующие лица организации являются налоговыми резидентами только в рф

Опубликовано: 01.05.2024

Проблема отмывания доходов, вывода капитала из территорий с высокой налоговой нагрузкой, коррупцией озабочены многие страны. И с каждым годом государства придумывают все новые и новые способы контроля. Россия не исключение.

В числе последних таких шагов в России – это налогообложение прибыли иностранных компаний в России через контролирующие их лица, являющимися налоговыми резидентами нашей страны.

Данная схема позволяет бюджету получить налог от иностранных компаний пропорционально доле участия физического лица – налогового резидента Российской Федерации до получения этим лицо дохода от такой иностранной компании. Так как доход контролируемой иностранной компании (далее – КИК) приравнивается к доходу контролируемого лица.

Давайте рассмотрим, кто признается контролирующим лицом, кто – КИК, что нужно сделать, если вы признаетесь контролирующим лицом КИК и в какие сроки.

КИК признается не любая иностранная организация, а только если одновременно выполняются следующие условия (п. 1 ст. 25.13 НК РФ):

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующим лицом этой организации являются организация – налоговый резидент РФ и (или) физическое лицо – налоговый резидент РФ.

За рубежом не все организации являются юридическими лицами. Поэтому НК РФ уточнено, что КИК признается иностранная структура без образования юридического лица, удовлетворяющая вышеназванным критериям (п. 2 ст. 25.13 НК РФ).

Кто признается контролирующим лицом

Не все лица, владеющие долей в КИК, признаются контролирующими лицами. В общем случае контролирующим лицом КИК признаются (п. 3, 6, 7, 9, 13 ст. 25.13 НК РФ):

- физическое или юридическое лицо с долей участия в этой организации более 25%;

- физическое или юридическое лицо с долей участия в этой организации более 10%, если доля участия всех налоговых резидентов РФ в этой организации составляет более 50%;

- учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица;

- лицо, доля участия которого в КИК менее выше установленных пределов, но лицо оказывает или имеет возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения;

- лицо самостоятельно себя признает контролирующим лицом.

При определении размера доли в КИК физического лица складываются его единоличная доля, доля супруга (и) и несовершеннолетних детей (п. 5 ст. 25.13 НК РФ).

Что касается иностранной структуры без образования юридического лица, то контролирующим лицом такой структуры может быть и не учредитель (основатель). Контролирующим лицом такой структуры признается иное лицо, если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. 12 ст. 25.13 НК РФ):

1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

В тоже время учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица может не признаться контролирующим лицом такой структуры, если в отношении этого учредителя (основателя) одновременно выполняется

(п. 10 ст. 25.13 НК РФ):

1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

3) такое лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

4) такое лицо не осуществляет над этой структурой контроля.

В случае сохранения за учредителем (основателем) иностранной структуры без образования юридического лица хотя бы одного из вышеперечисленных возможностей, такое лицо признается контролирующим лицом (п. 11 ст. 25.13 НК РФ).

Контролирующими лицами не признаются лица, если их участие в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями

(п. 4 ст. 25.13 НК РФ).

Кроме того, не может быть признан контролирующим лицом управляющее лицо иностранного инвестиционного фонда, а такой фонд – КИКом, только на том основании, что является налоговым резидентом Российской Федерации или осуществляет деятельность по управлению активами такого фонда (компании) на территории Российской Федерации.

Освобождение от налогообложения прибыли КИК

Не во всех случаях прибыль КИК подлежит налогообложению. НК РФ содержит перечень случаев, когда контролирующее лицо уплачивает налог с прибыли КИК.

Прибыль КИК освобождается от налогообложения в РФ, если в отношении такой КИК выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ):

- является некоммерческой организацией, которая не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;

- образована в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС и имеет постоянное местонахождение в этом государстве;

- эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой КИК, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (есть международный договор с РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств и территории из перечня, утвержденного Приказом ФНС России от 01.09.2017 №ММВ-7-17/709@);

Организация является одной из следующих контролируемых иностранных компаний:

- активной иностранной компанией;

- активной иностранной холдинговой компанией;

- активной иностранной субхолдинговой компанией;

- является банком или страховой организацией, осуществляющими деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения на осуществление банковской или страховой деятельности (есть международный договор с РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств и территории из перечня, утвержденного Приказом ФНС России от 01.09.2017 №ММВ-7-17/709@);

- является одной из следующих иностранных организаций (есть международный договор с РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств и территории из перечня, утвержденного Приказом ФНС России от 01.09.2017 №ММВ-7-17/709@);

- является эмитентом обращающихся облигаций;

- организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;

- участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска при соблюдении определенных условий (с периодов, начинающихся в 2016 году);

- является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или - непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.

Наиболее широко применимые освобождения прибыли КИК от налогообложения — это активность иностранной компании и эффективная ставка налогообложения. Ведь во многих европейских странах ставка налога выше, чем у нас.

Активной иностранной компанией признается иностранная организация, у которой доля пассивных доходов за отчетный финансовый год составляет не более 20% от общей суммы доходов неконсолидированной финансовой отчетности (п. 3 ст. 25.13-1 НК РФ).

Пассивными признаются доходы (п. 4 ст. 309.1 НК РФ):

2) доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;

3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации;

4) доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности.

К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;

5) доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;

6) доходы по операциям с производными финансовыми инструментами;

7) доходы от реализации недвижимого имущества;

8) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе доходы от лизинговых операций, за исключением следующих доходов:

- от предоставления в аренду или субаренду морских судов, судов смешанного (река – море) плавания или воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;

- от предоставления в аренду или субаренду подземных хранилищ газа и трубопроводов, используемых для транспортировки углеводородов.

В целях настоящего подпункта определение суммы дохода от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, производится исходя из общей суммы лизингового платежа за вычетом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;

9) доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;

10) доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжениринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

11) доходы от услуг по предоставлению персонала;

12) иные доходы, аналогичные доходам, указанным выше доходам.

При этом не учитываются доходы в виде курсовой разницы, а также следующие доходы (п. 3 ст. 309.1 НК РФ):

- переоценки и (или) обесценения или доходы от реализации или иного выбытия долей в уставном капитале организаций, паев, ценных бумаг, производных финансовых инструментов и расходов, признанных при выбытии указанных активов в составе прибыли (убытка) КИК до налогообложения;

- суммы прибыли (убытка) дочерних организаций (за исключением дивидендов), признанных в финансовой отчетности КИК в соответствии с ее личным;

- суммы расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов.

Для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК согласно п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ, за исключением КИК из государств ЕАЭС, налогоплательщик, осуществляющий контроль над иностранной организацией или иностранной структурой без образования юридического лица, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения (п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ). В зависимости от того, по какому основанию освобождает прибыль КИК от налогообложения, пакет документов будет разный.

Эти документы представляются с переводом на русский язык в срок, установленный для представления уведомления о КИК.

Указанные документы можно не представлять при косвенном участии контролирующего лица в КИК через налогоплательщика – контролирующего лица КИК, являющегося российской организацией. Освобождение применяется, если в уведомлении о КИК контролирующее лицо указало сведения об организации, представившей такие документы.

Уведомление об участии в иностранных организациях

Уведомление об участии в иностранных организациях подается в налоговый орган по месту постановки на учет или месту жительства физического лица, если доля такого лица – налогового резидента РФ в иностранных организациях превышает 10%. Уведомление подается не позднее 3 месяцев с даты возникновения (изменения) доли участия в такой иностранной организации (пп. 1 п. 3.1 ст. 23, п. 1, 3 ст. 25.14 НК РФ).

Также необходимо уведомлять об учреждении иностранных структур без образования юридического лица не позднее 3 месяцев с даты их учреждения (пп. 2 п. 3.1 ст. 23, п. 1, 3 ст. 25.14 НК РФ). Уведомление подается по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.04.2015 №ММВ-7-14/177@.

Уведомление также предоставляется в случае, когда такой нерезидент стал налоговым резидентом по итогам этого календарного года. В этом случае уведомление подается срок не позднее 1 марта года, следующего за указанным календарным годом. В уведомлении указываются данные по состоянию на 31 декабря соответствующего календарного года.

Кроме того, уведомление нужно подавать и о прекращении участия в указанных организациях или структурах в течение 3 месяцев с даты прекращения участия или с даты ликвидации.

Следует отметить, что до 15.03.2016 такое уведомление предоставлялось в течение одного месяца (п. 5 ст. 1 Федеральный закон от 24.11.2014 №376-ФЗ).

Если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.

Напоминаем, что первое уведомление об участии в иностранных организациях по состоянию на 15.05.2015 подавалась не позднее 15.06.2015 (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 №376-ФЗ).

Уведомление о доходах от КИК, образованной до 2015 года

Налоговые резиденты РФ, признаваемые контролирующими лицами, обязаны подавать в налоговый орган по месту жительства, уведомление о КИК не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором этим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с гл. 23 НК РФ (п. 2 ст. 25.14 НК РФ).

Следует отметить, что уведомление о КИК представляется ежегодно, пока налоговый резидент РФ будет признаваться контролирующим лицом этой КИК. На это указывает и ФНС РФ в письме от 04.04.2016 №ЕД-3-13/1427@. Уведомление подается по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13.12.2016 №ММВ-7-13/679@.

Прибыль КИК, определяемая в соответствии с НК РФ, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК в соответствии с гл. 23, 25 НК РФ с учетом особенностей, установленных ст. 25.15 НК РФ (п. 2 ст. 25.15 НК РФ).

До 01.01.2016 для признания лица контролирующим лицом КИК доля участия должна была быть более 50% (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 №376-ФЗ (далее – Закон 376-ФЗ), Письмо Минфина России от 10.02.2017 №03-12-11/2/7395).

Согласно п. 2 ст. 4 Закона 376-ФЗ положения гл. 3.4 НК РФ применяются налогоплательщиками, признаваемыми контролирующими лицами КИК, при определении налоговой базы в соответствии с главами ч. 2 НК РФ в отношении прибыли иностранных компаний, определяемой начиная с периодов, начинающихся в 2015 году.

По мнению Минфина РФ, изложенных в письме от 23.12.2016 №03-12-11/2/77590, от 03.04.2017 №03-12-11/2/19348, прибыль за финансовый период, начавшийся в 2015 году, учитывается у контролирующего лица, если доля участия контролирующего лица, являющегося налоговым резидентом РФ, в иностранной организации составляет более 50% по состоянию на первую дату получения дохода в виде прибыли КИК.

Датой получения дохода в виде сумм прибыли КИК для целей НДФЛ признается последнее число налогового периода по налогу, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с личным законом иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица (п. 1.1 ст. 223 НК РФ). Если же в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности нет, то датой фактического получения дохода признается последний день календарного года, следующего за календарным годом, за который определяется ее прибыль.

Этим все и сказано. Для того чтобы возникла обязанность по уведомлению о КИК, достаточно, чтобы КИК получила прибыль.

Таким образом, контролирующее лицо должно было учитывать прибыль КИК за 2015 год –31.12.2016.

С учетом мнения Минфина, если на 31.12.2016 доля участия контролирующего лица в КИК не более 50%, то уведомление о КИК со сроком 20.03.2017 подавать не нужно было.

Если на 31.12.2017 доля участия контролирующего лица в КИК более 25% или 10% (если доля участия всех налоговых резидентов РФ в этой организации составляет более 50%), то второе уведомление о КИК надо было подавать 20.03.2018.

За невыполнение в установленный срок обязанности по уведомлению налогового органа физическое лицо может быть привлечен к ответственности. За неправомерное непредставление в установленный срок в налоговый орган уведомления (ст. 129.6 НК РФ):

- о контролируемых иностранных организациях за календарный год или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб. по каждой контролируемой иностранной организации;

- об участии в иностранных организациях или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, взыскание штрафа в размере 50 000 руб. по каждой иностранной организации.

Следует отметить, что уведомление о КИК и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8.06.2015 №140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон 140-ФЗ), и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации (п. 3.1 ст. 25.14 НК РФ).

К контролируемым иностранным компаниям относятся также иностранные структуры без образования юридического лица.

Понятие контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц, а также условия для иностранных компаний

Налоговый кодекс РФ, а также иные федеральные законы дают четкое определение контролируемым иностранным компаниям. Данной компанией признается любая иностранная организация, которая может удовлетворить сразу несколько условий, поставленных действующими федеральными законами и налоговым законодательством России. Установленные условия заключаются в следующем:

  • предприятие, либо иной орган, не был признан налоговым резидентом России;
  • резидентом России является контролирующее лицо данной организации, либо контроль осуществляется физическими лицами, также являющимися резидентами России.

Для того чтобы контролируемые иностранные компании – КИК, были признаны таковыми, должны быть соблюдены оба данных условия, в обязательном порядке.

Контролирующее лицо может являться:

  • физическим, либо юридическим лицом, доля участия которого в субсидиарной прибыли иностранной организации составляет не менее 25%, установленных нормами налогового права и соответствующими федеральными законами;
  • физическими, либо юридическими лицами, в тех случаях, если доля одного лица составляет более 10%, а общая доля участия всех налоговых резидентов России в данной организации составляет более 50%.

Иностранные организации, которые не отвечали одному, либо нескольким условиям и, следовательно, не были признаны резидентами России, могут быть признаны КИК несмотря на то, что конечными контролирующими лицами являются лица, не признанные резидентами России.

Лица, признающиеся контролируемыми и контролирующими иностранными компаниями

Согласно правилам законодательства России и налогового права, контролирующими лицами той или иной организации, в отдельных случаях, могут быть признаны лица, не отвечающие одному, либо нескольким установленным условиям. Это допустимо тогда, когда лицо осуществляет контроль в своих собственных интересах, либо соблюдая интересы своего законного супруга, а также несовершеннолетних детей.

Следовательно, действующий закон о контролируемых иностранных компаниях и Налоговый кодекс России не ограничивают само понятие контроля лишь четким размером доли от прибыли.

Определение контролирующих лиц дано в налоговом законодательстве России и соответствующих федеральных законов. Согласно нормам права, такими лицами могут быть признаны лица, которые напрямую, либо косвенно участвуют в иностранной организации. Данное участие может быть как самостоятельным, так и вместе с взаимозависимыми лицами.

Последний вариант предполагает наличие субсидиарной ответственности. Ответственность контролирующих лиц основывается на доли участия в иностранной организации каждого лица, так как данные доли будут являться взаимозависимыми.

Осуществление контроля над организацией и контроль без образования юридического лица

Налоговый кодекс России дает определение процедуре осуществления контроля в отношении иностранной организации. Согласно нормам права, такой процедурой признается форма прямого, либо косвенного юридического участия в КИК, а также участие в соглашении, или договоре по управлению данной организацией.

Налоговый кодекс России также дает определение и такому понятию как осуществление контроля без образования юридического лица. Согласно нормам налогового права, такой контроль представляет собой процедуру оказания решающего влияния на определенные действия и решения, входящие в обязанности лица, имеющего соответствующие полномочия и регулярно осуществляющего необходимые управленческие функции.

Налоговый контроль без образования юридического лица направлен, прежде всего, на имеющиеся активы той или иной организации, а также на эффективное распределение полученной субсидиарной прибыли с учетом уплаты всех установленных налогов.

Налоговый кодекс определяет, что форма осуществления контроля над КИК имеет место не только при прямом, либо косвенном участии юридического, или физического лица, но и в иных предусмотренных вариантах, представляющих собой различные формы влияния на конкретные решения и определенные действия той или иной организации.

Например, форма участия в управлении данной компании предполагает принятие решения по заключению договора на проведение каких-либо работ, оказание определенных услуг и т.д.

Контролирующее лицо иностранной структуры без образования юридического лица, а также основания для признания данного лица контролирующим

В случае регистрации иностранной структуры без образования юридического лица, главным управляющим становится учредитель. С момента начала деятельности, он получает право на извлечение прибыли, форма которой не запрещена законами о налогообложении.

Сюда также относится и любая правовая сделка между взаимозависимыми юридическими лицами. Данная сделка между контрагентами направлена, прежде всего, на извлечение дохода.

КИК может быть признана любая иностранная структура без образования юридического лица, в том случае, если контроль над ней осуществляет лицо, являющееся официальным резидентом РФ.

Налоговый кодекс РФ создает ряд условий, при которых гражданин может быть признан контролирующим лицом иностранной структуры, форма которой не предусматривает образования юридического лица:

  • данное лицо должно иметь официальное право на получение дохода, то есть полной, либо субсидиарной прибыли, регулярно получаемой данной структурой в ходе осуществления ее деятельности, например, сделка между участниками различных иностранных структур;
  • данное должностное лицо должно иметь права на распоряжение полученным имуществом, а также определенные обязанности, являющиеся взаимозависимыми, например, сделка купли-продажи;
  • такое лицо приобретает права на получение того или иного имущества в том случае, если иностранная структура без образования юридического лица прекратила свою работу, например, по причине ликвидации, прекращения действия договора между сторонами и т.д.

Учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица, а также условия для признания данного лица учредителем

Налоговый кодекс и действующее законодательство РФ определяют учредителя иностранной структуры без образования юридического лица как должностное физическое лицо, создавшее данную структуру и имеющее весомую долю участия в субсидиарной прибыли данной компании. Субсидиарная прибыль может быть распределена между несколькими лицами, если их доли являются взаимозависимыми.

Налоговый кодекс наделяет учредителя полноценными правами на то, чтобы стать контролирующим лицом данной структуры без образования юридического лица. При этом иные лица, участвующие в данной структуре и обладающие определенным процентом от субсидиарной прибыли, могут быть признаны взаимозависимыми лицами.

Кроме того, взаимозависимыми лицами могут быть признаны и родственники: супруги, родители, законные опекуны и т.д.

Для того чтобы то или иное лицо могло быть признано учредителем, Налоговый кодекс предусмотрел определенные условия и обязанности:

  • должностное лицо не должно получать прямой, либо косвенный доход от деятельности КИК, например, любая сделка между сторонами не должна приносить прибыль;
  • данное должностное лицо не может распоряжаться полученным имуществом, либо доходом, являющимся частью субсидиарной прибыли, например, не может быть проведена сделка аренды, продажи и т.д.;
  • должностное лицо не должно сохранять за собой право на имущество, входящее в данную структуру, если оно ранее было передано на безотзывных условиях;
  • должностное лицо не осуществляет контроль над данной КИК.

Правила признания контролирующих лиц иностранных структур без образования юридического лица

Налоговый кодекс РФ предусматривает определенные условия, являющиеся взаимозависимыми, которые должны быть выполнены между всеми заинтересованными лицами, для дальнейшего признания их контролирующими. При этом сама процедура контроля выражается в определенной степени влияния на принятие тех или иных управленческих решений. Сюда относится сделка между контрагентами, заключение договора, извлечение субсидиарной прибыли, привлечение новых активов и иная форма регулярной деятельности.

Основаниями для признания лица контролирующим, помимо субсидиарной и иной прибыли, может служить и другая форма участия.

Например, владение пакетом акций, либо отношения между несколькими лицами в рамках генеральной доверенности, являющиеся взаимозависимыми и т.д.

Допустимая форма КИК без образования юридического лица может представлять собой товарищество, фонд, траст и т.д. Деятельность и форма данной КИК всегда будут направлены на излечение субсидиарной прибыли, в целях удовлетворениях интересов пайщиков и иных лиц, которых можно назвать взаимозависимыми.

Основной метод и форма регулярного осуществления деятельности КИК – сделка. Сделка всегда будет направлена на извлечение определенного дохода.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020. О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.

Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса. В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п. 7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев. Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен. Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).

Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
  • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.

Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

  • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
  • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).

Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году

Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:

  • в налоговый орган по месту жительства физического лица;
  • в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
  • в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.

Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).

Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.

Елизавета Кобрина

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Кадровый учет и отчеты по сотрудникам, зарплата, пособия, командировочные и удержания в удобном бухгалтерском веб-сервисе

В большинстве стран отношения между государством и налогоплательщиками строятся на основе резидентства. По этому принципу все налогоплательщики отдельного государства делятся на резидентов и нерезидентов.

Физические лица в статусе резидента

Налоговый резидент

Если физлицо находится на территории России минимум 183 календарных дня в течение 12 месяцев, следующих подряд, его можно назвать резидентом РФ. Эти 183 дня необязательно должны идти последовательно. Есть исключения, когда пребывание вне страны не делает лицо нерезидентом:

  • если физическое лицо отсутствовало в стране по причинам прохождения лечения, обучения или исполнения за границей обязательств по трудовому договору;
  • если российский военнослужащий несет воинскую обязанность за границей или сотрудник органов власти в командировке за пределами РФ;
  • если международный договор устанавливает другой порядок определения резидентства, то применяется его положение, так как его юридическая сила выше.

При отсутствии в стране в течение 183 и более дней за последний год физическое лицо считается нерезидентом. Статус резидента подтверждается сведениями из табеля учета рабочего времени, копиями страниц паспорта с отметками о пересечении границы, документы о регистрации по месту жительства, данными миграционных карт.

По закону гражданство лица не имеет значения для признания резидентом. Им можно признать лицо без гражданства или иностранного гражданина. ИП получают резидентство, если уплачивают российские налоги и зарегистрированы в органах ФНС России.

Юридические лица — резиденты

Резидентство юридического лица определяется принадлежностью к налоговой системе РФ. Юрлицо должно состоять на учете в соответствующих органах и уплачивать налоги в бюджет. Для присвоения этого статуса учитывайте место регистрации фирмы, месторасположение управляющего органа и место деятельности. Юридическим лицом — резидентом РФ считаются:

  • организации, зарегистрированные в России;
  • иностранные организации в соответствии с международным договором;
  • международные организации, головной офис которых располагается в России, и управление осуществляется с территории РФ.

Если юрлицо ведет деятельность в России, но при этом создано и зарегистрировано за границей, оно не может быть резидентом.

Статус налогового резидента и его особенности

От того, является ли лицо резидентом страны, зависит, в какой стране оно будет платить налог на доходы и какие правила налогообложения будут для него применяться. Статьи 207, 209, 210 и 224 Налогового кодекса регулируют вопросы резидентства в России.

Резидент РФ обязан декларировать все доходы, в том числе полученные за пределами страны и уплачивать с них налоги; налоговая база рассчитывается как сумма всех доходов облагаемых налогом, за исключением сумм положенных налоговых вычетов. Сумма налога для резидента исчисляется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца. Нерезидент уплачивает налог только с тех доходов, которые получены на территории России; налоговый вычет не предоставляется. Сумма налога для нерезидента исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного дохода (за месяц).

Налог на доходы резидентов и нерезидентов

От налогового статуса физлица зависит ставка НДФЛ, по которой облагаются получаемые доходы. По статье 224 Налогового кодекса резидент РФ уплачивает стандартный НДФЛ по ставке 13%. Для лиц нерезидентов пункт 3 статьи 224 устанавливает специальную ставку НДФЛ 30%, которая может быть снижена при определенных условиях:

  • если нерезидент получил в качестве дохода дивиденды от вложений в российские организации, ставку налога можно снизить до 15%;
  • для особых категорий нерезидентов налоговая ставка составляет 13%.

Особыми категориями нерезидентов признаются: работники по патенту, высококвалифицированные специалисты, переселенцы и беженцы, граждане ЕАЭС, члены экипажей судов.

Смена статуса налогового резидента

В течение года физическое лицо может изменить свой статус. Каждый раз, когда выплачивается доход, уточняйте статус сотрудника, чтобы не удерживать с него лишнюю сумму налога. Для этого каждый месяц при начислении зарплаты проверяйте, сколько времени работник провел на территории России в течение предшествующих 12 месяцев. Дополнительно по итогам налогового периода (календарного года) уточните статус работника и при необходимости сделайте перерасчет НДФЛ за год.

Если лицо получает резидентство, у него возникает возможность возвратить сумму переплаты по НДФЛ, накопленную в текущем календарном году (с 1 января). Работодатель должен провести перерасчет НДФЛ по ставке 13% с начала года и зачесть излишне уплаченную сумму налога. Если до конца года зачесть всю сумму переплаты невозможно, сотрудник может подать заявление в налоговый орган, чтобы налоговая провела перерасчет и вернула излишне уплаченную сумму. Для этого необходимо предоставить справку 2-НДФЛ, декларацию и документ, подтверждающий резидентство.

При утрате сотрудником в течение года резидентства страны, с начала текущего года производится перерасчет НДФЛ по ставке 30% без предоставления налоговых вычетов. При начислении зарплаты, помимо налога необходимо удерживать сумму долга с начала года (но не более 50% от зарплаты). Если год уже закончился нужно подать в органы ФНС справку 2-НДФЛ по ставке 30% и передать долг на взыскание в налоговый орган. Во избежание этого можно договориться с работником о внесении наличных средств и за их счет погасить задолженность по налогу.

Ведете работу с налоговыми резидентами и нерезидентами? В течение месяца в сервисе Контур.Бухгалтерия можно бесплатно, легко и быстро формировать и отправлять декларации, вести учет и начислять зарплату.

В 2015 году первая часть Налогового Кодекса РФ была дополнена главой 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица».

Контролирующее лицо – это участник (бенефициар) иностранной компании. Контролирующим можно признать только физическое лицо - налогового резидента РФ или российскую организацию (пп. 2 п. 1 ст. 25.13 НК РФ). Вспомним, что налоговым резидентом РФ является физическое лицо, фактически находящееся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Соответственно, если физическое лицо проживает за пределами РФ более полугода, оно не может быть признано контролирующим лицом иностранной компании.

В статье 25.13 НК РФ приведено два основных критерия, по которым лицо признается контролирующим.

Критерий величины доли участия

Данный критерий установлен п. 3 ст. 25.13 НК РФ и предусматривает следующее:

1) в общем случае - доля участия в иностранной организации составляет более 25%;

2) если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой иностранной организации составляет более 50%, то для признания лица контролирующим, достаточно доли в размере 10% (вместо 25%).

Важно заметить, что доля участия определяется совместно с супругами и несовершеннолетними детьми. Также учитывается как прямое, так и косвенное участие в иностранной компании (п. 1 ст. 105.2 НК РФ).

Критерий контроля

Если доля участия не превышает приведенных пороговых значений, это не означает что лицо нельзя признать контролирующим. Если будет доказано, что такое лицо фактически осуществляет контроль, оно будет признано контролирующим независимо от величины доли участия в иностранной организации (п. 6 ст. 25.13 НК РФ).

Под контролем понимается возможность оказывать определяющие решения в отношении распределения иностранной компанией полученной прибыли (дохода) после налогообложения (п. 7 ст. 25.13 НК РФ).

Как можно установить контролирующее лицо

Важное значение имеет обстоятельство, кто является бенефициаром по счету в банке. В редком случае конечный бенефициар доверит управление счетом третьему лицу.

Если иностранная компания оформлена на реального бенефициара, то проблем с его идентификацией не возникнет, если получить корпоративные документы компании.

Если же компания зарегистрирована на третье лицо, то можно проанализировать договор номинального сервиса, в котором указывается, в чьих интересах действует номинальный директор.

Кроме того, можно провести анализ операций по счету иностранной компании. Зачастую бенефициары осуществляют со счетов иностранных компаний переводы на свои личные счета или на счета близких родственников, платежи на личные нужды.

Что делать, чтобы не стать контролирующим лицом

Рассмотрим несколько возможных способов и сопутствующие налоговые риски:

Способ №1.

«Размыть» долю участия путем распределения долей на других участников, чтобы доля участия не превышала 25% (притом если эти участники налоговые резиденты РФ, то их должно быть минимум 11 человек, чтобы доля участия каждого не превышала 10%).

Данный способ полностью не снижает риск раскрытия конечного бенефициара, если он будет являться бенефициаром по счету иностранной компании или будет доказано, что бенефициар осуществляет контроля за иностранной компанией, например, посредствам переписки, телефонных звонков и т.д.

Способ №2.

Зарегистрировать компанию на номинального акционера (не являющегося налоговым резидентом РФ).

Данный способ также полностью не снижает риск раскрытия конечного бенефициара по причинам, указанным в способе №1.

Способ №3.

Сменить налоговое резидентство (то есть проводить в России менее половины годы).

Этот способ является самым безопасным с точки зрения налогового законодательства РФ. Однако необходимо проанализировать налоговое законодательство новой страны налогового резидентства, поскольку там налоговые последствия возникнут там.

Как мы можем помочь?

Компания "Камертон-АК" проводит подготовку отчетности КИК с сопровождением в налоговых органах, таким образом, решая все вопросы и проблемы, которые у вас могут возникнуть с компанией в рамках российского законодательства.

Читайте также: