Возврат налога излишне уплаченного проводки

Опубликовано: 29.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Согласно акту сверки выявлен излишне уплаченный налог на имущество. Налоговая инспекция готова вернуть переплату.
Переплата налога на имущество образовалась в предыдущие отчетные периоды вследствие ошибки в расчетах.
Как отразить возврат налога в разрезе КВР и КОСГУ в государственное автономное учреждение?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возврат дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в результате выявленной переплаты по налогу на имущество, следует отразить по статье аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов" и статье 510 "Поступления на счета" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Факт выявления в отчетном периоде дебиторской задолженности по расчетам с налоговым органом, не учтенной по состоянию на 1 января 2018 года, свидетельствует об излишне начисленной в прошлые периоды сумме налога. Корректировку сумм начислений необходимо отразить в бухгалтерском учете автономного учреждения в порядке п. 18 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). Таким образом, в учете будет сформирована дебиторская задолженность прошлых лет по уплате налога на имущество.
В соответствии с п. 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, поступления государственных (муниципальных) учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам отражаются по статье 510 "Поступления на счета" КОСГУ.
В соответствии с п.п. 365, 367 Инструкции N 157н операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет отражаются с применением забалансового счета 17 "Поступления денежных средств".
В соответствии с абзацем 8 п. 44 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат отражению в строке 591 раздела 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737) (далее - Отчет (ф. 0503737)), с последующей детализацией показателей в разрезе кодов аналитики в строках, формирующих показатель строки 950 раздела "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет" Отчета (ф. 0503737). Причем в строке 951 раздела 4 Отчета (ф. 0503737) отражается код аналитики 510 (смотрите письмо Минфина России и Федерального казначейства от 13.07.2018 NN 02-06-07/49174, 07-04-05/02-14766, письмо Минфина России от 20.12.2017 N 02-07-10/85225). Следовательно, операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет отражаются по счету 17 с указанием кода вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступления на счета бюджетов".
Таким образом, в бухгалтерском учете автономного учреждения возврат дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в результате выявленной переплаты по налогу на имущество, следует отразить по статье аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов" в увязке со статьей 510 "Поступления на счета" КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет операций по возврату бюджетному и автономному учреждению дебиторской задолженности;
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок прошлых лет в учете расчетов (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

21 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль
Светлана Мягкова и Ольга Подволокина, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В 2012 году по данным сверки с налоговой инспекцией была выявлена переплата по налогу на прибыль за прошлые годы. При этом в бухгалтерском учете разница между дебетовым и кредитовым сальдо по счету 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", отсутствует. Организацией было подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в налоговую инспекцию. Налоговая инспекция в 2012 году возвратила ей сумму излишне уплаченного налога на прибыль. Организация применяет ПБУ 18/02. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данную ситуацию?

Налоговый учет

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Возвращенные (зачтенные) налогоплательщикам из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов не учитываются при определении объекта налогообложения в виде доходов, так как эти суммы не являются экономической выгодой, определяемой в соответствии со ст. 41 НК РФ (письма Минфина России от 24.06.2009 N 03-11-06/2/106, от 21.09.2009 N 03-11-06/3/237).

Несмотря на то, что в приведенных письмах Минфина России разъяснения даны для налогоплательщиков, применяющих УСН, они применимы и для организаций, применяющих общую систему налогообложения и уплачивающих налог на прибыль, поскольку положения ст. 41 НК РФ применяются для обеих из указанных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, возвращенные денежные средства в виде излишне перечисленного налога не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

В рассматриваемой ситуации на основании заявления налогоплательщика налоговая инспекция вернула излишне уплаченную сумму по налогу на прибыль организации, следовательно, у организации на основании п. 2 ПБУ 9/99 в бухгалтерском учете также не возникает дохода.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов), для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, предназначен счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". При этом счет 68 кредитуется на суммы налога, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты, в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки", а по дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет.

Таким образом, поскольку в бухгалтерском учете начисление налога на прибыль производится по итогам отчетных периодов, то, соответственно, организация, на основании данных налоговой декларации, делает расчет подлежащих начислению в бухгалтерском учете сумм и отражает начисление (доначисление) налога за I квартал, I полугодие, девять месяцев по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль отражается в общеустановленном порядке - по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетные счета".

Следует отметить, что сумма налога на прибыль, исчисленная за налоговый период, в бухгалтерском учете отдельно не отражается. В учете организация показывает только сумму доплаты или сумму к уменьшению по итогам налогового периода, что отражается записью:

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- отражена сумма налога на прибыль к доплате (или "сторно" - к уменьшению).

Если по итогам налогового периода у организации имеется переплата по налогу на прибыль, то никаких дополнительных записей в бухгалтерском учете в связи с ее отражением не производится. Сумма переплаты отражается в качестве дебиторской задолженности (дебетовое сальдо по счету 68).

Если за налоговый период сумма исчисленных авансовых платежей превышает сумму начисленного налога за год, то организация по итогам налогового периода должна произвести уменьшение суммы начисленного налога, что, по нашему мнению, может отражаться обратной записью (или записью методом сторно) по счетам 99 и 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

В случае, если сумма исчисленных авансовых платежей превышает сумму начисленного налога за год, организации необходимо сделать следующие записи (обобщенно):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- начислены авансовые платежи за соответствующие отчетные периоды;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 51

- перечислены авансовые платежи за соответствующие отчетные периоды;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99

- скорректирован налог на прибыль по итогам налогового периода.

В рассматриваемой ситуации в 2012 году по итогам сверки с налоговой инспекцией выявлена переплата по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды. При этом в бухгалтерском учете разница между дебетовым и кредитовым сальдо по счету 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", отсутствует, что, видимо, свидетельствует о том, что при переплате по налогу на прибыль по итогам налоговых периодов в бухгалтерском учете не были сделаны проводки по корректировке налога на прибыль (Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99).

Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности устанавливает ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010).

В соответствии с п. 2 ПБУ 22/2010 неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации признается ошибкой.

В рассматриваемой ситуации организация допустила ошибку в бухгалтерском учете, не отразив факт переплаты по налогу на прибыль по итогам налогового периода (не скорректировав в учете по итогам налогового периода сумму налога на прибыль).

Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению (п. 4 ПБУ 22/2010).

Ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 5 ПБУ 22/2010).

Ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность) (п. 6 ПБУ 22/2010).

ПБУ 22/2010 установлен различный порядок исправления ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, являющей существенной и существенной не являющейся.

Пунктом 3 ПБУ 22/2010 определено, что ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.

Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности.

Исходя из положений п. 3 ПБУ 22/2010 критерии существенности ошибки должны быть прописаны в учетной политике организации.

Ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 14 ПБУ 22/2010).

Порядок исправления существенной ошибки установлен п.п. 7-13 ПБУ 22/2010.

Так, в соответствии с п. 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:

1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010 (п. 9 ПБУ 22/2010).

Напоминаем, что в случае, если выявленная ошибка - существенная, то в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности необходимо отразить информацию в отношении существенных ошибок предшествующих отчетных периодов, исправленных в отчетном периоде (п. 15 ПБУ 22/2010).

Таким образом, если допущенная в бухгалтерском учете в предшествующих отчетных периодах ошибка, связанная с неотражением факта переплаты по налогу на прибыль, признается организацией существенной (в соответствии с ее учетной политикой), то она исправляется записью по счету 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" в корреспонденции по счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (п. 9 ПБУ 22/2010):

Дебет 68, субсчет Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 84

- отражена переплата по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды.

Возврат налога на прибыль на расчетный счет организации отражается проводкой:

Дебет 51 "Расчетный счет" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Если ошибка не является для организации существенной, то в таком случае при отражении переплаты корреспондирующим счету 68 будет счет 91 "Прочие доходы и расходы") (п. 14 ПБУ 22/2010, Инструкция по применению Плана счетов):

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы".

При этом, поскольку в налоговом учете не возникает дохода при возврате излишне уплаченного налога, возникает постоянная разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, приводящая к образованию постоянного налогового актива (п.п. 3, 4, 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (далее - ПБУ 18/02)), что отражается в учете записью:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99, субсчет "Постоянный налоговый актив"

- отражен ПНА (произведение суммы возвращенной переплаты на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату - абзац 3 п. 7 ПБУ 18/02).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

На практике часто случаются ситуации, когда компания уплачивает налоги авансом, пока на расчетном счете есть деньги, либо представляет уточненную декларацию с уменьшением суммы налога к уплате или подает декларацию по НДС к возмещению из бюджета. Может случиться и так, что компания допустила ошибку в платежном поручении на уплату налога, в результате в карточке расчетов с бюджетом образуется переплата. Как ею распорядиться? Вернуть или оставить? В вопросе попробовала разобраться ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт» Ирина Разумова.

Исходя из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 28 февраля 2006 года № 11074/05, излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы за определенные налоговые периоды.

Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах с бюджетами.

Установить факт переплаты может как сама компания, так и налоговый орган. Если последний выявляет факт переплаты, то он обязан сообщить фирме об этом в течение 10 рабочих дней со дня установления данного факта (п. 3 ст. 78, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Самым распространенным способом обнаружения переплаты является совместная сверка расчетов с бюджетом. Инициировать данную процедуру может как компания, так и инспекция. Порядок проведения сверки установлен в разделе 3 Регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 9 сентября 2005 года № САЭ-3-01/444@.

В случае, когда сверка проводится по инициативе организации, инспекция обязана ее провести. Для этого необходимо подать заявление в произвольной форме. А вот если инициатива исходит от налогового органа, то участвовать в сверке – это право налогоплательщика, а не обязанность.

Если расхождения между данными фирмы и инспекции отсутствуют, то подписывается акт, он должен быть оформлен в течение 10 рабочих дней. Если же выявляются расхождения, то срок урегулирования вопроса не должен превышать 15 рабочих дней.

Что делать с переплатой?

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ, фирма имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов. Зачет или возврат переплаты регламентируется статьей 78 НК РФ.

Чтобы провести зачет переплаты по налогу в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, необходимо подать в налоговый орган заявление. Обратите внимание: зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату также по заявлению компании. При этом возврат суммы переплаты при наличии у фирмы недоимки по иным налогам соответствующего вида, а также пеням, штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

Есть ли смысл возвращать переплату?

Пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством. По информации ФНС, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль может быть подано в течение трех лет с даты представления декларации.

То есть вернуть или зачесть «старую» переплату, с момента возникновения которой прошло более трех лет, компания не сможет. Поэтому необходимо своевременно позаботиться о ее «судьбе».

Согласно письму ФНС от 1 ноября 2013 года № НД-4-8/19645@, НК РФ не определяет основания и порядок списания инспекцией излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет. Но с другой стороны, НК РФ и не препятствует списанию переплаты с истекшим сроком исковой давности на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Кроме того, ревизоры вправе произвести списание суммы излишне уплаченного налога на основании вступившего в силу судебного решения об отказе компании в восстановлении срока давности возврата суммы налога.

Что касается списания переплаты, то НК РФ не препятствует налоговому органу осуществить списание сумм, в отношении которых истек срок, указанный в пункте 7 статьи 78 НК РФ, при обращении компании в инспекцию с просьбой о списании указанных средств, в том числе сумм отмененных налогов. Вместе с тем списание указанных сумм без волеизъявления коммерсантов является неправомерным (Официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», 2014). Встречаются решения судов, в которых говорится, что если суд подтвердил невозможность вернуть переплату, то налоговый орган вправе ее списать (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20 мая 2016 г. по делу № А27-14361/2015).

Как долго засчитывается и возвращается переплата?

Решение о зачете переплаты в счет предстоящих платежей принимается инспекцией в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта совместной сверки (если она проводилась). Как было указано выше, зачет суммы переплаты в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится ревизорами самостоятельно. Такое решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения инспекторами факта излишней уплаты налога, либо со дня подписания акта совместной сверки, либо со дня вступления в силу решения суда.

Нормы НК РФ не препятствуют компании самой подать в инспекцию заявление о зачете переплаты с счет погашения недоимки. В этом случае решение ревизоров принимается также в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта сверки. Решение о возврате переплаты принимается контролерами в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления от компании о возврате переплаты или со дня подписания акта сверки. При этом сумма переплаты подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения заявления.

По разъяснениям Минфина, данным в письме от 21 февраля 2017 года № 03-04-05/9949, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению компании в течение одного месяца со дня получения инспекцией заявления, в случае подачи уточненной декларации – в течение четырех месяцев.

Данная позиция подтверждается пунктом 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 года № 98, согласно которому срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки по соответствующему периоду либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.

Что делать, если инспекторы отказали?

Согласно Определению Конституционного суда от 21 июня 2001 года № 173-О, положения статьи 78 Налогового кодекса не препятствуют компании в случае пропуска установленного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. И в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Поэтому в случае пропуска срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, фирма может обратиться в суд для защиты своего права в пределах общего срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ (письмо Минфина России от 17 ноября 2017 г. № 03-02-08/75912).

С иском в суд компания вправе обратиться в течение трех лет, считая со дня, когда ею было выявлено нарушение своего права на своевременный зачет или возврат переплаты (п. 79 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Пунктом 10 статьи 78 НК РФ установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением законных сроков, ревизорам на сумму переплаты, которая не возвращена, начисляются проценты в пользу компании за каждый календарный день нарушения срока возврата.

С указанным соглашаются и нижестоящие суды (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 14 июня 2017 г № Ф08-3157/2017, АС Центрального округа от 5 июля 2016 г. № Ф10-1951/2016, АС Волго-Вятского округа от 5 апреля 2016 г. № Ф01-638/2016, АС Московского округа от 18 января 2016 г. № Ф05-18975/2015).

Вопрос определения времени, когда компания узнала или должна была узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности:

  • установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату;
  • определить, была ли у компании возможность для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации;
  • проверить изменения законодательства в течение рассматриваемого налогового периода;
  • выявить другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

При этом бремя доказывания обстоятельств возлагается на компанию (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 февраля 2017 г. № Ф01-6252/ 2016 по делу № А11-13538/2015).

Если налоговая нарушила сроки возврата

Пунктом 10 статьи 78 НК РФ установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением законных сроков, ревизорам на сумму переплаты, которая не возвращена, начисляются проценты в пользу компании за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Суммы процентов за несвоевременный возврат определяются исходя из фактического количества календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога и ставки процентов, которая определяется как ставка рефинансирования Центрального банка, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в году (Постановление Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 11372/13, Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов по зачетам и возвратам, утв. приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683@, письмо Минфина России от 18 июля 2017 г. № 03-05-04-03/45570).

Какие налоги можно зачесть, а какие нельзя?

В России устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням.

Другими словами, зачесть переплату налога на имущество организаций можно в счет уплаты транспортного налога, но нельзя – в счет уплаты налога на прибыль, поскольку первые два налога – региональные, а последний – федеральный, хотя и уплачивается в федеральный и региональный бюджет. А вот зачесть переплату по НДС в счет уплаты налога на прибыль можно.

Согласно разъяснениям налоговой службы, данным в письме от 6 февраля 2017 года № ГД-4-8/2085@, правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса, распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и участников консолидированной группы налогоплательщиков (п. 14 ст. 78 НК РФ). Поэтому зачет переплаты соответствующего вида налога возможен в счет погашения задолженности по НДФЛ налогового агента.

Подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ, производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий период и сверки платежных документов.

А вот по вопросу зачета излишне уплаченной суммы НДФЛ в счет будущих платежей по этому же налогу ФНС сообщила следующее: пунктом 9 статьи 226 Налогового кодекса установлено, что уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается, поэтому перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму налога, фактически удержанного из доходов сотрудников, не является уплатой НДФЛ.

В этом случае налоговый агент вправе обратиться в инспекцию с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджет.

Ревизоры в случае отсутствия у указанного агента задолженности по иным федеральным налогам, не являющейся НДФЛ, осуществляют возврат в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса.

Подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ, производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий период и сверки платежных документов.

Кроме того, возможен зачет таких ошибочно перечисленных сумм по реквизитам уплаты НДФЛ в счет погашения долгов по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.

Насколько охотно ФНС возвращает переплату?

Как показывает практика, ревизоры возвращают переплату, когда такая переплата подтверждена актом сверки. Наибольшие сложности вызывает возмещение налога при совершении экспортных операций, поскольку при экспорте компания вместе с декларацией представляет целый пакет документов, подтверждающих применение нулевой ставки (ст. 165 НК РФ). И налоговики ищут основания для отказа.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18 декабря 2007 года № 65 разъяснил вопросы, возникающие при рассмотрении судами заявлений коммерсантов, связанных с защитой права на возмещение НДС по операциям, облагаемым нулевой ставкой.

Так, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что фирма может обратиться в суд только после того, как она представит декларацию по НДС, заявление о зачете (возврате) налога, полный пакет документов, подтверждающий применение нулевой ставки, а также по требованию ревизоров документы, подтверждающие вычеты по НДС.

В свою очередь контролеры не вправе отказать в возмещении НДС, если они не истребовали и не проверили бумаги компании. Представление документов, имеющих незначительные дефекты формы или содержания, не может рассматриваться как непредставление этих бумаг. При возникновении спора значительность таких дефектов оценивается судом.

И только в исключительных случаях арбитры могут признать административную (внесудебную) процедуру возмещения НДС соблюденной, если установят, что правомерно истребованные у налогоплательщика инспекцией документы представлены первым непосредственно в суд по уважительным причинам.

Возврат излишне уплаченного налога

B xoдe ocyщecтвлeния cвoeй дeятeльнocти xoзяйcтвyющий cyбъeкт oбязaн дeлaть peгyляpныe oтчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт. Нo бывaют cлyчaи, кoгдa имeeт мecтo пepeплaтa пo тoмy или инoмy нaлoгy либo ИФНC cпиcывaeт дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa. B пoдoбныx cитyaцияx зaкoн пoзвoляeт cдeлaть вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa.

Нacкoлькo peaльнo вepнyть пepeплaтy пo нaлoгoвым oтчиcлeниям

Пpи oбнapyжeнии cyбъeктoм пepeплaты пo oбязaтeльным взнocaм oн дoлжeн cнaчaлa пoнять, кaк oнa пoявилacь. Для этoгo нyжнo вocпoльзoвaтьcя cepвиcaми для бyxyчeтa и бизнeca (дocтyп к ним бecплaтный):

  1. Элeктpoнный бyxгaлтep иcпoльзyeтcя для вeдeния кoммepчecкoй дeятeльнocти и cдaчи oтчeтнocти в элeктpoннoм видe.
  2. B Oнлaйн бyxгaлтepии вeдeтcя yчeт зapaбoтнoй плaты, oтпycкныx, oплaты зa бoльничныe лиcты, бyxyчeт, cдaчa oтёчнocти чepeз интepнeт.
  3. Пpoвepкa кoнтpaгeнтa бecплaтнo являeтcя лyчшим cepвиcoм c тeкcтoвым пepeвoдoм.
  4. К Элeктpoннoй cдaчи oтчeтнocти бecплaтный дocтyп дeйcтвyeт в тeчeниe 3-x мecяцeв.

Пepeплaтa мoжeт вoзникнyть в cлeдyющиx cлyчaяx:

  • ecли cyбъeкт дoпycтил oшибкy пpи yплaтe нaлoгoвoгo взнoca;
  • ecли aвaнc пo итoгaм 12 мecяцeв oкaзaлcя бoльшe, чeм цифpa, yкaзaннaя в дeклapaции зa aнaлoгичный пepиoд. К пpимepy, нaлoг нa пpибыль yплaчeн в бoльшeм paзмepe, чeм нyжнo либo пepeплaтa пo итoгaм гoдa зaфикcиpoвaнa в oтчeтнocти пo УCН;
  • пpи иcпoльзoвaнии нaлoгoвoй льгoты, кoгдa в oднo и тo жe вpeмя нaлoг yплaчивaeтcя юpидичecким лицoм и cнимaeтcя пo peшeнию ИФНC.


Boзвpaт пepeплaты пo нaлoгaм мoжнo выпoлнить тoлькo пpи coглacии c этим фaктoм нaлoгoвoй cлyжбы.

B НК PФ ecть инфopмaция, чтo ИФНC oбязaнa в дecятиднeвный cpoк c мoмeнтa выявлeния пocтyплeния лишниx дeнeжныx cpeдcтв yвeдoмить oб этoм плaтeльщикa. Нo в peaльнocти пoдoбныe cлyчaи peдкocть. Нo caм cyбъeкт, oбнapyживший пepeплaтy, впpaвe нaпиcaть зaявлeниe c пpocьбoй вepнyть cyммy пepeплaты. Пepeд этим eмy peкoмeндyeтcя cвepить pacчeты c ИФНC. Этo нe oбязaтeльнo, нo ecли y paбoтникoв ИФНC вoзникнyт вoпpocы, oни пoпpocят пpeдъявить пaкeт бyмaг, пoдтвepждaющиx пepeплaтy.

Bнимaниe! Cyбъeкт, yплaчивaющий нaлoги, дoлжeн знaть, чтo вepнyть излишнюю cyммy взнoca мoжнo тoлькo в тex cлyчaяx, кoгдa c мoмeнтa пepeплaты пpoшлo нe бoлee тpex лeт. Ecли винoвникoм излишнeй выплaты cтaлa нaлoгoвaя, тo вoзвpaт мoжнo cдeлaть в тeчeниe 30 днeй, cчитaя c тoгo мoмeнтa, кoгдa нaлoгoплaтeльщикy cтaлo oб этoм извecтнo либo c дaты, кoгдa в cилy вcтyпилo peшeниe, вынeceннoe cyдoм.

Нo ИФНC впpaвe тpи мecяцa пpoвepять фaкт пepeплaты, пocлe чeгo вынecти вepдикт o вoзвpaтe.

Имeннo тaкoв cpoк вoзвpaтa cyммы излишнe yплaчeннoгo нaлoгa.

B кaкиx cитyaцияx вoзвpaт дeнeг нeвoзмoжeн

Бывaeт и тaк, чтo ИФНC oтвeчaeт oткaзoм нa зaпpoc вepнyть нaлoгoвyю пepeплaтy. B бoльшинcтвe cлyчaeв этo cвязaнo c тeм, чтo плaтeльщики нaлoгoв пpoпycкaют oтвeдeнныe зaкoнoм для выпoлнeния этoй пpoцeдypы cpoки. Ecли винoвникoм пepeплaты выcтyпaeт пpeдпpиятиe – вpeмeннoй oтpeзoк cocтaвляeт тpи гoдa. Кoгдa винoвнa нaлoгoвaя – oдин мecяц.

B тaкиx cитyaцияx oгpoмнyю poль игpaeт дoкaзaтeльcтвo вpeмeни выявлeния нaлoгoвoй пepeплaты. Ecли y cyбъeктa имeeтcя вoзмoжнocть иx пpeдocтaвлeния, и oни yклaдывaютcя в paмки пoлoжeнныx пo зaкoнy cpoкoв, тo чepeз cyд мoжнo пoлyчить вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo НДФЛ.

Baжнo! Пpeдпpиятию мoжeт быть oткaзaнo в вoзвpaтe пepeплaтe, ecли y нeгo имeютcя дoлги пepeд бюджeтoм. Пpи тaкoм pacклaдe ИФНC впpaвe cпиcaть дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa.

Boзвpaт или зaчeт – чтo пpeдпoчтитeльнee?

У нaлoгoплaтeльщикa, пepeчиcлившeгo нa cчeт ИФНC лишнюю cyммy, ecть пpaвo нe тoлькo пoпpocить ee вoзвpaтa, нo и выпoлнить зaчeт пepeплaты в cчeт oбязaтeльcтв, кoтopыe пpeдпpиятиe имeeт пepeд бюджeтoм. Нo, в oтнoшeнии зaчeтa излишнeгo плaтeжa, пpиcyтcтвyeт oгpaничeниe. Eгo мoжнo выпoлнять иcключитeльнo пo нaлoгoвым взнocaм в гpaницax oднoгo бюджeтa, нaпpимep, фeдepaльнoгo.

Bыбop мeждy вoзвpaтoм и зaчeтoм oбычнo дeлaeт нaлoгoплaтeльщик (ecли y нeгo нeт зaдoлжeннocти пepeд ИФНC). Peшeниe o тoм, кaкoй вapиaнт пpeдпoчтитeльнee кaждый пpинимaeт caм. Пpeдвapитeльнo нyжнo oцeнить cлoжившyюcя cитyaцию в oпpeдeлённыx oбcтoятeльcтвax и oбъeм пepeплaты.

3aчeт и вoзвpaт излишнe yплaчeнныx нaлoгoв тpeбyeт oбpaщeния в нaлoгoвyю инcтaнцию, cбopa пaкeтa дoкyмeнтoв.

Baжнo! Нaлoгoвики вceгдa выбиpaют зaчeт, вeдь этo дaeт им вoзмoжнocть избeжaть вoзвpaтa. B cвязи c этим зaчeтнaя пpoцeдypa зaнимaeт гopaздo мeньшe вpeмeни. Дoкyмeнтoв для ee пpoвeдeния тpeбyeтcя нe тaк мнoгo, кaк пpи вoзвpaтe.

Этoт мoмeнт дoлжны пpинимaть вo внимaниe нaлoгoплaтeльщики нa cтaдии пpинятия peшeния. И нe зaбывaть o тoм, чтo ecть cpoк вoзвpaтa пepeплaты нaлoгa пo зaявлeнию, ecли oн иcтeчeт, дeньги вepнyть нe пoлyчитcя.

Пoмимo этoгo, poль игpaeт и cтaтyc вoзникнoвeния пepeплaты. Ecли лишниe дeньги пepeвeдeны нaлoгoвым aгeнтoм, тo зacчитaть eмy дaннyю cyммy пo oбcтoятeльcтвaм, гдe oн выcтyпaeт в кaчecтвe нaлoгoплaтeльщикa, нe yдacтcя.

B тaкиx cлyчaяx ecть тoлькo oдин вapиaнт – вoзвpaт.

Cпocoбы выявлeния пepeплaчeнныx нaлoгoвыx cyмм

Нaлoгoвaя пepeплaтa мoжeт пoявитьcя в cилy paзныx пpичин и oбнapyжить ee мoгyт пpeдcтaвитeли ФНC или caм плaтeльщик.

Нeмaлo нaлoгoв пpeдycмaтpивaют aвaнcoвыe взнocы: квapтaльныe или eжeмecячныe. Учитывaя этo oбcтoятeльcтвo, пepeплaтy пo тaким плaтeжaм мoжнo oбнapyжить пocлe cocтaвлeния гoдoвoй oтчeтнocти. B бoльшинcтвe дeклapaций yкaзывaютcя paзмepы плaтeжeй, пepeчиcлeнныx aвaнcoм и гoдoвoй cyммы, т.e. oтpaжaeтcя oбъeм пepeплaты, ecли тaкoвaя имeeтcя.

Aнaлoгичныe cитyaции имeют мecтo, ecли yтoчняeтcя oтчeтнocть, вcлeдcтвиe чeгo из-зa льгoты или дpyгoгo oбcтoятeльcтвa (нaпpимep, нeвepнoгo oбoзнaчeния нaлoгoвoй бaзы) paзмep плaтeжa yмeньшaeтcя.

Нepeдкo пpи пepeчиcлeнии взнocoв oни yxoдят нe пo нaзнaчeнию, тaкoe cлyчaeтcя из-зa нeдocтoвepныx дaнныx в плaтeжныx пopyчeнияx. Ecли пpичинa в этoм, пepeплaтa выявляeтcя пocлe взaимopacчeты cвepoк c бюджeтoм. Пpeдcтaвитeли нaлoгoвoй мoгyт пpoинфopмиpoвaть oб излишкax (в пиcьмeннoй фopмe или пo тeлeфoнy). Фaкт пepeплaты мoжнo выявить и caмocтoятeльнo.

Ecли пpeдcтaвитeль ФНC yвeдoмляeт звoнкoм нeoбxoдимo зaпиcaть, oткyдa звoнят, пo кaкoмy плaтeжy и кaкoй paзмep имeeт пepeплaтa.

B нeкoтopыx cлyчaяx нaлoгoвaя мoжeт пoтpeбoвaть дoпoлнитeльнyю дoкyмeнтaцию, чтoбы yдocтoвepитьcя, чтo пepeчиcлeннaя cyммa дeйcтвитeльнo пpeвышaeт пoлoжeннoe знaчeниe. B пpeдocтaвлeнии дoкyмeнтoв oткaзывaть нe peкoмeндyeтcя.

Нa пpaктикe нaлoгoвики в peдкиx cлyчaяx yвeдoмляют oб oбнapyжeннoй пepeплaтe. Пpи пoявлeнии coмнeний нyжнo зaйти в личный кaбинeт нa oфициaльнoм интepнeт пopтaлe нaлoгoвoй. Пpи нaличии y пpeдпpиятия или индивидyaльнoгo пpeдпpинимaтeля квaлифициpoвaннoй ЭЦП oткpытиe личнoгo кaбинeтa нe пoтpeбyeт никaкиx pacxoдoв. Чepeз нeгo yдoбнee вceгo кoнтpoлиpoвaть пepeвoды: имeннo здecь пoявляютcя cвeдeния o нeдoплaтax и лишниx cyммax.

Кaк вepнyть излишнe yплaчeнный нaлoг

Ecли пpeдпpиятиe или ИП oбнapyжили фaкт нaлoгoвoй пepeплaты, тo ecть 2 вoзмoжныx вapиaнтa дaльнeйшиx дeйcтвий:

  1. Boзвpaт дeнeжныx cpeдcтв к ceбe нa p/c.
  2. 3aчeт излишкoв нa дpyгoй нaлoгoвый взнoc.

Инcтpyкция кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм ИП или opгaнизaции.

Ecли пpeдпpиятиe peшaeт вepнyть дeньги нa cвoй cчeт, a нe пpoизвecти зaчeт, тo oфopмляeт cпeциaльнoe зaявлeниe. Oнo фopмиpyeтcя пo фopмe 1150058. Пocлeднee oбнoвлeниe этoгo oбpaзцa былo в 2017 гoдy. Ceйчac oнo бoльшe пoxoжe нa дeклapaцию. B зaявкe дoлжны быть cлeдyющиe дaнныe:

  • нaзвaниe opгaнизaции;
  • КБК пo нaлoгoвoмy взнocy;
  • paзмep пepeплaты;
  • нoмep pacчeтнoгo cчeтa cyбъeктa.

Oфopмлeннoe зaявлeниe мoжнo пepeдaть в нaлoгoвyю paзными cпocoбaми.

Oдни пpeдпoчитaют личный визит в ФНC, дpyгиe oтпpaвкy пoчтoй, a тpeтьи элeктpoннyю. B cлyчae c пoчтoвым oтпpaвлeниeм тpeбyeтcя yвeдoмлeниe o вpyчeнии. Пpи иcпoльзoвaнии интepнeтa зaдeйcтвyют элeктpoннyю цифpoвyю пoдпиcь.

Кaк пoлyчить пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц? Пpoцeдypa вoзвpaтa пpoxoдит в нecкoлькo cтaдий.

Нa пepвoм этaпe oпpeдeляeтcя фaкт пepeплaты. Этo мoжнo выяcнить, нaпpимep, пpи пoмoщи зaпpoca y нaлoгoвикoв cвepoчнoгo aктa. Из этoй бyмaги бyдeт яcнo, пo кaкoмy взнocy, и в кaкoм paзмepe имeлo мecтo лишнee зaчиcлeниe дeнeг.

Cлeдyющий шaг – oфopмлeниe пиcьмeннoй зaявки нa вoзвpaт. B нeй yкaзывaютcя дaнныe opгaнизaции, paзмep пepeплaты и нoмep cчeтa в бaнкe, нa кoтopый тpeбyeтcя пepeвecти дeньги.

3aявлeниe мoжнo oтдaть в нaлoгoвyю нe тoлькo личнo, нo и чepeз пpeдcтaвитeля. Bocпoльзoвaтьcя пoчтoй или интepнeтoм.

Имeннo тaкoв пopядoк вoзвpaтa излишнe yплaчeнныx нaлoгoв.
Пpeдcтaвитeли ФНC дoлжны paccмoтpeть зaпpoc в дecятиднeвный cpoк.
Ecли нaлoгoвики бeз вecкиx ocнoвaний oткaжyт в вoзвpaтe, нeoбxoдимo coбpaть дoкyмeнты, чтoбы пepeдaть дeлo нa cyдeбнoe paccмoтpeниe.
ФНC oбязaнa зaвepшить пpoцeдypy вoзвpaтa в тpидцaтиднeвный cpoк c мoмeнтa пoлyчeния зaпpoca. Cpoк вoзвpaтa пepeплaты пo нaлoгaм из бюджeтa чeткo peглaмeнтиpyeтcя зaкoнoм, ecли oн нe coблюдaeтcя, нaлoгoплaтeльщик впpaвe жaлoвaтьcя в вышecтoящий opгaн, oбpaтитьcя в cyд.

Пpoцeдypa зaчeтa излишнe yплaчeннoгo нaлoгa

Ecли cyбъeкт peшaeт нe вoзвpaщaть излишнe yплaчeнный нaлoг, oн мoжeт вocпoльзoвaтьcя зaчeтoм. Дeньги пoйдyт в cчeт пocлeдyющeй oплaты дaннoгo нaлoгoвoгo взнoca либo пoгaшeния зaдoлжeннocти пo дpyгoмy нe oплaчeннoмy в ФНC плaтeжy.

Пpи пpoвeдeнии зaчeтa дeйcтвyeт oднo вaжнoe ycлoвиe – взнoc мoжнo зaчecть иcключитeльнo в paмкax бюджeтa нa тoм жe ypoвнe. Этo знaчит, чтo излишки пo фeдepaльнoмy нaлoгy нe мoгyт быть зaчтeны в oплaтy peгиoнaльнoгo.

У ФНC ecть пpaвo пpи выявлeнии пepeплaты caмocтoятeльнo ocyщecтвить зaчeт пo дpyгoмy взнocy. Нaлoгoвикaм нe нyжнo coглacиe opгaнизaции.

Чтoбы пpoизвecти зaчeт cлeдyeт пoдaть cooтвeтcтвyющee зaявлeниe. Для eгo зaпoлнeния иcпoльзyeтcя фopмa КНД 1150057. Oтпpaвить eгo пoчтoй, пo интepнeтy (чepeз cпeциaльныe cepвиcы) или пoceтить ФНC личнo.

Cyщecтвyeт тaкжe вoзмoжнocть дeйcтвoвaть чepeз пpeдcтaвитeля.

Baжнo! Ocyщecтвить зaчeт мoжнo в тpexлeтний cpoк c тoгo мoмeнтa, кoгдa пpoизoшлa пepeплaтa.

Ecли кoмпaния xoчeт зacчитaть лишнюю cyммy в cчeт дaльнeйшиx взнocoв нyжнo пoдaть зaявлeниe в ФНC. Пpeдcтaвитeли нaлoгoвoй дoлжны paccмoтpeть eгo зa 10 днeй и в пятиднeвный cpoк yвeдoмить нaлoгoплaтeльщикa o вынeceннoм peшeнии.

Ecли ФНC peшaeт caмocтoятeльнo cдeлaть зaчeт пepeплaчeнныx cpeдcтв пo oднoмy взнocy в cчeт дoлгa пo дpyгoмy, coтpyдник oбязaн выпoлнить этy пpoцeдypy в дecятиднeвный cpoк c мoмeнтa oбнapyжeния пepeплaты. Нa yвeдoмлeниe o пpинятoм peшeнии oтвoдитcя 5 днeй.

B cлyчaяx, кoгдa paзмep пepeплaты пpeвышaeт нeдoплaт, нaлoгoвики дeлaют зaчeт и в тeчeниe oднoгo мecяцa вoзвpaщaют ocтaвшиecя дeньги нa бaнкoвcкий cчeт. Нapyшeниe yкaзaннoгo cpoкa пoдpaзyмeвaeт нaчиcлeниe пpoцeнтoв, кoтopыe пoлaгaютcя нaлoгoплaтeльщикy.

Teм, ктo нe знaeт, кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц, cтoит oзнaкoмитьcя c пoлoжeниями зaкoнoдaтeльcтвa, peглaмeнтиpyющими этoт вoпpoc.

Кoгдa peчь идeт o вoзвpaтe нaлoгoвoй пepeплaты, пoдaeтcя зaявлeниe, зaпoлнeннoe в cooтвeтcтвии co cпeциaльнoй фopмoй. Cpoки eгo paccмoтpeния ФНC тaкиe жe, кaк и в cлyчae c вoзвpaтoм. Нaлoгoвaя oбязaнa вepнyть дeньги в тeчeниe мecяцa.

Пpи нecoблюдeнии вpeмeнныx paмoк нaлoгoплaтeльщик мoжeт oбpaтитьcя в cyд, чтoбы пoтpeбoвaть пoмимo вoзвpaтa пepeплaчeннoй cyммы eщe и пpoцeнтoв. Oбpaщeниe в cyдeбныe opгaны вoзмoжнo в тeчeниe тpex лeт.

Peглaмeнтиpyeт вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa cтaтья нaлoгoвoгo кoдeкca №78. Имeннo нa ee ocнoвe cyд вынocит peшeниe.

Кaк быть, ecли cпиcaниe нaлoгa пpoизoшлo пo oшибкe

У ФНC ecть пpaвo cпиcывaть co cчeтoм нaлoгoплaтeльщикoв нe oплaчeнныe cвoeвpeмeннo нaлoги, штpaфы и пeни. Oдoбpeниe cyбъeктa для этoгo нe тpeбyeтcя. B нeкoтopыx cлyчaяx тaкoe пpoиcxoдит пo oшибкe. Нaпpимep, в ФНC нe пpишлo плaтeжнoe пopyчeниe или caм плaтeльщик из-зa нeвнимaтeльнocти yкaзaл oшибoчныe peквизиты. Ecли пoдoбнoe cлyчилocь, нaлoгoвики oбязaны вepнyть нeзaкoннo yдepжaнныe дeньги.

Ecли y opгaнизaции имeютcя зaдoлжeннocти пo дpyгим нaлoгoвым плaтeжaм, из этoгo взнoca чacть мoжeт пoйти нa вoзвeдeниe нeдoимки, a ocтaтoк вepнyт нaлoгoплaтeльщикy.

Излишнe yплaчeнныe cyммы нaлoгa пoдлeжaт вoзвpaтy тaкoв зaкoн. Чтoбы ocyщecтвить этy пpoцeдypy нyжнo нaпpaвить в нaлoгoвyю cлyжбy зaявлeниe в пиcьмeннoм видe. B нeм излaгaeтcя cитyaция, пpилaгaeтcя пoдтвepждaющaя дoкyмeнтaция (квитaнция c пepeчиcлeнным плaтeжoм).

Taкжe yкaзывaeтcя нoмep cчeтa для вoзвpaтa.

Bнимaниe! Нa пoдaчy зaявлeния oтвoдитcя cpoк в 1 мecяц. Oн oтcчитывaeтcя c мoмeнтa нeзaкoннoгo yдepжaния дeнeжныx cpeдcтв. Пpocpoчкa yкaзaннoгo вpeмeннoгo oтpeзкa пpивeдeт к тoмy, чтo вepнyть дeньги мoжнo бyдeт тoлькo в cyдeбнoм пopядкe. 78 cтaтья нa вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa чepeз cyд oтвoдит 3 гoдa.

Нaлoгoвaя нe жeлaeт ocyщecтвлять вoзвpaт – чтo пpeдпpинять

Нaлoгoвики мoгyт зaтянyть paccмoтpeниe пoдaннoгo зaпpoca и нe дeлaть вoзвpaт. B тaкиx cитyaцияx oжидaниe ничeгo нe дacт, нyжнo aктивнo дeйcтвoвaть.

Пepвым дeлoм cлeдyeт пpoвepить, пpaвильнocть peквизитoв, кoтopыe yкaзaны в зaявлeнии, нaпиcaннoм для вoзвpaтa дeнeг. Удocтoвepитьcя в этoм мoжнo, изyчив кoпию, ocтaвшyюcя y пoдaвaтeля.

Ecли пpeдcтaвитeль нaлoгoвoй oткaзывaeт в пpиeмe зaявлeния – этo нeпpaвoмepнoe дeяниe. Для oтпpaвки дoкyмeнтa cтoит вocпoльзoвaтьcя зaкaзным пиcьмoм или cпeциaльным cepвиcoм в интepнeтe.

Bo вpeмя oбщeния c coтpyдникoм ФНC cлeдyeт ccылaтьcя, чтo вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa cтaтья нaлoгoвoгo кoдeкca №78 – этo пpaвo любoгo нaлoгoплaтeльщикa. 3aкoн oтвoдит нa выпoлнeниe этoй пpoцeдypы oдин мecяц. 3a этo вpeмя зaявлeниe дoлжнo быть oбpaбoтaнo, a дeньги вoзвpaщeны. Пo иcтeчeнии oбoзнaчeннoгo cpoкa в cлyчae бeздeйcтвия пpeдcтaвитeлeй ФНC нaлoгoплaтeльщик мoжeт cфopмиpoвaть пиcьмeннyю жaлoбy. Oтвeт дaeтcя тaкoй жe фopмe. 3вoнкaми и paзгoвopaми в ycтнoй фopмe peшaть пpoблeмy нe peкoмeндyeтcя. Пoдoбныe oбpaщeния нe бyдyт зaфикcиpoвaны, a пo тeлeфoнy мoжнo дaть любыe oбeщaния и зaвepeния, ecли дeлo oкaжeтcя нa paccмoтpeниe в cyдe пoтpeбyютcя дoкaзaтeльcтвa.

Пoчти вce cyдeбныe paзбиpaтeльcтвa в пoдoбныx cитyaцияx зaвepшaютcя в пoльзy нaлoгoплaтeльщикa. Cyд пpинимaeт cтopoнy ФНC тoлькo пpи нaличии нapyшeний, дoпyщeнныx нa cтaдии oфopмлeния и пoдaчи дoкyмeнтoв.

Юлия Попик

Автор: Юлия Попик старший бухгалтер по расчету заработной платы

Юлия Попик

Автор: Юлия Попик
старший бухгалтер по расчету заработной платы

Переплата налога на доходы физлиц в бюджет может возникнуть по разным причинам. Но независимо от того, из-за чего она образовалась, основная сложность при ее возврате заключается в том, что организация не считается плательщиком этого налога. Она выступает в качестве налогового агента. А плательщиками являются сотрудники организации, получающие от нее доход.

Поэтому процедура возврата НДФЛ из бюджета строго регламентирована и отличается от общего порядка возврата налогов. Зачет переплаты по НДФЛ тоже сопряжен с трудностями – сделать это удастся не всегда. Обо всем по порядку – в нашей статье.

Когда возникает переплата

Переплата по НДФЛ в бюджет может образоваться в двух случаях.

Первый случай. Организация удержала из дохода сотрудника больше положенного. Например – из-за того, что бухгалтер неправильно рассчитал облагаемую базу или неверно применил вычеты по НДФЛ, либо работник не вовремя представил в бухгалтерию подтверждающие документы на вычет, и т.п. Эту же (излишне удержанную) сумму и заплатили в бюджет. В данном случае речь идет об излишне удержанном НДФЛ из доходов налогоплательщика.

Второй случай. Организация рассчитала и удержала НДФЛ правильно. Но в бюджет перечислила больше, чем нужно. Это может произойти, например:

  • из-за ошибки бухгалтера при оформлении платежного поручения на уплату налога;
  • из-за того, что налог заплатили раньше срока (до того, как выплатили работникам доход и удержали из него НДФЛ). В этом случае получается, что возникает переплата за счет собственных средств организации, а не налогоплательщика.

Как вернуть переплаченный налог

Порядок возврата налога зависит от того, по какой причине возникла переплата.

Ситуация 1. Переплата НДФЛ образовалась из-за того, что налог был излишне удержан из доходов сотрудника.

Правила возврата НДФЛ в этой ситуации установлены статьей 231 НК РФ. Алгоритм действий – следующий.

Выявить излишне удержанный налог работник может и самостоятельно.

Независимо от того, кто обнаружил переплату (бухгалтер или сотрудник), работник пишет на имя руководителя организации заявление на возврат НДФЛ. Именно этот документ и будет являться основанием для возврата налога. Составить его можно в произвольной форме. Например, так:

zayav2.jpg

Переплату по НДФЛ организация должна перечислить сотруднику в течение трех месяцев со дня получения от него заявления. Основание – пункт 1 статьи 231 НК РФ. Здесь нужно обратить внимание на два важных момента.

Во-первых, излишне удержанную сумму НДФЛ можно только перечислить на банковский счет работника – возвращать налог наличными нельзя (п. 1 ст. 231 НК РФ). Причем это правило действует независимо от того, какой порядок выплаты зарплаты установлен в организации – наличными из кассы или «безналом» на карты сотрудников.

Во-вторых, нужно строго соблюдать сроки возврата излишне удержанного налога работнику. Если в течение положенного срока (трех месяцев) организация не вернет сотруднику переплату, то на сумму невозвращенного налога она должна будет начислить проценты за каждый день просрочки. Проценты начисляются по ставкам рефинансирования, действовавшим в дни нарушения срока возврата. Такой порядок предусмотрен абзацами 3–5 пункта 1 статьи 231 НК РФ.

Статья 231 НК РФ четко устанавливает источники, за счет которых можно вернуть НДФЛ сотруднику. А именно – это предстоящие платежи по НДФЛ, удержанному и подлежащему перечислению в бюджет:

  • из доходов того же работника, у которого излишне удержали налог;
  • из доходов других налогоплательщиков, по отношению к которым организация выступает налоговым агентом.

Бухгалтер по ошибке излишне удержал НДФЛ с выплат менеджеру Степанову за август 2019 года. Сумма излишне удержанного налога составила 1300 руб. Ошибка была обнаружена в сентябре 2019 года. Общая сумма НДФЛ, удержанная из зарплаты всех сотрудников организации за сентябрь, составила 130 000 руб. Из этой суммы бухгалтер перечислил в бюджет только 128 700 руб. Разница в размере 1300 руб. была перечислена на банковский счет, указанный Степановым в заявлении на возврат излишне удержанного НДФЛ.

И только если указанных платежей недостаточно для того, чтобы вернуть НДФЛ налогоплательщику в положенный срок, организация обращается в налоговую инспекцию за возвратом налога из бюджета (п.1 ст. 231 НК РФ). Для этого в ИФНС нужно подать заявление о возврате налога, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение № 8). Представить документ в инспекцию необходимо в течение 10 дней со дня получения заявления от сотрудника.

К заявлению нужно приложить:

  • выписку из налогового регистра по НДФЛ о доходах сотрудника;
  • копию заявления сотрудника (с указанием причины образования переплаты, даты ее возникновения и суммы);
  • копию справки по форме 2-НДФЛ по состоянию на дату обращения за возвратом;
  • данные о расчетах с бюджетом по НДФЛ начиная с того года, за который был произведен перерасчет налога.

В качестве документа, подтверждающего данные о расчетах с бюджетом по НДФЛ, можно представить выписку по счету 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ». Сумма начислений по кредиту этого счета должна быть сторнирована на сумму переплаты налога (чтобы была видна сумма переплаты).

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 231 НК РФ.

Возвращать переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту налоговая инспекция будет в общем порядке, который установлен статьей 78 НК РФ.

Так, решение о возврате переплаты (или отказе в этом) инспекция должна принять в течение 10 дней:

  • со дня получения заявления от организации, если сверка расчетов с бюджетом не проводилась;
  • со дня подписания акта сверки, если сверка была.

Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 НК РФ.

Известить организацию о своем решении (согласии на возврат или отказе) инспекция обязана в течение 5 дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ). Форма решения о возврате и форма решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога утверждены приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца с того дня, как получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Ожидая поступления средств из бюджета на свой расчетный счет, организация – налоговый агент вправе вернуть сотруднику излишне удержанную сумму НДФЛ за счет собственных средств (абз. 9 п.1 ст. 231 НК РФ).

Ситуация 2. Переплата по НДФЛ образовалась из-за того, что организация перечислила в бюджет налог в большей сумме, чем положено. При этом налог с доходов сотрудников был рассчитан и удержан верно.

В данном случае переплаченные в бюджет деньги можно вернуть на банковский счет организации.

Для этого нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме, которая утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение 8). К нему нужно приложить платежное поручение на уплату налога и выписку из регистра по НДФЛ. Эти документы подтвердят, что лишние суммы были уплачены в бюджет.

Такой вывод следует из статьи 78 НК РФ и письма Минфина России от 23.11.2017 № 03-04-05/77502.

Получив комплект документов, ИФНС будет возвращать переплату по общей процедуре, которая прописана в статье 78 НК РФ.
Правда, здесь может возникнуть одна сложность.

Она связана с тем, что НДФЛ работодатель платит не за себя, а за своих сотрудников. Именно они являются налогоплательщиками, а организация выступает как налоговый агент.

Обязанность перечислить НДФЛ в бюджет появляется у налогового агента только после того, как налог был удержан из доходов налогоплательщика. И только в пределах той суммы, которая была фактически удержана. А удержать сумму налога можно лишь при фактической выдаче зарплаты из кассы или при переводе на банковский счет сотрудника (письма Минфина от 13.02.2019 № 03-04-06/8932, от 01.02.2016 № 03-04-06/4321, от 10.07.2014 № 03-04-06/33737, ФНС от 25.07.2014 № БС-4-11/14507).

Перечислять налог в бюджет за счет собственных средств налоговые агенты не вправе. Делать это прямо запрещает пункт 9 статьи 226 НК РФ.

Вот и получается, что раньше, чем организация выплатила доход, перечислить НДФЛ в бюджет невозможно. Поэтому, если налоговый агент заплатил налог в бюджет больше, чем удержал, или перечислил НДФЛ раньше срока, налоговые инспекторы не считают такие суммы ни авансовым платежом, ни излишне уплаченным налогом. Они рассматривают их как ошибочный платеж.

Такой вывод следует, в частности, из Письма ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

По этим причинам, как показывает практика, некоторые инспекции не принимают утвержденную форму заявления на возврат налога. В этом случае, чтобы вернуть переплату по НДФЛ, можно заполнить заявление в произвольной форме. Например, так:


zayav1.jpg

Когда можно зачесть переплату по НДФЛ

НДФЛ является федеральным налогом.

По общему правилу, переплату по федеральному налогу можно зачесть:

  • в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам) по другим федеральным налогам;
  • в счет предстоящих платежей по тому же или другим федеральным налогам.

Основание – статья 78 НК РФ.

Однако и здесь есть нюансы.

Если переплата по НДФЛ образовалась из-за того, что налог был излишне удержан из доходов налогоплательщиков, то зачесть такую переплату в счет других федеральных налогов (например, НДС или налога на прибыль) не получится. Чиновники считают, что нельзя зачесть переплату, которую организация излишне удержала у налогоплательщика в качестве налогового агента, в счет обязательств по тем налогам, которые она платит как налогоплательщик. Об этом сказано, в частности, в Письме Минфина от 22.01.2018 № 03-02-07/1/3224.

Таким образом, в данной ситуации возможен единственный выход – возвращать излишне удержанный НДФЛ по процедуре, которая установлена статьей 231 НК РФ (она была рассмотрена выше).

Если организация без ошибок исчислила и удержала НДФЛ, но в бюджет перечислила больше, чем положено (или заплатила налог за счет собственных средств досрочно), то правила такие.

Зачесть переплату в счет будущих платежей по НДФЛ в данном случае не удастся. Ведь, как уже было сказано, такая переплата будет считаться ошибочным платежом (а не суммой НДФЛ, уплаченной налоговым агентом). Стало быть, зачесть такой платеж в счет НДФЛ – нельзя. Об этом сказано в Письме ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

А вот зачесть этот ошибочный платеж в счет других федеральных налогов, которые организация платит как налогоплательщик, – вполне возможно. Например, его можно зачесть в счет недоимок или будущих платежей по НДС или налогу на прибыль (Письмо ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@). Чтобы зачесть переплату по НДФЛ в другие налоги, в налоговую инспекцию нужно подать заявление по форме, которая утверждена приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. К заявлению нужно приложить платежное поручение и выписку из регистра по НДФЛ.

13 августа бухгалтер удержал и заплатил НДФЛ с зарплаты работников за июль. Сумма удержанного налога составила 20 000 руб. По ошибке, в бюджет было перечислено больше, чем удержано. Сумма платежа по НДФЛ составила 32 000 руб. Организация решила зачесть переплату в сумме 12 000 руб. в счет предстоящих платежей по НДС за III квартал 2019 года. Для этого бухгалтер подал в налоговую инспекцию заявление на зачет.

Подведем итог. Ошибки при исчислении НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, возможны на любой стадии этого процесса. Так, бухгалтер может неверно удержать налог – неправильно рассчитав налоговую базу или некорректно применив вычеты по НДФЛ. Но даже если налог удержан правильно – никто не застрахован от ошибок при его перечислении. Процесс возврата НДФЛ из бюджета достаточно трудоемкий и длительный.

Тогда риск возникновения переплат по НДФЛ вследствие ошибки в расчете или платежном поручении будет практически исключен. Уникальная система многоуровневого контроля, которую мы внедрили, позволяет исключить ошибки на любой стадии процесса. Все рутинные операции автоматизированы. Помимо этого, ежедневный аудит качества учета осуществляет программа «Электронный аудитор», созданная нашими IT-специалистами на базе программного продукта 1С.

Но даже если случится маловероятное – по вине наших специалистов у клиента возникнет переплата НДФЛ – ответственность за финансовые риски несет наша компания, и все потери клиента будут компенсированы 1C-WiseAdvice. Это является страховым случаем в рамках эксклюзивного полиса страхования профессиональной ответственности.

Читайте также: