Вознаграждение в налоговом учете

Опубликовано: 05.05.2024

Премию облагают налогом на доходы физлиц, страховыми взносами на ОПС, ОСС, ОМС и взносами «по травме». Премии фирма может выплатить за счет расходов или за счет прибыли.

Независимо от того, уменьшает ли премия облагаемую налогом прибыль или нет, на нее начисляют страховые взносы (п. 1 ст. 420 НК РФ).

На уплату налога на доходы физлиц и взносов на «травматизм» источник премий также не влияет. Так, НДФЛ с любых премий удерживают по ставке 13% (у резидента) или 30% (у нерезидента), а взносы на «травматизм» начисляют по страховым тарифам, которые установлены для фирмы.

Разберемся, какие премии относятся к расходам в налоговом учете и уменьшают облагаемую прибыль.

Согласно статье 255 Налогового кодекса, к расходам на оплату труда относят премии за производственные результаты. Систему премирования обычно оформляют в виде специального Положения о премировании. На Положение надо обязательно сослаться в трудовых контрактах с работниками или в коллективном договоре.

Если премия не предусмотрена трудовым или коллективным договором (или в них нет ссылки на Положение), то учесть ее в расходах нельзя (п. 21 ст. 270 НК РФ).

Однако учтите: если даже в договорах указаны премии к праздникам и юбилейным датам, за участие в конкурсах, спортивных соревнованиях и т. п., в налоговые расходы их все равно включать нельзя. Ведь подобные премии не являются экономически оправданными затратами, а значит, не соответствуют критериям статьи 252 Налогового кодекса.

Какая премия выгоднее фирме

Бывает, что учредители принимают решение о выплате премий особо отличившимся сотрудникам за счет прибыли.

С точки зрения экономии на страховых взносах разницы нет – при выплате премии независимо от источника фирме придется начислять страховые взносы (п. 1 ст. 420 НК РФ).

Однако, оплачивая премию за счет прибыли, фирма не может учесть такие премии в качестве расходов на оплату труда. Таким образом, компаниям выгоднее включать премии в расходы.

Рассмотрим оба варианта на примере.

Как видим, во втором случае фирма заплатила налоги и взносы на 4000 руб. (34 800 руб. – 30 800 руб.) больше, чем в первом.

Экономия существенная, при массовой выплате премий может вылиться в приличную сумму. Таким образом, для фирмы выгоднее включать премии в расходы.

Учет премий

Бухгалтерский учет премий зависит от деятельности, в которой занят поощряемый работник, и вида премии. С учетом этого премию можно списать:

  • на расходы по обычным видам деятельности;
  • на прочие расходы;
  • за счет нераспределенной прибыли.

Премию – в себестоимость

Премию за производственные результаты относят к расходам по обычной деятельности, если ее начислили сотрудникам, непосредственно занятым в производстве (основном, вспомогательном, обслуживающем). Сумму поощрения включают в расчет среднего заработка работника. Об этом говорится в статье 139 ТК РФ.

Такую премию облагают страховыми взносами на ОПС, ОСС и ОМС, НДФЛ и взносами на «травматизм» точно так же, как и зарплату. Ее начисляют проводками:

ДЕБЕТ 20 (23, 29) КРЕДИТ 70
— начислена премия работникам основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.

Если премия начислена общепроизводственному или управленческому персоналу, отразите это в учете так:

ДЕБЕТ 25 (26) КРЕДИТ 70
— начислена премия работникам, занятым в процессе обслуживания основного или вспомогательного производства (управленческому персоналу).

Премии работникам, занятым в продаже готовой продукции или товаров, начисляйте в корреспонденции со счетом 44 «Расходы на продажу»:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 70
— начислена премия работникам, занятым в продаже продукции (товаров).

Отдельно следует рассмотреть следующий случай. Если ваша организация ведет строительство для собственных нужд или реконструирует основные средства, премии работникам, занятым на этих работах, начисляйте в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы»:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 70
— начислена премия работникам, занятым на строительстве (реконструкции) объекта основных средств.

Суммы премий, включенные в расходы по обычным видам деятельности, облагают НДФЛ и страховыми взносами в том же порядке, что и заработную плату.

Налог на доходы физических лиц, исчисленный с суммы премии, отразите такой записью:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»
— исчислен НДФЛ с суммы премии.

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и страховые взносы на ОПС, ОСС и ОМС относятся на те же счета, на которых начислены премии. При начислении взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сделайте запись:

ДЕБЕТ 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44. ) КРЕДИТ 69-1-2
— начислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму премии.

Затем отразите начисление страховых взносов по кредиту счета 69:

ДЕБЕТ 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44. ) КРЕДИТ 69-1-1
— начислены на сумму премии страховые взносы на обязательное социальное страхование;

ДЕБЕТ 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44. ) КРЕДИТ 69-2
— начислены на сумму премии страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

ДЕБЕТ 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44. ) КРЕДИТ 69-3
— начислены на сумму премии страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Премия за счет прочих расходов

Премию относят к прочим расходам, если ее начислили за непроизводственную деятельность. Это может быть, например, украшение офиса к празднику, поощрение за культурно-массовую или спортивную работу, организацию отдыха сотрудников и т. д.

Поскольку премии не связаны с производством и продажей продукции (работ, услуг), они не уменьшают налоговую базу по прибыли. Однако на сумму премий фирмы должны начислять страховые взносы (п. 1 ст. 420 НК РФ).

Суммы премий, включенные в прочие расходы, облагают налогом на доходы физлиц и взносами на «травматизм».

При начислении подобных премий сделайте запись:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 70
— начислена премия сотрудникам фирмы за непроизводственные результаты.

Налог на доходы физических лиц с суммы премии отразите так:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»
— удержан НДФЛ с суммы премии.

При начислении взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сделайте запись:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-1-2
— начислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на сумму премии.

При начислении страховых взносов на ОПС, ОСС и ОМС сделайте запись:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-1-1 (69-2, 69-3)
— начислены страховые взносы на сумму премии.

Премия за счет чистой прибыли

Премию можно выплатить за счет нераспределенной прибыли, если это разрешено общим собранием учредителей (акционеров).

Законами об АО и ООО не предусмотрено каких-либо выплат за счет прибыли кому-то еще, кроме собственников. И счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – это счет собственников, и только они имеют право на получение дивидендов (письма Минфина России от 19 июня 2008 г. № 07-05-06/138, от 19 декабря 2008 г. № 07-05-06/260).

Поэтому расходы организации на премии, мероприятия спортивного и культурно-просветительского характера и иные аналогичные мероприятия, а также перечисление средств на благотворительность являются прочими расходами и должны учитываться по счету 91 «Прочие доходы и расходы».

При начислении премии сделайте в учете запись:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 70
— начислена премия работникам организации.

Премии за счет нераспределенной прибыли облагают НДФЛ и взносами по «травме», а также страховыми взносами на ОПС, ОСС и ОМС в обычном порядке. НДФЛ с суммы премии отразите так:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»
— удержан НДФЛ с суммы премии.

Начислите на сумму премии взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-1-2
— начислены на сумму премии взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

При начислении страховых взносов на ОПС, ОСС, ОМС сделайте запись:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-1-1 (69-2, 69-3)
— начислены страховые взносы на сумму премии.

Премии в организациях, применяющих спецрежимы

Фирмы, которые переведены на ЕНВД или применяют «упрощенку», платят единый налог.

Также они платят страховые взносы на ОПС, ОСС и ОМС в общем случае по ставке 30%. Для некоторых фирм, чья деятельность социально значима (строительство, производство пищевых продуктов, образование), предусмотрены льготные тарифы. Такие компании, перешедшие на УСН или ЕНВД, уплачивают страховые взносы только на обязательное пенсионное страхование по ставке 20%.

Фирмы-спецрежимники не платят НДС, налог на имущество и налог на прибыль (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ). В результате у таких фирм возникает вопрос: нужно ли начислять страховые взносы на сумму премии, выплаченной за счет нераспределенной прибыли?

Да, ведь страховые взносы фирмы платят с любых выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (п. 1 ст. 420 НК РФ). Поэтому организации, перешедшие на УСН или ЕНВД, должны на сумму выплаченных премий начислять страховые взносы. На сумму этих взносов можно уменьшить единый налог, правда, не более чем наполовину.

Этот лимит предусмотрен для «упрощенцев», которые считают налог с доходов, а также для фирм, которые переведены на ЕНВД (п. 3 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

А при УСН с объектом «доходы минус расходы» страховые взносы, уплаченные за работников, учитываются полностью (письмо Минфина от 24 мая 2013 г. № 03-11-11/18972).

Посреднические операции и сделки, так часто применяемые в практической деятельности организации, всегда были головной болью бухгалтера. Со вступлением в силу 21 главы НК РФ "Налог на добавленную стоимость" ситуация с НДС более или менее разъяснилась, казалось бы следует ждать аналогичных событий и в отношении других налогов. Однако ситуация развивается по принципу: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Несомненно приятным событием стало применение с 1 января 2002 г. к посредническим операциям и сделкам общепринятой ставки налога на прибыль в размере 24% (вместо повышенной в размере до 43%). Означает ли это, что проблемы с посредничеством в отношении ведения раздельного учета прибыли, полученной от этого вида деятельности, разрешены и организовывать его больше не надо? Частично - да, поскольку отпадает необходимость в сложных расчетах себестоимости посреднических услуг, приводящих на практике к многочисленным ошибкам. Частично - потому, что бухгалтерам все же придется разграничивать обороты по реализации посреднических услуг, что связано с особым порядком учета возмещаемых затрат (а также НДС и налога с продаж).

Как учитывать посредникам возмещаемые расходы

При исполнении поручения по договорам комиссии, поручения или агентирования каждая из сторон осуществляет предпринимательскую деятельность, формируя расходы, связанные с ее осуществлением. В ряде случаев комиссионер (поверенный, агент) может фактически осуществлять расходы за комитента (доверителя или принципала), выступая в качестве организации, через которую осуществляются расчеты между исполнителем (третьим лицом) и заказчиком (комитентом, доверителем, принципалом) услуг. Указанные расходы включаются в состав затрат комитента (доверителя, принципала) и подлежат возмещению комиссионеру (поверенному, агенту), при этом такие расходы не являются ни доходом ни расходом посредника. Подобная позиция всегда поддерживалась как налоговым, так и бухгалтерским законодательством, однако с 1 января 2002 г. законодатель подготовил сюрприз, заложенный в пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, определяющим доходы, которые не учитываются при определении посредниками налоговой базы по налогу на прибыль.

Сначала процитируем норму: при определении налоговой базы не учитываются "средства, поступившие комиссионеру, агенту или иному поверенному по договору комиссии, агентскому договору и (или) другому аналогичному договору в пользу комитента, принципала и (или) иного доверителя, в том числе суммы положительных курсовых разниц по расчетам в иностранной валюте по договорам с поставщиками товарно-материальных ценностей, работ, услуг, заключенным по поручению комитента, принципала и (или) иного доверителя, за исключением сумм вознаграждений и сумм, подлежащих выплате этому комиссионеру, агенту или иному поверенному в счет возмещения произведенных им затрат".

Исходя из указанной нормы закона следует, что суммы возмещаемых посреднику расходов учитываются в целях налогообложения прибыли в том же порядке, что и суммы причитающегося ему вознаграждения, то есть включаются в состав доходов от реализации. В то же время НК РФ не содержит никакой нормы, позволяющей включить указанные суммы в состав расходов посредников. Тем более, что такие расходы изначально осуществляются в пользу комитента, доверителя, принципала и должны быть включены в состав их расходов.

Это означает, что суммы возмещаемых комитентом (принципалом) расходов должны увеличивать налоговую базу комиссионера (агента, поверенного), то есть признаваться доходом (выручкой от реализации) посредника без какой-либо возможности отнести в состав расходов затраты по его получению. Такая странная позиция законодателя противоречит понятию дохода для целей налогообложения, которым признается выручка от реализации товаров, (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. При осуществлении посреднической деятельности, как известно, выручкой посредника является сумма вознаграждения, а выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) формируется у комитента (принципала, доверителя).

Проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается внести изменения в порядок определения доходов посредников и исключить из их состава суммы расходов, возмещаемых комитентом, принципалом или иным доверителем, при условии, что они не включены в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного и учитываются в составе расходов комитента, принципала и (или) иного доверителя.

Определение даты реализации при продаже товаров (работ, услуг) через посредника

Действующее законодательство о налогах и сборах связывает дату возникновения дохода в целях налогообложения с датой реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Согласно п.3 ст. 271 НК РФ для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датой получения дохода для целей налогообложения признается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Применительно к договорам комиссии (поручения, агентирования) это означает, что в налоговом учете комитента (доверителя, принципала) доход формируется в момент реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) комиссионером (поверенным, агентом). Однако комитент (доверитель, принципал) может узнать о факте получения дохода только после того, как посредник известит его об исполнении поручения.

Если между сторонами заключен договор комиссии, то после исполнения комиссионного поручения комиссионер обязан отчитаться перед комитентом, для чего ему следует составить и передать комитенту отчет. Такая норма прямо предусмотрена ст. 999 ГК РФ. Одновременно время стороны могут согласовать любые другие сроки и периодичность предоставления отчета комиссионера, при этом гражданское законодательство никак не ограничивает такие сроки в отношении договора комиссии (при условии достижения сторонами соглашения по их установлению).

В то же время сроки и периодичность составления отчета могут быть ограничены иными законодательными актами, в том числе действующими в области налогового учета.

Согласно ст. 316 НК РФ в случае если реализация производится через комиссионера, последний обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавшего ему имущества. Хотя в данном случае законодатель не использует понятия "отчет", а говорит только об извещении комитента о дате реализации принадлежащего ему имущества, сторонам все же предпочтительнее оговорить именно сроки предоставления отчета, поскольку и в том и в другом случае комиссионеру придется указывать одни и те же данные. В противном случае комиссионеру придется делать двойную работу: сначала извещать комитента о дате реализации и стоимости реализованных товаров или имущественных прав согласно налоговому законодательству, а потом предоставлять отчет в соответствии с граждански законодательством. Кроме того следует иметь в виду, что извещение может понадобиться комитенту только в случае, если договором установлен срок предоставления комиссионером отчета более длительный, чем сроки предоставления им налоговой декларации либо сроки уплаты авансовых платежей по итогам отчетного (налогового) периода.

Такая позиция законодателя, видимо, связана с попыткой заставить налогоплательщика-комитента формировать доход по общему принципу исходя из даты реализации принадлежащих ему товаров (имущественных прав).

Вместе с тем необходимо отметить, что представляется неправомерным ограничение свободы действий сторон по договорам комиссии в отношении трехдневного срока предоставления комиссионером извещения (или отчета), поскольку налоговое законодательство не должно регулировать отношения, предусмотренные гражданским законодательством. Кроме того, Налоговый Кодекс не содержит каких-либо санкций для комиссионера за несвоевременное извещение им комитента о дате и сумме реализации.

Вряд ли налоговые органы смогут предъявить какие-либо претензии и к комитенту, если отчет (извещение) будет предоставлен посредником не в трехдневный, а в пятидневный или иной срок, предусмотренный договором, и позволяющий комитенту своевременно отразить в налоговом учете доходы от реализации, осуществляемой через посредника. По мнению автора в отношении прибыли датой предоставления отчета комиссионера может быть любая дата, ограниченная сроком предоставления налоговой декларации либо датой уплаты авансовых платежей по итогам отчетного (налогового) периода.

Это означает, что комитенту (принципалу) следует иметь отчет посредника в следующие сроки:

-- до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, если комитент (принципал) уплачивает авансовые платежи по итогам отчетного периода;

-- до 15 числа месяца, следующего за отчетным, если комитент (принципал) перешел на уплату ежемесячных авансовых платежей

Несоблюдение указанных сроков приведет к налоговой ошибке в отражении доходов за соответствующий налоговый период, и, как минимум, к начислению пеней (а также к иным претензиям со стороны налоговых органов).

Обращаем внимание читателей, что вытекающий из изложенного выше порядок отражения комитентом выручки от реализации в том отчетном (налоговом) периоде, когда фактически произошла передача права собственности на принадлежавший ему товар (имущественные права), противоречит п. 3 ст. 271 НК РФ в действующей редакции, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии налогоплательщиком-комитентом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату предоставления отчета комиссионера. Следуя указанному алгоритму расчета дохода, комитенту, заключившему договор в иностранной валюте, придется пересчитать доходы в рубли и отразить их на дату предоставления отчета, а не на дату фактической реализации комиссионного товара.

Видимо в данном случае речь идет об ошибке законодателя, тем паче, что Проектом изменений к 25 главе предполагается фразу "доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату предоставления отчета комиссионера (агента)" заменить словами "датой реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера о реализации".

Рассмотренная выше специальная норма в отношении определения даты реализации применяются в соответствии с налоговым законодательством только для комитента и комиссионера, действующих в рамках договора комиссии. Для поверенного и агента налоговое законодательство не определяет трехдневного срока отчета, однако это не говорит о том, что доверителю или принципалу следует определять дату реализации иным способом.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что позволяя комитенту и комиссионеру, действующих по договору комиссии, самостоятельно определять сроки предоставления отчета гражданское законодательство, в отношении договора поручения предусматривает иные нормы предоставления отчета: согласно ст. 974 ГК РФ по исполнении поручения поверенный обязан без промедления представить отчет (с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или характеру поручения). Таким образом поверенный обязан сразу же по исполнении поручения представить доверителю отчет, при этом гражданское законодательство не оставляет права сторонам договора поручения решать этот вопрос иным образом (например, договориться об иных сроках предоставления отчета). Соответственно доверителю для того, чтобы своевременно отразить выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), никакого дополнительного извещения от поверенного не требуется.

Если стороны все же нарушают положения ГК РФ и устанавливают договором поручения иные сроки предоставления поверенным отчета, то в целях исчисления налога на прибыль им придется воспользоваться нормами, предусмотренными для договора комиссии.

Сложнее решается вопрос о дате реализации у принципала при исполнении агентского договора. Согласно п. 1 ст. 1008 ГК РФ гражданское законодательство предоставляет право сторонам решать вопрос о порядке и сроках представления принципалу отчета, при этом налоговое законодательство не определяет специальных сроков в отношении предоставления агентом отчета или какого-либо извещения принципала о дате реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в рамках агентского договора. В то же время вполне очевидно, что налоговые органы попытаются применить по отношению к агентскому договору нормы, аналогичные тем, что предусмотрены договора комиссии. И, хотя напрямую применение таких норм вряд ли допустимо, все же они будут правы, поскольку в отсутствии специальных норм, принципалы будут вынуждены руководствоваться общей нормой, предусматривающей, что датой получения дохода для целей налогообложения признается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), то есть день перехода права собственности. При этом порядок определения даты реализации не должен зависеть ни от вида заключаемого договора, ни от сроков предоставления каких-либо документов посредниками.

По мнению автора установление специальных сроков извещения комитента носит для налогоплательщиком упредительный (поясняющий) характер, внося тем не менее некоторую сумятицу во вполне очевидную общую норму, которая может сама по себе диктовать общий порядок определения даты реализации, не делая без лишней необходимости исключений для отдельных договоров.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что посреднику, действующему по договорам комиссии, поручения или агентирования, следует предоставлять отчеты в сроки, установленные договором, при этом в целях налогообложения сторонам по посредническим договорам рекомендуется устанавливать их с учетом особенностей исчисления налога на прибыль и сроков его уплаты.

К сожалению круг вопросов, касающихся посреднической деятельности и вызывающих некоторое недоумение, которые вероятнее всего станут предметом многочисленных споров с судах, не ограничивается изложенными выше проблемами.

Обратите внимание, что в ранее действующем законодательстве по налогу на прибыль специальный режим налогообложения предусматривался для посреднических договоров, в качестве которых рассматривались только договоры комиссии, поручения и агентирования. В ныне действующей редакции НК РФ законодателем применяется формулировка "договор комиссии, агентскому договор или другой аналогичный договор", при этом используются понятия "комиссионер, агент и (или) иной поверенный" и "комитент, принципал и (или) иной доверитель". Такая формулировка закона позволяет однозначно определить в качестве посреднических действия сторон по договорам комиссии, поручения и агентирования. В то же время законодатель не определяет ни понятия "аналогичный договор", ни порядок проведения аналогии с другими договорами, предусмотренными в ГК РФ.

Поэтому на сегодня остается загадкой, что понимать под "аналогичными договорами" и каким образом проводить аналогию. Особенно остро этот вопрос встанет перед организациями, действующими по договору транспортной экспедиции, порядок налогообложения операций по которому вызывал многочисленные споры в связи с тем, что по сути этот договор является разновидностью агентского. Однако такое положение прямо не закреплено в ГК РФ, что не позволяло ранее причислить действия по такому договору к посредническим операциям и сделкам. Можно ли (или нужно) считать договор транспортной экспедиции в 2002 г. посредническим требует тщательного разбирательства и, быстрее всего, будет решаться в судебном порядке. В данной ситуации налогоплательщиком следует воспользоваться правилом, что все неустранимые сомнения толкуются в их пользу.

Пархачева М.А.
Консалтинговая группа "Экон-Профи"
личный сайт автора: www.econ-profi.ru


Марина Пархачева, Генеральный директор Консалтинговой группы "Экон-Профи"

Гражданским законодательством определены три вида посреднических договоров: договор поручения , договор комиссии и агентский договор .

По каждому из этих договоров заказчик (доверитель, комитент, принципал) может поручить посреднику (поверенному, комиссионеру, агенту):

  • реализовать принадлежащие ему товары (найти клиентов, нуждающихся в результатах его работ или услугах);
  • приобрести необходимые ему товары (работы, услуги).

Вознаграждение посредника

Независимо от характера поручения, данного заказчиком, за его исполнение посреднику положено вознаграждение. По агентскому и комиссионному договорам выплата вознаграждения обязательна (ст. 991, 1006 ГК РФ). По договору поручения вознаграждение может не выплачиваться только в том случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 1 ст. 972 ГК РФ).

На практике вознаграждение посредника может определяться:

  • как твердая сумма, зафиксированная в договоре;
  • как процент от суммы сделки;
  • как разница между ценой товаров (работ, услуг), по которой они были реализованы покупателям, и ценой товаров (работ, услуг), по которой они были переданы на комиссию (если по договору посреднику поручена реализация товаров (работ, услуг) заказчика);
  • как разница между суммой, полученной от заказчика для исполнения поручения, и суммой, уплаченной поставщику (если по договору посреднику поручено приобретение товаров (работ, услуг) для заказчика).

Выплата вознаграждения

Независимо от характера поручения, посредник может участвовать или не участвовать в расчетах с контрагентами.

Если посредник участвует в расчетах, он может самостоятельно удержать сумму своего вознаграждения:

  • из выручки, полученной от покупателей (если предметом договора является продажа товаров (работ, услуг) заказчика);
  • из средств, полученных от заказчика (если предметом договора является приобретение товаров (работ, услуг) для заказчика).

Если посредник не участвует в расчетах, вознаграждение за исполнение поручения ему перечисляет заказчик. Размер, условия и порядок выплаты посреднического вознаграждения должны быть прописаны в договоре.

Это следует из положений статей 410, 972, 997, 1011 Гражданского кодекса РФ.

Бухучет

Для посредника вознаграждение, выплачиваемое заказчиком, является выручкой от реализации посреднических услуг (п. 5 ПБУ 9/99). Вознаграждение признается доходом от обычных видов деятельности, который отражается в бухучете на дату утверждения заказчиком отчета посредника (п. 5, 12 ПБУ 9/99).

Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета доходов (ч. 4, 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

В бухучете расчеты с заказчиком отражайте на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», к которому целесообразно открыть субсчета:

  • «Расчеты с заказчиком за реализованные товары (работы, услуги)» (если предметом договора является реализация товаров (работ, услуг), принадлежащих заказчику);
  • «Расчеты с заказчиком за приобретенные товары (работы, услуги)» (если предметом договора является приобретение товаров (работ, услуг), необходимых заказчику);
  • «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов»;
  • «Расчеты с заказчиком по вознаграждению».

В учете посредника вознаграждение, причитающееся по договору, отражается проводками (без учета операций по НДС):

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению» Кредит 90-1
– отражена сумма вознаграждения за посреднические услуги (на основании договора и отчета посредника);

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за реализованные товары (работы, услуги)» Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению»
– удержано посредническое вознаграждение из выручки, поступившей в оплату реализованных товаров (работ, услуг) заказчика (если посредник участвует в расчетах);

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за приобретенные товары (работы, услуги)» Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению»
– удержано посредническое вознаграждение из средств, поступивших от заказчика на приобретение товаров (работ, услуг) (если посредник участвует в расчетах);

Дебет 51 (50) Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению»
– поступило вознаграждение за исполнение посреднических услуг (если посредник не участвует в расчетах).

ОСНО

При расчете налога на прибыль посредник включает посредническое вознаграждение в состав доходов в качестве выручки от реализации посреднических услуг (п. 1 ст. 249 НК РФ). Момент признания доходов посредника зависит от выбранного им метода ведения налогового учета. Подробнее об этом см. Как по налогу на прибыль учитывать доходы и расходы от посреднических операций .

С суммы своего вознаграждения и с любых других доходов, полученных при исполнении договора (например, с дополнительной выгоды), посредник должен начислить НДС (п. 1 ст. 156 НК РФ). Исключение составляют вознаграждения, которые получены за посреднические услуги по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 156 НК РФ). Подробнее об этом см. Как начислить НДС с посреднических операций .

На сумму вознаграждения посредник должен выставить в адрес заказчика счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении посреднического вознаграждения по договору комиссии. Посредник участвует в расчетах, применяет общую систему налогообложения и реализует товары, принадлежащие заказчику. Комиссионное вознаграждение удерживается из сумм, полученных от покупателей за реализованные товары

ООО «Торговая фирма "Гермес"» (комиссионер) 2 февраля реализовало покупателю товары ООО «Альфа» (комитента), переданные «Гермесу» 31 января по договору комиссии. Указанная в договоре цена реализации товаров составляет 236 000 руб. (в т. ч. НДС – 36 000 руб.). Комиссионное вознаграждение удерживается комиссионером из сумм, полученных от покупателей, и составляет 5 процентов от цены реализации (11 800 руб., в т. ч. НДС – 1800 руб.). Оплата от покупателя поступила на счет посредника 4 февраля. В этот же день отчет комиссионера был утвержден комитентом. «Гермес» рассчитывает налог на прибыль ежемесячно методом начисления.

Расчеты с заказчиком бухгалтер «Гермеса» отражает на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по субсчетам:
– «Расчеты с заказчиком за реализованные товары»;
– «Расчеты с заказчиком по вознаграждению».

В бухучете «Гермеса» сделаны следующие записи.

Дебет 004
– 236 000 руб. – получены товары на реализацию по договору комиссии.

Дебет 62 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за реализованные товары»
– 236 000 руб. – отражена реализация товаров покупателю;

Кредит 004
– 236 000 руб. – списаны с забалансового учета товары комитента.

Дебет 51 Кредит 62
– 236 000 руб. – поступила оплата за товары, реализованные по договору комиссии;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению» Кредит 90-1
– 11 800 руб. – отражена сумма комиссионного вознаграждения;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1800 руб. – начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за реализованные товары» Кредит 51
– 224 200 руб. (236 000 руб. – 11 800 руб.) – перечислены комитенту денежные средства, полученные от покупателей (за вычетом комиссионного вознаграждения);

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за реализованные товары» Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению»
– 11 800 руб. – отражено удержание комиссионером суммы комиссионного вознаграждения.

При расчете налога на прибыль за февраль бухгалтер «Гермеса» учел в составе доходов сумму комиссионного вознаграждения в размере 10 000 руб. (11 800 руб. – 1800 руб.).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении посреднического вознаграждения по договору комиссии. Посредник применяет общую систему налогообложения и по поручению заказчика приобретает для него необходимые товары. Вознаграждение поступает комиссионеру после исполнения условий договора

ООО «Торговая фирма "Гермес"» (комиссионер) приобретает товары для ООО «Альфа» (комитента). По условиям договора комиссии вознаграждение перечисляется комиссионеру после исполнения им сделки и составляет 5 процентов от цены сделки. 31 января для исполнения поручения «Гермес» получил от «Альфы» 1 180 000 руб. 2 февраля на эту сумму комиссионер приобрел для комитента товары стоимостью 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС – 180 000 руб.). В этот же день товары были переданы «Альфе» и комитент утвердил отчет комиссионера. 4 февраля «Альфа» перечислила «Гермесу» комиссионное вознаграждение за исполнение сделки в сумме 59 000 руб. (1 180 000 руб. × 5%), в т. ч. НДС – 9000 руб. «Гермес» рассчитывает налог на прибыль методом начисления.

Расчеты с заказчиком бухгалтер «Гермеса» отражает на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по субсчетам:
– «Расчеты с заказчиком за приобретенные товары»;
– «Расчеты с заказчиком по вознаграждению».

В бухучете «Гермеса» сделаны следующие записи.

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за приобретенные товары»
– 1 180 000 руб. – получены от комитента денежные средства на приобретение товаров.

Дебет 002
– 1 180 000 руб. – приняты на забалансовый учет товары, приобретенные для комитента;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за приобретенные товары» Кредит 60
– 1 180 000 руб. – отражена задолженность за приобретенные товары перед продавцом;

Дебет 60 Кредит 51
– 1 180 000 руб. – перечислены продавцу денежные средства за товары;

Кредит 002
– 1 180 000 руб. – списаны с забалансового учета товары, переданные комитенту;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению» Кредит 90-1
– 59 000 руб. – отражена сумма вознаграждения за исполнение договора комиссии;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 9000 руб. – начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения.

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению»
– 59 000 руб. – получена от комитента сумма комиссионного вознаграждения за исполнение договора комиссии.

При расчете налога на прибыль за февраль бухгалтер «Гермеса» учел в составе доходов сумму комиссионного вознаграждения в размере 50 000 руб. (59 000 руб. – 9000 руб.).

УСН

Независимо от объекта налогообложения, с которого организация платит единый налог, сумма посреднического вознаграждения включается в состав доходов, которые учитываются при расчете налоговой базы (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 249 НК РФ).

Поскольку посредники, применяющие упрощенку, освобождены от уплаты НДС (кроме НДС по импортным операциям и по договорам простого товарищества, доверительного управления имуществом и концессионным соглашениям), на сумму посреднического вознаграждения этот налог не начисляется (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Если посредник не может сразу определить размер своего вознаграждения, то всю сумму средств, поступивших от заказчика, нужно включить в состав доходов. Подробнее об этом см. Как посреднику на УСН учитывать доходы и расходы по посредническим операциям .

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). По общему правилу посредническая деятельность на ЕНВД не переводится (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Возможность уплаты ЕНВД с суммы посреднических вознаграждений существует только при ведении розничной торговли и зависит от вида посреднического договора и условий, на которых посредник ведет торговую деятельность . В остальных случаях с суммы посреднических вознаграждений нужно платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Зарплата
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Работодатели используют различные варианты стимулирования своих сотрудников. Но, безусловно, самым эффективным является материальное поощрение в виде различных премий. Согласно п. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях применения гл. 25 НК РФ относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

При этом при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), а также в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений (п. 21, 22 ст. 270 НК РФ).

Так какие же виды премий и в каком периоде можно учесть для целей исчисления налога на прибыль, а какие — нельзя? Давайте разбираться.

Премии можно учесть для целей исчисления налога на прибыль при выполнении установленных условий

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), на основании ст. 135 ТК РФ, являются элементами системы оплаты труда в организации. К таким расходам могут быть отнесены, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели, а также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (п. 2 и 25 ст. 255 НК РФ).

Вместе с тем согласно положениям п. 21 и 22 ст. 270 НК РФ доходы, формирующие налоговую базу, не могут уменьшаться на затраты в виде расходов на любые виды вознаграждений, выплачиваемых сотрудникам сверх премий, указанных в трудовом договоре, а также за счет средств специального назначения или целевых поступлений.

Таким образом, расходы в виде премий могут быть учтены в целях налогообложения прибыли организаций при выполнении следующих условий:

  • порядок, размер и условия их выплаты предусмотрены локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права;
  • подобные расходы не поименованы в ст. 270 НК РФ.
При этом следует иметь в виду, что указанные расходы должны соответствовать общеустановленным требованиям ст. 252 НК РФ, а именно такие расходы должны быть признаны экономически оправданными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 03.07.2019 № 03-03-07/48770, от 08.07.2019 № 03-03-06/1/49986).

Аналогичного подхода к данному вопросу финансисты придерживались и ранее (в частности, в письмах от 17.04.2017 № 03-03-06/2/22717, от 19.05.2017 № 03-03-06/1/30897).

Премии учитываются для целей расчета налога на прибыль по мере их начисления

Ежемесячные премии

Например, организация выплачивает ежемесячные премии за производственные результаты расчетного месяца вместе с заработной платой за этот месяц. Размер премии определяется по итогам оценки показателей деятельности организации и работников за расчетный месяц и оформляется приказом о премировании. Но оценку показателей деятельности организации и работников невозможно определить ранее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Соответственно, приказ о премировании издается не ранее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. При этом заработная плата выплачивается, например, не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. В каком месяце нужно учитывать данную премию: в месяце, за который она начисляется, или в месяце ее начисления?

Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ, согласно п. 4 которой расходы на оплату труда признаются в качестве расходов ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда. Из чего представители Минфина делают следующий вывод:

при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на оплату труда признаются по мере начисления (Письмо от 20.12.2019 № 03-03-06/1/99989).

Премия по итогам года

Вознаграждения работникам в виде премии за результаты работы за год учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в периоде начисления данных премий при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ, в случае если налогоплательщик не формировал резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год (Письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-03-6/2/5954).

То есть вознаграждения по итогам работы за 2019 год, начисленные в январе 2020 года, учитываются в целях налогообложения прибыли в периоде начисления данных премий — в январе 2020 года.

Подобный подход связан с тем, что для выплаты премии — и ежемесячной, и годовой — нужен приказ руководителя. В каком периоде данный приказ будет издан, в таком данная премия и будет учтена для целей расчета налога на прибыль (при соответствии приведенным выше условиям ее учета для целей налогообложения).

Судебные споры по вопросам учета премий для целей исчисления налога на прибыль

Несмотря на то, что к расходам на оплату труда в целях применения гл. 25 НК РФ относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, на практике возникает много вопросов о правомерности отнесения различных выплат сотрудникам организации, именуемых работодателями премиями, к расходам по налогу на прибыль. Поскольку понятие «стимулирующий характер», который согласно ст. 255 НК РФ должны иметь премии, по мнению автора, является отчасти оценочной категорией, на практике имеет место большое количество судебных споров по вопросам правомерности учета в расходах различных видов премий. Рассмотрим «свежие» примеры.

Выплаты работникам, имеющим право на пенсию, не являются премиями

По результатам выездной налоговой проверки организации были доначислены налоги, штрафы и пени, в том числе налог на прибыль.

Один из спорных вопросов касался учета в расходах для целей расчета налога на прибыль единовременного вознаграждения в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности работникам, получившим право на пенсионное обеспечение. Данные выплаты предусмотрены территориальным соглашением по организациям угольной промышленности города Воркута на 2011 — 2013 годы и квалифицированы обществом как расчеты с персоналом по оплате труда и отнесены в состав косвенных расходов по налогу на прибыль. По мнению налогоплательщика, это не что иное, как премия, которая носит стимулирующий характер.

По мнению налогового органа, единовременные пособия, выплачиваемые работникам организации, получившим право на пенсионное обеспечение, независимо от достижений ими каких-либо производственных результатов, профессионального мастерства, и предусмотренные вышеуказанным соглашением, не связаны с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений. Соответственно, названные выплаты не должны учитываться при исчислении налога на прибыль.

Из материалов проверки следует, что спорная премия начислялась и выплачивалась на основании личного заявления работника, получившего право на пенсионное обеспечение, при условии представления документа, подтверждающего момент наступления такого права (пенсионного удостоверения). Выплата вознаграждения производилась в соответствии с приказом общества.

Обратите внимание

По мнению судов, на основании п. 2 ст. 255 НК РФ спорное единовременное пособие критериям оплаты труда не отвечает:

  • его выплата связана с возникновением права на пенсию, а не с конкретным трудовым результатом. Стаж работы и среднемесячный заработок необходимы лишь для определения размера единовременного пособия;
  • пособие не выплачивается работникам, не достигшим пенсионного возраста. При этом оплата труда (ее составляющие) распространяется на всех работников;
  • данная выплата имеет (целевой) разовый, а не регулярный характер, так как единовременное пособие выплачивается только при возникновении права на пенсию.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что спорные выплаты не связаны с трудовыми результатами, обусловлены возникновением у работника права на пенсионное обеспечение и не относятся к расходам на оплату труда, учитываемым в целях обложения налогом на прибыль, в связи с чем отказали налогоплательщику в признании решения инспекции в данной части недействительным.

Премии при увольнении учитываются для целей исчисления налога на прибыль

По результатам выездной налоговой проверки были исключены из расходов по налогу на прибыль в том числе затраты на выплаты сотрудникам, уволенным по соглашению сторон. Спор между налоговым органом и налогоплательщиком заключался в том, как квалифицировать ряд выплат работникам (19 человек), уволенным по соглашению сторон, — как выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, либо как выплаты, не связанные с оплатой труда. При этом одним работникам выплачивалось только выходное пособие, а другим — выходное пособие и денежная премия по результатам деятельности за год. Поскольку в рамках данного материала нас интересуют непосредственно вопросы выплаты премий, остановимся подробнее именно на них.

По мнению налогового органа, выплата выходного пособия на основании соглашения о расторжении трудового договора по соглашению сторон, в том числе премии, не связана с исполнением работниками обязанностей в рамках трудового договора, не предусмотрена коллективным договором, следовательно, не является расходами работодателя на оплату труда.

Суд первой и апелляционной инстанции принял во внимание доводы налогового органа и согласился с ними. При этом кассационный суд указал, что для правильного разрешения спора судам следовало дать оценку экономической оправданности спорных выплат, установив их природу. Непосредственно по вопросу правомерности учета в расходах сумм выплаченных при увольнении денежных премий суд кассационной инстанции отметил следующее.

В Трудовом кодексе сказано, что работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки. На основании ст. 135 ТК РФ, п. 2 ст. 255 НК РФ был сделан вывод: условия, сроки и размеры выплаты премии должны предусматриваться трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. Соответственно, если выплата премии предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором, то такие расходы на основании ст. 255 НК РФ должны учитываться при определении базы по налогу на прибыль.

В данном случае работникам при увольнении были выплачены премии по результатам их работы пропорционально фактически отработанному в году увольнения времени. Обязательство по выплате спорных премий возникло у работодателей исходя из условий трудовых договоров. Условие о выплате вознаграждения предусмотрено дополнительными соглашениями к трудовым договорам поименованным в решении работникам. Эти соглашения, в свою очередь, являются неотъемлемой частью трудовых договоров. Размеры причитающихся к получению работником премий определены условиями трудовых договоров. В тех же трудовых договорах закреплено, что работнику полагается денежная премия в рамках системы оплаты труда, в связи с этим выплаченное годовое вознаграждение учитывается в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли.

Обратите внимание

Основанием для пересмотра дела послужили следующие доводы.

Премии выплачены в связи с увольнением не по собственному желанию, а по соглашению сторон о расторжении трудового договора. Вследствие этого работник вправе претендовать на получение бонуса (который предусмотрен трудовым договором и был бы выплачен работнику по результатам года) за фактически отработанное время, исходя из установленных показателей для расчета бонуса за год.

При новом рассмотрении непосредственно по вопросам правомерности учета в расходах сумм выплаченных при увольнении сотрудников премий суд поддержал приведенные выводы суда кассационной инстанции, указав: доводы налогового органа относительно того, что общество в нарушение п. 1 ст. 252 НК РФ документально не подтвердило обоснованность размера выплаченных денежных премий, взаимосвязь их размера с трудовыми результатами уволившихся работников, подлежат отклонению. В ТК РФ предусмотрено, что работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки.

Итоги

Представители Минфина в своих разъяснениях полностью придерживаются норм, установленных п. 2 ст. 255 и п. 21, 22 270 НК РФ, отмечая, что указанные расходы должны быть признаны экономически оправданными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При рассмотрении спорных вопросов об учете премий (различных видов и с разными названиями) в расходах по налогу на прибыль суды исходят из следующего:

  • работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки;
  • условия, сроки и размеры выплаты премии должны предусматриваться трудовыми договорами и (или) коллективными договорами;
  • премия должна быть связана с трудовыми результатами.
Соответственно, при разработке положений о каких-либо стимулирующих выплатах работодатель должен иметь в виду приведенные выводы, чтобы отстоять свое право на учет премий в расходах для целей исчисления налога на прибыль, в том числе в судах.

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Посредническая деятельность — это когда те или иные действия и сделки продавцы (покупатели) товаров, работ или услуг совершают не самостоятельно, а с помощью третьих лиц — посредников. Посредники оказывают услуги по продаже или покупке товаров, работ, услуг. Когда мы можем сказать, что то или иное лицо осуществляет посредническую деятельность? Из этой статьи вы узнаете о видах применяемых сегодня посреднических договоров и их особенностях

Среди ключевых вопросов, ответы на которые важны для всех упрощенцев — посредников: как правильно учитывать доходы и расходы, когда и как составить счет-фактуру, вести ли журнал учета счетов-фактур, а также иные регистры налогового учета.

Доходы заказчика (доверителя)

Согласно общему правилу, доходы равны выручке от реализации товаров, работ, услуг. Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, которые связаны с расчетами за реализованные товары, работы, услуги и выражены в денежной и(или) натуральной формах (п. 2 ст. 249 НК РФ). Разберем практические ситуации:

  1. Исполнитель перечислил заказчику денежные средства за минусом своего вознаграждения, т.е. третье лицо перечисляет деньги на счет исполнителя, который потом за вычетом своего вознаграждения перечисляет деньги заказчику. Иными словами, доверитель не перечисляет плату за услуги посреднику.

Доход заказчика в этой ситуации — это вся выручка, поступившая на счет исполнителя (при любом объекте налогообложения).

В налоговом учете при УСН доход отражается на дату поступления денежных средств на расчетный счет заказчика (Письмо Минфина России от 21.01.2013 № 03-11-06/2/06).

  1. Исполнитель участвует в расчетах, и выручка полностью поступает на его счет.

Доход заказчик признает:

  • по мнению Минфина России — на дату поступления денег на счет заказчика;
  • по мнению ФНС РФ — на дату поступления выручки на счет исполнителя;
  • арбитражная практика — на дату поступления денег на счет заказчика.

Так как единого мнения нет, то следует обратиться за письменным разъяснением в свою ИФНС.

Расходы заказчика (доверителя)

Расходы учитывает только заказчик-упрощенец, выбравший объект «доходы минус расходы». Виды расходов:

  • на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
  • расходы, произведенные исполнителем по поручению доверителя и возмещаемые доверителем на основании закона или договора.

Виды посреднических договоров

Договор поручения

Стороны договора поручения (гл. 49 ГК РФ):

  1. Поверенный (исполнитель) совершает от имени и за счет доверителя определенные юридические действия. Поверенный всегда действует от имени доверителя.
  2. Доверитель (заказчик) оплачивает (возмещает) расходы посредника, понесенные в связи с исполнением поручения, уплачивает ему вознаграждение.

Особенности договора поручения:

  1. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (заказчика).
  2. Доверитель обязан выдать поверенному доверенность на совершение юридических действий, предусмотренных договором (кроме случаев, когда полномочия поверенного очевидны из обстановки, в которой он действует).

Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него в любое время. Соглашение об отказе от этого права ничтожно.

Договор комиссии

Сторонами договора комиссии выступают (гл. 51 ГК РФ):

  1. Комиссионер (исполнитель): по поручению комитента совершает одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Комиссионеры всегда действуют от своего имени.
  2. Комитент (заказчик): возмещает посреднику израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы, за исключением расходов на хранение имущества комитента, уплачивает комиссионное вознаграждение

Агентский договор

Сторонами агентского договора выступают (гл. 52 ГК РФ):

  1. Агент (исполнитель): по поручению принципала совершает юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
  2. Принципал (заказчик): возмещает посреднику израсходованные им на исполнение агентского договора суммы, уплачивает агентское вознаграждение.

Договор транспортной экспедиции

Стороны договора транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ, Закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»):

  1. Экспедитор (исполнитель): организует выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, за счет средств грузоотправителя (грузополучателя).
  2. Грузоотправитель или грузополучатель (заказчик): возмещает экспедитору израсходованные им на исполнение договора суммы, уплачивает вознаграждение.

Особенность такого договора в том, что он признается посредническим договором только в части, в которой экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя или грузополучателя) организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Агенты и экспедиторы в зависимости от условий договора, заключенного с принципалом (клиентом), могут действовать как от своего имени, так и от имени принципала.

Безусловно, каждый вид посреднических договоров имеет свои особые глубокие юридические отличительные признаки, но существенным отличием является порядок действий посредника: комиссионер всегда действует от своего имени, поверенный — от имени доверителя, а агент может действовать как от имени принципала, так и от своего имени.

Читайте также: