Волновой эффект в налоговой проверке

Опубликовано: 04.05.2024

image_pdf
image_print

В последние годы ФНС уделяет особое внимание чистоте бизнеса и раскрытию различных схем ухода от налогов. Этому способствуют в том числе всевозможные информационные системы, которые внедряются в деятельность и активно применяются. Вместе с тем увеличивающееся налоговое бремя приводит к тому, что бизнес-субъекты стараются сэкономить на обязательных платежах. Зачастую при этом они совершают нарушения, за которые наступает ответственность. Причем не только административная, но и уголовная — для владельцев бизнеса и руководящих лиц.

Риск уголовной ответственности

В УК РФ есть несколько статей, которые предусматривают ответственность за экономические преступления вплоть до лишения свободы. Кому и когда такое может грозить?

Например, согласно статье 199, ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах. Иначе говоря, уголовное дело может быть заведено, если размер нарушений превысил 5 млн рублей. При этом налоговики должны доказать умышленность действий по уходу от налогов. Подразумевается, что применялись какие-то схемы только лишь для того, чтобы избежать уплаты налогов либо уменьшить их размер.

Специалисты по налоговому консультированию говорят о том, что в действительности уголовные дела заводятся не так часто, а сумма нарушения для этого должна исчисляться десятками миллионов рублей. В то же время есть практика привлечения к ответственности и назначения физлицам огромных сумм в качестве уплаты налогов за свою компанию.

График

Динамика ответвтенности за нарушения в сфере налогов

Еще одна особенность в том, что многие уголовные дела закрываются в процессе расследования, то есть до суда. Это происходит из-за того, что налогоплательщики добровольно гасят задолженность, из-за возникновения которой возбуждается уголовное дело. И если они вернут бюджету всю сумму недоимки, то дело будет прекращено.

Нередко уголовная ответственность является неким инструментом давления со стороны налоговой службы, который заставляет нарушителей уплачивать недоимки в бюджет.

Кому стоит опасаться

Попасть под ответственность рискуют не только собственники, но и наемные работники — руководитель, главный бухгалтер. Ведь именно они отвечают за непосредственный перевод денежных средств, их подписи стоят на документах. Есть случаи, когда суды признавали первых лиц виновными в выводе крупных сумм, при этом собственники оставались в стороне. Ведь когда идет речь о крупной сделке, решение должно приниматься учредителями. А если документа, подтверждающего такое решения, не имеется, выходит, что директор или главный бухгалтер перевели денежные средства по собственному разумению, не спросив у владельцев.

Особенно в этом плане уязвимы главные бухгалтеры. Зачастую имеет место ситуация, когда в отсутствие директора главбух распоряжается денежными средствами и пользуется электронной подписью руководителя. Когда у налоговой возникают вопросы, директор говорит, что он не причем, поскольку документ него не подписывал, и вообще в это время находился за границей. В итоге вся ответственность переводятся на главного бухгалтера.

Лицу, которое ставит подпись на платежном документе, целесообразность делать это после тщательного изучения договора, а также после проверки контрагента. Это существенно повысит шанс того, что денежные средства не будут переведены на сомнительную организацию.

Главный бухгалтер также может попасть под административную ответственность, причем для этого размеры недоимки не должны быть миллионными. При первичном нарушении назначат штраф, а при вторичном могут дисквалифицировать. Такие меры ответственности наступят за ряд провинностей:

  1. Отсутствие обязательного аудиторского заключения.
  2. Искажения данных в бухгалтерской отчетности более чем на 10%.
  3. Отсутствие первичных документов, финансовой отчетности.

Даже если компания обанкротится, ее первые лица в течение 3 лет несут ответственность по его долгам. Это прописано в новой редакции закона о банкротстве. А в статье 45 НК РФ сказано, что налоги за компанию может заплатить любой. Таким образом, если физическое лицо будет признано виновным в неуплате налогов компании, именно с него и могут их взыскивать.

Одно из направлений, которому в последнее время уделяется много внимания — назначение на руководящие должности номинальных лиц. Если выяснится, что директор по факту не управляет компанией, то будет проводиться работа по определению настоящего выгодополучателя. Именно он и будет нести ответственность за налоговые нарушения.

Откуда ФНС берет доказательства

Тот факт, что руководитель является номинальным, нередко выясняется на допросах. Зачастую он и сам открещивается от своей должности. Кроме того, в судебной практике есть примеры, когда в качестве доказательств фиктивности руководителя принимались свидетельства его близких (они утверждали, что обвиняемый ни в чем не виноват, поскольку являлся директором лишь формально).

Стоит изучить письмо ФНС и Следственного комитета от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/13650 @. В нем перечислены схемы ухода от налогов, штрафы и вопросы, которые налоговики будут задавать собственникам и работникам компании на допросах.

Помимо показаний свидетелей, Налоговая служба активно использует иные источники данных. В первую очередь это банки. Они по умолчанию, то есть без какого-либо требования, предоставляют налоговикам выписки по счетам своих клиентов. Более того, банки и сами довольно плотно их контролируют.

Банк

В соответствии с методическими рекомендациями ЦБ РФ от 21 июля 17 года № 18-МР, банки должны анализировать деятельность своих клиентов по ряду критериев, в числе которых, например, процент уплаченных налогов (должен быть не менее 0,9% от выручки, поступившей на расчетный счет). Если клиент не укладывается в эти нормативы, он может быть отнесен к числу сомнительных. В итоге банк может закрыть расчетный счет, а также внести клиента в черный список. Обернуться это может тем, что в дальнейшем будет сложно найти банк для обслуживания, а это полностью парализует деятельность организации.

Еще одни методические рекомендации Банка России — № 19-МР — обязывают кредитные организации отслеживать схемы обналичивания денежных средств. Определенные операции банк может посчитать сомнительными — например, если директор снимает 1/3 недельной выручки. Установлены предельные значения для дневных / месячных платежей и другие ограничения.

Согласно методическим рекомендациям от 16 февраля 2016 года № 5-МР, особое внимание уделяется определенным сферам: строительству и связанным с ним отраслям, транспортным услугам, продаже драгоценных металлов, сельскому хозяйству и некоторым другим. Они считаются наиболее криминальными. Среди прочего банки отслеживают уровень НДС, который платят субъекты этих сфер деятельности. Если он ниже средних показателей, это повод для подозрений.

Схема: группы риска по НДС

Инструменты, которые нацелены на выявление превонарушений по НДС

Кроме того, сейчас в распоряжении налоговиков система приема и проверки отчетности АСК НДС-3. Она не только сопоставляет информацию из счетов-фактур контрагентов, но и сверяет со сведениями из банков. То есть если налогоплательщик заявил сумму НДС к вычету, система смотрит, уплатил ли его контрагент этот налог в бюджет.

Помимо банков, у ФНС есть и другие источники сведений:

  1. Налоговики получают информацию с онлайн-касс. С середины 2018 года применять ККТ, которая передает фискальные данные в ФНС, должны практически все магазины за очень редким исключением. Это требование новой редакции закона 54-ФЗ от 22 мая 2003 года с изменениями, внесенными законом № 192-ФЗ от 3 июля 2018 года. Новые аппараты внедрены преимущественно для того, чтобы Налоговая служба могла контролировать объем выручки налогоплательщиков.
  2. ФНС вправе запрашивать сведения и документы у аудиторов, которые сделали заключение (если компания подлежит обязательному аудиту). Если такое требование поступит в рамках выездной проверки, то аудитор обязан предоставить все, что запросит Налоговая служба. Положение вводится с 2019 года.
  3. С июля 2018 года вступил в действие так называемый закон Яровой № 374 от 6 июля 2016 года. Он обязывает провайдеров интернета и связи фиксировать звонки и сообщения пользователей, а также хранить эти данные в течение определенного времени. Вместе с тем у налоговой инспекции есть право при расследовании обратиться за сведениями в правоохранительные органы, которые, в свою очередь, могут запросить их у провайдера. Такая информация может быть дополнительным доказательством тех или иных действий налогоплательщика.
  4. Контролеры стараются привлечь в качестве помощников работников организации. На допросах они убеждают раскрыть зарплатные схемы. Мотивируют сотрудников тем, что в итоге компания доплатит страховые взносы, а это улучшит пенсионные показатели работников. Кроме того, в отдельных регионах существует закон, в соответствии с которым заявивший о налоговый схеме гражданин получает 10% от суммы недоимки, если она будет доказана и взыскана. Нельзя исключить, что этот пилотный проект будет признан удачным, и практика распространится на всю страну.

Дробление бизнеса

Немалое внимание ФНС уделяет и схемам, связанным с дроблением бизнеса. Таковым признается искусственное разделение организации на несколько мелких лиц с тем, чтобы сократить уплату налогов. В статье 54.1 НК РФ сказано, что любая операция экономического субъекта должна иметь деловую цель. Уход от налогов такой целью являться не может. И если никакого явного смысла в разделении организации нет, а налоговая выгода в результате этого очевидна, то есть все основания подозревать искусственное дробление.

Конечно же, создание дополнительных структур не всегда является дроблением с целью уменьшить объем налогов. Сравним ситуации:

  1. Две организации с одинаковыми учредителями, адресами, видами деятельности директором и иным персоналом. Документы подписывают одни и те же лица, отчетность отправляется с одного компьютера, ведется общая рекламная кампания. Очевидно, что разделение организации имеет место только на бумаге.
  2. Две организаций, у которых тоже в основном все одинаково, но есть нюанс. Директор работает во второй компании по совместительству (в свободное время от исполнения основных функций). Вид деятельности этих юрлиц различаются — одно занимается производством, другое оказывает транспортные услуги. Вполне логично, что под отдельное направление создается специальное юрлицо с соответствующим наименованием. Например, в названии второй фирмы уместно будет включить «транспортная компания» — это будет плюсом с точки зрения маркетинга. У разделения есть конкретная деловая цель. Судебная практика подтверждает правомерность такого подхода.

Что будет, если все же налоговики увидят дробление? Например, если это две организации на «упрощенке», они будут рассмотрены как единое целое, их выручка сложится, и при превышении лимита УСН структура будет переведена на основной режим налогообложения.

Как снизить риски

Следить за налоговой нагрузкой

Когда в компанию приходит выездная проверка, это говорит о том, что инспекторы уже знают, какую схему они должны выявить и какие доказательства найти. А также то, сколько недоимки они смогут насчитать и взыскать. Эта информация прорабатывается еще на этапе предпроверочного анализа.

Принимая решение о выездной проверке, налоговики рассчитывают уровень налоговой нагрузки. Формула такая:

Сумма уплаченных налогов (или страховых взносов) / выручка от реализации

При этом налоги и страховые взносы не суммируются, то есть нагрузка рассчитывается отдельно по налогам и по взносам.

По каждой сфере ФНС рассчитывает эталонные показатели, которые публикуются в марте-апреле в виде приказа. Если налоговая нагрузка организации меньше заявленной по отрасли, то есть повод опасаться проверки. Логика такая: если компания платит меньше налогов, чем в среднем по отрасли, вероятно, применяются незаконные схемы.

Чтобы самостоятельно оценить шансы, нужно определить разницу между эталонным уровнем налоговой нагрузки и тем, сколько реально заплатила организация в виде налогов или взносов. Это та сумма, которую налоговики могут доначислить. Если она больше нескольких миллионов (в Москве — больше 15 млн), то вероятность выездной проверки велика.

Например, в отрасли, по мнению налоговиков, уровень нагрузки должен быть 10%. По факту организация уплатила 6% от выручки. Разницу 4% нужно умножить на годовую выручку. Если получившееся значение исчисляется в миллионах, то к налогоплательщику могут прийти с проверкой. Не стоит забывать, что проверить могут за три последних года, так что сумму потенциальной недоимки нужно рассчитать за весь этот период.

Проверять контрагентов

Подозревая за налогоплательщиком большую сумму недоплаты, контролеры будут искать при проверке в том числе схемы с фирмами-однодневками. И если какие-то признаки будут обнаружены, последуют штрафы и доначисления. Бывает, что их назначают и за вполне «белые» схемы, и налогоплательщикам приходится отстаивать свои интересы в судебном порядке. Нередко в суд идут и сами налоговики — если им есть за что бороться.

В судах первой инстанции шанс организации на выигрыш дел по фирмам-однодневкам по статистике составляет порядка 30%. Если же сумма недоимки существенная (20 млн и более), инспекция пройдет все инстанции вплоть до Верховного Суда. А там статистика совсем плохая — порядка 10 выигранных налогоплательщиками дел за последние несколько лет (по фирмам-однодневкам). Доказать свою добросовестность смогли те, кто серьезно подошел к выбору потенциальных контрагентов. Они изучали рынок поставщиков, делали запросы коммерческих предложений, анализировали репутацию тех, кто ответил, проверяли потенциальных контрагентов. В общем, проделали серьезную аналитическую работу и задокументировали ее.

Все бизнес-субъекты знают, что нужно выбирать надежных партнеров, иначе можно получить обвинение в непроявлении должной осмотрительности. В помощь налогоплательщикам ФНС публикует на своем сайте информацию, которая должна помочь принять правильное решение о сотрудничестве. Это данные:

  • о налоговой системе;
  • о налоговой нагрузке;
  • о количестве работников;
  • о штрафных санкциях.

Все это можно использовать для проверки контрагента. Допустим, компания собирается заключить крупный договор, а у потенциального контрагента совсем небольшой штат. Это как минимум должно вызвать вопросы. Каким образом будущий партнер планирует выполнять свои обязательства? Если он будет привлекать для этого каких-то соисполнителей, то проверить по базам ФНС следует и их.

Более полную информацию дают о потенциальном партнере специальные сервисы проверки контрагентов. Их применение не гарантирует, что налогоплательщику удастся доказать свою правоту, но серьезно повышает шансы.

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Выездные налоговые проверки — это не самые приятные для бизнеса любого масштаба мероприятия, с которыми рано или поздно сталкивается практически каждая компания. Статистика выездных проверок неутешительна: большая их часть заканчивается в пользу налоговиков — начислениями, пенями и штрафами. При этом общее количество проверок из года в год снижается: по данным самой налоговой, в прошлом году проверке подвергся всего лишь каждый тысячный налогоплательщик [1] . Налоговики знают, к кому стоит выезжать и «бьют» прицельно. Прежде чем организовывать проверку, они проводят подробный предпроверочный анализ конкретной организации, в ходе которого собирают всю необходимую информацию о ней и ее проступках перед законом. Предпроверочный анализ — закрытая процедура, но иногда руководству компании удается понять, что под фирму «копают». К проявлениям активности со стороны ФНС стоит отнестись серьезно: когда гром грянет и налоговики объявятся на пороге, предпринимать что-то, скорее всего, будет уже поздно. На этапе же предварительной проверки можно сработать на опережение и подготовиться к приходу «фискалов». Такая тактика если не спасет от взысканий, то, по крайней мере, позволит их минимизировать.

Как проходит предпроверочный анализ налоговой, откуда инспекторы могут получать информацию, как можно распознать, что ФНС проявляет излишний интерес к компании? Об этом, а также о том, как подготовиться к проверке, расскажем в статье.

Определение и цели предпроверочного анализа

Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки — это, как мы уже сказали, подготовительный этап, в ходе которого налоговики собирают и анализируют доступную информацию о налогоплательщике. Механизм выполнения этого анализа не урегулирован законодательно — в НК РФ вообще не упоминается о нем. Поэтому в своих действиях специалисты основываются на внутренних инструкциях и рекомендациях.

Зачем нужен предпроверочный анализ

Выездная проверка — это энергозатратное мероприятие не только для проверяемого, но и для самих проверяющих. Выезжать впустую для них значит напрасно тратить время и вдобавок портить статистику взысканий. Поэтому, чтобы проверка в отношении компании была назначена, налоговикам при выполнении предпроверочного анализа нужно убедиться в том, что:

  • нарушения в деятельности налогоплательщика действительно есть;
  • потенциальная сумма доначислений, пеней и штрафов достаточно велика: если предполагаемое взыскание составит всего несколько миллионов, налоговики едва ли станут организовывать для этого проверку;
  • доначисление можно будет взыскать: нет никакого смысла организовывать проверку и взыскивать недоимки с компании, у которой нет ни средств, ни активов на то, чтобы все выплатить. Такой долг только повиснет мертвым грузом и не принесет реальных денег в бюджет.

Отделу ФНС, занимающемуся предпроверочным анализом, в первую очередь предстоит установить все эти обстоятельства во время рассмотрения информации о компании, а уже затем на основании полученных выводов сформировать удобную и эффективную стратегию проверки.

Разумеется, выводы по результатам предпроверочного анализа являются всего лишь предварительными — их еще нужно подтвердить в ходе самой проверки. Таким образом, привлечение к ответственности по итогам одного только анализа недопустимо.

Как налоговые органы проводят анализ

Предпроверочная проверка — это двухступенчатое мероприятие. На первом этапе она проходит в автоматическом режиме с помощью разработанного специально для ФНС программного обеспечения. Здесь происходит достаточно грубый отсев налогоплательщиков, которые очевидно являются законопослушными. Из тех, кто не был исключен автоматически, налоговикам предстоит уже вручную выбрать юрлица, к которым они приедут с очной проверкой.

На автоматизированном этапе используются такие программы, как:

  • СУР АСК НДС-2 — она работает с бухгалтерской и налоговой отчетностью компаний. На ее основании программа распределяет всех налогообязанных на три группы: с низким налоговым риском (законопослушные предприниматели, к ним никаких вопросов быть не может); с высоким налоговым риском (подозрительные фирмы, в действиях которых можно обнаружить либо очевидные нарушения законодательства, либо попытки завуалировать потенциальные — их впоследствии будут проверять с особым усердием); со средним налоговым риском (компании, которых программа не смогла отнести ни к первой, ни ко второй категории). Анализ проводится с помощью восстановления цепочек НДС: сверяются данные, предоставленные компанией и ее контрагентами. По сути, программа ищет «разрывы» в этих взаимосвязях и расхождения в отчетных документах;
  • АИС «Налог-3» — база данных ФНС, содержит сведения обо всех налогоплательщиках, как из внутренних источников налоговой, так и извне;
  • ПК «ВАИ» — выстраивает схемы связи между разными компаниями. Например, если учредители одной компании участвуют в другой или аффилированы с ней, программа это продемонстрирует.

Кода автоматизированный этап завершается, за дело берутся сами специалисты — они работают с информацией о налогоплательщике и формируют выводы, которые определят судьбу компании. На этапе ручного анализа деятельности налогообязанного инспекторы проверяют сведения и документы, которые находятся в самой ФНС, а также запрашивают дополнительные данные из внешних источников.

В самой налоговой, как правило, есть:

  • информация из реестра юрлиц или индивидуальных предпринимателей;
  • сданные ранее декларации;
  • бухгалтерский баланс проверяемого и иные документы;
  • отчеты о прибылях и убытках.

Анализируя внутренние материалы, специалисты ищут пробелы, несостыковки между информацией в различных документах или одинаковых, но поданных в разные периоды.

Как уже было обозначено выше, налоговики вправе не только пользоваться имеющимися сведениями, но и добывать дополнительные, а именно:

  • направлять запросы в другие органы или организации, например в Росреестр, ГИБДД, кредитные учреждения;
  • исследовать открытые данные, в том числе размещенные на сайте налогоплательщика и в социальных сетях сотрудников.

В некоторых случаях аналитики даже запрашивают информацию или документы у самого проверяемого лица — и такая ситуация может оказаться проблемной. Формально, в соответствии с положениями НК РФ, делать так можно только во время официальной проверки. Предпроверочный анализ налоговой проверки не является основанием для истребования документов. Однако пункт 2 статьи 93.1 НК РФ все же позволяет налоговикам запрашивать документы до начала официальных контрольных мероприятий, если соблюдаются следующие условия [2] :

  • запросить можно документы, касающиеся одной конкретной сделки;
  • запрос должен быть обоснован.

Если в запросе есть все эти пункты, документы придется представить, а неисполнение законного требования ФНС, согласно статье 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа [3] . В то же время, если в официальном требовании отсутствует четкое обоснование, предъявлять запрашиваемые бумаги не стоит. Скорее всего, после отказа компании налоговая все равно попытается привлечь ее к ответственности за неисполнение законного требования, но такое решение можно будет оспорить в суде.

Если у проверяемого есть хоть малейшие сомнения в обоснованности требований налоговиков, не следует спешить собирать запрошенные бумаги. Лучше сперва хотя бы проконсультироваться с независимым экспертом — в такой ситуации любое опрометчивое действие может дать налоговикам возможность раздобыть дополнительную информацию о нарушениях со стороны компании.

Результаты предварительной проверки

Сроки проведения предпроверочного анализа не установлены официально (в отличие от сроков самой выездной проверки) — ФНС сама определяет для своих сотрудников регламенты работы. Но, сколько бы ни длились процессы сбора и изучения информации о налогоплательщике, результат предпроверочного анализа оформляется в виде письменного заключения, на котором, вероятнее всего, будет стоять отметка «ДВП» — для внутреннего пользования. Налоговая не афиширует результаты анализа и уж тем более не знакомит с ним проверяемого.

В самом заключении выделяется несколько блоков:

  • вводные данные, такие как наименование организации налогоплательщика, его реквизиты:
  • аналитическая часть, где отражены источники использованной информации, непосредственно анализ финансово-хозяйственной деятельности проверяемого, оценка по критериям риска и сведения о ранее проведенных контрольных мероприятиях;
  • заключительная часть. Она содержит выводы о том, целесообразна ли новая выездная проверка, какова предполагаемая сумма доначисления, какие перспективы взыскания. Также в этой части есть рекомендации по порядку проведения проверки, составу проверяющих и информация о наличии или отсутствии оснований полагать, что в действиях проверяемого имеются составы уголовных преступлений.

Действительно, предпроверочный анализ выездной налоговой проверки — это внутреннее мероприятие налоговиков, о котором налогоплательщика никто в любом случае официально не уведомит. Однако по косвенным признакам заподозрить повышение интереса со стороны ФНС вполне реально.

Администрации компании стоит обратить внимание на такие обстоятельства, как.

Игнорировать эти знаки ни в коем случае нельзя: если дело дошло до предпроверочного анализа, значит, компания уже не прошла автоматизированную проверку и первые этапы ручной. Если дело дошло до истребования документов у контрагентов или банков, вероятность того, что проверка состоится, крайне велика.

Не стоит также рассчитывать на то, что налоговики не смогут ничего найти. Во-первых, в деятельности практически любой компании можно найти огрехи, пусть и не слишком значительные, по части налогов. А во-вторых, если компанией так серьезно заинтересовались, значит, инспекторы, скорее всего, уже что-то нашли.

Обнаружив, что ФНС начала пристально следить за компанией, ее учредитель или руководитель поступит по-настоящему мудро, если решит готовиться к налоговой проверке. В первую очередь для этого понадобится привлечь к вопросу независимого консультанта, специализирующегося на сопровождении налоговых проверок.

В ходе подготовки необходимо:

  1. провести полный налоговый аудит фирмы, поднять все документы, убедиться, что они соответствуют друг другу, что нет «белых пятен», а если чего-то не хватает — оперативно восполнить;
  2. провести свою оценку по критериям налогового риска, перечисленным в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ [4] . Таких критериев 12 — на них, в частности, ориентируются сами специалисты налоговой при оценке благонадежности проверяемой компании. Среди этих критериев можно выделить следующие: большой объем применяемых налоговых вычетов, низкая (по сравнению с другими компаниями в данной отрасли) налоговая нагрузка или систематическая убыточность, которая была заявлена в нескольких периодах. В идеале, если проверка документов и оценка по критериям риска проведены качественно, налогоплательщик сможет с высокой степенью достоверности предсказать выводы, к которым придут налоговики в своем заключении;
  3. подготовить к грядущей проверке коллектив: проинструктировать сотрудников о том, как вести себя во время проверки в присутствии проверяющих, как общаться, какие темы поднимать можно, а каких следует избегать. Желательно выделить среди работников оперативную группу, на которую будут возложены обязанности по коммуникации с проверяющими. К инструктажу членов этой части коллектива следует отнестись с особым вниманием.

Для проведения всех этих мероприятий необходимы не только глубокие познания в области налогового права, но и большой опыт аналитической работы и понимание специфики работы проверяющих. Рассчитывать на собственные силы в таком деле — это не самая хорошая идея, ведь цена возможной ошибки измеряется десятками миллионов рублей, которые фирма может отдать в виде взысканий. Оптимальным решением может стать обращение к независимому профессиональному консультанту, который способен непредвзято оценить ситуацию в компании и помочь подготовиться к проверке, чтобы фирма могла встретить ее во всеоружии.

Проявление повышенного интереса со стороны налоговой почти всегда проходит для налогоплательщика весьма болезненно. Дело в том, что компании, в отношении которых нечего предъявить, отсеиваются еще на этапе автоматизированной проверки, и на столы к специалистам для очного анализа информация о них просто не попадает. Но, если в деятельности фирмы есть хоть малейшие недочеты, ФНС не обделит ее вниманием. Между тем нередко во время проведения предпроверочного анализа налогоплательщикам удается заранее узнать о грядущих выездных проверках и предпринять меры, чтобы минимизировать ущерб. А заручившись поддержкой квалифицированных специалистов, можно повысить свои шансы на максимально удачный для компании исход дела и сберечь огромные денежные суммы.

Независимая оценка готовности к проверке

О том, в чем состоит ценность независимой оценки ситуации в компании, рассказывает Дмитрий Сидоренко — генеральный директор Fomix Consulting Group:

Однако необходимо учитывать один важный момент: если учредитель или руководитель компании понимает, что в отношении нее идет предпроверочный анализ, скорее всего, ему не обойтись без помощи независимого эксперта.

Еще две вещи, с которыми придется смириться. Во-первых, если предпроверочный анализ зашел так далеко, что его удалось заметить, — проверка состоится. А во-вторых, это также означает, что с компании обязательно что-то взыщут. Из этих правил, конечно, есть исключения, но они единичны.

Некоторые, впрочем, считают, что не нуждаются в помощи независимого эксперта, поскольку имеют в штате профессиональных юристов и бухгалтеров. Здесь нужно пояснить: среди сотрудников фирмы вряд ли найдется человек с опытом работы в налоговой, внушительным личным опытом проведения предпроверочного анализа и самих проверок, то есть человек, карьера которого связана с налоговым правом и аудитом.

А вот в Fomix Consulting Group работают именно такие юристы. Они готовы браться даже за нестандартные случаи, используя при этом исключительно индивидуальный подход. Ведь все ситуации и компании разные, и мы, благодаря нашему колоссальному опыту, знаем об этом как никто другой.

Мы четко понимаем, что цель независимой оценки — по сути, продублировать выводы, к которым налоговики придут по результатам предпроверочного анализа. Только работая на опережение, можно действительно переломить ход проверки в свою пользу, а в идеале — попасть в число счастливчиков, которые выходят из таких ситуаций без потерь. Наши специалисты не станут предлагать неэффективные решения, ведь наша задача — не просто проанализировать деятельность компании, но и сэкономить ее деньги, а также время и нервы учредителей или руководителей.

К слову в Fomix Consulting Group можно воспользоваться и рядом других услуг по сопровождению бизнеса: мы помогаем компаниям зарегистрироваться, организовать почтовое обслуживание, получить юридический адрес, а еще провести процедуры ликвидации, банкротства и даже финансовый аудит. К тому же наши эксперты готовы при необходимости защитить интересы клиента в суде и, что немаловажно, оказать любые услуги под ключ».

P. S. Полную информацию о деятельности Fomix Consulting Group можно найти на официальном сайте.

  • 1 https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9611238/
  • 2 https://clck.ru/RqnMJ
  • 3 https://clck.ru/PpzKL
  • 4 https://clck.ru/MqMG2

От­зы­вы о ра­бо­те ком­па­нии, ока­зы­ва­ю­щей услу­ги по под­го­тов­ке к про­вер­кам, мо­гут мно­гое ска­зать о ней в це­лом. Так, от­ту­да мож­но по­черп­нуть ин­фор­ма­цию о це­но­вой по­ли­ти­ке юри­ди­чес­кой фир­мы, уров­не ква­ли­фи­ка­ции ее спе­ци­а­лис­тов, а так­же о том, как быст­ро они вы­пол­ня­ют по­став­лен­ные за­да­чи. Ведь в та­кой си­ту­а­ции во­прос вре­ме­ни сто­ит осо­бен­но ост­ро.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


Цифровое настоящее: эффективность налогового контроля.

Консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2018 г.

щш
олр

Динамика роста поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ

шг

Динамика налоговых поступлений на макроуровне зависит от трёх ключевых групп причин: влияния экономических факторов, изменения налогового законодательства и налогового администрирования. В 2017 г. рост налоговых доходов был обусловлен увеличением цен на нефть (НДПИ) лишь частично (на 40%). В оставшейся части рост происходил:

1) на 19% — за счёт увеличения заработной платы (НДФЛ), оживления потребительского спроса (НДС), увеличения прибыли организаций,

2) на 25% — в результате изменения налогового законодательства, ограничения списания убытков при определении налоговой базы по налогу на прибыль, индексации акцизов;

3) на 14% (390 млрд р.) — за счёт повышения эффективности налогового контроля.

лот

За январь — май 2018 г. новые возможности цифрового налогового контроля позволили увеличить поступление налогов в сравнении с таким же периодом 2017 г. дополнительно ещё на 90 млрд р. (т.е. рост эффективности — 55%).

Рост поступлений по основным налогам

щшо

ор

Эффективность налогового контроля

Взыскания при данной форме налогового контроля в первом квартале 2019 г. выросли на 10% и составили 48 млрд р. (17,7 млн р. на 1 проверку).

7н

Сегодня выездная проверка проводится в отношении 1 налогоплательщика из 500, в разрезе малого бизнеса — 1 из 4000.

В 2018 г. налогоплательщики вне налоговых проверок уточнили свои обязательства на 80 млрд р.; из них исключение разрывов, выявленных АСК НДС-2, составило 12,4 млрд р. За первый квартал 2019 г. данный показатель уточнений на основании АСК НДС-2 составил 29 млрд р. Поступления по результатам аналитической работы, то есть без проведения проверок, выросли за 10 мес. 2019 г. почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Доля сомнительных вычетов за 4 кв. 2017 г. снизилась до 1%, в то время как в 1 кв. 2016 г. она составляла 8%.

Налоговый разрыв по НДС самый низкий в мире — 0,9%.

Более половины дополнительных поступлений в бюджет идёт за счёт согласительных процедур с налогоплательщиками и устранения ими выявленных нарушений путем уточнения деклараций.

В 2017 г. разработана карта рисков, включающая в себя основные профили поведения подконтрольных субъектов, а также критерии их расчета и выявления; разработан порядок отбора налогоплательщиков для проверки (12 критериев на сайте ФНС). В рамках проекта создания реестра рисков совершенствуется система оценки рисков проведения выездной проверки с учетом отраслевой специфики деятельности и средних показателей (налоговой нагрузки, рентабельности, размера вычетов по НДС и т.д.). Информация о выявленных рисках и их уровне будет отражаться в личных кабинетах налогоплательщиков, будет также рассчитываться портрет налогоплательщика за три года.

Обжалование решений, действий, бездействия налоговых органов

За 10 мес. 2019 г. указанные показатели увеличились и составили, соответственно, 47,3 % и 20 %.

Ниже приведены результаты рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах, сформированные на основании статистических данных Судебного департамента и портала Право.ру.

гшр

Эффективность взыскания

Эффективность принудительного взыскания увеличилась на 20,26% (на 1 июля 2019 г. взыскано 664 млрд р. в сравнении с аналогичным показателем за тот же период 2017 г. , который составлял 535,5 млрд р.). По отношению к доначисляемой задолженности фактически взыскивается 67% ( 2 п.п. к 2018 г.).

На 1 августа 2019 г. показатель debt to income (отношения задолженности к поступлениям), который используется для оценки эффективности управления долгом, составил 7 % (это минимальное значение за пять лет).

Некоторые выводы по 2018 г.

В вышестоящие налоговые органы в рамках обязательной досудебной процедуры подано 20,16 тыс. жалоб; количество обращений в суд — около 6 тыс, т.е. меньше в 3,36 раз. С учетом переходящего остатка судами рассмотрено 12,1 тыс. дел об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов.

К сожалению, статистика арбитражных судов не содержит показателя — какое количество в общем объеме дел, рассмотренных по главе 24 АПК РФ, составляли именно дела об оспаривании решений о привлечении к налоговой ответственности.

Показатель 0,1% назван в отчете о работе ФНС за 2018 г. по строке «доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в общем количестве решений налоговых органов, вынесенных по результатам налогового контроля».

Если же взять за расчетную единицу среднее доначисление по 1 проверке в 2017 — 2018 г. в размере 18,7 млн р., допустить, что все 6 тыс. обращений были об оспаривании решений по выездной проверке, по которым жалобы налогоплательщиков в досудебном порядке были оставлены без удовлетворения в полном объеме, то максимальная сумма оспаривания должна была бы составить 112,2 млрд р. При показателе удовлетворения требований по суммам в 17% максимальная оспоренная сумма — около 19 млрд р. Однако официальная судебная статистика дает показатель, который меньше в 58 раз.

Впечатляющие расхождение, которое свидетельствует либо о неверности статистического учёта либо о том, что налогоплательщики не могут эффективно использовать судебную защиту. Через соотношение размера доначислений по выездным проверкам и сумм претензий, признанных недействительными, мы пытались задуматься о значении и влиянии судов на практику применения налогового законодательства. Думается, что проблема заключается в формировании статистических данных.

Так, например, при оценке эффективности судебной работы ФНС за 2017 г. указывается, что налогоплательщикам удалось признать недействительным доначисление 20% от оспариваемых сумм в 238,6 млрд.р. (что составляет 47,7 млрд.р. или 0,22% от налоговых доходов консолидированного бюджета страны за 2018 г.). Такую оценку дает профессор департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ Мороз В.В. (см. «Налоговый контроль и необходимость его совершенствования» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Противодействие налоговой преступности» (Москва, 31 мая 2018 года), с.45).

1. ФНС реализуются проекты «обеления» проблемных отраслей через саморегулирование участников рынка: создана Ассоциация добросовестных участников рынка АПК (8 тыс.участников); для повышения прозрачности рынка технической эксплуатации и клининга запущен Реестр добросовестных фасилити-операторов (181 участник на 1 .09.19). Поступление НДС от участников в первом квартале 2019 увеличилось в 2,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составило 2 млрд р.

2. Количество компаний с признаками недействующих организаций (однодневок), данные о которых, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствуют действительности, составляет не более 150 тыс. (4%). За период с 2013 г. произведена чистка реестра и уменьшение количества таких компаний более, чем в 10 раз.

о

Это стало возможным благодаря автоматической обработке значительного числа компаний по рисковым критериям (непредоставление отчетности, нахождение по адресу массовой регистрации, массовые участники и руководители) с последующей их оценкой в ручном режиме.

Регистратору было предоставлено право проверки достоверности сведений о компании как на этапе регистрации, так и в последующем с внесением в реестр сведений о недостоверности данных при неподтверждении компанией своего присутствия и предоставления корректных сведений в течение 6 месяцев. Руководители и участники недействующих компаний ограничены в праве создавать другие компании, приобретать доли участия или становиться их руководителями. Аналогичные меры предлагается принять в отношении ИП (регистратору д.б. предоставлено право прекращения статуса ИП с предварительным уведомлением, если тот не сдает отчетность или имеет налоговую задолженность).

При уклонении от уплаты налогов с использованием компаний-однодневок даётся оценка действиям лиц, создавших фиктивные организации и использовавших их в целях транзита и обналичивания денежных средств, на предмет наличия признаков преступлений по ст. 172 , 173.1 и 173.2 УК РФ (предусматривающих ответственность за незаконную банковскую деятельность, за незаконное создание организации через подставных лиц, использование документов данных лиц).

3. Реализуются проекты маркировки товаров, прослеживания импортируемых товаров, интегрируются информационные системы налоговых и таможенных органов, осуществляется реформа ККТ и перевод малого бизнеса на онлайн кассы, введен специальный режим «налог на профессиональный доход» .

4. Реформирована система администрирования крупнейших налогоплательщиков (это более 3000 компаний, обеспечивающих 51% налоговых доходов), которые администрируются экстерриториально по отраслевому признаку в 8 межрегиональных и 12 межрайонных инспекциях. Такой подход позволит создавать «волновой эффект» на отрасль, а также применять единую судебную практику по важным методологическим отраслевым вопросам.

5. Расширяется круг компаний, контролируемых в форме налогового мониторинга. В 2017 г. это было 26, на 28.03.2019 — 44 компании, на которые приходится 12,25% налоговых поступлений. Критериям, позволяющим перейти на мониторинг (выручка и активы — 3 млрд р., сумма налогов — 300 млн р.), соответствуют 1905 российских компаний, а 687 из них максимально готовы к такому переходу. С 2020 г. планируют перейти на данную форму налогового контроля 48 крупнейших компаний и в последующем — значительное число компаний с государственным участием.

Налоговый мониторинг позволяет инспекциям оперативно осуществлять мониторинг всех операций налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Анализ запросов налогоплательщиков (19 за 2017), поданных для получения мотивированного мнения ФНС, позволяет выделить среди основных категорий вопросы о налоговых последствиях совокупности сделок, экономика которых неочевидна, и вопросы попоследовательно совершенным операциям, в которых могут быть усмотрены признаки злоупотребления, предусмотренные ст. 54. 1 НК РФ. С 2016 по 2018 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений, совокупная сумма налога по урегулированным позициям составила более 23 млрд р.

Развитие налогового мониторинга будет происходить за счёт разработки единой системы выявления и оценки рисков, развития инструментов по согласованию налоговой базы, а также внедрения стандартного файла налогового аудита. Такой файл позволит автоматически тестировать и проверять полноту учетных данных, прослеживать хронологию каждой операции и наличие документов-оснований по ней.

6. В 2015 г. для России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Запущена система автоматического обмена информацией с компетентными органами иностранных государств, в 2018 г. получены сведения о финансовых счетах из 58 юрисдикций, страновых отчётов — из 38 юрисдикций. На основе информации, полученной от иностранных юрисдикций за 2015 — 2017 г. , во время проверок доначислено более 65 млрд р. Ещё 24,6 млрд р. — налог на прибыль с доходов КИК, полученный в результате самостоятельного декларирования бизнесом.

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Читайте также: