Внутренний распорядок налоговой инспекции

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговые органы в пределах своей компетенции уполномочены проводить такое мероприятие налогового контроля, как осмотр. Осмотр помещений (территорий), документов и предметов — это мера налогового контроля, которая производится в рамках налоговых проверок.

Данная статья ответит на вопросы, которые обычно возникают у предпринимателей при осмотрах налоговой службой.

  1. Что осматривают налоговые инспекторы?
  2. Как оформляют результаты осмотра?
  3. Когда налоговые инспекторы проводят осмотр?
  4. Осмотр при выездной налоговой проверке
  5. Осмотр при камеральной налоговой проверке
  6. Осмотр при наличии недоимки, превышающей 1 млн. рублей
  7. Осмотр вне рамок налоговых проверок
  8. На основании каких документов действуют налоговые инспекторы?
  9. Предупреждают ли налоговые инспекторы о своем визите?
  10. В какое время может быть произведен осмотр?
  11. Что могут и что не могут осматривать налоговые инспекторы?
  12. Вправе ли проверяющие осматривать информацию, содержащуюся на компьютере?
  13. Кто должен присутствовать при осмотре?
  14. Что будет, если налогоплательщик откажется пускать проверяющих?
  15. Возможен ли осмотр помещения физического лица при проведении налоговой проверки?
  16. Вправе ли налоговые органы проводить осмотр помещений и территории контрагентов налогоплательщика и третьих лиц?
  17. Что еще важно знать налогоплательщику при проведении осмотра?
  18. Распространенные ошибки налоговых инспекторов при осмотре

Налоговые инспекторы осматривают производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация или ИП используют для получения дохода (пп. 6 п.1 ст. 31 НК РФ). Контролеры также имеют право осматривать документы и предметы, в том числе объекты налогообложения, принадлежащие организации или ИП (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).

Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика.

Специальные правила проведения осмотра Налоговым кодексом РФ не установлены. Результаты осмотра оформляют протоколом. (п.2, п.5 ст. 92 НК РФ). Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении № 16 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.

Протокол осмотра помещений, территорий, документов и предметов должен соответствовать общим требованиям, установленным в ст. 99 НК РФ:

  1. Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).
  2. В протоколе указываются (п. 2 ст. 99 НК РФ):
    • его наименование;
    • место и дата составления протокола;
    • время начала и окончания осмотра;
    • должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
    • сведения о лицах, которые участвовали при осмотре;
    • сведения об объектах осмотра и их местонахождении;
    • подробное описание результатов осмотра.

Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.

Осмотр помещений и территорий, документов и предметов проводится на основании мотивированного постановления руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции, проводящей проверку. В обязательном порядке в осмотре участвуют проверяющий и понятые. В качестве понятых могут приглашаться любые незаинтересованные лица в количестве не менее двух человек. Понятыми не могут быть сотрудники налоговых органов и иные, каким-либо образом заинтересованные лица.

Осмотр налоговые органы могут проводить:

  • при выездной налоговой проверке;
  • при камеральной налоговой проверке по НДС;
  • вне рамок налоговой проверки;
  • при наличии недоимки, превышающей 1 млн. рублей.

Рассмотрим подробно каждый случай.

Осмотр при выездной налоговой проверке

При проведении выездной налоговой проверке может осуществляться осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика. Осмотр осуществляется непосредственно должностными лицами, производящими выездную налоговую проверку. При этом осмотр осуществляется без ограничений – для проведения осмотра никаких дополнительных постановлений не требуется. Однако, осмотр не может проводиться за пределами выездной налоговой проверки, в том числе во время ее приостановления или во время проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

По регламенту налоговой службы — ни одна выездная налоговая проверка не обходится без проведения осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика.

На практике осмотр территорий и помещений при выездной налоговой проверке, как правило, малоэффективен. А вот при осмотре документов и предметов надо быть осторожными. Если, при осмотре будут выявлены подозрительные обстоятельства о подконтрольных компаниях, серых схемах, сделках с фирмами «однодневками» – протокол осмотра будет предъявлен в суд в качестве доказательства налоговых правонарушений.

Осмотр при камеральной налоговой проверке

Возможность проведения осмотра при камеральной налоговой проверке у налоговых инспекторов появилась с 01.01.2015 года и строго в определенных случаях:

  • представления налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявления противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п. 8.1 ст. 88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения внесены Законом № 134-ФЗ в п.1 ст. 91 НК РФ и п.1, п.2 ст. 92 НК РФ.

Осмотр при наличии недоимки, превышающей 1 млн. рублей

Возможность проведения осмотра при наличии недоимки, превышающей 1 млн. рублей, у налоговых инспекторов появилась с 01.04.2020 года. Для этого инспекторы вправе осмотреть территории, помещения, документы и предметы организации. Провести осмотр инспекторы смогут не более одного раза по одному решению и с согласия организации.

Соответствующие изменения внесены Законом № 325-ФЗ в ст. 92 НК РФ.

С 01.04.2020 года при наличии недоимки свыше 1 млн. рублей, помимо проведения осмотра, налоговые инспекторы истребуют вне рамок налоговых проверок документы и информацию об имуществе, имущественных правах и обязательствах налогоплательщика. Если организация не представит данную информацию, инспекторы вправе запросить такие данные у третьих лиц.

Осмотр вне рамок налоговых проверок

Налоговый кодекс РФ допускает осмотр вне рамок налоговых проверок только в отношении документов и предметов.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверке допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 92 НК РФ).

Осмотр вне рамок налоговых проверок также предусмотрен законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Так, по объектам недвижимости право на осмотр вне рамок проверок разрешено статьей 9 данного федерального закона. (Осмотр, как мера налогового контроля, применяется при проверке заявлений в налоговые органы для совершения регистрационных действий. Например, при изменении местонахождения юридического лица в связи со сменой адреса).

Частая практика осуществления осмотров вне рамок налоговых проверок сегодня – изменение адреса местонахождения юридического лица. Осмотры помещений на предмет фактического местонахождения организации и ее единоличного исполнительного органа (руководителя). Такие проверки на предмет достоверности сведений внесенных в ЕГРЮЛ ведутся повседневно.

Это зависит от того, на каком основании налоговые инспекторы проводят осмотр:

При выездной проверке — на основании решения руководителя (заместителя руководителя) ИФНС о проведении выездной налоговой проверке.

При камеральной проверке — на основании мотивированного постановления должностного лица ИФНС о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ. Постановление составляется специалистом, который осуществляет камеральную проверку декларации по НДС, и утверждается руководителем (заместителем руководителя) ИФНС.

Первым делом следует проверить все документы и полномочия посетивших компанию проверяющих. Не забудьте проверить служебные удостоверения должностных лиц налогового органа при осуществлении осмотра. Их Ф.И.О. и занимаемая должность должны быть отражены в решении руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверке (при выездных налоговых проверках) или в мотивированном постановлении должностного лица налогового органа (при камеральных налоговых проверках).

Налогоплательщику может быть заранее направлено уведомление о проведении осмотра его территории и помещений (документов и предметов). Однако Налоговый кодекс РФ не содержит положений, которые обязывают налоговых инспекторов заранее об этом предупреждать. Так что визит инспекторов может стать сюрпризом для предпринимателей.

Инспекторы могут прийти на осмотр только в рабочее время, которое устанавливается по правилам внутреннего трудового распорядка. Если специалисты ИФНС придут за рамки этого времени, налогоплательщик вправе им отказать. Бывает, что осмотр затягивается, то есть рабочий день организация подошел к концу, а осмотр еще нет. В этом случае процесс можно продолжить с обоюдного согласия.

Если процесс осмотра затянулся (или налоговые инспекторы пришли под вечер) – заявляйте о своих законных интересах, о праве на отдых и о переносе осмотра на следующий рабочий день. Свои возражения и замечания занесите в протокол. На практике в таком случае суд поддержит Вашу позицию об отказе в проведении осмотра по окончании рабочего дня.

Налоговый кодекс не содержит положений, которые запрещают инспекторам осматривать определенные предметы либо устанавливают в их отношение какие-то специальные правила. Все, что по мнению инспектора, может иметь значение для проверки, подлежит осмотру. Проверяющие могут в процессе фотографировать и снимать на видео, копировать документы.

Факт применения технических средств должен быть отражен в протоколе. Фотоснимки и видеозаписи, копии документов и другие материалы, полученные при производстве осмотра, должны быть приложены к протоколу.

Налоговые инспекторы могут осмотреть программное обеспечение и информацию, содержащуюся на компьютерах налогоплательщика. Сам по себе компьютер не несет никакой информации, а вот данные, которые на нем хранятся, могут иметь значение для полноты налоговой проверки. По сути, это те же документы, только в электронном формате.

На практике налоговые инспекторы осматривают компьютеры, серверы, флеш-карты, жесткие диски и другие электронные носители информации. В основном, осматривают компьютеры в бухгалтерии. Но также могут осмотреть компьютеры руководителей, юристов, менеджеров. Будьте осторожны! Вас могут попросить осмотреть на компьютере бухгалтерскую информацию, вы вводите логин и пароль и вся ваша деловая переписка, проектная документация и другая информация, в том числе и частная – доступна для ревизоров.

Осмотр производится в присутствии проверяющих должностных лиц и двух понятых. Если последних нет, это является нарушением, которое может повлечь непризнание судом доказательств, полученных в ходе осмотра.

Налогоплательщик вправе участвовать при проведении осмотра лично или через своего представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ).

Налоговые органы, пришедшие на осмотр, не обладают правами и ресурсами для принудительного проникновения в помещение.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса, а также статьи 19.7.6 КоАП, незаконное недопущение должностного лица налогового органа на территорию проверяемого субъекта считается воспрепятствованием доступа. Ответственный сотрудник в группе проверяющих должен в этом случае составить акт, который подписывается обеими сторонами.

На должностное лицо налогоплательщика будет наложен штраф в размере 10 тыс. рублей.

Обращаю Ваше внимание. В случае подозрения серьезных нарушений законодательства и умысла, к осмотру могут подключиться сотрудники правоохранительных органов. Но уже по своим правилам. В этом случае читайте рубрику статей – о полицейской проверке бизнеса.

Российское законодательство не позволяет должностным лицам налоговых органов проникать в жилые помещения физических лиц без их согласия. В связи с чем физическое лицо не обязано впускать в дом работников налоговой инспекции для проведения осмотра.

Доступ в жилые помещения физических лиц без их согласия для налоговых инспекторов возможен только по решению суда.

Налоговые органы вправе проводить осмотр помещений и территории проверяемого налогоплательщика. Осмотр помещений и территории его контрагентов, а также третьих лиц возможен только в том случае, если эти площади используются проверяемой организацией для ведения своей деятельности. В противном случае у инспекторов нет прав на осмотр территорий или помещений партнеров проверяемой организации и третьих лиц.

На практике обычная процедура осмотра может в одно мгновенье превратиться в процедуру выемки документов. Выемка документов и предметов регламентируется ст. 94 НК РФ, возможна при камеральных и выездных налоговых проверках. В ходе осмотра надо быть готовым и к возможной инвентаризации. Инвентаризация – это одно из мероприятий налогового контроля хозяйственной деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки. Возможность проведения инвентаризации в указанных условиях предусмотрена п.13 ст. 89 НК РФ.

Практика показывает, что при осмотре налоговые органы часто нарушают правила Налогового Кодекса РФ и приводят недопустимые доказательства вины налогоплательщика. Это дает возможность налогоплательщикам оспорить результаты такого осмотра, а судам не принять в их качестве доказательств вины.

Существенными нарушениями, с позиции судов, являются:

  • отсутствие понятых при осмотре;
  • отсутствие в протоколе осмотра: точных сведений об объекте, который осматривался, паспортных данных, присутствовавших при осмотре понятых;
  • присутствие заинтересованных лиц при осмотре в качестве понятых;
  • проведение осмотра до начала проверки или после ее окончания.

279-основа.jpg

В последнее время со стороны налоговых органов участились случаи использования при выездных и камеральных проверках таких процедур налогового контроля, как:

— допрос работников, а также руководителей, учредителей организации;

— осмотр помещений и территорий.

Отдельным вопросам проведения данных мероприятий, правам и обязанностям их участников посвящено интервью с экспертом - Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Каким образом налоговый орган может затребовать информацию у физических лиц проверяемого налогоплательщика?

НК РФ предусматривает несколько форм истребования информации.

Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) – это разные документы, имеющие самостоятельные основания для направления и, соответственно, последствия их неисполнения.

Кроме того, часть указанных документов адресована организации как налогоплательщику, а часть носит адресный характер и касается конкретных физических лиц.

Какова процедура вызова физического лица для допроса в налоговый орган?

Согласно пункту 1 статьи 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

НК РФ не регулирует порядок вызова в налоговый орган для дачи показаний.

Пунктом 5.1 письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 налоговые органы ориентированы на осуществление вызова свидетеля для дачи показаний по месту нахождения (в помещении) налогового органа повесткой.

Допрос свидетеля в налоговой инспекции может проводиться, в том числе в период приостановления выездной налоговой проверки.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 90 НК РФ по усмотрению должностного лица налогового органа показания могут быть получены по месту пребывания свидетеля.

В приложении № 11 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ приведена форма протокола допроса свидетеля, в котором помимо прочего отражается адрес места проведения допроса.

Таким образом, в случае проведения допроса по месту нахождения проверяемого налогоплательщика составления документа о вызове его представителей - физических лиц в качестве свидетелей в налоговый орган не требуется.

В том случае, если генеральный директор не в состоянии по объективным причинам прибыть на допрос, может ли вместо него явиться по доверенности другое лицо?

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя (пункт 1 статьи 26 НК РФ).

При этом следует обратить внимание, что при вызове работника, иного должностного лица организации в налоговый орган участие в процедуре допроса их представителя возможно при наличии доверенности, выданной от имени физических лиц. Доверенность, выданная организацией, не является основанием для представления интересов ее работников.

Кроме того, участие представителя не освобождает от обязанностей, в отношении которых предусмотрено личное (самостоятельное) исполнение, в частности, представление показаний, пояснений нельзя передоверить представителю.

Таким образом, участие, например, адвоката не освобождает физическое лицо от обязанности личного исполнения уведомления (повестки) налогового органа о даче пояснений (показаний).

Если по объективным причинам прибыть на допрос невозможно, об этом следует известить налоговый орган.

Может ли представитель организации – штатный юрист присутствовать при допросе его сотрудника?

НК РФ не предусматривает право проверяемого лица участвовать при допросе свидетелей (письмо Минфина от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796). Данное утверждение следует понимать таким образом, что такое право на участие в этом мероприятии налогового контроля не предусмотрено в качестве отдельного права проверяемого налогоплательщика.

Но участие может быть реализовано посредством оформления доверенности на уполномоченного представителя сотрудника (естественно, при согласии на это свидетеля, выраженного в соответствующей доверенности).

Какая ответственность предусмотрена НК РФ для свидетеля?

Ответственность за неисполнение уведомления (повестки) зависит от статуса, в котором физическое лицо вызывалось для дачи пояснений (показаний).

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством (пункт 3 статьи 90 НК РФ).

НК РФ устанавливает ответственность свидетеля за неявку или уклонение от явки, а также за неправомерный отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний (статья 128 НК РФ).

Скажем, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей (статья 128 НК РФ).

Может ли быть директор допрошен в качестве свидетеля?

ФНС в пункте 5.1 письма от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ).

Налоговое законодательство не предусматривает ответственность физического лица, вызванного для дачи пояснений, за отказ от дачи пояснений. При этом за неявку для дачи пояснений как за неповиновение законному требованию должностного лица налогового органа может быть применена административная ответственность (статья 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Каким нормативным актом регулируется продолжительность допроса?

В НК РФ в отличие от Уголовно-процессуального кодекса РФ отсутствует регулирование продолжительности проведения допроса.

В соответствии со статьей 187 Уголовно-процессуального кодекса РФ допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов.

Вместе с тем согласно статье 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует, в том числе отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля. В силу пункта 3 статьи 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

В ходе допроса свидетель вправе заявить должностным лицам налогового органа ходатайство о необходимости предоставить перерыв, если продолжительность допроса превысила четыре часа, а также по иным уважительным причинам, например, по причине плохого самочувствия. Кроме того, свидетель может просить перенести допрос (произвести новый допрос в другой день). Соответствующие заявления свидетель вправе потребовать отразить в протоколе допроса.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке (пункт 6 статьи 108 НК РФ). При рассмотрении вопросов о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ (пункт 4 статьи 101, пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).

Налогоплательщик при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе потребовать исключения из числа доказательств показаний свидетеля, полученных в ходе допроса, который продолжался более четырех часов, как полученных с нарушением закона при условии, что в протоколе допроса были отражены заявления свидетеля о необходимости предоставления перерыва.

Как проверяемому налогоплательщику следует воспринимать результаты проведенных налоговым органом допросов свидетелей?

Нужно внимательно изучить протокол допроса свидетелей. Под сомнение можно поставить показания о сделке с проверяемым налогоплательщиком тех свидетелей, к должностным обязанностям которых не относилось заключение сделки, исполнение сделки («свидетель говорит о том, чего не может знать»).

Нередко при формулировании должностным лицом налогового органа записей в протоколе («сокращении сказанного») искажается смысл показаний.

Обратите внимание! К акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.

Когда налоговый орган вправе проводить осмотр?

В рамках выездной, камеральной налоговых проверок и вне рамок проверок.

Доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется:

— при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица;

— при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 91 НК РФ).

Осмотр документов и предметов на территории или в помещении налогоплательщика возможен за рамками налоговых проверок при согласии налогоплательщика на проведение такого осмотра.

Обязан ли налоговый орган для проведения осмотра территории предварительно уведомлять налогоплательщика?

Налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 92 НК РФ, вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (подпункт 6 пункта 1 статьи 31 НК РФ).

Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика. О предстоящем проведении осмотра налоговый орган в произвольной форме должен уведомить налогоплательщика.

Данное уведомление может быть передано лично, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи. Если у налогового органа имеются доказательства такого извещения, права налогоплательщика на участие в проведении осмотра не считаются нарушенными.

С другой стороны, срок уведомления о предстоящем осмотре НК РФ не установлен.

Поэтому налогоплательщик, которому представлены указанные в пункте 1 статьи 91 НК РФ документы, запретить проведение осмотра не вправе.

Воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию или в помещения налогоплательщика заключается в незаконном отказе в доступе должностному лицу налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Это влечет ответственность по статье 19.7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в 10 тысяч рублей. Подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ дает в этом случае налоговому органу право рассчитать налоги, подлежащие уплате налогоплательщиком, расчетным путем.

Неизвещение налогоплательщика об осмотре не нарушает его прав, если он фактически принял участие в осмотре.

А если уведомления не было и представитель налогоплательщика по этой причине не принял участие в осмотре?

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ (пункт 4 статьи 101 НК РФ).

Отсутствие при проведении осмотра налогоплательщика, потому, что он не был уведомлен о проведении осмотра, является нарушением его прав. Это может повлечь отмену решения (соответствующей части решения), вынесенного налоговым органом по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 14 статьи 101 НК РФ).

Отмена решения (соответствующей части решения) возможна, если налоговый орган или суд посчитают, что отсутствие налогоплательщика при осмотре привело к существенному нарушению его прав на защиту (не позволило сделать замечания к протоколу осмотра по обстоятельствам, послужившим основанием для принятия обжалуемого решения по проверке).

С другой стороны, обязательно ли участие представителей проверяемого налогоплательщика в проведении осмотра?

Лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель вправе участвовать в проведении осмотра (пункт 3 статьи 92 НК РФ).

Сведения об участии проверяемого лица в проведении осмотра отражаются в протоколе осмотра. Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении № 14 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

С учетом вышеназванных положений можно сделать вывод, что обязательного участия налогоплательщика в проведении осмотра НК РФ не предусматривает.

Осмотр может производиться либо в присутствии представителя налогоплательщика, либо в отсутствии налогоплательщика (его представителя) при условии предварительного уведомления налогоплательщика о предстоящем проведении осмотра.

Может ли при проведении осмотра проводиться видеосъемка?

Да, право проверяющих производить съемку прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 92 НК РФ. Полученная запись в виде материального носителя прилагается к протоколу осмотра.

Необходимо ли при проведении осмотра принимать во внимание время работы налогоплательщика? Что делать, если налоговый орган проводит осмотр, но время работы персонала заканчивается?

Согласно статье 103 НК РФ при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

По общему правилу, все мероприятия налогового контроля проводятся в рабочее время. Проведение осмотра вне рабочего времени, определяемого в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщика, и отказ налогоплательщика в проведении такого осмотра не противоречит закону. В подобной ситуации проведение осмотра может быть перенесено налоговым органом на другой день.

Представляется, что окончание осмотра за пределами рабочего времени, определяемого в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка налогоплательщика, само по себе не является обстоятельством, влекущим недопустимость использования доказательств, полученных налоговым органом в ходе такого осмотра.

Если представители налогоплательщика не возражали против продления осмотра за пределами установленной у налогоплательщика продолжительности рабочего времени и не отразили соответствующие замечания в протоколе осмотра, то в последующем для целей исключения из числа доказательств о налоговом правонарушении протокола осмотра налогоплательщик должен привести иные нарушения налоговым органом прав налогоплательщика при проведении осмотра (например, отсутствие понятых).

Зарегистрирован в Минюсте РФ 10 июня 2011 г.
Регистрационный N 21002

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, N 29, ст. 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31) и в целях обеспечения организации деятельности центрального аппарата Федеральной налоговой службы приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Служебный распорядок центрального аппарата Федеральной налоговой службы.

2. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) управлений центрального аппарата Федеральной налоговой службы ознакомить федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России со Служебным распорядком центрального аппарата Федеральной налоговой службы, утвержденным настоящим приказом, под роспись и обеспечить его выполнение.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Федеральной налоговой службы М. Мишустин


Служебный распорядок центрального аппарата Федеральной налоговой службы

I. Общие положения

1. Служебный распорядок центрального аппарата Федеральной налоговой службы (далее - Служебный распорядок) регламентирует режим службы и отдыха федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) центрального аппарата Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России).

2. Гражданские служащие обязаны соблюдать Служебный распорядок.

3. Вопросы, не урегулированные Служебным распорядком, рассматриваются в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы о государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - гражданская служба).

II. Режим службы (служебное время)

4. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданских служащих центрального аппарата ФНС России не может превышать 40 часов в неделю.

В центральном аппарате ФНС России устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями - суббота и воскресенье.

Время начала и окончания служебного дня и перерыва для отдыха устанавливается следующее:

начало работы - 9 часов 00 минут;
окончание работы - 18 часов 00 минут (в пятницу - 16 часов 45 минут);
перерыв - 45 минут в период времени с 12 часов до 15 часов (конкретное время согласовывается с руководителем структурного подразделения).

В соответствии с законодательством Российской Федерации в предпраздничные дни продолжительность служебного дня сокращается на 1 час.

При совпадении выходного и праздничного дня перенос выходного дня осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Гражданским служащим, замещающим в центральном аппарате ФНС России должности гражданской службы высшей, главной, ведущей, старшей и младшей групп, устанавливается ненормированный служебный день.

6. На основании заявления гражданского служащего и по решению представителя нанимателя может быть изменено начало и окончание служебного времени, установлен неполный служебный день или неполная служебная неделя, о чем издается приказ ФНС России.

Оплата труда при неполном служебном времени производится пропорционально времени фактического исполнения служебных обязанностей.

7. В структурных подразделениях центрального аппарата ФНС России ведется табель учета служебного времени гражданских служащих.

III. Время отдыха

8. Гражданским служащим предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

9. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется гражданским служащим ежегодно с учетом необходимости обеспечения нормальной деятельности ФНС России и пожеланий гражданских служащих в соответствии с графиком отпусков.

График отпусков утверждается представителем нанимателя не позднее чем за две недели до начала очередного календарного года и доводится до сведения всех гражданских служащих.

10. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

11. Гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, но не более 10 календарных дней.

Порядок исчисления стажа государственной службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается законодательством Российской Федерации.

12. Гражданским служащим, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день.

Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день устанавливается:

для гражданских служащих, замещающих должности высшей группы должностей - в количестве 9 календарных дней;
для гражданских служащих, замещающих должности главной группы должностей - в количестве 8 календарных дней;
для гражданских служащих, замещающих должности ведущей группы должностей - в количестве 7 календарных дней;
для гражданских служащих, замещающих должности старшей группы должностей - в количестве 6 календарных дней;
для гражданских служащих, замещающих должности младшей группы должностей - в количестве 5 календарных дней.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх основного ежегодного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и суммируется с ними.

13. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего может по заявлению гражданского служащего предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней.

14. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

15. Для оформления отпуска гражданский служащий подает заявление, согласованное с начальником структурного подразделения центрального аппарата ФНС России, в подразделение по вопросам государственной службы и кадров ФНС России.

16. Отзыв гражданского служащего из отпуска может осуществляться только с его согласия и на основании приказа ФНС России. Не использованная в связи с этим часть отпуска предоставляется по выбору гражданского служащего в удобное для него время в течение этого года или присоединяется к отпуску за следующий год.

от 22 апреля 2011 года N ММВ-7-4/282@

(с изменениями на 31 августа 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФНС России от 31 августа 2016 года N ММВ-7-4/458@ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.09.2016, N 0001201609130052).

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3215; 2006, N 6, ст.636; 2007, N 10, ст.1151; N 16, ст.1828; N 49, ст.6070; 2008, N 13, ст.1186; N 30 (ч.II), ст.3616; N 52 (ч.I), ст.6235; 2009, N 29, ст.3597, 3624; N 48, ст.5719; N 51, ст.6150, 6159; 2010, N 5, ст.459; N 7, ст.704; N 49, ст.6413; N 51 (ч.III), ст.6810; 2011, N 1, ст.31) и в целях обеспечения организации деятельности центрального аппарата Федеральной налоговой службы

2. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) управлений центрального аппарата Федеральной налоговой службы ознакомить федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата ФНС России со Служебным распорядком центрального аппарата Федеральной налоговой службы, утвержденным настоящим приказом, под роспись и обеспечить его выполнение.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин

в Министерстве юстиции

10 июня 2011 года,

регистрационный N 21002

Приложение

Служебный распорядок центрального аппарата Федеральной налоговой службы

(с изменениями на 31 августа 2016 года)

I. Общие положения

1. Служебный распорядок центрального аппарата Федеральной налоговой службы (далее - Служебный распорядок) регламентирует режим службы и отдыха федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) центрального аппарата Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России).

2. Гражданские служащие обязаны соблюдать Служебный распорядок.

3. Вопросы, не урегулированные Служебным распорядком, рассматриваются в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы о государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - гражданская служба).

II. Режим службы (служебное время)

4. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданских служащих центрального аппарата ФНС России не может превышать 40 часов в неделю.

В центральном аппарате ФНС России устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями - суббота и воскресенье.

Время начала и окончания служебного дня и перерыва для отдыха устанавливается следующее:

начало работы - 9.00;

окончание работы - 18.00 (в пятницу - 16.45);

перерыв - 45 минут в период времени с 12.00 до 15.00 (конкретное время согласовывается с руководителем структурного подразделения).

В соответствии с законодательством Российской Федерации в предпраздничные дни продолжительность служебного дня сокращается на один час.

При совпадении выходного и праздничного дней перенос выходного дня осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Гражданским служащим, замещающим в центральном аппарате ФНС России должности гражданской службы высшей, главной, ведущей, старшей и младшей групп, устанавливается ненормированный служебный день.

6. На основании заявления гражданского служащего и по решению представителя нанимателя может быть изменено начало и окончание служебного времени, установлен неполный служебный день или неполная служебная неделя, о чем издается приказ ФНС России.

Оплата труда при неполном служебном времени производится пропорционально времени фактического исполнения служебных обязанностей.

7. В структурных подразделениях центрального аппарата ФНС России ведется табель учета служебного времени гражданских служащих.

III. Время отдыха

8. Гражданским служащим предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

9. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется гражданским служащим ежегодно с учетом необходимости обеспечения нормальной деятельности ФНС России и пожеланий гражданских служащих в соответствии с графиком отпусков.

График отпусков утверждается представителем нанимателя не позднее чем за две недели до начала очередного календарного года и доводится до сведения всех гражданских служащих.

10. Гражданским служащим устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

11. Гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день;

при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;

при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней;

при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.

12. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 3 календарных дня.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и суммируется с ними.

13. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

14. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

15. Для оформления отпуска гражданский служащий подает заявление, согласованное с начальником структурного подразделения центрального аппарата ФНС России, в подразделение по вопросам государственной службы и кадров ФНС России.

16. Отзыв гражданского служащего из отпуска может осуществляться только с его согласия и на основании приказа ФНС России. Не использованная в связи с этим часть отпуска предоставляется по выбору гражданского служащего в удобное для него время в течение этого года или присоединяется к отпуску за следующий год.

Локальный нормативный акт – Правила внутреннего трудового распорядка

Внутренний трудовой распорядок организации представляет собой порядок поведения работников в процессе их трудовой деятельности, который определяется локальными документами работодателя и регулируется нормами трудового права (статья 189 Трудового кодекса РФ далее ТК РФ).

Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) – это локальный нормативный акт работодателя, который обязательно должен иметься в организации. С данным локальным актом должен быть ознакомлен под роспись каждый работник при приеме на работу.

Структура содержания ПВТР состоит из следующих разделов:

- основные права и обязанности работника и работодателя (ст. 21 и 22 ТК РФ);

- режим рабочего времени (ст.100 ТК РФ);

- ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ);

- порядок введения суммированного учета рабочего времени (ст. 104 ТК РФ);

- время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (ст. 108 ТК РФ);

- предоставление выходных дней в различные дни недели в организациях, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна (ст.111 ТК РФ);

- предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем (ст. 119 ТК РФ);

- порядок, место и сроки выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);

- виды поощрений (ст. 191 ТК РФ).

В Правила внутреннего трудового распорядка следует включать и обязанности работодателя:

- ознакомление работников с основными локальными актами, предусмотренными ч. 3 ст.68 ТК РФ;

- объявление работнику приказа о приеме на работу под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (ч.2 ст.68 ТК РФ);

- выдача по требованию работника надлежаще заверенной копии приказа о приеме на работу и других документов, связанных с работой у данного работодателя (ст. 62 ТК РФ);

- информирование работника об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся ему компенсациях и средствах индивидуальной защиты (абз. 13 ч.2 ст. 212 ТК РФ);

- обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 19 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

- ознакомление работника с требованиями охраны труда (абз. 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Рассмотрим конкретно отдельные разделы, которые должны входит в структуру ПВТР.

а) Режим труда и отдыха

Данный раздел содержит следующие составные элементы:

- вид и продолжительность рабочей недели;

- продолжительность ежедневного рабочего времени;

- график рабочего дня;

- работа в ночное время;

- работа в выходные и праздничные дни;

- работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Нужно учитывать, что ПВТР могут содержать и приложения. В качестве отдельных приложений могут включаться:

- перечень должностей, по которым установлен ненормированный рабочий день;

- правила доставки работников на работу и домой транспортом работодателя и др.

б) Производственная дисциплина: поощрения и взыскания

Материальные и моральные стимулы к труду призваны способствовать установлению трудовым законодательством системы мер поощрения за успехи в труде, которые конкретизируются в ПВТР организации.

Порядок применения дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 193 ТК РФ не может быть изменен работодателем в ПВТР или коллективном договоре.

В ПВТР следует включать регламент, определяющий применение мер дисциплинарной ответственности. В него должны входить следующие этапы:

- выявление работодателем, руководителем организации (или другим уполномоченным должностным лицом) дисциплинарного проступка;

- вынесение руководителем решения о необходимости привлечения работника к дисциплинарной ответственности и определение принимаемой меры ответственности;

- предварительное согласование избранной руководителем меры ответственности с тем или иным компетентным органом, если это предусмотрено законодательством;

- издание приказа (распоряжения) о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.

На практике конкретизация такая необходима, поскольку несоблюдение процедуры применения дисциплинарного взыскания влечет за собой признание такого взыскания в судебном порядке незаконным.

в) Мнение представительного органа

ПВТР организации должны приниматься с учетом мнения представительного органа работников, а не согласовываться с ним. При этом ПВТР организации принимаются с учетом мнения именно представительного органа работников, а не выборного органа первичной профсоюзной организации. Чтобы выборный орган профсоюза стал представительным органом работников, на общем собрании коллектива ему должны быть делегированы такие полномочия.

Создание представительного органа работников осуществляется добровольно, поэтому инициативу в этом случае должны проявлять сами работники. Если к моменту принятия ПВТР организации представительный орган работников не создан, то работодатель принимает локальный акт самостоятельно.

ПВТР регламентируют режимы рабочего времени и времени отдыха персонала организации.

г) Составление и утверждение Правил

Ст. 190 ТК РФ предусмотрено утверждение ПВТР с учетом мнения представительного органа работников организации. Правила должны быть рассмотрены представительным органом работников организации (профсоюзным комитетом, советом трудового коллектива, общим собранием работников организации или др.) С этой целью перед утверждением проект документа направляется для рассмотрения действующему в организации представительному органу.

Не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта ПВТР представительный орган работников должен оформить и представить на рассмотрение работодателя мотивированное заключение по проекту в письменной форме.

В случае если стороны не достигли соглашения о каких-либо положениях проекта ПВТР, оформляется протокол разногласий, в котором приводятся варианты пунктов правил, оспариваемых сторонами. Независимо от того, будут ли урегулированы все разногласия сторон трудовых отношений или нет, работодатель имеет право утвердить документ.

В свою очередь, представительный орган работников вправе обжаловать текст утвержденных работодателем Правил в соответствующую государственную инспекцию труда или в судебные органы. Одновременно с этим может быть начата процедура коллективного трудового спора согласно порядку, установленному главой 61 ТК РФ.

Читайте также: