Проблемы досудебного урегулирования налоговых споров

Опубликовано: 16.05.2024

В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

Как бороться с фейком в налоговых спорах и возможен ли пересмотр судебных актов при обнаружении лжи?

Определение категорий и понятий

Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

Субъекты разделяются на

  • публичные (структуры ФНС или таможенные)
  • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):

  • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
  • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
  • структуры ФНС;
  • таможенные структуры.

Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

Критерии и классификация налоговых разногласий

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

  • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
  • структур таможни или ФНС.

По основанию (предмету) выделяют типы споров:

  • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

  • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
  • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

Предметом требований может служить заявление о:

  • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
  • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
  • обеспечении мер;
  • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
  • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

По способу разрешения ситуации делят на:

  • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • решаемые административным (досудебным) порядком.

Судебное рассмотрение конфликтов

Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

  • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
  • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
  • закрытии организации;
  • установлении недействительности в отношении сделки.

Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

Особенности досудебного обжалования

Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

  • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
  • в части или в полном объеме изменено или отменено;
  • отменено, но принято новое решение;
  • отменено, а производство по делу прекращается.

Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган. Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней). Результат доводится до плательщика в письменном виде.

Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

  • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
  • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
  • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
  • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

Бадалова Айсел Зурят кызы
Научный руководитель: Петечел Татьяна Александровна

1. студентка 1-го курса магистратуры, Школа экономики и менеджмента,
ФГАОУ ВПО «Дальневосточной федеральный университет», Россия, Владивосток
2. кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»,
Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация

Badalova Aysel Zuryat kizi
Scientific adviser: Tatiana Pethechel
1. a student of the first course of the master's degree, the School of Economics and Management,
Far-Eastern Federal University, Russia, Vladivostok
2. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit,
School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation

Аннотация: Важными показателями при оценке эффективности контрольной работы налоговых органов также являются показатели досудебного урегулирования налоговых споров. Данный вид налогового администрирования позволяет в разы снизить уровень нагрузки на судебные органы власти, решая вопросы самостоятельно с налогоплательщиками. В статье приведен анализ практики применения досудебного урегулирования налоговых споров.

Abstract: Important indicators when evaluating the effectiveness of control work of tax authorities are also indicators of pre-trial settlement of tax disputes. This type of tax administration allows in times to reduce the load on the judicial authorities by solving the issues independently with taxpayers. In article the analysis of practice of application of pre-trial settlement of tax disputes.

Ключевые слова: досудебное урегулирование, налоговые споры, жалоба, налоговая практика, рассмотрение жалоб.

Keywords: pre-trial settlement of tax disputes, appeal, tax practice, handling of complaints.

Досудебное регулирование представляет собой совокупность, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами, мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора до суда. На сегодняшний день существует большое количество научных работ, направленных на изучение теоретических аспектов данного вопроса. Однако, практическим аспектом досудебного урегулирования налоговых споров посвящено небольшое количество научных исследований. В этой связи, изучение данного вопроса является весьма актуальным.

Такой порядок начал функционировать в РФ с 2009 года. До 2014 года в России такая форма урегулирования споров была возможна при вынесении решений выездных и камеральных проверок (п.2 ст.138 НК РФ). Однако с 2014 года в налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для всех налоговых конфликтов без исключения. Это говорит о том, что обжаловать решение налоговых органов можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган [1].

Налогоплательщики, не согласившиеся с выводами налоговых органов о необходимости уплаты доначисленных сумм, вправе путем подачи письменных возражений, заявления ходатайств и представления пояснений оспорить акты налоговых органов. Если претензии налогоплательщиков обоснованы, то налоговые органы снимают часть своих требований при досудебном урегулировании споров: на стадии рассмотрения возражений или при последующей подаче жалоб [5].

На рисунке 1 представлен алгоритм действий налогоплательщика при несогласии с выводами налоговых органов по какому-либо вопросу.


Источник: составлено по [6]

Рисунок 1. Алгоритм досудебного урегулирования налоговых споров

Первым этапов досудебного урегулирования налоговых споров является составление жалобы. В налоговом кодексе закреплено понятие «Жалоба» и «Апелляционная жалоба» (ст.138 НК РФ). Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права [3].

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права [1].

На портале Федеральной налоговой службы существует полезный сервис «Узнать о жалобе», который позволяет налогоплательщикам получать сведения о рассмотрении и результатах их обращений. По данным ФНС России количество обращений к данному сервису увеличилось на 13% при том, что количество письменных запросов снизилось.

Данный вид налогового урегулирования споров имеет ряд преимуществ, которые представлены на рисунке 2.


Рисунок 2. Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров

Данный вид урегулирования налоговых споров получил большое распространение в налоговой практике. По данным отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Приморскому краю, основная доля налоговых споров разрешается в досудебном порядке. На рассмотрение возражений и жалоб налогоплательщиков приходится 96% всех налоговых споров, при этом 4% споров разрешено в судебном порядке. В 2016 году общее количество налоговых споров снизилось на 3,4% по сравнению с 2015 годом. В таблице 1 приведены показатели досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Приморскому краю за 2015-2016 гг.

Показатели досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Приморскому краю за 2015-2016 гг.

Показатель2015 год2016 годТемп прироста, %
Поступило жалоб, ед.546460-15,75
Рассмотрено, ед.474395-16,67
Из них:
жалобы на результаты контрольной работы314273-22,61
жалобы на действия (бездействие) налоговых органов160122-23,75
Оставлено без рассмотрения, ед.7265-9,72
Удельный вес оставленных без рассмотрения жалоб в количестве поступивших жалоб, %14,0615,33
Удовлетворены полностью или частично, ед.207188-9,17
Удельный вес удовлетворенных жалоб в количестве рассмотренных, %43,6747,59

Источник: составлено на основе локальной отчетности УФНС по Приморскому краю

Так, за данный период в Управление ФНС России по Приморскому краю в 2016 году поступило 424 жалобы, что на 15,75% меньше, чем за 2015 год (Рисунок 3). По основаниям, предусмотренным статьей 139.3 НК РФ, оставлено без рассмотрения 72 жалоб, в том числе 54 жалоб – в связи с их отзывом налогоплательщиками до вынесения решений по жалобам, 18 жалоб – в связи с неподтверждением полномочий заявителя на подачу жалобы, либо пропуском установленного срока обжалования.


Рисунок 3. Динамика поступивших и рассмотренных жалоб УФНС России по Приморскому краю за 2015 -2016 гг.

Управлением Федеральной налоговой службы по Приморскому краю рассмотрено по существу 395 жалоб налогоплательщиков на результаты налоговых проверок, иных форм налогового контроля, а также на действия (бездействие) налоговых органов Приморского края, что на 16,67% меньше аналогичного показателя за 2015 год (474 жалоб). По результатам рассмотрения жалоб доводы налогоплательщиков удовлетворены полностью или частично в среднем в 47,6% случаев.

Необходимо отметить, что по искам налогоплательщиков, предъявленным к налоговым органам, судами первой инстанции Приморского края в 2016 году вынесено 92 решения по налоговым спорам. По сравнению с показателями досудебного обжалования нагрузка на судебную систему уменьшена в 2,5 раза, что свидетельствует о достаточной эффективности досудебной работы [6].

На сегодняшний день ФНС России еще не подвела итогов досудебного урегулирования налоговых споров за 2017 год. Однако уже есть данные по выездным налоговым проверкам за девять месяцев 2017 года. Так снижение уровня жалоб на итоги выездных налоговых проверок составило 10,5% в сравнении с таким же периодом 2016 года. Кроме того, снижение жалоб обусловлено снижением количества налоговых проверок, которые снизились, в свою очередь, риск-ориентированного подходом к проведению налоговых проверок [7].

Таким образом, проведенное исследование по вопросу досудебного урегулирования налоговых споров позволяет сделать вывод о том, что налоговые споры имеют тенденцию снижения. Это обусловлено тем, что налоговые органы разрабатывают унифицированные подходы, применяя налоговое законодательство. Упрощение процедур досудебного урегулирования налоговых свидетельствуют о повышении эффективности налогового администрирования.

Содержание статьи

    1. Досудебное и судебное урегулирование налоговых споров
    2. Причины появления налоговых споров
    3. Порядок досудебного урегулирования налоговых споров
    4. Досудебные налоговые споры — правила оформления жалобы

Досудебное урегулирование налоговых споров

Урегулирование налоговых споров предусматривает как досудебное разрешение проблемы, так и разбирательство в суде. Это общепринятая мировая практика, дающая самые быстрые и безболезненные для предпринимательства результаты.

Досудебное и судебное урегулирование налоговых споров

Любой спор возможен без участия суда. Для этого сторонам довольно заключить соглашение о досудебном урегулировании. В некоторых ситуациях, которые предусмотрены законом, данная процедура происходит и при нежелании сторон. Точнее, урегулирование вне судебной системы разделяется на обязательное и добровольное.

Причем стороны могут быть против досудебного урегулирования и настаивать на судебном процессе. Это промежуточный этап, который предшествует суду. В случае с налоговым спором обращение в вышестоящий налоговый орган, а не в судебную инстанцию, было добровольным делом. Однако с 2014 года досудебное рассмотрение налоговых споров в области налогообложения является для налогоплательщиков обязательным. Нередко налоговые споры возникают в результате непонимания отдельных норм законодательства.

Важно! Из-за этого возникают различные нарушения, выясняющиеся во время налогового аудита. И если налогоплательщик с решением проверяющих не согласен, он может обжаловать его. Бывает, что действия налоговых служб обжалуют недобросовестные налогоплательщики. Кроме этого, для решения спора привлекается третье лицо.

Желательно, если это юрист, который не заинтересован стороной конфликта. Подать жалобу на постановление налоговых органов может и представитель.

Причины появления налоговых споров

Каковы же основные причины появления налоговых споров? В основном это:

  • разное толкование норм налогового законодательства России налогоплательщиками и налоговиками;
  • неграмотное использование норм налогового законодательства;
  • представление налогоплательщиками дополнительной документации, которая не являлись предметом исследования во время проведения проверки, однако имеют большое значение для решения проблемы о наличии либо об отсутствии состава правонарушения;
  • нарушения процесса проведения налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля (допросы, осмотры, выемка бумаг, направление требований о предоставлении документации), которые допущены, по мнению налогоплательщиков, налоговой службой;
  • арифметические и другие ошибки, допускаемые в результате налоговых проверок;
  • прочие объективные обстоятельства (изменение судебной практики, использование смягчающих обстоятельств, разное толкование статей НК РФ налоговыми и судебными органами, в связи с разъяснениями вышестоящего налогового органа).

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров

Ранее в РФ данный вид урегулирования был возможен только при решении камеральных и выездных проверок. Но с 2014 года его нужно применять для всех налоговых конфликтов без исключения. Это в первую очередь хорошо для налогоплательщиков, которые разрешают спор за счет вышестоящего налогового органа.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров в данном случае подразумевает подачу жалобы налогоплательщиком в соответствующий вышестоящий орган. Именно он является в данном конфликте третьим лицом.

Важно! Согласно НК РФ (ст. 139) подать жалобу нужно через налоговый орган, решение которого в ней оспаривают. Именно оттуда ее направят дальше.

Если при рассмотрении своей претензии налогоплательщик признает тот факт, что он нарушил нормы налогового законодательства, ему могут снизить штрафы.

С помощью досудебного разрешения налоговых споров можно обжаловать:

  1. отказ о проведении налоговых вычетов;
  2. взыскание большой суммы налога;
  3. требование уплаты неправомерной пени или штрафных санкций;
  4. приостановление всех операций по банковским счетам.

Существует несколько типов прошений, которые может оформить налогоплательщик:

  1. Обычная жалоба. Подается для обжалования решений ненормативного характера, которые вступили в силу.
  2. Жалоба на действия налоговых служб.
  3. Апелляционная жалоба. Для обжалования тех решений налогового органа, не вступивших в силу.

Важно! Сроки обжалования претензий зависят от самого предмета спора. Если акт налоговой службы не вступил в силу, для подачи жалобы в проверяющее подразделение предоставляется десять дней.

Этапы процедуры следующие:

  • Рассмотрение претензий на акты, которые составлялись на основе проверок.
  • Рассмотрение возражений на действия налоговых органов.

Любой налогоплательщик вправе обжаловать действия налоговых органов, а также оформленные ими при проверке акты. Для этого требуется составить письменно жалобу, указав предмет спора. Закон предусматривает и срок подачи прошения. Он равен 1 году со дня вручения лицу акта на основании налоговой проверки.

Досудебные налоговые споры — правила оформления жалобы

В ст. 139.2 НК РФ закреплены требования к содержанию жалобы (включая апелляционную). Так, она должна быть составлена в письменном виде и подписана заявителем либо его представителем, полномочия которого нужно подтвердить надлежащими документами.

В жалобе указывают информацию о заявителе, об инспекции, об акте налогового органа, который обжалуется, или действиях (бездействии) его должностных лиц, суть прошения. Также указываются основания, по которым налогоплательщик считает свои права нарушенными, и требования (пункт 2, статья 139.2 НК РФ). Кроме названной информации, в заявлении могут быть указаны контактные данные, факсы, адреса электронной почты и другие необходимые для своевременного обжалования сведения.

К жалобе в соответствии ст. 139.2 НК РФ (п. 5) прикладываются документы, которые подтверждают доводы заявителя.

Претензия может быть не рассмотрена. Основания оставления обращения без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ. Жалобу налогоплательщика не рассматривают по существу (в полном объеме или частично), если:

  1. в документе нет подписи заявителя (его представителя) или к претензии не приложены бумаги, которые подтверждают полномочия представителя налогоплательщика;
  2. обращение подано за пределами установленных законодательством сроков при отсутствии ходатайства об их восстановлении;
  3. налогоплательщику отказано в восстановлении пропущенных сроков на подачу жалобы;
  4. до принятия решения по заявлению от лица, которое его подал, поступила просьба об отзыве жалобы (в части либо полностью);
  5. ранее подана претензия по тем же основаниям.

Важно! Отказ налогового органа рассмотреть жалобу не препятствует обращению заявителя за восстановлением его прав повторно.

Несмотря на то, что налогоплательщик имеет право самостоятельно подать жалобу, специалисты рекомендуют обратиться за помощью юриста. Он не только проконсультирует, но и правильно составит прошение. Главное — это быть уверенным, что решение налоговой службы несправедливо, и уметь это доказать.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Курьянов Александр Александрович

+7(926)475-26-16

Даже скрупулезное соблюдение законодательства — еще не панацея от возможного конфликта с налоговыми службами, влекущего за собой налоговые споры. Поводами могут стать излишне начисленные платежи, ошибки, закравшиеся в расчеты налогов, оспаривание привлечения к ответственности, несогласие с выводами проверки и масса других случаев.

Важно в этих случаях добиваться пересмотра решений налоговиков. Если же восстановить справедливость в досудебном порядке не удалось, то действовать необходимо через суд. И стоит предварительно заключить договор с квалифицированным адвокатом по налоговым преступлениям, специализирующимся на подобных тяжбах.

Что такое налоговые споры

Под термином «налоговые споры» понимают юридические разногласия между принадлежащими государству фискальными службами и облагаемыми сборами гражданами или организациями. Поводами таких разногласий становятся несогласие с исчислением и уплатой налогов.

Предмет налогового спора

Любые разногласия по поводу обязательных отчислений государству — это налоговые споры. Но само участие в разбирательстве налоговых служб еще не причисляет спор к упомянутым выше.

Предметом спора в данном случае являются либо права, указанные в ст. 21 НК РФ, либо обязанности, указанные в п. 1 ст. 23 НК РФ, если инициатором являются налоговые органы.

Признаки и основание налогового спора

Любому фискальному сбору присущи определенные признаки. Среди них можно выделить следующее:

  • Состав субъектов. В споре с одной стороны участвуют государственные службы (налоговые), с другой — плательщики налогов (юридические лица).
  • Характер. Налоговым считается только такое разбирательство, которое следует из налогового законодательства РФ.
  • Неравенство сторон. Фискальные органы — государственная структура.
  • Установленное законом ведение дел. Конфликт разрешается строго в прописанных законом формах, которые включают досудебное и судебное урегулирование.

Основная часть споров инициируется налоговыми органами, а не налогоплательщиками. Но не стоит думать, что суды идут на поводу фискалов. На самом деле иски со стороны налоговиков удовлетворяются примерно в одной трети случаев. Фискальными учреждениями в основном подаются иски по поводу взысканий, относящихся к обязательным платежам и другим санкциям.

Предприниматели чаще пытаются оспорить ненормативные акты со стороны фискальных служб, неправильно начисленные налоги и неоснованные на законе действия инспекторов. Этот вид разбирательств оканчивается достаточно часто выигрышем в суде.

Фактически, оснований для начала налогового конфликта всего два: либо неправомочное действие налоговиков, либо бездействие. Фискалы могут действовать вполне в рамках закона, но налогоплательщик не всегда с этим согласен.

Сбор доказательств упрощается тем, что любая операция налоговиков оформляется документально. Среди них:

  • требование по выплате сборов или налогов;
  • официальные решения (привлечь налогоплательщика к ответственности, отказ вернуть переплату, приостановление проведения операций по банковским счетам, проведение выездной проверки и др.);
  • требование предоставить какие-либо документы;
  • приход извещения или уведомления, например, об аннулировании решения о рассрочке уплаты и т. п.;
  • вынесение постановления (например, о выемке документов или др.).

С бездействием хуже, так как оно обычно после себя задокументированных следов не оставляет. Исключение составляют отписки на законные требования организации. Но такое бывает редко, поэтому разбираться с бездействием в суде сложнее.

В любом случае, если возник конфликт интересов, нужно тщательно рассмотреть ситуацию и проконсультироваться со специалистами. Если явно правы фискальные органы, то разумное действие — более аккуратно относиться к обязанностям.

Но в случае неправомерных действий налоговых служб, обжаловать их следует обязательно, потому что отказ от защиты приводит к безнаказанности.

Процессуальная форма налогового спора

Для налоговых споров применимы две процессуальные формы:

  • внесудебная, реализуемая путем подачи жалобы в вышестоящие налоговые органы;
  • судебная форма, при которой спор решается в гражданском суде.

Нужно учитывать, что сразу подать иск в судебные органы нельзя. Обязательным этапом является досудебное урегулирование.

Налоговые споры и способы защиты прав налогоплательщиков

Не всегда решения налоговых органов правомерны. В их действие может вкрасться ошибка. В налоговом кодексе предусматривается порядок урегулирования споров с налоговыми органами. Эти положения описаны в статье 138 и разделе VII НК РФ.

Основные претензии налогоплательщиков возникают по следующим вопросам:

  • завышенная сумма налогов;
  • беспричинный штраф;
  • приостановка проведения операций по банковскому счету юридического лица;
  • отказ возвратить переплату налогов;
  • отказ возместить НДС.

Кто вправе оспорить действия и решения налоговой службы

Право оспорить решения фискальных служб имеет любой налогоплательщик. Это относится к юридическим и физическим лицам. На практике граждане спорят с налоговиками редко и обычно предмет спора — это чрезмерно насчитанная сумма платежей.

Основное количество споров принадлежит организациям. У них больше причин для конфликтов, речь идет о более крупных суммах. Кроме того, спор с налоговым органом неравноценен, так как противник — государственная служба. Это требует тщательной подготовки претензий и наличия опытного юриста. Либо же нужно обращаться к налоговому адвокату.

Что представляют собой налоговые досудебные споры

Досудебное урегулирование по отношению к налоговым спорам — это обращение в налоговые органы. Истец просит в своем заявлении разобраться и пересмотреть ранее вынесенное решение, предъявляя свои аргументы.

Формы досудебного обжалования

Есть две формы досудебного урегулирования.

Первая — это подача возражения на акты, вынесенные налоговой инспекцией в тот же орган, что их вынес. Там жалоба и рассматривается.

Для подачи возражения после получения документа есть месяц. Срок отсчитывается, начиная с дня вручения акта, который указан плательщиком в расписке о вручении. При отправке документа по почте время отсчитывается с момента отправки, но прибавляют к 30 дням еще 6 суток.

Возражения будут рассмотрены с вынесением одного из трех решений:

  • налоговики снимают свои претензии;
  • возражения не принимаются;
  • назначаются дополнительные мероприятия по проведению контроля.

Если добиться пересмотра решения не удалось, то пора переходить ко второму этапу — подаче апелляции.

Она подается в вышестоящий налоговый орган. Это Управление ФНС по региону. Срок на подачу — 30 дней. Также можно подать и обычную жалобу, если этот срок прошел. Максимальное время обжалования в данном случае — 1 год.

Для апелляции и жалобы содержание документа одинаковое. Оно регламентируется пунктом 2 статьи 139.2 НК. В возражении должна содержаться следующая информация:

  • наименование и адрес регистрации организации, оспаривающей решение налоговой инспекции, а гражданин указывает полное ФИО и адрес, где он проживает;
  • номер акта, по которому имеется жалоба;
  • полное наименование налоговой инспекции, к которой имеется претензия;
  • суть жалобы на решение ФНС;
  • какие требования выдвигает налогоплательщик, должно быть конкретно указано, что он хочет: отменить штраф, пересчитать сумму налога, прекратить блокировку счетов и т. п.;
  • в каком виде должен быть отправлен ответ — это может быть обычное или электронное письмо, сообщение в личном кабинете налогоплательщика.

Желательно приложить к жалобе дополнительные документы, обосновывающие позицию жалобщика и доказывающие нарушение его прав.

Если жалоба направляется организацией, то она должна быть подписана законным представителем. Как правило, это гендиректор или при его отсутствии другой уполномоченный руководитель. Документ может подать уполномоченный представитель. Но в этом случае он должен действовать по доверенности. Она обязательно прикладывается к жалобе.

Подается документ в местную инспекцию. Она выполняет проверку, составляет акт и в течение 3 дней передает в региональное Управление ФНС.

Заявителю могут отказать рассматривать его жалобу. Основания указаны в статье 139.3 НК РФ. Например, причинами могут быть превышение разрешенного срока обжалования или же документ не содержит необходимые сведения. Это не лишает права обращаться с жалобой повторно, если нарушения можно устранить.

Судебная стадия рассмотрения

Если пришел отказ или жалоба осталась без рассмотрения за этот срок, можно обращаться в суд.

Юрлица и ИП должны подавать заявление в арбитраж, физические лица в районный суд.

Чтобы оспорить дело в суде, иск требуется подать не позже 3 месяцев со дня получения решения по жалобе. В исковом заявлении указываются следующие сведения:

  • наименование, реквизиты судебного органа;
  • название организации, ее юридический адрес, ИП указывает место госрегистрации, гражданин — ФИО и адрес места жительства;
  • данные акта и решения, оспариваемого истцом, с указанием номера, наименования и даты принятия;
  • какие права нарушены этим решением;
  • аргументы заявителя со ссылками на законы;
  • требование отменить решение фискальной службы.

Лучше, если документ составит опытный юрист, так как от убедительности аргументации зависит исход дела. К иску прикладываются:

  • квитанция об уплате госпошлины;
  • копия оспариваемого акта;
  • копия решения из вышестоящего регионального акта, доказывающее прохождение досудебной стадии;
  • если жалобу не рассмотрели, то подтверждение ее принятия;
  • для юрлица — свидетельство о регистрации;
  • для уполномоченного представителя — копия доверенности;
  • если исковое заявление содержит ссылки на какие-либо документы, то они тоже должны быть.

Подать иск можно в печатном виде и в электронном. Также необходимо отослать его копию с прилагаемыми документами в налоговую службу.

Рассмотрение вопроса в суде займет 3 месяца. Если случай сложный, слушания могут продлить до 6 месяцев.

Как предупредить конфликты с налоговыми органами

Помочь в этом вопросе может только доскональное знание законодательства и отслеживание всех изменений в нем. Но большинство людей, даже руководителей компаний, не имеют юридического образования. Единственное решение в данном случае — это обращение в юридическую компанию.

Можно даже рассматривать вариант абонентского обслуживания, что приемлемо даже для малого бизнеса, не имеющего возможности тратить много денег на привлечение специалистов.

Как работает адвокат по налоговым спорам

Задача адвоката по налоговым спорам заключается в подготовке претензий, оформлении документов, ведение дела в суде. Он берет на себя все хлопоты по досудебному и судебному урегулированию. Также он может выступить уполномоченным представителем, сберегая время руководителя фирмы.

Консультация с клиентом

Первое, что нужно сделать — это проконсультироваться с юристом по своему делу. Этап важный. Адвокат должен понять суть дела и есть ли перспектива его выиграть. Возможно, что клиент неправ в своих возражениях или оспаривание акта налоговой не принесет никакого выигрыша — такое бывает. Только в случае, если специалист поймет, что право клиента действительно нарушено и шанс на пересмотр есть, стоит начинать процесс урегулирования.

Подготовка письменных возражений на акт налоговой проверки

Сроки для возражений достаточно небольшие, поэтому чем быстрее получиться их оспорить, тем лучше. Самостоятельное решение дела человеком, не имеющим правового образования, может привести только к усугублению положения. А за нарушение налогового законодательства ответственность предусмотрена вплоть до уголовной.

Чем быстрее произойдет обращение к юристу, тем больше у него будет времени на составление обоснованной жалобы.

Подготовка иска или возражений на иск в суд

Желательно, чтобы документ подготавливал тот же юрист, который занимался досудебным урегулированием. Он уже находится в курсе дела и ему не придется вникать в него снова.

Для юридического лица бывает полезно выдать доверенность адвокату для ведения дела в суде. Это сэкономит время руководителю, ему не нужно будет отвлекаться для посещения судебных заседаний.

Формирование доказательственной базы

Важная часть спора с налоговыми органами — сбор доказательной базы. Юрист должен найти нарушения в действиях инспекторов, подкрепить их ссылками на законодательные акты. Также адвокат должен проверить не было ли нарушений в ходе проведения фискальными службами налоговых проверок, экспертиз, выемок, других действий. От количества и полноты доказательной базы зависит выигрыш дела.

Досудебное урегулирование

В ФНС стараются доводить до суда как можно меньше дел, поэтому в вышестоящих органах рассматривают поступающие к ним жалобы скрупулезно. При наличии убедительных доводов шансы добиться отмены акта, вынесенного на уровне инспекции, достаточно велики.

Поэтому не стоит пропускать досудебный уровень, считая его нерезультативным. Мало того, не придавая значения этой стадии, налогоплательщик снижает свои шансы в суде. К иску прикладываются те же документы, что и к досудебной жалобе, поэтому если доказательная база будет сформирована небрежно, то в суде также ожидает поражение.

По этой же причине важно, чтобы уже на стадии подачи жалобы в УФНС ее подготовил опытный юрист, досконально разбирающийся в налоговом праве.

Представление интересов клиента в суде

Роль адвоката не ограничивается составлением жалоб, судебных исков и пакетов документов. Он обязательно должен представлять интересы клиенты на судебных заседаниях. Целесообразно налогоплательщикам в виде юридического лица предоставить адвокату доверенность на ведение дел в суде.

Не нужно забывать, что решением первичного суда дело не ограничивается. Можно попытаться оспорить его в апелляционном или кассационном порядке.

Помощь в разблокировке счетов

Приостановка операций по счетам предусмотрена в случае неуплаты налогов, других санкций, но только в пределах этих сумм. Также блокировка возможна при просрочке более 10 дней предоставления расчетов НДФЛ или декларации.

Но арест может быть наложен и по непредусмотренным законодательством основаниям. В подобных случаях помощь также окажут юридические фирмы, заставив прекратить фискальные органы нарушать закон.

Наименование услуги
Первичная консультация
Консультация юриста по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров
Досудебное сопровождение налоговых споров







Ant Teq

Целями обращения клиента в юридическую компанию «АВТ Консалтинг» были аудит договорных отношений на предмет выявления рисков, а также оптимизация налоговой нагрузки организации. Читать полностью

В рамках проекта сотрудники «АВТ Консалтинг» провели комплексный анализ договоров компании, исследовали их условия на предмет соответствия требованиям ведения бухгалтерского и налогового учета. Разъяснили нюансы подтверждения перед налоговыми органами проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов. Стороны обсудили существующие налоговые проблемы и потенциальные риски. Читать полностью

По итогам было составлено заключение, в котором нашли отражение рекомендации по устранению выявленных рисков, разработанные способы налоговой оптимизации.

Благодаря слаженной и оперативной работе сотрудников «АВТ Консалтинг», внимательному отношению ко всем деталям и прекрасному знанию действующего законодательства и практики его применения, специалисты «АВТ Консалтинг»смогли защитить интересы нашей организации на высшем уровне. Читать полностью


По результатам выездной налоговой проверки компании было доначислено несколько миллионов рублей.Клиент поставил сотрудникам юридической компании «АВТ Консалтинг» задачу минимизировать налоговые доначисления с целью сохранения оборотных денежных средств и возможности продолжать вести стабильную финансово-хозяйственную деятельность. Читать полностью

Юристы «АВТ Консалтинг» представляли интересы компании при прохождении выездной налоговой проверки, разработали аргументы, подтверждающие налоговую невиновность клиента. Спор с налоговым органом удалось разрешить на этапе досудебного обжалования. В частности, были составлены возражения на акт выездной проверки. Выстроена линия защиты компании, основанная на тенденциях в судебной практике, разъяснениях ФНС России и Минфина России. Читать полностью

В результате по итогам рассмотрения возражений налоговый орган согласился с аргументами налогоплательщика и снизил доначисления на 91%.

Группа компаний «Автокомпонент» выражает огромную благодарность юридической компании «АВТ Консалтинг» за высокий профессионализм в работе. Ваша чуткая забота о клиенте, сопряженная с блестящим знанием права и богатым опытом, помогли решить все поставленные перед нами правовые задачи. Читать полностью


Цели проекта – сопровождение специалистами юридической компании «АВТ Консалтинг» выездных и камеральных налоговых проверок предприятий, входящих в холдинг Rolsen, разработка стратегии взаимодействия с проверяющими лицами, представление интересов клиента в спорах с налоговыми органами, защита в арбитражных судах г. Москвы и других регионов. Читать полностью

Наша организация неоднократно обращалась к специалистам «АВТ Консалтинг» за юридическими консультациями и поддержкой, и всегда получала квалифицированную помощь юристов. Читать полностью

В процессе совместной работы мы убедились в высокой квалификации сотрудников Вашей компании. Профессионализм и обязательность юристов позволили нам оперативно и качественно решать любые вопросы в области юридического сопровождения нашей организации.

Гибкий подход и ответственность в работе помогли нашей компании минимизировать финансово-юридические риски и усовершенствовать правовое обеспечение деятельности предприятия.


Недобросовестный контрагент имел перед Клиентом «АВТ Консалтинг» задолженность по договору поставки в размере более 2 млн рублей. В ходе рассмотрения дела предъявил встречный иск. Мотивируя свои требования тем, что получил некачественный товар. Обжаловал решение суда, принятое в пользу Клиента «АВТ Консалтинг», в апелляционном и кассационном порядке. Читать полностью

Юристы «АВТ Консалтинг» разработали стратегию защиты и успешно отстояли интересы Клиента в судах трех инстанций. Арбитражный суд города Москвы вернул встречный иск. Читать полностью

Удовлетворил исковые требования в полном объеме. Девятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа решение суда первой инстанции оставили в силе.

  • Требование истца и встречное требование имеют разное основание: отличаются номера партий товара, даты поставки, номера товарных накладных. Данные требования не исключают друг друга. Взаимная связь между исками отсутствует.
  • Вынесение определения о возвращении встречного иска, переход из предварительного заседания в основное, рассмотрение дела по существу и принятие решения в одном судебном заседании правомерно. Так как в АПК РФ отсутствуют нормы, обязывающие суд после вынесения определения о возвращении встречного иска назначить отдельное предварительное или основное заседание. От ответчика не поступали возражения относительно рассмотрения дела в его отсутствие.
  • Возвращение встречного иска не нарушает право его заявителя на судебную защиту. Истец по встречному иску вправе повторно подать иск в суд.
  • АПК РФ не запрещает одновременно подать отзыв на иск и встречный иск. Представление в суд отзыва на иск – это обязанность ответчика. Предъявление встречного иска – это право ответчика.
  • Кассация не рассматривает доводы ответчика о необоснованности возвращения судом первой инстанции встречного иска, если соответствующее определение не было обжаловано в апелляционной инстанции.

Читайте также: