Внебюджетные средства являются налоговыми доходами бюджета и могут расходоваться

Опубликовано: 14.05.2024

Внебюджетное финансирование является важным источником финансирования с момента создания образовательных учреждений.

Внебюджетное финансирование может осуществляться из следующих источников:

• спонсорские средства, пожертвования;

• собственные средства, находящиеся в самостоятельном рас- поряжении учреждения (организации).

Характеристики внебюджетных доходов.

1. Внебюджетные доходы в подавляющем большинстве случаев являются платой за оказанные образовательным учреждением услуги, реализованные товары и (или) выполненные работы (за исключение пожертвований).

2. Внебюджетные средства являются неналоговыми доходами бюджета и могут расходоваться только в порядке, предусмотренном для бюджетных средств, т. е. по смете, в которой не предусматривается получение прибыли.

3. Полученные доходы должны в первую очередь возмещать понесенные образовательным учреждением затраты на осуществление деятельности, в результате которой эти доходы были получены. Невозмещенные затраты означают убыток.

4. Выручка от реализации образовательным учреждением товаров, работ или услуг является объектом обложения налогом на добавленную стоимость (наличие льгот не исключает уплаты налога).

5. Прибыль, полученная образовательными учреждениями по итогам осуществления внебюджетной деятельности, может использоваться ими самостоятельно только после уплаты налога.

На цели собственно финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т. е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой. Следовательно, для осуществления самофинансирования образовательное учреждение (по определению некоммерческая органи- зация!) должно быть нацелено на получение прибыли, решать задачи коммерческой организации.

Закон ” Об образовании“ существенно расширил права образовательных учреждений в части осуществления самостоятельной приносящей доходы деятельности, предоставив право образовательным учреждениям осуществлять практически все виды предпринимательской деятельности и оказывать платные образовательные услуги, в том числе осуществлять платное обучение. Тем самым были созданы условия для формирования и быстрого развития дополнительных источников финансовых поступлений в сферу образования, вследствие чего объем внебюджетных поступлений в систему образования постоянно увеличивался. Внебюджетные средства зачислялись на расчетные счета образовательных учреждений и расходовались ими по своему усмотрению на уставные цели.

Порядок организации платных образовательных услуᴦ.

1. Правом предоставлять платные образовательные услуги обладают только юридические или физические лица, зарегистрировавшиеся в установленном порядке.

2. Деятельность по оказанию платных образовательных услуг лицензируется в порядке, установленном соответствующими нормативными документами федерального уровня. Только наличие лицензии дает право на получение налоговых льгот на образовательные услуги.

3. В уставе образовательного учреждения крайне важно указать перечень дополнительных образовательных услуᴦ. В случае, в случае если указанный в уставе перечень оказывается недостаточным и руководство образовательного учреждения решает ввести еще образовательную услугу, то вначале крайне важно внести в устав дополнения, которые регистрируются в установленном порядке. В случае если образовательное учреждение желает по окончании обучения выдавать государственные сертификаты установленного образца, то ему крайне важно пройти процедуру аттестации и получить свидетельство. По каждому виду образовательных услуг учреждение должно иметь согласованные с соответствующим органом образовательные программы.

4. Дополнительные образовательные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета.

5. Доход от платных дополнительных образовательных услуг за вычетом доли учредителя реинвестируется в образовательное учреждение, в т.ч. на развитие его учебно-материальной базы и увеличение расходов на заработную плату сотрудников. В противном случае прибыль приравнивается к прибыли от предпринимательской деятельности и облагается соответствующими налогами.

Четыре основных этапа процесса получения и распределения доходов вуза от внебюджетной деятельности.

1) Планирование — разработка сметы доходов и расходов внебюджетных средств — обязательный элемент организации внебюджетного финансирования. Смета разрабатывается и утверждается до начала осуществления внебюджетной деятельности. Утвержденная смета представляется в казначейство, в котором находится лицевой счет учебного заведения по учету операций с внебюджетными средствами. При расхождении фактических доходов и расходов с запланированными в смету в обязательном порядке вносятся соответствующие изменения. Если этого не сделать, то расходование внебюджетных средств может быть приостановлено казначейством до внесения изменений в смету.

2) Процесс осуществления внебюджетной деятельности. Без это- го процесса внебюджетные доходы не могут быть получены. В данном случае речь не идет о пожертвованиях, хотя и для их получения какая-то деятельность необходима.

3) Распределение доходов от внебюджетной деятельности — важная составная часть описываемого процесса, поскольку связана с движением средств внутри образовательного учреждения, распределением их между подразделениями, возмещением расходов, понесенных в ходе осуществления внебюджетной деятельности, распределением накладных расходов, определением сумм налогов, оформлением документов для применения налоговых льгот и др.

4) Осуществление расчетов с налоговой системой можно было бы и не выделять в качестве отдельного ” подпроцесса“. В данном случае ставилась задача показать, что без выполнения этой операции финансовый результат внебюджетной деятель- ности не может быть получен. Если даже налоги платить не нужно (такое тоже возможно), то и этот вариант должен быть соответствующим образом документально оформлен, урегу- лированы отношения с налоговой системой.




Еще раз отметим, что схема иллюстрирует осуществление вне- бюджетной деятельности с точки зрения получения финансового результата. Но с другой стороны, осуществление этой деятельности как раз и направлено на получение дохода. К тому же схема показывает наличие и второго финансового результата — налогов, в получении которых должно быть заинтересовано государство. Разумеется, каждый этап может быть представлен в виде последовательности еще более мелких этапов вплоть до отдельных операций, в этом и состоит содержание примененного в данном случае подхода — анализа и моделирования процесса осуществления внебюджетной деятельности, называемого ”анализ бизнес-процессов“.

Дополнительными источниками внебюджетных средств для образовательных учреждений могут выступать образовательные субсидии:

могут выделяться из средств государственного (федерального, например) бюджета отдельной статьей расходов бюджетной классификации и предназначаться в первую очередь для студентов, обучающихся по приоритетным для государства специальностям и направлениям подготовки, или для студентов, нуждающихся в государственной поддержке при получении высшего образования. Размер субсидии одному студенту — доля государства в расходах на его обучение — должен устанавливаться законодательно исходя из стоимости обучения студента с учетом изменяющейся конъюнктуры рынка труда, инфляционных процессов и других факторов, влияющих на стоимость обучения, а также возможностей бюджета по осуществлению таких расходов.

Поскольку образовательные субсидии представляют собой взаимоотношения гражданина и государства, то они могут предоставляться на договорной основе. Сторонами договора будут выступать:

• сам студент (абитуриент) как получатель субсидии;

• орган государственной власти, уполномоченный распоря- жаться средствами бюджета на цели выдачи образовательных субсидий.

В содержании договора могут быть отражены обязательства получателя субсидии по ее возврату или, как предполагалось, по списанию с него задолженности по субсидии, например, в случаях, когда студент: • завершает обучение на ” отлично“; • работает по окончании учебного заведения в соответствии с договором в важнейших отраслях государственного сектора экономики в течение указанного в договоре числа лет; • направлен для продолжения учебы в аспирантуру и др. Эти условия должны регламентироваться отдельными норма- тивными актами или оговариваться в соответствующем положении согласно задачам и приоритетам государственной политики в области образования.

По схеме прямого субсидирования государственные субсидии предоставляются непосредственно физическому лицу — студенту (абитуриенту). Физическое лицо оформляет договор на обучение с государственным образовательным учреждением по определенному направлению подготовки или специальности и оплачивает это обучение за счет средств субсидии. По окончании вуза студент-выпускник направляется на работу в организацию, предусмотренную условиями договора.

По схеме опосредованного субсидирования средства получает государственное учреждение высшего профессионального образования при условии заключения субсидиарных договоров с физическими лицами. Предоставление государственных возвратных субсидий физическим лицам производится вузом. Физическое лицо заключает субсидиарный договор с вузом. Гарантом по договору выступает уполномоченный государственный орган. Заключение договоров производится на основании полномочий, делегированных вузу министерством (ведомством) Российской Федерации. Государственное образовательное учреждение так же, как и в первой схеме, обеспечивает ведение персонифицированного аналитического учета по получателю субсидии с предоставлением информации заинтересованным субъектам.

В схеме кредитного субсидирования получение субсидии производится через кредитное учреждение (уполномоченный банк) с открытием блокированного целевого счета (по аналогии с жилищными сертификатами). Государственный орган выбирает уполномоченный банк, через который возможно предоставление государственных образовательных кредитов с минимально установленными процентами (в качестве платы за пользование кредитом) с последующим их погашением государственными возвратными субсидиями. Со студентом заключается кредитный договор с участием в качестве поручителя юридического лица (в том числе организа- ции-работодателя) или физического лица. Схема кредитного субсидирования строится по типу среднесрочных и долгосрочных образовательных кредитов. По данной схеме возможно осуществить погашение образовательного кредита как за счет государственных возвратных субсидий, так и за счет средств работодателя или физического лица по условиям договора на обучение.

Схема смешанного субсидирования включает в себя элементы опосредованной и кредитной схем субсидирования. Работодатель, как потребитель конечных услуг, полностью или частично производит погашение образовательного кредита принимаемого работника, тем самым возвращая государственную субсидию. Работник возмещает сумму образовательного кредита частично или полностью (в натуральной или денежной форме) работодателю.

и образовательные кредиты:

В Государственной Думе (правда, с отрицательным результатом) законопроект ” Об образовательных кредитах“ был рассмотрен. Законопроект содержит описание отношений образовательного кредитования, процедуру его получения, требования к оформляемым документам, словом, все, что необходимо для получения кредита. В законопроект заложена возможность получения не только образовательного (т. е. на опла- ту собственно обучения), но и сопутствующего кредита, средств на оплату жизнедеятельности студента в период обучения.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в госсекторе

Налоговый кодекс, в отличие от законодательства в области образования, не содержит понятия «предпринимательская деятельность бюджетного образовательного учреждения», а именует такую деятельность коммерческой (ст. 321.1 Налогового кодекса РФ). Поэтому, невзирая на принятую в образовательных учреждениях терминологию, при решении налоговых вопросов следует оперировать понятиями именно налогового законодательства. Тем более, что это прямо предписано пунктом 3 статьи 11 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что специфические термины и понятия законодательства о налогах и сборах используются в значениях, которые определены в соответствующих статьях кодекса. Главный принцип определения налоговой базы бюджетного учреждения по налогу на прибыль устанавливается в пункте 1 статьи 321.1 Налогового кодекса РФ. Налоговой базой по налогу на прибыль считается разница между полученной суммой дохода от коммерческой деятельности (коммерческого дохода) и суммой фактически осуществленных расходов , которые связаны с этой деятельностью.

Поэтому ключевым критерием отнесения внебюджетных расходов на уменьшение коммерческих доходов является связь расхода с коммерческой деятельностью.

Единственное отступление от этого критерия сделано в пункте 3 статьи 321.1 Налогового кодекса РФ. В нем выделены три вида расходов, по которым можно не определять причинно-следственную связь с полученными доходами, а, руководствуясь принципом пропорциональности, относить их в определенной части на уменьшение базы по налогу на прибыль. Это расходы на коммунальные услуги, услуги связи и часть транспортных расходов. Такая позиция законодателя логически объяснима, так как по этим видам расходов действительно затруднительно определять прямую связь с доходами. То есть их однозначное разделение на связанные или не связанные с коммерческой деятельностью расходы, практически невозможно.

Бюджетное учреждение как некоммерческая организация создается для целей, значимых с точки зрения государственного регулирования социально-экономических отношений (п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Среди таких целей не может быть извлечения прибыли (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Она, как экономическая категория, в деятельности бюджетного учреждения возникать не может. Тем не менее, бюджетным образовательным учреждениям не запрещено заниматься коммерческой деятельностью в рамках своих уставных целей (п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ), а следовательно – получать от нее доходы. А если есть коммерческие доходы, то и прибыль в целях налогообложения определять придется.

В статье 247 Налогового кодекса РФ прибыль определяется как сумма полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов. Это положение применяется ко всем налогоплательщикам. Статья 321.1 Налогового кодекса РФ уточняет лишь механизм определения прибыли для бюджетных учреждений.

Позиция налоговых органов

Следовательно, с точки зрения налогового законодательства, у бюджетной организации может существовать налогооблагаемая прибыль, которая определяется как разница между коммерческим доходом и суммой расходов, связанных с его извлечением. При этом для бюджетных учреждений в законодательстве нет специальных ограничений для отнесения внебюджетных затрат на расходы, уменьшающие налогооблагаемые коммерческие доходы. То есть, как и для всех прочих организаций, расходы должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и связанными с коммерческой деятельностью учреждения (ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Однако зачастую налоговые органы в качестве еще одного критерия отнесения внебюджетных затрат на расходы для исчисления прибыли определяют отсутствие данного вида расходов в бюджетной смете доходов и расходов. Это неправомерное расширение требований, которые определены налоговым законодательством.

По мнению налоговиков, бюджетное учреждение должно относить на уменьшение налогооблагаемого коммерческого дохода только те внебюджетные затраты, которые не предусмотрены в бюджетной смете. Если же таковых нет, и все расходы бюджетной организации имеют несколько источников финансирования, то, невзирая на их коммерческий характер, обоснованность и документальное подтверждение, и даже на их прямую взаимосвязь с полученными доходами, они не могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. И при отсутствии у организации коммунальных, транспортных расходов и расходов на услуги связи, весь полученный коммерческий доход бюджетной организации подлежит обложению налогом на прибыль. То есть объектом обложения становится валовая внебюджетная и нецелевая выручка учреждения.

Очевидно, что бюджетное учреждение не имеет права заниматься деятельностью, не предусмотренной ее Уставом. Финансирование из бюджета также осуществляется на ведение уставной деятельности, а, следовательно, расходы, связанные с уставной деятельностью, почти всегда будут встречаться в бюджетной смете. Тем самым, по мнению налоговых органов, общий принцип определения разницы между доходами и расходами для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль для бюджетных учреждений применяться не должен.

Фактически такими разъяснениями налоговые органы абсолютно необоснованно устанавливают для бюджетных учреждений порядок, который отличается от предусмотренного Налоговым кодексом РФ. Иными словами, - вводя дополнительное требование, они прямо нарушают статью 3 Налогового кодекса РФ, а потому не должны приниматься во внимание.

Более того, такая трактовка Налогового кодекса явно носит дискриминационный характер. Так, например, в случае следования этим разъяснениям, бюджетное учреждение, которое оказывает платные услуги населению, ставится в заведомо менее выгодное положение по сравнению с коммерческим предприятием, оказывающим аналогичные услуги. Потому, что первое не имеет права на уменьшение своего коммерческого дохода на производимые для его извлечения расходы. А значит, при прочих равных условиях, несет повышенную налоговую нагрузку.

Действительно, положение, содержащееся в абзаце 5 пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса РФ, не позволяет бюджетным учреждениям тратить прибыль от коммерческой деятельности, с которой еще не уплачен налог, на покрытие предусмотренных бюджетной сметой затрат. Однако это правило, в отличие от его трактовки налоговыми органами, означает вот что: если в бюджетной смете предусмотрены расходы на конкретную цель, то оплатить (покрыть) данные расходы за счет иного источника в случае недофинансирования их по бюджетной смете возможно только из внебюджетной чистой прибыли. То есть, расход на покрытие разрыва в бюджетной смете не может уменьшать внебюджетный налогооблагаемый доход.

Эту позицию законодателя можно обосновать следующим образом.

Бюджетное образовательное учреждение – это юридическое лицо, не имеющее собственного имущества. Под имуществом понимаются и денежные средства, и имущество в натуральном выражении. Собственник его имущества – государство. Оно наделяет бюджетное образовательное учреждение имуществом путем его закрепления за учреждением при создании. В дальнейшем государство продолжает предоставлять учреждению по смете имущество, которое необходимо для выполнения задач, определенных при создании организации.

Поэтому деятельность учреждения в отношении поступившего от государства обеспечения жестко ограничена, и осуществляется только для выполнения государственных целей, и, соответственно, заключается только в расходовании этого имущества.

Прибыль, ни как экономическая, ни как налоговая категория, при исполнении бюджетной сметы возникать не может. Следовательно, при получении имущества от собственника-государства и при его расходовании не возникает объекта налогообложения по налогу на прибыль.

Однако, учитывая общее состояние государственных финансов, бюджетным учреждениям может быть предоставлено собственником-государством право на самостоятельную деятельность. Ее объектом является иное имущество, а не то, которое поступает от собственника по смете. В частности, сюда можно отнести имущество, которое учреждение создает самостоятельно, включая зарабатываемые денежные средства.

Такая самостоятельная деятельность не может проходить вразрез с целями, определенными государством для учреждения. Но, будучи именно самостоятельной деятельностью, она строго не подчинена выполнению задач собственника. В том числе и потому, что при осуществлении этой деятельности учреждение производит для собственника-государства доходы, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ отражаются в качестве доходов бюджета, но поступают не в распоряжение, а на учет по бюджету. Распоряжение же доходами остается, в соответствии с предоставленным полномочием, у организации (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Причем в качестве неналогового дохода бюджета учитывается именно прибыль бюджетного учреждения после налогообложения.

Тем самым налогообложение прибыли бюджетного учреждения построено в соответствии с четкой дифференциацией полномочий учреждения по отношению к самостоятельно созданному имуществу. Если учреждение производит расходы для того, чтобы получить самостоятельный (коммерческий) доход, то оно вправе для целей налогообложения уменьшить полученный доход на эти расходы.

Если же за счет коммерческого дохода покрывается долг собственника (разрыв в бюджетном финансировании), то учреждение не производит расход, связанный с извлечением самостоятельного дохода, а осуществляет предписанное собственником потребление самостоятельно созданного имущества вместо имущества, подлежащего выделению по бюджетной смете. То есть фактически расходуется неналоговый доход, учитываемый в бюджете, - прибыль. Такая прибыль для обеспечения достоверности бюджетного учета должна быть заявлена собственнику-государству в реальном размере и, следовательно, не может быть уменьшена на его же собственника долги, так как будет тем самым искажена для учетных целей. Поэтому, в полном соответствии с общим принципом определения базы по налогу на прибыль, который применяется к любым российским (включая и бюджетные) организациям, вышеуказанные расходы не могут быть отнесены на уменьшение налогооблагаемых доходов.

В противном случае, налицо несоблюдение предусмотренного статьей 252 Налогового кодекса РФ требования к любым расходам для целей налогообложения. Ведь расходы на покрытие бюджетного недофинансирования обоснованы необходимостью выполнения задания собственника, при надлежащем оформлении документально подтверждены, но не связаны с извлечением коммерческого дохода. То есть они не отвечают ключевому критерию признания расходов для целей налогообложения.

Распределение общехозяйственных расходов

Еще один вопрос, на котором хотелось бы остановиться – это пропорциональное распределение общехозяйственных расходов, прямо не упомянутых в статье 321.1 Налогового кодекса РФ.

Налоговые органы считают, что общехозяйственные расходы, в отличие от обозначенных в статье 321.1 Налогового кодекса РФ, при исчислении налога на прибыль бюджетным учреждением учитываться не должны. Они финансируются за счет бюджетных средств, а при их недостаточности – за счет источников, полученных в результате коммерческой деятельности и оставшихся после уплаты налога на прибыль.

Однако специальную оговорку статьи 321.1 Налогового кодекса РФ, сделанную в отношении пропорционального распределения трех видов расходов, следует рассматривать лишь как исключение из общего правила, которое позволяет не прослеживать причинно-следственную связь с извлечением коммерческого дохода, но не как закрытый перечень расходов, подлежащих пропорциональному распределению.

Поэтому, в отношении иных общехозяйственных расходов, причинная связь подлежит установлению в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. А в том случае, если расходы приходятся одновременно и на коммерческую и на некоммерческую деятельность бюджетного учреждения и не могут быть обособлены по ее конкретному виду, то следует применять общий порядок, предусмотренный в пункте 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. То есть распределять их пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов учреждения.

Это право бюджетного учреждения, предусмотренное общими статьями главы 25 Налогового кодекса РФ, не может быть ограничено налоговыми органами только лишь потому, что механизм признания подобных расходов прямо не определен в статье 321.1 Налогового кодекса РФ.

Что такое бюджет?

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Все, что следует знать о бюджете страны

Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.

Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:

  • объём промышленного производства;
  • инвестиции;
  • достаток населения страны и показатели безработицы;
  • валютный курс;
  • внешний и внутренний долг государства;
  • инфляция и показатель ключевой ставки.

Структура бюджета

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

  • федеральные прямые и косвенные налоги;
  • акцизные и таможенные пошлины и сборы;
  • региональные и местные налоги.

К расходной части относятся:

  • финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
  • финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
  • затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
  • финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.

ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.

Профицит и дефицит бюджета

При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.

Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.

При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.

Причинами дефицита могут послужить:

  • военные конфликты, в которых задействовано государство, при которых происходит увеличение расходов на модернизацию армии;
  • неустойчивый курс национальной валюты;
  • снижение ВВП;
  • неэффективное расходование доходной части (например, дотации недоходных отраслей производства);
  • недостаточность поступления средств (например, недополучение налогов) в доходную часть бюджета.

Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.

Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

  1. Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
  2. Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
  3. Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

  • имущественный налог организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог;
  • лицензионные сборы и пошлины.

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на землю;
  • на содержание жилищного фонда;
  • на рекламу.

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Система расходов Госбюджета

С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.

Расходы и структура их распределения

Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.

Из федерального бюджета финансируются расходы на:

  • национальную систему обороны;
  • науку и образование;
  • систему здравоохранения;
  • содержание государственного аппарата;
  • содержание судебной и уголовно-исполнительной системы;
  • формирование государственных резервов;
  • обслуживание и погашение госдолга;
  • дотационную деятельность (финансовая помощь слабым регионам).

К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:

  • поддержку промышленного производства;
  • обеспечение органов охраны правопорядка;
  • мероприятия социально-культурного характера.

Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.

Виды бюджетов

Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.

Бюджет государства

Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.

СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.

В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.

Функции госбюджета

К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.

Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.

Источники доходов бюджета

Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:

  • налоги с физических лиц и организаций;
  • эмиссия денежных знаков;
  • приватизация.

Расходы госбюджета

К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:

  1. Политические: обеспечение оборонного комплекса и системы национальной безопасности (армия, полиция, суды, тюрьмы), содержание управленческого государственного аппарата.
  2. Экономические: содержание и поддержка отраслей экономики, субсидирование частного малого и среднего бизнеса.
  3. Социальные: развитие системы здравоохранения, образовательной системы и науки, культуры, выплата пенсий, социальных пособий, зарплат бюджетникам.
  4. Экологическая: охрана окружающей среды.

Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:

  • положительное сальдо — доходная часть преобладает над расходами, создаётся профицит;
  • сальдо равно нулю — доходы полностью компенсируются расходами, бюджет является сбалансированным;
  • отрицательное сальдо — уровень расходов превышает размер финансовых поступлений, создавая дефицит.

Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.

ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.

Источники финансирования бюджетного дефицита

В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.

К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.

Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.

Требования к бюджету

К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:

  1. Отсутствие жёсткой привязки и зависимости доходов от расходов. Это позволяет исполнителям бюджета расставлять приоритеты при решении задач федерального уровня, что обеспечивает гибкость экономической политики.
  2. Соблюдение системы иерархии и принципа автономности бюджетов разных уровней.
  3. Включение в бюджет государства всех подконтрольных ему доходов и расходов.

Уровни бюджетной системы

Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:

  1. Федеральный (бюджет страны в целом).
  2. Региональный (бюджеты краёв, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения).
  3. Местный (бюджеты муниципальных образований – городов, посёлков, станиц, районных центров).

Доходы и расходы бюджетов всех уровней

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Формирование доходов бюджетов

Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.

Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.

Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

  • сдачи в аренду или продажи государственной или муниципальной собственности;
  • получения дивидендов по ценным бумагам;
  • начисления процентов на остаток бюджетных денежных средств, размещённых на банковских счетах;
  • взимания штрафов, а также оказания возмездных услуг государства своим гражданам.

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.

Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.

Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:

  • инвестирование в уже действующие или вновь создаваемые организации согласно утверждённому инвестиционному плану;
  • реализацию кредитных программ для юридических лиц из бюджетных средств;
  • затраты на проведение капитального ремонта и реконструкции имущества, принадлежащего на праве собственности государству, региону или городу.

Распределение средств бюджетов разных уровней

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.

Расходование городского бюджета

Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).

Распоряжение городским бюджетом

Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.

Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.

Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.

СТ 47 БК РФ

К собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Комментарий к Ст. 47 Бюджетного кодекса РФ

Принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 Бюджетного кодекса РФ) означает, среди прочего, наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с действующим законодательством.

Под собственными доходами понимаются такие виды доходов, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации (ст. 47 Бюджетного кодекса РФ). Законодатель может уточнить данное определение применительно к конкретному уровню бюджетной системы Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" к собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Объясняя социально - экономическое предназначение собственных фондов местных бюджетов, законодатель в пункте 1 статьи 37 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет следующее:

--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 39. С. 4464.

"Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов".

Одна из существенных характеристик собственных доходов бюджетов состоит в том, что они закрепляются за соответствующими бюджетами на постоянной основе. Это позволяет отличать собственные доходы бюджетов от регулирующих доходов, под которыми понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов (ст. 48 Бюджетного кодекса РФ).

В пункте 2 комментируемой статьи Бюджетного кодекса РФ перечислены виды доходов, которые относятся к собственным доходам бюджетов.

1. Налоговые доходы, закрепленные законодательством за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов. Например, таможенные пошлины и иные таможенные платежи являются доходом федерального бюджета (ст. 401 Таможенного кодекса РФ, ст. 50 Бюджетного кодекса РФ).

2. Неналоговые доходы, а именно:

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы.

3. Безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам (операции по передаче средств между бюджетами разных уровней, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете).

В пункте 3 комментируемой статьи Бюджетного кодекса РФ закрепляется, что финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств не является собственным доходом соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

Анализ финансов является основным инструментом при осуществлении экономической и хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. В настоящее время, в условиях недофинансирования бюджетными средствами, постоянно надо работать над повышением эффективности работы, находить внутренние резервы, увеличивать доходы и не допускать необоснованных расходов.

Рассмотрим основы организации финансов в бюджетных организациях, на конкретных примерах проанализируем исполнение кассовых и фактических расходов в сравнении со сметными назначениями в разрезе статей и подстатей бюджетной экономической классификации и определим эффективность и рентабельность учреждения.

Основы организации финансов бюджетных организаций

Бюджетное учреждение — это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления учреждением предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. Таким образом:

  • учредителями бюджетной организации являются органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы не могут создать бюджетную организацию;
  • цель создания бюджетной организации — функции некоммерческого характера;
  • бюджетная организация финансируется из федерального бюджета или бюджета субъекта федерации, муниципального бюджета или внебюджетного фонда;
  • бюджетным организациям не запрещено оказывать платные услуги;
  • самостоятельно заработанные средства должны направляться на расширение и развитие услуг, указанных в учредительных документах учреждения;
  • основой финансового планирования является смета доходов и расходов.

В отношении бюджетных организаций также следует знать, что:

  • недополучение средств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных организаций;
  • бюджетные организации относятся к хозяйствующим субъектам, так как могут предоставлять платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет заработанных доходов;
  • у них нет права самостоятельно определять порядок расходования средств — государственные средства расходуются только по целевому назначению, по утвержденной смете расходов;
  • финансирование осуществляется со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов. Расходы распорядителей средств производятся без зачисления бюджетных средств на их счета в учреждениях банков путем непосредственного перечисления на счета поставщиков материальных ценностей, кроме расходов распорядителей средств, осуществляемых в форме наличных выплат (заработная плата, хозяйственные нужды);
  • финансирование осуществляется путем распределения бюджетных средств «сверху», а не в результате «зарабатывания», что ослабляет контроль за качеством услуг и эффективностью использования выделенных средств;
  • расходование как выделенных бюджетных, так и заработанных благодаря оказанию платных услуг средств производится в строгом соответствии с требованиями бюджетной классификации, что отрицательно сказывается на гибкости экономического управления. Основным принципом организации финансов бюджетных учреждений является целевое использование всех средств, то есть эти средства могут направляться только на цели, предусмотренные в смете, согласно статьям и подстатьям бюджетной экономической классификации;
  • жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. На каждый вид деятельности составляется отдельная смета по их расходованию (бюджетный вид деятельности — КФО 4 (код финансового обеспечения), предпринимательский — КФО 2). Отчетность формируется по видам деятельности раздельно. При недостатке бюджетных средств разрешено использовать для выполнения государственного задания денежные средства, заработанные от предпринимательской деятельности, но не предусмотрено возмещение из средств федерального бюджета расходов, произведенных за счет средств от предпринимательской деятельности.

Особенности бюджетных организаций проявляются в их взаимных отношениях с финансовыми институтами, в первую очередь с финансово-кредитной системой. Например, бюджетные организации не имеют права самостоятельно заключать договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования — указанные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно работают банки. Расчетные документы банк принимает от федерального казначейства, оно же получает от банка подтверждение расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам.

Наличные средства бюджетные организации получают в банке, но по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства; неиспользованные средства федерального бюджета бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре федерального казначейства, которой открыт счет. Порядок ведения кассовых операций и соблюдение лимита кассы контролируют органы федерального казначейства, а не банк. Доходы, самостоятельно заработанные бюджетной организацией, также учитываются на счетах в казначействе. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускается.

Предоставление банком кредитов бюджетным организациям запрещено в законодательном порядке.

Рассматривая взаимоотношения бюджетных организаций с налоговой системой, можно выделить следующие основные положения.

Бюджетные организации должны уплачивать налог на прибыль с суммы превышения доходов над расходами от ведения предпринимательской деятельности. Налогообложению подлежит прибыль, полученная в результате как превышения доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав над расходами, так и от превышения внереализационных доходов над внереализационными расходами.

При осуществлении работ, услуг, облагаемых НДС, на основании заключенных гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами на платной основе (предпринимательская деятельность) бюджетные учреждения обязаны исчислять и уплачивать соответствующие суммы НДС в бюджет. Льготы по федеральным налогам могут быть предоставлены не вследствие специфического определения бюджетных организаций, а лишь, поскольку и в том объеме, поскольку и в каком эти льготы предусмотрены в налоговом законодательстве.

В бухгалтерском учете получение субсидий отражается как получение прочего дохода. В налоговом учете для целей исчисления НДС получение субсидий на выполнение государственного задания и иных субсидий не является получением дохода, поэтому учреждение не начисляет НДС с бюджетной деятельности.

Финансовая деятельность бюджетных учреждений состоит в получении, организации движения и использовании финансовых ресурсов.

Отметим, что в настоящее время постоянно возрастает доля финансирования по смешанному методу, то есть кроме государственного бюджета учреждения могут использовать внебюджетные средства, оказывать платные услуги (в первую очередь это касается организаций здравоохранения, науки, культуры). Доля внебюджетных средств будет нарастать, так как государству сложно осуществлять финансирование в полной мере за счет государственного бюджета.

Контроль за полнотой удовлетворения потребности учреждения в денежных ресурсах и эффективностью их использования осуществляется на основе бюджетного нормирования с учетом бюджетной классификации, которые дают возможность определить сумму затрат на расчетную единицу плана работы и оценить обоснованность затрат по видам и направлениям. Существенное влияние на организацию бухгалтерского учета, содержание отчетности, проведение анализа исполнения смет расходов учреждений, финансируемых из государственного бюджета, оказывает бюджетная классификация (группировка доходов и расходов бюджета).

Основные показатели финансового состояния учреждения — степень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины, поэтому анализ заключается в проверке соответствия сумм финансирования сметным назначениям, фактических расходов — сметным назначениям и кассовым расходам.

Основными задачами анализа финансирования бюджетных учреждений являются:

  • оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами и использования их по целевому назначению;
  • характеристика состояния расчетов и запасов товарно-материальных ценностей;
  • установление причин финансовых нарушений и затруднения финансирования;
  • выявление резервов улучшения финансового состояния учреждений и разработка мероприятий по их реализации.

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания. Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество. Предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг, являются разновидностью бюджетных ассигнований. В соответствии с Инструкцией № 174н по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция по применению Плана счетов), применяется код финансового обеспечения КФО 4 для бюджетной деятельности и КФО 2 для иной приносящей доход деятельности.

Рассмотрим порядок отражения субсидий на примере. Предположим, от главного распорядителя поступили субсидии бюджетному учреждению на выполнение государственного задания в годовом объеме 11 139 600 руб. в разрезе статей и подстатей экономической бюджетной классификации Российской Федерации, отражающих наиболее детальное распределение расходов. Согласно Инструкции по применению Плана счетов поступление субсидии может отражаться филиалом бюджетного учреждения следующим образом:

Дебет счета 4 201 11 510 Кредит счета 4 304 04 (КОСГУ) 1 .

Распределяем поступившие средства по кодам бюджетной классификации:

  • на заработную плату штатных сотрудников, занимающихся непосредственно бюджетной деятельностью, — КОСГУ 211;
  • на начисление на выплаты по зарплате — КОСГУ 213;
  • на услуги связи — КОСГУ 221;
  • на коммунальные услуги — КОСГУ 223;
  • на аренду за пользование имуществом — КОСГУ 224;
  • на налог на имущество — ЭКР 290.

Одновременно с поступлением субсидий на счет 4.201.11.510 делается запись по Дебету забалансового счета 17.01 (КФО 4).

Проанализируем соответствие кассовых расходов утвержденным плановым назначениям на основе фрагмента Отчета об обязательствах учреждения.


Из этого отчета следует, что плановые назначения (поступившие субсидии) использованы в полном объеме в кассовом исполнении. Обратите внимание: недоиспользованные выделенные средства в конце года надо будет вернуть главному распорядителю. Поэтому надо анализировать и использовать финансирование по назначению и в полном объеме.

Например, в нашем случае на начисления на выплаты по оплате труда профинансировано 2 171 080 руб. Если кассовое исполнение составит меньшую сумму, например 2 141 080 руб., то недоиспользованную сумму 30 000 руб. необходимо будет вернуть главному распорядителю, а тот, в свою очередь, возвратит средства в бюджет. В бюджетном учреждении с этой целью будет оформлена проводка:

Дебет счета 4.304.04.213 Кредит счета 4.201.11.610 — 30 000 руб. — перечислена сумма недоиспользованных средств.

Сметные назначения также должны быть выполнены и в фактическом исполнении в полном объеме, и по целевому назначению в разрезе кодов экономической классификации. Для анализа полноты исполнения плановых назначений в фактическом исполнении расходов воспользуемся данными, представленными в табл. 1.

Таблица 1. Данные для анализа полноты исполнения плановых назначений в фактическом исполнении расходов за 2014, руб.

Наименование расходов

КЭК

Утверждено плановых назначений по смете

Фактическое исполнение расходов

Читайте также: