Влияние правительства посредством налогов на склонность

Опубликовано: 14.05.2024

Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньо- раж доход государства ог печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспреде-ляется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вы-теснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной полигики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита1 нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет уг-розы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для российской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В кратко-срочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во- первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономи-ческое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-тре- тьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.3

Более подробно о государственном долге см. гл. 17 "Бюджетный дефицит и управление государственным долгом", а также Приложение 1.

Подробный анализ типов финансирования бюджетного дефицита см. в кн.: Агапова Т.А. Бюджетно-налоговое регулирование в переходной экономике: макроэкономический аспект. - М., 1998.

Подробнее об этом см. гл. 10 "Совокупное предложение и кривая Филлип-са. Политика стимулирования предложения".

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед осталь-ными и не является полностью неинфляционным.

Фискальная политика (бюджетно-налоговая политика) Мультипликатор государственных расходов Мультипликатор налогов (налоговый мультипликатор) Мультииликатор сбалансированного бюджета Предельная налоговая ставка

Дефицит государственного бюджета (бюджетный дефицит)

Дискреционная фискальная политика

Недискреционная фискальная политика

Чистые налоговые поступления в бюджет

Встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики

Циклический дефицит госбюджета

Структурный дефицит госбюджета

Инфляционное и неинфляционное финансирование дефицита госбюджета Монетизация дефицита Сеньораж

Долговое финансирование Эффект вытеснения Налоговая реформа Кривая Лаффера Эффект Оливера-Танзи

Вопросы для обсуждения

а) При прочих равных условиях повышение налогов и государственных расходов на одинаковую величину может привести к росту ВВП.

б) Введение прогрессивного налога на личный доход не отражается на величине мультипликатора.

в) Дефицит государственного бюджета не связан с размерами чистого экспорта.

г) Бюджетно-налоговая политика проводится только в целях снижения уровня безработицы и инфляции.

д) Циклический дефицит госбюджета возникает в результате антициклической политики государства, направленной на стимулирование экономического роста.

е) Снижение предельных налоговых ставок уменьшает встроенную стабильность экономики.

ж) Встроенные стабилизаторы экономики увеличивают размеры государственных расходов.

з) Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов при превышении уровня государственных расходов над налоговыми поступлениями, то возникает структурный де-фицит госбюджета.

Государственный бюджет объединяет государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи в общую категорию государственных расходов. Почему при выборе инструментов фискальной политики необходимо проводить различие между го-сударственными закупками и трансфертами?

Какой из нижеперечисленных индикаторов следует расценивать как основной критерий эффективности бюджетно-налоговой политики правительства (ответ аргументируйте):

а) размер фактического дефицита или излишка государствен-ного бюджета;

б) размер бюджетного излишка или дефицита при полной занятости ресурсов;

в) уровень личного подоходного налога;

г) величина инфляционного воздействия встроенных стабилизаторов в экономике с полной занятостью ресурсов.

Какие из нижеперечисленных мер будут способствовать усилению краткосрочного и долгосрочного инфляционного напря-жения в экономике:

а) правительство повышает налоги;

б) правительство увеличивает расходы и финансирует бюджетный дефицит за счет выпуска государственных займов;

в) Центральный банк осуществляет финансирование правительственных социальных программ по льготным ставкам процента;

г) Государственное казначейство выпускает в обращение казначейские билеты.

Задачи и решения

1. Экономика описана следующими данными:

С = 20 + 0,8 (У - Т + F) (потребление);

/ = 60 (инвестиции); Т - 40 (налоги); F = 10 (трансферты); G - 30 (государственные расходы).

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях сти му- лирования экономики:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора госрасходов?

как изменится сальдо госбюджета?

в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G - 30):

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора налогов?

как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

что происходит с эффектом мультипликатора?

как изменится сальдо госбюджета?

а) Для расчета равновесного уровня дохода подставим числовые значения С, А Т, F, G в основное макроэкономическое тождество и решим его относительно У:

У =20 + 0,8 (У 40 + 10)+ 60 + 30.

После алгебраических преобразований получаем: У = 430 => это первоначальное равновесие (точка А).

б) При увеличении госрасходов на 10 (с 30 до 40) кривая планируемых расходов сдвинется вверх на 10 (см. рис. 6.4): 134

Изменение равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В составит:

AY — AG - т^—г = 10 • -—= 50.

В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен: = 5.

1-0,8 До проведения фискальной экспансии госбюджет был сбалан сирован:

После проведения фискальной экспансии возник бюджетный дефицит в размере 10, так как госрасходы увеличились на 10, а налоговые поступления не изменились.

в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину -АТх МРС -

ДУ = -ДГ- —= -10--^ = -40. 1-6

1-0,8 Экономика переместится из точки А в точку В, где равновес ный объем производства составит 390. 135

Глава б. Бюджетно-налоговая политика

Мультипликатор налогов равен После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере 10, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые поступления увеличились до 50.

г) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов переместится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем нало-говое сдерживание (см. рис. 6.6):

Равновесие переместится из точки А в точку В, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440. Это можно проверить с помощью расчета:

У = 20 + 0,8 (У- 50 + 10) + 60 + 40;

В экономике появился эффект мультипликатора сбалансированного бюджета, равный единице:

1 -b 1 — 1 — 0,8 1-0,8" "

При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:

2. Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4 У, функция трансфертов F - 0,2 У, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D - 1000 при ставке процента R- 0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или от-рицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

а) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путем сопоставления расходной и доходной частей:

Расходы бюджета - госзакупки (G) + трансферты (F) + +расходы по обслуживанию государственного долга (DxR) = 500 + 0,2x2000 + 0,1x1000 = 500 + 400 + 100 = 1000.

Доходы бюджета = налоговые поступления

(Т) = 0,4x2000 = 800.

Фактический дефицит бюджета - 1000 - 800 - 200.

б) Структурный дефицит может быть рассчитан путем подстановки в расчеты потенциального объема выпуска вместо фактического:

Структурный дефицит - = 500 + 0,2x2500 + 0,1x1000 - 0,4x2500 = 100.

в) Циклический дефицит госбюджета — фактический дефицит структурный дефицит — 200 - 100 - 100.

Глава 6. Бюджетно-налоговая политыка

3- Допустим, что первоначально госбюджет сбалансирован и в экономике действует система пропорционального налогообложения. Если автономные инвестиции возрастают, то, при прочих равных условиях, увеличится равновесный уровень дохода и возникает бюджетный дефицит.

Правильным ответом является отрицательный, то есть б). При указанных условиях модель бюджета имеет вид t У -G ,

где / - налоговая ставка, Т общие налоговые поступления в бюджет, G - расходы бюджета.

При увеличении автономных инвестиций возрастают совокупные расходы и доход, причем с эффектом мультипликатора. Рост совокупного дохода У приводит к росту налоговых поступлений в бюджет t • У и возникает бюджетный излишек. При этом величина бюджетного излишка окажется тем более значительной, чем сильнее снижаются на подъеме экономики бюджетные расходы G из- за автоматического сокращения пособий по безработице.

Если экономика находится в состоянии равновесия, то можно утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) любое увеличение потребительских расходов приведет к инфляционному разрыву;

д) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям;

е) все предыдущие ответы неверны.

Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же, как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов, вызвавших циклические колебания.

Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения денег;

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных займов.

Изменение уровня цен:

а) не отражается на результатах фискальной политики;

б) усиливает эффект фискальных мер;

в) практически отсутствует при проведении фискальной политики;

г) увеличивает эффекты мультипликатора госрасходов и налогов;

д) снижает действенность мер фискальной политики.

Экономика находится в состоянии равновесия, причем пре-дельная склонность к сбережению равна 0,25, а предельная склонность к импорту равна нулю. Как изменится равновесный уровень выпуска, если правительство увеличит свои закупки на 2 млрд руб., не изменяя при этом налоговые поступления:

а) возрастет на 6 млрд руб.;

б) возрастет на 4 млрд руб.;

в) возрастет на 8 млрд руб.;

г) возрастет на 2 млрд руб.

Экономика находится в равновесии в условиях полной занятости ресурсов. Правительство предполагает увеличить госзакупки на сумму 10 млрд руб. и одновременно увеличить налоги,

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

избежав при этом повышения уровня инфляции (т.е. сохранив прежний уровень равновесного ВВП). Чему равно предполагаемое увеличение налогов:

б) более 10 млрд руб.;

в) менее 10 млрд руб., но не нулю;

д) для поддержания полной занятости налоги должны быть уменьшены.

Предположим, что бюджетный излишек представлен как:

где BS - бюджетный излишек; t - налоговая ставка; У - доход;

G - расходы бюджета.

В этом случае увеличение государственных расходов на 100 вызовет:

а) снижение бюджетного излишка на 100;

б) увеличение бюджетного излишка на 100;

в) снижение бюджетного излишка меньше чем 100;

г) нельзя сказать ничего определенного о возможных изменениях величины бюджетного излишка.

Правительство предполагает увеличить госрасходы на 15 млрд руб. в экономике с полной занятостью ресурсов. Равновесный уровень дохода составляет 500 млрд руб., предельная склонность к потреблению равна 0,75, чистые налоговые поступления в гос-бюджет автономны. На сколько необходимо увеличить чистые налоговые поступления в бюджет для того, чтобы избежать избыточного роста совокупного спроса и поддержать стабильность уровня цен:

а) на 25 млрд руб.;

б) на 20 млрд руб.;

в) на 30 млрд руб.;

г) на 35 млрд руб.

Известно, что предельная склонность к сбережению составляет 0,25 и в экономике функционирует система 20%-ного пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в ве-личине равновесного уровня выпуска приведут соответственно:

увеличение госрасходов на 10 млн руб.; увеличение автономных налогов на 15 млн руб.; снижение трансфертов на 10 млн руб.?

а) В результате роста госрасходов равновесный доход уве-личится на 25 млн руб.; он снизится на 28,125 млн руб. в результате повышения налогов и на 18,75 млн руб. - в результате снижения трансфертов.

б) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 28,125 млн руб.; он снизится на 25 млн руб. в результате снижения трансфертов и на 18,75 млн руб. - в результате повышения налогов.

в) В результате роста госрасходов равновесный доход увели-чится на 18,75 млн руб.; в результате снижения трансфертов он возрастет на 25 млн руб.; в результате повышения налогов равновесный доход снизится на 28,125 млн руб..

г) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн руб.; он снизится на 18,75 млн руб. в результате повышения налогов и на 28,125 млн руб.

в результате снижения трансфертов.

Рекомендуемая учебная литература

Мэнкъю Н.Г. Макроэкономика. Гл. 9.

Макконнелл К, Брю С. Экономикс. Гл. 8, 14.

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 3, §4-7; гл. 5; гл. 16,

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 28.

Долан Э. Макроэкономика. Гл. 7.

Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 18.

Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 5, 7.

Хейне Я. Экономический образ мышления. Гл. 18, 19.

ФИПИ. ЕГЭ-2017. Вариант 2.

Часть 1.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

виды ОБЪЕКТЫ ПОТРЕБНОСТИ
Биологические (естественные) Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.
. Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) социальная эволюция, 2) общественное развитие 3) регресс общества 4) реформа 5) революция

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания.

1) представление; 2) наблюдение; 3) абстрагирование; 4) ощущение; 5) восприя­тие; 6) суждение.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу циф­ры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о при­роде, обществе, человеке.

2) Компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений.

3) Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций.

4) Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.

5) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмо­циональное воздействие на человека.

5. Установите соответствие между характеристиками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второ­го столбца.

А) анонимность произведений Б) ярко выраженный коммерческий характер

В) коллективность творческих процессов Г) стандартизация содержания

Д) сложность содержания

1) массовая культура 2) народная культура 3) элитарная культура

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

6. В стране Н. развито фабричное производство. Какие иные признаки свидетельству­юто том, что она развивается как общество индустриального типа? Запишите циф­ры. под которыми они указаны.

1) Происходит демократизация политической жизни, провозглашены политические свободы.

2) Религия оказывает значительное влияние на развитие общества.

3) Формируется класс промышленных рабочих.

4) Существует разделение труда. 5) Происходит механизация производства. 6) Развивается сельское хозяйство.

7. Выберите верные суждения о видах конкуренции и запишите циф­ры, под которыми они указаны.

1) Монопсония – это такой вид монополии, когда монополистом является не продавец, а покупатель.

2) Олигополией называют рыночную структуру, когда рынок поделен между несколькими крупными фирмами

3) Монополист самостоятельно устанавливает цены на рыночную продукцию с учетом рыночного спроса.

4) В условиях олигополии отсутствуют барьеры входа на рынок для новых участников

5) Ситуация на рынке, когда множество фирм производят однотипную продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё, называется совершенной конкуренцией.

8. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ

Б) деятельность людей по производству товаров и услуг пу­тём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта

В) факторный доход — заработная плата Г) здания и сооружения, оборудование, инфраструктура и др.

Д) объём денежной массы, которой располагают субъекты экономики

1) труд 2) земля 3) капитал

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

9. В стране Г. активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране Г. рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Г. Существуют различные формы собственности, включая частную и государственную.

2) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.

3) Собственниками земли, предприятий являются частные лица.

4) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.

5) Валюта страны Г. высоко ценится на международном валютном рынке.

6) В стране Г. Цены и зарплаты определяются на основе конкуренции.

10. На графике отражена ситуация на рынке легковых авто­мобилей: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (На графике Р — цена товара, Q — объём спроса.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое из­менение? Запишите цифры, под которыми они указаны.


1) совершенствование технологии производства автомобилей

2) уменьшение издержек производителей автомобилей

3) сокращение объёма услуг общественного транспорта

4) увеличение доходов населения 5) снижение цен на бензин и дизельное топливо

11. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

1) К горизонтальному виду мобильности относится получение офицером внеочеред­ного воинского звания.




2) К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой.

3) Социальная мобильность — это разделение общества на группы, занимающие разное положение.

4) Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у разных поколений.

5) Организованной мобильностью называют управляемые государством перемеще­ния человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали, с согласия са­мих людей или без их согласия.

12. В ходе социологического опроса мужчин и женщин страны Х. им задавали вопросы: «Вы лично выполняете какую-либо работу по дому? Если да, то сколько времени

это у Вас занимает?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграм­мы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

мало времени затрудняюсь ответить

1) Пятая доля отвечавших мужчин не выполняет работу по дому.

2) Среди мужчин доля тех, у кого работа по дому занимает мало времени, больше доли тех, у кого работа по дому занимает много времени.

3) Наибольшая доля опрошенных женщин ответили, что работа по дому занимает много времени.

4) Равные доли опрошенных женщин отметили, что не выполняют работу по дому и что работа по дому занимает мало времени.

5) Доля тех, кто затруднился ответить, среди мужчин выше, чем среди женщин.

13. Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

1) Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие лидера на подчинённых.

2) Демократическое лидерство предполагает учёт лидером мнений членов органи­зации.

3) Эффективность деятельности лидеров определяется только их личностными ка­чествами.

4) Традиционное лидерство предполагает признание исключительных, сверхъесте­ственных качеств лидера.

5) Политическим лидером в современном обществе становится, как правило, че­ловек, чьи качества оказываются наиболее востребованными в конкретной си­туации.

14. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению ко­торых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца

А) судоустройство Б) денежная эмиссия В) оборона и безопасность

Г) разграничение государственной собственности Д) адвокатура, нотариат

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

1) только федеральный центр 2) федеральный центр и субъекты

А Б В Г Д

15. В стране Н. правительство формируется блоком политических партий, победившим на парламентских выборах. Найдите в приведённом ниже списке черты, свидетель­ствующие, что в стране Н. выборы парламента проходят по пропорциональной си­стеме, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.

1) Голосование проводится по спискам политических партий.

2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.

3) Граждане голосуют прежде всего за программы партий, а не за конкретных людей.

4) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голо­сов, поданных за партию на выборах.

5) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

6) Предусмотрено голосование по одномандатным округам.

16. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждани­на РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение исторического и культурного наследия

2) уплата законно установленных налогов и сборов 3) защита Отечества

4) участие в управлении делами государства 5) выбор рода деятельности и профессии

17.Выберите верные суждения об источниках права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Источниками права называются формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой.

2) Судебный прецедент закрепляет то, что складывалось в результате деятельной практики в обществе.

3) Нормативно-правовой акт, как и обычай, имеет письменную форму.

4) Современный нормативный акт издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке

5) Юридический прецедент – это решение по конкретному делу, которое обязательно для применения для судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел

18. Установите соответствие между субъектами и участниками уголовного судопроиз­водства в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) мировой судья Б) законные представители несовершеннолетнего подсудимого

В) эксперт Г) начальник подразделения дознания Д) понятой Е) защитник

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

1) сторона обвинения 2) сторона защиты 3) суд 4) иные участники

А Б В Г Д Е

19. Гражданин Р. заключил с фирмой «Надёжный замок» договор об установке межкомнатных дверей. Бригада монтажников произвела соответствующие работы, ка­чество которых не устроило гражданина. Фирма сочла требования заказчика завы­шенными и отказалась переделать работу. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому решению описанного конфликта, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) истец 2) ответчик 3) трудовое право 4) органы внутренних дел

5) гражданское судопроизводство 6) уголовно-процессуальный кодекс

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосоче­таний).

«Политическая элита– относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем ………….(А). Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отражение в политических установках ………..(Б) различных слоев общества. Политическая элита создает ………….(В) воплощения политических замыслов.К характерным чертам элиты относят также организаторские способности и ………….(Г). Гарантиями против деградации политической элиты являются широкая гласность, ……….(Д) разделение властей, открытость элит для ………..(Е) строгое соблюдение законности и демократической процедуры политического процесса».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использо­вано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый про­пуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) Акции 2) талант 3) семейное положение 4) политическая власть 5) социальная стратификация 6) механизм 7) политический плюрализм 8) социальная мобильность 9) интерес

А Б В Г Д Е

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Наиболее значительными пороками экономического общества, в котором мы живём, являются его неспособность обеспечить полную занятость, а также его про­извольное и несправедливое распределение богатства и доходов.

Что касается меня, то я полагаю, что есть известные социальные и психологи­ческие оправдания значительного неравенства доходов и богатства, однако не для столь большого разрыва, какой имеет место в настоящее время. Есть такие нуж­ные виды человеческой деятельности, для успешного осуществления которых тре­буются меркантильная заинтересованность и общие условия частной собственности на капитал.

Государство должно будет оказывать своё руководящее влияние на склонность к потреблению частично путём соответствующей системы налогов. и, возможно, другими способами. Я представляю себе поэтому, что достаточно широкая социа­лизация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить прибли­жение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компро­миссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, кото­рая охватила бы большую часть экономической жизни общества. Если бы госу­дарство могло определять общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресур­сов, этим было бы достигнуто всё, что необходимо.

Учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения пол­ной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функ­ций правительства.

Вспомним на минуту, в чём заключаются традиционные преимущества индиви­дуализма. Отчасти это преимущества эффективности, обусловленные децентрализа­цией и влиянием личной заинтересованности. Преимущества эффективности, вы­текающие из децентрализации принятия решений и индивидуальной ответственно­сти, возможно, даже более значительны, чем полагали в XIX в., и реакция против призыва к личной заинтересованности, пожалуй, зашла слишком далеко. Но всего ценнее индивидуализм, если он может быть очищен от дефектов и злоупотребле­ний; это лучшая гарантия личной свободы в том смысле, что по сравнению со все­ми другими условиями он чрезвычайно расширяет возможности для осуществления личного выбора. Он служит также лучшей гарантией разнообразия жизни, прямо вытекающего из широких возможностей личного выбора, потеря которых является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве. Ибо это разнообразие сохраняет традиции, которые воплощают в себе наиболее верный и успешный выбор предшествующих поколений. Оно окрашивает настоящее в пе­реливающиеся цвета фантазии, и, будучи служанкой опыта в такой же мере, как традиции и фантазия, оно является наиболее могущественным средством для до­стижения лучшего будущего.

21. Как традиционно называют ту экономическую систему, которую автор текста на­зывает индивидуализмом? С какой экономической системой он её сопоставляет?

22. Какие преимущества и недостатки «экономического общества, в котором мы жи­вём», рассмотрел автор? Используя текст, укажите любые два преимущества и два недостатка.

23. Автор упомянул традиционные функции правительства в экономической жизни. Проиллюстрируйте примером влияние правительства посредством налогов на склон­ность к потреблению. Используя обществоведческие знания, назовите две другие традиционные функции правительства.

24. Какие две возможные меры правительства для обеспечения полной занятости рас­смотрел автор? В чём опасность подобных мер? Используя текст и обществоведче­ские знания, укажите две опасности.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

26. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во вза­имодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

27. Вступающие в брак Роман и Полина решили заключить брачный договор. Роман настаивал на включении в договор пункта, запрещающего жене уезжать из города, страны без сопровождения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный дого­вор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясни­те. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Правительство РФ как ин­ститут исполнительной власти РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из кото­рых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1—29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в фор­ме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изуче­нии курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты обществен­ной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргумента­ции приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия. «Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде». (Г. Гегель)

29.2. Экономика. «Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять су­щества деятельности вашего предприятия». (Т. Питерс, Р. Уотермен)

29.3. Социология, социальная психология. «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточит­ся, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасброд­ные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря». (Д. Дидро)

29.4. Политология. «Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не ста­нет хорошим гражданином». (В.А. Сухомлинский)

29.5. Правоведение. «Наследующий почести наследует и бремя». (Павел)

Тема в разделе "Любые вопросы", создана пользователем Kerri.

пользователь Kerri

Kerri стажер

пользователь Женя190

Женя190 профессор

Про првышении налогов на товар, цена их увеличится, и соответственно их бкдут меньше приобретать.
Также и обратное действие, понижение налогов для повышения продаж.
Есть протекционизм, то есть защита государством внутреннего производителя, повышение налогов на импорт, для развития продаж своих товаров.
Или также наоборот, понятие свободной торговли.

пользователь PETEK

PETEK стажер

ПОЖАЛУЙСТА С ТЕСТОМ ПО ОБЩЕСТВУ)

1. Наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов:
1)социология 2)экономика 3)археология 4)история
2. Взаимодействие потребителей на рынке изучает:
1)микроэкономика 2)макроэкономика 3)сегментация 4)распределение
3. Сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых в течение года на территории страны:
1) ВВП 2)НД 3)ВНП 4)ТЭР
4. Вставьте пропущенные слова:
1)Увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности – это … рост.
2)Существует 4 экономические системы: традиционная, …, рыночная и смешанная.
5. Рынок ценных бумаг – это:
1)товарная биржа 2)фондовый рынок 3)рынок труда 4)монополистический рынок
6. Вложение материальных и денежных средств в производство:
1)ресурсы 2)проценты 3)инвестиции 4)прибыль
7. Расходы на содержание здания, на коммунальные услуги: 1)переменные издержки 2)постоянные издержки 3)бухгалтерская прибыль 4)эффективность
8. Верны ли утверждения:
1) Правовым принципом предпринимательской деятельности в РФ является принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты.
2) Учредителями товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.
3) Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческие организации, наделённые правом собственности на имущество, закреплённое за ними.
9. Деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека посредством обмена:
1)маркетинг 2)кредитная политика 3)менеджмент 4)стимулирование сбыта
10. Понижение учётной ставки процента – это пример политики государства
1)бюджетно-налоговой 2)денежно-кредитной 3)правового регулирования
11. Инфляция – это
1)экономический спад 2)процесс обесценивания денег 3)снижение спроса населения
12. Предоставление кредитов в банке – это его
1)активная операция 2)пассивная операция
13. Что лишнее в перечне:
квота, эмбарго, демпинг, протекционизм, рынок труда
14. Разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период:
1)экономические издержки 2)сальдо торгового баланса 3)цена товаров 4)уровень спроса
15. Экспорт Дании в 2003 году был равен 150 120 млн долл. , а импорт 456 240 млн долл. Подсчитайте сальдо внешнеторгового баланса страны. Является ли оно положительным?
16. Укажите, какой вид деятельности является основой экономики:
1)распределение 2)производство 3)обмен 4)потребление
17. На величину спроса влияет:
1)величина доходов населения 2)возрастание численности населения
3)изменение вкусов потребителя и возможное повышение цен в будущем
4)всё перечисленное
18. Как потребителю сделать рациональный экономический выбор?

пользователь manyasha

manyasha школьник

1) 2

2) 3

3) 1

4)

1) Интенсивный

2) Административно-командная

5) 2

6) 3

7) 2

8)

1) да

2) да

3) нет

9)

10) 2

11) 2

12) 2

13) рынок труда

14) 2

15) - 306. 120

16) 3

17) 4

18) Изучить рынок и выбрать лучшее соотношение цены и качества.

пользователь Shulz

Shulz учащийся

пользователь Lacostemoscow

Lacostemoscow новичок

1-г
2-г
3-г
4-б
5-б
6-б или г
7-г
8-г
9-г
10-(не знаю)

1-Г. символом.
2-А. самооценкой
3-г браком.
4-Б. этноцентризм
5-б аскетизмом (но это не точно)
6-г указ президента, я думаю
7-г, но я не уверенна
8-г городом.
9-г культурой.
10-не знаю

пользователь mastersolo

mastersolo отличник

А15. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.
Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17. Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную семью можно отнести к
1) традиционной
2) партнерской
3) супружеской
4) нуклеарной

А18. Гражданка Т. решила завладеть квартирой душевнобольного гражданина Г. , который после смерти матери оказался без опеки. Гражданка Т. вошла в доверие к больному и вскоре они заключили брак. Обеспокоенные возможной судьбой гражданина Г. соседи по дому подали в суд. Статьи какого кодекса станут основой для рассмотрения дела в суде?
1) Уголовного
2) Гражданского
3) Семейного
4) Административного

А19. Гражданин Л. возглавил инициативную группу рабочих завода, требующих от администрации предприятия повышения заработной платы в связи с ростом инфляции. Руководство завода решило не идти на уступки трудовому коллективу и уволило с работы гражданина Л. как руководителя инициативной группы. Статьи какого кодекса регулируют данные правоотношения?


1) Уголовного
2) Финансового
3) Административного
4) Кооперативного

А20. Верны ли следующие суждения о правомочиях Федерального Собрания РФ?
А. Федеральное Собрание РФ обладает правом законотворчества.
Б. Федеральное Собрание РФ является институтом исполнительной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А21. Что из перечисленного ниже иллюстрирует эволюционные явления в общественной жизни?
1) скачкообразные перемены
2) революционные преобразования
3) постепенные изменения
4) цикличность социального развития

А22. Усиление взаимосвязи государств и народов в современном мире выступает проявлением тенденции
1) глобализации
2) модернизации
3) информатизации
4) демократизации

А23. Природа, в отличие от общества
1) испытывает влияние человеческой деятельности
2) является средой обитания человека
3) изменяется в направлении от низшего к высшему
4) способна развиваться независимо от человека

А24. Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения». Какому понятию соответствует данное определение?
1) культура
2) цивилизация
3) общество
4) формация

А25. Общим качеством и человека, и высших животных является
1) представления о сверхъестественных силах
2) способность обучать потомство
3) целенаправленная деятельность
4) создание нового, не имеющего аналогов в природе
А26. Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
1) строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен — зиккуратов
2) развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата
3) возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках
4) составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей

А27. Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:
1) сохранение традиционного оленеводства и морских промыслов у народов Севера, их приспособленность к жизни в условиях вечной мерзлоты
2) открытие экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева в начале XIX века Антарктиды
3) строительство за Полярным кругом крупных предприятий и городов, например Норильска
4) сброс в озеро Байкал продуктов отходов целлюлозно-бумажного комбината

А28. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется
1) элитарной
2) народной
3) массовой
4) национальной

А29. Логическое мышление лежит в основе познания
1) научного
2) житейского
3) религиозного
4) художественного

А30. Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения
1) экономики
2) социологии
3) политологии
4) правоведения

А31. Какой вид знания включает в себя законы, принципы, понятия, концепции?
1) повседневный опыт
2) теоретические знания
3) народная мудрость
4) художественный образ


Экзамены
Обществознание
Экзамены по предмету "Обществознание"
Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
Единый государственный экзамен

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Вариант № 000

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий.

Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.

Часть 2 состоит из 8 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр. Правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 1 (В1, В2, В8) до 2 (В3–В7) баллов. Задания В3–В7 оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов.

Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Полное правильное выполнение заданий части 3 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий С1, С2, С5 выставляется по 2 балла; заданий С3, С4, С6, С7, С8 – по 3 балла, задания С9 – 5 баллов.

Проверка выполнения заданий части 3 проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Максимально возможный балл за всю работу – 59.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются и фиксируются в свидетельстве о результатах. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов

Желаем успеха!

Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:

1) сохранение традиционного оленеводства и морских промыслов у народов Севера, их приспособленность к жизни в условиях вечной мерзлоты

2) открытие экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева в начале XIX века Антарктиды

3) строительство за Полярным кругом крупных предприятий и городов, например Норильска

4) сброс в озеро Байкал продуктов отходов целлюлозно-бумажного комбината

Относительная истина, в отличие от абсолютной

1) является продуктом познавательной деятельности человека

2) включает в себя только эмпирически проверенные данные

3) отличается теоретической обоснованностью и доказательностью

4) представляет собой неполное достоверное знание

В связи с подписанием Болонской конвенции высшая школа России и Приднестровья перешла на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратуру. Какую тенденцию в развитии образования иллюстрирует данный факт?

1) компьютеризацию 3) интернационализацию

2) гуманитаризацию 4) гуманизацию

Верны ли следующие суждения об относительной истине?

А. Относительной истиной называют знание, с которым не все согласны.

Б. Относительной истиной называют неполное знание, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Государство в социально-ориентированной рыночной экономике

1) сосредотачивает основную часть производств в государственном секторе экономики

2) централизованно распределяет факторы производства

3) директивно устанавливает планы производства продукции предприятиями

4) осуществляет производство общественных благ

На фондовом рынке происходит

1) взаимодействие непосредственных производителей продукции

2) купля-продажа ранее выпущенных активов

3) оборот товаров сельскохозяйственного назначения

Какие расходы государства являются трансфертами?

1) обновление парка автомашин скорой помощи

2) выплата пособий по инвалидности

3) заказ оборонному заводу

4) выплата отпускных учителям

Какой из приведенных символов ПМР является исключительным?

1) Государственный флаг

2) Государственный гимн

3) Государственный герб

Верны ли следующие суждения об экономическом росте? Фактором интенсивного экономического роста может быть А) использование при производстве благ новых технологий. Б) наём неквалифицированной рабочей силы на сезонные работы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

A10

К числу функций, выполняемых семьёй в жизни человека, относится эмоционально-психологическая. Какой пример иллюстрирует данную функцию?

1) Взрослая внучка ежедневно покупает бабушке продукты.

2) Придя домой после напряжённого рабочего дня, гражданин К. получил поддержку от жены и детей.

3) принял на работу в свою фирму племянницу, завершившую обучение в университете.

4)Родители объяснили маленькой дочери, как себя вести в гостях.

A11


На рисунке отражена ситуация на рынке элитной кожгалантереи: линия предложения S переместилась в новое положение SI. (Р — цена товара, Q - объём предложения.) Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)

2) снижением стоимости кожаных изделий ручной работы

3) повышением импортных пошлин на престижные коллекции брендовых сумок

4)совершенствованием технологий изготовления сумок и кошельков

A12

Верны ли следующие суждения о демократических основах межнацио­нальных отношений? Демократические основы межнациональных отношений включают в себя

А) возможность граждан самостоятельно определять свою национальную принадлежность.

Б) запрет на пропаганду национальной розни, национализма, экстремизма.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

A13

Государство отличает от других институтов политической системы то, что

1) обладает монополией на легальное насилие

2) может формулировать идеологические принципы

3) представляет групповые социальные интересы

4) участвует в осуществлении социального управления

A14

Что отличает демократический режим?

1) периодические свободные выборы

2) наличие представительных органов власти

3) однопартийная система

A15

В стране М после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны М?

1) В стране в качестве ведущего принципа политической жизни провозглашен идеологический плюрализм.

2) Президент страны избирается обеими палатами парламента на пятилетний срок.

3) В нижнюю палату парламента, Палату народных представителей, проходят депутаты от партий, набравших на выборах не менее 10% голосов избирателей.

4) Правительство страны регулярно отчитывается в своей деятельности перед президентом.

A16

Верны ли следующие суждения об избирательных системах?

А. При пропорциональной системе от каждого избирательного округа избирается только один кандидат.

Б. При мажоритарной системе абсолютное большинство голосов набирает тот кандидат, за которого проголосовали не менее 50% + 1 избиратель.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

A17

Законодательная власть в ПМР – это

1) независимая ветвь государственной власти

2) государственная власть, находящаяся под контролем Верховного суда

3) государственная власть, зависимая от Кабинета Министров

4) ветвь государственной власти, контролируемая Министерством юстиции

Верны ли следующие суждения?

А. Высшей ценностью в ПМР является собственность.

Б. Главой государства является народ.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

A18

Какая из ситуаций является уголовным правонарушением (преступлением)?

1) Сантехник не явился на работу без уважительной причины.

2) Гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГИБДД

3) Гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке

A19

4) Бригада строителей не закончила отделочные работы в установленные договором сроки

A20

Верны ли следующие суждения о политической социализации граждан?

А. Политическая социализация граждан может осуществляться в форме сознательного отчуждения от политики, абсентеистского поведения.

Б. Ведущими институтами политической социализации выступают средства массовой информации и общественные движения.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Запишите слово, пропущенное в схеме:


Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют виды финансовых институтов.

3) производственный кооператив;

4) страховая компания;

5) фондовая биржа;

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между отраслями сферы услуг хозяйства ПМР и видами услуг: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второ­го столбца.

ОТРАСЛИ СФЕРЫ УСЛУГ

А) геологическая разведка недр

Г) общественное питание

Д) управление муниципальными органами

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Найдите в приведённом ниже списке административные правоотношения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отношения министерств и ведомств;

2) отношения паспортно-визовой службы с гражданами;

3) отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека;

4) отношения фирмы-производителя и магазина;

5) отношения драматурга-сценариста с киностудией;

6) отношения управления образования с гимназией.

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) С появлением первых государств зародилось и право. (Б) Современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. (В) Однако она далеко не всегда эффективна в защите интересов граждан. (Г) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Самой большой рыночной властью обладает ___(А). Это рынок, на котором присутствует единственный___(Б) уникального продукта. Такой рынок невыгоден___(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия__(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа,___(Д) проводит ___(Е) политику».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ниже предлагается ряд имен известных в Приднестровье государственных политических деятелей. Выберите из предложенного списка три фамилии политиков, которые в разное время председательствовали в Верховном Совете ПМР и запишите цифры, под которыми они указаны.

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

2) компонент деятельности

Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.

Наиболее значительными пороками экономического общества, в котором мы живём, являются его неспособность обеспечить полную занятость, а также его про­извольное и несправедливое распределение богатства и доходов.

Что касается меня, то я полагаю, что есть известные социальные и психологи­ческие оправдания значительного неравенства доходов и богатства, однако не для столь большого разрыва, какой имеет место в настоящее время. Есть такие нуж­ные виды человеческой деятельности, для успешного осуществления которых тре­буются меркантильная заинтересованность и общие условия частной собственности на капитал.

Государство должно будет оказывать своё руководящее влияние на склонность к потреблению частично путём соответствующей системы налогов. и, возможно, другими способами. Я представляю себе поэтому, что достаточно широкая социа­лизация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить прибли­жение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компро­миссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, кото­рая охватила бы большую часть экономической жизни общества. Если бы госу­дарство могло определять общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресур­сов, этим было бы достигнуто, всё что необходимо.

Учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения пол­ной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функ­ций правительства.

Вспомним на минуту, в чём заключается традиционные преимущества индивиду­ализма. Отчасти это преимущества эффективности, обусловленные децентрализацией и влиянием личной заинтересованности. Преимущества эффективности, вытекающие из децентрализации принятия решений и индивидуальной ответственности, возмож­но, даже более значительны, чем полагали в XIX в., и реакция против призыва к личной заинтересованности, пожалуй, зашли слишком далеко. Но всего ценнее инди­видуализм, если он может быть очищен от дефектов и злоупотреблений; это лучшая гарантия личной свободы в том смысле, что по сравнению со всеми другими услови­ями он чрезвычайно расширяет возможности для осуществления личного выбора. Он служит также лучшей гарантией разнообразия жизни, прямо вытекающего из широ­ких возможностей личного выбора, потеря которых является величайшей из всех по­терь в гомогенном или тоталитарном государстве. Ибо это разнообразие сохраняет традиции, которые воплощают в себе наиболее верный и успешный выбор предше­ствующих поколений. Оно окрашивает настоящее в переливающиеся цвета фантазии, и, будучи служанкой опыта в такой же мере, как традиции и фантазия, оно являет­ся наиболее могущественным средством для достижения лучшего будущего.

Как традиционно называют ту экономическую систему, которую автор текста на­зывает индивидуализмом? С какой экономической системой он её сопоставляет?

Какие преимущества и недостатки «экономического общества, в котором мы живем», рассмотрел автор? Используя текст, укажите любые два преимущества и два недостатка.

Автор упомянул традиционные функции правительства в экономической жизни. Проиллюстрируйте примером влияние правительства посредством налогов на склон­ность к потреблению. Используя обществоведческие знания, назовите две другие традиционные функции правительства

Какие две возможные меры правительства для обеспечения полной занятости рас­смотрел автор? В чём опасность подобных мер? Используя текст и обществоведче­ские знания, укажите две опасности

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние приднестровских СМИ на социализацию индивида.

Вступающие в брак Роман и Полина решили заключить брачный договор. Роман настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене уезжать из города, страны без сопровождения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный дого­вор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясни­те. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Правительство РФ как ин­ститут исполнительной власти РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из кото­рых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

«Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде». (Г. Гегель)

«Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять существа деятельности вашего предприятия». (Т. Питере, Р. Уотермен)

Социология, социальная психология

«Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, су­масбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий тер­новник среди пустыни». (Д. Дидро)

«Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не ста­нет хорошим гражданином». ()

«Наследующий почести наследует и бремя». (Павел)

Тема в разделе "Любые вопросы", создана пользователем Kerri.

пользователь Kerri

Kerri стажер

пользователь Женя190

Женя190 профессор

Про првышении налогов на товар, цена их увеличится, и соответственно их бкдут меньше приобретать.
Также и обратное действие, понижение налогов для повышения продаж.
Есть протекционизм, то есть защита государством внутреннего производителя, повышение налогов на импорт, для развития продаж своих товаров.
Или также наоборот, понятие свободной торговли.

пользователь PETEK

PETEK стажер

ПОЖАЛУЙСТА С ТЕСТОМ ПО ОБЩЕСТВУ)

1. Наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов:
1)социология 2)экономика 3)археология 4)история
2. Взаимодействие потребителей на рынке изучает:
1)микроэкономика 2)макроэкономика 3)сегментация 4)распределение
3. Сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых в течение года на территории страны:
1) ВВП 2)НД 3)ВНП 4)ТЭР
4. Вставьте пропущенные слова:
1)Увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности – это … рост.
2)Существует 4 экономические системы: традиционная, …, рыночная и смешанная.
5. Рынок ценных бумаг – это:
1)товарная биржа 2)фондовый рынок 3)рынок труда 4)монополистический рынок
6. Вложение материальных и денежных средств в производство:
1)ресурсы 2)проценты 3)инвестиции 4)прибыль
7. Расходы на содержание здания, на коммунальные услуги: 1)переменные издержки 2)постоянные издержки 3)бухгалтерская прибыль 4)эффективность
8. Верны ли утверждения:
1) Правовым принципом предпринимательской деятельности в РФ является принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты.
2) Учредителями товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.
3) Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческие организации, наделённые правом собственности на имущество, закреплённое за ними.
9. Деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека посредством обмена:
1)маркетинг 2)кредитная политика 3)менеджмент 4)стимулирование сбыта
10. Понижение учётной ставки процента – это пример политики государства
1)бюджетно-налоговой 2)денежно-кредитной 3)правового регулирования
11. Инфляция – это
1)экономический спад 2)процесс обесценивания денег 3)снижение спроса населения
12. Предоставление кредитов в банке – это его
1)активная операция 2)пассивная операция
13. Что лишнее в перечне:
квота, эмбарго, демпинг, протекционизм, рынок труда
14. Разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период:
1)экономические издержки 2)сальдо торгового баланса 3)цена товаров 4)уровень спроса
15. Экспорт Дании в 2003 году был равен 150 120 млн долл. , а импорт 456 240 млн долл. Подсчитайте сальдо внешнеторгового баланса страны. Является ли оно положительным?
16. Укажите, какой вид деятельности является основой экономики:
1)распределение 2)производство 3)обмен 4)потребление
17. На величину спроса влияет:
1)величина доходов населения 2)возрастание численности населения
3)изменение вкусов потребителя и возможное повышение цен в будущем
4)всё перечисленное
18. Как потребителю сделать рациональный экономический выбор?

пользователь manyasha

manyasha школьник

1) 2

2) 3

3) 1

4)

1) Интенсивный

2) Административно-командная

5) 2

6) 3

7) 2

8)

1) да

2) да

3) нет

9)

10) 2

11) 2

12) 2

13) рынок труда

14) 2

15) - 306. 120

16) 3

17) 4

18) Изучить рынок и выбрать лучшее соотношение цены и качества.

пользователь Shulz

Shulz учащийся

пользователь Lacostemoscow

Lacostemoscow новичок

1-г
2-г
3-г
4-б
5-б
6-б или г
7-г
8-г
9-г
10-(не знаю)

1-Г. символом.
2-А. самооценкой
3-г браком.
4-Б. этноцентризм
5-б аскетизмом (но это не точно)
6-г указ президента, я думаю
7-г, но я не уверенна
8-г городом.
9-г культурой.
10-не знаю

пользователь mastersolo

mastersolo отличник

А15. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.
Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17. Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную семью можно отнести к
1) традиционной
2) партнерской
3) супружеской
4) нуклеарной

А18. Гражданка Т. решила завладеть квартирой душевнобольного гражданина Г. , который после смерти матери оказался без опеки. Гражданка Т. вошла в доверие к больному и вскоре они заключили брак. Обеспокоенные возможной судьбой гражданина Г. соседи по дому подали в суд. Статьи какого кодекса станут основой для рассмотрения дела в суде?
1) Уголовного
2) Гражданского
3) Семейного
4) Административного

А19. Гражданин Л. возглавил инициативную группу рабочих завода, требующих от администрации предприятия повышения заработной платы в связи с ростом инфляции. Руководство завода решило не идти на уступки трудовому коллективу и уволило с работы гражданина Л. как руководителя инициативной группы. Статьи какого кодекса регулируют данные правоотношения?


1) Уголовного
2) Финансового
3) Административного
4) Кооперативного

А20. Верны ли следующие суждения о правомочиях Федерального Собрания РФ?
А. Федеральное Собрание РФ обладает правом законотворчества.
Б. Федеральное Собрание РФ является институтом исполнительной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А21. Что из перечисленного ниже иллюстрирует эволюционные явления в общественной жизни?
1) скачкообразные перемены
2) революционные преобразования
3) постепенные изменения
4) цикличность социального развития

А22. Усиление взаимосвязи государств и народов в современном мире выступает проявлением тенденции
1) глобализации
2) модернизации
3) информатизации
4) демократизации

А23. Природа, в отличие от общества
1) испытывает влияние человеческой деятельности
2) является средой обитания человека
3) изменяется в направлении от низшего к высшему
4) способна развиваться независимо от человека

А24. Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения». Какому понятию соответствует данное определение?
1) культура
2) цивилизация
3) общество
4) формация

А25. Общим качеством и человека, и высших животных является
1) представления о сверхъестественных силах
2) способность обучать потомство
3) целенаправленная деятельность
4) создание нового, не имеющего аналогов в природе
А26. Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
1) строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен — зиккуратов
2) развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата
3) возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках
4) составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей

А27. Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:
1) сохранение традиционного оленеводства и морских промыслов у народов Севера, их приспособленность к жизни в условиях вечной мерзлоты
2) открытие экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева в начале XIX века Антарктиды
3) строительство за Полярным кругом крупных предприятий и городов, например Норильска
4) сброс в озеро Байкал продуктов отходов целлюлозно-бумажного комбината

А28. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется
1) элитарной
2) народной
3) массовой
4) национальной

А29. Логическое мышление лежит в основе познания
1) научного
2) житейского
3) религиозного
4) художественного

А30. Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения
1) экономики
2) социологии
3) политологии
4) правоведения

А31. Какой вид знания включает в себя законы, принципы, понятия, концепции?
1) повседневный опыт
2) теоретические знания
3) народная мудрость
4) художественный образ

Читайте также: