Управленческое решение в налоговой инспекции

Опубликовано: 13.05.2024

О выявлении налоговыми органами необоснованной налоговой выгоды

Что такое налоговая выгода?

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета 1 . Иначе говоря, налоговая выгода – это результат использования налогоплательщиком своего права на получение более выгодных условий налогообложения по сравнению с ситуацией, когда он такое право не использует.

Такие выгоды предусмотрены Налоговым кодексом (НК РФ) (хотя они так не именуются) в форме, например, права на налоговые вычеты либо возмещение из бюджета по налогу на добавленную стоимость (НДС) или налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), права на учет расходов в целях уплаты налога на прибыль организаций (НПО), налоговых льгот по налогу на имущество организаций (НИО), более низкой ставки НДС или НПО, использования специальных режимов налогообложения (упрощенная, патентная системы). Соответственно, само по себе использование таких выгод не является необоснованным.

1 Пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53).

Какая выгода считается обоснованной и необоснованной?

Выгода, полученная налогоплательщиком в связи с экономией на налогах, является обоснованной, если:

1) получена в ходе реальной экономической деятельности, а не мнимой, фиктивной, существующей лишь на бумаге;

2) получена во взаимодействии с надежными контрагентами – платежеспособными, исполняющими свои обязательства и имеющими положительную репутацию;

3) правовая форма операций (поставка товаров, оказание услуг, выполнение работ, их встречная оплата) отражена в учете организации в соответствии с подлинным экономическим смыслом таких операций.

В качестве примера рассмотрим такую ситуацию: налогоплательщик-«упрощенец» в конце года решает избежать превышения предельного значения выручки, после которого право на применение «упрощенки» прекращается и необходимо платить НДС и НПО по общей системе полностью. Для этого он получает деньги от покупателя не в качестве предоплаты, а как заем. Сразу же после нового года он новирует этот заем в предоплату по поставке. В этом случае стороны не преследовали цель взять займы, а прикрывали настоящую цель – получить предоплату пораньше. По форме операция – заем, но по существу – предоплата, «прикрытая» займом. Впоследствии налоговый орган все равно переквалифицирует деятельность налогоплательщика с «упрощенки» на общую систему и доначислит все предусмотренные общей системой налоги (НДС, НПО и т.д.).

Налоговая экономия признается необоснованной, если получена по операциям, которые не соответствуют установленным требования. Так, наиболее распространенным является случай, когда налоговый орган считает расходы налогоплательщика на осуществление им деятельности нереальными. Например, когда деньги перечислены фирме-«однодневке» для обналичивания или работа по договору изначально не предполагалась. В таком случае налоговый орган делает выводы о неуплате или неполной уплате налога и исключает из расчета налоговой базы расходы налогоплательщика. В результате налог к уплате возрастает, так как увеличивается налоговая база, с части которой взимается налог.

Как соотносится понятие «необоснованная налоговая выгода» с положениями Налогового кодекса, где такого понятия нет?

Хотя понятия налоговой выгоды нет в НК РФ, фактически оно введено в судебной практике в целях борьбы со злоупотреблениями в налоговой сфере.

В 2017 г. в НК РФ введена ст. 54.1, наименование которой говорит само за себя: «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Это означает, что у любого права налогоплательщика имеется предел, который возможно выразить в соблюдении определенных критериев. Эта статья проистекает из упомянутого выше Постановления № 53.

Распространенный миф, что с момента введения ст. 54.1 НК РФ налогоплательщики могут не проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, является сомнительным. Пока действует п. 10 Постановления № 53, соблюдение требования о должной осмотрительности является необходимым для подтверждения правомерности налоговых выгод (льгот).

Как выявляется необоснованность налоговой выгоды?

При выявлении необоснованной налоговой выгоды налоговый орган не концентрируется на формальных нарушениях закона, а исследует наличие в деятельности налогоплательщика экономических махинаций или злоупотребления своими налоговыми правами.

Ключевые критерии, по которым оценивается обоснованность получения выгоды налогоплательщиком: должная осмотрительность при выборе контрагента; реальность операций; учет налогоплательщиком сделки (операции) в соответствии с ее действительным экономическим смыслом, что выражается в проверке соответствия избранной гражданско-правовой формы сделки (операции) ее экономическому существу и наличия у налогоплательщика при совершении сделки (операции) разумной деловой цели.

Почему нужно быть осмотрительным при выборе контрагента?

Рассмотрим пример получения необоснованной налоговой выгоды в связи с непроявлением должной осмотрительности.

Общество «А» заключило договор оказания консультационных услуг с обществом «Б», созданным за два месяца до совершения этой сделки. Общество «Б» имеет в составе одного работника – директора (зачастую на которого зарегистрировано более 5–10 организаций), не находится по адресу регистрации, отсутствуют ресурсы для ведения хозяйственной деятельности – основные средства, сайт, оборудование, персонал. «А» не запрашивало у «Б» учредительные документы, данные об источниках финансирования бизнеса общества «Б», налоговую отчетность.

«А» перечислило «Б» предоплату, имеется «закрывающий» акт об оказании услуг. Как выясняется в ходе проверки, предоплата в дальнейшем была снята по доверенности от директора третьим лицом с расчетного счета общества «Б» в банке.

В такой ситуации налоговый орган лишит общество «А» налогового вычета по НДС, поскольку оно не проявило должную осмотрительность при выборе контрагента, то есть не проверило надежность и репутацию «Б», а операция по перечислению средств является нереальной.

Какие операции налоговые органы могут посчитать нереальными?

Налоговые органы оценивают реальность операции и контрагента.

Начнем с примера получения необоснованной налоговой выгоды в связи с нереальностью операции. Обществом «А» заявлен налоговый вычет НДС и использовано право на учет расходов по операции закупки рекламно-маркетинговых услуг у общества «Б». В ходе проверки налоговый орган выявляет, что «Б» оказало услуги в меньшем объеме, чем декларируемый, или не оказывало их вовсе. Например, услуги по размещению рекламы на сайте, которые заявлены в акте к договору, не подтверждены скриншотами, а согласно ответу владельца сайта на запрос инспекции реклама никогда у него не размещалась и существует лишь на бумаге.

Перейдем к примеру получения необоснованной налоговой выгоды в связи с нереальностью контрагента. Общество «А» заключило договор подряда на выполнение строительных работ с обществом «Б». Договор исполнен нанятой за неучтенный наличный расчет частной бригадой либо работниками общества «В». Однако акт выполненных работ подписывается между «А» и «Б», как если бы работы выполнялись по договору подряда обществом «Б». Таким образом, нереально в хозяйственной операции «Б»: работы оно фактически не выполнило, но значится в документах, подтверждающих исполнение по договору подряда. При этом факт реальности выполнения работ в данном случае оспорен налоговым органом не будет.

В связи с нереальностью хозяйственной операции обычно налогоплательщик лишается права на налоговые вычеты НДС и на учет расходов в составе налоговой базы по налогу на НПО, что увеличивает к уплате доначисляемые налоги (в зависимости от способа расчета доначислений налоговым органом) на не менее чем 38% (НДС + НПО).

Что значит учет сделки в соответствии с ее подлинным содержанием и почему это важно?

1. Проверка соответствия избранной налогоплательщиком гражданско-правовой формы сделки ее экономическому существу.

Сделка (операция) имеет притворный характер, если сделкой одной гражданско-правовой формы прикрывается другая, с иной действительной сущностью. В данном случае нет стандартных примеров, ситуации обычно являются неоднозначными, однако можно привести классический пример из судебной практики.

Пример: почему зачастую владельцы «облачных» или онлайн-сервисов стремятся оформить свои правоотношения в виде лицензионного договора, а не договора оказания услуг?

Как правило, причина носит весьма прагматичный характер. Подобная квалификация дает возможность применения налоговой льготы, установленной подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Данная льгота предусматривает, помимо прочего, освобождение от НДС реализации на территории России прав на использование программы для ЭВМ на основании лицензионного договора. Таким образом, квалификация соглашения о предоставлении «облачного» сервиса в качестве лицензионного договора позволяет не включать в его стоимость 18% НДС. Такая «скидка» может быть критичной для организаций, которые не могут принять впоследствии уплаченный НДС к вычету, например для банковских и страховых организаций, которые реализуют свои услуги без НДС.

С точки зрения российского права структурирование «облачных» сервисов по модели лицензионных договоров также более удобно при использовании дистрибьюторов и иных посредников в целях их продвижения конечному пользователю. Переход «облачного» или онлайн-сервиса по цепочке привлеченных посредников гораздо проще структурировать как передачу лицензии – по аналогии с широко используемыми вендорами классическими моделями дистрибуции программного обеспечения, чем как передачу услуг посредством заключения субподрядных договоров. Если соответствующий «облачный» или онлайн-сервис принадлежит провайдеру, который одновременно выступает производителем программного обеспечения, и доступ к такому сервису распространяется через сеть дистрибьюторов, использование конструкции лицензионного договора позволяет применять те же контрактные документы и процедуры, что и для распространения лицензий на программное обеспечение, значительно облегчая процесс вывода на рынок соответствующего сервиса.

Вместе с тем если на самом деле владелец «облачного» либо онлайн-сервиса предлагает дополнительные услуги потребителю (провайдеру), то в таком случае лицензионными такие отношения назвать нельзя. С точки зрения как их экономического существа (отношения по передаче прав использования интеллектуальной собственности и предоставлению сопутствующих им услуг), так и их частноправового смысла (несколько типов договоров) это будут отношения смешанного договора по предоставлению комплекса услуг и права пользования программой. В таком случае использование льготы по НДС в виде освобождения от его уплаты и получение налоговой выгоды в виде экономии на уплате НДС являются необоснованными, так как гражданско-правовой инструментарий (свобода выбора формы отношения, их оформления) в данном случае используется не в соответствии с действительным экономическим смыслом сделки (операции) и наносит вред интересам казны.

В частности, лицензионное соглашение с игроками онлайн-игр зачастую содержит элементы договора возмездного оказания услуг (дополнительные платные преимущества – повышение уровня и статуса, обладание более дорогими и мощными игровыми артефактами и т.п.). При этом сравнение с антивирусами может быть расценено как необоснованное, поскольку их пробная версия идентична расширенной и ограничена лишь временем. А в случае с онлайн-игрой пользователь сразу скачивает программу целиком без разделения на бесплатную и платную части, в связи с чем квалификация предоставления прав доступа к онлайн-игре в качестве лицензионного соглашения является злоупотреблением правом, а получение налоговой экономии – необоснованным 2 .

2. Проверка наличия у налогоплательщика при совершении сделки разумной деловой цели.

Рассмотрим пример. Общество «А» привлекает общество «Б» в качестве агента по продажам, которое от имени «А» заключает с обществом «В» договор поставки товаров. Товар поставляют, и подписываются подтверждающие документы. Вместе с тем в ходе проверки выясняется, что в обществе «А» имеется отдел продаж, и ранее с «В» имелся другой, прямой договор поставки. В таком случае налоговый орган обычно приходит к выводу об отсутствии деловой цели в привлечении «Б» в качестве агента по продажам, о наличии цели получения необоснованной налоговой экономии (неуплаты налога) в связи с занижением налоговой базы на сумму расходов «А» на выплаты обществу «Б». Последствием станет отказ в признании вычетов НДС и расходов в составе налоговой базы НПО, заявленных «А» по расходным операциям по выплате агентского вознаграждения обществу «Б».

2 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2015 г. по делу № А40-91072/2014.

Что будет, если инспектор выявит получение необоснованной налоговой выгоды?

Рассмотрим на примере выездной налоговой проверки.

Сначала в справке налоговым органом отображаются общие сведения о проведенной проверке. Спустя два месяца составляется акт проверки. После его составления налогоплательщик вправе в течение месяца подать возражения – это первый документ, в котором он отражает свою позицию относительно заявленных налоговым органом претензий.

Еще через 10 дней назначается рассмотрение результатов проверки руководителем или заместителем руководителя налогового органа (инспекции).

Если позиция налогоплательщика такова, что не может быть не принята во внимание, назначаются дополнительные мероприятия налогового контроля на срок в один месяц, после которого составляются дополнения к акту проверки. На них налогоплательщик вправе дать дополнительные возражения в течение 15 дней.

По результатам рассмотрения всех материалов налоговой проверки руководитель или заместитель руководителя налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решение об отказе в привлечении к ответственности, которые на практике отличаются только наличием или отсутствием штрафа.

Проверка практически никогда не оканчивается без доначислений. Обычно доначисляются недоимка по проверяемым налогам, пеня за их неуплату в срок и штраф. Так, если будет установлена неуплата или неполная уплата налога (ст. 122 НК РФ), штраф составит от 20% до 40% неуплаченного налога.

Что делать налогоплательщику, если он не согласен с решением налогового органа?

В этом случае решение следует обжаловать. Сначала нужно подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Так, при обжаловании решения территориальной налоговой инспекции жалоба подается в Управление ФНС России по соответствующему субъекту РФ. Срок подачи жалобы – один месяц со дня вручения решения налогового органа. В случае обжалования решение по результатам налоговой проверки вступает в силу только с момента вынесения решения вышестоящим налоговым органом.

Если апелляционное решение налогоплательщика не устраивает, то он вправе в трехмесячный срок обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа по результатам проверки.

Совет: не оставляйте доводы о законности и обоснованности ваших действий в налоговой сфере на потом. Принципы правовой определенности и исследования только тех обстоятельств, которые положены в основу решения по результатам проверки, строго соблюдаются ФНС и арбитражными судами. Дозаявление новых доводов в вышестоящих инстанциях при отсутствии таких доводов в нижестоящих инстанциях рассматривается правоприменителем сугубо в негативном ключе. Такие доводы могут в некоторых случаях судом не исследоваться вовсе.

Сибгатуллина Ия Искандаровна – магистрантка по направлению “Учет, анализ и аудит” Экономического факультета Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В статье изложен аналитический обзор о типологии управленческих решений в формировании финансовой отчетности. Выделены основные управленческие решения, принимаемые на основе финансовой отчетности.

Ключевые слова: Управленческие решения, финансовая отчетность и информация.

Типология управленческих решений принимаемых на основе информации формирования финансовой отчетности, заключаются в том, что управленческие решения характеризуются высокой сложностью и большим количеством разных типов. Думая, что управленческие решения могут принадлежать к определенному типу, если оно обладает каким-либо общим признаком, характерным для некоторых решений. Наиболее из важных признаков, которые применяются для построения типологии решений, существуют, как возможность реализации, степень разработки, степень достижения цели и степень обоснования управленческого решения. [2]

Согласно принципам подготовки и составления финансовой отчетности, состоит в представлении информации о финансовом положений компании, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении. Эта информация необходима для большого круга пользователей при принятии экономических решений. Следовательно, для того чтобы сформировать отчетную информацию, учитывая к реализации главной цели финансовой отчетности – удовлетворению заинтересованных пользователей полезной информацией. Для развития в современной российской экономики разрабатываются решения и вопросы при составлении финансовой отчетности. Для того чтобы раскрыть информацию в финансовой отчетности очень большое влияние происходит со стороны системы нормативного регулирования. Так как нормативное регулирование дает возможность по своим правилам составлять финансовую отчетность, и каким образом раскрыть информацию, и в какие сроки.

Основой финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, результатах деятельности (отчет о финансовых результатах) и изменениях в финансовом положении (отчет о движении денежных средств) предприятия. Финансовое положение предприятия раскрывается посредством представления информации об ее активах, обязательствах и капитале (данные баланса); финансовые результаты – путем раскрытия данных о доходах и расходах (данные отчета о финансовых результатах).

В информации финансовой отчетности заинтересованы существующие и потенциальные инвесторы, работники, банки, поставщики и прочие кредиторы, покупатели, налоговые органы, общественность.

На основе управленческих решениях принимаемых в финансовой отчетности зависят от следующих факторов: стоимость заемных источников; рентабельность и ликвидность, оборачиваемость, отраслевой принадлежности компании, основными условиями кредитования, а так же денежным оборотом в компании.

Необходимо рассмотреть влияние результатов анализа финансовой отчетности на принятие решений в отношении структуры баланса, ликвидности, управления рентабельностью, оптимизации учетной политики и прогнозной отчетности.

Грамотное управление ликвидностью залог успешного развития, тем самым предполагает решения отдельных видов оборотных активов. Своевременное выявление проблем играет важную роль в росте платежеспособности компании, ликвидности оборотных активов и снижение доли низколиквидных активов. Информация позволяет не только оценить существующие проблемы, но и необходимостью развития стратегии компании. Необходимо рассмотреть при принятии решений в отношении оборотных активов:

  • активы, недостаток активов в производственном процессе может привести к основным проблемам в деятельности компании, а именно снижение реализации или выпуска продукции, сбоям поставок покупателям и т.д.);
  • активы, которые могут быть или должны быть реализованы без каких-либо потерь в деятельности компании. При реализации данной части оборотных активов служат основным резервом для повышения ликвидности, приток денежных средств, а так же погашение перед кредиторами обязательств. [3]

Для того чтобы принять управленческие решения в отношении платежеспособности и ликвидности баланса компании, следует во-первых оценить размер, во-вторых оценить структуру краткосрочных обязательств. Увеличение краткосрочных обязательств очень опасен, если видно, что доля увеличивается основных источников, в том случай касается долгов по налогам и сборам. После такой ситуации необходимо осуществить мероприятие по высвобождению всевозможных средств из оборотных активов, тем самым погасить наиболее срочные обязательства.

При составлении прогнозной отчетности самым важным является в современном мире вопрос, который необходимо решить в рамках финансовой отчетности. Руководитель на основе прогнозной отчетности может оценить ситуацию по базовым показателям отчетности, соответствует ли на той или ином этапе поставленная задача, а именно перспектива роста компании, тактику, разработать краткосрочные и долгосрочные цели развития. Принимающие управленческие решения лица, могут заранее получать информацию в прогнозном периоде о росте денежных потоков, доходах, расходах, а так же источников финансирования.

  1. Гарифуллин К.М., Ивашкевич В.Б., Соколов А.Ю., Астраханцева Е.А., Губайдуллина А.Р. Формирование и использование информации бухгалтерского учета для принятия управленческих решений / К.М. Гарифуллин, В.Б. Ивашкевич, А.Ю. Соколов, Е.А. Астраханцева А.Р. Губайдуллина. –Москва. Изд-во «Кнорус». 2016. 133 с.
  2. Кирьянова З.В., Седова Е.И. Анализ финансовой отчетности, Юрайт - М. - 2017. - 432 c.
  3. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Анализ финансовой отчетности организации, Юнити-Дана - М. - 2016. - 584 c.
  4. Соколов А.Ю. Современные подходы к организации системы управленческого учета / А.Ю. Соколов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 8, С. 288-294

Налоговый менеджмент – это часть общей системы управления рыночной экономикой, то есть часть общего менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается с реализацией основных функций управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой, трактуется как особый вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование).

Налоговый менеджмент составляет часть финансового менеджмента. Объектом финансовой науки и практики выступает финансовое хозяйство государства и предприятий. Налоги являются важнейшим элементом государственных финансов. Около 90 % всех бюджетных (государственных и муниципальных) потоков составляют налоговые потоки. Более того, финансовая теория и практика на протяжении длительного времени, до начала ХХ века, развивалась в основном как наука о налогах. Поэтому с полным основанием можно считать науку о финансах в качестве теоретического фундамента налогового менеджмента. Налоговый менеджмент выступает составной частью финансового менеджмента предприятий системы управления их финансовыми (денежными) потоками путем принятия стратегических и тактических решений. В среднем около 45 % валовой добавленной стоимости российских предприятий распределяется (перераспределяется) через налоги. Они составляют существенную часть продажных цен, прибыли, зарплаты и других доходов. Т. е. налоги являются важной составляющей денежных потоков предприятия, влияют на мотивы принятия управленческих решений.

Вместе с тем, традиционно и финансовый, и налоговый менеджмент ограничивают лишь сферой хозяйствующих субъектов – предприятий, в то время как субъектами налоговых отношений и управления ими выступают и предприятия-налогоплательщики, и государство в лице соответствующих органов, которые организуют, планируют, регулируют и контролируют налоговый процесс и каждый на своем уровне. Поэтому следует говорить и о налоговом менеджменте применительно к процессу государственного управления финансовым хозяйством и налогами рыночными методами. Следовательно, в понятие «налоговый менеджмент» следует вкладывать налоговую часть финансового менеджмента, как на уровне предприятий, так и на уровне государственного финансового хозяйства. Т. е. в соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента:

  • макроуровень – государственный налоговый менеджмент;
  • микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.

Налоговый менеджмент обычно представляется как особый научно-практический процесс, направленный на обеспечение заданного законом режима функционирования налогового механизма, емкий и многогранный по своему содержанию, целевым установкам и условиям организации. Многогранность налогового менеджмента определяется рядом причин: сложностью его объекта управления, ориентацией на реализацию многих функций управления, многоуровневостью и многоаспектностью системы управления налоговым процессом, как на конкретном предприятии, так и в стране в целом. Налоговый менеджмент, с одной стороны, является результатом применения научных знаний, а с другой, сферой практической деятельности. В первом случае речь идет о разработке концептуальных основ налогового менеджмента: его предмета и объекта, совокупности принципов, подходов и инструментария; во втором случае о конкретных формах, методах и приемах принятия решений по управлению налогами, налогообложением и налоговыми потоками на разных уровнях.

Налоговый менеджмент - это система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро– и микроуровне.

Учитывая, что налоговый менеджмент синтезирует в себе методологию и технику управления налоговыми отношениями (налогами, налоговыми потоками), он представляет собой систему, строящуюся на основе специальных принципов, форм, методов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется это управление.

Налоговый менеджмент как система управления имеет свой объект управления и субъект управления.

Субъектами налогового менеджмента выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятии, организации).

Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налогового процесса на макро– и микроуровне. Причем, и для функционирования корпоративного, и для государственного налогового менеджмента объектом управления выступают как входящие, так и выходящие налоговые потоки, несмотря на то, что одни и те же потоки одновременно являются для государства доходом, а для предприятий-налогоплательщиков, расходом. Только комплексное управление входящими и исходящими налоговыми потоками в целом и каждом уровне в отдельности можно достигнуть желаемой цели и обеспечить эффективность налогового менеджмента.

Частные цели государственного и корпоративного налогового менеджмента различные: государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а предприятия, в уменьшении налоговых платежей. Однако общей целью налогового менеджмента, безотносительно к его уровню, является укрепление финансов, повышение экономической эффективности и обеспечение экономического роста.

Цель и эффективность налогового менеджмента, движение налоговых потоков обеспечиваются через организацию и функционирование налогового процесса на макро-и микроуровне. На уровне макроэкономики налоговый менеджмент структурно включает в себя налоговое право, налогообложение, налоговую политику, налоговую систему и налоговый механизм (см. Рис. 1). На микроуровне налоговый менеджмент включает в себя только отдельные элементы налогового процесса, являющиеся прерогативой органов управления предприятием, а именно: налоговая политика, налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль самой организации (предприятия).

Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений в области управления входящими и исходящими налоговыми потоками. Принятие таких решений осуществляется в рамках налогового процесса, организуемого государством на уровне экономики в целом по всем названным выше составляющим его элементам. В отличие от налогового менеджмента на уровне макроэкономики, принятие управленческих решений на уровне предприятия осуществляется лишь по тем элементам налогового процесса, которые менеджмент предприятия самостоятельно организует и использует в управлении.

Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений

Рис. 1. Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений и организационно-налоговых категорий управления налоговым процессом на макроуровне

Налоговый менеджмент – сложный, трудоемкий и многостадийный процесс, требующий системного подхода, причем при осуществлении налогового менеджмента полностью избежать рисков невозможно. У государства возникают риски недополучения запланированных налоговых доходов, а у предприятий – риски потери доходов в виде штрафных налоговых санкций, в результате принятия неэффективных управленческих решений и действий. Эта проблема также будет рассмотрена в соответствующих разделах работы. Налоговый менеджмент – это наука, искусство и практика принятия управленческих решений по оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями, а также решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля.

Налоговый менеджмент – это наука, поскольку принятие налогового решения требует знаний как концептуальных основ управления денежными отношениями в обществе в целом и на отдельном предприятии и разработки научно обоснованных методов их реализации, так и общих закономерностей развития всего воспроизводственного процесса. Налоговый менеджмент – это искусство, поскольку большая часть налоговых решений должна быть ориентирована на будущие успехи (высокие результаты) в области оптимизации государственных доходов, прибыли и затрат предприятий, государственных доходов, чистого дохода общества и доходов налогоплательщиков, что предполагает иногда чисто интуитивную комбинацию форм, методов и элементов налогового управления, но основанную на высоком профессионализме и знаниях экономических тонкостей. Наконец, налоговый менеджмент – это практическая деятельность субъектов налоговых отношений по управлению налоговыми потоками рыночными формами и методами с целью укрепления финансов и роста доходов субъектов управления.

Налоговый менеджмент как особый тип рыночного управления налоговыми отношениями может применяться только в рамках наличия рыночной среды. Для субъектов налогового менеджмента рыночная среда предполагает:

  • формирование целей развития в зависимости от состояния экономики, потребления и рынка;
  • ориентацию на спрос потребителей и потребности рынка;
  • хозяйственно-финансовую самостоятельность и ответственность за принятие решений;
  • эффективность деятельности, связанной с управлением налогами (обеспечение максимального результата при минимальных налоговых расходах).

Таким образом, налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко:

  1. как процесс принятия управленческого решения;
  2. как систему управления.

Налоговый менеджмент как процесс принятия решения

Чаще всего, ситуации, возникающие у органов государственной власти и на предприятиях, связанные с движением налоговых потоков и управлением налоговым процессом, требуют принятия соответствующих налоговых решений. Управленческое решение предполагает определение цели, задач и программы действий, или их корректировку. При принятии решений важно учитывать изменение и реакцию внешней среды (для государства – поведение налогоплательщиков и предложение ими объектов налогообложения; для предприятий-налогоплательщиков – изменение налогового законодательства и спроса на налоги). Субъекты налогового менеджмента должны приспосабливаться к внешней для них среде на основе обратной связи.

Менеджерские решения принимаются на основе обработки и анализа информации. Вместе с постановкой цели информационное обеспечение составляет важнейший этап технологии налогового менеджмента как процесса принятия управленческого решения. Технология налогового менеджмента представляет собой последовательную совокупность действий субъекта с целью получения ожидаемого результата. Схематично этот процесс представлен на рис. 2.

Технология налогового менеджмента

Рис. 2. Технология налогового менеджмента как процесса принятия управленческого решения

Налоговый менеджмент как система управления

Понимание налогового менеджмента как системы управления расширяет его понимание как процесса принятия управленческого решения на основе системного подхода к взаимодействию субъекта и объекта управления.

Субъектами налогового менеджмента выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти (Федеральное собрание Российской Федерации, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, другие государственные структуры и учреждения, включая аналогичные органы власти и службы субъектов РФ), а также налогоплательщики – юридические лица (предприятия, организации, корпорации) и их специальные подразделения (отделы, группы лиц), обеспечивающие управление налогами (налоговыми потоками, налоговыми доходами и расходами) на макро– и микроуровне, соответственно.

Объектом налогового менеджмента, как уже отмечалось, являются входящие и исходящие налоговые потоки, выступающие в форме налоговых доходов и расходов субъектов управления, а также совокупность условий функционирования налогового процесса на уровне экономики, региона и отдельных предприятий (организаций, корпораций). Объект налогового управления – сложная, динамичная и относительно открытая система. Относительность открытости налогового менеджмента как системы управления обусловлена монополизмом государства в установлении спроса на налоги (системы налогов, элементов налогообложения отдельных налогов, других правил и условий налогообложения и налогового процесса), скрытностью для внешней среды (конфиденциальностью) попыток и действий организаций – налогоплательщиков по минимизации налоговых платежей и оптимизации налоговых потоков и другими причинами. Динамичность названной системы обусловлена динамичностью (в современной России даже чрезмерной, граничащей с неустойчивостью, а значит с повышенным риском) налогового законодательства, налоговой системы, налоговой политики и всего налогового процесса, изменениями экономики, рыночной среды и т. д. Подвижность внутренней и внешней среды и характера взаимоотношений государства и налогоплательщиков, неоднозначность критериев оценки деятельности субъектов управления делают процесс управления сложным и одновременно творческим.

Взаимодействие субъекта и объекта налогового менеджмента осуществляется через постановку стратегических и тактических целей. Это центральное звено системы управления, от которого зависит выбор налоговых форм, методов и инструментов менеджмента. Эффективность налогового менеджмента и определяется, прежде всего, достижением управленческих целей. С учетом вышесказанного можно схематично построить взаимосвязи элементов налогового менеджмента как системы управления налоговыми потоками (налоговыми доходами и расходами), представленные на рис. 3.

Цели определяются субъектом налогового менеджмента исходя из конкретных условий его функционирования и внешней среды, а также качественного состояния налогового процесса. Основной целью налогового менеджмента является получение налоговой прибыли (не надо путать ее с обычной прибылью), обеспечение финансовой устойчивости и доходности на основе применения эффективных налоговых форм, методов и инструментов управления и эффективного вложения (расходования) налоговых доходов и прибыли.

Взаимосвязи элементов налогового менеджмента

Рис. 3. Взаимосвязи элементов налогового менеджмента как системы управления

При этом важнейшее значение имеет стратегическая цель, в которую закладываются общее направление и способы формирования и использования налоговых доходов (прибыли). В рамках стратегии субъекта налогового менеджмента осуществляется подбор адекватных тактических цели и задач, налоговых методов, инструментов и приемов воздействия на экономику, финансы, налоговые потоки соответствующего уровня. Постановка новой цели означает разработку новой стратегии и тактики, а корректировка первой – корректировку вторых.

Цель должна быть выражена определенными показателями (сумма налоговых доходов и расходов, налоговой прибыли, абсолютные и относительные показатели эффективности, включая экономический роста, уровень налогового бремени и т. п.). Это относится и к стратегическим, и к тактическим целям и к задачам, в реализацию которых подбираются стратегические и тактические налоговые формы, методы, инструменты и приемы налогового менеджмента (диагностика налоговой деятельности, использование элементов налогообложения конкретных налогов, налоговое регулирование и контроль, налоговое планирование, оценка налоговых рисков и эффективности налоговых доходов и расходов и др.). Важнейшим способом управления является налоговое бюджетирование, которое предполагает балансирование налоговых доходов и налоговых расходов. В этой связи, отличительной чертой налогового менеджмента является многовариантность, комбинация стандартных подходов с индивидуальными решениями, учитывающими конкретную ситуацию.

Рассматривая сущность налогового менеджмента, нельзя не сказать о его функциях. Поскольку налоговый менеджмент является системой управления, постольку следует выделять функции субъекта и функции объекта этой системы. Функциями субъекта налогового менеджмента являются традиционные функции управления вообще с учетом налоговой специфики: организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль. Функциями объекта налогового менеджмента выступают функции налогов: совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная. Функции объекта предполагают потенциальную возможность реализации объективной сущности налогов, а функции субъекта налогового менеджмента связаны с деятельностью по реализации функций объекта на практике.

Задачи налогового менеджмента являются следующие:

  • обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления;
  • эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли;
  • оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков;
  • обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков;
  • минимизация налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли;
  • достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления;
  • внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования;
  • повышение эффективности мер налогового регулирования и налогового контроля;
  • другие задачи.

Результатом решения этих задач является обеспечение налогового равновесия и сбалансированности налоговых потоков, т. е. надлежащее выполнение налоговым менеджментом всех своих функций.

Как любая организационная структура налоговый менеджмент строится на определенных организационных принципах, среди которых можно выделить следующие:

  • взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансов;
  • комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений;
  • динамизм налогового управления;
  • многовариантность подходов и управленческих решений;
  • учет фактора риска при принятии решений.

Названные принципы являются минимальными общими требованиями к построению рациональной системы налогового менеджмента на макро– и микроуровне.

О том, как строится сегодня работа отделов налогового аудита и какие дополнительные возможности по защите своих прав есть у налогоплательщиков, рассказывает Алексей Викторович Демин, начальник отдела налогового аудита УФНС России по Самарской области.

Досье «Спутника Главбуха»

Алексей Викторович Демин,
начальник отдела налогового аудита УФНС России по Самарской области, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Образование: окончил кооперативный техникум, затем юридический факультет Современного Гуманитарного Университета.

Карьера:
работу в налоговых органах начал в 1996 году (инспектор в ИФНС по Кировскому району г. Самары);
с 2003 года работает в УФНС России по Самарской области (консультант юридического отдела, затем заместитель начальника юридического отдела);
с 2006 года по настоящее время является начальником отдела налогового аудита областного УФНС.

- Алексей Викторович, что послужило причиной для формирования в рамках налоговой службы отделов налогового аудита?

- Напомню, что отделы налогового аудита как специальное структурное подразделение появились в налоговых органах с января 2006 года (приказ ФНС РФ от 9 ноября 2005 г. № САЭ-3-15/572). Их создание было обусловлено четырьмя главными целями:

1) улучшить качество контрольных мероприятий, проводимых налоговой службой;
2) держать под контролем законность проводимых налоговиками мероприятий;
3) следить за соблюдением прав налогоплательщиков;
4) существенно снизить нагрузку арбитражных судов.

- Такие отделы существуют не только в УФНС, но и в каждой районной налоговой инспекции?

- Да. Но функции отдела налогового аудита в УФНС и функции аналогичных отделов в районных инспекциях несколько различаются.

В районных налоговых инспекциях отделы налогового аудита «специализируются» в основном на рассмотрении возражений налогоплательщиков по актам проведенных налоговых проверок. Вообще предполагается, что после проведения проверки налоговые инспекторы должны передать составленный акт проверки в отдел налогового аудита. А отдел налогового аудита в свою очередь должен всесторонне и объективно оценить этот акт, указать на имеющиеся в нем недостатки, возможно, порекомендовать привести какие-то дополнительные доказательства.

- Получается, что любой акт по итогам камеральной или выездной проверки теперь проходит через оценку отдела налогового аудита соответствующей налоговой инспекции?

- Да. Согласно рекомендациям ФНС РФ, все акты должны проходить через отделы налогового аудита.

Поэтому в настоящее время действует такой порядок: подразделение налоговой инспекции, которое проводило проверку, уведомляет налогоплательщика о месте и времени рассмотрения возражений по акту. Налогоплательщик представляет свои возражения, и именно отдел налогового аудита отвечает за документирование возражений налогоплательщика, непосредственно участвует в коллегии по рассмотрению возражений, ведет протокол заседания коллегии.

- Налогоплательщик тоже получает экземпляр протокола заседания коллегии?

- Да. Но дело в том, что в протоколе указываются лишь формальные моменты: кто присутствовал на коллегии, предмет обсуждения. Результат по итогам коллегии налогоплательщику не объявляется, поскольку у отдела налогового аудита должно быть время для подготовки заключения по доводам, представленным обеими сторонами.

Свое заключение отдел налогового аудита обязательно доводит до сведения руководства налоговой инспекции. Очень часто в своем заключении отдел налогового аудита рекомендует провести дополнительные контрольные мероприятия, которые помогут усилить позицию налогового органа. Либо, напротив, сообщает руководству, что дальнейшие действия в отношении конкретного налогоплательщика, учитывая сложившуюся арбитражную практику, абсолютны бесперспективны.

- Какую арбитражную практику налоговики принимают во внимание в первую очередь? Ту, которая сложилась по Поволжскому округу?

- Прежде всего, учитывается позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, поэтому мы внимательно следим за всеми его постановлениями и Определениями. Большую роль играет и судебная практика, сложившаяся в нашем регионе. В этом случае сотрудники отдела налогового аудита обращаются к информационно-правовой базе, анализируют сложившуюся ситуацию и доводят до руководства информацию о том, что ФАС Поволжского округа по данному вопросу принимает решения не в пользу налоговых органов.

- Окончательное решение по акту проверки принимает исключительно руководство налоговой инспекции?

- Да, решение всегда остается за руководителем налоговой инспекции либо его заместителем. Однако следует учесть, что принятое решение всегда является следствием работы всех отраслевых отделов инспекции по проверяемым видам налогов, итогом рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщика и его возражений, а также учитывает заключение, данное отделом налогового аудита.

- С возражениями по актам проверок понятно. Скажите, рассматривают ли районные отделы налогового аудита жалобы налогоплательщиков?

- Рассматривают, но не все жалобы. Например, они не вправе принимать к рассмотрению жалобы налогоплательщиков на уже принятые ненормативные акты (то есть решения, требования) налоговых органов.

А вот написать жалобу на имя руководителя налоговой инспекции о том, что конкретный налоговый инспектор Иванов допустил нарушение своих обязанностей или каким-то образом ущемил законные интересы налогоплательщика, можно. Такие жалобы районные отделы налогового аудита рассматривают.

- Таким образом, специфика отдела налогового аудита УФНС состоит именно в рассмотрении жалоб налогоплательщиков на ненормативный характер решений, принятых в районной налоговой инспекции?

- Да, все правильно. Чаще всего к нам поступают жалобы налогоплательщиков на необоснованность привлечения их к налоговой ответственности.

И еще отдел налогового аудита УФНС занимается рассмотрением возражений по актам повторных выездных налоговых проверок, проведенных не только районными налоговыми инспекциями, но и самим УФНС. То есть мы следим за законностью, обоснованностью, полнотой сбора доказательной базы.

- Предположим, налогоплательщик пожаловался на инспектора Иванова, а налоговая инспекция заступилась за своего работника. Может ли налогоплательщик обратиться с этим же вопросом в УФНС?

- Обратиться в вышестоящий налоговый орган – законное право налогоплательщика.

- Многие ли налогоплательщики, обратившись в отдел налогового аудита УФНС, одновременно подают иск в суд?

- Практика показывает, что в настоящее время большая часть налогоплательщиков пытается решить возникшую проблему в досудебном порядке, поэтому обращается в вышестоящий налоговый орган. Это резонно со всех точек зрения, включая материальный аспект. В отличие от суда, рассмотрение жалобы в УФНС происходит совершенно бесплатно, никакой госпошлины платить не надо. Кроме того, в УФНС жалоба в любом случае будет рассмотрена быстрее, чем при прохождении процедуры судебного разбирательства.

- Расскажите, чем отличается апелляционная жалоба от обычной жалобы?

- На чье имя пишется апелляционная жалоба?

- Просто «В УФНС России по Самарской области…». Но отправляется жалоба в районную налоговую инспекцию.

- Отправлять апелляционную жалобу лучше почтой?

- Нет, лучше послать в налоговую инспекцию нарочного. Если, предположим, налогоплательщик отправляет апелляционную жалобу за день до вступления решения налоговиков в законную силу, то понятно, что почта никак не сможет доставить отправление в этот же или на следующий день. В результате получится, что налоговые органы будут иметь законные основания для выставления требований об уплате налога.

- Каковы действия налоговой инспекции, получившей апелляционную жалобу?

- Получив апелляционную жалобу, налоговая инспекция у себя фиксирует, что принятое решение пока не может вступить в силу, и требование не выставляет. Далее она в течение трех рабочих дней пересылает апелляционную жалобу вместе с приложенными документами к нам.

- Сегодня я стала свидетелем того, как налогоплательщик пришел в УФНС с апелляционной жалобой и долго не мог понять, что же ему делать дальше: пропускная система здесь жесткая, а потому попасть к вам в отдел он не смог. Разъясните, пожалуйста, порядок обращения в УФНС.

- В принципе, никто не запрещает налогоплательщикам обращаться не в налоговую инспекцию, а сразу в УФНС. Но это не лучший вариант: если апелляционная жалоба попадает к нам, минуя ИФНС, то нам впоследствии приходится писать в ИФНС письмо об отзыве требования, которое районные налоговики уже выставили. Поэтому лучше все-таки следовать установленному порядку и обращаться непосредственно в налоговую инспекцию.

Для приема корреспонденции от налогоплательщиков, в том числе и жалоб, в холле установлен специальный ящик. Жалобу нужно опустить в ящик, в этот же день корреспонденция забирается и регистрируется. Так что на следующий день налогоплательщик может позвонить в канцелярию и поинтересоваться входящим номером.

- В какие сроки должна быть рассмотрена жалоба налогоплательщика?

- Согласно статье 140 Налогового кодекса РФ, на рассмотрение жалобы налогоплательщика (и апелляционной, и обычной) нам отводится 30 календарных дней. Но это срок может быть продлен еще на 15 рабочих дней, если возникли сложности с получением каких-либо документов, если надо обработать большое количество информации, запросить какие-то дополнительные сведения и т.д.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы принимается решение. Если жалоба удовлетворяется, то решение налогового органа отменяется полностью или частично (в зависимости от того, в каком объеме жалоба была удовлетворена). Решение, вынесенное областным налоговым Управлением, является обязательным для исполнения районными налоговыми инспекциями. Решение должно быть исполнено ими немедленно после получения.

- О том, что срок рассмотрения жалобы продлен, налогоплательщик уведомляется?

- Нет, уведомлять его мы не обязаны.

- Налогоплательщик может приложить к своей апелляционной жалобе те документы, которые не фигурировали при проверке?

- Согласно статье 139 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вправе приложить любые документы, которые он сочтет необходимыми. А мы уже даем оценку этим документам, анализируем их, смотрим, когда они появились, почему они не были рассмотрены в рамках проверки.

- С правилами подачи апелляционной жалобы мы разобрались. Теперь давайте перейдем к нюансам подачи обычных жалоб.

Если на подачу апелляционной жалобы отводится всего 10 дней, то обычная жалоба может быть подана в течение года с того момента, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав.

- Получив апелляционную жалобу, налоговики автоматически приостанавливают вступление своего решения в законную силу. А в случае поступления обычной жалобы?

- Насколько я понимаю, УФНС, рассматривая жалобы, непосредственно с налогоплательщиками не контактирует?

- Вы правы. Никаких встреч, комиссий мы здесь не проводим. Но это не значит, что налогоплательщик не может представить нам какие-то дополнительные объяснения или документы, а также звонить и интересоваться, как продвигаются дела с его жалобой. Мы всегда готовы ответить на вопросы налогоплательщиков.

- О простой жалобе УФНС тоже уведомляет налоговую инспекцию?

-Нет. Мы ставим ИФНС в известность только о поступлении от налогоплательщика апелляционной жалобы.

- Как происходит рассмотрение жалобы в УФНС?

- Получая жалобу, мы направляем материалы дела в районную налоговую инспекцию, чтобы те дали свое заключение по жалобе. Если возникает необходимость, то материалы дела направляются в отраслевые отделы Управления, для того чтобы узнать позицию отраслевиков по рассматриваемым в жалобе вопросам. Потом, проанализировав оба заключения, изучив материалы дела и представленные доказательства, мы принимаем решение. Конечно, вынося решение, мы руководствуемся, прежде всего, сложившейся позицией УФНС по данному вопросу, подкрепленной соответствующими разъяснениями ФНС РФ.

Тем не менее, довольно часто позиция отдела налогового аудита кардинально отличается от позиции отраслевых отделов. Так, мы нередко по-разному смотрим на вопросы о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, о вычетах по НДС.

- И кто же более либерален по отношению к налогоплательщику?

- Конечно, мы. В отличие от отделов налогового аудита, отраслевые отделы, как правило, не руководствуются сложившейся судебной практикой.

- Кто принимает итоговое решение?

- По окончании сроков рассмотрения жалобы принимает соответствующее решение руководитель УФНС или его заместитель.

Решение направляется двум заинтересованным лицам: налогоплательщику и налоговой инспекции.

- Какие ошибки допускают налогоплательщики, обращаясь с жалобами?

- Первая ошибка – непредставление налогоплательщиком документов в обоснование своих доводов. В этом случае мы в отказе пишем, что не можем дать оценку обоснованности доводов налогоплательщика ввиду непредставления им соответствующих документов.

Вторая ошибка связана с тем, что с жалобой обращается лицо, чьи полномочия документально не подтверждены. Поэтому если с жалобой обращается не руководитель фирмы, а его заместитель, исполняющий обязанности, главный бухгалтер и т.д., то к жалобе обязательно должны быть приложены приказ руководителя, подтверждающий полномочия данного лица, либо доверенность. Если речь идет о работнике этой организации, то заверять доверенность у нотариуса не надо.

Третья ошибка – отсутствие в жалобе подписи заявителя. Такие жалобы оставляются Управлением без рассмотрения.

После устранения всех недостатков налогоплательщик может повторно обратиться с жалобой (но для апелляционной жалобы в любом случае будет действовать 10-дневный срок!).

- Когда налогоплательщик узнает о том, что ему отказано в рассмотрении жалобы? По истечении 30 дней?

- Нет, конечно. Какой смысл тянуть с ответом? Как только такое решение будет принято, мы вышлем налогоплательщику соответствующее уведомление.

- Если был установлен факт необоснованного решения налогового органа, последуют ли санкции в отношении налоговиков-нарушителей?

- В зависимости от характера и степени установленных Управлением нарушений при рассмотрении жалобы. В любом случае Управление реагирует на такие факты путем направления в инспекцию соответствующих «разъяснительных» писем. В отдельных случаях назначаются служебные проверки, запрашиваются объяснения должностных лиц инспекций. Как правило, результатом таких действий становится применение дисциплинарного взыскания.

- Многие ли налогоплательщики, получив от УФНС отказ в удовлетворении жалобы, обращаются в суд?

- Приблизительно 20 процентов. И больше половины из этих 20 процентов судебные споры выигрывают. Так что мы уже сегодня в немалой степени облегчаем арбитражным судам их работу. На мой взгляд, большое заблуждение - считать обращение с жалобой в отдел налогового аудита занятием бесперспективным. Только за этот год мы удовлетворили почти половину жалоб налогоплательщиков.

Так что жаловаться надо обязательно, но делать это правильно.

- Можно ли сказать, что в Самарской области процент обращений в отделы налогового аудита больше, чем процент обращений в суды? Как вы сами оцениваете эту ситуацию?

- На четверку с плюсом. Кстати, напомню, что с 1 января 2009 года налогоплательщики смогут обратиться в суд только после обжалования решения по проверке в вышестоящем налоговом органе. Так что работы у нас прибавится. Мы уже сейчас готовимся к тому валу обращений, который на нас обрушится ровно через год. И первое, что надо решить, - укомплектовать кадровый состав отделов налогового аудита. Мы сейчас испытываем настоящий кадровый голод.

- Трудно стать налоговым аудитором?

- Случайных людей в отделах налогового аудита, конечно, нет. Квалификационные требования к сотрудникам отделов налогового аудита следующие: высшее юридическое или экономическое образование и стаж работы не менее 3 лет. Для юриста важен опыт участия в судебных разбирательствах, а для экономистов – опыт проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

- Большое спасибо за сегодняшнюю беседу.

Содержание налогового менеджмента

Налоговый менеджмент – это часть общей системы управления рыночной экономикой, то есть часть общего менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается с реализацией основных функций управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой, трактуется как особый вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование)[2].

Налоговый менеджмент составляет часть финансового менеджмента. Объектом финансовой науки и практики выступает финансовое хозяйство государства и предприятий. Налоги являются важнейшим элементом государственных финансов. Около 90 % всех бюджетных (государственных и муниципальных) потоков составляют налоговые потоки. Более того, финансовая теория и практика на протяжении длительного времени, до начала ХХ века, развивалась в основном как наука о налогах. Поэтому с полным основанием можно считать науку о финансах в качестве теоретического фундамента налогового менеджмента. Налоговый менеджмент выступает составной частью финансового менеджмента предприятий системы управления их финансовыми (денежными) потоками путем принятия стратегических и тактических решений. В среднем около 45 % валовой добавленной стоимости российских предприятий распределяется (перераспределяется) через налоги. Они составляют существенную часть продажных цен, прибыли, зарплаты и других доходов. Т. е. налоги являются важной составляющей денежных потоков предприятия, влияют на мотивы принятия управленческих решений.

Вместе с тем, традиционно и финансовый, и налоговый менеджмент ограничивают лишь сферой хозяйствующих субъектов – предприятий, в то время как субъектами налоговых отношений и управления ими выступают и предприятия-налогоплательщики, и государство в лице соответствующих органов, которые организуют, планируют, регулируют и контролируют налоговый процесс и каждый на своем уровне. Поэтому следует говорить и о налоговом менеджменте применительно к процессу государственного управления финансовым хозяйством и налогами рыночными методами. Следовательно, в понятие «налоговый менеджмент» следует вкладывать налоговую часть финансового менеджмента, как на уровне предприятий, так и на уровне государственного финансового хозяйства. Т. е. в соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента:

– макроуровень – государственный налоговый менеджмент;

– микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент. [3]

Налоговый менеджмент обычно представляется как особый научно-практический процесс, направленный на обеспечение заданного законом режима функционирования налогового механизма, емкий и многогранный по своему содержанию, целевым установкам и условиям организации[4]. Многогранность налогового менеджмента определяется рядом причин: сложностью его объекта управления, ориентацией на реализацию многих функций управления, многоуровневостью и многоаспектностью системы управления налоговым процессом, как на конкретном предприятии, так и в стране в целом. Налоговый менеджмент, с одной стороны, является результатом применения научных знаний, а с другой, сферой практической деятельности. В первом случае речь идет о разработке концептуальных основ налогового менеджмента: его предмета и объекта, совокупности принципов, подходов и инструментария; во втором случае о конкретных формах, методах и приемах принятия решений по управлению налогами, налогообложением и налоговыми потоками на разных уровнях.

Налоговый менеджмент –это система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро– и микроуровне.

Учитывая, что налоговый менеджмент синтезирует в себе методологию и технику управления налоговыми отношениями (налогами, налоговыми потоками), он представляет собой систему, строящуюся на основе специальных принципов, форм, методов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется это управление.

Налоговый менеджмент как система управления имеет свой объект управления и субъект управления.

Субъектами налогового менеджмента выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятии, организации).

Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налогового процесса на макро– и микроуровне. Причем, и для функционирования корпоративного, и для государственного налогового менеджмента объектом управления выступают как входящие, так и выходящие налоговые потоки, несмотря на то, что одни и те же потоки одновременно являются для государства доходом, а для предприятий-налогоплательщиков, расходом. Только комплексное управление входящими и исходящими налоговыми потоками в целом и каждом уровне в отдельности можно достигнуть желаемой цели и обеспечить эффективность налогового менеджмента.

Частные цели государственного и корпоративного налогового менеджмента различные: государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а предприятия, в уменьшении налоговых платежей. Однако общей целью налогового менеджмента, безотносительно к его уровню, является укрепление финансов, повышение экономической эффективности и обеспечение экономического роста.

Цель и эффективность налогового менеджмента, движение налоговых потоков обеспечиваются через организацию и функционирование налогового процесса на макро-и микроуровне. На уровне макроэкономики налоговый менеджмент структурно включает в себя налоговое право, налогообложение, налоговую политику, налоговую систему и налоговый механизм (см. Рис. 1). На микроуровне налоговый менеджмент включает в себя только отдельные элементы налогового процесса, являющиеся прерогативой органов управления предприятием, а именно: налоговая политика, налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль самой организации (предприятия).




Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений в области управления входящими и исходящими налоговыми потоками. Принятие таких решений осуществляется в рамках налогового процесса, организуемого государством на уровне экономики в целом по всем названным выше составляющим его элементам. В отличие от налогового менеджмента на уровне макроэкономики, принятие управленческих решений на уровне предприятия осуществляется лишь по тем элементам налогового процесса, которые менеджмент предприятия самостоятельно организует и использует в управлении.

Рис. 1. Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений и организационно-налоговых категорий управления налоговым процессом на макроуровне

Налоговый менеджмент – сложный, трудоемкий и многостадийный процесс, требующий системного подхода, причем при осуществлении налогового менеджмента полностью избежать рисков невозможно. У государства возникают риски недополучения запланированных налоговых доходов, а у предприятий – риски потери доходов в виде штрафных налоговых санкций, в результате принятия неэффективных управленческих решений и действий . Эта проблема также будет рассмотрена в соответствующих разделах работы. Налоговый менеджмент– это наука, искусство и практика принятия управленческих решений по оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями, а также решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля.

Налоговый менеджмент – это наука, поскольку принятие налогового решения требует знаний как концептуальных основ управления денежными отношениями в обществе в целом и на отдельном предприятии и разработки научно обоснованных методов их реализации, так и общих закономерностей развития всего воспроизводственного процесса. Налоговый менеджмент – это искусство, поскольку большая часть налоговых решений должна быть ориентирована на будущие успехи (высокие результаты) в области оптимизации государственных доходов, прибыли и затрат предприятий, государственных доходов, чистого дохода общества и доходов налогоплательщиков, что предполагает иногда чисто интуитивную комбинацию форм, методов и элементов налогового управления, но основанную на высоком профессионализме и знаниях экономических тонкостей. Наконец, налоговый менеджмент – это практическая деятельность субъектов налоговых отношений по управлению налоговыми потоками рыночными формами и методами с целью укрепления финансов и роста доходов субъектов управления.

Налоговый менеджмент как особый тип рыночного управления налоговыми отношениями может применяться только в рамках наличия рыночной среды. Для субъектов налогового менеджмента рыночная среда предполагает:

– формирование целей развития в зависимости от состояния экономики, потребления и рынка;

– ориентацию на спрос потребителей и потребности рынка;

– хозяйственно-финансовую самостоятельность и ответственность за принятие решений;

– эффективность деятельности, связанной с управлением налогами (обеспечение максимального результата при минимальных налоговых расходах).

Таким образом, налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко:

1) как процесс принятия управленческого решения;

2) как систему управления.

Чаще всего, ситуации, возникающие у органов государственной власти и на предприятиях, связанные с движением налоговых потоков и управлением налоговым процессом, требуют принятия соответствующих налоговых решений. Управленческое решение предполагает определение цели, задач и программы действий, или их корректировку. При принятии решений важно учитывать изменение и реакцию внешней среды (для государства – поведение налогоплательщиков и предложение ими объектов налогообложения; для предприятий-налогоплательщиков – изменение налогового законодательства и спроса на налоги). Субъекты налогового менеджмента должны приспосабливаться к внешней для них среде на основе обратной связи.

Менеджерские решения принимаются на основе обработки и анализа информации. Вместе с постановкой цели информационное обеспечение составляет важнейший этап технологии налогового менеджмента как процесса принятия управленческого решения. Технология налогового менеджмента представляет собой последовательную совокупность действий субъекта с целью получения ожидаемого результата. Схематично этот процесс представлен на рис. 2.

Рис. 2. Технология налогового менеджмента как процесса принятия управленческого решения

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: