Влияние налогов на рыночное равновесие

Опубликовано: 15.05.2024

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

  • налоги;
  • дотации;
  • фиксированные цены.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

  • а) налог уплачивают продавцы;
  • б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1( равновесный объем продаж - Q1 (рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р- до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей - Р+ACP1.

Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога - продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновееие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая - на продавцов (рис. 5.3, а). Из рис. 5.3, а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АСР1, а взнос продавцов - P1CBP-. На рис. 5.3, б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая - на покупателей.

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация - это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1 а равновесная цена - P1 (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

  • а) установление верхнего ("потолка") предела цен;
  • б) установление нижнего ("пола") предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая "социально низкая цена") - это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, "потолок" цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения "черного рынка".

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела ("пола") цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет продано Q'q единиц блага, во втором - Q"s.

Рис. 5.5. Фиксированная цена

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa


Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

date image
2015-07-14 views image
16889

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Вмешательство внешних сил в действие закона спроса и предложения может влиять на сформировавшееся рыночное равновесие. Одним из рычагов регулирования рыночной системы, не нарушающим закона спроса и предложения, являются налоги. Они не изменяют условий протекания рыночных процессов и не ограничивают свободы действий рыночных субъектов. Однако как потребители, так и производители товаров воспринимают увеличение налогов крайне отрицательно, поскольку любой налог, прямой или косвенный, непременно включается в цену продаваемого товара. Рост цены, неизбежно следующий за увеличением налога, вызывает снижение как потребительских покупок, так и предложения товаров, облагаемых налогом.

Графически эту ситуацию можно представить следующим образом. В результате введения нового налога или увеличения процентных ставок уже существующих налогов кривая предложения S1 переместится влево и вверх на величину налога T, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения Е1 вплоть до пересечения с новой кривой предложения S2, т. е. в точку Е2. В результате на рьшке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с Q1 до Q2 а цена возрастет с Р1 до Р2 (рис. 4.4).


Рис. 4.4. Последствия введения налога.

Несмотря на то что формально налог в государственный бюджет вносит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей, покупающих товары, облагаемые налогом.

Таким образом, отрицательный эффект увеличения налогов – общее снижение производства товаров и уменьшение потребления их покупателями по причине их удорожания.

Противоположный результат достигается при предоставлении субсидии (их можно рассматривать как отрицательные налоги) как покупателю, так и продавцу.

Смещение кривых спроса и предложения на величину субсидии G будет противоположно их смещению при налогообложении.

Например, получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведет к смещению кривой предложения вниз на величину G (рис. 4.5), что приведет к увеличению равновесного количества товара с Q1 до Q2 и одновременно к снижению равновесной цены с Р1 до Р2.


Рис. 4.5. Последствия введения субсидий.

Если же субсидию получит покупатель, то на величину G переместится кривая спроса, а не кривая предложения.

ЧАСТЬ 5. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике

20.4. Влияние налогов на рыночное равновесие

В дополнение к изложенной ранее схеме воздействия косвенных налогов необходимо иметь в виду следующее.

Фискальная политика в области налогов рассматривает два направления их воздействия: на спрос (кейнсианская модель), на предложение (теория предложения). В первом случае при снижении налогов увеличивается совокупный спрос, в результате чего линия спроса из равновесного состояния AD1 сдвинется вправо вверх в положение AD2 (см. схему 20.3.).

Это увеличивает объем национального продукта до величины Q2 и уровень цен до Р2, то есть ускорится темп инфляции.

Во втором случае снижение налогов увеличит совокупное предложение, так как у населения возрастут доходы и сбережения, а у предпринимателей - инвестирование производства. Меньший подоходный налог работников увеличит зарплату и усиливает стимулы к труду, что приведет к расширению производства. В результате линия совокупного предложения переместится из положения AS1 вправо вниз в положение AS2, означающего рост национального продукта до уровня Q3, и снижению цен с Р2 до РЗ.

Схема 20.3. Без названия

Кроме того, теория «экономики предложения» показывает, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к сокращению суммы налоговых поступлений, а наоборот, к ее росту за счет расширения налоговой базы -роста национального производства и дохода.

Теоретическим доказательством воздействия налогов на инвестиционную деятельность служит разработанная американскими учеными - представителями «экономики предложения» А. Лаффэром и др. зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета.

Согласно этой теории рост налоговых ставок до определенного предела способствует росту налоговых доходов, затем рост замедляется, а потом происходит резкое падение доходов бюджета. Отсюда и сделан общий вывод о том, что задачу стимулирования экономики, и прежде всего инвестиционной активности, следует решать на путях радикального облегчения налогового бремени. Движущая сила экономики, по мнению этих ученых, - это заинтересованность хозяйственных агентов в ориентированной на рынок экономической деятельности. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. «Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов. то экономическая активность будет падать»[1]. По замыслу Лаффэра, в виде налогов нельзя изымать в бюджет более 30% всей суммы доходов предпринимателей и населения. Если же изымается 40-45% доходов, то это сокращает сбережения, а тем самым и инвестиции в частном секторе экономики.

По мнению американских ученых, если ставка налогов достигает определенного, достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы, расширения производства, падают прибыли и, соответственно, снижаются налоговые поступления в бюджет.

Применительно к приведенной на рисунке (см. схему 20.4.) кривой буквенные символы означают:

В - налоговая база (рыночный выпуск продукции, облагаемая налогом часть национального производства);

Д - доходы бюджета;

Т - прогрессивность налогообложения (норма, %);

е - эластичность налоговой базы (выпуск продукции) по налоговой ставке.

График Лаффэра подразумевает, что до определенного, количественно не интерпретируемого буквально предела (на рисунке он обозначен символом Т, рассекающим налоговую шкалу на нормальную и запретительную зоны), повышение нормы обложения увеличивает, хотя и замедленным темпом, сумму доходов бюджета, поскольку оно не затрагивает побудительных мотивов экономических агентов.

Выпуск продукции (верхняя кривая) сокращается сравнительно меньше, нежели возрастает норма обложения. Напротив, за этим пределом налоговая система настолько подавляет экономическую активность, что налоговая база сужается в более высокой прогрессии, следовательно, несмотря на рост ставок, доходы бюджета сокращаются.

Схема 20.4. Кривая Лаффэра

Сокращение налогов, понижение предельных норм обложения может иметь очень сильный - троякий по характеру - стимулирующий эффект на экономику, налоговую базу:

1) налоговая база будет расти вследствие увеличения количества труда и капитала, предлагаемых на рынок (в результате изменения относительных цен, повышающего их «чистую» доходность) и расширяющих объем производства;

2) труд и капитал, уже используемые рынком, будут переводиться из низкооблагаемых в сравнительно высокооблагаемые сферы хозяйственной деятельности (при этом улучшится распределение капитала по сферам и в итоге повысится общая эффективность экономики);

3) известная часть экономических агентов может сократить уклонение от налогов, выйдя из «подпольной экономики» в легальную, «таксируемую» экономическую деятельность.

«Эти три эффекта, взятые вместе, демонстрируют простую логику того, как сокращение предельных налоговых ставок может в действительно увеличить налоговые поступления».[2]

Однако следует иметь в виду, что воздействие налогов на спрос происходит быстрее, чем на предложение. В краткосрочном периоде снижение налогов приводит немедленно к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет. А воздействие налогов на предложение имеет долгосрочный характер в связи с инерционностью действия факторов предложения - сбережений, инвестиций, стимулов к труду.

Потоварные налоги вызывают не только процесс передачи части средств производителей и потребителей государству, которые используются на общие цели, то есть во благо общества. Они также влекут потери эффективности для общества, вызываемые непроизводством части продукции. Это явление называется избыточным налоговым бременем, а его величина определяется на приведенной схеме (стр. 270-272) площадью треугольника ABC, что означает потери для общества в связи с падением производства и потребления ниже их оптимальных уровней.

Личное подоходное налогообложение, помимо фискального значения, выполняет важную социальную функцию - обеспечивает выравнивание доходов разных социальных групп населения. Эту же функцию выполняют и бюджетные расходы по социальным программам, в результате чего население с низкими доходами переходит в группу с более высокими, и несколько сокращается социальное неравенство.

Данную ситуацию характеризует кривая Лоренца (схема 20.5). На горизонтальной оси отложен процент семей, а на вертикальной - процент дохода. Биссектриса на схеме отражает абсолютное равенство в доходах, линия Лоренца - неравенство, но кривая 1 - до уплаты налогов, кривая 2 - после их уплаты, а кривая 3 - после трансфертных выплат из государственного бюджета. Точка f означает ситуацию абсолютного неравенства. Заштрихованная часть схемы отражает степень неравенства доходов после уплаты налогов и трансфертных платежей из государственного бюджета. Важным аспектом налогового регулирования, связанного с величиной ставок и, соответственно, размерами налоговых изъятий, является возможность «удержания» внутренних накоплений и привлечения иностранных инвестиций. Высокие налоги вызывают «бегство капиталов» в страны с более благоприятным налоговым климатом, где доходы от применения капиталов могут быть обложены меньшими ставками налогов.

Этому фактору способствует также наличие «оффшорных зон», где уровень налогообложения низок или оно вовсе отсутствует. С другой стороны, высокие налоговые ставки препятствуют проникновению иностранного капитала в страну, что при недостатке внутренних накоплений сдерживает развитие экономики.

Поэтому налоговое регулирование должно учитывать данные факторы и содействовать выравниванию налоговых условий стран, находящихся в экономических контактах.

1 Канто Е., Джейнс.Д., Лаффэр А. Основы на экономики предложения (теория и доказательство). Нью-Йорк, 1983.

Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

ОТВЕТ

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D 1D 1, а линия предложения – S 1S 1. Равновесная цена составляла Р 1; равновесный объем продаж – Q 1(рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т р. Линия предложения займет положение S 2S 2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q 1 до Q 2, ценадля покупателей повысится с Р - до Р + . Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР - . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P 1CBP - , а взнос покупателей – P + ACP 1.


Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q 2, цены Р + и Р - будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.


Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР 1; а взнос продавцов – P 1CBP - . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.


Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D 1D 1 и S 1S 1. Равновесный объем продаж был равен Q 1; а равновесная цена – P 1(рис. 5.4).


Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже P 1. В этом случае объем продаж возрастет до Q 2, цена для покупателей понижается до Р - , цена, получаемая производителями, повышается до Р + .

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема Q Е. В первом случае будет продано Q? q единиц блага, во втором – Q? s.


Рис. 5.5. Фиксированная цена

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

49. Государственное регулирование цен

49. Государственное регулирование цен В современной экономической ситуации регулирующее воздействие на экономику и процессы ценообразования в частности могут оказывать не только государство, но и предприятия—монополисты. То есть регулирование экономики имеет два

5. Рыночное равновесие

5. Рыночное равновесие Шкалы спроса и предложения показывают нам, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы предложить при различных ценах. Сами по себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение этих

Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. ОТВЕТВыше мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. ОТВЕТОсновными инструментами государственного регулирования рынка являются:• налоги;• дотации;• фиксированные цены.Наиболее цивилизованным

Вопрос 51 Государственное регулирование внешних эффектов.

Вопрос 51 Государственное регулирование внешних эффектов. ОТВЕТПоскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделяют следующие формы государственного

Лекция 7 Тема: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Лекция 7 Тема: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ В лекции рассматриваются следующие вопросы:• спрос на товар и его характеристика: закон спроса, кривая спроса, эластичность спроса;• предложение товара и его кривая;• рыночное

7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие

7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, или «местом встречи спроса и

Лекция 15 Тема: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Лекция 15 Тема: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В лекции рассматриваются следующие вопросы:• роль и значение для развития экономики экономического равновесия;• теории макроэкономического равновесия;• роль государства в

4. Государственное регулирование рынка труда

4. Государственное регулирование рынка труда Формы государственного регулирования рынка труда:1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее

Глава 9 Рыночное равновесие

Глава 9 Рыночное равновесие Данная глава дает представление о концепции рыночного равновесия, и о том, почему будет существовать недостаток или избыток товаров и услуг, если рынок не находится в равновесии; как в результате взаимодействия спроса и предложения

9.3. Государственное воздействие на рыночное равновесие

9.3. Государственное воздействие на рыночное равновесие Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров.Самым мягким и «цивилизованным»

Глава 9 Рыночное равновесие

Глава 9 Рыночное равновесие Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем круче кривая спроса на какой-либо товар по отношению к кривой

Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие

Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем круче кривая спроса на какой-либо товар по отношению к кривой предложения на этот же

Министерство образования и науки Украины

Кафедра экономической теории

по дисциплине: «Налоги»

Тема: «Налоги и рыночное равновесие»

Выполнил: ст.гр. МОТ-07-1

Проверил: Климачева И.П.

1 Общее рыночное равновесие

1.1Концепция рыночного равновесия

2 Налоги и рыночное равновесие

2.1 Налог и равновесная рыночная цена

Перечень использованной литературы

Для существования государства нужны соответствующие финансовые ресурсы, которые аккумулируются в бюджетных и внебюджетных централизованных фондах. В рыночных условиях хозяйства налоговая форма такой централизации становится ведущей. Экономические отношения, связанные с налогами, в той или другой мере касаются всего населения страны, поэтому теоретические и практические аспекты построения налоговой системы интересуют не только специалистов, но и граждан страны.

Система налогообложения начала формироваться с 1991 года. Несмотря на неизменность основных принципов построения этой системы, заложенные в Законе Украины «О системе налогообложения», некоторые ее элементы постоянно изменяются: вносятся дополнения, уточнения, поправки.

С переходом к рыночным методам проведения экономики меняются подходы и принципы на счет совершения налогов и налоговых платежей. Важное значение при этом должно предоставляться подготовке специалистов по налогообложению и налоговому регулированию, которые имеют глубокие теоретические знания и практические навыки, могут обобщать приобретенный отечественный и зарубежный опыт и творчески подойти к решению сложных задач в сфере управления налогообложения.

Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель были описаны все экономические процессы.

1 Общее рыночное равновесие

1.1 Концепция рыночного равновесия

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков — Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме ценности. В зависимости от способа ответа на этот вопрос ученые-экономисты разделились на две большие группы. Представители первой группы утверждают, что ценность блага определяется прежде всего количеством и качеством живого и овеществленного труда (средств производства), затраченного на его создание. Данное направление получило название трудовой, или классической теории ценности (стоимости), к нему можно отнести таких известных ученых, как У. Петти, А. Смит, д. Рикардо, К. Маркс и другие. Другое направление, которое можно условно назвать концепцией полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Е. БемБаверк), утверждает, что в основе ценности блага лежат не затраты производителя, а его реальная потребительская полезность, способность удовлетворять потребности человека.

И та и другая теория имеют свои сильные и слабые стороны, каждая по-своему права и в известном смысле логическим неуязвима, хотя и небесспорна. По-видимому для точного решения поставленного вопроса экономической науке требовался некий компромисс, а точнее — синтез этих двух направлений который позволил бы соединить в себе положительные элементы обеих теорий и объяснить происхождение ценности именно как результат взаимодействия двух равноправных рыночных агентов — производителя и потребителя. Над этим синтезом работали многие ученые-экономисты, особенно во второй половине ХIХ века, среди которых особенное место принадлежит английскому ученому А. Маршаллу. А. Маршалл предложил идею рыночного равновесия, основной смысл которой заключается в следующем. Предполагается, что на рынке существуют и взаимодействуют две большие группы равноправных агентов — покупатели, представляющие рыночный спрос и продавцы, представляющие рыночное предложение. Под равновесием предполагается такое устойчивое состояние рынка, при котором подавляющее большинство агентов не заинтересовано в изменении рыночной конъюнктуры (условий купли-продажи), т. е. не имеет серьезных стимулов к изменениям. Это возможно прежде всего при равенстве объектов спроса и предложения, а само «уравновешивание происходит при посредстве действия механизма цен.

А. Маршалл показал это графически и аналитически, доказав при этом существование и устойчивость равновесия. Данная модель в своей концептуальной основе не претерпела серьезных изменений и до сих пор считается базовой для объяснения сущности и особенностей функционирования рыночных систем.

1.2 Рыночное равновесие

Спрос и предложение представляют собой форму выражения складывающихся под воздействием различных факторов желаний и решений потребителей и производителей товаров и услуг. Однако эти решения, чтобы быть реализованными, требуют взаимного согласования. Такое согласование и осуществляется на рынке путем взаимодействия спроса и предложения.

Обратимся в качестве примера к ситуации, сложившейся на рынке блок.

При цене в 2 руб. продавец согласен поставить на рынок 18 кг яблок, но покупатель при данной цене согласен купить только 4 кг. 14к окажутся избыточно произведенными и не находящими сбыта. Этот избыток заставит продавца снижать цену, чтобы побудить потребителя приобрести больше продукции. Если цена снизится до 1 ,5 руб. за 1 к это увеличит количество, которое согласен будет приобрести покупатель до б кг, и в то же время сократит предложение со стороны поставщика до 12 кг. Избыток сократится (до б кг), но все еще буд. существовать и побуждать к дальнейшему снижению цены. Если она упадет до 0,50 руб., то покупатель будет согласен купить уже 10 кг яблок, но теперь уже поставщик при столь низкой цене предложит не более 4 кг. В результате возникнет дефицит, который будет побуждать увеличивать цену. Более высокая цена сократит дефицит за счет уменьшения спроса, с одной стороны, и увеличения предложения, другой.

Следовательно, пока будет существовать перепроизводство, цен будут иметь тенденцию к снижению, а пока есть дефицит - к повышению. Перебирая варианты, мы можем убедиться, что существует только одна цена, при которой то количество продукта , которое согласен предложить поставщик, совпадает с тем количеством, которое согласен и способен приобрести покупатель. В нашем примере это цена 1 руб. 1 кг. При данной цене не будет ни избытка, ни недостатка, а продавец покупатель не будут заинтересованы в изменении своих решений по поводу количества предлагаемого и покупаемого товара. Такая цена называется равновесной и отражает сбалансированность или равенство спроса и предложения. Любое отклонение от цены равновесия рождает дисбаланс интересов продавцов и покупателей и стремление цен вернуться к состоянию равновесия.

Точка пересечения кривых покажет равновесную цену. Все другие варианты цен ведут к образованию разрыва между спросом и предложением, который принимает форму либо избытка, либо дефицита продукции.

Как уже отмечалось, под влиянием различных факторов кривые спроса и предложения могут смещаться вверх и вниз по графику. Что будет происходить в этом случае с ценой равновесия? Здесь возможны различные варианты.

Допустим, кривая спроса сместится вправо и вверх (D, рис.1) , отражая более высокий уровень потребностей и возможностей их удовлетворения; кривая предложения осталась без изменения. Тогда цена равновесия переместится в новую точку пересечения кривых спроса и предложения, отражая ситуацию более высокого спроса и более высокой цены. Если кривая спроса сместится по графику вниз (D2, рис.2), новая цена равновесия будет меньше, как и количество покупаемых благ.

Очевидно, существует прямая зависимость между сдвигом кривой спроса и изменением цены равновесия и потребляемого количества блага.

Если смещается кривая предложения при условии, что кривая спроса остается неизменной, то при возрастании предложения цена равновесия падает, а при сокращении - растет. Иначе говоря, существует обратная зависимость между сдвигом кривой предложения и ценой равновесия (рис.3).

В случаях одновременного перемещения кривых возникают более сложные комбинации в зависимости от того, осуществляется ли сдвиг в одном направлении или в противоположных. Тогда эффекты воздействия сдвигов на равновесные цены либо складываются и усиливают их изменения, либо взаимно погашаются.

В свободно функционирующем рыночном хозяйстве цены постоянно стремятся к равновесию и отклонения возможны лишь как способ поиска и постепенного приближения к равновесной точке. Существуют однако, устойчивые отклонения от цен равновесия, связанные, как правило, с попытками контроля над ценами. В определенных ситуациях правительство может законодательным путем устанавливать потолок цен в условиях высокого спроса либо поддержку в условиях избыточного предложения.

В первом случае преследуется цель сделать какой-либо продукт достоянием более широкого круга потребителей, которые не имеют возможности его приобрести по ценам равновесия. Спрос в этом случае естественно, возрастет, однако предложение уменьшится, в результате чего возникает устойчивый дефицит данного продукта или услуги. Если в приведенном выше примере (рис.1) установить предельную цену на яблоки 0,50 руб. за кг, то потребитель будет согласен купить 10 кг, то да как производитель при этой цене поставит всего 4 кг. Поскольку цену повышать нельзя, остается распределить произведенное количество между потребителями, используя нерыночные методы рационирования

(талоны, карточки). Они, в свою очередь, вызывают необходимость в увеличении и усилении контролирующего распределение аппарата рождают протекционизм и утечку товаров на черный рынок. В экстремальных условиях такая система возможна, но в нормально функционирующей экономике она неизбежно ведет к снижению эффективности.

То же можно сказать и о случае поддержки цен, когда государство фиксирует некий минимальный уровень цены, который находится выше цены равновесия. Примером могут служить минимальная заработная плата или поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию. В этом случае предложение будет устойчиво превышать спрос и образуется постоянный избыток. Для его ликвидации правительство должно либо разрабатывать и внедрять программы сокращения предложения (например, нормирование земельной площади для сельскохозяйственного производства), либо выкупать излишек, т.е. прибегать к мерам административного воздействия на экономические процессы.

Рассмотренные варианты касались образования равновесных цен на отдельно взятые и независимо анализируемые товары и услуги. Экономика однако не представляет собой совокупности изолированных рынков отдельных товаров, совершенно не связанных между собой. Напротив, существует тесная взаимозависимость и взаимовлияние цен различных товаров. Поэтому наряду с выяснением условий образования цен равновесия на отдельные товары – анализ частичного экономического равновесия - возникает необходимость проследить влияние изменений цен на одни товары на спрос, предложение и цены других товаров, а также обратное влияние окружающих цен на цены данныхтоваров. Такой подход представляет собой анализ общего экономического равновесия.

Предположим, увеличилась цена на сырую нефть вследствие сокращения ее предложения. Естественным последствием роста этой цены будет сокращение спроса на этот продукт. Но помимо этого возрастут издержки производства тех товаров и услуг, для которых нефть является важным составным элементом затрат. Следствием этого будет рост цен на такие товары и услуги: бензин, керосин, смазочные материалы, перевозки и т.п. С другой стороны, возрастет спрос и начнут повышаться цены на товары - заменители (уголь, газ), что, в свою очередь, повлечет рост предложения этих товаров. Что же касается дополняющих товаров, то спрос на них упадет и цены начнут снижаться. Так, на рынке автомобилей цены, по-видимому, упадут, что в дальнейшем должно привести к сокращению их предложения.

Возможны и более отдаленные взаимосвязи: сокращение сбыта автомобилей может привести к падению зарплаты работников этой отрасли, к росту безработицы и, как следствие, к сокращению спроса на более калорийные продукты (мясо, сливочное масло) и замене их менее калорийными.

Таким образом, изменение в цене одного товара вызывало сложную цепную реакцию практически во всей рыночной системе, а, следовательно, цена равновесия данного товара зависит не только от спроса и предложения его самого, но и от общего равновесия всей системы.

Эту систему в виде упрощенной модели можно представить как взаимодействие двух важнейших секторов экономики: бизнеса и потребительского в двух основных сферах рынка на рынке факторов производства и на рынке товаров и услуг.


Если на обоих рынках достигнуто равновесие, общий поток денежных доходов от фирм к потребителям равен потоку платежей от потребителей к фирмам. Это предполагает установление комплекса цен, уравновешивающих спрос и предложение по каждому товару на всех рынках одновременно. Достижимо ли такое состояние? Теоретически да, если будет соблюден довольно широкий спектр условий, отвечающих характеристикам модели экономики совершенной конкуренции. Практически одновременное обеспечение всех этих условий представляет значительную сложность, тем большую, чем дальше реальная ситуация от идеальной модели. И все же модель общего экономического равновесия позволяет достаточно адекватно судить о механизме рыночного саморегулирования и применять эти знания при решении более конкретных задач.

2 Налоги и рыночное равновесие

В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например, налогообложение.Налог выступает одним из экономических рычагов регулирования рынка.Смещая точку равновесной цены, налог не нарушает законов спроса и предложения.

Налоги также искажают общее равновесие так, как способствуют отклонению цен от равновесных. Это влияет, с одной стороны, на производителей (снижая стимулы производства), а с другой стороны на выбор потребителей. Последние, стремясь уменьшить налоговое бремя, выбирают товары-заменители. Растущий эффект взаимозаменяемости приводит к искажениям совокупного спроса и в конечном счете к потерям эффективности.

Допустим, потребление мыла облагается 25-процентным налогом, а потребление шила — не облагается. Если налог выплачивают продавцы, тогда чистая цена равна рыночной за вычетом суммы налога:


где Р — чистая цена;

— розничная цена с налоговой надбавкой

— налоговая надбавка к цене (в %), в данном случае равна 0,25.

Отсюда (Р — Р ) — величина налога с каждого куска мыла.


Однако производители ориентируются не на розничную цену Р , а на ту цену, которую реально получают, т. е. Р . Следовательно для продавцов


Но так как Р > Р ,то
Таким образом, общество несет потери эффективности; налог мешает достичь оптимума по Парето.

2.1 Налог и рыночная равновесная цена

Налогообложение является прерогативой государства, применяющего множество разновидностей прямых и косвенных налогов. Последствия налогообложения отрицательно сказываются как на потребителях, так и на производителях товаров. Эти последствия выражаются в увеличении цены товара, с одной стороны, и в сокращении объемов производства товаров – с другой. Возросшая цена, как известно, вызывает сокращение потребительского спроса, вследствие чего неизбежно сокращение объема продаж товаров, попавших под налогообложение. Производители отреагируют на такую ситуацию однозначно: они сократят производство и представление на рынок товаров, спрос на которые снизился.Нарушение законов спроса и предложения не произошло, так как налог лишь создал предпосылки для перемещения точки равновесия спроса и предложения на новый, более высокий уровень. При налогообложении кривая спроса не смещается так, как спрос не изменился. Но точка рыночного равновесия Е перемещается на новый, более высокий уровень вследствие смещения вверх кривой предложения товаров.Равновесие спроса и предложения теперь находится в точке Е1, а новая равновесная цена равняется Р1, так как продавец включает налог в цену предлагаемых к продаже товаров. Снижение объема продаж, которое произошло вследствие повышения цены, вызвало падение объемов производства товаров, поскольку их продажи снизились. Налог непосредственно платит производитель (продавец) товаров, однако большую часть перекладывает на покупателя путем увеличения цены. Это вычет из торговой выручки от продаваемых товаров и вычет из доходов покупателей. Но главный отрицательный эффект – общее снижение производства и недопотребление обществом товаров.

Решение сложных экономических, научно-технических и социальных проблем развития рыночной экономики требует необходимость почвенно теоретического анализа фундаментальных экономических категорий кредитно-финансовых отношений и последовательного внедрения эффективного механизма аккумуляций и перераспределения финансов.

Анализ результатов экономической деятельности субъектов рыночного хозяйствования на протяжении последних лет свидетельствует о том ,что без стабильной экономико-правовой базы взвешенной государственной политики в бюджетной сфере невозможно требуемыми нужными темпами осуществлять реструктуризацию экономики, требовать качественных трансформационных превращений, обеспечивать реальную конкурентоспособность национального товаропроизводителя в условиях глобализации международно-хозяйственных отношений. Теоретические исследования закономерностей формирования государственного бюджета позволяет эффективно вводить экономические рычаги уравновешивания доходов и расходов. Находить объективные и субъективные причины возникновения и возрастания государственного долга, сознательно предвидеть его возможные экономические и социальные последствия. Важно обозначить, что формирование и реализация определенной модели бюджетообразования, определение взаимосвязей государственного и местных бюджетов имеет значительный мультипликационный эффект и поэтому очень важно проводить взвешенную экономическую политику, последовательно и системно вводить нововведения, имея ввиду долгосрочные последствия нарушения сложных взаимосвязей между субъектами бюджетного процесса.

Читайте также: