Виды таможенных пошлин в 17 веке

Опубликовано: 26.04.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 20:46, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является углубленное изучение таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века, а именно их классификация, применение и эволюция. Задачи:
1. Рассмотреть классификацию таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века.
2. Подробнее изучить каждую пошлину по отдельности.
Проанализировать работу таможенного законодательства в рассматриваемый период.

Содержание

Введение 3
Классификация таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века 4
Проезжие пошлины 8
Пошлины переходного типа 11
Торговые пошлины 13
Платежи за предпродажное обслуживание 17
Эволюция таможенных платежей в первой половине XVII века 20
Штрафные санкции в таможенном деле 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат версия для 2003 года.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет экономики и финансов

Специальность таможенное дело и логистика

«Таможенные платежи в XIII – первой половине XVII века»

студентка I курса

очной формы обучения

Введение

При изучении во втором семестре предмета «История таможенного дела и таможенной политики», больше всего меня заинтересовала тема «Таможенные платежи в XIII – первой половине XVII века». Ее я и выбрала в качестве темы для своего реферата. В своей работе я подробнее расскажу о классификации таможенных платежей, об их эволюции и о том, какие штрафные санкции применялись к нарушителям в период с XIII по первую половину XVII века.

Считаю эту тему актуальной, так как нам, будущим таможенникам, особенно важно знать то, как развивалась таможенная служба, какие применялись таможенные платежи и на каких основаниях. Также следовало бы знать ставки этих таможенных пошлин, и конечно те штрафы, которые применялись в рассматриваемый мной период.

Целью моей работы является углубленное изучение таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века, а именно их классификация, применение и эволюция.

  1. Рассмотреть классификацию таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века.
  2. Подробнее изучить каждую пошлину по отдельности.
  3. Проанализировать работу таможенного законодательства в рассматриваемый период.

Классификация таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века

С XIII века на Руси появляются новые виды таможенных платежей. В этот период пошлины взимались уже не только с определенного количества, но также в зависимости от стоимости взвешенного товара.1

Конечно, огромное влияние на развитие таможенного дела на Руси оказало монгольское нашествие. Историк Е.Г. Осокин считал, что монголы оказали решительное и насильственное воздействие на таможенную систему и тем самым ускорили процесс распространения таможенных пошлин.2 Однако с ним спорил историк И.Д. Беляев, который утверждал, что влияние монголов на таможенную систему Руси ограничилось лишь введением во второй половине XIII века новой торговой пошлины - тамги, от которой в дальнейшем произошел глагол «тамжить», то есть взимать пошлину - тамгу.3

Поэтому, начиная с XIII века то место на рынке или на ярмарке, на котором взимали пошлину, то есть «тамжили» стали называть таможней. Следовательно те люди, которые выполняли эту работу, становились таможниками или таможенниками.

В XIII – первой половине XVII века система таможенных платежей становится более разветвленной и дифференцированной. Например, в восьми таможенных книгах города Курска было насчитано 15 наименований различных пошлин, которые взимались с участников оптовой товарной и конской торговли в период с 1619 по 1654 года.4 А вот Вяземские таможенники в период с 1649-1654 года взимали с торговцев 19 таможенных пошлин.5 Всего же существовало более 50 различных таможенных пошлин. Главными и наиболее важными из них были тамга, явка, замыт, осмничее и померное. Эти пошлины отличались фискальной направленностью. Вообще, можно сказать, что любая услуга, оказанная торговцу уже с начала XIII века оплачивалась какой-то определенной пошлиной.

Система таможенных сборов и пошлин на Руси была очень сложной, ибо каждый товар, который поступал на продажу, подвергался сразу нескольким сборам, которые нередко взимались независимо друг от друга.6 А иногда, некоторые таможенные сборы взяскивались по нескольку раз, например мостовщина. Также не было единства и в толкованиях таможенных пошлин: одному и тому же названию пошлины могло придаваться и широкое, и узкое значение . Нередко, одним и тем же словом могли называть совершенно разные по своему существу пошлины.7 По словам Д.А. Толстого, запутанность системы таможенного облажения «состояла в излишней дробимости, во взимании с одного и того же предмета разного рода таможенных пошлин, и преимущественно в произвольности, которую она часто допускала».8 Однако, вся эта система была довольна правомерна, так как пошлины взимались именно с известного товара соразмерно его количеству, потребительским свойствам и стоимости, а также в связи с установленными нормами таможенно-правового регулирования.9 Одним из первых историков, который попытался классифицировать таможенные пошлины XIII – первой половины XVII века, был Д.А. Толстой. Он выделял 3 категории товаров, по образу ведения торговли:

  1. Внутренние пошлины ( взимались внутри государства на торгах и мытах)
  2. Внешние пошины ( взимались с привозимых из-за границы и вывозимых туда товаров)
  3. Транзитные ( взимались за провоз через территорию государства иностранных товаров)10

К внутренним пошлинам он относил: тамгу, весчее, осмничее, контарное, подъемное, померное, припуск, пятенное, писчее, отвозное, гостиное, поворотное, анбарное, порядное, головщину, отвоз, посаженное, поплашное, свальное, роговое, явку, грузовую, рукознобную, дрягильскую и привязную пошлины и другие.11 А вот историк И.В. Сергеевич распределял немного некоторые пошлины распределил по-другому. Сборы за переправу через мосты и реки, с мер и весов, писчее и явку относил в разряд фискальных пошлин, а мыт, гостиное, анбарное и тамгу включал в разряд косвенных налогов. Одновременно, он приравнивал тамгу к пуду, весчему, явке, гостиному, порядному и многим другим пошлинам.12

Иной критерий классификации был предложен Ю.А. Гагемейстером, Е.Г. Осокиным и С. Н. Никольским, которые разделили все таможенные пошлины на две категории. К первой категории были отнесены проезжие (проездные) пошлины, взимавшиеся за право перемещения товаров, а ко второй торговые пошлины и сборы, взимавшиеся за различные торговые операции и действия.13 Главное отличие заключалось в том, что проезжие пошлины взимались за право провоза товара с количества возов и лодок, к такому выводу пришел историк В.О. Ключевский. Он также предлагал разделить на два ряда: во-первых, на сборы за право купли-продажи (тамга и смничее) и , во вторых, на сборы за предторговые действия, имевшие целью подготовить товар к продаже.14 Можно сказать, что все разнообразие таможенных пошлин в XIII – первой половине XVII века было сведено к проезжим или заставным пошлинам и сборам, которые взимались за право провоза товаров вне зависимости от его количества и стоимости – это, во-первых, и во-вторых – к торговым пошлинам и сборам (адвалорные и специфические ставки), которые взимались за право совершения торговых операций в зависимости от количества и стоимости товаров.15

А теперь перейдем непосредственно к классификации торговых пошлин и сборов XIII – первой половины XVII века, которая может быть представлена следующим образом:

    • Полуторговые–полупроезжие, полуличные-полувещные пошлины: явка, замыт, узолки, судовая подъемная грузовая и поворотная пошлины.
    • Собственно торговые пошлины – тамга, весчее, осмничее, порядное, поместное, искунное, померное, рогозинное, покоречное, плошки.
    • Пошлины с прождажи скота и людей «в полницу» - пятно, писчее, роговое, привязное, головщина («с головы»).
    • Пошлины за размещение, устройство, охрану купцов и их товаров – гостиное, анбарное, полавочное
    • Пошлины за предпродажное обслуживание - весовое (весчее), пудовое, контарное, свальное, подъемное, рукознобное, померное, припуск др.

А теперь перейдем к подробному изучению каждой пошлины.

Проезжие пошлины

  1. Перевоз ( перевозное) - пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой. Взималась эта пошлина деньгами.
  2. Мостовщина - пошлина с транспортных средств и физических лиц за проезд (проход) по мосту. Взималась мостовщиками в пользу правительства и частных лиц.
  3. Мыто – общее название пошлин, взимаемых с транспортных средств – возов, саней или судов, осуществлявших транзитное перемещение товаров или их доставку к месту торговли. Мыто делилось на мыто сухое и мыто водяное.

Надо сказать, что проезжие пошлины взимались как в денежной форме, там и в натуральной. Это зависело от места, времени, величины, особенностей и количества транспортных средств. Например в XIV веке за провоз ржи в Двинской земле с каждой ладьи мытники брали по пузу (полтора пуда) ржи. И как отмечает историк В.Б. Перхавко – проезжие и таможенные сборы взимались не один раз.16 При начислении пошлины в расчет принималось число досок в днище ладьи и различие стругов с «набоем» и «без набоя». Например, в одних грамотах ставка мыта водяного определялась словами: «с доски два алтына, со струга алтын», а в других таможенных грамотах: «с лодьи с доски по алтыну, а со струга с набои два алтына, а без набои деньга».

В Новгородской таможенной грамоте 1568 года ставка судовой пошлины изменялась в зависимости от типа судна и характера привозного товара. Также существовала «привязная пошлина» - это когда торговцы свой товар продадут, а купят другой товар и положат его в те же судна.

Ставка же мыта сухого обычно составляла деньгу с воза, но затем увеличилась, изменяясь в зависимости от того, откуда приезжал купец. Почти также стало взиматься мыто водяное с конца XV века– с одинаковых по размеру судов в разных местах брали различные судовые пошлины. И если мыто сухое предполагало различие в ставке пошлины с иностранных купцов и русских купцов, то мыто водяное не предполагало такого различия.17

Не платили мыта с порожних транспортных средств. Но иногда стали подвергать мыту и верховых, едущих с товаром. Причем при обратном проезде мыт взимался только с излишне проехавших возов против первоначального их числа.18

  1. Проезд – пошлина с сухопутного транспортного средства (телеги, воза или саней) В начале XVII века в Новгороде ставка проезда составляла с каждого воза 5 денег независимо ни от чего. А в Вологде размер этой пошлины был 3 алтына 2 деньги (10 коп) с каждого воза или саней.
  2. Головщина (с головы) – личная проезжая пошлина. Взималась с людей, сопровождавших товар в случае привоза его в город или на торжок, а также при транзитном проезде. Иногда пошлину взимали и с людей, находящихся на порожнем судне. Ставка варьировалась от полденьги до 2 алтынов с человека. Устанавливалась в зависимости от статуса приезжего человека, а также от того, местный житель он или иностранец. Иногда с местных жителей и вовсе не брали головщины. Разновидностью головщины была шестовина, взимаемая с деловых людей. В Вологде и Устюге Великом ставка ее была 4 деньги с человека.19
  3. Задние колачи – та же головщина, но в уменьшенном размере (полденьги с человека). Взималась на обратном пути следования людей.
  4. Костки – пошлина, взимаемая с людей, сопровождавших товар. Взималась по деньге с человека.20 Некоторые историки полагали, что костки являлись той же самой головщиной, объясняя это тем, что костки - название древнее, а название головщина появилось позднее.21 Хотя другие историки возражали этому и считали, что это не одна и та же пошлина.
  5. Пошлина за приезд, проезд и отъезд – личная проезжая пошлина с торгового человека, предоставившего таможенникам свой товар. Взималась в размере 4 алтынов с «проезда с лошади и с себя»

Пошлины переходного типа

  1. Явка (явленое, явчая пошлина) - пошлина с предоставленного таможеннику или другому должностному лицу товара при его провозе на место торга. Явка взималась один раз, иногда подменяя собой все торговые и проезжие пошлины, в какой-либо местности. Это сближало явку с торговыми пошлинами, ибо она взималась как с транспортных средств, так и с лиц, объявлявших о своем приезде с товаром.22

Размер составлял несколько денег с торгового человека. И, как правило, эту пошлину взимали с иностранных купцов и иногородних торговцев, но не с местных людей. Величина пошлины определялась расстоянием между постоянным местожительством торговца и местом уплаты. Конечно же, местные купцы тоже должны были заявлять о своем привозном товаре в таможню, но явку, как правило, не платили.

  1. Судовая подъемная грузовая пошлина – формально проезжая пошлина, но фактически торговая пошлина. Ее ставка определялась в зависимости от количества перевозимого на судне товара. Согласно Двинской таможенной грамоте 1560 года таможенные откупщики в Холмогорах обязаны были «имать судовые подъемные пошлины с насаду и з дощаника с тысячи по два рубля и по две гривны, а со ста пуд по семи алтын и по две деньги» с тех торговых людей, «кто приедет с Вологды или с Устюга или откуды нибуди на Колмогоры».23
  2. Замыт (вместо мыта) – торговая пошлина, которая была введена в XVI веке для замены мыта и проезжих пошлин. Если мыто взималось за проезд с товаром, то замыт – за приезд с правом торговать. Вообщем, это была пошлина и за право проезда, и за право торговли.

Взималась эта пошлина со всякого продажного товара, а также с денег, предназначенных на его покупку. Размер пошлины составлял 1 деньгу с рубля. Причем сам товар во внимание не брался. Также как и не бралось ни место, откуда товар был привезен, ни маршрут следования товара.

  1. Поворотное (поворот, подворное, дворовая пошлина) – пошлина за право вывоза покупного товара с гостиного двора. Взимали ее дворники или воротники. Эта пошлина не зависела от личности и местожительства купца. Можно сказать, что эта пошлина представляла собой свод адвалорных и специфических ставок с отвоза товаров.
  2. Узольцовое (узелки, узолки, узловое, поузольщина) – сбор, взимаемый с местных жителей за право вывоза купленного товара в другой город. Взималось по представлении товара в таможню для обвязки и наложения таможенных знаков – «узолков», чтобы нельзя было продать во время пути.

В «удельное время» и в последующий период появились новые виды таможенных платежей, усилилась их дифференциация. В XIII в. пошлины взимались уже не только с определенного количества, но также в зависимости от стоимости взвешиваемого товара (при определении «вес-чего сбора»). 1 Не ранее XIV в. в актах встречаются понятия осмничего и косток. В XV в. появились явка, годовщина, порядное, роговое, пятно, контарное, задние колачи. С XVI в. в источниках упоминается о замытной, рукознобной, свальной, подъемной, дрягильской, покоренной, привязной пошлинах, не известных в XIII—XV вв. 2

Определенное влияние на развитие таможенного дела Руси оказали монгольские завоеватели. Говоря об этом, Е.Г. Осокин полагал, что они оказали насильственное и решительное воздействие на таможенную систему, ускорив распространение таможенных пошлин. 3 Возражая ему, И.Д. Беляев настаивал на том, что все монгольское влияние на русскую систему таможенного обложения ограничилось введением во второй половине XIII в. новой торговой пошлины — тамги, от которой произошел глагол «тамжить», т. е. взыскивать пошлину — тамгу. 4

Как бы то ни было, начиная с XIII в. место на рынке или ярмарке, где «тамжили» товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником или пятенщиком, становился таможником, или таможенником. В том случае, если взимание пошлин отдавалось княжеской администрацией на откуп (вероятно, откупная система была заимствована у монголов), то таможенным делом заведовали «откупные таможенники». В толковом словаре русского языка В.И. Даля можно прочитать: «В таможне очищают привозной или отпускной товар мытом, пошлиной и тамжат его, клеймят, пятнают, прикладывают тамгу или клеймо». 5

Как можно заметить, в XIII — первой половине XVII вв. произошло значительное усложнение (разветвление, дифференциация) системы таможенных платежей. Только в восьми таможенных книгах Курска (1619—1653/54) зафиксировано 15 наименований различных таможенных пошлин, взимавшихся с участников оптовой товарной и конской торговли. 6 Вяземские таможенники в период 1649—1654 гг. взимали с торгующих 19 видов пошлин. 7 Всего же существовало свыше 50 различного рода и наименования пошлин и сборов. Важнейшими из них были тамга, явка, замыт, осмничее, померное, которые, отличаясь ярко выраженной фискальной направленностью, взимались по праву князей требовать известных платежей от своих подданных. 8 Фактически же всякая услуга, оказанная торговцу, оплачивалась какой-нибудь особой пошлиной.

Система таможенных пошлин и сборов отличалась сложностью и запутанностью. Каждый товар, поступавший в продажу, подвергался оплате несколькими сборами, которые нередко взимались независимо один от другого 9 и приходились «под различными названиями на одно и то же действие, на одну и ту же операцию перехода предмета к потреблению». 10 Иногда один и тот же сбор взыскивался неоднократно, например мостовщина. Не было единства и в понятийном аппарате таможенного дела: одному и тому же названию пошлины могло придаваться и широкое, и узкое значение; нередко одним и тем же термином обозначались пошлины, которые различались по существу, и т. д. 11 По словам Д.А. Толстого, запутанность системы таможенного обложения «состояла в ее излишней дробимости, во взимании с одного и того же предмета разного рода таможенных пошлин, и преимущественно в произвольности, которую она часто допускала». 12 Впрочем, она не лишена была и правомерности, поскольку пошлины взимались именно с известного товара соразмерно его количеству, потребительным свойствам и стоимости, а также в связи с установленными нормами таможенно-правового регулирования.

Первые попытки классификации и систематизации различных пошлин и сборов предпринимались еще в дореволюционной историографии. Так, Д.А. Толстой различал три вида таможенных пошлин («по троякому образу ведения торговли»): 1) внутренние пошлины взимались внутри государства на торгах и мытах; 2) внешние — с привозимых из-за границы и вывозимых туда товаров; 3) транзитные — за провоз через территорию государства иностранных товаров. 13 При этом к разряду собственно внутренних сборов он относил тамгу, весчее, осмничее, контарное, подъемное, припуск, померное, пятенное, писчее, отвозное, гостиное, поворотное, анбарное, порядное, головщину, отвоз, посаженное, поплашное, свальное, роговое, явку, грузовую, рукознобную, дрягильскую и привязную пошлины и др. 14 В.И. Сергеевич же включал сборы за переправу через мосты и реки, с мер и весов, писчее и явку в разряд фискальных пошлин, а мыт, гостиное, амбарное и тамгу — в разряд косвенных налогов. Одновременно он отождествлял тамгу в обширном смысле с пудом, весчим, явкой, гостиным, порядным и другими пошлинами. 15

Принципиально иной критерий классификации был предложен Ю.А. Гагемейстером, Е.Г. Осокиным и С.Н. Никольским, которые разделили все таможенные пошлины на две категории. К первой были отнесены проезжие (проездные) пошлины, взимавшиеся за право перемещения товара, ко второй — торговые пошлины и сборы, падавшие на различные торговые операции и действия. 16 Объясняя главное отличие проезжих пошлин от торговых, В.О. Ключевский подчеркивал, что они взимались за право провоза товара (с количества возов или лодок). Он также предложил разделить торговые пошлины на два разряда: во-первых, на сборы за право купли-продажи (тамга и осмничее) и, во-вторых, на сборы за предторговые действия, имевшие целью подготовить товар к продаже. 17 Таким образом, все многообразие таможенных платежей в XIII — первой половине XVII вв. было сведено, во-первых, к проезжим или заставным пошлинам и сборам, которые взимались за право провоза товара вне зависимости от его количества и стоимости (сначала в городах, а с XIII в. также в селах и уездах), и, во-вторых, к торговым пошлинам и сборам (адвалорные и специфические ставки), которые взимались за право торговли и за совершение предпродажных действий в зависимости от количества товара и его таможенной стоимости (сначала в городах, а с середины XVI в. и в сельской местности). 18

На основании изложенного к числу проезжих (заставных) пошлин и сборов могут быть отнесены: 1) мыто (сухое и водяное), или проезжее — проезжие пошлины вообще; 2) проезд, прохожая пошлина — сборы за право отъезда с товаром; 3) перевоз, мостовщина, проезжее — пошлины за пользование обустроенными путями сообщения; 4) «с головы», задние колачи, костки — пошлины с физических лиц, перевозчиков, компаньонов, экспедиторов, проводников и др.

Классификация же торговых пошлин и сборов XIII — первой половины XVII вв. может быть представлена следующим образом: 1) явка, 19 замыт, узолки, судовая подъемная грузовая и поворотная пошлины — полуторговые-полупроезжие, полуличные-полувещные пошлины; 2) тамга, весчее, осмничее, порядное, поместное, искунное, номерное, рогозинное, покоренное, плошки — собственно торговые пошлины; 3) пятно, писчее, роговое, привязное, головщинас головы») — пошлины с продажи скота и людей «в полницу»; 4) гостиное, анбарное, полавочное — пошлины за размещение, устройство, охрану купцов и их товаров; 5) весовое (весчее), пудовое, контарное, свальное, подъемное, рукознобное, номерное, припуск — другая группа пошлин за предпродажное обслуживание и др.

Примечания

1. Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С. 3.

2. Осокин Е. Несколько спорных вопросов по истории русского финансового права // Юридический сборник Д. Мейера. Казань, 1855. С. 545.

3. Там же. С. 540—546.

4. Беляев И.Д. Рец. на кн. Е.Г. Осокина «Внутренние таможенные пошлины в России» (Казань, 1850) // Москвитянин. 1850. № 22. С. 57. Тамга: 1) клеймо, тавро; родовой знак собственности у некоторых кочевых народов, в частности у монгольских скотоводов; ею метились лошади, верблюды и другой скот, находившиеся в обшей собственности рода, или предметы (оружие, керамика, ковры и др.), изготовленные членами рода. Впоследствии тамга сделалась знаком семейной и личной (частной) собственности, соответствуя гербу или печати. Изображение тамги можно встретить на монетах. Золотоордынские ханы выдавали ярлыки с печатью алой или синей — тамгой; 2) металлическая пломба, привешивавшаяся к товару, оплаченному пошлиной, или печать; 3) внутренний налог (пошлина) в некоторых странах Востока и России после монгольского нашествия в XIII в. Фискальный по своей природе, он взимался со всех продаваемых товаров, преимущественно деньгами. «В обширном (расширительном. — М.Ш.) смысле, — полагал Д.А. Толстой, — тамга означала пошлину со всех продававшихся товаров, равно как с привозившихся на рынок, с отвозившихся с него и провозившихся» (Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины И. СПб., 1848. С. 77).

5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 4. С. 389.

6. Раздорский А.И. Торговля Курска в XVII веке (По материалам таможенных и оброчных книг города). М., 2001. С. 276.

7. Раздорский А.И. Таможенная система в Вязьме в XVII веке (по данным таможенных книг 1649/50—1679/80 гг.) // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI—XVII вв.: Сб. материалов международной научной конференции / Отв. ред. А.П. Павлов. СПб., 2001. С. 261.

8. Лодыженский К. История. С. 4.

10. Осокин Е. Несколько спорных вопросов. С. 552.

11. Лодыженский К. История. С. 4.

12. Толстой Д. История. С. 73.

14. См.: Там же. С. 76—77.

15. Сергеевич В.И. Лекции по истории русского права. СПб., 1890. С. 469—472.

16. Гагемейстер Ю.А. О финансах древней России. СПб., 1833. С. 77; Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850. С. 2—4; Никольский С. О внешних таможенных пошлинах. М., 1865. С. 52.

17. Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 6. С. 163—165.

18. См.: Осокин Е. Несколько спорных вопросов. С. 546; Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги // Сб. правоведения и общественных знаний. Труды юридического общества при Московском университете. М., 1897. Т. 7. С. 251.

date image
2018-01-21 views image
1680

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Тема 1. Классификация таможенных платежей.

С XIII века на Руси существовала сложная система пошлин т.к. каждое

княжество устанавливало свои там порядки, свой перечень пошлин. В связи с

введением тамги она стала торговой пошлиной, а за мытом закрепилась

функция проезжей. Однако этот порядок наступил не сразу. В 14 веке мыт и

тамга были проезжими и торговыми пошлинами. Таможенные сборы

отличались ставкой пошлин, их количеством, разнообразием. Пошлины,

бывшие в обращении, можно условно разделить на 4 группы.

1. Явка – пошлина за предъявленный в таможне товар (По прибытии

в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в

специальной книге записывалось его имя, название и происхождение

привезенного товара, размер взысканной пошлины – «явки» или

«явленного». Пройти через таможню были обязаны все приезжие, однако

явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар.); взималась как

при провозе товаров на место торга, так и с их продажи.

2. Замыт – сбор, акциз; взыскивался с цены товара.

3. Осьмничее (осьмичее, восьмничее, восьменичее) – фискальная

пошлина, равная 1/8 стоимости товара. Взималась, как и «померное», с

«предметов меримых». От померного отличалось тем, что взималось с рубля,

в то время как померное – с меры. Поэтому и встречается в актах, что с

одного и того же предмета берутся восьмничее и помер.

4. Гостиное – пошлина с привозных товаров; взималась «с оценки

товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль или по штукам товара».

5. Порядное – фискальная пошлина с продажи и покупки некоторых

товаров, например, меди, икры, рыбы, соли; взималась, как правило, с цены

товара, реже с меры. Размер порядного колебался от ½ деньги до 2 денег с

6. Искунное – фискальная пошлина с продажи товаров.

7. Пятно – сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась

с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или

промененную лошадь как с покупателя, так и с продавца.

8. Узольцовое (узловое, поузольщина) – сбор за обвязку товара с

приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков.

9. Головщина – пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство;

взыскивалась с покупателя.

10. Весчее – пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее

размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2

деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая – с продавца.

После 1653 г. взыскивалась только с покупателя).

11. Померное – пошлина с продажи товаров меримых. Такими

меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень,

конопля, греча, горох… и с известной меры, а не с рубля. Размер померной

пошлины брался от полденьги до двух денег. Ее взыскивали только с

1. Мыто сухое, мыто водяное – основные пошлины за провоз товара;

взимались, как правило, с судна, воза, саней, в которых перевозился товар,

реже – с цены товара. До 1654 года «мыты» содержались не только

правительством, но и частными лицами, хотя и с разрешения правительства.

2. Посаженное – разновидность мыта; взималось с воза или судна,

груженых товаром, в зависимости от их размеров в саженях.

3. Подужное – сбор за количество телег в купеческом обозе.

4. Полозовое – сбор с количества саней в обозе.

5. Побережное – сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался

деньгами или товарами, находившимися на судне, в зависимости от

количества судов и их размеров.

6. Головщина – подать с души, головы; плата за человека на возу,

ладье или ином транспортном средстве; поголовный сбор с лиц,

7. Костки – налог с людей, сопровождающих товар.

8. Задние калачи – разновидность годовщины; взимались «при

возвращении купца со своими людьми после распродажи товара».

9. Мостовщика и перевоз – налог за проезд (проход) по мосту или




пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками.

10. Проезжее – плата за пользование устроенными дорогами.

11. Явка – пошлина с предоставленного таможеннику или другому

должностному лицу товара при его провозе на место торга; взималась также

с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга.

12. Перевоз – пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного

берега реки на другой; взималась деньгами.

Пошлины за обслуживание.

1. Амбарное (анбарное) – плата за наем амбара.

2. Гостиное – плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за

помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов, чем

торговцев было больше, тем амбары были дороже, и наоборот. Ее взимание

производилось «гостиными дворниками», находившимися под заведыванием

местного начальства, только с иногородних и иностранцев, обязанных

останавливаться на гостиных дворах и из них торговать.

3. Полавочное – пошлина за право торговли или за наем лавок.

4. Свальное – плата за разгрузку подводы при взвешивании товара на

заставе или за складку товара.

5. Подъемная и рукознобная пошлины – за поднятие товара и его

установку на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с

продавцов, так и с покупателей.

6. Померное – сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их

7. Весовое, весчее – плата за взвешивание товара на торговых весах

откупщика; взималась откупщиком.

8. Контарное – пошлина с массы товара (1 контар = 2,5 пуда).

9. Припуск – пошлина с наведения весов в равновесие при взвешивании

1. Промыта – уклонение от уплаты мыта (промытиться – уклониться

2. Промыт – пеня за объезд мыта и неплатеж мытной пошлины. «А кто

пошлин не явит, и ему кормленщику нашему взять на том промыт»; взимался

обыкновенно с воза или судна.

3. Заповедь – пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке)

- штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц

вне гостиного двора. Взимался как с хозяина товара, так и с человека,

поместившего его на своем дворе;

- штраф за продажу померного товара, например, зерна без меры;

- штраф за попытку избежать весчей пошлины, взимавшейся как с

купца, так и с продавца;

- пеня за неявку товара на таможню (то же, что и протаможье).

Величина заповеди была обыкновенно в два рубля: один рубль шел

государю, а другой – лицам, заведывавшим таможенным сбором. Иногда вся

заповедь принадлежала государю.

4. Протаможье – пеня за тайный провоз товара без уплаты пошлины,

за неявку его в таможне.

5. Протамга – пеня за неявку товара в таможне.

Всего на Руси взималось до сорока видов различного рода и наименования

Тема 2. Практика взимания таможенных пошлин.

К началу XVIII века таможенная система в Российском государстве

отвечала потребностям внешней торговли и решению задач налоговой

политики. Сложился централизованный орган, в который поступали

таможенные сборы и другие доходы - Приказ Большой казны. В торговых

городах, существовали различные структуры таможен. В Москве было

несколько таможенных органов: Большая таможня (оформляла товары

иностранных купцов), Мытная изба, в которой происходило таможенное

оформление скота, сена и др. Торговля лошадьми была сосредоточена в

Конюшенной избе, сделки на сельскохозяйственные товары оформлялись в

Особенность деятельности таможенных учреждений в этот период

состояла в том, что таможни, наряду с взиманием пошлин, осуществляли

сусленный, квасный и банный сборы. На них возлагалось и получение

питейной прибыли. Эти функции распространялись лишь на некоторую часть

таможен. Все зависело от местных условий и традиций. Важной

особенностью таможенной службы являлось также то, что она выполняла

лишь фискальные задачи. Все денежные средства поступали в Большую

казну, в то время как в западных странах таможенный доход частично

оставался в местных самоуправлениях и использовался на развитие городов

и торговых центров.

Помимо собственно организационных аспектов таможенной службы

следует также остановиться на правовой стороне таможенного дела в рассматриваемый период. В связи с процессами централизации в таможенном деле уже в начале XVI века предпринимаются попытки

унификации сбора пошлин с товаров. И хотя не было единого законодательства, которое бы регулировало сборы, но отдельные правовые

нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров нашли отражение в

грамотах, выдаваемых московским государем таможенникам. Здесь можно

упомянуть грамоту таможенникам г. Дмитрова 1521 года, грамоту 1549 г. о

содействии Дмитровским и Кимерским таможенникам в сборе таможенных

пошлин с торговых людей по случаю уничтожения тарханов царя Ивана

Васильевича, Таможенную Новгородскую грамоту о сборе пошлин на

торговой стороне в Государевой опричнине от 17 марта 1571 года. К концу

XVI века упорядочивались правила о сборе пошлин. В связи с этим был

утвержден ряд грамот: «О сборе гостиной и полавочной пошлины в Великом

Новгороде на Торговой стороне» (1577 г.), «О сборе явчей, пятенной и

привязной пошлины в Великом Новгороде» (1586 г.), «О сборе померной и

покоречной пошлины в Великом Новгороде» (1587 г.).

Их содержание свидетельствует о том, что осуществлялось

упорядочение таможенных формальностей, складывались таможенно-

правовые нормы, определяющие условия применения к субъекту мер

государственно-распорядительного характера, обязательных для исполнения.

В грамотах, наряду с росписями о ставках пошлин и товаров, с которых

брали пошлину, подробно описывался порядок действий таможенников и

лиц, прибывающих на торги, и устанавливались меры наказания для тех, кто

не выполнял требования грамот. В частности, обращалось внимание на

возможные ухищрения со стороны торговых людей и устанавливался штраф

за это. В грамотах указываются штрафы за контрабанду, хотя слово

контрабанда не употребляется, речь идет о промыте.

Как свидетельствуют документы, к концу XVI в. складываются

правовые нормы, регулирующие таможенные отношения с иностранными

купцами. После установления торговых отношений России с англичанами

Дарованной грамотой Ивана IV в 1569 г., им предоставлялось право

беспошлинно провозить грузы в Персию и другие страны. Торговые люди

других стран этими льготами не пользовались. Торговые отношения с ними

регулировались царскими грамотами. В Памяти Новгородским таможенным

головам «О взыскании пошлин с Немецких людей, приезжающих из

Швеции», изложены нормы, определяющие ставки пошлин на ввозимые и

Основными пошлинами были судовая, мытная, померная, привязная,

весчая и другие. Характерно, что еще задолго до именного указа 1653 г.

собиралась рублевая пошлина. В грамотах излагалась подробная роспись

товаров и ставки пошлин. Встречаются указания на необходимость

соблюдения санитарных норм при торговле животными.

Некоторые положения грамот содержали правила поведения

таможенной головы и целовальников. В частности звучали требования,

чтобы таможенники не допускали волокиты, не задерживали уплативших

пошлину, чтобы ни таможенный голова, ни целовальники не брали взяток и

не утаивали часть таможенных сборов. Положения таможенных грамот

устанавливали правовые нормы регулирования отношений таможенных и

торговых людей и предусматривали наказания за злоупотребление властью и

превышение своих полномочий.

Таким образом, в стране складывается единое таможенное

законодательство, совершенствуются правовые нормы, регулирующие

продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.

Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

Объективный ход экономического развития Московского государства

требовал дальнейшего совершенствования таможенной системы, которая к

середине XVII в. оставалась практически функцией удельных князей.

Государственный аппарат нуждался в решении задач создания единой

таможенной территории, единых таможенных правил сбора пошлин и

осуществления таможенных формальностей. В содержании грамот

прослеживается возрастание роли великого государя, а затем царя

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Успешное функционирование таможенной системы предполагает её реструктуризацию, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений.
Итак, государственный бюджет любой страны, как правило (Россия в данном случае не является исключением), основывается на двух составляющих - системе налогов и таможенных платежах. О них и пойдёт речь в моей работе.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех русских таможенных платежей, которые существовали в период с 13 по 17 века и изучение современных таможенных платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В 13 – 17 ВЕКАХ 5
1.1. Торгово – таможенные обрядности в 13-14 веках. 5
1.2. Таможенные пошлины в 15 – 17 веках 8
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

Министерство образования и науки РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет «Налогов и таможенного дела»

Кафедра «Налогов и таможенного дела»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: История таможенного дела и таможенной политики

по теме: Русские таможенные платежи (13 – 17 век)

Щапова Екатерина Павловна

Проверила: Завьялова Екатерина Олеговна

1. СТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В 13 – 17 ВЕКАХ 5

1.1. Торгово – таможенные обрядности в 13-14 веках. 5

1.2. Таможенные пошлины в 15 – 17 веках 8

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Выбрав тему «Русские таможенные платежи в 13-17 веках» я сразу задумалась, актуальна ли эта темя в наше время? Я считаю, что данная работа очень важна для нашего поколения, так как если мы хотим стать успешными специалистами в области таможни, то обязаны знать историю своего будущего дела. Эти знания необходимы нам для эффективной работы дальше, ведь все будет тесно связано с процедурами взимания таможенных платежей. Поэтому я думаю, что данная тема достаточно актуальна для рассмотрения.

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые, региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов.

Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определённой мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию.

Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится.

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.

Являясь составным элементом системы правоохранительных органов, таможенная служба вносит значительный вклад и в решение задач по борьбе с контрабандой, другими преступлениями, отнесёнными к её компетенции, и с нарушениями таможенных правил.

Однако на данном этапе перед таможенными органами стоят более масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности.

Успешное функционирование таможенной системы предполагает её реструктуризацию, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений.

Итак, государственный бюджет любой страны, как правило (Россия в данном случае не является исключением), основывается на двух составляющих - системе налогов и таможенных платежах. О них и пойдёт речь в моей работе.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех русских таможенных платежей, которые существовали в период с 13 по 17 века и изучение современных таможенных платежей.

  1. СТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В 13 – 17 ВЕКАХ
  1. Торгово –таможенныеобрядности в 13-14 веках.

Летописи и другие исторические памятники свидетельствуют, что на Руси уже с давних времен существовали купцы и промышленники, с которых взимались в различной форме и под различными наименованиями торговые и промысловые сборы.

Само собой разумеется, что на первых порах исторической жизни Древней Руси, торговля и промышленность были развиты в ней очень мало и притом почти не выходили из предметов обихода, тесно связанного с несложным сельским хозяйством, преимущественно земледельческим занятиями, или с домашними ремеслами. Даже торгово-промышленные центры, за исключением таких городов, как Киев, Новгород и Псков, в то время едва намечались.

При таком несложном характере древнерусской жизни, с решительным преобладанием сельскохозяйственных занятий и патриархальных промыслов: земледелие, скотоводство, пчеловодство, рыболовство, звериная ловля и т.п., и вся податная система того времени отличалась простотой и однообразием.

По историческим сведениям известно, что купцы и промышленники в Древней Руси, наравне с остальными городскими и сельскими обывателями, платили одни и те же прямые налоги, или скорые повинности: дань, оброк, урок, дары, поклоны, кормы и поборы. Что касается промыслового обложения, то такого древне русская податная система не знала. Тем не менее торговые сборы находили место уже и в этой первобытной системе, но не в виде прямого, а в виде косвенного обложения привозимых и продаваемых товаров разного рода пошлинами. [13]

Исторические памятники того времени сохранили сведения о том, что сбыт товаров на Руси сокращался сбором заставных или проезжих и торговых или таможенных пошлин, носивших часто общее название мыта. Мыто собирали или с воза, или с судна, нагруженного товаром, который везли на продажу, его также взимали с верховых людей. Взимание мыта производилось пропорционально по городам юго-западной и северо-восточной Руси, но встречались сборы мыта также по волостям, селам, слободам.

Мало-помалу разнородные торговые и заставные пошлины получили повсеместное распространение в областях Древней Руси. Пошлины эти устанавливались под различными названиями, в зависимости от того места, где взимается сбор, или от того места, где продается товар. Так проезжие пошлины были известны под следующими названиями: побережное, перевоз, мостовщина, костки. Они уплачивались торговыми людьми прежде, чем они приступали к продаже товара. Когда же товар был привезен на торг, тогда начиналось изымание другого рода пошлин - торговых.

Для этого, тотчас по приезду надо было заплатить мытнику новый сбор - явку или явленное. Если затем товар помещался в гостиный двор или в амбар взыскивалась новая пошлина - гостиное.

В первой половине 13 столетия над Древней Русью разразился татарский погром. Татары ввели на Руси десятину и поголовные сборы, которым подлежали все купцы и промышленники и ремесленники также, как и прочие жители. Эти подушные тягари известны были под общим названием дани, которая иногда именовалась еще и частными названиями: ордынский выход, запросы царева и черный сбор.

Особой, самостоятельной дани, которая падала собственно на торговлю и промыслы, не было и при татарах, как и в прежние времена. [14]

Но независимо от прямых обложений, носивших название дани, превратившейся при татарах в постоянный налог, монголы имели решительной влияние на быстрое распространение в нашем отечестве внутренних таможенных пошлин, при них была даже введена самая важная из пошлин - тамга. Она была не личной, а вещной пошлиной: она падала на товары, действительно проданные. Эту пошлину купцы должны были уплачивать при самой продаже товаров.

Тамгу собирали иногда в пользу князей по частям: одному предоставлялось полтамги, другому - треть тамги. Как за уклонение от платежа мытной пошлины взыскивалось «промыто», так и за неплатеж тамги брали особый штраф – « протаможье».

При продаже товаров взимались также разнообразные пошлины, смотря по способу исчисления их: одни пошлины собирались с товаров, продаваемых на меру, другие - на вес, третьи - поштучно. Так с товаров измеряемых собирали пошлины, носившие название померного, восмничего и плошки.

Померное собирали с веса. К числу таких товаров относились сыпучие тела, например, хлеб всякого рода, овощи. «Осмничее» или «восмничее» брали при сбыте товаров, продаваемых на меру, но взималась она по оценке товара. «Плошки» или «площки» была мерою соли.

С товаров взвешиваемых собирались иные пошлины - весчее, пудовое и контарное. Весчее или пудовое брали с товаров, продаваемых на вес, а также с продаваемых металлов, соли, воску и других взвешиваемых предметов. "Контарное" происходит от слова "контаро" - весовой единицы в три пуда. Пошлина под этим названием собиралась с продажи соли. [11]

С предметов, продаваемых поштучно, брали писчее или пятенное. Писчее взималось при продаже скота поштучно, за записку в книгу примет, чтоб впоследствии не было спора. А "пятно" собирали за наложение тавра на проданную или променянную лошадь. Писчее и пятенное взимались как с продавца, так и с покупателя.

Кроме названных выше разнообразных пошлин и сборов, которыми облагалась торговля, упоминаются еще пошлины даражская и судовая, торговая и городская. Но эти пошлины не были какими-нибудь особыми сборами: они представляли только другие названия тех же самых мытных или заставных, и торговых или таможенных пошлин.

Русское духовенство, как раньше, так и при монголах было освобождено от пошлин с проданных и покупаемых товаров и припасов, как и церковные люди. Отсюда понятно, почему духовенство и в особенности монастыри в Древней Руси не только способствовали развитию у нас торговли, но и сами занимались ею иногда в обширных размерах.

Вообще торговых пошлин в Древней Руси собиралось значительное количество, так как князья на эту статью дохода обращали особое внимание. Эта крайне тяжелая и сложная система таможенных сборов была выгодна для князей и других лиц, в пользу которых шли эти сборы, но она стесняла и отягощала население и стала в то же время большим препятствием к развитию торговли и промышленности не только в Древней Руси, но и гораздо позже в Московском государстве, бережно сохранившем эту систему в течение всего так называемого Московского периода.

Что же касается пошлин, собираемых в Древней Руси с заграничных торговцев, то в деле этом основывались на системе взаимности: с иноземных купцов взимались такие же пошлины, какими в чужих землях облагались русские торговые люди.[12]

При покупке товаров, среди которых первое место занимали меха, воск и т.п. иноземные люди платили весчее. Эта пошлина взималась не с продавца, а с покупщика.

Таким образом, оказывается, что система торгово-промыслового обложения в Древней Руси выражалась в форме косвенного обложения, под различными наименованиями заставных, торговых пошлин, взимаемых как при ввозе или перевозе товаров на таможнях, заставах и переправах, так и при покупке и продаже товаров.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается таможенная реформа в середине XVII века, её результаты и завершение.
В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства. Шел процесс территориального разделения труда. Это способствовало росту внутренней торговли. Появились крупные торговые центры, постоянно действовали торговые ярмарки, где велась оптовая и розничная торговля. Развивалась и внешняя торговля, но большую часть доходов от нее получали иностранные купцы. На Севере торговым центром был Архангельск с английскими и голландскими торговыми дворами. Через Астрахань, где находились персидские и индийские торговые дворы, устанавливались торговые связи со странами Востока.

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_1 (1).doc

В годы правления Алексея Михайловича государство стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, в котором видело защиту национальных интересов России. Они вошли в историю как годы таможенных реформ: Именной указ 1653 года, Именной грамоты 1654 года. Отменена откупная система. В это время широко велась борьба со «лжетаможенниками», за которыми часто высылались целые стрелецкие полки 4 .

По мере становления Русского государства и развития его экономики укреплялась таможенная охрана, основной задачей которой являлся сбор пошлины и пополнение государственной казны. В XVII веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота.

Кроме того, таможенные пошлины собирались также на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов. 5

Организационная структура таможен была очень простой. В штатах таможен имелись целовальники. В зависимости от важности таможни их численность составляла от 10 до 20 человек. На эти должности привлекались служилые люди и черносошные крестьяне. Их так же, как и таможенного голову избирали посадские люди и уездные крестьяне. Они также принимали присягу. В их обязанности входили оценка и сбор пошлин. На таможне были также подъячие. Они вели таможенные книги, оформляли различные другие документы и получали жалование за счёт сбора с "писчей деньги".

Управление таможнями в XVII веке осуществлялось пятью таможенными органами: Четверть, Разрядный приказ, Приказ большого прихода, Сибирский приказ и Приказ Казанского дворца. Эти органы издавали для подчиненных им городов приказы и распоряжения. В них же поступали таможенные сборы и отчёты о работе таможен.

В управлении таможен принимали участие и воеводы. Они осуществляли общий надзор за деятельностью таможни без прав а вмешательства в сбор пошлин.

До середины XVII века таможенные головы отчитывались перед воеводой о своей финансовой деятельности. Это порождало злоупотребления со стороны воевод, которые подчас брали на себя сбор пошлин, а иногда запускали руку в таможенный ларь.

Таким образом во второй половине XVII века, контрольные функции за деятельностью таможен постепенно переходят к таможенным головам, избранным посадским миром. В документах того времени говорится о том, что воеводам было запрещено "ведать" таможенных голов и целовальников, а обязанность смотреть за действиями таможенников возлагалась на посадских земских старост.

Глава III. Таможенное регулирование по новоторговому уставу

3.1 Торговый устав 1653г. и причины таможенного регулирования

25 октября (4 ноября) 1653 г. царём Алексеем Михайловичем был подписан Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по сколько взято и с каких товаров», положивший начало созданию единой таможенной системы на Руси.

Рост внутренней и внешней торговли России требовал установления определённых правил провоза товаров и уплаты государственной казне таможенных пошлин и сборов с ввозимых и вывозимых из страны товаров. Основой для выработки уставной таможенной грамоты (Торгового устава) стала челобитная торговых верхов, поданная в августе 1653 г. Торговые люди Москвы и других городов требовали предоставления им права конфискации товаров, не объявленных в таможне; обязательной выдачи «выписей» с перечислением товаров торговцам, едущим в другие города; предоставления права производства обысков у всех лиц для пресечения беспошлинной торговли 6 .

Принятый 25 октября (4 ноября) 1653г. Торговый устав отменил множество мелких торговых сборов, сохранявшихся ещё от времени феодальной раздробленности, и взамен их ввёл одну так называемую рублёвую пошлину: по 10 коп. с рубля за продажу соли, по 5 коп. с рубля со всех остальных товаров. Отменялись различные проезжие пошлины, которые русские купцы платили при провозе товара через внутренние города, в то же время сохранялись сборы на гостиных дворах и переправах через широкие реки. Кроме того, была введена повышенная пошлина для иностранных купцов, продававших товары внутри России, что свидетельствовало о намерении правительства царя Алексея Михайловича поощрять отечественную торговлю. Иностранные купцы были обязаны платить 6 % с цены товара во внутренних таможнях и 2 % проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров.

В Уставе были определены наказания за нарушение таможенных правил: «А для утаённых товаров таможенным головам и целовальникам посылать на дворы ко всяких чинов людем и к иноземцам безпенно, чтоб в избылых ни кто не был. А которые всякие чинов торговые люди учнут товары свои, жемчуг и каменье, золото и серебро, и всякие узорочные и висячие и невисячие товары таити и продажной цены у товаров убавливати: и у тех торговых людей те их товары имати на себя Государя безповоротно. А которые торговые люди объявятся с утаёнными товары и с убавочною ценою в другой ряд, или в третий; и тем людем, сверх тех их взятых товаров, чинить наказание, бить кнутом нещадно».

В 1654г. на основе Торгового устава была составлена уставная грамота, согласно которой запрещалось взимание проезжих пошлин во владениях светских и духовных феодалов, а вскоре началось наступление на привилегии иностранных купцов, которым разрешалась только оптовая торговля, и то в приграничных городах. Розничная торговля, таким образом, ограждалась от иностранной конкуренции 7 .

В итоге можно сказать, что указанные положение сыграли важную роль в становлении таможенного законодательства и таможенного дела, и положили начало его правовому обоснованию. В статьях впервые изложены права и обязанности таможенников (мытчиков, перевозчиков и мостовщиков) по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом.

3.2 Нововведения в таможенной сфере по Новоторговому уставу

Новый торговый устав 1667 года стал первой в истории национального таможенного законодательства попыткой установить в таможенных целях таможенные режимы выпуска для свободного обращения, экспорта и перемещения товаров внутри страны.

Основным внутренним сбором была определена рублевая пошлина, с которой к этому времени окончательно слились ранее упраздненные «подужное, мыты, и сотое, и тридцатое, и десятое, свальное, складки, и повороты, и статейныя, и мостовое, и гостиное, и иные всякие статьи». Ее размер согласно Уставу оставлял 10 денег с рубля и 5 % с цены товара. Рублевая пошлина взималась лишь при том условии, когда, во-первых, товары предназначались для продажи, во-вторых, «когда они привозились в город или селение, где существовала таможня».

В Новоторговом Уставе предусматривалось увеличение торговых и проезжих пошлин, введение запретительных тарифов на ряд товаров, выдача иностранным купцам специальных жалованных грамот для получения права на торги, устанавливалась процедура таможенного контроля товаров. Так, кроме обязанности предъявлять все товары в таможню, купцы должны были представить росписи (списки) провозимых товаров. В соответствии с представленными купцами росписями, товары тщательно досматривались, после чего составлялся особый документ «выпись», в котором отражались результаты досмотра и суммы начисленных пошлин. В качестве основного вида наказания за нарушение установленных Уставом запретов выступала конфискация товаров 8 .

Акт 1667 г. придал определенную стройность прежней системе таможенных сборов. С его принятием завершилось разграничение внешних и внутренних пошлин: внешние таможенные пошлины оказались разделены на ввозные и отпускные, внутренние - на «рублевую» (она же доезжая и торговая), перекупную и сборы частноправового характера. Неудивительно, что еще в дореволюционной литературе Новоторговый устав получил оценку первого таможенного тарифа или первого таможенного устава России 9 .

Исходя из этого, можно сказать, что в Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины.

3.3 Итоги принятия новоторгового устава 1667г.

Новоторговый Устав, как и ранее принятые акты, был направлен на решение важнейших государственных задач: пополнение казны за счет взимаемых сборов, осуществление государственного контроля за торговой деятельностью и, прежде всего, в торговле с участием иностранцев. Эти задачи должны были быть разрешены в ходе деятельности специальных государственных органов, к числу которых относятся таможни. Основной целью таможенного контроля являлось обеспечение взыскания в казну таможенных пошлин.

Закрепление принципа национального предпочтения в торговле в Новоторговом уставе свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Московского правительства. Согласно этому документу, иностранцам разрешалось торговать в пограничных городах - Архангельске, Новгороде, Пскове и др. Проезжать с товарами вглубь страны они могли лишь после получения специального разрешения - грамоты о торгах. Пошлина на их товары повышалась в четыре раза. Заморские вина выделялись в особую категорию и облагались максимальной пошлиной - от 6 до 60 ефимков, так как считалось, что их ввоз составляет конкуренцию царскому «кабаку».

Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака. За кормчество - контрабандный ввоз спиртных напитков - не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги.

В итоге можно сказать что к концу ХVII века в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения таможенных обрядностей.

В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.

В XVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к вывозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. При этом нередко экспорт монополизированных («казенных) товаров отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для правительства.

В середине XVII в. таможенная политика России претерпела серьезные изменения, обусловленные, прежде всего, нараставшей самодержавно- бюрократической тенденцией.

Государство во второй половине XVII века стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, с целью защиты национальных интересов России в торговле через таможенный механизм, и в первую очередь - через тарифы.

В 1649 году в России были отменены все привилегии иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Иностранные купцы платили гораздо большую таможенную пошлину, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности.

Таким образом, в середине XVII века в России назревали таможенные реформы.

В 1653 году 25 октября Алексеем Михайловичем был подписан Именной Указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров».

Согласно указу пошлины с иноземцев были несколько повышены – теперь взималось по 2 алтына, то есть 12 денег, а за товары, отвезенные вглубь страны или обратно за рубеж, - еще 4 деньги с рубля.

Реформы продолжались. 22 апреля 1667 года был составлен, а 10 мая введён в действие Новоторговый устав. В нем были уточнены разделы торга с иностранцами. Пошлины с них были резко увеличены - в 4 раза, в 5 раз повышена проезжая пошлина, введены запретительные тарифы на вино, сахар и другие товары.

В период царствования Алексея Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и правовых реформ. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие Торгового устава 1653 года 1 . Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами.

На основе Торгового устава в апреле 1654 г. была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов.

В 1667г. начальником Посольского приказа ставится А.Л. Нащокин. По его мнению, главный недостаток русской торговли был в том, что «русские люди в торговле слабы друг перед другом», неустойчивы, не привыкли действовать дружно и легко попадают в зависимость от иностранцев. Главные причины этой неустойчивости - недостаток капиталов, взаимное недоверие и отсутствие удобного кредита.

Читайте также: