Для чего нужна налоговая реформа

Опубликовано: 11.05.2024

Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании "Счетовод"

специально для ГАРАНТ.РУ

Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2021 год, несмотря на потрясший мир "коронакризис", не стал исключением.

Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.

Начало 2021 – конец ЕНВД

Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем "вмененщики". По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.

Изменения в налоговых режимах

Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.

Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:

  • расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
  • увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
  • компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

  • среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
  • доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.

С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: "доходы минус расходы" и "доходы 6%" (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше "доходы минус расходы". Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.

Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: "муж на час", услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.

По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.

Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться "каникулами", также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).

Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.

Прогрессивная ставка по НДФЛ

С 2021 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.

Налоговый маневр для IT-компаний

Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:

  • страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
  • при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.

Чего ждать дальше?

Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2021 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.

Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.

Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.

Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.

Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2020 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.

В конце прошлого года в послании Владимира Путина была озвучена важная новость: президент объявил о начале налоговой реформы. Слухи о ее проведении ходили давно, теперь же стало ясно: реформе быть. Виктория Архимонова, руководитель отдела бухгалтерского сопровождения юридической компании URVISTA, в интервью «Расчету» рассказала, чего стоит ожидать от изменений фискальной системы России.

Грядет налоговая реформа. Мы этого ждали, мы этого опасались, мы ее точно не хотели, но понимали, что она нам необходима. Фискальная система страны сложная, непонятная, неповоротливая. Что же именно будут менять власти?

Изменения налоговой системы

Расчет: Какие именно изменения грядут?

Виктория Архимонова: Несомненно, главным изменением для бизнеса в налоговой системе страны станет переход с 1 января 2017 года функций по администрированию и контролю за уплатой страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование от внебюджетных фондов к налоговой инспекции. Таким образом, закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года, принятый для регулирования сборов страховых взносов внебюджетными фондами, в 2017 году прекратит свое действие, а в силу вступит новая, 34 глава Налогового кодекса, регламентирующая порядок администрирования социальных платежей налоговиками. Этот же порядок действовал до 2010 года, когда вместо страховых взносов бизнес платил единый социальный налог. В 2010 году ЕСН был заменен страховыми взносами в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. Законодатель планировал таким образом повысить собираемость платежей, однако, как показала практика, этого не произошло. Напротив, в результате реформы возросла административная нагрузка как на бизнес, так и на государство. Поскольку ожидания властей не оправдались, на сегодняшний день мы вернулись к тому, что ФНС более эффективно сможет исполнять административную и контрольную функции и улучшит показатели собираемости взносов. Стоит быть готовыми к тому, что кроме администрирования текущих платежей налоговики займутся взысканием недоимок за предыдущие периоды.

Есть опасения, что избежать путаницы при передаче данных между фондами и налоговой не получится, поэтому рекомендую всем плательщикам провести предварительную сверку с фондами. Конечно, это тоже не даст абсолютной гарантии правильности переноса данных, но в любом случае это позволит минимизировать риски возникновения некорректной информации и в будущем избавит от необоснованных претензий со стороны налоговых органов.

Р.: Но Пенсионный фонд тем не менее сохранит за собой некоторые надзорные функции.

В. А.: Да, ПФР оставляет за собой функцию контроля над вопросами назначения и выплаты пенсий. Также взносы на «травматизм» по-прежнему будут администрироваться Фондом социального страхования. Кроме того, с 2017 года вдвое увеличатся пени для организаций, задерживающих страховые взносы больше месяца. При просрочке в пределах 30 дней инспекция начислит пени исходя из 1/300 ключевой ставки, с 31-го дня – по 1/150 ключевой ставки ЦБ. Налоговики начислят повышенные пени на недоимку, которая возникнет после 1 октября 2017 года. При этом для индивидуальных предпринимателей пени останутся прежними.

Наконец, ужесточаются правила подачи отчетности по страховым взносам. Так, расчет по взносам с неверными персональными данными работников придется переделать в течение пяти рабочих дней, если вы отправляли отчет по электронной почте, и в течение 10 рабочих дней, если на бумаге. Опоздание грозит штрафом (абз. 2, 3 п. 7 ст. 431 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ). Изменение действует с 1 января 2017 года.

Теперь о хорошем. В 2017 году предельная величина доходов для применения упрощенной системы налогообложения увеличена до 150 млн рублей. Это значительное увеличение по сравнению с 2016 годом (в 2016 году предельная сумма дохода – 79,74 млн). Увеличение порога валового дохода по УСН даст возможность большему количеству предпринимателей применять упрощенный режим налогообложения. Также есть приятные известия и для тех, кто применяет ЕНВД. Коэффициент-дефлятор, необходимый плательщикам ЕНВД, не изменится в 2017 году. Кроме того, не может не радовать тот факт, что устанавливаются новые правила переноса убытков. Прежнее ограничение переноса в течение 10 лет отменено. Отныне убытки прошлых лет могут уменьшить текущую базу максимум на 50 процентов. Эти правила будут действовать четыре года – с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.

Оправданность действий

Р.: Насколько они необходимы?

В. А.: Налоговое законодательство не может не меняться, каждый год изменяются условия ведения бизнеса – появляются новые законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, порой они самым непредсказуемым образом сказываются на деловом климате. Это может выражаться и в массовой переориентации предпринимателей на альтернативные виды деятельности, и в резком росте арендных ставок и вообще переизбытке предложения на рынке коммерческой недвижимости, и так далее.

К тому же экономическая ситуация в России нестабильна, на нее воздействует множество факторов: события на мировой политической арене, колебания цен на нефть и курсов валют, доступность или недоступность заемных денег, объем иностранных инвестиций. Все эти условия заставляют бизнес быть гибким и перестраиваться, и налоговое законодательство, фискальная система должны идти в ногу со временем, быть актуальными и удобными для бизнеса. К сожалению, не все изменения создают комфортную среду именно для предпринимателей, в основном, они направлены на защиту интересов государства. Но есть и позитивные для бизнеса тенденции: например, доступность электронных сервисов налоговых органов позволяет сэкономить массу полезного времени.

Эффект от применения реформ невозможно спрогнозировать. Его можно будет оценить уже только по итогам 2017 года. На сегодняшний день ясно одно: государство планомерно продвигает курс на повышение эффективности администрирования и увеличение собираемости налогов.

Р.: Все ли сферы налогообложения, требующие нововведений, будут охвачены?

В. А.: Нововведения, на мой взгляд, необходимы в упрощении системного подхода к налогообложению. На сегодняшний день система взимания налогов очень сложная, как для бизнеса, так и для физических лиц. И это, кстати, один из факторов, которые отпугивают потенциальных предпринимателей, не дают им принять решение о старте собственного дела. С появлением и по мере совершенствования патентной системы налогообложения эта проблема постепенно решается, но недостаточно быстрыми темпами. Патентом могут пользоваться только ИП, причем перечень сфер деятельности, где патент возможно применять, строго регламентирован.

Р.: Какая именно область больше всего нуждается в изменениях?

В. А.: Я думаю, многие специалисты согласятся со мной, что область сопоставления и совмещения бухгалтерского и налогового учета – это главное неудобство, которое возникает из положений Налогового кодекса и Закона о бухучете. Разница в системных подходах и отражении данных в бухгалтерском и налоговом учете очень усложняет работу как бухгалтеров, так и других заинтересованных лиц.

Р.: Насколько быстро изменения вступят в силу?

В. А.: Основной массив изменений вступит в силу с 1 января 2017 года, но некоторые начнут действовать в середине года и даже в октябре.

Эффект реформы

Р.: Увеличится ли налоговая нагрузка?

В. А.: Принцип неувеличения налоговой нагрузки до 2018 года не раз декларировался с высоких трибун, в том числе президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, это утверждение зафиксировано и в антикризисном плане правительства России.

Формально налоговая нагрузка увеличена в этом году не будет, все ставки налогов остаются на том же уровне, что и в прошлом. Однако если говорить о передаче ФНС функции внебюджетных фондов по администрированию страховых взносов, в результате этой «перестройки» значительная часть предприятий лишилась ряда льгот, поэтому для них нагрузка выросла.

На сегодняшний день налоговая нагрузка уже настолько высока, что ее повышение может вызвать негативную реакцию со стороны малого и среднего бизнеса. Многие будут вынуждены «уйти в тень», либо попросту закроются.

Р.: Упростится или усложнится порядок взаимодействия предпринимателей с инспекциями?

В. А.: Порядок взаимодействия с налоговыми органами, несомненно, усложнится, поскольку возрастет количество отчетности, платежей и запросов, направляемых в ИФНС. Для ускорения этого взаимодействия рекомендую всем перейти на электронный документооборот с ревизорами.

Р.: Какой эффект от будущих реформ вы бы спрогнозировали?

В. А.: Эффект от применения реформ спрогнозировать невозможно. Его можно будет оценить уже только по итогам 2017 года.

На сегодняшний день ясно одно: государство планомерно продвигает курс на повышение эффективности администрирования и увеличение собираемости налогов. Для бизнеса это означает, что путей для налоговой оптимизации будет становиться меньше, а наказывать за нарушения будут строже. Предпринимателям нужно быть более разборчивыми в инструментах налоговой оптимизации и готовыми к тому, что вскоре придется искать иные механизмы экономии.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

В прошлом году власти заверяли, что фискальная нагрузка расти не будет. Такие обещания правительство давало после повышения ставки НДС с 1 января 2019 года и включения в Налоговый кодекс неналоговых платежей. Тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев говорил о введении моратория на изменение налогов на 6 лет.

Прошел год с небольшим, и уже в 2021 году налогоплательщиков ждет рост акциза на табак, увеличение НДПИ и даже прогрессивная ставка НДФЛ. Как с этими изменениями работать и с какими новшествами предстоит столкнуться в 2021 году, рассказываем в этой статье.

Новшества, которые повлияют на работу и финансовые результаты эмитентов

Информационные технологии. Для IT-компаний с 2021 года действуют новые льготы по налогу на прибыль и страховым взносам (Федеральные законы от 31.07.2020 № 265-ФЗ, от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Чтобы применять пониженные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам, компании должны соответствовать условиям. Первое - количество сотрудников должно быть не менее семи. Второе - доля доходов от реализации программных продуктов и услуг должна составлять не менее 90%. Третье условие - компания должна быть аккредитована Минкомсвязи, а изделия разработчиков должны быть включены в реестр Минпромторга.

Льготы предназначены для разработчиков электронных изделий и компаний, которые работают в сфере информационных технологий. Не смогут применять льготы только те компании, которые занимаются сопровождением продуктов других IT-компаний.

Налог на прибыль. Компании будут платить налог на прибыль по льготным ставкам: 3% - для налога, поступающего в федеральный бюджет; 0% - для налога, поступающего в региональные бюджеты.

Страховые взносы. Компании смогут использовать бессрочные пониженные тарифы страховых взносов: 6% - пенсионное страхование, 1,5% - социальное страхование, 0,1% - медицинское.

Торговля. Ставки акцизов на табачные изделия увеличатся на 20% (Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ). В Налоговом кодексе уже было предусмотрено увеличение акциза на 4% с 2021 года. Но законодатели внесли поправку и увеличили ставку на 2021 год на 20% по сравнению со ставкой, которая действует в 2020 году. Минфин предложил увеличить ставку для компенсации расходов из-за пандемии.

Стоит учесть, что с 31 июля к табачным изделиям относят не только обычные сигареты, а всю продукцию, которая содержит никотин (Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ).

Фармацевтический сектор. В следующем году еще более 20 позиций медицинских товаров будут освобождены от НДС при импорте и реализации (Постановление правительства от 01.10.2020 № 1574). Например, к этому перечню добавили ирригаторы, компрессоры стоматологические, хирургические, гинекологические и акушерские наборы, офтальмологические инструменты, эндоскопы и другие товары.

Финансы. С нового года законодатели вводят понятия цифровые финансовые активы и цифровая валюта (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ).

Цифровыми финансовыми активами называют цифровые права, которые удостоверяют денежное требование, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право на участие в капитале непубличного акционерного общества и право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов. Учет цифровых прав ведет оператор, а реестр операторов - Банк России.

Цифровой валютой называют информацию, которая принимается в качестве средства платежа или в качестве инвестиций. Цифровая валюта не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой. Также цифровая валюта безлична.

Российским компаниям запрещено принимать цифровую валюту в качестве оплаты за товары, работы или услуги.

Кроме того, закон о цифровых валютах могут ужесточить. Минфин предложил обязать владельцев криптоактивов отчитываться в ФНС о получении цифровой валюты, о сделках с ней и ее остатках в кошельке. Если в течение трех лет более двух раз не представить данные в инспекцию или включить ложные сведения, могут лишить свободы до трех лет. Но пока это только проект.

Добыча полезных ископаемых. Рассчитывать НДПИ нужно будет с коэффициентом Крента. Коэффициент может принимать значение от 1 до 3,5 в зависимости от степени выработанности запасов и от участия компании в соглашении о защите и поощрении капвложений. Увеличивать налог на коэффициент нужно не по всем полезным ископаемым. Так, к примеру, не нужно этого делать при добыче торфа природных алмазов, драгоценных камней. Весь перечень можно посмотреть в пункте 11 статьи 1 Федерального закона от 15.10.2020 № 342-ФЗ.

Добыча полезных ископаемых

Также компании смогут воспользоваться двумя новыми вычетами при расчете НДПИ. Первый вычет для компаний, которые добывают нефть на участках недр в Сургутском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского округа – Югры по лицензиям, выданным до 2018 года. Такие компании могут уменьшить налог на 3830 млн рублей. Получить вычет можно только за периоды, когда цена нефти Urals будет выше базовой величины, то есть $40 за баррель. Еще одно условие - компаниям нужно заключить инвестиционное соглашение о добыче нефти до 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 15.10.2020 № 340-ФЗ).

Второй вычет для резидентов Арктической зоны (Федеральный закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ). Компании смогут уменьшить НДПИ на фактически оплаченные расходы, связанные с приобретением, сооружением и вводом в эксплуатацию некоторых основных средств. К ним относят объекты дорожной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, необходимой для добычи полезного ископаемого, по которому применяется вычет. А применять вычет можно по всем видам полезных ископаемых, помимо углей и углеводородного сырья.

Резиденты Арктической зоны. Власти ввели новую особую экономическую зону – Арктическую. Арктическая зона включает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов. Также в нее входит часть территорий республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области. Закон затрагивает практически все крупные сырьевые компании России. Например, это "НОВАТЭК", "Газпром нефть", "Норникель", "АЛРОСА".

Любая компания, зарегистрированная в Арктике и готовая заключить инвестиционное соглашение, может получить статус резидента. Для резидентов предусмотрен целый ряд льгот.

Одна из таких льгот вступит в силу с 1 января 2021 года. Резиденты арктической зоны могут платить налог на прибыль по ставке, которую установит регион. В федеральный бюджет ничего платить не нужно. Но это относится к тем компаниям, которые не добывают полезные ископаемые, не производят сжиженный природный газ и не перерабатывают углеводородное сырье в продукты нефтехимии (Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ).

Новшества, которые коснутся инвесторов-физлиц

Расширили перечень доходов, с которых нужно платить НДФЛ. Теперь в России будет действовать прогрессивная ставка НДФЛ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Физлица, чей доход превысит 5 млн рублей в год, будут платить больше налога. Так, доход до 5 млн рублей облагается по ставке 13%, а доход более 5 млн рублей - по ставке 15%. Исключение - доход от продажи недвижимости. Тут независимо от суммы нужно будет платить 13%, как и раньше. Новая ставка будет работать в отношении дивидендов и зарплаты.

Также инвесторам придется платить НДФЛ с доходов в виде: процентов от обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года; дисконта от погашения таких облигаций; процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации.

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

Кроме того, теперь облагаются налогом на доходы в виде процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке, которые превысят необлагаемый процентный доход, равный произведению 1 млн рублей и ключевой ставки, установленной на 1 января. Проценты 2020 года не облагаются. А доходы в виде процентов 2021 года – нужно рассчитать и заплатить до 1 декабря 2022 года. Но только если доход за 2021 год превысит 42500 рублей. Самим считать ничего не придется - инспекторы рассчитают налог и пришлют уведомление об уплате.

Но есть и хорошая новость. Сейчас правительство рассматривает проект, которым предлагают облегчить получение налогового вычета. Например, инвесторы смогут вернуть НДФЛ с ИИС, только лишь заполнив заявление на сайте ФНС. Ведомство само соберет подтверждающие документы и вернет налог.

Отчитываться в ФНС о доходах нужно по новой форме. Когда будете отчитываться о доходах за 2020 год, нужно будет использовать новую форму декларации 3-НДФЛ (приказ ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615). Ее дополнили приложением, в котором нужно заполнить заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога. Раньше для этого нужно было заполнять отдельный документ.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Законопроекты

Вчерашние парламентские слушания "Налоговая реформа: состояние и перспективы" еще раз подтвердили, что между исполнительной властью и бизнесом не существует пока единого мнения о том, какой быть налоговой системе в России.

Как отмечает газета "Время новостей" , попытки подвести черту под продолжающейся уже несколько лет налоговой реформой терпят неудачу. Бизнес критикует исполнительную власть за то, что ее публичные обещания улучшить положение предпринимателей затем ею же и выхолащиваются. А внутри самой исполнительной власти вновь обострились споры о том, надо ли дальше снижать налоговую нагрузку, а если надо, то по каким налогам и до какого предела.

Вчерашнее обсуждение должно было внести ясность в вопрос о том, какую же налоговую реформу готовит правительство, продолжает "КоммерсантЪ" . С разъяснениями в Госдуму прибыли министр финансов Алексей Кудрин со своим заместителем Сергеем Шаталовым, а также министр экономического развития и торговли Герман Греф.

Первым слово взял глава Минфина. По его словам, последние пять лет налоговая реформа сводится к поиску баланса в отношениях бизнеса и власти. Министр признал, что у предпринимателей по-прежнему возникает масса опасений в отношении контролирующих их чиновников. В частности, возникают вопросы по поводу возможности государства использовать налоговое законодательство "в борьбе за перераспределение собственности, а также корпоративной борьбе". "Надо дать ответ на эти вызовы",- заявил Алексей Кудрин. И дал: "Главная функция налогов - фискальная, нужно обеспечивать стабильность бюджетов всех уровней". "Но только таким образом, чтобы налоги не закрепощали бизнес",- сделал оговорку министр. После чего объяснил, почему не нужно снижать никакие налоги.

"Хотя мы и помним о послании президента, в котором говорится о необходимости снизить НДС до 16%, пока мы воздержались от этого шага",- заявил Алексей Кудрин. И пояснил, что налог не будет снижен, потому что для ряда отраслей его унификация (введение единой ставки вместо действующих 18-процентной и льготной 10-процентной) приведет к увеличению налоговой нагрузки, "а ниже 16% мы пойти не готовы". "И вообще ни одно из предпринимательских объединений не ставит вопрос о снижении НДС до 13%", - расставил он точки над i. "Предпринимателям важнее единый социальный налог. " - начал было господин Кудрин. "Неужели предложит снизить?" - зашептали в зале. "Но сегодня снижение ЕСН проблематично, а после 2009 года обязательства Пенсионного фонда еще больше увеличатся, и их придется за счет чего-то покрывать",- спустил предпринимателей с небес на землю господин Кудрин.

Пока же бизнесу обещано наведение порядка в сфере налогового администрирования. Однако и тут государство не хочет терять ни копейки. По словам Алексея Кудрина, сейчас по результатам камеральных проверок, в рамках которых по закону должна проверяться только правильность заполнения налогоплательщиками налоговых деклараций, ежегодно доначисляется до 200 млрд рублей налогов. Просто так отказаться от такого источника пополнения казны Минфин не готов. "Придется повысить нагрузку на выездные проверки и увеличить численность налоговиков",- раскрыл секрет Алексей Кудрин.

Кстати, не снят, по его словам, и вопрос о введении специальных НДС-счетов, активно обсуждавшийся в прошлом году. Напомним, было признано, что введение такого порядка серьезно усложнит жизнь предпринимателям. "Мы пока не нашли других сильных лекарств для борьбы с уклонением от НДС",- подытожил глава Минфина.

Замминистра финансов Сергей Шаталов, пишет "Время новостей" , дополнил выступление шефа. По его словам, необходимо соблюсти баланс интересов государства и плательщика, фискалы должны осуществлять эффективный контроль, но не настолько жестко, чтобы бизнес ушел в тень. "К тотальности контроля не надо стремиться, надо управлять налоговыми рисками и не создавать излишних проблем для добросовестных предпринимателей. Намерен Минфин прописать и процедуры выставления плательщиками претензии к налоговым органам. Человек должен иметь право при предъявлении ему претензий защитить себя, привлекая адвоката и аудитора", -- сказал замминистра. Если же поступила претензия на действие сотрудника фискальных органов, то рассматривать ее должен не тот, кто проверял предприятие. Чтобы исключить ошибки, из-за которых трясет фондовый рынок, по серьезным претензиям к плательщикам должны подключаться вышестоящие налоговые органы, отметил г-н Шаталов. Вопрос администрирования настолько болезненный, по его словам, что разногласия существуют и внутри самого Минфина.

Выступление министра экономического развития и торговли Германа Грефа было весьма образным. Существенным шагом в улучшении администрирования должно стать создание единого фискального пространства, где совмещались бы данные ФНС, Минфина, ГТК и других контрольных органов, считает он. В стране сегодня нет проблем с идеями, есть кризис их реализации. Фискальные органы не должны руководствоваться принципом "нам дозволено все, если мы несем деньги в казну", ведь главная функция государства не фискальная, а функция развития, заявил г-н Греф и перешел к теме снижения налогов. По его мнению, во избежание злоупотреблений нужно обязательно избавиться от двух ставок НДС (обычная -- 18%, льготная -- 10%). "Все консервы сегодня идут по ставке НДС 10% как детское питание, поэтому прежде чем говорить о снижении этого налога, необходимо разобраться в его администрировании", -- предложил министр. И вообще, в налоговой реформе пора уже перестать руководствоваться словом "сколько", а пора отвечать на вопрос "как", заплатить одну и ту же сумму налогов можно красиво и элегантно, полагает г-н Греф.

Выступление Германа Грефа могло бы внушить бизнесу больше оптимизма, если бы не один нюанс, подчеркивает "КоммерсантЪ" . Казалось бы, и от снижения налогов, правда в перспективе, МЭРТ отказываться не собирается, и качество налогового администрирования можно повысить. Но министр признался, что ввиду того, что сегодня "судебная система и правоохранительные органы функционируют с большими проблемами, а налоговое законодательство порой трактуется с точностью до наоборот", на серьезное улучшение налогового администрирования рассчитывать не приходится. В качестве примера он привел пункт Налогового кодекса, предусматривающий, что все неясности законодательства должны всегда толковаться в пользу налогоплательщиков. "У нас складывается обратная практика, все трактуется в пользу налоговых органов", - посетовал Герман Греф.

Однако все высказанные соображения, как пишет ГАЗЕТА , возмутили депутатов и РСПП: они сочли, что предложения Минфина слишком неконкретны. Так, ни слова не сказано о том, каков именно должен быть закрытый перечень документов, которые имеют право запрашивать налоговики у налогоплательщиков, и каким именно образом будут ограничены основания для проведения повторных проверок. По мнению депутатов и РСПП, Минфин вместо того, чтобы сократить, только увеличил полномочия налоговиков. "Зачем при проведении камеральной проверки требовать реестр бухгалтерского учета? - негодовал член бюджетного комитета Андрей Макаров. - А зачем в дополнение к открытому перечню заменять налоговую декларацию налоговой отчетностью?" По его мнению, предложения Минфина сводятся к тому, что "неограниченность (бумаг) становится законной". "Мы можем рассматривать проект Минфина лишь как приближение к проблеме, но не как решение", - резюмировал депутат. Эстафету критики в адрес правительства подхватил глава комитета по налогам РСПП Олег Киселев. "У нас не партнерство (с налоговиками), налоговые органы у нас - это карательная функция", - сокрушался он. И напомнил Минфину об условии, на котором поддержал его в споре с премьером о снижении НДС: "Мы договорились, что при выборе между снижением НДС и совершенствованием администрирования выбираем последнее, так как сейчас в этой части происходит беспредел, какого нет в другой стране". "Но предложения, которые сейчас разрабатывает Минфин в этой части, не соответствуют требованиям бизнеса. Если обещания не будут выполнены, бизнес-сообщество будет настаивать на снижении ставки НДС", - предупредил Киселев.

В РСПП были две точки зрения по поводу инструментов снижения налогового бремени, напомнил, как сообщает ПРАЙМ-ТАСС , Олег Киселев. Одна заключалась в улучшении налогового администрирования, другая - в снижении ставки НДС.

Правительство в качестве приоритета выбрало улучшение администрирования, но предложения, которые сейчас разрабатывает Минфин в этой части, не соответствуют требованиям бизнеса, отметил глава Комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике. Киселев напомнил, что эти требования были озвучены на заседании Совета по конкурентоспособности 3 марта и на встрече предпринимателей с президентом России 24 марта. При этом с ними согласились представители правительства, подчеркнул глава Комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике.

Автор: Евгений БЕЛЯКОВ

С 1 января этого года полностью ушел в прошлое единый налог на вмененный доход (сокращенно ЕНВД, или «вмененка»).

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

С 1 января этого года полностью ушел в прошлое единый налог на вмененный доход (сокращенно ЕНВД, или «вмененка»). Этим налоговым режимом пользовались многие самые маленькие предприниматели. Он был удобен сразу по двум причинам. Во-первых, платить приходилось немного. Во-вторых, бухгалтер был не нужен. Вот только эта «корова» не давала в бюджет молока. Поэтому в Минфине и Федеральной налоговой службе решили убить этот налоговый режим. Вместе с частью российского малого бизнеса?

ПОЧЕМУ ОТМЕНИЛИ

Объяснений несколько. Первое - этот налоговый режим морально устарел. Об этом заявлял летом прошлого года премьер Михаил Мишустин. ЕНВД вводили в конце девяностых, когда посчитать, сколько зарабатывает бизнес, было физически невозможно. Тогда власти решили: мол, пусть платят хотя бы что-то. Фиксированный взнос стали считать, исходя из площади помещения и числа сотрудников.

- Почему это было удобно? Я знаю параметры своего помещения и количество сотрудников, которые у меня работают. Отталкиваясь от этих показателей, я могу самостоятельно рассчитать величину налога и заплатить его в установленные сроки. Зная, что ко мне не будет никаких претензий. Поэтому мне не нужно было дополнительно тратиться на бухгалтера, не нужно было с содроганием ждать неожиданной проверки, - говорит Дмитрий Ханин, индивидуальный предприниматель из Екатеринбурга.

Сейчас ситуация другая. Посчитать реальный доход предпринимателя стало гораздо проще после поголовного внедрения онлайн-касс. Это и стало катализатором для реформы. Выяснилось, что «вмененщики» платят в бюджет сущие копейки - всего 0,8% от оборота. К примеру, в 2019 году все предприниматели, работающие на «упрощенке» заплатили в бюджет 400 млрд рублей, а «вмененщики» - всего 65 млрд рублей. Притом что число и тех, и других было примерно равным - около двух миллионов. Это показалось чиновникам несправедливым по отношению к другим участникам рынка.

Вторая проблема, о которой часто говорили в ФНС, - оптимизация налогов. К примеру, компании, занимающиеся импортом, создавали фиктивные цепочки перепродажи, в которых участвовали предприниматели на ЕНВД с минимальным фиксированным взносом. Именно у них оседала львиная доля прибыли, с которой в бюджет не платилось ни рубля. Остальные компании в цепочке якобы работали в ноль или даже в убыток.

- Отмена ЕНВД - это в первую очередь фискальный интерес, - считает Аркадий Брызгалин, глава группы компаний «Налоги и финансовое право».

По его мнению, малый бизнес мог бы выдержать повышение издержек, но точно не сейчас, когда предприниматели и так сильно пострадали от коронакризиса.

Даже несмотря на активную позицию деловых сообществ, Партии Роста и отдельных бизнесменов режим ЕНВД чиновники решили отменить. Взамен предпринимателям дали отдельные поблажки.

- Чтобы бизнес мог максимально комфортно, без увеличения налоговой нагрузки перейти с ЕНВД на другие налоговые режимы, было принято несколько решений, - пояснили в пресс-службе Минфина.

Во-первых, увеличили число сфер деятельности, по которым можно оформить патент (это очень похожий на ЕНВД налоговый режим). Во-вторых, регионам дали право самостоятельно снижать ставки налога по «упрощенке».

- Сначала отношение к реформе было очень негативным. Но потом к ней стали относиться проще. Помогла подробная разъяснительная работа со стороны государства. Очень многие предприниматели увидели, что на деле все не так страшно и критично, - говорит Нина Литвинова, бизнес-тренер, учредитель сети салонов маникюра и педикюра «Пальчики».

По сути, у бизнеса есть четыре варианта: самозанятость (если нет работников), покупка патента или два вида «упрощенки» (6% с оборота или 15% с разницы между доходами и расходами). Что выгоднее лично для него, решает каждый конкретный предприниматель. Как в среднем вырастет нагрузка, сейчас определить сложно. Но по предварительным расчетам, большинство предпринимателей, опрошенных «Комсомолкой» в разных регионах страны, станут платить в казну больше и. переложат новые траты на конечных потребителей. Или закроются.

- Мы были на ЕНВД, сейчас перешли на патент. По расчетам бухгалтера, укладываемся примерно в ту же сумму, что и платили раньше. По «упрощенке» платили бы в 10 раз больше, - говорит Инна Викторовна, индивидуальный предприниматель из Челябинска.

Но это один из немногих оптимистичных комментариев. Патент - не налоговая панацея для бизнеса. Условия этого режима отличаются как от сферы деятельности, так и от региона.

- Почему-то если речь идет, например, о парикмахерских, то там на все существующие точки можно приобрести один патент. А если о печатных киосках, то на каждую точку нужен патент отдельно. Почему? Непонятно, - недоумевает Владимир Меньшов, председатель «Ассоциации малых предприятий Санкт-Петербурга».

- Переход на патент был выгоден предпринимателям, занимающимся только определенным видом деятельности, например, небольшой розничной торговлей. Остальным «повезло» меньше, - говорит Елена Александрова, ИП из Хабаровска. - Один мой знакомый занимался грузовыми перевозками. На ЕНВД они платили 20 тысяч в квартал, а на патенте у них выходит в 7 раз больше - 144 тысячи. Сейчас они в шоке и планируют приостановить деятельность.

Есть и другие нюансы. К примеру, патент действует только на территории одного региона. Для тех же грузоперевозчиков это выливается в дополнительные трудности с оформлением документов. И наконец, не все предприниматели в принципе могут перейти на патент. По последним данным ФНС, это сделали лишь 40% бывших «вмененщиков». Остальные выбрали «упрощенку», у которой тоже есть свои нюансы.

- Пока точный подсчет подвести невозможно, сделаю в конце года. Но скорее всего нагрузка увеличится, - говорит Николай Столяров, индивидуальный предприниматель из Саратова, перешедший на «упрощенку».

- Дело не только в размере налогового бремени. Нужно налаживать налоговый учет (а это время и новые затраты), меняется отчетность (а это ошибки на первых порах, и тоже новые затраты). Если раньше можно было обойтись без бухгалтеров и консультантов, то теперь так не выйдет. Значительно возрастают затраты на налоговое администрирование. А любые дополнительные затраты снижают эффективность бизнеса и повышают цены, - дополняет Аркадий Брызгалин.

Тем более что в нынешних условиях никто из предпринимателей не жирует.

ЧАСТЬ БИЗНЕСОВ ЗАКРОЕТСЯ ИЛИ УЙДЕТ В ТЕНЬ

- Мы с мужем переехали из Узбекистана, получили гражданство, открыли свое кафе. У нас основные клиенты – студенты и водители. Но из-за пандемии коронавируса и перехода на дистанционное обучение вторых стало намного меньше. А с переходом на упрощенку денег вообще ни на что не хватает: почти все доходы на налоги и уходят. Нам сейчас с трудом даже на зарплату сотрудникам хватает. Поэтому сейчас думаем о закрытии, - объясняет Ольга, хозяйка кафе азиатской кухни в Новосибирске.

- Некоторые мои знакомые решили бросить бизнес и уйти в наемные рабочие. В связи с пандемией люди опасаются, что не смогут платить налоги, - говорит Анна, частный мастер маникюра из Ростова-на-Дону.

- Некоторые мои коллеги стали работать в тени, потому что не хотят платить лишних налогов государству, - рассказал владелец ветеринарной клиники в Астрахани.

Кстати, на патент не смогли перейти даже некоторое владельцы небольших магазинов. Тому виной – маркировка. Если в перечне продукции есть товары, обязательные для маркировки (а число таких растет), то перейти на патент нельзя. А переход на «упрощенку» - это рост и сумм налогов, и издержек, связанных с администрированием.

Читайте также: