Виды специальных налоговых режимов днр
Опубликовано: 15.05.2024
2020-05-21
713
Донецкая Народная Республика является непризнанным государством (ни одна их стран-членов ООН на данный момент не признала независимость ДНР), которое было провозглашено в 2014 году на территории Донецкой области Украины.
Министерство доходов и сборов является центральным органом исполнительной власти, формирующим налоговую и таможенную политику и обеспечивающим ее реализацию.
Министерство подчиняется Главе Донецкой Народной Республики и Совету Министров.
В условиях современного научно-технического и информационного прогресса органы доходов и сборов представляют собой сложный многоуровневый институт, играющий одну из ведущих ролей в функционировании государства.
Одной из основных задач Министерства является реализация налоговой политики государства, в том числе осуществление контроля за полнотой и своевременностью перечисления в республиканский и местные бюджеты, и целевые фонды налогов, сборов, таможенных и других обязательных платежей, единого государства. Государство Донецкая Народная Республика находится в периоде своего становления, и, учитывая тот факт, что налоговая система в условиях рыночной экономики является одним из важнейших экономических регуляторов, рычагом наполнения государственной казны и основой экономического механизма государства, требует наличия современной нормативно-правовой базы, достаточной для реализации налоговой политики республики, и кроме того, постоянного ее усовершенствования в соответствии с развитием рынка [6].
На данный момент Народным Советом ДНР и Советом Министров ДНР принято множество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов доходов и сборов. В данных нормативно-правовых актах четко определены основные цели, задачи, функции, организация, права и обязанности Министерства доходов и сборов.
Проведя анализ нормативно-правовой базы Донецкой Народной Республики, можно выделить основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов доходов и сборов ДНР:
1. Конституция Донецкой Народной Республики;
2. Положение о Министерстве доходов и сборов // утверждено Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики № 25-20 от 12.09.2019 г.
3. Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» Принят Постановлением Народного Совета 25 декабря 2015 года;
4. Постановления Народного Совета Донецкой Народной Республики, Указы и Распоряжения Главы Донецкой Народной Республики, Постановления и Распоряжения Совета Министров Донецкой Народной Республики;
5. Приказы Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики;
6. Нормативно-правовые акты, принятые органами местного самоуправления.
В течение 2014-2018 годов совершенствуется законодательное регулирование правоотношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности субъектами хозяйствования, так как создание благоприятных условий для ведения бизнеса является залогом стабильного развития республики. Нормативно урегулированы такие сферы отрасли права, как уголовное, уголовно-процессуальное, налоговое, таможенное, совершенствуется порядок регистрации субъектов хозяйствования. Отменен налог на добавленную стоимость, являвшийся существенным препятствием для предпринимателей в Украине.
На сегодня основным нормативным актом, который регламентирует организационно-правовые вопросы начисления и взимания налогов в Донецкой Народной Республике, выступает принятый Постановлением Народного Совета Закон «О налоговой системе» от 25.12.2015 года. Данным законом определены принципы и система налогообложения. Кроме того, особенности, касающиеся налогов, могут устанавливаться и другими правовыми или нормативными актами, например, указами Главы ДНР и постановлениями Совета Министров.
Закон ДНР «О налоговой системе» устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов, в том числе [2]:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в ДНР;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Система налогов и сборов в Донецкой Народной Республике формируется республиканскими налогами, местными налогами и сборами.
Республиканскими налогами, местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Законом и обязательны к уплате на всей территории Донецкой Народной Республики.
Не могут устанавливаться республиканские налоги, не предусмотренные данным Законом [2]. На сегодняшний день функционирует 16 основных налогов и сборов: 8 республиканских и 8 местных (табл. 2.1).
Классификация налогов и сборов ДНР [2]
Республиканские налоги | Местные налоги |
Налог на прибыль | Подоходный налог |
Акцизный налог | Плата за землю |
Экологический налог | Упрощенный налог |
Сбор за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров | Плата за патент |
Плата за использование недр | Сельскохозяйственный налог |
Сбор за специальное использование воды | Транспортный налог |
Налог с оборота | Сбор за специальное использование рыбных и других водных живых ресурсов |
Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства | Сбор за осуществление валютно-обменных операций |
Более наглядная структура налоговой системы Донецкой Народной Республики приведена в Приложении А.
Также необходимо отметить положительную тенденцию наполняемости местных бюджетов Республики. Если в Российской Федерации в настоящее время 3 местных налога, в Украине – 4 местных налога, то в ДНР их 8 и это довольно весомые фискальные источники, позволяющие развиваться городам.
Кроме того в ДНР предусмотрены специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся [2]:
1) упрощенный налог;
3) сбор за осуществление валютно-обменных операций;
4) сельскохозяйственный налог;
5) налогообложение субъектов хозяйствования, осуществляющих транспортировку и поставку природного газа и энергоносителей на территорию и по территории Донецкой Народной Республики;
6) патент на добычу угля (угольной продукции) артелями.
Введение таких специальных режимов налогообложения - это прежде всего стимул для выхода предприятий из тени. Согласно налоговому законодательству ДНР платить налоги намного выгоднее, чем укрывать доходы – поскольку наказания за налоговые преступления и ответственность за налоговые правонарушения ужесточены намного больше.
Дискуссионным вопросом на данном этапе является перспектива введения налога на добавленную стоимость (НДС) в ДНР. В соответствии с налоговым законодательством ДНР на данный момент НДС не предусмотрен на территории Республики. Введение НДС на данном этапе нецелесообразно, так как это приведет к повышению цен на потребительские товары и услуги приблизительно на 20 % и негативно отразится на покупательском спросе и уровне жизни населения Республики.
Налоги – необходимое звено экономических отношений любого общества, являются важнейшим инструментом при определении социально- политических и экономических ценностей в государстве [19].
Необходимо отметить некоторые проблемные точки системы налогообложения ДНР. Одной из объективных причин недостаточно эффективной системы налогообложения является нестабильность налогового законодательства. Это обусловливается тем, что налоговая система находится на этапе становления, а основные законодательные акты постоянно подвергаются изменениям и дополнениям.
Также в перспективе необходимо предусмотреть систему налоговых льгот для отечественных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики. Как возможный вариант – отменить налог на прибыль для предприятий малого и среднего бизнеса в 1 год работы после открытия. При налогообложении физических лиц необходимо учесть интересы многодетных семей, родителей которые платят за обучение детей при начислении подоходного налога в виде налоговых вычетов. Опыт дифференциации подоходного налога имеет Россия, Украина и другие страны.
Для создания более эффективной и качественной системы налогообложения необходимо опираться на опыт развитых стран: более активно осуществлять налоговые консультации предпринимателям, ведущим коммерческую деятельность в Республике, использовать программы он-лайн подачи налоговой отчетности.
Использование опыта зарубежных стран и непризнанных государств необходимо с условием адаптации его для существующих условий ДНР. Это позволит усовершенствовать существующую налоговую систему Донецкой Народной Республики, сделать ее более эффективной и рациональной.
Существуют, так называемые, специальные режимы налогообложения, которые, по сути, являются льготными по отношению к общей системе налогообложения.
Понятие специальных режимов в налоговом праве
Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.
Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.
Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве – это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.
Виды и характеристика специальных налоговых режимов
В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:
- патенты;
- раздел продукции;
- налог на вмененный доход;
- сельское хозяйство;
- система упрощенного вида.
Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.
Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.
В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.
Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.
Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).
Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).
Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.
Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.
Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.
Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.
При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.
ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.
Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.
Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве
Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.
Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:
- определенное количество сотрудников у ИП;
- определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.
Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).
Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.
По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.
В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.
Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).
Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.
В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.
Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:
- деятельности банков и банковских агентов;
- страховых компаний и агентов;
- нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
- негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
- организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
- ломбарды и скупки цветного металла;
- сельскохозяйственные организации и ИП.
Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).
Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.
Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.
Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА «УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»
СЕРДЮК В.Н.
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ……. ………………………………………………….………….…4
1.1. Система налогообложения в ДНР …………………………………………………………….4
1.2. Основные начала законодательства о налогообложении……………………………….…..9
1.3. Права и обязанности налогоплательщиков …. …………………….………………………12
1.4. Администрирование налогов и сборов …………………………….………………………..14
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ……………………………………………………..…. 29
2. УЧЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ …………………………………………………………….29
2.1. Налогоплательщики, объект и база налогообложения, порядок
исчисления налога на прибыль ..…………………………………………………………………29
2.2. Формирование валовых доходов …….……………………………………………………. 32
2.3. Формирование валовых расходов ………..……………………………………..…………. 35
2.4. Учет валовых доходов и валовых расходов ………………………………….……………..40
2.5. Налоговый учет основных средств ……………………………………………….…………41
2.6.Особый режим налогообложения налогом на прибыль плательщиков сельскохозяйственного налога…………………………………………………………………………………..…. 43
2.7. Налогообложение неприбыльных организаций и учреждений…………………………. 44
3. АКЦИЗНЫЙ НАЛОГ ……………………………………………………………………. 46
3.1. Понятие акцизного налога. Налогоплательщики, объекты, ставки, базы налогообложения, порядок исчисления ……………………………………………….………………………. 46
3.2. Даты возникновения налоговых обязательств по акцизному налогу и
4. НАЛОГ С ОБОРОТА………………………. ……………………………………………….54
4.1. Налогоплательщики, объект и база налогообложения, порядок исчисления и уплаты налога с оборота …………………………………………….…………………………………….54
5. НАЛОГИ И ВЗНОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТОЙ И ДРУГИМИ ДОХОДАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………….………. 55
5.2. Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование . 61
6. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В БЮДЖЕТ …………………………………………66
7. РЕСУРСНЫЕ ПЛАТЕЖИ В БЮДЖЕТ ………………………………………………. 76
7.2. Плата за использование недр ………………………………………………………………..78
7.3. Сбор за специальное использование воды ………………………………………………….80
7.4. Сбор за специальное использование рыбных и других водных живых ресурсов . 84
8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ …………………………………………. 86
8.3. Сбор за осуществление валютно-обменных операций …………………………………. 96
8.4. Сельскохозяйственный налог ……………………………………………………………….97
9. ДРУГИЕ СБОРЫ В БЮДЖЕТ …………………………………………………………….101
9.1. Сбор за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров……………………………101
9.2. Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства ………………………. 103
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………..…..105
СОДЕРЖАТЕЛЬНыЙ МОДУЛЬ 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ДНР
Законодательство Донецкой Народной Республики о налогообложении (далее – законодательство о налогообложении) состоит из Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе», утвержденного Постановлением Народного Совета от 25.12.2015 г. № 99 – IНС (с дополнениями и изменениями) (далее – ЗНС или Закон), и принятых в соответствии с ним законов, нормативных правовых актов Совета Министров, Главы Донецкой Народной Республики.Глава, Совет Министров, государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять функции в области государственной политики и нормативно-правового регулирования в сферах налогообложения и таможенного дела, в предусмотренных законодательством о налогообложении случаях, в пределах своей компетенции, издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогообложении.Акты законодательства о налогообложении вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самим актом.
Изменения и дополнения в действующий Закон о налоговой системе Донецкой Народной Республики могут вноситься только путем внесения изменений в ЗНС в соответствии с действующим законодательством, если иное не предусмотрено Законом. Акты законодательства о налогообложении, устанавливающие новые налоги и/или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогообложении, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогообложении, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогообложении либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогообложении, отменяющие налоги и/или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), имеют обратную силу, если прямо предусматривают это.
Нормативный правовой акт о налогообложении признается не соответствующим ЗНС, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с ЗНС права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, налоговых агентов, установленные ЗНС;
3) вводит обязанности, не предусмотренные ЗНС, или изменяет определенное ЗНС содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогообложении, иных лиц, обязанности которых установлены Законом;
4) запрещает действия налогоплательщиков, налоговых агентов, разрешенные ЗНС;
5) запрещает действия органов доходов и сборов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные ЗНС;
6) разрешает или допускает действия, запрещенные ЗНС;
7) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Законе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в ЗНС;
8) изменяет установленные Законом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены ЗНС;
9) иным образом противоречит общим началам и/или буквальному смыслу конкретных положений ЗНС.
В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Донецкой Народной Республики, применяются положения, установленные действующим таможенным законодательством.
ЗНС устанавливает систему налогов, сборов и обязательных платежей, а также общие принципы налогообложения в Донецкой Народной Республике, в том числе:
1) виды и элементы налогов, сборов и обязательных платежей, взимаемых в Донецкой Народной Республике (далее – налоги и сборы);
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) права и обязанности налогоплательщиков и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогообложении;
4) формы и методы налогового контроля;
5) ответственность за совершение налоговых нарушений;
6) порядок обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействий) их должностных лиц;
7) ставки налогообложения, порядок и сроки подачи налоговой отчетности.
Законодательство о налогообложении регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов и других обязательных платежей в Донецкой Народной Республике, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового нарушения.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, ЗНС не применяется, если иное не предусмотрено ЗНС.
В соответствии с п. 12.1 ст. 12 ЗНС под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков налогов в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности Донецкой Народной Республики. Сборомявляется обязательный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий (п. 12.2 ст. 12 ЗНС).
Налоги являются одним из основных инструментов перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании единого экономического пространства государства, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами. Поэтому в основу классификации налогов, прежде всего, положен признак бюджетного устройства государства. В зависимости от этого налоги подразделяются на республиканские и местные. Данное разделение используется в налоговых системах многих стран мира и устанавливает в законодательном порядке перечень указанных налогов или механизм распределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней. Совокупность республиканских и местных налогов (сборов), которые взимаются в установленном ЗНС порядке, составляет налоговую систему ДНР (п. 12.3 ст. 12 ЗНС) (табл. 1.1 и 1.2).
Республиканские налоги и сборы
Республиканские налоги и сборы –
налоги и сборы, которые установлены ЗНС и обязательны к уплате в республиканский бюджет на всей территории Донецкой Народной Республики
Местные налоги и сборы
Местные налоги и сборы –
налоги и сборы, которые установлены решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий в соответствии с перечнем и в пределах граничных размеров ставок, определенных ЗНС, и обязательны к уплате в местный бюджет на территории соответствующих территориальных общин
* В отношении всех налогов и сборов действуют нормы, предусмотренные главой 1 «Законодательство Донецкой Народной Республики о налогообложении», главой 2 «Система налогов и сборов Донецкой Народной Республики», главой 3 «Плательщики налогов и сборов, их права и обязанности», главой 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогообложении», главой 8 «Отчетность», главой 26 «Ответственность»
Для некоторых налогов и сборов, представленных в табл. 1.1 и 1.2, установлен специальный налоговый режим, то есть особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. В частности, к специальным налоговым режимам относятся (ст. 14 ЗНС):
1) упрощенный налог;
3) сбор за осуществление валютно-обменных операций;
4) сельскохозяйственный налог;
5) налогообложение субъектов хозяйствования, осуществляющих транспортировку и поставку природного газа и энергоносителей на территорию и по территории Донецкой Народной Республики;
6) патент на добычу угля (угольной продукции) артелями.
В приложении 1 приведена структура налоговых систем ДНР, Украины и России.
Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 1477 ; Мы поможем в написании вашей работы!
«Клерк» Рубрика Спецрежимы
В специальные налоговые режимы 2021 году привнесли ряд корректировок — их вправе применять ограниченный круг лиц. О том какие спецрежимы действуют в России, кто и когда вправе их применять, а также какой режим лучше выбрать, расскажем в материале далее.
Какие специальные налоговые режимы предусмотрены законодательством?
В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ российские налогоплательщики могут применять в разрешенных законом сочетаниях или по отдельности 4 следующих специальных налоговых режима:
- ЕСХН;
- УСН;
- режим уплаты налогов при участии фирмы в соглашениях по разделу продукции (СРП);
- ПСН.
Указанные налоговые режимы в 2021 году полностью актуальны и могут быть выбраны в порядке, предусмотренном законодательством.
Самый, возможно, консервативный подход законодатель проявляет к режиму при СРП: в нормы, регулирующие его применение, существенные корректировки не вносятся с 2011 года. Исключение — введение приказом ФНС России от 15.05.2017 № ММВ-7-3/444@ новой декларации по налогу на прибыль при СРП (отметим, что она заменила ту, что использовалась более 10 лет без изменений). СРП вправе применять только инвесторы — участники соглашений о разделе продукции, которые ведут поиски, разведку и добычу минерального сырья (п. 1 ст. 346.36 НК РФ).
Рассмотрим основные отличия спецрежимов и величину налоговой нагрузки в каждом случае.
Что такое УСН — нюансы применения спецрежима
Наиболее популярным спецрежимом является упрощенка.
УСН — упрощенная система налогообложения, которая имеет 2 метода расчета налога:
- «Доходы» — ставка налога 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
- «Доходы минус расходы» — ставка налога 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально.
Минимальная сумма налога при УСН «Доходы минус расходы» составляет 1% от величины доходов, в случае когда сумма налога, рассчитанная в общем случае меньше минимального показателя.
УСН вправе применять ООО и ИП, у которых выполняются следующие условия:
При УСН не платятся следующие налоги:
- НДС, за исключением импотра или ситуаций, когда упрощенец выступает налоговым агентом по НДС.
- налог на прибыль (для ООО);
- НДФЛ (для ИП), за исключением случаев, кгда ИП является работодателем;
- налог на имущество организаций, за исключением налога, рассчитываемого исходя из кадастровой стоимости недвижимости.
Налог платится авансами — до 25 числа квартала, следующего за отчетным. Декларация сдается 1 раз в год до 31 марта.
Что такое ЕСХН и кто может применять
ЕСХН — единый сельхозналог — вправе применять сельхозпроизводители при условии, что доходы от продажи сельхозпродукции составят не менее 70% от выручки хозяйствующего субъекта.
Сумма налога рассчитываается путем умножения разницы между доходами и расходами на ставку налога 6%.
Налог уплачивается 2 раза в год — по итогам полугодия и за год. Срок сдачи декларации — 1 раз в год — до 31 марта.
Плюсов у спецрежима много, но и минусов тоже достаточно:
Нюансы применения ПСН
ПСН — патент — вправе применять только ИП.
Сумма налога равна величине патента. Патент можно приобрести на любое количество месяцев.
В 2021 году в России не появилось новых специальных систем налогообложения, и даже стало на одну меньше: для ИП и юрлиц, если они соответствуют условиям применения спецрежима, доступны такие налоговые режимы, как ЕСХН, УСН, ПСН и СПР.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ
«УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ»
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
1.1. Система налогообложения в ДНР
1.2. Общие условия установления налогов и сборов
1.3. Права и обязанности налогоплательщиков
1.4. Администрирование налогов и сборов
1.1. Система налогообложения в ДНР
В соответствии с п. 1 ст. 12 проекта Положения о налоговой системе Донецкой Народной Республики (далее – ПНС или Положение) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков налогов в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности Донецкой Народной Республики. Сбором (платой, взносом) является обязательный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий (п. 2 ст. 12 ПНС).
Налоги являются одним из основных инструментов перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании единого экономического пространства государства, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами. Поэтому в основу классификации налогов, прежде всего, положен признак бюджетного устройства государства. В зависимости от этого налоги подразделяются на республиканские и местные. Данное разделение используется в налоговых системах многих стран мира и устанавливает в законодательном порядке перечень указанных налогов или механизм распределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней.
Совокупность республиканских и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, составляет налоговую систему ДНР (п. 3 ст. 12 ПНС) (табл. 1.1 и 1.2). Другие налоги и сборы, не предусмотренные ПНС, уплате не подлежат.
Большинство представленных в табл. 1.1 и 1.2 налогов и сборов взимается в общем порядке, но для некоторых из них установлен специальный налоговый режим, то есть особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся (ст. 14 ПНС):
1) патентная система налогообложения;
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
4) система налогообложения предприятий налогом на вмененный доход.
Республиканские налоги и сборы
Республиканские налоги и сборы –
налоги и сборы, которые установлены ПНС и обязательны к уплате на всей территории ДНР
Наименование
налога (сбора)
Экономическая сущность налога (сбора)
Нормативно-правовые акты,
регламентирующие налог (сбор)
1. Налог на прибыль предприятий
прямой налог, взимаемый государством из прибыли предприятий на законных основаниях
Глава 1 «Законодательство о налогообложении», глава 2 «Система налогов и сборов в Донецкой Народной Республике», глава 3 «Плательщики налогов и сборов. Налоговые агенты», глава 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогообложении», глава 20 «Отчетность», глава 21 «Ответственность», глава 10 «Налог на прибыль»
2. Акцизный налог
косвенный налог на потребление отдельных видов товаров (продукции), определенных ПНС в качестве подакцизных, включаемый в цену таких товаров (продукции)
Глава 1 «Законодательство о налогообложении», глава 2 «Система налогов и сборов в Донецкой Народной Республике», глава 3 «Плательщики налогов и сборов. Налоговые агенты», глава 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогообложении», глава 20 «Отчетность», глава 21 «Ответственность», глава 11 «Акцизный налог», таможенное законодательство ДНР
платежи на товары и другие предметы, перемещаемые через таможенную границу ДНР
Глава 1 «Законодательство о налогообложении», глава 2 «Система налогов и сборов в Донецкой Народной Республике», глава 3 «Плательщики налогов и сборов. Налоговые агенты», глава 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогообложении», глава 20 «Отчетность», глава 21 «Ответственность», таможенное законодательство ДНР
Читайте также: