Кем назначается на должность руководитель федеральной налоговой службы

Опубликовано: 17.05.2024

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

      • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
      • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

      • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
      • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

  • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
  • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
  • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
  • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
  • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

В рамках выездной или камеральной налоговой проверки сотрудники ФНС могут привлечь к «разговору» генерального директора организации или же его главного бухгалтера. С августа 2016 года сотрудники налоговой службы получили право проверять сведения компаний, указанные в ЕГРЮЛ, что дает им в руки несколько козырей против фирм, в той или иной мере нарушающих закон.

  • Дача пояснений или допрос?
  • Когда могут вызвать в ИФНС?
  • Номинальный директор в качестве представителя компании
  • Какую цель преследует налоговая?
  • Какие вопросы могут задавать?
  • Неприятный диалог – неприятные последствия
  • Выводы

Сегодня мы расскажем нашим клиентам по услуге «1С 8 в облаке» о том, чем отличаются понятия «дача пояснений» и «допрос» в ИНФС, кто может принять участие в этом диалоге, о чем могут спрашивать, об особенностях беседы с фискальным органом для компаний, применяющих ОСНО и о многих других нюансах этого щепетильного вопроса.

На сегодняшний день мы работаем в достаточно «скользких» условиях, когда официальные органы заинтересованы в наших ошибках, в связи с чем грамотно выстроенная линия защиты интересов компании станет хорошим подспорьем в сохранении бюджета коммерческой организации.

Дача пояснений или допрос?

Разграничим для начала эти два понятия. Дача пояснений носит относительно «мягкий» характер. ИФНС направляет уведомление генеральному директору посетить налоговую службу, чтобы задать несколько вопросов о сданной отчетности или получить объяснения по той или иной финансовой операции.

В этом случае руководитель организации может самостоятельно посетить налоговую инспекцию или делегировать эту обязанность доверенному лицу: главному бухгалтеру, юристу или же любому штатному сотруднику, располагающему сведениями о хозяйственной деятельности организации. Если по факту уведомления никто ИФНС не посетил, то на генерального директора налагается штраф в размере от 2000 до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ).

Обойти стороной дачу пояснений и не платить штраф можно, следуя тексту Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. Согласно ему отказ от дачи пояснений генеральным директором, главным бухгалтером или иным доверенным лицом компании, при условии их явки по уведомлению, не является основанием для привлечения их к административной ответственности.

Нередки случаи, когда руководство компании предпочитает отделаться штрафом и не тратить свое время на общение с инспекторами, что по определению не может быть верным. Мы согласны – факт оплаченного административного штрафа является основанием считать вопрос исчерпанным. Однако инспекторы не приглашают к себе директора без веских на то причин. Следовательно, они могут прибегнуть к более серьезной мере – вызвать руководителя на допрос.

Допрос является обязательной процедурой при условии, что у генерального директора нет уважительной причины в нем не участвовать. На допрос вызывают не уведомлением, а повесткой, исходя из Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. В отличие от дачи пояснений, на допросе в обязательном порядке должен присутствовать генеральный директор.

Далее неявка без уважительной причины подразумевает под собой штраф в размере 1000 рублей, а за отказ от дачи показаний во время допроса придется заплатить 3000 рублей (ст. 128 НК РФ). Важно помнить, что размер штрафа в данном случае – мера несущественная. Но отказ налоговой службы в налоговом вычете по НДС может стоить куда больших финансовых потерь.

Когда могут вызвать в ИФНС?

В подавляющем большинстве случаев «приглашения» от налоговой службы поступают в ходе выездной или камеральной налоговой проверки. Инспекторы стараются придерживаться именно этих периодов, так как при обращении в суд с исковым заявлением на проверяемую компанию ФНС имеет больше шансов выиграть дело.

Все объясняется наличием свежих доказательств виновности хозяйствующего субъекта, если таковые будут найдены. К слову скажем, что обращения в суд со стороны налоговой службы в ходе проверки – это весьма распространенная практика, о чем следует помнить руководству компании.

Номинальный директор в качестве представителя компании

В России на протяжении последних 25 лет широко применятся практика назначения так называемых номинальных директоров. Номинальным называют директора, который числится руководителем организации во всех уставных документах, имеет право подписи и де-юре является официальным представителем фирмы.

Де-факто он не имеет никаких руководящих полномочий и выполняет исключительно те обязанности и поручения, которые ему спускаются от лица, назначившего его на эту должность. В рамках налоговых мероприятий отправка номинального директора на беседу с инспекторами – далеко не лучший вариант.

Дело в том, что инспекторы будут задавать вопросы, касающиеся финансовой деятельности компании. Номинальный директор с большой долей вероятности не сможет на них ответить, так как не располагает достоверными сведениями.

В диалоге с представителями некоторых компаний нам стало известно, что ставленники нередко обращаются к консультационной помощи по телефону непосредственно в ходе диалога с инспекторами, рассчитывая получить ответы на заданные вопросы. Такое поведение приводит к однозначному выводу со стороны сотрудников налоговой службы о несостоятельности данного лица в принятии решений, а значит, это служит поводом усомниться в законопослушности организации.

Однако в российском законодательстве нет такого понятия, как номинальный директор, ввиду чего отсутствует и факт нарушения закона. Собственно, поэтому данная практика существует и по сей день. Будет ли реальный руководитель доволен результатом такой дачи пояснений или допроса в ИФНС? Полагаем, что нет.

Какую цель преследует налоговая?

Если сотрудники службы намерены беседовать с вашей организацией через ее представителя, значит, у них появились подозрения о том, что ваша фирма сотрудничает с фирмами-однодневками и/или ведет искусственный документооборот с целью уклонения от уплаты налогов. Чтобы достичь цели, инспекторы ведут диалог с генеральным директором и бухгалтером организации по отдельности, однако вопросы задают по сути те же самые.

Если показания между ними будут разниться, это может стать веским основанием продолжить или назначить новую налоговую проверку, а далее – подать в суд на эту фирму. Более того, сотрудники налоговой службы вправе привлекать к диалогу ваших контрагентов для дачи разъяснений по той или иной хозяйственной операции.

Какие вопросы могут задавать?

Для того, чтобы вывести фирму на чистую воду, сотрудники налоговой задают на первый взгляд простые вопросы, на которые с легкостью сможет ответить реальны» директор и главный бухгалтер. Вот их краткий перечень.

  1. Кем подписывались и подавались документы на регистрацию юридического лица?
  2. Где находится компания, в которой вы являетесь руководителем?
  3. Кто является основными поставщиками и покупателями компании?
  4. Как и когда вы нашли ваших контрагентов?
  5. Какие меры предпринимаются в вашей компании для проверки контрагентов?
  6. Как осуществляется продажа товара (предоставления услуг)?
  7. По какому адресу хранится товар и как доставляется покупателям?
  8. Вы сами подписываете бухгалтерскую отчетность или это делает кто-то другой?
  9. Кто в вашей компании составляет трудовые договоры?
  10. Что входит в ваши должностные обязанности?

Подготовившись к данным вопросам, генеральный директор и главный бухгалтер могут согласовать между собой ответы на них, чтобы не дать лишний повод сотрудникам ИФНС уличить вашу организацию в преступной деятельности.

Неприятный диалог – неприятные последствия

Налоговая служба не обладает полномочиями МВД, поэтому даже самые провальные переговоры не доводят ситуацию до трагичных событий. Однако сотрудники ИФНС имеют широкий инструментарий очернить репутацию фирмы донельзя.

Во-первых, о вашей недобросовестности станет известно в первую очередь компаниям, с которыми вы работаете. Им будут направлены соответствующие письма, содержание которых сводится к тому, что вы – неблагонадежная организация и недобросовестный налогоплательщик.

Для кого-то подобные уведомления – это просто «бумажки», однако, работая с вами, эти фирмы могут не получить вычеты по НДС, что уже ударит по карману и репутации. Более того, если налоговая служба сможет доказать, что директор является номинальным, его потребуют заменить.

Игнорирование требований ФНС в данном случае бесполезно – со временем об этом станет известно общественности, так как данные будут занесены в ЕГРЮЛ. Так, на ноябрь 2016 года в Реестр было внесено порядка 18000 (!) записей «о несоответствии».

Выводы

Собранный и проанализированный нами материал показывает то, насколько компании должны быть заинтересованы в благоприятном исходе общения с ФНС. Любое официальное уведомление и приглашение со стороны фискального органа не должно оставаться без внимания. Мы глубоко убеждены в том, что оплата выписанных штрафов за неявку по повестке или уведомлению о необходимости посетить налоговую службу не решает проблему, так как инспекторам ничто не препятствует пригласить вас повторно.

Отправлять человека, не смыслящего в деятельности вашей организации, – еще одна большая ошибка. Она может стоить вам не только прибыльных контрактов, но и репутации самой организации как надежного поставщика и налогоплательщика.

В целях совершенствования порядка назначения лиц на руководящие должности территориальных органов Федеральной налоговой службы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 15.03.2005 N 295 "Вопросы Федеральной налоговой службы", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" приказываю:

1. Назначение на руководящие должности в территориальных органах Федеральной налоговой службы производить в следующем порядке:

1.1. Руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) - приказом Министра финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной налоговой службы, после личного собеседования руководителя ФНС России с кандидатом, назначаемым на должность, и заключения начальника Управления кадров.

На основании приказа Министра финансов Российской Федерации Федеральной налоговой службой издается приказ о вступлении в должность руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа).

1.2. Начальника межрегиональной инспекции ФНС России - приказом руководителя Федеральной налоговой службы, после его личного собеседования с кандидатом, назначаемым на должность, по заключению начальника Управления кадров и согласованию кандидатуры для назначения на должность с заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу данного территориального органа.

1.3. Заместителя руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), заместителя начальника межрегиональной инспекции ФНС России - приказом руководителя Федеральной налоговой службы по представлению руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), начальника межрегиональной инспекции ФНС России, заключению начальника Управления кадров и согласованию кандидатуры для назначения на должность с заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу данного территориального органа, после его личного собеседования с кандидатом, назначаемым на должность.

1.4. Начальника инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции межрайонного уровня ФНС России - приказом руководителя Федеральной налоговой службы по представлению руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), заключению начальника Управления кадров и согласованию кандидатуры для назначения на должность с заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу данного территориального органа, после личного собеседования (по его решению) с кандидатом, назначаемым на должность.

1.5. Начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам - приказом руководителя Федеральной налоговой службы по представлению начальника соответствующей межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, заключению начальника Управления кадров и согласованию кандидатуры для назначения на должность с заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу данного территориального органа, после личного собеседования (по его решению) с кандидатом, назначаемым на должность.

1.6. Заместителя начальника инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции межрайонного уровня - приказом руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) после личного собеседования с кандидатом, по представлению начальника инспекции, заключению начальника кадрового подразделения управления и согласованию с заместителем руководителя управления, координирующим работу инспекции.

Работников аппарата управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) - приказом руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) после личного собеседования с кандидатом, по представлению начальника соответствующего отдела управления и согласованию с заместителем руководителя управления, координирующим работу подразделения аппарата управления.

1.7. Заместителя начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам - приказом начальника соответствующей межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам после личного собеседования с кандидатом, по представлению начальника инспекции, начальника соответствующего отдела межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, заключению начальника кадрового подразделения межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и согласованию с заместителем начальника межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, координирующим работу инспекции.

1.8. Начальника отдела межрегиональной инспекции ФНС России - приказом начальника инспекции по представлению заместителя начальника инспекции, координирующего работу отдела, заключению начальника Управления кадров ФНС России и согласованию с заместителем руководителя Федеральной налоговой службы, координирующим работу инспекции.

Других работников межрегиональной инспекции ФНС России - приказом начальника инспекции после личного собеседования с кандидатом на основании представления начальника соответствующего структурного подразделения инспекции и по согласованию с заместителем начальника инспекции, координирующим работу данного структурного подразделения.

1.9. Начальника отдела инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции межрайонного уровня - приказом начальника инспекции по представлению заместителя начальника инспекции, координирующего работу данного структурного подразделения, заключению начальника кадрового подразделения управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) и согласованию с заместителем руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), координирующим работу данного территориального органа, после его личного собеседования (по его решению) с кандидатом, назначаемым на должность.

Других работников инспекции - приказом начальника инспекции после личного собеседования с кандидатом, на основании представления начальника соответствующего структурного подразделения инспекции по согласованию с заместителем начальника инспекции, координирующим работу данного структурного подразделения.

1.10. Начальника отдела межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам - приказом начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по представлению заместителя начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, координирующего работу данного структурного подразделения, заключению начальника кадрового подразделения соответствующей межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и согласованию с заместителем начальника межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, координирующим работу данного территориального органа, после его личного собеседования (по его решению) с кандидатом, назначаемым на должность.

Других работников межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам - приказом начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам после личного собеседования с кандидатом, на основании представления начальника соответствующего структурного подразделения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по согласованию с заместителем начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, координирующим работу данного структурного подразделения.

1.11. Руководителей организаций, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, - приказом руководителя Федеральной налоговой службы по представлению заместителя руководителя ФНС России, координирующего работу данной организации, после его личного собеседования с кандидатом, назначаемым на должность, и заключению начальника Управления кадров.

Других работников указанных организаций - приказом руководителя организации.

2. При назначении на должности, указанные в пунктах 1.1-1.5 настоящего приказа, в ФНС России представляются документы и сведения, указанные в частях 2 и 3 статьи 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

3. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 03.06.2005 N САЭ-3-15/231@ "О порядке назначения лиц на руководящие должности территориальных органов Федеральной налоговой службы".

Руководитель Федеральной
налоговой службы

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2019 г. N ММВ-7-4/44@ "О порядке назначения лиц на руководящие должности территориальных органов Федеральной налоговой службы"

Текст приказа официально опубликован не был


21 ноября 2019 года в России отмечается День работника налоговых органов. Вообще, понятно, что бухгалтеры заслужили этот праздник больше. Но пока власти упорно не хотят это видеть.

А давайте вспомним, кто руководил нашей любименькой налоговой службой с момента ее основания?

Почему именно в этот день? Просто в 1991 году 21 ноября Президентом РСФСР Борисом Ельциным был подписан Указ о создании Государственной налоговой службы. А в 2000 году Владимир Путин своим указом утвердил профессиональный праздник «День работника налоговых органов Российской Федерации».

Мало кто знает, что есть и неофициальный праздник — 1 июля. Дело в том, что 1 июля 1990 года в составе Минфина начали работать первые 29 российских налоговых инспекций.

Давайте в этот день вспомним, кто же руководил главным фискальным ведомством России.

Первым руководителем ГНС (причем в ранге министра), был Лазарев Игорь Николаевич. Профессионал в финансовых вопросах, закончивший Московский финансовый институт и Академию народного хозяйства. До назначения на эту должность был министром финансов. Руководил он новой службой недолго, чуть больше года.

Среди других руководителей стоит отметить Александра Петровича Починка, который становился во главе службы дважды — сначала в ранге руководителя ГНС, а потом уже в качестве министра по налогам и сборам. После ухода из налоговых органов возглавил Министерство труда и социального развития. Хорошо известен публике — часто выступал по телевидению, был судьей в КВН и вел радиопередачи.

Георгий Валентинович Боос известен не как глава налогового министерства, а как губернатор Калининградской области (2005-2010). Руководил МНС недолго, всего семь месяцев. Может руководил бы и дольше, но был отправлен в отставку вместе с кабинетом премьера Евгения Примакова. Да-да, были у нас времена, когда премьеров отправляли в отставку вместе со всеми министрами. Кстати, еще один министр по налогам Букаев отправился в отставку вместе с премьером Касьяновым.

Сердюков Анатолий Эдуардович в особом представлении не нуждается. Карьера его началась в 2000 году в налоговых органах Санкт-Петербурга и стремительно развивалась. Ну еще бы, ведь женился он на дочери Зубкова, замминистра МНС, ставшего впоследствии председателем правительства.

В марте 2004 года он уже сам стал заместителем министра МНС, а в июле того же года возглавил Федеральную налоговую службу.

В феврале 2007 года Сердюков сменил кресло — возглавил Министерство обороны. Известен как неудачный реформатор армии, разработчик новой неудобной военной формы и фигурант громкого коррупционного скандала. Ну там Оборонсервис, Васильева, бриллианты и всё прочее. К налогам и сборам это уже не относится. Хотя.

Сердюкова на посту главы ФНС сменил Михаил Павлович Мокрецов. Это единственный глава налоговых органов, имеющий бухгалтерское образование (Ленинградский Финэк) и работавший по специальности, хотя и недолго. Ничем на должности особо не отметился, но в скандалах замечен не был. И на том спасибо. Ушел из ФНС почему-то тоже в Минобороны, а потом был вице-губернатором Санкт-Петербурга.

Самый «долгоиграющий» руководитель налоговой службы — Михаил Владимирович Мишустин, нынешний глава ФНС. Возглавляет ведомство с 6 апреля 2010 года.

По образованию инженер-системотехник, но при этом доктор экономических наук (бывают в жизни чудеса).

Защитил диссертацию «Механизм государственного налогового администрирования в России» в 2003 году. В 2010 г. в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации защитил диссертацию по теме «Стратегия формирования имущественного налогообложения в России», получив ученую степень доктора экономических наук.

Госслужбу в 1998 году начал в должности помощника по информационным системам учета и контроля за поступлением налоговых платежей руководителя ГНС. За 10 лет сменил несколько ведомств и временно ушел с госслужбы в бизнес. Очень умный ход, кстати. Теперь, если что, можно заявить, что имущество куплено на деньги, заработанные в этот период.

Г-н Мишустин задекларировал за 2018 год почти 19 млн. дохода. Еще 4,8 млн заработала его супруга. В собственности квартира 141,6 кв.м.

Результаты его работы каждый бухгалтер, предприниматель, да и просто гражданин ощущает на себе. И это не похвала. Как работают электронные сервисы, которые десятый год развивает Мишустин, мы все знаем. Особенно показательным был этот год.

Но сегодня праздник, поэтому не будем о грустном. Поздравляем всех работников налоговой службы и желаем им. ну, наверное, того же, чего и всем — счастья, здоровья, хорошей зарплаты. А так же вменяемого начальства и беспроблемной работы программного обеспечения.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации

Налоговые органы в Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС Российской Федерации), и его территориальные органы.

Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):

– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

– проводить налоговые проверки;

– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента;

– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;

– требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

– взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени;

– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

– требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

– создавать налоговые посты;

– предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски и др.

Налоговые органы обязаны (ст. 32 НК РФ):

– соблюдать законодательство о налогах и сборах;

– осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

– вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

– бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

– осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

– соблюдать налоговую тайну;

– направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Должностные лица налоговых органов обязаны (ст. 33 НК РФ):

– действовать в строгом соответствии с законодательством о налогах и сборах;

– реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

– корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Основополагающие вопросы правового статуса ФНС России установлены в Положении о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506.

Кроме того, в своей деятельности ФНС России руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также вышеназванным положением.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС России и ее территориальные органы – управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня (далее – налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: