Виды схем реструктуризации налоговые

Опубликовано: 16.05.2024

Реструктуризация — это корректировка структуры и элементов организации через преобразования разного типа (производственного, технического, финансового) для повышения конкурентоспособности, адаптации и эффективного функционирования в изменяющихся условиях внешней среды.

Вопрос: Предположим, что при реструктуризации нескольких организаций произошло их слияние. Рассмотрим вопрос о том, имела ли право вновь созданная в рамках реструктуризации организация учитывать переданные ей объекты недвижимого имущества в составе вложений во внеоборотные активы и не включать их в состав подлежащего обложению налогом на имущество организаций имущества до момента государственной регистрации прав на указанные объекты.
Посмотреть ответ

Основные причины осуществления реструктуризации

Необходимость корректировочных процедур чаще возникает в кризисной обстановке или в условиях, когда существующее положение организации признается приемлемым, но прогнозные показатели его функционирования выглядят проблематично из-за снижения объемов реализации и увеличения накладных расходов, уменьшения производственной рентабельности, неблагоприятных изменений конъюнктуры рынка.

Реструктуризация может потребоваться и прибыльным, развивающимся организациям.

В этом случае процедура является свидетельством дальновидности руководства, признающего необходимость изменения методов управления растущей компанией.

Вопрос: В организации в середине года произошла реструктуризация структурных подразделений (отделов), в ходе которой созданы новые отделы и работники распределены между ними. Нужно ли оформлять новый график отпусков с учетом новой структуры либо вносить изменения в прежний? Что делать, если отпуска по ранее запланированному графику неблагоприятно скажутся на рабочем процессе новых структурных подразделений?
Посмотреть ответ

К внутренним причинам, тормозящим развитие компании, относятся:

  • несовременный тип организационной структуры, не соответствующий внутренней среде предприятия и внешним факторам;
  • неопределенность целей деятельности, отсутствие стратегии развития, низкая эффективность систем ответственности, недостаточность контроля исполнения решений по управлению;
  • неразвитость информационных взаимоотношений внутри организации, нехватка данных для принятия обоснованных решений;
  • слабый показатель компетентности сотрудников, отсутствие современных навыков и знаний, необходимого уровня взаимодействия между службами (производственными, маркетинговыми);
  • низкая заинтересованность сотрудников в результатах деятельности, преобладание материальных способов стимулирования труда.

Но чаще решение о реструктуризации принимается из-за внешних факторов (изменение конъюнктуры рынка, появление новых научных и технических разработок).

Цели реструктуризации

В числе целей процедуры выделяют:

  • улучшение финансовых, производственных, экономических показателей работы организации;
  • оптимизацию финансовых потоков и налогообложения, повышение эффективности системы правового контроля;
  • усиление конкурентоспособности производимого/реализуемого товара (услуг);
  • расширение существующего и/или выход на новые рынки, освобождение от неликвидных активов.

Любые изменения структуры компании направлены в итоге на достижение ее эффективного прибыльного функционирования при обеспечении:

  • согласованности интересов всех участников (компании, контрагентов, потребителей);
  • сохранности существующего производственного, научного и технического уровня и кадрового потенциала;
  • решения вопросов гашения долга перед кредиторами и увеличения поступлений в бюджет.

Достижение поставленных задач является длительным процессом, состоящим из нескольких этапов, осуществляемых при привлечении к исполнению специалистов разных профилей и соблюдении принципов:

  1. Системности, позволяющего концентрироваться на главном моменте, определять связи, сопоставлять качественные характеристики.
  2. Последовательности, предусматривающего ведение исследований по специальной технологии, когда предыдущий этап представляет исходную базу для следующего.
  3. Целенаправленности, в соответствие с которым каждое изменение имеет заранее определенную цель, определяющую выбор и очередность решений.
  4. Корпоративности, проявляющегося в понимании всеми работниками компании поставленных целей, интеграции социальных, психологических и деловых отношений.
  5. Концептуальности, согласно которому проводимая реструктуризация должна отличаться концептуальным единством, базироваться на целях, единых для всех подразделений и управленческих процессов.
  6. Стабильности и управляемости, по которому изменения в ходе процедуры должны быть продуманы, ограничены во времени и управляемы на любом этапе.

Кстати! Длительность процедуры приводит к застойным и плохо управляемым ситуациям, препятствующим достижению успешных изменений в деятельности организации.

Виды реструктуризации

Определение видов процедуры зависит от интересов и внутренних резервов компании, а также от внешних обстоятельств. Направления изменений касаются сферы деятельности организации, внутренней структуры предприятия, структуры капитала и контроля.

Классификации видов реструктуризации разделяются по разным критериям, в том числе по:

  1. Стадии развития предприятия:
    • оперативная (при необходимости выхода организации из кризисной ситуации);
    • стратегическая (для поддержания функционирования организации).
  2. Инициатору:
    • пассивная, связанная с внешними обстоятельствами, при которых предприятие заинтересовано в структурных преобразованиях;
    • активная, когда инициатором является сама компания.
  3. По степени взаимодействия с внешним окружением:
    • внешняя, нацеленная на изменение взаимоотношений с внешней средой;
    • внутренняя, направленная на внутренние корректировки и прямо не касающаяся изменения внешней среды.
  4. Охвату видов деятельности организации:
    • комплексная (для всех сторон деятельности);
    • поэлементная (для отдельных элементов — производства, финансов, управленческой системы);
    • многоэлементная (для комплекса ряда элементов системы).
  5. По времени проведения:
    • краткосрочная;
    • среднесрочная;
    • долгосрочная.
  6. По степени подотчетности и привлекаемым средствам:
    • централизованная, проводимая в компании по решению и под контролем государственных (муниципальных) структур за счет привлеченных средств;
    • децентрализованная, осуществляется предприятием самостоятельно (собственными средствами);
    • смешанная при использовании собственного и привлеченного финансирования.
  7. По количеству проводимых операций (этапов):
    • одноэтапная;
    • многоэтапная.
  8. По темпам проведения процедуры:
    • последовательная;
    • скачкообразная.

Кстати! Разнообразие видов процедуры не имеет строгих разграничений, в некоторых из них присутствуют пересечения либо дублирование действий на определенных этапах исполнения.

Порядок проведения реструктуризации

Не существует единой методики или плана проведения процедуры для всех организаций. С учетом специфики предприятия, его потенциала, позиции на рынке, в каждой конкретной ситуации могут различаться не только выбранные методы воздействия, но и сама последовательность проводимых этапов.

При проведении процедуры выделяются несколько основных этапов:

Этап 1. Определение целевых установок. Руководство компании определяет цели и задачи, которые следует решить для изменения текущего положения компании. От грамотного определения необходимых структурных изменений зависит результат выполнения программы.

Этап 2. Диагностика. При этом выявляются проблемы организации, целесообразность дальнейшего инвестирования в действующий бизнес, перспективы расширения. В качестве инструментов используется анализ финансового состояния компании, анализ налоговой и операционной деятельности.

Этап 3. Подготовка стратегии и программы. По данным диагностических мероприятий составляются альтернативные варианты развития, вычисляются прогнозные показатели и потенциальные риски, объемы необходимых ресурсов. С учетом различных критериев руководством компании осуществляется выбор варианта, на основе которого вырабатывается программа реструктуризации с уточненными стратегическими направлениями, детализацией параметров (качественных, количественных), достижение которых планируется. Основным документом при осуществлении изменений принимается программа проведения корректировок. У каждого предприятия программа носит индивидуальный характер.

Руководство предприятия может обратиться к помощи консалтинговых фирм для проведения оценки состояния предприятия, разработки стратегии и необходимых мероприятий, либо действовать на основе разработок собственных подразделений по стратегическому развитию.

Этап 4. Проведение реструктуризации согласно принятой программе. В ходе последовательного исполнения данного этапа уточняются запланированные целевые критерии, при отклонении от которых выполняется корректировка программы.

Этап 5. Сопровождение программы, оценивание итогов. На завершающем этапе ведется контроль исполнения целевых показателей, анализируется полученная информация и результаты деятельности, составляется итоговый отчет о выполненной работе.

Важно! Постоянный мониторинг экономических и финансовых параметров деятельности предприятия, а также состояния на рынке требуется для своевременного диагностирования необходимости процедуры реструктуризации. Запаздывание с проведением необходимых изменений может привести к негативному развитию ситуации, потребовать больших объемов затрат ресурсов или не позволить достичь желаемых целей.

Возможные риски

Несмотря на эффективность реструктуризации, ряд факторов может противодействовать ее проведению или понизить экономические результаты.

  • Нельзя недооценивать влияние социального фактора. Резкое изменение политики занятости, особенно ставшей причиной сокращения штатов, может вызвать в коллективе социальную напряженность, отразиться на структуре занятости.
  • Признанный неэффективным существующий механизм хозяйствования меняется новой моделью функционирования, что при нестабильной экономической ситуации может привести к итогам, не отвечающим в полной мере или даже противоположным ожидаемым.
  • Могут тормозить процесс изменений субъективные обстоятельства в виде ограниченности государственной поддержки реформ, недостаточной обеспеченности квалифицированными специалистами и собственными материальными ресурсами, критического финансового положения предприятия.

Практически у любой компании есть задолженности. Образуются они вследствие ранее взятых займов, обязательств перед кредиторами и государством. Не всегда организация имеет ресурсы для своевременного погашения долга. Если возникли сложности с выплатами, возможно несколько выходов из ситуации. Один из них – реструктуризация задолженности.

Вопрос: Имеются ли основания для реструктуризации задолженности по валютному кредиту в связи с изменением курса валют?
Посмотреть ответ

Что представляет собой реструктуризация

Реструктуризация – это изменение условий соглашения, на основании которого образовалась задолженность. Это своеобразная уступка должнику, обеспечивающая исполнение обязательств на более удобных условиях. Реструктуризация может предполагать различные условия: изменение процента по задолженности, продление срока выплат. Она требуется в следующих случаях:

  • Утрата прежнего уровня дохода (к примеру, прибыль предприятия уменьшилась).
  • Внезапное изменения курса валют.
  • Большая задолженность, не соответствующая финансовому состоянию компании.
  • Прочие причины.

Главное основание для реструктуризации – невозможность выплачивать задолженность на прежних условиях. Решение об изменении условий принимается кредитором в индивидуальном порядке. Реструктуризация предлагается и ФЛ, и ЮЛ, и государственным учреждениям.

ВАЖНО! Реструктуризация выгодна как кредиторам, так и должникам. Выгоды для последних очевидны. Кредиторы же уменьшают число невыплаченных займов. Иногда условия реструктуризации таковы, что больше выгод получает именно кредитор. Должник же может взвалить на себя еще более непосильное бремя. Для того чтобы избежать этого, нужно внимательно читать договор об изменении условий. Желательно показать его юристу.

Уровни реструктуризации

Дефолт, то есть невозможность обеспечить свои финансовые обязательства, может прийти к разным категориям должников, а значит, реструктуризация может понадобиться на различных уровнях.

    Государство. Может потребоваться реструктуризация государственного долга. Касающиеся ее вопросы решаются на международных переговорах, в которых выступают финансовые организации типа МВФ и т.п. В государстве могут объявить дефолт, но не признать банкротом, ведь закон о суверенитете приоритетнее финансовых обязательств: в страну нельзя вторгнуться и распродать за долги. Державы предпринимают возможные и допустимые меры по снижению своих разросшихся долговых обязательств: например, могут разрешить разрабатывать месторождения, передать пакет акций важных государственных предприятий и т.п.

  • Коммерческая структура, банк. Банкротство организации – достаточно долгая и сложная процедура. Кредиторам чаще оказывается выгоднее пойти на реструктуризацию. Кроме того, если у компании еще есть ценные бумаги, легче потерять долю в прибыли, нежели не вернуть долг совсем. Как правило, реструктуризация является частью санационных процедур, которые могут быть организованы в качестве профилактики банкротства Банком России или Агентством по страхованию вкладов.
  • Индивидуальные заемщики. В этом случае договариваться о реструктуризации придется непосредственно с банком, выдавшим кредит. Финансовые организации также стремятся максимально сохранить свою прибыль, получив часть денег или продлив время выплат, чем вовсе лишиться своих средств, да еще и потратить время на судебные иски. Банки, как правило, не соглашаются уменьшить «тело» кредита, но могут «скостить» проценты или пени, а также пролонгировать срок выплат.
  • Когда реструктуризация неприменима?

    Если гражданин становится банкротом, не всегда он может попросить о реструктуризации. Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве граждан, не назначит реструктуризацию в следующих обстоятельствах:

    • доход должника отсутствует или не превышает прожиточного минимума;
    • у должника имеется непогашенная судимость за умышленное экономическое преступление;
    • должник был под административной карой за мелкое хищение или умышленное уничтожение или повреждение имущества;
    • физлицо уже было банкротом в течение 5 последних лет;
    • ему уже предоставлялась реструктуризация в течение 8 предыдущих лет.

    Как добиться реструктуризации

    Как правило, инициатором оформления реструктуризации является должник. Если организация ясно понимает, что не может выплачивать задолженность, следует самостоятельно обратиться к кредитору. Для изменения соглашения должны быть следующие условия:

    • Серьезные причины для реструктуризации (невозможность выплачивать долг в прежнем режиме).
    • Отсутствие реструктуризации, взятой ранее.
    • Отсутствие просроченных задолженностей.

    Это самые примерные положения. Кредитор может предложить реструктуризацию и на других условиях. Для того чтобы банк или другое учреждение предложили удобные условия, он должен быть уверен в благонадежности заемщика. Реструктуризация охотнее оформляется на задолженности, которые обеспечены залогом (недвижимость, авто).

    ВАЖНО! Процедура предполагает документальное оформление. Составляется соответствующее соглашение, на котором ставятся подписи кредитора и дебитора. После этого должнику выдается соответствующий документ.

    Реструктуризация банковского кредита

    Реструктуризация оформляется в отношении разных кредитов, в том числе ипотечных, целевых, потребительских. Нюансы процедуры зависят от конкретного банковского учреждения. Рассмотрим общую очередность действий:

    1. Должник заполняет анкету. В ней прописываются основания для реструктуризации (к примеру, резкое ухудшение финансового положения), информация об имуществе компании, ее доходах и расходах.
    2. Выбирается подходящий вариант перекредитования.
    3. Анкета анализируется отделом по работе с просроченными кредитами.
    4. Проводится собеседование у сотрудников отдела.
    5. Дебитор собирает документы.
    6. На основании предоставленных документов принимается решение о реструктуризации.
    7. Составляется и подписывается соглашение.

    В некоторых банковских учреждениях вместо анкеты должник заполняет заявление.

    Основные виды реструктуризации

    Существует много видов реструктуризации. Рассмотрим самые распространенные из них:

    1. Пролонгация. Срок выплаты задолженности продлевается. Следовательно, размер ежемесячных выплат уменьшается. Сумма кредита остается прежней.
    2. Кредитные каникулы. Отменяется выплата льгот или основного «тела» кредита на некоторое время. В некоторых случаях выплаты и вовсе отменяются на период, составляющий 3-6 месяцев. Предполагается, что за это время должник приведет свои финансовые дела в порядок и сможет продолжить выплачивать задолженность. Кредитные каникулы предоставляются крайне редко. Связано это с тем, что этот вариант невыгоден для банков.
    3. Изменение валюты, в которой предоставлялся кредит. С ростом доллара организациям стало крайне сложно выплачивать кредиты, ранее оформленные в иностранной валюте. Данная форма реструктуризации также крайне невыгодна банку.
    4. Снижение ставки по процентам. В данном случае уменьшается размер ежемесячных выплат, но сам размер кредита остается неизменным или же увеличивается. Снижение ставки практикуется только в том случае, если кредитная история должника идеальна.
    5. Списание неустойки. Банковские учреждения могут или предоставить отсрочку на выплаты штрафов, или вовсе списать их. Данная мера используется крайне редко. Она актуальна при банкротстве предприятия.
    6. Комбинированная реструктуризация. Предполагает сочетание нескольких способов. К примеру, срок кредитования продлевается. Одновременно с этим списываются пени.

    Выбор конкретного способа зависит от пожеланий банковского учреждения и самого должника.

    Реструктуризация по налогам и пеням

    Реструктуризация предполагает перевод обязательств компании перед государством из краткосрочных в долгосрочные. Метод используется для финансового оздоровления организации. Реструктуризация предоставляется только в тех случаях, если у компании есть особые обстоятельства. Для оформления других условий организации нужно подать заявление и документы в соответствующий орган. На основании поданных бумаг принимается решение о возможности реструктуризации.

    Какие документы нужны для реструктуризации?

    Для получения реструктуризации нужно составить заявление. Оно должно соответствовать форме, утвержденной Приказом ФНС от 28 сентября 2010 года №ММВ-7-8/469@. Если компания претендует на продление срока задолженности, в заявлении нужно указать согласие на обязанность уплачивать проценты. К обращению прилагается ряд документов:

    • Справка из налоговой, свидетельствующая о состоянии налоговых расчетов организации.
    • Справка из налоговой с указанием перечня счетов компании в кредитных учреждениях.
    • Документы о движении денежных средств по счетам фирмы за последние 6 месяцев.
    • Документы о наличии или отсутствии расчетных счетов.
    • Справки из кредитных организаций о средствах, имеющихся на счетах.
    • Перечень контрагентов с указанием стоимости соглашений.
    • Бумаги, подтверждающие веские причины для реструктуризации.

    В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы.

    Основания для предоставления реструктуризации

    Основанием для реструктуризации является банкротство или угроза банкротства. Признаки банкротства изложены в статье 6 ФЗ от 26.10.2002 г. №127:

    • Неспособность исполнить обязательства перед кредиторами.
    • Неспособность оплачивать налоги.
    • Размер обязательств составляет не менее 100 000 рублей.
    • Обязательства компании не исполнялись в течение более 3 месяцев.

    Реструктуризация может предоставляться и в том случае, если компания ведет сезонную деятельность.

    Формы реструктуризации

    Реструктуризация по налогам подразделяется на две формы:

    • Льготы. Компании предоставляются льготы относительно налоговых выплат. Составляется график выплат, который устраивает всех участников. В графике указывается размер и сроки выплат. Выплаты должны вноситься не реже раза в квартал. Максимальный срок исполнения налоговых обязательств составляет 10 лет.
    • Налоговый кредит. Представляет собой своеобразную рассрочку по налоговым выплатам. Максимальный срок погашения составляет 1-5 лет. Если компания входит в реестр резидентов, этот срок увеличивается до 10 лет.

    ВАЖНО! Компании не предоставляется реструктуризация в том случае, если в отношении нее ведется уголовное дело, касающееся налоговых обязательств.

    Возможность изменения условий также исключена и тогда, когда организация совершила административное нарушение, связанное с налогами.

    Прежде чем предлагать какие-либо активы в качестве отступного, вы должны задать себе следующие вопросы:

    • Насколько важны данные активы для производственной деятельности предприятия в настоящем и в будущем?
    • Действительно ли данные активы используется неэффективно в настоящее время?
    • Не являются ли эти активы обеспечением задолженности по другим обязательствам?
    • Каковы затраты предприятия на хранение и обслуживание данных активов?
    • Не будет ли более выгодным продать эти активы (по сравнению с его использованием в качестве отступного)?
    Предприятия, которым подойдет этот метод реструктуризации: предприятия с большим количеством основных средств, которые вряд ли можно будет продать по приемлемой цене в ближайшем будущем, а также те, у которых затраты на хранение и обслуживание этих активов достаточно велики.

    Предприятия, которым подойдет этот вид реструктуризации: предприятия, чьи собственники готовы частично уступить контроль над предприятием и право на дивиденды в обмен на сокращение долга предприятия.

    В процессе анализа дебиторской и кредиторской задолженности зачастую выясняется, что предприятие имеет долговые обязательства перед компанией, к которой оно имеет также встречные требования. В такой ситуации предприятие может зачесть обе суммы.

    Данный метод является наиболее быстрым и эффективным методом сокращения суммы задолженности, поскольку здесь не происходит обмена денежными или основными средствами. Более того, взаимозачет может быть осуществлен в одностороннем порядке путем уведомления второй стороны (желательно в письменном виде и с подтверждением доставки письма). Несмотря на то, что для осуществления взаимозачета не требуется согласия контрагента, тем не менее после осуществления этой операции, предприятие может заключить соглашение, где бы обе стороны подтвердили правильность зачтенной суммы.

    Предприятия, которым подойдет этот вид реструктуризации: Те предприятия, которые имеют требования такого же характера к своим кредиторам (взаимозачет этих требований должен находиться в соответствии со Статьей 411 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    В качестве одного из подходов к решению этой проблемы, предлагается использовать внешних консультантов для сбора необходимой информации. Если же предприятие приняло решение собирать такую информацию самостоятельно, рекомендуется запросить данные у крупнейших поставщиков и заказчиков вашего кредитора, поскольку именно они могут стать началом цепочки.

    В случае необеспеченного кредита можно также предложить кредитору обеспечение в виде гарантии или поручительства третьей стороны, в соответствии с которыми третья сторона обязуется погасить задолженность предприятия в случае, если предприятие не сможет это сделать самостоятельно.

    Кредитор, имеющий обеспечение по своему требованию,

    • может быстрее и легче реализовать свои требования по сравнению с "необеспеченным" кредитором
    • по очередности выплат в случае ликвидации предприятия стоит перед правительственными учреждениями и перед "необеспеченными" кредиторами.
    Таким образом, предприятие, которое хочет воспользоваться этим методом реструктуризации, должно донести вышеперечисленные преимущества до сознания кредитора и попытаться взамен на эти преимущества получить различные уступки. В то же время предприятие должно учитывать сложность и юридические последствия данной сделки и в обязательном порядке использовать юридическую поддержку при подготовке необходимых документов.

    Предприятия, которым подойдет этот вид реструктуризации: Предприятия, владеющие недвижимостью, которая еще не является предметом залога по каким-либо обязательствам

    Несмотря на то, что получатели векселей по-прежнему остаются "необеспеченными" кредиторами, тем не менее они приобретают некоторые преимущества. Например, вексель предприятия можно продать третьим лицам и таким образом получить платеж по данным обязательствам раньше установленного времени.

    В случае, если предприятие находится в трудном финансовом положении, и этот аргумент соответственно считается недостаточным, то руководство предприятия может объяснить кредиторам, что если они не примут данные векселя, то скорее всего предприятие будет ликвидировано. И в таком случае, эти кредиторы получат лишь часть своих средств либо вообще ничего не получат, так как в первую очередь выплаты будут осуществляться другим категориям кредиторов. Таким образом, кредитор почти ничего не теряет, если идет на такие уступки.

    Предприятия, которым подойдет этот вид реструктуризации: Предприятия с тяжелым финансовым положением (на грани банкротства или добровольной ликвидации), у которых практически нет активов, которые можно было бы использовать в качестве обеспечения по долгам, а также те предприятия, которые знают, что третьи стороны заинтересованы в приобретении требований к ним.

    Предприятие может обратиться к крупному финансовому учреждению и договориться с ним о нижеследующем:

    1. Предприятие заключает договор с банком на предоставление ему сравнительно недорогого, но обеспеченного (залогом имущества, гарантией, поручительством, др.) кредита.
    2. Банк выдает кредит не денежными средствами, а своими векселями, выписанными на предприятие.
    3. Предприятие расплачивается со своими кредиторами банковскими векселями, но в замен требует сокращения задолженности.
    4. Кредиторы либо продают банковские векселя, либо предъявляют их в банк к оплате.
    5. Банк оплачивает предъявленные векселя, а предприятие возвращает полученный кредит в соответствии с условиями кредитного договора.
    В этой сделке предприятие фактически замещает своих многочисленных "необеспеченных" кредиторов одним "обеспеченным" кредитором - банком, который предоставляет кредит предприятию с процентной ставкой ниже, чем ставки по нереструктурированным долгам. Кредиторы выигрывают потому, что взамен сомнительных долгов они получают вполне определенные требования к банку. Поэтому предприятие взамен на эту уверенность в погашении долга может требовать различного вида уступки со стороны кредиторов. Банк получает проценты за предоставленный кредит, и в то же время банк не сомневается в погашении этого кредита, поскольку этот кредит обеспечен.

    С юридической точки зрения это довольно сложная сделка, поэтому прежде чем подписать соглашение с банком необходимо тщательно проконсультироваться с юристами. Желательно, чтобы все документы, которые необходимы для успешного выполнения этого вида реструктуризации, были подготовлены профессиональными юристами.

    Поскольку вексельные сделки осуществляются в основном внутри финансовых и производственных групп малое предприятие должно обращать внимание на ликвидность векселя и круг его обращения. В противном случае существует большая вероятность стать последним кредитором в цепочке расчетов.

    Прежде всего предприятие должно обратить внимание на то, чей вексель предлагается в оплату отгруженной продукции. Например, вексельные расчеты могут осуществляться посредством:

    1. собственных векселей предприятия;
    2. векселей других предприятий, чьи ценные бумаги наиболее ликвидны на вторичном рынке (РАО Газпром, РАО ЕЭС и т.п.);
    3. векселей банков.
    Векселя каждой группы предприятий и каждая вексельная форма расчетов должны быть предметом отдельного изучения. Мы остановимся на перечне тех общих вопросов, которые чаще всего возникают в арбитражной практике при расчетах векселями и о которых необходимо помнить при осуществлении сделки.

    Дефект формы

    Вексельной силой обладает только тот документ, который обладает обязательными реквизитами векселя в соответствии со статьей 75 Положения о переводном и простом векселе. Любое отступление от обязательных реквизитов может привести к недействительности векселя.

    Вексель должен содержать:

    1. наименование "вексель", включенное в самый текст документа и выраженное на том языке, на котором составлен документ;
    2. простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму;
    3. наименование плательщика;
    4. указание срока платежа;
    5. указание места, в котором должен быть совершен платеж;
    6. наименование того, кому или приказу кого должен быть совершен платеж;
    7. указание даты и места составления векселя;
    8. подпись векселедателя.
    Однако, невозможность признания документа векселем в силу дефекта формы не препятствует рассмотрению данного документа как долгового на основании других норм гражданского права.

    Сроки платежа

    Способ назначения срока платежа по векселю должен строго соответствовать установленным, а именно, он должен быть одним из следующих: a) в день предъявления b) в такой-то срок от дня предъявления c) в такой то срок от дня составления d) в определенный день. В первом случае, если, векселедатель не указал иной срок, вексель должен быть предъявлен к оплате в течение года со дня составления.

    Протест векселя в неплатеже

    К платежу вексель должен быть предъявлен в день оплаты, либо в течение двух следующих рабочих дней. Если плательщик отказал в акцепте или оплате векселя, перед подачей иска векселедержатель должен совершить протест векселя - получение нотариально удостоверенного отказа в акцепте или платеже. Протест в неакцепте производится в срок, установленный для акцепта, а в неплатеже - в один из двух рабочих дней следом за днем предъявления к платежу.

    Вексель должен быть предъявлен к оплате либо в тот день, когда он должен быть оплачен, либо в один из двух следующих рабочих дней. Только в этом случае векселедержатель в случае неоплаты векселя имеет право заявить протест в неплатеже. Протест должен быть составлен нотариусом в течение двух рабочих дней, следующих за днем, когда вексель должен быть оплачен. Векселедержатель в любой форме должен известить своего индоссанта о протесте в течение пяти дней, считая день протеста. Кроме того, векселедержатель имеет право обратного требования (регресса) о возмещении суммы векселя любому обязанному по векселю лицу, подписавшему вексель ранее него. Совершение протеста предоставляет векселедержателю возможность обратиться в суд за получением судебного приказа, т.е. исполнительного документа по упрощенной процедуре. Но непредъявление векселя к платежу в установленные сроки не лишает права держателя векселя требовать оплаты векселя, в том числе и в судебном порядке.

    Срок исковой давности в отношении векселедателя в простом векселе и акцептанта в переводном векселе составляет 3 года, в отношении других обязанных лиц по векселю (индоссанты, векселедатель в акцептованном векселе) срок исковой давности составляет 1 год.

    Абстрактность вексельного обязательства

    Необусловленное обязательство уплатить указанную сумму выражает абстрактность вексельного обязательства, что означает обособленность векселя от предшествующих фактов хозяйственной жизни. Однако если должник доказал отсутствие основания вексельного обязательства и известность этого факта кредитору по связывающей их гражданско-правовой сделке, оснований для взыскания средств по векселю не имеется. Таким образом, векселедатель по простому векселю вправе выдвигать против требования первого векселедержателя об оплате векселя возражения, вытекающие из известных отношений.

    Вексель, выраженный в иностранной валюте

    Вексель, выраженный в твердо конвертируемой валюте, позволит поставщику продукции сохранить выручку в долларовом выражении при колебаниях курса рубля. Возможность обозначения суммы денежного обязательства в иностранной валюте предусматривается п. 2 ст. 317 Гражданского Кодекса РФ. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа. В арбитражной практике данный вопрос был отражен в решении Постановления Президиума ВАС РФ от 28.10.97 №4518/97.

    Некоторые вопросы налогообложения

    Согласно Положению о переводном и простом векселе, вексель содержит простое и ничем не обусловленное обязательство уплатить определенную сумму в указанный срок, т.е. заключает в себе долг, юридически никак не связанный с обязательством, обусловившим факт его выдачи для целей налогообложения.

    Это позволяет определить доход по векселю как разница между суммой, причитающейся к получению по документу (номиналом векселя), плюс проценты на его сумму и величиной задолженности, погашаемой с его приобретением (долгом покупателя за реализованные товары, задолженности по займу и т.д.). В силу абстрактности вексельного обязательства, доход по векселю носит внереализационный характер и, как следствие, не является объектом налогообложения по НДС. Согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" "датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, включая поступление денежных средств по векселю, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу".

    Принципиальным вопросом является выбор учетной политики в отношении момента реализации продукции для целей налогообложения (по оплате или по отгрузке). Будет ли дата приобретения векселя являться моментом оплаты для целей налогообложения при учетной политике по оплате? При квалификации фактов приобретения векселя в погашение задолженности за проданные товары для целей налогообложения нужно исходить из их гражданско-правового содержания. Однако, ответ на данный вопрос относительно НДС дается в п.31 инструкции №39 от 11.10.95 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", где

    Управляющий партнер Consul Group

    специально для ГАРАНТ.РУ

    Дробление бизнеса – тема не новая, так как огромное количество организационных структур используют любую возможность минимизации налоговых отчислений, иногда прибегая к созданию схем, не имеющих ничего общего с реальностью. Кто-то действует более изощренно, но все же недостаточно, чтобы быть незамеченным: с расширением практики пресечения случаев получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды налоговыми органами наработан бесценный опыт формирования доказательственной базы по направлениям определения действительной деловой цели тех или иных бизнес-решений. Именно вопрос направленности действий налогоплательщика при создании разрозненной корпоративной структуры становится ключевым в делах об искусственном дроблении бизнеса. И в случае если, отвечая на этот вопрос при анализе конкретного примера, налоговый орган приходит к выводу о том, что такая схема избрана лишь в целях снижения объема обязательств перед бюджетом, действия налогоплательщика квалифицируются как недобросовестные.

    В 2019 году, по мнению многих, ФНС России, настроив работу по выявлению разрывов по НДС, переключила внимание на выявление потенциальных нарушений при применении способов "оптимизации налогов" за счет предусмотренных законом специальных режимов налогообложения. Самыми популярными выступают ЕНВД и УСН, которые нередко применялись в результате искусственного дробления бизнеса. Так это или нет, мы сможем объективно оценить не раньше 2020 года. Сейчас же мы можем только подводить итоги – какие сценарии выявляет ФНС России, а также анализировать действия налогоплательщиков, которые суд не признал действиями по искусственному дроблению бизнеса для целей минимизации налоговых отчислений.

    Для повышения эффективности работы инспекторов налоговая служба обобщает и систематизирует подходы по выявлению формального дробления бизнеса, основанные на судебной практике. Так, например, в письме ФНС России от 11 августа 2017 г. № СА-4-7/15895@ выделены 17 ключевых признаков, которые помогают инспекторам обнаружить формальное деление бизнеса. Между тем этот перечень критериев не является исчерпывающим. Не будем акцентировать внимание на этих давно известных примерах, а обратимся к новым факторам, сформированным в результате развития проблемы искусственного дробления бизнеса в судебной практике, которые могут свидетельствовать о высоком налоговом риске при формальном дроблении бизнеса. К их числу можно отнести выявленную налоговым органом совокупность следующих обстоятельств:

    • дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные режимы налогообложения, в рамках которых специальный режим освобождает от исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
    • применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников группы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении совместной хозяйственной деятельности;
    • налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
    • участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;
    • создание участниками схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;
    • несение расходов участниками группы друг за друга;
    • прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т. п.);
    • формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
    • отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
    • использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в Интернете, адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т. п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т. п.;
    • единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;
    • фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
    • единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;
    • представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;
    • показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
    • данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
    • распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

    Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что Налоговый кодекс допускает возможность выбрать тот или иной метод учетной политики (применение налоговых льгот или отказ от них, применение специальных режимов и т. п.), однако учетная политика не должна использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями (Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2017 г. № 1440-О). Данный посыл призван дополнительно акцентировать внимание на важности принципа деловой цели: если то или иное бизнес-решение не направлено на достижение самостоятельной бизнес-цели, а принимается лишь для снижения объема налогов, то такое решение признается неправомерным.

    Перед тем как рассмотреть некоторые судебные дела по дроблению бизнеса, хотелось бы отметить одну позитивную новость. Окончательно сформировалась практика расчета суммы НДС. Так, ранее налоговый орган при выявлении факта неуплаты НДС в бюджет расчет суммы недоимки нередко производил путем расчета НДС дополнительно к доходам, отказывая в признании факта включения величины НДС в цену сделки, что приводило к увеличению суммы недоимки. Однако Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 30 сентября 2019 г. № 307-ЭС19-8085 по делу № А05-13684/2017 высказал следующую позицию: "Выводы суда о правомерности определения налоговой базы по НДС с применением ставки 18% в дополнение к доходам предпринимателя от реализации, вместо выделения налога из полученной выручки с применением расчетной ставки 18/118, и правильности определения размера недоимки по НДС в оспариваемом решении инспекции не могут быть признаны обоснованными".

    Одной из основных ошибок налогоплательщиков при построении структуры через дробление бизнеса является "взаимозависимость налогоплательщиков". Стоит отметить, что взаимозависимость налогоплательщиков сама по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. Однако если будет установлено, что такая взаимозависимость используется участниками сделки для осуществления согласованных действий, не обусловленных разумными экономическими и иными объективными причинами, имеет признаки не самостоятельного ведения предпринимательской деятельности, осуществление одним из участников "схемы" формальной экономической деятельности исключительно в целях обеспечить занижения доходов и получения необоснованной налоговой выгоды, то налоговый орган будет оценивать поведение и действия группы налогоплательщиков как единой бизнес-структуры. В таком случае вероятность наступления неблагоприятных для налогоплательщика соответствующих правовых и экономических последствий, включающих в себя отказ в применении льгот и преференций, предусмотренных специальными налоговыми режимами, крайне высока.

    Так, в одном деле ИП против межрайонной инспекции ФНС России (дело № А05-13684/2017) налоговым органом было установлено занижение налогоплательщиком налоговой базы путем искусственного включения в цепочку хозяйственных операций и создания фиктивного документооборота с формально обособленными, но фактически подконтрольными ей хозяйствующими субъектами. Указанные действия, по мнению инспекции, были направлены исключительно на перевод части своих доходов (выручки) третьим лицам путем формальной передачи автозаправочной станции в аренду во избежание превышения предельного размера доходов, установленного для применения УСН.

    В результате объединения доходов от деятельности группы аффилированных лиц (трех ИП) налоговым органом установлено превышение предельного размера доходов, допускаемого п. 4 ст. 346.13 НК РФ, уже в III квартале 2013 года, что привело к утрате предпринимателем с 1 июля 2013 г. права на применение УСН.

    По результатам рассмотрения спора судом установлено, что фактически деятельность предпринимателя и его взаимозависимых лиц является деятельностью единого хозяйствующего субъекта, общий доход от которой превысил предельно допустимый размер для применения УСН, в связи с чем налогоплательщику было доначислено 4 591 762,93 руб. по НДС, 1 031 152 руб. по НДФЛ, а также 1 150 596,59 руб. пени и 642 174,40 руб. штрафа.

    В другом примере (дело № А53-16343/2018) налогоплательщику удалось отстоять свою позицию и доказать экономическую обоснованность использовавшейся корпоративной структуры бизнес-модели в суде. Предметом спора стало решение о доначислении ООО 33 млн руб., в основу которого были положены выводы проверяющих о том, что директор ООО (отец) и ИП (дочь) являются аффилированными лицами, которые, распределяя расходы от реализации товаров, создали схему, прикрывающую фактическую деятельность одного субъекта – самого общества. В подтверждение заявленных доводов инспекция указывала на такие признаки формального дробления, как единые IP-адрес, бухгалтерская служба, контактный номер телефона; общие производственные ресурсы.

    Суд не согласился с доводами налогового органа, указав на то, что общество и ИП занимались разными по характеру видами деятельности: общество – производством и оптовой поставкой мебели, а предприниматель – ее розничной продажей. При этом объемы поставки мебели обществом предпринимателю были подтверждены документально, а факты завышения цены продукции, которые могли бы указывать на недобросовестное поведение или намерение размыть налоговую базу, не нашли своего подтверждения в рамках проведенной проверки. При этом суд акцентировал внимание на том, что сам по себе факт открытия указанными лицами расчетных счетов в одном банке, родственные связи и применение ИП специального налогового режима (ЕНВД) не являются достаточными основаниями для признания операций между обществом и предпринимателем попыткой ухода от налогов.

    Анализ судебной правоприменительной практики в 2019 году в целом свидетельствует о повышении внимания судов к деталям, характеризующим аспекты реальной экономической деятельности налогоплательщика, особенностям выстроенных бизнес-процессов. При этом оцениваются не только обстоятельства и условия, при которых сложилась та или иная корпоративная структура непосредственно у налогоплательщика, но и обычаи делового оборота, тенденции, складывающиеся в отрасли. Такой внимательный и детальный подход зачастую обеспечивает отмежевание процессов, построенных недобросовестными налогоплательщиками с единственной целью уклонения от уплаты налогов, от бизнес-структур, объективно требующих диверсификации направлений и их обособления. Однако нельзя не отметить, что такой подход, устанавливающий для налогоплательщика искусственные ограничения в вопросах выбора режима налогообложения из предоставленных законодателем вариантов, существенно сужает свободу действий налогоплательщика. Ввиду отсутствия прямых предписаний и запретов, закрепленных в нормативных правовых актах, с одной стороны, предоставляет неограниченную свободу усмотрения для органов государственной власти, а с другой стороны – исключает возможность защиты во внесудебном порядке в отсутствие установленных законом четко определенных, конкретных запретов и ограничений. Оценивать позитивно такой пробел в законодательстве, восполняемый пока исключительно на практике, сложно. Но в сложившихся условиях многочисленных злоупотреблений налогоплательщиками предоставленными им правами в массовом порядке, возможно, это единственный способ заставить бизнес-сообщество соблюдать правила игры. А достижение глобальной цели без локальных жертв дается не всегда. "Лес рубят – щепки летят".

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Оптимизация налогообложения
    Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

    Сложившаяся на сегодняшний день экономическая ситуация подталкивает коммерческие организации к постоянному поиску законных способов оптимизации налогообложения. Одним из таких способов является изменение срока уплаты налогов в бюджет.

    В соответствии с пп.4 п.2 ст.1 НК РФ, Налоговый кодекс устанавливает не только систему налогов и сборов, но и права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

    Основные права налогоплательщиков и плательщиков сборов закреплены в 21 статье 1 части НК РФ. Например, пп.4 п.1 ст.21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики имеют право на получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в порядке и на условиях, установленных положениями НК РФ. Согласно положениям п.1 ст.57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога или сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

    Общие условия изменения сроков уплаты:

    • налогов,
    • сборов,
    • пени,
    • штрафов,
    причитающихся к уплате в бюджет, регламентированы положениями ст.61 НК РФ.

    В соответствии с п.2 ст.61 НК РФ, срок уплаты налога или сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части, с начислением процентов на сумму задолженности.

    Порядок и условия предоставления:

    • отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора установлены положениями статей 64 и 64.1 НК РФ.
    • инвестиционного налогового кредита регламентирует статья 67 НК РФ.
    В нашей статье мы поговорим об основаниях изменения установленного срока уплаты налога или сбора, предусмотренных действующим законодательством, а так же о некоторых особенностях предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.

    В каких случаях компания может претендовать на отсрочку или рассрочку

    • изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ.
    Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам (п.3 ст.64 НК РФ).

    Отсрочка отличается от рассрочки сроком погашения задолженности. При отсрочке задолженность погашается единовременно, а при рассрочке – постепенно.

    На какой срок можно получить отсрочку или рассрочку?

    ФНС РФ может предоставить отсрочку или рассрочку на срок:

    • не превышающий один год,
    соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

    Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок:

    • более одного года, но не превышающий три года,
    может быть предоставлена по решению Правительства РФ.

    В случае, предусмотренном статьей 64.1 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок:

    • не превышающий пять лет,
    может быть предоставлена по решению Минфина РФ.

    Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

    В соответствии с п.2 ст.64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    • Причинение этому лицу ущерба в результате:
    • стихийного бедствия,
    • технологической катастрофы,
    • иных обстоятельств непреодолимой силы.
    • Неполное либо несвоевременное финансирование компании из бюджета или задержка оплаты выполненного этой компанией государственного заказа, если такое недофинансирование привело к недостаточности денежных средств, необходимых для уплаты налогов.
    • Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) компании в случае единовременной уплаты ею налога.
    Согласно п.2 ст.3, п.2 ст.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», компания отвечает внешними признаками банкротства, если она неспособна погасить свои обязательства:

    • требования кредиторов по денежным обязательствам,
    • по уплате обязательных платежей,
    сумма которых составляет не менее 100 000 руб., в течение более, чем трех месяцев.

    • Сезонный характер производства, реализации товаров, работ или услуг компании.
    Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 №382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения».

    • При наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных:
    • таможенным законодательством Таможенного союза,
    • законодательством РФ о таможенном деле.
    Согласно ст.83 Таможенного кодекса Таможенного союза, основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин.

    В соответствии со ст.4 данного Соглашения, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин принимается по письменному заявлению плательщика:

    • В Республике Беларусь, в Республике Казахстан - таможенным органом, которому подается таможенная декларация.
    • В РФ - Федеральной таможенной службой либо определяемым ею таможенным органом.
    В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин необходимо указать:

    • сведения о плательщике;
    • наименование товаров;
    • реквизиты внешнеторгового договора (международного договора);
    • основания для предоставления отсрочки или рассрочки;
    • сумму таможенных пошлин, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка;
    • срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;
    • график поэтапной уплаты сумм таможенных пошлин, в отношении которых запрашивается рассрочка;
    • информацию об отсутствии обстоятельств, указанных в статье 8 настоящего Соглашения, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются.
    Согласно ст.134 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», отсрочка или рассрочка предоставляется плательщику таможенных пошлин при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    • причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
    • задержки этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
    • если товары, ввозимые на территорию РФ, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
    • осуществления лицом поставок по международному договору РФ;
    • если товары, ввозимые на территорию РФ, являются товарами, включенными в утвержденный Правительством РФ перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов*.
    *УтвержденПостановлением Правительства РФ от 06.02.2012г. №101.

    Обратите внимание:Если основанием для предоставления рассрочки или отсрочки стали:

    • Угроза банкротства компании,
    • Сезонный характер производства,
    то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки (п.4 ст.64 НК РФ).

    Документы, необходимые для получения отсрочки или рассрочки

    *Форма заявления утверждена Приказом ФНС от 28.09.2010г. №ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами».

    К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

    1) справка ФНС по месту учета компании о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

    2) справка ФНС по месту учета компании, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

    3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам компании в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

    4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах компании в банках;

    5) перечень контрагентов - дебиторов компании с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

    6) обязательство компании, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

    7) документы, подтверждающие наличие оснований, позволяющих компании получить рассрочку или отсрочку.

    В каких случаях компания претендовать на отсрочку или рассрочку не может

    1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

    2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

    Порядок производства по делам о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях установлен положениями ст.101.4 НК РФ. Глава 16 НК РФ описывает виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

    3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;

    4) в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в статье 63 НК РФ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

    При наличии вышеуказанных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога или сбора не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

    Инвестиционный налоговый кредит

    От рассрочки и отсрочки инвестиционный налоговый кредит отличается и основаниями предоставления и сроками, на которые он предоставляется и представляет собой не только отсрочку уплаты налогов, но и одну из форм бюджетного кредитования.

    Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.

    Он предоставляется на срок от одного года до пяти лет, а в случае, если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития*, на срок до десяти лет.

    *В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011г. №392-ФЗ «О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

    Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, уменьшает платежи по налогу, а потом постепенно выплачивает сумму кредита и проценты по нему.

    Такое уменьшение производится в каждом отчетном периоде до тех пор, пока неуплаченная сумма налога - накопленная сумма кредита, не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

    Если организацией заключено более одного договора, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров.

    При этом, увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении накопленной суммой кредита размера, предусмотренного этим договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

    В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% соответствующих налоговых платежей, начисленных к уплате.

    При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

    Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, установленные для отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

    Данные требования применяются, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным в случае, если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития.

    Порядок и условия предоставления налогового кредита

    • Проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного:
    • на создание рабочих мест для инвалидов,
    • защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами,
    • повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.
    • Осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе:
    • создание новых или совершенствование применяемых технологий,
    • создание новых видов сырья или материалов.
    • Выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
    • Выполнение организацией государственного оборонного заказа.
    • Осуществление инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе:
    • многоквартирных домов,
    • объектов, относящихся к возобновляемым источникам энергии,
    • объектов, относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов,
    • иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011г. №562.
    • Включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с законом №392-ФЗ.
    В соответствии с п.7 ст.67 НК РФ, законами субъектов РФ по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ) и по региональным налогам, могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

    Такие основания и условия устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам.

    Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

    Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

    В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

    Обратите внимание:В случае если такой кредит предоставлен компании, включенной в реестр резидентов зоны территориального развития, на сумму задолженности проценты не начисляются (п.6 ст.67 НК РФ).

    Читайте также: