Виды международных налоговых соглашений

Опубликовано: 10.05.2024

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ - межгосударственные (межправительственные) соглашения, регламентирующие вопросы налогообложения; разновидность международных договоров. Могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние соглашения. По содержанию международные налоговые соглашения подразделяются на следующие группы: - соглашения по вопросам взимания таможенных пошлин - таможенные конвенции, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Соглашение о создании зоны свободной торговли, Соглашение о Таможенном союзе, налоговые статьи Ломейских конвенций, Андского пакта и договоров по созданию таких организаций, как:

- Европейское Экономическое Сообщество;

- Европейская Ассоциация Свободной Торговли;

- Латиноамериканская Ассоциация Интеграции;

- Латиноамериканская экономическая система;

- Карибское Сообщество; - соглашения об избежании двойного налогообложения - многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

- доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

- имущества и доходов от реализации имущества;

- доходов и имущества в сфере международных перевозок;

- доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности); - соглашения о предоставлении на основе взаимности привилегий, иммунитетов и различного рода налоговых льгот определенным категориям учреждений (организаций) и лиц (и членам их семей):

- по дипломатическим представительствам - дипломатические конвенции (Венская конвенция 1961 г. и двусторонние соглашения);

- по консульским учреждениям - консульские конвенции (Венская конвенция 1963 г. и двусторонние консульские конвенции);

- по международным организациям - конвенции о льготах международным организациям и их служащим (Венская конвенция 1969 г.). - соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах:

- соглашения и протоколы к соглашениям, устанавливающие правила обмена информацией между налоговыми органами (налоговыми властями, компетентными органами) по вопросам применения соглашения об избежании двойного налогообложения;

- по применению единых ставок и общих правил взимания внутренних косвенных налогов и сборов (НДС, акцизов, государственной пошлины и т.д.). - комбинированные соглашения - соглашения, регламентирующие взимание различного рода налогов, освобождения от двойного налогообложения, взаимное сотрудничество налоговых органов (наиболее широкое распространение получили соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество). Первым международным налоговым соглашением считается соглашение, заключенное между Францией и Бельгией в 1843 г. Соглашения, заключавшиеся во второй половине XIX в., как правило, ограничивались сферами налогообложения международной торговли, международных перевозок, а также налогообложения наследств и недвижимого имущества.

После Первой мировой войны 1914-1918 гг. с повсеместным возникновением и расширением подоходного налогообложения на первый план выходят проблемы избежания двойного налогообложения доходов физических лиц и прибыли юридических лиц, получаемых в результате осуществления предпринимательской деятельности, выходящей за рамки отдельной страны. Вопросы стандартизации и нормализации международных налоговых отношений становятся предметом обсуждения на состоявшейся в Брюсселе в 1920 г. Международной финансовой конференции, а затем в финансовом комитете Лиги Наций. Было подготовлено несколько проектов типовых конвенций (об оказании административной и правовой помощи, об устранении двойного обложения налогами на доходы и капитал, налогами на дарение и наследство). Для разрешения проблем международных налоговых отношений и выработки эффективных методов избежания многократного налогообложения в международных экономических отношениях в 1937 г. была учреждена Международная налоговая ассоциация. С 1954 г. Центром международного сотрудничества по налоговым вопросам становится ОЕЭС (с сентября 1961 г. - Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР). Налоговым комитетом ОЭСР были подготовлены Модельная конвенция об устранении двойного налогообложения доходов и капитала (1963 г.) и Модельная конвенция ОЭСР (1977 г.), на которых основано большинство всех международных налоговых соглашений, действующих в современных условиях в сфере этих налогов. Впоследствии на базе Модельной конвенции ОЭСР (1977 г.) была разработана Модельная конвенция ООН (1980 г.). Модельные конвенции распространяются на все виды налогов на доходы и капитал. Основными целями являются:

- предотвращение уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога. Модельные соглашения содержат:

- перечисление видов налогов, регулируемых соглашением;

- определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

- определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве - источнике дохода таких видов доходов, как: - прибыль от коммерческой деятельности; - дивиденды; - проценты; - роялти; - доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму); - доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары); - других доходов;

- определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

- установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур и т.д.). В отличие от Модельной конвенции ООН Модельная конвенция ОЭСР разрабатывалась с учетом отношений, сложившихся между развитыми странами, что обусловило применение в качестве основного принципа обложения доходов по месту резидентства получателя дохода, а не по месту источника дохода. Установлена модельная конвенция по имуществу.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

межгосударственные (межправительственные) соглашения, регламентирующие вопросы налогообложения; разновидность международных договоров. Могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние соглашения. По содержанию международные налоговые соглашения подразделяются на следующие группы: - соглашения по вопросам взимания таможенных пошлин — таможенные конвенции, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Соглашение о создании зоны свободной торговли, Соглашение о Таможенном союзе, налоговые статьи Ломейских конвенций, Андского пакта и договоров по созданию таких организаций, как:

— Европейское Экономическое Сообщество;

— Европейская Ассоциация Свободной Торговли;

— Латиноамериканская Ассоциация Интеграции;

— Латиноамериканская экономическая система;

— Карибское Сообщество; - соглашения об избежании двойного налогообложения — многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

— доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

— имущества и доходов от реализации имущества;

— доходов и имущества в сфере международных перевозок;

— доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности); - соглашения о предоставлении на основе взаимности привилегий, иммунитетов и различного рода налоговых льгот определенным категориям учреждений (организаций) и лиц (и членам их семей):

— по дипломатическим представительствам — дипломатические конвенции (Венская конвенция 1961 г. и двусторонние соглашения);

— по консульским учреждениям — консульские конвенции (Венская конвенция 1963 г. и двусторонние консульские конвенции);

— по международным организациям — конвенции о льготах международным организациям и их служащим (Венская конвенция 1969 г.). - соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах:

— соглашения и протоколы к соглашениям, устанавливающие правила обмена информацией между налоговыми органами (налоговыми властями, компетентными органами) по вопросам применения соглашения об избежании двойного налогообложения;

— международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства; - соглашения о стандартизации и унификации систем налогообложения:

— по применению единых ставок и общих правил взимания внутренних косвенных налогов и сборов (НДС, акцизов, государственной пошлины и т.д.). - комбинированные соглашения — соглашения, регламентирующие взимание различного рода налогов, освобождения от двойного налогообложения, взаимное сотрудничество налоговых органов (наиболее широкое распространение получили соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество). Первым международным налоговым соглашением считается соглашение, заключенное между Францией и Бельгией в 1843 г. Соглашения, заключавшиеся во второй половине XIX в., как правило, ограничивались сферами налогообложения международной торговли, международных перевозок, а также налогообложения наследств и недвижимого имущества.

После Первой мировой войны 1914—1918 гг. с повсеместным возникновением и расширением подоходного налогообложения на первый план выходят проблемы избежания двойного налогообложения доходов физических лиц и прибыли юридических лиц, получаемых в результате осуществления предпринимательской деятельности, выходящей за рамки отдельной страны. Вопросы стандартизации и нормализации международных налоговых отношений становятся предметом обсуждения на состоявшейся в Брюсселе в 1920 г. Международной финансовой конференции, а затем в финансовом комитете Лиги Наций. Было подготовлено несколько проектов типовых конвенций (об оказании административной и правовой помощи, об устранении двойного обложения налогами на доходы и капитал, налогами на дарение и наследство). Для разрешения проблем международных налоговых отношений и выработки эффективных методов избежания многократного налогообложения в международных экономических отношениях в 1937 г. была учреждена Международная налоговая ассоциация. С 1954 г. Центром международного сотрудничества по налоговым вопросам становится ОЕЭС (с сентября 1961 г. — Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР). Налоговым комитетом ОЭСР были подготовлены Модельная конвенция об устранении двойного налогообложения доходов и капитала (1963 г.) и Модельная конвенция ОЭСР (1977 г.), на которых основано большинство всех международных налоговых соглашений, действующих в современных условиях в сфере этих налогов. Впоследствии на базе Модельной конвенции ОЭСР (1977 г.) была разработана Модельная конвенция ООН (1980 г.). Модельные конвенции распространяются на все виды налогов на доходы и капитал. Основными целями являются:

— устранение двойного налогообложения;

— предотвращение уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога. Модельные соглашения содержат:

— перечисление видов налогов, регулируемых соглашением;

— определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

— определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве — источнике дохода таких видов доходов, как: - прибыль от коммерческой деятельности; - дивиденды; - проценты; - роялти; - доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму); - доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары); - других доходов;

— определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

— установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур и т.д.). В отличие от Модельной конвенции ООН Модельная конвенция ОЭСР разрабатывалась с учетом отношений, сложившихся между развитыми странами, что обусловило применение в качестве основного принципа обложения доходов по месту резидентства получателя дохода, а не по месту источника дохода. Установлена модельная конвенция по имуществу.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

правовая основа международных налоговых отношений. Эти соглашения заключаются в целях избежания двойного налогообложения доходов и капитала юридич. и физич. лиц, а также отд. видов предпринимательской деятельности. Как правило, соглашения об избежании двойного налогообложения заключаются на двусторонней основе. Однако в ряде случаев заключались и многосторонние соглашения, напр. Андское соглашение (Andean Treaty, между странами Андской группы в Латинской Америке), Северный договор (Nordic Treaty, между странами Скандинавии и Северного моря), Соглашение об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц от 27 мая 1977 и аналогич. соглашение применительно к юридическим лицам от 19 мая 1978 (между странами-членами СЭВ). Проблемами, связанными с избежанием двойного налогообложения, начала заниматься Лига Наций в 1921. В 1928 была проработана первая модель двусторонней конвенции. С 1961 вопросами междунар. юридич. двойного налогообложения занимается Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1963 ОЭСР утвердила «Проект Конвенции двойного налогообложения по доходу и капиталу» и соотв. рекомендации по избежанию двойного налогообложения, к-рые пересмотрены и уточнены в 1977 и в 1992. Влияние модели Конвенции вышло далеко за пределы стран-членов ОЭСР. Она использовалась в качестве базового документа в переговорах между странамичленами ОЭСР и др. странами, а также в работе всемирных и региональных междунар. орг-ций в области двойного налогообложения и связанных с ним проблем и в качестве основы для модели конвенции двойного налогообложения ООН между развитыми и развивающимися странами (воспроизводящей значит. часть положений и комментариев модели Конвенции ОЭСР). Типовая модель Конвенции ОЭСР по устранению двойного налогообложения состоит из 30 статей, объединенных в 7 глав. Модель Конвенции определяет сферу действия (глава 1) и нек-рые выражения (глава 2). Осн. часть составляют главы 3, 4, 5, в к-рых рассматриваются вопросы о мере обложения налогом дохода и капитала каждым из двух договаривающихся гос-в и способы устранения междунар. двойного налогообложения. Спец. положения (глава 6) и заключит. положения (глава 7) регулируют вступление в силу и прекращение действия Конвенции. Кроме двусторонних конвенций заключаются многосторонние, напр. Конвенция Скандинавских стран по доходу и капиталу и др. В 1992 Постановлением Правительства РФ № 352 утверждена типовая модель Соглашения по избежанию двойного налогообложения доходов и имущества, к-рая по содержанию близка к Типовой модели конвенции ОЭСР и на основе к-рой ведутся переговоры по пересмотру старых и заключению новых соглашений. При применении соглашений о налогообложении отд. видов предпринимательской деятельности необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 23 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991), если междунар. договорами Российской Федерации или СССР установлены иные правила, чем те, к-рые содержатся в законодательстве РФ по налогообложению, то применяются правила международного договора. При этом международные договоры РФ подлежат ратификации, если их исполнение требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также если они устанавливают иные правила, чем предусмотр. законом. В этой связи продолжают действовать те междунар. договоры РФ, содержащие налоговые вопросы, к-рые прошли процедуру ратификации. Также действуют и те соглашения, на к-рые есть ссылка в новых соглашениях об избежании двойного налогообложения, прошедших процедуру ратификации. (См. табл. 1.) Во всех ост. случаях положения международных договоров РФ, касающиеся налоговых вопросов, применяются на территории Российской Федерации только в части, не противоречащей действ. российскому законодательству. Соглашения об устранении двойного налогообложения в области морского судоходства (иногда сюда включается и речное судоходство) упорядочивают налогообложение при осуществлении морских перевозок. Многие из них содержат правила, в соответствии с к-рыми судоходные компании, имеющие свой орган управления на тер. одной из договаривающихся сторон, не облагаются налогами на доходы, полученные в результате осуществления деятельности компании (в сфере морских перевозок и(или) пассажиров) на тер. др. страны. Аналогичные правила распространяются и на порядок уплаты налогов с имущества судоходных организаций, осуществляющих междунар. перевозки. Как правило, в договорах указывается, что не подвергаются налогообложению вознаграждения, крые получают члены экипажей судов, занятых в международных перевозках. Такие граждане уплачивают налог в государстве, под флагом к-рого плавает судно. (См. табл. 2.) Соглашения об устранении двойного налогообложения в области воздушного транспорта регулируют вопросы освобождения от двойного налогообложения авиатранспортных организаций: при осуществлении ими деятельности, связанной с перевозками грузов и пассажиров; при определении налогообложения на имущество авиатранспортных организаций. Кроме того, в ряде соглашений устанавливается освобождение от взимания налогов с оплаты труда сотрудников представительств авиатранспортных организаций. (См. табл. 3.) Соглашения об устранении двойного налогообложения в области перевозок автомобильным транспортом, как правило, регламентируют целый комплекс вопросов, связанных с автомобильными сообщениями двух государств. Одним из них является устранение двойного налогообложения. Почти всегда стороны указывают на то, что перевозки (пассажиров и(или) грузов) взаимно освобождаются на территории обеих стран от любых сборов и налогов за пользование дорогами. В ряде соглашений дополнительно указывается на устранение обязанностей по уплате сборов за разрешение выполнения перевозок и нек-рые иные взаимные освобождения. (См. табл. 4.) Налоговые положения, содержащиеся в Венских конвенциях о привилегиях и иммунитетах сотрудников дипломатических и консульских учреждений и соглашениях о создании и деятельности международных чреждений и организаций, напрямую не связаны с налогообложением, но тем не менее содержат положения, касающиеся налогообложения, в соответствии с к-рыми дипломатические представительства иностранных государств и представительства международных организаций освобождаются от всех видов налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых на территории Российской Федерации, за исключением тех, к-рые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Соглашения и конвенции вступают в силу только после проведения процедуры их ратификации. Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи по вопросам соблюдения налогового законодательства аключаются в целях обеспечения надлежащего исполнения налогового законодательства. Договаривающиеся стороны обязуются оказывать друг другу содействие в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства, предоставлении информации о текущих изменениях в нац. налоговых системах, обучении кадров и др. областях, требующих совместных действий. Соглашения предусматривают также требования по соблюдению конфиденциальности получаемой информации. (См. табл. 5.) Страны по-разному интегрируют международные налоговые соглашения в национальное налоговое законодательство. Один из распростран. вариантов – включение в нац. законодательство специального положения относительно того, что в случае наличия международного соглашения его положения будут в любом случае превалировать над нормами нац. налогового законодательства. Этот порядок применяется и в Российской Федерации.

1. Понятие и виды международных налоговых соглашений.

2. Международные соглашения и типовые конвенции об избежание двойного налогообложения

1. Понятие и виды международных налоговых соглашений.

Закрепление законодательно форм и методов устранения двойного налогообложения наиболее действенно осуществляет­ся в международных договорах и соглашениях в сфере налого­обложения. Первые международные договоры возникли еще в XIX в. и регулировали налогообложение в основном определен­ных видов доходов: от морских перевозок, наследства и недви­жимости. Дальнейшее развитие глобальных экономических процессов и внешней торговли создали стимул для поиска меха­низма устранения налоговых барьеров на пути международного перемещения товаров и капитала. Этот период характеризуется высокой активностью в сфере заключения международных сог­лашений и договоров. Только в 20-х годах XX веке было заключе­но более двадцати международных налоговых соглашений, ко­торые отличались друг от друга, как полнотой охвата регулируе­мых налогов, так и механизмами регулирования. В связи с этим возникла потребность в применении единой формы нало­гового соглашения, в дальнейшем принявшего форму типовой конвенции.

Международный договор по вопросам налогообложения представляет собой соглашение между субъектами междуна­родного права, устанавливающее взаимные правоотношения в области организации международного налогообложения. В меж­дународных отношениях могут применяться различные формы договорных отношений: договоры, конвенции, соглашения, дек­ларации и др.

Налоговые соглашения классифицируются следующим образом:

1) собственно налоговые соглашения - включают соглашения о сотрудничестве и оказании взаимной помощи, ограниченные (специальные) налоговые соглашения, общие налоговые соглашения, соглашения о налогах на наследство или на страхование;

2) международные соглашения и договора, включающие наряду с другими налоговые вопросы – к ним относятся оглашения об основах взаимоотношений между странами, соглашения об установлении дипломати­ческих и консульских отношений, торговые договоры и соглашения, а также международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений между международными организациями и стра­нами их базирования.

Соглашения о сотрудничестве и оказании взаимной помощи предполагают сотрудничество налоговых администраций дого­варивающихся государств по налоговым вопросам. В соответст­вии с этими международными соглашениями компетентные ор­ганы стран, подписавших соглашение, обязаны оказывать друг другу содействие в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства, в предоставлении информации об изменениях в национальных налоговых системах, обучении на­циональных кадров и других вопросах в области налогообложе­ния. К наиболее ранним соглашениям, заключенным по этим вопросам, относят соглашение по обмену информацией и оказа­нию взаимной помощи в налоговых вопросах между Францией и Бельгией (1843 г.).

К основным задачам, решаемым при помощи соглашений об оказании взаимной помощи, относятся вопросы определения сферы, методов и принципов взаимодействия налоговых адми­нистраций. При заключении соглашений применяется их типовая струк­тура, в которой предусматривается ряд статей. К ним относится статья, дающая толкование основных тер­минов: понятие налогового законодательства, виды его наруше­ний, определение компетентных налоговых органов, запраши­ваемой (запрашивающей) налоговой службы и др.

Республикой Беларусь заключены и действуют межправи­тельственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи.

1. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового зако­нодательства от 29 июня 2000 г.

2. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничест­ве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового за­конодательства от 20 января 2001 г.

3. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Республики Армения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законо­дательства от 19 июля 2000 г.

4. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законода­тельства от 22 мая 2000 г.

5. Соглашение Правительством Республики Бела­русь и Правительством Финляндии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 21.12.2009 г.

6. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Сербией о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 01.02.2012 г.

В 2012 г. в Республике Беларусь планируется заключить межправительственное соглашение с Австрийской Республикой о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.

Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по воп­росам соблюдения налогового законодательства, заключенные Республикой Беларусь, предусматривают предоставление ин­формации обо всех видах доходов и объектах налогообложения юридических и физических лиц, полученных на территории го­сударств - участников соглашения, сведений о регистрации предприятий, наличии счетов в банках, а также любой другой информации, связанной с соблюдением налогового законода­тельства и вопросами, направленными на предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правона­рушений.

Экономическая взаимозависимость и сотрудничество госу­дарств в экономической сфере продиктовали необходимость за­ключения 11 декабря 2009 г. Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, действующего для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Соглашение определяет правовые основы сотрудничества и предусматривает осуществление межгосударственного обмена информацией на базе имеющихся соглашений между налого­выми и таможенными органами сторон с целью усиления контроля за перемещением товаров во взаимной торговле, легальностью их ввоза-вывоза, обеспечения своевременности и полноты поступления налогов от экспортно-импортных операций.




Ограниченные (специальные) соглашения в основном регу­лируют налогообложение особых видов доходов. Применение специального режима налогообложения для этих доходов свя­зано со спецификой видов деятельности по этим формам дохо­дов.

Выделяются следующие виды доходов, по которым заклю­чаются специальные международные соглашения:

- доходы от международных перевозок;

- от движимого и недвижимого имущества;

- от инвестиционной деятельности и международных кре­дитов и займов;

- физических лиц от определенных (специфических) видов деятельности;

- от других специальных видов деятельности, не предусмот­ренные в договорах об избежании двойного налогообложения.

Чаще всего заключаются соглашения но налогообложению доходов в области международных перевозок. Это обусловлено спецификой деятельности международного транспорта. В этих соглашениях оговариваются вопросы прав налогообложения доходов, полученных в результате транспортных перевозок, причем такое соглашение может дополнять соглашение об избе­жании двойного налогообложения капитала и имущества, в от­дельных случаях рассматривающее вопросы обложения авто­мобильного и железнодорожного транспорта. В большинстве соглашений право налогообложения доходов от международ­ных перевозок предоставляется государству, в котором лицо, осуществляющее перевозки, имеет постоянное местопребыва­ние или местожительство. Некоторые соглашения могут предо­ставлять право налогообложения государству, в котором фак­тически расположен орган управления компанией, осущест­вляющей международные перевозки.

Проблемы, которые решаются при помощи налоговых соглашений, условно можно подразделить на две группы: прямые и косвенные.

К прямым относятся:

- устранение двойного налогообложения;

- предотвращение налогового уклонения и налогового избежания;

- распределение прав налогообложения между договариваю­щимися государствами;

- предотвращение некоторых форм налоговой дискрими­нации.

Косвенные проблемы решаются путем привлечения иност­ранных инвестиций и содействия своим резидентам в инвести­ционной деятельности, предусматривают разрешение прочих налоговых проблем.

Налоговые соглашения призваны устранить все возможные случаи двойного налогообложения, которые могут возникать между странами-партнерами. С этой целью в соглашениях пре­дусматривается последовательное применение ряда строго оп­ределенных правил и процедур.

Налоговые соглашения обычно устанавливают трехступен­чатую систему устранения двойного налогообложения. На пер­вой ступени устраняется двойное налогообложение, вытекаю­щее из различий между правилами резидентства и источника дохода, применяемыми на территории договаривающихся госу­дарств. Для этих целей в соглашениях имеются статьи как об избежании двойного резидентства, так и статьи, устанавливаю­щие исключительное право одной из сторон на обложение нало­гом каждого вида дохода.

На второй ступени устраняется избыточное налогообложе­ние, возникающее по причине несоответствия между правила­ми резидентства и источника дохода во внутреннем законода­тельстве. На третьей ступени устраняется двойное налогообло­жение вследствие различий в определении облагаемого дохода в странах-партнерах. Такое налогообложение, как правило, возникает в результате мероприятий, осуществляемых налого­выми органами в пределах их компетенции перераспределять в налоговых целях доходы налогоплательщиков. Такие правила закреплены за налоговыми органами во внутреннем законодательстве большинства стран и подтверждаются налоговыми соглашениями.

В мировой практике применяются самые разнообразные по форме и содержанию налоговые соглашения и конвенции. На­логовые соглашения об устранении (избежании) двойного нало­гообложения налогами на доходы и капитал являются наиболее распространенными и важными видами налоговых соглаше­ний. На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 тысяч подобных соглашений, а развитые страны практически полнос­тью охвачены их сетью. Соглашения об избежании двойного на­логообложения стали своего рода связующей нитью налоговых систем различных стран.

Наиболее разветвленная сеть двусторонних соглашений су­ществует в странах - членах ОЭСР. Подобная сеть между раз­витыми странами уже давно налажена, и теперь вся работа в данной области сводится к внесению поправок, соответствую­щих текущим изменениям в законодательствах стран, а также касающихся новых позиций той или иной страны по различ­ным вопросам.

Налоговые соглашения делятся на два вида: двусторонние (касающиеся двух стран) и многосторонние (касающиеся более чем двух стран). Двусторонние встречаются очень часто, многосторонние - редко.

2. Международные соглашения и типовые конвенции об избежание двойного налогообложения

Существуют две основные типовые модели общих налого­вых соглашений, в большей или меньшей степени охватываю­щие все стадии процесса устранения двойного налогообложе­ния: модель ОЭСР и модель ООН, служащие основой для заклю­чения конкретных межправительственных соглашений.

Историческая справка по моделям конвенций

1921 г. — Лига Наций предпринимает шаги по изучению экономичен
них аспектов двойного налогообложения.

1928 г. — Лига Наций принимает ряд конвенций.

1933 г. — Лигой Наций принята многосторонняя Конвенция по рас­пределению дохода.

1935 г. — Лигой Наций принята двусторонняя Конвенция по распреде­лению дохода.

1943 г. — Модель конвенции Мехико.

1946 г. — лондонская Модель конвенции.

1958 г. — фискальный комитет Организации европейского экономи­ческого сотрудничества начинает работу по налоговым договорам.

1963 г.— проект Конвенции ОЭСР по двойному налогообложению до­хода и капитала.

1977 г. — Модель конвенции ОЭСР по двойному налогообложению до­хода и капитала.

1980 г. — Модель конвенции ООН по двойному налогообложению дохо­да и капитала.

1981 г. — Типовая модель конвенции об оказании взаимной помощи в налоговых вопросах.

1983 г. — Типовая модель конвенции по недвижимому имуществу, наследству и дарениям.

1992 г. — актуализированная модель ОЭСР. УЧИТЬ НЕ НУЖНО

Типовая модель конвенции представляет собой проект дву­стороннего налогового соглашения, состоящего из 30 статей, который в большинстве случаев используется как базовый до­кумент для подготовки и начала переговоров между заинтере­сованными государствами. Типовая модель конвенции опреде­ляет основные принципы устранения двойного налогообложе­ния, позволяет унифицировать основные термины международного налогообложения. Типовая модель ОЭСР (современная редакция 1977 г.) в основу налогообложения ставит принцип резидентства, согласно которому страна - источник дохода значительно ограничивает свою налоговую юрисдикцию в отно­шении доходов нерезидентов. Для возращения прибыли в фор­ме процентов, дивидендов и роялти предусматривается в основ­ном либо полное освобождение, либо незначительные ставки налога. Типовая модель ОЭСР разрабатывалась применительно к отношениям, сложившимся в этой группе стран, и учитывала их высокий уровень экономического развития и высокую сте­пень интеграционных процессов.

Модель ООН, опубликованная в 1980 г. и рекомендуемая в отношениях между развитыми и развивающимися странами, шире использует принцип территориальности, включая в юрис­дикцию национального обложения все виды доходов нерези­дентов: активные и пассивные. Практически при заключении договоров об устранении двойного налогообложения Республика Беларусь, начиная с 1992 г., использует модель ООН.

Преимущества модели выгодны, прежде всего, импортерам ка­питала. Что же касается модели ООН, то возможность не упустить налогообложение иностранных доходов более привлекательна для стран-экспортеров капитала.

Выбирая ту либо иную модель для устранения двойного налогообложения, необходимо учитывать, что привле­чение иностранного инвестора низким или льготным налогообло­жением зачастую приносит значительно больший эффект для экономики государства в виде дополнительных инвестиций, чем пополнение доходов бюджета за счет их налогообложения.

Если на получение активных доходов (доходов от осуществ­ления хозяйственной деятельности) на территории зарубежно­го государства иностранный инвестор может оказывать сущест­венное влияние путем эффективного финансового и экономического менеджмента, это может быть достигнуто за счет сокращения издержек, привлечения дешевой рабочей силы, а также путем увеличения валового дохода с помощью расширения рынков сбыта. По доходам в пассивной форме влияние иност­ранного инвестора существенно ограничено. Так, получая пассивные доходы в виде роялти, дивидендов либо процентов с ка­питала, нерезидент может регулировать массу прибыли, увели­чивая финансовые потоки либо изменяя сроки возврата доходов. Поэтому для такого инвестора налоговая состав­ляющая является практически постоянной величиной, существенно влияющей на выбор страны - экспортера капитала.

Налоговое соглашение об избежании двойного налогообло­жения на доходы и капитал обычно состоит из трех частей: в первой устанавливается сфера действия соглашения; во вто­рой определяются налоговые режимы; в третьей преду­сматриваются методы и порядок выполнения соглашения.

В первую часть включаются базовые соглашения, определя­ющие виды налогов, на которые распространяется действие со­глашения, и перечисляются налогоплательщики. Во вторую часть включены статьи, регулирующие пределы юрисдикции каждого государства по налогообложению доходов и имущества, на которые распространяется действие соглаше­ния: доходы от «активной» деятельности, связанной с присут­ствием на территории другого государства; пассивные доходы от использования капитала и имущества. В третьей части рассматриваются вопросы регулирования налогового администрирования между договаривающимися го­сударствами о вступлении в силу и прекращении действия сог­лашения.

Правовой основой взаимодействия государств - членов СНГ в области прямых налогов являются заключенные двусторонние согла­шения и конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении на­логов на доходы и имущество. Соглашения по применению принципа взимания косвенных налогов во взаимной торговле также можно отнести к катего­рии договоров по устранению двойного налогообложения при перемещении товаров, работ и услуг между договаривающими­ся странами. В качестве примера можно привести соглашения по взиманию косвенных налогов по принципу «страны назначения» во взаимной торговле между государствами - членами ЕврАзЭС.

Значение международных налоговых соглашений в Республике Беларусь за последние годы существенно возросло. В первую очередь это связано с изменениями, происходящими в об­ласти внешнеэкономических связей. При­нятие нормативных актов о мерах по управлению внешнеэко­номической деятельностью, создание на территории Республи­ки Беларусь предприятий с иностранными инвестициями и представительств иностранных юридических лиц привело к росту количества различного рода внешнеторговых сделок, а также увеличило число граждан, выезжающих для работы за рубеж, и иностранных граждан, приезжающих в страну.

Республика Беларусь заключает и исполняет международ­ные договоры в соответствии с Конституцией Республики Бела­русь и общепризнанными нормами международного права ис­ходя из принципа обязанности каждого действующего договора для его участников. Республика Беларусь является участницей Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой добросовестно выполняет свои международ­ные обязательства.

Основной документ, регламентирующий взаимоотношения государств - участников СНГ в сфере налогообложения - это соглашение «О согласованных принципах налоговой полити­ки» от 13 марта 1992 г. между правительствами государств-участников. В соответствии с этим документом для обеспечения единой методологии при заключении соглашений об избежа­нии двойного налогообложения необходимо применять типовое соглашение.

Основная цель налоговых соглашений - содейство­вать развитию и углублению экономического и промышленного сотрудничества. Они направлены на урегулирование налоговых взаимоотношений путем закрепления за каждым государством права налогообложения отдельных видов доходов, полученных юридическими и физическими лицами из одной страны в дру­гой, и предоставляют специальные налоговые уступки.

Заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находятся в ведении РФ.

Понятие международных договоров по налогообложению

Взаимоотношения в области налогов в рамках государства регулируются нормами национального налогового права, но в некоторых ситуациях нормами международного права. Международные договора считаются основной формой, которые общепризнанные системой законодательства.

Принципы и нормы международного договора по налогообложению

Нормы могут содержаться в налоговых договорах, конвенциях, а также в договорах, которые напрямую налогов не касаются.

Нормы подразделяются на:

  • материально-правовые;
  • процессуальные;
  • коллизионные.

Коллизионные нормы назначают, какие материально-правовые нормы какой страны регулируют налоговые отношения. Коллизионные и материально-правовые нормы содержатся в международных договорах и в налоговом законодательстве.

Именно с помощью материально-правовых норм определяются элементы налоговых отношений. Это объясняет власть государства над своей территорией.

Материально-правовые нормы назначают правила по налогообложению. Материально-правовые нормы определяют права и субъекты налоговых отношений.

Материально-правовые нормы чаще всего используются для корректировки норм, к которым отсылают коллизионные.

Нужно помнить, что коллизионные нормы как таковые не регулируют отношения, а направляет в русло правовой системы. Коллизионные нормы с одной стороны показывают многообразие правопорядков разных стран, а с другой их взаимодействие.

Материально-правовые нормы устанавливают налоговые объекты, ставки, льготы по некоторым налогам, а также требования к ним.

Процессуальные нормы регулируют порядок материально-правовых норм. Процессуальные нормы регламентируют налоговый контроль и регулируют начисление налогов. Процессуальные нормы содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В области экономических отношений с другими странами УНИДРУА – Международный институт унификации частного права в Риме, разработал документ, который называется «Принципы международных коммерческих договоров».

УНИДРУА о международная организация, которая занимается подготовкой документов частного права. В состав УНИДРУА входят больше 40 государств, в том числе Россия.

УНИДРУА подготавливает проекты международных договоров, типовых законов, сравнивает нормы частного права и др.

Принципы УНИДРУА могут быть как простые нормы, если страны применяют их добросовестно. Некоторые принципы УНИДРУА используются только случае ссылки на них. Эти принципы могут использоваться странами в качестве указания их в тексте международного договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров по налогообложению

Порядок заключения, исполнения и прекращения договоров в России регламентируется Конституцией РФ, ФЗ «О международных договорах РФ» и другие общепризнанные нормы международного права.

Документы о заключении международных договоров попадают на рассмотрение к Президенту и Правительству России.

Срок рассмотрения составляет 1 месяц, по истечении его дается ответ.

Перед тем как предоставить проект о заключении международного договора Президенту оно согласовывается с органами исполнительной власти. Предложение должно состоять из проекта договора, определения его соответствия законопроекту, оценки вероятных экономических результатов.

После принятия решения о заключении договора назначаются лица, которые будут представлять Россию для ведения переговоров. Эти лица имеют определенные полномочия. Если полномочия не даются, то переговоры ведет Президент России.

В соответствии со сроками, указанными в договоре он вступает в силу. Опубликованию подлежат официальные оповещения МИД о введении в силу контракта. Официально принятые договоры публикуют в Собрании законодательства России.

Международные договоры должны добросовестно выполняться в соответствии с нормами права. Правительство и Президент РФ обеспечивают надлежащие выполнение договоров. Исполнительная власть обеспечивает полноценное исполнение обязательств со стороны Российской Федерации.

Если договорные условия нарушаются, то МИД России предоставляет Президенту России проект о урегулировании условия договора.

Прекращение действия договора происходит на основании условия самого договора. Принять решение о прекращении также может Президент России, если на то есть необходимость.

Госдума РФ принимает предложение на рассмотрении выдвигает решение о приостановлении или прекращении действия договора. Затем принятое решение рассматривается в Совете Федерации, после этого оно попадает к Президенту. Он его рассматривает и в случае подписания оно вступает в силу.

Виды и наименования международных договоров по налогообложению

Международные договоры по налогообложению могут именоваться в виде как соглашений, пактов, конвенции, декларации и др.

Существуют многосторонние и двусторонние международные договоры. Двусторонние заключаются между двумя государствами, а многосторонние могут заключаться с 3 и более странами.

Виды международных договоров можно разделить на 4 группы:

1. Соглашений общего характера. Определяют общие подходы к налогообложению стран.

2. Налоговых соглашений. Делятся на многосторонние и двусторонние, которые имеют в свою очередь три подразделения: конвенции – договора рекомендательного характера, по вопросам прямых и косвенных налогов; ограниченные соглашения – распространяются на один вид налога; соглашения об оказании помощи по налогообложению.

3. Соглашений по налоговым вопросам, например, предоставление льгот.

4. Специфических соглашений. По вопросам конкретной международной организации.

Типы международных налоговых соглашений

Международные соглашения подразделяются на типы:

  • Соглашения о взаимодействии в налогообложении, о предоставлении некоторых льгот по налогам.
  • Соглашение об избежании двойного налогообложения.
  • Соглашения в области косвенных налогов, например, о принципах взыскания косвенных налогов.

Направления международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Международное двойное налогообложение – это взимание налогов сразу в двух странах с одного налогоплательщика за один объект и один период времени. Такое налогообложение называют еще излишним. Налоговые платежи, объекты и сроки уплаты оказываются идентичными.

Международные конвенции об избежании двойного налогообложения отличают прибыль от бизнеса, особые виды доходов, когда нужно установление особых налоговых режимов. Особые режимы применяются при отдельных видах деятельности. К данным видам относят:

  • перевозки пассажиров и грузов международного масштаба;
  • кредитные международные связи;
  • инвестиционная деятельность;
  • материализация авторских прав;
  • предпринимательская деятельность, осуществляемая заграницей.

Для перевозок такой режим вводится не только для регулировки цен, но и потому, что налоговым службам достаточно сложно определить доход данного перевозчика на территории другой страны.

Для инвестиционной деятельности также существуют особые условия существуют для стимулирования международной активности в данной сфере.

Если бы к данным видам применялись общие режимы, то это могло бы привести к увеличению себестоимости услуг, а также привело бы к дискриминации иностранных инвесторов, кредиторов, а также было бы сложно определить налоговые обязательства.

В последнее время в мире все больше развиваются и усиливаются процессы экономической, научно-технической и культурной интеграции. Участники этих процессов становятся обладателями доходов и имущества, которые подлежат налогообложению, как правило, в нескольких странах.

Это неизбежно приводит к взаимодействию налоговых систем стран и возникновению международных налоговых отношений.

Субъектами международных налоговых отношений могут быть:

- государства (например, при заключении налоговых соглашений с целью разграничения налоговых юрисдикций государств);

- государства и субъекты иностранного права (юридические и физические лица);

- юридические и (или) физические лица различных стран (например, при удержании налоговым агентом налога с иностранного лица у источника выплаты).

Международные налоговые отношения возникают при:

- заключении международных соглашений по вопросам налогообложения (устранение двойного налогообложения, предотвращение уклонения от налогообложения и др.);

- подписании договоров об оказании правовой помощи в налоговой сфере;

- взаимодействии компетентных органов государств в области налогообложения.

Понимая важность использования международных договоров как средства регулирования налоговых отношений между государствами, многие страны мира проводят особенно активную работу в области заключения международных налоговых соглашений.

Однако существуют некоторые трудности, связанные с применением таких соглашений в разных странах. В основном эти трудности связаны с введением данных норм в национальное законодательство. При этом они становятся внутригосударственными законами, которые обязательны для исполнения для резидентов государств, действующих прямо или косвенно в другом государстве соглашения. Но не имеют большей юридической силы по отношению к другим национальным законам (например, в Великобритании и в США). В результате возникают многочисленные спорные вопросы при столкновении положений соглашения и противоречащих ему положений закона, принятого позже.

Для решения этих вопросов государствами применяется один из следующих принципов:

- « Lex posterior derogat legi priori». Т.е. закон, присоединивший договор к национальному законодательству, вытеснит ранее принятые внутригосударственные законы, имеющие тот же предмет правового регулирования;

- « Lex specialis».Т.е в данном случае действуют в первую очередь специальные нормы (в отличие от более общих).

Все существующие международные соглашения по вопросам налогообложения можно разделить на две группы: собственно налоговые соглашения и международные договоры, в которых наряду с другими решаются налоговые вопросы.

Собственно налоговые соглашения:

1. Ограниченные налоговые соглашения. Распространяются на конкретный вид налога, плательщика и т.п. Например, соглашения об устранении двойного налогообложения в области перевозок, платежей по авторским правам и др.

2. Общие налоговые соглашения. В настоящее время отмечается тенденция вытеснения ограниченных налоговых соглашений общими, которые обычно охватывают все необходимые вопросы налогообложения. К ним относятся международные договоры рекомендательного характера. Например, Типовая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о налогообложении доходов и капитала 1977г. в редакции 1992 г. В Конвенции дана модель международного договора об избежании двойного налогообложения, которая в настоящее время является основой большинства действующих налоговых соглашений.

Основную часть общих налоговых соглашений составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

3. Соглашения об оказании административной помощи по налоговым вопросам. Например, передача информации, проведение расследований, обмен опытом. Исключением являются помощь, которая может нанести ущерб суверенитету, общественному порядку, безопасности или другим существенным интересам государства, а также повлечь нарушение законодательства.

1. Соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами.

2. Договоры о дипломатических и консульских отношениях между государствами. В них устанавливается освобождение дипломатических и консульских работников, представительств государств от всех налогов, сборов и пошлин принимающей стороны (налоговый иммунитет).

3. Торговые договоры. Предусматривают применение режима наибольшего благоприятствования в отношении товаров и услуг, ввозимых из страны-партнера.

4. Специфические международные соглашения. Определяют принципы взаимоотношений международных организаций со странами (например, Соглашение между Правительством РФ и МВФ о постоянном представительстве МВФ в РФ (1997)) В подобные соглашения наряду с правилами размещения и функционирования организаций на территории принимающей страны включаются и вопросы о налоговых льготах для этих организаций, их сотрудников и представительств государств при этих организациях.

Международные соглашения по налоговым вопросам заключаются в основном с целью устранения различных конфликтных ситуаций между национальными правовыми системами. Чаще всего предметом этих соглашений является проблема международного двойного налогообложения.

Международное двойное налогообложение — одновременное обложение в двух или более странах одного налогоплательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же или аналогичным налогом.

Определяющими показателями двойного налогообложения являются:

- тождественность объекта налогообложения;

- тождественность субъекта налогообложения;

- тождественность сроков уплаты налога;

- идентичность налогового платежа.

Международное двойное налогообложение встречается в основном при налогообложении доходов и имущества физических и юридических лиц. Основная причина его возникновения заключается в принципе суверенности государств, который подразумевает исключительное право государства на принятие законодательных актов, обязательных для исполнения внутри его границ.

Вследствие этого национальное налоговое законодательство каждой страны имеет свои особенности, что приводит к определенным коллизиям. Например, в России налогом на доходы физических лиц облагаются все доходы, полученные лицом, постоянно проживающим в ней, независимо от того, где они получены — на территории России или за ее пределами. В то же время в другой стране, например во Франции, подоходным налогом облагаются все доходы, возникающие на ее территории, независимо от места постоянного проживания налогоплательщика. Поэтому российский гражданин, получивший, например, авторский гонорар от издания книги во Франции, формально обязан уплатить подоходный налог с одного и того же гонорара два
раза — по французскому и по российскому налоговому законодательству.

Международное двойное налогообложение увеличивает «убытки» налогоплательщиков, что заставляет предпринимателей сдерживать деловую активность во внешнеэкономических связях или повышать цены для того, чтобы как-то компенсировать недополученную чистую прибыль. Все это неблагоприятно воздействует на международный обмен товарами, услугами, технологиями, экспорт капитала, уровень конкуренции на мировом рынке. Поэтому проблему устранения или минимизации двойного налогообложения и его последствий пытается решить каждое государство, намеревающееся участвовать в международных экономических процессах.

К способам, исключающим международное двойное налогообложение, относятся:

1) распределительный метод;

2) налоговый зачет;

3) налоговая скидка.

1.Распределительный метод (принцип освобождения, освобождение с последовательностью) предлагает государствам договориться между собой о распределении различных категорий доходов и объектов, подпадающих под их налоговую юрисдикцию. Иными словами, государство отказывается от обложения какого-либо объекта, который облагается в другой стране. Договоры, в которых использован этот метод, перечисляют отдельные виды доходов и объектов, которые облагаются в одной стране и освобождаются от обложения в другой.

2.Налоговый зачет (налоговый кредит, кредит на заграничные налоги) — это зачет уплаченных за рубежом налогов в счет внутренних налоговых обязательств, т.е. налогооблагаемая база плательщика формируется с учетом доходов, полученных за границей, а затем из рассчитанной суммы налогов вычитаются налоги, уплаченные за границей.

3.Налоговая скидка рассматривает налог, уплаченный в иностранном государстве, в качестве расходов, вычитаемых из суммы доходов, подлежащих налогообложению. Так как налоговая скидка уменьшает на сумму уплаченного за рубежом налога лишь налогооблагаемую базу, а не сам налог, то ее использование менее выгодно, чем использование налогового зачета.

Антиподом международного двойного налогообложения выступает антиналогообложение. Ситуация, при которой ни одно из государств не признает налогоплательщика или объект в качестве «своих» и не облагает налогами (так называемые «налоговые люки»).

Общим для антиналогообложения и международного двойного налогообложения является причина их возникновения — существование частично или полностью не корреспондирующихся между собой законодательных норм в отдельно взятых странах. Различие же состоит в результате: если двойное налогообложение приводит к излишнему обложению, то антиналогообложение — к его отсутствию или уменьшению.

Антиналогообложение используется в целях избежания уплаты налогов путем перенесения базы налогообложения в страну с более низким уровнем налогов. Например, налоговая юрисдикция Франции ограничена только доходами, полученными на ее территории. Следовательно, если французская компания переместит свой капитал (перенесет производство) в другую страну, где данные доходы облагаются по незначительной ставке, фирмой будет достигнута значительная экономия за счет избежания уплаты налогов. В качестве второго примера можно рассмотреть случай, когда компания создается в Великобритании, а управляется из другой страны, например из США. В этой ситуации фирма не является резидентом ни Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в стране центр фактического руководства, ни США, где критерием резидентства признается место создания (инкорпорации) компании. Следовательно, компания будет облагаться только налогом на доходы. Соответственно при получении компанией дохода в какой-либо третьей стране, где данные доходы облагаются по незначительной ставке, компания также получит значительные преимущества.

Антиналогообложение так же, как и двойное налогообложение, имеет свои экономические последствия. Преимущества, получаемые в результате антиналогообложения, приводят к увеличению рентабельности международных сделок и ставят предприятия, имеющие международные связи, в более выгодное положение. С другой стороны, деятельность внутри страны становится менее выгодной и привлекательной, тем самым снижается интерес к участию в развитии собственной экономики.

Международное право не содержит общих правил, диктующих запрещение международного двойного налогообложения. Государства обладают исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством. Поэтому на практике, чтобы избежатьмеждународного двойного налогообложения, применяются как односторонние меры, связанные с соответствующими нормами внутреннего налогового законодательства и принимаемые властями данной страны без согласования с другими странами, так и многосторонние меры, реализуемые с помощью международных соглашений и конвенций об избежании двойного налогообложения.

Наибольшее значение в соглашениях об избежании двойного налогообложения имеет распределительный способ освобождения. В заключаемых между этими странами соглашениях об избежании двойного налогообложения стороны и договариваются о том, какие виды дохода будут подпадать под налоговую юрисдикцию каждой из сторон.

Поскольку государства совместно согласовывают места пересечения налоговых систем, учитывая при этом все особенности возникающих взаимных налоговых притязаний, проблема двойного налогообложения решается практически в полном объеме. Однако в том случае, если какой-либо вопрос остался не урегулирован соглашением об избежании двойного налогообложения, то применяются нормы национального законодательства.

При разработке механизма избежания двойного налогообложения обычно используются два подхода:

- первый основан на концепции «территориальной привязки»;

Согласно этому подходу каждая страна облагает налогами только объекты обложения, которые связаны с деятельностью на ее территории. Однако при практической реализации данного подхода возникают серьезные трудности при выборе критериев (в разных государствах) для определения территориальной привязки отдельных видов международной коммерческой деятельности и доходов, которые с ней связаны.

- второй берет за основу резиденство («национальность») налогоплательщика.

Таким образом, налоговый резидент данной страны, подлежит обложению в ней по всем своим доходам из всех источников, в т.ч. и зарубежных. Причем определение статуса резидента для граждан (физических лиц) и корпораций (юридических лиц) различно. Если для первых это — гражданство (по паспорту), место проживания и т.п., то для вторых — место регистрации, место осуществления деятельности, местонахождение руководящего органа или другие подобные критерии.

Для решения вопроса о праве государства взимать налог с доходов в соглашениях об избежании двойного налогообложения в основном используется следующие подходы:

1) первый за основу принимает критерий наличия (или отсутствия) на территории государства постоянного делового учреждения или деловой базы, через которые иностранцы осуществляют свою деятельность;

2) второй ориентируется на факт осуществления (или неосуществления) деятельности в данной стране.

Первый подход характерен для стран континентальной Европы,
второй — для англосаксонских стран.

Критерий деятельности меньше поддается формализации, чем критерий постоянного делового учреждения (для которого можно установить определенный набор признаков, ограничить размеры, сроки и т.д.). Поэтому в странах, в которых используется критерий деятельности, наряду с законодательством большое значение имеют административная практика, судебные прецеденты, сложившиеся обычаи и т.д.

Читайте также: