Возврат переплаты налога в бюджетном учреждении

Опубликовано: 12.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Согласно акту сверки выявлен излишне уплаченный налог на имущество. Налоговая инспекция готова вернуть переплату.
Переплата налога на имущество образовалась в предыдущие отчетные периоды вследствие ошибки в расчетах.
Как отразить возврат налога в разрезе КВР и КОСГУ в государственное автономное учреждение?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возврат дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в результате выявленной переплаты по налогу на имущество, следует отразить по статье аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов" и статье 510 "Поступления на счета" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Факт выявления в отчетном периоде дебиторской задолженности по расчетам с налоговым органом, не учтенной по состоянию на 1 января 2018 года, свидетельствует об излишне начисленной в прошлые периоды сумме налога. Корректировку сумм начислений необходимо отразить в бухгалтерском учете автономного учреждения в порядке п. 18 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). Таким образом, в учете будет сформирована дебиторская задолженность прошлых лет по уплате налога на имущество.
В соответствии с п. 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, поступления государственных (муниципальных) учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам отражаются по статье 510 "Поступления на счета" КОСГУ.
В соответствии с п.п. 365, 367 Инструкции N 157н операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет отражаются с применением забалансового счета 17 "Поступления денежных средств".
В соответствии с абзацем 8 п. 44 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат отражению в строке 591 раздела 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737) (далее - Отчет (ф. 0503737)), с последующей детализацией показателей в разрезе кодов аналитики в строках, формирующих показатель строки 950 раздела "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет" Отчета (ф. 0503737). Причем в строке 951 раздела 4 Отчета (ф. 0503737) отражается код аналитики 510 (смотрите письмо Минфина России и Федерального казначейства от 13.07.2018 NN 02-06-07/49174, 07-04-05/02-14766, письмо Минфина России от 20.12.2017 N 02-07-10/85225). Следовательно, операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет отражаются по счету 17 с указанием кода вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступления на счета бюджетов".
Таким образом, в бухгалтерском учете автономного учреждения возврат дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в результате выявленной переплаты по налогу на имущество, следует отразить по статье аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов" в увязке со статьей 510 "Поступления на счета" КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет операций по возврату бюджетному и автономному учреждению дебиторской задолженности;
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок прошлых лет в учете расчетов (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

21 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Д.В. Жуковский,
эксперт по бухгалтерскому учету

По результатам сверки с ИФНС России необходимо уменьшить задолженность перед бюджетом

Если ИФНС России по результатам сверки с учреждением признала сумму задолженности учреждения в меньшем размере, чем по данным учреждения, нет смысла искать в учете учреждения ошибку. Считаем, что следует привести показатель задолженности к данным ИФНС России. Уменьшение задолженности учреждения следует рассматривать как чрезвычайные доходы, КОСГУ 173. Кассовых доходов по этому коду КОСГУ быть не может 1 , эти доходы являются учетным показателем. Также для чрезвычайных доходов не предусмотрен код аналитической группы подвида доходов бюджета (АГПДБ). Поэтому надо будет использовать 2 код 180 АГПДБ.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

В результате уменьшения кредиторской задолженности казенному учреждению также необходимо уменьшить бюджетные обязательства (и денежные обязательства, если они уже были приняты). Бюджетному/автономному учреждению также надо будет уменьшить принятые обязательства и денежные обязательства.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Выявлена переплата налогов – казенное учреждение

Если по результатам сверки расчетов ИФНС России подтвердила наличие переплаты, действия казенного учреждения зависят от того, в каком году произошла переплата: в текущем или в прошлые годы.

Если переплата произошла в текущем году, то казенное учреждение может использовать три варианта действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) учесть переплату в дальнейшем в текущем году в счет начислений этого же самого налога (платежа).

Этот способ хорош для того случая, если в текущем году учреждение ожидает, что начисления до конца года перекроют подтвержденную переплату. Если же до конца года начисление не перекроет переплату, то в следующем году надо будет требовать возврат. То есть снова проводить сверку.

При этом способе больше никаких записей в учете (кроме ранее перечисленных) и иных действий делать не надо;

2) зачесть в счет задолженности по другому налогу.

Порядок действий учреждения в этом случае зависит от того, совпадают ли коды бюджетной классификации КВР и КОСГУ у налогов, которые надо зачесть. Если коды КОСГУ и КВР совпадают, то надо будет отразить в учете перенос показателей с одного налога на другой.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если же коды КВР и (или) КОСГУ у налогов, которые надо зачесть, не совпадают, необходимо уточнить в органе казначейства соответствующие платежи текущего года на другие коды.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

3) запросить возврат.

Возврат переплаты текущего года надо будет отразить в учете как восстановление кассовых расходов.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если переплата произошла в прошлые годы, то казенное учреждение может использовать только один вариант действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) запросить возврат.

Никакие иные варианты использовать недопустимо, потому что иначе будут нарушены положения 3 Бюджетного кодекса РФ:

«финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется:

– за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

– на основании бюджетной сметы».

Это положение прямо указывает, что казенное учреждение может расходовать на обеспечение своей деятельности только средства бюджета, причем только на те нужды, которые предусмотрены бюджетной сметой. То есть казенное учреждение не имеет права исполнять бюджетные обязательства текущего года по уплате налогов за счет переплаты прошлого года.

Порядок действий учреждения и порядок отражения в учете будут зависеть от того, наделено ли учреждение полномочиями администратора доходов бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Администратор доходов направляет средства возврата за прошлые годы на свой лицевой счет администратора доходов. Казенное учреждение, не имеющее полномочий администратора, направляет средства возврата соответствующему администратору. И в том, и в другом случае перечисление в доход бюджета следует производить с тех же кодов КВР и КОСГУ, на которые возврат был зачислен.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Выявлена переплата налогов – бюджетное/автономное учреждение

Код КОСГУ 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет», согласно его названию и указаниям 4 о назначении, неприменим к бюджетным и автономным учреждениям. У бюджетных и автономных учреждений нет никаких ограничений по использованию в текущем году средств, возвращенных по операциям прошлых лет. Поэтому для бюджетных и автономных учреждений доступны без ограничений все способы распоряжения подтвержденной переплатой, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ.

Если переплата произошла в текущем году, то казенное учреждение может использовать три варианта действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) учесть переплату в дальнейшем в текущем году в счет начислений этого же самого налога (платежа).

При этом способе больше никаких записей в учете (кроме ранее перечисленных) и иных действий делать не надо;

2) зачесть в счет задолженности по другому налогу.

Недопустимо за счет переплаты налогов, произведенной по КВФО «4» зачитывать задолженность по налогам, подлежащим уплате по КВФО «2». Обратное допустимо.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если же коды КВР (АГПДБ) и (или) КОСГУ у налогов, которые надо зачесть, не совпадают, необходимо в Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) отразить некассовое исполнение по тому налогу, по которому произошла переплата, со знаком «минус», а по тому налогу, с которым переплата была зачтена, – со знаком «плюс»;

3) запросить возврат.

Возврат переплаты текущего года надо будет отразить в учете как восстановление кассовых расходов (если налог был уплачен как расходы) или как доходы (если налог был уплачен как уменьшение доходов).

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

По результатам сверки с ИФНС России необходимо увеличить задолженность перед бюджетом

Если расхождение, выявленное по итогам сверки с налоговой, в пользу ИФНС России, необходимо провести служебное расследование и выяснить причину увеличения задолженности. Это необходимо по двум причинам:

1) необходимо подтвердить, что сумма задолженности, по данным ИФНС России, правильная. Если ИФНС России указала увеличенную сумму задолженности учреждения неправильно, то учреждению следует отстаивать свои цифры;

2) увеличение задолженности по платежам в бюджет по результатам сверки может привести также к уплате штрафов и пеней. Штрафы и пени для учреждения – это ущерб. Поэтому необходимо выявить лиц, виновных в причинении ущерба учреждению. А для этого необходимо выявить, когда и какая ошибка была совершена.

Бюджетным, автономным учреждениям недопустимо отражать в учете начисление штрафов и пеней на себестоимость готовой продукции, работ, услуг. Потому что эти суммы подлежат возмещению виновными лицами и не формируют себестоимость.

Автор: Белецкая Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Нередко учреждение сталкивается с такой ситуацией: в бюджет перечислена излишняя сумма того или иного налога. Это может произойти, к примеру, при неверном заполнении «платежки» на перечисление налога или при завышении облагаемой базы. При этом завышение может быть не только следствием бухгалтерской ошибки, но и иметь другие причины (изменение законодательства задним числом, что приводит к появлению налоговой льготы с начала периода). Например, согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности и в соответствии с бюджетным законодательством РФ подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ. Закон был принят в сентябре прошлого года, а изменения следовало применять с 01.01.2019. В итоге в учреждениях возникла переплата по налогу на прибыль.

В подобных ситуациях налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговый орган обязан вернуть эти суммы (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ). О данных процедурах и поговорим в консультации.

Сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена или зачтена

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов регулируется ст. 78 НК РФ. Правила, установленные этой нормой, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов (п. 14).

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит:

зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по данному налогу или иным налогам;

зачету в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения;

Факт излишней уплаты налога может быть обнаружен как самой организацией, так и налоговой инспекцией.

К сведению: согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Форма сообщения приведена в приложении 2 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Предложение о проведении сверки может исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа.

Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом, который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@.

Итак, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату. Начнем с зачета.

Зачет излишне уплаченных сумм налога

Зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется:

в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам (п. 4 ст. 78 НК РФ);

  • в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, в случаях, предусмотренных НК РФ (п. 5 ст. 78 НК РФ).
  • Обратите внимание: с 01.10.2020 утратил силу абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, согласно которому зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов должен был осуществляться по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

    Что здесь имеется в виду? Формулировка «по соответствующим видам» означала, что зачет федеральных налогов мог осуществляться только в отношении федеральных налогов, региональных – в отношении других региональных налогов, соответственно, местные налоги шли в зачет исключительно местных налогов.

    Например, к федеральным налогам относятся НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, водный налог (ст. 13 НК РФ), к региональным – налог на имущество организаций, транспортный налог (ст. 14 НК РФ), к местным – земельный налог (ст. 15 НК РФ). Таким образом, переплату по какому-либо федеральному налогу можно было зачесть в счет уплаты либо по тому же налогу (авансовым платежам), либо по любым другим налогам из перечня, приведенного в ст. 13 НК РФ. Допустим, переплату по НДФЛ можно было зачесть в счет уплаты налога на прибыль и наоборот.

    Теперь (с 01.10.2020) правило о зачете налогов «внутри вида» не применяется и налог можно зачесть в счет уплаты другого налога любого вида, а также сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

    Зачет в счет погашения недоимки по иным налогам

    Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, осуществляется налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога (п. 5 ст. 78 НК РФ).

    Решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки по иным налогам должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней:

    со дня обнаружения им факта излишней уплаты налогов;

    со дня подписания им и налогоплательщиком акта совместной сверки расчетов с бюджетом (если она проводилась);

    со дня вступления в силу решения суда (если налогоплательщик обращался в суд).

    При этом положение п. 5 ст. 78 НК РФ не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о проведении зачета.

    Форма заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога (сбора, пеней, штрафа) приведена в приложении 9 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

    Заявление может быть представлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

    В таком случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки принимается в течение 10 дней:

    со дня получения заявления налогоплательщика;

    со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если она проводилась).

    Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или об отказе в зачете в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

    Например, проведя сверку расчетов с бюджетом, учреждение выявило переплату по налогу на прибыль в размере 100 000 руб. Оно обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете переплаты в счет погашения недоимки по налогу на имущество, которая к моменту обращения составляла 150 000 руб. В течение 10 дней с момента подписания акта сверки ИФНС приняла решение о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в размере 100 000 руб. в счет погашения недоимки по налогу на имущество.

    Зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам

    Если у налогоплательщика нет недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), то переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. На основании письменного заявления налогоплательщика такое решение принимает налоговая инспекция. Решение должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления от налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки (п. 4 ст. 78 НК РФ).

    Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (об отказе в зачете) сумм излишне уплаченного налога в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

    Обратите внимание: с 01.01.2021 ст. 78 НК РФ будет дополнена п. 5.1, согласно которому зачет сумм излишне уплаченных учреждением транспортного и земельного налога осуществляется не ранее дня направления такому налогоплательщику налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов в соответствии со ст. 363 и 397 НК РФ.

    Возврат излишне уплаченной суммы налога

    Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

    Форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) приведена в приложении 8 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Заявление может быть представлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

    Если у налогоплательщика имеется недоимка по иным налогам (задолженность по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ), возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Обратите внимание: до 01.10.2020 абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ предусматривал перед возвратом излишне уплаченного налога обязательный зачет задолженности (при ее наличии) по налогам «соответствующего вида». Теперь переплату можно будет вернуть только после погашения недоимки по налогам любого вида.

    Например, у учреждения имеется переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет на сумму 100 000 руб. Оно обратилось в ИФНС с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога. В то же время за данным налогоплательщиком числится недоимка по налогу на имущество (региональному налогу) в размере 40 000 руб.

    Переплата по налогу на прибыль в размере 100 000 руб. будет распределена следующим образом: 40 000 руб. пойдет на погашение недоимки по налогу на имущество, а оставшаяся часть переплаты по налогу на прибыль в сумме 60 000 руб. (100 000 – 40 000) будет возвращена налогоплательщику.

    Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней:

    со дня получения заявления налогоплательщика о возврате;

    со дня подписания акта совместной сверки расчетов с бюджетом (если она проводилась).

    До истечения этого срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога (оформленное на основании решения налогового органа) подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для возврата налогоплательщику (п. 8 ст. 78 НК РФ).

    В течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику:

    о возврате сумм излишне уплаченного налога;

    об отказе в возврате.

    Сообщение передается руководителю учреждения, его представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения документа (п. 9 ст. 78 НК РФ).

    Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, должен уведомить налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 11 ст. 78 НК РФ).

    Об исчислении срока для принятия решения о возврате (зачете) излишне уплаченного налога в случае КНП

    В силу ст. 78 НК РФ налоговый орган принимает в отношении излишне уплаченного налога решение о зачете суммы в счет предстоящих платежей (абз. 2 п. 4), решение о зачете в счет погашения недоимки (абз. 3 п. 5), решение о возврате (абз. 1 п. 8) в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки расчетов с бюджетом.

    При этом на основании п. 8.1 ст. 78 НК РФ в случае проведения камеральной налоговой проверки (КНП) сроки, установленные абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 8 данной статьи, начинают исчисляться:

    при отсутствии нарушений, выявленных в результате КНП, – по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения КНП за соответствующий налоговый (отчетный) период, или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ;

    при выявлении нарушения налогового законодательства в ходе КНП – со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

    Введение правила было обусловлено тем, что без КНП и подтверждения налоговым органом права на возврат денежных средств из бюджета суммы излишне уплаченного налога у налогоплательщика не возникает (см. письма Минфина РФ от 15.05.2017 № 03-02-08/30790, 03-02-08/30802, от 21.02.2017 № 03-04-05/9949, от 09.11.2016 № 03-02-08/65564).

    Проценты за несвоевременный возврат налога

    Согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

    Так, в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ при нарушении сроков возврата излишне уплаченного налога налоговый орган на сумму, не возвращенную в срок, начисляет проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата. С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки, определенному на соответствующую дату. Самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается. Правила применяются в том числе в отношении нарушения сроков возврата излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов (п. 14 ст. 78 НК РФ).

    К сведению: при определении суммы процентов ставка рефинансирования должна делиться на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней) (см. Письмо Минфина РФ от 18.07.2017 № 03-05-04-03/45570).

    Аналогичный расчет процентов приведен также в п. 3.2.7 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденных Приказом ФНС РФ от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@.

    В случае изменения ставки в отдельные периоды времени проценты исчисляются отдельно за каждый период действия соответствующей ключевой ставки.

    Пример.

    Налоговой инспекции необходимо было не позднее 11.06.2020 вернуть излишне уплаченный учреждением налог на прибыль в размере 36 600 руб. Но фактически это было сделано 31.07.2020.

    С 27.07.2020 ключевая ставка установлена в размере 4,25 %, до нее действовала ставка 4,5 % (с 22.06.2020), а до этого – 5,5 % (с 27.04.2020).

    Рассчитаем размер процентов, причитающихся налогоплательщику за нарушение срока возврата излишне уплаченной суммы налога:

    • за период с 12.06.2020 по 21.06.2020 – 55 руб. (36 600 руб. x 10 дн. x 5,5 % / 366 дн.);

    • за период с 22.06.2020 по 26.07.2020 – 157, 5 руб. (36 600 руб. x 35 дн. x 4,5 % / 366 дн.);

    • за период с 27.07.2020 по 31.07.2020 – 21,25 руб. (36 600 руб. x 5 дн. x 4,25 % / 366 дн.).

    Всего налогоплательщику причитается 233,75 руб. (55 + 157,5 + 21,25).

    В заключение отметим, что при обнаружении излишне уплаченной суммы налога учреждение может обратиться в налоговый орган с заявлением о ее возврате (зачете) в срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ, – в течение трех лет со дня уплаты данных сумм (если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах). По общему правилу налоги считаются уплаченными с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджет (пп. 1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ).

    Если налогоплательщик пропустил этот срок, он вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности.


    Новые правила зачёта и возврата переплаты

    С 1 октября 2020 года вступят в силу положения ФЗ № 325 от 29.09.2019 года, которые упрощают порядок зачёта или возврата переплаты по налогам. До 1 октября налоговики могут перераспределить излишне уплаченные налоги только внутри бюджета одного вида. Федеральный налог — в федеральный бюджет, региональный — в региональный, местный — в местный. Например, переплатой по НДС — федеральному налогу, нельзя закрыть долг по налогу на имущество — местному налогу.

    С октября зачесть переплату в счёт будущих платежей по налогу или погасить задолженность по другому налогу можно будет без привязки к уровню бюджета. Например, за счёт излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на прибыль можно погасить недоимки или штраф в региональный бюджет по транспортному налогу или в местный бюджет по земельному налогу.

    При наличии задолженности по налогам в любой бюджет — федеральный, региональный или местный вернуть деньгами переплату по налогу нельзя. Должник за счёт переплаты обязан сначала погасить свои обязательства по налогам, штрафам и пеням (п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Правила зачёта и возврата излишне уплаченных страховых взносов остаются прежними. Например, переплату взносов на пенсионное страхование нельзя «перекинуть» на взносы по социальному или медицинскому страхованию (п. 1.1 ст. 78 НК).

    Как возникает переплата по налогам

    Переплата возникает из-за ошибок либо самой организации, либо налогового органа.

    Сами налогоплательщики ошибаются:

    • при расчёте налога. Бухгалтерия может допустить ошибку, когда считает налоговую базу, применяет неправильную ставку налога или не применяет налоговые льготы и вычеты;
    • при заполнении платёжных поручений на уплату налога, пеней, штрафов. Любая ошибка в КБК или сумме налога приводит к переплате по одному налогу и недоимке по другому.

    Переплата может возникнуть из-за авансовых платежей. Например, компания в течение года перечисляла авансы по налогу на прибыль, но по итогам года налог оказался меньше суммы перечисленных авансов. Так у компании появилась переплата по налогу на прибыль.

    Налоговые инспекторы могут по ошибке дважды взыскать налог. Это происходит при одностороннем списании налога, штрафа или пеней с расчётного счёта. Например, налогоплательщик уже перечислил налоги, но деньги до налоговой инспекции ещё не дошли. И ФНС списывает суммы в безакцептном порядке. Тогда может возникнуть переплата.

    Обратите внимание! Переплата по налогам должна быть зафиксирована на лицевой карточке организации в ФНС. Если, например, компания перечислила налоги через проблемный банк, но они не поступили в бюджет, зачесть или вернуть их не получится.

    Суды считают, что признание обязанности уплатить налог исполненной не порождает автоматического права налогоплательщика вернуть или зачесть сумму такого налога.

    Они подтвердили, что налогоплательщик не вправе компенсировать свои потери за счёт бюджета (Определение Верховного суда РФ № 307-КГ18-10845 от 8 августа 2018 г.).

    Как узнать о переплате

    Если переплату первыми обнаружили налоговики, они обязаны известить организацию — в течение 10 рабочих дней они должны выслать письменное сообщение и указать дату выявления переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ). Датой обнаружения переплаты считается день, когда инспектор обнаружил излишки по конкретному налогу. Независимо от того, сообщила налоговая инспекция о факте излишней уплаты налогоплательщику или нет, переплатой можно распорядиться в течение трёх лет с момента возникновения.

    Налоги в бюджет за налогоплательщика может перечислить любое другое лицо — организация, предприниматель или гражданин без статуса ИП (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК). Но вернуть лишнее или зачесть уплату вправе только сам налогоплательщик. Третьи лица не могут этого сделать (абз. 5 п. 1 ст. 45 НК).

    Как можно распорядиться переплатой

    Если организация или ИП выявили переплату по налогам, то излишки можно зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте в ФНС для будущих платежей или вернуть деньги на расчётный счёт. Рассмотрим каждый пункт отдельно.

    Зачёт в счет недоимки

    При наличии задолженности по другим налогам, сборам, штрафам, пеням, инспекторы в первую очередь погасят за счет переплаты недоимку перед бюджетом. Инспекция самостоятельно решает, долг по какому налогу можно закрыть и сообщает организации. Но они могут распорядиться только переплатой, которой не больше трёх лет.

    Организация может самостоятельно подать заявление о зачёте с указанием конкретного налога. Желательно перед этим провести сверку расчетов с бюджетом. Если сумма, указанная в заявлении не будет совпадать с данными налоговой инспекции, налоговики вернут заявление.

    Налоговая инспекция принимает решение о зачёте или отказе от зачёта излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

    • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачёте в счёт конкретного налога;
    • со дня получения заявления организации о зачёте в счёт конкретного налога, если организация подала такое заявление;
    • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом, если инспекция и организация провели сверку;
    • с момента вступления в силу решения суда, если организация добилась зачёта через суд;
    • со дня, следующего за днём завершения камеральной налоговой проверки, которая прошла без доначислений;
    • если камеральная проверка выявила нарушения — со дня, следующего за днём вступления в силу решения.

    Зачёт в счёт будущих платежей

    Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.

    Засчитывать переплату в счёт будущих платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам других налогоплательщиков нельзя. Такой зачёт НК не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).

    Возврат переплаты

    Для возврата денег на расчётный счёт, организация подаёт заявление по форме КНД 1150058 в течение трёх лет с момента переплаты. Чтобы принять решение, у инспекторов есть 10 рабочих дней с момента, как получат заявление или подпишут акт сверки. Через 5 рабочих дней налоговики обязаны сообщить организации или ИП о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК). Через месяц — вернуть переплату на банковский счет. Если налогоплательщик ошибся и указал неверные реквизиты, возврат проведут после уточнения.

    Возврат сумм излишне уплаченного налога — это право, а не обязанность налогоплательщика. Организация или ИП могут отказаться от своего права, что не противоречит п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России № 03-07-11/63803 от 11 декабря 2014 г.).

    Если переплате больше трёх лет

    Зачесть или вернуть переплату организация может в течение трёх лет с даты уплаты излишней суммы налога. Дата уплаты считается по-разному. Например, у НДС, который уплачивается без авансовых платежей, трёхлетний срок будет отсчитываться с даты перечисления налога. А для налога на прибыль, в котором предусмотрены авансовые платежи, срок будет исчисляться с момента подачи декларации.

    Если организация пропустила срок подачи заявления, можно обратиться в суд. При рассмотрении дела в суде срок исковой давности — 3 года будет рассчитываться по нормам гражданского, а не налогового законодательства. И отсчёт срока идёт не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала или должна была узнать об этом (п. 1 ст. 200 ГК). Но вам придется доказать, что вы узнали о переплате позже, чем она возникла. А это не так-то просто.

    Порядок действий: что, когда и куда подать

    ИФНС не проведет зачёт или возврат сумм автоматически. Для этого нужно пройти определенную процедуру.

    Свериться с налоговой инспекцией. Подайте заявление по месту учёта организации или ИП. Заявление можно подать на бумажном носителе или послать электронно через ТКС. Заявление составляется в свободной форме, но в нём обязательно укажите:

    1. Наименование и адрес ФНС.
    2. Данные налогоплательщика: наименование, ИНН, юридический адрес.
    3. Данные о сверке: за какой период и по каким налогам.
    4. Дата составления заявления.
    5. Как вам удобнее получить готовый акт — в налоговой инспекции или электронно.

    Через 5 рабочих дней налоговая инспекция пришлёт вам акт сверки. Если вы согласны с данными в акте, подпишите его и направьте обратно в ФНС. Если найдёте расхождения — при подписании укажите, что акт подписан с разногласиями.

    Пользователи интернет-бухгалтерии «Моё дело» могут заказать акт сверки с налоговой в Личном кабинете, результат придет туда же. Электронную подпись всем пользователям мы оформляем бесплатно.

    Заполнить заявление и подать в налоговую инспекцию вместе с результатами сверки. Если переплатили налог в региональные бюджеты, по местонахождению обособленных подразделений заявление подайте по выбору: по местонахождению обособленных подразделений или по местонахождению организации. Если переплатили из-за ошибки в декларации, придётся составить уточнённую декларацию и подать её вместе с заявлением.

    Получить решение налоговой инспекции через 10 рабочих дней. При положительном исходе деньги в счёт будущих платежей зачислят в день вынесения решения о зачёте, а вернут — через месяц. Если месяц прошёл, а деньги не поступили, налоговики обязаны заплатить проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день нарушения срока возврата.

    Помните, что инспекция вправе самостоятельно зачесть переплату организации или ИП в счет недоимки по налогам и сообщить об этом. Но это применимо только в отношении переплаты, которой не больше трёх лет.

    Если переплата «старше», зачесть её можно лишь после судебного разбирательства.

    Нет времени читать?

    Ситуации, при которых необходимо выполнять перерасчет удержанного налога на доходы физических лиц в сторону увеличения или уменьшения, получают все большее распространение и вызывают много вопросов у бухгалтеров. Рассмотрим случаи, встречающиеся в хозяйственной практике учреждений при излишнем перечислении сумм НДФЛ.

    Почему нужен перерасчет

    Причины, вызывающие необходимость производить перерасчет НДФЛ:

    • перечислили зарплату за истекший налоговый период;
    • изменение расчетной базы (суммы начислений);
    • предоставление заявления о праве на налоговые вычеты с опозданием;
    • и др.

    Излишнее удержание НДФЛ из дохода сотрудника может быть обнаружено как самим налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При обнаружении излишнего удержания налоговым агентом, согласно п. 1 ст. 231 НК РФ, налогоплательщик должен быть оповещен об этом в течение 10 дней со дня обнаружения. Независимо от того кем была обнаружена переплата, для того чтобы вернуть налог необходимо письменное заявление налогоплательщика с указанием банковских реквизитов для перечисления средств.

    Как возвращать НДФЛ

    Переплаченные суммы можно вернуть на лицевой счет учреждения. Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию заявление, с образцом которого можно ознакомиться в приказе ФНС от 14.02.2017 №ММВ-7-8/182. Также к заявлению должны быть прикреплены платежные поручения и выписки из регистра по НДФЛ, которые доказывают внесенные вами лишние суммы налога в бюджет.

    Обратите внимание: некоторые инспекции не принимают утвержденную форму, если налоговым агентов было перечислено в бюджет больше, чем удержано или если налоговый агент заплатил налог раньше срока, так как в данном случае возникает переплата за счет средств налогового агента, а не налогоплательщика. Чтобы вернуть такую переплату необходимо заполнить заявление в свободной форме.

    А как же отразить данные ситуации в учете учреждения?

    Ситуация 1.

    Переплата за счет средств бюджета, которую можно либо вернуть, либо зачесть в счет недоимки и будущих платежей по другим федеральным налогам.

    В данном случает сумма перечисленных учреждением средств за налоговый период превышает суммы, удержанные у налогоплательщиков, образуется дебиторская задолженность на счете 303.01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц». Сложившиеся показатели нужно будет отражать в Сведениях о дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503769). Заметим, что формы с дебиторской задолженностью по счету 303.01 могут быть не приняты финансовым органом, потому что в соответствии с НК РФ юридические лица не являются налогоплательщиками и не имеют права перечислять НДФЛ за счет средств соответствующего бюджета. В качестве плательщика – налогового агента налог уплачивается за счет средств, удержанных у сотрудников с их доходов.

    В бюджетных учреждениях уплату излишних сумм налога из средств субсидий, полученных на выполнение государственного задания или субсидии на иные цели, может быть расценено как нецелевое использование, что является административным правонарушением и влечет административную ответственность должностных лиц его допустивших в виде административного штрафа. В казенных учреждениях такие расходы однозначно будут признаны нецелым расходованием бюджетных средств.

    Если в 2020 г. была обнаружена переплата, подтвержденная сверкой расчетов и налоговый орган вернул учреждению сумму излишне перечисленного налога, в бухгалтерском учете данная ошибка исправляется методом «красное сторно».

    В 2019 г. учреждение сделало следующую запись по удержанию излишнего налога из зарплаты: Дт Х 302.11 837 Кт Х 303 01 732.

    Для того чтобы отразить исправление необходимо использовать специальные счета по исправлению ошибок прошлых лет 304.86 и 304.96. В нашем случае исправленная корреспонденция будет иметь следующий вид:

    1. Дт Х 302.11 837 Кт Х 304.86 732 «красное сторно»;
    2. Дт Х 304.86 832 Кт Х 303.01 732 «красное сторно».

    Результат таких проводок — это задолженность ФНС перед учреждением и задолженность учреждения перед сотрудником.

    Ситуация 2.

    Работодатель – бюджетное учреждение, обязан вернуть сотруднику излишне удержанный налог, а не учесть его в текущем году.

    Не имеет значения по какому КФО будет отражена данная ситуация, главное, чтобы все хозяйственные операции по начислению и исправлению были отражена по одному КФО. После того, как сумма налога будет возвращена сотруднику, ни в ф. 0503737, ни в ф. 0503723 она отражена не будет.

    1. Дт Х 201.11 510 Кт Х 303.01 731 - возврат от налоговой;
    2. Дт Х 302.11 837 Кт Х 201.11 610 возврат средств сотруднику.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    Автор: Анастасия Хахулина,
    методист Департамента проектов внедрения и консалтинга компании «ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАТИКИ»

    Читайте также: