Отмена налогов с подданных не мусульманского происхождения

Опубликовано: 05.05.2024

Один из устоявшихся мифов гласит, что процветание исламских стран в прошлые века было достигнуто за счет эксплуатации немусульман, проживавших на их территории. Подобное утверждение голословно уже потому, что в западных исторических исследованиях об истории и экономике исламского мира очень мало информации берется из первоисточников – документов времен существования исламских государств прошлого.

Это объяснимо тем, что они написаны либо на арабском, либо на персидском, либо на османском языках, которые трудны для понимания. На Западе ими владеет небольшое количество специалистов, а труд по изучению древних документов традиционно невостребован и мало оплачивается. Поэтому профессиональные экономисты при изучении истории экономического развития мусульманских стран крайне ограничены в источниках.

Однако такие источники все же есть в наличии и на основании их можно делать определенные выводы. Если брать пример исламского государства, значительную часть населения которого составляли немусульмане, то стоит обратиться к Османской империи, около 50% населения которой в момент наибольшей территориальной экспансии составляли христиане. Пропорция 50% мусульман на 50% немусульман характерна для балканских вилаетов (провинций) империи.

Основу экономики и средневекового халифата, и Османской империи составляло сельское хозяйство. В вышеуказанных вилаетах Османской империи последователи ислама владели 50-56% всей пахотной земли. Мусульмане и немусульмане выплачивали с нее целый ряд налогов, размер и перечень которых был разным в каждом из вилаетов и главным из которых для немусульман был харадж.

Гораздо интереснее, каков был объем этих налогов от общих налоговых поступлений в провинции. Например, в Дунайском вилаете в разные года с земельных угодий получали от 56% до 68% общей суммы налогов, три четверти которых отправлялись в столицу и лишь четверть оставалась на нужды вилаета. Таким образом большая часть доходов центра формировалась за счет сельскохозяйственных налогов.

В начале XVIIIвека в Османской империи земельный налог для немусульман (харадж) составлял эквивалент 5 голландских серебряных талеров. Об этом, в частности, упоминает в своем сочинении «Хождение в святую землю» русский священник Иоанн Лукьянов, посетивший Османскую империю в ходе паломничества в Палестину в 1701-1703 годах. «В Цареграде и по всей Турецкой державе со всех христиан: з грек, и со армян, и с жидов – кои в его области живут, то горачь на всякой год берут по 5 талерей с человека», – описал Лукьянов размер хараджа.

Если оценивать по курсу талера к рублю того времени, то его стоимость составляла около 65 копеек серебром. Таким образом, харадж составлял около 3 рублей 20 копеек. Много это или мало? Для примера годовое жалование прапорщика русской армии в 1711 году составляло 212 рублей.

Еще одним налогом, который выплачивали немусульмане, была джизья, размер которой равнялся для богатых людей– 48 серебряным дирхемам, для людей среднего достатка – 24 дирхема, для бедняков –12 дирхемов. Учитывая содержание серебра в одном дирхеме (3,207г.) 48 дирхемов были равны примерно 5,5 талерам. То есть к 5 талерам хараджа можно прибавить еще в среднем 2,75 талера, которые платили середняки, которых было большинство. В то же время мусульмане платили в среднем от 7 до 9 талеров налогов.

Следует учитывать, что в азиатской части империи подавляющее большинство населения было мусульманским. Так, в 1844 году в неевропейской части Османского государства проживало более 12 миллионов мусульман и более 2 миллионов христиан. И если в балканских вилаетов налоговые поступления от мусульман и немусульман были примерно равными, то в азиатской части налоговое бремя падало преимущественно на мусульман. С потерей территорий число мусульман увеличивалось, а число христиан уменьшалось.

Причина же экономической отсталости Османской империи крылась не в уменьшении налоговых поступлений от немусульман, а от общей экономической стагнации, которая начала проявляться на фоне промышленной революции и изменения экономики европейских стран, где промышленность стала играть главенствующую роль. Экономика Османской империи, наподобие России, продолжала оставаться преимущественно аграрной. К этому добавилось несовершенство финансового сектора. Все это отразилось и на политическом курсе этого государства. Невозможность иметь современную экономику для развития общества приводила к внешнеполитическим поражениям, и закончилось крахом государства.

Таким образом, утверждения о том, что процветание османов базировалось на эксплуатации немусульманских подданных лишено основания. Оно идет в одном ряду с утверждениями, что Европа разбогатела только за счет ограбления колоний и работорговли. Несомненно, это имело место и экономика Европы сильно поднялась после эпохи Великих географических открытий, но это лишь часть ответа на вопрос о европейском чуде. Не менее важным было зарождение и развитие капиталистических отношений в экономике, которые остаются господствующими до сих пор.


В переводе с турецкого языка слово «танзимат» означает «порядок».

Эпоха Танзимата существовала в Османской империи с 1839 до 1876 года. Именно в этот период правителями государства был проведен ряд реформ, направленных на улучшение положения страны на международной арене. Главным достижением Танзимата считается принятие первой конституции.

Основной упор в проводимых реформах был сделан на социально-экономическое развитие страны. После завершения Крымской войны население страны оказалось в тяжелом положении, и лишь изменения на государственном уровне помогли Османской Империи выйти из кризиса. Главным идеологом танзимата является Мустафа Решид-паша. За свою политическую карьеру ему удалось побывать в передовых на тот момент странах, Франции и Англии, занять пост министра иностранных дел. Именно он издал указ, положивший начало глобальным переменам в стране. По плану, разработанному Мустафой, реформы должны были укрепить власть правителя и сдержать рост национально-освободительного движения на Балканах. Но осуществить задуманное в полной мере так и не удалось.

Впервые о необходимости реформ заговорили еще конце XVIII века. Именно в этот период в стране наиболее остро ощущался рост внутренних противоречий между сторонниками европеизации и сторонниками традиционного уклада жизни. Кроме этого, неспокойной была и обстановка на Балканах и Ближнем Востоке: ведущие государства Европы хотели заполучить стратегически важную территорию, где имелся выход сразу к нескольким морям, что значительно облегчило бы торговлю.

Султан Селима III стал первым, кто на практике начал осуществлять задуманное. Среди его заслуг следует отметить создание регулярной армии. Для этих целей правитель распорядился об открытии военных школ, где преподавали специально обученные инструктора. Вот только на подобны изменения требовались большие затраты, поэтому реформу пришлось свернуть в скором времени.

Следующий правитель, Махмуд II, продолжил в направлении, заложенном Селимом. Ему удалось уничтожить янычарское войско и поставить во главе египетских офицеров. Так же султан провел административную реформу, по которой страна была разделена на вилайеты и санджаки. Изменения при Махмуде II затронули и государственный аппарат: правитель создал министерства и возобновил посольства в другие страны.

  1. Первый этап длился с 1839 и до 1853 года. Началом реформы принято считать издание указа во времена правления Абдула-Меджида, носящего название «Гюльханейский хатт‑и‑шериф». Содержание этого документа подразумевало проведение преобразований в трех направлениях: обеспечение безопасности всех подданных государства, реформа налогов, военные реформы.

Для решения первой проблемы правительство создало коммерческий кодекс, а так же приняло уголовное законодательство, по которому все жители становились равными, вне зависимости от расы, пола и религии. Так же были организованы меджлисы, объединившие общин мусульман и не мусульман.

Что касается реформы в области налогообложения, здесь были проведены следующие изменения:

  • Отмена чрезвычайных налогов и барщины;
  • Отмена откупной системы;
  • Упорядочение системы взимания налога с не мусульман;

Произошли изменения и в военной сфере:

  • Введение обязательного рекрутского набора на два года;
  • Уменьшение срока службы до 5 лет;

  1. Второй этап танзимата принято ограничивать 1856 (окончание Крымской войны) и 1876 годами(дата принятия Конституции).

В рамках этого периода выделяют несколько наиболее значимых нововведений:

  • Открытие первого иностранного банка в 1856 году;
  • Расширение торговых связей с другими странами;
  • Строительство железных дорог;
  • Принятие гражданского кодекса в 1869 году;

Именно в подобных условиях, когда государство активно сотрудничало с иностранными фирмами, в Османскую империю проникали идеи европеизации. Благодаря этому активно развивалась буржуазия и новая интеллигенция.

Проводимые преобразования не встретили широкого отклика среди населения прежде всего потому, что большинство людей продолжало жить по старым традициям. Кроме того, предлагаемые изменения в первую очередь касались чиновников и привилегированного слоя жителей государства, что вызвало ряд недовольств у остальных. В следствие этого к концу 1870-х годов в стране насчитывались десятки вооруженных восстаний.

Налогообложение в Османской империи со временем резко изменилось и представляло собой сложную мозаику из различных налогов, льгот и местных обычаев.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Наследование
  • 2 Дефтер
  • 3 феодальных поместья
  • 4 Лоскутное одеяло из разных сообществ и налогов
  • 5 церковное налогообложение
  • 6 Вакуфов
  • 7 Конфликт
  • 8 Сложность и реформа
  • 9 Реформы Танзимат
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Библиография

Наследование

Когда Османская империя завоевала новые территории, она приняла и адаптировала существующие налоговые системы, которые уже использовались предыдущими правительствами. Например, при завоевании Белграда султан поручил чиновнику собрать информацию о налоговой системе до завоевания, которая будет воспроизведена после завоевания. В начале тахрира каждой области (налоговой книги) был набросок традиционных налоговых законов в этой области.

Это привело к сложной мозаике различных налогов в разных частях империи и между разными сообществами. В Плодородном полумесяце османы унаследовали мукасама (разделение), пропорциональный налог на сельскохозяйственную продукцию, от мамлюков ; это заметно отличалось от единых налоговых ставок на других недавно завоеванных территориях. Поскольку фермеры реагировали на местные налоги на различные сельскохозяйственные продукты, это увеличивало различия в сельскохозяйственном производстве между районами или даже деревнями; хозяйства, облагаемые самыми высокими налогами, перешли на альтернативные культуры. Дискриминационные ставки, как правило, приводят к неэффективности производства.

Defter

Defter был налоговый регистр. В нем записаны имена и собственность / собственность на землю; в нем делятся домашние хозяйства, а иногда и целые деревни, по религии. Имена, записанные в defter, могут дать ценную информацию об этническом происхождении; Эти налоговые отчеты являются ценным источником для современных историков, исследующих этническую и религиозную историю некоторых частей Османской империи. Османский метод двойной записи, мердибан , был унаследован от империи Аббасидов .

Феодальные поместья

Основная роль системы Тимара заключалась в сборе феодальных обязательств до того, как наличные налоги стали доминирующими. В Османской империи существовала иерархия различных типов владений; Хасс был больше , чем Заим имущество, которое в свою очередь , было больше , чем Тимар . На Балканах крестьяне, получающие тимары, обычно платили десятину или натуральный налог в размере около 10–25% от своей сельскохозяйственной продукции; они также были обязаны платить другие сборы и выполнять барщину для домовладельца, хотя эти обязательства, возможно, были более легким бременем, чем в некоторых современных западноевропейских государствах. Эта система очень напоминает средневековую сербскую феодальную систему, которая, в свою очередь, унаследована от византийской .

Лоскутное одеяло из разных сообществ и налогов


Помимо региональных различий, к разным религиозным и этническим группам применялись разные налоги; Мусульмане платили resm-i çift, в то время как немусульмане платили İspençe .

Эти налоги могут быть дополнительно дифференцированы в зависимости от платежеспособности людей. В 1530 году эялет из Румелии установил градуированные налоги даже между различными религиозными группами небольшого этнического меньшинства; Мусульмане- цыгане платили 22 аспера на семью, немусульмане - 25.

В некоторых случаях местные налоги взимались с немусульман специально для поощрения обращения; и наоборот, в другое время могут быть приняты меры для предотвращения конверсии, чтобы поддержать налоговые поступления.

Существовала практика возлагать на деревни ответственность за уплату харачского налога; если бы один из жителей сбежал (или обратился в ислам), другим пришлось бы платить больше. В хорошие годы давление сообщества обеспечило бы соблюдение требований; но в плохие годы трудности с уплатой части налогов с других людей могут привести к порочному кругу, поскольку все больше налогоплательщиков сбегают:

Было 1700 человек, которые платили Харраху до Венецианской войны, и что теперь осталось только 700, все остальные покинули свои дома и виноградники, и те, кто остались, летают ежедневно, потому что они должны платить не только за себя, но и за за все 1700

На Балканах валахи получали налоговые льготы при византийских и сербских правителях в обмен на военную службу, и это продолжалось при османском владычестве. Существовал особый налог на валахов , rusum-e eflak : по одной овце и по одному ягненку от каждого дома в день Святого Георгия каждый год. Поскольку влахи по-разному облагались налогом, они по-разному числились в defters.

Могут быть значительные региональные различия, и местные лорды могут попытаться набить себе карманы; около 1718 кади из Janjevo жаловался на Порте , что местный лорд поставил İspençe на 80 AKCES , а не официальной ставке 32 AKCES.

Существовал также набор налоговых льгот, называемых муафийет , которые могли применяться к городам, социальным группам или даже отдельным лицам.

Церковное налогообложение

Восточным православным церквям было разрешено повышать налоги среди своих общин; Это привело к тому, что священники должны были платить очень большие суммы - как церковным настоятелям, так и османским чиновникам - за получение руководящего поста, ожидая, что эти затраты могут быть в достаточной степени возмещены за счет десятины.

Иногда «налогообложение» церквей османскими властями могло быть шокирующе прямым: в 1603 году францисканские монахи в Боснии были заключены в тюрьму до тех пор, пока они не заплатили произвольную плату в размере 3000 асперов за разрешение остаться в своих монастырях.

Вакуфы

Вакфы в определенном смысле были формой ухода от налогов; вечный траст, который сам по себе не облагался налогом. Однако некоторые из них были очень обеспечены и предоставляли различные местные услуги, такие как образование, которое компенсировало неспособность правительства Османской империи предоставлять местные услуги, финансируемые за счет налогов. Некоторые из них стали настолько влиятельными, что целые города развивались на основе предоставляемых ими социальных услуг; на Балканах есть города, которые носят название «Вакуф». Состоятельный вакуф может даже взять на себя роль помощника общине в выплате ежегодных налоговых обязательств.

Конфликт

Налоги часто было трудно собирать, особенно в мятежных районах. И наоборот, высокие налоги часто могут спровоцировать восстание. Спрос на налоги был выше во время войны; вместе эти факторы могут спровоцировать порочный круг налогообложения и восстания - в 1585 году 2000 жителей деревни под Дебаром восстали из-за увеличения сизье .

В то время как местные паши вводили новые формы реквизиции и штрафов, государство делало то же самое в более крупных масштабах, применяя ряд «чрезвычайных» налогов, которые быстро стали как обычными, так и высокими.

Османское государство обанкротилось в 1590 году; это привело к экономическому коллапсу и нескольким годам восстаний по всей империи.

Сложность и реформа


В 17-18 веках изменения в ведении войны (предпочтение профессиональной пехоты перед феодальной кавалерией) сделали больший упор на налоги, чем на военные сборы; следовательно, когда тимары опустели, они были переданы в собственность государству и преобразованы в налоговые фермы и частные владения. Авариз , централизованный денежный налог, стал скорее нормой, чем исключением.

Произошел сдвиг в сторону полностью находящихся в собственности наследственных поместий, а не феодалов; ciftlik были предпочтительнее тимара, потому что у арендаторов было меньше прав - следовательно, с них можно было получить больше денег.

Хатт-ı Şerif из Gulhane объявил равенство различных этнических и религиозных групп - отменяющий Kanun-я Раю - и реформированных налоги. Однако не все эти изменения распространились на внешние районы империи.

В Боснии харач не отменялся до 1855 года, когда христианам было разрешено служить в качестве солдат; однако вместо военной службы появилось новое обвинение, которое было наложено на харач, поэтому единственным реальным изменением было повышение налогов для тех мусульман, которые не служат в армии. Указ 1859 г. установил натуральный налог в размере одной трети для крестьян имений Агалук (ранее Тимар ), которые стали называть местными «третинами». Это было в дополнение к государственной десятине, установленной в размере 10% от стоимости урожая. Другие сборы увеличат общее налоговое бремя до более чем 40% - и все это в государстве, которое не может предоставить социальные льготы, которые предлагаются в современных странах с такими же высокими налоговыми ставками.

В 1839 году султан Абдулмеджид I продвинул ряд крупных новых реформ налоговой системы, включая отмену сбора налогов. В танзимата реформы введен новый налог на прибыль; они также отменили многие сложные старые налоги, хотя сизье остались. Налогообложение корпоративной прибыли в современном понимании стало возможным только после кадастровой съемки 1858–1860 годов; temettu (налог на прибыль) был установлен на уровне 3% в 1860 году, а затем повышен до 4% в 1878 году.

Реформы Танзимат

Двумя наиболее важными источниками налоговых поступлений были закят , который облагал налогом товары и землю (и аналогичные налоги, такие как ağnam resmi , налог на овец), и налог cizye, который платили христианские и еврейские подданные.

Реструктуризация налоговой системы была центральной целью реформ « Танзимат» («упорядочивание»), хотя практическая реализация оставалась ограниченной. Политика реформ была провозглашена в Гюльханском эдикте 1839 года и в Османском эдикте о реформе 1856 года, которые привели к принятию османской конституции 1876 года . Столкнувшись с экономическим, военным и технологическим превосходством западноевропейских держав и России, Возвышенная Порта стремилась централизовать и укрепить управление, одновременно предоставляя формальное юридическое равенство и права самоуправления членам конфессиональных сообществ Милле . В этом контексте главной целью реформ было расширение налоговой базы и реорганизация сбора налогов с целью увеличения государственных доходов и покрытия растущих военных расходов.

Однако, несмотря на усилия по реформе, рост налоговых поступлений не соответствовал растущим расходам, так что правительству все больше и больше приходилось полагаться на иностранные займы. Кроме того, сельское население должно было нести высокую налоговую нагрузку, поскольку правительство пыталось сократить дефицит бюджета. Среди взимаемых налогов были налоги на имущество и освобождение от военной службы, а также десятина. Последние обычно собирались частными лицами, уполномоченными на это правительством. Это часто приводит к конфликтам, поскольку, согласно современным сообщениям, сборщики налогов злоупотребляли своими полномочиями и применяли насилие к населению. Кроме того, акцизный налог ( Müskirat resmi ) взимался с производства вина и спиртных напитков. Это коснулось только немусульманских групп, поскольку мусульманам не разрешалось употреблять и производить алкоголь. Еще одна проблема, возникшая в результате реформ, заключалась в двойном налогообложении. Например, армяне в анатолийских провинциях традиционно платили налоги за защиту местным знатным представителям и соплеменникам, большинство из которых были курдами. Эта практика не исчезла, поскольку правительство распространило свой фискальный контроль на провинции. Как следствие, армяне пострадали от двойного налогового бремени, а также от насильственных методов сбора налогов и других актов насилия.

Другим ключевым аспектом налоговых реформ была отмена системы налогового фермерства Iltizam , которая была введена в арабских провинциях Указом о реформе 1856 года. Однако эта система оставалась в различных формах и регионах до двадцатого века. .

В целом, необходимо отметить, что практика налогообложения и степень реализации реформ значительно различаются от провинции к провинции, поэтому следует избегать обобщений.

Права немусульман в Османской империи

Как и большинство властителей предыдущих исламских империй, Османы демонстрировали большую толерантность к немусульманским общинам. Такое поведение основывалось на исламских законах о положении немусульман в мусульманском государстве.

Меньшинства пользовались защитой государства, свободой вероисповедания и не подлежали суду шариата. Одним из первых примеров подобного отношения к немусульманам является Договор Умара ибн аль-Хаттаба, в котором он гарантировал иерусалимским христианам полную безопасность и свободу вероисповедания.

Система миллетов

По мере разрастания империи вглубь Европы в ней росло число подданных-немусульман. Например, к 1530 году более 80% населения османского государства исповедовали различные религии, кроме ислама. Для этой категории населения Мехмед ввел новую систему, позднее получившую название системы миллетов.

Портрет Мехмеда II кисти итальянского художника Джентиле Беллини

Портрет Мехмеда II кисти итальянского художника Джентиле Беллини

При этой системе каждая религиозная группа была организована в миллет (слово происходит от арабского «народ»), при этом Османы объявляли себя защитниками и покровителями множества народов. Каждая религиозная группа представляла собой отдельный миллет, и в империи их было множество. Например, православные христиане Османской империи составляли один миллет, а иудеи — другой.

Каждый миллет имел право избирать своего религиозного лидера. В случае православной церкви (крупнейшей церкви в Османской империи), православный патриарх (архиепископ Константинопольский) был избранным лидером миллета. Лидеры таких групп имели право применять к своему народу законы своей религии, а нормы исламского права (шариат) не распространялись на немусульманских подданных Османской империи.

Таким образом, правонарушитель подлежал наказанию по законам своей религии, а не по шариату. К примеру, вора, если он был христианином, наказывали в соответствии с христианскими законами, предусматривающими свои меры наказания за воровство. Если укравший был иудеем, то его наказание определялось иудейским законом, и т.д. Нормы шариата принимались во внимание только в том случае, если преступник был мусульманином или если в деле фигурировали два человека из разных миллетов. В этом случае суд возглавлял мусульманский судья, который выносил решение с учетом всех фактов и обстоятельств на основании здравого смысла и норм общего права.

Помимо собственного религиозного права, миллеты имели право пользоваться своим языком и открывать собственные учреждения (школы, храмы и пр.), а также сами собирать налоги. Османский султан осуществлял только контроль над миллетами, делая это через их лидеров. Лидеры миллетов держали отчет перед султаном, а если с общиной возникала какая-то проблема, султан консультировался с лидером. Теоретически, мусульманское население Османской империи тоже представляло собой миллет, который возглавлял султан.

Наследие

Османская империя просуществовала с 1300 по 1922 год. Большую часть ее истории в ней действовала система миллетов, обеспечивавшая религиозную и социальную гармонию. По мере расширения империи создавались новые миллеты. Например, отдельные группы были у армян, католиков, православных, причем каждая церковь, в свою очередь, делилась на меньшие региональные церкви.

 Этими указами османских султанов Мехмеда II и Баязида II греческой общине предоставлялось право собственности на церковь, которая стоит в Стамбуле по сей день

Этими указами османских султанов Мехмеда II и Баязида II греческой общине предоставлялось право собственности на церковь, которая стоит в Стамбуле по сей день

Система миллетов была упразднена раньше, чем рухнула Османская империя. В XVIII-XIX веках по мере ослабления империи она подвергалась все большему европейскому влиянию.

Во второй половине XIX века, по прошествии либерального периода Танзимата, система миллетов была отменена в пользу более европеизированного светского устройства. Османы были вынуждены гарантировать религиозным меньшинствам некие туманные «права», чем, по сути, ограничивали их свободы. Теперь они не имели права руководствоваться собственными законами, так как всем религиозным группам пришлось следовать единому светскому своду законов. В результате это привело к росту в империи религиозной напряженности, которая стала одной из причин геноцида армян на закате Османской империи во время Первой мировой войны.

Система миллетов была уникальным и творческим решением устройства и руководства многонациональной и поликультурной империи. Права и свободы, которыми при ней пользовались религиозные меньшинства, намного опередили свое время. Если в начале XX века Европа еще боролась с гонениями на религиозной почве, то Османы за сотни лет до этого создали гармоничную и стабильную плюралистическую систему, гарантировавшую свободу вероисповедания.

Для истории турецкого народа, а также стран Юго-Восточной Европы существенные последствия имело образование турецкой Османской империи. Свое название она получила в начале XIV в., когда правитель одного из десяти эмиратов Малой Азии Осман І подчинил большую часть владений Византии и дал свое имя династии и государству.


Захватнические походы османов проводились под идеологическими лозунгами войны за веру мусульман с «неверными» и отличались жестокостью, ограблением захваченных территорий, взятием в плен мирных жителей, опустошением.

Турецкая знать, получая от османского правителя покоренные территории в ленное владение, полностью поддерживала захватническую политику своего властителя. Вообще военно-ленная система — это система феодальных отношений и даже государственного устройства, сложившаяся еще в X ст. в странах Ближнего Востока и Средней Азии. Сначала лен рассматривался как условное временное «содержание» на время занятия определенной должности или пожизненное владение за определенные заслуги. Со временем должности начали переходить по наследству, поэтому и лен считался наследственным. Определяющим было и то, что к ленникам-землевладельцам от центральной власти переходило право на сбор налогов с населения своих ленов — право налогового иммунитета. Переход земельных наделов (ленов) в наследственное содержание был важной вехой в развитии феодальных отношений в этих странах. В Османской империи лены существовали в виде зеаметов и тимаров.

Зеамет — крупный феодальный надел с годовой прибылью от 20 тыс. до 100 тыс. акче (серебряная монета, которая в XVI в. приравнивалась к 6 — 7 копейкам). Крестьяне, жившие на зеаметах, находились в крепостной зависимости от своего феодала-займа, выполняли различные повинности и уплачивали налоги, достигавшие 2/3 урожая. Сам же владелец зеамета должен был прибыть на войну по приказу султана в ополчение санджак-бея (начальника округа) с определенным количеством всадников в зависимости от прибыли с лена (на 3 — 5 тыс. акче прибыли поставлялся один всадник).

Тимар по размерам уступал зеамету, а годовая прибыль с него составляла от 3 тыс. до 20 тыс. акче. Система феодальных отношений между владельцем тимара (тимариотом) была подобна системе в зеамете, только количество всадников, которых должен был поставлять тимариот, была несколько меньше.

Чтобы сохранить свои владения, часть болгарских и сербских феодалов принимали ислам и зачислялись в военно-феодальную знать в качестве ленников. Те феодалы, которые оставались христианами, но признавали себя вассалами султана, должны были уплачивать налоги.

В Османской империи существовало четыре вида феодальной земельной собственности: государственные земли (мири); земли семьи султана (хасс); земли мусульманских религиозных учреждений (вакуф) и частные земли (мульк).

Большая часть государственных земель (мири) была роздана в наследственную ленную собственность собственникам тимаров и зеаметов, которых называли сипахами.

Коронные султанские земли (хасс) полностью освобождались от налогов. Это были чрезвычайно крупные земельные наделы, годовая прибыль от которых составляла свыше 100 тыс. акче. Этими землями владели сами султаны и члены их семей. Однако существовала практика предоставления хасса уважаемым чиновникам и высшим военным чинам на период прохождения ими службы или пребывания на определенной должности. В средние века в странах Средней Азии и Иране словом «хасс» назывались аристократы.

В некоторых странах Востока и в настоящее время сохранилась форма собственности, которая называется «вакуф». Это неотчужденная и освобожденная от налогов собственность, прибыль от которой поступает в пользу мусульманского духовенства. Как правило, вакуф утверждается пожертвованиями при религиозных учреждениях (мечеть, религиозная школа, погребение «святого», кладбище). Согласно мусульманскому праву (шариату) вакуф может состоять из недвижимой (дом, торговое помещение, баня, караван-сарай, ветряная мельница, сад, земля) и движимой собственности. Вакуф считается действительным, если имеется грамота (вакфунаме), составленная судьей-кади и заверенная его печатью. Вакуф может быть двух видов: основной, когда человек, вносящий пожертвование (вакиф), навсегда утрачивает право на эту собственность (пожертвование), и обычный, когда большая или меньшая часть прибыли от вакуфа отчуждается в пользу вакифа и его преемников.

В XIV — XV вв. система вакуфа была очень распространена. Эта собственность полностью освобождалась от налогов, и на нее не могла посягать светская власть. Землю, попадавшую в вакуф, нельзя было продать, заложить, подарить, кроме случаев, когда ликвидировались те религиозные организации, пользовавшиеся вакуфом.

Крупная феодальная собственность на землю в Османской империи сочеталась с системой небольших земельных наделов, к которым были «прикреплены» крестьяне (райя), не имевшие права перехода на другие земли без разрешения своего феодала. Устанавливался десятилетний срок розыска крестьян-беглецов. Феодальная рента взималась частично в пользу государства, частично в пользу землевладельца в смешанной форме (продуктами, деньгами, в виде принудительных работ и т. п.). Землевладельцы-мусульмане уплачивали десятину (ашар), а христиане — от 20 до 50% урожая (харадж). Немусульмане уплачивали еще и подушный налог (джизью), который со временем соединился с хараджем.

Во время завоевательных войн в Османской империи создавалась значительная армия пленных-рабов. Часть их использовалась как прислуга, другая — в сельском хозяйстве. Много рабов работали гребцами на военных галерах-каторгах (по-турецки — кадырга).

На то время Османская империя была типичным примером военно-феодальной деспотии. Султан имел неограниченную светскую и религиозную власть. Первым сановником султана был великий визирь. В XV в. появились также другие визири, которые вместе с великим визирем составляли высший совет — диван. Великий визирь во время походов имел право выдавать указы (фирманы) от имени султана, назначать сановников и раздавать военные лены. Другой важный сановник — дефтердар — заведовал сбором налогов и финансами, нипианджи-баши готовил указы от имени султана и чеканил на них специальный шифр с монограммой государя. Большую государственную печать имел право прикладывать только великий визирь. Однако какой бы сильной ни была власть визиря, его в любое время мог подвергнуть наказанию султан, что часто и случалось.

Вся территория Османской империи была разделена на округа. Ими управляли санджак-беи, которые также командовали местным феодальным ополчением. Османское войско состояло из трех основных частей: конного феодального ополчения, собственно конников (акинджи) и корпуса регулярной пехоты (янычар).

Конники (акинджи) за несение воинской службы не получали земельных наделов (ленов). Им доставалась только часть военной добычи, поэтому они и отличались особой злобой грабителей.

Корпус янычар возник в XIV в. Сначала их ряды обновлялись за счет плененных юношей, а с XV в. янычарские войска формировались во время принудительных наборов, проводившихся раз в пять лет из населения, которое исповедовало христианскую религию. При этом отбирались самые закаленные, физически развитые мальчики и неженатые юноши. Все янычары воспитывались в духе мусульманского фанатизма и считались дервишами ордена бекташиев; почти до XVI в. им запрещалось вступать в брак. Янычары делились на роты, питались из общего котла, считавшегося символом их войска. Эти воины пользовались рядом привилегий и получали щедрые подарки, а янычарские командиры часто назначались на высшие воинские и административные должности.

Так сложилась османская военно-ленная система, которая в значительной мере способствовала победам турецкой армии в военных походах. Формально эта система просуществовала почти до 1834 г., когда была ликвидирована окончательно.

Читайте также: