В россии впервые подоходное прогрессивное налогообложение относится к 1810 когда война с наполеоном

Опубликовано: 21.09.2024

Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение эффективной ставки налога[1] с ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц (подоходный налог).

В России первая своеобразная попытка ввести подоходное прогрессивное обложение относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10 % чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться и в 1820 году налог был отменен.[4]

К началу XX века прогрессивный подоходный налог был введён во многих европейских странах. В Соединённых Штатах Америки прогрессивное налогообложение было введено в 1913 году.[5]

В России подоходный налог (по прусскому образцу) был установлен царским правительством 6 апреля 1916 г. и должен был вступить в силу с 1917 года. Но в планы правительства вмешалась сначала Февральская, а затем и Октябрьская революция, и закон о подоходном налоге фактически не вступил в действие.

— пропорциональный (постоянная, фиксированная ставка налога) — каждый платит одинаковую долю от своих доходов. При ставке налога 10 %, зарабатывающий 20 000 рублей платит 2000 рублей налога, зарабатывающий 40 000 рублей платит 4000 рублей налога. Налогообложение с фиксированной ставкой налога называют пропорциональным налогообложением, так как налог прямопропорционален облагаемому доходу.

— прогрессивный (то есть с возрастающей ставкой налога) — более высокие доходы облагаются более высокой ставкой налога.

Надо заметить, что налогообложение — это не только явление финансово-экономическое, но и политическое, поэтому во взглядах на него всегда находят отражение те или иные классовые интересы. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно ослабляет налоговый пресс по мере увеличения объекта обложения (налогооблагаемые суммы). Прогрессивное же налогообложение задевает имущие классы гораздо чувствительнее и тем больше, чем сильнее растет прогрессия обложения. Вот почему имущие классы всегда выступают против этого способа обложения и финансисты, которые защищают их интересы, всегда находят доводы против прогрессивного обложения.

До 1990 года для расчёта налоговых ставок в Германии использовались формулы многочлена (полинома).
В 1990 году была введена новая комбинированная модель, которая значительно облегчила расчёт налогов.

В данном случае шкала совокупного годового дохода делится на 5 зон и выглядит следующим образом:

зона 1 (нулевая зона): Доход в этой зоне не облагается налогом.
зона 2 (линейная): Начальная ставка налога составляет 14 % и увеличивается линейно до 24 %.
зона 3 (линейная): Ставка налога в данной зоне растёт так же линейно, как в предыдущей зоне, но не так круто, с 24 % до 42 %.
зона 4 (фиксированная): ставка налога в этой зоне постоянна и зафиксирована на уровне 42 %.
зона 5 (фиксированная): ставка налога в этой зоне тоже постоянна и равна 45 %.


Подоходный налог в США. Налогообложение в США
В США ставки федерального налога на доходы физических лиц (НДФЛ) взимаются по многоступенчатой схеме и по состоянию на 2014 год начинаются с 10 % и доходят до максимума в 39,6 %. Границы ступеней налогообложения зависят от семейного статуса налогоплательщика. Различают следующие категории: один (single) субъект, семейная пара и родитель-одиночка. В случае семейной пары подаётся совместная налоговая декларация. К этой же категории относятся вдова или вдовец, получающие пенсию за своего супруга или супругу (пенсии тоже облагаются налогом). Кроме федерального налога каждый штат взимает дополнительно свой налог. В результате суммарный налог может достигать 50 %.

Австралия 4 ступени, необлагаемый минимум 18000, Макс ставка при 180000.
19; 32,5; 37; 45 %.

Зачастую рассчет происходит ступенями. То есть берется доход за год из него вычитается необлагаемый сумма, затем берется сумма облагаемая по первой ставке и так далее пока не вычитаем весь, если доход очень большой весь остаток считается по 42-45%.

Из плюсов вижу увеличение налоговых поступлений, освобождение от налогов очень бедных. Опять же если налоги не устраивают можно уехать вести бизнес за границу. Получается в России быть богатым выгодно, но сложно им стать )
Из минусов вижу что от нас уедет Депардье (

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

В феврале 1812 года, незадолго до вторжения Наполеона, в Российской Империи впервые был введен налог на доходы. Помочь казне решили в том числе за счет дворян, которые до этого государственные налоги официально не платили. Идея не внушала оптимизма, но обернулась примером фискальной дисциплины аристократов. Феномен успешной реформы изучила Елена Корчмина.

История умалчивает

Эпизод 200-летней давности тем интереснее, что мониторинг уплаты подоходного налога даже сегодня очень сложно осуществлять. В 1812-м к успеху привела инновационная система сбора платежей, но узнать ее подробности оказалось не так-то просто.

В международных исследованиях пример упоминается редко, несмотря на то, что Россия ввела подоходный налог одной из первых, причем с самой высокой на то время ставкой — 10%. В отечественной историографии закрепилось мнение, что дворяне массово уклонялись от уплаты, и значение реформы в целом очень скромное.

Эта точка зрения, уверена Елена Корчмина, результат недостаточного изучения вопроса и предвзятого отношения к дореволюционной элите. Реальность была иной: уровень налоговой дисциплины московского дворянства оказался высок, доля тех, кого можно назвать «налоговыми уклонистами», составила около 30% .

Расчеты основаны на комплексе уникальных архивных источников: индивидуальных налоговых декларациях около 4000 дворян, владевших недвижимостью в Московской губернии, материалах деловой и личной переписки, официальных банковских документах. Выборка охватывает почти 100% потомственных дворян губернии и 2,5% всего потомственного дворянского населения России.

Ставка на рост

Одной из проблем российского бюджета в начале XIX века было погашение внешнего государственного долга. Средства на его обслуживание госсекретарь Михаил Сперанский искал в том числе через повышение старых и введение новых налогов, поэтому 11 февраля 1812 года вышел манифест, вводивший временный сбор с доходов помещиков.

Налогом облагались все виды экономической деятельности, приносившие дворянину прибыль. Информацию о доходах он должен был предоставлять сам ежегодно. Суммы до 500 рублей от налога освобождались, далее, по мере их увеличения, ставка поэтапно росла от 1% до 10%.


Мировая практика подоходного налога только зарождалась. В 1799 году сбор с доходов ввела Великобритания. В английской версии необлагаемый минимум составлял 60 фунтов, годовые отчисления могли достигать 10%.

Таким образом, принципы налогообложения в двух странах были схожи. Но организации сбора платежей кардинально отличалась. Британский плательщик сдавал декларацию в государственные органы, где она проверялась. В России чиновники не имели отношения ни к собиранию сведений, ни к их проверке.

Самоуправление вместо бюрократии

Логичный, казалось бы, путь в казенную палату (представительство Министерства финансов) в этом случае не срабатывал. Сведения надлежало направлять в выборный сословный орган – дворянское депутатское собрание в губернии, состоявшее из предводителя дворянства (председателя) и депутатов от каждого из уездов.

«Правительство понимало, что у чиновников нет ресурсов для сбора и проверки налоговых деклараций дворянства. Чтобы выяснить его экономический потенциал, потребовались бы годы — госслужащие не знали и не могли узнать доходов помещиков, по большому счету они не представляли и численности дворян в губернии. Поэтому процесс сбора налогов, а по сути, вся трудоемкая черновая работа была передана самому дворянскому сообществу», — говорит автор исследования.

Депутатские собрания получили широкий круг обязанностей:


принимали декларации и регистрировали их в специальных протоколах (интересно, что сведения о доходах не должны были быть публичными, но на заседаниях собрания после получения очередной порции деклараций зачитывались фамилии дворян с указанием доходов, и эти сведения могли легко начать циркулировать в местном дворянском обществе на уровне «слухов»);

направляли в казенные палаты списки налогоплательщиков с указанием уплаченных сумм;
выявляли уклонистов (тех, кто не отправлял деклараций самостоятельно), оценивали их доходы и по результатам оценки платился двойной налог.

Государство при такой системе просто собирало деньги. Переложив нагрузку на сословное самоуправление, оно минимизировало затраты и получило необходимый эффект.

Доход по справедливости

Основной доход российская знать имела от поместий: собственно сельскохозяйственное производство, мукомольное, лесопильное, сдача в аренду пастбищ и земель, разведение лошадей и проч.

Для всего этого требовался труд крепостных крестьян, следовательно, именно они являлись ключевым элементом в определении уровня богатства и в расчетах налоговых выплат.

Для оценки прибыльности имения сами дворяне использовали такой параметр как «рублевый доход на одного крепостного» (количество денег, заработанных крестьянином для помещика). «Параметр не отражал максимальный возможный доход, скорее, его стоит расценивать как справедливый доход, то есть такой, который дворянин считал для себя приличным и достаточным», — поясняет Елена Корчмина.

Анализ всей совокупности источников показал, что «достаточным» в 1811–1812 годах было около 10 рублей на одного крепостного мужского пола. Цифру подтверждают разные документы — от бухгалтерских до писем и мемуаров. Князь Александр Голицын 21 апреля 1812 года сообщал своему приказчику: «С сею почтою препроводив подписанные мною объявления о доходах, я еще пользуясь сим случаем, нужным почитаю сказать тебе, что большая часть здешних помещиков как и приезжающих из Москвы сказывают, что они намерены доход объявлять по особливым своим ращетам, и именно не более как по 10 рублей с души. Есть ли таковых образцов будет довольно: то я не знаю, для чего бы и нам не поступить согласно со всеми…».

Богатые vs бедные

10 рублей на одного крепостного в декларациях 1812 года указали 14% дворян Московской губернии, 53% зафиксировали более 10 рублей, 34% — до 9 рублей.

Потенциально 34% и есть «группа риска», то есть те, кто занижал доход, чтобы не платить налог в полном объеме. На первый взгляд, это более чем очевидно: среди указавших меньше 10 рублей, высока доля богатых аристократов: 50% из задекларировавших 5 рублей с крепостного и 40% — 6–8 рублей.

Но судить только на основе налоговых заявлений неправильно по двум причинам:


доход на одного крепостного в крупных поместьях действительно был меньше, чем у мелких землевладельцев . Богатые эксплуатировали крестьян не так интенсивно просто в силу их (крестьян) большего количества, а территориальная рассредоточенность имений приводила к серьезным управленческим тратам. В частности, в 1805 году граф Владимир Орлов получил 216 000 рублей от имения в Пермской губернии, но 106 000 из них ушло на плату управляющим;


большинство дворян из «группы риска» были должниками, то есть тратили часть доходов на платежи по кредитам .
Так, граф Никита Панин израсходовал 100 000 рублей на выплаты в различные государственные и частные займы. Неудивительно, что для налогообложения он заявил лишь 45 000, тогда как по бухгалтерским книгам его доход составлял 145 000 (этот пример первоначально в своей работе привела студентка факультета гуманитарных наук ВШЭ Мария Аксенова).

Честные должники

Дворяне не использовали прямолинейные стратегии уклонения от налогов: не заявляли менее 500 рублей, чтобы не платить, либо 1999 рублей вместо 2001, чтобы платить меньше. Не злоупотребляли и правом на налоговый вычет (льготы).

Льготы полагались тем, кто имел кредитные обязательства. Выплачивающих кредиты, судя по декларациям, было много, однако декларации, напомним, не проверялись — все суммы вписывались без контроля и необходимости доказательств. Но честность победила. Сопоставление данных с официальными реестрами банков подтвердило достоверность заявленного в около 75% случаев.

«Учитывая, что дворяне не обманывали государство в отношении долговых обязательств, я не вижу оснований, почему они должны были скрывать сведения о своих доходах», — заключает исследовательница.

Страх и этика

Общая сумма дохода, объявленного дворянством Московской губернии в 1812 году, превысила 15 млн рублей, размер уплаченного налога — 1 миллион. Столичным регионом Россия не ограничивалась (ее европейская часть тогда состояла из 50 губерний), и свою цель — найти средства для погашения внешнего долга — правительство вероятно достигло.

Как и другую — заставить элиту поделиться доходами. 70-процентное соблюдение налоговых требований — высокий показатель. Особенно достигнутый в развивающейся стране со слабым административным ресурсом и через социальную группу, которая по закону имела привилегию освобождения от личных податей.

Возможно, знать приняла нововведение, поскольку нагрузка оказалась невысокой и адекватной финансовым возможностям. Но главными причинами успеха, по мнению Елены Корчминой, было две: организация сбора налога через местное сословное самоуправление и страх перед вторжением Наполеона (на решение аристократов могли повлиять слухи о последствиях его прихода — освобождении крестьян и увеличении налогов).

По всей видимости, огромную роль сыграла «групповая идентичность на основе индивидуальной этики». Элита была готова платить не только потому, что располагала деньгами. Работал механизм социальных санкций, дворянское сословие, с одной стороны, отличалось верностью государству, а с другой — дисциплинированностью и солидарностью в рамках своего круга, придерживалось «корпоративных» норм.

Сословные нормы действовали на всех уровнях. Даже высокопоставленные враги Михаила Сперанского, усилиями которых в марте 1812 года он был отправлен в отставку, легко могли бы, но не стали нарушать закон. Новые налоговые требования, например, выполнила семья историка Николая Карамзина — одного из главных противников Сперанского. А граф Федор Ростопчин прислал декларацию своевременно, указав доход на одного крепостного в 25 рублей — более чем в два раза выше «справедливой» нормы.

Первый прогрессивный налог в России просуществовал шесть лет (отменен в 1819-м). Закон «О государственном подоходном налоге» принят спустя почти век — 6 апреля 1916 года.
IQ


Особенности переживаемого страной периода определили значительные колебания экономического и политического курса. До настоящего времени не разработана конкретная модель развития общества. Вместе с тем, уже не вызывает сомнения необходимость использования советского и зарубежного опыта. Коммунисты полагают, что наступило время для введения прогрессивной шкалы подоходного налога.

Депутаты фракции КПРФ внесли на рассмотрение Госдумы законопроект о прогрессивной шкале налогообложения для физических лиц. «Единая Россия» блокирует рассмотрение этого законопроекта. Среди авторов инициативы первый секретарь Курского ОК КПРФ, депутат Госдумы РФ, председатель ЦКРК КПРФ Н.Н. Иванов:

- По нашему замыслу, ежемесячный доход до 400 тыс. руб. (до 4,8 млн. руб. в год) должен будет облагаться налогом по ставке 13%. Налог с ежемесячных доходов от 400 тыс. руб. до 1 млн. руб. (от 4,8 до 12 млн. в год) - по ставке 30%. Налог на ежемесячный доход свыше 1 млн руб. (свыше 12 млн. руб. в год) составит 50%.

В пояснительной записке приводятся примерные расчеты экономического эффекта от возможного принятия поправок. В этом случае, как мы рассчитали, доходы бюджета увеличатся до почти 4 трлн рублей, то есть в 1,7 раза. При этом не изменится уплата НДФЛ гражданами, получающими до 400 тыс. руб., то есть "средний класс" и бедные не пострадают. В то же время сверхбогатые будут облагаться повышенным налогом, что сопоставит их реальный доход с производительностью труда.

Принятие закона дает возможность не снижать зарплату работникам бюджетной сферы, не сокращать учреждения бюджетной сферы и в общем целом не понижать жизненный уровень населения страны. Напомню, что сейчас для налогообложения большинства видов доходов физлиц установлена единая ставка НДФЛ в размере 13%.

Прогрессивное налогообложение вошло в практику в результате классовой борьбы, благодаря давлению рабочего класса и аграриев.

Впервые прогрессивное налогообложение было введено в Великобритании премьер-министром Уильямом Питтом в декабре 1798 года. Оно начиналась с 2 пенсов за фунт (1/120) на доходы размером более 60 фунтов и увеличивалось до максимального значения 2 шиллинга за фунт (1/10) на доходы размером более 200 фунтов.

Значительно позднее, 14 июля 1893 года в Пруссии была проведена реформа налогообложения (также называемая «Реформа Микеля» по имени тогдашнего министра финансов Иоганна Микеля). Новый прогрессивный подоходный налог начинался с 0,62 % (для годового дохода 900 - 1050 марок) и увеличивался до 4% (для годового дохода более 100 000 марок).

В России первая своеобразная попытка ввести подоходное прогрессивное обложение относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10% чистого дохода.

К началу ХХ века прогрессивный подоходный налог был введён во многих европейских странах. В Соединённых Штатах Америки прогрессивное налогообложение было введено в 1913 году.

В России подоходный налог (по прусскому образцу) был установлен царским правительством 6 апреля 1916 г. и должен был вступить в силу с 1917 года. Но в планы правительства вмешалась сначала Февральская, а затем и Октябрьская революция, и закон о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В последующие годы был издан целый ряд декретов, направленных на развитие и дополнение «Положения о подоходном налоге».

Сегодня прогрессивный налог действует в 23 странах мира, в том числе во Франции, США, Китае.

Действующая в настоящее время в России плоская шкала налога на доходы физических лиц не соответствует потребностям экономического и социального развития России. Известно, что одним из основных принципов налогообложения является способность к уплате налога, а размер дохода, получаемого налогоплательщиком, характеризует его возможность платить определённый уровень налога.

Установленная для всех налогоплательщиков единая ставка налога сегодня уже не отвечает требованиям данного принципа, так как не позволяет взимать со сверхвысоких доходов налог по более высокой ставке с целью его дальнейшего перераспределения. В этой связи налог на доходы физических лиц свою распределительную функцию выполняет не в полном объёме. Те, кто пользуется плодами народного труда после 1991 года, должны сегодня отдавать положенное обществу. Потому что народ не будет «забирать и делить» – он просто вернет себе свое.


ТАСС-ДОСЬЕ. 23 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем обращении к россиянам предложил ввести с 1 января 2021 года повышенную ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) для граждан с доходами более 5 млн рублей в год - 15% вместо стандартной 13%. При этом дополнительно будет облагаться только часть дохода, превышающая 5 млн рублей.

ТАСС подготовил материал об истории НДФЛ в современной России.

История

После распада СССР в России действовала прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: чем больше доход получал россиянин в год, тем больше он платил.

В соответствии с законом РСФСР от 7 декабря 1991 года, подписанным президентом Борисом Ельциным, устанавливалась минимальная ставка НДФЛ на доходы до 42 тыс. рублей. При официальном курсе доллара в 57 копеек это соответствовало месячной зарплате, приблизительно, в $6 тыс. При превышении этой суммы налог возрастал: так, с годовых доходов от 42 тыс. до 84 тыс. рублей необходимо было заплатить 5 тыс. 40 рублей и 15% от суммы, превышающей 42 тыс. Максимальная ставка была установлена для доходов более 420 тыс. рублей - 144 тыс. 540 рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тыс. рублей.

Уже 16 июля 1992 года в закон были внесены поправки - ставка в 12% была установлена для годовых доходов размером менее 200 тыс. рублей. К тому времени в России уже был введен свободный курс рубля, и эта сумма соответствовала месячной зарплате в $127.

В 1992 году в закон были внесены поправки, уменьшающие или освобождающие от НДФЛ некоторые виды доходов, в том числе "северные надбавки".

В 1993 году лимит для минимальной ставки в 12% был повышен до 1 млн рублей, в 1994 году - до 10 млн рублей, в 1996 году - до 12 млн рублей. С 1998 года 12% налога взимались с годового дохода размером до 20 тыс. деноминированных рублей. В 1999 году минимально облагаемый уровень был поднят сначала до 30 тыс., а затем до 50 тыс. рублей.

К концу 2000 года закон предусматривал три варианта НДФЛ. Получавшие в год до 50 тыс. рублей (в 4,2 тыс. рублей, $150 в месяц) уплачивали 13%. Годовые зарплаты от 50 тыс. до 150 тыс. рублей облагались налогом в 6 тыс. рублей и дополнительно 20% с суммы, превышающей 50 тыс. рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход более 150 тыс. рублей в год (42 тыс. рублей, $1,5 тыс. в месяц) - с них взимали 26 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 150 тыс. рублей. Средняя месячная заработная плата в то время составляла 3,2 тыс. рублей.

С 1 января 2001 года в России вступила вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую шкалу НДФЛ - 13%, которая действует до сих пор. При этом существуют увеличенные или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, полученных от специфических видов деятельности (с крупных денежных призов, дивидендов и так далее). Освобождаются от налогообложения государственные пособия, пенсии, некоторые спортивные призы и так далее.

Дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы

Плоская шкала НДФЛ вводилась в начале 2000-х годов для повышения собираемости налогов. Предполагалось, что она поспособствует исчезновению "черных" зарплат, и люди даже с большими доходами будут декларировать их целиком. Вопрос о возврате прогрессивной шкалы начал звучать в начале 2010-х годов: соответствующие законопроекты неоднократно вносили в Госдуму депутаты от КПРФ и "Справедливой России", но все они не получили одобрения правительства или были отклонены.

14 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин на гражданском саммите "Группы двадцати" в Ново-Огарево заявил, что плоская шкала НДФЛ не введена "на века", хотя и позволила увеличить доходы бюджета.

Также в июне 2013 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что считает целесообразным отмену плоской шкалы НДФЛ, но не ранее 2018 года.

30 ноября 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалам заявлял, что никаких решений об изменений ставки НДФЛ нет, и плоская шкала этого налога "оказалась очень удачной".

В начале 2018 года в Госдуме начали обсуждать возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ с небольшим повышением для больших зарплат - до 15%. В частности, такой вариант в марте 2018 года озвучил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

7 июня 2018 года в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин заявил, что переход к прогрессивной шкале налогообложения нецелесообразен: "фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно".

20 февраля 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление: оборона, суд, охрана порядка.

.России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала. Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы налогообложения доходов. 3

1.1. Определение и экономическая сущность подоходного налога. 3

1.2. Роль и место подоходного налогообложения в налоговой системе 6

1.3. Условия перехода к подоходному налогообложению 7

Глава 2 .История развития подоходного налогообложения в России. 13

2.1 Развитие подоходного налогообложения в России до начала XX века 13

2.2 Развитие подоходного налогообложения XX веке 14

Глава 3. Последствия реформы подоходного налога в России 2000 года. 21

Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

курсовая налог.docx

Важный фактор социального характера — это развитие морального чувства относительно уплаты налогов в пользу налога государству. Только в XIX в. развивается в гражданах сознание своих податных обязанностей перед государством. Очевидно, можно согласиться с мнением Н. Тургенева, который связывал рост правового сознания с ростом образованности населения: “Успехи образованности, по мере их благодетельного влияния на права и обычаи народов, действовали и на усовершенствование системы налогов. Граждане начали освобождаться от угнетавшего их рабства, пользоваться в смысле более пространном правом собственности; налоги начали быть распределяемы и собираемы с большей справедливостью и платили с большей готовностью”***. 5

С момента же введения налогов государственной власти приходилось искать такие источники получения средств, чтобы граждане по возможности меньше замечали, что они уплачивают налоги, чтобы в процессе этой уплаты их добрая воля играла небольшую роль, чтобы эта уплата совершалась автоматически принудительно. Недаром и самое название финансов происходит от слова, которое обозначает хитрость, следовательно, это — наука о разного рода хитростях, остроумных способах по выдумыванию новых приемов извлечения денег из карманов подданных. К концу XIX в. с ростом политической жизни, с приобщением к ней более широких слоев населения, картина меняется, уже нет необходимости постоянно прибегать к таким хитростям, и старый принцип, применявшийся в финансовой политике прежнего времени: “курицу надо так щипать, чтобы она не кричала”, постепенно выходил из употребления.

Увеличение социальных расходов государства, в частности на образование и здравоохранение сделали более осязательной деятельность государства для рядового налогоплательщика. Народ стал охотнее платить налоги. Эта психологическая предпосылка и была использована для развития прямого подоходного обложения, которое основано на добровольном объявлении гражданами размера своих доходов. И.X. Озеров отмечет: “В настоящее время государственная власть уже может обращаться к гражданам открыто с предложением уделить известную часть своего дохода на общие нужды. В некоторых странах списки декларированных доходов публикуются во всеобщее сведение, и государственная власть тем самым прибегает к общественному контролю, правильно ли декларировали свой доход плательщики. Это важное приобретение - развитие морального чувства относительно уплаты налога в пользу государства”***. 6

В России это условие к началу XX в. отсутствовало ввиду необразованности русского народа. И.X. Озеров так пишет в связи с этим: “Насколько эта темнота вредно влияет на экономическую жизнь, можно судить по следующему факту: как-то вышла лубочная книжка под широковещательным заглавием: “Светопреставление 13 ноября 1899 г. по проф. Фальбу”. Книжка дозволена была цензурой, разошлась в большом количестве по деревням и селам, темная масса бросилась покупать ее. Один крестьянин Костыревской волости специально приезжал в Рославль за книжонкой. Не добившись ничего, он предлагал книгопродавцу 1 руб. на расходы. Во время ярмарки в Ржеве целые толпы народа добивались у книгопродавцев книги о конце мира. Всюду в народе шли разговоры о близком конце мира, и народ, читавший книжку, нисколько не сомневался в этом и готовился к смерти: шли молиться к святым местам, говели, постились, собирались “помереть по-христиански”. И вот как это отразилось на экономическом положении. В Харьковской губернии крестьяне, торговавшие скотом, решили остановить промысел. Они перебили всю скотину, чтобы потребить ее до кончины мира. Другие же не хотели убирать хлеб с полей и принялись за дело лишь благодаря участию посторонних лиц. Наконец, книгопродавцы Харькова были обязаны подпиской не продавать на рынок книжку”***. 7

“У нас нет существенного условия для правильного существования подоходного обложения, это именно — сознания у плательщиков чувства долга выполнить свою податную обязанность”***. 8

Третье условие введения подоходного обложения — развитие техники обложения, создание “института податных надсмотрщиков” (читай — налоговых инспекторов). Это сделало возможной довольно тщательную проверку налоговых деклараций и облегчило организацию прямого обложения.

Таким образом, взимание подоходного налога основано на декларациях плательщиков, которые получили всеобщее распространение в 20-е годы XX в. после проведения налоговых реформ в странах Европы и США. Вот как пишет М.Н. Соболев о декларации и ее функциональном назначении: “Плательщик получает от налоговых органов особый лист, в котором подробно ставятся вопросы, сколько дохода он получил за истекший год от каждого из источников дохода, затем он должен показать все расходы, связанные с ведением его хозяйства, и в конце подвести итог, сколько он получил за прошлый год чистого дохода. Заполненная декларация поступает к финансовому инспектору, который производит проверку показателей плательщика, обыкновенно в особой комиссии при участии представителей от плательщика. Эта комиссия рассматривает декларацию, проверяет различными способами ее сведения и либо утверждает, либо изменяет цифру дохода”*** 9 .

По мнению Ф.А. Менькова, декларация дает хорошие результаты только там, где существует суровый и действительный контроль, в странах же, в которых суровый и безжалостный контроль не мог быть организован, там декларации будут ложными, так как налогоплательщик всеми силами старается скрыть от фиска свою платежеспособность. В результате фиск лишится значительных сумм и будет нарушен принцип уравнительности в обложении. Ф.А. Меньков советует: “Чтобы избежать прискорбных результатов, необходимо дать финансовой администрации широкие полномочия для целей проверки и установить строгие наказания за ложные показания в налоговых декларациях”*** 10 . Эти рекомендации финансовой науки были положены в основу современной практики декларирования доходов.


Глава 2 .История развития подоходного налогообложения в России.

2.1 Развитие подоходного налогообложения в России до начала XX века

Первая своеобразная попытка ввести подоходное обложение в России относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10% чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться и налог был отменен в 1820 г.

В течение всего XIX в. подоходное обложение отсутствовало. В конце столетия раздавались голоса в пользу его введения, и в министерстве финансов составлялись соответствующие проекты, но сопротивление имущих классов было настолько сильно, что эти проекты не были проведены в жизнь. Взамен подоходного налога в 1893 г. введен был некоторый суррогат его в виде квартирного налога. Города России и некоторые поселения, согласно особой росписи, были разделены на 5 классов, классы — на разряды по цене квартир.

В первом классе обложение начиналось с цены квартиры в 300 руб., во втором и далее с 225, 150, 120 и 60. Обложение прогрессировало от 1,67% до 10%. Некоторые признаки подоходности были и в этом налоге, но признать его подлинно подоходным, было нельзя. Внешний признак - цена занимаемой квартиры - далеко не всегда указывала на высоту дохода данного лица (семейный человек занимает более дорогую квартиру не потому, что его доход выше, а потому, что его семья больше). Помещик, занимающий в своем поместье огромный дом, вовсе не платит квартирного налога (он живет не в городе). Чиновник, занимающий казенную квартиру, облагается не по действительной ценности квартиры, а по окладу “квартирных денег”, присвоенных его должности (а эти оклады были несоразмерно малы). Православное духовенство было освобождено от уплаты налога независимо от цены занимаемой квартиры и т. д.

2.2 Развитие подоходного налогообложения XX веке

Настоящий подоходный налог установлен был лишь 6 апреля 1916 г. под влиянием тех требований, которые в связи с мировой войной предъявлялись к бюджету. Общеподоходный налог был построен по прусскому образцу. Законом были установлены многочисленные вычеты из дохода: издержки получения дохода, взносы хозяев по страхованию рабочих, отчисления на амортизацию, убытки от порчи имущества (пожар и т. п.), проценты по долгам, пожертвования, страховые премии по страхованию жизни и на дожитие (не свыше 300 руб. в год) и т. д. Давались льготы по семейному положению при доходах до 4 тыс. руб. и по болезни при доходах до 6 тыс. руб. Промысловый налог на личные промысловые занятия и квартирный налог насчитывались при уплате подоходного и могли быть случаи, когда эти налоги полностью покрывали подоходную ставку, которая тогда и не вносилась. Ставки налога - прогрессивные (от 0,82% до 10%).

Однако России в то время не суждено было увидеть подоходного обложения: закон 6 апреля 1916 г. вступил в силу с 1917 г. Первые декларации должны были быть поданы к 1 марта 1917 г. Постановлением Временного Правительства от 12 июня 1917 года "О повышении окладов государственного подоходного налога" было установлено, что доход, не превышающий одной тысячи рублей, освобождается от обложения указанным налогом. Была разработана очень подробная ведомость доходов и окладов налога из 89 разрядов, включавшая в себя доходы от одной тысячи рублей до 400 тысяч рублей. Низшая ставка зафиксированной в ведомости суммы налога составляла 1 процент, высшая - 33 процента. Доход, превышавший четыреста тысяч рублей, облагался в размере ста двадцати тысяч рублей с прибавлением к этой сумме по три тысячи пятьдесят рублей на каждые полные десять тысяч рублей сверх четырехсот тысяч рублей. В 1917 году плательщики обязаны были, не дожидаясь получения окладных листов, внести не позже 1-го августа в территориальные казначейства или специальные кассы половину суммы подоходного налога, причитавшегося с дохода, показанного в их заявлениях. По получении же окладного листа им предписывалось довнести недоплаченную сумму налога не позже 2-го октября. Плательщики, не подавшие заявлений, должны были внести исчисленные с них суммы подоходного налога единовременно и полностью не позже 2-го октября.

Принятием данного нормативного акта Временное Правительство пыталось адаптировать к финансовой конъюнктуре 1917 года закон о подоходном налоге, установленный еще царской администрацией в начале 1916 года и получивший одобрение как в Государственной Думе, так и в Государственном Совете. Введением подоходного налога царское правительство признало то, что отрицало многократно: война не препятствует финансовым (как, впрочем, и другим) реформам. Наоборот, в периоды национального подъема преодолевается рутина и ослабевает сопротивление консервативной части общества, препятствующей политическому прогрессу и оздоровлению страны. Подоходный налог призван был стать первым шагом и необходимым условием дальнейших податных реформ.

Как царское, так и Временное Правительство понимали, что реформа реальных налогов, замена их неимущественными немыслима без введения подоходного налога.

Декларации к 1 марта были поданы, но произошла революция, и первые поступления подоходного налога имели место уже в советской России в соответствии с декретом 16 ноября 1922 г. Первоначальная его структура оказалась неприемлемой по ряду причин, так Положение 1922 года о подоходном налоге не предусматривало обложения данным налогом заработной платы рабочих и служащих, а также доходов государственных и кооперативных предприятий. На доходы этих видов распространялись особые правила обложения поэтому правительство уже Советского Союза издало новый декрет от 12 ноября 1923 г. о подоходно-поимущественном налоге с некоторым упрощением строения этого налога. Эта система обложения представляла собой двухступенчатый налог. На первой ступени взимался основной подоходный налог (или так называемый классный налог), который зависел от вида доходов (от личного труда по найму, от личного труда не по найму, нетрудовые доходы) и от профессии налогоплательщика. Для уплаты налога устанавливались твердые ставки, которые дифференцировались в зависимости от источников доходов и их (источников) местонахождения. Не облагаемый минимум существовал по классному налогу только для рабочих и служащих с заработком до 75 руб. в месяц. Классный налог дополнился прогрессивным подоходным обложением (второй ступени), взимаемым с совокупного дохода от всех источников с зачетом уплаченных ранее сумм классного налога. Все группы налогоплательщиков (кроме рабочих и служащих) при наличии у них имущества, не являющегося предметом промысла и предметом личной домашней обстановки, должны были уплачивать дополнительный поимущественный налог. Подоходный налог в 1923 г. был распространен также и на доходы государственных и кооперативных предприятий. Фактически этот налог представлял собой налог на доходы граждан, а также частных юридических лиц. Его ставка варьировались от 0,83 до 15% в зависимости от объема доходов.

В конце 1924 г. был разработан новый проект подоходного налога с учетом тех затруднений и недостатков, которые обнаружились за истекший год его применения

Подоходный налог не представлял собой законченного типа западно-европейского образца. Советской власти приходилось считаться с отсталостью хозяйственных форм, с большим процентом неграмотных, с распространенностью хозяйств полунатурального типа и хозяйств, которые не имели никакого учета доходов и расходов и потому не могли даже для себя установить величину получаемого чистого дохода. Поэтому в СССР система подоходного налога сочетала классный налог для упрощенных типов хозяйств и подоходный - для экономически более развитых хозяйств.

Налоговая реформа 1930-1932 г.г. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения.

В 1941 - 1960 гг. происходит частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. За 1941-1945 годы расходы Государственного бюджета СССР составили один триллион 146,8 миллиардов рублей, из которых чуть более половины - 50,8 процента составили непосредственно военные расходы. Что бы тратить, надо иметь. В предвоенный период система доходов бюджета основывалась на отчислениях от доходов предприятий и организаций. Оккупация значительной части страны, широкомасштабная эвакуация предприятий существенно подорвали этот источник. Потребовались новые дополнительные источники средств. И они были найдены. В создавшейся ситуации сразу выявился один резерв - население, на которое значительно возросли налоговые нагрузки, появились способы как добровольного, так и в определенной степени принудительного изъятия денежных средств и материальных ценностей.

Уже 3 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР были введены временные надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогу с населения. Хозяйствам колхозников и единоличников, в составе которых имелся один военнослужащий, размер надбавки понижался на 50 процентов. Если в хозяйстве имелось два и более военнослужащих, оно освобождалось от надбавки к сельхозналогу полностью. Размер надбавки к подоходному налогу с населения дифференцировался в зависимости от месячного заработка рабочих и служащих, а также от категорий плательщиков. Различались такие категории, как рабочие, служащие и приравненные к ним лица или прочие плательщики налога. Впрочем, надбавки к этим налогам были через полгода отменены в связи с введением с 1 января 1942 года военного налога. К его уплате привлекались все граждане, достигшие 18 лет. Ставки военного налога были отличались по категориям налогоплательщиков. Рабочие и служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом лица уплачивали военный налог в твердой сумме с учетом годового заработка. При заработке в 2400 рублей платилось 180 рублей в год, до 4800 - 360 рублей, колхозники и единоличники платили от 150 до 600 рублей с каждого члена хозяйства. Граждане, не имеющие самостоятельного дохода, уплачивали военный налог в размере 100 рублей. Что бы лучше представить размер налогов того времени, отметим, что среднемесячная зарплата рабочих по предприятиям промышленности составляла в 1944 году 573 рубля, инженерно-промышленного персонала - 1209 рублей. Но между отраслями с максимальной и минимальной оплатой труда разрыв в оплате труда увеличился в конце войны в три раза.

Читайте также: