В процессе кнп налоговая что значит

Опубликовано: 13.05.2024

Каждая организация и индивидуальный предприниматель независимо от размера бизнеса, штата сотрудников, системы налогообложения сталкивается с камеральной проверкой. Она проводится на основании сданной в ФНС заполненной декларации, расчетам и документам. Причем компания не получает уведомления от налоговой службы об аудитах.

Содержание статьи:

  • 1. Общее понятие
  • 2. Цели и сроки камеральной проверки
  • 3. Этапы проведения
  • 4. Что такое камеральная проверка декларации 3-НДФЛ
  • 5. Результаты аудита

Общее понятие

Если говорить простыми словами, то налоговая служба назначает камеральную проверку после того, когда организация, ИП или физическое лицо сдало в ИФНС декларацию о доходах за указанный период времени. Для контроля соответствия деятельности компании необязательно присутствие инспектора у налогоплательщика. Все действия по камеральной проверке проводятся в инспекции по месту регистрации предпринимателя и физлица. Частота назначения аудитов зависит от периодичности сдачи отчетности в ФНС.

Важно помнить, что существуют строго определенные сроки сдачи для каждого налогового сбора. Нарушение сроков подачи заявления более чем на 10 дней может привести к тому, что ФНС направит постановление о блокировке банковских счетов компании. Восстановление активов возможно только на следующий день после предоставления в налоговую инспекцию заполненной декларации и отчетности.

Камеральная проверка

Цели и сроки камеральной проверки

Основное направление налогового контроля — проверка правильности заполнения декларации. Также во время аудита сверяются данные предыдущих и текущих расчетов для установления факта переплат или недоимки. В рамках камеральной проверки могут проводить комплекс работ по другим статьям налогового контроля, запрашивать документы и информацию у третьих лиц.

Согласно общему положению аудит может длиться до 3 месяцев со дня подачи отчетности в ФНС. Декларация по НДС проверяется в течение 2 месяцев. При обнаружении признаков нарушений со стороны компании или физического лица налоговая служба вправе продлить период контроля. По истечению срока камеральной проверки инспекторы должны прекратить любые внешние действия, но могут продолжать составлять внутренние акты ФНС.

Этапы проведения

Все мероприятия, входящие в камеральную проверку, можно условно поделить на два этапа:

  1. Автоматизированный контроль. Он проходит без участия налоговых инспекторов. После загрузки данных декларации в информационную систему ФНС компьютер проверяет правильность заполнения отчета. Кроме того, полученные сведения «прогоняют» через базы автоматического контроля для перекрестного анализа. В ходе подобных действий могут обнаружить ситуации отсутствия перечислений в бюджет или другие нарушения.
  2. Углубленный анализ. Он проводится при наличии несоответствии данных в ходе камеральной проверки. Также расширенный контроль назначается, если в отчетности указаны льготы и сумма НДС к возмещению, при проведении ревизии по налогам на природные ресурсы.

Что значит камеральная проверка

Что такое камеральная проверка 3-НДФЛ

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, частные адвокаты, физические лица, которые хотят получить социальный и имущественный вычет по налогу, должны предоставить декларацию. В форме 3-НДФЛ указывают все доходы, которые были получены в течение отчетного года. Камеральная проверка проходит на тех же основаниях и условиях, как и для юридических лиц. Срок выполнения – 3 месяца со дня получения декларации в ФНС. В это время анализируют:

  • полноту и правильность заполнения документов;
  • корректность применения налоговых ставок и льгот;
  • соответствие текущих данных показателям других отчетов (например, справке 2-НДФЛ);
  • обоснованность применения вычетов.

Результат камеральной проверки

Результаты аудита

Если при проведении камеральной проверки инспекторы ФНС не нашли ошибки, то официально она завершается без отправления уведомлении. При выявлении нарушения в течение 10 рабочих дней оставляется акт, где подробно описываются выявленные неточности. Не позднее пятого дня отчет вручается налогоплательщику. Если он согласен с ошибками, то придется выплатить дополнительные начисления. Если подается уточненная налоговая декларация, то начинается новая камеральная проверка. При возникновении несогласий с недочетами, зафиксированными в отчете, в ФНС направляется возражение и документы, на рассмотрение которых дается еще один месяц.

Камеральную проверку проводят в отношении всех налоговых отчетностей, которые подаются в инспекцию. Поэтому при подаче документов следует тщательно их составлять, чтобы исключить недочеты и повторные аудиты.

Как и что проверяет налоговая

Чтобы контролировать, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство, сотрудники ФНС проводят выездные и камеральные проверки.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, камеральные — в офисе налоговой. Сотрудники ИФНС физически не могут «навестить» каждого, поэтому основная форма налогового контроля — камеральная проверка.

Что такое камеральная проверка

Правовая основа. Камеральную налоговую проверку проводят в соответствии с налоговым кодексом и письмами ФНС, которые уточняют отдельные моменты. Например, как налоговикам проверять уточненную налоговую декларацию.

Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.

Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.

Камеральные проверки проводят и другие госорганы, например Счетная палата или Таможенная служба. Они проверяют документы по своей части: таможенники изучают таможенные декларации, работники Счетной палаты контролируют траты бюджетных организаций.

ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.

Кто проводит проверку

Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.

Инспектор, получив отчетность от налогоплательщика, сразу начинает проверку — специальное разрешение на ее проведение от руководителя отдела ему не нужно. Можно сказать так: вы сдали документы в ФНС — все, камералка началась.

Виды камеральной проверки

Камеральная проверка может быть общей и углубленной.

Общая проверка показателей и расчетов. Данные отчетности, которая пришла онлайн, автоматически загружаются в ведомственную программу АИС «Налог-3» , которая их анализирует. Если отчетность принесли на бумажном носителе, сотрудник налоговой вводит данные в АИС вручную.

Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.

Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.

Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:

  1. Потребовать дополнительные документы с нужной ему информацией, например все договоры поставки сырья.
  2. Допросить свидетелей, например начальника какого-либо отдела компании.
  3. Назначить экспертизу: документов, бланков, оттисков печатей и штампов, почерковедческую и др.
  4. Привлечь специалиста, например переводчика для перевода документов на иностранном языке.
  5. Выехать по месту нахождения налогоплательщика, чтобы убедиться, что деятельность реальная: одежду шьют, хлеб пекут, кроликов выращивают.

При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.

Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.

Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.

Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.

На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.

По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.

Компания, которая подала декларацию по НДС, должна представить затребованные налоговой счета-фактуры , договоры и другие первичные документы, пропустить на территорию или помещение налогового инспектора, показать ему имущество.

Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчетность.

Повод для углубленной камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов.

Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной:

  1. Маленькая налоговая нагрузка у организации по сравнению с другими такими же компаниями из этой отрасли. Например, налоговая нагрузка для компаний, которые производят текстиль, — 8,1%. Если по данным отчетности фирмы получается, что налоговая нагрузка — 5%, это подозрительно.
  2. Убытки на протяжении нескольких налоговых периодов подряд. Цель создания любой фирмы — получение прибыли от деятельности. Если, например, организация три года не получает прибыли, а только убытки, налоговая может занервничать: почему участники не закрывают убыточную компанию?
  3. Значительный размер налогового вычета.
  4. Примерно одинаковые доходы и расходы у ИП.
  5. Маленькая среднемесячная зарплата у работников по сравнению с другими фирмами из этой отрасли.
  6. Миграция между отделами налоговых органов, то есть неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах из-за смены местонахождения налогоплательщика.
  7. Основа деятельности — работа с перекупщиками, если для этого нет разумных экономических причин. Например, фирма «АБВ» продает компьютеры и ноутбуки. Но закупают все эти товары несколько компаний, которые потом перепродают их «АБВ». Самой «АБВ» ничего не мешает закупаться компьютерами — так будет даже дешевле, но она почему-то пользуется услугами посредников. Это подозрительно.

Правила и порядок проведения

Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.

Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.

Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.

Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:

Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.

Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.

Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.

Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.

Камеральная налоговая проверка (КНП) – это проверка налоговым органом соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Она проводится по месту нахождения инспекции на основе налоговых деклараций; документов, представленных налогоплательщиком добровольно; документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у инспекции и документов, представленных по требованию инспекции.

КНП длится 3 месяца, этот срок начинает течь с момента подачи налоговой декларации.

Если до даты прекращения КНП подается уточненная декларация, проверка первичной декларации прекращается и начинается новая КНП. При этом срок проверки исчисляется заново со дня получения инспекцией уточненной декларации. Документы, полученные инспекцией ранее в рамках прекращенной КНП, могут быть использованы вновь при проведении новой проверки.

В ходе КНП инспекция может проводить следующие мероприятия налогового контроля:

  • Истребование документов.
  • Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц.
  • Допрос свидетелей.
  • Привлечение специалистов, экспертов, переводчиков.
  • Представление пояснений.
  • Осмотр предметов и документов.
  • Осмотр помещений и территорий (только в случае проведения КНП декларации по НДС).

Истребование документов является самым распространенным мероприятием налогового контроля. По закону инспекция вправе истребовать у налогоплательщика только те документы, которые обязательны при подаче декларации.

Например, при подаче налоговой декларации по НДФЛ, в которой заявляется вычет на обучение или лечение представляются платежные документы, а при подаче декларации в рамках "безналоговой" ликвидации - заявление об освобождении доходов от налогообложения и ликвидационный баланс.

Требование о представлении документов может быть:

  • Вручено лично под расписку.
  • Направлено по почте заказным письмом.
  • Направлено через личный кабинет налогоплательщика.

В требовании указывается какие именно документы, в какой срок и на основании какой именно статьи Налогового кодекса РФ налогоплательщику нужно представить.

По общему правилу нельзя повторно истребовать ранее представленные налогоплательщиком документы. Повторно инспекция может потребовать документы, если налогоплательщик представлял оригиналы документов, которые затем ему вернули или если представленные налогоплательщиком документы были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Копии документов налогоплательщик может:

Срок представления истребуемых документов - 10 рабочих дней со дня получения требования. Если налогоплательщик не успевает представить документы в срок, ему нужно обосновать причины задержки и указать новые сроки представления.

За отказ от представления документов или за несвоевременное их представление предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. В случае такого отказа или непредставления документов производится выемка.

Чтобы иметь подтверждение того, что документы представлены в полном объеме и в установленный срок, используется опись документов с указанием реквизитов всех представляемых документов.

При представлении документов по почте их направляют заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В случае представления документов в электронной форме в виде электронных образов (сканирование с сохранением реквизитов), они должны быть заверены усиленной электронной подписью налогоплательщика (его представителя).

Важно понимать, что налогоплательщик не обязан представлять документы в инспекцию во всех случаях, например, он не должен представлять документы:

  • По истечении трех месяцев со дня представления декларации, то есть за пределами срока проведения КНП.
  • Если законодательство в принципе не обязывает налогоплательщика иметь такие документы.
  • Если требование вручено способом, который не предусмотрен Налоговым кодексом РФ.
  • Если документы были представлены налогоплательщиком ранее.
  • Ошибки в декларации.
  • Противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах.
  • Несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у инспекции.

Необходимые пояснения нужно представить в течение 5 рабочих дней.

Для подтверждения достоверности сведений вместе с пояснениями налогоплательщик может подать дополнительные подтверждающие документы, которые он ранее не представлял. За непредставление или за несвоевременное представление пояснений предусмотрен штраф в размере 5 тыс. руб.

Налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

Результат КНП оформляется актом проверки только в том случае, если выявлено нарушение законодательства о налогах и сборах, а сам акт составляется в течение 10 рабочих дней после окончания КНП.

Сообщение налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании КНП законом не предусмотрено.

Если налогоплательщик представлял декларацию с целью получения налогового вычета, то инспекция принимает решение о возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ или об отказе в возврате НДФЛ. При подтверждении права на вычет и факта излишней уплаты НДФЛ сумму переплаты должны перечислить на счет налогоплательщика в течение 1 месяца со дня получения заявления о возврате излишне уплаченного налога или окончания КНП, если налогоплательщик представил заявление вместе с декларацией.

Важно понимать, что выездные налоговые проверки в качестве самостоятельной формы налогового контроля не зависят от выводов, сделанных в рамках камеральных проверок и являются самостоятельной формой налогового контроля.

Вера Клочко

В этой статье мы поговорим о том, что такое камеральная проверка, каковы сроки камеральной проверки, как узнать статус проверки декларации и что делать, если ваша декларация такую проверку не прошла.

Картинка на тему Сроки камеральной проверки 3-НДФЛ

Что такое камеральная налоговая проверка?

Камеральная налоговая проверка – это когда налоговый инспектор проверяет вашу декларацию и документы, которые вы предоставили, на соблюдение законодательства о налогах и сборах, на правильность расчета и заполнения данных.

Налоговый инспектор имеет доступ к различным базам данных и может проверить по ним корректность заполнения и точность указанной информации. Порядок камеральной проверки и ее длительность прописаны в Налоговом кодексе РФ (ст. 88).

  • в бумажном виде по почте с описью вложения;
  • лично по адресу нахождения инспекции;
  • в электронном виде через портал Госуслуг или через сайт ФНС России;
  • через специализированные онлайн-сервисы, такие как Налогия.

Что такое контрольные мероприятия разобрались, теперь выясним срок камеральной проверки декларации.

Сколько времени длится камеральная проверка?

Проверить вашу декларацию могут и быстрее, чем за 3 месяца, но как показывает практика лучше рассчитывать именно на этот срок.

Иногда срок проверки может быть продлен. Например, если инспектору потребуется дополнительная информация, выявлены расхождения в данных, поданных вами и полученными из других источников. Но продление контроля “открывается” только в исключительных случаях и на срок не более месяца.

Если вы подаете налоговую декларацию, чтобы получить налоговый вычет, то после контрольных мероприятий у инспектора есть:

  • еще 10 дней на вынесение итогового решения по контрольным мероприятиям и подтверждение налогового вычета
  • и дополнительно 30 дней для выплаты денег

Как узнать результаты камеральной проверки?

Статус камеральной проверки вы можете посмотреть в личном кабинете на сайте госуслуг или ФНС России.

Если в ходе контрольных мероприятий инспектор выявит ошибки, неточности или расхождения, он должен сообщить вам об этом. По закону инспектор высылает требование, в котором написано, что нужно сделать:

  • представить пояснения
  • внести исправления

В ходе камеральной проверки 3-НДФЛ специалист налогового органа может запросить у вас дополнительные документы или сведения, если он не будет уверен в расчетах их придется уточнить.

Если вы подаете уточненную налоговую декларацию (по требованию от инспектора), то срок камеральной проверки 3-НДФЛ по прошлой декларации прекращается и отсчет 3 месяцев начинается заново.

То есть с каждой уточненкой срок контрольных мероприятий фактически “продлевается”. Инспектор будет столько раз проверять вашу декларацию, сколько уточненных отчетов вы подадите.

О сроках рассмотрения деклараций 3-НДФЛ мы рассказали, теперь о том, что происходит, если в декларации выявлены нарушения.

Если в декларации обнаружены нарушения, то:

  • инспектор составить акт камеральной проверки в срок не позднее 10 рабочих дней с момента окончания ревизии
  • вам, как физлицу, этот акт вручат в срок не позднее 5 дней после составления
  • вы можете подать возражения на акт (у вас есть месяц для этого)
  • еще через 10 дней (максимальный срок) руководитель инспекции вынесет решение о привлечении вас к ответственности за нарушение налогового законодательства или о не привлечении к ответственности.

Теперь вы точно знаете, как долго длится камеральная проверка налоговой декларации, что будет после того, как она завершится и как отследить статус проверки.

Камеральная налоговая проверка

Рано или поздно любое бюджетное учреждение подвергается со стороны налоговых органов контролю за надлежащим исполнением законодательства о налогах и сборах. Порядок налогового контроля, осуществляемого налоговиками посредством различных мероприятий, установлен отдельной главой Налогового кодекса. Речь идет о главе 14 "Налоговый контроль". Ею определены мероприятия, которые налоговые органы вправе проводить в рамках налогового контроля:

- встречная налоговая проверка (абз. 2 ст.87 НК РФ);

- камеральная налоговая проверка (ст.88 НК РФ);

- выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ);

- участие свидетеля (ст.90 НК РФ);

- доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст.91 НК РФ);

- истребование документов (ст.93 НК РФ);

- выемка документов и предметов (ст.94 НК РФ);

- привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст.96 НК РФ);

- участие переводчика и понятых (ст.97, 98 НК РФ).

Следует отметить, что среди них основное место отводится налоговым проверкам - выездной и камеральной. Проведение встречных налоговых проверок, равно как и получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверок данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий являются, как правило, неотъемлемой частью мероприятий, проводимых при камеральной и выездной проверках.

На практике КНП носит массовый характер. На долю выездной проверки с учетом специфики ее проведения (большая трудоемкость) приходится лишь 1/5 часть всех налогоплательщиков. К тому же именно благодаря результатам КНП многие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговиков в целях осуществления налогового контроля посредством выездной налоговой проверки, так как объектом ее исследования являются "слабые места" и несоответствие данных в отчетности налогоплательщика, выявленные в ходе КНП.

Поэтому сегодня речь пойдет о порядке проведения налоговыми органами КНП, а также о наиболее интересных моментах, с которыми может столкнуться бухгалтер бюджетного учреждения при КНП.

Законодательные нормы КНП

К сожалению, ст.88 НК РФ, регулирующая порядок проведения КНП, не содержит конкретного определения камеральной проверки, а приводит лишь отличительные признаки КНП:

- КНП проводится в здании (то есть по месту нахождения) налогового органа на основании отчетности, представленной налогоплательщиком;

- камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (абз. 2 ст.88 НК РФ).

Сложившаяся арбитражная практика также подтверждает данный факт. Примером может служить Постановление ФАС ВСО от 27.09.05 N А33-5200/05-Ф02-4213/05-С1. В кассационной жалобе налогоплательщик указал на нарушение налоговиками ст.100, 101 НК РФ: так как решение о проведении КНП не принималось руководителем инспекции, акт проверки не составлялся, следовательно, налогоплательщик был лишен права внести свои возражения в акт проверки и принять участие в рассмотрении материалов проверки. Данный довод судом был признан несостоятельным, и налогоплательщику было отказано в признании недействительным решения налогового органа в части дополнительного начисления НДС, поскольку КНП проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Основная цель КНП - это осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Обратите внимание: в поле зрения налоговиков в целях проведения КНП попадают все налогоплательщики независимо от того, насколько "добросовестно" они ведут бухгалтерский и налоговый учет. Это объясняется тем, что в соответствии со ст.88 НК РФ проверке подвергаются все представленные налогоплательщиком налоговые декларации и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налоговиков.

Период и сроки проведения проверки

В соответствии с абз. 1 ст.87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Вместе с тем ст.87 НК РФ не ограничивает право налоговых органов на проведение указанных проверок за налоговые периоды текущего года (см. также п.27 Постановления ВАС РФ N 5*). Следует отметить, что положения указанной статьи распространяются в равной степени как на выездные, так и на камеральные проверки. Таким образом, в 2006 году КНП могут быть подвергнуты периоды деятельности налогоплательщика 2003, 2004, 2005 и 2006 годов.

Период налоговых проверок (три календарных года) связан со сроком исковой давности привлечения к ответственности налогоплательщика за совершение налоговых правонарушений, который также составляет три года (ст.113 НК РФ).

Однако налоговики иногда пытаются выйти за установленный налоговым законодательством срок и подвергают проверке деятельность налогоплательщика за налоговые периоды, превышающие три календарных года, которые предшествовали году проведения проверки. В данном случае налоговикам противостоят арбитражные суды. Примеры - постановления ФАС МО от 26.10.05, 24.10.05 N КА-А40/10445-05. В рассматриваемой ситуации налоговики попытались привлечь к ответственности налогоплательщика за деятельность, которая осуществлялась в 2000 году, хотя начало и окончание проверки приходятся на 2004 год. Суд, в свою очередь, отказал налоговикам, указав при этом, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, то есть 2001, 2002 и 2003 годы.

В соответствии с абз. 2 ст.88 НК РФ на проведение КНП налоговикам отводятся три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что началом КНП будет факт представления налоговой отчетности в инспекцию. Так, например, налоговая декларация, представленная налогоплательщиком 20 апреля, должна быть проверена налоговиками до 20 июля.

Окончанием проверки будет считаться либо соответствующая отметка налогового инспектора в налоговой декларации (расчете) о проведении КНП (в случае невыявления расхождений, ошибок и т.д.), либо вынесение решения руководителя налогового органа по результатам камеральной проверки (при наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения или неправильном исчислении налога). Поскольку ст.88 НК РФ не предусмотрено специального срока для вынесения решения по результатам КНП, такое решение должно быть принято в пределах периода проверки, то есть в течение трех месяцев (Письмо МФ РФ от 07.11.05 N 03-02-07/1-292, Постановление ФАС СКО от 11.01.05 N Ф08-6272/2004-2405А).

Обратите внимание: составление акта по результатам КНП налоговым законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем, на практике должностные лица налоговых органов, осуществляющие КНП, пользуются внутреннем документом - Регламентом проведения камеральных налоговых проверок* (далее - Регламент). В соответствии с п.1.4 Регламента налоговики обязаны провести КНП в течение 75 календарных дней со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности. При этом руководитель налогового органа либо его заместитель на основании служебной записки отдела камеральных проверок могут принять решение о продлении срока проведения КНП до трех месяцев в случае:

* Приказ МНС РФ от 21.08.03 N БГ-4-06/24дсп "Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализация их результатов".

- проведения КНП крупнейших и основных ("бюджетообразующих") налогоплательщиков;

- если при проведении КНП были выявлены противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства;

- необходимости проведения встречных налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля, предусмотренных гл. 14 НК РФ.

Следует отметить, что срок проведения КНП, установленный НК РФ, - в течение трех месяцев, не является пресекательным. Так, в соответствии с п.9 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 71* истечение срока проверки не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его взысканию в пределах сроков принудительного взыскания (в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога).

Как проводится налоговая проверка

Проанализировав положения ст.88 НК РФ, налоговики в Письме ФНС РФ N 06-1-04/648 пришли к выводу, что КНП должна проводиться в отношении всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками в налоговый орган (см. также п.1.5 Регламента), причем независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления. Следовательно, КНП начинается непосредственно после получения налоговым органом налоговой декларации или расчета, причем дополнительно о начале КНП налогоплательщик не информируется.

Таким образом, первое, с чего начинается КНП, - проверка факта представления налоговой отчетности.

Проверка факта представления налоговой отчетности

Налоговая декларация должна представляться в инспекцию либо на бумажном носителе, либо в электронном виде. Причем декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи (п.2 ст.80 НК РФ).

Налогоплательщики зачастую попадают в ситуацию, когда представители налоговых органов (инспекторы отдела по работе с налогоплательщиками) отказываются принимать налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность на бумажном носителе, требуя ее представления в электронном виде. Однако такое требование налоговиков неправомерно, и вот почему.

По мнению автора, из комплексного анализа ст.13, 15 Закона N 129*, ст.80 НК РФ, Порядка предоставления налоговой декларации в электронном виде** и Методических рекомендаций*** следует, что бухгалтерская отчетность и налоговые декларации составляются и представляются в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика в установленной форме на бумажных носителях. И лишь при наличии технических возможностей налогоплательщик может представить бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации в электронном виде в соответствии с действующим законодательством.

К тому же Минфин в Письме от 02.12.05 N 03-01-10/9-480 придерживается аналогичной точки зрения. Данное письмо - результат обращения налогоплательщика в Минфин с жалобой на местную налоговую инспекцию, которая потребовала представить декларации по НДС в бумажном и электронном виде и заполнить специальную электронную форму, в которой дублировалась информация из приложенных бумажных документов. Рассмотрев жалобу, специалисты Минфина указали на то, что работники налоговых органов не вправе требовать налоговую отчетность в электронном виде (на дискете).

В случае если налогоплательщик направляет в налоговые органы декларации и бухгалтерскую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, обязанности представлять бумажные экземпляры отчетности у него не возникает. При этом налоговики должны передать налогоплательщику квитанцию о приемке отчетности в электронном виде. При передаче налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговая и бухгалтерская отчетность, которая поступила в налоговый орган по почте, после регистрации в отделе финансового и общего обеспечения в тот же день должна передаваться в отдел работы с налогоплательщиками для дальнейшей обработки и регистрации. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата ее почтового отправления с описью вложения (п.2 ст.80 НК РФ). Это также подтверждается арбитражной практикой. Так, в Постановлении ФАС ЦО от 20.07.05 N А54-280/05-С2 рассмотрена ситуация, в которой налоговики попытались привлечь налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление отчетности, направленной по почте. Позиция налоговиков основана на том, что, поскольку в налоговой отчетности (декларации по НДС) налоговым инспектором датой представления документа указано 21 июля (срок, установленный налоговым законодательством, - не позднее 20-го числа), он имел в виду дату отправки документов по почте. Однако суд в данной ситуации занял позицию налогоплательщика. Сославшись на п.2 ст.80 НК РФ, арбитры указали, что доводы налоговиков не заслуживают внимания, так как данный факт (несвоевременное представление налоговой отчетности) не подтвержден доказательствами.

Обратите внимание: получая заказную корреспонденцию с уведомлением, налоговики при проведении КНП придираются к тому, что на описи вложения отсутствует штамп почты, и в некоторых случаях пытаются привлечь налогоплательщиков к ответственности по ст.119 и 126 НК РФ. Следует отметить, что согласно правилам отделений связи с описью отправляют только ценные письма, однако в отличие от заказных писем их надо получать на почте. Поэтому налоговики в силу своей загруженности, как правило, за ними не приходят. Анализ сложившейся арбитражной практики по данному вопросу позволяет сделать вывод, что шансы налоговиков отстоять свою правоту в суде невелики. Более того, при разрешении споров в подобных ситуациях судьи утверждают, что отсутствие описи вложения не может являться основанием, свидетельствующим о непредставлении в налоговый орган той или иной отчетности. Примером может служить Постановление ФАС ВСО от 30.11.05 N А33-8372/05-Ф02-5419/05-С1, в котором налоговикам было отказано в привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ. Из материалов дела видно, что налогоплательщик своевременно (в установленные законодательством о налогах и сборах сроки) представил в налоговый орган по почте налоговую отчетность, о чем свидетельствуют уведомление о вручении документов и квитанция почтового отправления. Однако налоговики вернули отчетность налогоплательщику по причине отсутствия описи вложения. Суд с этим не согласился, указав, что из текста ст.119 НК РФ не следует, что при направлении декларации заказным письмом по почте отсутствие описи вложения является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговой декларации. Следовательно, довод налогового органа о том, что отсутствие описи вложения является обстоятельством, свидетельствующим о непредставлении налоговой декларации, следует считать неправомерным (см. также Постановление ФАС ВСО от 03.10.05 N А33-8354/05-Ф02-4800/05-С1).

Отчетность на бумажных носителях от налогоплательщиков или их представителей принимается сотрудниками отдела работы с налогоплательщиками. При этом на каждом документе принятой налоговой декларации (титульном листе) проставляются сведения о ее представлении в налоговый орган. В случае сдачи налоговой декларации и бухгалтерской отчетности налогоплательщиком лично (через представителя) на вторых экземплярах (экземплярах налогоплательщика) налоговый орган по просьбе налогоплательщика проставляет отметку о принятии декларации и дату ее представления.

Обратите внимание: в Постановлении ФАС ВСО от 11.10.05 N А19-31874/04-24-Ф02-4954/05-С1 рассмотрена ситуация, когда налоговики по результатам КНП пытались привлечь организацию к ответственности по п.1 ст.119 НК РФ за непредставление декларации по налогу на прибыль. Причем налогоплательщик декларации не сдавал и документы в налоговый орган не представлял, а КНП была проведена в связи с поступившей из внешних источников информацией. В данной ситуации суд отказал налоговому органу во взыскании штрафных санкций за непредставление декларации по налогу на прибыль, указав при этом, что, поскольку налогоплательщик декларации не сдавал и документы не представлял, у налогового органа в соответствии со ст.88 НК РФ отсутствовали основания для проведения КНП (см. также Постановление ФАС ВСО от 16.08.05 N А19-8870/05-20-Ф02-3888/05-С1). Следовательно, принятое по результатам такой проверки решение не порождает в отношении налогоплательщика никаких правовых последствий и является недействительным. К тому же п.1 ст.119 НК РФ предусмотрен штраф, начисленный исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании налоговой декларации, а не из суммы налога, исчисленной налоговым органом исходя из информации о доходах налогоплательщика, полученной из внешних источников.

Камеральная проверка отчетности (этапы ее проведения)

Камеральную проверку отчетности, представляемой налогоплательщиком в налоговый орган, можно разделить на несколько этапов.

1. Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством.

Данная проверка осуществляется сотрудниками отдела работы с налогоплательщиками.

Читайте также: