В первой четверти 18 века в россии вводится новая система сбора налогов

Опубликовано: 20.09.2024

// Финансы и кредит. 2007. № 20 (260).

Основные компоненты налогообложения пред­ставляли собой единицу обложения, систему сбора налогов и совокупность налогов и повинностей, которые имели тенденцию к росту из года в год. Рост прямых налогов наряду с эксплуатацией монетной регалии и увеличением косвенного обложения были главными источниками наполнения казны. Увели­чение поступлений от прямых налогов достигалось двумя путями: 1) повышением налоговой ставки; 2) увеличением числа налогов. Поскольку к последней мере правительство прибегало чаще, то повинности и налоги отличались своей многочисленностью от двух до четырех десятков. Все разнообразные налоги можно разделить на две части: постоянные («окладные») и экстраординарные («запросные»). Почти все они включались в общегосударственную бюджетную ведомость — Табель.

Среди постоянных налогов можно выделить 4 основные группы. В первую группу входили на­логи, сохранившие старое название «приказные» и действовавшие весь период существования при­казов до введения коллегий. К ним можно отнести ямские и полоняничные деньги, взимавшиеся по 5 копеек с помещичьих и по 10 копеек с церковно- монастырских крестьян. С 1705 г. появились «дра­гунские» деньги, называемые «полуполтинными», так как с каждого крестьянского двора взимали по 25 копеек. Вторую группу составляли налоги, введенные специально в связи со строительством Санкт-Петербурга. К третьей группе относились сословные налоги, собираемые с отдельных кате­горий плательщиков, кроме помещичьих крестьян. Их платили церковно-монастырские и дворцовые крестьяне, посадский люд, черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных окраин. К четвертой группе постоянных налогов относились региональ­ные, местные налоги.

Экстраординарные налоги можно свести к 3 группам. К первой группе относились провиант­ские и фуражные деньги, шедшие на нужды ар­мии. Во вторую группу входили сборы на поставку рекрутов и лошадей. Каждый рекрут обходился податному населению не менее чем в 100 руб. За игнорирование этого налога или нарушение правил поставки взимались очень большие штрафы. Так, в 1719 г. величина штрафов достигла 939 тыс. руб., в то время как сумма всех постоянных налогов со­ставила 1,4 млн руб. Третью группу составляли отработочные повинности. К ним можно отнести сборы, связанные со строительством новых горо­дов, укреплений, каналов, дорог. Сюда же относи­лись деньги на заготовку и сплав леса, содержание мастеровых, а также работа приписных крестьян на промышленных предприятиях. Фактически экстраординарные налоги превращались из вре­менных в постоянные, а отработочная повинность в денежном выражении значительно превышала размер подворного налога.

Финансовое напряжение требовало строго взимать все недоимки с тяглых людей и изоб­ретать все новые налоги, подчас невероятно обременительные и разорительные. Для этого в государстве существовали специальные люди «прибыльщики», в задачу которых входило «сидеть и чинить государству прибыль».

Власть вводила бесчисленное количество нало­гов специального назначения: на приобретение се­дел, лошадей, амуниции, строительство кораблей, подводы и провиант. Экспроприации подверглось банное дело. Частникам запретили строить бани, а все имеющиеся превратили в казенные с последу­ющей сдачей на откуп. Впоследствии частные бани вернулись. С них полагалось уплачивать налогов на сумму не менее 3 алтын в год. Наступление на частную жизнь москвичей выразилось в издании указа о строительстве в центре Москвы только каменных строений, причем фасадом не во двор, а на улицу. Владельцы дворов, не имеющие средств на строительство каменных домов, обязаны были их продать. Вскоре в связи с закладкой Санкт-Пе­тербурга каменное строительство в Москве была запрещено вовсе, кроме Кремля и Китай-города. В 1705 г. был введен очередной специальный налог. На государственный учет поставили все дубовые гробы (колоды) и начали продавать их в монастырях в 4 раза дороже, чем прежде. Это был налог на соблюдение старинных обычаев и благо­честивых обрядов, особенно больно ударивший по староверам. Во время правления Петра I борьба с раскольниками — главными противниками офи­циальной церкви — превратилась в полицейскую акцию, проводимую государством. Был установлен строгий подушный учет раскольников мужского и женского пола. Все они облагались двойной податью. В этом правительство видело важное средство борьбы с расколом. Перед ними был вы­бор: либо признать официальную церковь, либо платить двойной налог. При этом следовало придти в Приказ церковных дел и заявить о себе и своих домочадцах. Если же кто не придет и уличен будет, то его ждало жестокое гражданское наказание, двойной оклад и двойной штраф.

Не менее тяжелым был налог на ношение русской одежды и бороды. За ношение русского платья со всех, кроме крестьян, брали 13 алтын, 2 деньги с пешего и 2 руб. с конного. За ношение бороды служилые, приказные и посадские платили по 60 руб. в год, гости и богатые купцы — по 100 руб. в год, боярские люди и ямщики — по 30 руб. в год, крестьяне по 2 деньги при въезде и выезде из города. Заплатившему налог давали медный знак, который он должен был предъявлять по первому требованию.

Народ, задавленный непомерными налогами и натуральными повинностями, начал проявлять недовольство. Сначала это выражалось в много­численных попытках уклонения от новых служб и повинностей. Введение рекрутской системы вызвало побеги крестьян, отданных в солдаты. От рекрутчины освобождались только духовенство и купечество, которое взамен за каждого рекрута пла­тило 100 руб. Правительство жестоко расправля­лось с уклонистами. За побег полагалась смертная казнь не только солдата, но и тех, кто его укрывал и знал о побеге, но не донес. Поскольку побег носил массовый характер, то закон смягчили. Из трех беглых солдат вешали одного, а двух других били кнутом и ссылали на каторгу. Бесконечные тяготы и жестокие наказания вызвали в народе ропот и раздражение, переросшее в открытый мятеж сна­чала в Астрахани (1705 г) и Поволжье, а затем на Дону (1708 г.).

Важными звеньями единой цепи контроля, со­зданными Петром I, были прокуратура и фискалитет. Фискалы («фиск» означает казна) учреждались для надзора за сенатским управлением, и поначалу этот термин не имел того одиозного толкования, которое он приобретет позднее. В обязанности фискала входило тайное наблюдение и сообщение о злоупотреблениях, казнокрадстве, взяточничестве и хищениях должностных лиц. За правильный до­нос фискал получал половину штрафа, налагаемого на провинившегося. Ошибочный донос в вину не ставился. Фискалитет имел четкую структуру. При Сенате состоял генерал-фискал с четырьмя помощ­никами — обер-фискалами; в губерниях — труди­лись провинциал-фискал с тремя помощниками, а в городах два или три городовых фискала. Улуч­шению работы власти должно было содействовать введение в 1713 г. при губернаторах советов из ландратов. Ландраты назначались по представ­лению Сената из среды местных дворян в целях охраны населения от злоупотребления властью.

С 1714 г. должности ландратов стали выборными. Постепенно органы фиска перестали удовлетворять власть, так как они констатировали служебные преступления и реагировали на совершившийся факт, а не предупреждали их. Необходимость в предупреждении злоупотреблений заставила Петра I по французскому образцу ввести институт прокуратуры.

Причины ликвидации подворной системы обложения

Подворное обложение, пришедшее на смену по­земельному, было введено при царе Федоре Алексее­виче (1676—1682).Этот вид прямого налога просущес­твовал в России до 1719 г

Задача разработки и проведения податной реформы диктовалась необходимостью проведе­ния унификации системы, ликвидации архаизма, неравномерности и пестроты повинностей. Но это были не единственные и не самые главные причины. Важным обстоятельством явился тот фактор, что принцип обложения по дворам пе­рестал соответствовать социальной политике властей и обеспечивать возросшие потребнос­ти армии. По смете 1710 г., военные расходы составили 3 млн руб., а прочие траты казны — 800 тыс. руб.: войско поглощало около 78 % всех бюджетных расходов. При этом сумма доходов не превышала 3 млн 134 тыс. руб. Ежегодный дефицит составлял 700 тыс. руб. и восполнялся экстраорди­нарными средствами. Решение проблемы со­держания армии в мирное время повлекло за собой проведение реформы податного обложения. Тем более, что царь не намеревался сокращать огром­ную армию после окончания Северной и Персид­ской войн и сворачивать программу строительства военно-морского флота. Численность регулярной армии в мирное время не уменьшилась, а возросла со 106 тыс. человек в 1711 г. до 121 тыс. человек в 1721 г. В военный период армия обеспечива­лась за счет экстраординарных налогов и повиннос­тей, насильственных изъятий провианта, фуража, транспорта у граждан своей страны и населения других стран. В мирное время армию стали активно использовать на крупных стройках — крепостей, ка­налов, гаваней, фортификационных сооружений. От собираемости податей зависела дальнейшая судьба регулярной армии. Необходимость решения проблемы долговременного содержания большой армии в мирный период заставила обратиться к проведению реформы податного обложения. Тес­ная связь военной организации регулярного типа с налогообложением крестьян наложила отпечаток на содержание и характер предстоящей податной реформы. Она проходила с 1719 по 1724 г.

Разработка и этапы проведения податной реформы

Суть военной податной системы состояла в том, что вместо десятков различных мелких налогов и повинностей вводился единый прямой денежный налог, шедший непосредственно на нужды армии. Подушный налог собирался со всех душ «мужеска полу», записанных в списки (сказки). Полки ре­гулярной армии размещались среди крестьян тех податных округов, с которых они получали деньги на содержание. Идея такого размещения была заимствована Петром I из шведского опыта. Это убыстряло процесс перекачки денег из карманов крестьян в полковые кассы, так как упразднялись промежуточные финансовые звенья.

Разработанный план податной реформы вклю­чал в себя последовательное проведение следующих мероприятий: перепись населения, проверку подан­ных населением списков (сказок), раскладку полков по душам мужского пола. Подушные переписи проводились с широким привлечением армии. До 45 % армейских офицеров участвовало в проведении реформы. Подробная инструкция о проведении пе­реписи населения содержалась в Указе от 22 января 1719 г Этой процедуре подвергались все категории сельского населения. При этом специально указы­вались территории, население которых в перепись не входило. К ним относились жители Прибалтики, инородцы юго-восточных земель и Сибири, а также горожане. В 1720 г уточнили, что в перепись не входят окраины Астраханской губернии, г Гурьев, тверское и яицкое казачество, а также некоторые территории юга Азовской и Киевской губерний. В переписные сказки включались все мужчины от младенцев до стариков с указанием имени и возраста. Спе­циальное положение указа перечисляло наказания, которые полагались за сокрытие истинных данных. Наказания отличались суровостью: от смертной каз­ни до кнута и сдачи в рекруты.

В начале 1719 г. одна тысяча экземпляров Указа о переписи была разослана по губерниям. В 1718 — 1721 гг во всем государстве была произведена пере­пись податного населения.

Второй этап реформы, который состоял в проверке данных переписи 1719 — 1721 гг., начал­ся с 1722 г. Он получил название «свидетельство душ мужеска пола» и состоял в уточнении числа плательщиков подушного налога. Суммарные подсчеты Е. В. Анисимова позволяют сделать вывод, что из 8,2 млн. душ мужского пола, составлявших население России, в подушный оклад было положено не менее 5,8 млн., или 71 %. Почти три четверти мужского населения Российской им­перии было охвачено системой подушной подати в результате осуществления податной реформы.

Новая система содержания и размещения армии имела как минимум три особенности. Во-первых, система была рассчитана на длительное содержание армии в мирный период. Во-вторых, прослежи­валась тесная связь между системой содержания армии и характером податной реформы. Деньги, взимаемые с крестьян, поступали на содержание полков. В-третьих, содержание полков за счет крес­тьян определенной губернии позволяло эффективно контролировать сбор денег, оперативно собирать недоимки и гасить социальные взрывы.

Податная реформа Петра I стала важным со­бытием в финансовой истории страны. С одной стороны, она стала логическим продолжением налоговой реформы XVII в., так как преследовала усиление налоговой тяжести и увеличение числа категорий податного населения. С другой стороны, она явилась новым словом в налоговой политике, так как привела к изменению системы прямых налогов. В ходе реформы произошла не только унификация финансов, но и увеличение бюджет­ных поступлений. Изменились не только размер и единица обложения, но и система сбора налогов. Тщательная перепись всего населения страны в ходе податной реформы сблизила ее финансовую направленность с социальной. Четкое определение правового положения и податного статуса всех категорий населения являлось важной задачей ре­формы. Прикрепление к тяглу и строгий контроль за налогоплательщиками послужили основой для установления жесткого полицейского режима в стране. Введение паспортов и строгая регламента­ция повседневной жизни консервировали позиции абсолютистской монархии и господство класса дворянства в обществе. Подушная подать не имела никакого экономического обоснования, так как представляла собой налог не на землю или труд, а скорее за возможность труда. Она стала неисчерпа­емым источником дохода казны. В результате вве­дения подушной подати, развития ремесла и роста производительности труда финансы государства увеличились в три раза и составили 9 млн. руб. по сравнению с 1,5 млн. руб. начала царствования и 3 млн. руб. в 1711 г. Замена многочисленных мелких сборов и повинностей единым денежным налогом на основе подушной подати явилась долговремен­ным нововведением. Система подушного налога продержалась в России на протяжении 160 лет, до середины 80-х гг. XIX в. Она, с одной стороны, ско­вывала самостоятельность и инициативу крестьян, а, с другой, — способствовала консервации отста­лых форм социально-экономической жизни.


Налоговая реформа Петра I – это комплекс преобразований системы сбора налогов, главным результатом которых стало введение основного налога, получившего название – подушная подать.

Причины и предпосылки налоговой реформы Петра I

  • Государству требовалось огромное количество денежных средств на ведение Северной войны со Швецией
  • Пётр I стремился как можно быстрее построить флот
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик производились за казённый счет
  • Создание и поддержание регулярной армии предполагало необходимость пересмотра принципов налогообложения с

Причины проведения реформы

Во время восхождения на престол Петра І, Россия переживала не лучшие времена.
• Промышленная отрасль была недостаточно развита, чтобы обеспечивать страну всем необходимым.
• В социальном и культурном плане государство заметно отставало от Запада.
• Россия не могла развивать внешнеэкономическую деятельность, так как не имела выхода к морю и своего флота.
• Внутри страны между боярами и дворянами постоянно возникали конфликты.
• Армия не имела хорошего вооружения и достаточной подготовки. Россия могла стать легкой добычей для внешних врагов, которые постоянно посягали на ее независимость.
Все это привело к необходимости масштабного реформирования во всех сферах деятельности государства.
Петром была проведена реформа органов управления государством, церковная реформа, преобразования коснулись культуры, быта, образования, была реорганизована армия.
Однако укрепления армии, участие в Северной войне (с целью получить выход к морю), создание флота, привело к огромным денежным затратам. Старая финансовая система не соответствовала потребностям развивающегося государства. Расходы стали превышать доходную статью бюджета. Налоговая система не справлялась со своей функцией.
Царь-реформатор не мог ждать, когда развитие экономики станет приносить прибыль в государственную казну. Военная кампания требовала постоянных финансовых вливаний.
Налоговая реформа должна была стать выходом из финансового кризиса.

Финансовая реформа

В 1704 году Петр проводит финансовую или как её еще называют денежную реформу. в итоге главной денежной единицей становится копейка, была введена новая система налогов, подушная подать, заменила подворное обложение.

В итоге государственная казна значительно увеличилась, но при этом население заметно обнищало, а доходы, предназначенные для казны, часто разворовывались.

С 1704 году друг за другом в России вводились различные налоги – поземельный, ледокольный, на покос сена, с варки пива и т.п., так появилось около 40 разных налогов.

Историческое значение реформы

Несмотря на то, что налоговая реформа Петра І была не совершенна, и легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения, она стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие. В результате реформирования, налоговая система существенно изменилась.
Введенный единый налог – подушная подать, заменил множество мелких сборов, увеличил число налогоплательщиков, и действовал в России на протяжении 150 лет.
Новая налоговая система дала возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Появление постоянного налога позволило правительству более точно формировать бюджет.
Во второй половине пребывания Петра І на Российском престоле, несмотря на огромные затраты на содержание армии, государство смогло обходится собственными доходами.
Петр І занимался проведением реформ всю свою жизнь и некоторые из них так и не смог завершить.

Первая реформа приказов

Необходимость постоянного содержания регулярной армии и флота привела к реформированию в сфере приказов. Был учреждён Военный приказ, объединивший прежние Иноземский и Рейтарский приказ; Приказ артиллерии, Преображенский приказ, ведавший устройством Преображенского и Семёновского полков; Адмиралтейский приказ и Военно-морской приказ, ведавший иностранным персоналом русского флота. Это привело к некоторому увеличению государственной казны.

Оценка налоговой реформы


Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.

Что касается соотношения разных частей государственного дохода, — главный тон переменам в их процентных отношениях давало в 1701 г. чрезвычайное увеличение реального дохода, а именно, прибыли от монетной операции. В 1724 г. абсолютная цифра этого дохода увеличивается благодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает; и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только что введенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений, тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы не составляли и трети (31%) их.




Подушная подать

Подушную подать ввели в 1724 году, этим налогом облагались мужчины всех возрастов, принадлежащих к податному сословию, ставки налога были разными, так государственные крестьяне вынуждены были платить больше, чем крепостные. Похожий сбор существовал еще в Древнем Риме и назывался «capitatio», во многих странах потерял распространение еще к началу XX века в связи с появлением подоходного налога.

Подушная подать – такая форма налога, при которой он взимался в одинаковом размере с каждого подлежащего налогообложению человека, по результатам переписи.

Самая первая ставка составляла 80 копеек с каждой души раз в год и в дальнейшем снижалась до 74 копеек, а после до 70 копеек в год в связи с улучшением охвата населения с помощью переписи. Изначально купцы также должны были платить, но в 1775 году подать для купцов была заменена процентным сбором с объявленного капитала.

В последующие годы инфляция и увеличение расходов государства привели к увеличению подушной подати в 1794 году до 1 рубля.

В XVIII веке подушная подать составляла 50 % всего государственного дохода, в 1866 году, кроме Бессарабии и Сибири, подать перестали взимать с мещан и цеховых. В 1867 году размер подати зависел от местности – от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки, такие сложности со сбором подушной подати привели к тому, что вскоре это налог перестал существовать, единственным местом в России, где налог взимали до 1897 года — была Сибирь.

Усиление налогового гнёта

Расходы продолжали расти. Поэтому Пётр прибегнул к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие только возможно было обложить. Для этого в 1705 году было учреждено новое ведомство — Ингермандландская канцелярия во главе с А. Д. Меншиковым. В результате появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конюшни и площадки, где производился торг лошадьми. Продолжали брать пошлину со старообрядцев за право ношения бороды, брали с них двойной налог за приверженность к старым обрядам, обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на изготовление гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги. Всего с населения взималось до 30 различных налогов.

Введение подушной подати

С 1716 года Пётр снова серьёзно занялся вопросами финансовой политики и экономики. В 1716—1717 годах на политику царя оказывали значительное влияние идеи меркантилизма. Это выразилось прежде всего в создании новых мануфактур и разработке естественных богатств страны — полезных ископаемых.

Наряду с этими проблемами снова был поднят вопрос о более тщательном подсчёте количества налогоплательщиков. Очень волновал вопрос резкого снижения населения страны, которую показала перепись 1710 года. Однако в дальнейшем выяснилось, что основной причиной «демографического кризиса» в стране стало простое стремление налогоплательщиков избежать налогового гнёта. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков. Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы — введению единой подушной подати, при которой учитывалось всё мужское население. Мысль о такой реформе была не новой. Ещё царевна Софья желала осуществить реформу податного обложения, заменив подворную подать подушной. При Петре I эту идею отстаивал обер-фискал Алексей Нестеров. Он считал, что налогообложение, основанное на подворной подати, само по себе несправедливо: в одних дворах могло жить по 20-30 человек, а в других — 5-10. Для последних налоговый гнёт значителен, так как у них меньше рабочих рук. Поэтому Алексей Нестеров предложил собирать подати, сборы и повинности не со дворов, а с рабочих душ. В дальнейших предложениях предлагалось ввести особую полицию и паспортную систему в деревне, что значительно уменьшило бы побег крестьян.

Все проекты советовали, во-первых, подсчитать всё мужское население страны без различия возраста, во-вторых, подсчитать требуемую казне сумму, кроме кабацких и таможенных сборов, в-третьих, определить количество сборов с каждого человека путём деления суммы доходов на количество душ.

Большое влияние на введение подушной подати в России оказала налоговая системы европейских стран, прежде всего Франции. 26 ноября 1718 года указом Петра I была начата перепись населения. В январе 1720 года Пётр распорядился производить перепись не только крестьянского населения, но и дворовых людей, холопов и церковников.

С января 1722 года было начато распределение полков в губерниях и также ревизия — пересмотр переписи. Для производства ревизии по губерниям были разосланы генералы с прикомандированными к каждому офицерами, которые и должны были произвести пересмотр переписи на месте. Эта работа была закончена только в 1727 году, но уже в 1724 году было выяснено общее число податного населения: его оказалось 5 570 458 против 2 874 685 человек по переписи 1710 года. В 1724 году было назначено брать по 80 копеек с души, но в 1725 году эта цифра была снижена до 74 копеек, а после смерти Петра — до 70 копеек. Эти суммы были определены из потребностей ежегодного содержания армии (4 миллиона рублей) и флота (2,2 миллиона рублей). Сверх того, государственные крестьяне, которые не платили оброка владельцам, были обложены дополнительным сбором в 40 копеек. Посадское население должно было платить государству 1 рубль 20 копеек. Таким образом, подушная подать способствовала увеличению доходов государства по сравнению с доходом от прежнего сбора.

Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные социальные последствия, распространив податную повинность на ранее свободные от податей категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, а новорождённые не включались.

Монополизация

1705 год в финансовом отношении был особенно тяжёлым для Петра I: происходило переустройство армии, формировались драгунские и новые пехотные полки, шла полным ходом перестройка балтийского флота. Поэтому введение новых монет и налогов не могли полностью решить финансовых проблем. Тогда Пётр монополизировал торговлю некоторыми товарами — государство присвоило себе исключительное право торговать ими как внутри страны, так и с иностранными купцами. Указом 1 января 1705 года была монополизирована продажа соли, её стали продавать вдвое дороже той цены, по которой соль доставляли в казну подрядчики. Цену на соль установили в среднем 10 ½ копеек за пуд. Кроме того, была монополизирована продажа алкоголя, дёгтя, мела, рыбьего жира, ворванного и квашеного сала, щетины. Была значительно расширена торговля казёнными товарами.

Пётр I также распорядился перевозить за границу часть казённых товаров и там продавать, чтобы на вырученные деньги покупать иностранные товары. Всей этой казённой торговлей с 1705 года управлял Дмитрий Соловьёв. В главнейших торговых городах Европы были учреждены должности особых торговых агентов, которые продавали русские казённые товары и исполняли требования русского правительства по закупке иностранных.

Финансовое хозяйство и губернии

Для лучшего удовлетворения военных нужд Пётр I передал финансовое хозяйство учреждённым им в 1708 году губернаторам. Эта мера значительно подорвала значение Ратуши как центрального финансового ведомства. В 1710 и 1711 годах Пётр созвал съезды губернаторов, воевод и бурмистров по городам. На этих съездах были выяснены и разработаны основы нового финансового устройства страны по губерниям. В результате нового устройства перестали существовать Ратуша и последние приказы, которые ведали отдельными местностями страны. Основной чертой новой финансовой организации было распределение содержания полков по губерниям. При этом губерния должна была поставлять не только деньги, но и рекрутов. При каждом полку находился комиссар от губернии, содержавший этот полк.

Составление табелей

В 1710 и 1711 году были составлены табели, то есть росписи всех расходов с указанием, какой расход доходами какой губернии должен покрываться, или какая часть губернского сбора должна идти на покрытие какого расхода. Но на практике мера не могла быть осуществлена, так как табель, определявшая чуть ли не каждому губернскому сбору своё назначение, могла выполняться только тогда, если бы каждая отдельная сумма сразу же после сбора её посылалась туда, куда была определена для израсходования.

Замена серебра медью

Так как денег в казне и при новом устройстве хозяйства не хватало, то нехватку старались покрыть старыми средствами — перечеканкой монеты. С 1711 года была прекращена чеканка мелкой серебряной монеты, её заменили медью. Казённые же платежи взимались серебром. В результате к последним годам жизни Петра I медные монеты полностью вытеснили из обращения мелкое серебро, из-за чего создавались большие неудобства при расчётах. За полвека до этого попытка введения медной монеты привела к Медным бунтам, в результате которых от идеи замены серебра медью правительство вынуждено было отказаться. Теперь же, в условиях более сильной государственной власти, эта мера не вызвала противодействия со стороны населения.

Проекты выхода из финансового кризиса

Ещё с 1710 года Петру стали поступать различные проекты путей выхода из финансового кризиса. Один из первых таких проектов принадлежал Савве Рагузинскому. Он подчёркивал, что назначение новых налогов с крестьянства приведёт к тому, что земля останется без крестьян. Рагузинский предлагал увеличить казну путём разных финансовых операций: займа внутри страны и за границей или путём введения налогов, которым бы облагалось платёжеспособное население страны, а не разорённые крестьяне. Автор также высказывал мысль о двойном увеличении обложения земли в городах, но эту тяготу, которая пала бы на торгово-промышленное сословие, можно было бы облегчить, дав больше свободы в торговле: оставив соль, вино, табак, поташ, соболей в казённой продаже, всё остальное предлагалось отдать на волю. Пётр воспользовался кое-какими указаниями этого проекта, разрешив торговлю всем и став советовать младшим детям в дворянских семьях заниматься торговлей и промыслами. Это, конечно же, вызвало недовольство купечества.

В других проектах правительству рекомендовалось обратить особое внимание, во-первых, на торговлю казёнными товарами, число которых предлагалось ограничить, во-вторых, на косвенные налоги.

 История налогообложения в России ( первая четверть 18 века)

Описание презентации по отдельным слайдам:

История налогообложения в России ( первая четверть 18 века)

Экономическая программа Петра I была подготовлена предшествовавшим ходом развития русского государства, и ее содержание определялось реальными условиями жизни того времени, потребностями экономического прогресса.

Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов.

Были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Петр учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых изобретать новые источники доходов казны.

Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, налог на бороду, на дубовые гробы, на государственные бумаги и другие.

Расширилось число и косвенных налогов: рыбные, медные, медовые, конские, банные. К 1724 году в России насчитывалось около 40 различных налогов.

Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать.

В то время появился указ о введении в государстве гербовой, или орленой, бумаги. Теперь все частные акты, сделки на куплю-продажу земли, челобитные, крепостные заемные документы должны были составляться не на обычной бумаге, а на бумаге, в правом углу которой помещался герб - двуглавый орел. Наличие герба значительно удорожало бумагу. Однако цена на нее устанавливалась дифференцированно и зависела от суммы, на которую заключалась та или иная сделка. Если акт оформлялся на сумму менее 50 рублей, то стоимость бумаги составляла 4 копейки. Если сделка оформлялась от 50 рублей и выше, то сумма сбора уже оценивалась в 10 копеек.

До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью всё мужское население. Подушная подать

5 сентября 1698 года Петр I установил налог на бороды. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Согласно указу 1705 года, все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы. Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности человека. Отменена пошлина была лишь в 1772 году.

В 1705 году было учреждено новое ведомство –Ингермандландская канцелярия во главе с А.Д. Меньшиковым. В результате появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадок, где производился торг лошадьми.

Реформа налоговой системы В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно. На созданный в 1711г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено"учинить фискалов во всяких делах". Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней. Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию.




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Высочева Любовь ЕвгеньевнаНаписать 1859 02.01.2016

Номер материала: ДВ-302234

  • Всеобщая история
  • 11 класс
  • Презентации
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    02.01.2016 486
    02.01.2016 663
    02.01.2016 300
    02.01.2016 573
    02.01.2016 941
    02.01.2016 825
    02.01.2016 686

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Налоговая реформа Петра I – это комплекс преобразований системы сбора налогов, главным результатом которых стало введение основного налога, получившего название – подушная подать.

Причины и предпосылки налоговой реформы Петра I

  • Государству требовалось огромное количество денежных средств на ведение Северной войны со Швецией
  • Пётр I стремился как можно быстрее построить флот
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик производились за казённый счет
  • Создание и поддержание регулярной армии предполагало необходимость пересмотра принципов налогообложения с

Причины проведения реформы

Во время восхождения на престол Петра І, Россия переживала не лучшие времена.
• Промышленная отрасль была недостаточно развита, чтобы обеспечивать страну всем необходимым.
• В социальном и культурном плане государство заметно отставало от Запада.
• Россия не могла развивать внешнеэкономическую деятельность, так как не имела выхода к морю и своего флота.
• Внутри страны между боярами и дворянами постоянно возникали конфликты.
• Армия не имела хорошего вооружения и достаточной подготовки. Россия могла стать легкой добычей для внешних врагов, которые постоянно посягали на ее независимость.
Все это привело к необходимости масштабного реформирования во всех сферах деятельности государства.
Петром была проведена реформа органов управления государством, церковная реформа, преобразования коснулись культуры, быта, образования, была реорганизована армия.
Однако укрепления армии, участие в Северной войне (с целью получить выход к морю), создание флота, привело к огромным денежным затратам. Старая финансовая система не соответствовала потребностям развивающегося государства. Расходы стали превышать доходную статью бюджета. Налоговая система не справлялась со своей функцией.
Царь-реформатор не мог ждать, когда развитие экономики станет приносить прибыль в государственную казну. Военная кампания требовала постоянных финансовых вливаний.
Налоговая реформа должна была стать выходом из финансового кризиса.

Финансовая реформа

В 1704 году Петр проводит финансовую или как её еще называют денежную реформу. в итоге главной денежной единицей становится копейка, была введена новая система налогов, подушная подать, заменила подворное обложение.

В итоге государственная казна значительно увеличилась, но при этом население заметно обнищало, а доходы, предназначенные для казны, часто разворовывались.

С 1704 году друг за другом в России вводились различные налоги – поземельный, ледокольный, на покос сена, с варки пива и т.п., так появилось около 40 разных налогов.

Историческое значение реформы

Несмотря на то, что налоговая реформа Петра І была не совершенна, и легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения, она стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие. В результате реформирования, налоговая система существенно изменилась.
Введенный единый налог – подушная подать, заменил множество мелких сборов, увеличил число налогоплательщиков, и действовал в России на протяжении 150 лет.
Новая налоговая система дала возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Появление постоянного налога позволило правительству более точно формировать бюджет.
Во второй половине пребывания Петра І на Российском престоле, несмотря на огромные затраты на содержание армии, государство смогло обходится собственными доходами.
Петр І занимался проведением реформ всю свою жизнь и некоторые из них так и не смог завершить.

Первая реформа приказов

Необходимость постоянного содержания регулярной армии и флота привела к реформированию в сфере приказов. Был учреждён Военный приказ, объединивший прежние Иноземский и Рейтарский приказ; Приказ артиллерии, Преображенский приказ, ведавший устройством Преображенского и Семёновского полков; Адмиралтейский приказ и Военно-морской приказ, ведавший иностранным персоналом русского флота. Это привело к некоторому увеличению государственной казны.

Оценка налоговой реформы


Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.

Что касается соотношения разных частей государственного дохода, — главный тон переменам в их процентных отношениях давало в 1701 г. чрезвычайное увеличение реального дохода, а именно, прибыли от монетной операции. В 1724 г. абсолютная цифра этого дохода увеличивается благодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает; и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только что введенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений, тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы не составляли и трети (31%) их.




Подушная подать

Подушную подать ввели в 1724 году, этим налогом облагались мужчины всех возрастов, принадлежащих к податному сословию, ставки налога были разными, так государственные крестьяне вынуждены были платить больше, чем крепостные. Похожий сбор существовал еще в Древнем Риме и назывался «capitatio», во многих странах потерял распространение еще к началу XX века в связи с появлением подоходного налога.

Подушная подать – такая форма налога, при которой он взимался в одинаковом размере с каждого подлежащего налогообложению человека, по результатам переписи.

Самая первая ставка составляла 80 копеек с каждой души раз в год и в дальнейшем снижалась до 74 копеек, а после до 70 копеек в год в связи с улучшением охвата населения с помощью переписи. Изначально купцы также должны были платить, но в 1775 году подать для купцов была заменена процентным сбором с объявленного капитала.

В последующие годы инфляция и увеличение расходов государства привели к увеличению подушной подати в 1794 году до 1 рубля.

В XVIII веке подушная подать составляла 50 % всего государственного дохода, в 1866 году, кроме Бессарабии и Сибири, подать перестали взимать с мещан и цеховых. В 1867 году размер подати зависел от местности – от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки, такие сложности со сбором подушной подати привели к тому, что вскоре это налог перестал существовать, единственным местом в России, где налог взимали до 1897 года — была Сибирь.

Усиление налогового гнёта

Расходы продолжали расти. Поэтому Пётр прибегнул к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие только возможно было обложить. Для этого в 1705 году было учреждено новое ведомство — Ингермандландская канцелярия во главе с А. Д. Меншиковым. В результате появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конюшни и площадки, где производился торг лошадьми. Продолжали брать пошлину со старообрядцев за право ношения бороды, брали с них двойной налог за приверженность к старым обрядам, обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на изготовление гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги. Всего с населения взималось до 30 различных налогов.

Введение подушной подати

С 1716 года Пётр снова серьёзно занялся вопросами финансовой политики и экономики. В 1716—1717 годах на политику царя оказывали значительное влияние идеи меркантилизма. Это выразилось прежде всего в создании новых мануфактур и разработке естественных богатств страны — полезных ископаемых.

Наряду с этими проблемами снова был поднят вопрос о более тщательном подсчёте количества налогоплательщиков. Очень волновал вопрос резкого снижения населения страны, которую показала перепись 1710 года. Однако в дальнейшем выяснилось, что основной причиной «демографического кризиса» в стране стало простое стремление налогоплательщиков избежать налогового гнёта. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков. Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы — введению единой подушной подати, при которой учитывалось всё мужское население. Мысль о такой реформе была не новой. Ещё царевна Софья желала осуществить реформу податного обложения, заменив подворную подать подушной. При Петре I эту идею отстаивал обер-фискал Алексей Нестеров. Он считал, что налогообложение, основанное на подворной подати, само по себе несправедливо: в одних дворах могло жить по 20-30 человек, а в других — 5-10. Для последних налоговый гнёт значителен, так как у них меньше рабочих рук. Поэтому Алексей Нестеров предложил собирать подати, сборы и повинности не со дворов, а с рабочих душ. В дальнейших предложениях предлагалось ввести особую полицию и паспортную систему в деревне, что значительно уменьшило бы побег крестьян.

Все проекты советовали, во-первых, подсчитать всё мужское население страны без различия возраста, во-вторых, подсчитать требуемую казне сумму, кроме кабацких и таможенных сборов, в-третьих, определить количество сборов с каждого человека путём деления суммы доходов на количество душ.

Большое влияние на введение подушной подати в России оказала налоговая системы европейских стран, прежде всего Франции. 26 ноября 1718 года указом Петра I была начата перепись населения. В январе 1720 года Пётр распорядился производить перепись не только крестьянского населения, но и дворовых людей, холопов и церковников.

С января 1722 года было начато распределение полков в губерниях и также ревизия — пересмотр переписи. Для производства ревизии по губерниям были разосланы генералы с прикомандированными к каждому офицерами, которые и должны были произвести пересмотр переписи на месте. Эта работа была закончена только в 1727 году, но уже в 1724 году было выяснено общее число податного населения: его оказалось 5 570 458 против 2 874 685 человек по переписи 1710 года. В 1724 году было назначено брать по 80 копеек с души, но в 1725 году эта цифра была снижена до 74 копеек, а после смерти Петра — до 70 копеек. Эти суммы были определены из потребностей ежегодного содержания армии (4 миллиона рублей) и флота (2,2 миллиона рублей). Сверх того, государственные крестьяне, которые не платили оброка владельцам, были обложены дополнительным сбором в 40 копеек. Посадское население должно было платить государству 1 рубль 20 копеек. Таким образом, подушная подать способствовала увеличению доходов государства по сравнению с доходом от прежнего сбора.

Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные социальные последствия, распространив податную повинность на ранее свободные от податей категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, а новорождённые не включались.

Монополизация

1705 год в финансовом отношении был особенно тяжёлым для Петра I: происходило переустройство армии, формировались драгунские и новые пехотные полки, шла полным ходом перестройка балтийского флота. Поэтому введение новых монет и налогов не могли полностью решить финансовых проблем. Тогда Пётр монополизировал торговлю некоторыми товарами — государство присвоило себе исключительное право торговать ими как внутри страны, так и с иностранными купцами. Указом 1 января 1705 года была монополизирована продажа соли, её стали продавать вдвое дороже той цены, по которой соль доставляли в казну подрядчики. Цену на соль установили в среднем 10 ½ копеек за пуд. Кроме того, была монополизирована продажа алкоголя, дёгтя, мела, рыбьего жира, ворванного и квашеного сала, щетины. Была значительно расширена торговля казёнными товарами.

Пётр I также распорядился перевозить за границу часть казённых товаров и там продавать, чтобы на вырученные деньги покупать иностранные товары. Всей этой казённой торговлей с 1705 года управлял Дмитрий Соловьёв. В главнейших торговых городах Европы были учреждены должности особых торговых агентов, которые продавали русские казённые товары и исполняли требования русского правительства по закупке иностранных.

Финансовое хозяйство и губернии

Для лучшего удовлетворения военных нужд Пётр I передал финансовое хозяйство учреждённым им в 1708 году губернаторам. Эта мера значительно подорвала значение Ратуши как центрального финансового ведомства. В 1710 и 1711 годах Пётр созвал съезды губернаторов, воевод и бурмистров по городам. На этих съездах были выяснены и разработаны основы нового финансового устройства страны по губерниям. В результате нового устройства перестали существовать Ратуша и последние приказы, которые ведали отдельными местностями страны. Основной чертой новой финансовой организации было распределение содержания полков по губерниям. При этом губерния должна была поставлять не только деньги, но и рекрутов. При каждом полку находился комиссар от губернии, содержавший этот полк.

Составление табелей

В 1710 и 1711 году были составлены табели, то есть росписи всех расходов с указанием, какой расход доходами какой губернии должен покрываться, или какая часть губернского сбора должна идти на покрытие какого расхода. Но на практике мера не могла быть осуществлена, так как табель, определявшая чуть ли не каждому губернскому сбору своё назначение, могла выполняться только тогда, если бы каждая отдельная сумма сразу же после сбора её посылалась туда, куда была определена для израсходования.

Замена серебра медью

Так как денег в казне и при новом устройстве хозяйства не хватало, то нехватку старались покрыть старыми средствами — перечеканкой монеты. С 1711 года была прекращена чеканка мелкой серебряной монеты, её заменили медью. Казённые же платежи взимались серебром. В результате к последним годам жизни Петра I медные монеты полностью вытеснили из обращения мелкое серебро, из-за чего создавались большие неудобства при расчётах. За полвека до этого попытка введения медной монеты привела к Медным бунтам, в результате которых от идеи замены серебра медью правительство вынуждено было отказаться. Теперь же, в условиях более сильной государственной власти, эта мера не вызвала противодействия со стороны населения.

Проекты выхода из финансового кризиса

Ещё с 1710 года Петру стали поступать различные проекты путей выхода из финансового кризиса. Один из первых таких проектов принадлежал Савве Рагузинскому. Он подчёркивал, что назначение новых налогов с крестьянства приведёт к тому, что земля останется без крестьян. Рагузинский предлагал увеличить казну путём разных финансовых операций: займа внутри страны и за границей или путём введения налогов, которым бы облагалось платёжеспособное население страны, а не разорённые крестьяне. Автор также высказывал мысль о двойном увеличении обложения земли в городах, но эту тяготу, которая пала бы на торгово-промышленное сословие, можно было бы облегчить, дав больше свободы в торговле: оставив соль, вино, табак, поташ, соболей в казённой продаже, всё остальное предлагалось отдать на волю. Пётр воспользовался кое-какими указаниями этого проекта, разрешив торговлю всем и став советовать младшим детям в дворянских семьях заниматься торговлей и промыслами. Это, конечно же, вызвало недовольство купечества.

В других проектах правительству рекомендовалось обратить особое внимание, во-первых, на торговлю казёнными товарами, число которых предлагалось ограничить, во-вторых, на косвенные налоги.


Налоговая реформа.

Налоговая реформа Петра I — комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати.

Причины и предпосылки реформы.

  • Создание и поддержание регулярной армии.
  • Строительство флота.
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик за казённый счет

Цель:

пополнение государственной казны.

Два направления реформы:

  • прямое налогообложение (налог зависит от дохода)
  • косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).
    Кто собирал налоги?
  • Учреждена новая финансовая должность – прибыльщик. Прибыльщики должны были изыскивать новые источники наполнения казны.
  • Указом от 30 января 1699 г. торгово -промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право управляться своими выборными бурмистрами. Они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги.
  • В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей.

С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей,

налоги с плавучих судов,

с постоялых дворов,

с продажи съедобного,

с 1705 году – налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города,

с 1719 году – горный налог (одна десятая доли всей добычи ископаемых).

Введение монополии на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.

1718 г. - Указ о переписи населения (ревизии).

Цель: подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога).

С 1720 года перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.


Введение подушной подати.

1724 г.- введение подушной подати (с каждого лица мужского пола, кроме дворян и духовенства) вместо подворной (с одного двора).

Суть подушной подати.

Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население. Крестьяне должны были содержать армию, посадские люди – флот.

Требуемую сумму делили на лиц мужского пола. В итоге крестьяне в год платили 74 коп., посадские – 1 рубль 14 коп.

Для сбора подушной подати в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.

Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов Между проведениями ревизий из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.

Из истории.

  • До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор.
  • Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем.

Реформа финансового аппарата.

  • 1699 г. - в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.
  • 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.
  • Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат — в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.
  • В 1717—1722 гг были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия - надзор за государственными доходами за окладными и неокладными поступлениями. Окладные доходы – размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладные были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

Берг-коллегия - сбор доходов от монетной и горной регалий.

Коммерц-коллегия - таможенные сборы и таможенные тарифы.

Ревизион-коллегия - ревизия и контроль финансового управления, то есть контроль расходования денежных средств.

  • В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет.

Итоги и значение реформы.

ПЛЮСЫ.

  • Реформа стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие.
  • Введенный единый налог – подушная подать заменил множество мелких сборов.
  • Значительно увеличилось число налогоплательщиков.
  • Стабилизировалась финансовая ситуация в стране.
  • Правительство могло более точно формировать бюджет.
  • Организовано снабжение армии и флота.
  • Получены дополнительные средства для финансирования промышленности.

МИНУСЫ.

  • Реформа легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения.
  • Значительно ухудшилось материальное положение большей части населения.
  • Введение большого количества косвенных налогов вызвало рост социальной напряжённости.
  • Произошло закрепощение ранее свободных категорий крестьян.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Читайте также: