Налоги в русских народных сказках

Опубликовано: 18.05.2024

Русские налоговые сказки

Руководитель проекта И. Гусинская

Корректор Е. Аксёнова

Компьютерная верстка К. Свищёв

Иллюстратор Г. Мурышкин

Арт-директор С. Тимонов

© Панюшкин В. В., 2014

© ООО «Альпина Паблишер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Русские налоговые сказки - i_001.jpg

Русские налоговые сказки - i_002.jpg

Зачем платить налоги?

Ежели верить русской народной сказке «Шемякин суд», то главная причина платить налоги – это отчаянный идиотизм бедных слоев населения. Бедный человек в русской сказке не просто дурак, он агрессивный, идеологический, патентованный и демонстративный дурак. Дурак, который своим идиотизмом бравирует и всех вокруг своим идиотизмом шантажирует. И сказка рассказывается от имени дурака. Сказитель и слушатель идентифицируют себя с бедным дураком, а не с богатым умником. Валять дурака – это их стратегия выживания, их способ заставлять богатых платить налоги.

Начинается сказка безобидно: бедный и глупый брат приходит к богатому и умному брату одолжить ненадолго лошадь, чтобы съездить в лес за дровами. Казалось бы, нехитрое дело. Младший брат просит старшего помочь по-родственному и лошадь немедленно получает.

Однако же сама просьба сформулирована идиотским образом: младший брат берет у старшего лошадь, но не берет хомута. Не проходит и часа, как младший брат спохватывается и является к старшему просить теперь еще и хомут. Очень можно понять, что старший брат рассержен. Неужели нельзя было попросить всё одновременно? Зачем тратить столь драгоценное в крестьянском хозяйстве время на то, чтобы просить взаймы сначала лошадь, потом хомут, потом уздечку. Желая проучить младшего брата и приучить его к какой-то дисциплине и рациональности, старший хомута не дает – дескать, ищи хомут где хочешь.

Тут-то и начинается торжество демонстративной глупости. Вместо того, чтобы попросить хомут у другого какого-нибудь соседа, младший глупый брат привязывает дровни к хвосту братниной лошади. И разумеется, лошадь, тщась вытянуть доверху нагруженные дровни, отрывает себе хвост.

Старший брат требует компенсации. Но спорить с Дураком бессмысленно. Дурак настаивает на том, что не тот виноват в травме хвоста, кто привязывал хвост к дровням, а тот, кто не давал хомута. Спор заходит в тупик, и братья отправляются в город на разбирательство к судье Шемяке, известному своей мудростью и склонностью к мздоимству.

По дороге братья останавливаются на ночлег у некоего крестьянина. Тот очень рад принимать у себя богатого и умного, а бедному и глупому не рад, так что не зовет Дурака даже и ужинать, а сразу отправляет спать. И зря. Забираясь на полати, Дурак падает, разумеется, да так неудачно, что попадает в самую детскую люльку и раздавливает насмерть спящего в люльке младенца. Теперь и хозяин постоялой избы отправляется вместе с братьями в город, чтобы подать на Дурака в суд.

По дороге старший брат и отец погибшего младенца журят Дурака, да так сильно журят, что тот решает покончить с собой и прыгает с моста. Под мостом, разумеется, в этот самый момент некий человек везет престарелого отца в баню. Дурак падает в сани и убивает своим весом старика в санях, как давеча убил младенца в люльке. Безутешный сын, стало быть, тоже едет в город подавать на Дурака в суд.

И вот все четверо стоят перед судьей Шемякой. Дурак держит в руках заранее припасенный булыжник, чтобы убить Шемяку, если тот приговорит его к каторжным работам. Шемяка же думает, что Дурак держит в руке кошелек с деньгами, намекая тем самым на богатую мзду в случае оправдательного приговора.

Судья постановляет следующее. Старшему брату отдать лошадь Дураку вплоть до окончательного выздоровления хвоста. Держателю постоялой избы отдать Дураку жену на срок, пока не родится у женщины новый младенец. Человеку, потерявшему отца, самому попытаться прыгнуть с моста на Дурака, который должен стоять внизу и ждать прыжка.

После такого приговора каждый из трех истцов прикладывает все усилия, чтобы с Дураком помириться. Старший брат отдает ему лошадь насовсем. Крестьянин уговаривает взять вместо жены корову с теленком. Безутешный сын предлагает Дураку денег, лишь бы не прыгать с моста.

А судья Шемяка отправляется к Дураку за мздой. Тут то и выясняется, что в руке у Дурака был вовсе не кошелек, а булыжник. И мудрый Шемяка радуется. Он думает: «Какое счастье, что я вынес все три решения в пользу Дурака. Избежал смерти. Это главное. А деньги как-нибудь уж заработаем. Лишь бы Дурак не дурил: сидел бы дома, не отрывал бы лошадям хвосты, не раздавливал бы младенцев и не падал бы с мостов на головы честных людей».

Русские налоговые сказки - i_003.jpg

Русские налоговые сказки - i_004.jpg

Русская сказка не оперирует цифрами, и это не что иное, как способ ухода от налогов. То есть, разумеется, во многих русских сказках можно встретить цифры, отображающие количество обмолоченной пшеницы или поголовье скота. Но внимательному читателю очевидно, что цифры эти условны. Более того, этих цифр всего две – «сто» и «тысяча». Если сказитель говорит «сто пудов жита» или «тысяча коров», это просто значит «очень много пшеницы» и «очень много коров». Некруглых цифр в русской сказке вы вообще не встретите. «Девяносто четыре пуда пшеницы» – это для русской сказки невозможное выражение.

То же самое справедливо и в отношении денег. Русская сказка оперирует в основном тремя денежными суммами: «рубль», «сто рублей» и «тысяча рублей». «Рубль» – это значит «небольшие деньги», а «сто рублей» и «тысяча рублей» – это «очень большие деньги». «Сто шестьдесят семь рублей» – невозможное для русской сказки словосочетание, потому что не бывает некруглых денежных сумм.

Тем не менее существует целый жанр, который теперь мы бы назвали «годовой финансовый отчет», «декларация о доходах» или «налоговая декларация». В этих сказках мужик рассказывает барину, сколько заработал за год. И все, что мы теперь описали бы цифрами, в этих сказках описывается при помощи иносказаний и сравнений.

«Много ли хлеба уродилось?» – спрашивает барин.

«Много, – отвечает мужик. – Три дня собирали, в один сноп увязали, на печную трубу положили, да сноп и сгорел».

Между прочим, вопрос барина не праздный. Барин хочет получить с мужика оброк. Разумеется, с единственного снопа пшеницы, который к тому же и сгорел, оброка получить нельзя. Но нельзя и поверить, что у крестьянина совершенно нет сельскохозяйственных продуктов. Живут же они как-то. Едят же что-то. Даже вот праздники устраивают, и барин был свидетелем тому, как в праздник все деревенские мужики перепились и валялись по улицам пьяные.

«Где же вы взяли вино?» – пытается барин уличить крестьянина в уклонении от уплаты налогов.

«Так то не вино, а пиво, – отвечает крестьянин. – Хлеб горелый собрали, солода натолкли, в ковшике пива сварили».

«Да велик ли ковшик?» – интересуется барин в надежде, что хоть пивом заплатят ему оброк.

«Велик, – отвечает крестьянин. – Побольше ведра, поменьше наперстка».

И опять совершенно непонятно барину, сколько именно пива ему причитается, если объем произведенного продукта – больше ведра и меньше наперстка. И все же в надежде получить оброк барин спрашивает, как вышло, что целая деревня перепилась с одного ковша пива.

Не знаю, в тридевятом царстве,
Иль в президентском государстве,
Где правил президент, иль царь,
Как то бывало прежде, встарь,

Но жили люди, не тужили,
Налоги вовремя платили,
От поступлений тех казна
Была не то, чтобы полна,

Но дебет с кредитом сводили,
Бюджетники довольны были,
Так как зарплату, видит Бог,
Всегда давали точно в срок,

Не много, и не слишком мало,
На водку и на хлеб хватало,
Хоть гардероб не моден был,
Никто там голым не ходил

Всё шло спокойно и без шума,
Но перестройку вдруг задумал
В один решительный момент
Тот самый царь, иль президент,

Не знаю точно, как зовётся,
И вот поэтому придётся,
Не тратя лишние слова,
Впредь называть его Глава

И наш Глава сказал народу,
Что, мол, трудящимся в угоду,
Чтобы законы принимать,
Нам Думу следует избрать

Чтоб депутаты были годны,
Мы их обсудим всенародно,
А в Думу изберём затем
Тех, у кого есть думать чем,

А проще, надобно, ребята,
Чтоб голова у депутата
Не оказалась в аккурат
Совсем как то, на чём сидят,

Но может быть и та частица
В дальнейшем сможет пригодиться,
Ведь следует и то сказать,
Что им придётся заседать

Как оказалось, маловато
Ума у наших депутатов,
Чтоб государством управлять,
Пришлось чужого подзанять

И депутаты не зевали,
Себе помощников набрали,
С десяток каждый депутат –
Образовался целый штат

А так как Дума заседала
Не на общественных началах,
Платить приходится, хоть режь,
В казне образовалась брешь

Чтоб думцам выдавать зарплату
Всегда в одну и ту же дату,
Без опозданий, точно в срок,
Назначен новый был налог

Без обоснованных сомнений
Все ждали новых поступлений
В чуть оскудевшую казну,
А оказалось… Ну и ну,

Никто не ждал такой подлянки,
Лишь подвели черту в Госбанке,
То стало видно, что итог
Был даже меньше, видит Бог,

Того, что раньше собирали.
Вновь депутаты заседали
И каждый думал, кто чем мог,
А через некоторый срок

Нам вновь объявлено решенье:
Чтобы ускорить поступленье
Налогов в бедную казну
Создать инспекцию одну,

Назвав инспекцией налога,
И впредь она б следила строго,
Чтобы госбанковский подвал
Единый грош не миновал

Решенье то, само собою,
Тотчас утверждено Главою,
Но денег это, как назло,
Рубля в казну не принесло

И Государственная Дума,
Подольше посидев, подумав,
Решила время не терять,
Вослед инспекции создать

Полицию, чтоб та не спала
И деньги в кассу добывала,
Снимая с предприятий жир,
Ну, как казённый рэкетир

Вновь созданным подразделеньям,
Необходимо, без сомненья,
Зарплату дать. Само собой,
Ведь не пошлёшь же их с сумой

Но, несмотря на все старанья
И на горячее желанье,
Всё ж не был вовремя изжит
У нас бюджетный дефицит

Стараясь выбраться из ямы,
И Дума, и Глава упрямо
С упорством бычьим и умом,
Пробить пытаясь стену лбом,

Вводили новые налоги,
Образовалось их в итоге
Примерно, около двухсот,
Но точный был потерян счёт

Пришлось заводам всем закрыться,
Ну, а физические лица,
Чтобы налогов не платить,
Старались заработки скрыть

Никто не получал зарплаты,
А лишь министры, депутаты,
Да, как и догадались вы,
Администрация Главы

И всё-таки сказать тут надо,
Что удивительное – рядом,
Зарплату не давали год,
А в большинстве народ живёт,

Однако же по всем канонам,
Биологическим законам,
По крайней мере бы на треть
Давно был должен умереть

Кого-то в Думе осенило
(А депутатов много было),
Решили – раз народ живёт,
То он имеет и доход

На этот счёт законы строги –
Коль есть доход - плати налоги,
А от доходов тех казна
Всё ж не имела ни хрена

Вновь депутаты заседали
И долго головы ломали
(Но только, надо понимать,
Лишь те, кому есть что ломать),

Пытаясь, так или иначе,
Решить сложнейшую задачу,
Дать вразумительный ответ:
Как взять налог с того, что нет? (так!)

И Дума на вопрос стоящий
Дала властям ответ блестящий
И гениальный в простоте,
Соображали, знать, не все

Законно избранные лица
Тем, что пониже поясницы,
А были там, само собой,
Кто думал даже головой

Отринув свод налогов длинный,
Ввели в стране налог единый,-
Теперь так требует закон,-
Налог на жизнь был назван он

Как постановлено палатой
Народной Думы депутатов,
Обязан каждый, чтобы жить,
Налог единый заплатить

А неплательщиков – тех скоро
И безболезненно и споро
Впредь отправляли в мир иной,
За счёт казны, само собой

И тот закон, народу данный,
И справедливый, и гуманный,
Вся иностранная печать
Пыталась грязно оболгать

Иные купленные шавки
«Из-за бугра» пытались тявкать,
Да и порой не раз, не два,
Мол, нарушаются права,

Что правят бал «воры в законе»,
Что демократия в загоне,
Что, мол, у нас свободы нет,
Ну и тому подобный бред

Мы объяснили им логично,
Что всё у нас демократично,
Дар божий, надо понимать,
Нельзя с яичницей мешать,

Закон тот люди одобряют,
Главе и Думе доверяют,
Но кроме прав, пора учесть,
Ещё обязанности есть,

В любой стране законы строги
К тем, кто не выплатит налоги,
Так почему же, спросим вас,
Иначе быть должно у нас?

Пусть у себя уймут сначала
Оскал звериный капитала,
Где человек другому волк,
Где безработных целый полк,

Где негры лучшей их страны
Прав человека лишены…
Таков логичен был и скор
Инсинуациям отпор

И удивительное дело –
Казна полнела и полнела,
Такой разительный итог
Стране единый дал налог

Главе и Думе ясно стало,
Что напряженье миновало,
Настало время, может быть,
Чтобы гуманность проявить,

Судить всех впредь не слишком строго,
И неплательщиков налога
Единогласно решено
Не отправлять уж в мир иной,

Сосредоточить специально
В местах не очень чтобы дальних,
К тем строгих мер не принимать,
Кто сможет норму выполнять,

Тот пусть работает успешно
(Но под охраною, конечно),
Пока есть польза, хоть чуть-чуть,
Ну, а потом – не обессудь…

Вот так толково, незаметно,
Был ликвидирован бюджетный
Всем надоевший дефицит,
И наш народ благодарит,

Заглазно и в глаза хваля
Толь президента, толь царя
06.05.1997.

хитрый ход-избирать территорией
где известен лишь дворник один
вот воры и полезли сквозь щели
каждый вор здесь теперь господин!
с покл нч!

Налоги платим мы исправно,
А не платить - и так сдерут,
Но только было бы забавно
Узнать, куда они идут?

С почтением, Алексей.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Методические рекомендации

по проведению активных форм занятий по дисциплине

«Налоги и налогообложение»

«Русские народные сказки глазами будущего экономиста»

к. э. н., преподаватель экономических дисциплин

Пояснительная записка.

Переход к рыночным отношениям ставит перед обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Актуальность методических рекомендации по проведению активного игрового занятия в рамках недели предпринимательства по дисциплине «Налоги и налогообложение» на тему: «Русские народные сказки глазами будущего экономиста» в процессе образования обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, нацелены на отказ от устаревших, изживших себя стереотипов и переход на творческое восприятие нового материала.Для реализации намеченных идей необходимо выработать новые методы и формы образовательного процесса.

Один из таких путей - активизация самостоятельного мышления студентов, посредством экономической интерпретации тем дисциплины «Налоги и налогообложение» в рамках русской народной сказки.

Раскрывая основное содержание выбранной сказки, студенты акцентируют внимание на предмете исследования и делают самостоятельные выводы. Поэтому, подобного рода структурирования занятия позволяет более эффективно усваивать студентами материал.

При изучении логически изложенного материала соблюдается единство терминологии и содержание учебного материала в соответствии с действующими государственными стандартами.

Новизна методических разработок состоит в том, что изменена форма проведения занятия и изложения материала, что вызвано необходимость формирования креативного мышления студентов с учетом взаимосвязи образования с экономикой.

Методические рекомендации могут быть использованы как практическое руководство к действию преподавателям, которые готовы к творческой работе.

Тиражирование методических рекомендаций возможно:

- на уровне колледжа;

- на уровне региона.

Методические рекомендации представляют подробный сценарий проведения активного игрового занятия – конкурса знаний по дисциплине «Налоги и налогообложение».

Форма сказочного повествования выбрана не случайно, т.е. в знакомых с детства сюжетах будущие специалисты должны будут отследить ситуации, близкие к темам дисциплины «Налоги и налогообложение».

Целый ряд специфических игровых заданий заставляет студента максимально включиться в игру и определить свое отношение к теме.

Цели занятия:

Образовательные – закрепить лекционный материал, сформировать представление о налогах, порядке налогообложения;

Воспитательные - формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету за счёт игровой (игры-сказки) формы работы, коллективизма и здорового соперничества, повышение грамотности устной речи;

Развивающие - развитие креативного мышления учащихся, воображения, внимания.

Метод обучения: игровой ( «Русские народные сказки глазами будущего экономиста»).

Формы учебной работы:

Перечисленные выше методы обучения и формы работы:

- помогают активизировать внимание учащихся, даже самых неактивных;

- воспитывают дух здорового соперничества; служат формированию у учащихся собственного мнения, креативного и логического мышления;

- стимулируют на собственные умозаключения и выводы, которые в свою очередь являются фундаментом прочных знаний.

Настоящие методические рекомендации для студентов СПО нацелены на всеобщий охват экономических понятий и категорий по дисциплине « Налоги и налогообложение».

Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается основа изучаемой дисциплины « Налоги и налогообложение».

Данный курс базируется на фундаментальных знаниях НК РФ. Однако форма усвоенного материала по дисциплине (в виде сказок) позволяет донести до сознания студентов необходимые для усвоения экономические категории.

План урока.

Этапы урока

Время, мин.

Приветствие

Вступительная часть занятия

Озвучивание темы занятия

Постановка целей и задач

Актуализация знаний

Повторение пройденного материала

Проверка усвоения материала

Основная часть. Работа студентов по теме выбранной сказки

Презентация материала по теме домашнего задания

Работа первой команды студентов по теме выбранной сказки

Вопросы жюри первой команде студентов

Работа второй команды студентов по теме выбранной сказки

Вопросы жюри второй команде студентов

Оценки жюри (подсчет голосов)

Оценка работы команды в целом

Оценка работы каждого члена команды

Работа с экономическим кроссвордом

Заключительная часть занятия

Обобщение, выводы по теме занятия

Оценка преподавателем работы студентов на занятии

Домашнее задание

Основная часть. Работа студентов по теме выбранной сказки.

1. Приветствие. Организационный этап. Определение отсутствующих на занятии.

2. Вступительная часть занятия. Озвучивание темы занятия. Постановка целей и задач

3. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала.

Дисциплина «Налоги и налогообложение» базируется на экономических категориях, с помощью которых раскрывается содержание дисциплины, выносятся ценностные суждения, связь с другими дисциплинами и темами курса «Налоги и налогообложение».

Проверка усвоения материала.

На этом этапе производится срез знаний и умений учащихся на основе анкетирования. (Анкета-опросник для выявления знаний студентов о роли налогов в экономике представлена в приложении 1).

4. Основная часть. Работа студентов по теме выбранной сказки.

Моделирование сказочных ситуаций в рамках дисциплины «Налоги и налогообложение» активирует деятельность студентов.

Конкурс проводится в игровой форме и преследует цели интенсификации процесса обучения. Учебные игры создают разнообразие форм учебной деятельности, содержат элементы развлекательности, рациональной работы с текстами, ролевой игры, соревнований и т.д.

Цели данной игры сформулированы в максимально широких рамках и могут уточняться в ходе подготовки к ее проведению:

- оценить готовность и способность студентов использовать знания

дисциплины «Налоги и налогообложение»;

- сделать актуальным для студентов вопрос о развитии налоговой системы в стране;

- оценить возможности студентов в использовании полученных на уроках экономических знаний в реальной (игровой) ситуации;

- создать условия для обучения методам анализа экономической ситуации;

- создать студентам возможность для оценки выбранной ими профессии.

Формирование команд посредством жеребьевки.

Команды формируются посредством жеребьевки. Для достижения поставленных целей в преддверии проведения активного занятия по дисциплине « Налоги и налогообложение» каждой команде был предложен список русских народных сказок для выбора конкретной, чтобы интерпритировать ее на новый лад в рамках дисциплины « Налоги и налогообложение».

Формирование состава жюри происходит посредством жеребьевки. Для оценки компетентности членов жюри необходимо проверить уровень их знаний в вопросах налогообложения. Для этого преподаватель может предложить им решить сказочные экономические задачи.

Налоговый аспект, описываемой в задаче ситуации, требует обязательно рассуждения, так как методика работы над задачей сводится к поиску различных способов решения, что, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие налоговой грамотности студента. Примерный текст сказочных экономических задач приведен в приложении 7.

Презентация материала по теме домашнего задания.

Это подготовительный этап работы группы, который способствует выявлению творческих и организаторских способностей студентов.

Каждая команда должна представить название сказки, состав участников, показать не менее 5 слайдов, выдвинуть кандидатуру рассказчика.

Работа с фрагментами различных русских народных сказок. Экономические обоснования сюжетов в рамках дисциплины «Налоги и налогообложение».

Во время проведения конкурса преподаватель и жюри оценивают творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам.

Работа первой команды студентов по теме выбранной сказки.

Сюжет сказки первой команды представлен в приложении 3.

Вопросы жюри первой команде студентов.

Представлены в приложении 5.

Работа второй команды студентов по теме выбранной сказки

Сюжет сказки второй команды представлен в приложении 4.

Вопросы жюри первой команды студентов.

Представлены в приложении 5.

5. Оценки жюри (подсчет голосов)

Во время подсчета голосов преподаватель может обсудить с участниками игры следующие вопросы: «Что понравилось из того, что сделали ваши соперники?», «Что для вас было полезным?». Кроме того, необходимо предоставить возможность высказать собственное мнение о процессе и результаты игры приглашенным студентам, преподавателям, администрации.

Оценка работы команды в целом.

Оценивают результаты игры, как правило, преподаватель и жюри, в состав которого входят студенты группы.

В обязанности жюри входит оценка выступления команд, творческие находки студентов, применение знаний в области налогообложения. Суммирование баллов по указанным параметрам в списке критериев оценки позволит определить победителя, набравшего наибольшее количество баллов.

Оценка работы каждого члена команды.

Оценочная ведомость команд представлена в приложении 8.

6. Работа с экономическим кроссвордом.

Для формирования налоговой культуры у студентов преподаватель может предложить студентам разгадать экономический кроссворд по теме дисциплины «Налоги и налогообложение». Некоторые из возможных кроссвордов представлены в приложении 6.

7. Заключительная часть занятия.

Доказать неотъемлемую связь налогообложения от развития экономики страны.

Обобщение, выводы по теме занятия.

Подведение итогов темы.

Оценка преподавателем работы студентов на занятии.

Награда победителей. Выставление оценок за работу на занятии.

8. Домашнее задание.

Самостоятельно подготовить экономический кроссворд по теме:

« Роль налогов в формировании государственного бюджета».

Современное экономическое образование требует подготовки будущих экономистов на основе интегрированного подхода с учетом их индивидуальной и интеллектуальной составляющей. Потому современное занятие, должно рассматриваться не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и студента.

Главная цель таких занятий – подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Ориентация при разработке занятия направлена на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению с которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.

Коллективный характер игры, выражается, с одной стороны, в выработке коллективных решений, с другой в многоальтернативности решений, связанных с различием мнений и позиций участников.

Состязательность в игре позволяет анализировать поведение студентов во время игры, легко выставлять оценки.

Результат занятия – это показатели, по которым присуждается победа в экономической игре, оценивается качество действий играющих.

Таким образом, экономическая игра является одним из наиболее эффективных методов обучения, позволяющие снять противоречия между теоретическим характером учебной дисциплины и практическим характером профессиональной деятельности обучаемого.

Список использованных источников

1. Автономов В.С., Дорошенко М.Е., Замков О.О.. Высшее экономическое образование в России: трудный путь к мировому уровню // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 127-154.

2. Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников. Челябинск, Изд-во ЧГПИ, 2004г., с. 71-73.

3. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев - М.: Народное образование, 2000.–240с.

4.Жуков, Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан / Под общеё ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.

5.Кайзер Ф.-Й., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин: Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения: Сценарии; Беседа и доклад; Метод направляющего текста и др.: Книга для учителя (пер. с нем. Сичкарек В., Шредер Н.; под ред. Богомазова Г.Г.) Изд. 2-е, дораб. Вита-Пресс, 2007.

6.Хвесеня, Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. – Минск : БГУ, 2006.

Приложение 1

Анкета-опросник для выявления знаний студентов

о роли налогов в экономике

А. Раскройте смысл и экономическое содержание понятия:

Руководитель проекта И. Гусинская

Корректор Е. Аксёнова

Компьютерная верстка К. Свищёв

Иллюстратор Г. Мурышкин

Арт-директор С. Тимонов

© Панюшкин В. В., 2014

© ООО «Альпина Паблишер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.



Зачем платить налоги?

Ежели верить русской народной сказке «Шемякин суд», то главная причина платить налоги – это отчаянный идиотизм бедных слоев населения. Бедный человек в русской сказке не просто дурак, он агрессивный, идеологический, патентованный и демонстративный дурак. Дурак, который своим идиотизмом бравирует и всех вокруг своим идиотизмом шантажирует. И сказка рассказывается от имени дурака. Сказитель и слушатель идентифицируют себя с бедным дураком, а не с богатым умником. Валять дурака – это их стратегия выживания, их способ заставлять богатых платить налоги.

Начинается сказка безобидно: бедный и глупый брат приходит к богатому и умному брату одолжить ненадолго лошадь, чтобы съездить в лес за дровами. Казалось бы, нехитрое дело. Младший брат просит старшего помочь по-родственному и лошадь немедленно получает.

Однако же сама просьба сформулирована идиотским образом: младший брат берет у старшего лошадь, но не берет хомута. Не проходит и часа, как младший брат спохватывается и является к старшему просить теперь еще и хомут. Очень можно понять, что старший брат рассержен. Неужели нельзя было попросить всё одновременно? Зачем тратить столь драгоценное в крестьянском хозяйстве время на то, чтобы просить взаймы сначала лошадь, потом хомут, потом уздечку. Желая проучить младшего брата и приучить его к какой-то дисциплине и рациональности, старший хомута не дает – дескать, ищи хомут где хочешь.

Тут-то и начинается торжество демонстративной глупости. Вместо того, чтобы попросить хомут у другого какого-нибудь соседа, младший глупый брат привязывает дровни к хвосту братниной лошади. И разумеется, лошадь, тщась вытянуть доверху нагруженные дровни, отрывает себе хвост.

Старший брат требует компенсации. Но спорить с Дураком бессмысленно. Дурак настаивает на том, что не тот виноват в травме хвоста, кто привязывал хвост к дровням, а тот, кто не давал хомута. Спор заходит в тупик, и братья отправляются в город на разбирательство к судье Шемяке, известному своей мудростью и склонностью к мздоимству.

По дороге братья останавливаются на ночлег у некоего крестьянина. Тот очень рад принимать у себя богатого и умного, а бедному и глупому не рад, так что не зовет Дурака даже и ужинать, а сразу отправляет спать. И зря. Забираясь на полати, Дурак падает, разумеется, да так неудачно, что попадает в самую детскую люльку и раздавливает насмерть спящего в люльке младенца. Теперь и хозяин постоялой избы отправляется вместе с братьями в город, чтобы подать на Дурака в суд.

По дороге старший брат и отец погибшего младенца журят Дурака, да так сильно журят, что тот решает покончить с собой и прыгает с моста. Под мостом, разумеется, в этот самый момент некий человек везет престарелого отца в баню. Дурак падает в сани и убивает своим весом старика в санях, как давеча убил младенца в люльке. Безутешный сын, стало быть, тоже едет в город подавать на Дурака в суд.

И вот все четверо стоят перед судьей Шемякой. Дурак держит в руках заранее припасенный булыжник, чтобы убить Шемяку, если тот приговорит его к каторжным работам. Шемяка же думает, что Дурак держит в руке кошелек с деньгами, намекая тем самым на богатую мзду в случае оправдательного приговора.

Судья постановляет следующее. Старшему брату отдать лошадь Дураку вплоть до окончательного выздоровления хвоста. Держателю постоялой избы отдать Дураку жену на срок, пока не родится у женщины новый младенец. Человеку, потерявшему отца, самому попытаться прыгнуть с моста на Дурака, который должен стоять внизу и ждать прыжка.

После такого приговора каждый из трех истцов прикладывает все усилия, чтобы с Дураком помириться. Старший брат отдает ему лошадь насовсем. Крестьянин уговаривает взять вместо жены корову с теленком. Безутешный сын предлагает Дураку денег, лишь бы не прыгать с моста.

А судья Шемяка отправляется к Дураку за мздой. Тут то и выясняется, что в руке у Дурака был вовсе не кошелек, а булыжник. И мудрый Шемяка радуется. Он думает: «Какое счастье, что я вынес все три решения в пользу Дурака. Избежал смерти. Это главное. А деньги как-нибудь уж заработаем. Лишь бы Дурак не дурил: сидел бы дома, не отрывал бы лошадям хвосты, не раздавливал бы младенцев и не падал бы с мостов на головы честных людей».



Годовой отчет

Русская сказка не оперирует цифрами, и это не что иное, как способ ухода от налогов. То есть, разумеется, во многих русских сказках можно встретить цифры, отображающие количество обмолоченной пшеницы или поголовье скота. Но внимательному читателю очевидно, что цифры эти условны. Более того, этих цифр всего две – «сто» и «тысяча». Если сказитель говорит «сто пудов жита» или «тысяча коров», это просто значит «очень много пшеницы» и «очень много коров». Некруглых цифр в русской сказке вы вообще не встретите. «Девяносто четыре пуда пшеницы» – это для русской сказки невозможное выражение.

То же самое справедливо и в отношении денег. Русская сказка оперирует в основном тремя денежными суммами: «рубль», «сто рублей» и «тысяча рублей». «Рубль» – это значит «небольшие деньги», а «сто рублей» и «тысяча рублей» – это «очень большие деньги». «Сто шестьдесят семь рублей» – невозможное для русской сказки словосочетание, потому что не бывает некруглых денежных сумм.

Тем не менее существует целый жанр, который теперь мы бы назвали «годовой финансовый отчет», «декларация о доходах» или «налоговая декларация». В этих сказках мужик рассказывает барину, сколько заработал за год. И все, что мы теперь описали бы цифрами, в этих сказках описывается при помощи иносказаний и сравнений.

«Много ли хлеба уродилось?» – спрашивает барин.

«Много, – отвечает мужик. – Три дня собирали, в один сноп увязали, на печную трубу положили, да сноп и сгорел».

Между прочим, вопрос барина не праздный. Барин хочет получить с мужика оброк. Разумеется, с единственного снопа пшеницы, который к тому же и сгорел, оброка получить нельзя. Но нельзя и поверить, что у крестьянина совершенно нет сельскохозяйственных продуктов. Живут же они как-то. Едят же что-то. Даже вот праздники устраивают, и барин был свидетелем тому, как в праздник все деревенские мужики перепились и валялись по улицам пьяные.

«Где же вы взяли вино?» – пытается барин уличить крестьянина в уклонении от уплаты налогов.

«Так то не вино, а пиво, – отвечает крестьянин. – Хлеб горелый собрали, солода натолкли, в ковшике пива сварили».

«Да велик ли ковшик?» – интересуется барин в надежде, что хоть пивом заплатят ему оброк.

«Велик, – отвечает крестьянин. – Побольше ведра, поменьше наперстка».

И опять совершенно непонятно барину, сколько именно пива ему причитается, если объем произведенного продукта – больше ведра и меньше наперстка. И все же в надежде получить оброк барин спрашивает, как вышло, что целая деревня перепилась с одного ковша пива.

«Так мы каждому ковш подносили, а по затылку поленом давали, – поясняет мужик. – Вот и валялись все».

У несчастного барина, разумеется, ум начинает заходить за разум от общения с крестьянином, который хотел напоить своим пивом всю деревню, но, поскольку пива было мало, оглоушивал односельчан поленом по голове, чтобы были похожи на пьяных. Показания налогоплательщика представляются барину совершенно абсурдными, а с абсурдного хозяйствующего субъекта не соберешь рациональных налогов.

В последней надежде получить оброк барин принимается расспрашивать крестьянина про его имущество. Может быть, хоть с имущества получить налог?

«А большой ли дом у тебя?»

«Дом большой. В один кирпичик. Сто дней обходи, а кругом не обойдешь».

«А много ли у тебя лошадей?»

«Лошадей много, барин. Шесть кошек езжалых, двенадцать котов стоялых (это тоже круглые цифры, дюжина и полдюжины), да один жеребец бойкий, кот сибирский…»

Если же не считать лошадьми котов, а считать лошадей, то тут еще абсурднее. К концу сказки барину преподносится совсем уж какой-то бред. Крестьянин рассказывает, что лошадь его увязла в болоте, а он принялся вытягивать из болота лошадь за хвост, но лошади не вытянул, а только стянул с лошади шкуру. Шкуру продал на базаре, а лошадь потом сама вылезла из болота и пришла на двор. Иными словами, если бы крестьянин продал на базаре лошадь, то из вырученных денег должен был бы заплатить барину что-то вроде налога с продаж. Но лошади он не продавал, так что ничего барину не должен, потому что абсурдно же думать, будто лошадь может ходить без шкуры, тогда как вот же она ходит, то есть не продана…

Подобного рода сказки никогда не приходят ни к какому логическому финалу. Нагромождение абсурдных описаний абсурдного хозяйства всегда просто обрывается. Обрывается, надо полагать, тогда, когда барину надоедает задавать рациональные вопросы и получать абсурдные ответы.

Под конец такой сказки без всяких уже вопросов крестьянин нагромождает еще несколько шизофренических подробностей своего бизнеса. Рассказывает, например, как поехал на лошади в лес по дрова, как приторочил топор к седлу, как по дороге топор разрубил лошадь напополам, как передок лошади использовался крестьянином для пахоты, а задок в то же время – для перевозки дров.

А барин уже молчит, уже отчаялся получить хоть какой-то оброк с этого сумасшедшего. Чего крестьянин и добивался.

И если вам кажется, что подобный абсурдистский метод составления налоговой отчетности характерен исключительно для русской сказки, то почитайте декларации о доходах наших депутатов и чиновников. Многие из них выглядят ничуть не менее абсурдно, чем рассказ сказочного крестьянина про автономно передвигающиеся задок и передок лошади.

Сказки учат детей добру, справедливости, благородству и многим другим положительным качествам, но не финансовой грамотности. Если же присмотреться ближе, то показывают полную финансовую безграмотность героев. Им простительно, они же в сказке. А нам нет — нам кризис на пятки наступает.

«Заюшкина избушка»

Если тебя выгнали из дома — обращайся в полицию. Фото: youtube.com

«Была у заюшки избушка лубяная, а у лисы ледяная…» Дальше каждый сам знает: у лисы изба растаяла, и она выгнала зайчика на улицу.

Действия лисы попадают под УК РФ, поэтому заюшке надо было идти в полицию, а не жаловаться прохожим.

Что касается лисы, то если у тебя возникли проблемы с жильём, то серые схемы — последний путь. Сперва надо попробовать заработать, если не получилось — брать ипотеку. Не знаешь как и какую — обращайся к профессионалам.

Если же текущая ипотечная ставка тебя, лиса, напрягает, то надо найти достойного лиса, родить трёх лисят и переехать на Дальний Восток. Тогда получишь и льготную ипотеку, и материнский капитал, и субсидию от государства.

Муха-Цокотуха

Мухе просто повезло. Фото: interesnosti. medisole.ru

Начиналось всё с везения — «муха по полю пошла, муха денежку нашла». Потом муха решила инвестировать. Выбор на первый взгляд странный, ведь покупать самовар на последние деньги — не логично. Однако в итоге она приобрела гораздо больше — весёлый праздник с мордобоем, друзей и мужа. Простоватая муха на деле оказалась прозорливой дамой.

Буратино

Ещё одна сказка про инвестиции. Но деревянный мальчик Буратино оказался не таким дальновидным, как муха. А ещё доверчивый — стал жертвой мошеннической схемы. Что мы можем посоветовать в таком случае? Надо обращаться только к проверенным брокерам, предварительно проверив все лицензирующие документы. Подозрение должны вызвать мнимые слепые и хитрые рыжие морды (надеемся, что никто не обиделся). После этого можно вкладывать. Но не в землю (в прямом смысле), а в акции, облигации. Как вариант — открыть накопительный счёт или вклад. Доходность невысокая, зато стабильно и деньги в сохранности.

Инвестиции в землю — это плохо. Фото: cyberway. golos. io

Тема инвестиций в сказках вообще раскрыта всесторонне. Например, Царь Кащей. У него куча золота, которая ему спать спокойно не даёт и создаёт проблемы — постоянно кто-то что-то пытается украсть. Наличные — это вообще не самый лучший инструмент хранения накоплений.

Однако у Кащея не совсем наличные — у него золото. Инвестировать в золото — консервативный способ вложений, но стабильный. Он подходит для долгосрочных вложений. В случае Кащея, когда вклад делался на сотни лет, это неплохой выбор. Золото стабильно и не меняется в цене уже много лет, не то что палладий.

Кащей сделал правильный выбор, но хранил неправильно. Фото: m. newsland.com

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?

Что интересно, в итоге поп Балде дал обязанности коллектора — выколачивать оброк из чертей.

Современные работодатели счастливы иметь такого балду. Они готовы повесить на него все обязанности фирмы, а платить зарплату, которой и хватит только на еду.

Однако так не бывает. Формула «и так сойдёт» не работает. Хороший высокооплачиваемый работник принесёт гораздо больше пользы: прокормит и себя, и фирму.

«Вершки и корешки»

На выращивание репки надо было заключать договор. Фото: illustrator.ru

Всё просто. Мужик — умный и хитрый. Медведь — глуповатый и неопытный, поэтому получил несъедобные части растений.

При совершении сделки надо всегда получать исчерпывающую информацию о товаре и заключать договор, где будут прописаны все обязанности и ответственность сторон.

«Лапти-лаптищи»

Лиса украла у мужика старые изношенные лапти, пошла с ними по лесу и продала их зверям. Причём продала не парой, а по одному. Сделала она это очень ловко: у неё и песенка рекламная была, и уловки. «Лапоть последний, с руками отрывают». «Я обычно за корову продаю, но тебе за бычка уступлю».

Это всё, конечно, шутка. Но помните — «сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Не верьте слепым брокерам, на выращивание репки подписывайте договор, не храните золото в своём однокомнатном замке.

Читайте также: