В период экономического подъема наблюдается рост налоговых сборов

Опубликовано: 21.09.2024

2. Дефицит и профицит бюджета

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.


Рис.8.1. Циклическое балансирование госбюджета

Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.

Чистые налоги = Налоговые поступления – Социальные выплаты.

В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.

Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют:

1) структурный дефицит;

2) циклический дефицит.

Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

Yf – ВВП при условии полной занятости;

t – ставка подоходного налога.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

Y – фактический ВВП за данный год.

В период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.
Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в следующем.

Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;

2. Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину ( с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.

Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом.
Представим функцию совокупного спроса в виде

AD = Y = MPC * Y + a + I.

Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:

Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.

Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как

Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:

Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.

Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А
(автономное потребление в экономике):

Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;

Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса–Самуэльсона. Смысл этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов
(неокейнсианский подход).

Существует три способа для финансирования бюджетного дефицита:

1) путем дополнительной эмиссии денег;

2) за счет кредитов ЦБ;

3) посредством заимствований у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

Существуют три концепции балансирования бюджета:

1. Концепция ежегодного балансирования (рикардианство). Экономические субъекты исходят из убеждения, что любые долги надо рано или поздно отдавать. Они прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, т.к. другого, кроме налогов, источника доходов у государства нет. Государственное бюджетное ограничение:

Тнаст. + Тбуд./ (1 + i) = Gнаст. + Gбуд./ (1 + i).

Концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики. Так, рост госрасходов не приводит к стимулированию совокупного спроса вследствие эффекта вытеснения инвестиций. Снижение налогов не приводит к росту потребительских расходов, а приводит к росту сбережений, так как субъекты должны быть готовы к повышению налогов в будущем.

2. Концепция циклического балансирования. Утверждается допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика позволяет сгладить амплитуду колебаний цикла на 30 – 35%.

3. Концепция функциональных финансов. Проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет приоритет. Рост госдолга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Задачей данной темы является изучение динамики макроэкономических процессов. Если в предыдущих темах рассматривались статические проблемы полного использования существующих в экономике производственных мощностей (производственного потенциала), то теория экономического роста отвечает на вопрос: как увеличить объем производственных мощностей или ВНП в условиях полной занятости, как обеспечить стабильный экономический рост национальной экономики? Экономический рост может измеряться двояко: как рост реального ВНП (или ЧНП) за определенный период времени или как рост реального ВНП (ЧНП) за определенный период времени на душу населения. Второй из этих способов уместно использовать при наличии интенсивных демографических изменений (рост населения, миграция и т.д.). Факторами экономического роста являются количество и качество природных и трудовых ресурсов, объем основного капитала и технология. Основой экономического роста является повышение производительности труда, происходящее в результате внедрения новых технологий, увеличения объемов основного капитала и повышения качества природных и трудовых ресурсов.

Рассматривая факторы, важно обратить внимание на два основных типа моделей экономического роста: многофакторные и двухфакторные. Если многофакторная модель показывает, как разное сочетание факторов воздействует на количество вариантов производимой продукции, то двухфакторная модель, включающая в себя только труд и капитал, затрагивает связь экономического роста с процессами накопления при наличии равенства между сбережениями и инвестициями. Отмеченные модели сформировались на основе неоклассической и кейнсианской теорий макроэкономического равновесия.

В данной теме важно обратить внимание на то, что хозяйственные процессы развиваются не по прямой, постепенно набирающей высоту, а имеют достаточно сложную траекторию движения. В процессе развития наблюдается чередование революционных и эволюционных периодов. Это говорит о том, что общество развивается циклически, то есть переживает как подъемы, так и спады.. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

Рассматривая современную теорию циклов, обратите внимание на их виды и продолжительность. Необходимо отметить взаимосвязь краткосрочных, промышленных, строительных и длинных циклов (волн). Длинная волна, цикл по Кондратьеву, вбирает в себя более короткие циклы. В этом вопросе важно обратить внимание на динамику объема производства во время цикла: кризис - когда растет масса нереализованной продукции; депрессия - фаза, в которой производство перестает сокращаться; оживление - наполнение рынка продукцией в условиях притока капитала в отрасли; подъем - повышательная тенденция роста производства, приводящая его объемы к уровню, предшествовавшему спаду.

Экономический кризис выполняет важнейшую функцию по восстановлению равновесия в народном хозяйстве, но при этом решающая роль принадлежит системе государственного регулирования экономики. 1. Известно, что превышение предложения над спросом при прочих равных условиях ведет к снижению цен. Следовательно, для выхода из кризиса, когда предложение выше спроса на товары, предприниматели могут снижать цены. Однако реальная экономическая ситуация складывается иначе. Так, во время экономического кризиса 1974-1975 гг. при падении промышленного производства на 13,8% потребительские цены возросли на 9,1%, в период экономического кризиса 1980-1982 гг. изменение названных показателей составило соответственно 8,2% и 13,5%. Определите экономический процесс, характеризующийся одновременно падением производства и ростом цен. Раскройте сущность этого процесса. Назовите причины, порождающие развитие этого процесса в современных условиях.

Экономический процесс, характеризующийся падением промышленного производства при одновременном росте потребительских цен, получил название стагфляции. Стагфляция порождается сочетанием двух причин: а) недостатком совокупного спроса по отношению к потенциальному ВНП и б) растущей стоимостью факторов производства. В российской экономике стагфляция, таким образом, во многом связана с низким уровнем доходов населения и высоким уровнем цен на энергоресурсы.

2. В прошлом году ВНП увеличился со 120 до 125 млрд д.е. Уровень цен не изменился, численность населения также осталась прежней. В этом году ВНП увеличился со 125 до 132 млрд д.е., тогда как цены выросли на 4%. Определите номинальные и реальные годовые темпы прироста и роста ВНП.


В прошлом году уровень цен не изменился, поэтому значения номинального (в текущих ценах) и реального (в базовых ценах) ВНП совпало. Соответственно совпали и значения номинального и реального экономического роста. При этом годовой темп роста ВНП составил 104%, а прироста - 4%. В новом году уровень цен изменился, соответственно следует выделить номинальные и реальные значения изменения экономического роста. Номинальный прирост ВНП составил 105,6%, а номинальный рост - 5,6%. С учетом 4% роста цен реальный рост ВНП составил 101,6%, а реальный прирост ВНП - 1,6%.

3. Предположим, что в прошлом году ВНП в текущих ценах составил 135 млн д.е., а в этом году он увеличился до 150 млн д.е. Дайте количественную и качественную характеристику экономическому росту, если за данный период население выросло со 195 до 250 млн человек.

Для количественной характеристики экономического роста можно воспользоваться показателем прироста ВНП. Он равен 11,1%. Для качественной характеристики экономического роста следует определить такой показатель, как годовые темпы прироста ВНП на душу населения:


По данным задачи, этот показатель будет равен 0,410"7%. Иначе говоря, уровень экономического развития фактически не изменился.

Задачи для самостоятельного решения

1. Экономический цикл начинается с определенной фазы конъюнктуры, например с экономического подъема, и продолжается до следующего подъема. Каждая фаза цикла характеризуется определенными признаками:


Составьте таблицу по заданному образцу и ключевыми словами обозначьте фазы экономического цикла по следующим признакам: загрузка мощностей, безработица, доход, сбыт, уровень цен.

2. В 1985 г. ВНП, выраженный в текущих ценах, достиг величины 2847 млрд д.е., а в 1986 - 1949 млрд д.е. В то же время ВНП в 1985 г. в ценах 1980 г. составил 1581 млрд д.е., а в 1986 - 1618 млрд д.е. Вычислите темпы роста и прироста ВНП. Определите значение номинальных и реальных характеристик экономического роста.

3. Как могут быть использованы статистические данные о ВНП и ВНП на душу населения для выявления спада? Растущей экономики? Какой показатель и почему Вы использовали бы как индикатор уровня жизни в стране?

4. Как можно проиллюстрировать экономический рост с помощью кривой производственных возможностей? Для ответа используйте соответствующие графики

Что будет происходить с экономикой, если темп роста сбора налогов в стране будет превосходить темпы роста самой экономики? Весьма любопытный вопрос, не находите ли?

В экономической науке достаточно давно идёт поиск ответа на данный вопрос. Больше собирать налогов в основном можно двумя способами:

  1. повышать налоги (ставки по налогам) - это наиболее привлекательный путь (менее трудозатратный)
  2. или более ангажировано налоговикам работать с налогоплательщиками, то есть больше собирать налогов.

Если пойти первым путём, то здесь возникает проблема, которая хорошо описывается с помощью кривой Лаффера. Эта кривая имеет переворотную U-образную зависимость. По оси абсцисс (ось x ) откладывается налоговая ставка, а по оси ординат (ось y ) объём налоговых поступлений в бюджет. Визуально это выглядит так:

В итоге, власть всегда старается найти некое оптимальное значение, так как в противном случае слишком низкая налоговая ставка приводит к недополучению налоговых поступлений в бюджет, а слишком высокая налоговая ставка наоборот заставляет хозяйствующих субъектов скрывать свои доходы и тем самым сбор налогов падает.

Кроме того, изменение налоговой ставки ( t ) как влево, так и вправо от оптимального значения имеет свои последствия для экономического роста. Здесь можно ожидать аналогичную зависимость наподобие выше, так как чрезмерный рост налогового бремени сказывается прямым образом на экономическую активность в стране и, вследствие этого, темпы экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе будут снижаться.

Иными словами, манипуляциями налоговой ставкой оказывает двоякое воздействие на экономическое развитие страны через каналы бюджетного распределения ресурсов, через непосредственное влияние на экономическую активность и т.д.

Эмпирическая проверка

Проверим данную зависимость на выборке из 37 развитых стран. Мы взяли данные из двух источников: The World Bank и IMF , за период 2005-2018 гг.

В качестве показателей были взяты темпы роста ВВП в постоянных ценах и темпы роста совокупных доходов бюджета государства (g eneral government revenue ) с поправкой на индекс-дефлятор ВВП (т.е. в также в постоянных ценах). Тем самым оцениваем реальный рост как ВВП, так и рост доходов бюджетов в каждой стране. В итоге получается следующая картина:

Видно, что более высокий темп роста валового внутреннего продукта соответствует более высоким темпам ростам налоговых поступлений в бюджет или чем быстрее растёт экономика, тем больше государство может собрать налогов. В принципе логично.

Глубокая проверка

Пойдём дальше. Проверим то, как налоги влияют на темпы экономического роста и обратную зависимость с помощью регрессионного анализа. Загоним имеющиеся данные в программу (используем Gretl) и протестируем, как одни данные объясняют другие. В результате удалось получить следующие:

Эти таблицы говорят нам следующие:

1) как темп роста налоговой оказывает влияние на темп рост ВВП, так и обратно. При этом, качество моделей имеет достаточно высокое значение, а уровень статистической значимости соответствует 1%;

2) характер зависимости " налоги->ВВП " имеет, как и ожидалось, перевёрнутую U-образную зависимость. Об этом говорит тот факт, что переменная Ln(темп роста налоговых поступлений в бюджет) сначала положительно влияет на зависимую переменную Ln(темп роста ВВП), а при возведении её в квадрат характер взаимосвязи меняется на отрицательное значение.

В итоге, полученная зависимость описывается простой квадратичной функцией, которая изучается ещё в школе и имеет вид: y =-a*x^2+b*x+const

В случае " налоги->ВВП " это выглядит так:

Ln( темп роста ВВП ) = -а*ln( темп роста налоговых поступлений )^2+b*ln( темп роста налоговых поступлений )+константа

А в случае " ВВП->налоги ":

Ln( темп роста налоговых поступлений ) = a*ln( темп роста ВВП )+константа

Вывод.

Какой вывод можно сделать из всего этого? - наверно многие зададутся данным вопросом, а вывод прост : грамотное распределение налоговых поступлений действительно оказывает положительное воздействие на экономическое развитие страны, в то время как чрезмерная налоговая нагрузка по аналогии с кривой Лаффера оказывает негативное воздействие на экономику посредством 1) сокращения налоговых поступлений, 2) уменьшения расходов государства в социально важных сферах, 3) угнетения экономической активности в стране, 4) сокращения темпов экономического роста. При этом обратите внимание на результаты второй таблицы, из которой следует, что рост ВВП на 1 п.п. приводит к увеличению на 0,9 п.п. налоговых поступлений в бюджет страны в реальном выражении . Напомним, что такое соотношение получены из данных по 37 развитым странам за 2005-2018 гг.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экономика России

Экономическое развитие всех промышленно развитых стран характеризуется цикличностью: спад, подъем, финансовый крах, возрождение, опять спад, опять возрождение и т. д. Однако это повторение осуществляется не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность — форма прогрессивного развития, а не топтание на месте.

Экономические циклы охватывают почти все области национальной экономики и имеют самые разные отличительные особенности. Рассмотрим прежде всего наиболее характерную черту экономических циклов — ихпродолжительность. В зависимости от продолжительности имеются три вида отклонений:

1. Отклонение рыночного спроса от предложения товаров и услуг. Отклонение такого рода может быть мгновенным или краткосрочным. Пример мгновенного отклонения: перед хлебным киоском выстроилась очередь в ожидании свежего хлеба, который находится в пути от хлебозавода до киоска. Это нарушение равновесия восстанавливается мгновенно, как только доставят хлеб. При краткосрочном отклонении равновесие восстанавливается в течение 3-4 лет. К краткосрочным циклам относятся:

  • циклы Дж. Китчина, связывавшего их с колебаниями мировых запасов золота;
  • циклы У. Митчелла, полагавшего, что причина кризиса лежит в денежном хозяйстве;
  • современные циклы США, причина которых лежит в восстановлении экономического равновесия на потребительском рынке.
2. Отклонение, связанное с изменением спроса на оборудование, сооружения и т. п. Оно преодолевается в течение 8-12 лет посредством перелива капитала. Это так называемые промышленные циклы. Срок протяженности в 8-12 лет объясняется таким же сроком службы основного капитала. Массовое обновление основного капитала приводит к оживлению экономики, которое переходит в подъем и по мере технического старения задействованной техники — к кризису. Циклы средней продолжительности могут быть связаны также с денежно-кредитной системой (циклы К. Жуглара) и с периодическим обновлением жилых зданий и определенных типов производственных сооружений (циклы С. Кузнеца).

3. Отклонение, связанное с переходом от одного технологического способа производства к другому. Рубежи между ними отделяют друг от друга крупные этапы человеческой цивилизации. Эти переходы приводят к смене всех составных элементов производства, к смене одного поколения работников другим или их существенной переквалификации.

Такие длительные циклы сроком в 40-60 лет связаны с именем советского ученого Кондратьева и получили название «длинные волны Кондратьева».Известность Кондратьеву принес доклад в Институте экономики СССР, сделанный им в 1928 г.: «Большие циклы конъюнктуры».

Таблица 1. «Большие циклы конъюнктуры» Н. Д. Кондратьева

Циклы Волны Годы
I 1. Повышательная волна С конца 1780-х — начала 1790-х до 1810-1817
2. Понижательная волна С 1810-1817 до 1844-1851
II 1. Повышательная волна С 1844-1851 до 1870-1875
2. Понижательная волна С 1870-1875 до 1890-1896
III 1. Повышательная волна С 1890-1896 до 1914-1920
2. Вероятная понижательная волна (прогноз Кондратьева, который оправдался) С 1914-1920

Различия: циклы средней продолжительности связаны со сроком службы машин. В течение одного технологического способа производства может смениться несколько поколений техники, и им будут соответствовать свои циклы. Но в конце концов наступает время исчерпания совершенствования техники в рамках существующего технологического способа производства, приходит время нового технологического способа производства, нового «кондратьевского цикла», новой «длинной волны».

Современный переход к новому технологическому способу производства длится с 60-70-х гг. ХХ в.

Цикличность общественного воспроизводства

  • Первый подход объясняет цикл внешними (экзогенными) факторами.
  • Второй подход — внутренними (эндогенными) факторами.
  • Третий подход — синтезом тех и других.
При первом подходе главное — исследовать внешние факторы: явления, происходящие вне экономической системы. К ним относятся: изменения в численности населения, изобретения и инновации, войны и другие политические события. Как же они влияют на цикл?

  • Рост населения способствует увеличению производства и уровня занятости, которые ведут к подъему и буму.
  • Уменьшение численности населения дает противоположный результат.
  • Коренные изменения технологии (автомобиль, самолет, компьютер) вызывают взрыв деловой активности и широкое инвестирование. Отсюда — новые рабочие места и наступление подъема в экономике.
  • Политические события по-разному влияют на деловую активность. К примеру, Вторая мировая война подтолкнула США к перевооружению, в результате Великая депрессия 30-х гг. сменилась послевоенным подъемом. Наоборот, послевоенный запрет Японии иметь вооруженные силы способствовал инвестированию в экономику и привел к «японскому чуду».
Главное при втором подходе — изучить внутренние факторы: явления, происходящие внутри системы. К ним относятся: потребление, инвестирование и деятельность правительства.

  • Влияние потребления: фирмы стремятся обеспечить покупателя всем, что он хочет купить; в результате потребительские расходы растут, нанимаются новые рабочие. Таким образом, производство продукции, занятость и объем продаж растут, экономика входит в фазу подъема. Когда же потребительские расходы сокращаются, возникает обратная ситуация и потому начинается период спада.
  • Влияние инвестирования: вложения в основные фонды создают новые рабочие места, увеличивая покупательную способность потребителя, — все это способствует подъему. Когда же уровень инвестирования падает, происходит противоположное явление и наступает спад.
  • Влияние деятельности правительства: воздействие осуществляется двумя методами — фискальной политикой, т. е. сбором налогов и их расходованием и монетарной политикой, т. е. регулированием денежного обращения.
Третий подход к определению причин циклов синтезирует внутренние и внешние факторы. Авторы этой концепции считают, что внешние (экзогенные) факторы дают первоначальный толчок циклу, а внутренние (эндогенные) факторы приводят к пофазным колебаниям. Это направление наиболее продуктивное.

Современная теория связана с моделью делового цикла Самуэльсона-Хикса. В ней цикл рассматривается как результат взаимодействия национального дохода (либо ВНП), потребления и накопления капитала. Данная связь является устойчивой и характеризуется мультипликатором и акселератором.

  • Мультипликатор показывает зависимость прироста национального дохода (либо ВНП) от прироста капиталовложений.
  • Акселератор — зависимость капиталовложений от прироста национального дохода (либо ВНП).
Самуэльсон и Хикс считают, что соединение принципа акселератора с мультипликатором может воссоздать такой же цикл, как и в реальной жизни.

Предположим, экономика идет к полной занятости: ВНП увеличивается, реализация продукции осуществляется при растущих темпах. Тогда по принципу акселератора увеличение реализации продукции приводит к высокому уровню инвестиций. Благодаря мультипликатору повышение уровня инвестиций способствует дальнейшему росту ВНП. Экономика в этом случае пребывает в фазе подъема. Возможна обратная ситуация.

Черты и фазы экономического цикла

  • сначала ликвидируются запасы, затем сокращаются производственные инвестиции;
  • падает спрос на труд;
  • происходит снижение или замедление роста товарных цен;
  • наблюдается резкое уменьшение прибылей, ослабевает спрос на кредит, снижается процентная ставка.
Максимальное падение — в точке максимального спада. В фазе спада различают рецессию и депрессию:

  • Рецессия — это спад объема национального производства, продолжающийся 6 месяцев и дольше.
  • Депрессия — спад объема национального производства, сопровождающийся высокой безработицей и продолжающийся в течение нескольких лет.
Характеристика депрессии:

  • производство уже не сокращается, но и не растет;
  • товарные излишки постепенно рассасываются: но торговля идет вяло;
  • ставка ссудного процента падает до минимума. Постепенно наступает оживление.
Характеристика оживления (обновления):

  • предприятия, приспособившиеся к новым условиям рынка, увеличивают выпуск товаров;
  • повышается норма прибыли;
  • растет ставка ссудного процента и заработной платы, начинается фаза подъема.
Характеристика подъема. Все изложенное происходит в противоположном направлении. Высшая точка подъема — вершина деловой активности. Экономика работает на пределе своих возможностей. Инвестиции и расходы покупателей очень высоки. Растет спрос на товары и услуги, что заставляет расти цены.

Ликвидируются запасы, повышается спрос на рабочую силу. Все это готовит почву для следующей фазы делового цикла — кризиса. Такова характеристика промышленного цикла при марксистском подходе.

Всякий экономический кризис проявляется в резком нарушении хода производства, вызванном несбалансированностью между производством (предложением товаров на рынке) и потребностями населения (платежеспособным спросом). При этом возможна ситуация, когда производство обгоняет потребности либо когда платежеспособный спрос обгоняет производство. В первом случае имеет место кризис перепроизводства, во втором — кризис недопроизводства.

Важнейшие мероприятия антикризисной политики в периоды бумов:

  1. Денежно-кредитная политика: повышение учетной ставки, продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке.
  2. Фискальная политика: сокращение расходов госбюджета, повышение налоговых ставок.
  3. Политика заработной платы и тарифов: понижение заработной платы.
  4. Политика государственных инвестиций: затормаживание государственного строительства.
Важнейшие мероприятия антикризисной политики в периоды депрессий:

  1. Денежно-кредитная политика: понижение учетной ставки, покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке.
  2. Фискальная политика: дополнительные расходы госбюджета, понижение налоговых ставок.
  3. Политика заработной платы и тарифов: повышение заработной платы.
  4. Политика государственных инвестиций: ускорение осуществления инвестиционных программ.
Выводы:

  1. В период подъема государство в целях предотвращения «перегрева» экономики проводит политику сдерживания деловой активности.
  2. В период спада все мероприятия государства направляются на стимулирование деловой активности.
Благодаря выработанным мерам регулирования общая картина современного рыночного хозяйства стала не совпадать с традиционной схемой: все фазы цикла не имеют теперь ярко выраженного характера и плавно переходят одна в другую.

Читайте также: