Таможенные пошлины в литве

Опубликовано: 30.04.2024

Литовские чиновники потрясенно подтверждают, что США ввели заградительные пошлины против сельскохозяйственной продукции из Литвы.

Прибалтийская республика оказалась в числе стран ЕС, на импорт которых распространяются 25%-таможенные тарифы Дональда Трампа. Производители Литвы вопиют, официальный Вильнюс по существу старается ситуацию не комментировать: а что тут скажешь, когда после десятилетий беззаветной службы интересам Америки американцы, в сущности, вводят санкции против своих самых преданных и верных союзников?

Новые таможенные пошлины против Европы Соединенные Штаты вводят избирательно. Против отдельных стран — членов ЕС и против отдельных товаров. Изучать, что вошло в «черный список» американской таможни, а производителям чего повезло, — любимое развлечение европейской деловой журналистики в последние дни.

Список в самом деле выглядит занимательно. В него вошли французские вина, испанские оливки, шотландский виски, датское печенье, английские жакеты, итальянские сыры… но не все. Под акциз в 25% не попала моцарелла, зато попал пармезан. По каким критериям в Вашингтоне вводят заградительные пошлины против одних стран и товаров и оставляют «зеленый коридор» для других — загадка почище убийства Кеннеди.

Зато всем понятно, какие последствия ждут европейских производителей, экспорт которых Америка обкладывает акцизом.

Пошлина в четверть цены товара фактически закрывает ему вход на американский рынок, потому что его конечная стоимость возрастает настолько, что он на этом рынке становится неконкурентоспособен.

Не скрывается, что новые пошлины — инструмент борьбы Дональда Трампа с экономическим могуществом Евросоюза, который американский лидер по свойственной ему душевной простоте называет в тройке врагов Америки. Трамп и его сторонники считают несправедливым, что европейские, китайские и любые другие иностранные компании пользуются созданной Соединенными Штатами глобальной экономикой с либерализмом, открытыми границами и свободой торговли, чтобы теснить американских производителей на их же внутреннем рынке.

От этого и пресловутые торговые войны, которые развязывает Америка Трампа. Европейские продукты питания — всего лишь образное и яркое дополнение к главному пункту американских ограничительных мер: продукции большого машиностроения и прежде всего — гражданской авиации Евросоюза.

Сохраняющийся индустриальный потенциал Западной Европы не перестает раздражать американцев, поэтому в Вашингтоне решили показательно наказать французский Airbus за то, что он отбивает заказчиков у американского «Боинга».

Но даже пошлины на самолеты Airbus — это лишь артподготовка грядущей американской атаки на европейских индустриальных гигантов. Белый дом прозрачно намекает, что может до конца года воплотить в жизнь угрозу Дональда Трампа еще двухгодичной давности: обложить пошлинами продукцию иностранного автопрома и не пускать в США «мерседесы», «фиаты», «феррари», «рено» и прочие европейские автомобили. Для Германии, Франции или Италии такой удар под дых от главного заокеанского союзника чреват полноценным экономическим кризисом.

Впрочем, Восточной Европе при всей ничтожности ее роли в мировой торговле от американского протекционизма, как ни странно, тоже достается.

В список обложенных заградительными пошлинами товаров каким-то непостижимым образом затесалась литовская сельхозпродукция, которой теперь тоже де-факто закрыт вход на американский рынок, поскольку за нее нужно вносить сбор в 25% цены.

В «список Трампа» попали молочные продукты, свинина, фрукты и соки литовского происхождения. Литовские экспортеры потрясены: да как такое вообще возможно?!

Министерство иностранных дел Литвы пытается делать счастливое лицо и выступает в стиле «все хорошо, прекрасная маркиза». «Дополнительные тарифы в 25% будут примерены на литовский экспорт в объеме 1,8 млн долларов США — на некоторые сыры, на некоторую свиную продукцию. В целом это затронет около 0,12% литовского экспорта в США», — успокаивает литовский МИД население.

Литовцы заверениям ведомства комсомольца Линкявичюса не верят и успокаиваться не хотят. По нескольким причинам.

Во-первых, американские пошлины больно бьют по отдельным литовским предприятиям. «Основной продукт экспорта в США — сыры. Для литовских предприятий контракты прекратятся, и они не смогут вывозить эти продукты; продукты останутся на предприятиях, сыры придется держать на складах», — говорит глава ассоциации молочной промышленности Литвы Pieno centras Эгидиюс Симонис.

Во-вторых, заградительные барьеры на вход в США для других европейских производителей вытесняют литовскую сельскохозяйственную продукцию и с европейского рынка.

По словам того же Симониса, Франция, Италия, Дания и прочие крупные экспортеры молочной продукции теперь будут оставлять свой товар в Европе, поэтому цены на рынке пойдут вниз. Правительства будут поддерживать на плаву внутреннего производителя, поэтому литовскому экспорту западные покупатели точно не светят. Кому в Италии будет дело до «джюгаса», когда итальянцам надо распродать пармезан?

В-третьих, удар по основным экономикам Европы — это опосредованный удар по Литве. Франция, Германия, Италия — это все «доноры» Евросоюза. Из их отчислений в бюджет ЕС формируются дотации восточноевропейским паразитам типа Литвы. Если стараниями Трампа их автопром и авиастроение обанкротятся, где Вильнюс будет брать деньги на ремонт дорог и субсидии фермерам?

Возможно, литовским политикам это неважно, ведь они в свое время приложили немало усилий, чтобы помочь американским союзникам подкосить индустриальный потенциал Западной Европы. Достаточно вспомнить их борьбу против первой и второй веток «Северного потока», по которым немецкая промышленность получала самый дешевый и надежный по поставкам российский газ. Верность союзу с Соединенными Штатами важнее шкурной экономической выгоды!

США, по сути, ввели санкции против своих беззаветно преданных, самых верных и непоколебимо проамериканских союзников в Европе. Сюрреализм ситуации в том, что ввели просто так. Ни за что.

С продуктовым эмбарго России все, во всяком случае, было понятно: это наказание за русофобскую внешнюю политику Литву, которая упорно добивалась санкции против России и вот — получила их из Москвы бумерангом. А тут-то за что? За верную и преданную службу?

Литва оказалась в американском «черном списке» строго по Гоголю, когда в Белом доме — имении Собакевича-Трампа — «между крепкими греками неизвестно каким образом и для чего» поместился худенький тонкий Вильнюс.

Эта бессмысленность происходящего пугает больше всего.

Когда Хозяин бьет за дело, это неприятно, но не так страшно, как когда он ведет себя с грацией пьяного слона в посудной лавке и топчет всех, до кого дотянется. Что делать в такой ситуации Литве, которая давно и безнадежно со всеми потрохами продалась Вашингтону? Примерно то, что сейчас делает литовский МИД: подставлять другую щеку и уговаривать себя, что бьет — значит, любит.

Простой онлайн-калькулятор находится по этой ссылке .

Самостоятельный расчет таможенных платежей:

Под таможенными платежами подразумеваются обязательные платежи, которые взимаются таможенными органами при пересечении таможенной границы Таможенного Союза. Платежи перечисляются безналичным путем по отдельным реквизитам для каждого вида платежа с указанием кода таможни в специальных графах платежного поручения. Если в платежке не будут указаны КБК и код таможни, или они будут указаны с ошибкой, то выпустить декларацию не получится, т.к. инспектор таможенного органа не увидит в электронном виде наличие денежных средств. Причем средства должны быть перечислены заранее (один-два дня) до подачи декларации. Если таможенный орган не видит в системе денег, то не поможет ни наличка, ни скан платежки, ни гарантийное письмо.

При оформлении ввоза существуют следующие виды таможенных платежей: таможенные сборы, ввозная таможенная пошлина, НДС, акциз, также могут применяться различные виды прочих пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные, сезонные).

При оформлении вывоза: таможенные сборы, вывозная таможенная пошлина.

Прежде чем начать расчет таможенных платежей, нужно знать исходные данные: код ТН ВЭД товара, таможенную стоимость, для некоторых кодов ТН ВЭД дополнительно страну происхождения и количество товара в натуральных единицах (кг, шт и т.д.).

Определение размера ставок таможенных сборов за таможенное оформление.

Для подачи декларации на товары нас интересуют таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товара (таможенные сборы за таможенные операции). Именно о них и поговорим.

Итак, при ввозе для определения размера таможенных сборов нам понадобиться знать только размер общей таможенной стоимости по всей декларации (суммы таможенных стоимостей всех товаров), а именно значение гр.12.

Далее можно воспользоваться калькулятором или найти нужное значение в таблице:

таможенные сборы 2020

При вывозе (экспорте) товаров, по которым вывозные таможенные пошлины не начисляются, таможенные сборы не уплачиваются.

Подробнее о таможенных сборах можно ознакомиться, прочитав гл. 14 в законе №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», о ставках таможенных сборов за таможенные операции – в Постановлении Правительства РФ №342 от 26 марта 2020 года.

Расчет ввозной таможенной пошлины.

Начальные данные для расчета: таможенная стоимость товара (графа 45 декларации), ставка пошлины. Ставку пошлины ищем по коду ТН ВЭД в Едином Таможенном Тарифе ЕврАзЭС (ЕТТ ЕАЭС).

В ЕТТ ставка пошлины может быть указана:

— в % от таможенной стоимости (так называемая адвалорная ставка);

— в евро за единицу количественного показателя (специфическая ставка), например, в евро за кг;

— комбинированная ставка – когда указаны и %, и ставка за единицу товара- сравниваем два значения и выбираем большее из них.

Итак, считаем ввозную таможенную пошлину.

При адвалорной ставке (т.е. если указаны только проценты) высчитываем соответствующий процент от таможенной стоимости товара.

П- размер пошлины в рублях,

ТС- таможенная стоимость в рублях,

«а» -ставка пошлины в процентах.

Например, полиэтиленовая пленка с кодом 3920108900 имеет ставку в 6,5%. Таможенная стоимость ввозимой нами пленки равна 500 000 руб. Тогда пошлина будет равна 500 000*6,5/100= 32 500 руб.

При специфической ставке (указан размер пошлины за единицу товара) расчет выглядит следующим образом:

П- размер пошлины в рублях;

а- ставка пошлины в евро;

с- курс ЦБ евро на дату подачи декларации;

k- количество товара в единицах, указанных в ставке пошлины.

Например, резиновые сапоги с кодом 6401990000 имеют ставку 0,75 евро за пару. Ввозится 200 пар. Курс ЦБ на дату подачи, например, 90 руб/евро. Тогда пошлина будет равна 200*0,75*70=10 500 руб.

При комбинированной ставке (если в ЕТТ указаны и проценты, и количество евро за единицу товара) используем оба предыдущих расчета и выбираем большее.

Например, офисные кресла с кодом 9401300001 имеют ставку 15%, но не менее 0,527 евро за кг. Таможенная стоимость их равна 300 000 руб. Вес нетто кресел (графа 38 в декларации) равен 1000 кг. Курс ЦБ – 90 руб/евро.

Делаем два расчета:

а) по таможенной стоимости – П=300000*15/100=45000 руб.

б) по количеству – П=1000*0,527*70=36890 руб.

Большее в варианте а), следовательно пошлина к оплате будет в размере 45000 руб.

Расчет НДС при ввозе.

При импорте НДС уплачивается в процессе таможенного оформления. Для начала надо определить ставку НДС для вашего товара. В этом поможет Налоговый Кодекс. Возможные варианты – 0%, 10%, 20%. При стандартных ситуациях импорта НДС подлежит оплате в полном размере. В некоторых ситуациях возможно освобождение от уплаты. О них поговорим позже.

Формула для расчета НДС выглядит следующим образом:

ТС – таможенная стоимость товара, руб.;

П – ввозная пошлина, руб.;

А- сумма акциза, руб.;

Резюмируя, можно сказать, что в декларации на товары результаты расчета таможенных платежей, ставки и база для расчета каждого платежа указывается в графе 47 . Под кодом 1010 – указаны таможенные сборы, под кодом 2010 – ввозная таможенная пошлина, под кодом 5010 – НДС. Если товаров в декларации несколько, то таможенные сборы указываются только в гр.47 первого товара. В графе B можно увидеть размер всех платежей по декларации и платежные документы, с которых эти платежи будут (были) списаны.

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@rastamozhitvspb.ru и в скором времени я обновлю статью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сколько стоит растаможить автомобиль из Литвы

Поскольку закон позволяет гражданам РФ спокойно пересекать границу ближнего зарубежья на личном транспорте, у многих водителей возникает идея пригнать авто из Литвы без растаможки (б\у). Ведь за рубежом техника намного дешевле, чем в России. Да и купить там можно не только отечественную машину, но и иномарку. А вот насколько легальна такая процедура, мы рассмотрим ниже.

Основные понятия о растаможке автомобилей

Таможенный контроль ТС – это обязательная процедура, которую должны проходить все граждане, занимающиеся автопригоном. Ее суть заключается в проверке двух основных объектов: ввезенного транспортного средства и его владельца. По первому предмету налогообложения происходит сверка гос. знаков, номеров мотора и кузова, на их соответствие с данными из ПТС. А вот по водителю проводится полный мониторинг совершенных им правонарушений.

Все эти манипуляции направлены на повышение безопасности дорожного движения в стране. Ведь если по их результатам окажется, что автолюбитель злостно не соблюдает ПДД и игнорирует выписанные штрафы, то его попросту не впустят на территорию РФ на машине. То же самое касается и ТС, документы которого не совпадают с действительностью. А чтоб растаможка проходила успешно, все перечисленные нюансы нужно учесть заранее.

Особенности авторынка в Литве

Пригон авто из Литвы набирает большую популярность среди граждан России, так как в упомянутой стране цены на транспорт значительно ниже, чем на рынках РФ. Но если речь идет не о простом ввозе ТС, с целью личного использования, а о полноценной покупке машины, то к начальной стоимости необходимо добавить:

  • Расходы на дорогу;
  • Затраты на оформление необходимых документов;
  • Госпошлину, которая взымается на таможне.

При этом литовские брокеры всегда идут на уступки иностранным водителям, предлагая им вариант отправки авто через границу по частям. Таким образом, за счет пересылки отдельных агрегатов, цена на автомобиль существенно снизится, и налог на его ввоз, соответственно, тоже.

Правила оформления

По общепринятым нормам, при покупке авто из Литвы, растаможка и дальнейшее его оформление должны происходить только с письменного разрешения начальника контрольно-пропускного пункта. Далее, имея упомянутую бумажку на руках, человек собирает минимальный пакет документов, проверяет свое ТС на отсутствие штрафов и несоответствий с техническим паспортом, и пригоняет машину на пограничный пост.

Пребывания транспортного средства на границе

По истечению 3-5 дней пребывания транспортного средства на границе, новый владелец может явиться за своей движимой собственностью. Но перед тем, как получить ПТС российского образца, ему нужно будет оплатить единый сбор, который составляет 18% от стоимости авто (ввоз более одного ТС в год для граждан РФ запрещен).

Документы

Обязательный пакет документов должен собирать каждый водитель, вне зависимости от своего статуса. В перечень необходимых бумаг для растаможки авто из Литвы стоит включить:

  • Заграничный и национальный паспорт;
  • Гарантийный сертификат (выдается после оплаты таможенного депозита);
  • Справка купли/продажи;
  • Иностранное ПТС машины, и ее действующая страховка;
  • Письменная декларация на ввоз транспортного средства в Россию.

Совет! Если же воспользоваться услугами перегонщика, который раз в год будет пересекать границу на вашем автомобиле, то перечисленные бумаги вам не понадобятся. Но такой легальный способ покупки авто более затратный, так как платить за него придется каждый год.

Пошлины и налоги

Самый главный сбор, взимающийся при растаможке авто из Литвы в России — это НДС (по калькулятору высчитывается 18% от общей стоимости ТС). Но кроме него с человека также возьмут:

  • Оплату за оформление машины таможенным органом;
  • Утилизационный взнос;
  • Наложенный акциз (оплачивают только юридические лица).

Поэтому, чтобы рассчитать фактическую сумму к оплате, нужно учитывать все возможные сборы. Иначе перегон автомобиля будет запрещен, и всю процедуру придется проходить заново.

Сроки растаможивания

Полное переоформление транспортного средства

В соответствии с таможенным кодексом, на подачу декларации, сбор документов и полное переоформление транспортного средства гражданину отводится 14 суток. Если же человек не успевает провести все необходимые манипуляции за данный период, то ему придется писать заявление на продление (что требует дополнительных затрат), или же начинать весь процесс с нуля. Избежать подобных неприятностей можно только одним способом – проверить всю документацию заранее.

Факторы, от которых зависит стоимость

Для того, чтоб правильно рассчитать по калькулятору, сколько стоит растаможка авто из Литвы в России, нужно узнать основные критерии оценки движимого имущества. Всего их шесть:

  1. Изначальная цена машины на зарубежном рынке;
  2. Год выпуска;
  3. Категория (легковая, грузовая или пассажирская);
  4. Мощность мотора (в лошадиных силах);
  5. Установленная ставка по НДС (18%);
  6. Статус владельца ТС (ветераны войны и труда, пенсионеры, многодетные семьи и инвалиды 1-2 группы выплачивают только половину налога или же освобождаются от обязательных сборов в полном объеме).

Не стоит забывать и о расходе бензина, потраченного на доставку транспортного средства из Литвы в РФ. Ведь это, в среднем, 5-7 тысяч рублей, которые необходимо будет добавить к получившейся на калькуляторе сумме.

Таможенный калькулятор онлайн

Совет! Если у вас не получается самостоятельно узнать, сколько будет стоить растаможка конкретного авто при его перегоне в Россию, то вы всегда можете воспользоваться онлайн калькулятором, расположенном на сайте пограничного контроля.

Для этого вам достаточно перейти на их официальный портал, и ввести в пустые поля всю необходимую информацию по ПТС и самому автомобилю. Полученный результат будет базироваться именно на тех данных, которые указаны выше (год выпуска ТС, его тип и т. д.).

Растаможка б/у автомобилей

Ездить на литовском авто в РФ

В соответствии с законодательством, для того,чтоб перегнать машину из Литвы в РФ гражданину вовсе не обязательно проходить процедуру растаможивания. Но в таком случае время его легального пребывания внутри страны ограничится одним годом. Причем это касается и покупки авто, с использованием услуг перегонщика.

Важно знать! Для того, чтоб спокойно кататься на литовской технике по отечественным дорогам без временных рамок, ее следует растаможить, попутно оплатив все пошлины и налоги. Других вариантов приобретения заграничного ТС, без регистрации в Госавтоинспекции России, законом не предусмотрено.

Можно ли обойти таможенный контроль

Полностью избежать таможенного контроля априори невозможно, так как любой объект, пересекающий границу, подвергается тщательному досмотру. Но вот приобрести машину так, чтоб не оформлять ее на пропускном пункте, вполне реально.

Для этого покупателю нужно договориться с брокерами о пересылке отдельных агрегатов авто через границу. И пускай этот способ обойдется ему в копеечку, он все-равно будет дешевле, чем полноценная легализация ТС. Да и возни с документами при пересылке автомобиля по частям намного меньше, нежели при его транспортировке в цельном виде.

Возможные затруднения

Сколько стоит растаможка авто из Литвы в России, и как можно сэкономить на данной процедуре, мы выяснили. Но для тех, кто выбрал второй вариант ввоза ТС в страну, следует дополнительно рассказать и о возможных трудностях, с которыми придется столкнуться.

Во-первых, при транспортировке цельного кузова, на контрольно-пропускном пункте будут сверять его номер с данными ПТС. При несоответствии этих цифр запчасть через границу не пропустят (избежать подобных проблем можно путем банального распила кузова на две отдельные части).

Во-вторых, после сборки машины на территории РФ, сотрудникам Госавтоинспекции нужно будет предоставить справку о купле/продаже движимого имущества, которая у владельца ТС отсутствует. Зарегистрировать авто в таком случае получится по дарственному договору, выписанному у нотариуса (покупать документы для регистрации транспортного средства не так дорого, как оплачивать таможенный сбор).

Ответственность за нарушение закона

В соответствии с КоАП РФ, за нарушение правил пограничного кодекса гражданин не несет материальной ответственности. Но на нелегально ввезенную собственность будет наложен арест, запрещающий ее использование на территории России. Снять это ограничение можно только после оплаты всех налогов и пошлин, предусмотренных на пропускном пункте. Поэтому пригонять машину с нарушением правил – это точно не самый лучший вариант.

Мы узнали, как по калькулятору рассчитать стоимость растоможки авто из Литвы в России, за 2021 год. В заключение стоит добавить, что периодически законодательство меняется, и приведенные выше данные могут быть не актуальными через какое-то время. За этим необходимо следить очень внимательно, так как незнание правил не освободит вас от ответственности.

Отчасти благодаря удобному географическому положению Литва состоит в торговых отношениях со многими странами. Страна имеет смежный с Российской Федерацией участок границы, поэтому стоимость грузоперевозок между двумя государствами достаточно низкая.

Как доставить груз


Литва – страна, которая бедна на природные ресурсы. Поэтому из года в год из России в Литву доставляют полезные ископаемые. К ним относятся:

Кроме того, популярностью пользуется строительная техника, бытовая химия, лекарства, одежда, обувь.

Литва же экспортирует в Россию пищевые продукты, автомобили или продукцию легкой промышленности.

Несмотря на то, что между Россией и Литвой совсем небольшое расстояние, грузоперевозки между ними требуют серьезного планирования. Необходимо учесть особенности груза и составить правильный маршрут.

Литва сотрудничает с Россией очень давно. Эта страна входит в состав Евросоюза, поэтому грузоперевозки между ней и Россией осуществляются согласно правилам, принятым в Евросоюзе. В Литве находится крупнейший порт Балтийского моря, а дороги в стране отличаются высоким качеством покрытия. По этим причинам востребованность морского и автомобильного способа доставки грузов только растет. К декабрю 2021 года будет запущен новый паром для переправы Балтийск-Усть-Луга. Он сможет перевозить железнодорожные составы и до 30 рефконтейнеров.

Россия тесно сотрудничает с Литвой по следующим причинам:

более 300 километров общей границы;

наличие отлично развитой транспортной и логистической инфраструктуры;

большой ассортимент товаров;

товарооборот на выгодных условиях.

Через Литву провозят товары из Европы, Америки и Азии. Доставка осуществляется с помощью самолетов. Но перевозка только на самолете не всегда экономически выгодна. Далее товары загружают на поезда или автомобили и доставляют получателю. Этот тип перевозок называется смешанным или мультимодальным. Необходимо учесть, что в июне 2019 года сейм Литвы проголосовал за принятие поправок в Кодекс железнодорожного транспорта, согласно которым транзит через Литву может осуществлять только компания «Литовские железные дороги».



Непосредственно из Литвы в Россию товары доставляют на автотранспорте из-за доступной стоимости этого вида перевозок. На доставку таким способом уйдет около четырех дней.

На восточной стороне у России с Латвией нет общей границы. Поэтому с этой стороны доставки грузов осуществляются через Беларусь или Латвию.

Совет! Логист, составляющий план перевозки, должен учесть, что в Литве есть большое количество платных дорог. Поэтому придется либо объезжать их, либо включать проезд в стоимость доставки. Также в стане действуют ограничения по грузоподъемности транспорта.

Сборные партии



Как в Литве, так и в России, есть консолидационные склады, поэтому популярностью пользуется доставка сборных грузов. При таком виде доставки расходы на перевозку минимальны. Заказчик оплачивает доставку своей части груза. При этом учитываются показатели:

расстояние между точкой загрузки товара и точкой выгрузки.

Сборные партии доставляются разными видами транспорта, которые подбираются исходя из особенностей доставки. Популярнее всего следующий транспорт:

полуприцеп с тентом и пр.

Перевозки сборных партий находятся под прямым контролем логистических компаний, поэтому оформление груза на таможне происходит значительно быстрее. Это значит, что и доставка будет быстрой.

Грузоперевозки из Москвы в Литву

Направление Москва-Литва является самым популярным при перевозках из России. Москва находится в 700 км от Литвы. С учетом расстояния грузоперевозки не должны занимать больше суток, однако, из-за таможенного оформления доставка задерживается.

Из Москвы в Литву есть прямые авиарейсы, что делает доставку товара намного проще. Но авиаперевозки достаточно дороги и используются только в случае перевозки товара, который необходимо доставить срочно. Партии при этом должны быть средними или крупными. Возможна также авиаперевозка сборных грузов. Такая доставка товара занимает от 3 до 7 рабочих дней.

Грузоперевозки из Литвы на самолете



На самолете из Литвы в Россию перевозят только малогабаритный груз. При этом перевозка на самолете разрешена, если товар скоропортящийся или его доставка другими способами невозможна.

Грузоперевозки на авиатранспорте осуществляются из двух городов: из Паланги рейсы следуют в Москву или Санкт-Петербург, а из Вильнюса в следующие города:

Литва – небольшое государство, расположенное в Восточной Европе, граничащее с Латвией, Россией, Польшей и Беларусью. Общие границы с Россией имеет только на юго-западе, с Калининградской областью (протяжённостью 330 километров). На западе Литва выходит к Балтийскому морю. Выгодное географическое расположение (на стыке Западной и Восточной Европы) является основной причиной того, что по территории страны проходят несколько транспортных коридоров, имеющих общеевропейское значение. Один из них, Via Baltica (Е67, Рига – Прага), имеет ветку в направлении Калининградской области. Панъевропейский транспортный маршрут № 9 имеет в Литве два ответвления: по маршруту Клайпеда – Мядининкай (через Вильнюс и Каунас) и Каунас – Калининград (через Кибартай и Мариямполе). Благодаря этому Литва считается исключительно благоприятной страной в плане транзитных грузоперевозок по меридиальному (Север – Юг) и широтному (Восток – Запад) направлениям.

Грузоперевозки из России в Литву и из Литвы в Россию

Поскольку Литва – государство, входящее в Евросоюз, сухопутные грузоперевозки между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации осуществляются в соответствии с правовыми нормами, действующими в ЕС. Литва бедна на природные ресурсы, поэтому её импорт носит преимущественно сырьевой характер (углеводороды, аммиак, руды металлов, комплексные удобрения). Экспортирует страна автомобили, продукты питания, продукцию деревообрабатывающей и лёгкой промышленности.

С Россией страна поддерживает давние экономические связи, поэтому грузоперевозки из Литвы в РФ и в обратном направлении весьма востребованы. Учитывая тот факт, что Литва занимает выгодное транзитное расположение и является одним из ключевых буферных государств между Западом и Востоком, её значение в качестве основного европейского транспортного коридора будет только возрастать. Именно здесь расположен самый крупный порт Балтийского моря (в Клайпеде), а качество латвийских дорог ни в чём не уступает западноевропейским стандартам, что упрощает прохождение через территорию страны полноразмерных фур, рефрижераторов и консолидированных грузов.

Специфика грузоперевозок по направлению Литва – Россия

Суммарная протяжённость литовских автотрасс государственного значения превышает 21 тысячу километров, из которых на трассы международного значения приходится 1700 километров. Отсутствие общих границ с Россией на восточном направлении предполагает, что прямые грузоперевозки между двумя странами, а также международные перевозки в Литву транзитом в Калининградскую область и Западную Европу осуществляются через Латвию или Беларусь.

Направление Литва-Россия

Латвийский транспортный коридор Вильнюс – Москва (маршрут Е22) пролегает через Даугавпилс, а его протяжённость составляет 960 километров (среднее время прохождения маршрута – 11 часов 30 минут). Через территорию Польши пролегает два транзитных коридора: М1 (через Минск и Смоленск) протяжённостью 870 километров (время в пути – 10 часов 20 минут) и А130, совпадающий на участке до Минска, а дальше проходящий южнее (через Могилёв), протяжённость которого – 945 километров (12 часов 20 минут в пути).

Для проезда по территории Литвы потребуются виза с загранпаспортом, страховой полис автовладельцы ТС, ВУ международного образца, документ о регистрации ТС и прохождении техосмотра, ТТН и пакет разрешительных документов на груз.

При составлении маршрута следования необходимо учитывать, что в Литве имеется множество участков дорог с платным проездом, а также существуют ограничения по грузоподъёмности транспортного средства. Кроме того, существуют тарифы сборов за проезд литовских трасс магистрального значения грузовым транспортом, размер которых (в евро) коррелирует с максимально допустимой массой ТС:

Полная масса ТСНа годНа месяцНа неделюНа сутки
Евро 0-IIIЕвро IV-VЕвро 0-IIIЕвро IV-VЕвро 0-IIIЕвро IV-V
3.5-12 т7525507550352511
Свыше 12 т107075210575503511

Транспортные сборы в Литве взимаются при проезде по следующим автомагистралям, относящимся к трассам высшей категории (в скобках указывается начальный и конечный платный участок магистрали):

  • Вильнюс – Клайпеда через Каунас (А1, 10.00 – 303.75 км.);
  • Вильнюс – Паневежис через Укмерге (А2, 12.00 – 132.75 км.);
  • Вильнюс – Минск (6.60 – 32.95 км., А3);
  • Вильнюс – Гродно через Варена (15.50 – 133.95 км., А4);
  • Каунас – Сувалки через Мариямполе (0.25 – 97.05 км., А5);
  • Каунас – Даугавпилс через Зарасай (6.00 – 185.45 км., А6);
  • Мариямполе – Калининград через Кибартай (2.00 – 42.20 км., А7);
  • Паневежис – Ситкунай через Ариставу (7.55 – 87.85 км., А8);
  • Паневежис – Шауляй (5.00 – 75.70 км., А9);
  • Паневежис – Рига через Пасвалис (4.55 – 66.10 км., А10);
  • Шауляй – Паланга (2.63 – 146.40 км., А11);
  • Рига – Калининград через Шауляй (0.00 – 49.75 км.; 59.45 – 186.10 км., А12);
  • Клайпеда – Лиепая (11.00 – 24.75 км.; 26.10 – 45.18 км., А13);
  • Вильнюс – Утена (10.66 – 95.61 км., А14);
  • Вильнюс – Лида (10.63 – 49.21 км., А15);
  • Вильнюс – Мариямполе через Приенай (15.51 – 135.45 км., А16).

Перевозки Литва-Россия

В 2017 году доставка товаров из Литвы структурно не изменилась по отношению к 2016 году. Наиболее востребованными товарами, поставляемыми в Литву из России, являются следующие категории:

  • минеральное сырьё (прежде всего – нефть, газ, нефтепродукты), доля которого в совокупном объёме латвийского экспорта составила 65%;
  • продукция химпрома, занявшая в структуре импорта второе место с показателем 11%;
  • металлопрокат, металлические изделия – 6%;
  • сельскохозяйственные продукты, включая продукты питания – 6%;
  • машины, станки, автотранспорт, промышленное оборудование – 4%;
  • продукция целлюлозно-бумажной, лесной и деревообрабатывающей промышленности – 3.5%.

Больше всего грузоперевозок из Литвы в Россию пришлось на следующие категории товаров:

  • машины, станки, автотранспорт, промышленное оборудование (преимущественно это легковые машины из Западной Европы) – 32% от суммарного импорта Литвы в РФ;
  • на продукцию химпрома пришлось около 20% грузоперевозок по направлению Литва – Россия;
  • активно поставлялась в РФ и сельскохозяйственная продукция вместе с товарами продовольственной группы – 18%;
  • на продукцию целлюлозно-бумажной, лесной и деревообрабатывающей промышленности пришлось 8% литовского импорта;
  • на пятом месте в структуре поставок товаров в Россию – продукция лёгкой промышленности (одежда, текстиль, обувь) – 7%;
  • на долю поставок металлопроката и металлических изделий пришлось 6% всего литовско-российского импорта.

Через границу Литвы можно перевозить все товары, разрешённые правилами грузоперевозок по Евросоюзу, при этом особые требования предъявляются к провозу домашних животных (требуется наличие европейского ветеринарного сертификата).

Транзитные грузы

Авиаперевозки из Литвы

Грузоперевозки воздушным транспортом – самый дорогой способ доставки, поэтому им пользуются в тех случаях, когда требуется перевезти скоропортящиеся грузы, или необходима срочность, недостижимая другими способами транспортировки. В Литве авиарейсы отправляются из Паланги (в Москву, Санкт-Петербург) и Вильнюса (в Казань, Москву, Екатеринбург, Краснодар, Санкт-Петербург). Длительность авиаперевозок из Литвы может колебаться от одного до семи дней (если авиаперевозка осуществляется транзитным рейсом). Большинство перевозчиков включают в перечень предоставляемых при авиаперевозках услуг следующие пункты:

  • доставку груза от места складирования в аэропорт;
  • транспортировку груза из аэропорта к месту разгрузки;
  • помощь в оформлении пакета документов (таможенных, экспедиционных, транспортных, экспортных);
  • страхование, перевалка, сопровождение грузов.

Стоимость доставки груза самолётом зависит как от характеристик самого груза (класс опасности, габариты и вес), так и от дополнительных факторов – авиафрахта, сборов (топливного, за оформление документов, безопасность, бронирование мест).

Авиаперевозки из Литвы

Автоперевозки из Литвы

В структуре поставок грузов по направлению Литва – Россия автоперевозки уверенно занимают первое место. Отсутствие общей границы между странами (Калининградскую область в расчёт можно не принимать), безусловно, сказывается на стоимости доставки грузов из Литвы в Россию и наоборот, как и необходимость соблюдать нормативы ЕС, касающиеся грузоперевозок. Но в целом ситуация остается достаточно стабильной и предсказуемой для среднего и мелкого бизнеса.

По стоимости это безальтернативный вариант, сроки доставки грузов автомобильным транспортом в европейскую часть России также вполне приемлемы. А если требуется перевозка негабаритных грузов, то сегодня такую возможность предоставляют специализированные транспортные средства, при этом логистическая часть задачи усложняется требованиями подбора оптимального маршрута. Выбор опытного перевозчика решает большинство существующих проблем, при этом желательно добиться наиболее благоприятного соотношения сроков поставок к их стоимости.

Автоперевозки из Литвы

Перевозка сборных грузов

Доля экспорта Литвы в Россию составляет почти 20%, поэтому наша страна является одним из основных торговых партнёров. Развитию партнёрских связей в сфере грузоперевозок между РФ и Литвой способствуют следующие обстоятельства:

  • относительно небольшое расстояние между странами;
  • наличие свыше 300 километров общей границы на западном направлении;
  • хорошо развитая логистическая составляющая и транспортная инфраструктура;
  • возможность выгодного товарооборота по большому ассортименту товарных позиций.

В силу наличия на территории обеих стран консолидационных складов сборные грузы из Литвы являются весьма популярным способом грузоперевозок. Положительную роль в этом играют и компактность территории прибалтийского государства, и наличие крупного порта, что позволяет достаточно быстро формировать сборные контейнерные грузы для их доставки в северном направлении.

Перевозка сборных грузов

Грузоперевозки по маршруту Москва – Литва

Расстояние между Москвой и литовской столицей по прямой – около 700 километров. По современным меркам это совсем немного, и если бы не таможенные и иные бюрократические барьеры, доставка грузов и с помощью авиаперевозок, и наземным транспортом занимала бы менее одного дня. Собственно, в настоящее время именно это направление и является наиболее популярным и востребованным в структуре грузоперевозок в Литву из России и в обратном направлении. Вариант авиаперевозок достаточно дорогой и используется преимущественно для срочных поставок относительно небольших партий груза. Наличие прямого авиасообщения, тем не менее, делает этот способ вполне приемлемым.

Автоперевозки Литва – Москва рекомендуется, если предполагается поставка средних и крупных партий товара, а также при перевозках сборных грузов. Протяжённость трёх разных маршрутов (через Латвию и Белоруссию) примерно одинакова, не сильно отличаются и тарифы, хотя Беларусь и не является членом Евросоюза, входя в таможенное пространство СНГ. Средние сроки поставок по данному направлению наземным транспортом – от трёх до семи дней, что по меркам современного бизнеса вполне приемлемо.

Читайте также: