Наименование налога сбора или иного обязательного платежа

Опубликовано: 12.05.2024

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word и образец ее заполнения

Приложение N 1
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 5 августа 2015 г. N 530

Список кредиторов и должников гражданина

Информация о гражданине

в случае изменения фамилии, имени, отчества указать прежние фамилии, имена, отчества

документ, удостоверяющий личность

серия (при наличии) и номер

адрес регистрации по месту жительства в Российской Федерации*

субъект Российской Федерации

населенный пункт (село, поселок и так далее)

улица (проспект, переулок и так далее)

номер дома (владения)

номер корпуса (строения)

номер квартиры (офиса)

* При отсутствии регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации указать наименование субъекта Российской Федерации по месту пребывания без указания конкретного адреса:

I. Сведения о кредиторах гражданина

(по денежным обязательствам и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, за исключением возникших в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности)

Место нахождения (место жительства) кредитора

Штрафы, пени и иные санкции

в том числе задолженность*(5)

Наименование налога, сбора или иного обязательного платежа

Штрафы, пени и иные санкции

Сведения о неденежных обязательствах гражданина, за исключением возникших в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности (в том числе о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг и так далее):

II. Сведения о кредиторах гражданина

(по денежным обязательствам и (или) обязанности по уплате обязательных платежей,

которые возникли в результате осуществления гражданином

Место нахождения (место жительства) кредитора

Штрафы, пени и иные санкции

в том числе задолженность*(10)

Наименование налога, сбора или иного обязательного платежа

Штрафы, пени и иные санкции

Сведения о неденежных обязательствах гражданина, которые возникли в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности (в том числе о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг и так далее):

III. Сведения о должниках гражданина

( по денежным обязательствам и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, за исключением возникших в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности)

Место нахождения (место жительства) должника

Штрафы, пени и иные санкции

в том числе задолженность *(15)

Наименование налога, сбора обязательного платежа

Сумма к зачету или возврату

Сведения о неденежных обязательствах перед гражданином, за исключением возникших в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности (в том числе о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг и так далее):

IV. Сведения о должниках гражданина

(по денежным обязательствам и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности)

Место нахождения (место жительства) должника

Штрафы, пени и иные санкции

в том числе задолженность*(21)

Наименование налога, сбора или иного обязательного платежа

Сумма к зачету или возврату

Сведения о неденежных обязательствах перед гражданином, которые возникли в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности (в том числе о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг и так далее):

*(1) Указывается существо обязательства (например, заем, кредит).

*(2) Указывается другая сторона обязательства: кредитор, фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) для физического лица или наименование юридического лица.

*(3) Указывается основание возникновения обязательства, а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.

*(4) Указывается сумма основного обязательства, в том числе подлежащие уплате проценты. Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на дату составления списка кредиторов и должников гражданина.

*(5) Указывается размер просроченной задолженности по сумме основного обязательства (с процентами) по состоянию на дату составления списка кредиторов и должников гражданина (за исключением неустойки (штрафа, пени), процентов за просрочку платежа, убытков в виде упущенной выгоды и иных финансовых санкций, начисленных на сумму основного обязательства). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на дату составления списка кредиторов и должников гражданина.

*(6) Указывается существо обязательства (например, заем, кредит).

*(7) Указывается другая сторона обязательства: кредитор, фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) для физического лица или наименование юридического лица.

*(8) Указывается основание возникновения обязательства, а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.

*(9) Указывается сумма основного обязательства, в том числе подлежащие уплате проценты. Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на дату составления списка кредиторов и должников гражданина.

*(10) Указывается размер просроченной задолженности по сумме основного обязательства (с процентами) по состоянию на дату составления списка кредиторов и должников гражданина (за исключением неустойки (штрафа, пени), процентов за просрочку платежа, убытков в виде упущенной выгоды и иных финансовых санкций, начисленных на сумму основного обязательства). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на дату составления списка кредиторов и должников гражданина.

*(11) Указывается существо обязательства (например, заем, кредит).

*(12) Указывается другая сторона обязательства: должник, фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) для физического лица или наименование юридического лица.

*(13) Указывается основание возникновения обязательства, а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.

*(14) Указывается сумма основного обязательства, в том числе подлежащие уплате проценты. Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на дату составления списка кредиторов и должников гражданина.

*(15) Указывается размер просроченной задолженности по сумме основного обязательства (с процентами) по состоянию на дату составления списка кредиторов и должников гражданина (за исключением неустойки (штрафа, пени), процентов за просрочку платежа, убытков в виде упущенной выгоды и иных финансовых санкций, начисленных на сумму основного обязательства). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на дату составления списка кредиторов и должников гражданина.

*(16) Заполняется в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2006, N 31, ст. 3436; 2010, N 31, ст. 4198; 2011, N 47, ст. 6611; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 30, ст. 4081; 2014, N 45, ст. 6157; N 26, ст. 3372; 2015, N 24, ст. 3377).

*(17) Указывается существо обязательства (например, заем, кредит).

*(18) Указывается другая сторона обязательства: должник, фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) для физического лица или наименование юридического лица.

*(19) Указывается основание возникновения обязательства, а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.

*(20) Указывается сумма основного обязательства, в том числе подлежащие уплате проценты. Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на дату составления списка кредиторов и должников гражданина.

*(21) Указывается размер просроченной задолженности по сумме основного обязательства (с процентами) по состоянию на дату составления списка кредиторов и должников гражданина (за исключением неустойки (штрафа, пени), процентов за просрочку платежа, убытков в виде упущенной выгоды и иных финансовых санкций, начисленных на сумму основного обязательства). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на дату составления списка кредиторов и должников гражданина.

*(22) Заполняется в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2006, N 31, ст. 3436; 2010, N 31, ст. 4198; 2011, N 47, ст. 6611; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 30, ст. 4081; 2014, N 45, ст. 6157; N 26, ст. 3372; 2015, N 24, ст. 3377).

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Как заполнять налоговые платежки с учетом изменений 2021 года?

Поля 15 и 17

С 1 января 2021 года при заполнении реквизитов получателя нужно учесть изменения в двух полях. Новшества связаны с переходом на новое казначейское обслуживание и систему казначейских платежей.

  1. Поле 17: меняется номер счета территориального органа Федерального казначейства (ТОФК);
  2. Поле 15: начиная с января 2021 года, в нем нужно указывать номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета (ЕКС)). В 2020 году и ранее при уплате налогов и взносов это поле не заполняли.

Для каждого региона указаны БИК и наименование банка-получателя (поля 14 и 13). Для каждого банка-получателя - соответствующий ему новый и устаревший (закрываемый) счет ТОФК (поле 17), а также номер счета банка получателя средств (поле 15).

В январе, феврале, марте и апреле 2021 года в поле 17 платежки допустимо поставить как новый, так и устаревший счет ТОФК. Начиная с 1 мая - только новый.

Воспользуемся предложенной таблицей и выберем из нее (в качестве примера) необходимые данные для заполнения платежного получения по налоговой инспекции, имеющей счет, относящийся к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области.

Поле 13 – Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНЬ БАНКА РОССИИ//УФК по Астраханской области г. Астрахань

Поле 14 – БИК: 011203901

Поле 15 – Счет № (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета): 40102810445370000017

Поле 17 - номер нового счета получателя (номер казначейского счета): 03100643000000012500, номер прежнего (закрываемого) счета ТОФК: 40101810400000010009.

Выбирайте данные, которые нужны вам для заполнения этих полей в платежных поручениях.

Адрес плательщика-физлица

С 1 января 2021 года предусмотрено изменение для плательщиков-физлиц, не являющихся ИП. Приказом Минфина от 14 сентября 2020 г. № 199н обновлены правила, утвержденные приказом Минфина от 12 ноября 2013 № 107н.

Ранее, чтобы проверяющие могли определить, от кого пришел платеж, физлицо должно было указать свой ИНН. Вместо ИНН можно было заполнить поле 108 «Номер документа, который является основанием платежа», или в поле 22 «Код» внести УИН (при отсутствии УИН допускалось указание адреса проживания или пребывания).

Теперь при отсутствии ИНН и УИН можно указать серию и номер паспорта или СНИЛС.

Новые КБК для НДФЛ-15%

С 1 января 2021 года для НДФЛ, рассчитываемого по прогрессивной шкале, введены новые КБК.

Приказом от 12 октября 2020 № 236н Минфин добавил в перечень КБК новые коды для перечисления НДФЛ с доходов, превышающих 5 млн. руб. в год:

  • для налога: 182 1 01 02080 01 1000 110
  • для пеней: 182 1 01 02080 01 2100 110
  • для штрафов: 182 1 01 02080 01 3000 110.

Удержания из зарплаты работника

С 17 июля 2021 года начнет действовать правило заполнения платежного поручения, когда работодатель вычитает из зарплаты работника деньги в счет погашения задолженности перед бюджетом и переводит удержанную сумму в бюджет.

В платежном получении в поле «ИНН плательщика» нужно указывать не ИНН компании, а ИНН работника. Это изменение тоже предусмотрено приказом Минфина от 14 сентября 2020 г. № 199н.

Погашение задолженности по прошлым периодам – поля 106, 108, 109

С 1 октября 2021 года вводятся изменения в порядок указания информации при погашении задолженности по истекшим периодам (тоже приказ Минфина от 14 сентября 2020 г. № 199н).

До 1 октября 2021 года в поле 106 «Основание платежа» платежного поручения можно указывать одно из следующих значений:

  • «ТР» - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);
  • «ПР» - погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
  • «АП» - погашение задолженности по акту проверки;
  • «АР» - погашение задолженности по исполнительному документу;
  • «ЗД» - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов).

Согласно изменениям, значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР» в поле 106 больше указывать не нужно. Остается единое для всех перечисленных случаев значение, которое нужно проставлять в поле 106 - «ЗД».

А коды «ТР», «ПР», «АП» и «АР» переходят в поле 108 «Номер документа».

Например, если деньги перечисляются на основании требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов), в поле 108 пишут сначала ТР и далее без пробела номер требования на 13 знакомест. Если это исполнительный документ (исполнительное производство), то в поле 108 в аналогичном порядке пишут АР и номер документа и т. д.

В поле 109 «Дата документа основания платежа» нужно будет указывать даты документов, на основании которых перечисляются деньги (требование, решение и т. д.).

Статус плательщика - физлица

С 1 октября 2021 года также вводятся новшества при заполнении платежных получений для физлиц, которые уплачивают налоги, сборы, страховые и иные платежи, администрируемые налоговыми органами. Это поле 101 – статус плательщика.

До 1 октября 2021 года при заполнении поля 101 физлицами допускаются такие значения:

  • «09» - ИП;
  • «10» - нотариус, занимающийся частной практикой;
  • «11» - адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
  • «12» - глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • «13» - «обычное» физическое лицо.

Начиная с октября 2021 года, остается только значение «13», единое для всех физлиц. Это также предусмотрено приказом Минфина № 199н.

7 октября 2009 г.



Добавить материал в закладки

1. Налогоплательщики (плательщики сборов), в том числе участники внешнеэкономической деятельности, налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, налоговые органы, таможенные органы, территориальные органы Федеральной службы судебных приставов, а также плательщики иных платежей при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают информацию в полях "ИНН" плательщика (60), "КПП" плательщика (102), "Плательщик" (8), "ИНН" получателя (61), "КПП" получателя (103), "Получатель" (16) в соответствии с настоящими Правилами.

Настоящие Правила также распространяются на органы Федерального казначейства в случае:

когда данные органы выступают в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов;

при перечислении органами Федерального казначейства денежных средств с лицевых счетов, открытых на балансовом счете N 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности", на лицевые счета, открытые на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", на основании платежных поручений, подготовленных таможенными органами согласно установленному порядку.

Настоящие Правила распространяются на кредитные организации (их филиалы) при оформлении ими расчетных документов на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета.

Значение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) в расчетных документах указываются в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.

Указание значения показателя ИНН в полях "ИНН" плательщика (60), "ИНН" получателя (61) расчетного документа является обязательным.

В соответствии с изменениями, внесенными Указанием ЦБ РФ от 22.01.2008 N 1964-У в описание полей платежного поручения, утвержденное Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П, в поле 60 "ИНН" плательщика указывается ИНН или КИО (код иностранной организации).

2. Поля "ИНН" плательщика (60), "КПП" плательщика (102) и "Плательщик" (8).

1) Налогоплательщики (плательщики сборов), в том числе участники внешнеэкономической деятельности, налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, а также плательщики иных платежей, указанных в приложении N 4 к настоящему Приказу, при заполнении платежных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают в полях:

"ИНН" плательщика (60) - значение ИНН налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, сборщика налога или сбора, а также плательщика иных платежей. При отсутствии у плательщика - физического лица ИНН в поле "ИНН" плательщика (60) проставляются нули ("0");

"КПП" плательщика (102) - значение КПП налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, сборщика налога или сбора, а также плательщика иных платежей. Плательщики - физические лица в поле "КПП" плательщика (102) проставляют нули ("0");

"Плательщик" (8) - наименование плательщика - клиента банка (владельца счета), дающего поручение банку на перечисление денежных средств:

2) Налоговые органы и таможенные органы при заполнении инкассовых поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации при взыскании недоимок, пеней и штрафов со счетов налогоплательщиков (плательщиков сборов), в том числе участников внешнеэкономической деятельности и налоговых агентов, указывают в полях:

"ИНН" плательщика (60) - значение ИНН налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, чья обязанность по уплате (перечислению) налога или сбора принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"КПП" плательщика (102) - значение КПП налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, чья обязанность по уплате (перечислению) налога или сбора принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"Плательщик" (8) - наименование налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, чья обязанность по уплате (перечислению) налога или сбора принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3) Таможенные органы и органы Федерального казначейства при заполнении платежных поручений на перечисление денежных средств с лицевых счетов, открытых на балансовом счете N 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности", на лицевые счета, открытые на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", указывают в полях:

"ИНН" плательщика (60) - значение ИНН таможенного органа;

"КПП" плательщика (102) - значение КПП таможенного органа;

"Плательщик" (8) - наименование органа Федерального казначейства и в скобках - наименование таможенного органа (указываются в сокращенном виде).

4) Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов при заполнении платежных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации при погашении задолженности налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, за счет денежных средств, взысканных с него в ходе проведения исполнительных действий, указывает в полях:

"ИНН" плательщика (60) - значение ИНН налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, чья обязанность по уплате (перечислению) налога или сбора принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии у плательщика - физического лица ИНН в поле "ИНН" плательщика (60) проставляются нули ("0");

"КПП" плательщика (102) - значение КПП налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, чья обязанность по уплате (перечислению) налога или сбора принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае принудительного исполнения обязанности по уплате (перечислению) физическими лицами налога или сбора в поле "КПП" плательщика (102) проставляют нули ("0");

"Плательщик" (8) - наименование территориального органа Федеральной службы судебных приставов, осуществляющего перечисление денежных средств, взысканных в порядке принудительного исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5) Кредитная организация (ее филиал) при заполнении расчетных документов на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета, указывает в полях:

"ИНН" плательщика (60) - значение ИНН кредитной организации;

"КПП" плательщика (102) - значение КПП кредитной организации;

"Плательщик" (8) - наименование кредитной организации (ее филиала), осуществляющей перечисление денежных средств на счет получателя.

3. Поля "ИНН" получателя (61), "КПП" получателя (103) и "Получатель" (16).

Налогоплательщики (плательщики сборов), в том числе участники внешнеэкономической деятельности, налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, а также плательщики иных платежей при заполнении платежных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

налоговые органы и таможенные органы при заполнении инкассовых поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации при взыскании недоимок, пеней и штрафов со счетов налогоплательщиков (плательщиков сборов), в том числе участников внешнеэкономической деятельности, налоговых агентов;

таможенные органы и органы Федерального казначейства при заполнении платежных поручений на перечисление денежных средств с лицевых счетов, открытых на балансовом счете N 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности", на лицевые счета, открытые на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации";

кредитные организации (их филиалы) при заполнении расчетных документов на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов при заполнении платежных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации при погашении задолженности налогоплательщика (плательщика сборов), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, за счет денежных средств, взысканных с него в ходе проведения исполнительных действий, указывают в полях:

"ИНН" получателя (61) - значение ИНН налогового, таможенного или иного органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также находящегося в его ведении государственного (муниципального) учреждения, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"КПП" получателя (103) - значение КПП налогового, таможенного или иного органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также находящегося в его ведении государственного (муниципального) учреждения, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"Получатель" (16) - наименование в сокращенном виде получателя платежа (органа Федерального казначейства, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования) и в скобках - наименование в сокращенном виде налогового, таможенного или иного органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также находящегося в его ведении государственного (муниципального) учреждения, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Значения ИНН и КПП получателя платежа (органа Федерального казначейства, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования) не указываются.

Утверждены Приказом Минфина России

от 24 ноября 2004 г. N 106н

ПРАВИЛА УКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИДЕНТИФИЦИРУЮЩЕЙ ПЛАТЕЖ, В РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТАХ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

Налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, налоговые органы, а также территориальные органы Федеральной службы судебных приставов при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают информацию в полях 104 - 110 и "Назначение платежа" (24) в соответствии с настоящими Правилами.

Настоящие Правила распространяются на органы Федерального казначейства в случае, когда данные органы выступают в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов.

Настоящие Правила распространяются на кредитные организации (их филиалы) при оформлении ими расчетных документов на общую сумму на перечисление налогов, сборов в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета.

1. Оформление одного расчетного документа допускается только по одному налогу (сбору) согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

В одном расчетном документе по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации не может быть указано более одного показателя основания платежа и типа платежа (соответственно, пункты 5 и 9 настоящих Правил).

2. При заполнении расчетного документа на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации в полях 104 - 110 указывается информация в порядке, установленном, соответственно, пунктами 3 - 9 настоящих Правил.

При невозможности указать конкретное значение показателя в полях 106 - 110 расчетного документа проставляется ноль ("0").

При оформлении кредитной организацией (ее филиалом) расчетного документа на общую сумму на перечисление налогов, сборов в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета, в полях 104 и 105 расчетного документа указываются соответствующие значения, а в полях 106 - 110 расчетного документа проставляются нули ("0").

3. В поле 104 указывается показатель кода бюджетной классификации (КБК) в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации.

4. В поле 105 указывается значение кода ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему Российской Федерации.

5. В поле 106 указывается показатель основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:

Чтобы платеж дошел быстро и без проблем

Платежное поручение — это документ, которым вы как бы говорите банку: «Переведи с моего расчетного счета столько-то денег такому-то контрагенту вот на этот счет». В разговорной речи платежные поручения часто называют платежками.

Чаще всего платежные поручения используются, чтобы:

Для чего нужно платежное поручение

Это распоряжение для банка о том, кому, сколько и куда мы хотим перечислить денег. То есть ИП или компания доверяет банку перевести кому-то свои деньги.

С помощью платежки мы даем банку поручение списать с расчетного счета компании или ИП деньги в пользу получателя. Так можно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками и клиентами. А еще — с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, сборам и другим платежам.

Отличие платежного поручения от ордера и требования

Бывают ситуации, когда деньги списываются без вашего разрешения — по распоряжению получателей денег. Это называется «безакцептный платеж». Списать деньги может:

  • налоговая, если вы задолжаете по налогам или взносам;
  • судебные приставы;
  • банк, если вы должны ему денег;
  • в некоторых случаях — таможня.

Чтобы списать деньги в пользу приставов, банк использует инкассовое поручение: в банк приходит исполнительный лист, а он списывает по нему деньги без вашего акцепта — разрешения. Если нужно списать задолженность по налогам, в банк придет решение о списании.

Для списания процентов по кредиту или, наоборот, начисления процентов на остаток по счету банк использует банковский ордер.

А бывают ситуации, когда вы сами предоставляете право списывать с вашего расчетного счета деньги, например поставщику. Это редкая ситуация, и для нее обычно используют платежное требование с акцептом плательщика.

Что такое электронное платежное поручение

Раньше платежные поручения были бумажными: их распечатывали на принтере, подписывали, штамповали и везли в отделение банка.

Изменения в 2020 году. С 1 июня 2020 года вступили в силу новые правила заполнения платежных поручений. При переводе физлицам компании и ИП должны указать код вида дохода.

Коды должны помочь банкам различать, с каких доходов можно удерживать долги по исполнительным листам, а с каких — нет. Например, если клиент банка — должник по алиментам, банк должен понимать, с каких сумм он может эти алименты взыскать.

Что теперь нужно делать. При заполнении платежки в поле 20 — «Назначение платежа» — необходимо указывать код вида дохода — 1, 2 или 3:

Код 1 — разрешены взыскания с ограничениями по сумме. Этот код нужно поставить, если перечисляете зарплаты, премии, отпускные или платите самозанятым.

Код 2 — взыскания запрещены. Действует для перечисления алиментов, пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Код 3 — с этих сумм взыскать можно только алименты. Это код для возмещения вреда здоровью.

Указание Банка России от 14.10.2019 № 5286-УPDF, 1,41 МБ

Если ваш платеж не относится к этим трем, код указывать не надо. Например, если переводите деньги под отчет на хозяйственные нужды. Или если ИП перечисляет деньги с расчетного счета на личный.

Также в поле 24 нужно указывать информацию о ВЗС — взысканной сумме — в такой форме: //ВЗС//сумма цифрами//.

Если сумма указывается рублями, нужно отделять копейки символом «-». Если сумма выражена в целых рублях, то после символа «-» указываются два нуля. Например, сумма будет выглядеть так: //ВЗС//1000-00//.

Обязательства банка и плательщика

Банк исполняет платежное поручение в срок, который указан в договоре банковского обслуживания, или в срок, который предусматривает закон.

  1. Все ли обязательные поля заполнены.
  2. Хватает ли денег на счете.
  3. Нет ли блокировки, например от налоговой.
  4. БИК банка получателя — может быть недействующим.
  5. Дату документа — платежка должна быть создана не ранее, чем за 10 дней до текущей даты.
  6. Не содержит ли какое-нибудь поле слишком много символов. В назначении платежа — это поле 24 — может быть не больше 210 символов, включая пробелы. В наименовании контрагента — не больше 160.

Срок действия платежного поручения

В обычных условиях платежка действует до пяти банковских дней. Банковский день — это то же самое, что платежный и операционный день, то есть время, когда банк отправляет и принимает деньги.

По закону банк должен исполнить платежное поручение в течение двух банковских дней, если деньги отправляются в пределах субъекта РФ. Например, когда банки обоих контрагентов находятся в Москве. Если платеж идет по России, например из Владивостока в Москву, то процесс может затянуться до пяти банковских дней.

На деле все происходит быстрее, конечно, если это предусмотрено в условиях обслуживания. Например, в Тинькофф все платежи срочные, внутри банка деньги ходят круглосуточно, в любые регионы РФ отправляют с 01:00 до 21:00.

На расчетный счет деньги должны зачисляться не позднее, чем на следующий рабочий день после поступления в банк. Например, если деньги пришли в среду, то в четверг будут на счете. А если в пятницу, то компания увидит их на счете в понедельник.

Если платежка создана, а денег на счете не хватает, то платеж встает в очередь. Когда появятся деньги, все платежи уйдут по очереди.

Виды платежных поручений

Нет какой-то специальной классификации платежных поручений, но вот самые популярные назначения платежей:

  • оплата поставщикам, аренда офиса, оплата хозяйственных расходов;
  • перечисление дохода физическим лицам, например выплата зарплаты сотрудникам;
  • платежи в бюджет и внебюджетные фонды, например уплата налогов или взносов.

Могут быть и другие платежи.

Форма платежного поручения

Реквизиты, форма для платежного поручения на бумаге и номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1—3 к Положению Банка России № 383-П.

Бумажная форма платежки встречается очень редко, но бывают ситуации, когда она нужна. В этом случае можно подготовить бумажную платежку или попросить подготовить ее в банке.

Можно ли разработать свой бланк платежного поручения

Чтобы принести в банк в бумажной форме — нет. Для этого есть установленная форма. А в электронной форме достаточно заполнить поля в личном кабинете или мобильном приложении банка.

Где взять бланк. Платежное поручение можно заполнить в любой бухгалтерской программе и выгрузить в личный кабинет банка. Если по каким-то причинам нужно отнести бумажное поручение в банк, то распечатайте столько экземпляров, сколько просит банк.

Платежку можно заполнить прямо в личном кабинете или мобильном приложении банка, если у банка есть такой функционал. Это удобно, если платежных поручений немного.

Формирование платежных поручений в «1С: Бухгалтерия». Документ «Платежное поручение» можно найти в главном меню слева: «Банк и касса» → «Банк» → «Платежные поручения».

Расшифровка и правила заполнения полей

В платежном поручении много полей, которые надо заполнить. Неважно, бумажный это документ или форма в онлайн-банке.

Номер и дата — поля 3 и 4. Дату нужно писать цифрами в формате ДД.ММ.ГГГГ. Номер платежного документа не может быть больше 6 знаков.

Вид платежа — поле 5. Обычно в этом поле ставят только отметку «срочно», если это срочный платеж. Во всех остальных случаях ничего не указывают или это решает банк. За срочность банк может брать дополнительную комиссию.

Сумма платежа — поля 6 и 7. В бумажной платежке в поле 6 пишут сумму прописью. С начала строки с заглавной буквы указывается сумма платежного поручения — прописью в рублях, в именительном падеже, а копейки — цифрами. Слова «рубль» и «копейка» пишут в соответствующем падеже — «рублей», «рубля» и т. д. — без сокращений. Например, три тысячи четыреста рублей 00 копеек.

В поле 7 пишут сумму цифрами без пробелов. Рубли отделяются от копеек символом «-», например 5000-55. Если сумма в целых рублях, то копейки можно не указывать, а в конце нужно поставить знак равенства. Например, 5000=.

В электронном поручении сумма ставится в формате банка. В Тинькофф просто пишете свою сумму, а банк приводит ее в нужную форму.

Информация о плательщике — поля 8, 60 и 102. Сначала указывают название:

  1. для юрлиц — полное или сокращенное наименование. Например, ООО «Бизнесонлайн»;
  2. для физических лиц — полностью фамилию, имя, отчество;
  3. для ИП — ФИО и правовой статус. Например, ИП Иванов Иван Иванович;
  4. для физических лиц с частной практикой — ФИО и указание вида деятельности. Например, адвокат Иванов Иван Иванович.

Потом — банковские реквизиты плательщика:

  1. Номер счета плательщика — поле 9.
  2. Банковский идентификационный код — БИК — банка плательщика — поле 11. Проверить БИК банка можно в справочнике Банка России.
  3. Корреспондентский счет банка плательщика — поле 12. Образно говоря, это счет конкретного банка в Банке России. В онлайн-банках он сам подтягивается при вводе БИК или названия банка. Последние 3 цифры БИК совпадают с последними цифрами в корреспондентском счете банка — это помогает избежать ошибок.
  4. ИНН плательщика — поле 60. Его берете из своих реквизитов.

Информация о получателе платежа — это тот, кому вы отправляете деньги. Здесь указываем:

  1. БИК получателя — поле 14.
  2. Номер корреспондентского счета банка получателя средств — поле 15.
  3. Номер счета получателя средств — поле 17.
  4. Получатель — поле 16. Для юрлиц указывается полное или сокращенное наименование, для физических лиц — ФИО, для индивидуальных предпринимателей — ФИО и правовой статус, для физлиц с частной практикой — ФИО и вид деятельности.
  5. ИНН получателя денег — поле 61.

Вид операции — поле 18. Указывается шифр: для платежного поручения — 01, инкассового поручения — 06, платежного требования — 02.

Срок платежа — поле 19. Это поле не заполняем.

Код назначения платежа — поле 20. С 1 июля 2020 вступили в силу новые правила заполнения этого поля:

Код 1 — для заработной платы, премий, отпускных, выплат самозанятым.

Код 2 — для выплат, с которых нельзя делать взыскания. Это алименты, пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком.

Код 3 — с этих выплат можно взыскать только алименты. Это суммы для возмещения вреда, причиненного здоровью, компенсационные выплаты пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф.

Во всех остальных случаях код не ставим и поле оставляем пустым.

Если перечисляете сотруднику суммы с разными кодами, например отпускные и пособие по уходу за ребенком, нужно заполнить два платежных поручения: с кодом 1 и с кодом 2.

Очередность платежа — поле 21. Когда на расчетном счете плательщика недостаточно денег, то заводится картотека. Грубо говоря, это порядок, в котором платежи будут списываться при поступлении денег.

В первую очередь происходит списание по исполнительным листам:

  1. Возмещение вреда, причиненного жизни, и алименты.
  2. Зарплата, выходное пособие или авторское вознаграждение, если вы перечисляете их по исполнительному документу.
  3. Платежи по поручению контролирующих органов.
  4. Другие платежи по исполнительным документам.

Во вторую очередь списываются все прочие платежи, например оплата поставщику или платежи в бюджет — налоги, взносы.

Код платежного поручения — поле 22. Это поле нужно только в некоторых случаях, например при уплате госпошлины.

В этом поле указывается код УИП — уникальный идентификатор платежа — или код УИН — уникальный идентификатор начисления, если это предусмотрено договором с получателем этого платежа. Например, госорган-получатель выдал вам квитанцию на оплату с указанием УИП. Если этого кода у вас нет, ставьте 0.

Назначение платежа — поле 24. В платежном поручении указывается назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов. А еще — с НДС платеж или нет. Для платежей в бюджет указывают вид налога или взноса и период, за который их платят.

Например, «Оплата по Договору № 52 от 01.07.20 за аренду офисного помещения за июль 2020. Сумма 30 000-00. Без НДС». Или «Оплата по Счету № 5685 от 24.07.20 за канцелярские товары. Сумма 2000-00. В т. ч. НДС (20%) 333-33».

Статус плательщика — поле 101. Это поле используется при уплате налога или другого платежа в бюджет. Тогда пишут один из кодов:

  • 01 — для юридических лиц;
  • 02 — для налоговых агентов;
  • 09 — для ИП;
  • 10 — для частных нотариусов;
  • 11 — для адвокатов с адвокатским кабинетом.

Для других платежей поле оставляют пустым.

Поля 104—109 заполняются для платежей, перечисляемых в бюджет. В том числе на уплату налогов, взносов, пеней, штрафов.

КБК — код бюджетной классификации — поле 104. Коды зависят от вида налога, сбора и платежа. Если ИП или ООО — налоговый агент, например перечислили заработную плату сотруднику по трудовому договору, то при перечислении удержанного НДФЛ в бюджет и ИП, и ООО укажут один и тот же КБК — 18210102010011000110. Проверить нужный код можно на сайте налоговой.

ОКТМО — поле 105. Код ОКТМО — это код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований.

Проверить ОКТМО можно по ИНН на сайте Росстата.

Второй вариант — на сайте налоговой по юридическому адресу компании. Поставьте галочку «Определить по адресу», напишите адрес компании и получите верный код ОКТМО.

Основание платежа — поле 106. В одной платежке можно указать только одно основание платежа. Поэтому если вы хотите заплатить НДС за второй квартал 2020 года и долг по НДС за первый квартал 2020 года, то нужно делать разные платежки с разными основаниями:

  1. ТП — платежи текущего года при уплате текущих налоговых платежей;
  2. ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим периодам;
  3. ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов и сборов;
  4. АР — погашение задолженности по исполнительному документу;
  5. 0 — невозможно указать конкретное значение.

Налоговый период — поле 107. В этом поле указывают периодичность уплаты налога:

  1. МС — месячный платеж;
  2. КВ — квартальный платеж;
  3. ГД — годовой платеж.

Например, МС.06.2020 — платеж за июнь 2020 года.

Образцы заполнения платежных поручений

Платежи контрагентам. Если заполняете платежное поручение для поставщика, главное — не ошибиться в номере счета получателя. Иначе деньги могут уйти не туда. Вот пример заполненной платежки.

Платежи физлицам. Если переводите деньги физлицам — зарплату, премии, отпускные, выплаты подрядчикам или самозанятым, в поле 20 нужно указывать код вида дохода:

Код 1 — если перечисляете зарплаты, премии, отпускные или платите самозанятым.

Код 2 — для перечисления алиментов, пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Код 3 — для возмещения вреда здоровью.

Чаще всего у вас будет код 1.

Платежи в бюджет. Реквизиты для уплаты зависят от видов налогов и взносов. Например, если платите в бюджет НДФЛ как налоговый агент, то нужно указывать:

  1. В поле 104 «КБК» — код бюджетной классификации. Смотрите его на сайте налоговой.
  2. Поле 106 «Назначение платежа» — ТП, то есть текущий платеж.
  3. Поле 107 — налоговый период. Зависит от того, какой налог и куда перечисляете. Например, если платите за июнь, ставите МС.06.2020.
  4. Реквизиты получателя и его банка — реквизиты налоговой инспекции, к которой прикреплена компания. Данные можно посмотреть на сайте налоговой.

На каждый тип взносов нужна своя платежка: отдельная — на пенсионные, отдельная — на медицинское страхование и еще одна — на страхование от несчастных случаев.

Что делать, если одно из полей было заполнено неверно и деньги ушли не туда

Обратитесь в банк — в определенные сроки можно вернуть платеж. Если период, когда деньги можно отозвать, закончится, попросите вашего контрагента вернуть деньги. Если не получится в мирном порядке, можно обратиться в суд.

Читайте также: