В начале xi в устанавливается десятина налог в пользу

Опубликовано: 01.05.2024

  • Вы здесь:
  • Главная
  • История
  • История государства и права России

Авторизация

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

История государства и права России

"Белое" духовенство служило в:
приходах

"Черное" духовенство служило в:
монастырях

Административную власть в сельской местности осуществлял:
волостель

Боярское сословие вырастает:
из дружины

В 1113 году Киевским князем стал:
Владимир Мономах

В Древней Руси основным источником права был(-и):
обычай

В истории права России главное внимание уделяется:
возникновению правовой системы, кодификации и отдельным правовым актам

В начале XI в. устанавливается "десятина" — налог в пользу:
церкви

Великое Княжество Литовское образовалось в:
XIII веке

Верховная власть в Киевской Руси принадлежала:
княжескому роду

Вопросами финансового и судебного надзора в Московском государстве до конца XIV века ведал:
тысяцкий

Второе нашествие монголов на Русь, установившее их господство, произошло в:
1237—1240 годы

Десятичная система государственного управления в XII в. была заменена:
дворцово-вотчинной

Договор Новгорода с немецкими городами был заключен в:
1270 году

Древнейший источник права на Руси — это:
обычай

Древнерусское государство было образовано в результате слияния двух политических центров, а именно
Киева и Новгорода

Древнерусское государство образовалось в:
882 году

Древнерусское государство по форме правления было:
раннефеодальной монархией

Зарождение казачества относится к:
XV веку

Историография предмета ИОГП возникла в:
XVIII веке

История государства и права России изучает:
эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права

Источники права в русских землях Литовского государства в XIII веке:
Русская Правда
нормы обычного права

К XIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано ________________ племенных союзов.
14

К одному из древнейших источников права относится ________________ право.
церковное

Кабально-долговые и земельные отношения вводятся на основе
устава о закупничестве Владимира Мономаха

Княжение в Киеве Владимира началось в:
980 году

Количество стадий судебного процесса на Руси — это:
три

Краткая правда была создана в:
середине XI века

Крещение Руси было осуществлено в:
988 году

Междукняжеские съезды носили название:
светов

Местное управление в Древней Руси базировалось на системе
кормления

Многие вопросы социальной жизни в общине решались:
на сходе

Названия трёх крупных центров славян — это:
Куяба, Славия, Артания

Наиболее ранние письменные памятники русского права — это:
тексты договоров Руси с Византией

Наиболее сильно монархический элемент в правлении княжеств в период раздробленности получил развитие в ________________ княжестве.
Ростово-Суздальском

Национальное Великорусское государство сложилось к:
середине XVI века

Начало возникновения Московского княжества относится к:
XII веку

Начало становления приказной системы государственного управления относится к:
концу XV — началу XVI века

Общинный характер быта славян был обусловлен:
трудностями, связанными с обработкой земли

Одним из признаков военной демократии Древней Руси было:
всеобщее вооружение народа

Одним из признаков военной демократии Древней Руси было:
участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем

Освобождение боярской вотчины от княжеского управления и суда в XII—XIII веках получило название:
системы иммунитетов

Основания возникновения обязательственных отношений по Русской Правде следующие
причинение вреда или договоры

Основной источник права Золотой Орды — это:
Великая Яса Чингисхана

Первый набег на Русь кочевые племена монголов совершили в:
1227 году

Первый письменный свод Русского права — «Русская правда» был издан в:
1054 году

Первый удар по хазарам нанес князь
Святослав

Первым русским по происхождению митрополитом был:
Иларион

Переезд из Владимира в Москву резиденции митрополита состоялся в:
начале XIV века

Переход центра православия из Византии в Москву произошел после:
1453 года

Переходной формой от правового обычая к закону явилось:
право договоров

Периодизация курса истории государства и права обусловлена:
развитием социально-экономического уклада общества и уровнем развития государственности

Под названием "Русская земля" были объединены ________________ народов и племен.
20

Появление класса бояр относится к периоду
XI—XII веков

Право удельных князей, входивших в состав великого княжества, осуществлять на своей территории как хозяйственно-административные, так и государственные функции без вмешательства великого князя, носило название:
феодальных иммунитетов

Предпосылки образования государственности у славян — это:
наличие территории и относительно устойчивых границ

Преимущество младшего сына в наследовании получило название:
«миноряжный принцип»

Пример превращения обычая в обычное право на Руси — это:
кровная месть и круговая порука

Пространная правда появилась в:
начале XII века

Рабовладельческое государство на территории постсоветского пространства (X—I веков до н.э.) — это:
Урарту

Раннефеодальное государство на территории постсоветского пространства (V—VIII веков н.э.) — это:
Иберия

Расцвета военная демократия в Древней Руси достигает в:
XI—XII веках

Расширению Русского государства способствовали:
легкость передвижения по речным путям
натиск кочевников с юга
равнинный характер

Русская государственность основывалась на таких формах территориальной пространственной организации, как:
конгломерат сельских общин и городов (городских поселений)

Русская Правда как источник права известна в ________________ редакциях.
трех

Самостоятельной дисциплиной историко-правовые науки стали в:
первой половине XIX века

Сборники "Свод" и "Номоканон" получили название:
«Кормчей книги»

Сборники "Свод" и "Номоканон" появились на Руси:
на рубеже XI—XII веков

Сельская община включала в себя ________________ поселений(-я).
одно — два

Система государственного управления Киевской Руси — это:
десятичная

Соглашение с византийскими властями о статусе Русской Церкви было достигнуто в:
1037 году

Сокращенная правда появилась в:
середине XV века

Статус древних городов
не был четко определен

Субъектами преступления по Русской правде были:
все физические лица

Территориальный принцип организации общества побеждает принцип родства в:
XI веке

Феодальные отношения собственности на Руси начинают складывать в:
IX веке

Форма государственного устройства Киевской Руси — это:
конгломерат племенных территорий, "конфедеративный союз"

Форма договора по Русской правде была:
устной со свидетелями

Форма правления в Новгородском и Псковском государствах
феодально-республиканская

Формальный высший орган власти в Новгороде и Пскове — это:
вечевое собрание (вече)

Форму общественных отношений славян в XII—XIII веках можно определить как:
военную демократию

Хазарское государство образовалось в:
VII веке

Церковно-судебные дела подразделялись на ________________ разряда.
три

Церковное земледелие возникло на основе
земельных пожалований

Человек, работавший в хозяйстве феодала за землю, назывался:
«закуп»

1. К одному из древнейших источников права относится ________________ право.
• церковное

2. Церковное земледелие возникло на основе
• земельных пожалований

3. Одним из признаков военной демократии Древней Руси было:
• участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем

4. Под названием "Русская земля" были объединены ________________ народов и племен.
• 20

5. Пример превращения обычая в обычное право на Руси — это:
• кровная месть и круговая порука

6. Национальное Великорусское государство сложилось к:
• середине XVI века

7. Сборники "Свод" и "Номоканон" появились на Руси
• на рубеже XI — XII веков

8. Первый письменный свод Русского права — «Русская правда» был издан в:
• 1054 году

9. Форма договора по Русской правде была:
• устной со свидетелями

10. Первым русским по происхождению митрополитом был:
• Иларион

11. Статус древних городов
• не был четко определен

12. Сборники "Свод" и "Номоканон" получили название:
• «Кормчей книги»

13. Второе нашествие монголов на Русь, установившее их господство, произошло в:
• 1237 — 1240 годы

14. Расширению Русского государства способствовали:
• легкость передвижения по речным путям
• натиск кочевников с юга
• равнинный характер

15. Феодальные отношения собственности на Руси начинают складывать в:
• IX веке

16. Древнерусское государство образовалось в:
• 882 году

17. Одним из признаков военной демократии Древней Руси было:
• всеобщее вооружение народа

18. Начало возникновения Московского княжества относится к:
• XII веку

19. Человек, работавший в хозяйстве феодала за землю, назывался:
• «закуп»

20. Вопросами финансового и судебного надзора в Московском государстве до конца XIV века ведал:
• тысяцкий

21. Сельская община включала в себя ________________ поселений(-я).
• одно — два

22. Рабовладельческое государство на территории постсоветского пространства (X — I вв. до н.э.) — это:
• Урарту

23. Зарождение казачества относится к:
• XV веку

24. Церковно-судебные дела подразделялись на ________________ разряда.
• три

25. Форму общественных отношений славян в XII — XIII вв. можно определить как:
• военную демократию

26. Переезд из Владимира в Москву резиденции митрополита состоялся в:
• начале XIV века

27. Многие вопросы социальной жизни в общине решались:
• на сходе

28. Кабально-долговые и земельные отношения вводятся на основе
• устава о закупничестве Владимира Мономаха

29. Предпосылки образования государственности у славян — это:
• наличие территории и относительно устойчивых границ

30. Расцвета военная демократия в Древней Руси достигает в:
• XI — XII веках

31. Русская государственность основывалась на таких формах территориальной пространственной организации, как:
• конгломерат сельских общин и городов (городских поселений)

32. Историография предмета ИОГП возникла в:
• XVIII веке

33. Преимущество младшего сына в наследовании получило название:
• «миноряжный принцип»

34. Общинный характер быта славян был обусловлен:
• трудностями, связанными с обработкой земли

35. Основания возникновения обязательственных отношений по Русской Правде следующие
• причинение вреда или договоры

36. Территориальный принцип организации общества побеждает принцип родства в:
• XI веке

37. Система государственного управления Киевской Руси — это:
• десятичная

38. История государства и права России изучает:
• эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права

39. Соглашение с византийскими властями о статусе Русской Церкви было достигнуто в:
• 1037 году

40. Древнейший источник права на Руси — это:
• обычай

41. Форма государственного устройства Киевской Руси — это:
• конгломерат племенных территорий, "конфедеративный союз"

42. Великое Княжество Литовское образовалось в:
• XIII веке

43. Право удельных князей, входивших в состав великого княжества, осуществлять на своей территории как хозяйственно-административные, так и государственные функции без вмешательства великого князя, носило название:
• феодальных иммунитетов

44. Переход центра православия из Византии в Москву произошел после
• 1453 года

45. Форма правления в Новгородском и Псковском государствах
• феодально-республиканская

46. Древнерусское государство было образовано в результате слияния двух политических центров, а именно
• Киева и Новгорода

47. В начале XI в. устанавливается "десятина" — налог в пользу:
• церкви

48. Названия трёх крупных центров славян — это:
• Куяба, Славия, Артания

49. Периодизация курса истории государства и права обусловлена:
• развитием социально-экономического уклада общества и уровнем развития государственности

50. Древнерусское государство по форме правления было:
• раннефеодальной монархией

51. Субъектами преступления по Русской правде были:
• все физические лица

52. Междукняжеские съезды носили название:
• светов

53. Русская Правда как источник права известна в ________________ редакциях.
• трех

54. Княжение в Киеве Владимира началось в:
• 980 году

55. В 1113 г. Киевским князем стал:
• Владимир Мономах

56. Формальный высший орган власти в Новгороде и Пскове — это:
• вечевое собрание (вече)

57. Переходной формой от правового обычая к закону явилось:
• право договоров

58. Хазарское государство образовалось в:
• VII веке

59. Десятичная система государственного управления в XII в. была заменена:
• дворцово-вотчинной

60. Сокращенная правда появилась в:
• середине XV века

61. Количество стадий судебного процесса на Руси — это:
• три

62. Краткая правда была создана в:
• середине XI века

63. Самостоятельной дисциплиной историко-правовые науки стали в:
• первой половине XIX века

64. "Белое" духовенство служило в:
• приходах

65. В Древней Руси основным источником права был(-и):
• обычай

66. В истории права России главное внимание уделяется:
• возникновению правовой системы, кодификации и отдельным правовым актам

67. Боярское сословие вырастает:
• из дружины

68. К XIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано ________________ племенных союзов.
• 14

69. Договор Новгорода с немецкими городами был заключен в:
• 1270 году

70. Наиболее сильно монархический элемент в правлении княжеств в период раздробленности получил развитие в ________________ княжестве.
• Ростово-Суздальском

71. Наиболее ранние письменные памятники русского права — это:
• тексты договоров Руси с Византией

72. Появление класса бояр относится к периоду
• XI — XII веков

73. Административную власть в сельской местности осуществлял:
• волостель

74. Начало становления приказной системы государственного управления относится к:
• концу XV — началу XVI века

75. Основной источник права Золотой Орды — это:
• Великая Яса Чингисхана

76. Пространная правда появилась в:
• начале XII века

77. Первый удар по хазарам нанес князь
• Святослав

78. Крещение Руси было осуществлено в:
• 988 году

79. "Черное" духовенство служило в:
• монастырях

80. Освобождение боярской вотчины от княжеского управления и суда в XII — XIII вв. получило название:
• системы иммунитетов

81. Источники права в русских землях Литовского государства в XIII веке:
• Русская Правда
• нормы обычного права

82. Местное управление в Древней Руси базировалось на системе
• кормления

83. Раннефеодальное государство на территории постсоветского пространства (V — VIII вв. н.э.) — это:
• Иберия

84. Верховная власть в Киевской Руси принадлежала:
• княжескому роду

85. Первый набег на Русь кочевые племена монголов совершили в:
• 1227 году

Десятина как единица измерения

До Революции 1917 г. каждый житель Царской России знал, что десятина — это единица для измерения земельной площади.

Эта мера возникла и активно применялась еще во времена Киевской Руси. Правда, в тот исторический период она еще не имела точно определенного размера. Наиболее распространенная разновидность десятины в Древней Руси — это квадрат с длиной стороны в 50 саженей (еще одна устаревшая единица измерения, равная 2,16 м). Его общая площадь была равна одной десятой квадратной версты. Отсюда, кстати, и возникло название «десятина».

Стоит отметить, что существовало несколько их видов. При этом самой распространенной была так называемая казенная десятина, которая фигурировала в официальной документации. Именно она являлась наиболее часто используемой поземельной мерой в Российской империи вплоть до ее заката.

При этом казенная десятина — это была уже другая фигура. Не квадратный отрезок земли, а прямоугольный. Его именовали в зависимости от длины его меньшей стороны — «тридцаткой» (при размере 80 и 30 саженей) или «сороковкой» (60 и 40 саженей).

Примечания

  1. В.А. Аликин История и практика Ранней Церкви.
    С-Пб., 2021, стр. 332. /
    Апостольская дидаскалия
    2.26.
  2. Любович Н. «История реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии» — Варшава, 1883.
  3. Этапы формирования системы церковных приходов на правобережье Южного Средневолжья в 80-е годы XVI-начале XVIII века (неопр.)
    . КиберЛенинка. Дата обращения: 16 сентября 2021.
  4. Болгария // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 3. М., «Советская энциклопедия», 1970. стр.475-499

История десятины на Руси и в Царской России

Первые письменные упоминания об этой единице измерения датируются XIV в. Но, учитывая количество войн на всей территории Руси, сопровождающихся пожарами, в которых гибли документы, историки полагают, что десятина как мера начала активно применяться раньше.

Как уже было сказано выше, на протяжении нескольких столетий эта единица не имела точно размера, а поэтому в разные исторические эпохи отличалась. Из-за этого в разные периоды зафиксированное в документах количество территории, принадлежащей тому или иному человеку, могло меняться. Это, естественно, вызывало многочисленные споры и переделы.

Чтобы разрешить подобную проблему, уже в 1753 г. была введена казенная десятина (это 2400 квадратных саженей). Именно она наряду с хозяйственной косой, хозяйской круглой, сотенной и бахчевой активно использовалась вплоть до внедрения метрической системы. Данное событие произошло уже после Октябрьской революции в сентябре 1918 г.

Кстати, несмотря на подобное изменение, десятина продолжала играть роль единицы измерения еще девять лет, пока в 1927 г. не был наложен категорический запрет на ее использование.

Десятина земли — это сколько в современных единицах измерения

Эта мера давно устарела, но упоминание о ней можно нередко встретить в литературе. Причем это не только произведения классиков, написанные несколько столетий назад, но и некоторые современные исторические романы. В связи с этим их читателям часто бывает интересно знать ответ на вопрос: десятина земли — это сколько в сотках, гектарах или даже квадратных метрах? Ведь таким образом они могут лучше представить размеры территории, на которой происходит действие произведения.

В произведениях XVIII-XIX вв., как правило, речь идет о казенной единице, а она равна 10 925 м². Если перевести это в сотки — десятина будет 109,25 ар, или 1,0925 гектара. Что касается других видов, то помимо казенной чаще всего упоминается круглая хозяйственная. По размеру она превышает хозяйственную косую и равна 3600 квадратным саженям. Зная это, можно посчитать: круглая хозяйственная десятина — это сколько соток (ар)? Правильным ответом будет — 163,881.

Кстати, перевод с единиц метрической системы можно осуществить с помощью практически любого онлайн-калькулятора мер и величин. Обычно в нем указана казенная десятина земли. Но встречаются и более продвинутые программы подобного толка, в которых гектары и сотки можно перевести и в какой-нибудь другой вид этой меры. Чаще всего — в хозяйственную круглую. Так что, если есть время и желание, можно попробовать.

В Писании десятина — это незначительный вопрос.

По крайней мере Иисус хотел, чтобы это было так для нас.

Иисус обличал фарисеев, говоря:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.”

Слово “ важнейшее”, которое используется в этом месте из Писания, в оригинале звучит, как “увесистый, тяжелое”.

Даяние и десятина должно быть настолько элементарным действием для нас, чтобы оно было, как привычка. Как чистить зубы. Представь, что ты просыпаешься каждое утро… и начинается…

“Ух, я даже не уверен, нужно ли в Новом Завете чистить зубы. Надо в конце концов уже разобраться с этим вопросом. Вдруг это не входит в Новый Завет?Так нужно чистить зубы или нет?”

Нам необходимо дойти до такого состояния, когда для нас это уже не является вопросом настолько весомым, о котором бесконечно приходится спорить.

Давайте сделаем так, чтобы этот вопрос был незначительным для нас, и разберёмся с ним быстрее, решим, чтобы можно было двигаться дальше к более важным вопросам: суд, милость и вера.

Значение слова «десятина» с точки зрения религии

Изучаемый термин имеет еще один способ толкования, причем в этом значении он продолжает активно применятся и по сей день. Так называется налог в пользу церкви, равный десятой части дохода каждого из прихожан.

Чаще всего эта подать характерна для христианских деноминаций, а также иудаизма. Интересно, что в разные периоды истории отношение к ней было различным. В одно время взимание десятины производилось государством, и данный налог был обязательным. В другие периоды уплата этой подати становилась добровольной.

Десятина у евреев

В обязательный налог для любого еврея десятина превратилась во времена Моисея. После освобождения из египетского рабства потомки Авраама оказались перед необходимостью не просто создать новое независимое государство, но и систему законов, по которой будут жить его граждане. В Библии говорится, что придумывать законы и правила евреям не пришлось. Ведь во время их пребывания в пустыне Всевышний сам даровал им Закон, по которому им надлежало жить и верить. Именно в нем десятина впервые становится обязательным налогом.

В случае с еврейским народом существование подобной подати было вполне обоснованным. Дело в том, что одно из колен Израиля (левиты) брало на себя функции священнослужителей. Чтобы они могли полноценно выполнять обязанности, касающиеся служения Богу, и не отвлекались, остальные одиннадцать колен брали на себя обязанности по их содержанию (левиты были единственными, кто не имел собственной земли). Для этой цели и взималась десятина.

В свою очередь каждый из священников также отдавал одну десятую часть из получаемых денег, продуктов или товаров для нужд главного из них — первосвященника. Стоит отметить, что полученные таким путем средства левиты тратили не только на собственные нужды, но и на благотворительность, поддерживая вдов и сирот.

В Библии

Десятина или десятая часть — в Ветхом Завете (Бытие XIV, 20) род дара Богу, известный евреям еще задолго до времен Моисея. Десятина восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мельхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырех побежденных царей. Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника (Числ. XVIII, 21—32). Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами (Второз. XIV, 24-26).

Десятина в христианстве

С возникновением христианства в его основу были заложены многие еврейские традиции, среди них и вышеупомянутый налог. Изначально он не был обязательным, и платить его можно было по собственному усмотрению. Вот только желающих жертвовать всегда было не очень много. Тем более, что до становления христианства главенствующей религией Римской империи большинство лиц, ее исповедующих, были небогаты.

Когда же все граждане Рима добровольно-принудительно стали христианами, богачи не больно-то спешили расставаться с десятой частью имущества. Чтобы поощрять их, в 567 г. н. э. на Турском соборе было решено преподносить десятину как необязательный налог. При этом подчеркивая, что уплата его свидетельствует об истинной вере прихожанина.

Однако подобная попытка давить на совесть не возымела ожидаемого эффекта, так как обладатели огромных состояний часто лишены ее. Поэтому большинство из них все так же продолжали не платить подать или делали это крайне нерегулярно. Таким образом, новый закон затронул лишь небогатых прихожан, которые и до этого старались вносить десятину. После этой неудачи в 585 г. на Маконском соборе этот налог был объявлен обязательным, а не платившие его отлучались от церкви.

Чуть больше чем через двести лет Карл Великий пошел еще дальше и назначил уголовные наказания всем неплательщикам, в зависимости от их злостности. При этом король также выдвинул и ряд требований к духовенству. В частности им было позволено тратить на себя лишь одну треть полученных денег, вторая же часть шла на постройку и содержание церковных зданий, а третья должна была тратиться на благотворительность.

К сожалению, от прекрасной идеи Карла Великого (использовать десятину на благие дела, а не только на удовлетворение растущих нужд духовенства) вскоре осталась только обязательность ее уплаты. Причем в будущие годы церковь стала требовать не только часть доходов от земледелия (как было изначально), но и ото всей остальной деятельности. Дошло до того, что даже проституток вынуждали приносить в храм десятину, не забывая при этом корить их за недостойность ремесла.

В будущие несколько столетий происходили настоящие баталии при разделе собранной десятины. Так, не только Папа Римский требовал львиную долю от всех денег для содержания своего двора, но и многие европейские монархи. При этом простой народ, купечество, рыцарство и менее знатное дворянство было не в восторге от растущего количестве нахлебников. Поэтому с началом эпохи реформации большинство европейских стран постепенно стали отменять этот обязательный налог и прочие религиозные поборы. На данный момент у большинства христианских деноминаций десятина не является обязательным налогом. При этом многие из них вернулись к принципу Турского собора 567 г.

Десятина у османов

Подобный налог использовался не только у иудеев и христиан, но и в некоторых мусульманских странах.

Так, во времена Османской империи жителей завоеванной ими Болгарии принуждали платить десятину. Правда, шла она не на нужды духовенства, а турецким феодалам. В отличие от европейцев, у османов гражданам хотя бы честно говорили, кому и куда идут их деньги, а не прикрываясь именем Бога для осуществления поборов.

Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах — княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») уступают место экономическим, основан­ным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся пожалование, наследование, купля. В начальный период существенное значение имел за­хват пустующих и населенных земель.

Формирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений «сюзеренитета-вассалитета», т. е. фео­дальной зависимости. Дружина князя дифференцируется на «старшую» и «младшую» (и по возрасту, и по социальному положению). Бояре из боевых соратников князя превраща­ются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI—XII вв. происходят оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Формируется вассалитет как система отношений с князем-сюзереном, его характерны­ми признаками становятся специализация вассальной службы договорный характер отношений и экономическая само­стоятельность вассала. В феодальном договоре о службе со­единились два начала: более древнее и личное, служебное (дружинник) и более позднее — зависимость по земле, служ­ба, строго обусловленная землевладением. В связи с этим из­меняется социально-экономическое поведение боярства.

Бояре усиливают эксплуатацию крестьян-общинников, попадающих к ним в зависимость, с помощью внеэкономи­ческих (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер. Совершая военные походы, князь с дружиной захватывает пленных и превращает их в рабов (холопов). Однако рабский труд у славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации: экономические, климатические, географичес­кие и другие условия не способствовали этому. Рабы выполня­ли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабо­чей силой были крестьяне-общинники.

Государственный строй Киевской Руси можно опреде­лить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киев­ский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осущест­вляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные кня­зья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти — «снема», т. е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех под­чиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дру­жина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевла­дельцы пользовались большей автономией.

В статуте крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредст­венно в княжеской дружине. Основной обязанностью васса­лов является не уплата дани, а военная служба.

Стремление киевских князей к централизации своей влас­ти определило ликвидацию племенных князей, скорое устранение князей-наместников и раздачу земель сыновьям князя (что усиливало сюзеренитет отцовского авторитета). При этом принцип старшинства приходил в столкновение с прин­ципом «отчины»: при перемещении князей-братьев с одного «стола» на другой, некоторые из них не желали менять наси­женные места, другие же рвались к киевскому «столу» через головы старших братьев. Для урегулирования подобных кол­лизий уже в XI—XII вв. начинают заключаться междукняжес­кие договоры, содержанием которых являлись условия гос­подства-подчинения, союзов и военных коалиций. Закрепле­ние «отчины» (вотчины) в родовую собственность позволяло боярам даже при смене своего сюзерена-князя оставлять при себе земельную собственность. Князья в своих договорах часто признавали за своими боярами-вассалами свободу служ­бы и безнаказанный отход со службы.

Местное управление осуществлялось доверенными людь­ми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административ­ную систему. Ресурсы для своего существования местные ор­ганы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

Органом местного крестьянского самоуправления остава­лась территориальная община — вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земель­ных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределе­нием, решение судебных споров, расследование преступле­ний и исполнение наказаний. «Вервь» XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общины.

Волость—община представляла собой конгломерат мел­ких поселений. Государство было заинтересовано в сохране­нии общинной структуры, которую оно использовало в фис­кальных, полицейских и административных целях. Община была наделена некоторыми судебными функциями, на нее возлагались обязанности по перераспределению земельных наделов и аккумулированию пустующих и брошенных земель. Феодалы, приобретавшие общинные земли, освобождались от государственного «тягла», податных, судебных и админи­стративных обязанностей.

Государственная власть постепенно усиливала свой кон­троль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, отчиной начинает управлять приказчик-посельский. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно авто­номное образование с собственными суверенными правами, и главным ее оппонентом оказывалась боярщина — институт, основанный на вотчинном землевладелиц.

Процесс формирования русской государственности свя­зан с нарастающей силой боярства.

Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». От­дельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управ­ляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйст­ва. Десятичная система управления заменяется дворцово-вот-чинной, при которой политическая власть принадлежит соб­ственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина, становление принципа происходит в процессе феодальной раздроблен­ности.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание — вече. Выросшее из традиции племенных сходов, оно приоб­ретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных долж­ностных лиц, в качестве организационного центра действу­ют «старцы градские» (старейшины). Определяется компе­тенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (сло­бод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новго­роде). Исполнительным органом вече был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).

Вече в качестве государственного института оценивалось исследователями неоднозначно: как совещание правителей города, совещание князя со знатью города, как военный совет. По-разному определялась и роль совета (думы) при князе: иногда его рассматривали как постоянно действующий государственный орган (В.О. Ключевский), как порождение аристократической родовой традиции (М.ф. Владимирский-Буданов) или как не орган вовсе, а просто «акт думания», принятия решений (В.Н. Сергеевич).

Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В Х в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа:

были установлены пункты («погосты») и сроки для сбора дани, регламентированы ее размеры (уроки). В начале XI в. князем Владимиром устанавливается «десятина» — налог в пользу церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вво­дится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения.

Кроме дани, княжеская администрация получала с населе­ния другие прямые сборы — дар, полюдье, корма. Механизм сбора дани отрабатывался постепенно: кн. Ольга собирала со «двора», кн. Владимир — с «плуга», кн. Ярослав — «с человека». Плательщики дани расписывались по погостам, сотням, вер­вям, потугам. Подати уплачивались медом, мехами и деньга­ми.

После принятия христианства в качестве государствен­ной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» (монашес­кое) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осу­ществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступле­ниях против нравственности, брачно-семейные).

Десятина есть налог на валовой продукт земли и, подобно налогам на сырые материалы, падает всецело на потребителя. От налога на ренту она отличается тем, что падает и на ту землю, которой первый не касается, и повышает цену сырых материалов, на которую налог на ренту не влияет. Десятиной облагается как самая лучшая, так и самая худшая земля, притом строго пропорционально количеству даваемого землёй продукта. Следовательно, десятина - налог равномерный.

Если земля низшего качества или та, которая не приносит ренты и которая регулирует цену хлеба, даёт количество, достаточное, чтобы фермер имел обычную прибыль на капитал, когда квартер пшеницы стоит 4 ф. ст., то для того, чтобы можно было получить ту же прибыль после обложения этой земли десятиной, цена хлеба должна подняться до 4 ф. ст. 8 шилл. Ибо теперь с каждого квартера пшеницы земледелец должен платить в пользу церкви 8 шилл.; [если же он не получит той же прибыли, то у него нет никакого основания продолжать своё старое дело, раз он может получить такую прибыль при другом занятии] [Вставка во втором и третьем изданиях. - Прим. ред.].

Единственное различие между десятиной и налогами на сырые материалы состоит в том, что первая представляет собою переменный денежный налог, а вторые принадлежат к категории постоянных денежных налогов. При неподвижном состоянии общества, когда лёгкость производства хлеба не возрастает и не уменьшается, эти налоги будут производить совершенно одинаковое действие, потому что при таком состоянии цена хлеба будет неизменной и налог поэтому будет также неизменным. Но как при отставании общества, так и при таком состоянии его, когда в земледелие вводятся крупные улучшения и когда, следовательно, стоимость сырых материалов падает в сравнении со стоимостью других предметов, десятина окажется более лёгким налогом, чем постоянный денежный налог; если цена хлеба упадёт с 4 до 3 ф. ст., то и налог упадёт с 8 до 6 шилл. При поступательном движении общества, но при отсутствии сколько-нибудь заметных улучшений в земледелии цена хлеба будет повышаться и десятина будет более тяжёлым налогом, чем постоянный денежный налог. Если цена хлеба повысится с 4 до 5 ф. ст., то десятина с той же земли повысится с 8 до 10 шилл.

Ни десятина, ни денежный налог не коснутся денежной ренты землевладельцев, но оба налога существенно отразятся на хлебной ренте. Мы уже видели, как действует на хлебную ренту денежный налог; очевидно, что и десятина окажет подобное же действие. Если земли N 1, 2 и 3 дают 180, 170 и 160 квартеров, то рента с N 1 составит 20 квартеров, а с N 2 - 10. Но после уплаты десятины эта пропорция нарушится, потому что если вычесть из продукта земли каждого разряда десятую долю, то остающийся продукт будет равен 162, 153 и 144, и, следовательно, хлебная рента N 1 понизится до 18, а N 2 - до 9 квартеров. Но цена хлеба поднимется с 4 ф. ст. до 4 ф. ст. 8 шилл. 10 2/3 пенса, так как 144 квартера относятся к 160 квартерам, как 4 ф. ст. относятся к 4 ф. ст. 8 шилл. 10 2/3 пенса, и, следовательно, денежная рента останется прежней, потому что для N 1 она будет равна 80 ф. ст. [18 квартеров по 4 ф. ст. 8 шилл. 10 2/3 пенса. [Это примечание сделано только в третьем издании.]], а для N 2 - 40 ф. ст. [9 квартеров по 4 ф. ст. 8 шилл. 10 2/3 пенса. [То же.]]

Главное возражение против десятины состоит в том, что этот налог не является устойчивым и твёрдым, так как стоимость его возрастает вместе с возрастанием трудности производства хлеба. Если в силу этой трудности цена квартера хлеба равняется 4 ф. ст., то налог составляет 8 шилл.; если вследствие дальнейшего возрастания трудности производства хлеба цена его повысится до 5 ф. ст., то налог составит 10 шилл., а если она повысится до 6 ф. ст., то налог составит уже 12 шилл. Увеличивается, однако, не только стоимость, но и масса облагаемого хлеба. Так, когда обрабатывался только N 1, десятина взималась всего со 180 квартеров; когда в обработку поступил N 2, то она взималась со 180 + 170, или с 350 квартеров, а когда начал обрабатываться и N 3, то десятина взималась уже со 180 + 170 + 160, или с 510 квартеров. При возрастании количества продукта с 1 млн. до 2 млн. квартеров возрастёт не только сумма налога со 100 тыс. до 200 тыс. квартеров: благодаря увеличению количества труда, необходимого для производства второго миллиона, относительная стоимость сырых материалов может подняться настолько, что 200 тыс. квартеров, превышая по своему количеству 100 тыс. квартеров, уплаченные прежде лишь вдвое, могут по своей стоимости превысить их втрое.

Если бы такая же стоимость собиралась в пользу церкви каким-нибудь другим способом, возрастая, как и десятина, пропорционально трудности обработки земли, то результат получился бы тот же. [Поэтому ошибочно предполагать, что десятина, в силу того что она взимается с земли, действует на земледелие более неблагоприятным образом, чем действовала бы равная ей сумма, взимаемая как-нибудь иначе.] [Вставка во втором и третьем изданиях. - Прим. ред.]. В обоих случаях церковь получала бы постоянно всё большую и большую долю чистого продукта земли и труда страны. При поступательном движении общества чистый продукт земли по отношению к её валовому продукту всегда уменьшается, а между тем все налоги берутся в конечном счёте из чистого дохода страны, будет ли последняя развиваться или переживать застой. Налог, который растёт вместе с валовым доходом, попадает своей тяжестью на чистый доход, должен быть по необходимости крайне обременительным и невыносимым налогом. Десятина составляет десятую долю не чистого, а валового продукта земли. Следовательно, вместе с развитием общественного богатства она при сохранении того же отношения к валовому продукту должна поглощать всё большую и большую долю чистого продукта.

На десятину можно, однако, смотреть, как на налог, наносящий ущерб землевладельцам, поскольку она действует как премия на ввоз: в то время как производство хлеба внутри страны облагается этим налогом, ввоз иностранного хлеба совершается вполне свободно. И если бы с целью защиты землевладельцев от последствий уменьшения спроса на землю, которое должно быть результатом такой премии, ввозимый хлеб был бы также обложен [в одинаковой степени с отечественным] [В первом издании вместо этих слов: "в размере одной десятой". - Прим. ред.] и получаемый таким образом доход поступал бы в пользу государства, то это была бы самая правильная и справедливая мера, ибо выручка, доставляемая государству таким налогом, позволила бы уменьшить другие налоги, необходимые на покрытие государственных расходов. Но если бы такой налог служил только для увеличения фонда, идущего в пользу церкви, то, хотя в целом он мог бы действительно увеличить общую массу продуктов, он уменьшил бы ту часть этой массы, которая уделяется производительным классам.

Читайте также: