В россии действует прогрессивная шкала налога на доход физических лиц верно или неверно

Опубликовано: 14.05.2024


С 1 января 2021 года планируется ввести повышенную ставку НДФЛ в отношении доходов, превышающих 5 млн руб. Проект с поправками к НК РФ прошел третье чтение 11 ноября. Закрепить прогрессивную ставку НДФЛ предложил в июне президент.

Рассмотрим подробнее основные правила, по которым планируется считать базу и налог.

Ставка налога

Изменится основная ставка. Платить НДФЛ по 13% нужно будет, пока совокупность налоговых баз меньше или равна 5 млн руб. Когда же она превысит порог, сумма налога составит 650 тыс. руб. плюс 15% от превышения (пп. "а" п. 10 ст. 1 проекта).

Для налоговых резидентов РФ, например, предусмотрены и иные ставки:

  • доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг) и долей в нем, стоимость имущества, полученного по дарению, а также страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению будут облагаться по 13% независимо от величины полученных средств (пп. "б" п. 10 ст. 1 проекта);
  • для любых выигрышей и призов в рекламных конкурсах, играх и мероприятиях сохранится ставка 35%; останутся прежними и специальные положения для процентов по облигациям с ипотечным покрытием (ставка 9%), для доходов по ценным бумагам российских организаций (ставка 30%).

Налоговая база

Вводятся понятия "основная налоговая база" и "совокупность налоговых баз". Пороговое значение и прогрессивную ставку НДФЛ будут применять в отношении совокупности баз. Для налоговых резидентов РФ в нее входят доходы (пп. "б" п. 1 ст. 1 проекта):

  • от долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации;
  • в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей;
  • по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами;
  • по операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги;
  • по операциям займа ценных бумаг;
  • по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами, которые учитываются на ИИС;
  • полученные участниками инвестиционного товарищества;
  • в виде сумм прибыли КИК;
  • иные доходы, которые будут считаться основной налоговой базой.

Каждую из этих налоговых баз нужно рассчитывать отдельно.

Вычеты по НДФЛ

По общему правилу стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, профессиональные и другие вычеты применяют только к основной базе (пп. "в" п. 1 ст. 1 проекта). Однако возможны исключения. Так, доходы по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами можно уменьшить на положительный финрезультат от реализации обращающихся ценных бумаг и на вычеты при переносе на будущее убытков.

Есть и другая особенность для стандартных, социальных вычетов и имущественных вычетов на покупку жилья и проценты по ипотеке, когда их не могут учесть при расчете основной базы. На неучтенные суммы таких вычетов можно уменьшить облагаемые доходы от продажи имущества, стоимость подаренного имущества либо страховые выплаты, выплаты по пенсионному обеспечению за этот же год (пп. "е" п. 1 ст. 1 проекта).

Уплата налога по прогрессивной ставке

Налоговый агент удерживает НДФЛ при выплате дохода физлицу и, как и сейчас, перечисляет его в бюджет по месту своего учета (месту жительства) или по месту нахождения обособленного подразделения. При этом будет иметь значение, превышает или нет сумма налога, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, порог в 650 тыс. руб.

Если на момент уплаты НДФЛ в бюджет порог не превышен, то налоговый агент перечисляет сумму без особенностей. А если налог оказался больше, то следует отдельно уплатить (пп. "в" п. 12 ст. 1 проекта):

  • налог в части, которая меньше или равна до 650 тыс. руб.;
  • налог, сумма которого превышает 650 тыс. руб. и который относится к части базы свыше 5 млн руб.

По остальным ставкам налоговый агент рассчитывает и перечисляет налог без особенностей.

Обращаем внимание, что Минфин уже направил на регистрацию в Минюст специальный КБК для новых правил перечисления НДФЛ.

Переходные положения

В 2021 и 2022 годах новая прогрессивная ставка НДФЛ будет применяться к каждой налоговой базе отдельно (ч. 3 ст. 2 проекта).

Кроме того, предусмотрено: если налоговый агент ошибется с расчетом налога по комбинированной ставке (650 тыс. руб. плюс 15% с превышения 5 млн руб. доходов), то за I квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени (ч. 4 ст. 2 проекта). Для этого налоговый агент должен самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года.

Елена Кулакова

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения главы 23 НК. Теперь с доходов, превысивших 5 млн рублей, НДФЛ надо платить по ставке 15 %. Расскажем, кого это касается, как посчитать налог по новым правилам и как платить НДФЛ по повышенной ставке.

  • Кто применяет прогрессивную ставку по НДФЛ
  • Особые правила расчёта в 2021 и 2022 году
  • Как считать НДФЛ, если налоговая база превышает 5 млн рублей
  • Как считать налоговую базу для прогрессивной ставки НДФЛ
  • Как платить НДФЛ в 2021 году

Кто применяет прогрессивную ставку по НДФЛ

Изменения в главу 23 НК РФ внёс Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ. Согласно новой редакции, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах (ст. 224 НК РФ):

  • 13 % — если сумма налоговых баз за налоговый период равна или меньше 5 млн рублей.
  • 650 тыс. рублей и 15 % от суммы налоговых баз, превышающей 5 млн рублей, — если сумма налоговых баз за налоговый период составляет более 5 млн рублей.

Новую ставку применяют все налоговые агенты, от которых физлица получают доходы (п. 1 ст. 226 НК РФ): российские организации и ИП, нотариусы, адвокаты, обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Как считать налоговую базу для прогрессивной ставки НДФЛ

Налоговые базы, к которым применяется прогрессивная налоговая ставка, мы собрали в таблице. Для резидентов и не резидентов РФ перечень доходов отличается (п. 2.1 ст. 210 НК РФ, абз. 3-7, 9 п. 3 ст. 224 НК РФ).

* Не применяется данная ставка к доходам резидентов РФ, облагаемым по ставкам, предусмотренным п. 1.1, 2, 5 и 6 ст. 224 НК РФ.

Каждая из перечисленных баз определяется в отношении доходов физического лица — налогового резидента РФ отдельно. Это общее правило, которое закреплено налоговым кодексом (п.2.статьи 210). К каждому доходу применяются разные вычеты и получается своя база. Совокупность всех баз будут сравнивать с 5 млн рублей с 2023 года. А в 2021 и 2022 гг. с 5 млн будут сравнивать каждую базу самостоятельно.

Таким образом, с 1 января 2021 года введена повышенная ставка НДФЛ в размере 15 % в отношении совокупности всех налогооблагаемых доходов физического лица — налогового резидента РФ, превышающих за налоговый период 5 млн рублей.

Особые правила расчёта в 2021 и 2022 году

В отношении доходов, полученных в 2021 и 2022 году, налоговые ставки, установленные п. 1 и п. 3.1 ст. 224 НК РФ, применяются к каждой налоговой базе отдельно (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Это значит, что если совокупность всех налоговых баз за 2021 год превышает 5 млн рублей, а каждая база в отдельности не достигла этого размера, то ставка 15 % к доходам физлица не применяется.

Пример

Зарплата Михаила 300 000 рублей. За 12 месяцев 2021 года база составляет 3 600 000 рублей. Это основная налоговая база. Дополнительно в марте ему выплачены дивиденды в размере 2 500 000 рублей.

Сумма баз за налоговый период равна 6,1 млн рублей, что превышает 5 млн рублей. Но каждая база в отдельности меньше 5 млн рублей, поэтому ставка 15 % в этом случае не применяется. НДФЛ с доходов Михаила удержат по ставке 13 % и с зарплаты, и с дивидендов.

Как считать НДФЛ, если налоговая база превышает 5 млн рублей

НДФЛ надо исчислять на дату фактического получения дохода. Налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Это применимо ко всем доходам, начисленным физлицу за налоговый период, если в отношении них действует прогрессивная ставка. При этом зачитывается сумма налога, удержанная в предыдущие месяцы текущего года.

При исчислении суммы налога не нужно учитывать доходы, которые налогоплательщик получил от других налоговых агентов.

Пример

Директору ООО ежемесячно выплачивается зарплата 700 000 рублей. Вычеты не предоставляются.
Для расчёта НДФЛ за каждый месяц надо определить налоговую базу нарастающим итогом с начала налогового периода. В зависимости от размера базы, к ней применяется прогрессивная ставка налога и зачитывается налог, удержанный в предыдущие месяцы.

  • Январь. Налоговая база — 700 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей (700 000 × 13 %).
  • Февраль. Налоговая база за 2 месяца — 1 400 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей ((700 000 + 700 000) × 13 % – 91 000 (НДФЛ за январь)).
  • Март. Налоговая база — 2 100 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей, (700 000 × 3 × 13% – 182 000 (НДФЛ за январь и февраль).

Расчёт налога с апреля по июль будет аналогичным. Каждый месяц бухгалтер ООО будет удерживать из зарплаты директора 91 000 рублей и перечислять ему 609 000 рублей.

С августа налоговая база превысит 5 млн рублей и составит 5 600 000 рублей (700 000 рублей × 8 месяцев). Теперь к базе, превышающей 5 млн рублей, будет применяться ставка 15 %. Вот как это работает.

  • Август. Налоговая база — 5 600 000 рублей, НДФЛ — 103 000 рублей (650 000 + (5 600 000 — 5 000 000) × 15 % – 637 000).
  • Сентябрь. Налоговая база — 6 300 000 рублей, НДФЛ — 105 000 рублей (650 000 + (6 300 000 — 5 000 000) × 15 % – 740 000).

За октябрь-декабрь налог нужно будет рассчитывать в таком же порядке. В каждом из месяцев удержанный с зарплаты НДФЛ составит 105 000 рублей, а директор получит на счёт 595 000 рублей.

Общая сумма НДФЛ за год равна 1 160 000 рублей, из которых 510 000 рублей составляет налог, исчисленный по ставке 15% с суммы дохода, превышающей 5 млн рублей. Для сравнения: если бы прогрессивной ставки не было, за год заплатили бы НДФЛ на сумму 1 092 000 рублей.

Как платить НДФЛ с 2021 года

Если на момент уплаты исчисленная и удержанная у физлица сумма НДФЛ превысила 650 000 рублей с начала года, — платите налог в следующем порядке (п. 7 ст. 226 НК РФ):

  • отдельно уплатите по ставке 13 % сумму НДФЛ в части, не превышающей 650 тыс. рублей, которая относится к части налоговой базы до 5 млн рублей включительно;
  • отдельно уплатите по ставке 15 % часть суммы НДФЛ, превышающую 650 тыс. рублей, относящуюся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей.

При уплате налога по ставке 15 % в платежном документе укажите КБК 182 1 01 02080 01 1000 110 (Приказ Минфина РФ от 12.10.2020 № 236Н).

Доходы, превышающие 5 млн рублей, и НДФЛ по ставке 15 % подлежат отражению в отдельных разделах 6-НДФЛ. Подробнее об этом мы рассказали в статье «Новая форма расчёта 6-НДФЛ с 2021 года».

  • Как заполнить платёжное поручение по налогам и взносам
  • Новая форма расчёта 6-НДФЛ с 2021 года
  • РСВ в 2021 году: новая форма и правила заполнения
  • МРОТ — 2021: изменения
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Я Бухгалтер

Самые важные статьи на почту раз в месяц

Галина, там ведь дальше написано, что с 5 млн будут сравнивать совокупность баз с 2023 года. А то что каждая база определяется отдельно, закреплено, как общее правило, налоговым кодексом. Вот как как написано в статье 210:
"2. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
2.1. Совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации ОТДЕЛЬНО: (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

1) налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

2) налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

3) налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

4) налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

5) налоговая база по операциям займа ценными бумагами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

6) налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

7) налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

8) налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

9) налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе - основная налоговая база). (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ) "

То есть, налоговые базы вычисляются всегда отдельно, а вот сравнивать с 5 млн в 2021-2022 надо каждую базу, а с 2023 совокупность баз.
Ошибка в формулировке есть, но не в том что базы определяются отдельно, а в том что " . начнёт действовать с 2023 года. " - оно уже действует.
Исправим текст. Спасибо за замечание.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика 1С


Рассмотрим, как считают налог на доходы физлиц по новым ставкам, показывают его в отчетности и что настроить в базах «1С» — как в «1С:Бухгалтерии 8», так и в «1С:Зарплата и управление персоналом 8».

Как работает прогрессивная шкала НДФЛ

Все мы привыкли к стандартной ставке НДФЛ для резидентов 13%. Еще есть особые тарифы 9, 30 и 35%, а по нерезидентам — 15 и 30%. Все эти ставки по-прежнему действуют, но к ним добавили еще один тариф, повышенный — 15%. Изменения в главу 23 НК РФ внес Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ.

Новая ставка работает по следующему принципу:

  • 13% начисляем с доходов, которые в пределах 5 млн руб. Показатель берем за год;
  • 15% — для той части доходов, которая превышает допустимый предел в 5 млн руб. за год.

С какой суммой сравнивать лимит 5 млн руб.?

Доходы, которые нужно брать по резидентам для сравнения с лимитом в 5 млн руб., смотрите в ст. 210 НК РФ.

Основные доходы — это заработная плата и другие стандартные выплаты работникам: отпускные, больничные, матпомощь, вознаграждения по ГПД. Так вот все эти выплаты суммируем и итог уже сравниваем с лимитом. С превышения, если оно есть, платим 15%.

Если есть налоговые вычеты — стандартные, социальные, имущественные, профессиональные (например, по ГПД), к доходу сначала применяем вычеты, а уже потом сравниваем налоговую базу с лимитом 5 млн руб.

От основных доходов отделяем дивиденды.

Например, директор-учредитель получает кроме зарплаты еще и выплаты как участник ООО. Тогда отдельно сравниваем с лимитом дивиденды и отдельно — все остальные выплаты.

По нерезидентам берем доходы, которые физлица получают как:

  • высококвалифицированные иностранные специалисты;
  • участники госпрограммы по переселению в РФ;
  • иностранцы, работающие в Российской Федерации по патенту;
  • члены экипажей судов, плавающих под госфлагом РФ;
  • иностранные граждане или лица без гражданства, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории РФ.

Если физлицо получает доход из нескольких источников, налоговый агент учитывает только свои выплаты. По итогам года налоговая суммирует все доходы (только дивиденды будут отдельно) и при необходимости доначислит налог, направит уведомление физическому лицу на доплату налога.

Как включить прогрессивную шкалу НДФЛ в «1С:БП» и «1С:ЗУП»

Расчет НДФЛ с учетом прогрессивных ставок реализовали как в «1С:Зарплата и управление персоналом 8», ред. 3.1, так и в «1С:Бухгалтерия предприятия 8», ред. 3.

Чтобы с превышения доходом 5 млн руб. программа считала НДФЛ уже по новой ставке 15 %, измените настройки. Действуйте в зависимости от вашей ситуации.

Ситуация 1. Ведем учет в «1С:Зарплата и управление персоналом 8», ред. 3.1

Тогда перейдите в раздел «Настройка» — «Организации» или «Реквизиты организации» и в учетной политике на закладке «НДФЛ» установите флаг «Выполнять расчет НДФЛ по прогрессивной шкале».


Ситуация 2. Ведем учет в «1С:Бухгалтерия предприятия 8», ред. 3.

Здесь установите флаг «Выполнять расчет НДФЛ по прогрессивной шкале» в настройках налогов и отчетов (раздел «Главное» — «Налоги и отчеты» — закладка «НДФЛ»).


Имейте в виду: сразу изменения в программе вы не увидите. Но как только доход одного из физлиц превысит установленный лимит, в расчете НДФЛ появится дополнительная графа «Налог с превышения». А в бухгалтерской конфигурации — новый вид налога в платежном поручении «НДФЛ с доходов свыше предельной величины, исчисленный налоговым агентом».

Как заполнить 6-НДФЛ при больших зарплатах

Если считали НДФЛ по новой ставке, придется заполнить раздел 1 и 2 формы 6-НДФЛ не только со стандартной ставкой 13%, но и со ставкой 15%.

ФНС уже выпустила примеры заполнения формы «шесть» в такой ситуации. Смотрите приложение к письму от 01.12.2020 № БС-4-11/19702@.

С 1 января 2021 года в России начнет действовать прогрессивная шкала налогообложения. Президент РФ Владимир Путин подписал на этой неделе закон о ее введении. Согласно законотворческой новелле ставка НДФЛ увеличится с 13% до 15% на доходы граждан, превышающие 5 млн рублей в год. Повышенным процентом будет облагаться только та часть доходов, которая превышает установленную норму. Эксперты полагают, что такое решение в дальнейшем может привести к более глобальным изменениям налоговой системы. А население поддерживает прогрессивную шкалу налогообложения.

Налоговая база: 13% или 15%?

Разберемся, как будет считаться повышенная налоговая ставка. Если суммировать ряд доходов гражданина за год, а именно зарплату, дивиденды, выигрыши в лотерею и азартные игры, операции по ценным бумагам, в том числе и для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов, прибыль от инвестиционных товариществ и контролируемых иностранных компаний, и в итоге получится меньше 5 млн руб., то налог на эти доходы не изменится. Подробнее о том, как рассчитываются налоги, мы писали ранее. Если больше — вы заплатите налог 650 тыс. руб., а для того, что будет сверх этого порога, ставка составит 15%.

А вот некоторые разовые доходы — такие как, например, доход от продажи имущества, не изменится и составит все так же 13%.

Пенсия тоже может облагаться сверхналогом?

Нет, страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению облагаются 13% налогом независимо от величины полученных средств. Это относится только к негосударственному пенсионному обеспечению. А любые выплаты накопительной пенсии по обязательному пенсионному страхованию — как единовременные, так и пожизненные — вообще не облагаются налогом.

И все же давайте разберемся чуть подробнее с налогами на добровольные пенсионные накопления. Если на счет негосударственного пенсионного обеспечения вносились личные деньги будущего пенсионера в рамках индивидуального или корпоративного пенсионного плана, то при получении их в виде пенсии налог не платится. А если клиент хочет получить выкупную сумму, то налогом в 13% облагается только инвестиционный доход, а не вся сумма взносов.

Но в рамках корпоративных пенсионных программ взносы делает не только работник, но и зачастую его работодатель! И в этом случае при выплате пенсий из накопленной за счет работодателя суммы пенсионер уплачивает налог 13%. А если участник корпоративной программы получает выкупную сумму (то есть не как пенсию, а до наступления пенсионных оснований все деньги разом), то тогда со всей суммы платится налог в 13%.

Но при этом налоговая база по пенсионному обеспечению не включается в расчет совокупности тех налоговых баз, по которым рассчитывается налог в 15%. Иными словами, для любых пенсионных выплат ничего не поменяется.

К чему приведет повышение НДФЛ?

С идеей отменить плоскую шкалу налогообложения президент РФ выступил еще в июне 2020 года. Налоговое новшество приведет к более равномерной налоговой нагрузке на общество, считают в правительстве. По предварительным данным повышение налога в ближайшие три года может принести бюджету почти 190 млрд рублей.

Ранее в Минфине заявляли, что при определении параметров повышения налоговой ставки ведомство исходило из того, чтобы мера затронула лишь незначительную часть населения с высокими доходами. Однако эксперты считают, что введение такого налога — это первый шаг к тому, чтобы полностью перейти к прогрессивной шкале налогообложения. Вероятно, не ранее 2024 года: правительство обещало не трогать налоговую систему еще три года. Но обещать не значит жениться: никогда не знаешь, когда государству могут понадобиться деньги и в какой момент кризис усилится.

«В 2001 году правительство отказалось от прогрессивной шкалы подоходного налога с тарифами в пользу так называемой «плоской шкалы» и единого тарифа в 13%, — рассказывает глава Центра анализа НПФ «САФМАР» Евгений Биезбардис. — Это существенно обелило зарплаты. Тем не менее, по разным подсчетам, до 40% фонда оплаты труда все ещё находится в тени. Таким образом, проблема официальных доходов продолжает оставаться крайне актуальной. Ведь именно из-за неё страховая пенсионная система остаётся дефицитной (ей как раз не хватает взносов), а пенсии мизерными — немногим выше прожиточного минимума пенсионера. ​Рост ставки для якобы «богатых» может привести и к обратному эффекту — к тому, от чего пытались избавиться в 2001 году. Люди могут начать применять пути ухода от повышенного тарифа».

На что пойдут деньги?

Полученные деньги будут направлены на лечение детей с тяжелыми заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, а также на проведение высокотехнологичных операций. От введения прогрессивной ставки налогообложения бюджет в 2021 году дополнительно получит 60 млрд руб., в два следующих года — 64 млрд и 68,5 млрд руб. соответственно, и эти деньги уже зарезервированы на госпрограмму «Развитие здравоохранения». Ожидается, что за счет повышения НДФЛ лечение смогут получить 25 тысяч детей.

Как относятся россияне к введению сверхналога?

По результатам опроса Фонда «Общественное мнение», за прогрессивную систему налогообложения высказываются 63% россиян, чаще всего приводя в защиту своего мнения такие аргументы: «рационально: кто больше зарабатывает, тот должен больше платить», «есть нищие, а есть миллионеры», «должны отдавать для содержания пенсионеров и неимущих». Против прогрессивного налога 26% россиян (среди молодых — 42%), объясняя: «это может лишить человека стимула больше зарабатывать», «у нас не такие большие заработки».

Почему России пора всерьез задуматься о прогрессивном налогообложении.

В конце 2020 года желающие смогут в числе прочего отметить 20-летие действия плоской шкалы НДФЛ. Все эти годы в обществе, СМИ и властных коридорах с разной степенью интенсивности, но с завидной регулярностью (с традиционным обострением в виде законопроектов авторства парламентской оппозиции перед выборами в Госдуму) обсуждается идея введения (возврата) прогрессивной шкалы НДФЛ.

Не стал исключением и едва начавшийся 2020 год. Только в феврале тема сначала прозвучала в интервью министра финансов, предложившего вернуться к разговору в 2024 году, а затем из уст руководителя аналитического управления ФНС, повторившего в сопровождении расчетов привычный перечень аргументов "против" (мол, плоская шкала легко администрируется, прогрессия предоставит несправедливые преимущества "теневому" сектору, а выпадающие из-за нулевой ставки на низкие доходы бюджета дополнительные сборы повышенной ставкой с высоких доходов компенсировать не удастся).

Казалось бы, эта песня уже слегка поднадоела. Но на самом деле еще в начале января мы были как никогда близки к введению прогрессивного НДФЛ в параметрах "1 или 1,5 необлагаемых МРОТ/мес." и "16 % или даже 18% НДФЛ на доходы сверх необлагаемого минимума". Эти меры всерьез рассматривались в рамках подготовки текста послания президента Федеральному собранию. А раз так, давайте в очередной раз обсудим тему во всем многообразии не вполне очевидных фактов и реальных аргументов "за" и "против".

Четыре вопроса про прогрессивную ставку

Начнем с оценки заявленных выше аргументов. Тезис о том, что плоская шкала легко администрируется, был хорош в начале века, но сегодня слабо вяжется с имиджем технологически совершенной налоговой службы, неоднократно заверявшей, что в состоянии проадминистрировать любую самую изысканную шкалу НДФЛ.

При этом не менее 20 млн россиян действительно получают зарплаты и прочие трудовые или предпринимательские доходы в тени, не отягощенные НДФЛ и взносами во внебюджетные фонды, и введение прогрессивной шкалы лишь увеличит разрыв в налоговой нагрузке между ними и их работодателями/клиентами, с одной стороны, и легальным сектором экономики, с другой.

Наконец, третий тезис является производной от конкретной шкалы и в качестве самостоятельного аргумента рассматриваться не может.

Впрочем, это лишь начало дискуссии. Для того чтобы составить свое мнение о целесообразности прогрессивной шкалы НДФЛ, неплохо обсудить как минимум еще четыре вопроса.

Первый — о справедливости и эффективности прогрессивной шкалы, а заодно — о том, чье именно мнение о ней следует спрашивать.

Второй — о том, а нет ли у нас по факту прогрессивного налогообложения доходов уже сейчас.

Третий — об экономических последствиях изменения налоговой нагрузки на доходы.

И четвертый — о роли НДФЛ в бюджетной системе и о влиянии введения прогрессивной шкалы на положение разных субъектов Федерации.

Прогрессивная шкала эффективна

С первым вопросом все предельно просто. Если считать налоги платой за производимые государством общественные блага, ценой общественного договора, становится очевидным, что даже плоская шкала (не говоря о прогрессивной) обложения доходов не имеет ничего общего со справедливостью, — понятно, что, чем ниже уровень доходов, тем в среднем выше в абсолютном выражении потребление общественных благ (будь то государственный детский сад или дотируемый из бюджета проезд на общественном транспорте, не говоря о мерах социальной поддержки и проч.).

Что не отменяет тезиса об эффективности прогрессивной шкалы — как из банального соображения о том, что не стоит гонять деньги туда-обратно сначала в виде налога со, скажем, первых 10–15 тыс. руб./ мес., а затем — в виде дотаций и проч. На более сложном уровне мало кто из экономистов будет спорить с тезисом о том, что умеренное сокращение разрыва доходов в обществе (в том числе за счет перехода к прогрессивной шкале НДФЛ) напрямую коррелирует со способностью экономики и ее человеческого капитала к более высоким темпам экономического роста.

А потому введение умеренной прогрессии в отношении реально высоких доходов (напр., свыше 500 тыс. руб./ мес., например, по ставке в 15–17 % представляется вполне разумным. Только вот обсуждать его нужно не со всем обществом в целом (которое завсегда одобрит повышенное обложение доходов наиболее состоятельной части своих соотечественников), а как раз с теми, кто эти дополнительные 2–4 % будет платить. А если еще и найти способ в дальнейшем говорить им спасибо за повышенные налоговые обязательства, наше движение в нормальном направлении развития человечества может оказаться куда более успешным, чем ранее.

Ответ на второй вопрос находится в категории "удивительное рядом". Желающие разобраться в нем самостоятельно могут изучить смежный по отношению к НДФЛ вопрос исчисления взносов в три внебюджетных фонда (ПФР, ФОМС и ФСС), которые взимаются в общем случае с работодателя с фонда оплаты труда.

Нам же для целей настоящей статьи достаточно констатировать, что изначально задуманная как страховая по своей природе система финансирования фондов эволюционировала таким образом, что страховым можно условно считать объем взносов с первых, скажем условно, 100 тыс. руб. трудовых доходов в мес. по совокупной ставке в 30 %, в то время как дополнительная (с 2012 г. для ПФР и с 2015 г. в ФОМС) нагрузка в размере 15,1 % является ничем иным по своей природе, как подоходным налогом (ибо никак не влияет ни на размер пенсии, ни на объем и цену помощи по полису ОМС).

А потому прогрессивная шкала обложения доходов (правда, только трудовых доходов) у нас уже давно действует, доходя примерно до 24 % c доходов выше условно 100 тыс. руб./мес.

Но есть и риски

Следующий вопрос следует анализировать, имея в виду следующее. Структура экономики такова, что ⅔ ее контролируется государством. А потому любое увеличение налоговой нагрузки на ФОТ (будь то в виде роста НДФЛ или роста взносов в фонды — что есть сообщающиеся сосуды), которое распределится между работником и работодателем, во второй своей части приведет:

в бюджетной сфере — к отнесению нагрузки на источник финансирования, а именно — на расходы бюджета;

в компаниях с госучастием — к уменьшению дивидендов в пользу бюджета;

в естественных монополиях — к увеличению тарифов;

в сжимающемся частном секторе — к нагрузке на прибыль предпринимателя с сокращением и без того не блестящих ресурсов для реинвестирования.

Ну и, конечно, одновременно не стоит забывать, что рост нагрузки на ФОТ никак не будет способствовать выводу из тени доходов тех самых минимум 20 млн россиян, упомянутых выше.

И, наконец, последнее.

НДФЛ — первый или второй по значимости в зависимости от субъекта источник доходов региональных бюджетов. Прогрессивная шкала — это не только (и не столько) высокие ставки на высокие доходы, но прежде всего — низкие или нулевые ставки на низкие доходы. Так вот, в приводившихся выше параметрах условный (сверхдотационный) Дагестан потеряет порядка 30 % своих доходов от НДФЛ, условная Ульяновская область (просто дотационная) — порядка 5 %, условный Пермский край (слегка профицитный в последнее время усилиями ставшего впоследствии федеральном министром губернатора) — порядка 2 %.

А сверхпрофицитная Москва не потеряет ничего, только приобретет.

Значит, вводя прогрессивную шкалу, нужно одновременно продумывать еще и сверхсложный механизм не только компенсации потерь потерпевшим субъектам (это как раз несложно, было бы из чего), но и изъятия "излишков" у выигравших, которые, по мнению большей части страны (да и федералов), и без того зажрались. Как показал опыт последней подковерной дискуссии (в рамках которой превышение ставки над исходными 13 % предполагалось направлять в федеральный бюджет и затем перераспределять), задача оказалась непосильной.

Что надо сделать?

Резюмируя сказанное, можно предположить, что прогрессивный НДФЛ у нас рано или поздно появится. Но, чтобы сделать этот шаг разумным и эффективным, начать стоит вовсе не с него, а с ряда куда более простых вещей.

Для начала привести в соответствие со временем и технологическими возможностями налогового администратора процедуры получения налоговых вычетов по НДФЛ на образование и медицину, которыми сейчас пользуются не более 5 % имеющих на это право налогоплательщиков, потому что это процедура, заставляющая нас предоставлять для обоснования этого права государству информацию (о расходе, о получателе платежа и его праве на занятие такой деятельностью, о родственных связях — в случае понесения расхода за родственников), которая у него и так имеется в полном объеме (от родственных связей до учета расходов и лицензий на медицинскую и образовательную деятельность).

В идеале в конце года налогоплательщик вместе с формой 2-НДФЛ должен получать сводку доступных к вычету расходов и возможность одним действием реализовать свое право на вычет. При этом сам размер вычета (сейчас 50 тыс. руб. и 120 тыс. руб. в год по большинству расходов) следует значительно поднять (бюджетный профицит в помощь), а в долгосрочной перспективе право на вычет можно ограничить кругом налогоплательщиков с доходами не выше определенного минимума (как сейчас сделано по стандартному налоговому вычету на детей).

Далее снизить нагрузку на ФОТ примерно до 20 %, сохранив и усилив при этом страховой характер взносов (то есть ограничив базу первыми, предположим, 100 000 руб. ФОТ в мес.) и признав оставшуюся часть этих взносов (ту, с которой сейчас берется солидарная 10 %-ная ставка тарифа в ПФР и в полном объеме тариф в ФОМС) налогом на доходы.

Снижение должно привести к дальнейшей легализации теневых доходов — хотя одним снижением (и выравниванием нагрузки со стоимостью обнала) дело не решишь, снижение уровня социальных гарантий для уклонистов тоже должно появиться на повестке. До тех пор, пока, к примеру, за "теневых" сотрудников (примерно 17 млн чел по стране) взносы в ФОМС будут платить региональные бюджеты (а значит, их законопослушные соседи), и это никак не будет отражаться на объеме покрытия по ОМС, стимулы оставаться в тени сохранятся.

И закончить — спокойным обсуждением крайне умеренного роста ставки НДФЛ на реально высокие доходы (от 6 или даже 12 млн руб./год) с той категорией населения, которая эти доходы получает. В формате, например, глубоких социологических исследований. Уверен, что при разумной постановке государством вопроса эта категория налогоплательщиков спокойно и добровольно примет на себя повышенные налоговые обязательства из тех самых "солидарных" соображений, которые у нас так привыкли навязывать в ультимативном порядке.

Читайте также: