В круг обязанностей берг коллегии входили сбор налогов

Опубликовано: 26.04.2024

В нашей онлайн базе уже более 10821 рефератов!

Вы можете воспользоваться поиском готовых работ или же получить помощь по подготовке нового реферата практически по любому предмету. Также вы можете добавить свой реферат в базу.

В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату. В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт, Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждение просуществовало до 1722г. Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях. Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как центрального учреждения заключались в организации развития торговли и промышленности в городах и управление посадским населением. Юстиц коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по "важным и спорным" делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате. Вотчинная коллегия образованная в 1721г.: разрешела земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на "неправые решения" по поместным и вотчиным делам. Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея). Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия).

Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. "Система высших органов в целом получила более совершенную организацию .происходила постепенная бюрократи-зация состава высших органов." Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет три этапа в реформе областного управления: I-й - до 1708г., П-ой - с 1709 по 1718 (первая областная реформа), и Ш-й с 1719 по 1725 (вторая областная реформа). На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечениы к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление, по которому необходимо "учинить 8 губерний и к ним росписать города". Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии.В 1713-1714 еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния. Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант - военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер - губернские и др. сборы, ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов. Губерния делилась на провинции (во главе - обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант - губернатору, последний Сенату. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов - органом управления были ландарты. "Местным органам принадлежала видная роль в выполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского государства - поддержании и укреплении господства дворян".1) Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления.

Было создано 50 провинций, которые в свою очередь делились на округа - дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов широкий круг полномочий (включая прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за губернскими "камерными служителями" и земскими судьями, приводить в исполнение наказания, контролировать городское управление. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции.

Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах. Главной особенностью органов местного управления I четверти ХVШв., было то, что они наряду с административными исполняли и полицейские функции. В ХVПв. посадское население находилось в подчинении приказов и местных органов власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати подчинило городское население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу. В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам. Однако в 20-х гг. ХVШв. городское управление принимает форму магистратов. Были образованы (1722-1723гг.) Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием. " .правительство стремилось подчинить интересы города интересам дворянского государства. Магистраты создавались как органы бюрократического управления . и находились под контролем правительственных учреждений."

Похожие рефераты из раздела "История"

Созданное в 1719 году центральное учреждение, расположенное в Санкт-Петербурге, руководило горнорудной промышленностью России.

Сегодня мы расскажем о Берг–коллегии. Это созданное в 1719 году центральное учреждение (по существу, министерство), расположенное в Санкт–Петербурге, руководило горнорудной промышленностью России. Оно ведало всеми делами, связанными с добычей полезных ископаемых и металлургией: от лабораторной экспертизы руд и строительства горных заводов до технической помощи горнопромышленникам и освобождения мастеровых от рекрутской повинности.

Берг–коллегия имела очень большое значение для развития российской металлургии. И ведущую роль в этом министерстве играли немцы, о чём говорит хотя бы название ("берг" – по–немецки "гора"). А региональные отделения Берг–коллегии поначалу назывались в России "берг–амты" ("амт" переводится с немецкого как "учреждение"). По–немецки обозначались и должности.

Но надо заметить, что берг–мейстеры, берг–раты и берг–фогты Петра Первого были не первыми немцами на службе русского государства. В России немцы появились еще при Иване Грозном: в основном, это были ливонцы, оказавшиеся в русском плену в период Ливонской войны. Часть из них пожелала перейти на русскую службу. Одни пополнили ряды русского служилого дворянства, кто-то занялся коммерцией. Были среди них и мастера, из которых впоследствии вышли и промышленники. Так, первые металлургические предприятия в России принадлежали обрусевшеему семейству Меллеров. Оно владело Угодскими и Истринскими заводами (о Меллерах много написано, например, в прекрасном сборнике "Немцы в России", выпущенном петербургским отделением Российской академии наук в 1999 году).

Но в допетровский период промышленных предприятий было настолько мало, что князь Щербатов, автор книги "О повреждении нравов в России", заявивший, что до Петра в России "не было ни фабрик, ни рукоделий и простейшие вещи получали от чюжестранных", был не так уж и далек от истины. Осуждая самовластие Петра, Щербатов признавал в то же время, что благодаря его принудительным мерам промышленность достигла такого уровня развития, которое, по его расчетам, при других условиях мог быть достигнут лишь лет через полтораста. На практике модернизацией или, скорее, созданием промышленности начала заниматься учрежденная Петром Первым Берг-мануфактур-коллегия, которую возглавлял Яков Брюс. В первые годы она вообще курировала всю российскую экономику.

В 1719 году был издан законодательный акт, определявший общие принципы развития горного дела, так называемая "берг-привилегия". Она объявила полезные ископаемые собственностью царя, независимо от того, кому принадлежал земельный участок. Землевладельцам было лишь предоставлено право преимущественной разработки полезных ископаемых и строительства заводов. Главная привилегия заключалась в отделении горного промысла от подчинения гражданскому начальству.

Берг-привилегия устанавливала право наследственной собственности на заводы, ограждала промышленников от вмешательства местной администрации, гарантировала финансовую помощь при строительстве предприятий, право свободного сбыта выплавленного металла, податные и служебные льготы мастеровым людям, определяла размер вознаграждения за найденную руду. Вводила единообразие не только прав промышленников, но и принципов их взаимоотношений с государством. Каждый владелец рудника и завода был обязан отчислять в казну 1/10 часть прибыли. Казна сохраняла за собой преимущественное право приобретать золото, серебро, медь.

Во времена бироновщины Берг–коллегию упразднили. По словам Василия Татищева, управлявшего тогда всеми сибирскими заводами, Бирону это было нужно для того, чтобы "захватить себе весь доход, который правительство получало от горных заводов". До 1742 года казенные заводы управлялись Генерал-берг-директориумом, который возглавлял принятый на российскую службу ставленник Бирона саксонец фон Шемберг. Казённые средства расхищались при нём практически бесконтрольно. И нет ничего удивительного в том, что в 1742 году императрица Елизавета восстановила Берг-коллегию. Дела сразу же стали налаживаться.

Архангельский краевед Николай Окладников отыскал очень интересную информацию о том, как работала Берг–коллегия. В августе 1744 года она предписала передать в партикулярное, то есть частное, владение Шаховской медеплавильный завод (он находился за рекой Двиной в четырнадцати верстах от Архангельска. Сам завод, судя по архивным документам, был оборудован на хорошем техническом уровне. Его оснащение включало плавильню с деревянными мехами, кузницу, а также свою собственную небольшую грузовую флотилию, с помощью которой руду для плавки доставляли с серебряных и медных рудников.

Особенно богатой самородками была шахта под названием "Дай Бог счастья" на острове Медвежьем в Белом море. Но месторождения, которые питали Шаховской завод, стали истощаться. Уже осенью 1740 года управляющий рудниками писал в Петербург: "Самородная жила ушла в море, и от того горная работа стала неблагонадёжной". В общем, казна решила избавиться от завода, сырья для которого становилось всё меньше.

Было только два реальных претендента: "мезенский житель" Григорий Черепанов и "архангелогородец" Фёдор Прядунов. Прядунов и согласился купить завод за пятьсот рублей, правда, выговорив "кондиции" (условия): он хотел получить право при необходимости заложить завод или продать оборудование, чтобы открыть совершенно новое производство – перегонку нефти. Жаль, что условия эти не были приняты, и сделка не состоялась. Ведь на русском Севере мог бы появиться не только первый в России, но и во всём мире нефтеперегонный завод.

Ещё одну сторону деятельность Берг–коллегии иллюстрирует история первого в России технического вуза – петербургского Горного училища (сейчас – Горный институт имени Плеханова). В 1763 году академик Петербургской Академии Наук, уроженец Пруссии Иоганн–Готлиб Леман представил царице записку под названием "Патриотические мысли о том, какую пользу развитию горного дела может оказать учреждение Горного кадетского корпуса". Екатерина на неё не отреагировала. Спустя несколько лет уже башкирский старшина и горнопромышленник Исмаил Тасимов подал "со товарищи" челобитную в Берг–коллегию.

В ней указывалось, что нижеподписавшиеся "хотя по промыслу своему опытом научаются и в горную экономию вникают, но дабы промысел сей усовершенствовать и горную экономию упрочить и через это как для себя, так и для потомков и для общества сделаться возможно более полезными, имеют нужду в сведущих руководителях". Имелись ввиду, конечно, не начальники вообще, а специалисты горнорудного дела. Необходимость в них была настолько острой, что уральские промышленники даже обязались отчислять "из получаемый ими цены с каждого пуда по полушке" (четверть копейки) на содержание училища.

Из этих отчислений и складывался поначалу бюджет петербургского Горного училища, которое Екатерина Вторая, наконец–то, решила создать. Указ о его учреждении она подписала 23 октября 1773 года – согласно представлению Сената и рекомендации Берг–коллегии, которая "признала оное предложение полезным и необходимо нужным". А в 1777 году уже состоялся первый выпуск горных офицеров (только при Николае Первом они стали называться инженерами). Многих из них, кстати, использовали не на уже построенных заводах и рудниках, но посылали во главе "рудоискательских" партий в геологоразведочные экспедиции – от Финляндии до Донецких степей и от Кавказа до Забайкалья. Ведь как специалисты широко профиля выпускники петербургского Горного училища сразу могли оценить техническую реалистичность и экономическую перспективность разработки нового месторождения.

Шестидесятые–семидесятые годы 18–го века были временем стремительного развития металлургии в России и наибольшего влияния государственной Берг–коллегии. В 1760 году президентом Берг–коллегии стал тайный советник Иоганн Вильгельм фон Шлаттер или, как его называли в России, Иван Андреевич Шлаттер. Он приехал в своё время вместе со своим отцом по приглашению Петра Первого. Прекрасный специалист и талантливый организатор, Иван Андреевич Шлаттер начал свою карьеру горным пробирёром (лаборантом).

А в 1727 году, как рассказывает интернетовская библиотека Министерства природных ресурсов России, Шлаттеру было поручено исследовать медные руды, найденные около Дудергофской мызы в окрестностях Санкт–Петербурга. Позже он создал лабораторию (она располагалась на 24–ой линии, идущей от набережной Масляного канала до Малого проспекта), в которой разрабатывались новые способы обогащения руд благородных металлов.

Именно здесь родилась знаменитая "шлаттерова метода" – метод сухого разделения золота и серебра, применявший в России до середины 18–го века. Шлаттер написал также множество научных трудов (главный из них – "Обстоятельное наставление рудному делу") и перевёл с немецкого языка несколько специализированных трактатов о горном и монетном деле, металлургии, плавильных заводах. При Шлаттере Берг–коллегии удалось не только восстановить свое прежнее значение, но и значительно расширить поле деятельности. С 1764 года она уже ведала и монетами, и медалями, и пробирной стандартизацией.

К сожалению, позже, когда Шлаттера не стало, дела постепенно пришли в упадок, и в 1784 году Екатерина вновь упразднила Берг–коллегию, передав ее функции разным учреждениям. Хотя её сын император Павел, который восстанавливал все, что уничтожила его мать, восстановил и Берг-коллегию, просуществовавшую до реформ Александра Первого, но прежнего могущества у Берг–коллегии уже не было.

История Берг–коллегии – это, в сущности, история зарождения и развития российской металлургии. Любопытно, что первый обобщающий очерк истории горного дела в России появилась в Германии. Людвиг Бек, автор капитального исследования "История железа", в одном из его томов посвятил несколько десятков страниц металлургии России 18-го века. Успехи роста металлургии в России Бек связывает с двумя факторами: последовательной политикой российского правительства и привлечением квалифицированных иностранных специалистов, главным образом, немцев.

Причём речь идёт не только о химиках, инженерах, техниках, но и о немецких горнопромышленниках и купцах. У последних, разумеется, были определенные преимущества перед их российскими конкурентами: им проще было налаживать контакты с заграницей и приглашать оттуда мастеров, закупать новое оборудование и продавать свою продукцию за рубежом (как это, например, сумели сделать в 1715 году представители уже упоминавшегося семейства Меллеров братья Бартоломей и Петер, продавшие первую партию полосного железа через Архангельск). Однако можно привести также достаточно много примеров, которые показывают, что и русские горнопромышленники могли на равных конкурировать с иностранцами. Впрочем, без проблем не обходилось и здесь. Самое яркое подтверждение этому – судьба легендарных Демидовых.

Заслуги основателя династии, Никиты Демидова, ценились в Берг–коллеги очень высоко. К нему часто обращались за помощью как к эксперту и даже пожаловали ему чин комиссара. Ну а его сын Никита Никитич Демидов уже пошёл в Берг–коллегию на постоянную службу. Квалифицированных специалистов в ней остро не хватало, и поэтому ему сразу поручили очень ответственное дело – взимать с частных металлургических заводов десятину (особый налог, исчислявшийся из объёма произведённого металла). Интересно, что до поступления в Берг–коллегию Демидов–младший сам исключительно неохотно платил эту десятину. Сохранился указ Берг–коллегии о взыскании с него за 1723 год 159 рублей 51 копейки.

Для его сыска несколько раз посылались солдаты, но всегда возвращались ни с чем: Никита Никитич вроде и не отказывался платить налоги, но всячески тянул время. Что же касается его работы в Берг–коллегии, то, судя по всему, её были до поры до времени довольны, закрывая глаза на то, что интересы казённого ведомства, в котором состоял Демидов–младший, находились в явном противоречии с его же интересами как частного промышленника. Свой завод он явно ставил в более льготное положение, что, в конце концов, вскрылось.

Тогдашний президент Берг–коллегии Зыбин лично приехал в Тульскую губернию, где находились предприятия Демидовых, и уличил их в искажении отчётности. Никита Никитич, возможно, так был уверен в себе, что даже отодвинул на целый год начало работы Дугненской домны. В общем, из Берг–коллегии его выгнали. Однако по поводу работы в ней других членов семьи Демидовых – представителей следующего поколения – не было никаких нареканий. Наоборот: императрица Екатерина, жалуя их в советники Берг–коллегии, очень высоко оценила их знания и опыт, каковые "с пользою могут быть употреблены".

11 (22) декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных», положивший начало реформе центральных органов управления. Возглавляли коллегии президенты и вице-президенты. В указе отмечалось: «Начать всем президентам с нового года сочинять свои Коллегии и ведомства отовсюды брать, а в дела не вступаться до 1719 г., а с будущего году конечно зачать свои Коллегии управлять. А понеже новым образом ещё не управились, того ради 1719 г. управлять старым маниром, а 1720 г. — новым».

Коллегии сменили приказы, существовавшие в Московской Руси в XVI - XVII вв., и по сравнению с ними имели более чёткое разделение обязанностей. Первоначально были организованы Коллегия иностранных дел, Камер-, Юстиц-, Ревизион-, Военная, Адмиралтейств-, Коммерц-, Штатс-контор-, Берг- и Мануфактур-коллегии.

В компетенцию Коллегии иностранных дел, заменившей собой Посольскую канцелярию, входило ведать «всякими иностранными и посольскими делами», координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями коллегии являлось то, что в ней «никаких судных дел не судят».

Камер-коллегия осуществляла высший надзор за всеми видами сборов (таможенными, питейными и др.), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

Юстиц-коллегия осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам, возглавляла разветвлённую судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов, и действовала как суд первой инстанции по спорным делам.

Ревизион-коллегии предписывалось осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами «ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счётных дел».

На Военную коллегию возлагалось управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоявшая из полковых и генеральных кригсрехтов.

Адмиралтейств-коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В её состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Штатс-контор-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Берг-коллегия до 1722 г. была объединена с Мануфактур-коллегией «по сходству их дел и обязанностей». В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах её компетенции. Мануфактур-коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири.

Количество и компетенция коллегий в течение XVIII в. неоднократно менялись. Сначала коллегий было девять, затем их число увеличили до двенадцати. Президентами коллегий были такие известные деятели Петровской эпохи, как А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, Я. Ф. Долгорукий и др.

В 1802 г. коллегии были заменены министерствами, а часть здания, в котором они располагались, передали Главному педагогическому университету, который в 1819 г. был преобразован в Петербургский университет.

Лит.: Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. СПб., 1997; Исаев И. А. История государства и права России. М., 2006; Пескова Г. Н., Турилова С. Л. Коллегия иностранных дел в XVIII в. // Дипломатический вестник. 2001. № 2 .

См. также в Президентской библиотеке:

11 (22) декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных», положивший начало реформе центральных органов управления. Возглавляли коллегии президенты и вице-президенты. В указе отмечалось: «Начать всем президентам с нового года сочинять свои Коллегии и ведомства отовсюды брать, а в дела не вступаться до 1719 г., а с будущего году конечно зачать свои Коллегии управлять. А понеже новым образом ещё не управились, того ради 1719 г. управлять старым маниром, а 1720 г. — новым».

Коллегии сменили приказы, существовавшие в Московской Руси в XVI - XVII вв., и по сравнению с ними имели более чёткое разделение обязанностей. Первоначально были организованы Коллегия иностранных дел, Камер-, Юстиц-, Ревизион-, Военная, Адмиралтейств-, Коммерц-, Штатс-контор-, Берг- и Мануфактур-коллегии.

В компетенцию Коллегии иностранных дел, заменившей собой Посольскую канцелярию, входило ведать «всякими иностранными и посольскими делами», координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями коллегии являлось то, что в ней «никаких судных дел не судят».

Камер-коллегия осуществляла высший надзор за всеми видами сборов (таможенными, питейными и др.), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

Юстиц-коллегия осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам, возглавляла разветвлённую судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов, и действовала как суд первой инстанции по спорным делам.

Ревизион-коллегии предписывалось осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами «ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счётных дел».

На Военную коллегию возлагалось управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоявшая из полковых и генеральных кригсрехтов.

Адмиралтейств-коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В её состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Штатс-контор-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Берг-коллегия до 1722 г. была объединена с Мануфактур-коллегией «по сходству их дел и обязанностей». В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах её компетенции. Мануфактур-коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири.

Количество и компетенция коллегий в течение XVIII в. неоднократно менялись. Сначала коллегий было девять, затем их число увеличили до двенадцати. Президентами коллегий были такие известные деятели Петровской эпохи, как А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, Я. Ф. Долгорукий и др.

В 1802 г. коллегии были заменены министерствами, а часть здания, в котором они располагались, передали Главному педагогическому университету, который в 1819 г. был преобразован в Петербургский университет.

Лит.: Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. СПб., 1997; Исаев И. А. История государства и права России. М., 2006; Пескова Г. Н., Турилова С. Л. Коллегия иностранных дел в XVIII в. // Дипломатический вестник. 2001. № 2 .

См. также в Президентской библиотеке:

Страница 4

В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату. В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт, Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждение просуществовало до 1722г. Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях. Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как центрального учреждения заключались в организации развития торговли и промышленности в городах и управление посадским населением. Юстиц коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по "важным и спорным" делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате. Вотчинная коллегия образованная в 1721г.: разрешела земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на "неправые решения" по поместным и вотчиным делам. Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея). Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия).

Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. "Система высших органов в целом получила более совершенную организацию .происходила постепенная бюрократи-зация состава высших органов." Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет три этапа в реформе областного управления: I-й - до 1708г., П-ой - с 1709 по 1718 (первая областная реформа), и Ш-й с 1719 по 1725 (вторая областная реформа). На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечениы к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление, по которому необходимо "учинить 8 губерний и к ним росписать города". Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии.В 1713-1714 еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния. Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант - военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер - губернские и др. сборы, ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов. Губерния делилась на провинции (во главе - обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант - губернатору, последний Сенату. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов - органом управления были ландарты. "Местным органам принадлежала видная роль в выполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского государства - поддержании и укреплении господства дворян".1) Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления.

Было создано 50 провинций, которые в свою очередь делились на округа - дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов широкий круг полномочий (включая прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за губернскими "камерными служителями" и земскими судьями, приводить в исполнение наказания, контролировать городское управление. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции.

Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах. Главной особенностью органов местного управления I четверти ХVШв., было то, что они наряду с административными исполняли и полицейские функции. В ХVПв. посадское население находилось в подчинении приказов и местных органов власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати подчинило городское население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу. В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам. Однако в 20-х гг. ХVШв. городское управление принимает форму магистратов. Были образованы (1722-1723гг.) Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием. " .правительство стремилось подчинить интересы города интересам дворянского государства. Магистраты создавались как органы бюрократического управления . и находились под контролем правительственных учреждений." 

Читайте также: