Налоговая безопасность региона это

Опубликовано: 12.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Бердюгина А.С. Деятельность налоговой службы в контексте изучения экономической безопасности региона // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/07/84063 (дата обращения: 20.05.2021).

Проблемы экономической безопасности в последнее время становятся все более актуальными.

Современная литература содержит множество определений экономической безопасности регионов, а также сформулированных принципов обеспечения экономической безопасности, хотя общего мнения по проблеме исследования до сих пор нет. Каждый автор выдвигает собственную и наиболее точную, по его мнению, версию понятия «экономическая безопасность региона». Понятие «экономическая безопасность региона» существенно раскрыто в определении, данной Маханько Г.В., которая утверждает, что экономическая безопасность региона – это не столько состояние защищенности региональных интересов, сколько способность региональной власти создавать эффективные механизмы по обеспечению конкурентоспособности экономики региона,

социально-экономической стабильности и устойчивости развития территории как относительно самостоятельной структуры, органически интегрированной в экономику РФ [6].

При этом экономическая безопасность региона включает в себя такие составляющие как: институциональная, структурная, внешнеэкономическая, социально-экономическая, денежно-кредитная, инвестиционная, научно-техническая, бюджетная и налоговая политики.

По нашему мнению, налоговая безопасность региона как составляющая экономической безопасности представляет собой поддержание устойчивого состояния налоговой сферы, при котором обеспечивается платежеспособность региона при оптимальной налоговой нагрузке.


Рисунок 1 – Налоговая безопасность региона как составляющая экономической безопасности

Налоговую безопасность региона можно определить по таким характеристикам, как:

– степень сбалансированности налоговой политики;

– численность налоговых льгот;

– количество льготных категорий налогоплательщиков;

– соблюдение налоговой дисциплины;

Налоговая безопасность региона предусматривает:

– достижение уровня собираемости налогов в соответствии с налогооблагаемой базой, налоговыми ставками, установленными Налоговым кодексом РФ и региональным законодательством;

– предотвращение чрезмерной налоговой нагрузки, подрывающей способность предприятий и организаций региона экономически развиваться.

Налоговая безопасность региона как части экономической безопасности состоит в способности его органов:

– обеспечивать устойчивость экономического развития региона;

– способствовать развитию бизнеса в регионе;

– повышать конкурентоспособность региона за счет оптимальной налоговой региональной системы;

– предотвращать преступления и административные правонарушения в налоговой сфере.

Налоговая безопасность региона предусматривает осуществление такой налоговой политики, которая ориентировалась бы, прежде всего, на реализацию экономических интересов региона.

Вместе с тем, налоговая политика региона формируется не только на основе регионального законодательства, а в большей степени на основе федеральных законов.

В целом, функционирование налогового законодательства на федеральном и региональном уровнях нельзя считать совершенным, поскольку в налоговой сфере в регионах России наблюдается расширение практики сокрытия доходов от системы налогообложения, определяемой фискальной направленностью налоговой системы. По данным Минфина России по причине сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов.

Сокрытие доходов является нарушением налогового законодательства и приводит к взысканию всей сокрытой прибыли и административного штрафа в размере той же суммы с налогоплательщика. Сокрытие доходов приводит к нарушению целостности системы налогообложения. Это приводит к дефициту бюджета, как на региональном, так и на федеральном уровнях, в результате чего, государство вынуждено повышать налоговые ставки для пополнения доходов путем увеличения налоговых поступлений. Повышение налоговых ставок приводит к ситуации, когда предприниматели и коммерческие организации «уходят в тень». Поэтому в настоящее время функционирование налогового законодательства можно назвать неэффективным и нестабильным. Для экономической безопасности регионов нужна более оптимальная налоговая политика, как на уровне региона, так и на федеральном уровне.

В Налоговый кодекс Российской Федерации часто вводятся изменения и поправки, что приводит к трудностям при расчете налогов у налогоплательщиков. При обновлении законодательства происходит усложнение норм и правил, регулирующих порядок налогообложения. Недостаточная четкость и ясность положений нормативных актов затрудняют применение норм на практике, что приводит к возможности субъективного толкования законодательства [1, 2].

Еще одной проблемой в обеспечении налоговой безопасности является малая результативность налогового контроля поступления налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней. Налоговый контроль направлен на обеспечение своевременного поступления налоговых платежей в бюджет государства. Как известно, налоговый контроль влияет на функционирование экономики государства. При малой результативности налогового контроля налогоплательщики будут находить способы уклонения от уплаты налогов и сборов в полном объеме.

Налоговое администрирование является одним из основных элементов устойчивого функционирования налоговой системы и экономики

государства. Под налоговым администрированием понимается система налогового процесса, включающая комплекс мер по обеспечению налоговых поступлений в бюджет государства, отвечающая за соблюдение налогового законодательства, а также за контроль правильности исчисления налогов.

В связи с отсутствием формальной организации органов налоговой системы эффективность налогового администрирования находится на низком уровне, что подвергает налоговую безопасность различным угрозам. Эффективность налогового администрирования можно определить через существенный показатель, которым является фискальная эффективность налоговой системы. При этом следует понимать, что это два разных понятия. В первом случае речь идет об эффективности деятельности государственных органов, а во втором случае о внутреннем свойстве налоговой системы.

Налоговая безопасность государства зависит от состояния защищенности налоговой системы регионов. Экономическое развитие регионов России имеет собственную специфику, которая решает задачи обеспечения налоговой безопасности регионов.

Анализ некоторых статистических данных позволяет судить о развитии налоговой системы и политики в регионах и влияние её специфики на экономическое развитие самих регионов и страны в целом. Интересно посмотреть на выплаченные федеральные налоги в контексте того, в бюджет какого уровня они идут. Среднероссийский показатель по этому параметру за 2016 год составляет 47%, то есть почти половина налогов, отчисленных в виде федеральных налогов, пошли в консолидированный бюджет региона [5]. Однако в зависимости от региона этот показатель очень сильно варьируется – от 12% до 119%. Меньше всего денег возвращается в консолидированный бюджет региона в случае одного из крупнейших регионов-налогоплательщиков России – Ханты-Мансийского автономного округа. Перечисляя в виде федеральных налогов сумму в 1,6 трлн. рублей в консолидированный бюджет региона, он получает лишь 189 млрд. рублей. Это лишь на 22 млрд. рублей больше, чем получает в бюджет региона

Татарстан, который платит федеральных налогов на сумму в четыре раза меньше, чем ХМАО. Есть, впрочем, и еще более яркие примеры – в Свердловской области собирают федеральных налогов почти в восемь раз меньше, чем в ХМАО, а в бюджет региона получают почти столько же – 147 млрд. рублей. Все описанное выше, однако, касается лишь одной из категорий налогов – федеральных. Помимо этого, есть еще три уровня налогов – объем их в разы меньше, но и они заслуживают внимания. Суммарный объем их составляет 1,6 трлн. рублей – лишь 12% от объема федеральных налогов.

Большую часть из этих 1,6 трлн. рублей составляют региональные налоги – к началу года их было перечислено на сумму в 904,5 млрд. рублей. К региональным налогам относятся всего три категории налогов, но довольно крупных: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Все эти налоги, соответственно, отправляются в региональные бюджеты дополнительно к федеральным налогам, перечисленным в консолидированные бюджеты регионов.

Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд. рублей) – в основном благодаря показателю Москвы (122 млрд. рублей).

Второе место среди федеральных округов занимает Уральский федеральный округ со 169 млрд. рублей, а на третьем месте – Приволжский федеральный округ со 134 млрд. рублей.

Много региональных налогов перечислили Ямало-Ненецкий автономный округ (54,7 млрд. рублей), Московская область (54 млрд. рублей), Санкт-Петербург (40,4 млрд. рублей), Краснодарский край (31,4 млрд. рублей), Татарстан и Свердловская область (примерно по 26,5 млрд. рублей).

Показателен опыт работы налоговых служб Свердловской области, где очень активно ведется работа по повышению уровня собираемости налогов.

Так, с территории Свердловской области в бюджетную систему России в 2016 году поступили 270 млрд. рублей налогов и сборов, что на 26 млрд. рублей превышает объем доходов прошлого года [8]. В том числе, в федеральный бюджет направлено почти 79 млрд. рублей, рост по сравнению с 2015 годом на 9 млрд. рублей, в консолидированный бюджет Свердловской области – 191 млрд. рублей, с ростом более 16 млрд. рублей.

По налогу на добавленную стоимость (НДС) поступления выросли на 14,5 % и составили 72 млрд. рублей; по налогу на доходы физических лиц поступления выросли на 2,6 % до 84 млрд. рублей; по налогу на прибыль организаций – на 21,7 % и поступления составили более 62 млрд. рублей. Кардинально перестроен механизм контроля НДС, который осуществляется полностью в автоматизированном режиме. Однако, за 2016 год отказано в возмещении из бюджета НДС по результатам камеральных проверок на сумму более 2 млрд. рублей.

Для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в 2016 году налоговыми органами передан в Следственное управление 191 материал, возбуждено 85 уголовных дел, с ростом на 7,6 % по сравнению с 2015 годом.

В ходе реализации процедур банкротства в бюджетную систему поступило 17 млрд. рублей.

С 1 января 2017 года налоговые органы приступили к администрированию страховых взносов. Целью предстоящих изменений является совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов.

С одной стороны, проводимая политика в сфере налогообложения в Свердловской области является эффективной для увеличения доходной части бюджета, однако, она может привести к серьёзным проблемам, которые не заставят себя долго ждать. Так, в 2016 г. Свердловская область вошла в топ-10 по количеству банкротств физических лиц [4]. Так, на конец ноября 2016 года число заявлений о банкротстве граждан, признанных

обоснованными, в Свердловской области достигло 699 (из них 61 дело появилось только за ноябрь месяц). Это шестой результат среди российских регионов. В среднем в России на 100 тыс. граждан приходится 14 банкротов, в Свердловской области показатель несколько выше среднероссийского – 16 банкротов. Отдельно юристы выделяют перекосы, связанные с банкротством крупных бизнесменов, как правило, выступавших поручителями по обязательствам своих предприятий [7]. Именно в таких делах из-за колоссального объема долгов кроется максимальное количество злоупотреблений, связанных с выводом всевозможного имущества из налогооблагаемой базы.

Таким образом, по Свердловской области в сфере реализации налоговой политики, как составляющей экономической безопасности региона выявлен ряд проблем:

– финансово-хозяйственная деятельность в регионе ведется с высоким налоговым риском;

– увеличение уголовных дел в налоговой сфере;

– увеличение случаев вывода налогооблагаемых объектов из налоговой базы;

– увеличение количества налоговой отчетности с убытками на протяжении нескольких налоговых периодов;

– проблемы процесса возмещения НДС, большая доля данного налога не возвращается.

В целях стабилизации налогового законодательства статья 5 НК РФ устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу [1].

В целях повышения уровня эффективности налогового контроля профессорами Галкиной В.А. и Качановой Н.Н. предлагаются следующие действия [3]:

– включить в обязанности сотрудников отдела камеральных проверок проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций;

– управлениям ФНС России необходимо разработать, составить и согласовать единые методики проведения выездных налоговых проверок с описанием конкретных методов и приемов их осуществления;

– создать в инспекциях ФНС России подразделения внутреннего аудита для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок;

– для профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров налоговых органов внедрить новые информационные и образовательные технологии в образовательный процесс подготовки кадров инспекций ФНС.

Что касается повышения эффективности налогового администрирования, то Федеральная Налоговая служба России создает условия для выполнения налогоплательщиками конституционной обязанности, по уплате законно установленных налогов и сборов посредством совершенствования исполнения функций налогового администрирования. К основным предложениям по устранению сокрытия доходов от системы налогообложения государство относит ужесточение санкций против правонарушителей, совершенствование законодательства, которое бы устраняло возможность сокрытия доходов, формирование комплекса организационных мер по предупреждению, контролю и пресечению сокрытия доходов от системы налогообложения.

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №30.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2000. – №32.
  3. Галкина, В.А., Качанова, Н.Н. Направления совершенствования налогового контроля в России для обеспечения его эффективности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://edu.rgazu.ru/file.php/1/vestnik_rgazu/data/20140519155047/021.pdf.
  4. Комаров Д. Свердловская и Челябинская области вошли в топ-10 по количеству банкротств физлиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.znak.com/2016-12-02/sverdlovskaya_i_chelyabinskaya_oblasti_voshli_v_top_10_po_kolichestvu_bankrotstv_fizlic . 02.12.2016.
  5. Матвеев М. Кто платит, а кто тратит: кормящие страну автономные округа, триллионы от Москвы и забирающий свое Татарстан [Текст] // Реальное время. – 06.06.2017.
  6. Маханько Г.В. Экономическая безопасность и конкурентоспособность региона как важнейшая составляющая экономической безопасности России [Текст] // Научный журнал КубГАУ. – 2015. – № 105.
  7. Щебров А. Эксперты подвели итоги работы закона о несостоятельности [Текст] // Правда УрФО. – 15.12.2016.
  8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Свердловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn66.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

\'e8\'ed\'f4\'ee\'f0\'ec\'e0\'f6\'e8\'ee\'ed\'ed\'ee\'e5 \'ee\'e1\'e5\'f1\'ef\'e5\'f7\'e5\'ed\'e8\'e5 \'f0\'f3\'ea\'ee\'e2\'ee\'e4\'f1\'f2\'e2\'e0 \'d4\'cd\'d1 \'d0\'ee\'f1\'f1\'e8\'e8 \'e8 \'f2\'e5\'f0\'f0\'e8\'f2\'ee\'f0\'e8\'e0\'eb\'fc\'ed\'fb\'f5 \'ee\'f0\'e3\'e0\'ed\'ee\'e2 \'ee \'f1\'ee\'f1\'f2\'ee\'ff\'ed\'e8\'e8 \'f1\'ee\'e1\'f1\'f2\'e2\'e5\'ed\'ed\'ee\'e9 \'e1\'e5\'e7\'ee\'ef\'e0\'f1\'ed\'ee\'f1\'f2\'e8 \'f1 \'f6\'e5\'eb\'fc\'fe \'ef\'ee\'e4\'e3\'ee\'f2\'ee\'e2\'ea\'e8 \'e8 \'f0\'e5\'e0\'eb \'e8\'e7\'e0\'f6\'e8\'e8 \'f0\'e5\'f8\'e5\'ed\'e8\'e9, \'ed\'e0\'ef\'f0\'e0\'e2\'eb\'e5\'ed\'ed\'fb\'f5 \'ed\'e0 \'f1\'ee\'e2\'e5\'f0\'f8\'e5\'ed\'f1\'f2\'e2\'ee\'e2\'e0\'ed\'e8\'e5 \'f1\'eb\'f3\'e6\'e5\'e1\'ed\'ee\'e9 \'e4\'e5\'ff\'f2\'e5\'eb\'fc\'ed\'ee \'f1\'f2\'e8. \par \'d3\'ea\'e0\'e7\'e0\'ed\'ed\'fb\'e5 \'e7\'e0\'e4\'e0\'f7\'e8 \'ee\'e1\'e5\'f1\'ef\'e5\'f7\'e5\'ed\'e8\'ff \'e1\'e5\'e7\'ee\'ef\'e0\'f1\'ed\'ee\'f1\'f2\'e8 \'f0\'e5\'f8\'e0\'fe\'f2\'f1\'ff \'ef\'f0\'e8 \'ef\'ee\'ec\'ee\'f9\'e8 \'f1\'eb\'e5\'e4\'f3\'fe\'f9 \'e8\'f5 \'ec\'e5\'f2\'ee\'e4\'ee\'e2: \par 1)\

\'e0\'ed\'e0\'eb\'e8\'f2\'e8\'f7\'e5\'f1\'ea\'e8\'e9 \'ea\'ee\'ed\'f2\'f0\'ee\'eb\'fc \'e4\'ee\'ea\'f3\'ec\'e5\'ed\'f2\'ee\'e2 \'ed\'e0 \'ef\'f0\'e5\'e4\'ec\'e5\'f2 \'f3\'f1\'f2\'e0\'ed\'ee\'e2\'eb\'e5\'ed\'e8\'ff \'e2\'ee\'e7\'ec\'ee\'e6\'ed\'fb\'f5 \'ef\'f0\'e8\'e7\'ed\'e0\'ea\'ee\'e2 \'ef\'f0\'ee\'f2\'e8\'e2\'ee\'ef\'f0\'e0\'e2\'ed\'ee\'e9 \'e4\'e5\'ff\'f2\'e5\'eb\'fc\'ed\'ee\'f1\'f2\'e8 \'f0\'e0\'e1\'ee\'f2\'ed\'e8\'ea\'ee\'e2 \'d4\'cd\'d1 \'d0\'ee\'f1\'f1\'e8\'e8 \'e8 \'e5\'e5 \'f2\'e5\'f0\'f0 \'e8\'f2\'ee\'f0\'e8\'e0\'eb\'fc\'ed\'fb\'f5 \'ee\'f0\'e3\'e0\'ed\'ee\'e2; \par 3) \'f3\'f7\'e0\'f1\'f2\'e8\'e5 \'e2 \'f0\'e0\'e7\'f0\'e0\'e1\'ee\'f2\'ea\'e5 \'e8 \'ea\'ee\'ed\'f2\'f0\'ee\'eb\'e5 \'fd\'f4\'f4\'e5\'ea\'f2\'e8\'e2\'ed\'ee\'f1\'f2\'e8 \'f1\'e8\'f1\'f2\'e5\'ec\'fb \'ec\'e5\'f0 \'e7\'e0\'f9\'e8\'f2\'fb \'ee\'f2 \'f2\'e5 \'f5\'ed\'e8\'f7\'e5\'f1\'ea\'ee\'e3\'ee \'ef\'f0\'ee\'ed\'e8\'ea\'ed\'ee\'e2\'e5\'ed\'e8\'ff \'e2 \'e1\'e0\'e7\'fb \'e4\'e0\'ed\'ed\'fb\'f5 \'ef\'e5\'f0\'f1\'ee\'ed\'e0\'eb\'fc\'ed\'fb\'f5 \'ea\'ee\'ec\'ef\'fc\'fe\'f2\'e5\'f0\'ee\'e2, \'eb\'ee\'ea\'e0 \'eb\'fc\'ed\'fb\'f5 \'f1\'e5\'f2\'e5\'e9, \'f1\'f0\'e5\'e4\'f1\'f2\'e2 \'f1\'e2\'ff\'e7\'e8, \'ee\'f0\'e3\'f2\'e5\'f5\'ed\'e8\'ea\'e8 \'e8 \'ea \'f1\'e2\'e5\'e4\'e5\'ed\'e8\'ff\'ec \'ed\'e0 \'e1\'f3\'ec\'e0\'e6\'ed\'fb\'f5 \'ed\'ee\'f1\'e8\'f2\'e5\'eb \'ff\'f5 \'f1 \'f6\'e5\'eb\'fc\'fe \'ef\'ee\'eb\'f3\'f7\'e5\'ed\'e8\'ff \'ea\'ee\'ed\'f4\'e8\'e4\'e5\'ed\'f6\'e8\'e0\'eb\'fc\'ed\'ee\'e9 \'e8\'ed\'f4\'ee\'f0\'ec\'e0\'f6\'e8\'e8, \'e2 \'f2\'ee\'ec \'f7\'e8\'f1\'eb\'e5 \'f1\'ee\'e4\'e5\'f0\'e6\'e0\'f9\'e5 \'e9 \'e3\'ee\'f1\'f3\'e4\'e0\'f0\'f1\'f2\'e2\'e5\'ed\'ed\'f3\'fe \'e8 \'ed\'e0\'eb\'ee\'e3\'ee\'e2\'f3\'fe \'f2\'e0\'e9\'ed\'f3, \'e4\'eb\'ff \'e8\'f1\'ef\'ee\'eb\'fc\'e7\'ee\'e2\'e0\'ed\'e8\'ff \'e5\'e5 \'e2 \'ef\'f0\'ee\'f2\'e8\'e2\'ee\'ef\'f0\'e0\'e2 \'ed\'fb\'f5 \'f6\'e5\'eb\'ff\'f5; \par 4) \'f3\'f7\'e0\'f1\'f2\'e8\'e5 \'e2 \'f0\'e0\'f1\'f1\'ec\'ee\'f2\'f0\'e5\'ed\'e8\'e8 \'ef\'e8\'f1\'e5\'ec, \'e6\'e0\'eb\'ee\'e1 \'e8 \'e7\'e0\'ff\'e2\'eb\'e5\'ed\'e8\'e9 \'e3\'f0\'e0\'e6\'e4\'e0\'ed \'e8 \'ee\'f0\'e3\'e0\'ed\'e8\'e7\'e0\'f6\'e8\'e9 \'ef \'ee \'e2\'ee\'ef\'f0\'ee\'f1\'e0\'ec, \'e7\'e0\'f2\'f0\'e0\'e3\'e8\'e2\'e0\'fe\'f9\'e8\'ec \'f1\'ee\'f1\'f2\'ee\'ff\'ed\'e8\'e5 \'e1\'e5\'e7\'ee\'ef\'e0\'f1\'ed\'ee\'f1\'f2\'e8; \par 5) \'e2\'e7\'e0\'e8\'ec\'ee\'e4\'e5\'e9\'f1\'f2\'e2\'e8\'e5 \'f1 \'ef\'f0\'e0\'e2\'ee\'ee\'f5\'f0\'e0\'ed\'e8\'f2\'e5\'eb\'fc\'ed\'fb\'ec\'e8 \'e8 \'e4\'f0\'f3\'e3\'e8\'ec\'e8 \'e3\'ee\'f1\'f3\'e4\'e0\'f0\'f1\'f2\'e2\'e5\'ed\'ed\'fb\'ec\'e8 \'ee\'f0\'e3 \'e0\'ed\'e0\'ec\'e8 \'ef\'ee \'e2\'ee\'ef\'f0\'ee\'f1\'e0\'ec \'e1\'e5\'e7\'ee\'ef\'e0\'f1\'ed\'ee\'f1\'f2\'e8, \'e2 \'f2\'ee\'ec \'f7\'e8\'f1\'eb\'e5 \'ef\'ee \'ef\'f0\'e5\'e4\'f3\'ef\'f0\'e5\'e6\'e4\'e5\'ed\'e8\'fe, \'e2\'fb\'ff\'e2\'eb\'e5\'ed\'e8\'fe , \'ef\'f0\'e5\'f1\'e5\'f7\'e5\'ed\'e8\'fe \'e8 \'eb\'e8\'ea\'e2\'e8\'e4\'e0\'f6\'e8\'e8 \'ef\'ee\'f1\'eb\'e5\'e4\'f1\'f2\'e2\'e8\'e9 \'f2\'e5\'f0\'f0\'ee\'f0\'e8\'f1\'f2\'e8\'f7\'e5\'f1\'ea\'ee\'e9 \'e8 \'e4\'e8\'e2\'e5\'f0\'f1\'e8\'ee\'ed\'ed\'ee\'e9 \'e4\'e5\'ff\'f2\'e5\'eb\'fc\'ed\'ee\'f1\'f2\'e8 \'e2 \'ed\'e0\'eb\'ee\'e3\'ee\'e2\'fb\'f5 \'ee\'f0\'e3\'e0\'ed\'e0\'f5; \par 6) \'ef\'ee\'eb\'f3\'f7\'e5\'ed\'e8\'e5, \'e0\'ed\'e0\'eb\'e8\'e7 \'e8 \'ee\'f4\'ee\'f0\'ec\'eb\'e5\'ed\'e8\'e5 \'f1\'e2\'e5\'e4\'e5\'ed\'e8\'e9, \'e7\'e0\'f2\'f0\'e0\'e3\'e8\'e2\'e0\'fe\'f9\'e8\'f5 \'e8\'ed\'f2\'e5\'f0\'e5\'f1\'fb \'f1\'ee\'e1\'f1\'f2 \'e2\'e5\'ed\'ed\'ee\'e9 \'e1\'e5\'e7\'ee\'ef\'e0\'f1\'ed\'ee\'f1\'f2\'e8 \'d4\'cd\'d1 \'d0\'ee\'f1\'f1\'e8\'e8, \'ef\'ee\'f1\'f2\'f3\'ef\'e8\'e2\'f8\'e8\'f5 \'e8\'e7 \'ef\'f0\'e0\'e2\'ee\'ee\'f5\'f0\'e0\'ed\'e8\'f2\'e5\'eb\'fc\'ed\'fb\'f5 \'e8 \'e4\'f0 \'f3\'e3\'e8\'f5 \'e3\'ee\'f1\'f3\'e4\'e0\'f0\'f1\'f2\'e2\'e5\'ed\'ed\'fb\'f5 \'ee\'f0\'e3\'e0\'ed\'ee\'e2 \'e2 \'f0\'e0\'ec\'ea\'e0\'f5 \'e2\'e7\'e0\'e8\'ec\'ee\'e4\'e5\'e9\'f1\'f2\'e2\'e8\'ff \'ed\'e0 \'ee\'f1\'ed\'ee\'e2\'e5 \'e4\'e2\'f3\'f5\'f1\'f2 \'ee\'f0\'ee\'ed\'ed\'e8\'f5 \'f1\'ee\'e3\'eb\'e0\'f8\'e5\'ed\'e8\'e9, \'e0 \'f2\'e0\'ea\'e6\'e5 \'ee\'ef\'f3\'e1\'eb\'e8\'ea\'ee\'e2\'e0\'ed\'ed\'fb\'f5 \'e2 \'ef\'e5\'f7\'e0\'f2\'ed\'fb\'f5 \'e8\'e7\'e4\'e0\'ed\'e8\'ff\'f5, \'fd\'eb\'e5\'ea\'f2\'f0\'ee \'ed\'ed\'fb\'f5 \'f1\'f0\'e5\'e4\'f1\'f2\'e2\'e0\'f5 \'ec\'e0\'f1\'f1\'ee\'e2\'ee\'e9 \'e8\'ed\'f4\'ee\'f0\'ec\'e0\'f6\'e8\'e8 \'e8\'eb\'e8 \'ef\'ee\'eb\'f3\'f7\'e5\'ed\'ed\'fb\'f5 \'ef\'ee \'ab\'f2\'e5\'eb\'e5\'f4\'ee\'ed\'f3 \'e4\'ee\'e2\'e5\'f0\'e8 \'ff\'bb; \par 7) \'ee\'f1\'f3\'f9\'e5\'f1\'f2\'e2\'eb\'e5\'ed\'e8\'e5 \'ea\'ee\'ed\'f2\'f0\'ee\'eb\'ff \'e7\'e0 \'e2\'fb\'ef\'ee\'eb\'ed\'e5\'ed\'e8\'e5\'ec \'f2\'f0\'e5\'e1\'ee\'e2\'e0\'ed\'e8\'e9 \'e7\'e0\'ea\'ee\'ed\'ee\'e4\'e0\'f2\'e5\'eb\'fc\'ed\'fb\'f5 \'e8 \'ed \'ee\'f0\'ec\'e0\'f2\'e8\'e2\'ed\'fb\'f5 \'e0\'ea\'f2\'ee\'e2 \'ef\'ee \'e2\'ee\'ef\'f0\'ee\'f1\'e0\'ec \'ee\'f5\'f0\'e0\'ed\'fb, \'ef\'f0\'ee\'ef\'f3\'f1\'ea\'ed\'ee\'e3\'ee \'e8 \'e2\'ed\'f3\'f2\'e8\'ee\'e1\'fa\'e5\'ea\'f2\'ee\'e2\'ee\'e3\'ee \'f0\'e5 \'e6\'e8\'ec\'ee\'e2 \'ed\'e0 \'ee\'e1\'fa\'e5\'ea\'f2\'e0\'f5 \'ed\'e0\'eb\'ee\'e3\'ee\'e2\'fb\'f5 \'ee\'f0\'e3\'e0\'ed\'ee\'e2 \'ef\'f0\'e8 \'e2\'e7\'e0\'e8\'ec\'ee\'e4\'e5\'e9\'f1\'f2\'e2\'e8\'e8 \'f1 \'ef\'ee\'e4\'f0\'e0\'e7\'e4\'e5\'eb\'e5\'ed\'e8 \'ff\'ec\'e8 \'d4\'d1\'ce \'d0\'ee\'f1\'f1\'e8\'e8 \'e8 \'cc\'c2\'c4 \'d0\'ee\'f1\'f1\'e8\'e8; \par 8) \'ea\'ee\'ed\'f2\'f0\'ee\'eb\'fc \'e7\'e0 \'ee\'f0\'e3\'e0\'ed\'e8\'e7\'e0\'f6\'e8\'e5\'e9 \'e7\'e0\'f9\'e8\'f2\'fb \'ee\'e1\'fa\'e5\'ea\'f2\'ee\'e2 \'d4\'cd\'d1 \'d0\'ee\'f1\'f1\'e8\'e8 \'e8 \'e5\'e5 \'f2\'e5\'f0\'f0\'e8\'f2\'ee\'f0\'e8\'e0\'eb\'fc \'ed\'fb\'f5 \'ee\'f0\'e3\'e0\'ed\'ee\'e2, \'e0 \'f2\'e0\'ea\'e6\'e5 \'ed\'e0\'f5\'ee\'e4\'ff\'f9\'e8\'f5\'f1\'ff \'ed\'e0 \'e8\'f5 \'f2\'e5\'f0\'f0\'e8\'f2\'ee\'f0\'e8\'e8 \'f0\'e0\'e1\'ee\'f2\'ed\'e8\'ea\'ee\'e2, \'f1\'f2\'ee\'f0\'ee\'ed\'ed\'e8\'f5 \'eb\'e8\'f6, \'e4\'ee\'ea\'f3\'ec\'e5\'ed\'f2\'ee\'e2 \'e8 \'ec\'e0\'f2\'e5\'f0\'e8\'e0\'eb\'fc\'ed\'fb\'f5 \'f6\'e5\'ed\'ed\'ee\'f1\'f2\'e5\'e9 \'ef\'f0\'e8 \'f7\'f0\'e5\'e7\'e2\'fb\'f7\'e0\'e9\'ed\'fb\'f5 \'f1\'e8\'f2\'f3\'e0\'f6\'e8\'ff\'f5, \'f1\'e2 \'ff\'e7\'e0\'ed\'ed\'fb\'f5 \'f1 \'ef\'ee\'e6\'e0\'f0\'e0\'ec\'e8, \'e0\'e2\'e0\'f0\'e8\'ff\'ec\'e8, \'f0\'e0\'e7\'f0\'f3\'f8\'e5\'ed\'e8\'ff\'ec\'e8, \'f2\'e5\'f0\'e0\'ea\'f2\'e0\'ec\'e8, \'f1\'f2\'e8\'f5\'e8\'e9\'ed\'fb\'ec\'e8 \'e1\'e5\'e4\'f1\'f2\'e2 \'e8\'ff\'ec\'e8 \'e8 \'f2.\'ef.; \par 9)\

\'ee\'e1\'e5\'f1\'ef\'e5\'f7\'e5\'ed\'e8\'e5 \'e8\'ed\'f4\'ee\'f0\'ec\'e0\'f6\'e8\'ee\'ed\'ed\'ee\'e9 \'e1\'e5\'e7\'ee\'ef\'e0\'f1\'ed\'ee\'f1\'f2\'e8, \'f0\'e0\'e7\'f0\'e0\'e1\'ee\'f2\'ea\'e0 \'e8 \'ee\'f1\'f3\'f9\'e5\'f1\'f2\'e2\'eb\'e5\'ed\'e8\'e5 \'ec\'e5\'f0 \'ef\'ee \'ee\'e1\'e5\'f1\'ef\'e5\'f7\'e5\'ed\'e8\'fe \'f0\'e5\'e6\'e8\'ec\'e0 \'f1\'e5\'ea\'f0\'e5\'f2\'ed\'ee\'f1\'f2\'e8, \'e7\'e0\'f9\'e8\'f2\'e5 \'e3\'ee\'f1\'f3\'e4\'e0\'f0\'f1\'f2\'e2\'e5\'ed\'ed\'ee\'e9 \'e8 \'e8\'ed\'ee\'e9 \'ee\'f5 \'f0\'e0\'ed\'ff\'e5\'ec\'ee\'e9 \'e7\'e0\'ea\'ee\'ed\'ee\'ec \'f2\'e0\'e9\'ed\'fb, \'e0 \'f2\'e0\'ea\'e6\'e5 \'ef\'f0\'e5\'e4\'ee\'f2\'e2\'f0\'e0\'f9\'e5\'ed\'e8\'e5 \'e2\'ee\'e7\'ec\'ee\'e6\'ed\'fb\'f5 \'f4\'e0\'ea\'f2\'ee\'e2 \'f3\'f2\'e5\'f7\'ea\'e8 \'e8\'ed\'f4\'ee\'f0\'ec\'e0\'f6\'e8\'e8 \'e2 \'ef\'f0\'ee\'f6\'e5\'f1\'f1\'e5 \'ef\'f0\'ee\'f4\'e5\'f1\'f1\'e8\'ee\'ed\'e0\'eb\'fc\'ed\'ee\'e9 \'e4\'e5\'ff\'f2\'e5\'eb\'fc\'ed\'ee\'f1\'f2\'e8, \'ef\'ee\'e4\'e4\'e5\'eb\'ea\'e8 \'e8 \'f3\'f2\'f0\'e0\'f2 \'fb \'e4\'ee\'ea\'f3\'ec\'e5\'ed\'f2\'ee\'e2; \par 6)\

\'e2\'ee\'e7\'ec\'ee\'e6\'ed\'fb\'e5 \'f3\'f1\'f2\'f0\'e5\'ec\'eb\'e5\'ed\'e8\'ff \'f1 \'ef\'f0\'e5\'f1\'f2\'f3\'ef\'ed\'fb\'ec\'e8 \'ed\'e0\'ec\'e5\'f0\'e5\'ed\'e8\'ff\'ec\'e8 \'ea \'ee\'e1\'fa\'e5\'ea\'f2\'e0\'ec, \'f1\'f2\'f0\'f3\'ea\'f2\'f3\'f0 \'e0\'ec \'e8 \'f0\'e0\'e1\'ee\'f2\'ed\'e8\'ea\'e0\'ec \'d4\'cd\'d1 \'d0\'ee\'f1\'f1\'e8\'e8 \'e8 \'e5\'e5 \'f2\'e5\'f0\'f0\'e8\'f2\'ee\'f0\'e8\'e0\'eb\'fc\'ed\'fb\'f5 \'ee\'f0\'e3\'e0\'ed\'ee\'e2 \'f2\'e5\'f0\'f0\'ee\'f0\'e8\'f1\'f2\'e8\'f7\'e5\'f1\'ea \'e8\'f5 \'ee\'f0\'e3\'e0\'ed\'e8\'e7\'e0\'f6\'e8\'e9, \'ed\'e5\'e7\'e0\'ea\'ee\'ed\'ed\'fb\'f5 \'e2\'ee\'ee\'f0\'f3\'e6\'e5\'ed\'ed\'fb\'f5 \'f4\'ee\'f0\'ec\'e8\'f0\'ee\'e2\'e0\'ed\'e8\'e9 \'e8 \'ee\'f2\'e4\'e5\'eb\'fc\'ed\'fb\'f5 \'eb\'e8\'f6 \'e2 \'f6 \'e5\'eb\'ff\'f5 \'f1\'ee\'e7\'e4\'e0\'ed\'e8\'ff \'e1\'eb\'e0\'e3\'ee\'ef\'f0\'e8\'ff\'f2\'ed\'fb\'f5 \'f3\'f1\'eb\'ee\'e2\'e8\'e9 \'e4\'eb\'ff \'ef\'f0\'ee\'e2\'e5\'e4\'e5\'ed\'e8\'ff \'f2\'e5\'f0\'e0\'ea\'f2\'ee\'e2, \'e7\'e0\'f5\'e2\'e0\'f2\'ee\'e2 \'e7\'e0\'eb\'ee\'e6\'ed\'e8\'ea\'ee\'e2 \'e8 \'e4\'f0\'f3\'e3\'e8\'f5 \'ed\'e0\'f1\'e8\'eb\'fc\'f1\'f2\'e2\'e5\'ed\'ed\'fb\'f5 \'e4\'e5\'e9\'f1\'f2\'e2\'e8\'e9 \'e2 \'ee\'f2\'ed\'ee\'f8\'e5\'ed\'e8\'e8 \'f0\'e0\'e1\'ee\'f2\'ed\'e8\'ea\'ee\'e2 \'ed\'e0 \'eb\'ee\'e3\'ee\'e2\'fb\'f5 \'ee\'f0\'e3\'e0\'ed\'ee\'e2 \'e8 \'f7\'eb\'e5\'ed\'ee\'e2 \'e8\'f5 \'f1\'e5\'ec\'e5\'e9; \par 2)\


Введение

Экономическая безопасность страны - защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потен­циала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз.

Учитывая, что основой экономического развития в современном мире является научно-технический прогресс, переход к передовым технологиям, то стержнем экономической безопасности в современных условиях являются технико-экономическая независимость и технико-экономическая неуязви­мость.

Экономическая безопасность характеризуется возможностью народно­го хозяйства России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как интере­сов отдельного человека, так и субъектов Федерации и России в целом.

Будучи идеальной категорией, экономическая безопасность даже в наиболее экономически развитых и социально стабильных странах с устояв­шимся политическим режимом все же остается относительной. Те или иные неблагоприятные внешние воздействия, а также возможность и угроза и их сохраняется даже в таких странах.

По мере интернализации производства национальная экономическая безопасность все более тесно связывается с международной экономической безопасностью.

Понятие «национальная безопасность» существенно шире понятия «экономическая безопасность» и включает в себя такие слагаемые, как воен­ная, экологическая, информационная, социальная, энергетическая и другие виды безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимо­связаны и взаимодополняют друг друга. Каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние. Например, не может быть военной безо­пасности при слабой и неэффективной экономике, так же как и не может быть одновременно ни военной, ни экономической безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но все же базисом национальной безопасности продолжает оставаться экономическая безопасность. Поэтому (с известной степенью осторожности) можно утверждать, что экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности, проникая в них и взаимодействия с ними, аккумулирует в себе их воздействия, оставаясь при этом основой (базисом) национальной безо­пасности.

О том, какое внимание вопросам обеспечения экономической безопас­ности уделяется за рубежом, свидетельствуют следующие факты. В долж­ность президента США 4 марта 1933 г. вступил Ф. Рузвельд. Уже за первые 100 дней его президентства было принято 15 законов, которые стали базой дальнейшего развертывания мер по преодолению кризиса и восстановлению экономической мощи страны и представляли собой «новый курс». Ф Руз­вельд и его команда поняли, что рыночный механизм XX века - это опти­мальное сочетание рыночных мотивов и государственного участия в хозяй­ственных процессах. Одна из причин такого сочетания - необходимость влияния на социальный климат в обществе, так как экономические интересы личности реализуются через социальную политику государства. Для коорди­нации работы в этой области решением президента Ф. Рузвельта 29 июня 1934 г. был образован федеральный комитет по экономической безопасности.

К сожалению, приходится констатировать, что ни проблема нацио­нальной безопасности, ни тем более проблема экономической безопасности в нашей отечественной литературе на нашла достаточного развития. Если о ней и вспоминали, то исключительно с целью критики американского геге­монизма, и, как правило, она была целиком и полностью поглощена пробле­мой защиты социалистического отечества.

Спектр новых взглядов на понятие (объект) «Экономическая безопас­ность», ее состав оказался весьма широким:

  • «. качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить либо развить в прогресси­рующих масштабах»;
  • «. возможность и готовность экономики обеспечить достойные усло­вия жизни и развития общества, социально-экономическую и военно-политческую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз»;
  • «. важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедея­тельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально­государственных интересов России»;
  • «. уровень развития экономики, который обеспечивает экономиче­скую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздей­ствия неблагоприятных факторов»;
  • «. совокупность условий и факторов, обеспечивающих независи­мость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способ­ность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».

Этот перечень определений понятий «экономическая безопасность» можно было бы продолжить и все они имеют право на сомостоятельное су­ществование и разработку.

Суть экономической безопасности состоит в обеспечении экономиче­ского развития РФ с целью удовлетворения социальных и экономических по­требностей граждан РФ при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.

Таким образом, экономическая безопасность - это не только защищен­ность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества .

Обеспечение экономической безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздей­ствий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяй­ство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассмат­ривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности РФ в целом, так и достижения в соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ, целей государственной социально- экономической стратегии и политики и развития, в соответствии с «Основа­ми», науки и технологий в прогнозный период.

Государственная стратегия экономической безопасности РФ в целом развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции нацио­нальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономи­ческих преобразований.

Цель государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы не­обходимые и достаточные условия для жизни населения, сохранение демо­графической, социально-экономической и политической стабильности обще­ства, социально-экономической и военно-политической стабильности госу­дарства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостно­сти, успешного и эффективного противостояния влиянию внешних и внут­ренних угроз.

Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с други­ми возможными сферами деятельности: социальной, политической, эконо­мической, информационной и др. Поэтому проблему экономической безо­пасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.

Обеспечение экономической безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздей­ствий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяй­ство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассмат­ривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности РФ в целом, так и достижения в соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ, целей государственной социально- экономической стратегии и политики и развития, в соответствии с «Основа­ми», науки и технологий в прогнозный период.

Государственная стратегия экономической безопасности РФ в целом развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции нацио­нальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономи­ческих преобразований.

Цель государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы не­обходимые и достаточные условия для жизни населения, сохранение демо­графической, социально-экономической и политической стабильности обще­ства, социально-экономической и военно-политической стабильности госу­дарства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостно­сти, успешного и эффективного противостояния влиянию внешних и внут­ренних угроз.

Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с други­ми возможными сферами деятельности: социальной, политической, эконо­мической, информационной и др. Поэтому проблему экономической безо­пасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.

Не принижая важности решения проблемы безопасности во всех облас­тях и сферах деятельности, нужно еще раз подчеркнуть базисную роль эко­номики, так как производство, распределение и потребление материальных благ первичны для каждой из них, определяют жизнедеятельность и жизне­способность общества.

Формирование эффективных ме­ханизмов обеспечения экономической безопасности является одной из важ­нейших задач проводимой в настоящее время государственной политики. В связи с этим значимость системы налогообложения, выступающей, с одной стороны, в качестве ресурсного фактора, а с другой - инструмента воздейст­вия на социально-экономические процессы, существенно возрастает.

В ходе развития экономической науки и практики было выдвинуто большое количество налоговых концепций, применение которых во многом определяется особенностями, тенденциями и эволюционными фазами раз­вития социально-экономических систем. При этом теоретико­методологические основы обеспечения налоговой безопасности примени­тельно к специфике функционирования российской экономики не разрабо­таны.

В последние годы в мировой практике прослеживается ярко выражен­ная тенденция снижения ставок основных видов налогов и предоставление приоритетным секторам экономики широкого спектра налоговых льгот и преференций. Такие преобразования ориентированы, прежде всего, на рост производства, повышение инвестиционной активности предприятий, увели­чение предпринимательской прибыли и потребительского спроса. Налоговые льготы являются одними из наиболее значимых и часто применяемых инструментов регулирования финансово-бюджетной системы. Однако в России они имеют слабую инвестиционную направленность, мно­гие из них противоречивы, малоэффективны и слабоприменимы на практике.

В экономически развитых странах налогообложение доходов физиче­ских лиц служит гарантом социальной стабильности в обществе, гармонично сочетая в себе фискальную и распределительную функции. В то же время отечественный подоходный налог не только не стал надежным источником государственных доходов, но и является фактором, усиливающим социаль­ную напряженность в стране.

Решение указанных проблем становится возможным в условиях при­менения новых механизмов налогообложения, основанных на критическом обобщении отечественного и зарубежного опыта, объективной оценке транс­формационных преобразований налоговой системы РФ и способных обеспе­чивать экономическую безопасность и предотвращать угрозы в налоговой сфере.

Угрозы в сфере экономики имеют комплексный характер и обусловле­ны низкими темпами наращивания экономического потенциала государства, усиливающимся отставанием в техническом развитии, уровне и качестве жизни населения, отсутствием надлежащих мер в области регулирования процессов перераспределения собственности, неэффективным использовани­ем ресурсов, снижением способности адекватно противостоять рискам и вы­зовам, связанным с изменением конъюнктуры мировых рынков, мировой глобализации и информатизации.

Наиболее опасны в нынешних условиях период внутренних угроз. Вместе с тем внешние угрозы, в силу системности всей совокупности угроз, зачастую усиливают опасность некоторых внутренних угроз.

В данный момент наибольшую угрозу безопасности налоговой системы представляют следующие факторы:

  • неуплата налогов вследствие кризиса неплатежей и отсутствия ста­бильного экономического роста в реальном секторе экономики;
  • массовое сокрытие доходов и уклонение от налогообложения;
  • нежелание регионов передавать федеральные налоги, собираемые на своей территории в федеральный бюджет;
  • отсутствие неотвратимой ответственности субъектов экономики перед законом.

Эффективно функционирующая система налогообложения может быть только при эффективном реальном секторе экономики. Фактором, непосред­ственно формирующим налоговую базу, поддерживающим способность к уплате налогов, является финансовое состояние предприятий. Главная угроза здесь безопасности налогообложения - финансовый кризис субъекта эконо­мики соответствующего уровня. Его основные формы:

  • падение прибыли и рентабельности производства;
  • убыточность и неплатежеспособность предприятия;
  • недостаточность собственного капитала и оборотных средств;
  • стремление обогащения за счет государственных средств;
  • использование незаконных схем ухода от налогообложения;
  • нарушение сроков выплаты заработной платы и др.

Многие долги предприятия перед государством образовываются в ре­зультате существования бартерных операций, использования векселей, взаи­мозачетов, налоговых преференций и освобождений.

В основе проблемы собираемости налогов лежат как воспроизводст­венные факторы, так и факторы конъюнктурного, законодательного, полити­ческого и организационного и даже психологического характера.

Формирование национальных интересов имеет важное принципиальное значение, но оно недостаточно для реализации государством экономической безопасности страны, необходимы параметры, количественно оценивающие состояние экономики с позиции национальных интересов.

Рецензенты:

Чикатуева Л.А., д.э.н, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Черкесск.

Этлухов О.А.-Г., д.э.н., профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (СКГГТА), г. Черкесск.

В статье рассмотрена сущность и представлена методика оценки бюджетно -налоговой безопасности субъекта РФ. В соответствии с методикой анализа проведена оценка бюджетно-налоговой безопасности Пермского края, которая позволяет увидеть состояние бюджетной сферы региона. Приведены рекомендации.

Бюджетно-налоговая безопасность; бюджетные индикаторы; инвестиции; эконометрическая модель; оценка; анализ.

The essence of fiscal safety and an assessment methodology of the fiscal safety of a Russian region have been considered in this article. The evaluation of Perm region’s fiscal safety is made in accordance with t he assessment methodology. It gives us the opportunity to see the state of Perm region’s fiscal sphere. There are suggested recommendations on regulation of fiscal safety.

Fiscal safety; budget indicators; investments; econometric model; valuation; analysis.

В условиях нарастающего дефицита бюджета Пермского края и падения устойчивости всей сложившейся социально – экономической системы России возрастает важность вопроса о бюджетно -налоговой безопасности региона, о выявлении сфер, которые на хо дятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в поддержке со стороны органов региональной власти. Также в связи с возрастанием значимости инвестиционного процесса в современных экономических реалиях актуальным является вопрос о выборе отраслей инвестирован ия для наиболее эффективной отдачи для регионального бюджета в виде налогов.

Бюджетно-налоговая безопасность – это такое состояние бюджета, при котором обеспечивается его устойчивое и сбалансированное состояние, а также его защищенность от угроз различного характера. [3, 14]

Бюджетно-налоговая безопасность тесно связана с бюджетно-налоговым потенциалом. Для поддержания региональной бюджетно-налоговой безопасности необходимо периодически оценивать бюджетно -налоговый потенциал данной территории.

В свою очередь, под бюджетно-налоговым потенциалом понимается комплекс экономических и нормативно-правовых параметров, позволяющих сформировать оптимальное значение доходов, покрывающих затраты региона, а также обеспечить их целевое и эффективное использование. [3, 15]

В настоящее время в работах экономистов не существует единого общепризнанного метода определения и оценки бюджетно-налоговой безопасности региона, воспользуемся одной из авторских методик его определения, основанной на нескольких этапах (Рисунок 1).

Рис.1. Оценка бюджетно-налоговой безопасности

Важность разработки системы индикаторов бюджетно-налогового потенциала обусловлена необхо димостью своевременного обнаружения недостатков текущей бюджетно -налоговой политики и их последующим устранением. Система индикаторов состояния бюджетно -налогового потенциала может быть представлена следующими коэффициентами (Табл.1).

Таблица 1 Индикаторы бюджетно-налогового потенциала

Исходя из предложенных выше коэффициентов, получим следующие бюджетно -налоговые индикаторы для Пермского края (Табл.2)

Таблица 2Бюджетно – налоговые индикаторы Пермского края, в %

Значение за 2012 год

Значение за 2013 год

Плановое значение на 2014 год

Коэффициент покрытия расходов

Коэффициент бюджетной обеспеченности населения

Коэффициент дефицитности бюджета

В результате сопоставления значений индикаторов с их безопасными величинами можно сделать вывод о том, что большинство из них не находятся в опасной зоне.

Коэффициент автономности Ка – все рассматриваемые бюджеты имеют безопасный уровень состояния. Исходя из плана на 2014 год, мы можем наблюдать снижение независимости бюджета. Очевидно, что основной причиной является увеличение заимствований Пермского края для реализации бюджетной программы.

Коэффициент дотационности Кд – бюджет региона является относительно самостоятельным на фоне многих других регионов РФ. По своей сущности коэффициент дотационности является обратным коэффициенту автономности, т.е. повышение данного коэффициента связано, в первую очередь, с нехваткой собственных бюджетных ресурсов.

Коэффициент покрытия расходов Кпр - регион не может выполнить расходную часть бюджета только за счет собственного до хо да. Опять же, на 2014 год запланировано только у ху дшение данного показателя. Это связано с тем, что в бюджет региона поступает недостаточное количество ресурсов, и поэтому необходимо найти способы по увеличению собственных бюджетных поступлений.

Коэффициент бюджетной обеспеченности населения Кбо - все рассматриваемые бюджетные коэффициенты имеют опасное значение, значения индикатора ухудшаются год за годом, регион урезает свои социальные рас ходы из-за растущей нехватки средств, в конечном итоге, это отразится на качестве главного ресурса региона – человеке.

Анализируя следующий индикатор Кдб- коэффициент дефицитности бюджета, мы можем видеть возрастающий дефицит бюджета Пермского края, который долгое время оставался регионом -донором, однако, в соответствии с федеральным законом №349 от 2.12.2013 «О бюджете 2014 -2016» [6], начиная с 2014 года Пермский край утратил этот титул и перешел в группу регионов-реципиентов. Выполнение бюджетных программ региона имеет возрастающую зависимость от финансовых вливаний из федерального бюджета и иных источников. Продолжающееся увеличение дефицита бюджета будет являться дальнейшим тормозом для экономического подъема в долгосрочной перспективе, так как долги нужно отдавать с учетом определенного процента. Одной из главных причин повышения дефицитности бюджета является необ ходимость повышения заработной платы для работников бюджетной сферы за счет региона при уменьшении поступлений налога на прибыль одной из крупнейших организаций края (группы предприятий «Лукойл»).

Таким образом, наибольшую опасность для бюджетно -налоговой безопасности региона представляют:

· Растущая не хва тка собственных бюджетных средств;

· Неспособность края обеспечить рас ходы по социальным статьям.

В свою очередь, в условиях нестабильной социально-экономической ситуации, скачущей динамики макроэкономических показателей формирование устойчивой собственной до хо дной базы регионального бюджета является приоритетным направлением для бюджетно -налоговой политики. [1, 38]

В связи с этим целесообразно принять ряд мер, направленных на препятствование дальнейшему усугублению ситуации.

Одним из направлений для увеличения до хо дной части бюджета может являться совершенствование региональной инвестиционной политики.

Обоснованный с экономической и научной точки зрения выбор приоритетов инвестиционной поддержки - важнейший элемент в повышении эффективности инвестиционной политики и росте инвестиционной привлекательности экономики Пермского края.

Основываясь на данном выводе, обоснуем выбор приоритетных направлений инвестирования в экономику края, используя комплекс статистических показателей и эконометрические модели. Для анализа были взяты 4 вида производства.

Для того, чтобы о характеризовать взаимосвязь между двумя переменными (инвестициями в основные фонды и объемом произведенных товаров) на фоне действия остальных показателей используем самый распространенный показатель тесноты связи – парную корреляцию (Табл.3).

Таблица 3 Результаты расчетов связи между объемом инвестиций в основные фонды и объемом отгруженных товаров собственного производства для Пермского края

Коэффициент парной корреляции

Обработка древесины и производство изделий из дерева

Налоговая нагрузка – один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. Федеральная налоговая служба на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год – рассмотрим, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2021 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году.

До середины 2021 года налоговики используют показатели за 2019-й, и только к середине года будут рассчитаны новые данные, собранные за 2020 год. Ниже представлена таблица с актуальными коэффициентами, которыми сейчас руководствуется ФНС.

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства – всего

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,

  • сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
  • величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,

  • НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,

  • сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,

  • величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС * 100%,

  • сумма вычетов берется из строки 190, разд. 3 декларации НДС;
  • сумма НДС – из строки 118, разд. 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков – теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка – временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.

Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и т. д.

Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Читайте также: