В конце 17 века налог тягло стали платить

Опубликовано: 16.05.2024

Тяглом называлась система натуральных и денежных повинностей, которые лежали как на крестьянах, так и на посадских людях. Несущий тягло назывался тяглым крестьянином. В чем особенности этого налогообложения, как оно применялось и контролировалось в Русском государстве XV-XVIII вв.? Чем занимались тягловые люди и как они выплачивали свою «тягость? На эти и другие вопросы ответим в этой статье.

Как это выглядело?

Слово «тягло» фактически было калькой с древнегреческого слова, обозначавшего «общественную нужду». До того, как были сформированы полноценные государственные институты и органы местного самоуправления, государство возлагало на своих подданных обязанность несения государственной службы или выполнения иных работ.

Все это в итоге было переведено в юрисдикцию служилых людей, а затем и различных канцелярий. Но на Руси XV-XVIII в. до этого было еще далеко. Молодое Русское государство переняло такой опыт из римской практики. Постоянные контакты с Византийской империей позволяли перенимать не только культуру, но и юридические особенности управления государством.

смотр служилых людей

Кроме того, государство, пережившее вековой гнет Золотой Орды и жуткие времена Смутного времени, находилось на границе нищеты. Страна была невероятно бедной. Еще не было достаточно количества собственных ресурсов, все золото и серебро поступало в казну из-за рубежа. Единственное, что могло сделать молодое государства для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование аппарата – заставить одних людей содержать других.

Именно эта кризисная ситуация и приводит к содержанию государственного аппарата и армии зависимым населением. Так появляется тягловая повинность.

Тягло как государственная служба

Тягловое население делилось на несколько разрядов и две большие категории: городское и сельское. Первые назывались посадскими людьми, вторые – крестьянами.

Все юридически свободное население Руси (в том числе и крестьянство, которое формально считалось свободным до отмены Юрьева дня) было обложено тягловой повинностью.

Тягло можно назвать своеобразным родом службы. Правда, пока служилые люди занимались службой военной и административной, все остальное население занималось службой финансовой. Фактически, именно крестьянство содержало и княжеский двор, и дружину, и весь административный аппарат.

Тягловой повинностью облагался каждый совершеннолетний мужчина: в городах – домохозяин, в сельской местности – черносошный крестьянин. Женщины и дети тягловой повинностью не облагались.

Что же такое тягло?

  • В широком смысле – государственная служба, финансирование княжеского двора, дружины, содержание всего аппарата.
  • В узком смысле – конкретная и обязательная повинность.

Крестьянин, обложенной тягловой повинностью, должен было проживать на государственной земле (это значит, что никакой собственности у него не было). Тягло забирается только с земли государственной, поэтому все служилые люди, занятые войной и административной работой, владеющие собственными посадами, от этого налога были полностью освобождены.

Однако здесь наблюдается интересный юридический казус. Если на земле помещика живет свободный крестьянин, он должен нести тягловую повинность, так как фактически земля государственная, а значит налог он платить обязан. Если же на этой же земле проживает холоп (фактически – раб), то этот холоп освобожден от тягловой повинности, потому что подчиняется непосредственно боярину, которому принадлежит земля, и который сам не платит тяглового налога.

русская слобода

Таким образом, становится понятна привлекательность несвободного состояния в этот период русской истории. Люди продавали себя в холопы именно потому, что разорялись, будучи не в состоянии терпеть тягловую повинность. И эта массовая продажа крестьян своих семей и самих себя в рабство, в итоге, заставила государство холопство отменить.

Категории тяглового населения

У тяглового населения были свои категории, которые по-разному облагались повинностью.

Гости

Считались самой привилегированной частью населения. Но, во-первых, их число строго регламентировалось (по некоторым источником, всего гостей не могло быть больше тридцати человек).

Во-вторых, гости – это иностранные купцы, которым оказывают некоторые почести (в зависимости от дипломатических отношений Русского государства с теми или иными зарубежными державами).

В-третьих, служилая честь гостя защищена: в случае каких-либо неустоек ему положено выплатить 50 рублей.

Стоит сделать важное замечание: «гостями» становились не все зарубежные торговцы, а только те, которых русское государство решило поощрить. Например, за оказание финансовой помощи.

Так что не удивительна эта «квота» по количеству «гостей». Далеко не каждый мог позволить себе крупную помощь чужеземному государству. Зато те, кто становился «гостем», получал массу преимуществ.

У гостей были и другие привилегии. Они могли покупать себе землю, просить справедливости в суде, вызывая к ответу в том числе и служилых людей, состоящих непосредственно на государевой службе. А еще им выдавались жалованные грамоты, где указывались их особенные права. За такие грамоты взималась пошлина в размере 2,5 рублей.

купцы гости

Надо отметить, что купцы в принципе пользовались особенным положением на Руси. Русская власть всячески способствовала развитию торговли, стремилась создать самые выгодные условия для купцов.

Торговый класс подлежал особой защите: за любые оскорбления купеческому люду предусматривались солидные штрафы. А сам процесс торговли был регламентирован до мельчайших подробней.

Несмотря на все преференции, купцам запрещалось торговать, где вздумается: для этого существовали специальные выделенные места. Была и своя сеть внутренних таможен между разными городами, а также на мостах через крупные реки. Проходить такую таможню без лишних проблем могли только гости, обладающие правом свободного разъезда.

Иностранцам, не получившим жалованной грамоты, разъездная торговля внутри страны строго запрещалась. При въезде на территорию Руси купцам приходилось предъявлять весь свой товар, а казна имело право преимущественной покупки (нередко по сниженной цене). Только после этого торговец мог начать торговлю с русскими купцами.

Городское население

Именно этот слой составлял основное тяглое население на Руси, и именно городские жители несли самое тяжелое налоговое бремя. У них не было такого количества льгот, как у гостей, но преимущества все-таки были:

  • Они могли свободно торговать;
  • Они могли заниматься ремеслом;
  • Они могли заниматься любым промыслом.

Для правительства было очень важным, чтобы тяглое городское население не переходило в «белые слободы» — частные дворы, население которых не было обложено тягловой повинностью.

В итоге Соборное уложение запретило создание подобных слобод, а все прежние «белые» земли переходили в собственность государства. Так, в одним момент, все население бывших белых слобод, ушедшее туда от непомерного налога, снова было вынуждено этот налог платить. Беглых тяглецов, стремящихся уйти от повинности, возвращали вне зависимости от того, куда такой беглый подался, даже если он нанимался в холопы.

Городское население было четко организовано. Существовали сотни и слободы. Местным органами управления были выборные головы, причем выбирались они только на один год. Слободские головы занимались административной работой, в частности – управляли финансами поселения.

слобода на руси

Несмотря на выборную форму правления, слободские головы быстро становились достаточно богатыми: за хорошую службу им полагалось не только жалование, но и всяческие подарки от княжеского двора. Например, упоминаются серебряные ковши, отрезы сукна или тафты, в зависимости от личных достижений человека и от прибыльности его слободы.

Впрочем, слободские головы, плохо справляющиеся со своей работой, могли быть наказаны, и наказаны довольно жестоко. Их не только обкладывали дополнительными налогами, но и могли выпороть кнутом.

Еще одни управленцы от слободы – десяцкие – следили за соблюдением винной монополии и общественным порядком, в частности, за курением табака: это было под запретом.

Сельское население

Сельское население занимало довольно большую прослойку всего тяглого народа. Здесь же было огромное количество разрядов, каждый из которых занимался собственным делом. Например, в исторических документах упоминаются половники, серебряники, монастырские дети, соседи и т.д.

Далеко не все категории сельского населения входили в состав тяглого населения. Как уже говорилось, черными людьми, вынужденными нести тягло, были те, кто проживал на государственной земле и был фактически свободным человеком.

То есть отношения между крестьянством и государством выстраивались на основе земельного права, которое регулировалось порядной записью. Если крестьянин был свободным и обрабатывал государственную землю, то он автоматически становился вытным – владельцем выти, с которой нес тягло. Он имел право взять себе в батраки безземельных крестьян, которых в исторических документах называли захребетниками.

тягловое население на руси

Отдельно стоит отметь особый разряд повинного населения – полувытчиков. Сюда входили бобыли (холостые крестьяне, не обзаведшиеся собственным двором) и казаки. Эти категории были «льготниками», они несли только половину тягла (отсюда и характерное название).

Чтобы крестьянин мог сменить одну общину на другую, нужно было придерживаться нескольких строгих правил:

Для черносошных и крепостных крестьян эта возможность была закреплена законодательно, и указан единственный день в году, позволительный для перехода – Юрьев день.

Совершить переход можно было только с одобрения «принимающей» общины, которая решала, будет она брать к себе нового человека, или же нет.

Переходя в другую общину, крестьянин мог либо стать вытным, либо взять землю общины и отрабатывать там свою повинность. Только в этом случае крестьянин нес не тягловую повинность, а оброчную, и должен был работать на общину, которая получала новый источник дохода.

Впоследствии это сложилось в полноценные арендные отношения, которые были зафиксированы в кортомных записях. «Кортомля» — это и есть вид арендных отношений, характерных только для русского древнего права.

Если же вытник собирался покидать одну общину и переходить в другую, своим прежним общинникам он был обязан заплатить откуп. Так что здесь работала точно такая же схема, что была предусмотрена для откупа крестьянина от помещика

  • Черносошные крестьяне, в отличие от холопов и других несвободных людей, изначально имели ряд тех же прав, что и служилые люди.
  • Первый русский Судебник допускает черносошных крестьян к показаниям на суде и приравнивает их слова к словам служилого человека (в том числе боярина или дворянина).
  • А вот второй Судебник это соотношение уже меняет: теперь показания двух боярских детей равны показаниям трех крестьян. И чем дальше, тем сильнее усиливается это неравенство. Для крестьян выделяется отдельный суд – земской и губной, где назначаются крестьянские судьи.

Санкции за отказ от тягловой повинности

Тяжесть тягловой повинности закономерно приводила к тому, что люди всячески старались от нее уклоняться. Итогом этих уклонений стала борьба государства и церкви с «уклонистами» и беглецами.

Например, новгородский архиепископ Феофил предписывал псковским священникам вовремя платить пошлины, грозясь отказать в церковной поддержке.

Грамота Иоакаима указывает размеры штрафа за утайку прибыли, приходских дворов и земли.

Патриарх Адриан грозил священникам лишением сана за утайку доходов.

тягловое население на руси

Свободными от налога были белые церковные земли. С них тягло взималось только в случае крайней нужды: во время крупных войн, эпидемий, неурожаев.
Законным способом избавиться от тягла было только получение жалованной грамоты, но эти грамоты, выдаваемые княжеским или церковным двором, получали только высокородные и сильные лица.

Материал из Documentation.

В XVII веке в России была введена ямская и стрелецкая подати, различные сборы, регалии (почтовая, винная, соляная, монетная, звериная), займы и повинности по ремонту дорог и мостов, поставке подвод и приему на постой представителей власти. C городских жителей взимались оброки и сборы (с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и т. д.).

При Алексее Михайловиче с соли взимался налог по 2 гривны с пуда соли. [1]

Во время царствования Алексея Михайловича, в 1655 году, был создан специальный орган — счётная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета.

Содержание

Взимание амбарщины было отменено в 1653 году в интересах развития торговли. [2]

В 1667 году десятинный сбор был заменен рублёвой пошлиной. [3]

Многочисленные дорожные пошлины в Русском государстве были отменены только в 1654 году. [4]

При Фёдоре Алексеевиче (1661—1682, русский царь с 1676) с 1679 года взамен посошного обложения вводится подворный налог, существенно расширивший круг налогоплательщиков за счёт людей («задворных» и «деловых»), обслуживавших хозяйство феодала, но живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. [5]

В 1679 году полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска. [6]

В 1699 году была установлена пошлина на бороды. [7]

В 1700 году вводится пробирная пошлина, представляющая собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. [8]

Пятина — в Русском государстве XVII века чрезвычайный государственный налог. Взимался сначала с имущества светских и церковных феодалов, дворов торгово-промышленного населения, затем с крестьян в размере одной пятой годового дохода. [9]

В 1646 году была увеличена ставка соляной пошлины (соляного налога) с 5 до 20 коп. за пуд. Повышение ставок спровоцировало серию «соляных бунтов», что привело к временной отмене указанного налога. [10]

25 октября 1653 г. царь Алексей Михайлович подписал указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров», положивший начало созданию единой таможенной системы в России. [11]

Во второй половине XVII века в России сбором таможенных доходов занимался Приказ Большой казны. [12]

Основным организационным мероприятием в сфере налогообложения было создание в 1655 году Счётного приказа, который стал осуществлять анализ приходных и расходных книг других приказов. [13]

В царствование Фёдора Алексеевича в 1679—1681 годах проводится реформа финансовых учреждений Российского государства: основным органом, осуществляющим контроль за сбор пошлин и податей, становится приказ Большой казны. [14]

Первым документом, упоминавшим некоторые налоговые правонарушения и предусматривавшим меры наказания за них, стало Соборное уложение 1649 года. Данный нормативный правовой акт предусматривал следующие виды право-нарушений: неправомерное взимание пошлины с феодалов и зависимых от них людей; оскорбление, побои и грабеж, связанные с взиманием пошлины; объезд в зимнее время по реке мостов, во избежание уплаты «мостовины» и т. п. [15]

В соответствии с Указами 1631—1632 годов бобыли были обязаны нести половину тягла по сравнению с обычными крестьянами. По Указу 1679 года свободными от несения тягла оставались только бездворовые бобыли. [16]

С XVII века холопы могли получать в пользование землю и в этом случае могли нести установленные повинности. [17]

Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России ещё в XVII веке. [18]

На Земском соборе в 1619 года принимается постановление, в соответствии с которым в 1620-х годах проводилась «общая перепись тяглого населения в государстве с целью привести в известность и устроить его податные силы». К целям переписи относились: описания городов, уездов, перечисление церквей, лавок, дворов, определение численности плательщиков податей, количества обрабатываемой земли, подлежащей обложению, определение прибыли или убыли возделываемых земель, выявление тяглых людей, уклонявшихся от уплаты податей. Последние подлежали водворению на свои места. [19]

Поступления по косвенным налогам в общем объеме доходов казны к концу XVII века достигают 45 %. [20]

В допетровские времена на Руси помимо тяглового населения была категория граждан, именовавшаяся вольными или гулящими людьми. Несмотря на то, что эти лица, принадлежали к самой низшей касте, они обладали целым рядом привилегий.

Тягло

В XV — начале XVIII веков «тяглом» в Русском государстве называлась денежная подать или натуральная повинность, которую обязаны были платить государству крестьяне и посадский люд. Представители этих социальных групп относились к тягловому населению.

В то же время к нетягловым людям причислялись военнослужащие, дворовая и придворная знать, сотрудники гражданских служб, некоторые члены купечества.

Освобождались от уплаты податей бедные вдовы и граждане, пострадавшие от пожара, военного набега или разбоя.

Кроме них, никакими общественно-государственными обязательствами не были связаны маргинальные слои населения, а точнее захребетники, бобыли, подсуседники, жилецкие люди. Все вместе они образовывали непривилегированный класс вольных людей.

Вольные люди

В работе «Сочинения», историка Василия Ключевского, вольные или гулящие люди обозначены как чрезвычайно изменчивая и подвижная каста, в рамках которой процветали все свободные промыслы Руси, не исключая разбой и воровство как отдельные виды ремесла.

На первоначальном этапе гулящие люди зарабатывали неплохие деньги и их социальный статус не являлся приниженным.

Гулящие люди обладали личной независимостью и могли беспрепятственно передвигаться по стране. Они нанимались на кратковременный срок к хозяевам, а отработав своё, вольны были сами решать, что делать дальше — продлить «контракт» или устроиться на новое место работы.

Порой статус вольного был только переходным состоянием человека, который выбравшись из прежнего класса, «перепрыгивал» в более высокую касту. Но зачастую гулящие люди не спешили терять своё независимое положение.

Трудясь за чужим тяглом, они сами выбирали, чем им заниматься: возделывать землю, просить милостыню, приторговывать, устроиться шерстобитом, скоморохом или пойти подмастерьем в ремесленную мастерскую.

Часто в категорию вольных людей попадали личности, выбравшиеся из плена, отпущенные на свободу слуги, а также граждане, не зафиксированные в переписных и писцовых книгах.

По версии историка Александра Преображенского в Зауралье в гулящие люди попадали выбывшие из тягла, а значит не нёсшие его, дети крестьян и посадников, которые не были привязаны к какой-либо конкретной общине.

Они платили символический денежный оброк или налог «явчая головщина», и могли быть привлечены к общественным работам.

И если поначалу вольные люди по собственному желанию отдавались в кабалу, то после петровского указа выбора у них не осталось. Всех годных к военной службе гулящих записывали в солдаты, а остальных закрепили за теми помещиками, на землях которых они находились.

Захребетники

В современном понимании слово «захребетник» имеет негативный окрас и характеризует человека как тунеядца или бездельника, эгоистически пользующегося плодами чужого труда. Однако в XV—XVII веках так называли вольных людей, которые, не имея собственного хозяйства, нанимались наёмными рабочими на чужие тягла.

В книге стряпчего Гаврилы Андреевича Соловцова, где записывались данные по сыску беглых крестьян, весьма часто упоминалось, что они на новых местах предпочитали становиться захребетниками.

Об этой касте писал в третьем томе издания «Древности русского права» историк Василий Сергеевич, который отмечал, что информация о захребетниках имеется в новгородских писцовых книгах. Он же предполагал, что такое обозначение они получили потому, что средства для существования получали от поземщиков или крестьян, на своём земельном уделе гнувших спину, или другими словами, хребет.

Получая сдельную плату за труд, захребетник, мог работать как на одного крестьянина, так и сразу на нескольких. В первом случае, он жил на одном дворе с хозяином, а во втором ему выделялся особый двор, где «квартировались» такие же как он наёмные рабочие.

В то же время в материалах селений Нижегородского Поволжья засвидетельствовано, что захребетники чаще, чем иные представители маргинального класса, занимались не земледелием, а ремеслами. Они нанимались подмастерьями и помогали владельцам дворов в их кустарной деятельности.

В книге Николая Павлова-Сильванского «Феодализм в удельной Руси» отмечалось, что захребетники, улучшив своё хозяйственное положение, могли распрощаться с вольной жизнью, осесть на одном месте, а значит быть внесенными в категорию тяглового населения, выплачивавшего все полагавшиеся подати.

До 1679 года на Руси было огромное количество захребетников, а после, когда налоговые сборы стали взиматься не с хозяйства, а с количества лиц, проживавших во дворах, все наёмные работники стали плательщиками податей и превратились в тягловых людей.

Бобыли

В тот же год потеряли свою тягловую независимость и бобыли. Они с 1632 года уплачивали только половину податей, которыми облагались крестьяне, а до того эта прослойка общества принадлежала к вольным людям. Существует версия, что термин бобыль есть производная от шведского слова«boabyle», означающего наемного рабочего. Хотя в румынском и латышском лексиконе оно употребляется в смысле «лентяй» и «батрак».

Начиная с XV века и до начала XVIII века бобылями называли не имевших земельного надела одиноких крестьян, хотя в Поморье, под ними, в первую очередь подразумевались, промышлявшие всякими промыслами, граждане неземледельческих занятий.

В различных уголках Русского государства эта категория граждан именовалась по-разному, поэтому в литературе можно встретить такое наименования как «кутник».

Бобыли, располагавшие собственной хатой и огородом, величались халупниками, но все они могли жить, не оформляя правоустанавливающих документов. В целом на Руси бобылей не слишком жаловали, считая их тунеядцами, поскольку они имели налоговую льготу.

Впервые упоминающиеся в Псковской летописи в повествовании о 1500 годе, бобыли по месту жительства подразделялись на две группы – сельские и городские.

Те, что оставались в деревнях, зарабатывали на жизнь, трудясь по найму на землевладельцев. Если же они хотели пользоваться чужим наделом в собственных целях, им необходимо было заплатить владельцу территории земельный оброк, в народе называвшийся бобыльщиной. С середины XV века, подписав «бобыльскую оброчную запись», человек, за возможность иметь еду и одежду, лишался множества своих прав и приобретал массу обязанностей.

Бобыли, отправившиеся на поиск лучшей доли в города, занимались мелкой торговлей, ремеслом и трудом по найму.

В Сибири таких бобылей называли промышленными людьми. В отличие от гулящих бобылей, они чаще предпочитали оставаться в свободе и даже обзаводиться семьёй. Не случайно в переписи 1680 года имеется подобная запись: «Бобыли, живут своими дворами, промышляют всякими промыслы. И с нынешнего со 168-го года велено им платить денежной оброк».

date image
2013-12-28 views image
4016

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Тяглые люди в социальной структуре XVII в.

Тяглые люди - часть населения Русского государства, обязанная выполнять натуральные повинности в пользу государства и платить ему налоги. К тягловым людям относились крестьяне и посадские люди. Частновладельческие крестьяне также несли тягло в пользу государства под контролем владельца

Посадские люди — сословие средневековой Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.
В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. До середины XVII века в городах существовали так называемые белые слободы.

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью.

По имущественному признаку посадское население делилось на людей лучших, середних и молодших. Права жаловались лучшим и средним. Земля под посадами принадлежала общине, но не частным лицам. Челобитные подавались от имени всей общины. Обида, нанесённая посадскому человеку, считалась обидой всей общины.
При Иване Грозном посады имели свои выборные управления и суд. В XVII веке эта система была заменена земскими избами. В земской избе сидели: земский староста, ларёчный целовальник и земские целовальники. Для сбора тоговых доходов избирали таможенных голов и целовальников.

После Смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопов. Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде требовалось записываться в тягло. Все, сбежавшие из посадов, должны были вернуться в свой посад.

В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVII в. существенно ухудшилось. Из частновладельческих получше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех — крестьянам светских феодалов, особенно мелких. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине, вносили натуральный и денежный оброки. «Столовые запасы» — хлеб и мясо, овощи и фрукты, сено и дрова, грибы и ягоды — возили на дворы к владельцам те же крестьяне. Плотников и каменщиков, кирпичников и живописцев, других мастеров дворяне и бояре брали из своих сел и деревень

Люди нетяглые отличались от других классов тем, что не несли ни государевой службы, ни податного тягла. Они разделялись на два класса — на людей вольных и на холопов.

Вольные или гулящие люди составляли класс чрезвычайно пестрый по своему экономическому составу. Одни из них жили за чужим тяглом. То были люди, не имевшие своих хозяйств и вступавшие в товарищества с тяглыми людьми. Они обыкновенно помогали последним в их работах, но не принимали на себя податного тягла. Другие вольные люди не имели определенных занятий и постоянного местожительства, промышляли подвижными перехожими занятиями, «кормились, походя» по старинному выражению. Наконец, третьи совсем не работали, а жили Христовым именем, просили милостыню. Вольные люди жили в городах и селах, но не приписывались ни к городским, ни к сельским обществам.

Холопство в 17 в. делилось на следующие разряды:




1) Холопство полное. Холопство полное было, во-первых, безусловным и бессрочным; во-вторых, потомственным и наследственным. Как неволя переходила от холопа на его потомство, так и право на невольника передавалось господином его наследнику.

2) Холопство докладное. Источник, из которого оно возникало— продажа лица в рабство. Но эта продажа устанавливала зависимость условную и временную. Временный характер невольности выражался в том, что «докладной» холоп холопил господину только до смерти последнего, после которой по закону выходил на волю, не платя долга.

3) Холопство кабальное. В XVII веке источником кабального холопства был простой уговор холопа служить во дворе господина без всякого займа и без выговоренного ясно вознаграждения за эту службу. Холопство кабальное было временным: оно продолжалось только до смерти господина, после которой кабальный холоп по закону выходил на волю.

4)Холопство жилое. Холопство жилое отличалось от кабального разнообразием источников и условий неволи. Оно возникало из займа, соединенного с обязательной работой за рост, из найма, соединенного с условной платой по окончании работы, и, наконец, из прокорма, т.е. из обязательства со стороны хозяина одевать и кормить работника. Холопство жилое было не только временным, но и срочным. Смотря по соглашению, оно продолжалось определенное в крепости число лет («урочные лета») или до смерти господина, или до смерти его детей; обыкновенно это значило — до смерти холопа.

Примерно в этот период начинается наибольшее развитие централизованной финансовой и денежной системы Русского государства, а также мы имеем некоторые сведения того времени. В этот же период мы уже встречаем зарождение и формирование бюджетной системы в Русском государстве. Также попытаемся посмотреть на уровень жизни людей и общества в целом, узнать доходы того времени и цены на основные продукты.

Рисунок 1. Карта России к окончанию правления царя Ивана IV Грозного (конец XVI века)

005_01_2019_12_04.jpg

Основные доходы царская казна получала со своих городов и земель, населенных крестьянами и ремесленниками. Это были прежде всего налоги, которые назывались тогда «подати», взимаемые деньгами и продукция натурального хозяйства - зерно, мясо домашнего скота, лес, пушнина и т.д. Все землевладельцы облагались прямыми личными «подушными податями» в зависимости от количества земли и урожайности данной местности. А крестьяне выплачивали в казну все сборы продуктами натурального хозяйства (пятую часть выращиваемого) – курами, овцами, зерном, сыром и т.д., также в зависимости от размера своего натурального хозяйства. Промысловики облагались по животным промыслам, а также пушной данью. Существовал ряд целевых налогов – ямская и стрелецкая подать и другие. В царскую казну были установлены пошлины и сборы с питейных заведений, гостиных дворов, лавок, с изготовления и продажи водки, пива, меда (прообраз современных акцизов).

Как видим, основной любого государства и в те времена была прежде всего финансовая основа, или по-другому - бюджет государства.

К сожалению, в открытых источниках не сохранилось практически данных о размере государственного бюджета в XVI веке в России. Финансовая система России в XVI и XVII веках была достаточно сложна и запутанна, много государственных структур отвечали за сбор налогов – податей и пошлин. До наших дней сохранились только книги «Счетного приказа» в эпоху царствования царя Алексея Михайловича Романова (годы царствования 1645-1676), вошедшим в историю как «Тишайшим». Благодаря анализу приходных и расходных книг «Счетного приказа» было точно установлено что в 1680 году доходы государственного бюджета России (государственной или царской казны) составили – 1 203 367 рублей.

В том числе доходы казны:

  • от прямых налогов – 529 481 рублей (44% всех доходов);
  • от косвенных налогов – 641 394 рубля (53,3% всех доходов);
  • от государственных пошлин – 32 492 рубля (2,7% доходов).

Расходы государственного бюджета в 1680 году составили – 1 125 323 рубля.

Можно с уверенностью утверждать, что бюджет России за 1680 год был исполнен с профицитом. Доходы превысили расходы на 78 044 рублей.

Но мы ничего не поймем в масштабе цен в России в XVII веке если не будем знать какие примерно зарплаты (содержание, жалованье) существовали в то время. Нам известно, благодаря дошедшей до наших дней «Опись и продажа с публичнаго торга оставшегося имения по убиении народом обвиненнаго в измене Михаила Татищева». Был убит толпой в Новгороде в 1609 году по подозрению в измене царю Василию Шуйскому. Точно известно, что за весь XVII век цены изменялись незначительно. Из других источников тоже немного известно о размере доходов и уровне цен того времени. К примеру: «Брикнер А.Г. К истории цен в России 17 века» Журнал Исторический вестник, 1885. – Т. 20. - № 5. Жалованье по разным источникам того времени примерно составляло:

Доходы граждан России в XVII веке

Должность (сословие)

Оклад (жалованье) в год

300 рублей + доходы от вотчин + воеводские

Врач аптекарского приказу

300 рублей + кормовые

300 рублей + кормовые

от 20 до 60 рублей

Казенный портной, скорняк и другие городские ремесленники

от 15 до 25 рублей

Вольнонаемный труд в сельском хозяйстве (батраки)

от 12 до 18 рублей

Доменные мастера на железноделательных (металлургических) заводах

от 100 до 150 рублей

Мастера на железноделательных (металлургических) заводах

от 35 до 70 рублей

Подмастерья и рабочие на железноделательных (металлургических) заводах

от 25 до 40 рублей

Экономика XVII века в России была еще достаточно замкнута и по своим размерам уступала экономикам развитых на тот момент европейских стран – Италии (городам итальянским), Испании, Франции, Англии. Россия в то время еще практически не имела выходов к Балтийскому и Черному морям, а соответственно не имела и торгового морского флота. Мировая торговля в те времена была возможна только по морю. Страны, не имевшие портов на морях, были обречены на экономическое отставание. Россия не могла продать излишки своих товаров в зарубежные страны, поскольку сухопутная торговля была очень длительной и с высокими затратами. Сухопутный караван требовал большого количества лошадей, погонщиков и охраны, а также их всех еще было необходимо кормить в пути и платить жалованье. Дороги в то время были соответствующие, например, путь от Москвы до Казани в XVII веке на перекладных лошадях составлял две недели. Караван в европейские столицы шел бы месяц, а то и больше. Необходимо было учитывать, что придется проезжать еще 5-10 стран и везде платить таможенные пошлины, а то и вообще подвергнуться нападению разбойников. В то же время сухопутный караван мог взять мало груза на свои телеги. В те времена эффективная торговля могла быть только по морю. Корабль брал груза в десятки раз больше чем сухопутный караван и проводил в пути времени в разы меньше, также морские маршруты были относительно безопасны. Россия в те времена могла торговать только через северный порт в Архангельске, а туда еще необходимо было доставить товары для погрузки на корабли. Архангельск до момента основания Санкт-Петербурга был единственным центром внешней торговли России и приносил по разным данным в XVII веке до 60% доходов казне. Конечно же мощностей одного удаленного северного порта не хватало для полноценного развития экономики страны. Излишки, которые производила экономика России невозможно было продать в зарубежные страны. Не удивительно что промышленность в XVII веке было представлена только металлургическими предприятиями, которые выпускали в основном оружие для нужд армии. Вторым фактором, обусловившим экономическое отставание России от стран Западной Европы, было отсутствие колоний и грабительской колониальной политики, которой никогда не брезговали европейские страны, которые даром вывозили из Африки и Америки все ресурсы, в том числе и рабов. Необходимо понимать, что в те времена в основе экономики подавляющего большинства стран лежало производство сельскохозяйственной продукции и животноводства. С этим в России XVII века также были серьезные проблемы – отсутствие плодородной почвы и пастбищ. Во вновь входящих в состав России землях Урала и Сибири, также плодородных земель и пастбищ практически не было. Все плодородные земли лежали южнее, на них власть Российского государства распространится позже. Следовательно, низкие, по сравнению с европейскими странами урожаи. Поэтому, на мой взгляд, экономическое отставание России от стран Западной Европы, было обусловлено следующими факторами:

  • отсутствие полноценного выхода к морям, которое не позволяло наладить полноценную морскую торговлю с другими странами, невозможность торговать сухопутными путями и следовательно - отсутствие роста экономики как такого;
  • отсутствие колоний как источника дармовых природных ресурсов и рабочей силы;
  • суровый климат, отсутствие плодородных почв и пастбищ, что периодически приводило к голоду населения в России вплоть до начала XX века.

Также надо учитывать, что в XVII веке Россия вела ряд войн и в начале века переживала «Смуту», в ходе которой поляки пытались продвинуть на русский престол ряд Лжедмитриев. Помимо этого, начало века ознаменовалось голодом и рядом крестьянских восстаний, в 1609 году началось польско-шведское вторжение. Вообще войны на северо-западных рубежах России не прекращались почти весь XVII век. Также в течении этого века началось постепенное закрепление царской власти на Урале и освоение Сибири, налаживалась торговля с многочисленными сибирскими народами, которые в основном жили еще родоплеменным укладом. Началось строительство городов-крепостей в Сибири и на Дальнем Востоке. Во второй половине века обострились отношения с Турцией и Крымским ханством, которые привели к войне.

Также интересно будет посмотреть цены, которые были в России в XVII веке. По разным историческим источникам они были примерно следующие:

Читайте также: