Налог на экологию для снт

Опубликовано: 07.05.2024

С наступлением летнего периода граждане открывают дачный сезон. Актуальность проблем, которые затрагивают тему налогообложения, возрастает среди владельцев загородных участков, состоящих в СНТ.

Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) – это форма организации, которую создают сами граждане для управления садоводством.

Цели СНТ:

распоряжаться имуществом коллективного пользования;

обеспечить комфортные условия нахождения граждан, приехавших отдохнуть в саду;

решать хозяйственные, организационные, экономические вопросы;

защищать интересы садоводов.

Важно: СНТ создают дачники по собственному желанию. В данное сообщество специально вступать необязательно.

Для достижения цели необходимо создать товарищество на общем собрании участников:

выбрать главного путем голосования;

выбрать управление и ревизора, который будет контролировать финансово-хозяйственную деятельностью.

Объекты налогообложения СНТ

Создав объединение, нужно сходить в налоговую службу, чтобы пройти регистрацию. Теперь СНТ становится налогоплательщиком.

Что будет облагаться налогом в садовом товариществе?

Для товарищества:

территории, занятые дорогами, коммунальными и общественными объектами, местами для игр детей и занятиями спортом;

земли, купленные денежными средствами специального фонда;

объекты недвижимости в ведении товарищества;

заработная плата председателя и сотрудников организации;

объекты основных средств (при продаже/покупке).

Для владельцев участков:

земли всеобщего использования в личной долевой собственности (с 1 января 2019 года действует Закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества» от 29.07.2017 No 217-ФЗ);

земельные уделы, данные о которых есть в ЕГРН;

постройки на территории участка.

Виды налогов и взносы

Земельный налог

Налог на земельные участки общего пользования платит само некоммерческое объединение. А денежные средства, потраченные на оплату, взимаются с участников товарищества пропорционально долям.

Налогооблагаемая база – кадастровая стоимость участка

Процентная ставка – для региона вводится самостоятельно, но не выше 0,3%

Расчет – не более 0,3 % от кадастровой стоимости участка

Имущественный налог

Для товарищества

Собственные объекты недвижимости и те, которые числятся на балансе организации, также облагаются налогами.

Налогооблагаемая база – остаточная (кадастровая) стоимость строения

Процентная ставка – для региона вводится лично, но не выше 2,2%

Расчет – не более 2,2% от остаточной стоимости объекта

Для владельцев участка

Платежи в Федеральную налоговую службу (ФНС) следует вносить за объекты недвижимости:

которые зарегистрированы в ЕГРН;

про которые Бюро технической инвентаризации (БТИ) передали информацию о постройках в базу данных налоговой службы.

Исключение составляют сараи, теплицы, туалеты, так как они не являются объектами капитального строительства.

Налогооблагаемая база – кадастровая стоимость строения

Процентная ставка – для региона индивидуальная

Расчет – процентная ставка умножается на кадастровую стоимость объекта

Если у бани, гаража либо домика площадь составляет до 50 кв.м., налог на них начисляться не будет.

Водный налог

Налог уплачивается, когда используются лицензированные водные объекты. Вода, используемая для нужд хозяев сада, в налогообложение не входит, например, полив овощей и плодовых деревьев.

НДС (налог на добавленную стоимость)

НДС будет начисляться, если:

СНТ приобретает имущество на средства целевого финансирования;

продает объекты основных средств, которые числились в уставном капитале.

НДС равен 0%, 10% или 20% от реализации товаров

НДФЛ (налог на доходы физических лиц)

Товарищество заключает трудовой контракт, работник оплачивает от полученных денег НДФЛ.

НДФЛ равен 13% от зарплаты сотрудника.

Взносы в фонды с оплаты труда

Руководитель правления и работники СНТ обязаны производить отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР) – 22%, Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) – 5,1%, Фонд социального страхования (ФСС) – 2,9% со своей заработной платы.

Подача деклараций

СНТ обязано представлять декларацию за каждый налоговый период.

Порядок подачи декларации СНТ

Порядок действий налогоплательщика:

Обращается в федеральную налоговую службу по месту регистрации деятельности товарищества.

Заполняет декларацию в соответствии с данными о налогах.

Сотрудник ФНС проверяет правильность заполнения документов и достоверность данных.

При положительном решении специалист ставит подпись, печать и отправляет уведомление налогоплательщику.

Получив ответ из налоговых органов, председатель оплачивает налоги согласно декларации.

Следует обратить внимание: если за налоговый период у товарищества не образовались задолженности, эти данные тоже стоит указывать в декларации.

При неоплате налоговых платежей будут начислены штрафы.

Взносы членов товарищества

Взносы бывают двух видов.

Членские взносы. На коллективном собрании утверждается размер и периодичность внесения взноса. Эти средства послужат оплатой за:

выполнение работы сотрудников и председателя,

обязательства перед ФНС, связанные с деятельностью товарищества

Целевые взносы. На общем собрании устанавливается необходимость разовых взносов под конкретные цели.

Льгота

Некоторые владельцы участков могут воспользоваться льготой при уплате налогов. Они будут освобождены от налогообложения или налоговая база снизится благодаря вычетам.

Льготой могут воспользоваться:

Герои Российской Федерации или Советского Союза

Инвалиды 1, 2 и 3 группы, инвалиды с рождения

Участники ВОВ, Гражданской войны, а также задействованные в боевых операциях.

Некоторые группы пенсионеров.

Служащие в армии, во флоте РФ.

Семьи погибших на службе, военнослужащие и их семьи.

Чтобы воспользоваться освобождением от налогов, необходимо подготовить пакет документов, подтверждающий статус льготника, и обратиться с заявлением в ФНС.

Резюмируем

Если вы планируете вступить в СНТ или создать его, полезно знать о налогообложении в данной форме организации. Ознакомившись с видами налогов и принципами их начисления, вы поймете, за что вам нужно будет платить и готовы ли вы к этому. Тогда проще будет принять решение об организации или вступлении в садоводческое некоммерческое товарищество.

C программами для бухгалтерского и налогового учета в СНТ вы можете ознакомиться здесь.

Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) – это форма организации, которую создают сами граждане для управления садоводством.

Налогом облагаются земельные участки, постройки, заработная плата сотрудников СНТ, а также реализация собственности товарищества.

Виды налогов для СНТ: земельный, имущественный, водный, НДФЛ, НДС, а также взносы в фонды с оплаты труда.

Платить нужно только за капитальные строения.

Садовый домик, гараж, баня площадью до 50 кв.м. не облагаются налогом на имущество.

Для уплаты налоговых платежей средства берут из членских взносов.

СНТ обязаны по истечении налогового периода отчитаться перед налоговой службой по месту регистрации посредством декларации независимо от наличия обязательств.

При неоплате налоговых платежей начисляются штрафы.

Владельцы садовых участков могут воспользоваться правом на льготу по уплате налогов, например инвалиды, участники ВОВ и другие категории граждан.

Кочерова Л. М.

эксперт-практик в области охраны труда и производственной безопасности, аудитор систем управления охраной труда, начальник лаборатории в ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России

Расскажем об изменении ставок на 2021 год и КБК для перечисления платы за НВОС

Какой документ устанавливает правила

Основные положения, регулирующие расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), установлены ст. 16–16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В 2020 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ внесли изменения.

Основные моменты — без изменений:

  • авансовые платежи вносят лица, которые обязаны вносить плату. Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме
    IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • плату за НВОС, которая исчисляется по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносят не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В 2021 году, когда будете рассчитывать плату за НВОС, руководствуйтесь в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов
IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Какие изменения

Постановление Правительства от 11.09.2020 № 1393

  • 1,08 — коэффициент индексации тарифов платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2021 год.
  • Это уровень 2020 года. Его планировали повысить до 1,12, но оставили прежним.

Коэффициент применяют к базовым ставкам, которые установлены на 2018 год Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

Что учесть, если компания работает на объекте, который находится под особой охраной

Герасименко Наталья

Комментирует Наталья Герасименко, юрист, руководитель направления Охраны труда Контур.Школы:

«Если организация ведет деятельность на объекте или территории, которая находится под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставке платы применяют еще один дополнительный коэффициент — 2 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913)».

Каков порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

Организации и ИП, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, вносят:

  • квартальные авансовые платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за I, II и III кварталом отчетного периода: 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
  • итоговый платеж — не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Субъекты малого и среднего предпринимательства не уплачивают авансы. Они перечисляют в бюджет всю сумму за год единовременно не позднее 1 марта следующего года (Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

  • Декларацию все организации подают не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
  • Отчетный период в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду — календарный год (п. 2 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Таблица: что и когда сдавать при отчетах по НВОС

Поможет не пропустить срок отчетности в 2021 году

Что сдавать Когда сдавать Кто сдает (категория)
Внесение платы за НВОС До 01.03.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за I квартал 2021 года До 20.04.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за II квартал 2021 года До 20.07.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за III квартал 2021 года До 20.10.2021 1, 2, 3 и без категории

Как применять ставки НВОС в 2021 году: расчет платежа

Чтобы рассчитать платеж за НВОС, нужно обратиться к ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ:

  • регулирует Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В качестве руководства по расчету платы за НВОС используйте Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду». Там найдете необходимые формулы и правила исчисления платы за НВОС.

Алгоритм расчета платы за НВОС

1. Определите, какое именно воздействие на окружающую среду оказывает организация. Например, осуществляет:

  • выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов.

2. Посмотрите Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Найдите ставки к определенному виду негативного воздействия. Выберите соответствующий раздел.

3. Определите:

  • ставки платы для конкретного загрязняющего вещества;
  • коэффициенты, применяемые по каждому загрязняющему веществу (включая коэффициент, применяемый дополнительно в 2020 и 2021 году, — 1,08).

Данные по количеству, объемах и массе загрязняющих веществ в тоннах, выброшенных в окружающую среду, можно получить на основании данных экологического контроля предприятия.

4. Чтобы рассчитать платеж, все вышеуказанные показатели умножьте друг на друга. Используйте формулы, выбранные из соответствующего раздела Правил, утв. Постановлением Правительства России от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Что еще учесть: КБК

КБК для организаций, перечисляющих в бюджет РФ платежи за вред экологии, устанавливает Минфин России.

Коды бюджетной классификации на 2021 год утверждены Приказом Минфина от 08.06.2020 № 99н.

  • 048 1 12 01010 01 6000 120 — загрязнение атмосферы стационарными объектами;
  • 048 1 12 01030 01 6000 120 — за вредные выбросы в водные объекты;
  • 048 1 12 01041 01 6000 120 — за размещение отходов производства и потребления;
  • 048 1 12 01070 01 6000 120 — сжигание попутного газа на специализированных установках.

Помните, что КБК требуют актуальной конкретизации, которую приводит в регулярно публикуемых ведомственных правовых актах Росприроднадзор.

Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды оформляют в соответствии с Положением Банка России от 19.06.2012 №383-П и приложениями 1 и 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 №107н.

Точные реквизиты для заполнения платежных поручений можно уточнить в территориальном отделении Росприроднадзора по месту оказания негативного воздействия.

Будьте внимательны: несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пени (п. 7 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Подготовить и сдать отчет природопользователя

Получить лицензию или разрешение

Рассчитать категорию риска объекта ОНВ

Поставить объект ОНВ на учёт

Получить паспорт отхода

Общественная приемная
  • График приема граждан и общественных объединений
  • Порядок приема и рассмотрения обращений граждан
  • Опросы
  • Обзор обращений
  • Нормативно-правовая база
  • Часто задаваемые вопросы

Подготовить и сдать отчет природопользователя

Получить лицензию или разрешение

Рассчитать категорию риска объекта ОНВ

Поставить объект ОНВ на учёт

Получить паспорт отхода

Ваш регион - г. Москва?

Сообщить о коррупции 8 925 400-22-61

Разъяснения о порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Январь 28, 2021

Разъяснения о порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям доводит до сведения природопользователей информацию о порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Исключение составляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты НВОС, НВОС), IV категории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учёт объекты НВОС (находящиеся в собственности или арендуемые), на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают НВОС.

При постановке на учёт объекту НВОС присваивается категория, подтверждаемая свидетельством.

Обращаем внимание, что с 01.01.2021 применяются Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, которые, в том числе учитывают вопросы постановки на государственный учёт объектов строительства.

Постановка на государственный учёт объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учёт, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 (№ 554 (далее — заявка).

Заявка подлежит направлению в территориальный орган Росприроднадзора (по объектам НВОС, подлежащим федеральному государственному надзору согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903) или в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (по объектам НВОС, подлежащим региональному государственному экологическому надзору) по месту нахождения объекта НВОС.

В зависимости от полученной категории объекта НВОС юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, представляется отчётность, осуществляется получение разрешительной документации, а также осуществляется исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Исчисление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с Правилами исчисления платы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «О6 исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

В силу пункта 6 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ коэффициент 0,3 применяется при исчислении платы за размещение отходов, образованных в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями.

Из указанной нормы следует, что коэффициент 0,3 применяется при соблюдении следующих условий:

размещаемые отходы образованы в собственном производстве;

размещение осуществляется в пределах установленных лимитов;

объект размещения отходов принадлежит лицу, обязанному вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду;

объект размещения отходов оборудован в соответствии с установленными требованиями, статьёй 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ).

При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий применение коэффициента 0,3 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду невозможно.

При этом согласно статье 18 Закона № 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию о6 объёме или о массе образовавшихся и размещённых отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Для объектов НВОС III категории в соответствии с Законом № 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не разрабатываются и не утверждаются, однако такие объекты должны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчётность о6 образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах НВОС IV категории разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчётности о6 образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

С тем, что необходимо заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО, садовые товарищества понемногу смирились. Но на этом история с мусором не заканчивается. Необходимо отчитываться за образование отходов перед государством. Вопросов по “мусорной” отчетности по-прежнему возникает много. Не обошлось и без спорных моментов: какие именно отчеты обязаны сдавать СНТ, и обязаны ли вообще? Попробуем разобраться вместе.

Форма 2-ТП (отходы)

Отчет 2-ТП сдают все организации и предприниматели, деятельность которых связана с обращением отходов. Что из себя представляет такая деятельность? Это образование, обработка, хранение, транспортировка и утилизация отходов. Даже если отходы просто накапливаются (образуются), необходимо отчитаться.

Форму могут не сдавать субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) при соблюдении трех условий (из приказа Росстата от 12.12.2019 N 766, то же и в новой редакции приказа №627 от 09.10.2020):

  • организация образует только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 тонны в год;
  • заключила договор с региональным оператором;
  • не было деятельности в области обращения с отходами производства и потребления - обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Является ли СНТ субъектом МСП? По всем критериям - да, но для того, чтобы считаться таким субъектом полноправно, необходимо попасть в реестр субъектов МСП. А попадают туда далеко не все СНТ. Вот в этом-то и загвоздка! Проверить, является ли ваше СНТ субъектом МСП, можно на официальном сайте Федеральной налоговой инспекции.

Не являясь субъектом МСП (не попав в реестр МСП) и не выполнив указанные выше условия, товарищество обязано отчитываться по форме 2-ТП (отходы).

За несдачу статистической отчетности и нарушение сроков сдачи предусмотрены штрафы на должностное и юридическое лицо (ст.13.19 КоАП).

А если не заключен договор с региональным оператором, сдавать ли 2-ТП?

Нет. Есть риск попасть на штраф гораздо больший, чем за несдачу статистической отчетности 2-ТП. В отчете есть графа "Передача твердых коммунальных отходов региональному оператору". В ней придется поставить "0". Это будет означать, что договор с регоператором вы не заключили, мусор не вывозился, налицо нарушение закона.

Отчет 2-ТП сдают и СНТ, и региональные операторы. Получится дублирование сведений, ведь регоператор укажет в своем отчете, сколько мусора он вывез из СНТ. Значит, СНТ не должны сдавать отчет?

Итак, сдаем 2-ТП (отходы). Это годовой отчет, подается в Росприроднадзор до 1 февраля года, следующего за отчетным.

В 2021 году нужно сдать отчет 2-ТП на новом бланке , утвержденном приказом Росстата от 02.10.2020 №627. Там же даны указания по заполнению формы.

СНТ заполняют титульный лист и первый раздел отчета. Раздел 2 заполняют только региональные операторы.

Некоторые требования к заполнению формы:

  • отражать данные по всем видам отходов, которые находятся в обращении в вашем СНТ;
  • данные отражать на основании паспортов отходов, актов регионального оператора о вывозе мусора (количество переданных регоператору отходов должно соответствовать количеству мусора в полученных от регоператора счет-фактурах);
  • каждый вид отходов - отдельной строкой, с указанием кода по ФККО;
  • количество отходов отражать в тоннах (потребуется перевести метры кубические в тонны).

Негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

СНТ не должно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и подавать декларации по НВОС, поскольку товарищество не размещает отходы, не является региональным оператором по ТКО и у него нет объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Закон выделяет 4 категории объектов по негативному воздействию на окружающую среду: от 1 категории, оказывающих “значительное негативное воздействие” до 4 категории с “минимальным негативным воздействием на окружающую среду” (ст.4.2 закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды” в новой ред.).

Платят за негативное воздействие те юрлица, у которых есть в эксплуатации объекты “вредные” - это категории объектов 1, 2, 3. Кроме 4 категории - за такие объекты платить не нужно (п.1 ст.16.1 закона №7-ФЗ). У СНТ, как правило, нет вредных объектов, а значит нет и обязанности вносить плату за негативку и сдавать декларации по НВОС.

Чтобы убедиться, что категория опасности объекта в вашем СНТ минимальна, можно обратиться в Росприроднадзор. Там ведется учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Кстати, критерии отнесения объектов к той или иной категории по воздействию на среду обновились: новые критерии утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2398.

Если в СНТ есть общественная скважина?

Согласно новым Критериям, скважины относятся к 3 категории по негативному воздействию на окружающую среду, если в сутки добывается более 500 кубических метров воды. Если объем добычи воды меньше 500 куб.м, скважина относится к 4 категории, и отчитываться по негативке не нужно. Будьте внимательны, проверьте документы на вашу скважину.

А как же ТКО?

В случае с твердыми коммунальными отходами закон также освобождает СНТ от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Ответственность за ТКО по закону несут региональные операторы, осуществляющие деятельность по размещению этих отходов. Они же являются и плательщиками сбора за негативку. Об этом - статья 23 закона от 24.06.1998 №89-ФЗ в новой ред. “Об отходах производства и потребления”, а также статья 16.1 закона от 10.01.2002 №7-ФЗ в новой ред. “Об охране окружающей среды”.

Кстати, по закону расходы на платежи за негативку учитываются при установлении тарифов регионального оператора.

Паспорт отходов

В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, отходы разделили на пять классов опасности (ст.4.1 ФЗ-89). Вредное воздействие снижается от 1 класса “чрезвычайно опасные отходы” до 5 класса “малоопасные отходы”.

Степень опасности отхода определяет то, как и где этот вид отхода надлежит утилизировать. На отходы 1-4 классов опасности требуется оформлять паспорт отхода.

Паспорт оформляется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.08.2013 №712 “О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности”. Согласно Постановлению, с 1 августа 2014 года все юридические лица и ИП, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы по типовой форме.

Паспорт отходов можно заказать у специализированных организаций, конечно, не бесплатно.

Паспорт отхода действует бессрочно (п.8 и 9 Правил проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Существует также Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). В нем каждому виду отходов присвоен 11-значный код. Знаки кодируют происхождение, состав отхода, его агрегатное состояние и т.д. Одиннадцатый знак обозначает класс опасности отхода. Кроме того, формируется банк данных по отходам (БДО).

Как узнать класс опасности отхода? Класс опасности определяется согласно сведениям из ФККО и БДО. А если данного вида отходов в этих каталогах нет, то класс опасности устанавливают по Критериям отнесения отходов к 1-5 классу опасности (утверждены Приказом Минприроды РФ от 04.12.2014 №536). Критерии - это либо расчет класса опасности отхода, либо его биотестирование в специальной аккредитованной лаборатории.

Паспорта необходимо оформить на каждый вид отходов 1-4 класса опасности. Для отходов 5 класса опасности вместо паспорта нужно иметь подтверждение принадлежности именно к этому классу - результаты биотестирования отхода.

Какие же отходы образуются в СНТ? Прежде всего - ТКО, или твердые коммунальные отходы, а также крупногабаритный мусор. Виды отходов, входящие в ТКО, относятся к 4 и 5 классу опасности. Таким образом, в СНТ должны быть паспорта отходов 4 класса и документы на отходы 5 класса.

За отсутствие паспорта отхода 1-4 классов опасности или результатов биотестирования отходов 5 класса предусмотрена ответственность по ст.8.2 КоАП (штраф десятки и сотни тысяч).

Отчет в Кадастр отходов

Государственному кадастру отходов посвящена статья 20 закона №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”. Кадастр включает в себя федеральный каталог отходов (ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах (БДО) и способах их утилизации.

Кадастр ведется по единой системе. Закон оставляет право за субъектами РФ вести региональные кадастры отходов. Данные для ведения кадастра предоставляют органы местного самоуправления, предприниматели и юрлица, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления.

Садоводческие товарищества Московской области должны ежегодно предоставлять данные для кадастра отходов в Министерство ЖКХ Московской области. Отчитаться за 2020 год нужно до 20 апреля 2021 года в электронном виде на сайте https://mgkh.mosreg.ru

По другим регионам сведения противоречивые. Рекомендуем смотреть нормативные акты вашего региона.

Разработка нормативов и лимитов

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение - должны ли они быть разработаны у СНТ?

По закону - нет, если СНТ в своей деятельности эксплуатирует объекты 4 категории по негативному воздействию на окружающую среду (п.6 статьи 18 закона №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” в свежей редакции):

“При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются”.

Журнал учета отходов

По идее, в любом СНТ должен вестись журнал учета образования отходов. Своеобразная инвентаризация отходов - сколько и каких отходов образовалось и было передано на утилизацию. Это внутренний документ, сдавать его никуда не нужно. Но при проверке надзорные органы могут запросить данный журнал за последние пять лет. За его отсутствие - штраф. Такой учет ведут все юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами (п.1 ст.19 ФЗ-89).

С 2021 года действует новый порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 №1028.

В приказе прописаны требования к ведению учета, дана примерная таблица. Вести журнал можно как в бумажном, так и в электронном виде.

СНЬ

Очень частые проблемы садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ) - переполненные контейнеры на территории или около СНТ, сброс отходов на участки, прилегающие к СНТ, сброс сточных вод в водоемы. Поэтому, экология в СНТ - это тема для неравнодушных членов СНТ.

Что же может предпринять руководитель СНТ чтобы экология в СНТ улучшилась?

Заключение договора СНТ с региональным оператором

СНЬ

В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 статьи 18 Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относится в том числе: принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Согласно положениям пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 раздела I Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

Согласно пункта 2 раздела I Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» "потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, а также особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом РФ регулируются Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 217-ФЗ).

Статей 3 вышеназванного закона регламентированы основные понятия, применяемые к гражданско- правовым отношениям в области ведения гражданами садоводства и огородничества. Так, согласно названной норме права – имущество общего пользования, это расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 217-ФЗ товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, в том числе для создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства, огородничества и иные условия).

Статьей 5 Федерального закона № 217-ФЗ установлено, что лица, не являющиеся членами садоводческого и огороднического товарищества также вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества. Кроме этого, указанные лица обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном Федеральным законом № 217-ФЗ для уплаты взносов членами товарищества.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 статьи 18 Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относится в том числе: принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно положениям пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами» - далее Правила).

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил).

В соответствии с пунктом 8(5) Правил заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение). В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 73000000000) включена следующая группа, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код в соответствии с ФККО 73111001724).

Исходя из вышеизложенного, СНТ обязаны заключать договор с региональным оператором.

Не осуществление сброса сточных вод или жидких бытовых отходов от СНТ на почву

Очень часто в СНТ встречается практика сбрасывания жидких отходов из выгребных ям на соседние земельные участки. Это является нарушением не только экологического законодательства, но и земельного.

Об этом я писала здесь.

Не осуществление сброса отходов от СНТ на почву

Если на территории СНТ будет зафиксирован сброс отходов на почву, то это будет являться основанием для привлечения к ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Подробнее по сбросу отходов на почву я писала здесь.

Согласно устава СНТ с момента регистрации устава является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать и штамп со своим наименованием. Поэтому СНТ может быть привлечено к административной ответственности за несоблюдение природоохранного законодательства на территории СНТ.

Руководство СНТ моет оказывать содействие и помощь государственным органам в установлении лиц, осуществляющих сброс отходов, сточных вод на почву.

Если идет речь о сбросе отходов, сточных вод на почву, то информация о нарушителях (с подтверждающими документами) передается в территориальное управление Росприроднадзора, администрацию сельского поселения, района в рамках осуществления земельного надзора; в управление Роспотребнадзора - в рамках соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства; в региональные министерства экологии - в рамках соблюдения требований по обращению с отходами.

Если имеется факт сброса сточных вод в водоем, то информация передается для рассмотрения в региональное министерство по экологии или в территориальное управление Росприроднадзора (там уже разберутся по принадлежности водного объекта кто именно будет рассматривать данное нарушение).

Если руководство проявляет бездействие, то юридическое лицо (СНТ) может быть уже само привлечено к административной ответственности.

В силу требований статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, экология в СНТ это действия прежде всего администрации СНТ.

Пользование подземными водами в СНТ - читаем здесь.

Санитарные требования к СНТ

Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21, в соответствии с которыми:

Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.

Читайте также: