В каких случаях данные о налоговом резидентстве запрашиваются у клиента повторно в банке

Опубликовано: 25.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Могут ли налоговые органы повторно истребовать ранее предоставленные документы?


Как долго может продолжаться выездная налоговая проверка? Сколько раз ее можно приостановить и по чьей инициативе? Каким документом подтверждается ее прохождение? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив продукт
"Советы экспертов. Проверки, налоги, право".
Оставить заявку

В соответствии с п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Таким образом, в силу прямой нормы НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица следующие документы:

  • документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также
  • документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

Так, например, в рамках камеральной проверки уточненной налоговой декларации не могут быть повторно истребованы документы, ранее полученные налоговым органом при проверке первичной декларации (п. 9.1 ст. 88 и п. 5 ст. 93 НК РФ, постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 N Ф06-12023/11).

Налоговым законодательством не запрещено проводить выездную налоговую проверку после проведения камеральной налоговой проверки.

В таком случае налогоплательщик вправе не предоставлять в рамках выездной проверки документы, которые были ранее представлены в ходе камеральной проверки.

При этом положение п. 5 ст. 93 НК РФ не подлежит расширительному толкованию и не распространяется на случаи представления налогоплательщиком документов вне рамок проведения налоговой проверки (письмо ФНС России от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304).

Действующим законодательством о налогах и сборах не установлено ограничение на повторное истребование у проверяемого лица:

  • документов, ранее представленных в налоговые органы в рамках запроса по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ (письмо ФНС России от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304);
  • документов, касающихся деятельности контрагента налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), представленных ранее налогоплательщиком в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2013 N Ф07-2107/12, Девятого ААС от 23.12.2013 N 09АП-41566/13).
  • документов, которые были истребованы в рамках иных мероприятий налогового контроля. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 31.01.2012 N Ф07-584/11 согласился с выводами контролеров о том, что повторное истребование в рамках выездной налоговой проверки журнала кассира-операциониста, представленного ранее в налоговый орган при снятии ККМ с учета, не подпадает под ограничение, установленное п. 5 ст. 93 НК РФ.

Как видим, ограничение на повторное истребование документов, представленных налогоплательщиком ранее в соответствии, например, со ст. 93.1 НК РФ, в налоговом кодексе отсутствует. Существуют и судебная практика, в которой судьи признают необоснованным отказ налогоплательщика представить документы, которые частично были ранее представлены в рамках встречной проверки этого же контрагента (см, например, постановление Одиннадцатого ААС от 05.08.2014 N 11АП-10085/14, оставлено в силе постановлением АС Поволжского округа от 24.11.2014 N Ф06-17227/2013).

Таким образом, если налоговые органы повторно запрашивают ранее представленные документы в рамках камеральных, выездных проверок налогоплательщика или в рамках проведения налогового мониторинга, последний вправе обжаловать такое требование в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном разделом VII НК РФ, приложив к жалобе копии требований по представлению одних и тех же документов (первоначальное и вновь полученное).

Материал подготовлен на основе рекомендаций, предоставленных в рамках линии экспертной поддержки "Советы экспертов. Проверки, налоги, право"

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020. О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.

Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса. В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п. 7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев. Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен. Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).

Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
  • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.

Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

  • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
  • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).

Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году

Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:

  • в налоговый орган по месту жительства физического лица;
  • в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
  • в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.

Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).

Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.

в отношении иностранных налогоплательщиков (FATCA/CRS)
для физических лиц

Исполнение требований закона FATCA:

Настоящим Публичное акционерное общество Банк «Финансовая корпорация Открытие» (далее — Банк) доводит до сведения физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, планирующих установить деловые взаимоотношения с Банком 1 , что 30.06.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 173-ФЗ).

В соответствии с требованиями Федерального закона 173-ФЗ Банк принимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с Банком договор 1 , предусматривающий оказание финансовых услуг, лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

В соответствии с требованиями Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act) (далее — Закон FATCA) Банк заключил соглашение с Налоговым управлением США (Internal Revenue Service (IRS)) и зарегистрировался на сайте Налогового управления США, тем самым подтвердив свое согласие на сбор и представление Налоговому управлению США информации о Налогоплательщиках США 2 .

Основной целью Закона FATCA является противодействие уклонению от налогообложения в США доходов Налогоплательщиков США 2 , полученных через финансовые институты за пределами США.

Банк с 01.07.2014 осуществляет сбор сведений, позволяющих определить принадлежность вновь обратившегося лица (впервые обратившегося с 01.07.2014 в Банк для установления деловых взаимоотношений) к лицам, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

Сведения о Налогоплательщиках США, включая данные о номерах счетов Клиента в Банке, остатках на счетах, об операциях по счетам, могут быть переданы Банком в Налоговое управление США (IRS) и/или лицу, исполняющему обязанности такого органа, а также уполномоченным органам в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.

Обращаем Ваше внимание, что Банк не консультирует клиентов по вопросам применения Закона FATCA. В случае возникновения вопросов рекомендуем Вам проконсультироваться с профессиональным налоговым консультантом.

Об установлении статуса клиентов для целей CRS

CRS (Common Reporting Standard, далее CRS) — Стандарт по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах, разработанный ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития). 12 мая 2016 года ФНС России от имени Российской Федерации подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года.

CRS направлен на предотвращение глобального уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных юрисдикций и обеспечения прозрачности информации.

CRS в России реализован посредством принятия Федерального закона 340-ФЗ от 27.11.2017г., дополнившего Главой 20.1 Налоговый кодекс РФ, и утверждения Постановления Правительства от 16.06.2018г. № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)».

В целях международного обмена информацией с иностранными налоговыми органами указанные документы обязывают Банк устанавливать налоговое резидентство клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, и направлять сведения об иностранных налогоплательщиках в ФНС РФ.

Клиенты, в свою очередь, обязаны в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставлять запрашиваемую Банком информацию о налоговом резидентстве указанных лиц.

В случае непредставления лицом, заключающим с Банком договор 1 , предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящей главой, организация финансового рынка вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.

Банк вправе в случае непредставления клиентом запрашиваемой в соответствии с Главой 20.1 Налогового кодекса РФ информации отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента по договору 1 , предусматривающему оказание финансовых услуг, и (или) в случаях, предусмотренных указанной главой, расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Банк вправе в одностороннем порядке расторгнуть заключенный с клиентом договор 1 , предусматривающий оказание финансовых услуг, если в результате проведения мер, предусмотренных пунктом 1 статьи 142.4 Главы 20.1 НК РФ, Банк выявит недостоверность или неполноту представленной клиентом информации либо придет к выводу о противоречии представленной клиентом информации сведениям, имеющимся в распоряжении Банка, в том числе полученным из иных общедоступных источников информации.

Банк в целях выполнения вышеуказанных требований по FATCA/CRS при установлении деловых отношений с клиентом и заключении договоров 1 об оказании финансовых услуг, а также при наличии оснований полагать, что предоставленная клиентом по запросу Банка информация/документы для целей FATCA/CRS перестали соответствовать действительности, запрашивает 3 у клиентов информацию и документы, в том числе:

  • Вопросник по самосертификации для идентификации клиента - физического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, в целях FATCA/CRS Форма вопросника на русском языке
  • Self-certification questionnaire for identification of a client — an individual, an individual entrepreneur, an individual engaged in professional practice in accordance with the legislation of the Russian Federation, for the purposes of FATCA/CRS Форма вопросника на английском языке
  • Подтверждение налогового резидентства в РФ для физического лица https://www.nalog.ru/rn77/ip/interest/reg_ip/resident_rf/ (это подтверждение может быть запрошено при опровержении клиентом наличия у него статуса иностранного налогоплательщика)
  • Форма W-9 4 (размещена на сайте Налогового управления США), должна быть предоставлена в Банк, если вы являетесь гражданином США или Налогоплательщиком 2 США.
  • (1) копия свидетельства об утрате гражданства США по форме DS 4083 5 или (2) письменное объяснение причины отказа от гражданства США или (3) письменное объяснение причины неполучения гражданства США при рождении, если Вы родились в США, но не являетесь гражданином США

Проверку структуры иностранного идентификационного номера налогоплательщика можно осуществить по ссылке.

Информация по CRS для клиентов, размещенная на сайте ФНС:

1 Открытие банковского счета/вклада, заключение договора на брокерское обслуживание, депозитарные услуги и другие финансовые услуги.

2 Под понятием «Налогоплательщик США» понимается физическое лицо, которое является гражданином США или налоговым резидентом США. Если наличие статуса налогового резидента США вызывает у Вас сомнения, мы рекомендуем проконсультироваться с профессиональным налоговым консультантом.

По общему правилу, Вы можете быть признаны налоговым резидентом США, если:

Вы родились в США; ИЛИ

  1. Вы являетесь гражданином США или у Вас есть «Грин-карта» США; ИЛИ
  2. Вы отвечаете критерию существенного присутствия. Чтобы отвечать этому критерию, Вы должны физически находиться в США по крайней мере:
    1. 31 день в течение текущего года, и
    2. 183 дня в течение трехлетнего периода, который включает текущий год и два непосредственно предшествующих года, включая в расчет, что:
      Все дни, в течение которых Вы находились в США в течение текущего года; И
      1/3 дней, в течение которых Вы находились в США в течение первого года, предшествующего текущему году; И
      1/6 дней, в течение которых Вы находились в США в течение второго года, предшествующего текущему году.

В качестве признаков Налогоплательщика США в отношении физических лиц дополнительно рассматриваются:

  • Наличие регистрации/места жительства в США
  • Почтовый адрес в США (включая почтовый ящик)
  • Телефонный номер с кодом США (префикс «+1»)
  • Постоянно действующие инструкции по платежам в США
  • Действующая доверенность, выданная лицу, имеющему право на управление счетом, с адресом в США
  • Право подписи, выданное лицу с адресом в США
  • Адрес до востребования в США (в отсутствии иного адреса)
  • Налоговый резидент США (по иным основаниям, например, при покупке недвижимости в США)

4 Форма Налогового управления США, которая используется для определения статуса Налогоплательщика США

5 Свидетельство об утрате гражданства США (CLN) — форма Бюро консульских дел Государственного департамента США, составленная сотрудником консульской службы Соединенных Штатов, подтверждающая отказ от гражданства США. Данная форма утверждается Государственным Секретарем США на основании Закона об иммиграции и гражданстве США 1952 г.

Федеральная налоговая служба с 17 марта 2021 года получила расширенный доступ к банковской тайне.

Эта новость стала топовой буквально за несколько часов. Хотя, большинство полномочий было дано налоговикам еще в 2016 году.

Подпункт 1.1 статьи 86 НК РФ действует с сентября 2016 года. По нему банки обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов обычными гражданами.

Причем, это требование было в НК РФ с 2014 года, но в других формулировках и в других статьях кодекса. Налоговики имеют доступ к счетам граждан уже более шести лет.

Существенное отличие новых полномочий состоит всего лишь в том, что раньше налоговики могли получать данные о счетах клиентов только в рамках проверок. Теперь банки обязаны предоставить и вне рамок налоговой проверки.

Что это меняет? Почти ничего. И до этого пояснения вряд ли банк отказал бы ИФНС в информации. Более того, у банков не было прав на выяснение причин, из-за которых ИФНС направила им запрос.

Банки обязаны информировать налоговую на основании статьи 86 Налогового кодекса РФ:

  1. Об открытии и закрытии счетов, вкладов с 2016 года.
  2. Об изменении реквизитов счета граждан с 1 июля 2014 года.
  3. О предоставлении права компании или ИП использовать корпоративные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  4. О предоставлении права гражданину использовать персонифицированные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  5. Об остатках на счетах и выписки по счетам, открытым в драгоценных металлах, с 1 июня 2018 г.
  6. О счетах, привязанных к электронным кошелькам с 1 апреля 2020 года.

Когда ИФНС проводит налоговую проверку граждан

ФНС вправе запросить в банках информацию при проведении проверки конкретного физического лица.

Первое. Обычно, это происходит, когда граждане обращаются в налоговую за налоговым вычетом при покупке квартиры. Есть и другие вычеты на лечение, обучение, но они меньше по суммам.

Второе. Проверить могут любого гражданина на основании любой информации (в том числе поступившей от бдительного соседа) о том, что он о нелегально занимается предпринимательской деятельностью. Например, сдает квартиру или берет наличными за репетиторство.

Третье. Проверка может быть назначена, если банк предоставит налоговикам информацию о подозрительных денежных переводах, например, крупное (от 10 000 $ эквивалент в рублях) поступления из-за рубежа.

Четвертое. По запросу налоговики "увидят" информацию о постоянных, одинаковых платежах на карту.

Пятое. При внесении крупной суммы (от 10 000 $ эквивалент в рублях) на карту через банкомат.

Какие данные банки передают налоговикам

Налоговики получили право запрашивать у банков копии документов клиентов:

  • паспорта клиентов;
  • доверенности на распоряжение денежными средствами;
  • договора на открытие и закрытие счета;
  • карточек с образцами подписей.

Согласно новым полномочиям у налоговиков, как и раньше, нет прямого доступа к выпискам по операциям на счетах.

Получить эти сведения они могут только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС во время проверок.

На основании запроса банки обязаны выдавать налоговым органам:

  • справки о наличии счетов, вкладов и остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах;
  • выписки по операциям на счетах, по вкладам;
  • справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Ответить на запрос банки должны в течение трех дней со дня получения запроса от ИФНС.


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Правовой институт налогового резидентства является одним из центральных в налоговом праве. Он тесно связан с вопросами налоговой юрисдикции государств и, таким образом, обусловливает исчисление и уплату налогов. В государствах, принадлежащих различным правовым семьям, используются различные подходы к определению налогового резидента. Здесь можно выделить главным образом такие принципы юрисдикции, как территориальный и резидентства. В последнем случае налоговое законодательство является экстерриториальным: налогами облагаются не только доходы, полученные на территории государства, но и доходы, полученные за его пределами. В зарубежных странах институт налогового резидентства разработан с различной степенью детализации. Зачастую для получения статуса резидента не требуется предоставление множества документов. Кроме того, сам статус резидента может действовать несколько лет, а нахождение лица на территории государства может быть относительно непродолжительным. В связи с этим важное значение придается получению статуса налогового резидента. Однако при получении такого статуса в правоприменительной практике могут появляться различные вопросы, касающиеся: порядка исчисления сроков нахождения физических лиц на территории государства, процедурных аспектов подтверждения статуса налогового резидента, срока действия такого статуса и т.д.

В целях определения особенностей подтверждения статуса резидента Российской Федерации был осуществлен эксперимент. Автор в соответствии с Информационным сообщением о процедуре подтверждения статуса резидента Российской Федерации (далее – Информационное сообщение) составил заявление о подтверждении статуса налогового резидента Российской Федерации с приложением к нему таблицы расчета времени пребывания на территории Российской Федерации; копий всех страниц общегражданских российского и заграничного паспортов. В заявлении было указано, что такое подтверждение необходимо в связи с планируемым получением дополнительного образования во Франции (Гренобль). В Информационном сообщении содержится пункт, согласно которому для российских и иностранных физических лиц в МИ ФНС России по ЦОД среди прочего предоставляются копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся: договор (контракт); решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов; документы, подтверждающие право на получение пенсии из-за границы, а также иные документы. В связи с этим можно сделать два вывода: во-первых, Информационное сообщение не является нормативным правовым актом, следовательно, не порождает каких-либо прав и обязанностей, во-вторых, перечень документов является открытым. Поскольку предполагалось получение дополнительного образования во Франции, постольку не исключалось также и возможное получение доходов на территории Французской Республики. Вместе с тем такая гипотетическая ситуация не предполагает наличия документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве, но и не исключает их появления в будущем во время получения дополнительного образования. Таким образом, представить такие документы в качестве приложения к заявлению не представилось возможным. Заявление с приложением было направлено в МИ ФНС России по ЦОД через экспедицию ФНС РФ.

В МИ ФНС России по ЦОД заявление было рассмотрено, и автор получил такой ответ.

«МИ ФНС России по ЦОД, рассмотрев заявление гражданина Российской Федерации Королёва Георгия Александровича по вопросу подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации в связи с планируемым получением дополнительного образования (Гренобль), сообщает.

В рамках реализации межправительственных конвенций (соглашений) об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов (далее по тексту межправительственные соглашения) Министерство финансов Российской Федерации, как компетентный орган, уполномочило Федеральную налоговую службу подтверждать постоянное место пребывание (резидентство) в Российской Федерации физических лиц, юридических лиц и международных организаций, имеющих такой статус по законодательству Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба определила МИ ФНС России по ЦОД в качестве исполнителя по выдаче справок о подтверждении статуса налогового резидента Российской Федерации в отношении физических лиц (российских и иностранных), российских организаций, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и международных организаций, имеющих такой статус по законодательству Российской Федерации, для целей применения межправительственных конвенций (соглашений).

В связи с тем, что цель Вашего обращения не соответствует полномочиям МИ ФНС России по ЦОД, рассмотреть его не представляется возможным».

Как видно из этого ответа большая часть его посвящена описанию компетенции МИ ФНС России по ЦОД по выдаче подтверждения статуса налогового резидента. В нем также упоминается круг субъектов, которым выдается такое подтверждение: физические лица, юридические лица, международные организации. Очевидно, что автор относится к физическим лицам, следовательно, вправе получить подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации. Исходя из последнего предложения ответа, у МИ ФНС России по ЦОД нет таких полномочий, что логически и содержательно противоречит предыдущим предложениям ответа.

В этом контексте ключевым понятием является «цели применения межправительственных соглашений». Следует отметить, что ни в ответе, ни в иных документах не содержится разъяснение термина «цель применения межправительственных соглашений». Таким образом, здесь можно увидеть своеобразное творчество со стороны МИ ФНС России по ЦОД, когда, по сути, осуществляется официальное толкование такого термина, однако без должной мотивировки и ссылок на какие-либо нормативные правовые акты или акты применения норм права. Кроме того, в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, не содержится норм, управомочивающих ФНС РФ и его структурные подразделения осуществлять официальное толкование международных договоров, заключенных Российской Федерацией.

Таким образом, для определения объектов и цели международных договоров можно обратиться к нескольким документам. Согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» «международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст.2). Эта дефиниция международного договора полностью совпадает в своих существенных признаках с определением международного договора, содержащегося в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. В свою очередь Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. содержит несколько положений о цели и объекте международных договоров. Согласно ст. 18 Венской конвенции государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Статья 19 Венской конвенции содержит положение, согласно которому государство может формулировать оговорки к договору, при условии, если оговорка не является несовместимой с объектами и целями договора. В соответствии со ст. 41 Венской конвенции два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение об изменении договора только во взаимоотношениях между собой, если оно не затрагивает положения, отступление от которого является несовместимым с эффективным осуществлением объекта и целей договора в целом. Согласно ст. 58 Венской конвенции два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение о временном приостановлении действия положений договора только в отношениях между собой, если возможность такого приостановления предусматривается либо не запрещается договором и не является несовместимым с объектом и целями договора. Таким образом, во всех указанных статьях термины объекта и цели договора являются основным критерием законности действий государств при реализации положений международных договоров.

Вопрос цели и объекта договора находится в непосредственной связи с толкованием международных договоров. Так, согласно ст. 31 Венской конвенции договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.

Для более полного понимания интерпретации целей и объектов международных договоров целесообразно обратиться к материалам Комиссии международного права ООН, касающихся оговорок к международным договорам1. Специальный докладчик по этой теме – А. Пеле – в десятом докладе (2005 г.) выразил сложившееся мнение, что толкование объекта и цели международного договора следует проводить на основании принципа постоянства. Для определения содержания целей и объекта международного договора следует установить «существенные положения договора, которые составляют его raison d'être’». Таким образом, по мнению Комиссии международного права ООН международный договор необходимо интерпретировать как целое, включая преамбулы и приложения. Кроме того, могут приниматься во внимание все обстоятельства заключения международного договора: подготовительные документы, его наименование, статьи, определяющие структуру договора.

В связи с указанными моментами можно рассмотреть Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26 ноября 1996 г. В ней институт резидентства определяется следующим образом. «1. Для целей настоящей Конвенции выражение «резидент Договаривающегося государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации, местонахождения руководящего органа или любого другого критерия аналогичного характера. Однако это выражение не включает лиц, подлежащих налогообложению в этом государстве только в отношении доходов из источников в этом государстве или в отношении находящегося в нем имущества.

2. В случае, когда в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся государств, его положение определяется следующим образом:

a) оно считается резидентом того государства, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих государствах, оно считается резидентом того государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если государство, в котором это лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из государств, оно считается резидентом того государства, где оно обычно проживает;

c) если оно обычно проживает в обоих государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того государства, гражданином которого оно является;

d) если оба государства рассматривают это лицо в качестве своего гражданина или если оно не является гражданином ни одного из них, то компетентные органы Договаривающихся государств решают этот вопрос по взаимному согласию».

Как нам представляется, в преамбуле рассматриваемой Конвенции содержатся объект и цели этого международного договора: «Правительство Российской Федерации и Правительство Французской Республики, желая заключить Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество, согласились о нижеследующем…». Следовательно, из текста Конвенции можно сделать вывод о ее цели и объекте. Объект – заключение Конвенции об избежании двойного налогообложения, цель –предотвращение уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество. В связи с этим, заявление о подтверждении статуса налогового резидента, направленное автором в МИ ФНС России по ЦОД полностью соответствовало цели указанной Конвенции, поскольку исключало уклонение от уплаты налогов и сборов.

Кроме того, в тексте Конвенции не содержится каких-либо норм, посвященных периодам времени, за которые может подтверждаться статус резидента. Следовательно, цель этой Конвенции не заключается в ограничении прав физических лиц в получении подтверждения этого статуса, а в максимальном содействии гражданам и резидентам Договаривающихся государств в вопросах налогообложения. Косвенно этот вывод подтверждается в тех критериях резидентства, которые закреплены в ней. В частности, определяется, что лица могут быть одновременно гражданами обоих Договаривающихся государств (ст. 1). В таком случае особое значение приобретает не ограничение прав и законных интересов физических лиц, а, напротив, максимально разумное их расширение и детализация. Следовательно, здесь могут преобладать диспозитивные нормы, расширяющие возможности выбора. В связи с этим, представляется целесообразной некоторая корректировка российского законодательства. В частности, для снятия лишних административных барьеров можно увеличить срок действия подтверждения статуса резидента РФ на два – три года. Таким образом, снятие административных барьеров будет способствовать более эффективному применению налогового законодательства. Кроме того, возможна и дальнейшая дифференциация института резидентства. В частности, можно создать два основных вида налогового резидентства: постоянное и временное. В последнем случае такой правовой режим будет благоприятствовать лицам, которые часто (несколько раз за налоговый период) посещают то или иное государство и имеют там источник дохода.

В настоящее время правоприменительная практика складывается так, что все, что не разрешено, оказывается запрещенным.

1 Special Rapporteur of the UN ILC A Pellet «Tenth Report on Reservations to Treaties, Addendum I» (14 June 2005) // UN Doc A/CN.4/558/Add.1.

Читайте также: