Национальные проекты налоговые льготы

Опубликовано: 11.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 10 апреля 2020 г. № 23-05-09/28856 О порядке рассмотрения проектов законов субъекта РФ, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции

Департамент доходов Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение во вопросу порядка рассмотрения проектов законов субъекта Российской Федерации, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции, и сообщает следующее.

В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, а также в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерство финансов Российской Федерации не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Одновременно по вопросам, изложенным в обращении, считаем возможным сообщить следующее.

В соответствии с пунктами "и" и "н" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно части второй статьи 76 Конституции издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) предусмотрено, что законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.

Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов определен статьей 7 Закона N 184-ФЗ.

Также, статьей 26.3-3 Закона N 184-ФЗ установлено, что проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливаются новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, субъект Российской Федерации в рамках предоставленных полномочий вправе устанавливать порядок рассмотрения проектов законов субъекта Российской Федерации, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции, положения которого не могут противоречить Конституции и федеральным законам.

При этом в целях оценки влияния проектов нормативных правовых актов, предусматривающих установление для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, налоговых льгот, освобождений и иных преференций, органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с установленным порядком осуществляется прогноз экономических и иных последствий реализации таких решений, проводится оценка влияния реализации проекта акта на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, которая может основываться на отчетной информации, формируемой территориальными органами Федеральной налоговой службы в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности и предоставляемой, при необходимости, в рамках действующего законодательства Российской Федерации, статистических данных, а также информации из других доступных и достоверных источников.

Кроме того, такие проекты нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" проходят общественное обсуждение, которое является формой непосредственного участия населения (общественности) региона в процессе принятия решений органов власти субъекта Российской Федерации и проводится с участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.

Дополнительно отмечаем, что вопросы предоставления налогоплательщиками коммерческих сведений любого характера (производственных, технических, финансово-экономических, организационных и других) при поступлении мотивированного запроса от органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления в рамках выполнения их функций, содержащего указание цели и правового основания затребования информации, срок предоставления этой информации, а также вопросы охраны конфиденциальности такой информации регулируются Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". Статьей 6 указанного закона также установлено, что в случае отказа обладателя информации, составляющей по его решению коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Заместитель директора
Департамента доходов
О.В. Паршина

Обзор документа

Регион в рамках предоставленных полномочий вправе устанавливать порядок рассмотрения проектов законов субъекта Федерации, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции, положения которого не могут противоречить Конституции и федеральным законам.

При этом региональные власти должны спрогнозировать экономические и иные последствия реализации таких решений, оценить их влияние на доходы и расходы соответствующего бюджета, юридических и физических лиц.

Такие проекты проходят общественное обсуждение.

Налоговые льготы
Для стимулирования отдельных видов экономической активности, поддержки определенных территорий или категорий населения в России широко применяются налоговые льготы. Это ежегодно "обходится" бюджетной системе более чем в 2,5% ВВП выпадающих доходов. В то же время до сих пор не ведется систематическая работа по инвентаризации мер налогового стимулирования, отсутствуют единые подходы к оценке их эффективности.

Основной функцией налоговой системы традиционно считают фискальную, то есть формирование доходной части бюджета страны или отдельных ее территорий (региона, муниципалитета). Причем российская налоговая система, как подчеркивается в ряде публикаций, является достаточно эффективной в реализации этой функции, что проявлялось как в длительном периоде профицита бюджета в середине 2000-х годов, так и в относительно небольшом бюджетном дефиците в кризисные периоды 2008–2009 гг. и 2014–2016 гг.

Для стимулирования инвестиций и факторной производительности многие страны применяют налоговые стимулы в рамках своей налоговой политики. В качестве основных аргументов в пользу этого инструмента называются способность налоговых льгот заметно повышать отдачу от инвестиций и сигнализировать об открытости экономики для частных инвестиций, а также их полезность для мобильности капитала. Кроме того, это служит инструментом налоговой конкуренции с другими юрисдикциями. Также считается, что предоставление налоговых льгот – более простое решение, нежели принятие бюджетных программ, направленных на стимулирование деловой активности.

В то же время налоговые льготы, как и иные освобождения и преференции по налогам и сборам, предусмотренные действующим законодательством, приводят к недополученным бюджетным доходам. Поэтому любые инициативы по налоговому стимулированию должны реализовываться крайне взвешенно и ответственно, а страны, которые испытывают сильные бюджетные ограничения, должны быть особенно осторожны в предоставлении налоговых стимулов во избежание усиления сопутствующих фискальных рисков.

Примеров относительно успешного предоставления налоговых льгот немного (Коста-Рика, Ирландия, Малайзия, Китай). В большинстве стран эффект от применения налогового стимулирования оказался обратным: широко распространенные налоговые льготы привели к снижению уровня эффективного налогообложения и эрозии налоговых баз, что стало в свою очередь основными фискальными факторами развития кризисных явлений в национальных финансовых системах, особенно это касается стран с низким качеством госуправления. Дело в том, что успешность применения налоговых стимулов зависит от наличия сразу нескольких важных системных факторов: благоприятных макроэкономических условий, стабильности монетарной и налоговой систем, развитой инфраструктуры, мобильного и прозрачного рынка труда, готовности госструктур к партнерскому (взаимовыгодному) сотрудничеству с бизнесом. В противном случае налоговые преференции могут не только подрывать доходную базу бюджета и требовать болезненных налоговых корректировок в виде более высоких налогов на другие субъекты хозяйствования и виды деятельности, сокращения расходов или усиления зависимости от долгового финансирования, но и приводить к серьезным экономическим искажениям, политическим манипуляциям и коррупции.

В теории налогообложения уже давно сформулированы три принципа оптимальной структуры налогов: эффективность (минимальное налоговое искажение в распределение ресурсов по законам рынка); справедливость (обложение в соответствии со способностью платить налоги); простота (минимальные затраты на администрирование и исполнение налоговых обязательств). Очевидно, что налоговые льготы в целом нарушают эти три принципа оптимального налогообложения, за исключением случаев вмешательства в устранение провалов рынка, налоговой конкуренции за привлечение инвестиционных проектов или формирования налоговых условий для развития экономических агломераций (производственных кластеров). В этой связи наиболее обоснованным налоговым стимулом является установление справедливых и умеренных базовых налоговых ставок.

В России в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне существует большое количество налоговых льгот и преференций, при этом общий объем выпадающих доходов бюджетной системы составляет, по оценкам Минфина России, от 2,5 до 2,8% ВВП ежегодно.

Основной объем налоговых расходов сосредоточен на федеральном уровне – их доля составляет около 85% от общего размера выпадающих доходов бюджетной системы – и в основном касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ. На региональном уровне налоговые расходы в основном формируются благодаря льготам по налогу на имущество.

Таблица. Распределение налоговых расходов между уровнями бюджетной системы в 2014-2017 гг, млрд рублей

2014 2015 2016 2017
Всего налоговые расходы 2190,3 2163,3 2208,8 2448,6
в том числе:
налоговые расходы федерального бюджета 1886,5 1835,9 1882,6 2103,0
налоговые расходы консолидированного бюджета 282,7 302,0 305,8 319,6

Источник: Минфин России

В функциональном разрезе доминирующим направлением налоговых льгот является национальная экономика (в среднем 83–85% от всех налоговых расходов), внутри данного раздела наибольший вес имеют воспроизводство минерально-сырьевой базы и сельское хозяйство. В то же время теоретические исследования и эмпирический опыт применения налоговых послаблений указывают, что инвестиции в проекты, неразрывно связанные с конкретным местоположением их реализации (например, инвестпроекты по освоению природных ресурсов или агропромышленные проекты на специально отведенных землях) и не отличающиеся географической "мобильностью", не должны получать специальные налоговые преференции. Более обоснованной формой государственной поддержки их реализации являются бюджетные субсидии.

Еще одной особенностью российской практики применения налоговых льгот, уже не для бизнеса, а для населения, является их компенсационно-стимулирующий характер. Государство берет на себя часть расходов налогоплательщика на образование, приобретение жилья или медицинское обслуживание, как бы стимулируя потребление отдельных видов социальных услуг или рыночных благ. Напротив, в большинстве развитых стран налоговые льготы предоставляются в виде снижения налоговой нагрузки в обмен на одновременное снижение уровня потребления подобных товаров, работ, услуг. Так, в США гражданам, преимущественно проживающим за пределами страны в течение года и фактически не пользующимся общественными благами или благами с положительными внешними эффектами, финансируемыми из бюджетных средств (например, услугами социальной или транспортной инфраструктуры), предоставлено право исключить из налогооблагаемого по законам США дохода чуть более 100 тыс. долл.

Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля. Как справедливо отмечает Минфин России, подобная практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния. В этой связи необходимо обеспечить в рамках бюджетного процесса проведение регулярного мониторинга и оценки эффективности налоговых расходов бюджета.

На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных количественной оценке эффективности налоговых льгот. Но большинство из методик либо не предназначены для всестороннего анализа издержек и выгод, сосредотачиваясь на выявлении отдельных последствий от применения налоговых льгот, либо используют крайне сложное эконометрическое моделирование всех социально-экономических последствий их применения. В силу их сложности и трудоемкости рекомендовать подобные методические подходы для регулярного использования государственными служащими без должной специальной подготовки не представляется целесообразным. Вот почему оценка эффективности налоговых льгот должна сочетать в себе комплексность и всесторонность учета социально-экономических и бюджетных последствий применения налоговых льгот, с одной стороны, и простотой и понятностью алгоритма анализа, с другой.

На наш взгляд, анализ эффективности налоговых льгот следует осуществлять в два этапа: сначала проверку их соответствия необходимым критериям целесообразности, а затем оценку достаточности показателя результативности их фактического или планового применения, характеризующего эффекты от использования льготы.

На первом этапе критериями анализа могут быть:

а) льгота относится к числу налоговых расходов бюджета;

б) потери доходов бюджета от применения льготы являются существенными (например, больше 100 млн руб. ежегодно);

в) льгота не носит узкого характера при том, что она применяется в достаточно специфической сфере либо небольшим числом налогоплательщиков по прошествии нескольких лет от начала ее действия. Востребованность льготы рассчитывается как отношение фактического количества ее потребителей к потенциально возможному количеству ее пользователей;

г) льгота не вызывает сложности администрирования и правоприменения, и/или ее использование не сопровождается злоупотреблениями, и/или ее действие достаточно адресно, и/или имеет соразмерные (низкие) издержки администрирования (издержки администрирования налоговых расходов составляют менее 10% от их общего объема);

д) для достижения целей, которые преследует льгота, отсутствуют менее затратные альтернативные возможности (например, бюджетные субсидии или реализации проектов на основе государственночастного партнерства).

Несоответствие вышеперечисленным критериям свидетельствует о недостаточной эффективности льготы, а, значит, она должна быть рекомендована к отмене, либо по крайней мере к разработке предложений по совершенствованию механизма действия льготы (например, для издержек ее администрирования, повышения востребованности льготы и т.п.).

Результаты анализа на соответствие применяемых сегодня в России налоговых льгот необходимым критериям представлены в приложении. Указанные в нем льготы являются "кандидатами" на отмену.

На втором этапе (в случае выполнения всех необходимых критериев эффективности) ведомство-куратор льготы либо Минфин России (для общесистемных институциональных льгот, затрагивающих интересы нескольких ведомств) должны провести их оценку на предмет соответствия критериям результативности. В этом случае должна быть проанализирована динамика хотя бы одного показателя (индикатора), на значение которого оказывает влияние рассматриваемая льгота. Очевидно, что цели применения льготы могут быть как социальные (например, повышение доступности социально значимых товаров и услуг для потребителя, поддержка отдельных групп населения, стимулирование занятости отдельных групп населения и т.п.), так и экономические (стимулирование инвестиционной активности, поддержка отдельных видов деятельности, повышение инновационной активности, стимулирование экономического развития определенных территорий и т.п.). Поэтому ведомству-куратору или Минфину необходимо подобрать как минимум один из индикаторов, который наиболее чувствителен к целенаправленному воздействию льготы. Например, это может быть объем потребления отдельных товаров (услуг), охват населения услугами социально значимых организаций, доля расходов населения (или его определенных групп) на социально значимые товары и услуги, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, доля инвестиционных расходов в общих расходах организаций, объем выпуска отдельных видов продукции и т.п.

При этом достоверность оценки влияния льготы на динамику целевого показателя (индикатора) зависит от соблюдения ряда требований:

– доступность полной информации о льготе;

– отсутствие в течение анализируемого периода существенных изменений в законодательстве по порядку применения льготы и расчету налогооблагаемой базы;

– отсутствие исключительно отрицательной динамики показателя (индикатора) и соответствующих налоговых расходов;

– отсутствие определяющего влияния иных факторов (помимо налоговой льготы) на динамику значений рассматриваемого показателя (индикатора).

Формирование механизма оценки эффективности налоговых льгот предполагает ряд мер, в частности, введение в бюджетный процесс процедур регулярного мониторинга и оценки налоговых расходов бюджета; формализацию перечня налоговых расходов, подлежащего ежегодному пересмотру с целью учета изменений нормативных правовых актов, списка государственных программ/проектов и их структуры, а также иных обстоятельств; регламентацию процедуры отмены неэффективных и не соответствующих современным целям государства налоговых льгот; закрепление требований к установлению новых налоговых льгот, в том числе предусматривающих повышение адресности их применения и строгой координации с целями и задачами соответствующих инструментов государственного программно-целевого и проектного управления.

Получение адекватных результатов применения предлагаемого механизма оценки эффективности налоговых льгот напрямую зависит от остроты таких общесистемных проблем, как высокий уровень коррупции, избыточно волатильный обменный курс, инфляция, неудовлетворительная прозрачность и ритмичность бюджетных расходов, непоследовательность и непредсказуемость государственного управления и других важных институциональных условий.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Налоговый кодекс РФ
С 1 января 2014 года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу (НК РФ), в редакции Федерального закона от 30.09.2013 N 267-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ".

Так государство выразило готовность решать вопросы развития Дальневосточного региона России с учетом экономических и социальных проблем как накопившихся за долгие годы, так и сложившихся в результате стихийных бедствий 2013 года.

Данные изменения приняты в форме внесения в кодекс главы 3.3. «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов» и новых статей, касающихся, в том числе, создания на базе ФНС федерального реестра участников региональных инвестиционных проектов, особенностей налогового контроля за соблюдением условий предоставления налоговых льгот.

Наиболее существенным для бизнеса является вопрос об установлении для участников инвестиционных проектов ставки 0% по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. В региональные бюджеты, как и ранее, вопрос установления ставки по налогу на прибыль решается в форме региональных законов.

Важным обстоятельством для инвесторов может стать то, что, несмотря на применение нулевой или сниженной ставки по налогу на прибыль, они смогут убытки, полученные в начальных периодах реализации инвестпроекта, учесть при уменьшении налоговой базы последующих периодов на всю сумму полученного ими убытка в течение последующих 10 лет.

Участник проекта вправе воспользоваться льготной ставкой, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90% всех учитываемых доходов. Таким образом, инвестиционный проект должен быть реальным и нацеленным преимущественно на производственные, а не услуговые или торговые направления предпринимательской деятельности.

Ограничения на признание региональных инвестиционных проектов льготируемыми

Введено несколько существенных ограничений на признание региональных инвестпроектов льготируемыми по налогообложению с целью ориентации инвесторов на реальный сектор экономики: введены условия обеспечения существенных вложений в производственный сектор и ограничение по видам деятельности, связанным, например, с добычей и реализацией углеводородного сырья и подакцизных товаров.

В целом пока использование таких льгот по новому закону ограничено региональным делением и приоритетом инвесторов дальневосточных регионов.

Законодатель в очередной раз идет по тонкой грани между установлением льгот, носящих индивидуальный и общий характер. Статьей 56 НК запрещено устанавливать нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, имеющие индивидуальный характер.

Тем не менее государство допускает иногда льготы для достаточно узкого круга налогоплательщиков. Так происходит, например, с льготированием участников проекта Сколково, строителей олимпийских объектов, теперь с привлечением инвестиций на Дальний Восток. Аналогичные ситуации нередко возникают и на уровне региональных законов, устанавливающих льготы в областные и республиканские бюджеты для инвесторов в тех или иных очень узких секторах промышленности. Но это вынужденная мера и зачастую общая экономическая обоснованность в этом присутствует.

Как это будет работать в Нижегородской области?


В связи с принятием нового закона возникает и целый ряд вопросов. Так, в нашем регионе с 2004 года действует и активно применяется Закон от 31.12.2004 N 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области". У нас достаточно высокий уровень проработанности процедур, обеспечивающих привлечение инвесторов в различных отраслях экономики области. Региональные инвестиционные проекты работают уже не первый год, обеспечивая права российских и иностранных инвесторов, в том числе в форме установления налоговых льгот в региональный бюджет в пределах, установленных федеральным законодателем. Такие проекты имеют статус инвестиционных соглашений, утверждаемых законодательной властью области, а их исполнение курируется на уровне правительства области Министерством инвестиционной политики Нижегородской области.

Но в связи со вступлением с этого года в силу Федерального закона N 267-ФЗ участники таких региональных соглашений не имеют права на вновь установленные льготы федерального уровня, пока Нижегородская область не будет включена в статью 25.8 НК РФ.

Получается, что «региональные инвестиционные проекты» в России будут иметь одно название, но несколько содержаний (понятий): льготируемые по смыслу раздела 3.3. НК ФР и льготируемые в силу соглашений, заключенных по законам субъектов РФ. Представляется, что со временем такое деление должно быть исключено и равенство субъектов предпринимательской деятельности должно быть обеспечено на всей территории России, как это предусмотрено основными принципами конституционного и гражданского законодательства. А поддержка особо депрессивных регионов может осуществляться на уровне бюджетного софинансирования развития экономики и в иных формах.

Как будет осуществляться контроль за применением налоговых льгот

Здесь же возникает и не менее важный вопрос о контроле за применением налоговых льгот для обоих типов региональных инвестиционных проектов.

До 2014 г. вопрос о контроле за выполнением условий инвестиционных соглашений для применения налоговых льгот в НК РФ прямо прописан не был. Типовыми проектами соглашений с инвесторами в Нижегородской области предусмотрены контроль и отчетность инвесторов по экономическим показателям перед Министерством инвестиционной политики.

Но следует отметить, что данная форма контроля носит исключительно договорный характер, является разновидностью государственно-частного партнерства.

Вопросы же правильности налогообложения являются исключительно публичными и контролируются Федеральной налоговой службой России в пределах, установленных налоговым законодательством.

И если ранее контроль за применением льгот осуществлялся налоговыми органами на общих основаниях, то теперь применительно к региональным налоговым проектам, установленным ст. 25.8 Налогового кодекса, установлены отдельные полномочия налоговых органов по показателям деятельности инвесторов при проведении камеральных (п.12 ст.88 НК РФ), выездных (89.2 НК РФ) и трансфертно-ценовых (ст.105.14 НК РФ) налоговых проверок.

Исходя из нынешнего законодательства, применение налоговыми органами таких специальных форм контроля в отношении ранее заключенных регионами инвестиционных соглашений не предусмотрено. Но общие функции налоговых органов и отсутствие прямого запрета на контроль налоговыми органами экономических условий применения льгот не исключают ситуации, когда будут применены новые нормы о контроле к проверке ранее заключенных региональных соглашений. Но это покажет практика применения новых правовых механизмов

Хочется в этой ситуации отметить, что законодателям следовало бы более внимательно относиться к формулировкам и понятиям, используемым в налоговом законодательстве, во избежание двусмысленностей и неясностей, которых и без того слишком много.

В целом же общее движение в сторону поддержки инвестиционной деятельности является безусловно положительным фактором в развитии экономики регионов, и дальнейшее включение других субъектов федерации в перечень инвестиционных регионов позволило бы расширить их привлекательность для вложения средств и снизить отток капиталов за рубеж.

Михаил Першин, к.ю.н., руководитель налоговой практики Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov.

Dmitriy-Fedorov

Термина «IT-компания» в Налоговом кодексе нет. Но на налоговые льготы могут претендовать организации, которые занимаются следующими видами деятельности.

  1. Разрабатывают и продают программное обеспечение (ПО) и базы данных (БД).
  2. Оказывают услуги по адаптации и модификации ПО и БД.
  3. Устанавливают, тестируют и сопровождают ПО и БД.

Для удобства такие организации в дальнейшем называю IT-компаниями. Для них государство снизило ставки по налогам и взносам и предусмотрело другие льготы.

В 2020 году IT-компании используют сниженную ставку по страховым взносам. Вместо общего тарифа в 30% платят взносы по ставке 14%. Вы можете получить льготу IT-компаний по взносам, если подходите под условия.

  • Компания аккредитована в Минкомсвязи.
  • Не менее 90% доходов получает от деятельности в IT.
  • Среднесписочная численность сотрудников — минимум семь человек.

blank-zayavleniya-na-saite-minkomsvyazi

Если вы выполняете два других условия, по доходам и численности сотрудников, то можете применять льготные ставки по взносам с того месяца, когда организацию включили в реестр. Например, вас аккредитовали 15 сентября 2020 года, значит, пользуетесь льготой с 1 сентября.

Продлевать аккредитацию не требуется: льгота доступна, пока соблюдаете все условия. Но если перестанете соответствовать, то должны пересчитать взносы по стандартным тарифам с начала года.

ПРИМЕР: В 2019 году компания соответствовала условиям по доходу и численности. В январе 2020 года получила аккредитацию Минкомсвязи и с тех пор пользуется льготой по страховым взносам.

Если по итогам 2020 года окажется, что среднесписочная численность сотрудников — менее 7 человек, то придется доплатить взносы за весь год по стандартной ставке в 30%.

Сведения о количестве сотрудников компании раз в год сдают в ИФНС. Долю доходов от деятельности в IT по отчетности не определить. Но нарушение могут выявить налоговики во время выездной проверки.

Так что вы самостоятельно контролируете соблюдение условий по доходам и количеству сотрудников, и своевременно платите взносы, если перестали им соответствовать. Иначе после проверки вам придется доплачивать не только взносы, но и платить пени и штраф, его размер — 20% от неуплаченной суммы.

ПРИМЕР: Выручка компании за год — 10 млн ₽. Если компания произведет 1 млн ₽ затрат, не относящихся к НИОКР, то облагаемая база по налогу на прибыль будет равна

База по налогу на прибыль = 10 млн ₽ - 1 млн ₽ = 9 млн ₽

Если же организация произведет за год 1 млн руб затрат на НИОКР, то облагаемая база по налогу на прибыль будет меньше:

База по налогу на прибыль = 10 млн ₽ - 1 млн ₽ х 1,5 = 10 млн ₽ - 1,5 млн ₽ = 8,5 млн ₽

Льгота действует для расходов, которые входят в утвержденный перечень. Например, к НИОКР относят разработку средств информационной безопасности, методов поиска информации в базах данных, систем управления транспортом.

Если вы использовали льготу, то должны обосновать расходы. Для этого вместе с декларацией по налогу на прибыль сдайте в ИФНС отчет о проведенных НИОКР. Налоговики проверят данные, и, если потребуется, привлекут экспертов, чтобы подтвердить достоверность отчета.

Для пользования льготой аккредитация в Минкомсвязи не нужна, требований по доходам и количеству сотрудников тоже нет.

Мгновенная амортизация. Крупные IT-компании, которые работают в основном на экспорт, могут сразу списать на затраты стоимость приобретенной электронно-вычислительной техники.

Обычно после покупки объекта дороже 100 000 ₽, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают на его стоимость постепенно в течение нескольких лет. Такой способ списания затрат называют амортизацией.

В данном случае амортизацию не используют. Можно сразу существенно уменьшить налог на прибыль в том периоде, когда купили новое оборудование.

Чтобы получить право на льготу, IT-компания должна соблюсти все условия:

  • Иметь аккредитацию в Минкомсвязи.
  • Получать не менее 90% дохода от деятельности в IT. В том числе не менее 70% — от иностранных клиентов.
  • Среднесписочная численность сотрудников — не менее 50 человек.

Если нарушить любое из этих условий, воспользоваться льготой будет нельзя.

По закону, юрлица и ИП в сфере IT освобождаются от НДС, если продают исключительные права на ПО и БД, а также права на их использование по лицензионному договору. Но льготы IT-компаниям по НДС касаются только перечисленных выше продуктов, а не деятельности в целом.

Чтобы воспользоваться льготой, аккредитация в Минкомсвязи не нужна. Ограничений по доходам и количеству сотрудников тоже нет.

Izmeneniya-v-federalniy-zakon

Izmeneniya-v-federalniy-zakon-dlya-IT

Важно: Перечисленные ниже льготы недоступны компаниям, если разработанные ими ПО и БД дают возможность размещать или просматривать рекламу, находить продавцов или покупателей, заключать сделки.

Налоговики пока не разъяснили, на какие именно виды ПО и БД не будут распространяться льготы в 2021 году. Если вы сомневаетесь в своем праве на льготные ставки — обратитесь за разъяснением в свою ИФНС.

Максимальный срок для ответа на запрос налогоплательщика — 60 календарных дней. Отправьте запрос не позднее 1 ноября 2020 года, тогда гарантированно получите ответ до начала 2021 года. Форма запроса не регламентирована: опишите свою ситуацию, расскажите об особенностях вашего ПО и БД.

Ставку по страховым взносам снизят до 7,6%. Если в 2020 году для IТ-компаний действует льготная ставка в 14%, то с 2021 года она составит 7,6%.

Вы можете претендовать на новую льготу, если продаете и обслуживаете программы и базы данных собственной разработки. Продаете и обслуживаете ПО и БД других разработчиков — платите с 2021 года взносы по стандартной ставке в 30%.

Для получения льготы в 2021 году вам нужно аккредитоваться в Минкомсвязи и соблюдать другие условия. Не менее семи сотрудников, доходы в сфере ИТ — не менее 90%.

Ставку налога на прибыль снизят с 20% до 3%. Все 3% зачисляются в федеральный бюджет. То есть налог можно перечислять одним платежом, а не двумя, как раньше.

Вы можете получить льготу по налогу на прибыль, если соответствуете условиям. Продаете и обслуживаете ПО и БД собственного производства, есть аккредитация в Минкомсвязи, у вас не менее семи сотрудников, доходы от деятельности в IT — не менее 90%.

Мгновенной амортизации не будет. С 1 января 2021 года прекратит действовать льгота, которая позволяет крупным IT-компаниям единовременно списывать стоимость купленной компьютерной техники.

Меньше компаний смогут применять льготу по НДС. С 2021 года вы можете не начислять НДС, только если продаете ПО и БД, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. То есть в 2021 году количество плательщиков НДС в IT вырастет.

Важно: Сейчас для небольших организаций в IT самый выгодный налоговый режим — упрощенка. Но если ваша IT-компания работает с прибылью и подходит под все требования для использования новых льгот, то с 2021 года вам выгоднее работать на общей системе налогообложения (ОСНО).

Новые условия делают ОСНО дешевле. С учетом всех льгот в 2021 году вы заплатите на ОСНО по налогу на прибыль всего 3%, в то время как стандартная ставка на УСН «Доходы минус расходы» — 15%.

Фото: Денис Кожевников / ТАСС

Минфин подготовил поправки ко второму чтению в законопроект о снижении в пять раз выплат налога на добычу (НДПИ) в Красноярском крае бедных многокомпонентных руд, из которых извлекают никель, медь и платиноиды.

Это следует из письма замминистра финансов Алексея Сазанова, которое он направил 22 марта в профильные ведомства (Минэкономразвития, Минприроды, Минэнерго и Минюст). У РБК есть копия письма и проект, их подлинность подтвердил источник в одном из профильных ведомств.

Согласно поправкам, льготу по НДПИ предлагается распространять только на новые месторождения, и не только с низким содержанием никеля, но и с низким содержанием палладия и платины, поэтому она будет доступна только проекту «Интергео» Михаила Прохорова. А месторождения «Норникеля» Владимира Потанина и «Русской платины» Мусы Бажаева, которые также расположены в Красноярском крае, должны будут платить более высокий НДПИ.

Законопроект, принятый в первом чтении, предусматривает установление специфической ставки для добычи бедных многокомпонентных комплексных руд в Красноярском крае, то есть руд с низким содержанием всех полезных компонентов в медно-никелевых рудах, без привязки к конкретным организациям, осуществляющим их добычу, сообщил представитель Минфина. Поправки направлены на уточнение отнесения этих руд к бедным, пояснил он.

Против такого подхода выступил Минпромторг, сообщил РБК источник в одном из профильных ведомств. Представитель Минпромторга отказался от комментариев.

Какие поправки предложил Минфин

Осенью 2020 года было принято решение об увеличении в 3,5 раза выплаты по НДПИ при добыче сырья для удобрений, а также руд черных и цветных металлов. Выплаты по налогу рассчитываются как базовая ставка для определенного вида полезных ископаемых, умноженная на рентный коэффициент, именно он и был повышен до 3,5. Эта мера, по прогнозу Минфина, позволит c 2021 года собирать по 56 млрд руб. дополнительных налогов ежегодно. Основная нагрузка от увеличения этого налога легла на «Норникель». По оценке Goldman Sachs, повышение налога обойдется компании в $477 млн (35 млрд руб.) EBITDA в год.

Андрей Белоусов

Бизнесу удалось добиться снижения рентного коэффициента (с 3,5 до 1) для новых проектов, реализуемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Весной 2021 года также планировалось обсудить подход к дифференциации повышения НДПИ. Получается «не вполне справедливая конструкция», которая «столкнет» одни компании с другими, заявил недавно глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин на встрече с журналистами. По его словам, в результате одним компаниям повышение НДПИ снизят, а другим — увеличат.

В январе Госдума приняла в первом чтении законопроект, снижающий ставку по НДПИ с 730 до 140 руб. за тонну для новых месторождений многокомпонентной руды, содержащей в том числе медь, никель и металлы платиновой группы, при условии что содержание никеля в ней не более 0,5%. Законопроект должен был стимулировать разработку новых и менее рентабельных месторождений металлов. Под них подпадали в том числе Масловское месторождение «Норникеля» (содержание никеля 0,3%), Черногорское месторождение «Русской платины» (0,22%) и Кингашское месторождение «Интергео» (нет данных).

«Если содержание никеля не более 0,5%, это достаточно бедные породы, и, естественно, выручка, которую приносит их разработка, меньше. Мы предлагаем снизить НДПИ для вовлечения в разработку новых месторождений многокомпонентных комплексных руд», — пояснял тогда Сазанов.

Теперь Минфин предлагает изменить подход к льготам: снизить не ставку НДПИ для таких бедных месторождений, а рентный коэффициент (до 0,2) и ввести новые условия: содержание металлов платиновой группы в рудах должно быть не более 1 г на 1 т руды, месторождение на 1 января 2021 года разработано не более чем на 1% и добыча на нем ведется в рамках инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК. Для всех остальных месторождений ставка составит 730 руб. за тонну, следует из письма замглавы Минфина. Рентный коэффициент для новых проектов с соглашениями СЗПК будет равен 1, а для прочих — 3,5 (то есть выплаты будут равняться 2,5 тыс. руб. за тонну). «Учитывая сжатые сроки, предусмотренные для внесения проекта поправок в правительство и Госдуму, просим согласовать проект поправок в максимально короткий срок», — пишет Сазанов.

По данным справочника наилучших доступных технологий, Октябрьское и Талнахское месторождения «Норникеля» в Красноярском крае (не подпадают под льготы и по содержанию в руде никеля) являются самыми богатыми по концентрации металлов платиновой группы (от 2,8 до 28,9 г на тонну), а Норильск-1, Масловское и Черногорское — беднее (в среднем 6,6 г на тонну). Под новые условия, которые предлагает Минфин, подпадают только Кингашское и Верхнекингашское месторождения «Интергео» — около 0,5 г платиноидов на тонну.

Представитель «Норникеля» отказался от комментариев, РБК направил запросы в «Русскую платину» и «Интергео».

Почему Минпромторг выступил против

Минпромторг не согласовал проект поправок, который предложил Минфин, поскольку выбранные критерии могут быть распространены только на два месторождения «Интергео», рассказал РБК источник в одном из профильных ведомств. При этом Черногорское месторождение и южная часть месторождения Норильск-1 («Русская платина»), а также северная часть месторождения Норильск-1 («Норникеля») в отличие от участков «Интергео» не получают господдержки, в том числе на региональном уровне, заметил собеседник РБК.

По словам источника РБК, реализация проектов «Норникеля» и «Русской платины» осуществляется инвесторами в более сложных природно-климатических условиях. В итоге предложение Минфина ограничивает возможность применения льготной налоговой ставки только для «Интергео», делая проект закона индивидуальной налоговой льготой для конкретного юридического лица, что противоречит идеологии Налогового кодекса, заключает источник.

Что известно о новых проектах «Интергео», «Норникеля» и «Русской платины»

«Интергео» была создана в 2008 году при разделе бизнеса Прохорова и Потанина. У нее два проекта: медный — Ак-Суг (в Республике Тыва, запасы — 5,1 млн т меди) и никелевый — Кингаш (в Красноярском крае, запасы — 2,4 млн т никеля. Инвестиции в оба проекта оценивались в $2,7 млрд. Производство на Ак-Суге планировали запустить в 2023 году, а через год — на Кингаше. В марте 2019 года РФПИ и Российско-китайский инвестиционный фонд приобрели 9,53% «Интергео». Компания просила господдержку в размере 60 млрд руб. для строительства автодорог и линий электропередачи, писал «Коммерсантъ», но ей выделят из бюджета 13 млрд руб.

«Норникель» планировал инвестировать в развитие северной части месторождения Норильск-1, расположенного на Таймыре, более 45 млрд руб. А «Русская платина» рассчитывала вместе с «Норникелем» вложить еще $15 млрд в разработку южной части Норильска-1, Черногорского и Масловского месторождений, но их партнерство «Арктик Палладий» было расторгнуто. Теперь компания должна будет самостоятельно организовать добычу на Черногорском месторождении.

Фото:Владимир Смирнов / ТАСС

Поправки Минфина (в случае их принятия) будут провоцировать компании расширять границы участков, чтобы снизить содержание металлов платиновой группы в руде, замечает независимый эксперт по устойчивому развитию Максим Худалов. «Ждем творческого подхода к оконтуриванию месторождений и подсчету запасов и средних содержаний металлов в них», — замечает он.

Минпромторг же предложил Минфину скорректировать критерии, чтобы под дифференциацию НДПИ попали другие медно-никелевые месторождения на территории Красноярского края, которые также являются бедными — содержат мало полезных компонентов в руде, рассказал источник РБК.

Минприроды предлагает установить для руд металлов платиновой группы рентный коэффициент в размере единицы без дополнительных условий, так как расходы по их добыче достаточно велики, отметили в пресс-службе Минприроды. Коэффициент 3,5 не обеспечит минимально необходимую доходность и может сказаться на реализации инвестиционных проектов, добавил представитель ведомства.

Читайте также: