В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках

Опубликовано: 23.04.2024

Компания может столкнуться с налоговой тайной при работе с поставщиками или участии в тендерах. Например, крупный партнер попросит сделать налоговую тайну общедоступной. Звучит так себе, но на деле не страшно.

Роман Виноградов

Что такое налоговая тайна

Начнем с примера: бывшая жена ИП Петрова хочет узнать, сколько он зарабатывает и в каком банке держит деньги. Она обращается в налоговую с запросом:

Прошу предоставить сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета ИП Петрова; о номерах расчетных счетов, количестве и движении средств в рублях и иностранной валюте.

Если сотрудник налоговой расскажет о доходах и счетах предпринимателя, он рискует получить штраф до 1 млн рублей. Потому что эти сведения — налоговая тайна.

В законе нет списка сведений, которые относятся к налоговой тайне. Зато есть определение от обратного: налоговая тайна — это любые сведения, которые налоговая получает от бизнеса, кроме тех, что перечислены в статье 102. К примеру, в списке:

  • общедоступные сведения. Это название компании, ее адрес, дата регистрации и всё, что она сама рассказывает у себя на сайте или в рекламе, социальных сетях;
  • ИНН;
  • информация о долгах и задержках по налогам;
  • налоговый режим компании, например упрощенка;
  • среднесписочная численность сотрудников за прошлый год;
  • налоги, доходы и расходы за прошлый год.

Всё, что не входит в список исключений, могут знать налоговая, сам налогоплательщик и по запросу в налоговую или компанию — полиция с судом. Задача налоговой — следить, чтобы её сотрудники не разглашали эти сведения.

Кажется, что налоговая тайна — это что-то из внутреннего мира налоговиков, но есть два случая, когда тайна может понадобится предпринимателю:

  • проверка контрагентов;
  • признание налоговой тайны общедоступной для участия в тендере или сотрудничества с крупной компанией.

Налоговая тайна и проверка контрагентов

У судов и налоговой есть термин «должная осмотрительность» — это проверка партнеров и поставщиков перед работой. Проверка нужна, чтобы на этапе выбора партнеров выявить подозрительных и не работать с ними. К примеру, подозрительной будет строительная фирма с одним сотрудником и нулевыми декларациями за последние пару лет.

Подробнее о должной осмотрительности

До 2016 года в открытом доступе можно было найти только название, адрес компании, имя ее учредителя и данные о специальном налоговом режиме, например упрощенке. Остальное приходилось запрашивать у партнеров, потому что сведения о доходах, расходах, имуществе и сотрудниках были налоговой тайной. А сейчас это уже не тайна.

Открытые сведения накладывают на предпринимателя обязанность проверять по ним контрагентов. Раз сведения о сотрудниках есть, не получится сказать в суде: «Я не знал, что у этой фирмы нет строителей и она не сможет мне построить завод по нашему контракту».

Нет точного списка, что обязательно проверить у контрагента, поэтому лучше посмотреть всё, что есть:

В сервисы попадают сведения за прошлый год — именно они уже не входят в налоговую тайну. Информация появляется по частям:

  • 1 августа — о спецрежиме на конец прошлого года и численности сотрудников. Можно проверить, работает поставщик на упрощенке или на общем налоговом режиме и сколько у него сотрудников;
  • 1 октября — налоги и страховые взносы, которые заплатила компания за прошлый год, ее доходы и расходы. Можно посмотреть динамику доходов и расходов за 2017-2018 годы;
  • 1 декабря — о налоговых нарушениях, недоимке по налогам и взносам, штрафах.

Если компания сдает отчеты в Росстат, там можно посмотреть ее долги, доходы и расходы по месяцам и узнать, сдавала ли она нулевые декларации. Сведения с сайта налоговой и Росстата автоматически подтягиваются в сервисы проверки контрагентов, например Сбис, Спарк.

Налоговая тайна и общедоступные сведения

В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит крупный партнер или для участия в тендерах.


Как провести тендер

Чтобы открыть сведения, заполняют «Согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными». Его относит в налоговую директор компании, ИП или человек по доверенности.


В заявлении указывают коды — по ним налоговая узнаёт, какие сведения открывать. Например, код 0400 значит, что нужно открыть информацию о банке, в котором у компании счет, номере, дате открытия, типе счета и движении денег на нем. Если случайно указать не тот код, налоговая откроет не ту информацию.

Здесь же в заявлении указывают, за какой период открывают сведения, но есть нюанс: то, что уже стало открытым, остается открытым навсегда. В налоговом кодексе нет статьи об отзыве согласия.

Наказание за раскрытие налоговой тайны

За разглашение налоговой тайны есть наказания:

  • за сбор сведений, похищение документов или подкуп сотрудников налоговой — штраф до 500 000 рублей, исправительные работы до года или лишение свободы до двух лет;
  • разглашение или использование сведений — штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до трех лет.

Сложно узнать, что сотрудник налоговой копирует на флешку декларации компании, а потом их продает конкурентам. Но такое может произойти, если владелец компании случайно увидит свою декларацию в интернете. Тогда надо обратиться в полицию или прокуратуру, они проведут расследование и всех накажут.

Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

Налоговая тайна и отечественный закон

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Почему тайна?

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Какие данные относят к налоговой тайне

Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

  • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
  • налоговые декларации;
  • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
  • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
  • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
  • личная информация;
  • патенты, ноу-хау, разработки организации;
  • сведения уровня коммерческой тайны.

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

  • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
  • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
  • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
  • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

Составить такой запрос имеют право:

  • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
  • следственные органы;
  • суд;
  • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

Федеральной налоговой службой проведен анализ поступивших жалоб налогоплательщиков на непредставление (отказы в представлении) налоговыми органами взыскателям сведений о банковских счетах должника.

В результате проведенного анализа установлено, что основаниями непредставления (отказа в представлении) налоговыми органами взыскателям сведений о банковских счетах должника являются непредставление заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа и ненадлежащее оформление ими запроса о представлении указанных сведений.

Федеральная налоговая служба с целью исключения необоснованного бездействия налоговых органов по непредставлению соответствующих сведений сообщает о необходимости учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, указанных в подпунктах 1 - 13 пункта 1 статьи 102 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 102 Кодекса налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу пункта 9 статьи 69 Закона Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены в том числе сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

Из пункта 8 статьи 69 Закона N 229-ФЗ следует, что взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 149-ФЗ обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Исходя из изложенного, к сведениям, отнесенным к категории ограниченного доступа, относится налоговая тайна.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов утвержден приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из пункта 4 Порядка следует, что запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

В силу пункта 5 Порядка при направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Согласно пунктам 6, 7 Порядка в запросе отражаются основания для рассмотрения такого запроса в налоговом органе, а именно ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации, а также конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию.

В силу пункта 11 Порядка запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям Порядка, исполнению не подлежат.

Таким образом, налоговый орган представляет взыскателю сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ и относящиеся к конфиденциальной информации, только в случае направления взыскателем запроса, соответствующего требованиям Порядка.

Обратиться за получением указанных сведений взыскатель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе в ИФНС России (либо УФНС России) по месту своего нахождения.

При обращении в налоговый орган с запросом о получении информации о счетах должника для подтверждения своих прав на получение указанной информации взыскатель должен одновременно предъявить подлинник или заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке (нотариусом или судом, выдавшим взыскателю исполнительный лист) копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.

При предъявлении взыскателем лично в налоговый орган подлинника исполнительного листа налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия возвращает подлинник исполнительного листа взыскателю.

В случае представления в налоговый орган копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, одновременно предъявляется подлинник исполнительного листа.

Во всех остальных случаях направления запроса в налоговый орган с приложением копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, налоговым органам с целью подтверждения достоверности полученной копии исполнительного листа необходимо принять меры по проверке сведений о выдаче взыскателю данного исполнительного листа путем направления соответствующего запроса в суд, выдавший этот исполнительный лист.

После получения ответа на указанный запрос сведения о банковских счетах должника подлежат представлению законному или уполномоченному представителю взыскателя при представлении им документов, подтверждающих полномочия на получение данных сведений.

Основываясь на этимологическом толковании слова “режим“, предлагается понимать его как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении
сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что
необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей,
возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются.

Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации.

Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является установление юридической ответственности за нарушение порядка формирования ресурсов налоговозначимой информации и режима налоговой тайны. В данном случае (за подобные правонарушения) будут применяться следующие виды юридической ответственности: налоговая (финансовая), административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

Разглашением налоговой тайны признается виновное противоправное, в нарушение режима
защиты соответствующей конфиденциальной информации, действие (бездействие) должностного лица налогового (таможенного) органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

Доступ к налоговой тайне имеют суды общей юрисдикции РФ и арбитражные суды РФ. При
производстве по делам, возникающим в связи с оспариванием ненормативных актов, решений и
действий (бездействия) налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, при производстве по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности соответствующих судов (ст. 29 АПК РФ; ст. 22 ГПК РФ), может возникать потребность в привлечении сведений о налогоплательщике в качестве доказательств. В этих случаях материалы, содержащие данные сведения, предоставляются налоговым органом по мотивированному письменному запросу судьи непосредственно в суд (ст. 66 АПК РФ; ст. 57 ГПК РФ).

Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется
судебным приставам-исполнителям (государственным служащим, которые в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве” исполняют судебные акты и акты других органов). В случае отсутствия информации о должнике, необходимой для принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах счетов, о наименовании и месте нахождения банков и кредитных организаций, в которых находятся эти счета. Такая информация составляет объект налоговой тайны. Однако по запросу судебного пристава-исполнителя она должна быть предоставлена налоговым органом в трехдневный срок.

С. А. Токмина
автор статьи, консультант по юридическим вопросам; Н. А. Яковлева, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Одной из частых причин отказа в вычетах по НДС или в признании расходов по налогу на прибыль необоснованными является то, что контрагент не исполняет своих налоговых обязательств. Это подразумевает, что организацию обвиняют в том, что она не проявила должной осмотрительности и осторожности при выборе партнера. Чтобы обезопасить свою компанию, многие бухгалтеры обращаются в налоговые органы, где состоит на учете их контрагент, за дополнительной информацией, чтобы узнать, не нарушает ли тот налоговое законодательство. В частности, своевременно ли контрагент уплачивает налоги, не привлекался ли он к налоговой ответственности, сдает ли отчетность.

При таком запросе налоговые органы не спешат делиться имеющейся у них информацией, ссылаясь на налоговую тайну. Какие же сведения считаются налоговой тайной?

Что является налоговой тайной?

Условия отнесения информации к сведениям, которые составляют коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Одним из таких федеральных законов является Налоговый кодекс РФ. В нем урегулированы правоотношения в области налоговой тайны.

Налоговая тайна - это любые сведения о налогоплательщике, которые получены инспекцией и иными госорганами (п. 1 ст. 102 НК РФ). Например, о контрагентах и условиях сделок с ними, об остатках денег на счетах и депозитах, о способах налогового учета отдельных операций.

К налоговой тайне относится коммерческая тайна. Например, секреты производства и иные производственные, технические, экономические, организационные сведения (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Налоговая тайна не подлежит разглашению. В настоящее время действуют несколько законов, которые определяют, в каких случаях и кому налоговые органы могут разгласить сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ). Например, по запросу полиции или судей (пп. 29 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ч. 6 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").

Не являются налоговой тайной, в частности (п. 1 ст. 102 НК РФ):

  • общедоступные сведения, например, данные об организации из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 6 Закона о регистрации юрлиц и ИП) или данные бухотчетности, которые можно получить в Росстате по запросу (ч. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, п. 5.10 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420);
  • о применяемом спецрежиме, о среднесписочной численности работников;
  • о налоговых нарушениях и ответственности за них, в том числе о недоимке и задолженности по пеням и штрафам;
  • об уплаченных за прошлый год налогах и сборах;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за прошлый год;
  • об участии в КГН;
  • сведения, направляемые налоговым (таможенным, правоохранительным) органам других государств по международным договорам о взаимном сотрудничестве.

Ваш поставщик просит, чтобы вы подали в налоговую инспекцию согласие о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными? Обязаны ли вы это делать, и какие последствия влечет представление такого согласия?

Многие налогоплательщики столкнулись с новым «веянием», когда поставщики или покупатели стали просить, чтобы организация подала согласие о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в налоговые органы, либо сами его составляют за вас и просят подписать. С чем связан такой запрос? Надо ли подписывать данное согласие и предоставлять его в налоговые органы?

Обязательно ли предоставление согласия о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 НК РФ, представление согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (далее – согласия) осуществляется налогоплательщиком на добровольной основе.

Вы вправе отказаться от режима налоговой тайны в отношении всех или части сведений. Для этого оформите согласие на признание налоговой тайны общедоступной (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Представление согласия обычно связано с необходимостью получения сведений о налогоплательщике каким-либо третьим лицом (государственным органом, кредитной организацией и др.) для оказания налогоплательщику услуг, предоставления сервисов или выполнения этим третьим лицом функций, возложенных на него в соответствии с законодательством Российской Федерации (проверка сведений, выдача лицензий и т.д.).

После получения согласия налогоплательщика сведения, которые становятся общедоступными, на открытых информационных ресурсах не размещаются, а предоставляются любым третьим лица на основании письменного запроса по форме по КНД 1110070.

При выданном согласии с кодом 1400 общедоступной будет информация, указанная самим налогоплательщиком, в том числе информация о поставщиках и покупателях.

Согласие на признание налоговой тайны общедоступной подайте в инспекцию по месту своего нахождения или жительства (п. 3 Порядка представления согласия).

Представить форму в инспекцию можно одним из следующих способов (п. п. 2, 4, 7 Порядка представления согласия):

  • в бумажном виде: лично (через представителя) или по почте;
  • в электронной форме: по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика с использованием усиленной электронной подписи (квалифицированной или неквалифицированной).

Разглашение налоговой тайны: как доказать и что грозит виновным?

Знайте, разглашением налоговой тайны считается не только результат каких-либо действий, но также бездействие и утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну (п. 4 ст. 102 НК РФ). Если из-за этого организация получит убыток, то можно потребовать возмещение ущерба за счет федерального бюджета (п. 1 ст. 35). Хотя доказать разглашение практически нереально.

Кроме того, для виновных лиц предусмотрена дисциплинарная (ст. 12 Закона от 21.03.91 N 943-1;
статьи 57, 58 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ) и даже уголовная ответственность за разглашение налоговой тайны (ч. 2—4 ст. 183 УК РФ). Правда, рассчитывать, что это кого-то остановит, не стоит.

Читайте также: