Соглашение об избежании двойного налогообложения украина оаэ

Опубликовано: 03.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 ноября 2014 г. № ГД-4-3/23568@ “О применении положений Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Правительством РФ и Правительством Украины”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо о налогообложении доходов российской организации, получаемых за пределами Российской Федерации, а также устранения двойного налогообложения, сообщает следующее.

Согласно статье 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины заключено и действует Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 (далее - Соглашение).

Пунктом 1 статьи 11 Соглашения предусмотрено, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве, если такой резидент имеет фактическое право на эти проценты.

Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10 процентов от валовой суммы процентов (пункт 2 статьи 11 Соглашения).

Таким образом, пункт 2 статьи 11 Соглашения определяет право налогообложения процентов и за государством, в котором эти проценты возникают, если данный налог предусмотрен внутренним законодательством этого государства, но ограничивает такое право предельным налогом, рассчитываемым по ставке, не превышающей ставку, размер которой в двухстороннем Соглашении определяют Договаривающиеся Государства.

Соответственно, доход российской организации, полученный от источников в Украине в виде процентов, может облагаться налогом в Украине в размере, не превышающем 10 процентов от валовой суммы полученного дохода в виде процентов.

При этом на основании статьи 22 Соглашения, если резидент одного Договаривающегося Государства получает доход или владеет имуществом в другом Договаривающемся Государстве, которые в соответствии с положениями Соглашения могут облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на этот доход или имущество, уплаченная в этом другом Государстве, подлежит вычету из налога, взимаемого с такого резидента в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

При этом согласно пункту 3 статьи 311 НК РФ суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

Таким образом, в целях осуществления процедуры зачета сумм налога, уплаченных российской организацией (удержанных с доходов российской организации) в иностранном государстве, российская организация должна:

- отразить доходы (проценты), полученные ею от иностранных организаций, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные (налоговые) периоды, в которых эти доходы (проценты) получены;

- представить в налоговый орган Российской Федерации по месту своей постановки на учет вместе с декларацией по налогу на прибыль организаций декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@, и документы, предусмотренные в пункте 3 статьи 311 Кодекса.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 3 класса
Д.Ю. Григоренко

Обзор документа

Ссылаясь на межправительственное Соглашение России и Украины об избежании двойного налогообложения, ФНС России пояснила следующее.

Доход российской организации, полученный от источников в Украине в виде процентов, может облагаться налогом в Украине в размере, не превышающем 10%.

Кроме того, разъяснено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этим юрлицом налога на прибыль в России.

В целях осуществления процедуры зачета сумм налога, уплаченных в иностранном государстве, от российской организации требуется следующее. Она должна отразить доходы (проценты) от иностранных юрлиц в декларации по налогу на прибыль за периоды, в которых эти доходы (проценты) получены. Кроме того, в российский налоговый орган нужно подать декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами нашей страны.

Вы писали несколько статей про налоги с иностранных дивидендов, налоги для нерезидентов и прочее. Я внимательно прочитал налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и другие документы, и у меня возник такой вопрос: может ли человек — налоговый нерезидент России применять налоговое соглашение с другой страной, в которой он тоже не считается налоговым резидентом?

Вот конкретный пример.

Петя уехал учиться в США по визе F-1 . Для студентов с этой визой в налоговом законодательстве США предусмотрено исключение, по которому они не будут считаться налоговыми резидентами США первые 5 лет. Для этого надо подать форму 8843. Будем считать, что Петя не забывает подавать ее вовремя.

Петя — финансово грамотный студент, так что у него есть акции американских компаний, с которых он получает дивиденды. По идее, он должен платить налог 30% в США, но он ссылается на статью 10 соглашения между РФ и США об избежании двойного налогообложения и платит только 10%. Пока Петя жил в России, он доплачивал государству 3%, но поскольку теперь он находится в США уже свыше 183 дней, то в РФ он больше не налоговый резидент, так что в России с этих дивидендов он теперь не платит вообще ничего.

Среди моих знакомых есть два лагеря: большой и маленький.

Маленький лагерь считает так: в статье 4 соглашения есть определение резидента с точки зрения соглашения. Там написано, что резидентом России считается человек, который по какой-то причине должен платить в ней налоги. Но если он должен платить налоги только с дохода, полученного в России, то тогда он не резидент.

Петя — налоговый нерезидент в России согласно налоговому кодексу, так что он должен платить налоги в РФ только с российских доходов, а значит, он подпадает под исключение и не будет резидентом России по определению из соглашения. Резидентом США он не является по той же причине, так что соглашение вообще никаким образом к нему не применяется. Соответственно, в США он должен платить большие налоги только с доходов из США, а в России — тоже большие налоги, но только с доходов из РФ.

Большой лагерь думает так: в статье 4 соглашения написано, что налоговым резидентом России признается человек, который должен платить в РФ налоги по какой-то причине, но только если неверно, что единственная причина налогов — это доход из России.

Петя — гражданин России. И вообще у него тут семья, центр жизненных интересов и место постоянного проживания — собственная квартира, а в США он арендует. Так что у него много причин платить налоги в России. А налоговый кодекс тут вообще ни при чем, потому что соглашение имеет над ним приоритет. Поэтому он резидент России по определению из соглашения, а значит, все делает правильно и с чистой совестью указывает в форме W-8BEN свой российский адрес, российский ИНН и ссылается на статью 10 соглашения. А если бы он так не делал, то ему пришлось бы платить большие налоги или там, или там, но не одновременно: как-то это несправедливо.

На последнее возражение маленький лагерь отвечает, что эти соглашения созданы, чтобы избегать двойного, а не большого налогообложения.

Я почему-то не нашел обсуждения этого, как мне кажется, довольно тонкого момента нигде в интернете. Помогите, пожалуйста, — рассудите спорщиков!

Спасибо за интересный вопрос! Если коротко, то маленький лагерь прав. Соглашение об избежании двойного налогообложения к Пете не применяется, поскольку в его случае угрозы двойного налогообложения нет. Разберемся подробнее.


Какие цели преследуют государства, избегая двойного налогообложения

Каждое государство самостоятельно создает свою налоговую систему. Несогласованность систем разных стран может приводить к тому, что с полученного дохода один и тот же налог приходится заплатить дважды. Это препятствует росту инвестиционных потоков между государствами, международной торговле и передаче технологий. В условиях глобализации двойное налогообложение признается злом, с которым принято бороться.

Введение к типовой конвенции ООН об избежании двойного налогообложенияPDF, 2,9 МБ

Когда одно государство заключает соглашение об избежании двойного налогообложения с другим государством, оно в первую очередь руководствуется не интересами отдельных граждан, а пользой для экономики.

Россия заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 80 странами, в том числе с США. Для удобства я буду называть договор между РФ и США соглашением, как и вы в своем вопросе.

Сразу оговорюсь, что при толковании международного договора учитывается не только обычное значение терминов в их контексте, но и цели договора.


Гражданин, который проживает в России более 183 дней на протяжении года, обязан платить налоги на все доходы, независимо от того, в какой стране мира он их получает. Часто с двойным налогом сталкиваются владельцы недвижимого имущества за рубежом, которое они сдают в аренду или продают.

Налоговый кодекс РФ

Двойное налогообложение России со многими странами урегулировано двухсторонними договорами, что значительно облегчает жизнь налогоплательщикам.

Что значит двойное налогообложение

Под двойным налогообложением подразумевается обязательная уплата налогов на прибыль в разных государствах. Касается это обычно тех, кто является гражданином одной страны, а получает доход в другой.

Для оптимизации процесса, сокращения и без того немалых расходов на оплату сборов правительство РФ подписывает договора с другими государствами. Это помогает избежать двойной уплаты налогов.

Причины возникновения вопросов о двойном налогообложении

Самые распространенные причины двойных сборов:

  1. Гражданство и источник прибыли в разных государствах. Человек живет в одной стране, а прибыль получает в другой. В этом случае на доходы налогоплательщика претендуют оба государства. Это касается владельцев недвижимости, тех, кто ведет бизнес за рубежом, приезжает на заработки и т. п. В таких ситуациях одна из двух стран должна освободить человека от уплаты налогов. Если этого не происходит, в силу вступает двойное налогообложение.
  2. Человек имеет резидентство сразу в нескольких странах. Резидент — это тот гражданин, кто живет в родном государстве или продолжительный период — в другом. Например, иностранцы, проживающие на территории РФ более 183 дней, приобретают статус резидента. Если между двумя государствами не заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то резидент будет выплачивать налоговый сбор и на родине, и в стране, где получает прибыль. Вследствие этого доход может значительно сократиться или исчезнуть совсем.

резидент

Резидент — это тот гражданин, кто живет в родном государстве или продолжительный период — в другом.

Что такое договор об устранении двойного налогообложения

Согласно межгосударственным соглашениям устанавливаются нормы оплаты налогов с прибыли частных и юридических лиц, чьи доходные активы находятся за пределами страны их гражданства. Договор об устранении двойных налогов регулирует такие ситуации в 2021 году:

  1. Прописаны типы налогов и перечислены лица, на которые это соглашение распространяется.
  2. Установлен порядок распределения налоговых сборов от всех доходов между странами.
  3. Указаны срок действия и условия прекращения соглашения.

Благодаря таким международным договоренностям определенные виды финансовых сделок освобождаются от налогообложения в одной из двух стран. Либо налоги выплачиваются, но на льготных условиях. Это помогает налогоплательщикам в несколько раз сокращать расходы, оптимизировать проведение сделок и развивать отношения с зарубежными странами.

Как работают соглашения об избежании двойного налогообложения в России узнайте из видео, представленном ниже.

Россия заключила 83 договора об избежании двойного налогообложения с другими государствами.

Список стран, с которыми у России заключены договора об избежании двойного налогообложения в 2021 году

В этом списке в 2021 году:

  • Все страны — члены ЕС, кроме Эстонии.
  • Австралия, Австрия, Азербайджан, Армения, Аргентина, Албания, Алжир, Беларусь, Бельгия, Бразилия, Ботсвана, Венесуэла, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Гонконг, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Исландия, Ирландия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Киргизия, Кипр, Катар, КНДР, Китай, Куба, Корея, Кувейт, Латвия, Ливан, Литва, Люксембург, Македония, Мали, Малайзия, Мексика, Марокко, Монголия, Молдова, Намибия, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Польша, Португалия, Румыния, Саудовская Аравия, Сербия, Сирия, Сингапур, США, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Таиланд, Турция, Украина, Узбекистан, Франция, Финляндия, Филиппины, Хорватия, Черногория, Чили, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эквадор, ЮАР, Япония.

У каждого подписанного соглашения есть свое уникальное содержание, но на сегодняшний день отмечается постепенная унификация текстов договоров.

В 2020-2021 году были подписаны и ратифицированы новые соглашения с Кипром, Мальтой, Люксембургом. В результате которых процентные ставки в этих странах повысились на дивиденды и проценты.

Полная таблица стран по алфавиту и даты подписания договора с ними есть на сайте consultant.ru

Российские резиденты, получающие прибыль с активов в государствах, с которыми вопрос о двойном налогообложении не урегулирован, обязаны платить один и тот же налог обеим странам.

Важно! Приоритет имеет международный договор. Если в нем налоговая ставка составляет 5 %, а в отечественном НК — 10, то налогоплательщик имеет право делать выплаты по международной ставке. Но при этом нужно соблюдать строго все сопутствующие условия данного соглашения.

Что нужно для получения льгот на налоги в межгосударственных сделках

Применение льготного налогообложения, согласно условиям межгосударственного договора, возможно только при соблюдении некоторых условий.

  1. Необходимо подтвердить наличие иностранного партнера у российского налогоплательщика, который выплачивает ему прибыль. А также следует подтвердить нахождение партнера за рубежом.
  2. Зарубежный партнер должен документально подтвердить, что он получает прибыль и находится на территории государства, с которым у России подписано соглашение об отмене двойных налоговых платежей.
  3. Одно из частых требований к документам — наличие апостиля. Бумаги следует перевести на русский язык и представить до выплаты прибыли. Если они будут предъявлены позже, налог придется оплатить согласно условиям внутреннего НК. Позже сбор можно вернуть, а иностранному партнеру доплатить прибыль.

налог

Размер налога в разных странах

Чтобы обойти двойное налогообложение, зарубежному партнеру необходимо представить:

  • Подтверждение постоянного пребывания резидента в стране. Перевод документа на русский язык обязателен.
  • Подтверждение права иностранного партнера получать доход.

Налогообложение на прибыль от сдачи недвижимости в аренду

Если резидент РФ имеет прибыль от сдачи объекта в аренду, который находится, например, в Германии, то весь оплаченный там налог вычитается из суммы сбора в РФ. Подоходный налог для резидентов России — 13 %. Если размер выплаченного налога в ФРГ меньше того, что рассчитали в РФ, то необходимо доплатить разницу.

Если человек сдает в аренду объект за границей и получает с этого доход, он обязан этот факт задекларировать в РФ. Представляется декларация в виде 3-НДФЛ. Дополнительно потребуется один из документов:

  • Подтверждение размера прибыли и оплаченного налога. В нем указываются тип и размер дохода, год его получения, сумма начисленного сбора и дата его оплаты.
  • Нотариально заверенная налоговая декларация на русском языке, которую подали в другой стране. Дополнительно потребуется ксерокопия платежки, свидетельствующей об оплате сбора.

Еще больше информации о налогах узнайте из видео, представленном ниже.

Оплаченный за границей налог засчитывается при представлении декларации. Сообщить о прибыли в налоговую службу и получить зачет налога разрешено на протяжении трех лет с момента получения дохода.

  1. Гражданин РФ имеет в Германии недвижимость и получает прибыль со сдачи ее в аренду. Налоговая ставка от аренды в Германии составляет 23,4 %, в России — 13 %. Оплачивая сбор в ФРГ, где была получена прибыль, резиденту не придется что-то платить в России, так как подоходный налог в стране ниже.
  2. Вычеты, предоставленные резиденту за рубежом, не учитываются при начислении налогового сбора в России. Например, у россиянина есть коттедж во Франции, от сдачи в аренду которого его годовой доход составляет 18 000 €. По местному закону собственник может потребовать половину налогооблагаемой суммы в счет содержания своей недвижимости. Следовательно, налогом будут облагаться не 18 тысяч, а — девять. Налоговая ставка нерезидентов составляет 20 %, а значит, 1800 € нужно будет отдать в счет налога.

Система вычетов не работает на территории РФ. Таким образом, резиденту следовало бы платить налоговый сбор с 18 000 €, а это 2340 € в год (13 %). Но благодаря подписанному договору об устранении двойных налогов между странами налогоплательщик доплатит всего лишь 540 €.

Диаграмма распределения налогов в Италии

График распределения налогов (%)

Внимание! Если налоговый сбор выплачивается в РФ по упрощенной системе, то зачет его в другой стране невозможен.

Налог на прибыль с продажи недвижимости

Российский закон не разграничивает правила на продажу недвижимости внутри страны и за ее пределами. Не платить налог в России и не представлять декларацию можно только в случаях, если:

  1. Объект был приобретен ранее 1 января 2016 года и до продажи он находился в собственности более трех лет.
  2. Недвижимость приобретена после 1 января 2016 года и до момента продажи в собственности — пять и более лет. В случаях наследства, дарения, пожизненного содержания с иждивением срок собственности составляет три года и более.

Налог не платят, если недвижимость не использовалась в качестве источника получения прибыли.

Если собственник объекта не подходит под вышеперечисленные требования, он обязан представить налоговую декларацию в виде 3-НДФЛ до 30 апреля следующего года после продажи объекта. А до 15 июля оплатить налоговый сбор.

Больше информации об уплате налога при продажи квартиры Вы узнаете из видео, представленном ниже.

Налоги на прибыль от аренды и продажи могут засчитываться в РФ, согласно договору об устранении двойных налогов. Ставка для резидентов — 13 %.

Пример. Резидент России приобрел апартаменты в Испании за 400 тысяч евро, а в 2018 году продал — за 450 тысяч. Заработанные 50 000 € будут облагаться налогом (24 % в Испании, или 12 000 €). Период между приобретением и продажей объекта — более трех лет, значит, достаточно оплатить налог только в Испании.

Соглашение России и Германии

Правительства России и Германии более 20 лет назад подписали договор об устранении двойных налогов. Это наладило деловые взаимоотношения и снизило риск потери большей части доходов к минимуму.

Если налоговые сборы оплачиваются в ФРГ, то в России сокращается размер сбора. Происходит это следующим образом:

  1. Человек имеет доходы на территории Германии и там же платит налог.
  2. Соответствующие органы представляют эту информацию в Россию.
  3. Подоходный налог для резидентов в РФ — 13 %.
  4. Прибыль налогоплательщика умножается на 13 %, это и есть сумма сбора в России.
  5. Из суммы налога в Германии вычитается налоговый сбор в России, и получается разница, которую и должен оплатить налогоплательщик. Если разницы нет или налог в РФ меньше, чем в Германии, тогда платить российским налоговым службам ничего не нужно. Если больше, чем в ФРГ, то вносится разница.

Германия налоговая система

Структура немецкой налоговой системы

Двойное налогообложение России и США

Договор об устранении двойного налогообложения между Россией и Америкой был заключен в 1992 году. Это было крайне необходимо, так как экономические взаимоотношения стремительно развивались. В России появилась масса американских организаций, как и российских в США.

Выплаты налогов одновременно в двух странах стали не только неудобными, но и отрицательно сказывались на финансовом состоянии компаний и физических лиц. Поэтому лучшим решением сохранить и развивать деловое сотрудничество двух стран стал подписанный договор об избежании двойных сборов.

Американская система налогообложения работает по следующему принципу: и резидент, и гражданин одинаково должны оплачивать налоги в IRS на доходы в любой точке мира.

Налоговые службы США активно контролируют деятельность иностранных организаций на своей территории. Любая махинация, уклонение от уплаты налогов может наказываться не только лишением лицензии и запретом на работу, но и огромными штрафами, уголовным преследованием.

Не платить налоговые сборы дважды вполне можно без нарушения закона:

Как избежать двойного налогообложения узнайте из видео, представленном ниже.

На сегодняшний день практически все экономически развитые страны уже подписали договор об избежании двойных налогов. Это позволяет развивать внешние торгово-экономические связи, снизить уровень мошенничества, тем самым приумножая свою прибыль.

Правительство Российской Федерации и Правительство Объединенных Арабских Эмиратов,

желая развивать и укреплять экономическое и финансовое сотрудничество между ними, а также сотрудничество в области инвестиций,

признавая, что предоставление взаимных налоговых льгот государственным финансовым и инвестиционным учреждениям будет способствовать дальнейшему развитию существующего стратегического партнерства и увеличению движения капитала между двумя странами,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

1. Налогами, на которые распространяется настоящее Соглашение, в частности, являются:

a) в Российской Федерации:

налог на прибыль организаций;

b) в Объединенных Арабских Эмиратах:

(i) налог на корпорации,

(ii) подоходный налог, в том числе провинциальные налоги на доходы, взимаемые в каждом из Эмиратов.

2. Настоящее Соглашение также применяется к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые установлены любым из Договаривающихся Государств после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение либо вместо налогов, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях, внесенных в их соответствующие налоговые законы.

3. Независимо от любых других положений настоящего Соглашения никакое положение настоящего Соглашения не затрагивает права любого политического подразделения или местного правительства Объединенных Арабских Эмиратов применять свои собственные законы и нормы, касающиеся налогообложения доходов и капитала, относящихся к владению, управлению, производству, разведке, эксплуатации, транспортировке и распределению природных ресурсов и углеводородов, включая нефть и газ, а также их конденсаты, производные и первичные побочные продукты. В случае несоответствия между настоящим пунктом и любым другим положением настоящего Соглашения, настоящий пункт будет иметь преимущественную силу.

Статья 2

1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не следует иное:

a) термины "Договаривающееся Государство" и "другое Договаривающееся Государство" означают Российскую Федерацию или Объединенные Арабские Эмираты в зависимости от контекста;

b) термин "Российская Федерация" означает территорию Российской Федерации, а также ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, определенные в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (1982 год);

c) термин "Объединенные Арабские Эмираты" означает территорию Объединенных Арабских Эмиратов, находящуюся под их юрисдикцией, а также любой район за пределами территориального моря, воздушное и подводное пространство, в которых Объединенные Арабские Эмираты осуществляют суверенные права и юрисдикцию в отношении любой деятельности, осуществляемой в их водах, на морском дне и в недрах в отношении разведки и разработки природных ресурсов в соответствии с их законодательством и международным правом;

d) термин "компания" означает любое корпоративное объединение или любое образование, которое для налоговых целей рассматривается как корпоративное объединение;

e) термин "резидент Договаривающегося Государства" для целей настоящего Соглашения означает любое лицо, иное чем физическое, которое в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства подлежит в нем налогообложению на основании его места регистрации, места управления или любого другого критерия аналогичного характера, а также включает это Договаривающееся Государство и его любое политическое подразделение или орган местного самоуправления. Если в соответствии с предыдущими положениями настоящего подпункта такое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, оно будет считаться резидентом только того Договаривающегося Государства, в котором находится его фактическое место управления;

f) термин "политические подразделения" применительно к Российской Федерации означает субъекты Российской Федерации, которые определяются в качестве таковых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

g) термин "местное правительство Объединенных Арабских Эмиратов" означает правительство любого Эмирата, входящего в состав Объединенных Арабских Эмиратов (Абу-Даби, Дубая, Шарджи, Рас-эль-Хаймы, Эль-Фуджайры, Умм-эль-Кайвайна и Аджмана);

h) термин "компетентный орган" означает:

(i) применительно к Российской Федерации - Министерство финансов Российской Федерации или его уполномоченного представителя;

(ii) применительно к Объединенным Арабским Эмиратам - Министерство финансов Объединенных Арабских Эмиратов или его уполномоченного представителя.

i) выражение "Договаривающееся Государство или его финансовые и инвестиционные учреждения" означает:

(i) в Российской Федерации:

- Правительство Российской Федерации;

- правительство любого субъекта Российской Федерации;

- Центральный банк Российской Федерации;

- любую финансовую или инвестиционную организацию, учреждение, агентство, орган или иное образование, полностью принадлежащие Российской Федерации, Правительству Российской Федерации или правительству любого субъекта Российской Федерации;

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

(ii) в Объединенных Арабских Эмиратах:

- Правительство Объединенных Арабских Эмиратов;

- любое местное правительство Объединенных Арабских Эмиратов (Абу-Даби, Дубая, Шарджи, Рас-эль-Хаймы, Эль-Фуджайры, Умм-эль-Кайвайна и Аджмана);

- Центральный банк Объединенных Арабских Эмиратов;

- Инвестиционное управление Абу Даби;

- Эмиратское инвестиционное управление;

- любую финансовую или инвестиционную организацию, учреждение, агентство, орган или иное образование, полностью принадлежащие Правительству Объединенных Арабских Эмиратов или любому местному правительству Объединенных Арабских Эмиратов;

- государственный пенсионный фонд Объединенных Арабских Эмиратов.

Компетентные органы Договаривающихся Государств могут периодически согласовывать распространение льгот, предоставляемых настоящим Соглашением, на любое другое подобное образование, полностью принадлежащее Договаривающемуся Государству, включая его федеральное правительство или любое правительство субъекта Российской Федерации, или любое местное правительство Объединенных Арабских Эмиратов.

Настоящее Соглашение не затрагивает права одного Договаривающегося Государства получать выгоду от налоговых стимулов, освобождений и льгот, которые предоставлены или могут быть предоставлены другим Договаривающимся Государством в соответствии с его законами и нормами.

2. При применении настоящего Соглашения Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в нем, имеет то значение, если из контекста не вытекает иное, которое придается ему законодательством этого Государства в отношении налогов, к которым применяется настоящее Соглашение, причем толкование, которое придается термину налоговым законодательством этого Государства, превалирует над толкованием, придаваемым другими законами этого Государства.

Статья 3

1. Доход, получаемый Договаривающимся Государством или его финансовыми и инвестиционными учреждениями от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом Государстве.

2. Термин "недвижимое имущество" имеет то значение, которое он имеет по законодательству того Договаривающегося Государства, в котором находится рассматриваемое имущество.

Термин "недвижимое имущество" в любом случае включает имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к которым применяются положения законодательства, касающегося земельной собственности, права, известные как узуфрукт недвижимого имущества, и права на переменные или фиксированные платежи, выплачиваемые в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов; морские и воздушные суда не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.

3. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются к доходам, получаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме.

4. Положения пункта 1 настоящей статьи также применяются к доходам, полученным через паевой траст недвижимости, паевой инвестиционный фонд недвижимости или аналогичное средство коллективного инвестирования, созданное прежде всего для инвестиций в недвижимое имущество.

Статья 4

1. Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом Договаривающегося Государства, другому Договаривающемуся Государству или его финансовым или инвестиционным учреждениям, облагаются налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

2. Термин "дивиденды" при использовании в настоящем Соглашении означает доход от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, дающих право на участие в прибыли, а также доходы, выплачиваемые в том числе в форме процентов, на которые распространяется режим налогообложения доходов от акций того Договаривающегося Государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды. Этот термин также означает любые выплаты по паям паевых инвестиционных фондов (за исключением паевых инвестиционных фондов недвижимости или аналогичных средств коллективного инвестирования, созданных прежде всего для инвестиций в недвижимое имущество).

Статья 5

1. Проценты, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые другому Договаривающемуся Государству или его финансовым и инвестиционным учреждениям, облагаются налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

2. Термин "проценты" при использовании в настоящем Соглашении означает доход от долговых требований любого вида, и в частности, доход от государственных ценных бумаг, облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши, относящиеся к таким бумагам, облигациям и обязательствам. Штрафы, взимаемые за несвоевременный платеж не рассматриваются в качестве процентов для целей настоящей статьи.

Статья 6

1. Доходы, полученные Договаривающимся Государством или его финансовыми и инвестиционными учреждениями от отчуждения недвижимого имущества, определенного в статье 3 настоящего Соглашения и находящегося в другом Договаривающемся Государстве, подлежат налогообложению только в этом другом Договаривающемся Государстве.

2. Доходы, полученные Договаривающимся Государством или его финансовыми и инвестиционными учреждениями от отчуждения акций или других прав, более 50 процентов стоимости которых прямо или косвенно представлено недвижимым имуществом, расположенным в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.

3. Доходы от отчуждения любого имущества, кроме имущества, упомянутого в предыдущих пунктах настоящей статьи, подлежат налогообложению только в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.

4. Согласовано, что доходы, упомянутые в пункте 3 настоящей статьи, включают доходы от отчуждения акций или подобных прав в компании, за исключением тех, которые упомянуты в пункте 2 настоящей статьи, полученные Договаривающимся Государством или его финансовыми и инвестиционными учреждениями.

Статья 7

На резидента любого Договаривающегося Государства не распространяются льготы, предоставляемые настоящим Соглашением, если компетентные органы Договаривающихся Государств придут к выводу, что основной или одной из основных целей создания такого резидента было получение льгот, предоставляемых настоящим Соглашением, которые в ином случае не были бы предоставлены.

Статья 8

2. Компетентный орган будет стремиться, если он сочтет заявление обоснованным и если он сам не сможет прийти к удовлетворительному решению, решить вопрос по взаимному согласию с компетентным органом другого Договаривающегося Государства с целью избежания налогообложения, не соответствующего настоящему Соглашению. Любое достигнутое соглашение подлежит выполнению независимо от сроков давности, установленных национальным законодательством Договаривающихся Государств.

3. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут стремиться разрешить по взаимному согласию любые трудности или сомнения, возникающие при толковании или применении настоящего Соглашения.

4. Компетентные органы Договаривающихся Государств могут вступать в прямые контакты друг с другом в целях достижения согласия для применения предыдущих положений настоящей статьи.

Статья 9

1. Компетентные органы Договаривающихся Государств обмениваются информацией, необходимой для выполнения положений настоящего Соглашения или для исполнения законодательства Договаривающихся Государств в отношении налогов любого вида или наименования, взимаемых от имени Договаривающихся Государств, их политических подразделений или местных правительств, в той части, в какой налогообложение по этому законодательству не противоречит настоящему Соглашению. Обмен информацией не ограничивается положениями статьи 1 настоящего Соглашения.

2. Любая информация, полученная Договаривающимся Государством, должна считаться конфиденциальной так же, как информация, получаемая на основании законодательства этого Государства, и может быть предоставлена только лицам или органам (включая суды и административные органы), занятым начислением или взиманием налогов, принудительным взысканием или уголовным преследованием, принятием решений по жалобам в отношении налогов, на которые распространяется Соглашение. Эти лица или органы могут использовать информацию только в указанных целях. Они могут раскрывать данную информацию в ходе открытых судебных заседаний или в судебных решениях.

3. Ни в коем случае положения пункта 1 настоящей статьи не должны истолковываться как обязывающие Договаривающееся Государство:

a) проводить административные мероприятия, противоречащие законодательству или административной практике этого или другого Договаривающегося Государства;

b) предоставлять информацию, которая в соответствии с законами или имеющейся административной практикой этого или другого Договаривающегося Государства не может быть получена;

с) предоставлять информацию, которая раскрывала бы какую-либо торговую, коммерческую, промышленную, предпринимательскую или профессиональную тайну либо торговый процесс или раскрытие которой противоречило бы публичному порядку.

4. Если Договаривающееся Государство запрашивает информацию согласно положениям настоящей статьи, то другое Договаривающееся Государство принимает имеющиеся в его распоряжении меры для получения запрошенной информации даже в случае, если это другое Договаривающееся Государство для собственных налоговых целей в такой информации не нуждается. Обязательство, содержащееся в предыдущем предложении, подлежит ограничениям, установленным пунктом 3 настоящей статьи, но ни в коем случае эти ограничения не могут быть истолкованы как позволяющие Договаривающемуся Государству отказать в предоставлении информации только на том основании, что оно само в своих налоговых целях в такой информации не заинтересовано.

С 01.01.2021 г. в России началось применение многосторонней Конвенции от 24.11.2016 г. по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, «MLI», «Конвенция»). Также вступают в силу изменения в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»).

Россия завершила внутренние процедуры для вступления в силу норм MLI, и c 01.01.2021 г. Конвенция начинает действовать в отношении 34 стран с учетом ряда ограничений. С основными изменениями Вы можете ознакомиться в нашем обзоре.

Также вносятся изменения в СОИДН с рядом стран, а именно с Кипром, Люксембургом, Мальтой и Нидерландами. Данные юрисдикции традиционно используются для вывода за рубеж доходов, полученных в России. Напомним, что 25.03.2020 г. Президент РФ В.В.Путин во время телеобращения к россиянам озвучил необходимость пересмотра СОИДН с этими юрисдикциями. Подробнее мы сообщали об этом ранее.

Текущий статус СОИДН

По состоянию на январь 2021 г. подписаны и ратифицированы Протоколы об изменениях СОИДН с Кипром и Люксембургом. Однако со стороны Люксембурга не все национальные процедуры были пройдены в 2020 году. Аналогичный протокол с Мальтой подписан, но ратификация еще не окончена.

Что касается СОИДН с Нидерландами, то существует вероятность, что оно будет денонсировано. Минфин России провел переговоры с министерством финансов Нидерландов на предмет введения изменений, аналогичных СОИДН с вышеуказанными юрисдикциями. Однако переговоры не увенчались успехом и в данный момент запущен процесс денонсации СОИДН.


Напомним, что речь идет об увеличении налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, за некоторым исключением. Изменения не коснутся лицензионных платежей (роялти) и ряда других выплат.

Пониженная ставка в 5% на дивиденды сохраняется для следующих категорий бенефициарных собственников дохода:

  • страховое учреждение или пенсионный фонд, или
  • компания, чьи акции котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что
    • не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении, и
    • она прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней;
  • Правительство или политическое подразделение, или местные органы власти, или
  • Центральный Банк.

Процентные доходы будут облагаться по ставке 5%, в случае если бенефициарный собственник является банком или одним из вышеназванных лиц, включая публичные компании. Пониженная ставка будет также применяться к следующим категориям ценных бумаг, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже:

  • государственные облигации;
  • корпоративные облигации;
  • внешние облигационные займы (евроооблигации).

Вступление изменений в силу

Таким образом, с 01.01.2021 г. применение льгот по СОИДН с 34 странами возможно только при выполнении условий MLI. При этом льготы в отношениях с Кипром и Мальтой (несмотря на не пройденную ратификацию, Протокол действует временно) применяются в ограниченном объеме с учетом изменений, внесенными Протоколами, а также с учетом MLI. Изменения в СОИДН с Люксембургом вступят в силу только с 2022 года, если все национальные процедуры ратификации будут пройдены в течение этого года.

В отношении остальных стран, включая Люксембург, применяются положения СОИДН в текущей редакции. Изменения в СОИДН с Нидерландами, если таковые будут, начнут действовать не ранее 2022 г.

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

Мы следим за развитием событий и будем своевременно информировать Вас об этом. Эксперты налоговой практики смогут проконсультировать Вас по возникающим вопросам. По нашему мнению, на данном этапе целесообразно будет:

  • оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния,
  • рассмотреть возможность выплаты дивидендов/процентов в текущем году,
  • рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения.

Читайте также: