Увеличение размера налогов осуществляет центральный банк

Опубликовано: 19.09.2024

В этом разделе вы найдете подробно решенные задачи на тему макроэкономической политики (монетарной, фискальной), денежного обращения. Расчет ставки процентов, нормы обязательных резервов, объемов предложения денег, величины денежного мультипликатора, размера налогов и т.п. - в решениях ниже.

Деньги, банки: задачи с решениями

Задача 1. В коммерческом банке имеется депозит в размере 5000 тыс. ден. ед. Норма обязательных резервов – 20%. На какую сумму представляемых ссуд, по меньшей мере, способен увеличить данный депозит, если норма обязательных резервов снизится до 15%.

Задача 2. В банке X имеется депозит 6000 ден. ед. Норма обязательных резервов — 15%. Данный депозит способен увеличить сумму предоставляемых ссуд по меньшей мере на …

Задача 3. Пусть экономика в исходном состоянии находится в т. А (рис. 2.3). Предположим, что в результате проводимой в стране политики понижения курса национальной денежной единицы макроэкономическая ситуация изменилась. Объясните, что произошло в макроэкономике? Докажите это на графической модели.

график макроэкономической ситуации

Задача 4. На модели “AD-AS” долгосрочная кривая Asд представлена, как Y = 4200. Краткосрочная кривая Ask представлена на уровне Р = 12. Кривая AD задана уравнением: Y = 2,5·M/P, причем предложение денег составляет 1680. В результате ценового шока кривая Ask поднялась до уровня Р = 19.
Определите:
а) Каковы координаты точки краткосрочного равновесия, установившегося после шока?
б) На сколько должен увеличить Центральный банк предложение денег, чтобы установить исходный уровень выпуска в экономике?

Задача 5. В таблице представлены следующие данные об экономике России:
Год Рублевые депозиты (D), млрд.руб. Резервные требования коммерческих банков (R), млрд. руб.
2003 19,3 2,7
2004 62,1 10,0
2005 140,0 20,4
2006 184,5 22,3
2007 243,6 27,5
2008 211,6 13,4
Для каждого года рассчитайте норму обязательных резервов rr (в %), величину денежного мультипликатора MPm.

Задача 6. Вы собираетесь дать свои деньги в долг и хотели бы получить реально 5% годовых. Ожидаемый темп инфляции 120%. Какую номинальную ставку процента вы должны назначить?

Задача 7. Трансакционный спрос на деньги равен 400 млрд.долл. Спекулятивный спрос на деньги представлен в таблице:
Ставка процента Спекулятивный спрос на деньги Общий спрос на деньги
14 30
13 50
12 70
11 90
10 110
9 130
8 150
Рассчитать общий спрос на деньги и заполнить таблицу
Предложение денег составляет 510 млрд. долл.
Определить: равновесную ставку процента
Определить величину равновесной ставки процента, если
1) предложение денег выросло до 530 млрд.долл.;
2) сократилось до 450 млрд. долл.

Задача 8. Центральный банк выкупает ценных бумаг на 10 млн долларов: 5 млн. у населения, 5 миллионов у ФКО. Население 1 миллион обналичивает и хранит вне банковской системы, а 4 миллиона вкладывает в банки.
Норма резервирования – 20 %
Рассчитать:
1) чему равняется предложение денег?
2) Какую политику проводит ЦБ: стимулирующую или рестрикционную?

Задача 9. Коммерческий банк имеет 20 тыс. ден.резервов и 100 тыс.ден.ед. на текущих счетах. Резервная норма – 20%. Домохозяйства вкладывают в банк 5 тыс.ден.ед. наличными, которые переводятся в резерв. Определить: а) сколько избыточных резервов у банка; б) чему равен ссудный потенциал банковской системы.

Задача 10. В таблице представлен процесс расширения кредита и роль коммерческих банков в увеличении предложения денег. Заполните таблицу, если известно, что норма обязательных резервов составляет 20 % и все деньги, взятые в кредит, вновь возвращаются в банковскую систему. Чему будет равна в этом случае общая величина создаваемых коммерческими банками денег?

Фискальная политика: задачи с решениями

Задача 11. Функция спроса в экономике описывается формулой С=100 + 0,75Y. С целью поддержки социально уязвимых слоев населения государство повысила государственные расходы на выплату пособий на 300 млн. долл. С целью сохранения сбалансированности государственного бюджета были повышены налоги также на 300 млн. долл.
1) Рассчитать мультипликатор автономных расходов и налоговый мультипликатор.
2) Рассчитать изменение Y в результате увеличения налогов и в результате роста расходов государства
3) Сформулировать положение о мультипликаторе сбалансированного бюджета.

Задача 12. Государственные закупки равны 800, налоговая функция имеет вид Т= 0,6 Y, функция трансфертов F = 0,4 Y, государственный долг D = 2500 при ставке процента R = 0,1. Реальный объем производства равен 4000, а потенциальный 4750. Проанализировать бюджет государства.

Задача 13. ВНП потенциальный составляет 1200 ден. ед. ВНП фактический составляет 800 ден. ед. Предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8.
Что может сделать государство, чтобы вывести экономику на потенциал:
а) используя налоговые поступления (рассчитать)
б) используя государственные закупки (рассчитать).

Задача 14. Известна функция затрат $TC = 0,5Q^2 + 2Q$ и обратная функция спроса $P = 10 - 0,5Q$ монополиста. Государство планирует ввести на данный товар налог (в д.е.) на продажу каждой единицы продукции, обеспечивающий максимум налоговых сборов. Определите величину налоговых поступлений в бюджет.

Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньо- раж доход государства ог печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспреде-ляется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вы-теснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной полигики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита1 нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет уг-розы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для российской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В кратко-срочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во- первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономи-ческое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-тре- тьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.3

Более подробно о государственном долге см. гл. 17 "Бюджетный дефицит и управление государственным долгом", а также Приложение 1.

Подробный анализ типов финансирования бюджетного дефицита см. в кн.: Агапова Т.А. Бюджетно-налоговое регулирование в переходной экономике: макроэкономический аспект. - М., 1998.

Подробнее об этом см. гл. 10 "Совокупное предложение и кривая Филлип-са. Политика стимулирования предложения".

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед осталь-ными и не является полностью неинфляционным.

Фискальная политика (бюджетно-налоговая политика) Мультипликатор государственных расходов Мультипликатор налогов (налоговый мультипликатор) Мультииликатор сбалансированного бюджета Предельная налоговая ставка

Дефицит государственного бюджета (бюджетный дефицит)

Дискреционная фискальная политика

Недискреционная фискальная политика

Чистые налоговые поступления в бюджет

Встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики

Циклический дефицит госбюджета

Структурный дефицит госбюджета

Инфляционное и неинфляционное финансирование дефицита госбюджета Монетизация дефицита Сеньораж

Долговое финансирование Эффект вытеснения Налоговая реформа Кривая Лаффера Эффект Оливера-Танзи

Вопросы для обсуждения

а) При прочих равных условиях повышение налогов и государственных расходов на одинаковую величину может привести к росту ВВП.

б) Введение прогрессивного налога на личный доход не отражается на величине мультипликатора.

в) Дефицит государственного бюджета не связан с размерами чистого экспорта.

г) Бюджетно-налоговая политика проводится только в целях снижения уровня безработицы и инфляции.

д) Циклический дефицит госбюджета возникает в результате антициклической политики государства, направленной на стимулирование экономического роста.

е) Снижение предельных налоговых ставок уменьшает встроенную стабильность экономики.

ж) Встроенные стабилизаторы экономики увеличивают размеры государственных расходов.

з) Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов при превышении уровня государственных расходов над налоговыми поступлениями, то возникает структурный де-фицит госбюджета.

Государственный бюджет объединяет государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи в общую категорию государственных расходов. Почему при выборе инструментов фискальной политики необходимо проводить различие между го-сударственными закупками и трансфертами?

Какой из нижеперечисленных индикаторов следует расценивать как основной критерий эффективности бюджетно-налоговой политики правительства (ответ аргументируйте):

а) размер фактического дефицита или излишка государствен-ного бюджета;

б) размер бюджетного излишка или дефицита при полной занятости ресурсов;

в) уровень личного подоходного налога;

г) величина инфляционного воздействия встроенных стабилизаторов в экономике с полной занятостью ресурсов.

Какие из нижеперечисленных мер будут способствовать усилению краткосрочного и долгосрочного инфляционного напря-жения в экономике:

а) правительство повышает налоги;

б) правительство увеличивает расходы и финансирует бюджетный дефицит за счет выпуска государственных займов;

в) Центральный банк осуществляет финансирование правительственных социальных программ по льготным ставкам процента;

г) Государственное казначейство выпускает в обращение казначейские билеты.

Задачи и решения

1. Экономика описана следующими данными:

С = 20 + 0,8 (У - Т + F) (потребление);

/ = 60 (инвестиции); Т - 40 (налоги); F = 10 (трансферты); G - 30 (государственные расходы).

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях сти му- лирования экономики:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора госрасходов?

как изменится сальдо госбюджета?

в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G - 30):

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора налогов?

как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

что происходит с эффектом мультипликатора?

как изменится сальдо госбюджета?

а) Для расчета равновесного уровня дохода подставим числовые значения С, А Т, F, G в основное макроэкономическое тождество и решим его относительно У:

У =20 + 0,8 (У 40 + 10)+ 60 + 30.

После алгебраических преобразований получаем: У = 430 => это первоначальное равновесие (точка А).

б) При увеличении госрасходов на 10 (с 30 до 40) кривая планируемых расходов сдвинется вверх на 10 (см. рис. 6.4): 134

Изменение равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В составит:

AY — AG - т^—г = 10 • -—= 50.

В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен: = 5.

1-0,8 До проведения фискальной экспансии госбюджет был сбалан сирован:

После проведения фискальной экспансии возник бюджетный дефицит в размере 10, так как госрасходы увеличились на 10, а налоговые поступления не изменились.

в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину -АТх МРС -

ДУ = -ДГ- —= -10--^ = -40. 1-6

1-0,8 Экономика переместится из точки А в точку В, где равновес ный объем производства составит 390. 135

Глава б. Бюджетно-налоговая политика

Мультипликатор налогов равен После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере 10, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые поступления увеличились до 50.

г) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов переместится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем нало-говое сдерживание (см. рис. 6.6):

Равновесие переместится из точки А в точку В, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440. Это можно проверить с помощью расчета:

У = 20 + 0,8 (У- 50 + 10) + 60 + 40;

В экономике появился эффект мультипликатора сбалансированного бюджета, равный единице:

1 -b 1 — 1 — 0,8 1-0,8" "

При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:

2. Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4 У, функция трансфертов F - 0,2 У, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D - 1000 при ставке процента R- 0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или от-рицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

а) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путем сопоставления расходной и доходной частей:

Расходы бюджета - госзакупки (G) + трансферты (F) + +расходы по обслуживанию государственного долга (DxR) = 500 + 0,2x2000 + 0,1x1000 = 500 + 400 + 100 = 1000.

Доходы бюджета = налоговые поступления

(Т) = 0,4x2000 = 800.

Фактический дефицит бюджета - 1000 - 800 - 200.

б) Структурный дефицит может быть рассчитан путем подстановки в расчеты потенциального объема выпуска вместо фактического:

Структурный дефицит - = 500 + 0,2x2500 + 0,1x1000 - 0,4x2500 = 100.

в) Циклический дефицит госбюджета — фактический дефицит структурный дефицит — 200 - 100 - 100.

Глава 6. Бюджетно-налоговая политыка

3- Допустим, что первоначально госбюджет сбалансирован и в экономике действует система пропорционального налогообложения. Если автономные инвестиции возрастают, то, при прочих равных условиях, увеличится равновесный уровень дохода и возникает бюджетный дефицит.

Правильным ответом является отрицательный, то есть б). При указанных условиях модель бюджета имеет вид t У -G ,

где / - налоговая ставка, Т общие налоговые поступления в бюджет, G - расходы бюджета.

При увеличении автономных инвестиций возрастают совокупные расходы и доход, причем с эффектом мультипликатора. Рост совокупного дохода У приводит к росту налоговых поступлений в бюджет t • У и возникает бюджетный излишек. При этом величина бюджетного излишка окажется тем более значительной, чем сильнее снижаются на подъеме экономики бюджетные расходы G из- за автоматического сокращения пособий по безработице.

Если экономика находится в состоянии равновесия, то можно утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) любое увеличение потребительских расходов приведет к инфляционному разрыву;

д) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям;

е) все предыдущие ответы неверны.

Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же, как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов, вызвавших циклические колебания.

Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения денег;

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных займов.

Изменение уровня цен:

а) не отражается на результатах фискальной политики;

б) усиливает эффект фискальных мер;

в) практически отсутствует при проведении фискальной политики;

г) увеличивает эффекты мультипликатора госрасходов и налогов;

д) снижает действенность мер фискальной политики.

Экономика находится в состоянии равновесия, причем пре-дельная склонность к сбережению равна 0,25, а предельная склонность к импорту равна нулю. Как изменится равновесный уровень выпуска, если правительство увеличит свои закупки на 2 млрд руб., не изменяя при этом налоговые поступления:

а) возрастет на 6 млрд руб.;

б) возрастет на 4 млрд руб.;

в) возрастет на 8 млрд руб.;

г) возрастет на 2 млрд руб.

Экономика находится в равновесии в условиях полной занятости ресурсов. Правительство предполагает увеличить госзакупки на сумму 10 млрд руб. и одновременно увеличить налоги,

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

избежав при этом повышения уровня инфляции (т.е. сохранив прежний уровень равновесного ВВП). Чему равно предполагаемое увеличение налогов:

б) более 10 млрд руб.;

в) менее 10 млрд руб., но не нулю;

д) для поддержания полной занятости налоги должны быть уменьшены.

Предположим, что бюджетный излишек представлен как:

где BS - бюджетный излишек; t - налоговая ставка; У - доход;

G - расходы бюджета.

В этом случае увеличение государственных расходов на 100 вызовет:

а) снижение бюджетного излишка на 100;

б) увеличение бюджетного излишка на 100;

в) снижение бюджетного излишка меньше чем 100;

г) нельзя сказать ничего определенного о возможных изменениях величины бюджетного излишка.

Правительство предполагает увеличить госрасходы на 15 млрд руб. в экономике с полной занятостью ресурсов. Равновесный уровень дохода составляет 500 млрд руб., предельная склонность к потреблению равна 0,75, чистые налоговые поступления в гос-бюджет автономны. На сколько необходимо увеличить чистые налоговые поступления в бюджет для того, чтобы избежать избыточного роста совокупного спроса и поддержать стабильность уровня цен:

а) на 25 млрд руб.;

б) на 20 млрд руб.;

в) на 30 млрд руб.;

г) на 35 млрд руб.

Известно, что предельная склонность к сбережению составляет 0,25 и в экономике функционирует система 20%-ного пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в ве-личине равновесного уровня выпуска приведут соответственно:

увеличение госрасходов на 10 млн руб.; увеличение автономных налогов на 15 млн руб.; снижение трансфертов на 10 млн руб.?

а) В результате роста госрасходов равновесный доход уве-личится на 25 млн руб.; он снизится на 28,125 млн руб. в результате повышения налогов и на 18,75 млн руб. - в результате снижения трансфертов.

б) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 28,125 млн руб.; он снизится на 25 млн руб. в результате снижения трансфертов и на 18,75 млн руб. - в результате повышения налогов.

в) В результате роста госрасходов равновесный доход увели-чится на 18,75 млн руб.; в результате снижения трансфертов он возрастет на 25 млн руб.; в результате повышения налогов равновесный доход снизится на 28,125 млн руб..

г) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн руб.; он снизится на 18,75 млн руб. в результате повышения налогов и на 28,125 млн руб.

в результате снижения трансфертов.

Рекомендуемая учебная литература

Мэнкъю Н.Г. Макроэкономика. Гл. 9.

Макконнелл К, Брю С. Экономикс. Гл. 8, 14.

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 3, §4-7; гл. 5; гл. 16,

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 28.

Долан Э. Макроэкономика. Гл. 7.

Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 18.

Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 5, 7.

Хейне Я. Экономический образ мышления. Гл. 18, 19.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Блокировка счетов 115-ФЗ


Центробанк поручил кредитным организациям активнее искать обналичку и сообщать о сомнительных компаниях налоговикам. Банки будут смотреть и на размер налогов по конкретному параметру, и сравнивать зарплату с НДФЛ и взносами. И еще много чего. Рассказываем, по каким критериям банк посчитает ваш бизнес сомнительным и донесет в налоговую.

Отслеживание налоговых схем

ЦБ хочет, чтобы банки отслеживали у своих клиентов:

  • размер налогов и других платежей в бюджет.
Если компания или ИП платит налогов меньше 0,9% от дебетового оборота, то счет, в большой вероятностью, заблокируют.

Конечно, Центробанк делает приписку: уплата налогов ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.

Но, в общем, понятно, что теперь это новый повод заблокировать счет.

Есть 15 рекомендаций, как избежать блокировки счета.

Кроме критерия по уровню уплаты налогов ЦБ в методичке № 18-МР предложил банкам следующие:

  • со счета не платят зарплату работникам клиента;
  • НДФЛ и взносы либо сам размер зарплаты не соответствует среднесписочной численности сотрудников;
  • фонд заработной платы установлен из расчета ниже прожиточного минимума;
  • перечисляется НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • нет остатка средств на счете или он маленький по сравнению с объемами обычных операций;
  • платежи не имеют отношения к затратам, присущим виду деятельности;
  • нет связи между основаниями зачисления денег на счет и их последующего списания;
  • произошло резкое увеличение оборотов по счету;
  • нет платежей, обычных для бизнеса: например, аренды, коммуналки, закупки канцелярских товаров и др.;
  • средства зачисляются на счет от контрагентов по договорам с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС. Банк посмотрит на других своих клиентов, которые занимаются аналогичным бизнесом. И сравнит, что у них происходят с НДС в аналогичных ситуациях.
Но и вышеперечисленных критериев ЦБ недостаточно. Он напоминает об обязанности банков отслеживать:

  • IP-адрес,
  • МАС-адрес,
  • номер SIM-карты,
  • номер телефона и т.д.
Более того, банкам предписывается выяснять, не совпадают ли эти данные с данными других фирм, счета которых были закрыты в рамках «противолегализационных» мероприятий.

Т.е. под пристальное внимание могут попасть фирмы, обслуживаемые одной и той же бухгалтерской фирмой, если какой-то из клиентов оказался неблагонадежным.

Банки активно сотрудничают с налоговиками. Чуть что, сразу сообщают в налоговую. И не только. Узнайте, когда о вашей компании банк сообщит в Росфинмониторинг. Под подозрением даже вклады ИП.

Проблемы с корпоративными картами

ЦБ обвиняет банки в игнорировании рекомендованной для юрлиц и ИП максимальной суммы налички, которая может быть получена с использованием корпоративных карт в течение одного операционного дня (не более 100 тыс. рублей).

Признаки из методички № 19-МР, по которым компанию или ИП признают недобросовестным:

  • отношение объема получаемых за неделю наличных денег к оборотам по банковским счетам 30 % и больше;
  • с даты создания юрлица прошло менее двух лет;
  • деятельность клиента, в рамках которой поступают деньги на счет и списываются с него, не создает обязательств по уплате налогов. Или налоговая нагрузка минимальна;
  • деньги поступают на счет от контрагентов, по банковским счетам которых идут транзитные операции;
  • поступление от контрагента средств на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на счета других клиентов;
  • деньги идут на счет суммами, как правило, не превышающими 600 тыс руб.;
  • снятие налички регулярно: как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех - пяти дней со дня поступления;
  • наличности снимают, как правило, не больше 600 тыс руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей установленного банком лимита на день;
  • наличные снимаются в конце операционного дня с последующим снятием налички в начале следующего операционного дня;
  • у клиента нескольких корпоративных карт, и с их использованием преимущественно проводятся операции по получению наличности.
А вы знали, что теперь налоговики вообще стали отказывать в принятии деклараций компаниями или ИП, которых они считают недобросовестными? Причем, без всяких оснований.

В методичке № 19-МР даны рекомендации банкам, которые сделают его лучше в глаза ЦБ. Банкам надо:

  • периодически анализировать суммы наличности, которая может выдаваться в течение одного операционного дня с использованием всех корпоративных карт клиента;
  • проводить не реже одного раза в неделю мониторинг операций клиентов, руководствуясь новой методичкой;
  • направлять в Росфинмониторинг сведения о подозрительных клиентах.
Новые рекомедации ЦБ особо опасны для ИП, которые используют корпоративные карты для снятия собственных денег с расчетных счетов. Если банки начнут работать по методичке, это может привести к невозможности использования карт для таких операций. Ведь доказать, куда пошли снятые деньги, ИП не сможет.

И еще: комиссию за снятие наличности будут увеличивать

Клиентам сообщили, что возьмут 10% от суммы за перечисление остатка средств и 25% за выдачу налички в отношении компаний и ИП, к которым применены меры, предусмотренные законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем».

Как понять, кто попадает в черный список, банкиры не уточнили.

Мы разобрали ТОП-10 придирок банка последнего времени, которые всех раздражают. А как ваш банк вставляет палки в колеса бизнесу?

К чему приведет повышение учетной ставки?

Сегодня предлагаю поговорить на общеэкономическую тему: к чему может привести повышение учетной ставки центрального банка страны (ЦБ РФ, НБУ и т.д.). Не так давно ЦБ РФ повысил учетную ставку с 7,5% до 8%, НБУ — с 9,5% до 12,5%, подобные повышения произошли и в некоторых других странах СНГ. В этой публикации я рассмотрю, для чего центробанки прибегли к таким действиям, и как они могут отразиться на обычных людях.

  1. Что такое учетная ставка?
  2. Что будет после повышения учетной ставки?

Что такое учетная ставка?

Итак, учетная ставка (или ставка рефинансирования) — это один из инструментов денежно-кредитной политики центрального банка, который предназначен, в первую очередь, для регулирования стоимости кредитных ресурсов. Теоретически — это та ставка, под которую центробанк страны может продавать денежные ресурсы коммерческим банкам, но на практике далеко не каждый коммерческий банк может получить кредит центробанка по этой ставке. Кроме того, к этой цифре привязаны многие другие моменты, например, штрафы и пени, которые рассчитываются «в размере учетной ставки», «в размере двойной учетной ставки» и т.д.

Следует отметить, что в развитых странах учетная ставка составляет менее 1% (в Великобритании — 0,5%, в США — 0,25%, в Еврозоне — 0,15%, а в Японии — вообще 0,1%). Этот показатель можно рассматривать как один из ключевых индикаторов состояния экономики страны.

Чем ниже учетная ставка, тем стабильнее и крепче экономика страны. Таким образом, повышение и без того не маленькой процентной ставки говорит об усугублении экономической ситуации.

Тогда у многих, я думаю, может возникнуть резонный вопрос: а зачем ее вообще повышать? Все очень просто: повышение учетной ставки ЦБ — не причина, а следствие ухудшения экономической ситуации, и ее повышение используется как один из инструментов для того, чтобы в перспективе ситуация стабилизировалась. Как это происходит?

Выстроим логическую цепочку: В стране начинается рост цен при неизменных или падающих доходах — центробанк повышает процентную ставку — для коммерческих банков дорожают ресурсы — банки повышают ставки по кредитам — объемы кредитования снижаются — снижается покупательная способность населения — снижается спрос на товары и услуги — прекращается или замедляется рост цен.

Таким образом, учетная ставка выступает одним из инструментов для сдерживания инфляционных процессов. Замедляется экономический рост страны, но, одновременно, замедляется и инфляция.

Весь механизм работы этого регулятора вкратце можно представить на следующей схеме:

Учетная ставка

Именно такие цели, видимо, и преследуют сейчас центральные банки. А теперь мы рассмотрим, к чему приведет повышение учетной ставки ЦБ РФ и НБУ в краткосрочной перспективе, то есть, уже сейчас.

Что будет после повышения учетной ставки?

1. Повышение ставок по кредитам и депозитам. Собственно, это то следствие, которое должно стать первоочередным, исходя из теоретического предназначения этого регулятора. Но практика показывает, что, к примеру, украинский денежно-кредитный рынок не всегда реагирует на применение этого регулятора должным образом.

Если посмотреть историю изменений учетной ставки НБУ за последнее десятилетие, мы увидим отсутствие единой тенденции: этот показатель колебался в пределах от 6,5% до 12,5%. Причем, повышение учетной ставки не всегда приводило к повышению ставок по вкладам и кредитам, и понижение, соответственно, не всегда приводило к понижению. Условия выдачи кредитов и приема вкладов больше подстраивались под другие экономические и политические процессы в стране и конкретно в ее банковской системе. Поэтому можно предположить, что повышение учетной ставки НБУ если и приведет к росту ставок в коммерческих банках, то лишь к незначительному.

В России ситуация обстоит иначе. С 2000 года ставка рефинансирования постоянно падала с 55% и к 2011 году стабилизировалась на уровне около 8%, дальнейшие колебания были незначительны. Здесь экономика более развита и стабильна, поэтому больше подчиняется своим классическим законам. Поэтому ставки в банках начали расти уже даже в ожидании увеличения учетной ставки. Таким образом, на мой взгляд, можно ожидать роста ставок по вкладам и кредитам в среднем на 1-3 пункта. По кредитам, соответственно, этот рост будет более заметен.

В данном случае это только мои собственные предположения, которые могут оправдаться и не оправдаться.

2. Рост штрафов и пени в денежном выражении. Теперь все, что зависело от учетной ставки, подорожает, а это, прежде всего, всевозможные штрафные санкции, предусмотренные договорами, например, штраф за просрочку по кредиту.

Поэтому поднимите все свои договора и найдите в них пункты, опирающиеся в расчетах на учетную ставку. Теперь в случае несоблюдения условий договоров, в т.ч. действующих, придется платить больше. Особенно с учетом того, что штрафные санкции начисляются за каждый день неисполнения обязательств по договору.

3. Рост платежей по кредитам с плавающими ставками. В некоторых банках действуют программы кредитования с плавающими ставками, по которым действующая ставка по кредиту зависит от учетной ставки ЦБ. Кто взял такой кредит, с надеждой на снижение учетной ставки, можно сказать, что пока не угадал — она выросла, а значит, вырастет и ставка по уже действующему кредиту.

Однако, как показывает практика, такие кредиты оформлялись очень редко, в целом их, наверное, менее 1%, поэтому большинство заемщиков повышение учетной ставки в этом плане не коснется.

4. Отток инвестиций. Чем дороже кредитные ресурсы в стране, тем эта страна менее привлекательна для инвесторов. Соответственно, повышение ставки рефинансирования может привести к снижению объемов внешних инвестиций в экономику и даже стать причиной для вывода уже вложенного капитала. Как это будет происходить на практике — покажет время.

5. Девальвация национальной валюты. Снижение инвестиционной привлекательности, снижение темпов производства, экономического роста, вызванные повышением учетной ставки, со своей стороны могут привести к девальвации национальной валюты. Особенно в том случае, когда используется плавающий валютный курс — цена на валюту зависит от спроса и предложения на рынке. Поэтому можно ожидать некоторое ослабление рубля, гривны и других валют, но будет ли оно окончательным — зависит от многих других факторов.

Ну а к чему приведет повышение учетной ставки в долгосрочной перспективе — покажет время. Хотелось бы, конечно, чтобы этот регулятор работал и давал тот эффект, который ожидают от него Центробанки.

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

Найдите в приведённом ниже списке функции центрального банка

  • эмиссия денег
  • кредитование населения и фирм
  • лицензирование коммерческих банков
  • увеличение размера налогов
  • контроль над объёмом денежной массы
Вопрос 2

Укажите в приведенном перечне основные функции коммерческого банка.

  • эмиссия денег
  • выпуск ценных бумаг
  • осуществление кредитных операций
  • установление официального курса национальной валюты
  • прием вкладов от граждан и юридических лиц
Вопрос 3

Найдите в приведённом списке операции центрального банка

  • кредитование банков
  • открытие депозитных вкладов
  • эмиссия денег
  • определение учётной ставки
  • кредитование граждан
  • приём коммунальных платежей
Вопрос 4

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Вопрос 5

Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы

  • монопольная эмиссия денег
  • кредитование населения
  • хранение золотовалютных резервов государства
  • лицензирование финансовых организаций
  • осуществление платежей между фирмами
Вопрос 6

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «центральный банк». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда

  • эмиссия денег
  • лицензирование финансовых организаций
  • установление учётной ставки
  • принятие законов
  • открытие депозитов
  • обеспечение расчётов правительства
Вопрос 7

Что из перечисленного относится к полномочиям Центрального банка РФ?

  • принятие финансового законодательства
  • определение размера минимальной потребительской корзины
  • осуществление денежной эмиссии
  • кредитование коммерческих банков
  • предоставление потребительских кредитов
  • лицензирование коммерческих банков
Вопрос 8

Центральный банк принял решение о приостановке деятельности коммерческого банка «Прогресс» в связи с проводимыми последним рискованными финансовыми операциями. Какие ещё функции выполняет Центральный банк?

  • принимает вклады населения
  • осуществляет денежную эмиссию
  • выдаёт кредиты предприятиям
  • регулирует валютный курс
  • проводит расчётно-кассовые операции
  • кредитует банки
Вопрос 9

Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда

  • открытие и обслуживание пластиковых карт
  • покупка и продажа валюты
  • выдача кредитов гражданам
  • обслуживание счетов фирм
  • назначение учётной ставки
  • эмиссия денег
Вопрос 10

Банк Z расположен в деловом районе столицы государства. По каким признакам можно установить, что Z — центральный банк?

  • Банк хранит золотовалютные резервы
  • Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм
  • Банк устанавливает ключевую ставку процента
  • Банк обслуживает расчёты фирм
  • Банк осуществляет монопольную эмиссию денег
  • Банк проводит операции с иностранной валютой
Вопрос 11

Выберите верные суждения об инфляции

  • Эмиссия денег является наиболее эффективным методом снижения инфляции
  • Инфляцией называют резкое снижение цен на все товары
  • Одна из причин инфляции связана с сокращением производства и сохранением прежнего объема денежной массы в стране
  • В зависимости от причин различают инфляцию спроса и инфляцию затрат (предложения)
  • Опасность инфляции состоит в том, что обесцениваются сбережения, снижается уровень жизни населения.
Вопрос 12

Выберите верные суждения об инфляции

  • В периоды высокой инфляции повышается покупательная способность национальной валюты
  • Высокая инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными инвестициями
  • Oт инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции ниже процента по депозитам
  • Высокой инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.
  • Экономисты различают фрикционную, структурную и циклическую инфляцию
Вопрос 13

Выберите верные суждения об инфляции

  • Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег
  • Различают микроинфляцию и гиперинфляцию
  • Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения
  • Одна из причин инфляции — усиление конкуренции между производителями
  • К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников
Вопрос 14

В стране M наблюдается рост инфляции. Выберите из приведённого ниже списка факторы, которые могли этому способствовать.

  • милитаризация производства и рост военных расходов государства
  • рост курса национальной валюты
  • чрезмерная кредитная экспансия
  • чрезмерная эмиссия бумажных денег
  • рост реального ВВП
  • сокращение численности безработных
Вопрос 15

Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции.

Читайте также: