Формы международной налоговой конкуренции

Опубликовано: 19.09.2024


Уход бизнеса в оффшоры — это проблема мирового масштаба.

Страны во всем мире сталкиваются со стратегиями по минимизации налогообложения путем распределения налогооблагаемого дохода в страны с низким или нулевым уровнем налогового бремени и снижению налогооблагаемой базы в стране происхождения капитала.

BEPS = уход от налогов

Размывание налогооблагаемой базы и вывод прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting — BEPS) является мировой проблемой, которая требует глобальных решений. В самом широком понимании BEPS означает совокупность схем налогового планирования, используемых транснациональными компаниями для искусственного вывода налогооблагаемой прибыли из-под налогообложения в тех странах, где эта прибыль была получена.

Результатом использования BEPS является очень низкая налоговая нагрузка на доходы мультинациональной компании в целом, а также так называемое «двойное неналогообложение», то есть ситуация, когда компания не платит налоги ни в юрисдикции, где доходы были получены, ни там, где они были задекларированы в целях налогообложения.

Практика использования BEPS приводит к фундаментальным искажениям в принципах справедливой конкуренции, поскольку крупные компании, использующие BEPS в целях минимизации своих налоговых обязательств, возникающих в разных странах, получают сравнительные коммерческие преимущества в сопоставлении с предприятиями, ведущими свою деятельность преимущественно на национальном уровне.

Вопросы деоффшоризации обсудят на семинаре 15 ноября.

Семинар построен на доступном объяснении механизма работы норм налогового и валютного законодательства, антизлоупотребительных концепций на рассмотрении последних практических кейсов налогоплательщиков.

Приходите!

План по BEPS

В 2013 году под председательством РФ в лидеры стран G20 и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) одобрили План действий по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и вывод прибыли из-под налогообложения (план по BEPS), который включает в себя меры, направленные на совершенствование международной налоговой политики и налогового администрирования, по 15 направлениям с целью противодействия уклонению от налогообложения, включая использование офшорных схем.

Содержание Плана по BEPS:

1. Вызовы «цифровой экономики», электронная торговля. Позволяют продавать товарами и оказывать услуги в любой стране без фактического присутствия (постоянного представительства) там налогоплательщика.

2. Противодействие «двойному неналогообложению», которое возникает вследствие различий в налоговых правилах разных стран (т.н. treaty shopping).

3. Ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

4. Ограничение возможностей по размыванию налоговой базы за счет процентных и иных финансовых выплат, в частности страховых в сделках с взаимозависимыми лицами.

5. Противодействие «вредоносной» налоговой практике (конкуренции между юрисдикциями). Задача ОЭСР выявлять такие налоговые режимы и добиваться устранения такой конкуренции.

6. Установление примата экономического содержания над формой. Так, предусматривается разработать механизмы противодействия использованию компаний-оболочек (SPV) для целей применения льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения.

7. Изменение определения постоянного представительства для предотвращения искусственного избежания получения статуса постоянного представительства. В результате, если иностранная организация не получает статус ПП (например, не осуществляет деятельность на строительной площадке, не пользуется недрами, не продает товары со склада и т.д.) и одновременно получаемые доходы не облагаются налогом на доход в стране резидентства, то снова возникает ситуация двойного неналогообложения.

8-10. Совершенствование правил трансфертного ценообразования, в первую очередь в сфере нематериальных активов. Предполагается внесение изменений в рекомендации ОЭСР по трансфертному ценообразованию, которые касаются определения нематериальных активов, их собственника (юридического и фактического), а также введения новых методик оценки стоимости НМА на основании дисконтированных денежных потоков.

11. Разработка методологии по сбору и анализу данных о BEPS (в т.ч оценка масштабов и последствий от BEPS, а также влияния мер, принятых для противодействия BEPS).

12. Разработка глобальных обязательных стандартов по раскрытию налогоплательщиками фактов «агрессивного налогового планирования». В качестве примера приводится опыт США, когда вводятся правила по обязательному раскрытию налоговым органам применяемых налогоплательщиками схем, в т.ч. и в отношении консультантов. Несоблюдение требований влечет существенные санкции как для налогоплательщика, так и консультанта.

13. Пересмотр требований к содержанию документации о ценообразовании, представляемой налогоплательщиком в целях контроля трансфертного ценообразования. Стандарт такой отчетности (Country-by-Country Reporting) для транснациональных компаний предполагает раскрытие «глобальной картины» о доходах, расходах, их распределении, суммах выплаченных налогах, фактическом месте осуществления деятельности.

14. Повышение эффективности разрешения международных налоговых споров рамках соглашений об избежании двойного налогообложения.

15. Разработка и принятие универсального многостороннего соглашения (Multilateral Instrument) для единовременного внесения изменений в действующие соглашения об избежании двойного налогообложения (с учетом исполнения вышеуказанных 14 пунктов).

Обзор актуальных вопросов и судебной практики в области деофшоризации — одна из тем семинара, который пройдет 15 ноября.

Слушателям будут раскрыты вопросы, касающиеся как корпоративного налогообложения, так и личных капиталов (private wealth).

Записывайтесь!

Конвенция МLI

В мае 2019 года в России ратифицирована многосторонняя Конвенция (MLI) по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения".

Благодаря MLI принципы, предусмотренные планом BEPS, распространятся сразу на большое количество Соглашений об избежании двойного налогообложения.

Это еще один шаг в процессе деофшоризации. Пользоваться налоговыми льготами в сделках с иностранными компаниями станет сложнее.

Конвенция касается двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, которыми компании могут пользоваться как схемами для ухода от налогов.

Многосторонняя Конвенция будет применяться к 71 соглашению, заключенному РФ с иностранными государствами.

Для Российской Федерации многосторонняя Конвенция вступила в силу с 1 октября 2019 года.

В отношении налогов у источника многосторонняя Конвенция будет применяться с 1 января 2020 года применительно к соглашениям об избежании двойного налогообложения, заключенным с юрисдикциями, которые уже ратифицировали многостороннюю Конвенцию. В отношении всех других налогов — не ранее 1 января 2021 года.

О том, каких структур коснется MLI, расскажут на семинаре. На мероприятии также расскажут о новых требованиях экономического присутствия в офшорах.

Приходите!

Конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, страны

Понятие конкурентоспособности достаточно широкое. Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью обычно понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования, которые создают возможность успешно вести такое соревнование и выиграть в нем. Носителями конкурентоспособности могут быть товары, предприятия и их объединения, отрасли и, наконец, национальные экономики. Конкурентоспособность не только пассивно отражает запросы и предпочтения рынка, но и предполагает активную деятельность участников конкурентной борьбы, нацеленную на завоевание, удержание и укрепление позиций на рынке [17 с.8]. В условиях коренных сдвигов в мировой торговле, возросшей глобализации экономики существенно меняются условия конкурентной борьбы. Конкурентоспособность на мировом рынке определяется многими факторами. Можно выделить четыре уровня конкурентоспособности: конкурентоспособность товара, компании, отрасли, страны (национальная конкурентоспособность).

Конкурентоспособность товаров и услуг – ключевой фактор качества жизни. По мнению комиссии Юнеско по народонаселению и качеству жизни понятие «качество жизни» включает в себя следующее: здоровье; образование; рациональное (адекватное) питание; стабильную, экологически чистую окружающую среду; безопасность; здравоохранение; участие в жизни общества, создание необходимых услуг для развития общества; справедливость и равенство для мужчин и женщин. Выполнение первых семи условий непосредственно зависит от конкурентоспособности товаров и услуг [8 с.8].

Конкурентоспособность товаров – способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товаров, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют: мода, предпродажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса [22 с.60].

Конкурентоспособность продукции – способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемом периоде.

Интегрированный показатель качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ) к суммарным затратам на создание (Зп) и эксплуатацию продукции (Зэ) (ВНИИ стандартизации в 70-е гг., а затем стандартизировано):

Уровень конкурентоспособности продукции – это количественная относительная характеристика способности продукции удовлетворять требования конкретного рынка в сравнении с продукцией конкурентов (А.Н.Литвиненко и А.М.Татьянченко):

где: К – уровень конкурентоспособности;

Io – интегральный показатель оцениваемой продукции;

Ia – интегральный показатель продукции-аналога.

Если К>1, то оцениваемая продукция превосходит продукцию конкурента [8 с.13].

Критерии конкурентоспособности – это качественная и (или) количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки ее конкурентоспособности:

единичный критерий конкурентоспособности – относится к одной из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность (продажная цена, степень автоматизации прибора и т.д.); комплексный – относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность (его разновиднос-

Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности [8 с.13-14].

технические (прочность, безопасность, эстетические характеристики, безопасность, функциональность); технико-экономические (надежность, материалоемкость, энергоемкость, удобство монтажа) организационно-коммерческие (цена, условия платежа, сроки поставки, Incoterms, эффективность маркетинга и рекламы, уровень допродажного и послепродажного сервиса, сертификация товара); деловая репутация изготовителя.

Т.о., конкурентоспособность товара определяется главным образом его качеством и ценой. Центральное место в поддержании конкурентоспособности принадлежит совершенствованию производства и повышению технического уровня продукции. Но реальная возможность реализации продукции зависит от организации всей деятельности фирмы – от подготовки производства до послепродажного обслуживания товара, которую М.Портер назвал цепочкой ценности фирмы. Речь идет об обеспечении поставок сырья, непосредственного производства продукции, ее сбыта и связанных с этим операциях по маркетингу и послепродажному обслуживанию. Качественное выполнение этих работ – важное условие поддержания конкурентных преимуществ фирмы и реализуемых ее товаров.

Конкурентоспособность фирмы – способность фирмы к выживанию, устойчивому экономическому росту в быстроразвивающихся рыночных условиях. Конкурентоспособность фирмы зависит от быстроты, гибкости реагирования фирмы на изменяющийся рыночный спрос, а также от состояния и уровня развития ее материально-технической базы [22 с.60].

Можно выделить несколько уровней конкурентоспособности фирмы. Руководство предприятий, находящихся на первом уровне конкурентоспособности видит свою роль в том, чтобы производить хорошую продукцию, которая выгодно отличается от изделий конкурентов. Дополнительные усилия, скажем, маркетинговые, на производстве или в управлении считаются излишними.

Такой подход может принести предприятию успех, если оно находит рыночную нишу, неудовлетворенный спрос, который оберегает его от немедленной конкуренции. Однако, впоследствии предприятие может «перерасти» эту нишу и вступить в конкуренцию на других сегментах рынка, или данная ниша может превратиться в растущий рынок, став, тем самым, привлекательной для других производителей. В обоих случаях одного умения производить продукцию уже недостаточно: необходимо заботиться о получении и развитии конкурентных преимуществ.

Предприятия второго уровня конкурентоспособности стремятся соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами.

Для предприятий третьего уровня конкурентоспособности характерно то, что успех в конкурентной борьбе становится для них не столько функцией производства, сколько функцией управления в самом широком смысле.

Производственные системы предприятий, находящихся на четвертом уровне конкурентоспособности, становятся как бы «поддерживаемыми извне», успех в конкурентной борьбе и эффективность функционирования определяются уже не столько внутренними факторами, включая управленческие, сколько внешними факторами. Такие предприятия не стремятся копировать опыт других фирм отрасли, а просто хотят превзойти самые жесткие из существующих здесь стандартов. Они готовы бросить вызов соперникам в любом аспекте конкурентной борьбы. Главные их отличия — гибкость, динамизм и стремление к постоянному улучшению параметров хозяйствования [17 с.12-13].

Факторы, влияющие на конкурентоспособности фирмы, можно условно разделить на две группы: макроэкономические и микроэкономические [6 с.124-126].

Макроэкономические факторы охватывают характер государственного регулирования экономики, состояние конкурентной среды на национальном рынке в целом, а также на рынках тех или иных отраслей, обменный курс валют, дисконтную политику, налоговое бремя, степень стабильности социальной сферы и т.д.

Микроэкономические факторы включают основные фонды, рабочую силу, технологические возможности, управление, а также коммуникации и инфраструктуру [17 с.13].

Характер стратегии фирмы определяется спецификой продукции. Сбыт одних товаров в большей степени ориентирован на внутренний рынок, в то время как других – на мировой рынок. Во втором случае для фирмы важно определить соотношение производства товаров у себя в стране («дома») и за рубежом. Выбор стратегии, ориентированной на экспорт и на зарубежное инвестирование, связан как с характером продукции, так и с политикой в странах – потенциальных покупателей товара. Размещение части производства за рубежом требует хорошо отлаженной координации деятельности фирмы.

Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее конкретных преимуществ, позволяющих создавать, производить (с издержками не выше мировых) продукцию (услуги) высокого качества, отвечающую требованиям покупателей относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости (цены), поставлять их на мировой рынок в сроки, диктуемые рыночной ситуацией [22 с.60].

Конкурентоспособность отрасли во многом определяется традициями развития производства соответствующих товаров в стране и накоплением технологий, обеспечивающих высокое качество и низкие цены (например, производство часов в Швейцарии). Но в условиях быстрого научно-технического прогресса положение отрасли данной страны в мире и в конкретной области может быстро меняться [9 с.163]. Конкурентоспособность отрасли и экономики страны определяют условия, существенно влияющие на конкурентоспособность фирмы данной отрасли и ее продукции. В настоящее время все большее значение имеет не наличие факторов производства, а их использование. Для конкурентоспособности отрасли существенное значение имеет подготовка кадров, собственная научно-техническая база. Хотя совершенствование технологии осуществляется первоначально в рамках отдельных компаний, передача знаний и опыта в отрасли идет более интенсивно, чем между странами. Конкурентная борьба в отрасли стимулирует технический прогресс. Для конкурентоспособности отрасли важен характер спроса на ее продукцию с точки зрения не только его величины, но и ориентации на отдельные сегменты рынка, что приводит к специализации отрасли, которая отражается на ее роли в мировом масштабе.

Потеря конкурентоспособности может быть вызвана рядом факторов, среди которых к основным относятся:

удорожание стоимости рабочей силы, не компенсированное повышением качества ее подготовки и соответствующим ростом производительности труда; недостаточное развитие научно-технической базы отрасли; истощение природных ресурсов, на базе которых развивалась отрасль; радикальное уменьшение спроса на продукцию отрасли в связи с коренными изменениями структуры производства; появление новых производителей, конкурентным преимуществам которых данная страна не может противостоять

Конкурентные преимущества отрасли во многом зависят от состояния в стране родственных и сопутствующих отраслей. Если они конкурентоспособны в мировом масштабе, то и уровень основной отрасли поднимается. Развитие основных и сопутствующих отраслей стимулируется их сотрудничеством, совместной разработкой новой продукции.

Конкурентоспособность национальной экономики означает способность страны как геополитического субъекта обеспечивать самостоятельное политическое развитие и удерживать устойчивые позиции в экономическом соперничестве с другими странами. Конкурентоспособное национальное хозяйство в состоянии производить и реализовывать на внутреннем и внешнем рынках товары и услуги, соответствующие по объему и структуре платежному спросу субъектов хозяйствования и отдельных физических лиц, что обеспечивает экономический рост и повышение уровня и качества жизни [17 с.8].

Понятие «конкурентоспособности государств» было введено в научный оборот профессором Гарвардской школы бизнеса М.Портером в вышедшей в 1990г. монографии «Конкурентные преимущества наций». Система четырех показателей, по Портеру, охватывает конкурентную среду отечественных фирм и включает: 1) факторные условия; 2) условия внутреннего спроса; 3) родственные и поддерживающие отрасли; 4) структуру и стратегию фирм, внутриотраслевую конкуренцию. Соответственно, наличие и эффективное использование того или иного параметра и предопределяет успех страны в международной конкуренции.

При этом основу конкурентоспособности отдельного государства составляет эффективное использование рабочей силы и капитала, производительность. Производительность труда — в конечном счете, находит свое отражение в таком макроэкономическом показателе, как национальный доход на душу населения

За годы исследования конкурентоспособности были разработаны ее «золотые правила», следуя которым страна сохранит или повысит свою конкурентоспособность. Формулируются они в таком порядке:

Стабильное и предсказуемое законодательство; Гибкая структура экономики; Инвестиции в традиционную и инновационную инфраструктуру; Стимулирование частных сбережений и внутренних инвестиций; Повышение агрессивности экспорта наряду с привлечением прямых иностранных инвестиций; Улучшение качества, оперативности и прозрачности управления и администрирования; Взаимообусловленность заработной платы, производительности труда и налогов; Сокращение разрыва между минимальными и максимальными заработками в стране и укрепление среднего класса; Крупные инвестиции в образование, особенно среднее, а так же в непрерывное повышение квалификации работающих; Баланс преимуществ глобализации экономики и национальных особенностей и предпочтений [5 с.18–19].

Национальная конкурентоспособность в своем развитии проходит ряд стадий: на основе имеющихся в стране факторов (природные ресурсы, включая земельные ресурсы и климатические условия, численность рабочей силы), на основе капиталовложений (развитие отрасли, уже получившей развитие в других странах, формирование инфраструктуры), на основе нововведений (создание принципиально новых продуктов и отраслей) и на основе богатства, когда конкурентоспособность поддерживается за счет созданного ранее, а страна утрачивает способность к совершенствованию производства, развитию нововведений

Долгое время в экономической науке «классическими» факторами производства считались труд, земля (природный фактор) и капитал. Очевидно, что наличие у страны соответствующего фактора плюс эффективное его использование предопределяют место страны в системе международного разделения труда в течение определенного промежутка времени. Мировой опыт свидетельствует: практически все страны, реализуя свою конкурентоспособность на мировых рынках, опираются на имеющиеся у них факторы производства, и, прежде всего, – природные факторы. Однако, даже самые богатые природные ресурсы имеют склонность к истощению. Да и круг экспортных отраслей в этих условиях невелик.

Поступательное укрепление конкурентоспособности национальной экономики предполагает экономический рост на основе формирования новых отраслей и привлечения инвестиций. Например, Япония, приступив к массированному экспорту в середине 1960-х гг., производила товары (продукцию машиностроения), требующие соответствующих факторов производства, которые у нее отсутствовали и отсутствуют до сих пор (полностью или частично).

Дальнейшее развитие национальной конкурентоспособности сопровождается увеличением расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Так, мощное развитие четырех азиатских «драконов» было тесно связано с освоением технологий, поступавших из более развитых стран, а также с их собственными усилиями в деле разработки, адаптации, модификации и постепенного внедрения соответствующих ноу-хау [17 с.10-11].

Насыщенность мирового рынка наукоемкой продукцией оценивается примерно в 2,3 трлн. долл. в год. Объем экспорта наукоемкой продукции США составляет 700 млрд. долл. в год, Германии – 530 млрд. долл., Японии – 400 млрд. долл., России – 6,9 млрд. долл. [24 с.5].

Важную роль в обеспечении устойчивых позиций национальной экономики и ее хозяйствующих субъектов на мировых рынках играет государство. По сути, вся экономическая политика государства направлена на повышение национальной конкурентоспособности. Государство стимулирует инвестиционный процесс в стране; совершенствует налоговую систему; финансирует не только фундаментальные, но и прикладные исследования; поддерживает и повышает национальную конкурентоспособность через регулирование валютного курса; осуществляет импортозамещение и стимулирование экспорта [17 с.11].

Глобализация значительно ограничивает налоговый суверенитет национальных правительств, делает невозможным установление чрезмерно высоких ставок как прямых, так и косвенных налогов, поскольку мобильность налогоплательщиков - субъектов внешнеэкономических операций позволяет им достаточно быстро переводить активы и перемещать бизнес в страны с наиболее благоприятным налоговым климатом.

«Цель правительства состоит в том, чтобы создать окружающую среду, в которой фирмы смогут повышать уровень конкурентного преимущества в сложившихся отраслях. Политика правительства. должна содействовать способности фирм страны вступать в новые отрасли. », - отмечает известный исследователь конкурентных преимуществ наций М. Портер.1 Хотя правильная политика правительства, направленная на усиление национальных конкурентных преимуществ страны, по мнению того же Портера, не должна ограничиваться одной лишь налоговой сферой,2 в современной глобализирующейся экономике налоговые аспекты ведения хозяйственной деятельности приобрели особое значение. Самое непосредственное влияние налогов на сферу международных экономических отношений (и на ВЭД одной отдельно взятой страны) проявляется, в частности, в таких областях, как: экспортно-импортные операции с товарами и услугами (характер косвенных налогов отражается на конкурентоспособности страны в сфере международной торговли и на результатах хозяйственной деятельности внешнеэкономических агентов); международное движение трудовых ресурсов (растущая заи нтересованность в трудоустройстве и постоянном проживании в странах с низким уровнем индивидуальных подоходных налогов); международное движете капиталов и инвестиций (низкий уровень налогового бремени способствует их притоку в данную юрисдикцию).

Различия в ставках и режимах налогообложения доходов в разных странах во многом определяют направление движения основных факторов производства в мировой экономике. Кроме того, подобные различия заставляют национальные правительства реагировать на изменения в налоговой политике зарубежных стран, модифицируя режим налогообложения на территории данного государства. Поэтому можно говорить о том, что процесс глобализации системы мирохозяйственных связен способствовал появлению конкуренции особого рода - международной налоговой конкуренции.

Сущность международной налоговой конкуренции заключается в соперничестве многочисленных налоговых юрисдикций за право привлечения в свою национальную экономику «глобальных налогоплательщиков»' (как хозяйствующих субъектов-резидентов других стран, так и своих собственных субъектов ВЭД) для того, чтобы облагать их доходы как от операций внутри данной юрисдикции, так и за рубежом (в соответствии с принципами резидентства и налогообложения доходов у источника их образования). Таким образом, международная налоговая конкуренция не ограничивается стремлением правительств привлекать в свои фис- кальпые юрисдикции капиталы зарубежных инвесторов (с тем, чтобы облагать получаемые при этом доходы у источника образования), но также способствует соперничеству между государствами за приток налогооблагаемой прибыли потенциальных резидентов (с тем, чтобы претендовать на глобальное налогообложение доходов в соответствии с принципом резидентства). Следовательно, можно выделить, два направления современной международной налоговой конкуренции: кошсуренцнюстранзасниженнестонмости капитала в рамках своих фискаль[38] пых юрисдикции (пониженный уровень налогообложения капиталов инвесторов способствует притоку зарубежных активов, а также предотвращает отток национальных капиталов за рубеж); конкуренцию за привлечение и активную деятельность на данной фискальной территории транснациональных компаний (конечной целью при этом является превращение данных THK в налоговых резидентов, чтобы претендовать на налогообложение их глобальных доходов).

Одной из важных задач международной налоговой конкуренции является стимулирование притока зарубежного капитала в данную суверенную налоговую юрисдикцию за счет благоприятных налоговых ставок и режимов налогообложения. Привлекаемый капитал при этом подразделяется на: прямые зарубежные инвестиции; мобильный финансовый капитал (портфельные инвестиции), который можно использовать для финансирования развития реального сектора национальной экономики; внутрифирменные финансовые потоки, связанные с переводом прибыли из одной налоговой юрисдикции в другую с использованием механизмов корпоративного международного налогового планирования.

Стоит отметить, что само по себе привлечение капитала с мировых рынков не является самоцелью любого национального правительства, а скорее служит средством достижения других задач, таких как рост налоговых поступлений, создание рабочих мест, рост производительности труда и заработной платы, создание эффективной рыночной инфраструктуры.

Международная налоговая конкуренция означает воздействие на национальную налоговую систему одного отдельно взятого государства налоговой политики, проводимой в других странах, поскольку в условиях глобализации системы мирохозяйственных связен взаимозависимость национальных налоговых систем возросла настолько, что решения, принимаемые в сфере налогообложения отдельных стран, оказывают самое непосредственное воздействие на всех субъектов мировой экономики.

Конечной целью процесса международной налоговой конкуренции для целого ряда стран является не первоочередное повышение доходной части бюджетов за счет притока дополнительных налогоплательщиков (фискальная функция налоговой системы), а усиление национальных конкурентных преимуществ путем создания в стране эффективной инфраструктуры, кластеров определенных отраслей народного хозяйства, увеличение занятости и доходов местного населения. Такая политика в конечном итоге ведет и к росту национального дохода, и к увеличению налоговых поступлении в пользу правительства (мультипликационный эффект налоговой системы, стимулирующей развитие).

Важным отличием международной налоговой конкуренции является то, что основными ее субъектами являются страны в лице своих национальных правительств н налоговых администраций, в то время как субъектами традиционной конкуренции в рамках мирового хозяйства являются, как правило, негосударственные экономические агенты (компании). Международная налоговая конкуренция - это конкуренция национальных налоговых систем, правил (режимов) налогообложения различных видов доходов от различных видов хозяйственной деятельности, уровня налоговых ставок, характера налоговых льгот. Потребность в конкуренции такого рода возникла лишь на рубеже XX-XXI вв., когда в результате развития процесса глобализации мировой экономики значительно возросла мобильность факторов производства, возникла виртуальная электронная экономика. Табл. 9.1 показывает Есак меняется под воздействием процесса глобализации мобильность различных составЕшх частей налоговой базы.

Источник: World Economics. — 2000. — Vol. 2. — No. 3. July-September. — P. 11.

Налоговую конкуренцию между национальными правительствами, как и любой другой вид конкуренции, можно рассматривать по трем следующим позициям. Конкуренцию с точки зрения степени контроля за налогоплательщиками со стороны государства: выбор страны резидентства для субъектов ВЭД * обладателей мобильных факторов производства (в частности, финансового капитала) часто связан с либеральностью налоговой политики данной юрисдикции, а также с характером процедуры уплаты налогов и предоставления налоговой отчетности. В то же время обладатели немобильных факторов производства (рабочие и служащие, владельцы недвижимости, малый и средний бизнес) обладают меньшей гибкостью, ограничивающей возможности выбора юрисдикций с наиболее благоприятным налоговым климатом. Конкуренцию как «процедуру открытия новых фактов»? что предполагает дифференциацию налоговых систем стран, включенных в процесс международной налоговой конкуренции, и способность субъектов ВЭД - потенциальных инвесторов выбирать наиболее соответствующие их ожиданиям налоговые системы и немедленно тестировать их на практике в процессе осу ществ- ления внешнеэкономических операций. Конкуренцию как стимулирующий механизм включения всех стран в так называемую гонку за лидерами, которая приводит к неизменному соперничеству суверенных налоговых юрисдикций в уровнях налоговых ставок, характере налоговых льгот, порядке расчета налоговой базы, проводимом налоговом аудите.

Международная налоговая конкуренция способствует тому, что у налогоплательщиков появляется достаточно широкой выбор благоприятных налоговых юрисдикций для размещения своих бизнес-структур (головных компаний, их филиалов и дочерних подразделений транснационалыюй группы). Общая структура транснациональной группы строится таким образом, чтобы иметь возможность минимизировать глобальное налоговое бремя (снизить эффективную налоговую ставку) данного субъекта международного бизнеса за счет активного перевода доходов между налоговыми юрисдикциями. При этом широко используются различные механизмы международного налогового планирования.

Нужно еще отметить и то, что применяемые в данной стране методы устранения международного двойного налогообложения (установленные национальным налоговым законодательством, а также международными налоговыми соглашениями) тоже оказывают заметное влияние на характер международной налоговой конкуренции. Так, метод налоговых освобождении способен усилить международную налоговую конкуренцию, поскольку стимулирует налогоплательщиков, являющихся резидентами стран с более высоким уровнем налогообложения соответствующих доходов, вести хозяйственную деятельность в зарубежных юрисдикциях, где данные доходы подлежат умеренному налогообложению. В результате операций по переводу факторов производства в благоприятные в налоговом отношении страны хозяйствующие субъекты минимизируют свои эффективные налоговые ставки, а юрисдикция их резидентства теряет при этом часть своих потенциальных налоговых доходов. И напротив, метод налоговых кредитов сглаживает характер международно!! налоговой конкуренции, делая эффективную налоговую ставку, применяемую в отношении глобальных доходов субъектов ВЭД, равной или даже более высокой, чем в юрисдикции образования их зарубежных доходов.

Среди форм международной налоговой конкуренции можно выделить: добросовестную (равноправную) налоговую конкуренцию (fair tax competition), основой которой служит ориентация национальной налоговой политики на концепции собственной теоретической школы налогообложения, а так-

' Идея отожлсстилении конкуренции с процедурой открытия была, как и.шес тно. нпериыс иыека.т- иа HoTiiviLiнеким лауреатом ф. lt;|нш Ханском (см. turn Hayek F. Competition as a Discovery Pmeecliirc // New StiKlies in Philosophy, Politics and the History of Ideas. * London, 1978 ),

же на передовые зарубежные налоговые теории и практический зарубежный опыт, что предполагает проведение налоговых реформ в соответствии с теоретическими пожеланиями и рекомендациями; губительную (недобросовестную) налоговую конкуренцию (unfair, чаще harmful tax competition), которую следует рассматривать как игнорирование определенными странами исторически сложившихся традиции поведения национальных налоговых администраций, подрыв принципов и норм налогообложения, распространенных в ведущих государствах мира, поощрение различных форм избежания налогов и уклонений от их уплаты.

Определенное воздействие на характер международной налоговой конкуренции, на приверженность данного государства Toii или иной се разновидности, оказывает место, которое занимает рассматриваемая страна в классификации налоговых систем и налоговых режимов (с точки зрения величины общего налогового бремени и уровня налоговых ставок для резидентов и налогового бремени и ставок для физических и юридических лиц-нерезидентов). По данным параметрам в мировой экономике можно выделить две группы стран:'* юрисдикции, ие имеющие существенных различий в уровне и характере налогообложения отечественных и зарубежных инвесторов, физических и юридических лиц-резпдентови нерезидентов; юрисдикции, с резко различающимися налоговыми режимами для резидентов и нерезидентов, предоставляющиебольшие льготы иностранным инвесторам в отдельных областях хозяйственной деятельности.

Для первой группы стран характерен как сравнительно высокий, так и умеренный уровень налогообложения физических и юридических лиц, обязательные требования к финансовой и налоговой отчетности, строгий контроль и учет деятельности налогоплательщиков и их доходов, уголовное преследование за налоговые правонарушения. К числу таких государств относится большинство стран с развитой экономикой, переходные экономики и многие развивающиеся страны. Вторую группу стран принято именовать какстраны-налоговые гавани, или налоговые убежища, поскольку они предлагают льготный режим налогообложения для иностранных физических и юридических лиц.

Классифицируя налоговые гавани, можно выделить три основные группы подобных юрисдикций (данная методичная классификация впервые была проведена в ФРГ): I) налоговые гавани с нулевыми ставками налогов; 2) налоговые гавани с низким уровнем налогообложения; 3) налоговые гаванн, взимающие налоги по «нормальным* ставкам, но гарантирующие преференциальный режим налогообложения для определенных категорий доходов. Кроме того, на основании вышеприведенной классификации налоговые гавани можно подразделить на общие, предоставляющие налоговые льготы всем зарубежным инвесторам, а также на

' Предстапленнан классификации достаточно услопна, поскольку лаже на территории одной отдельно IiiHiioii страши MOiyr Cu,т. иыделены разные налоговые юрисдикции с отличающимися режимами обложения доходон реандептон и перслидснгои, а также ре.чидентои-иностранцсн.

специализированные, развивающие на своей территории лить определенные виды деятельности иностранных резидентов.

Налоговые гавани являются достаточно старым, проверенным столетиями[39] и в ряде случаев жизненно необходимым элементом системы мирохозяйственных связей, поскольку гарантируют не только льготный режим налогообложения на своей территории, но и служат местом убежища капиталов и их персонифицированных носителей от преследовании и конфискаций по политическим, религиозным, национальным и прочим причинам, ограничивающим неотъемлемые права человега, Здесь можно привести пример Швейцарии, издавна являющейся не только страной-пало- говым убежищем, но и государством, принимающим политических беженцев. Как известно, швейцарская банковская система возникла в результате бегства в Швейцарию французских банки ров-гугенотов, а во времена Третьего рейха нейтральная альпийская страна служила местом убежища капиталов немецких евреев.

Te не менее, налоговые гавани гарантируют свой льготный режим налогообложения всем потенциальным клиентам, что отнюдь не исключает приток на их территорию капиталов, заработанных преступным путем и скрываемых от налогообложения в странах, где проживают их владельцы. Продолжая пример со Швейцарией, можно отметить и то, что страна в рапной степени была убежищем и для нацистских капиталов, и для многомиллиардных состояний различных диктаторов. В настоящее время Швейцарская Конфедерация продолжает использоваться международными преступными синдикатами для отмывания доходов от торговли наркотиками, проституции, контрабанды оружия. Кроме того, в результате либерализации системы мирохозяйственных связен, а также прогресса в области прав человека в различных странах и регионах мира (прежде всего, конечно, в развитых экономиках), налоговые гавани постепенно утрачивают часть своих прежних функций. Более того, их статус в ряде случаев воспринимается в негативном смысле.

Так, согласно определению, данному ОЭСР, страной-налоговой гаванью считается

юрисдикция, в которой полностью отсутствует либо является номинальным налогообложение финансовых доходов или прочих доходов от оказания услуг различного характера и которая предлагает себя на мировом рынке в качестве юрисдикции, в которой нерезиденты могут избегать налогообложения.

TaxHavens Face OECD Threatof Sanctions //International Herald Tribune. — 2000. — June 14.

В документах ОЭСР также подчеркиваются три особенности, присущие некоторым национальным налоговым системам. Наличие хотя бы одной из них позволяет считать данную юрисдикцию налоговой гаванью: отсутствие информационного обмена по фискальным вопросам с другими государствами; невозможность контроля финансовых операций хозяйствующих субъектов; отсутствие реальной экономической активности на территории дайной юрисдикции.

Нетрудно заметить, что ключевым моментом современного определения налоговых гаваней является упор на их роль как юрисдикций, благоприятных для уклонения от налогообложения и избежания налогов. Раскрывая подобную негативную по своей сути трактовку сущности налоговых гаваней, можно привести характерные признаки подобных юрисдикций, вызывающие предвзятое отношение к ним: отказ от сотрудничества с налоговыми ведомствами стран—экспортеров капиталов и инвестиций и отсутствие международных соглашений в данной области непрозрачность норм налогового регулирования, недостаточность соответствующей законодательной базы; упрощенность процедуры регистрации и механизмов управления компаниями; возможность использования поминальных владельцев и директоров; формальный характер требований к проведению общих собраний акционеров к советов директоров компаний; отсутствие в страпе-налоговой гавани реальной экономической деятельности, минимальные инвестиции и занятость населения со стороны компаний, принадлежащих иностранным инвесторам (созданиетаких компаний обусловлено исключительно налоговыми соображениями); наличие жесткого законодательства в отношении неразглашения банковской и коммерческой та|‘1ны лиц, получающих выгоду от установленного налогового режима.[40] Анонимность работы и упрощенные требования к регистрации и отчетности закрывают офшорный бизнес от финансового и налогового контроля и учета; законодательная защита размещенных в налоговом убежище активов, исключающая возможность их конфискации кредиторами. Это позволяет использо

вать страны-налоговые гавани для спасения денег от кредиторов, а также делает финансовые авуары недоступными для зарубежных налоговых администрации; отсутствие валютного контроля и регулирования со стороны соответствующих органов государства. Требования по финансовой отчетности сведены к минимуму, а внешние аудиторские проверки не предполагаются; саморекламирование в качестве территории, которые можно использовать для избежания налогов, подлежащих уплате в юрисдикциях резидентства иностранных инвесторов; наличие хорошо развитой ннфрастуктуры - транспортной, телекоммуникационном, финансовой;к разветвленная сеть консалтинговых н адвокатских фирм[41] и т.д.

Ключевым нз рассмотренных признаков налоговой гавани - то, что как раз и вызывает негативное отношение к ннм - большинство экспертов считает отсутствие прозрачности процедуры получения налоговых привилегии иностранными резидентами, а также отсутствие положений об обмене информацией о налогоплательщиках между данной страной и другими государствами. И если страны, не делающие исключений при налогообложении доходов иностранных резидентов, участвуют преимущественно в добросовестной налоговой конкуренции, то налоговые гавани в большей степени следуют губительной налоговой практике, поощряя развитие международных налоговых арбитражных операций.

Налоговая конкуренция ( английский налоговая конкуренция ) является конкуренция между государствами или в пределах государства между органами власти , с помощью налоговой политики по конфигурации системы управления в конкурентоспособности своей собственной экономической силы, или как бизнес - места для налогоплательщиков , чтобы быть привлекательными.

Содержание

  • 1 Общие
  • 2 типа
  • 3 статистики
  • 4 Экономические аспекты
  • 5 Национальная налоговая конкуренция
    • 5.1 Налоговая конкуренция в Германии
    • 5.2 Налоговая конкуренция в Швейцарии
  • 6 Международная налоговая конкуренция
    • 6.1 Происхождение и внешний вид
    • 6.2 Содействие налоговой конкуренции в ЕС
  • 7 целей налоговой конкуренции
  • 8 См. Также
  • 9 литературы
  • 10 индивидуальных доказательств

генеральный

Международная налоговая конкуренция требует трансграничной экономической деятельности, то есть внешней торговли ( экспорт , импорт ), прямых иностранных инвестиций , межбанковской торговли , транснациональных компаний , арбитража или спекуляций . Налогообложение не осуществляется ни внутри государства, ни на международном уровне, существует разница в налогах . Это не случайно, но также является результатом налоговой конкуренции. На международном уровне термины страны с высоким уровнем налогообложения , низкий налог страны и налоговая гавань появились для этого . Благоприятные налоговые условия в отдельных штатах приводят к уклонению от уплаты налогов и снижению налоговых поступлений в странах с высокими налогами.

Предпосылка для налоговой конкуренции является свободой учреждения для компаний и свободного передвижения лиц для физических лиц , их бизнеса или место жительства , чтобы иметь возможность свободно выбирать, потому что место имеет решающее значение для государственного налогообложения.

ОЭСР проводит различие между «вредным» ( английским языком вредным ) и «безвредной» ( английской безвреден ) налоговой конкуренцией. Среди прочего, она считает, что проблема безбилетника наносит ущерб, когда компании используют инфраструктуру одного государства, но переносят свою налоговую базу в другую страну, или когда налоговые убежища и их пользователи оставляют финансирование глобальных общественных благ налогоплательщикам стран с высокими налогами. «Браконьерство» в налоговых базах, на которые имеют право другие страны, или осуществление инвестиций, которые делаются в определенной стране, прежде всего по налоговым причинам, без принятия решения о реальном местонахождении, также считаются вредными. Наконец, ОЭСР определила три практики, которые являются невыгодными для стран с высокими налогами, а именно страны с обычно низким налогообложением доходов ( налоговые убежища ), страны с налоговой системой, которая приносит пользу только определенным доходам ( вредные привилегии ), и страны с налоговой ставкой, применяемой ко всем ниже, чем в стране с высокими налогами, но по-прежнему важен для налоговых поступлений.

Внутригосударственная налоговая конкуренция вызвана налоговым органом , который, например, в Германии, кроме федерального правительства (для федеральных налогов ), даже в странах (для государственных налогов ) и муниципалитетах (для муниципальных налогов есть). Например, муниципалитеты взимают разные налоги на бизнес , применяя разные ставки . Чем они ниже, тем больше вероятность того, что в муниципалитете поселятся новые предприятия.

статистика

С 2000 года произошло значительное снижение средних налоговых ставок по налогам на прибыль в странах ЕС-15 на 28% от первоначального уровня. Снижение налога на прибыль компенсируется умеренным снижением ставок налога на прибыль почти на десять процентов и увеличением ставок налога с продаж на 11 процентов. Значительное снижение ставок налога на прибыль корпораций можно рассматривать как показатель потенциально высокой значимости налоговой конкуренции в области корпоративного налогообложения . В то время как в 1981 году средняя ставка корпоративного подоходного налога в ЕС в 10 странах ЕС составляла 47,1%, прибыль корпораций в 28 странах ЕС должна была облагаться налогом в среднем по 21,6% в 2018 году (см. Коэффициент прибыли ). Германия также последовала этой тенденции и снизила ставку корпоративного подоходного налога с 60% до примерно 30% сегодня с помощью двух крупных налоговых реформ в 2000 и 2008 годах. Однако на протяжении всего периода ставка корпоративного подоходного налога в Германии всегда была выше средней по ЕС.

В 2017 году страны мира сообщили о следующих корпоративных налогах:

страна Корпоративные
налоги 2017 г. в%
Швейцария 8,5
Болгария 10.0
Ирландия / Кипр 12,5
Латвия / Литва 15.0
Румыния 16.0
Хорватия 18,0
Польша / Словения / Чехия /
Великобритания
19,0
Эстония / Финляндия 20,0
Швейцария 20,65
Словакия 21,0
Дания / Швеция 22,0
Португалия 22,5
Норвегия 24,0
Испания / Мальта / Нидерланды / Австрия 25,0
Канада 26,5
Люксембург 27.08
Греция 29,0
Германия 29,83
Бельгия 33,99
Япония 34,38
Франция 34,43
Соединенные Штаты 39,25

Здесь наблюдается тенденция к тому, что небольшие государства, такие как Ирландия, Мальта или Кипр, имеют относительно низкие налоговые ставки по сравнению с более крупными государствами, такими как Германия, Франция или Испания.

Если проанализировать средние ставки корпоративного подоходного налога между небольшими штатами и территориальными государствами с течением времени, вырисовывается следующая картина:

год Налог на
прибыль малых штатов в%

Налог на прибыль территориальных штатов в%
1998 г. 32,6 40,0
1999 г. 32,1 38,8
2000 г. 30,3 38,4
2001 г. 28,9 35,8
2002 г. 27,2 35,6
2003 г. 25,8 35,5
2004 г. 24,3 35,1
2005 г. 22,7 34,6
2006 г. 22,6 34,2
2007 г. 22,0 33,1
2008 г. 22,1 29,9
2009 г. 22,1 29,9
2010 г. 21,4 29,9
2011 г. 21,2 29,8
2012 г. 21,1 29,4
2013 21,5 29,6
2014 г. 21,2 29,2
2015 г. 21,2 28,7
2016 г. 21,1 27,7
2017 г. 20,6 26,9
2018 г. 20,7 26,9

В таблице показан более низкий уровень ставок корпоративного подоходного налога в группе малых государств. Средние ставки корпоративного подоходного налога развивались относительно параллельно. В 1998 году средняя ставка корпоративного подоходного налога в малых европейских государствах составляла 32,6%, что на 6,4 процентных пункта ниже средней ставки корпоративного подоходного налога в крупных территориальных государствах, которая составляла 40,0%. В 2018 году средняя ставка налога на прибыль предприятий для небольших регионов составляла 20,7%, а для крупных штатов - 26,9%, что соответствует разнице в 6,2 процентных пункта. Это означает, что небольшие европейские регионы с их ставками корпоративного подоходного налога все еще намного ниже уровня крупных европейских стран.

экономические аспекты

Государства также согласовывают свои национальные цели с налоговой системой, с которой они хотят облагать налогом своих налогоплательщиков. Штатам известно влияние налогообложения на решения о местонахождении бизнеса . Снижение налоговых ставок и целевых государственных субсидий ( защита инвестиций , инвестиционная помощь ) открывают для государств возможность привлекать новые компании для получения дополнительных налоговых поступлений и достижения экономического роста . Таким образом, налоговая конкуренция может быть спровоцирована странами, снижающими уровень налогов, или странами, которые его повышают.

В 1936 году Джон Мейнард Кейнс в своей « Общей теории занятости, процента и денег» предостерег от чрезмерного налогообложения богатых, потому что это приведет их к уклонению от уплаты налогов . Компромисс от прогрессивного налогообложения состоит в том , что над переменным порогом он ухудшает готовность налогоплательщиков выполнить и может мотивировать их уклонение от уплаты налогов или уклонение от уплаты налогов. Доход или богатство миллионеров , в частности, как правило , очень мобильны и переехать за границу , когда они сталкиваются со значительными налоговыми недостатками.

Также стоит воспользоваться дифференциалом международных налогов для транснациональных компаний . Например, группа компании в области высоких налоги страны могут поставить промежуточное потребление или промежуточные товары в дочерней компанию в низконалоговой стране по заниженным трансфертным ценам ( с учетом этого принципа вытянутой руки ), что приводит к чрезмерным прибыл в низконалоговой стране и слишком низким прибыл в высоких налоговой стране. И наоборот, компания группы в стране с высокими налогами может закупать промежуточное потребление у своей дочерней компании в стране с низкими налогами по завышенным, но допустимым ценам. В результате искусственно созданная более высокая прибыль достигается в стране с низкими налогами, в то время как прибыль слишком мала в стране с высокими налогами. Уклонения от уплаты налогов стратегии в двойном ирландском С голландской Sandwich ( немецкой: два ирландских компании с голландской компанией между ними ) целями в качестве контракта на использование ирландцев и голландское налоговое законодательство таким образом , что нет или только минимальные налоги понесены в многонациональной корпорации.

Свойство «страна с низкими налогами» является преимуществом при выборе места для открытия бизнеса , поскольку корпоративное налогообложение является важным фактором местоположения . Альфред Вебер , согласно (1909), три фактора местоположения влияют на транспортные расходы , затраты на рабочую силу и преимущества агломерации на выбор места , транспортные расходы играют центральную роль в системе Вебера. Они являются наиболее важным фактором при выборе оптимального местоположения. Страны с особыми налоговыми льготами ( английские налоговые курорты ) включают страны со специальными скидками на доставку (например, Панама или Либерия ; удобные флаги ). В штатах без доходов, корпораций или только с более низким налоговым бременем, как Багамы или Бермуды, называемые налоговыми гаванями ( английские налоговые рай ), в странах с низкими налогами ( английские налоговые убежища, такие как Гибралтар ) ставки подоходного налога значительны (от 20% до 30%) среди сопоставимых налоговых ставок. страны с высокими налогами (например, Дания или Франция ).

После саммита G20 в Лос-Кабосе в июне 2012 года ОЭСР опубликовала отчет в 2013 году и план действий с 15 отдельными мерами в 2015 году по противодействию нежелательному сокращению и перемещению прибыли. Благодаря так называемому проекту BEPS ( англ. Base Erosion and Profit Shifting ) возможности переноса прибыли , возникающие в результате несогласованности налоговых систем, должны быть устранены.

Национальная налоговая конкуренция

Национальная налоговая конкуренция описывает конкуренцию между различными регионами в пределах штата за получение преимуществ местоположения с помощью привлекательной налоговой системы.

Налоговая конкуренция в Германии

Внутренняя немецкая налоговая конкуренция приводит в основном из - за того , что муниципалитеты могут установить индивидуальную оценку ставку для промыслового налога в качестве важнейшего муниципального налога . Франкфурт-на-Майне , являясь привлекательным местом для ведения бизнеса, имеет высокую ставку налогообложения - 490%, в то время как муниципалитет Нордерфридрихског взимал ставку налогообложения в размере 0% до 2003 года (с 2004 года: минимальная ставка 200%).

Налоговая конкуренция в Швейцарии

В Швейцарии налоги как для физических, так и для юридических лиц были значительно снижены в 18 из 28 населенных пунктов за последние 10 лет. Из-за федерального характера швейцарской налоговой системы налоговое бремя сильно различается в зависимости от того, где вы живете. Кантоны Обвальден , Швиц и Цуг особенно дешевы для физических лиц . В частности, кантоны Цуг и Нидвальден предлагают привлекательные условия для юридических лиц.

Тот факт, что налоги в Швейцарии довольно низкие по сравнению с другими странами, можно объяснить, среди прочего, федеральной налоговой системой и инструментами прямой демократии. Это создает значительную налоговую конкуренцию между отдельными региональными властями. И кантоны, и коммуны устанавливают свои собственные налоговые ставки , базы налогообложения и различные косвенные налоги . В зависимости от кантона существуют разные права совместного определения. Изменение федеральной конституции необходимо для изменения ставки НДС , в соответствии с которой и народ, и кантоны должны быть обеспечены голосованием . Кроме того, налоговые системы некоторых кантонов имеют особые особенности. Плоский налог относится к кантональным налогам кантонов Обвальдны и Шаффхаузен . Кантон Обвальден выбрал эту систему после того, как Федеральный суд Швейцарии запретил введение дегрессивной налоговой системы. Некоторые кантоны также предлагают иностранцам, которые не работают в Швейцарии, возможность взимать налоги по фиксированной ставке . У кантона Цуг есть еще одна особенность: иностранные доходы от холдинговых и смешанных компаний освобождены от кантональных налогов.

Международная налоговая конкуренция

Международная налоговая конкуренция относится к налоговой конкуренции между местами в разных странах или разных странах в целом. Здесь особенно актуальны подоходные налоги . Международная налоговая конкуренция - это конкуренция между странами за снижение налогов на компании с целью повышения привлекательности местности.

Происхождение и внешний вид

Ставки налога на прибыль корпораций значительно и непрерывно снижались во всех основных промышленно развитых странах с середины 1980-х годов, в невзвешенном среднем значении с 48% в 1982 году до 33% в 2003 году. Это шло рука об руку с расширением налоговой базы за счет сокращения льгот. Ограничения на компенсацию убытков и варианты амортизации , правила финансирования долга акционеров или ограниченные возможности для создания эффективных налоговых положений . Эта стратегия, известная как «сокращение налогов вместе с расширением базы» (снижение номинальной налоговой ставки с одновременным расширением налоговой базы ), является выражением усилившейся налоговой конкуренции.

Однако предварительным условием для сохранения этой тенденции является то, что международное налоговое сравнение будет проводиться только с использованием номинальных налоговых ставок в будущем. Методологически такой подход уже вызывает большие сомнения, поскольку налоговое бремя возникает в результате умножения налоговой базы на налоговую ставку, поэтому налоговая ставка и налоговая база являются одинаково важными факторами. Метод сокращения налоговой базы-расширения позволяет получить еще более яркие цветы. В 2008 году Чешская Республика ввела фиксированный налог с налоговой ставкой 15% и, таким образом, очевидно, имеет более низкий подоходный налог, чем словацкое налоговое законодательство (Словакия) . Однако основанием для исчисления налога на прибыль является «сверхбаловый доход», в котором затраты, не связанные с заработной платой, добавляются к валовому доходу. Если бы налоговая база была такой же, как в Словакии, ставка налога должна была бы составлять не менее 20% и была бы выше, чем в Словакии.

В целях разъяснения

Словакия: база налогообложения (чистый доход + дополнительные расходы по заработной плате - надбавка и т. Д.) 19% Чехия: база оценки (чистый доход + дополнительные расходы по заработной плате + дополнительные расходы по заработной плате - надбавка и т . ⋅ <\ displaystyle \ cdot>
⋅ <\ displaystyle \ cdot>

Поддержка налоговой конкуренции в ЕС

В рамках ЕС и единого рынка налоговая конкуренция, по существу, осуществляется посредством налоговой конкуренции, которая также распространяется на прямые налоги и, следовательно, на корпоративные налоги, расширяющие четыре европейские свободы (которые включают свободу передвижения и услуг, товаров и капитала), пользующихся преимуществом, поскольку эта национальная Практически исключены защитные меры по ограничению налоговой конкуренции. С момента своего постановления в январе 1986 года Европейский суд (ECJ) также взял на себя ответственность за прямые налоги внутри ЕС с целью совершенствования внутреннего рынка и с тех пор значительно повлиял на закон о прямых налогах в более чем 100 постановлениях. Эта судебная практика призвана сделать возможной налоговую конкуренцию внутри ЕС и с тех пор привела к значительному снижению налогового бремени в странах-членах. Из-за ограничений, вытекающих из этих юридических обязательств Сообщества, у государств-членов мало возможностей уклоняться от налоговой конкуренции.

Цели налоговой конкуренции

Целью снижения ставок корпоративного налога является привлечение международных инвесторов , а расширение налоговой базы направлено на обеспечение национальных налоговых поступлений . Из-за повышенной привлекательности местоположения такая налоговая политика может быть выгодной, даже если противоположные эффекты снижения налоговой ставки и расширения налоговой базы по затратам на использование капитала, относящиеся к инвестиционным решениям компаний, привязанных к местоположению, частично или даже полностью компенсируют друг друга.

Снижение корпоративных налогов - это мера политики для привлечения компаний, которые ищут (новое / дополнительное) место (законное уклонение от уплаты налогов ). Кроме того, политики могут пообещать освобождение от налогов на ограниченный период времени или облагать определенные виды доходов налогом по более низкой ставке ( лицензионный ящик ). Во времена глобализации и интернационализации налоговая конкуренция играет важную роль в качестве фактора местоположения .

Экономические науки/Финансовые отношения

К.э.н., Мулюкова А.И.

Усть-Каменогорский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова,

Казахстан, г. Усть-Каменогорск

Проблемы страны, вступающей в мировую налоговую конкуренцию

Глобализация мировой экономики вынуждает страны вести борьбу за соблюдение своих интересов в этом процессе. Одним из наиболее эффективных рычагов здесь является предоставление налоговых льгот и уменьшение налоговых ставок. Современный финансовый капитал приобрел невиданную ранее мобильность и способен с легкостью перемещаться из одной страны в другую, направляясь туда, где для него созданы наиболее выгодные условия. Вследствие этого одним из важнейших факторов конкуренции между странами за привлечение капитала стали величина средней ставки налогообложения и объём налоговых льгот, породив такое явление как налоговая конкуренция.

Все больше стран идут на снижение налоговых ставок не в связи с целесообразностью, а с целью перетягивания инвестиций, налогов, рабочих мест на свою территорию. В последние годы эта тенденция прогрессирует, и приняла необратимый характер. [1]

Это давняя проблема, связанная с так называемой налоговой конкуренцией – в одних странах налоги больше, в других меньше, а в «налоговых гаванях», или оффшорах, они ничтожны. Благодаря этому физические и юридические лица могут облегчить свое налоговое бремя: достаточно переместить капиталы туда, где налоги низки. С точки зрения свободного рынка, это вполне естественное действие.

Но многие страны склонны считать налоговую конкуренцию вредной. И в обыденном сознании, и на деле с оффшорами связаны не очень приглядные операции. Ведь в таких «гаванях» не только налоги низкие – там действуют законы, которые позволяют сохранять в тайне имена и дела. А это препятствует так называемой «скрытой гармонизации» налогов, то есть двойному обложению, при котором нерезидент, заплативший низкий налог в оффшоре, должен еще заплатить на своей оншорной родине.

Именно через оффшоры идет утечка капиталов из национальной экономики, что означает потери налоговых поступлений в суммах, исчисляемых миллиардами долларов. [2]

Процессы налоговой глобализации в мировой экономике приводят к противоречиям и конфликтам в международных экономических отношениях. Тенденция к постоянному уменьшению налоговых поступлений в бюджеты развитых стран может провоцировать в той или иной форме глобальный экономический кризис.

Главную роль в противодействии недобросовестной налоговой конкуренции играет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в состав которой входит 34 государства, среди которых наиболее экономически развитые в мире. Ни одно оффшорное государство членом ОЭСР не является (если не считать оффшором Великое герцогство Люксембург). Помимо ОЭСР, борьбу с недобросовестной налоговой конкуренцией активно ведёт и Европейский союз. [3]

Однако у самих оффшорных государств на этот счет несколько иная позиция. Поскольку большинство из этих стран являются бывшими колониями европейских государств, находятся на довольно низком уровне экономического развития и не обладают достаточными природными либо иными экономическими ресурсами, то возможность привлечения международных капиталов посредством установления сверхпривлекательных правовых (прежде всего, налоговых) режимов деятельности коммерческих компаний представляется практически единственной возможностью оживления местной экономики. По мнению оффшорных стран, речь идет о конфликте совершенно законных экономических интересов двух разных групп государств, а вовсе не о «недобросовестной» конкуренции между ними.

Для обоснования своих возражений на обвинения ОЭСР оффшорными странами приводится концепция «конкуренция за размещение/местоположение» (locational competition), в рамках которой признается, что государства конкурируют между собой за привлечение таких факторов производства, как научный фактор, технологии производства и капитал. Для достижения цели привлечения этих факторов используются, прежде всего, налоговая политика и развитие инфраструктуры, включая эффективную систему образования и защиту интеллектуальной собственности со стороны государства. Обвинения ОЭСР в «нечестной» налоговой конкуренции в таком случае оцениваются как необоснованные, поскольку уровень налогообложения - отнюдь не единственный и не всегда определяющий фактор, влияющий на миграцию капитала. Если государство предоставляет эффективную инфраструктуру, гарантирует экономическую и политическую стабильность и неприкосновенность собственности, а также предоставляет необходимое качество квалифицированных трудовых ресурсов, капитал будет чувствовать себя вполне комфортно даже при не самой привлекательной ставке налога. Это наглядно подтверждается многими историческими фактами, когда введение в государстве достаточно льготного режима налогообложения для иностранных предпринимателей никак существенно не сказывалось на притоке капиталов. Ярким примером является Египет, где филиалы иностранных фирм полностью освобождены от налога на прибыль, однако привлекательным оффшором Египет так и не стал (в стране 30 лет действовало чрезвычайное положение, развитой инфраструктуры, устойчивой валютно-финансовой, банковской системы и квалифицированной рабочей силы нет). [3]

Кроме всего прочего, недобросовестная налоговая конкуренция приводит к тому, что налоговая политика, являясь одним из инструментов государственного регулирования экономики оншорных стран, искажается и теряет свой регулятивный потенциал. По этой причине, с точки зрения критиков оффшоров, оффшорные зоны являются своего рода «иждивенцами» мировой экономики. Одним из эффективных средств, способных препятствовать этим негативным процессам, является установление многострановой системы налоговой гармонизации.

Налоги можно гармонизировать двумя способами. Первый – соглашение стран установить минимальный уровень налогообложения или же установить одинаковые ставки и налоговую базу.

Второй способ гармонизации – способность правительств облагать налогами доход своего гражданина, получаемый во всем мире, т.е. в любой другой стране. Для того чтобы добиться данного вида гармонизации необходимо создать такую систему, чтобы правительства знали и сообщали друг другу о том, сколько их налогоплательщики зарабатывают в других странах. [4]

В связи со всем вышесказанным, рассмотрим, что происходит в Республике Казахстан. В РК действует новый Налоговый кодекс, который свидетельствует о серьезном намерении Казахстана занять лидирующие позиции в мировой налоговой системе путем создания в стране привлекательного для международного бизнеса налогового и инвестиционного климата. [5]

Следует отметить, что со стороны Казахстана действительно предпринимаются меры по повышению конкурентоспособности нашей налоговой системы для привлечения в экономику Казахстана дополнительных иностранных инвестиций, международного капитала и вцелом организованного бизнеса. И если раньше взоры и устремления нашего государства были направлены в основном на преодоление внутренних проблем в налогообложении, то сейчас Казахстан кардинально пересмотрел взгляды на свое место в мировой налоговой системе и существенно поменял направления своей внешней налоговой политики.

Жесткая налоговая конкуренция в мире побудила Казахстан, с одной стороны, значительно либерализовать свою налоговую систему, уменьшить количество налогов и их ставки по основным видам налогов, упростить для налогоплательщиков налоговые процедуры налоговой регистрации, ведения налогового учета и представления налоговой отчетности, сделав тем самым нашу налоговую систему одной из самых привлекательных в мире.

А с другой стороны, Казахстан в своем налоговом законодательстве значительно расширил ареал своей налоговой юрисдикции за счет иностранного элемента. Как известно, Казахстан при установлении своей налоговой юрисдикции использует смешанный принцип налогообложения, распространяя действие своих налоговых законов как на резидентов РК, независимо от места получения ими доходов (принцип резидентства), так и на нерезидентов РК, осуществляющих свою налогооблагаемую деятельность в РК через постоянное учреждение либо получающих доходы из источников в РК (принцип территориальности). [5]

Вместе с тем в своей конкурентной борьбе с другими иностранными государствами Казахстан вынужден считаться с установленными в мировом сообществе правилами международной налоговой политики. Поэтому помимо налоговой конкуренции, осуществляемой по собственным правилам, Казахстан вынужден также предпринимать и конкретные шаги в направлении международного сотрудничества с зарубежными странами в сфере регулирования международных налоговых отношений. В этом отношении не следует забывать о том, что расширение сферы налоговой юрисдикции нашего государства небезгранично. Казахстан в методах своей налоговой конкуренции обязан уважать принципы и нормы международного права и суверенитет других государств, проводить политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров.

Казахстан, уважая международное налоговое сотрудничество государств в рамках добросовестной налоговой конкуренции, должен выполнять пункты налоговых конвенций ООН и ОЭСР о недопущении двойного налогообложения. В связи с этим Казахстан заключил Налоговые конвенции с 46 иностранными государствами.

Однако для Казахстана важно не только создание прогрессивного налогового законодательства, но и необходима адекватная и полноценная реализация всех норм налогового права и международных налоговых договоров на практике. [6]

И все же иностранцы не желают платить налоги в РК. Суть конвенций состоит в том, что иностранные компании и сами иностранцы вправе сами выбирать, где платить налоги. Обычно все выбирают свою страну. Никто не хочет платить в Казахстане. И это объясняется тем, что в Казахстане необходимо сразу уплачивать 20%-ный налог на прибыль. В своей стране посредством вычетов и корректировок можно снизить налогооблагаемую базу. И уже ни о какой добросовестности в налоговой конкуренции со стороны стран ОЭСР говорить не приходится. [6]

Казахстану, как и России, на сегодняшний день, вряд ли придется рассчитывать на прилив капиталов, что благоприятный инвестиционный климат создаст все необходимые условия для благополучного развития экономик наших стран. Никто из иностранцев никогда не будет заинтересован в том, чтобы за счет его денег, технологий улучшалось экономическое благополучие чужих ему стран, поэтому и налоги, конечно, согласно мировым стандартам, все хозяйствующие субъекты всегда будут платить в своей стране. Этому способствует менталитет, формируемый воспитанием, патриотизмом (уважением к своей стране, Родине!) и эгоизмом (зачем развивать чужую экономику ? Конкуренты никому не нужны. Нужны сырьевые придатки! ).

Увы, но в современных условиях нужно придавать особое значение в создании благоприятного инвестиционного климата в своей стране, начиная с воспитания своего населения, детей, предпринимателей в разумном ведении своих дел, патриотичном, уважительном отношении к своей Родине, экономике, к своему народу. Необходимо затормозить утечку капиталов, мозгов, населения, необходимо применение капиталов в своей стране не в посредничестве, не в финансовой сфере, а в реальной экономике. А капиталы в стране найдутся. Эту многотрудную работу должно возглавить Правительство.

Нашему населению и руководству необходимо покончить с иждивенческими настроениями: что некто, весьма добрый придет и всё нам устроит в наилучшем виде. Этого не будет никогда. Высокоразвитая экономика не может быть построена ленивыми, не желающими создавать, работать, безразличными к своей судьбе, к своей Родине людьми. Надо понимать, что чужой дядя нам не помощник.

Еще хотелось бы добавить, что одними только экономическими стимулами развитую экономику не построить. Достаточно вспомнить исторические примеры германского, японского, корейского «чуда», когда экономики этих стран были разбиты в ходе военных действий (Германия и Япония) или были на низком уровне развития, далеком от индустриально развитой Европы (Корея). Этим странам удалось подняться с нуля и возвыситься над многими в результате мощного национального духа, желания трудиться на благо своей поруганной родины, и в силу национальных традиций работать прилежно и ответственно. Китай достиг небывалого расцвета своей экономики не только благодаря инвестициям и экономическим стимулам, а в наибольшей степени благодаря трудолюбию; не стяжательству за счет граждан своей страны, а в результате уважения к своему народу, к своей стране, желанию показать всему миру, что Китай не второсортная страна!

И еще по поводу нравственности в экономических отношениях. По поводу того, где платить налоги: конечно, в той стране, где работаешь, потому что работает народ и природные ресурсы именно этой конкретной страны.

Но на современном этапе для развитых стран на первый план выходят другие проблемы. Для этих стран теперь стали злободневными проблемы размещения, адаптации и обеспечения европейскими стандартами жизни иммигрантов из арабских стран. Именно благодаря высоким налоговым ставкам, а значит и высокому уровню социальных пособий стала возможной многомилионная эмиграция из арабских стран.

Люди, эмигрирующие в европейские страны, бегут, по большей части, за бесплатными благодаря высоким социальным пособиям благами, создаваемыми здесь. Как показывает хроника последних дней, никто из иммигрантов работать не собирается, очередей на биржах труда нет, все ждут улучшения своего материального благосостояния за счет европейских тружеников, создающих высокие технологии, традиционные и новые продукты для всего мирового сообщества. Иждивенцы в виде молодых мужчин 20-40 лет, в пору расцвета своих сил не собираются работать, не покладая рук, заботясь о своих семьях, а собираются вести праздный (и даже более того, уголовный) образ жизни. И тут финансовая система европейских стран может серьезно пострадать.

Вся система западной жизни, выстраданная и созданная многими поколениями западноевропейцев, с высоким уровнем жизни, высокими социальными гарантиями для всех, теперь, на мой взгляд, должна быть пересмотрена. Должны быть ужесточены миграционная, налоговая, социальная политики по отношению к некоренным жителям, чтобы у желающих пожить за чужой счет не было бы даже предположений, что им это удастся. Приезжие из арабских стран и Африки не будут интегрироваться в европейский образ жизни и даже не в силу разности культур, менталитета и т.п., а в силу иждивенческого отношения к европейцам, давнего психологического комплекса за многолетнее давление западных политиков и бизнесменов на свои страны, а вследствие этого за свою отсталость, технологическую зависимость и т.п., а также за войны, развязанные в их регионе.

[1] А.В. Ишханов. Межстрановая налоговая гармонизация как стабилизирующий фактор развития мировой экономики. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http :// www . dissercat . com / content / mezhstranovaya - nalogovaya - garmonizatsiya - kak - stabiliziruyushchii - faktor - razvitiya - mirovoi - ek

[2] Налоговая конкуренция в однополярном мире

[3] Недобросовестная_налоговая_конкуренция. Википедиия

4] Налоговая конкуренция или налоговая гармонизация

[5] Евгений ПОРОХОВ Международное налогообложение в Казахстане и практика администрирования международных налоговых договоров с участием Республики Казахстан

Читайте также: