Акт налоговой проверки является источником финансового права

Опубликовано: 21.09.2022

Обобщенное представление об источниках налогового права дает гл. 1 НК РФ, которая называется «Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах».

Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые ак-ты, регулирующие налоговые отношения. Источником налогового права может считаться нормативный правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной" власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

Содержанием источников налогового права являются правовые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения, связанные с привлечением к ответст-венности за совершение налогового правонарушения.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют определенные особенности вступления в законную силу.

Особые правила вступления в законную силу установлены относительно актов налогового законодательства, вводящих но- вые налоги или сборы. Кроме названных двух условий акты, предусматривающие введение новых налогов или сборов, должны соответствовать дополнительному требованию: эти акты вступают в законную силу не ранее I января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока со дня их официального опубликования.

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Это положение получило развитие в НК РФ, согласно п. 2 ст. 5 которого акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение участников налоговых правоотношений, обратной силы не имеют.

В НК РФ нашла развитие и норма ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Применительно к налоговому праву данная норма означает, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав субъектов налоговых правоотношений, имеют обратную силу. Также могут иметь обратную силу акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов или сборов, устраняющие обязанности субъектов налоговых правоотношений или иным образом улучшающие их положение.

Интересной спецификой источников налогового права, отличающей налоговое законодательство от иных нормативных правовых актов, является действие в качестве переходного закона. Переходный период налогового закона предполагает, что в слу-чае изменения налоговых норм не в пользу фискально-обязан- ных лиц, для отдельных субъектов сохраняется ранее действовавший правовой режим.

НК РФ использует обобщенное понятие «законодательство о налогах и сборах», особенностью которого является включение не только законов в собственном смысле, но и других нормативных правовых актов.

Развитие федеративных начал в построении российского государства обусловливает и сложную, разветвленную систему источников налогового права, в которой выделяются правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней.

Согласно п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами наделяет центр компетенцией по правовому регулированию тех сфер налоговой деятельности, которые относятся к исключительному ведению Российской Федерации или к предметам со-вместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В правовой системе Российской Федерации, как и любого государства, особое место занимает Конституция. Высшая юридическая сила Конституции РФ в иерархии источников налогового права обусловлена ее свойствами, отличающими ее от актов текущего законодательства.

Конституционные нормы могут непосредственно регулировать отношения налоговой сферы, но чаще всего это регулирование осуществляется посредством развития конституционных основ в текущем налоговом законодательстве.

Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового права — обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст.

На конституционализацию налогового права существенное влияние оказывает сама природа данной подотрасли права, ее динамизм, нестабильность налогового законодательства, а также особенности ее источников, равно как и высокий уровень юридической централизации в сфере налоговых отношений, что обеспечивается повышенной концентрацией публично-правовых, в том числе конституционных начал в системе правового регулирования налоговых отношений .

Конституция РФ содержит концентрированное нормативное выражение правовых начал налоговых отношений. Основной закон не может и не должен стремиться к всеохватывающему детальному регулированию, поскольку сущность этого акта главным образом выражается в стабильности и долгосрочности. Однако сказанное не означает достаточности объема конституционного регулирования налоговой деятельности.

Предназначение Конституции РФ как основного правового акта обусловливает определение ею главных задач и основных направлений налоговых отношений в государстве. Конкретизация правового регулирования налогообложения осуществляется иными источниками налогового права, специализирующимися на регулировании отношений в сфере установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Посредством развития конституционных основ налогообложения в процессе федерального, регионального и муниципального правотворчества осуществляется совершенствование механизма правового регулирования налоговых отношений, реализуются общеправовые принципы в налоговом праве.

Структура федеральных нормативных правовых актов о налогах и сборах включает НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.

Предпосылки кодификации налогового законодательства складывались объективно и обусловлены процессом развития налоговой деятельности государства, расширением круга субъ-ектов налогового права, усложнением способов правового воздействия на налоговые отношения.

Налоговый кодекс РФ является правовым актом, обобщившим ранее принятые законы о налогах и сборах, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения. Он сохранил оправдавшие себя положения, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, кодифицировал процессуальные нормы налогового права, систематизировал и конкретизировал составы налоговых правонарушений, меры ответственности за нарушения налогового законодательства. Вместе с тем НК РФ воспринял отдельные термины и положения иных отраслей законодательства.

В настоящее время НК РФ состоит из двух частей. Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в Российской Федерации; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Вторая часть НК РФ регулирует порядок введения и взимания кон-кретных видов налогов.

Налоговый кодекс РФ применяется как нормативный правовой акт прямого действия, в силу чего, как правило, детализация или разъяснение его положений подзаконными норма-тивными актами исключается.

В систему источников налогового права также входят налоговые законы общего действия и законы о конкретных налогах.

К группе источников налогового права федерального уровня можно отнести, например, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др. Законы о конкретных видах налогов определяют порядок их исчисления и уплаты.

К законодательным актам, на основании которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным только в том случае, если определены налогоплательщики и такие элементы налогообложения, как объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Нормы, регулирующие налоговые отношения, содержатся не только в специальных налоговых законах, но и в законах неналогового характера. Подобный разброс источников налогового права объясняется тем, что разнообразные функции налогов охватывают разноплановые сферы социально-экономических отношений и многие сферы государственной деятельности нуждаются в дополнительных налоговых льготах в целях развития здравоохранения, образования, культуры и т. п. Большие финансовые потребности для функционирования этих направлений государственной деятельности и обусловливают внесение норм о налогообложении в неналоговые законы. В частности, к неналоговым законам, содержащим налоговые нормы, относятся Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» и т. д.

Законами неналогового характера могут устанавливаться сборы. Например, сбор за пограничное оформление первоначально был установлен Законом РФ «О Государственной гра-нице Российской Федерации». Конституционный Суд РФ, рассматривая данную ситуацию, в постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П признал, что положение ч. 1 ст. 11' Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» в части введения сбора за пограничное оформление не противоречит Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ допустил отнесение к источникам налогового права иных нормативных правовых актов, не являющихся актами законодательства о налогах и сборах. Обязательным условием действи-тельности подобных актов выступает соответствие их требованиям части первой НК РФ.

В систему источников налогового права федерального уровня входят также подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. К числу органов, наделенных правом налогового нормотворчества, относятся Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ и др. Названные органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами только в предусмотренных законодательством случаях. При этом нормативные правовые акты Президента РФ и правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, т. е. не могут детализировать законодательные нормы, регули-рующие порядок и условия уплаты налогов, а также вводить новые или изменять, дополнять существующие налоги и сборы. Подобное ограничение компетенции Президента РФ и органов исполнительной власти воспринято НК РФ из постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П, в котором отмечено, что «только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности. Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке» .

Приоритет законодательной ветви власти над исполнительной в сфере налогового правотворчества сложился исторически. Один из самых первых представительных органов власти — английский парламент — образовался в борьбе за право разрешать новые налоги или отказаться от них. Известный ученый-финансист И. И. Янжул еще в 1904 г. отмечал, что налог должен быть установлен законодательным, а не административным путем. Установление налогов законами свойственно и зарубежным государствам . Так, французский ученый П. М. Годме обосновал законную форму налога посредством таких его признаков, как принудительность и ограничение права частной собственности . Немецкий исследователь К. Фогель также обращает внимание на законодательную основу налогообложения, так как «налоговая повинность. представляет собой посягательство на свободу налогоплательщика» .

Грубое нарушение процедуры принятия нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, служит основанием для признания такого акта ничтожным. В соответст-вии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» все ведомственные акты, затрагивающие права граждан и организаций, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Акты о налогах и сборах, не отвечающие названному требованию, а также не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, поскольку не считаются вступившими в законную силу, и не могут являться юридическими фактами для регулирования налоговых правоотношений.

Следовательно, подзаконный нормативный акт о налогах и сборах, затрагивающий права или обязанности фискально-обязанных лиц, приобретает юридическую силу только при одновре-менном соблюдении следующих условий: соответствие НК РФ и иным законам о налогах и сборах; официальное опубликование; осуществление процедуры регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Необходимо учитывать, что не все нормативные акты органов исполнительной власти относятся к актам законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ некоторые ведомства и органы государственных внебюджетных фондов наделены полномочиями по изданию приказов, инструкций и методических указании по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Названные документы представляют собой акты внутриведомственного характера, поэтому обязательны для применения соответствующими структурными подразделениями этих органов. Объектом внутриведомственных норма-тивных актов являются не отношения, образующие предмет налогового права, а служебные взаимосвязи в названных органах. Приказы, инструкции и методические указания не устанавливают (и не могут устанавливать) каких-либо прав или обязанностей для фискально-обязанных лиц, поэтому для частных субъектов налоговых отношений носят рекомендательный характер и могут применяться только по их усмотрению.

Налоговое законодательство особо оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением уста-новленного порядка издания таких актов;

отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо налоговую компетенцию налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

изменяет содержание обязанностей участников налоговых отношений, объем которых установлен НК РФ;

запрещает разрешенные НК РФ действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов или их представителей;

запрещает разрешенные или предписанные НК РФ действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц;

разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ; изменяет установленные НК PK основания, условия, последовательность или порядок действий участников налоговых отношений;

изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении.

Приведенный перечень обстоятельств, служащих основанием для признания нормативного правового акта не соответст-вующим НК РФ, не является исчерпывающим. Закон или подзаконный акт может быть признан недействительным или не подлежащим применению и по иным причинам, наличие которых свидетельствует о противоречии этого акта общим началам или буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

По общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить его или изменить соответствующим образом.

Как источник финансового права нормативный правовой акт (федеральный закон, указ Президента РФ, постановление Прави­тельства РФ и т.д.) содержит нормы финансового права, адресован­ные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Таким образом, нормативный правовой акт — это тот «резервуар», из которого люди (органы публичной власти, долж­ностные лица, граждане) черпают сведения о правовых нормах.

К источникам финансового права относятся:

Международные договоры РФ с другими странами могут выступать в качестве источника финансового права, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов РФ о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.

Конституция РФ — базовый нормативный акт, являющийся ис­точником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конститу­ции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится пра­вовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие де­нежную систему РФ, регламентирующие денеж­ную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в феде­ральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

В кон­ституциях и уставах субъектов федерации закрепляются осно­вы правовой организации финансовой деятельности субъектов РФ, право иметь собственные бюджеты и внебюд­жетные фонды и т.д.

Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансово­го права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ — закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавлива­ющий налоговую систему страны, определяющий налоговые право­нарушения и ответственность за них.

Указы Президента РФ в системе подза­конных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к фе­деральным законам. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять и изменять указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие указы: от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», от 26 мая 1998 г. № 597 «О мерах по обе­спечению экономии государственных расходов».

Постановления Правительства РФ — это наиболее распро­страненные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкрети­зируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона «О лотереях» конкретизированы постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. № 338 «О мерах по реализации Федерального за­кона О лотереях». Типичной формой нормативных актов Прави­тельства РФ, являющихся источниками финансового права, являют­ся правила.

Правила — это нормативный правовой акт, регулирующий обще­ственные отношения в какой-либо одной области финансовой дея­тельности государства.

Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном фи­нансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нор­мативным актом, выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведом­ства.

Главное место среди них занимают инструкции Минфина Рос­сии, а также ЦБ РФ. В качестве примера можно назвать приказ Мин­фина России от 7 февраля 2003 г. № 15н «Об организации работы Министерства финансов РФ» по реализации по­ложений Бюджетного кодекса РФ. Специфика инструкции как источника финансового права состоит в том, что она имеет целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.

1. Эмитентами ценных бумаг не являются:
• физические лица

2. Не являются бюджетными правоотношениями отношения, возникающие в процессе:
• установления и взимания налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей

3. Лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, имеют ограничения в части:
• обязательной продажи валютной выручки кредитным учреждениям

4. Бюджетное устройство Российской Федерации представляет собой:
• трехзвенную бюджетную систему

5. Функция страхования, означающая, что при наступлении страхового случая и выплате обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение потерь, понесенных страхователями, называется:
• восстановительной

6. Не предусмотрен налоговым производством способ уплаты налога:
• имуществом

7. Норма налогового права, согласно которой не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом, относится к:
• запрещающим

8. Финансовые правоотношения не затрагивают:
• отношения по поводу взимания административных штрафов

9. Денежное обращение представляет собой:
• наличное и безналичное движение денежных средств

10. Профессиональные участники рынка ценных бумаг не осуществляют:
• лизинг

11. Юридическое лицо открывает расчетный счет в учреждении банка. В этом случае заключается договор:
• банковского счета

12. Списание денежных средств со счета предприятия по исполнительным документам физического лица на выплату авторского вознаграждения осуществляется:
• во вторую очередь

13. Федеральная служба налоговой полиции осуществляет:
• вневедомственный контроль

14. Отличие сбора от налога обусловлено:
• наличием специальной цели и специального интереса

15. Предприятие А в течение дня вносит в кассу предприятия Б наличные деньги за оказанные услуги в размере 12 000 рублей (лимит расчетов между юридическими лицами наличными денежными средствами в тот момент составлял 10 000 рублей). Размер санкций за нарушение кассовой дисциплины составит:
• 24 000 рублей

16. Страховщик, принявший в перестрахование риски, называется:
• перестраховщиком

17. Избранный в стране тип валютного режима не определяет:
• направления расходования наличных валютных средств физическими лицами

18. Нормативные акты Банка России не издаются в форме:
• постановления

19. К какой составляющей финансово-правовой нормы относится следующее положение: физическое лицо может заплатить налог на доходы только в случае наличия соответствующего дохода?
• гипотезе

20. Порядок взыскания штрафов органами валютного контроля с физических лиц:
• установлен в судебном порядке

21. Ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли юридического лица в виде дивидендов – это:
• акция

22. Не является функцией Центрального банка РФ в части валютного регулирования:
• регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями

23. Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам, предполагающий:
• выкуп имущества лизингополучателем

24. Не относится к направлениям валютного контроля:
• проверка полноты и своевременности перечисления в бюджет налоговых платежей по внешнеэкономическим операциям

25. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг не имеет право:
• устанавливать обязательные для кредитных организаций нормативы достаточности собственных средств

26. Банк открыл счет филиалу коммерческой организации, не являющемуся юридическим лицом. Это счет:
• текущий

27. Не являются участниками бюджетного процесса:
• коммерческие организации

28. В систему Центрального банка РФ не входят:
• коммерческие банки

29. За нарушения кредитной организацией федеральных законов Банк России имеет право:
• взыскать штраф в размере до 1/10 процента от размера минимального уставного капитала

30. Отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год представляет:
• Правительство РФ

31. В банковскую систему России не входит:
• иностранный банк

32. Не относится к налоговым правонарушениям:
• незаконная выдача должностным лицом документа о налоговой льготе

33. Реализация бюджетных прав муниципальных образований осуществляется:
• органами местного самоуправления

34. В сфере денежного обращения на Банк России возлагается следующая функция:
• установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций

35. В Российской Федерации действует режим валютного регулирования:
• режим валютного государственного регулирования

36. Не являются сопутствующими договорами при осуществлении лизинговых сделок:
• договора купли-продажи

37. С точки зрения финансового права бюджет – это:
• форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти разных уровней

38. Медицинское страхование относится к:
• личному страхованию

39. Не является нарушением валютного законодательства:
• нарушение порядка уплаты налоговых платежей по внешнеэкономическим операциям

40. Не является функцией Банка России:
• совершенствование бюджетной системы, разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения

41. Договор перестрахования, вносящий элемент обязательности в отношения участников соответствующего договора, называется:
• договором облигаторного перестрахования

42. Не относятся к предметам лизинга:
• земельный участок

43. Налог на прибыль организаций – это налог:
• прямой, регулирующий

44. Не является обязательным нормативом Банка России:
• минимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика)

45. Не относится к условиям государственного кредита:
• безвозмездность

46. Не является обязательным нормативом Банка России
• минимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика)

47. Предприятие А в течение дня вносит в кассу предприятия Б наличные деньги за оказанные услуги в размере 12 000 руб. (лимит расчетов между юридическими лицами наличными денежными средствами в тот момент составлял 10 000 руб.). Размер санкций за нарушение кассовой дисциплины составит:
• 24 000 руб.

48. Какой из актов может являться нормативно-правовым источником финансового права:
• инструкция Министерства финансов РФ

49. К особенностям финансово-правовых норм относятся:
• их преимущественно императивный характер

50. Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются:
• Федеральным Собранием РФ

51. По юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на:
• законодательные
• подзаконные

52. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика – содержание следующего признака налога:
• индивидуальная безвозмездность налога

53. К публично-правовым образованиям как субъектам финансового права относятся:
• Российская Федерация в целом и ее субъекты, муниципальные образования

54. Право хозяйственного ведения предполагает:
• предприятие самостоятельно распоряжается полученной прибылью

55. Правовая форма отчета об исполнении бюджета Российской Федерации:
• федеральный закон

56. Общая цель деятельности Счетной палаты РФ:
• осуществление государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета

57. Расходы бюджетов осуществляются в форме:
• бюджетных ассигнований

58. Обязанной стороной в расходном обязательстве является:
• публично-правовое образование

59. Расходы бюджета – это:
• денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления

60. Составление проекта федерального бюджета возлагается на:
• Правительство РФ

61. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется:
• Федеральным казначейством РФ

62. Уставный фонд формируется на государственном и муниципальном унитарном предприятии:
• основанном на праве хозяйственного ведения

63. Первичное (исходное) правоотношение, в рамках которого возникает обязанность выплатить средства из бюджета:
• расходное обязательство

64. Финансы государственных и муниципальных предприятий – это:
• децентрализованные фонды денежных средств

65. В состав доходов бюджетной системы входят:
• налоговые и неналоговые доходы

66. Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления юридически значимых действий:
• сбор

67. Признак нецелевого характера использования свойствен безвозмездным перечислениям в виде:
• дотаций

68. Согласно различным классификациям налог на добавленную стоимость является:
• косвенным налогом
• закрепленным за федеральным бюджетом

69. Санкция финансово-правовой нормы – это:
• мера государственного принуждения

70. Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:
• в трех чтениях

71. Единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц, не носящая характер наказания с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти:
• налог

72. Какой орган осуществляет лицензирование деятельности кредитных организаций:
• Центральный банк РФ

73. Финансовые правоотношения – это:
• общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

74. Под бюджетом понимается:
• форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

75. Право на использование бюджетных средств относится:
• к материальным бюджетным правам

76. Деньги выполняют функцию:
• средства платежа

77. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме:
• федеральных законов

78. Финансы – это:
• отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств

79. Бюджетный процесс – это:
• деятельность органов государственной власти и местного самоуправления и участников бюджетного процесса, регламентированная бюджетным законодательством, по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также контролю за составлением, рассмотрением и исполнением бюджетов

80. Документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг – это:
• государственное (муниципальное) задание

81. Налоговый период по отдельным видам налогов:
• календарный год, или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате

82. В чьем ведении находится Федеральное казначейство:
• Министерства финансов РФ

83. Предварительный финансовый контроль осуществляется:
• до совершения финансовой операции

84. Средства, получаемые Центральным банком РФ, поступают:
• 50% перечисляется в бюджет, 50% остаются банку

85. В ходе деятельности предприятия уставный фонд может быть:
• увеличен или уменьшен

86. Какие элементы налогообложения должны быть определены для того, чтобы налог считался законно установленным:
• налогоплательщики, объект, налоговая база, ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты

87. В числе неналоговых доходов можно назвать:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

88. Регулирование денежного обращения является функцией:
• Центрального банка РФ

89. Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества:
• подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме

90. В Российской Федерации бюджетная система включает в себя:
• бюджеты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и бюджеты государственных внебюджетных фондов

91. Центральный банк РФ является плательщиком:
• на прибыль организаций

92. Какие признаки присущи такой категории, как «налог»:
• обязательность
• безвозмездность

93. К основным принципам организации денежного обращения в Российской Федерации относятся следующие:
• обязанность организаций сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в их кассах
• обязанность организаций хранить свои денежные средства в учреждениях банков

94. Плата за пользование бюджетными кредитами относится к виду неналоговых доходов:
• к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

95. В финансовом праве преобладают нормы:
• обязывающие

96. Предмет финансового права:
• отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

97. Средства какого государственного внебюджетного фонда направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. п.:
• Фонда социального страхования РФ

98. Минимальный размер уставного фонда государственного предприятия должен быть не меньше:
• пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда на дату государственной регистрации предприятия

99. Какой из нижеперечисленных фондов не относится к государственным внебюджетным фондам:
• резервный фонд Правительства РФ

100. Финансовая правоспособность — это:
• способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе

date image
2014-02-12 views image
18112

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Понятие и классификация финансово-правовых норм

Финансовое право как отрасль права имеет свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.

Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образова­ния, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований [12].

Преобладание в системе финансово-правовых норм обязывающих (императивных), компетенционных норм, а также специфика управомочивающих финансово-правовых норм показывает, что в целом нормы финансового права имеют императивный харак­тер.

Финансово-правовые нормы, как и все иные, имеют структуру. В структуре финансово-правовой нормы выделяются гипотеза, диспозиция, санкция.

Особенности финансово-пра­вовой нормы проявляются главным образом через ее санкции. Во-первых, санкции финансово-правовой нормы имеют денежный характер (ими предусматривается пеня, штраф). Во-вто­рых, финансово-правовые санкции имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пеня, к карательным (штрафным) санкциям — штраф. В-третьих, денежные средства, получаемые в результате применения санкций финансово-правовых норм, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды: бюджеты, государственные внебюджетные фонды.

Финансово-правовая норма не тождественна статье финансово-правового акта. Как правило, все элементы, из которых состоит финансово-правовая норма, не содержатся в одной статье финансово-правового акта, а обычно размещаются в разных статьях. Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формули­ровке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

Классификация финансово-правовых норм

В зависимости от функций, выполняемых финансовым пра­вом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятив­ные и охранительные.

К регулятивным финансово-правовым нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и воз­ложения на них обязанностей. К охранительным финансово-правовым нормам относятся те, которые предусматривают применение мер государственного при­нуждения за финансовые правонарушения.

Регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязываю­щие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовым нормы.

Обязывающие финансово-правовые нормы — это те, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия. Большинство финансово-правовых норм обязывающие. Например, в ст. 45 НК РФ установлено: «Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иного не предусмотрено законодательством о налогах и сборах».

Запрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме. Примером может служить норма ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и м же налогам.

Управомочивающие финансово-правовые нормы — это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению.

В науке выделяются так называемые специализиро­ванные нормы. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоеди­няются к регулятивным и охранительным нормам. Существуют следующие виды специализированных норм в финансовом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; коллизионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы.




По объему действия нормы подразделяютсяна общие и специальные. Общимu являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными — нормы, распространяю­щиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, рас­пространяющиеся на все налоговые отношения, а специальны­ми — нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налого­вых отношений

По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие: а) на всей территории Российской Федерации; б) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; в) на территории соответствующего муниципального образования.

По времени действия финансово-правовые нормы подразделяются на общие и временные.

В зависимости от особенностей предмета финансово-правово­го регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Финансово-правовые нормы содержатся в источниках права. Под источниками финансового права понимается способ внешнего выражения правовых норм.

1. Основным источником финансового права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. К нормативным правовым актам как источникам финансового права относятся:

А) Конституция РФ. Многие ее нормы имеют прямую финансо­во-правовую направленность. Это, например, норма ст. 57, устанав­ливающая обязанность каждого платить законно установленные на­логи и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливаю­щие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщи­ка, обратной силы не имеют; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие прин­ципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанав­ливаются федеральным законом; нормы п. «ж» и «з» ст. 71, закреп­ляющие в ведении Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и оборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, наделяющая Счетную палату правом контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене нало­гов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая норму о том, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; п. «а» ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Б) Финансово-правовые нормы содержатся также в законода­тельных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конститу­цией РФ). В их числе — Федеральный закон от 11.01.1995 «О Счетной палате Российской Федерации»,принятый в соот­ветствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ и определяющий компе­тенцию и порядок деятельности органа государственного финан­сового контроля[13].

Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наибо­лее полно регулирующих определенный круг общественных отно­шений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регу­лирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сбо­ров в Российской Федерации, а также отношения по поводу налого­вого контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения. В 2001 г. вступила в силу вторая часть НК РФ, содержащая 4 главы; в 2002 г. она дополнена еще двумя гла­вами. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17.07.1998 и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджет­ной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов, осуществления государственных и муниципальных заимство­ваний, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса. К источникам финансового права можно отнести и Таможенный кодекс РФ, принятый 28.05.2003.

К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового права. Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания, например, Налоговый кодекс РФ. Все нормы, состав­ляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные законы, которые являются ис­точником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Феде­рации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию му­ниципальных займов и др.

Источником финансового права являются и законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, которые принима­ются в пределах компетенции данного субъекта в области финан­сов. Среди них — закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют зако­ны о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие — законы о порядке предоставления налоговых льгот.

В) Среди нормативных правовых актов как источников финан­сового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конститу­ции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового ре­гулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы от 25.06.1996 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля», от 16.07.1998 «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стране», от 14.05.1998 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации». Однако в 1993 г. Президент РФ принимал и указы, имеющие силу закона. Такое право было предоставлено ему V Съездом народных депутатов РФ, состоявшимся в 1991 г., и более не применялось после 25 декабря 1993 г. в связи с вступлением в силу Конституции РФ. В их числе такие указы, как: «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», а также «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году», принятые 22 декабря 1993 г.

Г) Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопросам государственных финансов велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения госу­дарственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной влас­ти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Д) Часто источником финансового права являются ведомст­венные нормативные правовые акты. Основное место среди них занимают инструкции и письма Федеральной налоговой службы, Министерства финансов РФ, а также Федеральной таможенной службы. В частности, по каждому виду налогов, установленных Налоговым Кодексом РФ, Федеральной налоговой службой приняты инструкции.

Все ведомственные финансово-правовые акты должны прини­маться на основе и во исполнение законов. Ведомственные норма­тивные правовые акты как источники финансового права приоб­ретают юридическую силу после их государственной регистрации в Министерстве финансов РФ.

Е) Источником финансового права являются и локальные нор­мативные правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения уче­ных советов государственных высших учебных заведений, уставы государственных и муниципальных унитарных предприятий, ут­вержденные компетентными органами, затрагивающие вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.

2. Помимо нормативного правового акта в качестве источника финансового права в последние годы стал выступать норма­тивный договор. Нормативный договор — это договорный акт, устанавливающий правовые нормы типа поведения, обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правила поведения. В качестве источника финансового права выступают международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими странами в сфере налогообложения, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 02.03.1994 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества», соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 08.06.1983 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».

Признание международно-правового договора в качестве источника российского права основано на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы.

Помимо международных договоров в качестве нормативного договора как источника финансового права выступают договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налого­вым вопросам. Например, договор от 02.11.1995 «О бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа».

3. К источникам финансового права также относятся решения Конституционного Суда РФ.

Отграничение финансовых правоотношений от административных и гражданских. Особенности применения норм налогового, гражданского и трудового права. Основные нормативные акты - источники финансового права. Определение финансово-правовой ответственности.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.11.2014
Размер файла 52,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Тверской государственный технический университет" (ТвГТУ)

Институт дополнительного профессионального образования и переподготовки

Кафедра экономики и управления

Дисциплина ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Работу проверила: к. ю. н., доцент Лозина А.В.

работу выполнил (а):

Оглавление

    Задачи
  • Задача 1
  • Задача 2
  • Задача 3
  • Задача 4
  • Задача 5
  • Задача 6
  • Задача 8
  • Задача 9
  • Список использованной литературы

3) 2. Переход права собственности на предприятие

Стороны договора вправе определить, что право собственности на продаваемое предприятие переходит к Покупателю и подлежит государственной регистрации непосредственно после передачи предприятия Покупателю.

2.2 При наличии в том необходимости стороны настоящего договора вправе предусмотреть дополнительным соглашением к договору (в качестве приложения - неотъемлемой части договора) сохранение за Продавцом права собственности на предприятие, переданное Покупателю, до оплаты предприятия в соответствии с условиями настоящего договора или до наступления иных обстоятельств, Покупатель вправе до перехода к нему права собственности на предприятие распоряжаться имуществом и правами, входящими в состав переданного предприятия, в той мере, в какой это необходимо для целей, для реализации которых предприятие было приобретено Покупателем.

Регулируется нормами гражданского права.

4) Злостное уклонение руководителя организации от погашения кредиторской задолженности [Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), ст.177] в крупном размере после вступления в законную силу соответствующего судебного акта - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

При непогашении кредита в срок банк начинает осуществлять процедуры по реализации залога для погашения задолженности. Задолженность по кредиту и процентам может быть также прекращена новацией, погашением с использованием отступного (сингулярной формы), а также продажей кредитного договора другому банку или организации или иным образом.

Погашение сумм по кредитному договору осуществляется в очередности, установленной договором, а при отсутствии очередности - в порядке, установленном статьёй [Гражданский кодекс Российской Федерации (ГКРФ), ст.319]. Регулируется нормами уголовного и гражданского права.

5) Арендная плата может выплачиваться в любые сроки, установленные договором: один раз в год, квартал, месяц, неделю, день и т.д. Если арендатор существенно нарушает сроки внесения арендной платы, арендодатель вправе потребовать от него досрочного внесения арендной платы в установленный арендодателем срок (п.5 ст.614 ГК РФ). Можно требовать досрочного внесения арендной платы не более чем за два срока подряд. Существенное нарушение срока должно толковаться так же, как и существенное ухудшение условий пользования или состояния арендованного имущества (п.2 ст.450 ГК РФ).

Впрочем, договором аренды могут быть установлены и иные правила, например, о запрете требовать досрочного внесения арендной платы или, напротив, о возможности требовать такого внесения не только при существенном нарушении сроков или более чем за два срока подряд.

Регулируется нормами гражданского права.

6) Если требование об уплате задолженности по налогу (пеней, штрафа) не будет исполнено вовремя, то налоговый орган может подать заявление в суд, чтобы взыскать долг за счет имущества предприятия. Например, за счет денежных средств на счетах в банке, наличных денег. По общему правилу срок для обращения в суд - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования (п. п.1, 2 ст.48 НК РФ).

Налоговый орган может обратиться в суд в этот срок, если долг по налогу, пеням, штрафам превышает 3000 руб.

Если же задолженность меньше этой суммы, то взыскать налог через суд инспекция может только по прошествии трех лет после истечения срока исполнения требования. В таком случае налоговый орган должен подать заявление в суд в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока (п.3 ст.48 НК РФ).

Регулируется нормами налогового права.

финансовая правовая ответственность нормативный

Подобные документы

Понятие и система источников трудового права, их классификация. Нормативные правовые акты, нормативные соглашения и локальные нормативные акты как источники трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации как источника трудового права.

курсовая работа [85,3 K], добавлен 29.03.2014

Пересечения трудового и гражданского права. Нормативные акты, регулирующие отношения в сфере занятости. Участники трудовых правоотношений. Виды коллективных соглашений. Содержание и правила составления трудового договора, основания его прекращения.

контрольная работа [32,3 K], добавлен 08.10.2012

Нормативные источники гражданского процессуального права. Нормы международного права, их источники. Действие гражданских процессуальных норм во времени, в пространстве и по кругу лиц. Судебная практика в системе источников процессуального права.

контрольная работа [30,7 K], добавлен 08.08.2010

Сущность, характеристика и история развития источников налогового права, их свойства. Конституция Российской Федерации и федеральные нормативные правовые акты как основные источники налогового права в России. Структура и функции Налогового кодекса.

контрольная работа [31,8 K], добавлен 01.12.2010

Гражданское право как отрасль права. Предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования. Отграничение гражданского права от других отраслей права. Гражданское и административное право, трудовое и финансовое право. Семейное право.

курсовая работа [33,6 K], добавлен 02.11.2008

Соотношение административного и гражданского права. Особенности государства как субъекта права. Реализация полномочий Российской Федерации как собственника акций. Применение норм гражданского права к административным актам о государственной регистрации.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 12.02.2011

Определение, предмет метод и система финансового права, его основные принципы, связь с другими отраслями права. Понятие финансово-правовой нормы права, классификация по различным основаниям, структура. Сущность и значение финансового контроля и его виды.

контрольная работа [572,3 K], добавлен 12.09.2010

Читайте также: