Укажите упомянутое автором статьи изменение в налогообложении

Опубликовано: 12.05.2024

477-основа.jpg

Изменения налогового законодательства в июле и ноябре каждого года – обычная процедура. И 2020 год не стал в этом отношении исключением.

В данной статье рассмотрим отдельные изменения, которые принёс федеральный закон № 374-ФЗ от 23 ноября 2020 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В представленном законе есть несколько важных норм, у которых разные даты вступления в силу: с 23 декабря 2020года, с 1 января 2021 года и с 1 июля 2021 года.

Начнём с того, что ближе.

С 23 декабря 2020 года вступают в силу отдельные изменения, которые связаны с налоговым администрированием, т. е. с первой частью Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Знание этих норм позволяет строить отношения с налоговыми органами более комфортно и не создавать конфликтных ситуаций.

Новые термины

В статье 11 НК РФ, в которой раскрываются институты, понятия и термины, используемые в НК РФ, появилось новое определение в связи с изменением порядка уплаты налогов в бюджет с января 2021 года.

«Счёт Федерального казначейства – казначейский счёт для осуществления и отражения операций по учёту и распределению поступлений».

Введены новые обязанности налогоплательщика

Все обязанности налогоплательщиков перечислены в статье 23 НК РФ, в т. ч. и обязанности сообщать отдельную информацию налоговым органам. Поскольку эпидемиологическая ситуация в мире в 2020 году внесла свои коррективы в деятельность многих компаний, а также в порядок организации информационного обмена, то и тут не обошлось без изменений. И налоговые органы предлагают разные формы информационного обмена: если у вас есть объект налогообложения, а налоговые органы о них по какой-то причине не знают, не забудьте об этом сообщить.

«Сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Напоминаем, что данное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для реализации вышеуказанной нормы налоговые органы очень оперативно выпустили письмо ФНС России от 24.11.2020 N БС-4-21/19238@ «О реализации отдельных норм Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ, касающихся налогообложения имущества», которое доступно в справочно-правовых базах.

Уточнён порядок вручения налогового уведомления

И в части информационного обмена ещё одна правка законодательства в статью 52 НК РФ «Порядок исчисления налога, страховых взносов»: налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.

Изменён порядок действия по доверенности уполномоченного представителя

Статья 29 НК РФ «Уполномоченный представитель налогоплательщика» так же подвергнута корректировке. И с 23 декабря 2020 года уполномоченный представитель налогоплательщика – индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании:

— нотариально удостоверенной доверенности,

— доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или

— доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя. В пункте 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) перечислены виды доверенностей, приравненные к нотариально удостоверенным:

— доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;

— доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

— доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;

— доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которые удостоверены администрацией этой организации или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Таким образом, представитель индивидуального предпринимателя вправе действовать либо на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо на основании доверенности, выданной в порядке статьи 185.1 ГК РФ.

До внесения данных поправок в НК РФ говорит лишь о физлицах, не уточняя, считаются ли они индивидуальными предпринимателями или нет.

В части электронного документа, пописанного электронной подписью, перед налоговыми органами стоит задача разработать формат и регламент взаимодействия к 01 июля 2021 года.

Повышен порог суммы налоговой задолженности физического лица для обращения в суд

В статье 48 НК РФ, где установлен порядок взыскания налогов и сборов, увеличили порог, с которого идет обращение налоговых органов в суд. Теперь заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей.

Важные изменения в порядке подачи налоговой декларации

Отдельно отметим важные изменения в ст. 80 НК РФ о порядке аннулирования деклараций, которые были сданы в установленном порядке. В 2018 году налоговые органы на уровне письма ФНС вводили подобный порядок, но налоговые адвокаты очень быстро оспорили подобный момент, указав, что порядка аннулирования поданной налоговой декларации нет в Налоговом кодексе РФ. Налоговые органы выполнили работу над ошибками и мы получили новые законодательные нормы.

Налоговая декларация (расчет) считается непредставленной , если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчёта) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

— в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчёта) неуполномоченным лицом;

— физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчёт), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчёта);

— в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчёта) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;

— в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчёт), в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчёта);

— в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) – организации в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (путём реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчёта).

В данной статье мы рассмотрели основные поправки налогового законодательства, вступившие в силу с 23 декабря 2020 года. Однако в них есть и отдельные моменты, касающиеся вопросов организации камерального контроля – их мы разберём в следующих материалах.

С сервисами Такском сдавать отчётность во все контролирующие органы – быстро и удобно

«Онлайн-Спринтер» – сервис работает из браузера и не требует установки дополнительного ПО на ПК. Для сдачи отчётности нужен лишь компьютер и интернет. Сервис обладает интуитивно понятным интерфейсом. Данные и документы хранятся в защищённом облачном архиве оператора.

ПО «Доклайнер» – устанавливается на ПК пользователя. Документы хранятся на компьютере пользователя.

«1С:Электронная отчётность» работает из большинства конфигураций семейства «1С:Предприятие» версий 8.2 и выше.

Во всех сервисах Такском есть все актуальные формы отчётов для сдачи отчётности на любых режимах налогообложения.

Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 внесло изменения практически во все сферы жизнедеятельности нашей страны, что в свою очередь не могло не сказаться и на вопросах налогообложения. За последние дни государственными органами подготовлены значительные поправки в налоговое законодательство Российской Федерации, на основных из которых мы остановимся ниже.

Меры поддержки налогоплательщиков

Ряд предлагаемых мер призван помочь преодолеть неблагоприятные последствия эпидемии. В фокусе субъекты, которые, по мнению государства, больше всего нуждаются в защите: малый и средний бизнес, микропредприятия, индивидуальные предприниматели и организации пострадавших отраслей (туризм, культура, общественное питание и т. п.).

Среди предлагаемых мер поддержки можно назвать следующие.

1. Продление сроков уплаты налогов для малого и среднего бизнеса пострадавших отраслей

Предусматривается, что для организаций и ИП, включенных по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП)и ведущих деятельность в пострадавших отраслях, будет введено:

продление на 6 месяцев сроков уплаты налога на прибыль организаций, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ЕСХН, за 2019 год;

продление на 6 месяцев сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогу), за исключением НДС, за отчетные периоды, приходящиеся на I квартал 2020 года (на четыре месяца - за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (II квартал) 2020 года);

будут установлены сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за первый квартал 2020 года - не позднее 30 октября 2020 года, за второй квартал 2020 года - не позднее 30 декабря 2020 года.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержден Правительством РФ (далее – Перечень) и по информации на 30 марта 2020 года включает следующие сферы деятельности:

авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки;

культура, организация досуга и развлечений;

физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;

деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;

деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений;

деятельность по организации конференций и выставок;

деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)

2. Перенос сроков, приходящихся на нерабочие дни

В статью 6 НК РФ внесены поправки, согласно которым к рабочим дням не относятся нерабочие дни, признаваемые таковыми актом Президента Российской Федерации. Соответственно, для налогоплательщиков это означает, что все сроки, в том числе относящиеся к сдаче отчетности, исчисляемые в рабочих днях и приходящиеся на период с 30 марта по 3 апреля 2020 года, переносятся на ближайший рабочий день после этих дат. По состоянию на сегодняшний день – на 6 апреля 2020 года.

Минфин и ФНС России уже разъяснили вопрос о сроках представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год: днем окончания срока представления обязательного экземпляра отчетности в 2020 году является первый рабочий день, следующий за 31 марта 2020 года, то есть 6 апреля 2020 года.

Кроме того, нужно учитывать, что таким образом продлевается время не только на сдачу отчетности, но и на перечисление налогов в бюджет. В частности, уплата налога на прибыль «привязана» к дате сдачи декларации за год (п. 1 ст. 287 НК РФ), что в случае принятия в ближайшие дни данного законопроекта и вступления его в силу позволит на неделю перенести срок уплаты налога.

3. Перенос сроков уплаты страховых взносов микропредприятиями и ИП

Следующая предлагаемая мера — продление сроков уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, для плательщиков страховых взносов, ведущих деятельность в отраслях российской экономики согласно Перечню, включенных по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП и признаваемых микропредприятиями:

на 6 месяцев за период март — май 2020 года;

на 4 месяца за период июнь — июль 2020 года.

Для индивидуальных предпринимателей продлеваются сроки уплаты страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года, исчисленных с суммы дохода ИП, превышающей 300 000 рублей.

4. Приостановление проверок

Проектом Постановления Правительства РФ планируется, что до 1 июня 2020 года должны быть приостановлены:

вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также течение сроков, предусмотренных НК РФ, в отношении этих проверок;

течение сроков, предусмотренных статьями 100 НК РФ (оформление результатов проверок), 101 НК РФ (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверок), 101.4 НК РФ (производство по делу о предусмотренных НК РФ нарушениях);

вынесение налоговыми органами в соответствии с пунктом 3 статьи 76 НК РФ решений о приостановлении операций налогоплательщиков-организаций по их счетам в банках и переводов их электронных денежных средств.

ФНС России приказом от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@ установила, что:

приостановлено до 1 мая 2020 года вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также их проведение;

исключено проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т. п.);

процедуры, связанные с вынесением решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ), а также производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (ст. 101.4 НК РФ) проводить по телекоммуникационным каналам связи, а также с использованием каналов видеоконференцсвязи.

5. Продление сроков

Правительством РФ предполагается продлить, в частности:

на 3 месяца срок представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций (за исключением деклараций по НДС), расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок представления которых приходится на период март — май 2020 года;

на 20 рабочих дней срок представления налогоплательщиками документов, пояснений и иных сведений по требованию о представлении документов (информации, пояснений), обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, при получении таких требований в срок с 1 марта до 1 июня 2020 года;

на 3 месяца срок представления организациями, в отношении которых не проводится налоговый мониторинг, заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.

В результате переноса сроков подачи налоговых деклараций должна также появиться возможность переноса уплаты на три месяца авансовых платежей по налогу на прибыль, поскольку они уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).

6. Налоговые санкции и направление требований

Кроме того, налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК РФ (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года), не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется. Это несомненный плюс для налогоплательщиков, которые в связи с переводом работников на удаленную работу и закрытием офисов физически не смогут вовремя предоставить документы по запросу налогового органа.

Предельные сроки направления требования об уплате и принятия решения о взыскании увеличиваются на 6 месяцев, что даст налоговым органам дополнительный временной отрезок для направления требований об уплате и принятия решения о взыскании налогов, страховых взносов штрафов, пени и процентов.

7. Приостановление взысканий

Уже на сегодняшний день, согласно информации, размещенной на сайте ФНС России, применение мер взыскания приостанавливается до 1 мая 2020 года:

для налогоплательщиков, сведения о которых внесены в Единый реестр МСП;

для налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок;

для субъектов предпринимательства, работающих в сферах физической культуры, спорта, искусства, культуры и кинематографии;

для иных отраслей, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки (перечень таких отраслей утвержден Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики);

для субъектов МСП также откладывается принятие решений о приостановлении операций по их счетам для обеспечения взыскания задолженности.

На этом же сайте можно найти перечни налогоплательщиков (гостиницы, санатории, туроператоры, турагенты, авиаперевозки, аэропорты, сфера искусства, культуры, кинематографии и др.), по которым приостанавливается взыскание.

8. Пониженные ставки страховых взносов

Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами МСП в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, на начало расчетного периода законопроектом предлагается снизить страховые взносы до 15% со следующей разбивкой:

на обязательное пенсионное страхование — 10%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0 процентов;

на обязательное медицинское страхование — 5 процентов.

Меры, направленные на пополнение бюджета

Помимо мер поддержки предусматриваются шаги, повышающие налоговую нагрузку в следующих случаях.

1. Отмена пониженной ставки по дивидендам и процентам согласно международным соглашениям

Правительству РФ до 25 декабря 2020 года поручено определить перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и обеспечить внесение в них изменений, предусматривающих налогообложение по ставке 15 процентов доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, а в случае недостижения договоренностей о внесении соответствующих изменений прекратить действие таких договоров.

По информации Минфина России, указанные изменения будут применяться к транзитным юрисдикциям (Кипр и аналогичные) и не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками.

2. НДФЛ по вкладам

1 апреля 2020 года Президент РФ подписал закон, вносящий изменения в НК РФ, предусматривающий, что доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению. Налоговую базу в этом случае налоговый орган посчитает как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в рублях в банках, находящихся на территории РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.

Кроме того, придется заплатить НДФЛ по ставке 13% доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также по государственным (муниципальным) ценным бумагам.

Данные изменения вступают в силу 1 января 2021 года. По итогам налогового периода информация о вкладах будет направляться банками в налоговый орган, и налог будет уплачиваться физическими лицами самостоятельно на основании полученного от налогового органа уведомления до 1 декабря года, следующего за окончанием налогового периода.

С 1 января 2021 года вступают в силу многочисленные поправки в НК РФ. Расскажем о самых важных: по НДС, налогу на прибыль, имущество, НДФЛ, страховым взносам и нововведениях в части налогового контроля и администрирования (ч. 1 НК РФ). А также о «ретроспективных» изменениях, принятых в конце 2020 года, но применяемых с 1 января 2020 г.

Самые важные изменения по НДС с 1 января 2021 года

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

Напомним, что до 2021 года «экспортеры» работ и услуг, местом реализации которых не является территория РФ могли принимать к вычету НДС в порядке, предусмотренном для «внутреннего рынка», т.е. если работы и услуги указаны в ст. 149 НК РФ вычет производить нельзя. Но с 1 января 2021 года из этого правила сделали исключение для «экспорта» «российских» программ.

Кстати, с 1 января 2021 года при «экспорте прав» на программы и базы данных, не включенных в Российский реестр (на внутреннем рынке такие права с 2021 года облагаются НДС, т.к. не включены в ст.149 НК РФ), налогоплательщики смогут принимать к вычету НДС по всем товарам (работам, услугам), относящимся к таким операциям (ст.171 и 170 НК РФ).

7. Уточнен перечень экспедиторских услуг, облагаемых НДС по ставке 0%.

С 1 января 2021 года уточнен перечень транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки, облагаемые НДС по ставке 0%. В него включены услуги по выдаче грузов, разработка документов для проектных перевозок, организация и выполнение перевозки грузов, экспедиторское сопровождение (пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ в ред. Федерального закона от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ).

8. Обновлена форма декларации по НДС

Начиная с отчетности за четвертый квартал 2020 года декларацию по НДС нужно представлять по обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 19.08.2020 г. N ЕД-7-3/591@).

Также внесены изменения в электронные форматы декларации и сведений из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур, порядок заполнения декларации. В частности, расширен перечень кодов операций и откорректированы наименования отдельных ранее существовавших кодов.

Изменения по налогу на прибыль 2020-2021

Законы с поправками в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» принимались в течение всего 2020 года. Об «антикризисных» изменениях 2020-го года мы уже рассказывали.

Сегодня остановимся на самых заметных новациях, вступающих в силу с 1 января 2021 года, а также поправках, принятых в октябре-ноябре 2020 года и распространяющихся на 2020 год.

Ретроспективные изменения — 2020

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

В статье 269 НК РФ установлены особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли. По общему правилу по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. Однако есть ситуации, когда доходы и расходы в виде процентов нормируются для целей налогообложения прибыли, т.е. учитываются в пределах интервалов, установленных п.1.2 ст.269 НК РФ. В частности, доходы и расходы в виде процентов по долговым обязательствам, признаваемыми контролируемыми сделками налогоплательщик вправе признавать с учетом минимального и максимального значения интервалов (ст. 105.14, п. 1.2. ст. 269 НК РФ в редакции Закона N 374-ФЗ).

На период с 1 января 2020 по 31 декабря 2021 год установлены временные интервалы ставок по долговым обязательствам (п. 1.2. ст. 269 НК РФ в ред. пп.25 статьи 2 Закона N 374-ФЗ):

  • оформленным в рублях и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ (между двумя налоговыми резидентами РФ) — от 0 % до 180% ключевой ставки ЦБ;
  • оформленным в рублях по сделкам, не указанным в п.2 ст. 105.14 НК РФ — от 75% до 180% ключевой ставки ЦБ РФ;
  • оформленным в иностранной валюте:
  • от 0% до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0 % до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов ;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов.

4. На 2020 и 2021 год установлены специальные правила определения предельной величины по контролируемой задолженности

В общем случае, контролируемая задолженность — это непогашенная задолженность российской организации — налогоплательщика по ее долговому обязательству перед иностранным лицом, взаимозависимым с налогоплательщиком. Если заемные средства превышают собственный капитал в 3 раза (у банков и лизинговых компаний в 12,5 раз), то заемщики в расходы, учитываемые в налоговой базе, включают проценты по такой задолженности в ограниченном размере (правило тонкой капитализации). Случаи признания задолженности контролируемой и механизм переквалификации процентов в дивиденды прописаны в п. 2 — 13 ст. 269 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона N 374-ФЗ в целях определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года, п. 2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 1 января 2020 года, применяется с учетом следующих особенностей:

  1. величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу, установленному ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курс, ЦБ РФ установленный по состоянию на 28 февраля 2020 года.
  2. величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ, с 28 февраля 2020 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

5. Обновленная форма декларации за 2020 год

Приказом ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль, а также в порядок ее заполнения. Изменения учитывают нововведения по налогу на прибыль, внесенные в налоговое законодательство федеральными законами, принятыми в 2019 — 2020 гг. Обновленная форма применяется, начиная с отчетности за 2020 год.

Какие налоги вступят в силу в 2021 году?

Изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с начала января 2021 года, уже рассмотрены, приняты и утверждены. Они коснутся как ключевых налогов (НДФЛ, на прибыль, НДС), так и налогов на землю, транспорт, имущество, туризм и т.д.

Информация о новых нормах налогообложения пригодится не только занимающимся бухгалтерским учетом сотрудникам, но и всем сознательным гражданам, ведь отсутствие знаний о внесении поправок не освобождает от ответственности (административной и даже уголовной). Чтобы не иметь проблем с законом, стоит ознакомиться с изменениями и уплатить налоги в срок.

Отмена ЕНВД

Единый налог на вмененный доход или ЕНВД, актуальный для ООО/ИП, заменяет собой налог на прибыль/доходы физических лиц, имущественный налог и налог на добавленную стоимость. Оплачивается он только путем безналичного расчета.

Пользоваться ЕНВД могут предприятия или индивидуальные предприниматели, которые соответствуют следующим критериям:

  • Не числятся плательщиками единого сельскохозяйственного налога;
  • Ведут работу по договору простого товарищества, доверительного управления, совместной деятельности;
  • Имеют штат не больше ста человек;
  • Не относятся к крупнейшим налогоплательщикам;
  • Занимают площадь меньше 150 кв. метров.

Проблема данного вида налогообложения заключается в том, что он рассчитывается исходя из физических показателей (количество занятых на производстве сотрудников, площадь помещения, численность транспортных средств и т.д.), а не в процентном соотношении с реальными доходами компании (ИП).

Такой подход не объективен, поэтому ЕНВД хотят упразднить. Окончательное решение еще не принято, однако Министерство финансов утверждает, что налог все-таки будет отменен. Исключением является Республика Крым, где действие единого налога на вмененный доход официально пролонгировано до 2024 года.

Несмотря на отсутствие подтверждения внесения изменений, Федеральная налоговая служба уже оповещает плательщиков об отмене ЕНВД путем информационных рассылок, рекламных баннеров, статей в СМИ и листовок, размещенных в налоговых инспекциях.

Транспортный и земельный налоги

Транспортный и земельный налоги объединены в одну группу, поскольку они получили одинаковые правки:

  • Отмена декларации о налогах (начиная с 2020 года);
  • Корректировка сроков внесения авансовых платежей и уплаты налогов (полный расчет за прошедший год должен произойти не позднее марта нынешнего года);
  • Предприятия и ИФНС считают сумму налога независимо друг от друга, после чего ИФНС направляет результаты своих подсчетов в организацию.

Если компания считает, что должна заплатить меньше, то она предоставляет в налоговую инспекцию подтверждающие бумаги. В результате их рассмотрения выносится финальное решение: либо сумма налога остается прежней, либо она уменьшается в пользу предприятия.

Транспортный и земельный налоги изображение

Сведения о среднесписочной численности

Еще одна поправка касается среднесписочной численности штата предприятия. Ранее такого рода информация предоставлялась отдельным форменным отчетом. С 1 января 2021 года эти сведения нужно включать в расчет по страховым взносам.

Цель данных изменений заключается в том, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, сократив количество обязательных к оформлению бумаг. Объединение двух отчетов в один позволит тратить меньше времени на составление налоговой документации.

Новые правила будут действовать уже для бумаг за 2020 год.

Что касается налога на имущество организаций, то здесь следует обратить внимание на:

  • Необходимость информирования представителей налоговых инспекций о наличии транспортных средств, земли, движимого и недвижимого имущества (последние два пункта раньше были необязательными);
  • Отсутствие надобности составления отчетов по авансовым платежам;
  • Бездекларационный режим налогообложения транспорта и земельных участков;
  • Возможность подачи всего пакета бумаг в один налоговый орган;
  • Возможность предоставления налоговой документации в онлайн-формате.

Таким образом, компаниям в первую очередь стоит ознакомиться с изменениями в транспортном и земельном налогах, а также оповестить ФНС о наличии движимого и недвижимого имущества.

Главной корректировкой, касающейся налога на доходы физических лиц, является повышение ставки с 13% до 15%. Однако новые коэффициенты будут применяться не ко всем налогоплательщикам, а лишь к тем, чей годовой доход превышает 5 000 000 рублей. Все остальные граждане РФ продолжат платить НДФЛ по старым правилам.

Так, например, если сотрудник с января по июнь заработал 5 100 000 рублей, то эти деньги будут облагаться 13% налогом. Что же касается общей суммы оклада с июля по декабрь, с нее придется заплатить налог с повышающим коэффициентом.

Кроме того, изменения были внесены в порядок налогообложения процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке. Если они превышают необлагаемый процентный доход, то с них взимается 13% ставка. Еще одна поправка касается объединения отчетности: начиная с 2021 года, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ будут подаваться совместно в составе 6-НДФЛ.

Последним пунктом стоит упомянуть вычет по налогу на доходы физических лиц на лечение. В список включены следующие услуги:

  • мед. эвакуация;
  • ортопедическая терапия людей, страдающих врожденными или приобретенными дефектами зубов;
  • паллиативная помощь.

Помимо этого, был пополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг, связанных с репродуктивными технологиями.

Туристические сборы

С 2021 года планируется введение единого туристического сбора для иностранцев, желающих посетить Санкт-Петербург. Инициатива, которую озвучил губернатор Александр Беглов, была одобрена Владимиром Путиным. В новом году иностранным гостям Северной столицы придется заплатить 100 рублей за каждые сутки пребывания.

Чиновники утверждают, что собранные таким образом деньги пойдут на поддержание чистоты и порядка в Санкт-Петербурге, реконструкцию ветхих исторических зданий и развитие туристической инфраструктуры города.

Так называемый “курортный сбор” – распространенное явление, позволяющее содержать и регулярно обновлять туристические объекты с высокой посещаемостью. Сумму от 0,25 до 5 евро за ночь оплачивают гости Германии, Испании, Италии, Чехии, Черногории, Франции, Греции, Литвы и ряда других европейских стран.

Налог на процентный доход по вкладам

Разберем подробнее вопрос налога на процентный доход по вкладам.

Как уже упоминалось ранее, полученные в 2021 году проценты по некоторым депозитам будут облагаться 13% НДФЛ. Однако изменения в начислении коснутся только людей, инвестировавших в банк сумму, превышающую 1 000 000 рублей. Причем речь идет не об одном вкладе, а о совокупности всех имеющихся у частного лица депозитов.

Взимать налог по новым правилам начнут с 2022 года. Рублевая переоценка вкладов в иностранной валюте облагаться повышенным НДФЛ не будет. Кроме того, доходы от рублевых депозитов, чья процентная ставка не превышает 1% годовых, а также от эскроу-счетов под 13% налог не подпадают.

Для тех, кто хочет разобраться с перипетиями уже принятых документов, 19 сентября пройдет семинар «ТОП-10 «жарких» налоговых споров 2020 года», посвященный судебной практике по налоговым спорам.

Мероприятие проводит Разумова Анастасия Сергеевна – действующий главный бухгалтер, сертифицированный преподаватель, директор представительства международного центра методологии и повышения квалификации бухгалтеров, финансистов, аудиторов и управленцев «Альтерра», а также обладать сертификата британского Института специалистов по управленческому учету CIMA.

Семинар предусматривает два формата участия: «Лайт» и «Профи». Слушатель, выбравший второй вариант, в результате прохождения обучения получит не только новые знания, но и:

  • Удостоверение о повышении квалификации;
  • Сертификат участника;
  • Сертификат ИПБ о повышении профессионального уровня.

(Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Комментируемый закон в основной части вступает в силу с 1 января 2021 года.

Право на применение УСН

Размер доходов и численность работников

В настоящее время согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 200 млн рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

В соответствии с п.п. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек.

С 1 января 2021 года не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек, если иное не установлено п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода средняя численность работников превысила 130 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

В настоящее время согласно п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысили 150 млн рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик вправе продолжать применение УСН в следующем налоговом периоде.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысили 200 млн рублей, в течение отчетного (налогового) периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным п.п. 1–11, 13, 14 и 16–21 п. 3, п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и средняя численность работников налогоплательщика не превысила ограничение, установленное п.п. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, более чем на 30 человек (то есть не более 130 человек), такой налогоплательщик вправе продолжать применение УСН в следующем налоговом периоде.

Налоговая база

В соответствии с п. 2 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому отчетному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю.

Налоговые ставки

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случаях, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0%.

С 1 января 2021 года налоговая ставка устанавливается в размере 6% в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено п. 1, 1.1, 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ.

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение которого средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 8% в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в первом квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 8% для налогового периода, в котором допущены указанные превышения (новый п. 1.1 ст. 346.20 НК РФ).

То есть вводятся дифференцированные ставки налога.

В настоящее время в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

С 1 января 2021 года налоговая ставка устанавливается в размере 15% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и иное не установлено п. 2, 2.1, 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ.

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Согласно новому п. 2.1 ст. 346.20 НК РФ с 1 января 2021 года налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение которого средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 20% в отношении части налоговый базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в первом квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 20% для налогового периода, в котором допущены указанные превышения.

Порядок исчисления и уплаты налога

Согласно п. 1 ст. 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

С 1 января 2021 года в отношении налогоплательщиков, у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, налог исчисляется путем суммирования следующих двух величин:

– величины, равной произведению соответствующей налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 или 2 ст. 346.20 НК РФ, и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

То есть данную налоговую базу умножить на 15% или 6%;

– величины, равной произведению соответствующей налоговой ставки, установленной п. 1.1 или 2.1 ст. 346.20 НК РФ, и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой налогового периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

То есть полученную разницу умножить на повышенные налоговые ставки 20% или 8%.

В настоящее время согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

С 1 января 2021 года налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 346.21 НК РФ.

Налогоплательщики, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы и у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа путем суммирования следующих двух величин:

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ (6% или от 1% до 6%), и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной п. 1.1 ст. 346.20 НК РФ (8%), и части налоговой базы, рассчитываемой как разница между налоговой базой отчетного периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа путем суммирования следующих двух величин:

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 2 ст. 346.20 НК РФ (15%), и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной п. 2.1 ст. 346.20 НК РФ (20%), и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой отчетного периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Налоговые каникулы

Согласно п. 4 ст. 346.20 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.

Указанные налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

В период действия налоговой ставки в размере 0% индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ.

Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» было установлено, что положения п. 4 ст. 346.20 НК РФ не применяются с 1 января 2021 года.

Действие нормы п. 4 ст. 346.20 НК РФ продлено до 1 января 2024 года.

Читайте также: