Ук рф неуплата таможенных пошлин

Опубликовано: 13.05.2024

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» существенно расширил основания для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Так, в соответствии с предыдущей редакцией статьи 194 Уголовного Кодекса Российской Федерации уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, считалось преступлением только в случае, если сумма неуплаченных таможенных пошлин в крупном размере составляла: 1 млн. рублей – для физического лица, 2 млн. рублей – для юридического лица; в особо крупном размере – 3 млн. рублей для физического лица, 10 млн. рублей – для юридического лица. При этом на практике в большинстве случаев преступление считалось совершенным, если вышеуказанные суммы таможенных платежей были неуплачены по одной таможенной декларации (за одну товарную партию).

В настоящее время правила ужесточились. Так, физические лица, вне зависимости от того, действовали они самостоятельно или от имени организации, подлежат уголовному наказанию за неуплату таможенных платежей в крупном размере – 1 млн. рублей, в особо крупном размере – 3 млн. рублей. Кроме того, установлена возможность учета нескольких товарных партий при определении наличия крупного и особо крупного размера сумм неуплаченных таможенных платежей. При этом закон не устанавливает, что это могут быть только те товарные партии, которые поставляются в рамках одного внешнеторгового договора. В диспозиции ст. 194, в отличие, например, от налоговых составов (ст. 198 и 199 УК РФ), способы уклонения от уплаты таможенных платежей (т.е. какими действиями или бездействием может быть совершено указанное деяние, влекущее уголовную ответственность) законодателем по-прежнему не определены. Кроме того, в соответствии с примечанием к ст. 198 и ст. 199 УК РФ крупным размером для целей применения данных статей признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более определенной суммы. Таким образом, законодатель установил специальную норму, в результате которой уголовная ответственность может наступить, если сумма налогов, неуплаченных за указанных 3-летний период, в совокупности превысит определенный размер. В отношении деяния, квалифицируемого по ст. 194 УК РФ, такой специальной нормы не установлено.

Следует также отметить, что в отличие от налоговых составов, по которым уголовное дело может быть возбуждено только в случае неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа об уплате сумм недоимки, пени и штрафов в установленный срок, если соответствующее требование налогового органа не было обжаловано налогоплательщиком, в отношении ст. 194 УК РФ такого правила не установлено.

Таким образом, в результате внесенных изменений таможенные органы, которые в соответствии с данным законом вновь получили полномочия органов дознания по ч. 1 и 2 ст. 194 УК РФ, смогут возбуждать уголовные дела, если общая сумма недоимки по таможенным платежам превысит 1 млн. рублей с учетом всех таможенных деклараций, зарегистрированных в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности, который по данной категории дел составляет 6 лет.

Данные изменения вступили в силу с 30 июня 2013 года, но, как ухудшающие положение лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, обратной силы не имеют.

Указанные изменения законодательства существенно повышают риски уголовного преследования и привлечения к уголовной ответственности руководителей компаний, а также сотрудников, ответственных за организацию совершения таможенных операций. При этом нововведения в первую очередь влекут негативные последствия для крупных производственных и торговых организаций, регулярно перемещающих через таможенную границу товарные партии. Таким компаниям рекомендуется провести анализ осуществляемой внешнеэкономической деятельности на предмет полного соответствия таможенному законодательству для выявления возможных ошибок, следствием которых может являться неполная уплата таможенных платежей.

При перемещении товаров через границу необходимо делать денежные отчисления в бюджет Российской Федерации. Если этого не сделать, то такой поступок может быть расценен в качестве уклонения от уплаты таможенных платежей, за что предусмотрены штрафные санкции, а в некоторых случаях — уголовное преследование. Уголовное преследование возможно, когда размер платежей составляет более 1.000 МРОТ, в остальных случаях предусмотрено административное наказание.

Обязанность уплаты таможенных платежей

Почему необходимо своевременно уплачивать таможенные платежи

Таможенный кодекс РФ обязывает всех людей (как частных лиц, так и организации) при перемещении через границу товаров делать следующие отчисления в бюджет:

  • Основная таможенная пошлина на товары.
  • Многочисленные косвенные таможенные пошлины и сборы — за оформление, за хранение, за принятие предварительного решения и так далее.
  • НДС.
  • Акцизы.
  • Сборы, которые нужны для выдачи лицензии на товар.
  • Сборы, которые нужны для выдачи аттестата специалиста.

Размер пошлин регулируется законом «О таможенном тарифе».

При пересечении границы следует подавать таможенную декларацию обо всех товарах, которые будут ввозиться, а все выплаты следует осуществлять:

  • при подаче таможенной декларации,
  • перед подачей декларации.

В некоторых случаях плательщику может предоставляться отсрочка на срок до 2 месяцев.

Логотип кнопка

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Способы уклонения

Основные способы уклонения:

  • Занижение реальной стоимости товаров, чтобы снизить налогооблагаемую базу, как следствие — снизить общий размер таможенных пошлин.
  • Укрытие перемещаемого груза — человек может не указать в декларации некоторые товары и не уплатить за него таможенные пошлины.
  • Предоставление недостоверной информации с целью занижения налоговой базы или освобождения от уплаты тех или иных пошлин (например, алкогольные напитки могут быть указаны в декларации в качестве безалкогольных напитков — а значит, платить алкогольный акциз на них не придётся).

Фактически все противоправные действия, подпадающие под уклонение от уплаты таможенных платежей, связаны с прямым обманом — человек предоставляет работникам таможни поддельные документы с целью занижения налогооблагаемой базы либо для полного освобождения от уплаты налогов. Также человек может не обманывать таможенников напрямую, а просто не раскрывать всю правду (например, он может попытаться провезти через границу товар, которого нет в декларации).

Ответственность за нарушения уплаты и за неуплату

За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность. В большинстве случаев административная ответственность наступает, если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ (напомним, что 1 МРОТ во второй половине 2017 года составляет 7.800 рублей), а сама административная ответственность регулируется статьей 16.22 КОаП. Фактически эта статья говорит не столько об уклонении, сколько о нарушении порядка оплаты или просрочке уплаты таможенных платежей.

Если всё-таки действия подпадают под эту статью, то придётся заплатить штраф в зависимости от юридического статуса:

  • Вы частное лицо — штраф составит 500 — 2.500 рублей.
  • Вы должностное лицо — штраф составит 5.000 — 10.000 рублей.
  • Вы юридическое лицо — штраф составит 30.000 — 50.000 рублей.

Статья 194 Уголовного Кодекса РФ

Если же размер ущерба превышает 1.000 МРОТ (то есть это преступление относится к категории крупных и особо крупных), то такое правонарушение может подпасть под статью 194 УК РФ. Основные признаки статьи 194 УК РФ следующие:

  • Объективная сторона преступления — это действие или бездействие человека, которое может проявляться по-разному. Это может быть укрытие товара, занижение его реальной рыночной стоимости (указание неправильных цифр в декларации, подделка документов и так далее), предоставление неверной информации, чтобы занизить налогооблагаемую базу либо полностью освободиться от уплаты налогов.
  • Субъективная сторона — это умысел. Иначе говоря, человек прекрасно понимает, что его поступки нарушат законодательство, повлияв на размер таможенных платежей, но он все равно желает уклониться. На момент совершения преступления человеку должно быть более 16 лет.
  • Достигнутый результат не имеет значения. Преступление считается оконченным в момент совершения действия или бездействия, что приводит к уклонению от уплаты платежей.

Порядок расчёта таможенных платежей
Для того, чтобы правильно рассчитать платежи начинающему бизнесмену надо знать порядок исчисления таможенных платежей. Опытные участники ВЭД настоятельно советуют производить расчёты самостоятельно.
Что такое генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей подробнее здесь. Это удобный инструмент для предпринимателей, заключивших долгосрочный контракт на поставки товаров.

Наказание за уклонение по УК

Наказание за уклонение от оплаты платежей на таможне по УК РФ

Наказание здесь следующее:

  • Если размер ущерба находится в пределах 1.000 — 3.000 МРОТ (то есть, преступление относится к категории крупных), то основное наказание — это штраф, который составляет 100.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы или любого другого дохода за предыдущие 2-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 2 лет), лишение свободы (до 2 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 3.000 МРОТ (преступление относится к категории особо крупных) либо преступление совершено по предварительному сговору, то в таком случае предусмотрен штраф в размере 300.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы, или любого другого дохода, за предыдущие 1-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 5 лет), лишение свободы (до 5 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Или преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, то в таком случае человека лишают свободы (от 5 до 10 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.
  • Если размер ущерба равен или составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Либо преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, а само преступление совершено организованной группой, то в таком случае человека лишают свободы (от 7 до 12 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.

В ряде случаев возможно освобождение от уголовного преследования, если преступник:

  • раскаялся,
  • способствовал следствию,
  • готов возместить все убытки.

В заключение

Если вы перевозите через границу какие-либо товары, то следует уплатить таможенные пошлины. Если же вы попытаетесь обойти закон (например, не сообщите всю информацию о товаре, подделаете документы и так далее), то вы будете нести административную или уголовную ответственность.

Если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ, то наказание будет административным и составит не более 50.000 рублей (а в большинстве случаев вы можете отделаться штрафом в размере 500 — 2.500 рублей, если вы являетесь частным лицом). Если же размер ущерба превысит 1.000 МРОТ, то вы будете нести уголовную ответственность (статья 194 УК РФ).

Дополнительная информация об ответственности за уклонение от уплаты платежей в этом видео:


По статье 194 УК РФ предусмотрены следующие наказания — крупные штрафы, общественные работы, лишение свободы и некоторые другие наказания.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

1. К числу таможенных платежей относятся помимо таможенной пошлины также налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, за таможенное хранение и сопровождение товаров и другие платежи (см. ст. 110 Таможенного кодекса).

2. Согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" 1993 г. (Ведомости РФ, 1993, N 23, ст. 821) таможенный тариф выполняет роль инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правил обложения товаров пошлиной при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Преступление совершается умышленно, т. е. виновный сознательно уклоняется от уплаты таможенных платежей.

4. Уголовная ответственность по ст. 194 настоящего Кодекса наступает как в случае частичного или полного сокрытия объекта платежа, так и в случае неуплаты таможенных платежей при наличии полной информации об объекте платежа.

5. В качестве субъектов данного преступления могут выступать лицо, перемещающее товары (декларант) либо декларирующее, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства от своего лица (брокер, посредник), а также владелец таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, либо иные перечисленные в Кодексе лица, либо руководители юридических лиц.

Научно-практический комментарий:

1. Таможенные платежи уплачиваются при перемещении через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач, и в других случаях, установленных Таможенным кодексом РФ. В нем предусмотрено пять видов платежей: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 5) таможенные сборы (ст. 318).
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает: 1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ (п. 1 ст. 319 Таможенного кодекса РФ). Законом (п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ) предусмотрены случаи освобождения от уплаты таможенных платежей.
По общему правилу при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня совершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены, как правило, не позднее дня подачи таможенной декларации. Законом предусматриваются и иные сроки уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. 329 Таможенного кодекса РФ). Кроме того, плательщикам может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. ст. 333 и 334 Таможенного кодекса РФ).
2. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов (п. 1 ст. 320 Таможенного кодекса РФ).
Как правило, таможенные пошлины и налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных платежей, самостоятельно (п. 1 ст. 324 Таможенного кодекса РФ). В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин или налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают их принудительно, однако до этого таможенный орган должен выставить лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (ст. 348 Таможенного кодекса РФ).

3. Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется чаще всего так называемым смешанным бездействием, связанным с полным или частичным сокрытием объекта платежа, но возможна и неуплата таможенных платежей при полной информации об объекте. В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, представлении таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения.
Средства, поступившие в таможенный орган в виде таможенных платежей, становятся государственной собственностью, поэтому последующее завладение ими путем представления заведомо недостоверных документов, якобы дающих право на возврат данных средств (ст. ст. 355 и 356 Таможенного кодекса РФ), следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК).
4. Виновное лицо может уклониться от уплаты таможенных платежей одного или нескольких видов, но и в том и в другом случае для уголовной ответственности по ст. 194 необходимо, чтобы стоимость неуплаченных таможенных платежей превышала 500 тыс. руб. (крупный размер). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности по ч. 1 ст. 194 необходимо обосновать, что неуплата всех этих платежей охватывается единым умыслом.
Момент окончания преступления связан с наступлением конкретных вредных последствий - неполучением федеральным бюджетом таможенных платежей в крупном размере в установленный законом срок.
5. Преступление совершается умышленно, виновное лицо осознает, что оно тем или иным образом уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.
6. Субъектом уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть декларант и лицо, действующее от имени таможенного брокера. В Таможенном кодексе РФ (п. 4 ст. 320) установлено также, что при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ.
Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды (ст. 188 УК), то привлечение к ответственности за это преступление охватывает и факт имевшейся при этом неуплаты таможенных платежей. Трудно представить ситуацию, что-бы субъект, контрабандно перемещающий товары через таможенную границу, уплачивал при этом ввозную или вывозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость при ввозе товаров и др. Поэтому абсурдно возлагать на контрабандистов обязанность по уплате таможенных пошлин. Таким образом, ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей возникает при отсутствии признаков контрабанды .
--------------------------------
БВС РФ. 2001. N 5. С. 19, 20.

Кроме того, если лицо не знало, а только лишь должно было знать о незаконности перемещения товаров, в котором оно участвует, или о том, что оно приобретает незаконно перемещенные товары и поэтому обязано платить таможенные платежи, нельзя утверждать о наличии у такого лица умысла на совершение преступления.
7. О понятии группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, см. комментарий к ст. 35.
8. Особо крупным размер преступления признается, если сумма неуплаченного таможенного платежа (или нескольких платежей, охватываемых единым умыслом) превышает 1 млн. 500 тыс. руб.

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

г) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере - шесть миллионов рублей.

Комментарии к ст. 194 УК РФ

1. Таможенные платежи уплачиваются в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза. В нем предусмотрено пять видов платежей: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; 5) таможенные сборы (ст. 70).

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает: 1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров - с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории (ст. ст. 161 и 166 Таможенного кодекса Таможенного союза). Законом предусмотрены отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей.

Сроки уплаты таможенных пошлин регулируются ст. 82 Таможенного кодекса Таможенного союза.

2. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, или иные лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин (ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

3. Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется чаще всего так называемым смешанным бездействием, связанным с полным или частичным сокрытием объекта платежа, но возможна и неуплата таможенных платежей при полной информации об объекте. В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенной процедуре, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, представлении таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения.

Средства, поступившие в таможенный орган в виде таможенных платежей, становятся государственной собственностью, поэтому последующее завладение ими путем представления заведомо недостоверных документов, якобы дающих право на возврат данных средств (ст. ст. 89 и 90 Таможенного кодекса Таможенного союза), следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК).

4. Виновное лицо может уклониться от уплаты таможенных платежей одного или нескольких видов, но и в том и в другом случаях для уголовной ответственности по ст. 194 необходимо, чтобы стоимость неуплаченных таможенных платежей превышала 3 млн. руб. (крупный размер). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности по ч. 1 ст. 194 необходимо обосновать, что неуплата всех этих платежей охватывается единым умыслом.

Момент окончания преступления связан с наступлением конкретных вредных последствий - неполучением федеральным бюджетом таможенных платежей в крупном размере в установленный законом срок.

5. Преступление совершается умышленно, виновное лицо осознает, что оно тем или иным образом уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

6. Субъектом уклонения от уплаты таможенных платежей может быть декларант.

Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды (ст. 188 УК), то привлечение к ответственности за это преступление охватывает и факт имевшейся при этом неуплаты таможенных платежей. Трудно представить ситуацию, чтобы субъект, контрабандно перемещающий товары через таможенную границу, уплачивал при этом ввозную или вывозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость при ввозе товаров и др. Поэтому абсурдно возлагать на контрабандистов обязанность по уплате таможенных пошлин. Таким образом, ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей возникает при отсутствии признаков контрабанды .

БВС РФ. 2001. N 5. С. 19, 20.

Кроме того, если лицо не знало, а только лишь должно было знать о незаконности перемещения товаров, в котором оно участвует, или о том, что оно приобретает незаконно перемещенные товары и поэтому обязано платить таможенные платежи, нельзя утверждать о наличии у такого лица умысла на совершение преступления.

7. О понятии группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, см. коммент. к ст. 35.

8. Особо крупным размер преступления признается, если сумма неуплаченного таможенного платежа (или нескольких платежей, охватываемых единым умыслом) превышает 36 млн. руб.

Фигуранты уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей (ч. 1 и 2 ст. 194 УК), впервые совершившие преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа или по специальной экономической норме уголовного закона в связи с возмещением ущерба. Как на практике реализуется механизм прекращения уголовных дел по данным основаниям и на что ориентироваться подозреваемым и обвиняемым?

В соответствии с ч. 2 ст. 76.1 УК лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 194 УК, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный государству, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба.

Статья 76.2 УК предусматривает, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести (ч. 1 и 2 ст. 194 УК относятся к категории преступлений небольшой и средней тяжести соответственно), может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Как мы видим, при возмещении ущерба государству в виде уплаты таможенных платежей у лица, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 194 УК, возникает возможность освобождения от уголовной ответственности по обоим основаниям.

При согласии такого лица с подозрением (обвинением), квалификацией содеянного, размером причиненного ущерба (суммой неуплаченных таможенных платежей) и желании его возместить, какую из предусмотренных норм уголовного закона об освобождении от уголовной ответственности предпочесть стороне защиты?

Возмещение ущерба государству

Законодателем установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном (ч. 1 ст. 194 УК) и особо крупном (п. «г» ч. 2 ст. 194 УК) размерах, что в настоящее время составляет свыше двух миллионов и свыше шести миллионов рублей соответственно.

Статьей 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы (платежи за оказание таможенных услуг). По правилам ст. 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги, исчисляются их плательщиком либо таможенным органом.

При выявлении незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза, неверном исчислении таможенных пошлин, налогов, и ряде других случаев таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом.

На основании ч. 2 ст. 76.1 УК освобождение от уголовной ответственности возможно при возмещении ущерба, причиненному государству, и перечислению в федеральный бюджет денежного возмещения в размере двукратной суммы причиненного ущерба.

Возмещением ущерба, причиненного государству, будет являться уплата рассчитанных таможенным органом таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Таким образом, освобождение от уголовной ответственности по данному основанию предполагает трехкратное возмещение суммы подлежащих уплаты таможенных платежей (сама сумма таможенных платежей и дополнительное двукратное ее возмещение), что зачастую является обременительным и даже в самом минимальном случае превышает шесть миллионов рублей (для наступления уголовной ответственности уклонение от уплаты таможенных платежей должно составлять более двух миллионов рублей).

При уклонении от уплаты таможенных платежей в более значительных размерах такое возмещение может составлять десятки и сотни миллионов рублей.

В то же время статья 76.2 УК предусматривает освобождение судом от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление, с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Указанная норма не предусматривает иных условий для освобождения от уголовной ответственности помимо возмещения ущерба.

В данном случае не требуется денежная компенсация сверх суммы подлежащих уплате таможенных платежей, за исключением самого штрафа, назначаемого судом, который представляет собой денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 104.4 УК).

Размер судебного штрафа установлен ч. 1 ст. 104.5 УК и не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей особенной части УК, то есть 250 тысяч рублей по ч. 1 и ч. 2 ст. 194 УК (максимальное наказание в виде штрафа по данным нормам составляет 500 тысяч рублей), что незначительно в сравнении с общей суммой неуплаченных таможенных платежей.

Таким образом, сумма денежного возмещения государству для прекращения уголовного преследования с назначением судебного штрафа (ст. 76.2 УК), даже с учетом самого штрафа, в разы ниже общей суммы, подлежащей уплате для соблюдения требований о прекращении преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (ч. 2 ст. 76.1 УК).

Каков порядок прекращения?

Основными процессуальными отличиями принятия решений об освобождении от уголовной ответственности по данным основаниям являются процессуальная стадия и субъекты принятия решения.

Так, при наличии оснований, предусмотренных статьями 24 и 27 УПК, и в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 76.1 УК, суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 194 УК.

Таким образом, прекращение уголовного преследования осуществляется на любой стадии уголовного судопроизводства (досудебной и судебной) лицом, в производстве которого находится уголовное дело (для дознавателя требуется согласие прокурора, для следователя - руководителя следственного органа), по правилам ст. 24, 27 УПК.

Прекращение уголовного дела или уголовного преследования с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 УПК возможно лишь судом по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, то есть после окончания расследования.

Принятие такого решения допускается в любой момент производства по уголовному делу до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции - до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу (ч. 2 ст. 25.1 УПК). Процедуре производства о назначении меры уголовно-правового характера при освобождении от уголовной ответственности посвящена глава 51.1 УПК.

Таким образом, прекращение уголовного дела (преследования) в связи с назначением судебного штрафа решается лишь судом после окончания предварительного расследования в любой форме, а прекращение уголовного преследования по делам экономической направленности возможно судом, а также лицом, производящим предварительное расследование (с согласия руководителя следственного органа или прокурора).

Лицу, освобождаемому от уголовной ответственности, важна юридическая сила и стабильность принятого решения, которым прекращается его уголовное преследование, что максимально достигается лишь в судебном акте.

Так, постановление дознавателя с согласием прокурора может быть отменено вышестоящим прокурором, постановление следователя с согласием руководителя следственного органа – вышестоящим руководителем следственного органа и прокурором, а производство расследования может быть возобновлено по любым, даже надуманным, основаниям.

Вступившее же в законную силу решение суда о прекращении уголовного дела в связи с назначением судебного штрафа больше соответствует принципу правовой стабильности. Представить ситуацию, при которой такое решение будет отменено вышестоящими судами, крайне затруднительно, так как оно принимается, как правило, при согласии всех участников судопроизводства.

Ответ очевиден: судебный штраф

Таким образом, с позиции стороны защиты при согласии лица с подозрением (обвинением) и желании его возместить ущерб самым разумным является добиваться освобождения уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.

Вместе с тем, таможенные органы зачастую в своих интересах ориентируют подозреваемых на освобождение от уголовной ответственности при возмещении ущерба, причиненного государству, и перечислению в федеральный бюджет денежного возмещения в размере двукратной суммы причиненного ущерба (ч. 2 ст. 76.1 УК), так как в данном случае увеличиваются показатели работы таможенного органа по взысканию таможенных платежей и обращению денежных средств в доход государства.

Стороне защиты важно не идти на поводу таможенных органов и добиваться законного, стабильного и максимально выгодного решения об освобождении от уголовной ответственности.

При освобождении от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 194 УК, и назначении судебного штрафа также достигаются задачи уголовного судопроизводства по возмещению причиненного ущерба и оказанию материального воздействия на лицо, совершившее преступление.

Таким образом, институт судебного штрафа создает для защиты дополнительную возможность на случай, если реализация более выгодных оснований для прекращения дела (например, давность) невозможна, и заметно выигрывает в сравнении с освобождением от уголовной ответственности по специальной экономической норме.Необходимо также помнить, что при конкуренции оснований прекращения, такое основание вправе выбрать сам обвиняемый (подозреваемый).

Читайте также: