Учетная политика для целей налогового учета в бюджетном учреждении

Опубликовано: 15.05.2024

Формирование и утверждение учетной политики

Изменения в учетной политике в 2020 г. и ее корректировка

Изменения в налоговом учете и их отражение в учетной политике

Без учетной политики нельзя осуществлять ведение бухгалтерского и налогового учета. Рассмотрим особенности формирования этого внутреннего нормативного акта для бюджетных организаций на 2020 г. в связи с принятием новых федеральных стандартов.

ФОРМИРОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика бюджетного учреждения (УП) — основополагающий элемент учетного процесса, перечень правил, по которым ведется учет на предприятии.

Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ[1] учетная политика — совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. В настоящее время требования к составлению учетной политики бюджетных организаций определены Инструкцией № 157н[2], Инструкцией № 174н[3], Законом о бухгалтерском учете, Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ).

Кто утверждает учетную политику?

Бюджетные организации формируют учетную политику самостоятельно в зависимости от специфики отраслевой деятельности и своей структуры.

Учетную политику формирует главный бухгалтер, утверждает руководитель организации. Если бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерий, учредитель разрабатывает учетную политику, которую применяют организации, находящиеся в ведении данного учредителя, например филиалы, обособленные подразделения.

Разработка УП главным бухгалтером позволяет максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности организации и обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

Какие требования предъявляются к учетной политике?

В учетной политике предусматриваются следующие обязательные разделы:

  • Рабочий план счетов, необходимый для ведения синтетического и аналитического учета.
  • Порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета, а также методы их оценки и порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности.
  • Формы первичных документов, которые применяются для оформления хозяйственных операций. Порядок документооборота и сроки предоставления первичных документов, обработка учетной информации.
  • Регистры учета.
  • Регламент и порядок инвентаризации активов и обязательств.
  • Применяемая система налогообложения. Методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).
  • Контрольные мероприятия (порядок организации внутреннего финансового контроля).
  • Методы учета по пунктам, в отношении которых закон предоставляет выбор или вообще не содержит какие-то нормы, в том числе методы оценки активов и обязательств.
  • Технология обработки учетной информации.
  • Другие принципы, иные решения, влияющие на учет.

Обратите внимание!

С 2020 г. все организации обязаны размещать применяемую ими учетную политику со всеми поправками и изменениями на своих сайтах, детально излагая ее положения.

ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ — 2020 И ЕЕ КОРРЕКТИРОВКА В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Учетная политика организации должна быть актуальной. Организация вправе изменять применяемые способы в бухгалтерском и налоговом учете. В этих случаях в УП вносятся изменения или дополнения.

Рассмотрим изменения, которые следует учесть в связи с выходом ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»[4]. В нем предусмотрена обязанность бюджетных организаций вносить поправки в учетную политику в связи с изменением законов РФ и других правовых актов, регламентирующих ведение бухгалтерского и налогового учета.

Поправки и дополнения в учетную политику следует вносить на начало нового финансового года или на дату вступления в силу новых требований. Утверждает их своим приказом руководитель учреждения.

Поправки, которые нужно внести в учетную политику бюджетной организации на 2020 г.:

  • связанные с изменением или появлением новых федеральных стандартов (норм законов), изменениями в законодательстве РФ о бухгалтерском учете, нормативно-правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет;
  • новые правила и способы ведения бухгалтерского учета;
  • изменение условий деятельности организации, включая реорганизацию, изменение возложенных на нее полномочий и выполняемых функций,

Обратите внимание!

Не считаются изменением учетной политики:

применение способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от операций, имевших место ранее;

утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.

С 2020 г. применяются семь новых федеральных стандартов. Введение одного из них — ФСБУ «Информация о связанных сторонах» — Минфин отложил до 2021 г.

ФСБУ «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений.

Некоторые положения этого ФСБУ учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые; другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.

С введением новых ФСБУ с 2020 г. следует внести изменения по следующим разделам:

2. Долгосрочные договоры.

3. Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах.

4. Непроизведенные активы.

5. Прочие изменения.

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019; далее — Закон № 402-ФЗ).

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 28.12.2018).

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (в ред. от 28.12.2018).

[4] Утвержден Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (в ред. от 19.12.2019).

С. С. Велижанская,
зам. гл. бухгалтера ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Октябрьском и Кировском районах город Екатеринбурга»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 3, 2020.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

Ранее среди части экономистов существовало мнение о том, что бюджетные учреждения не должны формировать учетную политику.

Но с принятием Инструкции №70н, а позднее Инструкции по бюджетному учету утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н (далее – Инструкция №25н), вести бюджетный учет в бюджетных учреждениях без применения учетной политики стало невозможным. Это связано с тем, Инструкция №25н предусматривает ведение учета и по операциям кассового обслуживания бюджетов, и по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением.

Принимая во внимание то, что бюджетные учреждения являются налогоплательщиками, и не только в случае, если они занимаются предпринимательской деятельностью, они обязаны формировать приказ по учетной политике для целей налогообложения.

Специальной инструкции по формированию учетной политике бюджетных учреждений нет, а Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» не рекомендована к применению в бюджетных организациях, поэтому мы постараемся в этой главе дать краткие практические рекомендации по порядку формирования Приказа по учетной политике.

Если бюджетное учреждение, на ряду со своей основной деятельностью, осуществляет предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, то одним из элементов учетной политики должен быть раздельный учет (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Порядок раздельного учета расходов, относящихся к обоим видам деятельности (деятельность, финансируемая из бюджета и предпринимательская деятельность), определен положениями пункта 3 статьи 321.1 НК РФ. В этом пункте содержится перечень расходов за счет этих двух источников, которые трудно разделить прямым счетом, и поэтому применяется расчетный метод.

Указанный перечень расходов ограничен:

«Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате

- коммунальных услуг,

- услуг связи,

- транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала,

- расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников,

то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования)».

Как мы видим, с 1 января 2006 года расширен закрытый перечень расходов, подлежащих распределению при раздельном учете, и в него включены теперь расходы по всем видам ремонта основных средств.

Учетная политика для целей бюджетного учета

Принятая учетная политика должна быть оформлена в виде приказа. При этом учетная политика применяется организацией из года в год. Изменение учетной политики может произойти, но только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Об изменениях учетной политики на следующий отчетный год необходимо заявить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Учетная политика может изменяться в случаях внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации или нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета или существенного изменения условий деятельности учреждения. К существенному изменению деятельности бюджетного учреждения можно отнести, например, образование филиала. При этом принятая учреждением учетная политика обязательна для филиала.

Обратите внимание!

Отражению в учетной политике подлежат только те способы (методы) ведения учета (бюджетного или налогового), в отношении которых законодательство предоставляет бюджетному учреждению право выбора или самостоятельность в их определении.

В приказе по учетной политике бюджетных учреждений для целей бюджетного учета в обязательном порядке утверждаются:

1. Рабочий план счетов бюджетного учета, используемых данным учреждением.

Операции по безвозмездным поступлениям активов отражаются в соответствии с порядком учета операций по предпринимательской деятельности. Для выделения таких операций следует в 18-м разряде счета бюджетного учета, указывающего источник финансирования, применять код деятельности 3.

2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым в Инструкции №25н не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

С 1 января 2006 года вступил в силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета» (далее – Приказ №123н).

3. Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

4. Перечень лиц, имеющих право подписи на первичных учетных документах.

5. Правила документооборота.

6. Технология обработки учетной информации (достаточно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется учет).

7. Методы оценки активов и обязательств учреждения.

8. Метод списания материально-производственных запасов.

9. Порядок учета и распределения общехозяйственных расходов.

10. Порядок распределения расходов, которые нельзя однозначно отнести к определенному виду деятельности.

11. Порядок учета в филиалах бюджетных учреждений.

12. Способ признания коммерческих расходов.

При оплате бюджетных расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и сохранении данной ситуации до конца отчетного периода, рекомендуется переплату по бюджетной деятельности учреждения учитывать как прочие доходы, а недоплату по его предпринимательской деятельности относить на прочие расходы.

13. Порядок выдачи денежных средств под отчет, в котором должен быть определен:

- круг материально-ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности;

- предельный размер подотчетных средств;

- сроки представления авансового отчета об израсходовании подотчетных сумм или их возврата.

14. Вопросы ведения кассовых операций.

15. Порядок списания ГСМ.

16. Порядок списания канцелярских принадлежностей.

17. Вопросы организации и сроки хранения учетных документов.

Отдельные разделы приказа могут быть даны в виде приложений.

Учетная политика для целей налогообложения

Во втором разделе приказа формируются вопросы налоговой политики бюджетного учреждения.

Учетная политика бюджетного учреждения для целей налогообложения призвана внести определенность в порядок исчисления налогов, сборов и платежей, в случаях, когда налоговое законодательство предусматривает несколько вариантов для исчисления и уплаты налогов.

Общие требования к организации и ведению налогового учета налогоплательщиками – бюджетными организациями регламентируются главой 25 НК РФ. В соответствии с положениями статьи 313 НК РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

При формировании учетной политики для целей налогообложения необходимо исходить из того, что учреждение должно использовать наиболее оптимальные варианты при расчете и уплате налогов.

При формировании учетной политики бюджетного учреждения для целей налогообложения рекомендуем воспользоваться Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 31 марта 2006 года №03-03-04/4/63.

Бюджетные учреждения, осуществляющие предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, при формировании учетной политики должны отразить:

1. Виды предоставляемых платных услуг, работ.

2. Порядок распределения накладных расходов.

3. Порядок распределения сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, приобретенных за счет средств от предпринимательской деятельности и используемых в предпринимательской и основной (бюджетной) деятельности. Таким показателем могут быть: выручка, стоимость основных средств или иной показатель.

4. Применяемые коэффициенты амортизации, применение повышенных коэффициентов.

5. Метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 249 НК РФ бюджетное учреждение для определения налогооблагаемой прибыли имеет право выбрать методов признания доходов и расходов - метод начисления (статья 271 НК РФ) или кассовый метод (статья 273 НК РФ).

С переходом на новые правила бюджетного учета изменился и метод определения бюджетных доходов и расходов. Начиная с 1 января 2005 года бюджетные учреждения в учете используют метод начисления. При методе начисления все операции признаются в момент возникновения или изменения стоимости активов и обязательств независимо от того, была ли произведена оплата или нет. Поэтому, для того, чтобы исключить различия в бюджетном и налоговом учете, мы рекомендуем закрепить в учетной политике метод начисления при определении выручки для целей налогообложения.

6. Оценка материальных запасов и готовой продукции.

Пунктом 55 Инструкции №25н определен порядок оценки материальных запасов в бюджетном учете при их списании:

- по средней фактической стоимости;

- по фактической стоимости каждой единицы запасов.

Для оценки материальных запасов в целях налогообложения в соответствии с пунктом 8 статьи 254 НК РФ, применяется:

- метод оценки по стоимости единицы запасов;

- метод оценки по средней стоимости;

- метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

- метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Мы не рекомендуем применять методы ФИФО и ЛИФО для того, чтобы исключить различия в бюджетном и налоговом учете.

Если бюджетное учреждение производит продукцию, то в учетной политике необходимо прописать особенности формирования стоимости изготавливаемой продукции. Пунктом 68 Инструкции №25н установлено, что готовая продукция принимается к учету по фактической себестоимости.

7. С 1 января 2006 года моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

8. Порядок оформления счетов-фактур, ведения книг покупок и продаж.

9. Применение или отказ от применения льгот.

10. Применение права изменения сроков уплаты налогов.

11. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них первичных учетных данных.

Приказ по учетной политике для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом его утверждения.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

С 2021 года в бухгалтерском и налоговом учёте произошли изменения. Некоторые из них нужно отразить в учётной политике. Разбираемся, в каких случаях нужно изменить или дополнить учётную политику и что меняется в учёте с 2021 года.

Что такое учётная политика и зачем она нужна

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Когда надо менять учётную политику

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Бухгалтерский учёт

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Налоговый учёт

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

  • Электронная сдача отчётности

Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

  • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

  • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

Учётная политика для налогового учёта: что изменилось с 2021 года

Налог на прибыль

  • Обособленные подразделения

С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

  • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

  • Инвестиционный вычет по НИОКР

С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

  • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

Страховые взносы

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

Имущественные налоги

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

Как изменить положения в учётной политике

Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:

  1. Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
  2. Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
  3. Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.

Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.

Лайфхаки при составлении учётной политики

  • Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
  • Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
  • Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.

Санкции за отсутствие учётной политики

Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ. Штрафы не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Налоговый учет в организации предназначен для формирования полной и достоверной информации о хозяйственных операциях с целью определения налоговой базы по налогу на прибыль. Налоговый учет осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой Главным бухгалтером. Главный бухгалтер обязан обеспечить:

организацию и ведение налогового учета в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными действующими нормативными актами в области налогообложения

возможность достоверного определения налоговой базы для расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

своевременную уплату авансовых и налоговых платежей

предоставление налоговой отчетности в налоговые органы согласно установленным срокам

возможность оперативного учета изменений действующего законодательства

Налоговый учет ведется с применением Плана счетов налогового учета и специализированных налоговых регистров программы 1С Предприятие 8.2.

Положения данной учетной политики обязательны для исполнения всеми обособленными подразделениями организации.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Основные средства

Нематериальные активы и расходы на НИОКР

Прочие расходы на НИОКР, превышающие 75% расходов на оплату труда, связанной с выполнением НИОКР, признаются в составе прочих расходов в периоде завершения НИОКР

Запасы

К прямым расходам относятся:

амортизация основных средств, используемых в производственном процессе

материальные ресурсы, образующие основу готового продукта или являющиеся необходимым компонентом при его производстве

вода, газ и электроэнергия, потребляемые в производственном процессе

оплата труда рабочих производственных цехов с отчислениями на социальные нужды

Финансовые активы

Доходы и расходы

расходы на страхование – в течение срока действия страхового полиса

расходы на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение – в течение года с момента принятия к учету

расходы на оплату хостинга и доменного имени – в течение года с момента принятия к учету

Порядок уплаты авансовых платежей

ПРИЛОЖЕНИЯ

Расчет норматива отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств на предстоящий год

Приложение 1

Расчет норматива отчислений в резерв расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в предстоящем году

Приложение 2

Показатель Расчет Значение
Фактические расходы на гарантийный ремонт и обслуживание за три предыдущих года, тыс.руб. Р 19860
Выручка от реализации товаров с гарантийным сроком за три предыдущих года, тыс.руб. В 452338
Процент для расчета ежемесячных отчислений в резерв расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в предстоящем году, % Р / В * 100 4,4

Расчет норматива отчислений в резерв расходов на отпуска работникам в предстоящем году

Приложение 3

Показатель Расчет Значение
Сумма начисленной заработной платы в текущем году (без учета отчислений в резерв) ЗФ 279791
Сумма страховых взносов, начисленных в текущем году, тыс.руб. ВФ 90800
Расчетная ставка взносов на обязательное социальное страхование, % ВСТ = ВФ / ЗФ * 100 32,5
Сумма предполагаемых расходов на оплату труда на предстоящий год (за исключением расходов на оплату отпусков и расходов на оплату труда по гражданско-правовым договорам), тыс.руб. РТР 283450
Сумма предполагаемых расходов на оплату труда на предстоящий год (за исключением расходов на оплату отпусков и расходов на оплату труда по гражданско-правовым договорам) с учетом страховых взносов, тыс.руб. РТР+В = РТР * (1 + ВСТ / 100) 375571
Сумма предполагаемых расходов на оплату отпусков в предстоящем году (с учетом оплаты дополнительных отпусков), тыс.руб. РОТ 27690
Сумма предполагаемых расходов на оплату отпусков в предстоящем году (с учетом оплаты дополнительных отпусков) с учетом страховых взносов, тыс.руб. РОТ+В = РОТ * (1 + ВСТ / 100) 36689
Процент для расчета ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в предстоящем году, % РОТ+В / РТР+В* 100 9,8

Перейти
Налог на прибыль

© 2014-2021. Time-to-study.ru. Все права защищены.

Телефон
Телефон: +7 (952) 288-61-20

Электронная почта
E-mail: admin@time-to-study.ru

Что такое учетная политика для целей налогообложения и зачем она нужна

Налоговое законодательство регулирует не все вопросы, а иногда разрешает налогоплательщикам выбирать удобные для них способы и методы учета. УП нужна, чтобы зафиксировать в ней способы определения и признания доходов и расходов, оценки активов, обязательств и распределения. Грамотная учетная политика не только стандартизирует учет, но и помогает снизить налоговую нагрузку

В каждой организации должно быть две учетные политики (далее — УП): одна для бухгалтерского учета, другая — для налогового. И если бухгалтерская нужна только организациям, то налоговую заводят даже ИП.

УП можно оформлять отдельными документами или выделить два раздела в одном документе. Утвердите УП в течение 90 дней с момента создания фирмы и затем утверждайте ее на каждый следующий год до 31 декабря текущего года.

Налоговая УП на ОСНО и спецрежимах

УП для целей налогообложения чаще всего формируют налогоплательщики на ОСНО, потому что в их бухгалтерском и налоговом учете больше всего отличий, а сам налоговый учет имеет множество вариаций. Им нужно предусмотреть разделы по всем налогам, которые они платят. Это минимум три: НДС, налог на прибыль и налог на имущество.

У спецрежимников учетная политика встречается реже. Ведь порядок признания доходов и расходов строго регламентирован и выбирать не из чего. Но все меняется, если начать совмещать несколько налоговых режимов. В этом случае в УП надо предусмотреть раздельный учет операций, имущества и обязательств. Вот о каких возможностях совмещения мы уже рассказали:

Что указать в учетной политике в 2019 году

Если вы ведете бухучет в программе или сервисе, важно, чтобы особенности УП отражались в программе. Если параметры учета не заданы, корректно вести учет и считать налоги не получится.

В УП организации для расчета налога на прибыль важно предусмотреть основные моменты:

  1. Порядок признания доходов и расходов. Тут два варианта: кассовый метод и метод начисления. При кассовом методе доходы и расходы признаются, когда деньги пришли или ушли со счета или из кассы. Метод начисления означает, что доходы и расходы признаются в момент их появления по документам, даже если на счет они не пришли, а вместо них пока висит долг от покупателей.
  2. Методы оценки товаров, сырья и материалов при списании. Налоговый кодекс предлагает на выбор три варианта:
  • по стоимости единицы;
  • по средней стоимости;
  • по методу ФИФО или по стоимости первых по времени покупки.
  1. Разделение расходов, связанных с производством и реализацией на прямые и косвенные.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.

  1. Порядок оценки незавершенного производства (НЗП). НЗП — это продукция, которая еще не готова, то есть не прошла все стадии технологического процесса. НЗП при массовом производстве может отражаться в балансе тремя способами:
  • по фактической или нормативной производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости материалов, сырья.

При единичном производстве — только по фактическим затратам.

  1. Метод начисления амортизации. Линейный — самый простой, при нем амортизация начисляется каждый месяц в одной сумме. Есть и нелинейный метод — он сложнее, но позволяет регулировать налоговую нагрузку.
  2. Порядок создания резервов и их состав. НК РФ дает налогоплательщикам возможность формировать резервы, при этом корректируется сумма налога на прибыль. Это происходит так: организация формирует резерв, тем самым увеличивая расходы налогового периода и уменьшая базу по налогу на прибыль. Часть налога на прибыль переносится на следующие периоды. На выбор есть два способа: ежемесячный процент отчислений и предельная сумма.
  3. Порядок уплаты авансов. При расчете налога на прибыль можно выбрать один из двух способов уплаты аванса:
  • ежемесячные авансы уплачиваются исходя из фактической прибыли;
  • авансы исчисляются исходя из ставки налога на прибыль и ее суммы по итогам налогового периода.

Учетная политика для целей налогообложения

Также надо определить метод списания расходов на покупку малоценного амортизируемого имущества, методы оценки ценных бумаг, применение повышающих и понижающих коэффициентов амортизации, формы учетных регистров и т.д.

По НДС вариантов у налогоплательщика не так много, как по налогу на прибыль. Но есть важные моменты, которые нужно отразить в УП. И самое важное тут — организация раздельного учета, особенно если есть операции, которые не облагаются налогом.

Раздельный учет нужно вести по товарам, работам и услугам, которые участвуют:

  • только в операциях, облагаемых НДС;
  • только в операциях, не облагаемых НДС;
  • в обоих видах операций.

В учетной политике нужно определить три момента:

  1. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от него.
  2. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС по ставкам 20 % и 10 %, и операциям, облагаемым по ставке 0 %.
  3. Предусмотреть порядок определения налоговой базы по НДС при получении предоплаты по товарам, работам, услугам с длительностью производственного цикла больше шести месяцев.

Когда можно изменить учетную политику организации

УП разрешено изменять в двух случаях:

  1. изменения в налоговом законодательстве;
  2. смена выбранного метода учета.

Изменения вносятся приказом руководителя, который определяет дату их вступления в силу. Эта дата зависит еще и от причины изменений. В первом случае они вступают в силу не раньше даты, с которой начнет действовать изменение законодательства. Во втором случае — с 1 января года, следующего за тем, в которым УП была изменена.

В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть варианты учетной политики для бухгалтерского и налогового учета, которая подходит для разных налоговых режимов и их совмещения. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, платить налоги и сдавать отчетность. Все новички получают 14 дней работы в сервисе бесплатно.

Читайте также: