Учет налоговых обязательств в рк

Опубликовано: 15.05.2024

Налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи представляют собой отчисление средств плательщиками в бюджетную систему страны в порядке, установленном налоговым законодательством.

Плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей являются юридические и физические лица. Порядок начисления и уплаты в бюджет налогов, сборов, пошлин и других общественных платежей определён Налоговым кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Самым существенным налогом доходной части бюджета является корпоративный подоходный налог. Плательщиками этого налога являются юридические лица: государственные предприятия, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, некоммерческие организации, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году.

Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом РК.

Совокупный годовой доход включает все виды доходов организации.

Корпоративный подоходный налог исчисляется за налоговый период путем применения ставки в размере 30% к налогооблагаемому доходу.

В течении налогового периода налогоплательщики уплачивают корпоративный подоходный налог путем внесения авансовых платежей. Суммы авансовых платежей уплачиваемые в течении налогового периода, исчисляются организацией, исходя из предполагаемой суммы корпоративного подоходного налога за текущий налоговый период, но не менее начисленных сумм среднемесячных авансовых платежей за предыдущий налоговый период.

Плательщики корпоративного подоходного налога представляют налоговым органам декларацию по корпоративному подоходному налогу не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Декларация состоит из самой декларации по корпоративному подоходному налогу и приложений, раскрывающих информацию об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением.

Основные бухгалтерские проводки расчетов с бюджетом по корпоративному подоходному налогу приведены ниже:

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ и услуг, а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость является облагаемый оборот и облагаемый импорт.

Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ и услуг, за исключением освобожденного от налога оборота в соответствии с налоговым законодательством.

Облагаемым импортом являются импортируемые товары, за исключением освобожденных от налога импортируемых товаров.

Ставка налога на добавленную стоимость устанавливается налоговым законодательством.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которые обязаны встать на учет по налогу на добавленную стоимость в налоговых органах.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, работы и услуги, и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за приобретенные товары, работы и услуги, т.е. суммой налога, относимого в зачет.

Налог на добавленную стоимость не принимается в зачет, если поставщики не состоят на учете по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан. В данном случае налог на добавленную стоимость, подлежащий оплате поставщику, относится на затраты.

Для учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость применяется счет 3130 «Налог на добавленную стоимость» подраздела 3100 «Обязательства по налогам».

По кредиту данного счета отражаются суммы налога на добавленную стоимость по предъявленным к оплате счетам за реализованные товарно-материальные ценности, выполненные работы и услуги по облагаемому обороту.

По дебету счета 3130 "Налог на добавленную стоимость" отражается:

- зачет налога на добавленную стоимость за приобретенные товарно-материальные ценности, выполненные работы и услуги,

- уплата в бюджет налога на добавленную стоимость,

- при возврате покупателями оплаченных ими товаров (работ, услуг), сумма налога на добавленную стоимость, падающая на возврат.

Учет налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению бюджетом, ведется на счете 1420 «Налог на добавленную стоимость» подраздела 1400 «Текущие налоговые активы». Основанием для отражения в учете сумм налогов на добавленную стоимость являются счета-фактуры, выписанные с соблюдением требований Налогового Кодекса РК к их оформлению.

Основные бухгалтерские проводки, по учету расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость приведены ниже:

Акцизы - косвенный налог, включаемый в цену товара (продукции).

Акцизным налогом облагаются товары:

- произведенные на территории Республики Казахстан;

- импортируемые на территорию Республики Казахстан;

Перечень подакцизных товаров и ставки акцизного налога утверждаются правительством в процентах к стоимости товара или физическому объему в натуральном выражении.

Подакцизными товарами являются: спирт этиловый питьевой и спирт этиловый очищенный; водка; ликероводочные изделия; крепкие напитки; вина, коньяки; пиво; вино материалы; табачные изделия; икра лососевых и осетровых рыб; деликатесы этих видов рыб; ювелирные изделия из золота, серебра, платины; изделия из хрусталя; бензин (кроме авиационного), дизельное топливо; легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением для инвалидов); огнестрельное и газовое оружие; сырая нефть; электроэнергия, а также оптовая и розничная торговля бензином (за исключением авиационного), дизельным топливом.

Ставки акцизов применяются:

- по товарам отечественного производства - к цене товаропроизводителя, не включая акциз, или к физическому объему в натуральном выражении;

- по импортируемым товарам - к таможенной стоимости или физическому объему в натуральном выражении ввозимых подакцизных товаров;

- по игорному бизнесу - к сумме денежных средств, поступивших от игорного бизнеса, за минусом выплаченных выигрышей.

Плательщиками акцизов являются:

- предприятия - производители подакцизных товаров,

- предприятия, импортирующие подакцизные товары,

- предприятия, реализующие подакцизные товары, если акциз по этим товарам на территории Республики Казахстан не был уплачен,

- предприятия, осуществляющие игорный бизнес.

Сумма акцизного налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется плательщиком самостоятельно, исходя из стоимости реализованных подакцизных товаров и установленных ставок.

Подакцизные товары подлежат маркировке марками акцизного сбора в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Казахстан.

Для учета расчетов с бюджетом по данному налогу в Типовом плане счетов бухгалтерского учета предназначен счет 3140 "Акцизы".На данном счете формируется информация о расчетах с бюджетом по акцизному налогу.

Земельный налог - налог за землевладение и землепользование. Объектом налогообложения является земельный участок.

Плательщиками земельного налога являются землевладельцы и землепользователи.

Размер земельного налога определяется в зависимости от качества, месторасположения и водообеспеченности земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности собственника земельного участка или землепользователя.

Ставки земельного налога устанавливаются в зависимости от целевого использования земли за единицу площади (гектар, квадратный метр). Базовые ставки земельного налога дифференцированы на земли:

- промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения, расположенные вне населенных пунктов;

особо охраняемых природных территорий лесного и водного фондов, представляемые для сельскохозяйственных целей, занятые зданиями и сооружениями. Исчисление налога производиться путем применения соответствующей налоговой ставки к налоговой базе отдельно по каждому земельному участку.

Уплата налога производиться:

-юридическими лицами равными долями в сроки не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября текущего года;

-физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) не позднее 1 октября текущего года.

Учет расчетов с бюджетом по земельному налогу ведется на счете 3160 «Земельный налог».

Налог на имущество. Объектом обложения этим налогом является:

- балансовая стоимость основных средств (кроме транспортных средств) юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

- жилые помещения, дачные строения, гаражи и иные строения, сооружения физических лиц, не используемые в предпринимательской деятельности. Сумма налога на имущество граждан исчисляется на основании данных Управления по оценке и регистрации недвижимости.

Плательщиками налога на имущество являются юридические и физические лица, имеющие во владении недвижимость. Ставки налога на имущество устанавливаются в процентах к их стоимостной оценке.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество ведется на счете 3180 «Налог на имущество».

Налог на транспортные средства вносят в бюджет юридические и физические лица, имеющие транспортные средства.

Ставки налога на транспортные средства дифференцированы по видам транспортных средств.

Для легковых автомобилей ставки налога зависят от объема двигателя, срока эксплуатации (до и после 6 лет) и мест их выпуска (для стран СНГ и для остальных стран). На грузовые автомобили ставки налога на транспортные средства устанавливаются в зависимости от грузоподъемности, а на пассажирские автобусы в зависимости от количества мест и т.д.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на транспортные средства ведется на счете 3170 «Налог на транспортные средства».

Ставки налога на транспортные средства исчисляются в месячных расчетных показателях и уплачиваются владельцами транспортных средств один раз в год в срок до 1 июля текущего года.

По всем видам налогов субъекты Республики Казахстан представляют в установленные сроки налоговым органам декларации. Ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет несет налогоплательщик.

За нарушения в исчислении и уплате налогов к плательщикам применяются санкции, предусмотренные Налоговым кодексом.

Отражение операций по учету налогов на имущество, транспортные средства, земельному налогу и акцизам показано ниже:

Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Начислены налоги, подлежащие уплате в бюджет:
а) корпоративный подоходный налог
б) индивидуальный подоходный налог
в) налог на добавленную стоимость
г) акцизы
д) земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства 711, 7210 3160, 3170, 3180
е) социальный налог 7110, 7210, 8113, 8213, 8313, 8413
3. Перечисление в бюджет обязательств по налогам с текущего банковского счёта:
а) корпоративного подоходного налога
б) индивидуального подоходного налога
в) налога на добавленную стоимость
г) акцизов
д) земельного налога, налога на имущество, налога на транспортные средства 3160, 3170, 3180
е) социального налога

Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 1019 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 11 апреля 2018 года на вопрос от 2 апреля 2018 года № 490707 (dialog.egov.kz)

Относительно налогообложения деятельности по доверительному управлению

Ситуация 1. В соответствии с пп. 1) и пп.2) п.1 ст.40 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам (далее- КПН, ИПН) по деятельности по доверительному управлению осуществляется: 1) учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом (далее — ДДУ), акту об учреждении доверительного управления имуществом или выгодоприобретателем в иных случаях возникновения доверительного управления имуществом по: переданным в доверительное управление доле участия и (или) акциям; имуществу, переданному в доверительное управление по акту об учреждении доверительного управления имуществом; доходу, полученному юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем от банка второго уровня по доверительным операциям; составлению и представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», если учредитель доверительного управления является физическим лицом, на которого возложена такая обязанность. Для целей Налогового кодекса под актом об учреждении доверительного управления имуществом понимается документ, который служит основанием возникновения доверительного управления имуществом, по которому доверительными управляющим является физическое лицо-нерезидент или юридическое лицо-нерезидент, не осуществляющее деятельность в Республике Казахстан; 2) доверительным управляющим — в иных случаях. Учитывая норму п.1 ст.222 Налогового кодекса, в соответствии с которой государственные учреждения не являются плательщиками КПН, но при этом у доверительного управляющего согласно п.1 ст.42 в целях исполнения налогового обязательства по КПН по договору доверительного управления присутствует обязанность ведения раздельного учета, возникает вопрос правомерности определения КПН по каждому договору доверительного управления с государственными учреждениями.

В рассматриваемой ситуации возникают следующие вопросы:

  1. Следует ли, что в случаях, когда учредителями доверительного управления выступают государственные учреждения, доверительный управляющий обязан определять налоговое обязательство по КПН отдельно по каждому такому договору и заполнять отдельные приложения к декларации по КПН?
  2. Так как государственные учреждения не являются плательщиками КПН, может ли доверительный управляющий в целях исчисления КПН принимать доходы/расходы как собственные без выделения в отдельную категорию?

Ситуация 2. В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса при передаче государственными учреждениями имущества в доверительное управление налоговые обязательства по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства подлежат исполнению доверительным управляющим, если иное не установлено договором доверительного управления имуществом или актом об учреждении доверительного управления имуществом. Правильно ли наше понимание, что если в договоре доверительного управления будет предусмотрено не возложение налоговых обязательств по данному договору, то у доверительного управляющего не возникает обязательств по уплате налога на имущество, земельному налогу и налогу на транспортное средство? Ситуация 3. Учредитель доверительного управления (не государственное учреждение), исполняя налоговые обязательства по имуществу, переданному в доверительное управление, выставляет доверительному управляющему счет на возмещение расходов по уплаченным налогам и другим обязательным платежам в бюджет, возникающих в соответствии с требованиями Налогового кодекса у учредителя доверительного управления.

В рассматриваемой ситуации возникают следующие вопросы:

1) Является ли данная операция облагаемым оборотом у учредителя для целей исчисления НДС?

2) Если ответ на первый вопрос — «да», то правомерно ли отнесение суммы НДС в зачет у доверительного управляющего?

3) Правомерно ли отнесение таких возмещаемых расходов на вычеты для целей исчисления КПН у доверительного управляющего?

4) Если ответ на третий вопрос — «да», поскольку расходы непосредственно связаны с имуществом в управлении и получением от него доходов, следует ли отнести на вычеты через строку уплаченных налогов или через прочие расходы?

По первому и второму вопросам

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), для целей Налогового кодекса под налоговым обязательством по деятельности по доверительному управлению понимается налоговое обязательство, возникающее в результате учреждения доверительного управления имуществом, в процессе его осуществления и (или) прекращения.

Исполнение налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам по деятельности по доверительному управлению осуществляется:

1) учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом, акту об учреждении доверительного управления имуществом или выгодоприобретателем в иных случаях возникновения доверительного управления имуществом (далее по тексту Налогового кодекса — учредитель доверительного управления) по: переданным в доверительное управление доле участия и (или) акциям; имуществу, переданному в доверительное управление по акту об учреждении доверительного управления имуществом; доходу, полученному юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем от банка второго уровня по доверительным операциям; составлению и представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», если учредитель доверительного управления является физическим лицом, на которого возложена такая обязанность. Для целей Настоящего кодекса под актом об учреждении доверительного управления имуществом понимается документ, который служит основанием возникновения доверительного управления имуществом, по которому доверительными управляющим является физическое лицо-нерезидент или юридическое лицо-нерезидент, не осуществляющее деятельность в Республике Казахстан;

2) доверительным управляющим — в иных случаях.

При этом налоговое обязательство по доходу, полученному физическим лицом, кроме индивидуального предпринимателя, и юридическим лицом — нерезидентом, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения, от доверительных операций, осуществляемых банком второго уровня, являющимся налоговым агентом, исполняется таким банком второго уровня в виде исполнения обязанностей налогового агента.

Согласно пункту 1 статьи 42 Налогового кодекса, для целей Налогового кодекса под доходами, затратами и имуществом от доверительного управления имуществом понимаются возникающие в процессе осуществления доверительным управляющим обязанностей по доверительному управлению имуществом от своего имени и в интересах учредителя доверительного управления, соответственно:

подлежащие получению (полученные) доходы;

подлежащие выплате (произведенные) затраты, возмещение которых предусмотрено договором доверительного управления имуществом, актом об учреждении доверительного управления имуществом или в иных случаях возникновения доверительного управления имуществом, в том числе вознаграждение;

имущество, приобретенное и (или) полученное доверительным управляющим в процессе осуществления обязанностей по доверительному управлению имуществом от своего имени и в интересах учредителя доверительного управления.

Пунктом 2 статьи 42 Налогового кодекса предусмотрено, что доверительный управляющий в целях исполнения налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам по деятельности по договору доверительного управления обязан вести раздельный учет в соответствии со статьями 194 и 195 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Налогового кодекса, в случае, когда исполнение налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам по деятельности по доверительному управлению в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса осуществляется доверительным управляющим, доходы, затраты и имущество от доверительного управления имуществом являются для целей налогового учета доходами, затратами и имуществом доверительного управляющего.

Вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления или в иных случаях возникновения доверительного управления имуществом, включается в совокупный годовой доход доверительного управляющего, учитываемый раздельно от доходов от доверительного управления имуществом. Доверительный управляющий при определении объекта обложения по деятельности по доверительному управлению относит на вычеты сумму вознаграждения, включенную в его совокупный годовой доход, учитываемый раздельно от доходов от доверительного управления имуществом.

Согласно пункту 2 статьи 43 Налогового кодекса доверительный управляющий составляет и представляет единую декларацию по корпоративному подоходному налогу в целом по всей деятельности, включая деятельность, осуществляемую в интересах учредителя доверительного управления, и приложения к декларации — по деятельности по доверительному управлению отдельно по каждому договору доверительного управления имуществом или иному случаю возникновения доверительного управления имуществом и прочей деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 194 Налогового кодекса раздельным налоговым учетом является налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, для целей исчисления налоговых обязательств по определенным видам налогов отдельно по выделяемым категориям, для которых Налоговым кодексом предусмотрены условия налогообложения иные, чем общеустановленные, к которым в том числе относится договор доверительного управления или иной случай возникновения доверительного управления.

К иным условиям налогообложения, чем общеустановленные условия налогообложения, также относятся уменьшение суммы налога, освобождение от обложения налогом, применение специального налогового режима.

Налогоплательщик (налоговый агент) не вправе объединять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по выделяемым категориям, для которых Налоговым кодексом установлены требования по ведению раздельного налогового учета.

На основании вышеизложенного, исполнение налогового обязательства по корпоративному подоходному налогу по деятельности по доверительному управлению осуществляется доверительным управляющим, который, в свою очередь, составляет и представляет единую декларацию по корпоративному подоходному налогу в целом по всей деятельности, включая деятельность, осуществляемую в интересах учредителя доверительного управления, и приложения к декларации — по деятельности по доверительному управлению отдельно по каждому договору доверительного управления и по своей деятельности.

Относительно вопроса выделения доверительным управляющим в отдельную категорию доходов и расходов, следует отметить, что, доходы, затраты и имущество от доверительного управления имуществом являются для целей налогового учета доходами, затратами и имуществом доверительного управляющего. При этом деятельность доверительного управляющего по доверительному управлению в целях исчисления налоговых обязательств является отдельно выделяемой категорией, по которой ведется раздельный налоговый учет в соответствии со статьями 194 и 195 Налогового кодекса.

По ситуации 2 Письма

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса при передаче государственными учреждениями имущества в доверительное управление налоговые обязательства по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства подлежат исполнению доверительным управляющим, если иное не установлено договором доверительного управления имуществом или актом об учреждении доверительного управления имуществом.

Доверительный управляющий исполняет налоговые обязательства, если иное не установлено договором доверительного управления имуществом или актом об учреждении доверительного управления имуществом, по исчислению и уплате налогов, составлению и представлению налоговой отчетности с даты: государственной регистрации права доверительного управления — в случае, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан требуется государственная регистрация такого права; заключения договора доверительного управления имуществом или акта об учреждении доверительного управления имуществом — в случае, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан не требуется государственная регистрация права доверительного управления.

Таким образом, в случае, если договором доверительного управления имущества предусмотрено не возложение обязательств по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства, обязательства по таким налогам не подлежат исполнению доверительным управляющим.

По ситуации 3 Письма

Согласно пункту 1 статьи 886 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — ГК РК) по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель доверительного управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах указанного учредителем лица (выгодоприобретателя).

В соответствии с пунктом 2 статьи 888 ГК РК доверительный управляющий имеет право на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет учредителя (выгодоприобретателя), либо за счет доверенного имущества, либо за счет доходов от использования доверенного имущества.

Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, если это предусмотрено актом об учреждении доверительного управления имуществом. Согласно пункту 3 статьи 40 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства, возникающего по налогам, не указанным в пунктах 1 и 2 данной статьи, и платежам в бюджет, осуществляется лицом, признаваемым плательщиком такого налога, платежа в бюджет в соответствии с настоящим Кодексом, если иное не установлено статьей 41 Налогового кодекса.

Пунктом 1 статьи 263 Налогового кодекса, если иное не установлено данной статьей, в отчетном налоговом периоде вычету подлежат налоги и платежи в бюджет, уплаченные в бюджет Республики Казахстан или иного государства:

1) в отчетном налоговом периоде, в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду;

2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период.

На основании вышеизложенного, в случае если учредитель доверительного управления имуществом, не являющийся государственным учреждением, признается плательщиком налогов, не указанных в пунктах 1 и 2 статьи 40 Налогового кодекса, то исполнение налогового обязательства по исчислению и уплате таких налогов осуществляется учредителем доверительного управления имуществом.

При этом налоги и платежи в бюджет подлежат вычету в соответствии со статьей 263 Налогового кодекса учредителем доверительного управления имуществом.

Следует отметить, что ГК не предусмотрено возмещение доверительным управляющим расходов, произведенных учредителем доверительного управления имущества.

+7 (727) 2222-101
Категории вопросов
  • Все1641
  • Автомобилисты и право93
  • Административное право50
  • Банки, банковская деятельность135
  • Государственная служба15
  • Государственные закупки117
  • Граждане, гражданство (въезд/выезд), иностранцы115
  • Договоры, обязательственное право437
  • Жильё, строительство197
  • Защита прав потребителей116
  • Здравоохранение, образование129
  • Земельное право73
  • Интеллектуальная собственность, авторское право12
  • Налоги и налогообложение103
  • Недвижимость168
  • Право социального обеспечения80
  • Предпринимательская деятельность153
  • Реклама12
  • Семейное и наследственное право317
  • Страховое право18
  • Судопроизводство291
  • Таможенное регулирование5
  • Трудовое право282
  • Уголовное и уголовно-исполнительное право67
  • Юридические лица104
  • Все 133
  • Автомобилисты и право 5

  • Ответ: Добрый день! Работодатель не имеет права удерживать с вашего дохода суммы выплат, назначенных государством. Однако, если вы находились в оплачиваемом трудовом отпуске в период с 16 марта по 15 апреля, то не имели права на социальную выплату 42500 тг (вопрос о возврате данной суммы в бюджет еще не определен, но, принимая во внимание продление режима ЧП, у вас появилось право на получение данной выплаты, если после выхода с трудового отпуска в любой день с 16 марта и до окончания режима ЧП вас отправили в отпуск без содержания).

    Я ИП сам построил магазин, через несколько лет продал, как буду платить налог с продажи?


    Ответ: Здравствуйте Булат!

    Здравствуйте! Помогите, пожалуйста разобраться! В соответствии с п.1 пп.3 ст.346 Налогового кодекса при исчислении индивидуального подоходного налога наше предприятие, просит заполнить заявление и предоставить документы, т.к у меня усыновленный ребенок, ежегодно это делаю, в этом году запросили документ об усыновлении, раньше запрашивали мое удостоверение личности и свидетельство о рождении ребенка, имею ли я право не предоставлять документ и обойтись только удостоверением и свидетельством о рождении ребенка? И если это обязательно нужно сделать, как лучше сделать, чтобы информация не распространилась за пределы организации, потому что там все данные о ребенке до усыновления.


    Ответ: Здравствуйте, Елена!

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста как лучше поступить согласно новым изменениям в законах. Я проживаю за границей. Родители в Казахстане, я у них единственная дочь. Мама недавно умерла. Папа сказал что мне лучше отказаться от своей доли в его пользу, в течении 6 мес., иначе мне придется платить 40% как иностранцу за свою долю квартиры, но при этом я все равно остаюсь единственной наследницей в его завещании. Я не совсем уверена в правильности такого решения. Заранее благодарю.


    Ответ: Здравствуйте, Наталья!

    Здравствуйте! Планируем запустить семейный бизнес. ИП по упрощенке оформлено на меня (бухгалтерская, документальная работа на мне). Но фактически работу будет выполнять моя дочь в свободное от своей основной работы время. Могу ли я, как ИП, заключить с дочерью договор безвозмездного оказания услуг. Ведь бюджет семейный один. Насколько я знаю, гражданское законодательство не запрещает. Но правильно ли это будет на практике? Какие могут быть риски? Возможна ли какая-либо проверка гос.органов в этой части? Какие юридические последствия? Заранее благодарю.

    Ответ: Добрый день, Лейла!

    Физическое лизо купил у физ лица с другой страны тоесть с россии в казахстан Б/у фрезерный станок в не рабочем состояние для личного пользования то налог не облогаеться?


    Ответ: Добрый день Александр!

    В июле 2015 года мной было зарегистрировано ТОО с уставным капиталом 100 тыс. тенге со 100% долей моего участия. В ноябре 2019 года я продал свою долю (100%) в ТОО другому физическому лицу за 10 млн. тенге. Вопрос: Возникает ли у меня налогооблагаемый доход от прироста стоимости при реализации моей долей участия в ТОО? Имеются ли законодательные основания не уплачивать ИПН? Например, по основаниям моего участия в ТОО более 3-х лет. Ранее была такая норма. В действующем Кодексе не нашёл.


    Ответ: Здравствуйте, Алтай!

    Добрый вечер! У сына ИП. Юридический адрес ИП - квартира родителей. Сын в квартире только прописан. Долги по налогам ИП около 2 млн. тенге. Могут ли изъять квартиру из-за его долгов. Или какие последствия для родителей, могут быть. Из-за того что ИП долги не платит- нет денег.

    Ответ: В соответствии с ч.2 ст.40 Предпринимательского кодекса РК и ст.20 Гражданского кодекса РК индивидуальный предприниматель при осуществлении деятельности несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом. Это означает, что при возникновении задолженности (в том числе и налоговой) перед кредиторами, в рамках исполнительного производства судебный исполнитель вправе обратить взыскание на данное имущество. В вашем случае необходимо обратить внимание на право собственности, если у вашего сына имеется доля в указанной квартире, то взыскание будет обращено на данную долю, однако сам факт прописки не влечет за собой появления прав собственности, следовательно, лицо не может претендовать на вашу недвижимость. При этом, если ваш сын достиг совершеннолетнего возраста, и вы не выступали в каких-либо сделках в качестве гаранта или поручителя, то у вас по его обязательствам не возникнет ответственности.

    Здравствуйте. Снимаю квартиру за сто десять тысяч. В квитанции увидела налог на имущество. Скажите кто должен платить, хозяин квартиры или квартиросьемщик? В договоре об этом не сказано.

    Ответ: Здравствуйте, согласно пп.2 п.1 ст.517 Налогового Кодекса РК - плательщиком налога на имущество являются индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории РК.

    Добрый день не могли бы мне помочь в 2014 г. Я дал доверенность на принятие наследства (квартира) с последующим правом реализации кв-ра была проблемная в другом городе были утеряны документы за это я получил с доверенного лица условно 500 000 тенге он оформил и продал за 1 500 000 налоговая требует с меня уплаты НДС сколько мне надо платить?


    Ответ: Добрый день Андрей!



    050050, Республика Казахстан , г. Алматы, пр. Рыскулова 43В


    +7(727) 222 21 01
    info@prg.kz
    (многоканальный)

    Особую актуальность в целях обеспечения создания эффективной налоговой системы приобретает ведение системы налогового учёта. Основное содержание налогового учета на предприятиях составляет статистическое и бухгалтерское фиксирование налоговых платежей. Этому процессу предшествуют налоговые расчеты. Методика и формы расчетов устанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан в Налоговом Кодексе. По каждому виду налога Кодекс предусматривает определенный порядок исчисления и уплаты. Несвоевременное представление и перечисление налоговых платежей, равно как и ошибки в расчетах, влекут за собой штрафные санкции. На государственном уровне налоговый учет представляет собой регистрацию налогоплательщиков, учет поступлений в бюджет, контроль и администрирование за уплатой налогов.

    Задача налогового учета - формирование для целей налогообложения полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов и других платежей и сборов.

    В Республике Казахстан с 1 января 2002 г. основным законодательным актом, регулирующим налоговые отношения, является Налоговый кодекс, принятый Парламентом РК 12 июня 2001 г. №209-11 3 РК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2010 г.)Названный документ содержит положение, согласно которому все налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных им же (Налоговым кодексом). Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других необходимых платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства. Налоговое законодательство имеет пределы своего действия в пространстве, во времени и на круг лиц, действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на физические и юридические лица и их структурные подразделения.

    Налоговый учет осуществляется с целью формирования полной и достоверной информации, необходимой для налогообложения, о порядке учета хозяйственных операций, проводимых в течение налогового периода, а также с целью обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

    Предметом налогового учета в обобщенном виде выступает производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате которой у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налога.

    В мировой практике выделяются три вида налогового учета по степени участия в нем бухгалтерского учета:

    бухгалтерский налоговый учет;

    смешанный налоговый учет;

    Данные виды налогового учета в Казахстане применяются в определенных комбинациях. Так, отдельные налоговые платежи рассчитываются без участия показателей бухгалтерского учета (таможенные и государственные пошлины и т.п.). При этом существующая методология налогового учета практически полностью основана на учете бухгалтерском.

    С начала 1995 г., то есть с момента появления в казахстанском финансовом законодательстве первых элементов налогового учета, и до наших дней данная специализированная система прошла несколько этапов становления и развития.

    Для выполнения задач и функций налогового учета налоговое законодательство определило специальные приемы и способы (категориальные, содержательные, формально-технические), которые в совокупности образуют взаимосвязанную методологию налогового учета как такового.

    К сожалению, в настоящий момент в налоговом законодательстве отсутствует нормативный документ, который в унифицированном виде предусмотрел бы все методы осуществления налогового учета. Однако, исходя из анализа действующего законодательства можно выделить семь основных методов:

    1. Введение специальных учетно-налоговых показателей и понятий, которые основаны на данных бухгалтерского учета и используются исключительно для целей налогообложения. Фактически речь идет о выработке в налоговом учете категориально-понятийного аппарата, посредством которого он реализуется внешне как самостоятельная отрасль системы финансовых отношений. Как уже отмечалось, характерной чертой практически всех учетно-налоговых показателей является то, что они так или иначе обусловлены данными бухгалтерского учета, то есть формируются при прямом или косвенном использовании методик бухгалтерского учета.

    2. Установление специальных правил формирования учетно-
    налоговых показателей, отличных от бухгалтерских учетно-финансовых правил и методик. Основной особенностью данного метода является его направленность исключительно на налогообложение. Так, согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), все затраты организации, связанные с производством продукции (работ, услуг) в полном объеме формируют фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг). Однако для целей налогообложения произведенные предприятиями и организациями затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

    4. Интерпретация и толкование некоторых общепринятых
    положений исключительно для целей налогообложения. Вышеуказанный метод в чистом виде реализует фискальную функцию налогового учета и в своей основе служит для специального обозначения некоторых явлений из других отраслей: права, экономики, бухгалтерского учета и т.д. Суть этого метода заключается в том, что для целей налогообложения налоговое законодательство дает собственное толкование какому-либо определению, которое по своему содержанию не совпадает с общепринятым.

    5. Установление налогового дисконта («фиктивного» дохода
    для целей налогообложения). Налоговым дисконтом признается поправка, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает полученные им доходы. Данный метод является самым характерным и распространенным способом налогового учета, применяемым при исчислении многих налоговых платежей.

    6. Определение для каждого вида налогов налогового периода.
    Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства. Необходимость этого учетно-налогового элемента определяется тем, что многим объектам налогообложения (прибыли, доходу, выручке и т.п.) свойственна протяженность во времени, повторяемость.

    7. Установление специальных налоговых регистров и иной налоговой документации. Ведение специальной налоговой документации является формально-техническим приемом методологии налогового учета. Налоговая документация состоит из трех разновидностей документов:

    документация, обосновывающая показатели налоговых расчетов;

    Особенностью налоговой документации является то, что в ее составе отсутствуют специализированные «налоговые», первичные, документы, поскольку основанием для ведения налогового учета являются первичные бухгалтерско-учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.

    Налоговые расчеты представляют собой специализированные типовые формы, в которых налогоплательщик отражает основные налогово-расчетные показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства (расчеты, декларации, специальные расчеты по некоторым видам налогов). Необходимо отметить, что практически по каждому виду налогов существует единственный расчетный документ, который предоставляется налоговым органам в порядке, установленном законодательством. Причем в каждом конкретном случае налоговые расчеты могут иметь свое наименование.

    Налоговый учет позволяет ежемесячно накапливать данные о совокупном доходе юридического лица, вычетах из этого дохода и определить налогооблагаемый доход в конце года. Четкая организация налогового учета должна обеспечить достоверность информации о совокупном годовом доходе юридического лица и вычетах из него, а следовательно, позволит заполнить Декларацию о корпоративном подоходном налоге в соответствии с Налоговым кодексом РК и стандартом бухгалтерского учета №11 «Учет подоходного налога».

    Данные, отраженные в Декларации, должны быть подтверждены учетной документацией. Срок хранения юридическим лицом учетной документации определяется сроком исковой давности в пять лет, установленным налоговым законодательством.

    Документация, обосновывающая показатели налоговых расчетов, играет роль справочных материалов, которые расшифровывают или обосновывают данные из налоговых расчетов. Она бывает двух типов:

    1) документация, необходимая для исчисления налога: например, по налогу на имущество — это расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия;

    2) документация, не влияющая непосредственно на исчисление сумм (налоговый орган) соответствующего расчета.

    Для расчета других налогов - это документация, обосновывающая правомерность использования тех или иных налоговых льгот.

    Налоговые регистры представляют собой свободные формы налогового учета. Они включают в себя аналитические регистры налогового учета, которые определяются как свободные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями ст. 68 Налогового кодекса без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

    Информация, содержащаяся в первичных документах бухгалтерского учета, необходима для отражения в налоговом учете, разрабатываемом Государственной налоговой службой Республики Казахстан и Министерством финансов Республики Казахстан.

    Только после обобщения информации об операциях, произведенных за определенный налоговый период, из регистров налогового учета она должна переноситься в сгруппированном виде в налоговые расчеты с одновременным определением суммы налога, подлежащей взносу в бюджет.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что появление и функционирование налогового учета необходимо только в том случае, когда система бухгалтерского учета, представляющая собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия, перестает обеспечивать реализацию фискальных интересов государства.

    В.К. Радостовец писал: «Налоговый учет — это не учет расчетов налогоплательщика по платежам в бюджет, это новый вид оперативного учета, который обязаны вести налогоплательщики в течение налогового года для учета доходов и вычетов, а, следовательно, и налогооблагаемого дохода. Причем большинство вычетов и ряд доходов не формируются в бухгалтерском учете».

    1. Налоговый кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 г. №209-11 (с изменениями и дополнениямипо состоянию на 15.07.2010 г).

    2. Закон Республики Казахстан №329-11 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 24 июня 2002 г.

    3. Касьянова Г.Ю. Налоговый учет: просто о сложном. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Информцентр ХХ1 века, 2003 г.

    4. Султанова Б.Б. Налоговый учет: Учебное пособие. – Алматы: Экономика-2007 г.

    Лекции по предмету: Налоговому праву Республики Казахстан

    Тема 7: Налоговое обязательство

    1. Правовые основы налоговых обязательств - институт общей части налогового права, устанавливающий общие положения по поводу возникновения, изменения, исполнения и прекращения налоговых обязательств.

    Само налоговое обязательство, названный Кодекс раскрывает следу­ющим образом: «Налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик обязан встать на налоговый учет в налоговом органе, определять объекты налого­обложения и объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие платежи в бюджет, составлять налоговую отчетность, представ­лять ее в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет» (п. 1 ст. 24).

    Элементами налогового обязательства, формируя его состав, являются: а) субъекты обязательства; б) объект обязательства; в) содержание обязательства.

    Субъектами (сторонами) налогового обязательства выступают, с одной стороны, государство и, с другой стороны, налогоплательщик.

    В качестве третьего лица в обязательстве могут выступать представите­ли государства (органы налоговой службы, налоговые агенты, сборщики на­лога) и представители (законные и уполномоченные) налогоплательщика.

    Объектом налогового обязательства выступает сам предмет налого­вого платежа. При денежной форме налога в качестве предмета обязатель­ства выступит определенная денежная сумма, при натуральных налогах - имущество в виде вещей, определяемых родовыми признаками.

    Содержанием налогового обязательства выступает комплекс взаимо­связанных и взаимообусловленных субъективных прав и юридических обя­занностей сторон этого обязательства: налогоплательщика и государства. Основным здесь выступает право государства требовать передачи ему в собственность предмета налогового платежа (при денежной форме нало­га - внести сумму налогового платежа), что выражает собой право требо­вания государства, и обязанность налогоплательщика осуществить эту передачу, что выражает собой долгналогоплательщика.

    Правовой основой любого налогового обязательства выступают На­логовый кодекс, а также иные нормативные правовые акты, посвященные данному виду налога.

    Однако основанием возникновения налогового обязательства выступает юридический факт в виде обладания определенным лицом объектом налого­обложения, в результате чего данное лицо в соответствии с требованиями налогового законодательства приобретает статус налогоплательщика.

    2. Исполнение налогового обязательства заключается в совершении обя­занным субъектом (налогоплательщиком) тех действий, которые состав­ляют обязанность данного субъекта.

    Налоговое обязательство должно быть исполнено:

    а) надлежащим субъектом,

    б) в полном объеме,

    в) в установленные налоговым законом сроки,

    г) в определенном налоговым законом месте,

    д) указанным налого­вым законом способом;

    е) в установленной налоговым законом форме.

    Налоговое обязательство или его отдельные элементы должны быть исполнены в установленные налоговым законодательством сроки.

    Течение срока, - предусматривает Налоговый кодекс, - начинается на следующий день после фактического события или юридического действия, которыми определено его начало. Срок истекает в конце последнего дня

    периода, установленного Кодексом. Если последний день срока приходит­ся на нерабочий день, то срок истекает в конце следующего рабочего дня.

    Налоговый кодекс устанавливает, что налогоплательщик вправе испол­нить налоговое обязательство досрочно.

    Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате налога могут быть изменены.

    Срок может быть перенесен не более чем на девять месяцев.

    При уплате налогов путем удержания их у источника выплаты дохода, а также акцизов перенос сроков не допускается.

    4. При неисполнении налогового обязательства в виде неуплаты или не­полной уплаты суммы налога возникает налоговая задолженность.

    Отметим, что в соответствии с Налоговым кодексом налоговая задолжен­ность - это сумма недоимки, а также неуплаченной суммы пени и штрафов.

    В свою очередь недоимка - это начисленные и неуплаченные в срок суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет.

    Неисполнение налогового обязательства влечет применение мер го­сударственного принуждения в виде принудительного взимания недоим­ки и пени, а также привлечение неисправного налогоплательщика к уста­новленной административной или уголовной ответственности.

    По общему правилу налогоплательщик сам отвечает по своим налого­вым обязательствам. Однако в некоторых случаях к такой ответственнос­ти, т. е. к уплате налога (неустойки) и пени, вместо налогоплательщика, неспособного выполнить свое налоговое обязательство, могут быть при­влечены и иные лица.

    Налоговый кодекс вводит институт исковой давности в сфере налого­обложения.

    По данному поводу Кодекс устанавливает, что налоговый орган может на­числить или пересмотреть начисленную сумму налогов в течение пяти лет после окончания налогового периода. Что касается налогоплательщика, то он вправе потребовать зачета излишне уплаченных сумм налогов или возврата этих сумм также в течение пяти лет после окончания налогового периода.

    Налоговый кодекс именует эти сроки сроками исковой давности по на­логовому обязательству.

    5. Ведение налогового учета и предоставление установленной налоговой отчетности выступает не только элементом исполнения налогового обяза­тельства, но и является предпосылкой исчисления размера налогового пла­тежа в должном размере.

    Налоговый кодекс устанавливает, что налогоплательщики определяют объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, по методу начисления, при этом методе исчисления налоговой базы доходы и рас­ходы учитываются с момента поставки (отгрузки) товаров, выполнения работ, оказания услуг налогоплательщиком независимо от времени оплаты этих товаров, работ или услуг покупателем.

    Учетная налоговая документация представляет собой первичные до­кументы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, являющиеся ос­нованием для определения объектов налогообложения и объектов, связан­ных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

    Налоговая отчетность представляет собой документацию, содержа­щую информацию об исчислении налоговых обязательств, представляе­мую налогоплательщиком в налоговые органы.

    Читайте также: