Торговля моторными маслами налогообложение и акциз

Опубликовано: 30.04.2024

Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.

Акцизы в налоговой системе РФ

Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

Классификационные признаки акциза:

  • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
  • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
  • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
  • косвенный налог (по методу изъятия);
  • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
  • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

Подакцизные и неподакцизные товары

Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

  • спирты и содержащую их продукцию;
  • напитки, содержащие алкоголь;
  • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
  • легковые авто и мотоциклы;
  • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
  • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
  • параксилол, бензол, ортоксилол.

Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

Облагаемые и необлагаемые операции

Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

Основу составляют такие операции, как:

  • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
  • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
  • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
  • ввоз товаров подакцизного характера;
  • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
  • получение бензина прямогонного.

На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

  • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
  • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
  • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
  • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.

Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

Акциз в цене товара

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

  • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
  • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
  • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
  • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

Заключение

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.



Виды подакцизной продукции

Данный вид товара носит определенный характер, и их список может меняться несколько раз в год. На начало 2018 года подакцизной продукцией считаются:

  • спирт этиловый;
  • любая продукция, которая содержит в своем составе больше 9% этилового спирта. Не попадает в этот список алкоголь, медикаменты, парфюмерные изделия, бытовая химия, пивные напитки;
  • алкогольные напитки, которые имеют градус более 0.5%;
  • изделия, сделанные из табака;
  • легковые машины;
  • мотоциклы, у которых мощность превышает 150 лошадиных сил;
  • моторные масла для дизелей и инжекторов;
  • топливо для печей;
  • природный газ;
  • керосин, который применяется для заправки самолетов;
  • сигареты, сделанные на электронной основе;
  • наполнители для электронных сигарет.

Данный список товаров, как было сказано выше, постоянно меняется. Его регулирование происходит по статье 181 Налогового кодекса Российской Федерации подпостоянным контролем государства.

Говоря простыми словами, плательщиками акцизов являются продавцы продукции, которые лично занимаются включением величины налога в стоимость продукта, и при помощи покупателей набирают всю цену этих налоговых величин.

Акцизом зовется налоговый показатель, который взимается с предприятий и фирм в процессе применения операций с конкретным списком продукции, а также в процессе транспортировки данной продукции через таможенную службу страны.

Процесс начисления и оплаты акцизов

Налоговые акцизы являются платежами федерального значения, потому что их изъятие происходит на территории всего государства со всех видов предприятий и организаций. Продавец самостоятельно назначает стоимость на свою продукцию, а потом уже от прибыли с покупателей возмещает отчисления по данному налогу в казну страны.

Процесс начисления и оплаты акцизов — это вычисление величины налога в процессе осуществления операций по подакцизным товарам, куда входит и налог на цену продукции.

Получается, что любая экономическая единица, принимающая участие в товарообороте подобного рода изделий, может самостоятельно рассчитать величину акцизов по выплатам в казну государства, а также при использовании может передавать права пользования подакцизной продукцией другому пользователю, в конечном итоге достигая итогового пользователя, который и возьмет на себя обязательства по оплате акцизов.

Из этого следует, что налоговая система заинтересована в регулировании использования подакцизных товаров.

Плательщики акцизов


Плательщиками акцизов могут быть:

  1. различного рода предприятия и компании;
  2. юридически зарегистрированные предприниматели;
  3. иные лица, способные транспортировать подакцизную продукцию через российскую таможню, которые определяются при помощи законодательства по таможенным вопросам.

Налоги на подацизные товары

Товары и продукты постоянно облагаются акцизами. Предметами для налогообложения являются:

  • производство подакцизной продукции на территории Российской Федерации;
  • импорт подакцизной продукции через таможенную службу;
  • процесс передачи подакцизной продукции на переделку в долгосрочной перспективе;
  • процесс передачи в Российской Федерации хозяйственными субъектами созданной подакцизной продукции для личного использования;
  • экспорт подакцизной продукции через службу таможни за пределы Российской Федерации
  • процесс передачи прав на подакцизную продукцию от одного владельца другому по принципу безвозмездности или же при оплате при помощи природных материалов.

Плательщики акцизов могут сохранять за собой статус постоянного плательщика лишь в случаях, когда они на постоянной основе проводят платежные операции по товарам, которые предположены к обложению налогом. У других пользователей акцизами данное обязательство имеет периодичный или временный характер.

Получается, оплата за акциз должна происходить только в тот период, когда осуществляется определенная операция с подакцизным товаром (покупка, продажа, транспортировка и т.д.). При условии, что подобное не случилось, то и оплачивать акцизы не требуется. Это указывается в пункте 2 статья 179 Налогового кодекса Российской Федерации.

Операции с подакцизной продукцией


Список подобных операций с подакцизной продукцией предоставлен в статье 182 Налогового кодекса Российской Федерации. Это разнообразная продажа подакцизных продуктов, а также предоставление изготовленной подакцизной продукции:

  1. посредникам и последующее их использование ими как плата за предоставленные услуги;
  2. внутри предприятия для последующего изготовления неподакцизной продукции. Сюда не входит бензин, который используется для изготовления нефтепродуктов;
  3. для личной выгоды;
  4. в собственный капитал компании;
  5. компаньону, который собирается выходить из состава акционеров компании;

Также к таким операциям относятся:

  • транспортировка подакцизной продукции в государство;
  • изготовление и реализация нескольких типов подакцизной продукции (этиловый спирт, бензин из натуральных компонентов и керосин, применяемый для летного транспорта).

Стоит отметить, что реализация операций с дополнительными видами подакцизной продукции должна происходить под надзором государственного аппарата, а также иметь обязательные освидетельствования, разрешающие изготовление подобных продуктов, которые описаны в статьях 179.1, 179.2 и 179.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Товары, которые не облагаются акцизами

Некоторые виды товаров не облагаются акцизами. В случаях, когда производится ввод определенной регистрации акцизов, то не подлежит обложению:

  • отдача внутри предприятия определенного вида подакцизной продукции для реализации другого вида этой продукции. Исключением из правил в данном случае является этиловый спирт (это прописано в подпункте 22 пункте 1 в статье 182 Налогового кодекса Российской Федерации);
  • вывоз подакцизной продукции из страны, и тогда, когда данный вывоз производит заказчик переделки подобного вида товаров или же его представитель;
  • транспортировка подакцизной продукции внутри страны;
  • начальное использование или процесс передачи подобных продуктов на дальнейшее переиздание в промышленной области под надзором сотрудников таможни или налоговой службы. Также подобные продукты могут отдаваться на утилизацию;
  • транспортировка внутри предприятия этилового спирта;
  • произведение алкогольной техники для последующего перегона продукции алкоголя (винная, виноградная, ромовая, коньячная и т.д.) и процесса выдержкипри последующем хранении и продаже;
  • определенные манипуляции с керосином, применяемым в летном деле.

Все перечисленные положения полноценно охарактеризованы в статье 183 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс также в статье 179 указывает, что плательщиками акцизов бывают не сплошь юридические лица, также ими могут быть и индивидуальные бизнесмены.

Единственный критерий для осуществления подобных условий – это то, что эти хозяйствующие субъекты должны иметь определенный статус, который разрешает проведение подобных манипуляций. К этим субъектам не относятся спекулянты или посредники.


В процессе использования подакцизных продуктов, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, происходит эмиссия данных продуктов, к тому же:

  • разливание алкогольных и пивных товаров;
  • различного рода перемешивание продукции в хранилищах этих товаров, где в конечном итоге появляется подакцизная продукция, которая должна облагаться акцизом по увеличенной ставке, нежели материал, из которого была сделана продукция.

Существуют случаи, когда подобные товары перепродаются по спекулятивной направленности посредниками. При осуществлении продаж подакцизной продукции плательщиками акцизов почти во всех случаях будут изготовители. Единственным исключением будет случай, когда осуществляется перепродажа конфискационных товаров, товаров, не имеющих владельцев, и тех, от которых хозяева отказались. Следовательно, в процессе заключения договора на услуги посредников оплачивать услуги по акцизам обязан изготовитель.

Особенность обложения налогом акцизов состоит в том, что платеж на акциз необходимо перечислять, когда подакцизная продукция передается посредникам. Дожидаться продаж данной продукции итоговому потребителю не является обязательным. Эта часть подробно описывается в пункте 2 статье 195 Налогового кодекса Российской Федерации, и указывается конкретная дата использования подакцизного продукта во время процесса отгрузки и распространения. По словам Минфина Российской Федерации, налоговая схема на подакцизные продукты должна считаться и начисляться непременно в процессе отдачи посреднику.

Периоды налогообложения акцизами для плательщиков

Существует несколько установленных периодов налогообложения акцизами для плательщиков, которые определяются на индивидуальной основе для каждого хозяйственного субъекта:

  • I квартал;
  • 10 дней;
  • один календарный месяц.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты определяются индивидуально и зависят от определенного рода факторов. Подлежат процессу налогообложения:

  • величина акцизного налога, которая была объявлена продавцом и заплачена налогоплательщиком в процессе покупки подакцизной продукции или же при оплате данной продукции в процессе экспорта в Российскую Федерацию через службу таможни, которые предрасположены для последующего использования их как материал для изготовления подакцизной продукции;
  • величина акцизного налога, которая оплачивается налогоплательщиком в процессе возвращения данной продукции или же полной ликвидации;
  • величина акцизного налога, исчисляющаяся в авансе или других платежных операциях, которые перечисляются как платеж за последующие поставки подакцизной продукции;
  • величина аванса, которая оплачивается в процессе покупки акцизных денег по подакцизной продукции, которая обязана маркироваться;
  • величина акциза, которая исчисляется налогоплательщиком в процессе предоставления подакцизной продукции для личного использования;
  • величина акциза, которая начисляется за использованное дизельное топливо.

Плательщики акцизов должны своевременно подавать в налоговую службу налоговую документацию за конкретное время, где прописаны все виды операций с налогами и акцизами.

Документация должна предоставляться в необходимом объеме и не позже 25-го числа каждого месяца, который идет после налогового квартала. Плательщики акцизов, у которых имеется свидетельство зарегистрированного субъекта, который производит операции с бензином или этиловым спиртом, должны предоставлять необходимые документы, не позже 25-го числа каждого третьего месяца, идущего за месяцем отчета. Расчеты налоговой величины производятся самостоятельно – этот факт предоставляет плательщикам акцизов вовремя включить акциз в стоимость продукции.

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 3

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТОРГОВЛИ ГСМ

Торговля горюче-смазочными материалами имеет ряд особенностей. Это лицензирование, исчисление и уплата акцизов, а также некоторые нюансы бухгалтерского учета, связанные со спецификой товара.

Нужна ли лицензия?

Нужна ли организации, реализующей ГСМ, лицензия на осуществление этого вида деятельности?

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Реализации горюче-смазочных материалов в этом перечне нет.

Однако там упомянуто хранение нефти, газа и продуктов их переработки.

Значит, организации, которая хранит ГСМ в собственных емкостях, придется получать лицензию на этот вид деятельности. Положение о таком лицензировании утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637. Лицензии выдает Федеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401).

В перечень подакцизных нефтепродуктов входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также прямогонный бензин (ст. 181 Налогового кодекса РФ).

Определение объекта налогообложения акцизом зависит от того, имеет ли организация свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (см. таблицу).

Налоговый кодекс приравнивает к производству подакцизных товаров их розлив, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар (п. 3 ст. 182 Налогового кодекса РФ).

Например, АЗС получает с завода бензин Аи-80 и закупает присадки для повышения октанового числа. Путем смешения получается бензин Аи-92. Тогда считается, что АЗС произвела этот бензин и должна платить акциз с его реализации.

Получать ли свидетельство?

Свидетельства выдают на следующие операции с нефтепродуктами (отдельно на каждый вид деятельности):

Примечание. Свидетельство о регистрации

Это документ, который служит основанием для принятия к вычету сумм акциза (кроме свидетельства на розничную торговлю) в соответствии со ст. ст. 200, 201 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщик, не имеющий свидетельства, не сможет принять к вычету начисленные при получении нефтепродуктов акцизы.

Свидетельство на розничную реализацию выдают лицам, которые отпускают нефтепродукты через топливораздаточные колонки. Остальные способы продажи топлива относят к оптовой торговле.

Получение свидетельства - дело добровольное. Но предприятиям следует помнить, что лицо, имеющее свидетельство, признается плательщиком акцизов, а это дает возможность приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз. Если же свидетельства нет, то нефтепродукты придется покупать по ценам, в состав которых входит сумма акциза. Это связано с тем, что поставщики топлива могут принять к вычету ранее начисленные акцизы, только если у покупателя есть свидетельство. А значит, они предпочитают отпускать бензин тем автозаправкам, которые получили этот документ.

Для оптовиков основное преимущество, которое дает свидетельство, состоит в том, что при его наличии они могут предъявлять к вычету ранее начисленные суммы акцизов.

Свидетельство автозаправка может получить, только если у нее есть в собственности мощности для хранения и реализации нефтепродуктов (п. 4 ст. 179.1 Налогового кодекса РФ). Например, топливораздаточные колонки, измерители уровня топлива и масла (уровнемеры), подземные резервуары и т.д. При этом не имеют значения ни емкость, ни местонахождение этих объектов. Важно лишь право собственности на них. Поэтому АЗС, арендующие мощности для реализации, получить свидетельство не могут.

Для получения свидетельства в налоговую инспекцию подают заявление в двух экземплярах. В нем указывают, на какой срок требуется свидетельство. Этот срок не может быть более одного года.

Кроме того, в налоговую инспекцию придется представить заверенные копии документов, подтверждающих право собственности предприятия на мощности (емкости) для хранения и реализации ГСМ.

Ко всему этому прилагают сведения о том, сколько бензина, дизельного топлива и моторного масла организация продает в розницу и оптом.

Освобождение и вычеты

Реализация нефтепродуктов на территории РФ не подлежит налогообложению акцизами. Значит, объектом налогообложения является не реализация нефтепродуктов, а их получение. Плательщиками акцизов становятся организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают подакцизные нефтепродукты. Исключение составляет ситуация, когда такую продукцию, произведенную из давальческого сырья, передают собственнику сырья, не имеющему свидетельства. В этом случае плательщиком акциза становится передающая сторона.

Примечание. Если есть филиалы

Учтите, что если организация имеет обособленные подразделения, то для получения свидетельства на каждое из них составляют справку о его мощностях и указывают местонахождение. А вот в инспекции в регионах, где находятся эти подразделения, никаких документов представлять не надо.

Поскольку акциз при получении нефтепродуктов начисляют только лица, имеющие свидетельство, то и освобождение от уплаты акциза могут получить только они.

Сумму акциза исчисляют как произведение налоговой базы и налоговой ставки:

Налоговую базу определяют в соответствии со ст. ст. 187 - 191 Налогового кодекса РФ:

Начислив акциз по операциям, признаваемым объектом налогообложения, оптовик имеет право уменьшить его на величину налоговых вычетов.

А вот если организация имеет свидетельство только на розничную реализацию, то при продаже ГСМ она не сможет принять к вычету акцизы, которые были уплачены при их покупке (п. 8 ст. 200 Налогового кодекса РФ). При продаже в розницу бензина, дизельного топлива или моторных масел возможно два варианта:

- у АЗС есть свидетельство. Тогда она является плательщиком акцизов. При получении нефтепродуктов ей надо начислить и заплатить акциз. Но при продаже в розницу этих нефтепродуктов принять к вычету акциз нельзя;

- у автозаправочной станции нет свидетельства. Тогда она не является плательщиком акцизов. Соответственно начислять акциз при получении топлива ей не надо.

Организации, имеющие свидетельство только на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для контроля над производством и реализацией (передачей) подакцизных нефтепродуктов по решению руководителя налогового органа у налогоплательщика, который получил в этом же налоговом органе свидетельство, может быть создан постоянно действующий налоговый пост. Это комплекс мер и мероприятий налогового контроля. Их проводят налоговые органы в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

Функции налоговых постов определены в ст. 197.1 Налогового кодекса РФ. Отметим, что при выполнении своих задач сотрудники налоговых органов не имеют права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации.

Только розничная торговля

В этой ситуации начислять акциз АЗС должна в тот момент, когда приходуется топливо. При этом автозаправка, которая имеет свидетельство только на розничную продажу нефтепродуктов, не может возместить из бюджета этот акциз. Поэтому сумму налога включают в первоначальную стоимость нефтепродуктов (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом учете акциз также включается в их стоимость (п. 4 ст. 198 Налогового кодекса РФ).

Пример 1. В июне 2005 г. АЗС ООО "Заправщик" получила бензин Аи-92 в количестве 6 тонн. У автозаправочной станции есть свидетельство на розничную торговлю нефтепродуктами. Покупная цена бензина - 15 000 руб. за тонну. Всего поступило бензина на сумму:

6 т х 15 000 руб/т = 90 000 руб.,

в том числе НДС:

90 000 руб. : 118% х 18% = 13 728,81 руб.

Ставка акциза для бензина с октановым числом больше 80 составляет 3629 руб. за тонну. Поэтому акциз, который нужно начислить, составил:

6 т х 3629 руб/т = 21 774 руб.

Отпускная цена бензина установлена в размере 16,5 руб. за 1 литр.

Количество бензина, приобретаемого в тоннах, надо пересчитывать в литры для продажи. В товаросопроводительных документах, как правило, указана плотность приобретенного топлива в соответствии с ГОСТом либо ТУ производителя.

При плотности 0,826 г/куб. см в 6 тоннах (6000 кг) содержится:

6000 кг : 0,826 г/куб. см = 7263,92 л.

Общая продажная стоимость топлива составила:

7263,92 л х 16,5 руб/л = 119 854,68 руб.

Бухгалтер АЗС сделал в учете такие записи:

Дебет 41 Кредит 60

- 76 271,19 руб. (90 000 - 13 728,81) - оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

- 13 728,81 руб. - учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 41 Кредит 68 субсчет "Расчеты по акцизам"

- 21 774 руб. - начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

- 90 000 руб. - оплачен бензин поставщику;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 13 728,81 руб. - поставлена в зачет сумма НДС по оприходованному топливу;

Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка"

- 119 854,68 руб. - получена выручка от продажи бензина в розницу;

Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 18 282,92 руб. (119 854,68 руб. : 118% х 18%) - начислен НДС с реализации;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41

- 98 045,19 руб. (76 271,19 + 21 774) - списана себестоимость проданного топлива с учетом акциза;

Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99

- 3526,57 руб. (119 854,68 - 18 282,92 - 98 045,19) - выявлен финансовый результат от реализации.

Если же АЗС имеет свидетельство на оптовую или оптово-розничную торговлю ГСМ, то операции с акцизами оформляют иначе, ведь начисленный налог можно принять к вычету.

Пример 2. Используем условия примера 1, но немного изменим их. Пусть у АЗС ООО "Заправщик" есть свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов. АЗС перепродала поступивший бензин по безналичному расчету ЗАО "Автотопливо", у которого тоже имеется свидетельство, за 110 000 руб. (в том числе НДС - 16 779,66 руб.).

В учете бухгалтер отразил это так:

Дебет 41 Кредит 60

- 76 271,19 руб. - оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

- 13 728,81 руб. - учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

- 90 000 руб. - оплачен бензин поставщику;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 13 728,81 руб. - поставлена в зачет сумма НДС по оприходованному топливу;

Дебет 19 субсчет "Акцизы" Кредит 68 субсчет "Расчеты по акцизам"

- 21 774 руб. - начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

- 110 000 руб. - получена выручка от продажи бензина оптом;

Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 16 779,66 руб. - начислен НДС с реализации;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41

- 76 271,19 руб. - списана себестоимость проданного топлива;

Дебет 51 Кредит 62

- 110 000 руб. - поступила оплата от покупателя.

ООО "Заправщик" представило в налоговые органы договор купли-продажи с ЗАО "Автотопливо" и реестр счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции покупателя. После этого ООО получило право зачесть из бюджета акциз:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по акцизам" Кредит 19 субсчет "Акцизы"

- 21 774 руб. - принят к вычету акциз.

Специальные режимы налогообложения

При "вмененке" к розничной торговле не относится (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ) реализация подакцизных товаров, в частности:

- моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

Следовательно, розничная торговля ГСМ не подпадает под действие ЕНВД.

А вот на "упрощенку" предприятия, торгующие ГСМ, перейти могут. Дело в том, что закрытый перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих права применять УСН, приведен в п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нем упомянуты только производители подакцизных товаров, а не продавцы.

Магазин автозапчасти продает моторные масла,находится на Патентной системе .. Нужно ли как то отдельно вести учет по маслам? и нужно ли платить за масла 6% от оборота?

Добрый день Ольга!

Согласно пункту 1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) с 1 января 2013 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в добровольном порядке.

Исходя из подпунктов 3, 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, а также в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Статьей 346.27 Кодекса установлено, что к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению, и платные услуги по проведению технического осмотра автомототранспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами. К данным услугам не относятся услуги по заправке транспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию и услуги по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках и штрафных стоянках.

При этом следует отметить, что согласно подпункту «ж» пункта 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. N 290 (далее — Правила), договор на ремонт автотранспортных средств заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать, в том числе, перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором (пункт 16 Правил).

Выполнение работ (оказание услуг), связанных с ремонтом, техническим обслуживанием и мойкой автотранспортных средств, является договорным обязательством, регулируемым нормами гражданского законодательства Российской Федерации и, в частности, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг.

Так, статьей 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702-729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 ГК РФ).

Таким образом, если договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства предусматривает замену (установку) подрядчиком (исполнителем) конкретных запчастей, при этом стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (независимо от того, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет), то для целей применения главы 26.3 Кодекса, использованные в рамках такого договора запчасти и моторные масла, не признаются товаром, а сами подрядчики (исполнители) не признаются розничными продавцами и, следовательно, налогоплательщиками единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

Если при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор розничной купли-продажи на передаваемые запчасти и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства, то такую деятельность следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, который может быть отнесен к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

В то же время, в соответствии со статьей 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 пункта 1 статьи 181 Кодекса, а также реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.

При этом согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 181 Кодекса моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей относятся к подакцизным товарам.

В связи с этим, предпринимательская деятельность по реализации моторных масел, как самостоятельный вид деятельности, не признается розничной торговлей в целях применения главы 26.3 Кодекса и, следовательно, на уплату единого налога на вмененный доход не переводится. Поэтому, организация может применять в отношении указанной предпринимательской деятельности общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения.

Исходя из пункта 1 статьи 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Соответственно, определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения единого налога на вмененный доход является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.

В случае если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.

Учитывая изложенное, к розничной торговле в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи с физическими и юридическими лицами для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то есть не для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности (например, для последующей реализации и т.д.).

К розничной торговле не относится реализация в соответствии с договорами поставки, осуществляемая в соответствии со статьей 506 ГК РФ, согласно которой товары передаются покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.

Кроме того, одним из условий перевода деятельности в сфере розничной торговли на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является осуществление такой деятельности через объект стационарной и (или) нестационарной торговой сети.


Нужна ли лицензия?

Нужна ли организации, реализующей ГСМ, лицензия на осуществление этого вида деятельности?

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Реализации горюче-смазочных материалов в этом перечне нет.

Однако там упомянуто хранение нефти, газа и продуктов их переработки.

Значит, организации, которая хранит ГСМ в собственных емкостях, придется получать лицензию на этот вид деятельности. Положение о таком лицензировании утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637. Лицензии выдает Федеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401).

Акцизы

В перечень подакцизных нефтепродуктов входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также прямогонный бензин (ст. 181 Налогового кодекса РФ).

Определение объекта налогообложения акцизом зависит от того, имеет ли организация свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (см. таблицу).

Налогоплательщики Объект налогообложения (операция)
Не имеющие свидетельства Принятие на учет организацией
нефтепродуктов, самостоятельно
произведенных
из собственного сырья и материалов,
получение нефтепродуктов
в собственность в счет оплаты услуг
по производству нефтепродуктов
из давальческого сырья и материалов
Имеющие свидетельство Получение нефтепродуктов:
— приобретение в собственность;
— принятие на учет нефтепродуктов,
полученных в счет оплаты услуг
по их производству из давальческого
сырья и материалов;
— принятие к учету подакцизных
нефтепродуктов, самостоятельно
изготовленных из собственного сырья и
материалов;
— получение собственником сырья и
материалов нефтепродуктов,
произведенных из этого сырья и
материалов, на основе договора
переработки
Все Передача нефтепродуктов,
произведенных из давальческого сырья
и материалов, собственнику этого сырья
и материалов, не имеющему
свидетельства

Налоговый кодекс приравнивает к производству подакцизных товаров их розлив, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар (п. 3 ст. 182 Налогового кодекса РФ).

Например, АЗС получает с завода бензин Аи-80 и закупает присадки для повышения октанового числа. Путем смешения получается бензин Аи-92. Тогда считается, что АЗС произвела этот бензин и должна платить акциз с его реализации.

Получать ли свидетельство?

Свидетельства выдают на следующие операции с нефтепродуктами (отдельно на каждый вид деятельности):

  • производство;
  • оптовую реализацию;
  • оптово-розничную реализацию;
  • розничную реализацию.

Примечание. Свидетельство о регистрации

Это документ, который служит основанием для принятия к вычету сумм акциза (кроме свидетельства на розничную торговлю) в соответствии со ст. ст. 200, 201 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщик, не имеющий свидетельства, не сможет принять к вычету начисленные при получении нефтепродуктов акцизы.

Свидетельство на розничную реализацию выдают лицам, которые отпускают нефтепродукты через топливораздаточные колонки. Остальные способы продажи топлива относят к оптовой торговле.

Получение свидетельства — дело добровольное. Но предприятиям следует помнить, что лицо, имеющее свидетельство, признается плательщиком акцизов, а это дает возможность приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз. Если же свидетельства нет, то нефтепродукты придется покупать по ценам, в состав которых входит сумма акциза.

Для оптовиков основное преимущество, которое дает свидетельство, состоит в том, что при его наличии они могут предъявлять к вычету ранее начисленные суммы акцизов.

Свидетельство автозаправка может получить, только если у нее есть в собственности мощности для хранения и реализации нефтепродуктов (п. 4 ст. 179.1 Налогового кодекса РФ). Например, топливораздаточные колонки, измерители уровня топлива и масла (уровнемеры), подземные резервуары и т.д. При этом не имеют значения ни емкость, ни местонахождение этих объектов. Важно лишь право собственности на них. Поэтому АЗС, арендующие мощности для реализации, получить свидетельство не могут.

Для получения свидетельства в налоговую инспекцию подают заявление в двух экземплярах. В нем указывают, на какой срок требуется свидетельство. Этот срок не может быть более одного года.

Кроме того, в налоговую инспекцию придется представить заверенные копии документов, подтверждающих право собственности предприятия на мощности (емкости) для хранения и реализации ГСМ.

Ко всему этому прилагают сведения о том, сколько бензина, дизельного топлива и моторного масла организация продает в розницу и оптом.

Получение свидетельства — дело добровольное. Но предприятиям следует помнить, что лицо, имеющее свидетельство, признается плательщиком акцизов, а это дает возможность приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз. Если же свидетельства нет, то нефтепродукты придется покупать по ценам, в состав которых входит сумма акциза.

Освобождение и вычеты

Реализация нефтепродуктов на территории РФ не подлежит налогообложению акцизами. Значит, объектом налогообложения является не реализация нефтепродуктов, а их получение. Плательщиками акцизов становятся организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают подакцизные нефтепродукты. Исключение составляет ситуация, когда такую продукцию, произведенную из давальческого сырья, передают собственнику сырья, не имеющему свидетельства. В этом случае плательщиком акциза становится передающая сторона.

Примечание. Если есть филиалы

Учтите, что если организация имеет обособленные подразделения, то для получения свидетельства на каждое из них составляют справку о его мощностях и указывают местонахождение. А вот в инспекции в регионах, где находятся эти подразделения, никаких документов представлять не надо.

Продажа моторных масел налогообложение

Поскольку акциз при получении нефтепродуктов начисляют только лица, имеющие свидетельство, то и освобождение от уплаты акциза могут получить только они.

Вид ГСМ Налоговая ставка акциза за 1
тонну
Бензин автомобильный с октановым
числом до 80 включительно
2657 руб.
Бензин автомобильный с иными
октановыми числами
3629 руб.
Дизельное топливо 1080 руб.
Масло для дизельных и (или)
карбюраторных (инжекторных)
двигателей
2951 руб.
Прямогонный бензин 0 руб. (нулевая ставка акциза
означает, что производители
этих товаров акциз не платят,
но обязаны подавать налоговую
декларацию по акцизам)
Налогоплательщики Налоговая база для исчисления
акциза
Не имеющие свидетельства Объем полученных (оприходованных)
нефтепродуктов в натуральном выражении
Имеющие свидетельство Объем полученных (оприходованных)
нефтепродуктов в натуральном
выражении, а при передаче
нефтепродуктов — объем переданных
нефтепродуктов в натуральном выражении

Начислив акциз по операциям, признаваемым объектом налогообложения, оптовик имеет право уменьшить его на величину налоговых вычетов.

А вот если организация имеет свидетельство только на розничную реализацию, то при продаже ГСМ она не сможет принять к вычету акцизы, которые были уплачены при их покупке (п. 8 ст. 200 Налогового кодекса РФ). При продаже в розницу бензина, дизельного топлива или моторных масел возможно два варианта:

  • у АЗС есть свидетельство. Тогда она является плательщиком акцизов. При получении нефтепродуктов ей надо начислить и заплатить акциз. Но при продаже в розницу этих нефтепродуктов принять к вычету акциз нельзя;
  • у автозаправочной станции нет свидетельства. Тогда она не является плательщиком акцизов. Соответственно начислять акциз при получении топлива ей не надо.

Организации, имеющие свидетельство только на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Только розничная торговля

В этой ситуации начислять акциз АЗС должна в тот момент, когда приходуется топливо. При этом автозаправка, которая имеет свидетельство только на розничную продажу нефтепродуктов, не может возместить из бюджета этот акциз. Поэтому сумму налога включают в первоначальную стоимость нефтепродуктов (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом учете акциз также включается в их стоимость (п. 4 ст. 198 Налогового кодекса РФ).

6 т х 15 000 руб/т = 90 000 руб.,

90 000 руб. : 118% х 18% = 13 728,81 руб.

6 т х 3629 руб/т = 21 774 руб.

Отпускная цена бензина установлена в размере 16,5 руб. за 1 литр.

Количество бензина, приобретаемого в тоннах, надо пересчитывать в литры для продажи. В товаросопроводительных документах, как правило, указана плотность приобретенного топлива в соответствии с ГОСТом либо ТУ производителя.

6000 кг : 0,826 г/куб. см = 7263,92 л.

7263,92 л х 16,5 руб/л = 119 854,68 руб.

  • 76 271,19 руб. (90 000 — 13 728,81) — оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

  • 13 728,81 руб. — учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 41 Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

  • 21 774 руб. — начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

  • 90 000 руб. — оплачен бензин поставщику;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

  • 13 728,81 руб. — поставлена в зачет сумма НДС по оприходованному топливу;

Дебет 50 Кредит 90 субсчет «Выручка»

  • 119 854,68 руб. — получена выручка от продажи бензина в розницу;

Дебет 90 субсчет «НДС» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

  • 18 282,92 руб. (119 854,68 руб. : 118% х 18%) — начислен НДС с реализации;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41

  • 98 045,19 руб. (76 271,19 21 774) — списана себестоимость проданного топлива с учетом акциза;

Дебет 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99

  • 3526,57 руб. (119 854,68 — 18 282,92 — 98 045,19) — выявлен финансовый результат от реализации.

Дебет 41 Кредит 60

  • 76 271,19 руб. (90 000 — 13 728,81) — оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

  • 13 728,81 руб. — учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 41 Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

  • 21 774 руб. — начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

  • 90 000 руб. — оплачен бензин поставщику;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

  • 13 728,81 руб. — поставлена в зачет сумма НДС по оприходованному топливу;

Дебет 50 Кредит 90 субсчет «Выручка»

  • 119 854,68 руб. — получена выручка от продажи бензина в розницу;

Дебет 90 субсчет «НДС» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

  • 18 282,92 руб. (119 854,68 руб. : 118% х 18%) — начислен НДС с реализации;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41

  • 98 045,19 руб. (76 271,19 21 774) — списана себестоимость проданного топлива с учетом акциза;

Дебет 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99

  • 3526,57 руб. (119 854,68 — 18 282,92 — 98 045,19) — выявлен финансовый результат от реализации.

Налоговый пост

Для контроля над производством и реализацией (передачей) подакцизных нефтепродуктов по решению руководителя налогового органа у налогоплательщика, который получил в этом же налоговом органе свидетельство, может быть создан постоянно действующий налоговый пост. Это комплекс мер и мероприятий налогового контроля. Их проводят налоговые органы в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

Функции налоговых постов определены в ст. 197.1 Налогового кодекса РФ. Отметим, что при выполнении своих задач сотрудники налоговых органов не имеют права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации.

Специальные режимы налогообложения

При «вмененке» к розничной торговле не относится (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ) реализация подакцизных товаров, в частности:

  • автомобильного бензина;
  • дизельного топлива;
  • моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонного бензина.

Следовательно, розничная торговля ГСМ не подпадает под действие ЕНВД.

А вот на «упрощенку» предприятия, торгующие ГСМ, перейти могут. Дело в том, что закрытый перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих права применять УСН, приведен в п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нем упомянуты только производители подакцизных товаров, а не продавцы.

Читайте также: