Крупнейшие плательщики налогов в россии

Опубликовано: 14.04.2024

Тенденции деятельности крупнейших компаний-плательщиков налога на прибыль

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших налогоплательщиков России.

Для анализа были отобраны крупнейшие компании-плательщики налога на прибыль за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2014 - 2019 годы). Далее они были ранжированы по объему годовой выручки (ТОП-1000). Отбор компаний и анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистых активов является НАО АТОМНЫЙ ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС, ИНН 7706664260, г. Москва, использование вычислительной техники и информационных технологий. В 2019 году чистые активы составляли почти 1 352 млрд рублей.

Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало ООО РН-ВОСТОКНЕФТЕПРОДУКТ, ИНН 2723049957, Хабаровский край, оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин. Недостаточность имущества этой компании в 2019 году выражалась отрицательной величиной -7,5 млрд рублей.

За шестилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению, с падением темпов прироста (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах
Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние шесть лет имели позитивную тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах
Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Выручка от реализации
Объем выручки десяти ведущих компаний в 2019 году составил 42% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне концентрации капитала в рассматриваемой группе компаний.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2019 года ТОП-1000
Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2019 года ТОП-1000

В целом наблюдается тенденция к наращиванию объемов выручки, со снижением темпов прироста (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах
Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Прибыль и убытки
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистой прибыли является НАО НИПИГАЗПЕРЕРАБОТКА, ИНН 2310004087, Тюменская область, разработка проектов промышленных процессов и производств. Прибыль в 2019 году составила более 11 млрд рублей.

За шестилетний период показатели средних размеров прибыли ТОП-1000 имеют тенденцию к уменьшению, со снижением темпов прироста (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах
Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

За шестилетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению, при этом средний размер чистого убытка увеличивался. (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2014 – 2019 годах
Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2014 – 2019 годах

Основные финансовые коэффициенты
За шестилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-1000 находились значительно выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту. (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах
Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

В течение шести лет, средние показатели коэффициента рентабельности инвестиций находились на высоком уровне с тенденцией к росту (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах
Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За шестилетний период показатели данного коэффициента деловой активности демонстрировали тенденцию к росту (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах
Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Малый бизнес
66% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в общем объеме ТОП-1000 составляет 5,5%, что значительно ниже средних показателей по стране в 2018 - 2019 годах (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000
Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 зарегистрированы в 65 регионах и распределены по территории страны неравномерно. Более 54% от общего объема выручки компаний ТОП-1000 сосредоточены в г. Москве и в Санкт-Петербурге (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России
Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в финансовом положении выше среднего. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности
Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их возможности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас
Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших компаний-плательщиков налога на прибыль учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании отрицательных тенденций в их деятельности в период с 2014 по 2019 гг. (Таблица 1).

вверх
положительная тенденция (фактор), вниз
отрицательная тенденция (фактор)


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 14 апреля 2021 г. № ЕД-7-22/342@ “О Порядке формирования и ведения справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц”

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации и приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков" приказываю:

1. Утвердить Порядок формирования и ведения справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц (далее - Порядок) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Дополнить ведомственный классификатор документов, используемый налоговыми органами при реализации своих полномочий в соответствии с утвержденным приказом ФНС России от 20 октября 2020 года № ЕД-7-19/765@ "Об утверждении порядка ведения ведомственного классификатора документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий", информацией о справочнике крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц.

3. ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (г. Москва) (Р.В. Филимошин) обеспечить соблюдение Порядка.

4. Управлению по крупнейшим налогоплательщикам (Е.В. Суворова) обеспечить соблюдение Порядка и методологическое сопровождение формирования и ведения перечня крупнейших налогоплательщиков - физических лиц.

5. Управлению информационных технологий (В.П. Кулешов) обеспечить координационное сопровождение подведомственных организаций по соблюдению Порядка ведения справочника крупнейших налогоплательщиков - физических лиц.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию сопровождению и эксплуатации автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы, включая информационно-вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, средства информационной безопасности, - в части пунктов 3 и 5, на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу Межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №№ 1 - 7, 9, 10 и Межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №№ 1 - 13, - в части пунктов 2 и 4 настоящего приказа.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В. Егоров

УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от "___" _____________ г.
N ___________________

Порядок формирования и ведения
справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации -
физических лиц (далее - Порядок)

1. Общие положения

1.1. Основной целью создания и ведения справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц является повышение оперативности обработки и достоверности информации, необходимой для решения задач налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков - физических лиц, а именно обеспечение:

сбора сведений по крупнейшим налогоплательщикам - физическим лицам;

автоматизации процесса учета крупнейших налогоплательщиков - физических лиц;

формирования аналитических таблиц по крупнейшим налогоплательщикам - физическим лицам на основе информационного ресурса "Расчеты с бюджетом";

формирования и представления информации, отражающей состояние расчетов с бюджетом крупнейших налогоплательщиков - физических лиц, на основе информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" структурным подразделениям центрального аппарата ФНС России, на которые возложены функции администрирования крупнейших налогоплательщиков - физических лиц.

1.2. Справочник крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц (КРУПФЛ) является составной частью системы классификации и кодирования технико-экономической информации; разработаны в соответствии с Положением о Единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации ФНС России, утвержденным приказом МНС России от 02.06.2003 N БГ-3-13/285, и относятся к ведомственным справочникам ФНС России.

1.3. Основанием для разработки справочника являются абзац 3 пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации и приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков".

2. Состав и структура справочника крупнейших налогоплательщиков
Российской Федерации - физических лиц

2.1. Объектами справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц являются сведения по крупнейшим налогоплательщикам Российской Федерации - физическим лицам.

2.2. Справочник КРУПФЛ состоит из одной таблицы "Сведения о крупнейших налогоплательщиках физических лицах" (КРУПФЛ).

Таблица "Сведения о крупнейших налогоплательщиках физических лицах" содержит сведения по всем крупнейшим налогоплательщикам Российской Федерации - физических лицах, в том числе даты включения физического лица в перечень крупнейших налогоплательщиков и исключения физического лица из перечня крупнейших налогоплательщиков (при исключении из перечня).

2.3. Ключом таблицы "Сведения о крупнейших налогоплательщиках физических лицах" (уникальным описателем строки таблицы) является сочетание полей ФИД и даты включения в перечень крупнейших налогоплательщиков, а также даты начала действия записи сведений о физическом лице.

2.4. Имя файла для загрузки в формате АСВК для таблицы "Сведения о крупнейших налогоплательщиках физических лицах" - KRUP_FL.ТХТ. Формат представления таблицы в электронном виде соответствует требованиям приказа МНС России от 02.06.2003 N БГ-3-13/285.

2.5. Структура и состав реквизитов справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц приведены ниже:

N поля Имя поля Формат Наименование краткое Наименование Примечание, источник
1 Fam T(60) Фам Фамилия физического лица Указывается согласно данным ЕГРН
2 Name T(60) Имя Имя физического лица Указывается согласно данным ЕГРН
3 Otch T(60) Отч Отчество физического лица Указывается согласно данным ЕГРН (при наличии)
4 DR D(10) ДР Дата рождения физического лица Указывается согласно данным ЕГРН
5 INN Т(12) ИНН ИНН физического лица Указывается согласно данным ЕГРН
6 FID T(38) ФИД ФИД физического лица Указывается согласно данным ЕГРН
7 KODNO1 Т(4) Код НОМУ Код НО по месту учета КН Указывается код НО по справочнику СОУН по месту постановки (будущей постановки) на учет налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика
8 KODNO2 Т(4) Код НОМН Код НО по месту жительства КН Указывается код НО по справочнику СОУН по месту жительства физического лица.
9 DPN D(10) ДатаВключения Дата включения физического лица в Перечень КН Указывается дата включения физического лица в Перечень КН
10 DTN D(10) ДатаНачала* Дата начала действия записи Указывается дата начала действия записи (дата из официального письма Управления по крупнейшим налогоплательщикам)
11 DTK D(10) ДатаОкончания* Дата окончания периода действия записи Указывается дата окончания периода действия записи (дата из официального письма Управления по крупнейшим налогоплательщикам)

2.6. В режиме добавления записи формируется новая запись таблицы "Сведения о крупнейших налогоплательщиках физических лицах" с обязательным заполнением поля "ДатаНачала".

2.7. В случае исключения физического лица из справочника крупнейших налогоплательщиков заполняется поле "ДатаОкончания". Запись физически из таблицы "Сведения о крупнейших налогоплательщиках физических лицах" не удаляется.

2.8. В случае внесения изменений в сведения о крупнейшем налогоплательщике заполняется поле "ДатаОкончания" существующей записи о крупнейшем налогоплательщике. Запись физически из таблицы не удаляется. В режиме добавления записи формируется новая запись таблицы с измененными сведениями о крупнейшем налогоплательщике и обязательным заполнением поля "ДатаНачала".

3. Формирование, передача и поддержание в актуальном состоянии
справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации -
физических лиц

3.1. Управление по крупнейшим налогоплательщикам ФНС России не позднее 5 дней с даты утверждения или изменения перечня крупнейших налогоплательщиков - физических лиц (далее - Перечень КН ФЛ) направляет исполнителю государственного контракта на оказание услуг по сопровождению автоматизированных информационных систем ФНС России (далее - Исполнитель ГК по сопровождению АИС) Перечень КН ФЛ. Перечень КН ФЛ направляется официальным письмом с приложением электронных документов в формате электронной таблицы с указанием даты ввода в действие Перечня КН ФЛ с соблюдением требований информационной безопасности. Состав показателей Перечня КН ФЛ приведен в приложении к настоящему порядку.

3.2. На основании полученной информации Исполнитель ГК по сопровождению АИС в течение трех рабочих дней обеспечивает заполнение (актуализацию) справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц в формате требований АСВК ФНС России (без размещения в ФАП ФНС России) и передает ее в Управление по крупнейшим налогоплательщикам ФНС России.

3.3. Управление по крупнейшим налогоплательщикам ФНС России в течение 1 рабочего дня с даты получения актуальной версии справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц в формате АСВК осуществляет передачу актуальной версии Справочника в формате АСВК с технологического почтового ящика Управления информационной безопасности ФНС России (ib@nalog.ru) на технологический почтовый ящик контура безопасности ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (mi5119kd@f51.nalog.ru). В теме сообщения указывается "KRUP_FL". Передача осуществляется без сопроводительных писем.

3.4. ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в течение 1 рабочего дня с даты получения актуальной версии справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц в формате АСВК осуществляет:

- его актуализацию в программном комплексе АИС "ФЦОД" и СЦВ НСИ АИС "Налог-3";

Размещение и актуализация справочника КРУПФЛ, содержащего данные для служебного пользования, должны соответствовать требованиям информационной безопасности. Для просмотра справочника в СЦВ НСИ АИС "Налог-3" используется отдельная роль доступа к справочнику.

- передачу актуальной версии справочника КРУПФЛ в УФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10.

Передача актуальной версии справочника КРУПФЛ осуществляется по телекоммуникационным каналам связи с технологического электронного почтового ящика ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (mi5119kd@f51.nalog.ru) на технологические электронные почтовые ящики УФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10, оснащенные средствами криптографической защиты информации и технологической электронной цифровой подписью. В теме сообщения указывается "KRUP_FL". Передача осуществляется без сопроводительных писем.

3.5. УФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 10, территориальные налоговые органы ФНС России в течение 1 рабочего дня с даты получения актуальной версии справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц в формате АСВК осуществляют актуализацию справочника в децентрализованном программном комплексе "Ведение Списка КН Регионального (местного) уровней".

Приложение
к Порядку формирования и
ведения справочника крупнейших
налогоплательщиков
Российской Федерации -
физических лиц

Перечень крупнейших налогоплательщиков - физических лиц
по состоянию на

(первый день отчетного месяца отчетного года)

Сведения о физических лицах

N п/п Фамилия физического лица Имя физического лица Отчество физического лица (при наличии) Дата рождения физического лица ИНН физического лица ФИД физического лица Дата включения физического лица в Перечень КН Код НО1* Код НО2**

*) Код НО1 - указывается код налогового органа по справочнику СОУН по месту постановки (будущей постановки) на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

**) Код НО2 - указывается код налогового органа по справочнику СОУН по месту жительства физического лица (код инспекции ФНС России или код УФНС по субъекту РФ).

Обзор документа

ФНС урегулировала вопросы формирования и ведения справочника крупнейших налогоплательщиков-физлиц. Приведены его состав и структура. Регламентирован порядок передачи информации между Управлением по крупнейшим налогоплательщикам ФНС, ФКУ "Налог-Сервис", региональными УФНС, Межрегиональной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам N 10 и территориальными налоговыми органами.

Функционирование налогоплательщиков, причисляемых к крупнейшим, происходит по особым условиям, нашедшим отражение в налоговом законодательстве, при этом контроль их деятельности со стороны уполномоченных структур ведется с большей строгостью, чем в отношении иных предприятий.

Критерии, используемые в отношении крупнейших плательщиков налога

Критерии причисления компаний к указанной категории определяются и периодически корректируются ФНС РФ. Действующим законодательством четко определен перечень субъектов, допускаемых к пребыванию в качестве крупнейшего налогоплательщика (КН) с разграничением их контролирования по предмету налогообложения в рамках разных (региональных, федерального) уровней (Приказы ФНС РФ №№ММ-3-06/308, ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/582 от 16.05.2007, 19.09.2014, 26.10.2016 соответственно).

Список критериев, присутствие которых делает возможным добавление предприятия к числу крупнейших налогоплательщиков, включает ряд понятий:

  • значения ФЭД (финансовой и экономической деятельности), рассматриваемые за отчетный срок (12 месяцев), на основе анализа налоговой, бухгалтерской информации по отчетности изучаемой компании;
  • параметры, свидетельствующие о наличии взаимозависимости с другими лицами, а также о воздействии анализируемого субъекта на ведение деятельности взаимозависимой структурой, включая финансовые результаты ее деятельности;
  • наличие у рассматриваемого хозяйствующего субъекта лицензии или иного вида специального документа, предоставляющего своему обладателю возможность занятия определенным вариантом деятельности (лицензии);
  • постоянный налоговый мониторинг в отношении компании.

Показатели ФЭД

Предприятие может относиться к числу крупнейших налогоплательщиков по результатам его деятельности, принимаемым к рассмотрению за любые 3 года, предшествовавшие наступлению отчетного периода. При определении статуса организации не учитываются данные за отчетный год.

К сведению! Присвоенный компании статус остается неизменным в срок до 2 лет после того, как ее деятельность прекратила соответствовать необходимым критериям. Присвоенный статус сохраняется предприятием, возникшим после процедуры реорганизации крупнейшего налогоплательщика, в течение 3-летнего периода (с учетом года проведения реорганизации).

Статус признается утраченным субъектом, который признан банкротом в судебном порядке и по отношению к которому предпринято исполнение конкурсного производства (Приказ ФНС РФ № ММВ-7-2/428, 27.06.2012). Указанное положение не распространяется в отношении кредитных компаний, администрируемых на уровне федеральной НС. Таковые сохраняют полученный статус до момента ликвидации принудительного характера.

Некоммерческой компании статус КН присваивается при наличии доходов, уровень которых соответствует установленным критериальным значениям.

Для предприятий, подпадающих под федеральный уровень администрирования, в обязательном порядке предусматривается соблюдение не менее 1 из следующих параметров:

  • Уровень налоговых начислений больше показателя в размере 1 млрд руб. или по компаниям, занятым предоставлением услуг в отраслях связи или транспорта, — 300 млн руб.
  • Величина полученных доходов составляет от 20 млрд руб. (по кодам 2340, 2320, 2310, 2110 данных отчетной формы №2).
  • Совокупный размер активов предприятия начинается с позиции свыше 20 млрд руб.

К сведению! Критерии администрирования налогообложения федеральной НС применимы также к юридическим лицам, занятым деятельностью в некоторых определенных экономических сферах.

К примеру, на некоторые стратегические структуры, включая ВПК (военно-промышленный комплекс), распространены аналогичные показатели:

  • часть государственного вклада покрывает больше половины (50%);
  • среднесписочное число сотрудников в организации превышает 100 человек;
  • общая сумма договоров экспортного характера по изделиям стратегического предназначения превышает значение в 27 млн руб.;
  • общая величина поступлений средств по экспортным соглашениям, связанным с товарами стратегического предназначения, – от 20% всей выручки.

Для предприятий, отнесенных к региональным уровням администрирования, предусматривается соответствие некоторым параметрам, но при этом не учитывается сфера занятости юридического лица.

В числе контролируемых критериев, по которым требуется одновременное соответствие всем из них:

  • полученный доход, отражаемый в отчетной форме №2 – в пределах значений интервала 2–20 млрд руб.;
  • рассчитанная сумма налоговых платежей — в пределах значений интервала 75 млн руб.–1 млрд.руб.;
  • активы компании соответствуют показателям в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб.;
  • штатное количество сотрудников представлено более чем 50 единицами.

К сведению! Показатели ФЭД, определяющие вынесение налогоплательщика в категорию КН при администрировании на уровне региона, разрешено устанавливать управлениям НС отдельных субъектов страны при условии обязательного согласования критериев с ФНС (Приказы ФНС №№ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/295 от 19.09.2014, 20.07.2015 соответственно). Предприятия, работающие по специальным режимам налогообложения, законодательно не имеют права перемещения в категорию КН.

Взаимозависимость компаний и наличие лицензии для деятельности

Предприятие может быть введено в число крупнейших налогоплательщиков в ситуации, когда взаимоотношения с ним отражаются на функционировании юридической компании, показатели работы которой отвечают критериям КН. Подобного рода контакты представляют собой взаимозависимость компаний (ст. 105 НК РФ).

Администрирование налоговых сумм взаимозависимого предприятия осуществляется на уровне (региональном, федеральном), на котором ведется контроль субъекта, чье функционирование характеризуется соответствующими критериальными показателями.

Хозяйствующие субъекты, получившие государственное разрешение, т.е. лицензию, на занятие некоторыми видами деятельности, подлежат федеральному уровню контроля. При этом не принимается в расчет соответствие/несоответствие оцениваемым параметрам КН (величине налоговой выплаты или полученной выручки, размерам имеющихся активов или штатного состава, факту взаимозависимости).

К подобного рода вариантам деятельности отнесены (Приказ ФНС РФ №ММВ-7-2/274, 24.04.2012):

  • банковские операции;
  • пенсионное обеспечение (НПФ);
  • страхование пенсионное и некоторые иные его виды, а также перестрахование;
  • брокерские услуги посреднического типа;
  • деятельность на профессиональном уровне в работе фондового рынка.

Взаимоотношения КН с ФНС

Согласно НК РФ (ст. 83) организация (включая КН), в чьем составе присутствуют обособленные структуры, должна выполнить налоговую регистрацию во всех местах присутствия подразделений. При каждом изменении собственной организационной структуры предприятие уведомляет налоговое управление в регионе своего присутствия.

При создании предприятием, зарегистрированным в пределах РФ, обособленных подразделений (не в виде филиалов, представительств) на территории РФ или изменении данных по созданным прежде подразделениям срок подачи уведомления в НС составляет 1 месяц.

Если предприятие произвело ликвидацию собственных обособленных структур, занимавшихся деятельностью на территории РФ, то сведения о закрытии должны быть направлены в ФНС в срок до 3 дней. Под указанную норму подпадают все типы обособленных подразделений, включая представительства или филиалы.

К сведению! Уведомление в НС должно направляться в течение 1 месяца в случае начала участия организации в компаниях, обладающих и не обладающих резидентством РФ. Правило не распространяется на компании в виде ООО или хозяйственных обществ.

Функционирование налогоплательщиков, причисляемых к крупнейшим, происходит по особым условиям, нашедшим отражение в налоговом законодательстве, при этом контроль их деятельности со стороны уполномоченных структур ведется с большей строгостью, чем в отношении иных предприятий.

Критерии, используемые в отношении крупнейших плательщиков налога

Критерии причисления компаний к указанной категории определяются и периодически корректируются ФНС РФ. Действующим законодательством четко определен перечень субъектов, допускаемых к пребыванию в качестве крупнейшего налогоплательщика (КН) с разграничением их контролирования по предмету налогообложения в рамках разных (региональных, федерального) уровней (Приказы ФНС РФ №№ММ-3-06/308, ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/582 от 16.05.2007, 19.09.2014, 26.10.2016 соответственно).

Список критериев, присутствие которых делает возможным добавление предприятия к числу крупнейших налогоплательщиков, включает ряд понятий:

  • значения ФЭД (финансовой и экономической деятельности), рассматриваемые за отчетный срок (12 месяцев), на основе анализа налоговой, бухгалтерской информации по отчетности изучаемой компании;
  • параметры, свидетельствующие о наличии взаимозависимости с другими лицами, а также о воздействии анализируемого субъекта на ведение деятельности взаимозависимой структурой, включая финансовые результаты ее деятельности;
  • наличие у рассматриваемого хозяйствующего субъекта лицензии или иного вида специального документа, предоставляющего своему обладателю возможность занятия определенным вариантом деятельности (лицензии);
  • постоянный налоговый мониторинг в отношении компании.

Показатели ФЭД

Предприятие может относиться к числу крупнейших налогоплательщиков по результатам его деятельности, принимаемым к рассмотрению за любые 3 года, предшествовавшие наступлению отчетного периода. При определении статуса организации не учитываются данные за отчетный год.

К сведению! Присвоенный компании статус остается неизменным в срок до 2 лет после того, как ее деятельность прекратила соответствовать необходимым критериям. Присвоенный статус сохраняется предприятием, возникшим после процедуры реорганизации крупнейшего налогоплательщика, в течение 3-летнего периода (с учетом года проведения реорганизации).

Статус признается утраченным субъектом, который признан банкротом в судебном порядке и по отношению к которому предпринято исполнение конкурсного производства (Приказ ФНС РФ № ММВ-7-2/428, 27.06.2012). Указанное положение не распространяется в отношении кредитных компаний, администрируемых на уровне федеральной НС. Таковые сохраняют полученный статус до момента ликвидации принудительного характера.

Некоммерческой компании статус КН присваивается при наличии доходов, уровень которых соответствует установленным критериальным значениям.

Для предприятий, подпадающих под федеральный уровень администрирования, в обязательном порядке предусматривается соблюдение не менее 1 из следующих параметров:

  • Уровень налоговых начислений больше показателя в размере 1 млрд руб. или по компаниям, занятым предоставлением услуг в отраслях связи или транспорта, — 300 млн руб.
  • Величина полученных доходов составляет от 20 млрд руб. (по кодам 2340, 2320, 2310, 2110 данных отчетной формы №2).
  • Совокупный размер активов предприятия начинается с позиции свыше 20 млрд руб.

К сведению! Критерии администрирования налогообложения федеральной НС применимы также к юридическим лицам, занятым деятельностью в некоторых определенных экономических сферах.

К примеру, на некоторые стратегические структуры, включая ВПК (военно-промышленный комплекс), распространены аналогичные показатели:

  • часть государственного вклада покрывает больше половины (50%);
  • среднесписочное число сотрудников в организации превышает 100 человек;
  • общая сумма договоров экспортного характера по изделиям стратегического предназначения превышает значение в 27 млн руб.;
  • общая величина поступлений средств по экспортным соглашениям, связанным с товарами стратегического предназначения, – от 20% всей выручки.

Для предприятий, отнесенных к региональным уровням администрирования, предусматривается соответствие некоторым параметрам, но при этом не учитывается сфера занятости юридического лица.

В числе контролируемых критериев, по которым требуется одновременное соответствие всем из них:

  • полученный доход, отражаемый в отчетной форме №2 – в пределах значений интервала 2–20 млрд руб.;
  • рассчитанная сумма налоговых платежей — в пределах значений интервала 75 млн руб.–1 млрд.руб.;
  • активы компании соответствуют показателям в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб.;
  • штатное количество сотрудников представлено более чем 50 единицами.

К сведению! Показатели ФЭД, определяющие вынесение налогоплательщика в категорию КН при администрировании на уровне региона, разрешено устанавливать управлениям НС отдельных субъектов страны при условии обязательного согласования критериев с ФНС (Приказы ФНС №№ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/295 от 19.09.2014, 20.07.2015 соответственно). Предприятия, работающие по специальным режимам налогообложения, законодательно не имеют права перемещения в категорию КН.

Взаимозависимость компаний и наличие лицензии для деятельности

Предприятие может быть введено в число крупнейших налогоплательщиков в ситуации, когда взаимоотношения с ним отражаются на функционировании юридической компании, показатели работы которой отвечают критериям КН. Подобного рода контакты представляют собой взаимозависимость компаний (ст. 105 НК РФ).

Администрирование налоговых сумм взаимозависимого предприятия осуществляется на уровне (региональном, федеральном), на котором ведется контроль субъекта, чье функционирование характеризуется соответствующими критериальными показателями.

Хозяйствующие субъекты, получившие государственное разрешение, т.е. лицензию, на занятие некоторыми видами деятельности, подлежат федеральному уровню контроля. При этом не принимается в расчет соответствие/несоответствие оцениваемым параметрам КН (величине налоговой выплаты или полученной выручки, размерам имеющихся активов или штатного состава, факту взаимозависимости).

К подобного рода вариантам деятельности отнесены (Приказ ФНС РФ №ММВ-7-2/274, 24.04.2012):

  • банковские операции;
  • пенсионное обеспечение (НПФ);
  • страхование пенсионное и некоторые иные его виды, а также перестрахование;
  • брокерские услуги посреднического типа;
  • деятельность на профессиональном уровне в работе фондового рынка.

Взаимоотношения КН с ФНС

Согласно НК РФ (ст. 83) организация (включая КН), в чьем составе присутствуют обособленные структуры, должна выполнить налоговую регистрацию во всех местах присутствия подразделений. При каждом изменении собственной организационной структуры предприятие уведомляет налоговое управление в регионе своего присутствия.

При создании предприятием, зарегистрированным в пределах РФ, обособленных подразделений (не в виде филиалов, представительств) на территории РФ или изменении данных по созданным прежде подразделениям срок подачи уведомления в НС составляет 1 месяц.

Если предприятие произвело ликвидацию собственных обособленных структур, занимавшихся деятельностью на территории РФ, то сведения о закрытии должны быть направлены в ФНС в срок до 3 дней. Под указанную норму подпадают все типы обособленных подразделений, включая представительства или филиалы.

К сведению! Уведомление в НС должно направляться в течение 1 месяца в случае начала участия организации в компаниях, обладающих и не обладающих резидентством РФ. Правило не распространяется на компании в виде ООО или хозяйственных обществ.

Сысоев Дмитрий Борисович

Подводя итоги минувшего года, сервис Brobank.ru оценил еще один показатель оборотной ведомости по форме 101. В частности, счета 70611, 70615 и 70616. За счет полученных данных определены крупнейшие банки-налогоплательщики по итогу 2020 года по налогу на прибыль. Параллельно, сопоставлены итоги оцениваемого периода с показателями предшествующего года.

ТОП-30: крупнейшие банки-налогоплательщики по итогу 2020 года

Рейтинг включает 30 структур. Основной показатель – итоговая сумма налога на прибыль за 2020 год, зафиксированная в оборотной ведомости на 1 января 2021 года. Важно учитывать, что выполняется корректировка. В частности, за счет уменьшения и увеличения результатов по отложенному налогу на прибыль.

Место Банк Сумма налога на прибыль (млн рублей)
1 Сбербанк 185 153,13
2 Альфа-Банк 48 003,84
3 Банк ВТБ 17 145,76
4 Газпромбанк 14 019,87
5 Тинькофф Банк 6 154,64
6 Райффайзенбанк 6 041,48
7 Совкомбанк 4 815,44
8 Россельхозбанк 4 545,93
9 Банк ФК Открытие 3 355,66
10 Почта Банк 3 021,86
11 Ситибанк 2 804,08
12 Росбанк 2 124,71
13 Банк Санкт-Петербург 1 943,61
14 Киви Банк 1 931,84
15 МКБ 1 920,66
16 Мособлбанк 1 830,68
17 ЮниКредит Банк 1 741,51
18 Банк Россия 1 633,85
19 Хоум Кредит Банк 1 549,87
20 Банк ВБРР 1 459,81
21 Новикомбанк 1 449,37
22 МИнБанк 1 432,22
23 Ак Барс Банк 1 367,43
24 Таврический Банк 1 302,83
25 Банк Зенит 1 222,07
26 РН Банк 1 118,02
27 Росэксимбанк 885,81
28 СМП Банк 878,36
29 Инвестторгбанк 792,50
30 Банк ДОМ.РФ 722,60

Во-вторых, исключались НКО. Они хоть и относятся к рынку кредитных организаций, но банками все же не являются. В-третьих, структуры с проблемными и непрофильными активами. То есть предназначенные для работы с таким фондом другого более крупного игрока рынка.

ТОП-20 банков с приростом налога на прибыль по итогу 2020 года

Рейтинг опирается на разницу основного параметра за рассматриваемый период относительно итогов 2019 года. Выражен показатель, как и в предшествующем списке, в миллионах рублей. Методика расчета идентична – налог на прибыль, скорректированный отложенным налогом на прибыль.

Место Банк Прирост налога на прибыль (млн рублей)
1 Банк ВТБ 58 293,84
2 Альфа-Банк 29 987,47
3 МИнБанк 9 143,90
4 Банк Русский Стандарт 2 720,63
5 Почта Банк 2 400,33
6 Банк ФК Открытие 1 870,40
7 Таврический Банк 1 641,01
8 Банк Восточный 1 097,31
9 Банк Санкт-Петербург 1 085,08
10 РН Банк 1 022,39
11 Банк Зенит 981,75
12 Ак Барс Банк 670,21
13 Балтинвестбанк 660,45
14 Россельхозбанк 508,94
15 Банк МБА-Москва 497,21
16 Интерпромбанк 469,70
17 Тольяттихимбанк 379,66
18 Росэксимбанк 375,47
19 Киви Банк 332,12
20 Совкомбанк 271,77

Лидер этого списка, а также структуры, занимающие третью и четвертую строчки, если выделять самых заметных из крупнейших, показали прирост больший, чем итоговый результат за 2020 год. Обусловлено это корректировкой за счет отложенного налога на прибыль. По итогу 2019 года у них зафиксированы не расходы по рассматриваемым отчислениям в бюджет, а наоборот – компенсации. То есть минусовые значения.

В связи с этим нюансом и принято за основу построение ТОПа по денежному эквиваленту, а не процентному. Ведь из негативного значения выполнить расчет фактически невозможно. Помимо этого, исключается факт, когда с небольшим показателем 2019 года и незначительным его приростом в минувшем, динамика в процентах становится существенной.

Анализ данных 2020 года

Общая сумма скорректированного с отложенным налога на прибыль по итогу 2020 года достигла 357,4 млрд рублей. Эта сумма больше на 41 998,2 млн рублей, чем за 12 месяцев предшествующего 2019 года. То есть прирост по рынку в целом, при сравнении указанных периодов, составил 13,32%.

Важно отметить, что такая статистика получена по всем структурам, входящим в банковский сектор, по которым есть доступ к данным. То есть и с игроками с непрофильными активами, и НКО. Здесь же стоит выделить, что сразу пять таких структур крупным налогом на прибыль. Минимальный уровень среди них – 898 млн рублей. В этом перечне три НКО и два банка с некачественными активами.

Речь идет о Почта Банке. Достигнутый налог на прибыль более чем в 3 млрд рублей позволил ему войти в десятку крупнейших игроков по рассматриваемому параметру. Тинькофф закрыл 2020 год с двое большим итогом. Тем самым войдя в пятерку лидеров рынка по налогу на прибыль. Хотя, в перечне он не единственный полностью дистанционный банк.

Еще один игрок с удаленной бизнес-моделью – Киви Банк. Он приблизился к показателю в 2 млрд рублей. Правда, здесь стоит учитывать, что структура – это комплексная система финансовых услуг. Причем не только в рамках собственного сервиса, но и принадлежащих ему других организаций, работающих как отдельно, так и под лицензией Qiwi.

Как определялись крупнейшие банки-налогоплательщики по итогу 2020 года

Данные взяты по всем действующим структурам банковского сектора. Исключение – те, кто не раскрывают сведения о своей деятельности. Если оценивать крупнейших представителей, то таковым является ПСБ Банк.

Расчет суммы налога на прибыль по итогу года, как 2020, так и 2019, выполнен с помощью остатков средств на счетах 70611, 70615 и 70616. Данные на 1 января. Тем самым охватывают итоги всего прошедшего года. Плюс, налог на прибыль учитывает корректировки в связи с отложенными профильными отчислениями в бюджет. Как в направлении увеличения, так и уменьшения.

Источники:

Сысоев Дмитрий Борисович

Комментарии: 0

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Читайте также: