Тяглые люди поставили государство в тяжелое положение не платили налоги бежали на окраины

Опубликовано: 15.05.2024

Класс феодалов и служилое сословие — для XV — XVI вв. — синонимы. Представители этого класса служили на военной, придворной и приказной службе. Высший слой его составляли родовитые боярские фамилии и удельные князья, утратившие самостоятельность и перешедшие на службу к московскому князю. Княжата и бояре составляли высшую военную и гражданскую администрацию в составе Боярской думы, во главе путей и приказов, на других высших должностях.

Формирование отношений подданства между феодальной знатью и московским государем породило лестницу чинов, которыми жаловалась аристократия. Высшим был чин боярина введенного, затем окольничьего, затем шли дворцовые чины. Эти чины не передавались по наследству и могли сохраняться в роде только в результате продолжения службы. Источники знают также редкие случаи приобретения боярского звания простыми людьми, пробившимися вверх но служебной лестнице либо в силу своих особых дарований, либо в силу богатства.

Поскольку родовая честь зависела от служебной и знатные титулы не всегда являлись основанием для высокого чина, в московском государственном праве сложилась исключительная особенность, его отличавшая. Это местничество — соперничество знатных родов в борьбе за высшие чины и звания, за право быть старшим по службе. Рассмотрение местнических споров принадлежало боярам, а решение — царю.

Формировавшийся из указанных источников дворянский слой служилого класса нес свою службу с поместья, которое в отличие от вотчины, давалось во временное пользование.

В течение XVII в., в условиях стирания граней между вотчиной и поместьем, класс феодалов консолидируется, возникает понятие корпоративной замкнутости, в 1675 г. запрещается ввод в дворянство посадских людей и крестьян. Дворянство становится главной силой в государственном аппарате и на военной службе.

Купечество и посадское население

Городское население, занимавшееся ремеслом и мелкой торговлей, жило на посаде на улицах и в слободах, чаще всего объединявших специалистов одной профессии — гончаров, сапожников, бронников, золотых дел мастеров и т.д. и называлось посадским. Оно облагалось тяглом налогами в пользу государства, выполняло строительные и военные повинности.

Купечество, как и ранее, делилось на разряды. К самому высшему принадлежали гости. Это звание за особые заслуги жаловали купцам князья. Оно давало им ряд привилегий: освобождало от суда местных органов и подчиняло княжескому суду, от общинных податей и повинностей, предоставляло право владения вотчинами и поместьями. Пожалованные в гости купцы, как правило, служили в финансовых органах, заведовали таможнями, монетным двором, занимались оценкой и распределением княжеской казны, предоставляли государям займы и пр. Число их было невелико, в конце XVII в., по свидетельству Г. Котошихина, оно равнялось 30. Основная масса купечества была объединена в сотни.

Помимо ремесленных и торговых организаций в городах располагались дворы аристократии и монастырей. Эти островки феодализма не платили налогов были обелены и могли снижать цены на свои товары, создавая конкуренцию посадским людям. Кроме боярских людей жителей белых слобод от тягла в городах освобождались служилые люди по прибору стрельцы, пушкари, воротники и пр., которые также занимались ремеслом и имели преимущество перед тяглецами. Налоговое бремя посадских людей было поэтому весьма тяжелым, а круговая порука при уплате податей и повинностей в посадской общине мешала развитию предпринимательства. Часть населения городов переходила в заклад к беломестцам, записывалась в служилые, в кабальные холопы, а государство теряло при этом своих налогоплательщиков.

Уже в первой половине XVII в. оно начинает предпринимать меры, борясь с этим злом, и неоднократно в законодательном порядке запрещает заклады посадских и приобретение земель в городах беломестцам. Обнаруживается также тенденция к постепенному прикреплению черных посадских людей к тяглу к посадам.

Окончательно вопрос разрешился Соборным Уложением 1649 г. Оно вернуло посадам отторгнутые у них белые слободы, принадлежавшие вотчинникам, монастырям и церкви, а также обеленные освобожденные от тягла дворы поповых детей, дьячков, пономарей и других церковнослужителей, лавки и дворы крестьян. Крестьянам, в частности, было разрешено отныне торговать в городах только с возов и стругов, а все свои торгово-ремесленные заведения либо продать посадским, либо самим записаться в городское тягло. Аналогично разрешается вопрос о служилых по прибору — они обязывались платить налоги до тех пор, пока не продадут свои лавки и промыслы тяглецам. Эти положения Соборного Уложения облегчали налоговое бремя посадских людей и расширяли их права на занятия ремеслом и торговлей по сути было введено монопольное право горожан на занятие предпринимательством.

Но политика государства в отношении формировавшегося третьего сословия имела и другую сторону. Соборное Уложение прикрепило горожан к тяглу. Было предписано, во-первых, вернуть на посады всех ушедших от тягла в предшествующие годы, осуществив бездетно и безповоротно сыск закладчиков крестьян, холопов, кабальных, служилых по прибору, стрельцов, новых казаков и др.. Во-вторых, выход из посада, от тягла, запрещался впредь под угрозой ссылки в Сибирь, на Лену. Даже за переход из одного посада в другой государство грозило смертной казнью. В-третьих, были предусмотрены санкции против тех, кто в будущем примет беглых посадских людей. Им грозила великая опала от государя и конфискация земли. Наконец, Уложение, введя монопольное право горожан на городскую собственность ограничило право распоряжения ею. Продажа имущества посадского человека могла иметь место только внутри посадской тяглой общины.

Таким образом, Уложение ввело в городах специфический вариант крепостного права. Это был шаг, который на столетия обрек русский город на отсталость от Запада. Там города получали от государства привилегии, создавались условия для свободного предпринимательства и конкуренции. Там в города от крепостной зависимости бежали из сел крестьяне. Русским крестьянам бежать было некуда, разве что на окраины, в казаки, в Сибирь.

Крестьяне составляли основную массу жителей Московской Руси. Они издревле делились на две категории: черносошных или чернотяглых, живших на черных, государственных землях верховным собственником их был великий князь, и крестьян, живших в вотчинах и поместьях бояр, дворян, церковных феодалов. Черносошные крестьяне, как и черные посадские люди, жили общиной, которая владела землями и на основе круговой поруки осуществляла платежи в казну. Источники называет их ещё письменными или численными людьми, потому что они все исчислены учтены, несут тягло и распоряжаются своей землей не иначе, как с согласия общины и при условии передачи новому владельцу наследнику, арендатору или покупателю лежащего на данном участке земли тягла.

Крестьяне, жившие в частновладельческих вотчинах, строили свои отношения с владельцами земли на условиях ряда — договора. Садясь на неосвоенную или запущенную землю и беря обязательство расчистить поля и луга, распахать пашню, построить дом и т.п., крестьянин получал льготу освобождение от уплаты податей на 2, 5 и более лет и подмогу ссуду — деньгами или. что было чаше, скотом, орудиями труда, семенами. Ссуда денежная — серебром — дала название крестьянам, ее взявшим, — серебренники. Необходимость возврата ссуды при уходе с насиженного места не только сдерживала выход, но делала его практически невозможным, ибо крестьянин после окончания льготных лет значительную долю своего продукта отдавал владельцу земли в виде подати — своеобразной платы за пользование ею. Разве что новый владелец, переманивший крестьянина, уплатит за него серебро и откажет его у старого хозяина. Плата за пользование землей вносилась ежегодно в виде денежного или натурального оброка.

Часть крестьян главным образом на плодородных землях, в местах, где имела место барская запашка, находились на барщине. Это личная работа в хозяйстве феодала. Она могла быть либо дополнением к оброку, либо заменяла его. Царский Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином боярское дело.

Правовое положение крестьянства. Одним из неотъемлемых прав крестьян, смягчавшим определённым образом тяжесть повинностей, которыми они были обременены, оставалось право свободного выхода от землевладельца и перехода к другому. Судебник 1497 г. узаконил и срок этого выхода: за неделю до Юрьева дня осеннего — 26 ноября — и неделю после него. Судебник 1550 г. подтвердил этот срок. При выходе крестьянин, заплатив долги, платил ещё пожилое — за пользование двором. По первому Судебнику оно составляло в степной полосе 1 рубль Судебник царский добавил ещё 2 алтына, а в лесной — полтину. Размер пожилого зависел от прожитых лет: полная плата взималась от 4 лет и более. За меньшее количество лет и плата была меньше за 1 год 14 цены двора, за 2 года 12 и т.д.. Судебник 1550 года, принятый после восстания в Москве 1547 г., несколько смягчил порядок выхода, разрешив крестьянину при выходе в Юрьев день собрать урожай с земли прежнего владельца.

Однако главной тенденцией в развитии крестьянского хозяйства в Московской Руси становится сужение возможностей выхода и прикрепление крестьян к земле. Помимо серебра этому способствовал институт староожилъства. Старожильцами назывались крестьяне, долгие годы жившие на земле феодала и платившие подати, пользовавшиеся уважением и почетом, ведавшие раскладом тягла в общинах, осуществлявшие суд по мелким делам. Уходить с насиженных мест в спокойные годы они не имели повода. Из-под протектората крупных бояр и монастырей крестьяне выходили редко, уход был, главным образом, из худородных поместий.

Но поземельная зависимость, тем не менее, постепенно превращалась в личную.

Правовое положение холопов

В указанном периоде прослеживаются две тенденции в развитии холопства: утрата холопом статуса раба и ограничение холопства государством. Уже в XV в. исчезает такой источник холопства, как плен. Судебники объявляют бежавшего из плена холопа свободным. Практикуется отпуск холопов после смерти господина. Расширяются и другие пути выхода из холопства: ключники в городах — не холопы, наделённые орудиями труда и посаженные на землю по отпускной грамоте — не холопы.

Оформление холопства кабального за денежный заем требует санкции государственной власти. Кабальные грамоты составлялись площадными подьячими своеобразные русские нотариусы и свидетельствовались скреплялись в Холопьем приказе. Там же выяснялось, не служил ли будущий холоп прежде, а главное, не состоял ли в тягле. После этого грамота заносилась в кабальную записную книгу, где отмечался рожай — наружный вид человека: цвет волос, форма лица, носа, рот, особые приметы — рваное ухо, хромота, горб и т.п. Запись в кабальные холопы осуществлялась с 15 лет и не распространялась на детей, рожденных до холопства.

Мы видим, что холопство постепенно смещается в экономическую область, холоп признается личностью, его жизнь защищается законом, он приобретает имущественные права, сближается в правовом отношении с крестьянином. По Уложению 1597 г. холопы оставались приписанными к господину после уплаты долга и приравнивались к закрепощенным крестьянам. Соборное Уложение превращает холопство в весьма своеобразный институт: в холопство поступают при голоде или иных чрезвычайных обстоятельствах. Категорически запрещается поступать в холопство к некрещеным иноземцам. Окончательно институт холопства ликвидируется при Петре I , когда были стерты грани между холопом и крепостным.

С такой социальной структурой Россия вступала в XVIII век, в новый период своей истории, период абсолютизма.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 272 624
  • КНИГИ 639 245
  • СЕРИИ 24 274
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 601 282

Издание описывает основные проблемы отечественной истории с древнейших времен по настоящее время.

Материал изложен в доступной форме. Удобная периодизация учитывает как важнейшие вехи социально-экономического развития, так и смену государственных институтов.

Книга написана в соответствии с программой курса «История России» и с учетом последних достижений исторической науки.

Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов, а также для всех интересующихся историей России.

Рекомендовано Научно-методическим советом по истории Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине «История» для студентов технических вузов.

Б. Н. Земцов, А. В. Шубин, И. Н. Данилевский

Б. Н. Земцов, А. В. Шубин, И. Н. Данилевский

История России

Предмет. Слово «история» с древнегреческого языка переводится как «расследование», «узнавание», «установление». Первым историком считается грек Геродот из Галикарнаса (485–425 гг. до и. э.). Древние ценили историю и называли ее magistra vitae («наставница жизни»). Русский историк В. О. Ключевский так писал об истории: «В научном языке слово “история” употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс; 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Целью истории как науки является изучение исторического процесса, скрытого в многообразных исторических источниках. Целью истории как учебной дисциплины в высшей технической школе является укрепление связей подрастающего поколения с историей и культурой родной страны, которые облегчают социальную адаптацию и культурное развитие личности. Хотя речь идет о формировании сознания, история – это не идеологический предмет, подобный Закону Божьему в дореволюционных гимназиях или истории КПСС в советских вузах. «История России» сегодня – это учебный курс, раскрывающий на основе последних достижений отечественной и зарубежной науки основные закономерности становления и развития общества в нашей стране.

История – наука очень сложная и многоаспектная. В технических вузах охватить все процессы и явления невозможно из-за небольшого количества часов, выделяемых на их изучение, да это и не нужно, поскольку функции курса истории в технических вузах и на исторических факультетах различны.

На первый взгляд история изучает только прошлое. Однако, как отметил философ К. Ясперс: «История непосредственно касается нас… А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека». То есть в конечном счете история изучает возникающие во времени, исторические корни современного состояния общества.

Органической частью исторического процесса является развитие науки и техники. То, что современный студент технического профиля воспринимает как данность, когда-то создавалось и открывалось путем преодоления неудач и заблуждений. Этой теме также посвящен учебник истории, написанный для технического вуза.

История в техническом вузе представляет собой органическую часть блока социально-гуманитарных дисциплин, изучающих общество. Общество – это максимально сложная система, что предельно затрудняет создание теории его развития. Различные науки изучают составные части общества: политическую подсистему – политология, экономическую – экономика, социальную – социология и т. д. История изучает развитие этой системы во времени. Таким образом, предмет «История России» в высшей технической школе состоит в выявлении исторических закономерностей возникновения и развития российского общества во всех его проявлениях: от техники до политики, от экономики до науки.

Методология. В области точных и естественных наук появление новых учебных программ и учебников связано с научными достижениями. В сфере гуманитарных наук это тоже является основанием для корректировки программ. Однако основным условием создания концептуально новых научных школ и соответственно учебников является смена методологий. Методология представляет собой единство трех составляющих: теории исторического процесса, принципов и методов исследования.

Теоретической основой советской исторической науки была марксистско-ленинская формационная теория. Она представляла собой глобальную типологию исторических процессов, построенную на социально-экономических критериях. Такой подход недооценивал значение этнонациональной специфики. Между тем культура, национальная ментальность и даже государственные институты имеют внутреннюю историческую инерцию развития.

Монополия единственной формационной методологии в советской исторической науке вызвала своего рода теоретическую катастрофу 90-х гг. XX в.: с переходом к свободе мнений в гуманитарном знании был предъявлен слишком значительный по объему и содержанию материал, который не укладывался в старые, подчас догматические схемы. В результате вместо плавного совершенствования старых подходов они были просто отброшены многими специалистами. Само наличие закономерностей в историческом процессе было подвергнуто сомнению.

В качестве альтернативы коммунистическому строю новое политическое руководство страны в 1991 г. выбрало либеральный путь развития. В области исторического знания это сопровождалось ростом вестернизации (форсированного внедрения западных политических и экономических структур) и исторических методологий, развивавшихся в Западной Европе и Америке.

Кризис либеральных реформ и сложность применения западных либеральных принципов к российской действительности ограничили распространение либерально-западнически х подходов к истории, которые, однако, заняли свое место в идейном спектре современной исторической науки России. Другими составляющими этого спектра стали различные вариации марксизма, а также державно-патриотические подходы. Вместе с тем современная историческая наука позволяет сосуществовать различным методологическим и идейным течениям на основе принципов историзма, многофакторности и объективности анализа исторического материала.

Принцип историзма обязывает историка изучать явления и процессы прошлого в развитии, в связи с порождающими их условиями, конкретно-исторической обстановкой, в контексте их места и времени.

Принцип объективности подразумевает, что идейные оценочные выводы должны вытекать из анализа исторического материала, а не определять его направление. Многофакторный подход рассматривает исторические явления как сложный результат воздействия различных факторов развития общества. Ряд исследователей также придерживаются системных подходов, стремясь выявить связи между самыми разнообразными факторами, выстраивая модели целостных общественных систем.

Сегодня все больше ученых начинают рассматривать российскую социальную систему как сложное и оригинальное культурно-историческое явление. Жизненный уклад каждой страны и каждого народа возникает не случайно, а в результате объективных закономерностей и творческого порыва людей.

Методы исторических исследований представляют собой совокупность способов и конкретных приемов получения новых знаний. Как и любая другая наука, история использует общие (общенаучные) и специальные методы познания. К общим относятся: описание, анализ (то есть разделение исторического объекта на составные части и изучение их в отдельности) и синтез (требующий исследования не какого-то отдельного явления, а построения модели процесса в целом, сведения воедино выводов, относящихся к каждой части, и получения на основе этого нового знания).

Среди специальных методов одним из важнейших является сравнительный. Сравнение ведется как по вертикали (сравнение подобных явлений на разных этапах исторического развития), так и по горизонтали (анализ процессов, протекающих в разных странах и в разные эпохи). При этом критерии сравнения должны оставаться неизменными. Это позволяет понять причины исторической специфики той или иной социальной системы.

Технологическая карта урока

2) Крестьянский «мир».

3) Посадские и «гости»

Изучение нового материала

Ресурсы уроков

Основные понятия и термины

«Служилое» и «тяглое» население. Жалованные грамоты. Община (мир). Заповедные лета. Крепостное право. Урочные лета. Холопы. Слободы. Посады

Основные даты

1581 г. — введение заповедных лет, начало становления в России крепостного права

Иван III, Василий III, Иван IV

Домашнее задание

Мини-проекты

1. Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

2. Проведите самостоятельное исследование, существуют ли в местности, где вы проживаете, памятники архитектуры, охраняемые государством. Есть ли среди них памятники XVI в.?

3. Задание 5 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Какие исторические источники помогают учёным в исследовании древних обществ?

Как развивалось российское общество в XVI в.? На какие вопросы мы должны ответить, чтобы понять, каковы были особенности общественного развития России XVI в.?

Почему многие проблемы социального развития до сих пор вызывают споры среди историков?

Определять существенные черты общества в определённый исторический период.

Определять алгоритм познавательной деятельности (под руководством учителя)

Ориентационный (актуализации/повторения)

Вспомните, из каких слоёв, групп состояло население стран Западной Европы в Средние века.

О каких социальных группах населения России вы уже знаете? Кто такие «удельные князья»? Что такое «местничество»? Какова была роль местничества в системе управления государства?

За счёт каких доходов существовало Российское государство?

Применять ранее полученные знания.

Использовать понятия «общество», «государство» в новой учебной ситуации

Содержательно-операционный

Что такое государев родословец? Найдите ответ в тексте параграфа.

Что такое государева служба? Каковы её особенности в России XVI в.? Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. Какие выгоды, привилегии получал «государев человек»? Какие обязанности накладывала на человека государева служба?

Дайте собственное определение понятиям «крепостное право», «заповедные лета». Сравните с данными в словаре определениями.

Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? Охарактеризуйте быт крестьян, изучив материалы параграфа. Можно ли считать его примитивным?

Что означает понятие «казённые платежи» во фразе «…белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей…»?

Под руководством учителя проанализируйте текст исторических записок о России иностранца А. Поссевино (см. дополнительный материал к уроку «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады») на основе инсерт-технологии (см. дополнительный материал). Какова была власть российского «великого государя»? В чём вы видите её сходство с властью византийских правителей?

Изобразите схематически структуру российского общества в XVI в.

Определять особенности исторического объекта, явления.

Давать оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений.

Давать определение понятию на основе выделенных существенных признаков.

Работать со словарём.

Аргументировать свою точку зрения с помощью конкретных примеров.

Использовать сведения из исторических источников, словаря для выявления особенностей устройства российского общества XVI в.

Оценивать информационную значимость, полноту, достоверность разных видов исторических источников.

Представлять информацию в графическом виде (схема)

Работа с текстом, словарём

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Как формировалось сословное общество в России XVI в.? Какие факторы влияли на этот процесс? В чём состояли отличия от подобных процессов в Западной Европе?

Объясните смысл фразы: «Чей род любится — тот род и высится». Какие последствия и примеры такого подхода к управлению страной в XVI в. вы можете назвать? Существуют ли в наше время пережитки такого подхода?

Какое событие можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения.

Выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах? Способствовала ли такая система управления развитию России?

Соотносить известные признаки развития общества, государственности и примеры жизнедеятельности людей.

Сравнивать явления и процессы, излагать выводы и аргументировать их в соответствии с возрастными возможностями с помощью учителя.

Выражать ценностные суждения по изучаемой проблеме.

Аргументировать свою точку зрения с помощью конкретных примеров

В 17 веке население России состояло из 3-х больших групп: привилегированное, податное и посадское. Подавляющая часть населения относилась к крестьянам. Именно в 17 веке полностью завершился этап закрепощения крестьян. Сначала срок сыска беглых увеличили до 10 лет, затем до 15. Позже, в 1649 году, по соборному уложению, крестьяне становились собственностью феодалов пожизненно.

К концу 17 века в России уже проживало более 10 млн человек. Страна была аграрной. Более 98% населения жили в сельской местности. Россия значительно расширила свои территории, став самой крупной страной в мире по площади населения. При этом по численности населения страна уступала Франции, Германии и Италии.

Дворяне и бояре

Население России 17 века «сверху» в основном концентрировалось среди бояр и дворянства. При этом, если еще в 16 веке основная власть элиты принадлежала боярам, а дворяне занимали второстепенные значения, то в 17 веке эти сословия начали меняться ролями. Постепенно боярство, как класс, ликвидировалось, и управление государством поэтапно переходило к дворянам.

Бояре и дворяне в России 17 века

Основа власти привилегированных сословий заключалась во владении крепостными. Дворяне и бояре долгое время настаивали, чтобы крепостных им передавали в пожизненное владение. Это было узаконено Соборным уложением 1649 года. Интересна статистика по владению крестьянскими хозяйствами различными слоями российской элиты 17 века:

  • 10% - принадлежали царю
  • 10% - принадлежало боярам
  • 20% - принадлежало церкви
  • 60% - принадлежало дворянам

Отсюда видно, что уже с середины века основную роль, в качестве основной верхушки общества, играли дворяне и духовенство.

Духовенство

В России 17 века проживало 2 вида духовных сословий:

  • Белое - порядка 110 тыс человек к концу века.
  • Черное (монахи) - порядка 10 тыс человек к концу века.

Выше уже отмечалось, что примерно 20% всех крестьянских хозяйств находились под контролем церкви. Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия - его нельзя было судить. Рассматривая духовенство России 17 века важно отметить, что у него было сильное расслоение: были простые служители, средний класс и руководители. Их положение, права и возможности сильно отличались. Например, архиереи по своему богатству и образу жизни мало уступали боярам и дворянам.

Крестьяне

Основу населения России в 17 века составляли крестьяне. На их долю приходилось порядка 90% всего населения. Все крестьянство делилось на 2 категории:

  • Крепостные (владельческие). Находились в прямой зависимости от привилегированных слоев населения(царя, бояр, дворян, духовенства).
  • Черносошные. Сохраняли частичную самостоятельность. Работали на земле, выделенной общиной, и не освобождались от налогов.

Крестьяне 17 века в России

Крепостные крестьяне в 17 веке были полностью лишены прав. Их могли продать, даже если человек «вырывался» для этого из семьи. Крестьян могли продавать или дарить. В повседневной жизни они полностью зависели от феодалов, оплачивая 2 типа налогов: барщина и оброк. Барщина - работа на помещичьих землях. В некоторых случаях она составляла 5 дней в неделю. Оброк - налог в натуральной (продуктовой) или денежной форме.

Городское население

К концу 17 века городское население России составляло примерно 3% от общей численности. Всего в стране насчитывалось порядка 250 городов, в которых в среднем проживало около 500 человек. Крупнейший город - Москва (27 тыс дворов). Другие крупные города: Нижний Новгород, Ярославль, Псков, Кострома.

Красная площадь во второй половине 17 века - Васнецов

Города в основном состояли их посадского населения. Если в городе такого населения не было, то они служил исключительно в военных целях. Посадское население делилось на торговцев, ремесленников и простых рабочих. Однако, чаще всего население города делилось по богатству на:

  • Лучшие - богатые горожане. Указывалось полное имя с приставкой «сын». например, Иван Васильев сын Панкратова.
  • Средние - зажиточные горожане. Таких людей называли по собственному имени и имени отца. Например, Петр Васильев или Николай Федоров.
  • Молодшие - бедные горожане. Им давали уничижительное имя и прозвище. Например, Петька Портной или Николаша Хромой.

Время было дикое. Сегодня рядовому неплательщику налогов грозит штраф, а раньше за это можно было и в рабство попасть. Такие дела.

До XVI века

На Руси было много всевозможных налогов, а трехсотлетнее татаро-монгольское иго привело к тому, что их стало ещё больше. Народ платил подати своим князьям, ханским баскакам, монастырям. Чем больше воевала Русь тем больше появлялось новых поборов. А что касается наказаний, то в исторических источниках того времени упоминались битье кнутом и батогами. Но часто неплательщики просто сбегали, и их уже никто не искал. Когда татаро-монголы ввели поголовную дань, налог взимался силой за счет имеющегося имущества, ну а если больше не было ничего, то несостоявшихся плательщиков уводили в рабство.

В целом же, вплоть до XVI века в исторических уголовных документах отсутствовали статьи об ответственности за налоговые преступления - вопросы решались на местах по-разному.

XVI век

Впервые упоминания о наказаниях за неуплату налогов появились в Судебнике 1550 года. Он устанавливал, что, если оброк не платился в указанный срок, то его полагалось платить в двойном размере.

Позже на Земском соборе в 1619 году приняли решение провести перепись "тяглового населения". В то время основным источником пополнения казны были косвенные налоги - таможенные и кабацкие сборы. За них были ответственны головы и целовальники, и если они были уличены в воровстве и корысти, то им грозила смертная казнь.

Тем временем на местах ответственность за взимание сборов в соответствии с установленным окладом нес воевода. При недоборе денег ему грозили "доправление", пеня, опала, ссылка или смертная казнь.

После переписи населения, информация о налогах стала записываться в писцовые книги, налоговые нарушения стали отслеживаться, и вариантов наказаний стало больше.

В Соборном уложении 1649 года появился термин "правеж" - наказание, которому подвергались неплатежеспособные должники и неплательщики. Битье осуществлялось публично у приказа, на торгу. Неплательщика били по икрам тонким гибким прутом - "правежем". Битье кнутом и взыскание налогов в тройном размере устанавливалось для московских чинов, городовых дворян, детей боярских и иноземцев за незаконный провоз под своим прикрытием торговых людей с товарами, с которых нужно было платить пошлины. Если верить документу, то правеж заключался в том, что должника, который не хотел платить, утром, ещё до начала работы приказов, выводили перед приказной избой, обнажали ему икры и били по ним. Процедура длилась целый день, до тех пор, пока судьи не уедут из приказа.

Век XVII и Пётр I

В начале правления Петра I у России появилось множество расходов - страна непрерывно участвовала в войнах, и на это требовалось все больше денег. Повинностей для населения становилось больше - их стало около 30, а следили за неплательщиками налогов крайне сурово. Бюджет испытывал огромный дефицит, и в 1719 году Сенат решил провести перепись населения. За утайку информации, в том числе об имуществе, старостам и выборным людям грозила смертная казнь. Это было необходимо, чтобы заменить подворный налог подушной податью, которая собиралась также со стариков и детей.

При Петре I «правеж» был упразднен в пользу долговых тюрем — туда могли попасть за неуплату налогов, долги кредиторам, невыплату судебных издержек или зарплаты в срок. Заключенные в долговых ямах обычно содержались за счет своих кредиторов и не выходили оттуда, пока не был погашен долг или не заканчивались кормовые деньги.

За неуплату налогов и долгов как неплательщиков, «так и поручиков их» (по откупам, подрядам, государственным недоимкам, частным долгам) указано было отсылать на работу в Петербург, в Адмиралтейство, в галерную работу, а женщин - в прядильный дом и за работу засчитывать долговых денег по 1 руб. в месяц и давать корм наравне с каторжными. За неуплату налогов ссылали в Азов, в Сибирь на строительство городов-крепостей.

По указу от 19 мая 1769 года за недоимку стало отвечать все селение. Старост и выборных забирали под караул и использовали в тяжелой работе без платежа указанных денег вплоть до полной уплаты податей. Это стало называться круговой порукой.

Читайте также: