Требования налогового законодательства по открытию счетов

Опубликовано: 20.09.2024

Исх. № А-01/5-196 от 31.03.2017

Министру финансов
Российской Федерации
Силуанову А. Г.

Уважаемый Антон Германович!

Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков – членов АРБ, касающимися порядка применения требований п. 12 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в случае открытия физическим лицам вкладов и счетов для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью, при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этих лиц как индивидуальных предпринимателей.

На основании п. п. 11 и 12 ст. 76 НК РФ кредитным организациям запрещено открывать счета и вклады юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатский кабинет, при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этих лиц как налогоплательщиков (плательщиков сбора, налоговых агентов).

Однако в соответствии с позицией Минфина России, изложенной, в частности, в письмах от 29.05.2015 № 03-02-07/1/31260, от 28.12.2015 № 03-02-07/1/76791, от 14.06.2016 № 03-02-07/1/36400, от 28.11.2016 № 03-02-07/1/70199, в НК РФ не предусмотрены исключения в отношении счетов и вкладов, которые открываются индивидуальному предпринимателю для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В письмах Минфина России указано, что запрет на открытие счетов и вкладов физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, установлен независимо от целей открытия конкретного счета или вклада.

Таким образом, согласно позиции Минфина России, банк не вправе открыть индивидуальному предпринимателю счет или вклад в целях совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью, при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица как индивидуального предпринимателя. Соответственно, при открытии счета физическому лицу банк должен проверить, не является ли это физическое лицо индивидуальным предпринимателем и, если является – нет ли приостановления операций по его счетам как индивидуального предпринимателя на основании решения налогового органа.

Считаем, что такое толкование нормы п. 12 ст. 76 НК РФ противоречит смыслу, заложенному в нее законодателем, ввиду следующих обстоятельств.

1. В настоящее время порядок открытия и закрытия банковских счетов и вкладов физическим и юридическим лицам урегулирован в Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», и согласно п. 2.2 данного нормативного акта текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Договоры банковского вклада также не предусматривают возможность использования их для предпринимательской деятельности.

Аналогичным образом в Положении Банка России 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» предусмотрено, что счет № 40817 «Физические лица» предназначен для учета денежных средств физических лиц, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Следовательно, несмотря на то, что законодательство не разграничивает имущество физического лица на личное и используемое в предпринимательской деятельности, без нарушений требований закона физическое лицо не сможет использовать текущие счета и вклады для ведения предпринимательской деятельности.

2. Согласно п. 1 и 3 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам применяется:

– для обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога (сбора, страховых взносов), пеней и (или) штрафа;

– в случае непредставления налоговой декларации;

– в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по обеспечению получения от налогового органа документов в электронной форме и передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов.

По мнению Ассоциации, запрет на открытие счета физическому лицу при наличии приостановления операций по счетам этого лица как индивидуального предпринимателя может препятствовать выполнению задачи по обеспечению исполнения решения налогового органа о взыскании задолженности.

Правовое положение физического лица отличается от коммерческой организации. Так, при невозможности (нежелании) вести предпринимательскую деятельность физическое лицо может устроиться работником по найму и получать заработную плату. При этом наличие запрета на открытие текущего счета для зачисления заработной платы будет вынуждать физическое лицо получать заработную плату наличными. Тем самым процесс взыскания задолженности перед бюджетом усложнится, поскольку вместо взыскания в порядке п. 2 ст. 46 НК РФ путем направления в банк поручения на безакцептное списание денежных средств налоговому органу необходимо будет получать исполнительный лист и с помощью судебных приставов-исполнителей осуществлять поиск имущества должника – физического лица, на которое может быть обращено взыскание.

3. Предлагаемая Минфином России интерпретация нормы п. 12 ст. 76 НК РФ создает неопределенность в случае открытия вклада в пользу третьего лица (ст. 842 Гражданского кодекса Российской Федерации), при котором банку не будут предоставлены сведения о паспортных данных такого третьего лица.

Возникают следующие вопросы:

– каким образом банку проверять наличие статуса индивидуального предпринимателя и приостановления операций по его счетам в отношении лица, в пользу которого открывает вклад;

– каковы должны быть действия банка при обращении выгодоприобретателя по вкладу, в случае если банку известно о том, что на момент открытия вклада в пользу этого лица у него имелось приостановление операций по счетам индивидуального предпринимателя (вклад уже открыт, по условиям договора банк обязан выдать денежные средства лицу, в пользу которого он открыт, такого основания для отказа в выдаче вклада, как приостановление операций по счетам индивидуального предпринимателя на основании решения налогового органа, гражданское законодательство не предусматривает);

– может ли банк в вышеуказанном случае быть привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 132 НК РФ. С учетом изложенного в целях минимизации фактов нарушения банками норм законодательства о налогах и сборах просим Вас высказать официальную позицию Минфина России по вопросу об обоснованности применения требований п. 12 ст. 76 НК РФ в случае открытия физическим лицам вкладов и счетов для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью, при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этих лиц как индивидуальных предпринимателей.

Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Минфином России.

С уважением,
Президент

Г. А. Тосунян

Исп.: Митяшова Л. А., тел. (495) 691-50-53
Кинсбурская В. А., тел. (495) 691-81-21

История переписки

  • 04.04.2017 Письмо АРБ Министру финансов РФ А. Силуанову «О применении п. 12 ст. 76 НК РФ при открытии физическим лицам счетов и вкладов, не связанных с предпринимательской деятельностью»
  • 04.07.2017 Ответ Минфина на письмо АРБ «О применении п. 12 ст. 76 НК РФ при открытии физическим лицам счетов и вкладов, не связанных с предпринимательской деятельностью»
Прикрепленные документы
  • Полный текст документа (pdf, 2.7 Mb)

Предпринимателям рекомендуется изучить новый закон, чтобы узнать о новых возможностях и избежать привлечения к ответственности. В числе важных нововведений: увеличение срока хранения документации, уточнение порядка обжалования решений налоговых органов, изменения в регулировании контролируемых сделок и вопросов, связанных с участием в иностранных компаниях

В 2020 г. в Налоговый кодекс РФ были внесены масштабные поправки, затрагивающие граждан и организации (подробнее об этом – в статье «Как мы будем платить налоги в 2021-м», а также в публикациях об имущественных налогах, о налоге на прибыль, НДС и специальных налоговых режимах). Однако законодатель решил не останавливаться. 17 февраля 2021 г. был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который вступит в силу 17 марта текущего года.

Новые поправки в налоговое законодательство касаются большинства российских предпринимателей. Одни изменения предоставляют дополнительные возможности, другие же необходимо учесть в своей работе во избежание наступления ответственности. Поэтому каждому бизнесмену рекомендуется изучить новый закон и скорректировать параметры своей деятельности. В этой статье мы рассмотрим наиболее важные нововведения.

Увеличение срока хранения документации

Налогоплательщики и налоговые агенты теперь должны будут хранить бухгалтерскую и другую документацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов, на протяжении 5 лет. Такие же сроки установлены в отношении документов, подтверждающих уплату налоговых платежей. Сейчас этот срок составляет 4 года. Течение срока начинается с момента составления соответствующего документа.

Регулирование вопросов, связанных с участием в иностранных компаниях

Новый закон уточнил порядок определения размеров долей участия российского налогоплательщика в иностранных компаниях в случаях предоставления соответствующих уведомлений. Поясним: согласно НК РФ налогоплательщики обязаны информировать налоговые органы об обладании более 10% долей участия в иностранных юридических лицах, об учреждении за рубежом организаций, не имеющих признаков юрлица, а также предоставить перечень контролируемых ими иностранных компаний. Соответственно, уведомлять придется также об изменении размеров долей участия лица в иностранных организациях. И вот на этот случай было прописано правило, по которому подавать уведомление необходимо только при изменении доли участия налогоплательщика более чем на одну сотую долю процента. Тем самым при незначительной корректировке размера принадлежащей лицу доли подавать уведомление не потребуется.

Расширение полномочий налоговых органов

Государство последовательно расширяет сферу контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов, особенно со стороны фактических бенефициаров предприятий. Именно в таком контексте следует рассматривать дополнение ст. 86 НК РФ пунктом 2.1. Теперь банки обязаны по требованию налоговых органов предоставлять следующие документы и сведения:

  • копии паспортов лиц, которые имеют право на снятие денежных средств со счетов;
  • копии доверенностей на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах;
  • документы, относящиеся к открытию, ведению и закрытию счетов (в этот блок документов входят, например, заявление и договор на открытие счета, переданные клиентом при открытии счета документы и т.д.);
  • карточки с образцами подписей и оттисками печатей;
  • любая информация, которой обладает банк, о выгодоприобретателях, бенефициарах организаций и их представителях.

Кроме того, уточнен перечень лиц, у которых налоговые органы вправе истребовать информацию и документы во время проведения налоговых проверок. Теперь такие требования могут адресовать текущим и бывшим реестродержателям акций проверяемого налогоплательщика.

Налогообложение внешнеторговой деятельности

В налоговом законодательстве уделено повышенное внимание сделкам, заключенным взаимозависимыми лицами, т.е. связанными друг с другом субъектами, которые в силу характера своей связи могут действовать согласованно для извлечения необоснованной налоговой выгоды. В отношении таких сделок применяются методы налогового контроля, перечисленные в НК РФ.

При этом крупнейшие налогоплательщики могли заключить с уполномоченным органом государственной власти соглашение о порядке ценообразования, в котором определялись механизмы установления цен и применения методов ценообразования в конкретных сделках. Ранее, даже если стороной внешнеторговых сделок, в отношении которых заключено указанное соглашение, были иностранные субъекты, применялись методы налогового контроля, указанные в НК РФ. Теперь же допускается использование аналогов таких методов, предусмотренных иностранным законодательством, но при условии сопоставимости полученных налоговых результатов.

Более того, теперь налогоплательщики обязаны хранить всю бухгалтерскую и иную документацию по указанным выше сделкам на протяжении 10 лет.

В отношении соглашений о ценообразовании законодатель уточнил порядок предоставления дополнительных документов уполномоченному органу власти, обязанности иностранного контрагента российского налогоплательщика в связи с заключением соглашения, процедуру рассмотрения заявления налогоплательщика о заключении соглашения с приложенными к нему документами, а также был дополнен перечень оснований для отказа в заключении соглашения и т.д.

Регулирование контролируемых сделок

В новом законе уточнены критерии отнесения сделок в области внешней торговли к числу контролируемых, т.е. подлежащих особому налоговому контролю в связи с тем, что их сторонами являются взаимозависимые лица.

Также закон предусмотрел учет полученных налогоплательщиком доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по заключенным с взаимозависимыми лицами сделкам, если такие сделки были осложнены наличием фигуры комиссионера или агента. Тем самым полученные от комиссионера (агента) денежные средства будут подлежать учету в качестве дохода налогоплательщика.

В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 105.17 НК РФ налоговая проверка по факту выявления контролируемой сделки не проводится, если налогоплательщик в год совершения такой сделки обратился с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. Также в законе определены особенности взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами при возникновении подобной ситуации.

Законодатель установил новые сроки исполнения требований налоговых органов о предоставлении документов при проведении проверок, связанных с заключенными между взаимозависимыми лицами сделками: вместо 5 дней документы могут быть представлены в течение 10 дней.

Обжалование решений налоговых органов

Расширен перечень оснований для оставления вышестоящим налоговым органом поступившей от налогоплательщика жалобы без рассмотрения:

  • спор между налогоплательщиком и налоговой инспекцией был разрешен в судебном порядке;
  • жалоба не была подписана;
  • до рассмотрения жалобы по существу заявитель умер или организация была ликвидирована.

Налогоплательщику теперь предоставлено право ходатайствовать о приостановлении рассмотрения его жалобы в вышестоящем налоговом органе на срок до 6 месяцев. Это допускается в случае необходимости предоставить дополнительные документы. Кроме того, налоговый орган, который рассматривает жалобу, может приостановить рассмотрение жалобы, если:

  • имеется действующее судебное разбирательство по аналогичному вопросу;
  • необходимо проведение взаимосогласительной процедуры;
  • невозможно рассмотрение жалобы по существу до разрешения другого дела в порядке конституционного, уголовного, административного или иного производства.

Уведомление об открытии/изменении реквизитов/закрытии зарубежного счета физическим лицом существует давно. С 2015 г. у физических лиц появилась обязанность направлять в российскую налоговую отчеты о движении денежных средств по зарубежным счетам. В настоящей статье будут рассмотрены все обязанности физических лиц, связанные с наличием иностранного счета и последствия неисполнения таких обязанностей.

Уведомление об открытии зарубежного счета и Отчеты о движении денежных средств по зарубежному счету

Указанное ниже распространяется ТОЛЬКО на физических лиц, которые являются валютными резидентами РФ (с 1 января 2018 г. - это ВСЕ граждане России) и в календарном году находятся на территории РФ более 183 дней. Требования по представлению Уведомления об открытии/закрытии/измении реквизитов зарубежного счета, Отчетов о движении денежных средств по зарубежному счету и к порядку проведения валютных операций по зарубежным счетам НЕ распространяются на граждан РФ, которые суммарно в календарном году находились за пределами РФ более 183 дней (с того момента, как лицо достигло указанного количества дней).

1) Открытие счета в иностранном банке

2) Закрытие счета в иностранном банке

1 месяц с даты открытия/закрытия счета Документы прикладывать НЕ требуется
(напр., копии заключенных банковских договоров, реквизиты счета и т.д. прикладывать НЕ требуется, однако налоговый орган ВПРАВЕ запросить указанные документы в качестве подтверждения заявеленных лицом сведений)

ч.2 ст. 15.25 КоАП РФ

Представление резидентом в налоговый орган Уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов счета с нарушением установленного срока (гражданин уведомил налоговый орган с опозданием, НО самостоятельно - Прим. юриста КГ "ГидПрава")

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Непредставление (гражданин НЕ уведомлял налоговый орган до тех пор, пока налоговому органу не стало известно о наличии у него счета - Прим. юриста КГ "ГидПрава") резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета или об изменении реквизитов счета

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей.

1 месяц с даты изменения реквизитов счета

Документы прикладывать НЕ требуется

1) Наличие открытого счета в иностранном банке

2) Закрытие счета в иностранном банке

1) первый отчет - в срок до 01 июня года, следующего за годом, в котором был открыт зарубежный счет

Далее - ежегодно в срок до 01 июня

2) одновременно с Уведомлением о закрытии счета за период с 1 января отчетного года или с даты открытия счета в отчетном году по дату закрытия счета включительно

В случае закрытия физическими лицами - резидентами счетов в 2015 г. отчет по таким счетам должен быть представлен в срок до 1 июня 2016 года.

Документы прикладывать НЕ требуется, однако, физическое лицо - резидент вправе представить в налоговый орган подтверждающие документы и информацию одновременно с отчетом
(как правило, ФНС запрашивает выписку по счету, из которой можно увидеть верность отражение сумм в представленном Отчете о движении, а также в соответствии с указанными в выписке основаниями зачисления - понять, ЧТО из зачисленных сумм является доходом)

Также см.

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам более чем на тридцать днейвлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 500 рублей до 3 000 рублей

ч.6.5. ст. 15.25 КоАП РФ

Повторное (подразумевается пропуск отчетного периода) непредсатвление Отчета о движении денежных средств

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20 000 рублей

Срок давности - 2 года с момента совершения правонарушения, т.е. с 1 июня года, следующего за отчетным.

Таким образом сроки истечения исковой давности:
Отчет за 2015 г. - дата подачи 01 июня 2016 г. + 2 года = 01 июня 2018 г.
Отчет за 2016 г. - дата подачи 01 июня 2017 г. + 2 года = 01 июня 2019 г.
Отчет за 2017 г. - дата подачи 01 июня 2018 г. + 2 года = 01 июня 2020 г.

Декларация 3-НДФЛ

Получив отчет о движении денежных средств и увидев положительный баланс по нему, налоговики скорее всего попросят предоставить выписку по счету. Данное требование законно и направлено на выявление ДОХОДА, который зачислялся на зарубежный счет и с которого в РФ должен быть уплачен НДФЛ 13% ("доход от источников за пределами РФ"). Не все поступления на счет считаются доходом - денежные средства могли перечислить, например, родственники или Вы могли самостоятельно внести наличные (с которых в РФ упалчен налог) на свой зарубежный счет и т.д.

В случае же, если поступавшие на зарубежный счет суммы являются доходом, а валютный резидент в отчетном году являлся также НАЛОГОВЫМ резидентом (находился на территории РФ более 183 дней в году в течение следующих друг за другом 12-ти месяцев), то данный доход должен быть задекларирован в РФ и с него должен быть уплачен НДФЛ.

Наличие облагаемого налогом дохода, поступившего на зарубежный счет

1) подача декларации - до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Отчетный период для иностранного счета: 01 января - 31 декабря

2) уплата налога - до 15 июля этого же года

Не требуется

ФНС может запросить предоставить любые документы, подтверждающие верность исчисленного налога

1) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ -
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

В 2018 г. проводится камеральная проверка за 3 предыдущих отчетных года - 2015, 2016, 2017. Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то налог с нее должен быть заплачен до 15 июля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.01.2016 г.+ 3 года = 01.01.2019 г.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Срок давности - 2 года

Законность валютных операций

Помимо этого, также необходимо учитывать, что сотрудниками налогового органа будет анализироваться вопрос о ЗАКОННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ЗАРУБЕЖНОМУ СЧЕТУ (как связынных с зачислением, так и со списание денежных средств) на предмет соблюдения требований ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Это САМЫЙ ВАЖНЫЙ вопрос в связи с суровой ответвенностью за совершение валютного правонарушения. Детальный анализ законных и незаконных валютных операций Вы можете найти в нашей статье (СТАТЬЯ) Валютные операции по личному счету физического лица в иностранном банке. Перечень разрешенных и запрещенных валютных операций (с учетом изменений от 1 января 2018 г.)

1) зачисление средств на зарубежный счет должно быть валютной операцией, прямо разрешеной ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

2) все, что прямо не разрешено ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" - являетя незаконной валютной операцией

3) законное списание (расходование) денежных средств, НО зачисленных на счет с нарушением требований валютного законодательства - незаконная валютная операция

4) валютные операции между валютными резидентами РФ - запрещены, за исключением случаев, прямо указанных в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Данный вопрос стал крайне актуален с момента признания ВСЕХ граждан РФ валютными резидентами независимо от срока проживания за границей

Штраф от 75% до 100% размера суммы незаконной валютной операции за осуществление незаконных валютных операций

Момент исчисления срока исковой давности по административным валютным правонарушениям

Ст. 4.5. КоАП РФ Давность привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете не может быть вынесено по истечении 2-х лет со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В Постановлении Пленума ВС РФ (ниже) дано соответствующее разъяснение о том, какое правонарушение признается длящимся.

Судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения - "для длящихся правонарушений", Прим.автора).

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности - "НЕ относится к валютным правонарушениям", Прим.автора.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Момент исчисления срока исковой давности по налоговым правонарушениям

Ст. 113 НК РФ Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Таким образом:

ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011г. № 13447/1

Ст. 119 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок, в виде взыскания штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога по этой декларации, за каждый полный или полный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Таким образом, при несвоевременном представлении налоговой декларации днем совершения правонарушения является следующий день после истечения срока, установленного для подачи декларации в налоговую инспекцию.

При этом следует отметить, что дата фактического представления декларации в налоговую инспекцию на отсчет срока давности привлечения к ответственности не влияет.

ст.122 НК РФ - неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

Ответы на часто задаваемые вопросы

1. Как в России узнают, что у меня есть иностранный счет?

Информация о зарубежном счете может стать известна российским налоговикам в рамках автоматического обмена информацией между странами, подписавшими соответствующие соглашения ОЭСР. Вступление в силу соглашений, а соответственно и первый обмен намечены на сентябрь 2018 года. Только практика может показать, насколько эффективным и действенным окажется данный международный инструмент. Подробнее об автоматическом обмене с Россией Вы можете прочитать в нашей статье (СТАТЬЯ) Автоматический обмен налоговой информацией CRS 2018 - как происходит, какая информация передается, какая установлена ответственность?

2. Я являюсь налоговым резидентом РФ, т.к. преимущественно проживаю в РФ и валютным резидентом. У меня есть банковский счет во Франции, который я открыл в 2012 г. Ни уведомлений, ни отчетов о движении денежных средств в РФ по данному счету я не направлял. На счет проиводились зачисления от сдачи моей французской квартиры в аренду. Данные средства в РФ я не декларировал. В 2018 г. я узнал, что в результате автоматического обмена с РФ о моем счете может стать известно российской налоговой. Хотел бы заявить об этом счете и все задекларировать. Что мне необходимо сделать и какие будут в данном случае начислены штрафы?

  1. Подать Уведомление об открытии зарубежного счета - штраф за несвоевременную подачу - 1 500 руб.
  2. Подать Отчеты о движении денежных средств по данному счету за 2015, 2016 г.г. - одновременно с Уведомлением об открытии счета и за 2017 г. в срок до 01 июня 2018 г. Штрафы - 20 000 руб. х 2 пропущенных периода = 40 000 руб.
  3. Проанализировать ВСЕ поступления и списания денежных средств по данному счету на предмет законности валютных операций. В частности, зачисление дохода от сдачи в аренду недвижимости на зарубежный счет, открый во Франции (страна ОЭСР и ФАТФ) - законная валютная операция. С учетом срока исковой давности лицо НЕ привлекается к административной ответственности за неезаконные валютные операции с момента совершения которых прошло 2 года.
  4. Определить, ЧТО именно из поступлений является налогоблагаемым доходом, подлежащим декларированию в РФ и в соответствии с этим:
    • заполнить и подать Декларации 3-НДФЛ за 2015-2016 г.г. - штраф (5% от суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 000 руб.) и Декларацию 3-НДФЛ за 2017 г. в срок до 30 апреля 2018 г.
    • исчислить и самостоятельно уплатить в бюджет сумму недоимки (налога) и пени за каждый день просрочки. В связи с самостоятельной уплатой НДФЛ штраф за несвоевременную уплату налога в размере 20% НЕ применяется.

Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета

1. Открытие банком счета российской организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через отделение, аккредитованному филиалу, представительству иностранной организации, индивидуальному предпринимателю, счета инвестиционному товариществу при отсутствии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, открытие счета иностранной организации, не указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 86 настоящего Кодекса, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица

влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

2. Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества

влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.1. Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета

2) суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных статьями 116, 117 и 118, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135, 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации:

2) суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных статьями 116, 118 и 119.1, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135, 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации:

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116, 118, статьей 1191, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 1291, 132, 133, 134, 135, 1351 Налогового кодекса Российской Федерации

Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в положения статьи 132 "Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику" главы 18 "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающие ответственность банка за несообщение в установленный срок налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, а также об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет (пункт 2 статьи 132 НК РФ).

Таким образом, закрытие банком счета налогоплательщика в порядке, установленном статьей 859 ГК РФ, не является основанием для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, и, следовательно, открытие банком новых счетов налогоплательщику и исполнение по ним поручений налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), является нарушением статьи 76 Кодекса и влечет применение к банку налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 132 и статьей 134 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Кодекса (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ) налогоплательщики - организации, индивидуальные предприниматели - обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок. Пунктом 1 статьи 86 Кодекса предусмотрена также обязанность банков сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. В случае нарушения налогоплательщиком-организацией, а равно и индивидуальным предпринимателем данной обязанности к нему применяются меры ответственности, установленные статьей 118 Кодекса. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем влечет применение мер ответственности, которые установлены статьей 132 Кодекса.

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116, 118, статьей 119.1, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135, 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации

Учитывая изложенное, установленная пунктом 2 статьи 23 и пунктом 1 статьи 86 Кодекса обязанность налогоплательщиков и банков сообщать в налоговый орган информацию об открытии или закрытии банковских счетов распространяется на специальные банковские счета в иностранной валюте "Р1" и "Р2". При нарушении налогоплательщиком или банком установленного Кодексом порядка представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии указанных банковских счетов налогоплательщик или банк подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной соответственно статьями 118 и 132 Кодекса.

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116, 118, статьей 119.1, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135, 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации

image_pdf
image_print


Уведомление об открытии/изменении реквизитов/закрытии зарубежного счета физическим лицом существует давно. С 2015 г. у физических лиц появилась обязанность направлять в российскую налоговую отчеты о движении денежных средств по зарубежным счетам. В настоящей статье будут рассмотрены все обязанности физических лиц, связанные с наличием иностранного счета и последствия неисполнения таких обязанностей.

Уведомление об открытии зарубежного счета и Отчеты о движении денежных средств по зарубежному счету

Указанное ниже распространяется ТОЛЬКО на физических лиц, которые являются валютными резидентами РФ (с 1 января 2018 г. — это ВСЕ граждане России) и в календарном году находятся на территории РФ более 183 дней. Требования по представлению Уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов зарубежного счета, Отчетов о движении денежных средств по зарубежному счету и к порядку проведения валютных операций по зарубежным счетам НЕ распространяются на граждан РФ, которые суммарно в календарном году находились за пределами РФ более 183 дней (с того момента, как лицо достигло указанного количества дней).

2) Закрытие счета в иностранном банке

1 месяц с даты открытия/закрытия счета Документы прикладывать НЕ требуется
(напр., копии заключенных банковских договоров, реквизиты счета и т.д. прикладывать НЕ требуется, однако налоговый орган ВПРАВЕ запросить указанные документы в качестве подтверждения заявленных лицом сведений)
ч.2 ст. 15.25 КоАП РФ

Представление резидентом в налоговый орган Уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов счета с нарушением установленного срока (гражданин уведомил налоговый орган с опозданием, НО самостоятельно — Прим. юриста КГ «ГидПрава»)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

ч.2.1. ст. 15.25 КоАП РФ

Непредставление ( гражданин НЕ уведомлял налоговый орган до тех пор, пока налоговому органу не стало известно о наличии у него счета — Прим. юриста КГ «ГидПрава» ) резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета или об изменении реквизитов счета

Документы прикладывать НЕ требуется

2) Закрытие счета в иностранном банке

1) первый отчет — в срок до 01 июня года, следующего за годом, в котором был открыт зарубежный счет

Далее — ежегодно в срок до 01 июня

2) одновременно с Уведомлением о закрытии счета за период с 1 января отчетного года или с даты открытия счета в отчетном году по дату закрытия счета включительно

Также см.

ч.6.5. ст. 15.25 КоАП РФ

Повторное (подразумевается пропуск отчетного периода) непредставление Отчета о движении денежных средств

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20 000 рублей

Срок давности — 2 года с момента совершения правонарушения , т.е. с 1 июня года, следующего за отчетным.

Декларация 3-НДФЛ

Получив отчет о движении денежных средств и увидев положительный баланс по нему, налоговики скорее всего попросят предоставить выписку по счету. Данное требование законно и направлено на выявление ДОХОДА, который зачислялся на зарубежный счет и с которого в РФ должен быть уплачен НДФЛ 13% («доход от источников за пределами РФ»). Не все поступления на счет считаются доходом — денежные средства могли перечислить, например, родственники или Вы могли самостоятельно внести наличные (с которых в РФ уплачен налог) на свой зарубежный счет и т.д.

В случае же, если поступавшие на зарубежный счет суммы являются доходом, а валютный резидент в отчетном году являлся также НАЛОГОВЫМ резидентом (находился на территории РФ более 183 дней в году в течение следующих друг за другом 12-ти месяцев), то данный доход должен быть задекларирован в РФ и с него должен быть уплачен НДФЛ.

Отчетный период для иностранного счета: 01 января — 31 декабря

2) уплата налога — до 15 июля этого же года

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ —
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

В 2019 г. проводится камеральная проверка за 3 предыдущих отчетных года — 2016, 2017, 2018. Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то налог с нее должен быть заплачен до 15 июля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.01.2016 г.+ 3 года = 01.01.2019 г.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Законность валютных операций

Помимо этого, также необходимо учитывать, что сотрудниками налогового органа будет анализироваться вопрос о ЗАКОННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ЗАРУБЕЖНОМУ СЧЕТУ (как связанных с зачислением, так и со списание денежных средств) на предмет соблюдения требований ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Это САМЫЙ ВАЖНЫЙ вопрос в связи с суровой ответственностью за совершение валютного правонарушения. Детальный анализ законных и незаконных валютных операций Вы можете найти в нашей статье (СТАТЬЯ) Валютные операции по личному счету физического лица в иностранном банке. Перечень разрешенных и запрещенных валютных операций (с учетом изменений от 1 января 2018 г.)

2) все, что прямо не разрешено ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» — является незаконной валютной операцией

3) законное списание (расходование) денежных средств, НО зачисленных на счет с нарушением требований валютного законодательства — незаконная валютная операция

Момент исчисления срока исковой давности по административным валютным правонарушениям

Ст. 4.5. КоАП РФ Давность привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете не может быть вынесено по истечении 2-х лет со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В Постановлении Пленума ВС РФ (ниже) дано соответствующее разъяснение о том, какое правонарушение признается длящимся.

Судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения — «для длящихся правонарушений», Прим.автора).

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности — «НЕ относится к валютным правонарушениям», Прим.автора.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения .

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В отношении незаконной валютной операции срок давности начинает исчисляться С МОМЕНТА СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИИ — правонарушение также НЕ является длящимся. Указанный срок НЕ может быть восстановлен уполномоченным органом с момента обнаружения факта правонарушения.

Момент исчисления срока исковой давности по налоговым правонарушениям

Ст. 113 НК РФ Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Таким образом:

ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011г. № 13447/1

Ст. 119 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок, в виде взыскания штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога по этой декларации, за каждый полный или полный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Таким образом, при несвоевременном представлении налоговой декларации днем совершения правонарушения является следующий день после истечения срока, установленного для подачи декларации в налоговую инспекцию.

При этом следует отметить, что дата фактического представления декларации в налоговую инспекцию на отсчет срока давности привлечения к ответственности не влияет.

ст.122 НК РФ — н еуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

Ответы на часто задаваемые вопросы

1. Как в России узнают, что у меня есть иностранный счет?

Информация о зарубежном счете может стать известна российским налоговикам в рамках автоматического обмена информацией между странами, подписавшими соответствующие соглашения ОЭСР. Вступление в силу соглашений, а соответственно и первый обмен намечены на сентябрь 2018 года . Только практика может показать, насколько эффективным и действенным окажется данный международный инструмент. Подробнее об автоматическом обмене с Россией Вы можете прочитать в нашей статье (СТАТЬЯ) Автоматический обмен налоговой информацией CRS 2018 — как происходит, какая информация передается, какая установлена ответственность?

2. Я являюсь налоговым резидентом РФ, т.к. преимущественно проживаю в РФ и валютным резидентом. У меня есть банковский счет во Франции, который я открыл в 2012 г. Ни уведомлений, ни отчетов о движении денежных средств в РФ по данному счету я не направлял. На счет производились зачисления от сдачи моей французской квартиры в аренду. Данные средства в РФ я не декларировал. В 2018 г. я узнал, что в результате автоматического обмена с РФ о моем счете может стать известно российской налоговой. Хотел бы заявить об этом счете и все задекларировать. Что мне необходимо сделать и какие будут в данном случае начислены штрафы?

  1. Подать Уведомление об открытии зарубежного счета — штраф за несвоевременную подачу — 1 500 руб.
  2. Подать Отчеты о движении денежных средств по данному счету за 2015, 2016 г.г. — одновременно с Уведомлением об открытии счета и за 2017 г. в срок до 01 июня 2018 г. Штрафы — 20 000 руб. х 2 пропущенных периода = 40 000 руб.
  3. Проанализировать ВСЕ поступления и списания денежных средств по данному счету на предмет законности валютных операций. В частности, зачисление дохода от сдачи в аренду недвижимости на зарубежный счет, открый во Франции (страна ОЭСР и ФАТФ) — законная валютная операция. С учетом срока исковой давности лицо НЕ привлекается к административной ответственности за неезаконные валютные операции с момента совершения которых прошло 2 года.
  4. Определить, ЧТО именно из поступлений является налогоблагаемым доходом, подлежащим декларированию в РФ и в соответствии с этим:
    • заполнить и подать Декларации 3-НДФЛ за 2015-2016 г.г. — штраф (5% от суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 000 руб.) и Декларацию 3-НДФЛ за 2017 г. в срок до 30 апреля 2018 г.
    • исчислить и самостоятельно уплатить в бюджет сумму недоимки (налога) и пени за каждый день просрочки. В связи с самостоятельной уплатой НДФЛ штраф за несвоевременную уплату налога в размере 20% НЕ применяется.

Читайте также: