Трактат о налогах и сборах уильям петти

Опубликовано: 25.04.2024

В ХVII веке в Англии после падения в революции монархии и ее Реставрации в 1660 г. возникает школа экономической мысли, которая выражает интересы класса буржуазии, усилившей свои позиции - экономически и политически.

Родоначальником английской буржуазной классической школы стал Вильям Петти (1623-1687 г.) , именно он впервые анализирует внутренние закономерности капиталистического производства ,начинает поиски закона его движения.

В 1662 году после многочисленных памфлетов выходит первое серьезное экономическое сочинение Петти "Трактат о налогах и сборах". Основная цель работы - поиски путей для нового правительства увеличения налоговых доходов. В этом же трактате изложены наиболее полно экономические взгляды автора:

1. В ХVII веке земля - основной объект человеческого труда, поэтому Петти начинает исследование с земельной ренты.

"Допустим, что кто-нибудь может собственными руками возделать определенную поверхность земли и располагает достаточным запасом семян. Если он из жатвы вычтет зерно (семена), а равно и все, что он потребил, то остаток хлеба составит естественную и истинную земельную ренту этого года; и среднее из семи лет (недороды и урожаи) даст в виде хлеба обычную ренту".("Трактат о налогах и сборах", гл.IV).

Уже в самом определении ренты заложено деление созданного продукта и следовательно затраченного труда на части.

Предпринимается попытка оценить ренту в деньгах.

"Какому количеству денег может равняться этот хлеб или эта рента? Такому количеству денег, которое в течение одинакового времени приобретает за вычетом своих издержек производства кто-нибудь другой, если он всецело отдается производству денег (добыча, очистка, перевоз серебра и чеканка).

20 бушелей зерна = 20 унциям серебра

Именно в этом состоит основа сравнения и сопоставления стоимостей. (Изменения в количестве денег приведут к изменению цен). Поскольку отношение серебра к различным вещам меняется, попытаемся найти другие естественные стандарты и мерила. Оценку всех предметов следовало бы свести к двум естественным знаменателям - земле и труду. Нам следовало бы говорить: стоимость корабля или сюртука равна стоимости такого-то количества земли или такому-то количеству труда - ибо и корабль и сюртук произведены и землей и человеческим трудом".

Как же определить стоимость земли? (ибо труд - в часах).

Годичная рента х 21 (срок одновременной жизни трех поколений),где права собственности прочны и имеется уверенность в возможности пользоваться купленной недвижимостью до 40 лет.

Частые мятежи приводят к падению стоимости земли.

Таким образом Петти формулирует закон стоимости. Но товар редко продается лишь по затратам труда. Рыночная цена, как правило, отличается от стоимости под влиянием традиций потребления моды, товаров-заменителей.

2. Петти определил денежный процент и дает метод подсчета его величины. "Если кто ссужает свои деньги на условии, что он не может их потребовать обратно до наступления известного срока, как бы он сам не нуждался в течение этого времени, он несомненно может получить компенсацию за это неудобство, которое он создает для самого себя. Это возмещение и есть то, что обычно называют процентом.

Чему равняется уровень процента? По меньшей мере он должен быть равен ренте с такого количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности. Но там, где это условие под сомнением, обычный естественный процент сплетается с чем-то вроде страховой премии, что может весьма справедливо повысить процент до любого размера в пределах самой одолженной суммы."("Трактат о налогах и сборах", гл.IV).

Гл.VI "О таможенных пошлинах и вольных гаванях":

"Таможенные пошлины- это сборы или налоги с товаров, вывозимых из владений государя или ввозимые в них.

Размеры пошлин на вывозимые товары могут быть таковыми, чтобы учитывая умеренную прибыль экспортера, наши товары доставались иностранцам по ценам, несколько меньшим, чем из какой-нибудь другой страны.

Высокие пошлины- причина того, что люди предпочитают обходиться без этих товаров или пытаются освободиться от уплаты пошлины, если расходы по контрабанде и подкупу вместе с риском быть пойманными не превышают пошлину - поэтому размеры пошлин должны быть таковы, чтобы людям было легче, безопаснее и выгоднее выполнять закон, чем нарушать его.

Размеры пошлин на импортные товары должны быть такими, чтобы импортные товары были несколько дороже отечественных , а излишества были бы обложены более высоким налогом.

Запрещение вывоза денег не имеет никакого смысла. Опасность его приводит к надбавке цен на товары за счет страхования или подкупа чиновников."

3. Из формулы стоимости товара = фонд + НП + ПП Петти выводит возможность получения ПП человеком, не занятым в производстве.

Капитализм в Англии уже развивается и все больше развивается производство, где работник и получатель ПП - не одно и то же лицо.

Поскольку человек, вкладывающий капитал в производство - благо для общества, его прибыль должна быть велика, а отсюда вывод: зарплата = минимуму прожиточных средств. Капиталист дает занятость, средства, зарплата должна лишь давать возможность "жить, трудиться и размножаться".




Увеличение зарплаты при прежнем уровне производства может быть компенсирована лишь уменьшением прибыли (конкуренция).

Гл.XIV "О повышении и снижении достоинства монет и об их порче":

"Закон должен обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем он бы мог работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда.

Зарплата = стоимость жизни

2 зарплаты = 2 стоимости жизни

Человеку нужна лишь одна, т.е. он в два раза хуже бы работал.

Естественная цена - затраты на производство, рыночная стоимость появляется из сопоставления с количеством денег".

4. О роли государства в экономике.

"Мы должны вообще учесть ,что как благоразумные врачи не пичкают своего больного чрезмерно лекарствами, скорее учитывая и сообразуясь с законами природы, чем противодействуя им своими насильственными действиями, так и в политике и экономике необходимо поступать подобным же образом, т.е. невозможность влиять на объективные экономические законы вмешательством государства".

Гл.VIII " О лотереях"

"Лотерея есть налог на несчастливых глупцов. Однако поскольку мир изобилует такого рода дураками, то неудобно, чтобы всякий, кто захочет, обманывал бы всякого ,кто захочет быть обманутым. Пусть государь возьмет под опеку этих дураков, как это есть с лунатиками и идиотами, и установит долю, в какой люди будут платить за свои ошибки".

Критикует меркантилистов за запреты на ввоз или вывоз товаров.

Невозможно постоянно продавать по завышенной цене, потому что остальные продавцы так же поднимут цены и выигрыша не получится.

5. Отношение к монополии.

Гл.IX "О монополиях и должностях":

"Монополия (как показывает само слово) означает исключительное право продажи.

Польза или повод для учреждения монополий:

1. Право изобретателя (на определенный срок).

2. Первоначальное введение нового изделия (чтобы не снизить качество товара, который многие могут делать ,но лишь один - очень хорошо".

3. Определение количества денег.

"Количество денег, необходимых для торговли должно определяться частотой меновых сделок и размером платежей, совершаемых иным образом". Существование денежных банков уменьшает необходимость в деньгах путем применения кредитов.

Когда денег больше - инфляция

Когда денег меньше - нет стимула к привлечению к труду, потери для общества в товарах.

"Обложение налогом товара в момент потребления, а не производства. Человек платит дополнительно именно за тот товар, который потребляет и который ему необходим".

Доводы в пользу акциза:

1. Каждый платит в соответствии с тем, что потребляет. Этот налог вряд ли навязывается кому-либо и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.

2. Этот налог располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народов (голландцы и евреи).

3. Никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза.

4. Этот способ обложения дает превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силах страны в каждый момент. (Налог с печных труб, о которых знают даже соседи).

Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 11 ; Нарушение авторских прав

Трактат о налогах и сборах (англ. Treatise of Taxes & Contributions , 1662) — произведение английского экономиста Уильяма Петти.

Содержание

Содержание

Книга включает Предисловие и 15 глав:

  1. О различных видах государственных расходов;
  2. О причинах, которые увеличивают и делают более тягостными различные виды государственных расходов;
  3. Каким образом можно ослабить причины недовольства налогоплательщиков;
  4. О разных способах взимания налогов, в первую очередь путем выделения из всей территории соответственной части для государственных надобностей в виде коронных земель, во-вторых же, путем обложения, или поземельного налога;
  5. О проценте;
  6. О таможенных пошлинах и вольных гаванях;
  7. О подушном налоге;
  8. О лотереях;
  9. О добровольных взносах;
  10. О наказаниях;
  11. О монополиях и должностях;
  12. О десятине;
  13. О различных менее значительных способах взимания денег;
  14. О повышении и снижении достоинства монет и об их порче;
  15. Об акцизе.

Для ученого свойственно перенесение анализа образования богатства в сферу производства. Крылатым стало его высказывание из этой книги: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля его мать». У. Петти анализировал различия между стоимостью, которую он называет «естественной ценой», и рыночной ценой — в его терминологии «политической ценой». По мнению английского ученого, одинаковое количество труда, затраченного на производство одного бушеля хлеба и одной унции серебра, лежат в основе сопоставления их стоимостей.

Переводы

Книга трижды выходила на русском языке в сборниках:

  • в книге У. Петти «Экономические и статистические работы» (М.: Соцэкгиз, 1940);
  • в книге «Антология экономической мысли» (М.: Эконов, 1993. Т.1);
  • в книге У. Петти «Трактат о налогах и сборах. Verbum sapienti — слово мудрым. Разное о деньгах» (М.: Ось-89, 1997).

Ссылки

  • Текст книги на языке оригинала
  • Текст книги на русском языке

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Пыль (фильм)
  • REALbasic

Смотреть что такое "Трактат о налогах и сборах" в других словарях:

Петти, Уильям — Уильям Петти William Petty Дата рождения … Википедия

Петти Уильям — Петти (Petty) Уильям (26.5.1623, Рамси, Хэмпшир, ‒ 16.12.1687, Лондон), английский экономист, родоначальник буржуазной классической политической экономии. Родился в семье мелкого ремесленника. Получил медицинское образование в университетах… … Большая советская энциклопедия

Петти — (Petty) Уильям (26.5.1623, Рамси, Хэмпшир, 16.12.1687, Лондон), английский экономист, родоначальник буржуазной классической политической экономии. Родился в семье мелкого ремесленника. Получил медицинское образование в университетах… … Большая советская энциклопедия

Петти, Вильям — Уильям Петти Уильям Петти (Вильям Петти; англ. William Petty; 1623 1687) английский статистик и экономист; занимался торговлей, служил в королевском флоте, изучал медицинские науки, читал физику и анатомию в Оксфорде; в 1658 г. состоял членом… … Википедия

Петти Уильям — Уильям Петти Уильям Петти (Вильям Петти; англ. William Petty; 1623 1687) английский статистик и экономист; занимался торговлей, служил в королевском флоте, изучал медицинские науки, читал физику и анатомию в Оксфорде; в 1658 г. состоял членом… … Википедия

Уильям Петти — (Вильям Петти; англ. William Petty; 1623 1687) английский статистик и экономист; занимался торговлей, служил в королевском флоте, изучал медицинские науки, читал физику и анатомию в Оксфорде; в 1658 г. состоял членом парламента. В 1647 г. Петти… … Википедия

ПЕТТИ (PETTY), Уильям (1623-1687) — английский экономист, один из зачинателей классического направления экономической мысли. Расширяя границы меркантилизма, Петти не только исследовал сферу обращения, но и обратился к процессу производства как к основе экономической жизни.… … Большой экономический словарь

ПЕТТИ — Уильям (1623–87) – основатель классической английской политической экономии. Родился в семье ремесленника, трудовую деятельность начал корабельным юнгой, затем работал моряком. В дальнейшем П. – врач, ученый, политический деятель Англии. К. Маркс … Экономика от А до Я: Тематический справочник

Прибыль — (Profit) Прибыль это превышение всех доходов фирмы над её затратами Расчет прибыли предприятия с учетом доходов и расходов, формула налогооблагаемой прибыли и распределение чистой прибыли Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

3. У. Петти о налоговой политике государства.

Предположим, что различные виды государственных расходов снижены как только можно и что жители полностью удовлетворены и согласны платить свою справедливую долю того, что необходимо для управления ими и защиты их, а также для поддержания достоинства их государя и страны. Теперь надлежит показать различные пути и способы, посредством которых эти налоги можно наиболее легко, быстро и безболезненно собрать.

Допустим, известное число людей, живущих на определенной территории, установили путем подсчета, что для покрытия государственных расходов требуется 2 млн. ф. ст. в год. Или же, подойдя к делу еще мудрее, они вычислили, что двадцать пятая часть дохода всей земли и труда должна составлять Exicisin или ту часть, которую надо выделить и использовать для покрытия государственных потребностей. Эта доля соответствует, вероятно, довольно близко тому, что мы имеем в условиях Англии.

Теперь вопрос в том, как взимать эту долю, исчисленную тем или другим путем. Первый путь, заключается в том, чтобы выделить самую землю в натуре, т.е. выделить из всех 25 млн. акров, имеющихся, как говорят в Англии и Уэльсе, столько земли in specie (в натуре), чтобы максимальная рента с нее достигала 2 млн. ф. ст.; это составит около 4 млн. акров, или около шестой части всей земельной площади. Эти 4 млн. акров следует превратить в коронную землю. Или же выделить в виде налога шестую часть ренты со всех земель. Из этих двух способов второй явно лучше, ибо он вернее обеспечивает доход короля, который в этом случае имеет дело с большим числом ответчиков, если только трудности и издержки по сбору этого универсального налога не перевешивают значительно других его преимуществ.

Этот способ был бы хорош в новом государстве при условии принятия его, как это имело место в Ирландии, прежде чем люди вообще получили землю во владение. А поэтому кто бы после этого ни покупал земли в Ирландии, отступные ренты, которыми они обременены, так же мало задевают его, как если бы число акров было соответственно меньшим; здесь происходит то же, что с людьми, знающими, что с покупкой земли надо платить десятину. И, действительно, счастлива та страна, в которой по первоначальному соглашению учреждена в качестве резерва такая рента, из которой могут покрываться государственные расходы без непредвиденных и внезапных надбавок, в которых заключается истинная Ratio (причина) тяжести всех сборов и взысканий. Ибо в таких случаях, как было сказано раньше, платит не только собственник земли, но и каждый, кто съест хотя бы одно яйцо или луковицу, полученные с его земли, или кто пользуется услугами какого-либо ремесленника, питающегося от той же земли.

Но если бы это мероприятие предложено было провести в Англии, т.е. если бы у каждого земельного собственника удерживалась или урезывалась из ренты некоторая доля, тогда те земельные собственники, чьи ренты установлены и определены на много лет вперед, главным образом и несли бы тяжесть такого обложения, а другие получили бы от этого выгоду.

Другим способом является Excisium (вычет) из ренты, приносимой домовладениями, которые гораздо неопределеннее, чем рента с земли. Ибо дом имеет двойственную природу; одно дело, когда он является способом и средством производить затраты, и другое – когда он является инструментом или орудием для получения дохода. Ведь лавка в Лондоне, имеющая меньшие размеры и обошедшаяся дешевле при постройке, чем пышная столовая, находящаяся в том же доме, тем не менее будет иметь большую стоимость; то же самое применимо и к подвалу или погребу по сравнению с роскошно отделанной комнатой; ведь в одном случае мы имеем дело с расходом, а в другом – с прибылью. Обложение домов поземельным налогом как бы исходит из природы последнего, обложение же их акцизом – из природы первого.

Уильям Петти в «Трактате о налогах и сборах» сформулировал следующие статьи государственных расходов:

1. Военные расходы. Включают в себя расходы на оборону государства на суше и на море, расходы по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее, а также расходы на достойный отпор оскорблениям со стороны других государств. Военные расходы в обыкновенных условиях, как правило, не уступают по своим размерам никакой другой статье расходов, но в чрезвычайных условиях (т.е. во время войны или при угрозе войны) намного превосходят все остальные расходы.

2. Содержание правителей, главных и подчиненных. В эту же графу могут быть отнесены расходы по отправлению правосудия как в делах частных лиц друг с другом, так и между государством или обществом в целом и отдельными членами его, а также как по исправлению наказанию уже содеянных несправедливостей и преступлений, так и по предупреждению их на будущее время.

3. Расходы на содержание пастырей человеческих душ и руководителей их совести. Можно было бы подумать (так как это касается иного мира и лишь частных интересов каждого человека в нем), что это не должно совершаться за счет государственных расходов в этом мире. Тем не менее, если учтесть, как легко обходить людские законы, совершать непредсказуемые преступления, подкупать свидетелей и опровергать свидетельские показания, искажать дух и значение законов и т.д., то можно понять необходимость ввести в государственные расходы средства на обучение людей законам Бога.

4. Расходы на школы и университеты в особенности, поскольку они учат больше чем чтению, письму и арифметике; последние приносят особую пользу каждому человеку, являясь опорой и заменой памяти и рассудка, причем счет выполняет эту роль для рассудка, а письмо и чтение – для памяти.

5. Расходы на содержание сирот, найденных и подкинутых детей, которые также являются сиротами, а также всякого рода немощных людей и, кроме того, таких, которые нуждаются в получении работы.

6. Расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, нужные для блага пользования всех.

Подушный налог – это налог на людей, налагаемый либо просто на всех без исключения, либо в соответствии с некоторыми присвоенными им определенными титулами или признаками отличия, т.е. либо в связи с простым почетом, либо в связи с некоторыми должностями, которых добиваются или которые несут по назначению, либо в соответствии с занятием некоторыми промыслами и профессиями, независимо от того, приносят ли эти титулы, должности или профессии Богатство или бедность, доход или расход.

Подушный налог, взимавшийся в последнее время, был чрезвычайно запутан. Некоторые богатые лица платили налог по самым низким ставкам, некоторые кавалеры, хотя и нуждавшиеся в самом необходимом, должны были платить по 20 ф. ст. Этот налог поощрял некоторых тщеславных людей платить по ставке эсквайров, для того чтобы их называли эсквайрами в расписках; он заставлял некоторых людей уплачивать 10 ф. ст. в качестве докторов медицины или юридических наук, хотя они не имели никакого дохода от своей профессии и не заботились о практике; он заставлял некоторых бедных купцов, вынужденных носить форменную одежду своей корпорации, платить больше, чем они были в состоянии; наконец, некоторые лица должны были платить в соответствии со своим имуществом, которое оценивалось теми, кто не имел о нем никакого представления, что давало возможность некоторым банкротам добиться в глазах людей кредитоспособности, соответствовавшей тому имуществу, по которому лица, накладывающие налог, обложили их по сговору с ними

Полностью отвергая этот запутанный способ обложения, У. Петти говорил о подушном налоге, организованном с большей определенностью, и в первую очередь о простом подушном налоге, накладываемом на каждого человека в одинаковых размерах. При этом приход уплачивает за тех, кто живет подаянием, родители – за своих малолетних детей и хозяева – за своих учеников.

Недостаток этого метода состоит в том, что налог при этом весьма неравномерен: лица, имеющие неодинаковые средства, платят все одинаково, и те, которым приходится нести наибольшие расходы на детей, платят больше всего, т.е. чем они беднее, тем сильнее облагаются.

Следующий способ взимания подушного налога состоит в обложении им каждого человека, но различая плательщиков по их чисто почетным титулам, независимо от какой бы то ни было должности или профессии, как то: герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов, баронетов, кавалеров, эсквайров, т.е. старших сыновей кавалеров из поколения в поколение, и джентельменов, если кто-либо себя таковым именует. Этот способ ведет к гораздо больше равномерности, чем предыдущий, поскольку титулованные лица по большей части в соответствующей степени богаты.

Если будут вестись точные и разнообразные подсчеты числа жителей, то этот налог можно также собирать легко, быстро и дешево. А поскольку имеется возможность предварительного подсчета его размеров, то его можно также приспособить к потребностям государя и взимать в соответствии с этими потребностями.

Когда население недовольно каким-нибудь одним видом налога, всегда найдется какой-нибудь прожектор, который предложит другой и добьется того, что его выслушают, утверждая, что вместо существующего способа он может предложить способ обложения, могущий покрыть все его общественные расходы. Например, если существующий и вызывающий недовольство способ есть поземельный налог и население хочет избавиться от него, то он предлагает обойтись без такого поземельного налога и принять подушный налог, или акциз, или введение новых должностей или монополий и таким путем заставляет тех или других людей прислушиваться к тому, что он говорит; а это особенно охотно делается теми, кто не занимает выгодных местечек, связанных с существующим видом налога, и кто надеется добыть себе службу при новой организации.

У. Петти перечисляет некоторые из менее значительных способов, которые наблюдаются в разных странах Европы.

Во-первых, в некоторых местах государство является общим кассиром для всех или для общей части денег, подобно тому как это имеет место там, где существуют банки, получая при этом в свою пользу проценты со всех тех денег, которые сданы ему на руки.

Во-вторых, иногда государство является общим кредитором: это имеет место там, где существуют ссудные банки и ломбарды. Это могло бы иметь место в более широких размерах и более эффективно там, где производится регистрация земель.

В-третьих, иногда государство является или могло ба бать общим страховщиком либо только от нападения врага на море, соответственно предполагаемой первоначальной цели наших пошлин в Англии, либо же от несчастных случаев, являющихся результатом действий врага, погоды, моря и корабля, взятых вместе.

В-четвертых, иногда государство имеет исключительное право продажи определенных товаров и получения выгод, связанных с этим, как, например, янтаря в стране герцога Бранденбургского, табака – в прежние времена в Ирландии, соли – во Франции и т.д.

В-пятых, иногда государство является коллективным нищим, как это имеет место в Голландии, где частная благотворительность, по-видимому, служит лишь для того, чтобы помогать лицам, скрывающим свою нужду, и уберечь их от стыда, который они испытывали бы, если бы им пришлось открыть свою бедность, и в меньшей степени – чтобы помогать при нужде, о которой заявлено и всем известно.

В-шестых, в некоторых странах государство является единственным попечителем несовершеннолетних, сумасшедших и идиотов.

В-седьмых, в некоторых других странах государство организует и содержит игорные дома и публичные увеселительные предприятия, выплачивая жалованье актерам и удерживая себе основную массу прибыли.

В-восьмых, в некоторых странах государство страхует дома от огня, взимая небольшую ренту ежегодно с каждого дома.

В-девятых, в некоторых странах взимается плата за пользование мостами, плотинами и паромами, построенными и содержащимися за государственный счет.

В-десятых, в некоторых странах умершие должны оставлять известные суммы государству, в некоторых других местах это же практикуется в случае брака и возможно, что еще в других – в случае рождения.

В-одиннадцатых, в некоторых местах иностранцы, в особенности евреи, облагаются специальным налогом. Это может приносить пользу в перенаселенных странах, но вредно в обратном случае.

В-двенадцатых, в наше время применялись способы обложения путем взимания определенной части имущества жителей, например пятой или двадцатой части их недвижимого имущества, даже их должностей и профессий, а также их воображаемого имущества. Этот способ дает большой простор разного рода мошенничествам, тайным соглашениям, угнетениям и беспокойствам.

Родоначальником классической буржуазной политической экономии в Англии был Уильям (Вильям) Петти (1623-1687). К. Маркс очень высоко ценил его заслуги в развитии экономической науки, называя его гениальнейшим и оригинальнейшим исследователем-экономистом * .

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 243.)

Формирование и развитие экономических воззрений У. Петти проходило в условиях быстрого расширения капиталистических отношений в Англии, более быстрого роста торговли, денежного обращения, чем во Франции. Именно этим объясняется живучесть идей меркантилизма у Петти. Но вместе с тем Англия обогнала по уровню промышленного производства другие европейские страны, что создавало благоприятные условия для теоретического анализа экономики капитализма. Это позволило У. Петти стать родоначальником новой науки.

Уильям Петти был выходцем из семьи ремесленника-сукнодела, прошел путь от моряка до основателя богатого рода английских лендлордов. Маркс образно охарактеризовал сложность, гениальность и противоречивость У. Петти, когда писал о нем, что это "смелый мыслитель, но совершенно фривольный армейский хирург, который одинаково был способен грабить Ирландию под эгидой Кромвеля, как и, пресмыкаясь, вымаливать у Карла II титул баронета за этот грабеж" * . Перу Петти принадлежит целый ряд работ:"Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1664), "Политическая анатомия Ирландии" (1672), "Политическая арифметика" (1676) и "Разное о деньгах" (1682). В последней работе Петти, по словам Маркса, окончательно порвал с меркантилизмом.

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 40.)

Первые его работы были посвящены главным образом обоснованию экономической политики. В них он развивал идею активного торгового баланса. В работах "Слово мудрым" и "Политическая арифметика" У. Петти характеризовал богатство с меркантилистских позиций, утверждая, что богатство каждой страны заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле, а "производство таких товаров и ведение такой торговли, которые способствуют накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т. п., являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли" * .

* ( Петти В. Экономические и статистические работы / Пер. с франц. М., 1940. С. 165.)

Как меркантилист У. Петти был сторонником государственного вмешательства в экономику, но добавлял, что это вмешательство должно способствовать развитию производства.

Естественно, что особенно отчетливо классовая сущность и историческая обусловленность взглядов У. Петти проявились в трактовке противоположности богатства и бедности. Он заявлял, что это вечный и неумолимый закон жизни, если "одни люди более бедны, чем другие, это всегда было и всегда будет". Однако Петти предостерегал против излишней роскоши, предупреждая, что контраст между голодом и роскошью может привести к гражданской войне.

Решая практические, конкретные задачи с позиций меркантилизма, У. Петти в своих работах отводил значительное место описанию экономических процессов. Но когда он исследовал их, то использовал новый метод - стремился проникать в глубь явлений, пытался перейти от описания явлений к анализу их сущности. Он акцентировал внимание на том, что все зависящее от мнений, желаний и страстей отдельных людей следует игнорировать, стремился показать причинную зависимость экономических явлений. Тем самым Петти положил начало разработке научного абстрактного метода в политической экономии.

Уильям Петти ставил проблему экономического закона, доказывая необходимость точного количественного анализа экономических явлений. Но, понимая, что нельзя ограничиться исследованием только сферы обращения, основой хозяйства считал производство. Богатство создается в сфере материального производства, а сфера обращения обеспечивает его распределение. Купцы "не доставляют никакого продукта, - писал Петти, - а играют лишь роль вен и артерий, распределяющих туда и назад кровь и питательные соки государственного тела, а именно продукцию сельского хозяйства и промышленности" * .

* ( Петти В. Экономические и статистические работы / Пер. с франц. М., 1940. С. 156, 22.)

Петти, исследуя возникающее капиталистическое производство, не мог создать цельной научной системы политической экономии, однако по многим ее проблемам он делал очень важные теоретические обобщения. Он стал основателем трудовой теории стоимости. Петти первым в Европе пришел к выводу, что источником стоимости является труд. Обоснованию этого положения посвящено его учение о "естественной цене". Отдавая дань меркантилизму, самым важным Петти считал вопрос о цене товара. Однако он исследовал не случайные рыночные цены, а среднюю или "естественную цену", под которой понимал стоимость, считая, что если бушель хлеба обменивается на унцию серебра, то последняя является "естественной ценой" такого количества хлеба. В "Трактате о налогах и сборах" Петти объяснял это тем, что на производство данного количества хлеба и серебра затрачено одно и то же количество труда. Далее следовал вывод, что товары равны друг другу, так как в них содержится одинаковое количество труда * . Различие видов труда не имеет значения, стоимость товара измеряется рабочим временем, затраченным на их производство.

* ( Петти В. Экономические и статистические работы / Пер. с франц. М., 1940. С. 40.)

Как видим, У. Петти сделал открытие в политической экономии. Он заложил основы трудовой теории стоимости, но в этой его концепции содержится ряд заблуждений. Рассматривая капиталистическое производство как вечное, в котором царит якобы "естественный" порядок, Петти не смог понять природы стоимости труда, создающего ее. Он не приблизился к пониманию той специфической общественной формы, в которой труд становится источником стоимости. Более того, он смешивал меновую и потребительную стоимость, абстрактный и конкретный труд. Стоимость Петти не выделял как внутреннее свойство товара, отождествляя ее с количеством денег, получаемых за товар, а затем приходил к выводу, что стоимость создает не всякий труд, а только тот, который затрачен на производство золота и серебра (т. е. денежного материала). Стоимость продуктов труда в других отраслях производства определялась, по его мнению, лишь в результате их обмена на благородные металлы. В этом варианте его учения о стоимости отчетливо обнаруживается серьезное влияние меркантилизма. Поэтому Маркс подчеркивал, что Петти, "опутанный представлениями монетарной системы. объявляет тот особенный вид реального труда, которым добывается золото и серебро, трудом, создающим меновую стоимость. В сущности он полагает, что буржуазный труд должен производить не непосредственную потребительную стоимость, а товар, - потребительную стоимость, которая способна путем своего отчуждения в процессе обмена представляться в виде золота и серебра, т. е. как деньги, т. е. как меновая стоимость, т. е. как овеществленный всеобщий труд" * .

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 40.)

В поисках правильного толкования закона стоимости и его применения к реальной экономической жизни Петти выдвинул известную формулу "Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля - его мать" * , которую можно считать еще одним вариантом его учения об источнике стоимости. В этой концепции, которую К. Маркс характеризовал как гениальное заблуждение, подмечено участие природного фактора в создании потребительных стоимостей. Но поскольку Петти, как уже отмечалось, не видел различия между потребительной стоимостью и стоимостью, между конкретным и абстрактным трудом, то в его формуле земля выступает наряду с трудом источником стоимости. Сказывалось явное непонимание как двойственной природы самого товара, так и двойственного характера труда.

* ( Петти В. Указ. соч. С. 55.)

К. Маркс, анализируя различные варианты учения Уильяма Петти о стоимости, замечал, что "у Петти беспорядочно переплетаются троякого рода определения:

a) Величина стоимости, которая определяется равным рабочим временем, причем труд рассматривается как источник стоимости.

b) Стоимость как форма общественного труда. Поэтому деньги выступают как истинная форма стоимости, хотя в других местах Петти опрокидывает все иллюзии монетарной системы. Здесь у него, стало быть, намечается определение понятия.

c) Смешение труда как источника меновой стоимости с трудом как источником потребительной стоимости, где труд предполагает вещество природы (землю)" * .

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1. С. 364.)

Однако, несмотря на ограниченность, противоречия и ошибки, гениальные догадки У. Петти приобрели важное значение в истории классической буржуазной политэкономии для поисков решения проблемы стоимости.

Заработную плату он определял как цену труда. Не зная категории рабочей силы, Петти не смог раскрыть сущности заработной платы, поскольку не понял, что труд, являясь источником стоимости, сам не имеет стоимости и цены. Ведь труд - это процесс, и его нельзя продать. Рабочий же продает капиталисту не труд, а способность к труду, т. е. рабочую силу.

Решая вопрос о том, чему же должна равняться стоимость труда, или заработная плата, У. Петти делал важное открытие, утверждая, что уровень заработной платы определяется объективными факторами, а не субъективным решением законодателя. ". Закон должен был бы обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем он мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда" * .

* ( Петти В. Указ. соч. С. 70-71.)

Рассматривая это положение, Маркс в "Теориях прибавочной стоимости" приходил к выводу, что Петти правильно определял заработную плату необходимыми средствами к жизни работника. Ошибочным было мнение, будто бы уровень заработной платы должен обеспечивать только физиологический прожиточный минимум. Из определения заработной платы минимумом средств существования Петти делает вывод о том, что рабочий в виде заработной платы получает лишь часть стоимости, которую он создает. Вторую часть стоимости присваивает собственник.

У. Петти высказывал мысль, что прибавочная стоимость - это та часть продукта, которая остается после вычета издержек производства, куда он включал затраты на семена. Маркс отмечал, что у него "можно увидеть догадку о природе прибавочной стоимости, хотя он рассматривает ее только в форме земельной ренты" * . Петти утверждал, что если "какой-нибудь человек своими собственными руками возделывает под зерновой хлеб собственный участок земли", то "этот человек вычтет из полученного им урожая свои семена", и то, что нужно "в обмен на одежду и другие предметы, необходимые для удовлетворения насущных потребностей". Тогда "остаток хлеба составляет естественную и истинную ренту этого года" ** . В отличие от меркантилистов Петти показал, что рост богатства реализуется за счет прибавочного труда, который овеществляется в прибавочном продукте, в данном случае совпадающем с земельной рентой. Петти трактует ренту и как всеобщую форму прибавочной стоимости, и как собственно земельную ренту.

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. I. С. 164.)

** ( Петти В. Указ. соч. С. 33-34.)

По мнению Маркса, Петти дал первое понятие дифференциальной ренты, утверждая, что она возникает в сельском хозяйстве в связи с различным плодородием участков и различным местоположением их по отношению к рынку. Он считал ренту не даром земли как таковой, а созданием труда, поскольку труд на разных участках обладает разной производительностью.

После того как Петти определил ренту как чистый доход с земли, он ставит вопрос о цене земли. По его мнению, стоимость, или цена, земли представляет собой сумму определенного числа годичных рент. Обосновывается это правильное определение цены земли довольно оригинально. Если цена земли, рассуждал Петти, равна сумме годичных рент, следовательно, можно допустить, что число этих рент должно равняться обычной продолжительности совместной жизни трех поколений (деда, отца, сына), т. е. 21 году. Однако такое количество годичных рент, определяющих стоимость земли, может изменяться. К. Маркс, отмечая заслуги Петти в решении проблемы ренты и цены земли, писал: "Во-первых, рента, как выражение совокупной сельскохозяйственной прибавочной стоимости, выводится не из земли, а из труда и определяется как созданный трудом избыток над тем, что необходимо для поддержания жизни работника. во-вторых, стоимость земли оказывается не чем иным, как наперед закупленной на определенное число лет рентой, такой превращенной формой самой ренты, в которой прибавочная стоимость (или прибавочный труд) стольких-то лет (например, 21 года) выступает как стоимость земли; короче говоря, стоимость земли оказывается не чем иным, как капитализированной рентой" * .

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. I. С. 361.)

В тесной связи с теорией ренты у Петти находится вопрос о ссудном проценте, который он называл "денежной рентой" и заявлял, что процент является доходом, производным от земельной ренты. В работе "Разное о деньгах" процент он приравнивал к арендной плате и отвергал законодательное его регулирование. Такая трактовка процента, даваемая Петти, имеет свою логику, поскольку ренту он считал всеобщей формой капиталистического дохода, а источник процента соответственно искал в ней. Он, в силу неразвитости капиталистических отношений в Англии того времени, не смог противопоставить ссудный процент предпринимательскому доходу и рассмотреть его как обособившуюся часть прибыли.

Анализ экономических взглядов У. Петти позволяет сделать вывод о том, что наряду с научными положениями в его работах соседствуют ошибочные концепции, причем анализ экономических категорий растворяется в проблемах экономической политики, экономической статистики. Эти категории трактовались им внеисторически, как естественные, капитализм же считался вечным строем. В этом ярко проявилась буржуазная ограниченность Петти.

Однако, несмотря на незрелость и противоречивость экономического учения Петти, оно занимает видное место в истории экономической мысли. У. Петти заложил основы трудовой теории стоимости, искал единый источник капиталистических доходов, поставил проблему экономического закона. Научные идеи, выдвинутые им, были восприняты и развиты представителями классической школы буржуазной политической экономии.

УИЛЬЯМ ПЕТТИ, (William Petty,1623-1687), выдающийся английский экономист и статистик. Родился 26 мая 1623 г. в семье небогатого ремесленника-суконщика Энтони Петти в Ромси (графство Хэмпшир). В детстве он очень интересовался математикой и механикой, а в возрасте 12 лет уже знал латынь и учил греческий. Его также серьезно увлекало часовое дело и изготовление мебели, и в этих ремеслах он проявил себя как выдающийся мастер.
Когда Петти исполнилось 14 лет, он стал юнгой на торговом корабле. В течение 10 месяцев, проведенных в плавании, Петти довольно успешно изучал навигацию. Однако, он сломал ногу и был оставлен на берегу во Франции своими товарищами по команде, которые завидовали его успехам в учении. Оставшись в чужой стране практически без средств к существованию, Уильям Петти некоторое время занимался мелкой торговлей, а затем поступил в иезуитский колледж в Каене, где изучал латынь, греческий и французский языки, арифметику, геометрию и астрономию, проявив блестящие математические способности. Во время учебы он был вынужден зарабатывать себе на жизнь уроками английского языка и навигации. В 1640 г. Петти вернулся в Лондон и снова поступил на флот.
В 1643 г. он прервал свою морскую карьеру и вернулся на континент для изучения медицины в Утрехте, Амстердаме, Лейдене и Париже. Вернувшись в Англию в 1646 г., он некоторое время работал на мануфактуре у своего отца, занимаясь изучением производства текстиля.
В 1647 г. под влиянием Самюэля Гартлиба Петти написал трактат по образованию. В своей первой научной работе он предложил организовать общество для «развития искусства механики и мануфактуры». В дальнейшем эти высказанные Уильямом Петти идеи были реализованы при создании Лондонского Королевского научного общества.
Затем он переехал в Оксфорд для дальнейшего изучения медицины.
Обладая разносторонними способностями, он в 1649 г. получил степень доктора физики, а в 1651 г. стал профессором анатомии Оксфордского университета. Кроме этого, Уильям Петти преподавал на медицинском факультете химию и был профессором музыки в Gresham College. 14 Декабря 1650 г. Уильям Петти стал участником знаменитого «чудесного оживления» Анны Грин, проведенного совместно с докторами Томасом Уиллисом (Thomas Willis, 1622-1675), Ральфом Батурстом (Ralph Bathurst, 1620-1692). Фактически это была первая в мире официально документированная реанимация.
В годы пребывания в Оксфорде Петти стал активным членом группы молодых ученых, называемой «невидимой коллегией», из которой позднее выросло Лондонское Королевское научное общество. Об истории создания этого общества мы уже немало рассказывали на страницах нашего Виртуального календаря анестезиолога-реаниматолога.
В 1651 г. Петти внезапно оставил преподавательскую деятельность и, получив должность врача при Кромвеле, главнокомандующем английской армии в Ирландии, в сентябре 1652 г. отбыл в эту страну. Одновременно он возглавил работы по составлению планов ирландских земельных угодий, и, умело используя служебное положение, разбогател и превратился в одного из крупнейших ирландских землевладельцев. С 1660 г. Петти жил то в Ирландии, то в Англии, и лишь в 1685 г. окончательно перебрался в Лондон.
В 1661 г. Петти был удостоен рыцарского звания, что во многом связано с его заслугами в создании Лондонского Королевского общества. Позднее он стал вице-президентом общества и был одним из немногих его членов, сумевших сохранить изначальный интерес к медицинским исследованиям и организации медицины.
Первоначальными задачами Петти в качестве главного врача армии Кромвеля в Ирландии были реорганизация и улучшение эффективности медицинского обслуживания войск, но судьба распорядилась таким образом, что топография, картография, описание, оценка и передел земли в Ирландии стали одним из основных дел его жизни.
После победы армии Кромвеля в 1650 г. над роялистами было решено, что поместья землевладельцев, бывших на стороне роялистов, должны быть конфискованы пропорционально объемам той помощи, которую они оказывали противникам Кромвеля. Эти земли были распределены частично в качестве вознаграждения среди солдат парламентской армии, частично - среди кредиторов правительства, поддерживающих армию, и частично - среди новопоселенцев из Англии и Америки.
Все это требовало детальной топографии и оценки имущества, которое нужно было распределить между получателями. В 1659 г. Уильям Петти провел первую перепись населения Ирландии, а в 1673 г. завершил первое составление карт Ирландии. За свою работу он получил значительную премию, и смог приобрести 50 000 акров земли. На них он организовал литейные мастерские, свинцовые рудники, мраморные карьеры, лесопилки и начал разведение сардин. Он также стал личным секретарем Генри Кромвеля, и лорд-протектором Ирландии, контролирующим передел земель. Не удивительно, что такая удачная карьера, а также участие в столь щекотливой деятельности, как передел чужой собственности, стали причиной появления у Петти огромного количества врагов. Перессорившись с преемниками республиканской партии Кромвеля, Уильям Петти, активнейший в прошлом сторонник Кромвеля и парламентариев, удивительно быстро адаптировался в условиях Реставрации и даже стал фаворитом короля Чарльза II.
Научные интересы Уильяма Петти были весьма разнообразны. Мало кто знает, например, что именно Петти изобрел катамаран. В период времени между 1662 и 1684гг. он сконструировал четыре двухкорпусных корабля, прошедших довольно успешные испытания. Еще в 1648 г. он запатентовал «машину для двойного письма», которая представляла из себя прибор для изготовления копий с рукописных документов.
Однако самый заметный след Петти оставил в истории экономической науки. Не будет ошибкой сказать, что экономическая наука родилась в 1681 г., когда сэр Уильям Петти обратил пристальное внимание на причины стремительного разрастания Лондона. К всеобщему удивлению, он обнаружил, что Лондон разросся настолько, что стал больше Парижа и Рима вместе взятых. В работе «Другой опыт по политической арифметике, рассматривающий рост города Лондона» он объяснял, как более высокая плотность населения сделала возможным большее разделение труда: «Каждая мануфактура будет разделяться на столько частей, сколько это возможно. При производстве часов один человек будет делать колесики, другой - пружину, третий - гравировать циферблат. и часы будут лучше и дешевле, чем когда вся работа возложена на одного человека. И мы видим также, что в таких городах и на таких улицах большого города, где почти все жители заняты одним и тем же ремеслом, изготовляемый товар лучше и дешевле, чем где-либо в ином месте. Более того, когда все виды мануфактур сосредоточены в одном месте, каждое отходящее судно может очень быстро получить необходимый ему груз, составленный из стольких продуктов разного рода, сколько может их взять у него порт, в который оно направляется» . Петти осознавал также, что «малочисленность населения есть истинный источник нищеты; и нация, насчитывающая восемь миллионов человек, вдвое богаче нации, обладающей такой же территорией, но при четырех миллионах населения; а что до правителей, на которых возложена великая ответственность, то они могут служить как большему, так и меньшему числу людей». Как жаль, что специально написанное им эссе «О приумножении человечества», по-видимому, утеряно.
Единой точки зрения на его научный вклад в развитие политической экономии не существует до сих пор. Одни авторы рассматривают его как выдающегося представителя меркантилизма, другие видят его основную заслугу в создании основ статистико-экономического метода исследований и экономической статистики, третьи считают основателем нового направления в науке, из которого впоследствии выросла английская классическая политическая экономия.
Среди основных трудов Петти - Трактат о налогах и сборах (A Treatise of Taxes and Contributions, 1662); Слово мудрым (Verbum Sapienti, 1665); Политический обзор, или анатомия Ирландии (Political Survey or Anatomy of Ireland, 1672); Разное о деньгах (Quantulumcunque Concerning Money, 1682); и Эссе о политической арифметике (Essays in Political Arithmetick, 1683).
В «Трактате о налогах и сборах» Петти рассуждал о стоимости, ренте, заработной плате, разделении труда и деньгах. Одним из первых высказал идею о существовании в экономике объективных закономерностей, которые называл естественными законами, фактически сформулировал закон стоимости, близко подошел к понятиям прибавочной стоимости и прибавочного продукта, проанализировал некоторые ценообразующие факторы, изложил свои соображения относительно эффективности разделения труда.
«Эссе о политической арифметике» стало первым трудом, в основе которого лежал статистико-экономический метод исследования. Петти доказывал необходимость создания государственной статистической службы и исчисления национального богатства и национального дохода, произвел подсчет этих показателей для Англии и, таким образом, заложил основу современной системы национальных счетов.
В работе «Разное о деньгах» Петти утверждал, что деньги являются особым товаром, играющим роль всеобщего эквивалента, а количество необходимых для обращения денег определяется размерами товарно-платежного оборота. Считал, что полноценные деньги в известных пределах могут быть заменены бумажными деньгами. Эта небольшая по объему работа имела огромное значение и определила направление развития теории денег и кредита на последующие два столетия.
В последние годы жизни Петти занимался преимущественно вопросами народонаселения, его роста, размещения, занятости и наряду с Джоном Граунтом может быть причислен к основателям демографической статистики.
Умер Уильям Петти в Лондоне 16 декабря 1687 г.

Читайте также: