Только государство имеет право облагать налогами граждан и фирмы

Опубликовано: 14.05.2024

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
§ 2. Государство
§ 2. Государство
Вспомним. Как возникали государства в древности?

Государство стало возникать из-за необходимости управления. Государство возникло для того, чтобы защищать границы и стабилизировать жизнь общества.

Какие изменения в государственном устройстве России XVIII в. говорили об установлении абсолютной монархии?

В 18 веке речь стала идти об абсолютной монархии, которая имеет особые отличительные признаки.

  • 1. – это абсолютная власть. Речь идет о том, что вся полнота власти принадлежит одному человеку — монарху.
  • 2. – монарх играет важнейшую роль, вмешиваясь во все сферы государственной власти.
  • 3. – абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю власть, упраздняет Боярскую думу.

Чем характеризуется политическая власть?

Политическая власть характеризуется всеобщностью. Решения государственных органов распространяются на всех.
Также, власть действует от имени всего общества и во благо общества.

Какую роль играет политика в жизни общества?

Политика позволяет обеспечивать стабильность, эффективность функционирования всех сфер общества.

Что означает слово «гражданин»?

Гражданин — это правовая категория, которая отражает принадлежность человека к государству. Гражданин — полноправный член общества.

Могло ли государство появиться в результате договора?

Государство могло появиться в результате договора. Речь идет о теории общественного договора. Ее сторонниками являлись Т. Гоббс, Дж. Локк, Жан- Жак Руссо. Эта теория заключается в том, что люди полностью откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, для того, чтобы обеспечивать свои интересы через функционирование государства.

Таким образом, общественный договор — соглашение между гражданами, по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.

Монарх и президент: в чём различия?

Монарх выбирается по наследству, а президента выбирает народ. Монарх существует только в монархической форме правления (власть передается по наследству), а президент — в республиканской (выбирается на определенный срок).

Монарх (в абсолютной монархии) самостоятельно принимает решения по всем вопросам, президент с помощью других ветвей власти, он функционирует не один.

Вопросы «?» Какое учреждение имеет в виду философ?

Речь идет о необходимости становления государства. Существование государства помогло бы увековечить начинающееся разделение общества на классы и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним.

Вопросы «?» Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании?

Начало утверждению ограниченной монархии положил принцип ответственности. Ограниченность заключалась в том, что за действия короля несли ответственность другие лица, не принимающие решения, и не выносящие акты. Решения короля скреплялись подписью министра, который и нес ответственность. Позже это сыграло роль в становлении ограниченной монархии в Великобритании.

Вопросы «?» Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ.

Конституция 1791 г. Действительно сохранила монархию, так как король царствовал единолично, принимал решения самостоятельно, без опоры на другие органы. Также, король был единственным властителем и вмешивался во все сферы общества. Это черты монархии.

Однако единственным фактором, который ограничивал его действия, являлся закон, то есть Конституция 1791 г. Все, что запрещал закон, ограничивало абсолютную монархию, и действия короля были ограничены законодательно.

Вопросы «?» Подумай, с выполнением каких обязанностей связана, к примеру, реализация права на образование.

Известно, что каждому праву сопутствует обязанность. Если речь идет о праве на образование, то в Конституции Российской Федерации, а именно в статье 43 закреплено, что государство гарантирует вседоступность и бесплатность образования.

Однако, получение основного общего образования — это обязанность детей. Контроль за исполнением данной обязанности должны осуществлять родители. Если контроль за исполнением данной обязанности окажется неэффективным, то санкцией государства является административная ответственность.

Вопросы «?» Как ты думаешь, почему некоторые не выполняют свои обязанности? К каким последствиям это приводит?

Если человек не исполняет свои обязанности, это говорит о его безответственности и халатном отношении к своему долгу.
Я считаю, что люди не исполняют обязанности из-за легкомысленности. Они считают, что выполнение обязанностей не значит ровным счетом ничего и не повлияет на жизнь общества в целом, однако это не так. Дело в том, что если все перестанут исполнять обязанности, в обществе воцарится хаос, государство будет на грани разрушения.

Вопросы «?» Как ты понимаешь слова о единстве и равенстве гражданства независимо от оснований его приобретения?

Речь идет о том, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет РАВНЫЕ права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством. Это означает, что с приобретением гражданства, у гражданина появляется принадлежность к государству, а значит возникают обязанности и закрепляются права.

Проверим себя 1. Каковы различные точки зрения на причины появления государства?

Существуют разные объяснения причин возникновения государства.

  • Первая теория заключается в том, что государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда. Отсюда следовало, что государство необходимо, вечно, его мирская власть абсолютна.
  • Вторая теория заключается в том, что государство появляется на определённой стадии развития общества как результат добровольного соглашения людей, договора между ними.
  • Третья теория, именуется теорией завоевания. Она заключается в том, что первые государства явились результатом завоевания воинственными племенами кочевников земледельческих общин.

2. На основе каких признаков можно сделать вывод о наличии в обществе государственного устройства?

Государство обладает определенным признаками, которые позволяют сделать вывод о наличии государственного устройства.

  • Первым признаком является единство территории. Речь идет о том, что государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории, а само это население с появлением государства превращается в его подданных или граждан.
  • Второй признак – наличие публичной власти. Дело в том, что государству свойственна особая власть, которую называют публичной. Её особенность в том что она распространяется на всё население страны. Для её осуществления создается специальным аппарат, включая и органы принуждения: вооруженные формирования (армия, специальные подразделения), тюрьмы, исправительные учреждения.
  • Третий признак – суверенитет (независимость). Существует внешний и внутренний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии), её решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо. Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.
  • Четвертый признак – законодательная деятельность. Речь идет о том, что только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические акты — законы страны. С помощью правовых норм государство закрепляет определённый общественный порядок.
  • Пятый признак – это взимание налогов. Государственные органы устанавливают специальные сборы: налоги, пошлины — и обеспечивают их поступление в бюджет. Эти средства, как вы уже знаете, необходимы государству для решения разнообразных задач (осуществление производственных программ, социальная защита населения, развитие систем образования и здравоохранения, поддержание обороноспособности и др.), а также на содержание государственного аппарата.

3. В чём выражается суверенитет государства?

Суверенитет – это независимость государства.

Существует внешний и внутренний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии), её решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо.

Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.

4. Каковы внутренние и внешние функции государства?

Государство выполняет определённые функции, осуществляя свою деятельность. Функции бывают внутренние и внешние функции.
Внутренние функции нацелены на сохранение целостности общества, поддержание и охрану общественного порядка, выработку стратегических целей развития общества, учёт и согласование интересов различных социальных групп, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства сосредоточены на развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

5. Сравни конституционную и абсолютную монархии, парламентскую и президентскую республики.

Конституционная монархия отличается от абсолютной монархии следующим. В абсолютной монархии власть монарха (короля, царя, императора, шейха, султана и пр.) не ограничена. Он принимает решения единолично, опираясь только на свое мнение. В конституционной монархии власть монарха ограничена положениями закона, закрепленными в конституции и парламентом.

Парламентская республика также отличается от президентской. В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето).

То есть в президентской республике больше полномочий у президента, в парламентской – у парламента.

6. Какое государство называют унитарным?

Унитарное государство – государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев должностные лица на местах назначаются из центра.

Например, устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Франция, Венгрия, Чехия, Испания и ряд других.

7. Что присуще федеративному государственному устройству?

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, края, области являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью.
В субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции.

К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

8. Раскрой смысл понятия «гражданство».

Гражданство — это принадлежность к государству. Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством.

Быть гражданином государства означает иметь права, закрепленные в законодательстве и исполнять обязанности, по отношению к своему государству. В Российской Федерации права и обязанности закреплены в Конституции РФ. Там сказано, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет равные права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством.

9. Как связаны права и обязанности гражданина?

Права и обязанности граждан неразрывно связаны. Если закреплено права гражданина, то ему сопутствует обязанность. Для того, чтобы было понятно, необходимо привести пример. Если речь идет о праве на образование, то в Конституции Российской Федерации, а именно в статье 43 закреплено, что государство гарантирует вседоступность и бесплатность образования.

Однако, получение основного общего образования – это обязанность детей. Контроль за исполнением данной обязанности должны осуществлять родители. Если контроль за исполнением данной обязанности окажется неэффективным, то санкцией государства является административная ответственность.

В классе и дома

1. Прочитай высказывание французского философа Ж.-Ж. Руссо (1712— 1778): «Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми… остаётся столь же свободным, как и прежде. Такова основная задача, которую решает общественный договор». Какой теории о происхождении государства придерживался, на твой взгляд, мыслитель? Свой ответ поясни.

Речь идет о теории общественного договора. Ее сторонниками являлись Т.Гоббс, Дж. Локк, Жан- Жак Руссо. Эта теория заключается в том, что люди полностью откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, для того, чтобы обеспечивать свои интересы через функционирование государства.

Таким образом, общественный договор — соглашение между гражданами, по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.

2. В Великобритании портфель премьер-министра монарх вынужден автоматически предлагать лидеру парламентского большинства. О каком положении парламента в системе высших органов власти страны свидетельствует этот факт?

Это свидетельствует о том, что власть монарха ограничена положениями закона, а именно Конституцией. Парламент занимает главенствующее положение, а монарх номинальное. Он представляет собой лицо власти.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими.

3. Какое из двух приведённых ниже положений отражает федеративный характер государственного устройства США:
  • 1) президент является главой исполнительной власти;
  • 2) американские штаты имеют свои конституции?

Поясни свой ответ. 2 ответ верен. Это объясняется тем, как устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью, имеют свои законы.

В субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции.

4. Широко известны строки из стихотворения Н. А. Некрасова:

Объясни, что значит, на твой взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества.

Гражданство — это принадлежность к государству. Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством.
Быть гражданином государства означает иметь права, закрепленные в законодательстве и исполнять обязанности, по отношению к своему государству.

В Российской Федерации права и обязанности закреплены в Конституции РФ. Там сказано, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет равные права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством.

Достойный гражданин — это гражданин, который не только пользуется своими правами, но и выполняет предписанные законом обязанности и выполняет общественно полезный долг. Например, воинский.

Алена

Оценить




902 0

Ответами к заданиям 1-28 являются цифра, последовательность цифр.

1. В рыночной экономике, в отличие от командной,

решается проблема дефицита ресурсов

все решения по вопросам производства принимаются центральными органами управления экономикой

правительство разрабатывает государственный бюджет

решение о том, что производить, принимает производитель

К факторам (ресурсам) производства относится

3. Работники кондитерской фабрики получают доходы от имеющихся у них ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данное предприятие?

4. Иван Петрович получил зарплату и отложил некоторую сумму на летний отдых. Какую функцию денег иллюстрирует этот пример?

мера стоимости товара

5. Верны ли следующие суждения о разделении труда?

А. Разделение труда связано с профессиональной специализацией работников.

Б. Разделение труда позволяет сэкономить время на производство единицы продукции.

верны оба суждения

оба суждения не верны

6. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Только государство имеет право облагать налогами граждан и фирмы.

Б. Прямые налоги обязательны для уплаты, а косвенные являются добровольными.

верны оба суждения

оба суждения неверны

7. Какой из перечисленных признаков характеризует рыночную экономику?

многообразие форм собственности

опора на традиции в ведении хозяйства

8. Андрей открыл депозитный счёт в банке. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?

9. Бригада строителей заключила договор на постройку коттеджа. Заработная плата бригады будет зависеть от объёмов выполненных работ. Какой вид заработной платы будет применяться в этом случае?

10. Верны ли следующие суждения о предпринимательской деятельности?

А. Предпринимательская деятельность – это направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Б. Предприниматель рискует своим имуществом.

верны оба суждения

оба суждения неверны

11. Готовность производителя произвести какое-либо количество товара по определённой цене и за определённый период времени называется

12. Цена мороженого в розничной торговле – 30 рублей. Какую функцию денег отражает данный факт?

13. В стране Z средства производства принадлежат государству, действует система централизованного планирования и ценообразования. Какова экономическая система в стране Z ?

14. Верны ли следующие суждения о заработной плате работников?

А. Заработная плата – это оплата трудовых услуг, предоставляемых наёмными работниками.

Б. Существует только одна форма заработной платы - сдельная.

верны оба суждения

оба суждения неверны

15. Желание и способность (возможность) людей приобретать товары и услуги - это

16. Гражданин К. ежегодно уплачивает транспортный налог, исходя из объёма двигателя автомобиля. Объектом налогообложения является

17. В регионе Z значительная часть расходов бюджета идёт на строительство школ, больниц и других объектов. Какую функцию государства в экономике отражает этот пример?

правовое регулирование экономики

производство общественных благ

формирование доходов бюджета

18. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Рыночная экономика основана на многообразии форм собственности и свободе предпринимательской деятельности.

Б. Рыночная экономика предполагает государственное ценообразование.

верны оба суждения

оба суждения неверны

19. Государственный бюджет формируется из прямых и косвенных налогов. Сравните прямые и косвенные налоги. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

составляют доходную часть государственного бюджета

изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика

имеют обязательный характер

входят в цену товара или услуги

20. Учащийся 8 класса сделал на уроке сообщение о наиболее востребованных товарах и услугах, представленных на местном потребительском рынке. Сравните два вида экономического продукта: товары и услуги. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) результат хозяйственной деятельности

2) блага в вещественной форме

3) блага в форме деятельности

4) осуществление обмена через куплю-продажу

21. Установите соответствие между налогами и их видами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

НАЛОГИ ВИДЫ НАЛОГОВ

А) транспортный налог 1) прямые

Б) налог на имущество 2) косвенные

В) налог на доходы физических лиц

Г) таможенный сбор

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

22. Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНЦИИ ГОСУДАРСТВА

ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

А) обеспечение охраны правопорядка 1) производство общественных благ

Б) организация работы общественного транспорта 2) социальное обеспечение населения

В) выплата пенсий, пособий

Г) государственное финансирование строительства

диагностических медицинских центров

Д) бесплатное обеспечение отдельных групп

граждан лекарственными препаратами

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24

В ходе социологического опроса в странах Z и Y совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

23. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

В стране Z доля тех, кто платит налоги, потому что это обязанность каждого гражданина, меньше доли тех, кто платит налоги, потому что за их неуплату могут привлечь к юридической ответственности.

В стране Y доля тех, кто платит налоги, так как их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия, больше доли тех, кто платит налоги, так как за счёт налоговых поступлений финансируется здравоохранение и образование.

В стране Z доли тех, кто использует любую возможность уклониться от уплаты налогов, и тех, кто не будет платить налоги, пока правительство не наведёт порядок в полиции, здравоохранении, образовании, равны.

Доля тех, кто платит налоги, потому что это обязанность каждого гражданина, в стране Z больше, чем в стране Y .

Доля тех, кто не будет платить налоги, пока правительство не наведёт порядок в полиции, здравоохранении, образовании, в стране Z больше, чем в стране Y .

24. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

В стране Y , по сравнению со страной Z , граждане более сознательно относятся к уплате налогов.

В стране Z гражданам приходится платить больше налогов, чем в стране Y .

В обеих странах есть граждане, которых от неуплаты налогов удерживает только страх наказания.

В стране Z , в отличие от страны Y , закон предусматривает более жёсткое наказание за уклонение от уплаты налогов.

В обеих странах определённая часть граждан платит налоги, заботясь об обеспечении пенсиями и социальными пособиями.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задание 25, 26.

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z , имеющих разный возраст, им задавали вопрос: «Хотели бы Вы открыть собственное дело, заняться бизнесом?»

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Иллюстрация: Борис Мальцев / Клерк

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

Задание 13. Выберите верные суждения о государстве и его признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории.

2) Любому государству свойственно разделение властей.

3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах.

4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы.

5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм.

Разберем каждое суждение и выберем верные.

1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории. — неверно, государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

2) Любому государству свойственно разделение властей. — неверно, разделение властей свойственно только правовому государству.

3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах. — верно.

4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы. — верно.

5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм. — верно.

Ответ: 345 или любая последовательность цифр

  • Все задания варианта
  • Наша группа Вконтакте
  • Наш магазин
  • Наш канал
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • Вариант 1
  • Вариант 1. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 2
  • Вариант 2. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 3
  • Вариант 3. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 4
  • Вариант 4. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 5
  • Вариант 5. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 6
  • Вариант 6. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 7
  • Вариант 7. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 8
  • Вариант 8. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 9
  • Вариант 9. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 10
  • Вариант 10. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 11
  • Вариант 11. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 12
  • Вариант 12. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 13
  • Вариант 13. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 14
  • Вариант 14. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 15
  • Вариант 15. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 16
  • Вариант 16. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 17
  • Вариант 17. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 18
  • Вариант 18. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 19
  • Вариант 19. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 20
  • Вариант 20. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 21
  • Вариант 21. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 22
  • Вариант 22. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 23
  • Вариант 23. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 24
  • Вариант 24. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 25
  • Вариант 25. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 26
  • Вариант 26. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 27
  • Вариант 27. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 28
  • Вариант 28. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 29
  • Вариант 29. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 30
  • Вариант 30. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20

Для наших пользователей доступны следующие материалы:

  • Инструменты ЕГЭиста
  • Наш канал


1) Отсутствие проблем с законом (вы сможете без проблем оформлять визы и тому подобное)
2) Как известно, налоги идут на улучшение инфраструктуры, здравоохранения. Может быть в вашем городе станут лучше дороги, больше детских садов, улучшится качество медицины.
2) К вам не придут судебные приставы и не опишут ваше имущество.
4) Вам не будет стыдно перед своими детьми.
Пойдет?)


буду рад если это посмотришь http://znanija.com/task/5000180

ты отметь, что лучший ответ, мне еще глядишь 3 балла ;)

Другие вопросы из категории

До известных пределов утраты в природе восстановимы… Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всепрогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению её жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомлёнными, уничтожают и то, что в земле ещё не открыто, и то, что над землёй, - уже служившее людям. Даже сами реставраторы… становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют чётких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей…

Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной осёдлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.

Вопросы и задания к документу

1) Определите, в чём основная мысль приведённого отрывка.

2) Объясните, почему невосстановимы утраты памятников культуры.

3) Как вы понимаете выражение автора «нравственная осёдлость»?

4) Вспомните содержание параграфа и аргументировано объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры. Какие культурные механизмы задействованы в этих процессах?

5) Подберите примеры варварского отношения к памятникам культуры.

А. В любом государстве действует разделение властей и система «сдержек» и «противовесов».

Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1) регулирует отношения по принципу "господство-подчинение"
2) ограничивает свободу того, кто находится в состоянии подчиненного
3) опирается на установленные нормы и правила поведения
4) основывается на организованном законном принуждении, праве и авторитете
2. Верны ли следующие суждения о роли политики в жизни общества?
А. Политика обеспечивает целостность и стабильность развития общества.
Б. Политика обеспечивает выработку и применение социальных норм.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Принцип разделения властей состоит в том, что выделяются три ветви власти со строго определенными функциями.
Б. Принцип разделения властей предполагает наличие системы "сдержек и противовесов"
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Что отличает государство от других политических организаций?
1) разработка программ развития общества
2) представление интересов отдельных групп общества
3) выдвижение политических лидеров
4) исключительное право принимать правовые нормы
5. Организация Р. распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги. Данная организация -
1) государство 3) общественная организация
2) политическая партия 4) ведомство
6. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называются
1) формой государственного правления 2) государственным суверенитетом
3) формой правления 4) политическим режимом
7. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство представляет интересы общества в целом и защищает общее благо.
Б. Государство в современном мире обладает исключительным правом регулировать экономические процессы.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Найдите в приведенном списке органы государственной власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) министерство образования и науки 2) правозащитная организация
3) ассоциация пластических хирургов 4) городская регистрационная палата
5) управление внутренних дел
9. Политической властью обладает
1) директор школы 3) депутат парламента
2) управляющий фитнес-клубом 4) отец семейства

Согласны ли вы с тем, что российское государство должно уменьшить размер налогов с граждан и фирм. Свое мнение аргументируйте

1).выступление главы государства по экономическим проблемам 2)сбор налогов с граждан и фирм 3)обеспечения бесплатного для граждан образования 4)принятие закона о предпринимательсве

Читайте также: