Отмена налоговых льгот для нефтяников

Опубликовано: 30.04.2024

Москва, 23 сен - ИА Neftegaz.RU. Правительство РФ по инициативе Минфина одобрило предложения отменить ряд льгот по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пошлине для выработанных нефтяных месторождений, а также сверхвязкой нефти (СВН, он же природный битум). Кроме того, предлагается изменить порядок применения налога на дополнительный доход. Почему же это решение подкосило котировки акций ведущих нефтяных компаний?

Вначале нужно сделать принципиальную оговорку: у нефтяников, по сути, нет льгот, есть только послабления в специально установленных для отрасли высоких налогах. Эти послабления вводились в связи с особыми, малорентабельными условиями нефтедобычи.
В конечном итоге полученный экономический эффект перекрывает недоизъятые государством доходы, но во многих случаях это – не ранее 5 лет.
А государству деньги нужны уже сегодня.

Скепсис госкорпорации
В результате предлагаемых мер бюджет рассчитывает в 2021 г. получить дополнительные доходы в 260 млрд руб. А вот сколько страна потеряет в перспективе?
По некоторым оценкам, корректировка НДД и льгот по НДПИ за 10 лет приведут к снижению суммарной добычи нефти на 600 млн т, падению доходов бюджета на 4,5 трлн руб. и потере 35 тыс. рабочих мест.

Еще одной ключевой проблемой станет удар по инвестиционному климату. Нефтяники давно просят руководство страны о стабильной, предсказуемой налоговой системе, хотя бы договоренностей о «правилах игры».
Нынешние же внезапные инициативы, по мнению многих экспертов, делают инвестиции в крупные проекты рискованными, а мотивация нефтяных компаний разрабатывать трудноизвлекаемые запасы (ТрИЗ) попросту теряется.

Помимо затратных и сложнейших проектов на шельфе и в Арктике, давно обустроенные месторождения в обжитых регионах являются как раз реальной и доступной перспективой сохранить добычу нефти в стране.

Роснефть формально поддержала намерения Правительства.
Как крупнейший налогоплательщик она объяснила это необходимостью обеспечить стабильность бюджета в условиях серьезного сокращения поступлений.
Разве могут быть возражения у госкорпорации?

Но если вчитаться в опубликованное ею заявление, можно увидеть скептический подтекст:

  • экономический кризис, вызванный пандемией, стал серьезным вызовом для российской нефтегазовой отрасли;
  • ситуацию значительно усугубила вынужденная координация с партнерами на мировом сырьевом рынке;
  • надеемся, что решения, которые будут приняты, покажут их сбалансированность и направленность на развитие российской экономики в долгосрочной перспективе.
То есть, подчеркивается, что одна из основ экономики страны - нефтянка - сама страдает в нынешней обстановке, но к ней же за дополнительными доходами обращается власть.
Да и в целом формулировки скорее содержат тень сомнения, чем безоговорочную поддержку предложений Минфина.

Средняя температура по палате
Наибольшие потери от отмены льготы по выработанности могут понести Роснефть, Сургутнефтегаз и ЛУКОЙЛ.
Однако Роснефть частично компенсирует эти потери, как считают некоторые эксперты, за счет новой льготы по НДПИ для Приобского месторождения.
Но некорректно говорить о такой большой компании в целом, которая действует практически по всей стране.

Нельзя сопоставлять обжитые регионы, где как раз находятся выработанные месторождения с развитой инфраструктурой и «северА» с тяжелейшими условиями логистики и вахтового способа работы.
Получается, в одном месте льготы отбирают, в другом - дают, но средняя температура по палате нормальная.

Изменения льгот для сверхвязкой нефти особо негативны для Татнефти и ЛУКОЙЛа.
С 2007 г. в России для этого вида «черного золота» установлен нулевой НДПИ.

Успешная добыча СВН в ряде регионов, главным образом, в Татарстане, - плод долгой кропотливой работы.
К природному битуму подступались еще в советские времена, но тогда эта тема была неактуальной в условиях фонтанирующей «легкой» нефти.
Первыми реальными успехами смогла похвастать Татнефть, которая с 2006 г. от экспериментов на традиционном оборудовании, затем покупки дорогостоящей канадской техники прошла многолетний путь к полному циклу собственных конкурентных технологий.
На отечественных заводах были созданы техника, полностью заменившая импорт.
Это стало новым словом для российского нефтемаша.

Прошло еще много лет, прежде чем добыча СВН стала рентабельной - но… только с введением как раз той льготы, которую сейчас предлагают отменить.
До этого проект продвигался исключительно за счет самой компании.
И вот происходит выстрел на взлете, когда масштабный проект только что успешно апробирован, когда появились далеко идущие планы по тиражированию успеха не только по России, но и за рубежом.

А ведь остановка добычи СВН (дело в условиях низких мировых цен идет к тому) – это не просто закрыть один из нефтяных вентилей.
Это инерционный процесс.
В недра до того, как извлечь из них битумную нефть, предварительно закачивают пар (процесс небыстрый), потом постоянно поддерживают температуру пласта.
Здесь уже не просто потеря льгот, а и прямые убытки от еще неокупившихся вложений в дорогостоящее оборудование и специфическую инфраструктуру.

Предсказуемая непредсказуемость
В условиях истощенности старых и отсутствия новых крупных месторождений нефтяники вслед за битумом подступаются и к другим видам трудноизвлекаемых запасов – бажену и доманику.
Кроме того, разрабатываются новые подходы для придания второго дыхания выдохшимся гигантам.

Все это требует крупных инвестиций с окупаемостью лишь в дальней перспективе.
Но при этом страна получает уже сегодня синергетический эффект в экономике за счет загрузки смежных высокотехнологичных сфер заказами, сохранением рабочих мест в самой нефтянке, а значит социально-экономической стабильностью в традиционных нефтяных регионах.

Авторы инициативы советуют нефтяникам вместо добычи развивать переработку и нефтехимию.
Но здесь требуются инвестиции на сотни миллиардов, главным образом, потому, что Россия, отставая в этой сфере, пока вынуждена покупать соответствующие технологии и оборудование за рубежом.

Есть предложение направлять в развитие дополнительные средства из прибыли акционеров.
Но стоит иметь в виду, что львиная доля дивидендов нефтяных компаний остается в России, в т.ч. напрямую перечисляется в бюджеты страны и регионов.
Получается порочный круг.

Сама инвестиционная привлекательность значительной части российского фондового рынка под большим вопросом и может заставить даже отечественных инвесторов переориентироваться на более «стабильные» рынки.
Льготы стали плодом многолетнего трудного диалога нефтяников и финансистов, убедительной аргументации и компромиссов.
И вот все так внезапно и непредсказуемо.

Правительство РФ одобрило отмену ряда льгот для нефтянки. Обобщение

Москва. 16 сентября. INTERFAX.RU - Правительство России одобрило отмену некоторых льгот по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пошлине для зрелых нефтяных месторождений, а также сверхвязкой нефти, в результате чего рассчитывает в 2021 году получить дополнительные доходы в размере 260 млрд рублей, сообщил глава Минфина Антон Силуанов.

По словам участников рынка, об отмене льгот на добычу сверхвязкой нефти они узнали из новостей. В публичной плоскости также не звучало таких предложений. Расходы у бюджета растут, а источников для доходов ввиду резкого падения цен на нефть и сделки ОПЕК+ меньше.

Известно было лишь о недовольстве Минфина результатами первого года эксперимента по переходу на уплату налога на добавленный доход (НДД) - вместо уплаты всех других налогов (хотя НДПИ при этом учитывается). Базой для исчисления НДД является расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче нефти на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и т. д. Налоговая ставка НДД составляет 50% от доходов от продажи нефти за минусом расходов на разведку, добычу и транспортировку нефти на каждом лицензионном участке.

Теперь же недовольное НДД министерство предлагает отменить льготы, уменьшающие налоговую базу для НДД, и перейти на его уплату.

Верните недополученное

Еще прошлой осенью Минфин предупреждал, что недоволен ходом эксперимента НДД - выпадающие доходы в разы больше, а инвестиции нефтяников не выросли. Предполагалось, что добывающая и, соответственно, налогооблагаемая база за счет этого увеличится.

И вот в разгар всеобъемлющего кризиса из-за пандемии замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что НДД - возможно, самая большая ошибка за время его работы в Минфине: бюджет недополучил 213 млрд рублей в 2019 году.

"В 2017 году, когда мы обсуждали НДД, нам говорили - это очень правильный режим, вырастут инвестиции. Мы ввели его на 10% добычи, но инвестиции не увеличились ни на рубль. У топ-5 нефтяных компаний абсолютно никак не изменились инвестиции, разница - ноль. А вот дивиденды за это время выросли в два раза - на 500 млрд рублей", - сказал он.

Сазанов заявлял, что министерство планирует подготовить изменения в режим, чтобы в будущем избежать выпадающих доходов и вернуть потерянные в 2019 году доходы через введение повышающих коэффициентов по базовой ставке НДПИ для некоторых категорий.

Сначала в публичной плоскости прозвучало лишь намерение Минфина запретить уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%), снижение индексации исторических убытков с 16,3% до 7% в год начиная с 2020 года, а также сокращение размера вычитаемых расходов. Действующую ставку расходов в размере 7,14 тыс. руб. на тонну, которая должна быть повышена до 9,52 тыс. руб. с 2021 года, предлагается оставить неизменной до 2024 года, после чего повысить только до 8,6 тыс. руб.

При этом предполагалось, что основные потери понесут "Газпром нефть" и "Роснефть", месторождения которых входят во вторую группу НДД (объем добычи 26 млн тонн добычи в год). Однако пострадают и другие крупные нефтяники: законопроект ухудшает условия налога для всех групп месторождений. На месторождения на НДД приходится около 50 млн тонн в год, или 10% от добычи нефти в РФ.

Эти меры, по оценке Минфина, должны были принести в бюджет дополнительно 87,8 млрд руб. в 2021 году и 55,6 млрд руб. в 2022 году - в целом примерно 200 млрд руб. за три года

В результате главы нефтяных компаний, как это часто водится, написали письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не менять утвержденные параметры НДД и НДПИ до 2025 года. Письмо подписали главы "Роснефти" Игорь Сечин, "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, "Газпром нефти" Александр Дюков, "Татнефти" Наиль Маганов и "Зарубежнефти" Сергей Кудряшов.

В письме также говорилось и о новой инициативе Минфина - пересмотре понижающего коэффициента к ставке НДПИ для выработанных месторождений. Льготы по выработанности - самые крупные во всей налоговой системе и распространяются более чем на 100 млн тонн ежегодной добычи. Сейчас понижающий коэффициент к НДПИ применяется на основании данных о начальных извлекаемых запасах на начало 2006 года, Минфин же хочет актуализировать эти данные. По оценке нефтяников, пересмотр данных о запасах увеличит налоговую нагрузку на 140 млрд руб. в год.

Путин поставил на письме резолюцию профильному вице-премьеру Юрию Борисову "рассмотреть и представить предложения.

Никогда, пожалуйста, на Белый дом не жалуйся

Однако как снег на голову в сентябре нефтяникам вместо послаблений упало новое предложение, которое выглядит не альтернативным, а, скорее, дополняющим: отменить льготы по НДПИ и пошлине на сверхвязкую нефть. Вместо этого, сказал глава Минфина Антон Силуанов, нефтяникам предлагается перейти на уплату НДД.

Причем еще вчера эти предложения были приняты на правкомиссии по законотворческой деятельности, а уже сегодня правительство РФ их одобрило.

Из законопроекта не исчезло упоминание о частичном запрете переноса убытков - только за счет этой меры правительство рассчитывает получить в 2021 году 100 млрд рублей.

В неформальных беседах представители отрасли лишь пожимают плечами, давая понять, что предложения по сверхвязкой нефти ни с кем особо не обсуждались.

В "Роснефти", "ЛУКОЙЛе" и "Татнефти", которые пользуются льготой по сверхвязкой нефти, не ответили на просьбу прокомментировать инициативу Минфина.

"Вы знаете, что мы ввели ограничение зачета убытков прошлых лет по параметрам 50%, примерно также, как и по налогу на прибыль, поменяли коэффициенты к НДПИ, чтобы нам обеспечить за счет этого источника порядка 100 млрд рублей. По НДПИ тоже договорились пересмотреть ряд льгот, которые, на наш взгляд, носят неэффективный характер", - пояснил после заседания правительства глава Минфина.

"Речь идет о выработанных месторождениях, о месторождениях с вязкой и сверхвязкой нефтью. Да, это вызывает определенные вопросы у нефтяных компаний, но смысл какой - предоставлялись эти льготы, особенно по выработанным месторождениям, не учитывая реальную степень выработанности, брали информацию по учету 2006 года, не было актуализации", - посетовал он.

"Сейчас говорим о том, что это нужно сделать - отменить льготы по выработанности и определенные льготы по экспортным пошлинам. То же самое по вязким и сверхвязким. Там большие льготы, доля таких месторождений около 1% от всей добычи. Даже в условиях сокращения Россией объемов добычи нефти в рамках договоренности с ОПЕК, тем не менее, даже на этих сложных месторождениях идет активная добыча, потому что там льготы действуют, а на обычных месторождениях, где нет льгот, не добывается", - сказал Силуанов.

"Договорились поменять порядок предоставления льгот по таким месторождениям, связанным со сложной добычей, и предложить им перевести добычу на условия НДД", - сообщил глава Минфина.

Комментируя пересмотр пошлин, Силуанов сказал: "Там ряд льгот по экспортной пошлине, которые нами предусмотрены, в первую очередь по зрелым месторождениям".

"Поэтому, когда речь идет о таком глобальном пересмотре налоговых расходов, преференций, логика наша заключается в том, что льготы должны стимулировать новые инвестиции. Мы видим, что, предоставляя эти льготы, никаких инвестиций новых не происходит. Поэтому такой подход будет реализовываться, если предоставляем льготу, берем обязательства компании по инвестированию. Если не видим, что льгота как-то работает на новые вложения, рабочие места, считаем, что такую льготу нужно отменять. Поэтому по экспортной пошлине будет отменяться льгота по зрелым месторождениям. Мы оцениваем дополнительные поступления от этой меры порядка 30 млрд рублей", - заметил он.

Попрошу делать взносы!

По словам Силуанова, Минфин рассчитывает на дополнительные доходы "по НДПИ по отмене льгот по вязкой нефти - около 80 млрд рублей". "По выработанным месторождениям взамен на НДД - порядка около 100 млрд рублей. По НДД в целом - порядка 80 млрд рублей планируем получить дополнительных доходов", - добавил он.

Льгота по экспортной пошлине на сверхвязкую нефть была введена в 2012 году сроком на 10 лет, то есть должна закончить свое действие через год и три с половиной месяца.

Нефтяники опасались, что из-за новых предложений Минфина снизятся инвестиции, а затем и добыча. Похоже, вместо этого ведомство само решило отрегулировать, где снизятся инвестиции и добыча. У "Татнефти" в 2019 году добыча сверхвязкой нефти составила 3370,2 тыс. тонн, включая 2735,1 тыс. тонн на Ашальчинском и некоторых других месторождениях. По данным компании, экономия от снижения суммы налогов на добычу сверхвязкой нефти на Ашальчинском, а также на некоторых других месторождениях за 2019 год составила 39 млрд руб. по сравнению с 29 млрд руб. за 2018 год. Всего "Татнефть" добывает около 30 млн тонн нефти в год, ее прибыль в 2019 году по МСФО составила 192 млрд рублей.

"ЛУКОЙЛ" в своих отчетах говорит о применении льгот для пермо-карбоновой залежи Усинского месторождения сверхвязкой нефти в Тимано-Печоре, а также сверхвязкого Ярегского месторождения.

"Роснефть" перечисляет в числе льгот, применяемых к компании, и льготу для сверхвязкой нефти.

"Важно помнить, что бюджет - это финансовый документ, но это документ не о цифрах, а о людях, это документ, направленный на решение конкретных проблем в жизни людей в нашей стране. Отсюда пакет налоговых законов, которые позволяют обеспечить необходимые доходы. Некоторые крупные компании заявляют, что мы забираем деньги только у нефтяных компаний. Это не так. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика. Отсюда и наше видение налоговой политики", - попытался усыпить бдительность нефтяников премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая на заседании правительства, посвященному корректировке бюджета.

"Вот лишь некоторые из наших предложений. Мы несколько увеличиваем налогообложение ряда доходных отраслей. Именно для этого модифицируем параметры режима налога на дополнительный доход (НДД - ИФ) при добыче углеводородов. Предлагаем пересмотреть параметры ряда льгот в нефтегазовом секторе, повысить плату за пользование природными ресурсами, индексировать ставки акцизов на табачную продукцию выше инфляции", - сказал также премьер.

Повысить налоговую нагрузку правительство предполагает и за счет майнинга. "Роснефть" это поприветствовала.

"В условиях серьезного сокращения поступлений в бюджет Российской Федерации и необходимости исполнения обязательств государства в социальной сфере действия правительства РФ и Минфина России по поиску дополнительных источников бюджетных доходов являются логичными и заслуживающими поддержки. Надеемся, что решения, которые будут приняты, покажут их сбалансированность и направленность на развитие российской экономики в долгосрочной перспективе", - заявила "Роснефть", отвечая на запросы СМИ о поправках в НК.

отмена льгот для нефтяников

С 1 января 2021 года вступает в силу закон об отмене некоторых льгот для нефтяников. С этого дня прекращается субсидирование компаний по налогу на добычу углеводородов, а также по экспортной пошлине для сверхвязкой и вязкой нефти.

Какие льготы в нефтяной отрасли были отменены?

В конце прошлого года Правительство РФ объявило о сокращении налоговых преференций, что было связано со значительным снижением цен на нефть и сокращения поступлений в бюджет. По заявлению А. Силуанова, некоторые стимулирующие мероприятия в данной сфере оказались неэффективными. Планируется, что в результате такого решения в 2021-2023 г. государственный бюджет пополнится примерно на 308 млрд. руб. Вместо отмененных льгот компаниям предоставляется возможность перевести месторождения в режим НДД (налог на добавленный доход). С другой стороны, этот проект станет не совсем выгодным для нефтяников – именно за их счет за три ближайших года бюджет может получить около 200 млрд. руб.

Позиция корпораций

Больше всего от нововведений пострадали такие компании, как «Лукойл», «Татнефть» и «Газпром нефть». Практически все корпорации выступили с резкой критикой мер. Они заявили, что такое крайне негативно скажется на их инвестиционной политике. Однако никто из нефтяных «гигантов» не предоставил данные по выпадающим доходам, ссылаясь на необходимость проведения более глубокого анализа сложившейся ситуации и расчетов.

Руководство нефтедобывающих компаний обсуждают возможность дополнительных инициатив, которые стимулировали бы добычу углеводородов. К примеру, в Правительство РФ поступило обращение от «Газпром нефти», в котором предлагается рассмотреть меры по нивелированию усиления налоговой нагрузки на отрасль. В частности, речь ведется об ускорении перевода западносибирских месторождений на НДД и причислении ачимовской нефти к категории трудноизвлекаемой.

Позиция корпораций изображение

Аналитики говорят, что нефтяные компании смогут устоять против повышения нагрузки по налогам, но только в случае снижения объема инвестиций и переноса сроков реализации намеченных проектов. Специалисты считают, что данная сфера итак испытывает высокое фискальное давление. Есть мнение, что отечественные нефтяные корпорации в ближайшие пять лет потеряют почти 650 млрд. руб. денежного потока.

Закономерный скепсис

В 2021 году новый закон может принести государству 260 млрд. руб. Но как это отразится в перспективе? Некоторые эксперты утверждают, что из-за нововведений в течение ближайших 10 лет добыча нефти сократится на 600 млн. т., при этом доходы в бюджет упадут на 4,5 трлн. руб., а почти 35 тыс. чел., занятых в нефтедобывающей отрасли, потеряют работу.

Определенный удар будет нанесен по инвестиционному климату. Компании уже не раз просили Правительство о создании предсказуемой налоговой схеме или хотя бы о четких договоренностях и «правилах игры». Внезапные инициативы приводят к тому, что воплощение в жизнь крупных проектов становится очень рискованным делом, а мотивация инвестировать средства в разработку трудноизвлекаемых запасов попросту теряется.

Формально политику государства поддержала «Роснефть», сославшись на необходимость поддержать стабильность бюджета в условиях значительного падения поступлений. Но что еще могла сказать госкорпорация? С другой стороны, в заявлении говорится, что нефтегазовая отрасль – одна из основных в нашей стране, и именно к ней обращается власть, когда нуждается в дополнительных доходах.

Прогнозируется, что самые большие потери от нового закона понесут «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз». Однако «Роснефть» может компенсировать эти потери за счет введенных льгот по НДПИ для месторождений в Приобье. В то же время нельзя говорить о корпорации, которая работает практически на всей территории России. Некорректно сравнивать регионы с разработанными месторождениями и регионы с тяжелейшими условиями логистики и вахтовым методом работы. Создается такая ситуация: в одном месте льготы даются, в другом, наоборот, отбираются.

Изменения по сверхвязкой нефти очень нежелательны для «Лукойла» и «Татнефти». С 2007 г. для них действовал нулевой НДПИ. Развитие отрасли в Татарстане – это результат многолетнего и кропотливого труда. Основы сферы были заложены еще в советские времена, а позже именно «Татнефтью» был запущен полный цикл собственных конкурентных технологий. Добыча сверхвязкой нефти постепенно становилась рентабельной, что было связано с той льготой, которую сейчас отменили. Успешный, масштабный проект, продвигаемый исключительно за счет самой компании, рискует закрыться. Остановить добычу СВН – это не просто закрыть вентиль. В ходе процесса в недра закачивается пар, поддерживается определенная температура пласта, и только после этого выкачивается битумная нефть. Остановка будет не просто потерей льгот. Она неизбежно приведет к прямым убыткам и убыткам от не до конца окупившихся вложений в оборудование и особую инфраструктуру.

Авторы законопроекта советуют корпорациям сосредоточиться на переработке углеводородов и нефтехимии. Однако и эти направления требуют огромных инвестиций, так как отечественная сфера не догоняет зарубежное производство и вынуждена закупать технологии и оборудование у других стран.

Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству ввести мораторий на новые преференции для нефтяных месторождений до момента завершения инвентаризации нефтяных запасов на предмет экономической эффективности их освоения. Против введения новых налоговых льгот последовательно выступает Минфин. Льготируется уже более половины запасов нефти, заявлял руководитель департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ Алексей Сазанов. Однако компании ТЭКа ежегодно добиваются все новых льгот, которые оплачивает госбюджет.

В декабре 2018 г. глава "Роснефти" Игорь Сечин попросил президента предоставить льготы для Приобского нефтяного месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе – вычет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), Минфин оценил сумму потерь для бюджета за 10 лет в 460 млрд руб. Эти льготы президент тоже попросил обосновать, хотя в Правительстве ранее говорили о принципиальном согласии.

По данным gosrf.ru, в 2017–2018 гг. сумма налоговых послаблений для компаний ТЭКа достигла 41 млрд руб. Решение президента – намек нефтяникам на то, что нельзя постоянно выторговывать себе выгодные условия работы, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Президент устал от диспутов между Минфином и нефтяниками и хочет получить информацию о реальной ситуации с льготами и экономических результатах, рассказал эксперт в интервью Накануне.RU.

– Игорь Валерьевич, на ваш взгляд, с чем связано такое поручение президента? Можно ли говорить о какой-то избыточности льгот?

Игорь Юшков(2017)|Фото: eurasia.expert
– Я думаю, что это намек нефтяникам на то, что не нужно постоянно выторговывать себе какие-то выгодные условия и льготы.

Во-первых, нефтяники просят увеличить им выплаты по демпфирующей надбавке для того, чтобы не поднимать стоимость топлива. Путин в какой-то степени согласен с тем, что невозможно работать в убыток и государство не может приказывать нефтяникам, чтобы те постоянно сдерживали рост цен на заправках и оптовом рынке. Постоянное сдерживание цен – путь к дефициту, об этом тоже говорил президент. Если государство будет диктовать нефтяникам цены на топливо, то они, проработав в убыток, просто перестанут выпускать бензин. Поэтому государство корректирует механизм расчета демпфирующей надбавки, но топливо все равно будет дорожать.

Во-вторых, нефтяники постоянно требуют себе дополнительных льгот. Недавно "Роснефть" попросила льгот для себя и для компании "ННК" Эдуарда Худайнатова, что, мол, дайте льготы и мы будем разрабатывать арктические месторождения на Таймыре и сопутствующие участки. Нефть с новых месторождений пойдет по Северному морскому пути (СМП) и обеспечит его загрузку. "Майский указ" говорит о том, что к 2024 г. грузооборот по СМП должен составить 80 млн тонн. Однако "Роснефть" намерена гнать нефть по СМП через арктические порты не только с новых месторождений, но и с Ванкора, где уже есть труба для экспорта в Китай.

Возникает вопрос: вы требуете льготы, только для того, чтобы с действующего месторождения гнать нефть в совершенно противоположном направлении? Смысл этого непонятен.

Президенту поступают просьбы от нефтяников – "дайте нам льготы", от Минфина – "давайте не будем давать льготы". С третьей стороны звучат сигналы, что топливо на рынке все равно дорожает. В итоге все недовольны. Думаю, что Путину все это надоело, поэтому появилась пауза, принято решение разобраться, насколько хорошо работают предыдущие льготы.

Но стоит заметить, что у нас в стране такая ситуация происходит регулярно, когда предлагают "заморозить" систему налогообложения, ничего не сокращать и не увеличивать. Но в конечном счете мы опять все меняем. Стабильности в плане налоговой нагрузки на отрасль нет.

– В поручении речь идет о выработке единых подходов к предоставлению мер господдержки. Значит ли это, что власти решили прекратить соревнование лоббистов?

– Соревнование лоббистов прекратить невозможно. Они всегда будут просить какие-то преференции для новых проектов. И унифицировать правила тоже невозможно. Можно только принять иную модель налогообложения, которая будет автоматически устанавливать льготы.

– Каким образом?

– Сейчас у нас работает модель: экспортная пошлина плюс налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Мы проводим внутри этой налоговой модели маневр: сокращаем каждый год экспортную пошлину на 5% и увеличиваем НДПИ. Но с 1 января в нескольких регионах мы начали эксперимент по внедрению налога на добавленный доход (НДД). Расчет налога исходит не из того, какой объем ты добыл, а из того, насколько твой проект прибыльный. Чем более прибыльным он является, более маржинальным, тем больше ты отчисляешь денег государству. Предполагается, что такая модель позволит сократить затраты на стадии запуска, когда налог будет минимальным.

Если эксперимент окажется удачным, то такая налоговая система будет внедряться по всей стране и она автоматически приведет к тому, что произойдет та самая унификация: чем больше зарабатываешь с проекта, тем больше платишь государству. При этом, индивидуальные льготы не надо будет устанавливать.

Заработает модель, которая была выбрана для "Ямал-СПГ": они не платят НДПИ, экспортную пошлину, у них льготные ставки налога на прибыль и импортные пошлины для оборудования, которое не производится в России. Не надо будет выпускать отдельные законы, вносить поправки в Налоговый кодекс.

(2004)|Фото

500? '500px': '100%' ); width:100%;" title="(2004)|Фото" />

– В мировом опыте поддержка добычи также носит адресный характер, как в России? Или есть общие правила?

– Работают две модели. В основном все приходят к тому, что льготируется какой-то определенный пласт проектов. Либо есть такая модель, которая ориентирована как раз не на объемы добычи, а на финансовый результат, либо добавленный доход. В какой-то вариации, но привязка все равно идет к экономическим результатам от разработки проектов. Например, Норвегия чем привлекательна для разведки месторождений на шельфе? Если компания приходит, берет лицензию на поиск месторождения, вкладывает деньги, ищет нефть и ничего не находит – государство компенсирует им все затраты.

– Почему дано поручение проверить эффективность льгот для Приобского месторождения? Объективна ли потребность в льготах?

– "Роснефть" говорит о том, что месторождение должно получать льготы, поскольку там большая обводненность месторождений. Здесь действительно надо проверять. Логика президента понятна. Компании говорят: "дайте нам льготы, иначе мы остановим разработку или сократим объем добычи, потому что это она неэффективна, мы будем все закрывать". С другой стороны Минфин говорит, что у нефтяников все прекрасно, они могут работать в плюс и без этих льгот. У каждого своя задача. У нефтяников – повысить маржинальность и увеличить добычу, у Минфина – как можно меньше отдать денег из бюджета и как можно больше получить. К спору, скорее всего, подключится Минэнерго, они смогут предоставить расчеты по Приобскому месторождению.


Фото LARRY W. SMITH / EPA / ТАСС
Фото LARRY W. SMITH / EPA / ТАСС

На этой неделе российское правительство одобрило повышение налоговой нагрузки для нефтяной отрасли, о чем 16 сентября после заседания кабмина объявил министр финансов Антон Силуанов. Речь идет об отмене льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для выработанных месторождений, участков с вязкой и сверхвязкой нефтью, а также «определенных льгот по экспортным пошлинам», которые получали зрелые месторождения.

Кроме того, Минфин предложил поменять параметры налога на дополнительный доход (НДД), чтобы «восстановить выпадающие доходы бюджета до уровня, о котором договаривались при введении режима», сказал Силуанов. К примеру, речь о запрете снижать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет учета исторических убытков (раньше можно было снизить до нуля), и ввести повышающие коэффициенты по отдельным группам месторождений. За счет этой меры бюджет может получить 200 млрд рублей за три года.

Всего, по оценке Силуанова, изменения в налогообложении нефтяников принесут бюджету дополнительные 290 млрд рублей в год.

Какие компании испытают на себе увеличение налогового бремени сильнее всего?

Группа пострадавших

  • От отмены льгот по вязкой нефти пострадают «Татнефть» — 11% всей добычи компании приходится на такой вид нефти, и «Лукойл» (7% добычи — вязкая нефть), сказал Forbes глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. На то, что именно эти компании станут главными проигравшими от отмены этого вида льгот, указывает и заместитель руководителя Экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

Ни одна из названных нефтяных компаний не ответила на запросы Forbes.

Почему Минфин ополчился на нефтяные налоги и льготы?

На самом заседании кабмина 16 сентября изменения в налоговой отрасли для нефтяников министр финансов Антон Силуанов объяснял тем, что правительство снижает налоговую нагрузку для IT-индустрии и малого и среднего бизнеса, но хочет «повысить отдачу от секторов, связанных с сырьевыми отраслями нашей экономики».

Чиновники правительства вот уже несколько лет выражали недовольство тем, что для нефтяных компаний в налоговом кодексе существует много исключений. Действующий режим налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) напоминает лоскутное одеяло: еще в 2015 году замминистра энергетики Кирилл Молодцов говорил, что под льготы подпадает до 20% общего фонда месторождений (около 400).

В 2020 году, после смены кабинета министров и прихода на пост премьера бывшего главы ФНС Михаила Мишустина, в правительстве «по-новому взглянули на вопросы льгот», говорил в феврале в интервью РБК Антон Силуанов. Тогда же он рассказывал, что в Минфине создается специальный блок, который будет отслеживать, как нефтяные компании выполняют условия соглашений о предоставлении льгот. Нефтяные компании, получившие льготу, должны брать на себя обязательства по инвестициям в новые или действующие месторождения, подчеркивал тогда министр. «Если этого не происходит, льготы забирают. Не выполнил, до свидания — с льготой распрощался», — говорил он.

Так и появилась концепция НДД. Налог вступил в силу в пилотном режиме в 2019 году и распространялся на четыре группы месторождений. Ставка НДД составила 50% c выручки от продажи нефти минус транспортные и другие операционные затраты, экспортная пошлина, НДПИ (он понижался при выплате НДД в среднем на 60%) и капитальные вложения. Кроме того, новый налог не взимался до тех пор, пока разработка новых месторождений не начнет полностью окупаться. Нефтяным компаниям можно было выбирать – применять НДПИ или перейти на новую систему. Многие компании поступали так — по проектам, где им выгодно, они сохраняли НДПИ, и, по большей части, это касалось выработанных месторождений Западной Сибири, а где это было невыгодно – вводился НДД, рассказывает Константин Симонов.

Уже летом 2019 года заместитель министра финансов Алексей Сазанов назвал введение НДД самой большой ошибкой за время его работы в ведомстве. Федеральный бюджет в 2019 году, по его расчетам, недополучил из-за НДД 213 млрд рублей. «Например, если будет вторая волна коронавируса, эти 213 миллиардов могли бы нам помочь простить налоги пострадавшим МСП за 2 квартала», — сказал он в интервью Reuters. «В 2017 году, когда мы обсуждали НДД, нам говорили — это очень правильный режим, вырастут инвестиции. Мы ввели его на 10% добычи, но инвестиции не увеличились ни на рубль. У топ-5 нефтяных компаний абсолютно никак не изменились инвестиции, разница — ноль. А вот дивиденды за это время выросли в два раза — на 500 млрд рублей», — возмущался он.

Читайте также: