Теория налогов теория наслаждения

Опубликовано: 15.05.2024

Теория налогов достаточно точно отражает роль государства в экономике. Государство в силу своего предназначения призвано выражать и защищать интересы всего населения. В период античности и в Средневековье, когда все сферы жизнедеятельности существовали как единое целое, функции государства сводились в основном к защите интересов всех членов общества. В этих условиях объем властных полномочий был чрезвычайно велик. В период раннего капитализма происходит сокращение функций государства и затем в современных условиях возрастает вновь.
Изменение фактической роли государства на разных этапах развития общества, требовало создания различных теоретических и концептуальных основ государства, что находило также отражение в теоретическом обосновании практики налогообложения. Первоначально налоги носили временный характер. Постепенно налоги превратились в основной и постоянный источник государственных доходов в результате возникают различные теории налогов. На ранних ступенях развития государственности задача государства заключалась в ведении войн и защите своих граждан от внешних посягательств. Практика налогообложения этого периода представлена общими теориями.
Общие теории налогов определяют назначение налогов в целом. К ним относятся теория обмена, атомистическая теория, теория наслаждения, налог как страховая премия, классическая, марксистская теории налогов, теория монетаризма, теория экономики предложения, и другие теории налогов. Первой и наиболее распространенной является теория обмена эквивалентов.
Теория обмена основана на возмездном характере налогообложения. Через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию внутреннего порядка. Эта теория отражает отношения между государством и гражданами в средние века, когда за пошлины покупались военная и правовая защита.
Атомистическая теория (С. де Вобан, Монтескье, Гоббс, Вольтер, Мирабо) является разновидностью теории обмена, появилась в эпоху просвещения. Эта теория рассматривает налог как результат договора между государством и гражданами, согласно которому государство обязуется охранять и защищать граждан, а последние не могут уклоняться от уплаты налогов.
Теория наслаждения (Ж. Симонд де Сисмонди) рассматривает налоги как цену, уплачиваемую гражданами за получаемые ими от общества наслаждения. Наслаждение они получают от общественного порядка, правосудия, обеспечения собственности, пользования хорошими дорогами и т. д.
Теория налога как страховой премии (Дж. Мак-Куллох, А. Тьер). Налоги — страховой платеж, уплачиваемый гражданами государству в случае наступления какого — либо риска. Идея страхования может быть, признана в случае, когда государство берет на себя обязанности по обеспечению обороны и правопорядка.
На первом этапе развития капитализма главная задача государства заключалась в формировании условий свободного предпринимательства. Принципы экономического либерализма нашли отражение в формуле laissez-faire (букв. — «оставьте делать» — фр.). Принцип laissez-faire требует полной экономической свободы личности и свободной конкуренции, не ограниченной вмешательством государства. Господствующим для этой эпохи было классическое представление (теория налогового нейтралитета) о роли налогов в экономике, родоначальником которой считается А. Смит. Он считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыноч-ных отношений, охранять права собственности. А. Смит определял налоги как упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов. У. Петти, Ж.-Б. Сей, Д. Рикардо, Дж. Милль считали экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой предложение рождает спрос, а налоги играют роль источников дохо-да государства. Полемика велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и величины изъятия, обусловленной фискальной потребностью. С усложнением экономических отношений в обществе появились новые научные теории.
В марксистской концепции раскрывается публичная (общественная) сущность налогов. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства». И далее отмечается. «Налог — материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».
Кейнсианская теория ориентируется на «эффективный спрос», считая, что спрос, создает предложение. До Дж. М. Кейнса считалось, что основой национального богатства является бережливость. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, которые не вкладываются в производство, а потому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов. Дж. Кейнс ввел в научный оборот теорию «налоги — встроенные стабилизаторы». Эта теория основана на функциональной зависимости между национальным доходом и налогами.
Высокие (прогрессивные) налоги, по его мнению, играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, налоги влияют на сбалансированность экономического роста. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. Налоги как «встроенный стабилизатор» сглаживают этот процесс: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при экономическом кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Колебания происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов.
В условиях все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория «эффективного спроса» не всегда отвечает требованиям экономического развития. Во-первых, в условиях, когда инфляция стала приобретать хронический характер необходимо такое вмешательство государства, которое улучшает предложение ресурсов, а не спрос на них. Во-вторых, экономическая интеграция повышает зависимость каждой страны от внешних рынков. Поэтому кейнсианская концепция «эффективного спроса» дополняется неокейнсианской теорией.
В неокейнсианской теории значительное место отведено налоговым проблемам. Так И. Фишер и Н. Калдор считали необходимым разделение объектов налогообложения по отношению к потреблению.
Отсюда возникла идея налога на потребление, которая являлась одновременно методом поощрения сбережений и средством для борьбы с инфляцией. Деньги, предназначенные на покупку потребительских товаров, с помощью налоговой политики направляются в инвестиции. Но во время спада производства расходы на потребление сокращаются медленнее, чем снижаются доходы, вызывая тем самым ажиотажный спрос. Поэтому поступления от налога на потребление являются более высокими, чем от подоходного налога. Однако Н. Калдор считал, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, на предметы повседневного пользования), более справедлив, чем фиксированный налог с продаж, для людей с низкими доходами. Кроме того, при сравнении с подоходным налогом этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.
Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции. Согласно этому направлению, корректирующие со стороны государства меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. Поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая влияние бюджетной и налоговой политики, неоклассики полагают, что, таким образом, будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства. В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.
Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по их мнению, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования. Другой важный аспект теории — обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории — утверждение, что лучший регулятор рынка — сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.
Общий закон формирования уровня налоговых ставок гласит: широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Очевидно, что высокие и низкие ставки налогов оказывают разное влияние на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению к инвестиционным процессам.
Еще А. Смит указал на то, что от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей, так как освобожденные средства могут приносить дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. Анализ связи между экономическим ростом и налогами по 20 странам в период 70-х годов свидетельствует о том, что в государствах с высокими налогами инвестиции снизились по сравнению с тем же показателем в странах с низким уровнем налогообложения почти в десять раз. Действительно, объективно существует оптимальная доля изъятия прибыли в бюджет. Теория экономики предложения руководствуется идеей радикального сокращения предельных налоговых ставок, понижая тем самым прогрессивность налогообложения.
В 70-е — 80-е гг. прошлого века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция А. Лаффера. Он исходил из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Построив количественную зависимость (кривая Лэффера) между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой проф. А. Лаффер сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность частного сектора. Рост налоговых ставок может приводить к увеличению государственных доходов только до определенного предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета. А. Лаффер сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность частного сектора. В связи с этим задачу оживления деловой активности предстоит решать путем облегчения налогового гнета. Снижение ставки налогообложения приводит к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений.
Повышение роста производства без инфляции достигается главным образом умелым манипулированием налоговыми ставками, налоговыми льготами и прогрессивностью налогообложения. Но, чтобы найти эту количественную зависимость необходимо провести всестороннее исследование активности предприятий в случае применения тех или иных процентных ставок. Их уровень, однако, не должен быть минимален, иначе не будут соблюдены требования бюджета и поставлено под угрозу нормальное функционирование общественного хозяйства, а сами налоги перестанут выполнять функции экономического регулятора. По теории А. Лаффера, развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, т. е. увеличение налогов, увеличивает размеры теневой экономики, легальное и нелегальное укрытие от налогов, при котором большая часть имеющегося дохода не декларируется.
Теория монетаризма, разработанная М. Фридменом, сторонником свободного рынка, предлагает ограничить роль государства регулированием денег в обращении, изъяв лишние деньги как с помощью займов, так с помощью налогов. Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия. В 80-90 годы прошлого столетия индустриально развитые страны осуществили налоговые реформы направленные на стимулирование деловой активности. С этой целью были снижены прямые налоги и повышены косвенные налоги.
Частные теории обосновывают необходимость установления отдельных видов налогов. Среди них наибольшее распространение получили теория соотношения прямого и косвенного налогообложения, теория единого налога, теория пропорционального и прогрессивного налогообложения, теория переложения налогов.
Теория соотношения прямых и косвенных налогов имеет многовековую историю. Вопрос о классификации налогов оказался сложным, дискуссионным. Изначально классификация налогов предусматривала их деление на прямые и косвенные налоги. Такое разделение на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов. Д. Локк установил, что бремя всякого налога, с кого бы он ни взимался, в конечном итоге падает на землевладельца. В результате получалось, что поземельный налог — прямой налог, а все остальные — косвенные.
А. Смит расширил понятия дохода, считая, что доходы приносит не только земля, но также капитал и труд. Смит включал налоги на доход (предпринимательскую прибыль и заработную плату), в прямые налоги, а косвенные налоги определял как налоги, которые падают на расходы.
Дж. Стюарт Милль выдвинул новый критерий — намерение законодателя. Прямой налог — это тот налог, который, по мнению законодателя должен лечь на налогоплательщика, косвенный — тот, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо.
Второй способ деления налогов на прямые и косвенные — разграничение их по способу обложения и взимания. К прямым налогам относили обложение имущества, а к косвенным — обложение поступков. К прямым — налоги на производство, к косвенным — налоги на потребление. В конечном итоге обложение определенного источника было отнесено к прямым, обложение на основе учета общей платежеспособности лица — косвенным налогам.
Немецкий экономист Геккель разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. По его концепции, хозяйство налогоплательщика делится на доходное и расходное. Подоходно-поимущественные налоги были отнесены к категориям прямых, а налоги на расходы на приобретение предметов потребления, — к косвенным налогам. Такое деление налогов на прямые и косвенные исходило из платежеспособности лица, определяемой его доходом или имуществом, а также из связи между доходом плательщика и его потреблением.
В конечном итоге экономисты пришли к выводу, что необходим определенный баланс между прямыми и косвенными налогами, полагая при этом, что прямое налогообложение используются для решения уравнительных целей, а косвенные налоги решают задачи адресных поступлений.
Теория единого налога предполагает наличие одного определенного объекта налогообложения. Различные сторонники в качестве единого объекта предлагают рассматривать: землю, капитал, недвижимость и т. д. Привлекательность этой теории заключается в простоте исчисления и его сбора. Возражения против единого налога сводятся к тому, что, во-первых, несправедливо отягчать налогом только один класс; во-вторых, недостаточности единого налога для покрытия государственных нужд. В чистом виде эта теория практически неприменима, но в сочетании с другими системами налогообложения она может сыграть положительную роль.
В теории пропорционального и прогрессивного налогообложения наиболее полно проявляется социально-экономическая природа налогов. Пропорциональное или прогрессивное налогообложение охватывает проблемы не только налоговой, но и финансово-кредитной политики. В пропорциональном налогообложении независимо от величины дохода проявляется интерес имущих классов. Налоговая прогрессия, по мнению сто-ронников этой теории, уменьшает неравенство и является социально более справедливой. Но она не может обеспечить полной финансовой отдачи, ес-ли одновременно проводится политика нормирования или замораживания заработной платы, или ограничения в потреблении.
В теории переложения налогов исследуются возможности перекладывания налоговой тяжести на других плательщиков. Это осуществляется на рынке в процессе формирования цен и обмена. Различают два способа переложения налогов — переложение с продавца на покупателя (при косвенном налогообложении) и переложение с покупателя на продавца (когда цены высоки из-за налогов).
В настоящее время на практике применяются в большей или меньшей степени все основные концепции общих и частных теорий налогообложения во взаимодействии.

Попытки теоретического обоснования практики налогообложения нашли свое отражение в налоговых теориях.

Полноценное теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII в. все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим работам в этой области.

Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII века и как свод важнейших принципов и положений получили в науке наименование «общая теория налогов», основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.

Вообще налоговая теория представляет собой ту или иную систему научных знаний о сущности налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог подданные приобретают у государства услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, как будто между монархом и подданным действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.

В эпоху Просвещения (XVII – XVIII вв.) появляется разновидность теории обмена – атомистическая теория. Ее представителями выступали французские просветители Себастьян Ле Претр де Вобан – теория «общественного договора» и Шарль Луи Монтескье – теория «публичного договора». Данная теория признает, что налог есть результат договора между подданными и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не имеет права отказаться от налогов, так же как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, поскольку, каким бы государство ни было, оно эффективнее обеспечивает охрану и защиту подданных, чем непосредственно они защитили бы себя сами, указанный обмен выгоден для граждан. Иными словами, налог выступал платой общества за выгоды и мир для граждан.

В первой половине XIX века швейцарский экономист Жан Симонд де Сисмонди в работе «Новые начала политэкономии» сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. С помощью налогов гражданин покупает не что иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения прав личности и собственности. Считая налог и жертвой и наслаждением, Ж.Сисмонди убежденно отстаивал принцип возмездности в отношениях между государством и налогоплательщиком.

В этот же период появляется теория налога как страховой премии (теория страхования), представителями которой выступали французский политик Адольф Тьер и английский экономист Джон Рамсей Мак-Куллох. Согласно этой теории, налог – это страховой платеж, который вносится гражданами государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики тем самым страхуют свою собственность от войны, пожара, стихийного бедствия, кражи и т.п. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты государства по обеспечению обороны и правопорядка.

Наиболее высокий теоретический уровень имеет классическая теория налогов, представителем которой являлись английские экономисты Адам Смит и Давид Риккардо. В этой теории налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны финансировать затраты по содержанию правительства. При этом иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги) налогам не отводилась, а пошлины и сборы не рассматривались в качестве налогов. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит, предусматривающей удовлетворение индивидуальных потребностей путем предоставления экономической свободы для субъектов. А.Смит выступал против централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Он считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности, для чего государству необходимы соответствующие средства. Так как в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) незначительна, основным источником указанных выше расходов должны стать поступления от налогов.

АСмитом были предложены следующие принципы налогообложения:

- равномерность (подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам, т.е. соответственно доходу, участвовать в содержании правительства);

- определенность (налог, который обязывается уплачивать каждое определенное лицо, должен быть точно определен, а не произволен);

- удобство (каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобно платить его);

- дешевизна (каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из дохода народа возможно меньше сверх того, сто он приносит казначейству государства).

Кейнсианская теория, основанная на разработках английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, выступила противоположностью классической теории налогов.

Налогам в этой теории отводится роль главного рычага регулирования в экономике и одних из слагаемых, способствующих ее эффективному развитию По мнению Дж. М. Кейнса, высказанному им в работе «Общая теория занятости, процента и денег», экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов.




Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как встроенные механизмы гибкости. Высокие (прогрессивные) налоги играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость, а налоги как встроенный стабилизатор сглаживают этот процесс: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы; при кризисе налоги уменьшаются быстрее, чем падают доходы, - тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет не только зависят от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения.

Английское правительство успешно применило теорию Дж. М. Кейнса на практике перед началом первой мировой войны, когда все силы государства были привлечены на развитие военного промышленного производства.

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различия в этих основных концепциях заключаются в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. Кейнсианская же концепция утверждает, что динамическое равновесие неустойчиво, из этого следовал вывод о необходимости прямого вмешательства государства в экономически процессы.

Дж.Мид, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение кредитно-денежной политике центральных банков и не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты уповают на создание эффективного механизма перераспределения дохода, который, по их мнению обеспечивает полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории в свою очередь широкое развитие получили два направления: теория экономики и предложения и монетаризм.

Теория экономики и предложения возникла в начале 80-х годов XX века в США. Она предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории – обязательное сокращение государственных расходов. Главный постулат теории экономики предложения – лучший регулятор рынка – сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

Теория монетаризма, разработанная американским экономистом М.Фридменом, приверженцем идей свободы рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием денег в обращении. К тому же в этой теории делается ставка на снижение налогов. Одновременно теория монетаризма одним из основных средств регулирования экономики считает изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы, изъяв лишнее количество денег из обращения, - если не с помощью займов, то с помощью налогов.

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке.

Неокейнсианская теория разделяет объекты обложения по их отношению к потреблению (облагая в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта) и сбережении. (ограничиваясь лишь ставкой процента по вкладу). Отсюда возникла идея налога на потребление, которая является одновременно методом поощрения сбережений и средством борьбы с инфляцией. Деньги, предназначавшиеся ранее на покупку потребительских товаров, могли теперь быть направлены либо в инвестиции, либо в сбережения, и последние превратились бы в капиталовложения с помощью той же бюджетной политики – изъятия излишних сбережений.

Однако во время спада производства расходы на рынке потребления сокращаются медленнее, чем снижаются доходы, вызывая тем самым ажиотажный спрос, поэтому поступления от налога на потребление являются значительно более высокими, чем при обложении подоходным налогом. Таким образом, налоговая система не может играть роль встроенного стабилизатора.

В настоящее время не существует единственно верной теории экономического регулирования. Во многих странах, правительства которых применяют методы регулирования на практике, происходит взаимодействие трех основных концепций: кейнсианской с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма.

В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции и в основном затрагивала проблему сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Однако после революции общепризнанная теория налогов по политическим причинам была подвергнута искажению. И только недавно стали возрождаться дискуссии о построении налоговой системы.

Группа ученых-экспертов под руководством В Фролова выдвинула свою концепцию налогообложения. Сторонник неоклассических методов В/ Фролов, сравнивая ситуацию в России начала 90-х годов в XX в. с военной депрессией в 1929-1931 гг., предлагает не применять слепо «заемные рецепты» а учитывать специфику хозяйственных экономических связей. Ученый считает, что «корни инфляции кроются не в злонамеренном вздувании цен и получении сверхприбыли, а в искаженной структуре экономических пропорций. Возникает парадокс: государство поддерживает производства, находящиеся на грани банкротства, чтобы не произошло экономического и социального краха, кредитами, различного рода льготами, списанием долгов и т.п., нарушая хозяйственные связи, создавая систему банковского контроля за неплатежами, а вместе с этим – базу для инфляции, монополизм. На выполнение задачи по подъему производственной сферы должны быть настроены все экономические механизмы, в том числе и налоговая система как регулятор экономических процессов.

Кроме общих теорий налогов истории развития налогообложения существовали также частные налоговые теории, среди которых одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложений. В ранние периоды развития цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимость товара.

Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения, посредством которого предлагалось установление равномерного налогообложения. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами, и поэтому сторонники косвенных налогов посредством их установления стремились заставить привилегированные классы платить налоги.

Однако в конце XIX. Экономисты пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямыми и косвенными налогами, считая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное – для эффективного обеспечения получения государственных доходов. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» рассматривают даже в качестве одного из принципов налоговой системы.

Социально-политическими реформаторами неоднократно брались на вооружение теории единого налога, в которой рассматривался единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения в своем контексте рассматривает налоговые ставки. Пропорциональное налогообложение предусматривает налоговые ставки, установленные в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины, что, естественно, всегда находило поддержку среди имущих классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости.

В соответствии с прогрессивным налогообложением налоговые ставки и бремя увеличиваются по мере роста доходов налогоплательщиков. Сторонники налоговой прогрессии обосновывали ее справедливость смягчением неравенства между классами и группами путем перераспределения имущества и доходов.

Таким образом, в течение всего своего исторического развития наука о налогах рассматривала и продолжает рассматривать сущность и природу налогов, их место, роль и значение для экономического и социально-политического развития общества, а также экономические и политические условия налогообложения.

Лекция - Налоги в мировой цивилизации.

1. Возникновение и развитие налогообложения.

Теория налогообложения является одной из основных частей экономической науки. При этом практическое налогообложение появилось задолго до возникновения экономики как отрасли знания.

Налоги, прежде чем стать частью экономической науки, на протяжении многих веков развивались эмпирически. Они появились с возникновением первых общественных потребностей, т.е. начали зарождаться еще при распаде родоплеменного строя. Свое развитие налоги получили одновременно с развитием общества и государства, начиная с ранних этапов разделения общественного труда.

Первоначально налоги взимались стихийно по мере того как появлялись общественные потребности. Но когда настала необходимость регулярного взимания налогов, потребовалось законодательное обеспечение этого процесса.

Первое известное нам налоговое законодательство относится к середине XVIII в. до н.э. Это законы вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Они были изложены по определенной системе и включали 282 статьи, касающиеся судопроизводства, собственности и налогов. Налоги царю и местной знати платили свободные землевладельцы и ремесленники. Налоги уплачивались деньгами или натурой, а именно зерном, ремесленными изделиями, скотом и пр. Объектом обложения служили земля, недвижимое и движимое имущество (крупный рогатый скот). Сборщики налогов находились на службе у царя. Размер налога обычно составлял десятину, т.е. 10% доходов от имущества.

В законах царя Хаммурапи уже присутствуют основные элементы налогового законодательства. Это субъекты, объекты, размер налогов, порядок их сбора. Имелись налоги в царскую казну (федеральный бюджет) и местные налоги. В законах содержались меры но защите налогоплательщиков, в том числе от двойного налогообложения.

Для европейских государств базовым стало Римское право. Первоначально римское государство состояло лишь из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время налоги не взимались. Расходы на управление городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства (это было почетно). Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Расходы покрывала сдача в аренду общественных земель. По в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии с достатком.

Финансовая система Руси начала складываться в период объединения Древнерусского государства, т.е. с конца IX в. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Это были кривичи, ильменские славяне, древляне, мери и др. В 884 г. Олег победил днепровских северян и потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега.

Обложение оказалось для них легче, чем во время зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах р. Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а стали платить по одному шлягу. Шляг — это арабская металлическая монета, а «от рала» — это с плуга или с сохи.
Дань уплачивалась как деньгами, так и натурой. Например, древляне платили по кунице с жилья. А население Новгородской земли платило киевскому князю русскими гривнами. Гривна представляет собой слиток серебра весом 5 золотников (примерно 240 г).

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н. М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Было в Древней Руси и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Торговые пошлины взимались за провоз товаров через горные заставы, за перевоз через реки, за право иметь склады, за право устраивать рынки, за взвешивание и измерение товаров.

Судебные пошлины взимались за уголовные преступления. В зависимости от тяжести проступка они составляли от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение убытков, а князю пошлину «виру» 12 гривен. Возмещение убытков и судебную пошлину платили за убийство чужого коня, скота, похищение бобра из ловища и т.д. Если убийца скрылся, виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность жителей верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978—1054), первом российском своде законов, включающем налоговое законодательство.

Работу над Русской Правдой продолжили сыновья Ярослава Мудрого. Получая дань, княжеская власть обеспечивала безопасность проезда купцов, строила дороги, перевозы через реки, заботилась о том, чтобы торговля велась честно. Для последней цели определялись княжеские люди, которые проверяли весы, гири, мерные сосуды. Финансировалась эта работа за счет двух пошлин под названиями «вес» и «мера». Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьменником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» — для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с души мужского пола и с головы скота.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?—1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316—1353).

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства.

Ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов.

Иван Грозный (1530—1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Кроме прямых податей и оброка, практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон. Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров и судебные пошлины.

Несколько упорядочена финансовая система была в царствование Алексея Михайловича (1629—1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определять бюджет страны. При этом налоговое бремя росло. Увеличилась и стала постоянной полоняничная подать. Резко выросла стрелецкая подать, которая ранее была незначительным хлебным налогом. Был введен имущественный налог на наследство. Значительное повышение акциза на соль вызвало возмущение населения и «соляные бунты». Его пришлось отменить, однако он успел нанести серьезный ущерб экономике России.

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672—1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур. Мануфактур-коллегии Петр предписывал поддерживать промышленников-предпринимателей, «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами».

В России бурно развивалась налоговая база. Она давала средства для реорганизации армии, строительства флота. А параллельно шло исследование российских просторов, поиски новых богатств в виде природных ископаемых. Давая отдачу в будущем, все это требовало огромных финансовых ресурсов в настоящем.

При Петре I, по праву получившем прозвище Великого, в соответствии с развитием налоговой базы доходы государства постоянно росли.

По свидетельству известного историка С. М. Соловьева во второй половине царствования Петра I российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».

В правление Екатерины II (1729—1796) пришлось широко использовать систему чрезвычайных налогов. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана Экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующем году на четыре самостоятельные Экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов.

В 1802 г. Манифестом Александра I (1777—1825) «Об учреждении Министерств» создано Министерство финансов. В 1809 г. разработана программа финансовых преобразований «План финансов», связанная с именем крупного государственного деятеля М. М. Сперанского (1772—1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов.
Через несколько лет после «Плана финансов» в 1818 г. в России появился первый крупный труд в области налогообложения: «Опыт теории налогов» Николая Ивановича Тургенева (1789—1871).

После революции финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет.

В 1990 г. налоговая система в России возродилась. В настоящее время воссоздается отечественная научная школа в данной области. Это очень важно, поскольку еще много веков назад на определенном этапе эволюции общества встал вопрос о сущности и природе налогов.

Исторические аспекты возникновения налоговых теорий

Теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVIII в. все представления о налогах были случайны и бессистемны. Основные направления теории налогов складывались под воздействием экономического развития общества. Это потребовало от финансовой науки теоретического обоснования налогообложения.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства.

В более широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным налоговым теориям относятся учения о соотношении различных видов налогов, числе налогов, их качественном составе, налоговой ставке и т.д. Примером частной теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные теории обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и т.д.

Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по поддержанию порядка, по охране от нападения извне и т.д. Данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита.

В первой половине XIX в. была сформулирована теория налога как теория наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. С помощью налогов гражданин покупает наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения защиты личности и собственности и т.д.

В этот же период складывается теория налога как страховой премии. Представители этой теории рассматривали налоги как страховой платеж, который уплачивался подданными государству на случай наступления какого либо риска. Налогоплательщики страхуют себя и свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Однако налоги уплачиваются не для получения суммы возмещения при наступлении страхового случая, а чтобы профинансировать затраты правительства на обеспечение правопорядка, обороны и т.д.

Классическая теория налогов имеет более высокий теоретический уровень, выдвинутая английскими экономистами Смитом и Рикардо в конце XVIII в. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты но содержанию правительства. При этом какая либо иная функция (регулирование экономики, плата за услуги и т.д.) налогам не отводилась.

Смит считал, что в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается и основным источником покрытия расходов должны стать поступления от налогов; что касается иных расходов (на строительство и содержание дорог, содержание судебных и других учреждений), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. При этом считалось, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.

Сегодня классическая теория представляется несостоятельной. Взыскание налогов уменьшает покупательную способность населения и снижает инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены товаров и воздействуют на потребление, а это само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.

Противоположностью классицизма стала кейнсианская теория, основанная на разработках английского экономиста Кейнса). Согласно этой теории налоги являются главным рычагом регулирования экономики и способствуют ее успешному развитию. По мнению Кейнса, экономический рост зависит от денежных сбережений, только в условиях полной занятости, что практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство. Поэтому, по мнению Кейнса, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов.

Налоговая теория монетаризма, выдвинутая в 1950-е годы профессором чикагского университета М. Фридманом, основана на количественной теории денег. Регулирование экономики можно осуществлять через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. Налоги наряду с другими механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымается излишнее количество денег. По теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Согласно теории монетаризма этим фактором являются излишние деньги, а согласно кейнсианской теории — излишние сбережения.

Теория экономики предложения в большей степени, чем кейнсианская, рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования.

По данной теории, высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, что, в конечном счете, приводит к уменьшению налоговых платежей. Предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить всевозможные льготы. Снижение налогового бремени, по мнению авторов, приводит к бурному экономическому росту.

В 1970-1980-е годы в западных странах распространилась и получила признание налоговая концепция американского экономиста А. Лаффера, которым проанализирована взаимосвязь ставки налога и общей суммой налоговых поступлений. Рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета (кривая Лаффера).

Падение налоговых поступлений связано с тем, что более высокая ставка сдерживает экономическую активность, а следовательно, сокращает налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают. В связи с этим задачу оживления деловой активности предстоит решать путем облегчения налогового гнета 1 См.: Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М., 2009. С. 67. .

Некоторое понижение норм налогообложения будет оказывать сильное стимулирующее воздействие на экономику, поскольку происходит:

  • расширение налоговой базы, количественный рост предложения труда и капитала;
  • перелив капитала в ранее сравнительно более высоко облагаемые отрасли экономики;
  • сокращение уклонения от налогов.

Снижение ставки налогообложения приводит к росту производства, что в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений. Таким образом, с помощью снижения налогового бремени может быть решена проблема стимулирования экономического роста, инвестиционной активности и увеличения доходов государства.

Противоречия в оценке налогов между кейнсианским подходом и взглядами представителей экономики предложения фактически оказываются взаимодополняющими, если рассматривать экономическую систему как динамическую. В краткосрочном периоде снижение налогов проявляется в изменении спроса и ведет к падению суммы бюджетных поступлений. Влияние налога на предложение имеет некоторую временную задержку. Снижение налогового давления на предприятие и рост вложений в развитие экономики требуют времени для накопления средств, строительства помещений, закупки оборудования. Только после этого произойдет рост предложения товара.

Применяя ту или иную экономическую концепцию, следует учитывать особенности национальной экономики, цели и задачи ее развития, инерционность с проса и предложения по видам товаров.

Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В ранние периоды, установление косвенного или прямого налогообложения зависело от политического развития общества. Были сторонники идеи приоритета косвенного налогообложения и приоритета прямого налогообложения.

В конце XIX в. экономисты, спорившие по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямыми и косвенными налогами, считая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное — для эффективной мобилизации финансов государства.

Теория единого налога была популярна в разные времена. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, недвижимость, доходы, расходы, капитал и другие объекты.

Признавая положительные моменты единого налога (простоту исчисления и сбора), надо сказать, что каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может быть прогрессивной; она достаточно утопична и практически неприменима.

Согласно теории пропорционального налогообложения налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его размера. Данная теория находит поддержку среди имущих классов.

В соответствии с теорией прогрессивного налогообложения налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода плательщика налогов.

Суть теории переложения налогов заключается в том, что распределение налогового бремени, возможно, только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо - носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения 2 Налоги и налогообложение / Под ред. Б.Х. Алиева. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 18-21. .

Исследование и определение переложения налогов имеет важное значение для налогового регулирования. От него зависит фактическое распределение налогового бремени, поскольку плательщик налога при переложение не является его носителем.

Существует несколько теорий переложения. Представители пессимистической теории (П.Ж. Прудон, Ф. Лассаль) утверждают, что все налоги, в конце концов, падают на потребителей, поэтому все налоги несправедливы, а проблема обложения неразрешима. Представители оптимистической теории (О. Бисмарк, Н. Канар, Л. Тьер) полагают, что все налоги с течением времени в результате диффузии (рассасывания) распределяются равномерно между всеми, на кого бы первоначально они падали. Для установления равновесия требуется время, поэтому старые налоги лучше новых 3 Теория и практика налогов / Под ред. И. Голованова. М., 1930. С. 6-7. .

Актуальность проблемы переложения показывает постоянный интерес к ней на протяжении веков. Ее изучали и освещали в своих трудах многие ученые, в том числе А. Смит, Д. Рикардо, Э. Селигман, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю и др.

В середине XVIII в. физиократы на основе принципа переложения налогового бремени классифицировали налоги на прямые — не перелагаемые и косвенные — перелагаемые. На наш взгляд, это деление глубоко не раскрывает сути явления, поскольку прямые налоги при благоприятных обстоятельствах могут быть переложены через механизм роста цен, в то время как косвенные не обязательно являются перелагаемыми, поскольку рынок не всегда в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам.

Во время экономического подъема, роста спроса увеличивается возможность переложения. В период экономического спада и кризиса уменьшается платежеспособный спрос и возможность перенесения налогов. Условием перенесения налога служат спрос и предложение.

Переложение налогов обусловливает лишь оперативное, кратковременное налоговое регулирование экономики, так как изменение социально-экономической ситуации повлечет за собой и изменение в переложении налогов, изменит их воздействие на экономику.

Проблема переложения налогов окончательно не решена до сих пор. По мнению современных американских экономистов, налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению. По мнению других западных экономистов, от 30 до 50% налогов, уплачиваемых хозяйственниками, перелагаются ими на потребителей.

Проблема переложения особенно актуальна в настоящее время в России, поскольку в структуре розничных цен на товары народного потребления доля всех налогов, сборов и страховых взносов составляет более 30%. В настоящее время эта теория развивается такими российскими учеными, как В. Горский, В. Пансков, В. Штундюков и другими.

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что к идее о налоговом воздействии на воспроизводственный процесс экономисты пришли не сразу. В эволюции взглядов на роль налогов в экономике можно выделить три этапа.

На первом этапе (который продолжался до конца 70-х годов XIX в.) считалось (А. Смит, Д. Рикардо, Н. Тургенев), что налоги предназначены для обеспечения государства необходимыми денежными ресурсами в целях выполнения своих функций, то есть на налог смотрели только с фискальной точки зрения.

На втором этапе (конец 70-х годов XIX в. — начало мирового экономического кризиса) налог воспринимается как «добро» и выясняется возможность его использования в регулировании экономики (А. Вагнер, Ф. Кенэ, А. Тривус).

Начало третьего этапа связано с именем английского ученого Д.М. Кейнса и продолжается в современных условиях. На этом этапе экономистами обосновываются конкретные пути (способы) использования всей гаммы налоговых инструментов в регулировании социально-экономического развития.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:51, реферат

Описание

Существуют различные взгляды на проблему периодизации развития научной теории налогообложения. Так, О.Н. Горбунова выделяет три основных периода в развитии налогообложения, каждый из которых характеризуется своими признаками и особенностями.

Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века.

Содержание

1 Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория 5

2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство

и неоклассицизм. 8

Список использованных источников и литературы 13

Работа состоит из 1 файл

НАЛОГОВЫЕ ТЕОРИИ.doc

1 Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория 5

2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство

и неоклассицизм. 8

Список использованных источников и литературы 13

Существуют различные взгляды на проблему периодизации развития научной теории налогообложения. Так, О.Н. Горбунова выделяет три основных периода в развитии налогообложения, каждый из которых характеризуется своими признаками и особенностями.

Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века. Она отмечает, что возникновение налогов происходит одновременно с появлением первых государств, когда действуют товарно-денежные отношения, формируется государственный аппарат управления и принуждения, на содержание которого требуются средства[1]. В средние века в европейских государствах отсутствовали развитые налоговые системы, налоги имели разовый характер. Развитие государственности диктовало объективную необходимость усиления государственного аппарата, что обусловило возникновение налоговых систем, пришедших на смену разовым, бессистемным платежам.

В конце XVII – начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становились ведущим источником доходной части бюджета. Демократические преобразования в европейских государствах того времени наложили отпечаток и на порядок установления и взимания налогов. Тогда и начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой стал Адам Смит - основатель классической школы. В своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, указал их место в финансовой системе государства[2]. Он обосновал вывод о том, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Наконец, третий период, отмечаемый О.Н. Горбуновой, начинается с начала XX века и характеризуется дальнейшим совершенствованием налоговых систем. Здесь появляются такие научные течения как кейнсианство, основоположником которого стал Джон Кейнс, и неоклассицизм с Альфредом Маршаллом, Милтоном Фридманом и их последователями. Современные ученые полагают, что до сих пор не создано идеальной налоговой системы. Многочисленные налоговые реформы в большинстве стран свидетельствуют о дальнейшем процессе развития налогов и налоговых систем в целом.

Для удобства изложения можно объединить первые два периода, в первой главе - Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая школа. А третий период, соответственно, – во второй главе – Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм.

Из названия глав можно определить и задачи – это исследование научных концепций начиная с XVII века. А так же развитие теории налогообложения c XX века – где основными школами были неоклассическая и кейнсианство.

1.НАЛОГОВЫЕ ТЕОРИИ XVII-XIX ВВ. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

Основоположником теории налогов считается шотландский экономист и финансист Адам Смит. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств. Однако налоговые теории начали зарождаться в более ранний период.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Существуют общие и частные теории налогов. Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения.

Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др. Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.

В эпоху просвещения (XVII-XVIII вв.) появилась разновидность теории обмена услуг - атомистическая теория. Ее представители - французские просветители Себастьен Ле Претр де Вобан (1633-1707) - теория «общественного договора» - и Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – теория «публичного договора». Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой. “Совершенно ясно и признано всеми, — пишет Вобан, — что все подданные государства нуждаются в его защите, без которой они не могут существовать”, и не менее ясно, что “государь, глава и правитель страны, не может дать им эту защиту, если подданные не доставляют ему необходимых для этого средств”. К проблеме обеспечения защиты от внешнего врага присоединяется проблема поддержания внутреннего порядка и спокойствия в стране, для чего необходимы суд, полиция и прочие государственные органы. Для содержания их надо платить налоги. Получается обмен одних ценностей на другие: “подобно тому, как мы оплачиваем купца за купленные у него товары, адвоката за полученный совет, так мы платим и правительству за его услуги”.

Швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди (1773-1842) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налог является одновременно и жертвой, и наслаждением, т.е. при помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждение доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять—таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком.

В этот же период появляется идея налога как страховой премии (основатели французский государственный деятель А. Тьер (1797-1877), английский экономист Дж. Мак—Куллох (1789-1864)). Здесь налоги рассматривают как платеж на случай возникновения какого—либо риска, т.е. налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара, кражи и т. д. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению правопорядка и обороны. Таким образом, идея страхования, может быть признана только в том случае, когда государство берет на себя обязательства осуществлять страховые выплаты гражданам в случае наступления риска.

Классическая теория (теория налогового нейтралитета) выдвинутая английскими экономистами А. Смитом (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) в конце XVIII в., имеет более высокий теоретический уровень. Налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». Что касается затрат по финансированию иных расходов, то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. Считается, что сегодня классическая теория несостоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, чтобы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшают покупательную способность граждан и снижает инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а влияет на многие экономические процессы в обществе. Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели Э. Селигман, Р. Струм, Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нити). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.

2.НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ XX ВЕКА. И НЕОКЛАССИЦИЗМ.

В начале XX в. появились новые налоговые теории. Можно выделить два основных направления экономической мысли – кейнсианское и неоклассическое. Противоположностью классицизма выступает кейнсианская теория, основанная на разработках английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883 - 1946). Центральная мысль этой теории в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и способствуют ее успешному развитию, поскольку изымают излишние сбережения, мешающие экономическому росту. Данная теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно – денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответсвующей системы налогов, не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой. Кейнсианская теория была подорвана по следующим причинам. Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализации, стало необходимым такое вмешательство, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них. Во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Поэтому на смену кейнсианской концепции пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

Неоклассическая теория, одним из основоположников которой считается А. Маршалл, основывается на преимуществе свободной конкуренции, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Маршалл отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение только кредитно – денежной политике ЦБ, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства. В неоклассической теории широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Теория экономики предложения (основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) — рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

Теория монетаризма (основатель М. Фридман) — основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором – излишние сбережения. Основная мысль неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

К частным теориям налогов относятся:

- теория соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос «Каково влияние прямого и косвенного налогообложения на создание сбалансированной налоговой системы?» Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную налоговую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм;

- теория единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из единого источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода;

- теория пропорционального налогообложения базируется на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы;

- теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным;

- теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существует много разновидностей этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.

Читайте также: